Здоровье детей и подростков – . . . —

20.09.12 Лекция 2. Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.

Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функции. В основе здоровья индивида лежит феномен жизни, или жизнеспособность, которая обеспечивается типовыми специализированными структурами, их деятельность реализуется постоянной циркуляцией, потоком пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему и степень ее устойчивости в целом. Эти характеристики – предпосылка для оценки количества и уровня здоровья.

Здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Таким образом, выполнение индивидуумом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья, то есть чем выше способность индивидуума реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья.

Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации, характеризуется энергетическим, пластическим, информационным обеспечением процессов самоорганизации, является основой проявления биологических и социальных функций.

Здоровье – многомерный динамический процесс, взаимосвязанный со средой обитания.

Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствющее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Критерии здоровья:

Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

Уровень функционирования основных систем организма

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности

Способность организма к адаптации

Показатели здоровья.

..

Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года среди всех обследованных, выраженное в процентах.

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений к общему числу обследованных, выраженное в процентах.

Показатели здоровья – медицинские, социального благополучия (демографическая ситуация…), психического благополучия.

Общественное здоровье — качественная интегративная характеристика сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами.

5 Групп здоровья:

1 — лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

2 – группа риска. Дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения.

3 – лица, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4 – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

5 – с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп, для сравнительных сопоставлений в пространстве и времени на разных территориях, для оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинких учреждений и отдельных врачей, для выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, для опреления потребности в специализированных службах и кадрах.

Стадии шкалы здоровья:

Полное здоровье

Практическое здоровье

Предболезнь

Группы последствий неблагоприятного влияния окружающей среды на организм ребенка:

1 – острые и подострые интоксикации и состояния с определенной специфической клинической симптоматикой

2 – подострые и хронические состояния, проявляющиеся неспецифическими общеклиническими изменениями

3 – бессимптомные формы, проявляющиеся изменениями конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей

4 – бессимптомные формы, при которых эффект воздействия имеет длительный латентный период и проявляется клинической картиной заболевания

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас сил организма. В гигиенической трактовке физическое развитие – интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде

Законы физического развития:

1) Чем моложе органим, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития

2) Процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности

3) Протекание процессов роста и развития прослеживаются гендерные различия

Метод исследования физического развития – антропометрия (соматометрия, соматоскопия, динамометрия).

studfiles.net

Комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков. Группы здоровья.

Состояние здоровья определяется ростом и развитием. Рост и развитие – это изменение анатомических и морфологических показателей, т.е. длины и массы тела, пропорций отдельных частей тела, поперечных размеров и объемных, изменения в физиологических системах, тканях и органах — т.е. функциональное направление в возрастном аспекте. Рост и развитие взаимосвязаны, зависят друг от друга; от окружающей обстановки; гигиены социально-бытовой; школьной; гигиены питания; труда и отдыха; занятий физической культурой и спортом. Периоды усиления роста сменяются периодами усиления развития, дифференциации тканей и систем и наоборот. Это так называемая гетерохронность – разновременность двух фаз единого процесса, гармоничность которого зависит от факторов внешних и внутренних.

Гигиенические аспекты здоровья детей и подростков начинаются с профилактической медицины на стадии планирования и зачатия, вынашивания и родов, целым комплексом мероприятий по охране материнства и детства. Это женские консультации, родильные дома, социальная защита – дородовые и последекретные отпуска, перевод на безопасную и легкую работу, поощрения и вознаграждения за ранний учет в женской консультации, за роды. Генетическое консультирование, наблюдения, контроль за внутриутробным развитием, рекомендации профилактического порядка по образу жизни женщины, ее питания, движения, отдыха. В организме матери формируется третий круг кровообращения эмбриона и плода, в первую очередь все хорошее и плохое поступает им, приоритет новой жизни.

Современные гигиенические аспекты роста и развития детей и подростков необходимо начать с термина валеология. Valeo – здравствую с момента зарождения новой жизни. Все болезни детскими ножками входят во взрослую жизнь. Уровень и качество здоровья зависит от многих хорошо управляемых факторов как генетически детерминированных, так и внешних сил природы, образа жизни и помощи профилактической медицины. Весь взаимосвязанный комплекс физического, психического и нравственного здоровья формируется и воспитывается не только окружающим биолого-социальным миром, но и самим человеком.

Здоровье — наивысшее благо.

Научно-технический прогресс уменьшает долю физического труда и увеличивает его интенсивность, интеллектуальную и психическую нагрузку, снижает двигательную активность. Три кита физического, психического и нравственного здоровья — питание, движение, защита. Питание все больше становится рафинированным, высококалорийным, бедным или лишенным биологически активными веществами. Дефицит защиты сном дает рост невротических и астеноневротических состояний. Двигательный голод увеличивает деформации опорно-двигательного аппарата.

Здоровье — интегральный показатель формируется из следующих компонентов: соматического, физического, эмоционального, личностного, нравственного, умственного, духовного, психического, социального.

Для оценки здоровья детей и подростков необходимо использовать как минимум четыре критерия, а именно: 1) наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; 2) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности; 3) уровень функционирования основных систем организма; 4) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

С гигиенической токи зрения наибольшего внимания заслуживает оценка состояния здоровья, основанная на совокупности всех четырех признаков.

Этим целям отвечает методика комплексной оценки и распределения детей и подростков на группы здоровья.

В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от совокупности показателей здоровья, подразделяются на пять групп.

Первая группа это лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, болевшие редко за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие (здоровье, без отклонений).

Вторая группа — ее составляют дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные и морфологические отклонения, часто болеющие — 4 раза в год и более — или длительное одно заболевание — более 25 дней (здоровые, с функциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа — объединяет лиц, имеющих хронические заболевания или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — лица, с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррентных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — включает лиц с тяжелыми заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, такие больные не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля и массовыми осмотрами не охватываются.

Дети и подростки, отнесенные к разным группам здоровья, нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий. Для лиц, входящих в первую группу здоровья организуется учебная, трудовая и спортивная деятельность без каких-либо ограничений в соответствии с существующими программами учебно-воспитательного процесса. Педиатр или терапевт подросткового кабинета в обычные (плановые) сроки проводит их профилактический осмотр. Врачебные назначения при этом состоят из обычных общеоздоровительных мероприятий, которые оказывают тренирующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (иногда ее называют группой риска), требуют более пристального внимания врачей. Дело в том, что данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, своевременное проведение которых обладает наибольшей эффективностью в предупреждении развития хронической патологии в детском и подростковом возрасте. Особое значение имеют гигиенические рекомендации по повышению резистентности организма неспецифическими средствами: оптимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания.

Дети и подростки, отнесенные к третьей, четвертой и пятой группам здоровья, находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей в соответствии с существующими методическими рекомендациями по диспансеризации детского населения.

Больные получают необходимую лечебную и профилактическую помощь, обусловленную наличием той или иной формы патологии и снижения компенсации. В детских и подростковых учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиняется продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости больных хроническими заболеваниями или имеющие врожденные пороки развития направляют в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

В Республике Беларусь осуществляется целенаправленная программа по сохранению здоровья учащихся.

Программа «Здоровье соматическое» проходит под девизом первичной гигиенической профилактики «Я знаю как не болеть». Основными направлениями деятельности в этой программе являются: систематические медицинские обследования детей (сентябрь, май) с распределением детей на медицинские группы по организации правильного распределения физической нагрузки на организм. Определены четыре медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная, специальная медицинская группа и лечебной физической культуры. Одновременно проводится цикл лекций для родителей и учащихся, воспитателей, учителей.

Программа «Здоровье физическое» ставит своей основной задачей диагностику физического состояния детей, их физического развития и здоровья.

Критерии здоровья:

  • для психического — я хочу, желаю;

  • для физического и соматического — я могу;

  • для нравственного — я должен.

Признаки здоровья:

  • мотивация поведения;

  • показатели роста и развития;

  • устойчивость к действию повреждающих факторов;

  • специфическая и неспецифическая резистентность;

  • функциональное состояние и резервные возможности организма;

  • уровень морально-волевых качеств;

  • наличие или уровень заболевания, дефекты развития.

Контроль за состоянием здоровья осуществляют ЛПО. Детские поликлиники, подростковые кабинеты проводят углубленные медицинские осмотры с привлечением разных специалистов.

Современные принципы дифференциации по здоровью позволяют проводить комплексную индивидуальную и коллективную оценку здоровья детей и подростков, скрининг-тесты, социально-гигиенические мониторинги, выделять факторы риска и последствия аварии на ЧАЭС.

studfiles.net

Глава XIII Состояние здоровья детей и подростков

§1. Понятие о здоровье§2. Влияние состояния здоровья школьников на их работоспособность и освоение профессии§3. Инфекционные заболевания§4. Защита организма от инфекции

 

§1. Понятие о здоровье

    Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.     Здоровье взрослого и детского населения — социальное богатство общества.     Здоровье объективно устанавливается по совокупности антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей. Эти показатели определяются в соответствии с возрастом, полом, условиями воспитания и обучения, а также с учетом климатических и географических условий.     Помимо здоровья индивидуального различают здоровье населения как понятие статистическое. Оно достаточно полно характеризуется комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, детской смертностью, уровнем физического развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни.     Для анализа состояния здоровья детских и подростковых коллективов служат такие показатели, как: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость; индекс здоровья, процент длительно и часто болеющих; распространенность и структура, процент лиц с нормальным физическим развитием и лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии; распределение по группам здоровья.     Данные, отражающие общую заболеваемость (распространенность всех заболеваний — острых и хронических) среди населения определенного региона (города, страны) в конкретный период времени, получают на основании анализа обращаемости за медицинской помощью (по записям врачей в медицинских картах) или обработки результатов массовых медицинских осмотров, которые проводятся в детских и подростковых учреждениях. Общая заболеваемость проявляет явно выраженное изменение с возрастом и условиями воспитания. Она наиболее высока среди детей в возрасте 2—3 лет, постепенно снижаясь, дает подъемы с поступлением в школу и в период полового созревания подростков. Процесс адаптации к дошкольному учреждению, к обучению в школе и условиям его организации протекает довольно остро и сопровождается снижением общей и иммунной реактивности организма детей. Снижается общая и иммунная реактивность организма подростков в период бурной нейроэндокринной перестройки организма, обусловленной половым созреванием.     Индекс здоровья — количество детей и подростков, не обращавшихся ни разу в течение года в поликлинику. Он возрастает в 2 раза от I (12,1%) к VIII (24,8%) классу, более чем в 2,5 раза снижается количество учащихся, часто (более 4 раз за учебный год) и длительно болеющих. Снижается и текущая заболеваемость примерно с 263 случаев на 100 детей в I классе до 180 — в VIII классе.

Таблица 21: Ранговое  распределение  заболеваний   (по   обращаемости) разных возрастных групп  (по данным Л. Ф. Бережкова, И.  Д.  Дубинской,  1979)

    Анализ общей заболеваемости включает установление ее структуры — выявление рангового места, которое занимает та или иная группа заболеваний в разные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы. В период от 1 года и до 17 лет первое место удерживают болезни органов дыхания. Второе место в возрасте 1—10 лет занимают инфекционные заболевания, а в возрасте 11—17 лет — травмы и отравления. Болезни органов пищеварения с третьего места в возрасте 7—10 лет перемещаются на пятое — к 11 —14 годам (табл. 21). Такая структура заболеваемости детей и подростков объясняется возрастным морфофункциональным созреванием основных физиологических систем и их совершенствованием, особенностями иммунной системы, соблюдением санитарно-гигиенических правил, предъявляемых к благоустройству, санитарному состоянию и содержанию детских учреждений, режиму дня и нормированию нагрузок.     Вместе с тем с возрастом школьников увеличивается, как уже указывалось, распространенность близорукости, нарушений осанки и частота хронических заболеваний уха, горла и носа.     Министерством здравоохранения СССР была утверждена комплексная оценка состояния здоровья детей и подростков на основании совокупности четырех критериев: наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний; уровень функционального состояния основных систем организма; степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.     На основании этих критериев дети и подростки распределяются на пять групп. Здоровые и практически здоровые дети относятся к I и II группам, больные составляют III и IV группы в разной степени проявления и компенсации болезни. Дети V группы здоровья не посещают детские учреждения общего профиля. Они воспитываются и обучаются в санаторных учреждениях, лесных школах.     I группа здоровья — дети и подростки с нормальным развитием и нормальным уровнем функций; II группа — здоровые дети и подростки, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям; III группа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохранными функциональными возможностями; IVгруппа — дети и подростки, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями.

 

studfiles.net

Состояние здоровья детей и подростков на современном этапе.



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса — ваш вокал


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший «Салат из свеклы с чесноком»


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Здоровье – максимальная производительность органов и систем при сохранении качественных пределов их функции. В основе здоровья индивида лежит феномен жизни, или жизнеспособность, которая обеспечивается типовыми специализированными структурами, их деятельность реализуется постоянной циркуляцией, потоком пластических веществ, энергии и информации внутри системы, а также между ней и окружающей средой. Эти потоки, а также особенности возмущающих воздействий на биосистему поддаются научному анализу, что дает возможность характеризовать биосистему и степень ее устойчивости в целом. Эти характеристики – предпосылка для оценки количества и уровня здоровья.

Здоровье – категория не только медико-биологическая, но и социальная. Таким образом, выполнение индивидуумом своих биологических и социальных функций можно трактовать как проявление здоровья, то есть чем выше способность индивидуума реализовать свои биологические и социальные функции, тем выше уровень его здоровья.

Здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации, характеризуется энергетическим, пластическим, информационным обеспечением процессов самоорганизации, является основой проявления биологических и социальных функций.


Здоровье – многомерный динамический процесс, взаимосвязанный со средой обитания.

Здоровье – состояние оптимального функционирования организма, позволяющее ему наилучшим образом выполнять свои видоспецифические социальные функции.

Здоровье – состояние жизнедеятельности, соответствющее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирование адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста.

Критерии здоровья:

Наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний

Уровень функционирования основных систем организма

Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям

Уровень достигнутого физического развития и степень его гармоничности

Способность организма к адаптации

Показатели здоровья.

…..

Индекс здоровья – удельный вес детей, не болевших в течение года среди всех обследованных, выраженное в процентах.

Патологическая пораженность – частота хронических заболеваний, функциональных отклонений к общему числу обследованных, выраженное в процентах.

Показатели здоровья – медицинские, социального благополучия (демографическая ситуация…), психического благополучия.

Общественное здоровье — качественная интегративная характеристика сбалансированности роста и развития человеческой популяции с природной средой и ее процессами.

5 групп здоровья:

1 — лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения, имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие.

2 – группа риска. Дети и подростки, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения.

3 – лица, имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4 – лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний.

5 – с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями.

Распределение детей по группам здоровья необходимо для характеристики здоровья детской популяции, получения статистических показателей здоровья и численности групп, для сравнительных сопоставлений в пространстве и времени на разных территориях, для оценки эффективности лечебно-профилактической работы детских медицинких учреждений и отдельных врачей, для выявления и сравнения эффекта факторов риска, влияющих на коллективное здоровье детей, для опреления потребности в специализированных службах и кадрах.

Стадии шкалы здоровья:

Полное здоровье

Практическое здоровье

Предболезнь

Группы последствий неблагоприятного влияния окружающей среды на организм ребенка:

1 – острые и подострые интоксикации и состояния с определенной специфической клинической симптоматикой

2 – подострые и хронические состояния, проявляющиеся неспецифическими общеклиническими изменениями

3 – бессимптомные формы, проявляющиеся изменениями конечных показателей развития физических, адаптационных и интеллектуальных возможностей

4 – бессимптомные формы, при которых эффект воздействия имеет длительный латентный период и проявляется клинической картиной заболевания

Физическое развитие – комплекс морфофункциональных свойств, определяющих запас сил организма. В гигиенической трактовке физическое развитие – интегральный итог воздействия на организм факторов окружающей среды, отражающий комфортность его существования в этой среде

Законы физического развития:

1) Чем моложе органим, тем интенсивнее протекают в нем процессы роста и развития

2) Процессы роста и развития протекают неравномерно и каждому возрастному периоду свойственны определенные анатомо-физиологические особенности

3) Протекание процессов роста и развития прослеживаются гендерные различия

Метод исследования физического развития – антропометрия (соматометрия, соматоскопия, динамометрия).

 

04.10.12

Лекция 3.

Введение в гигиену труда.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе его трудовой деятельности. В условиях современного производства они формируютя под влиянием технологического процесса, производственного оборудования, конструктивных решений здания, сырьевых материалов и ряда других факторов.

Условия и факторы, воздействующие на организм работающих, изучаются гигиеной труда.

Гигиена труда – наука, изучающая гигиенические условия, характер труда и их влияние на здоровье, работоспособность человека и разрабатывающая научные основы и практические меры по предупреждению отрицательных последствий трудовой деятельности.

Содержание гигиены труда – научное обоснование нормативов и средства профилактики профессиональных заболеваний, а также прорессирование хроничских заболеваний и их осложнений у работающих. Эта область практической деятельности, решающая вопросы санитарно-эпидемиологического надзора на действующих, строящихся и проектируемых производственных объектах промышленного и с/х назначений.

Предмет гигиены труда:

1 – особенности производственных процессов: оборудование, сырьевые материалы, вспомогательные, побочные, промежуточные и конечные продукты и отходы производства с точки зрения их влияния на организм работающих.

2 – характер организации труда, организация рабочих мест, психологический климат в коллективе, тяжесть и напряженность труда

3 – санитарные условия труда

4 – состояние и гигиеничсеская эффективность санитарно-технических средств и установок, санитарно-бытовых устройств и средств индивидуальной защиты

5 – изменение физиологических функция работающих в процессе трудовой деятельности

6 – состояние здоровья работающих

Цель гигиены труда – сохранить и укрепить состояние здоровья трудящихся путем разработки профилактических мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных заболеваний и других неблагоприятных условий труда на работающих. На основании изучения факторов производственной среды и их влияния на организм работающих гигиена труда разрабатывает гигиенические нормативы, являющиеся основой законодательства в области оздоровления условий труда; санитарные правила устройства и содержания промышленных предприятий; рекомендации по рациональной организации трудовых процессов и рабочих мест; рекомендации по рационализации режима труда и отдыха.

Факторы производственной среды, прямо или косвенно служащие причиной нарушения работоспособности или здоровья работающих – профессиональные вредности.

Опасный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может стать причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья или смерти

Вредный фактор – фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность и длительность) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических или инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасные и вредные факторы:

По происхождению:

Психофизиологические (физические (статические и динамические), перегрузки опорно-двигательного аппарата (тяжести, длительное давление на кожу, суставы, мышцы, кости), гиподинамия, физиологические перегрузки органов кровообращения, дыхания, голосовых связок, нервно-психические перегрузки: умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов, монотонность труда)

Физические (любой фактор, имеющий физическую природу: шум, вибрация)

Химические (токсические вещества различного агрегатного состояния, оказывающие общетоксическое, раздражающее, сенсибилизирующее действие на организм)

Биологические (организмы…)

Опасность производственных травм

По степени вредности:

8 классов профессиональных вредностей в зависимости от степени превышения концентрации или уровня вредного фактора на ПДК или ПДУ

По степени опасности:

Чрезвычайно опасные (ПДК менее 0,1 мг/м3)

Высоко опасные (0,1 – 1)

Умеренно опасные (1,1 – 10)

Малоопасные (более 10)

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, функцтональные системы организма, обеспечивающие его жизнедеятельность. Тяжесть труда определяется физической и динамической нагрузкой, массой тяжести, количеством стереотипных рабочих движений, перемщением в пространстве и т. д.

Напряженность труда – хар-ка трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на ЦНС, органы чувств, эмоциональную сферу работы.

Показатели, характеризующие напряженность труда – интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, монотонность, режим работы.

Профессиональное отравление – острая или хр. интоксикация, вызванная вредным химическим веществом в уловиях производства и подтвержденная в установленном порядке.

Проф. Заболевание – заболевание, развившееся в рез-те воздействия факторов риска, обусловленных трудовой деятельностью.

Основные критерии, позволяющие определить профессиональное происхождение заболевания:

Наличие связи с конкретным производственным фактором

Наличие причинно-следственных связей с производственной средой и профессией.

Превышение среднего уровня заболеваемости у определенной профессиональной группы лиц по сравнению со всей кагортой населения.

В основу классификации профессиональных заболеваний кладется системный или этиологический принцип. Системный принцип основан на преимущественном действии проф. вредностей на определенную систему организма. Этиологический принцип основан на воздействии различных групп повреждающих факторов: химических, промышленных аэрозолей, физических, биологических и связанных с перенапряжением отдельных органов и систем.

Группы:

1 – острые и хр. интоксикации и их последствия

2 – заболевания, вызываемые воздействием промышленных аэрозолей

3 – возникающие при воздействии факторов физической природы

4 – заболевания, сязанные с физ. перегрузками и перенапряжением органов и систем

5 – вызвынные действием биологических факторов

6 – аллергические заболевания

7 – новообразования

В зав-сти от срока формирования проессиональных заболеваний их делят на острые и хронические. Острые отравления развиваются внезапно, после однократного (в течение не более 1 рабочей смены) воздействия вредных производственных факторов. Хр. отравления возникают в результате длительного воздействия вредных факторов.

При установлении диагноза проф. заболевания учитываются сведения о проф. маршруте за весь период трудовой деятельности, данные сан.-гигиенической характеристики, условий труда с указанием конкрентных параметров всех вредных производственных факторов и их экспозиции в соответствии с проф. маршрутом, данные предварительных и периодических мед. осмотров.

Сведения об обращаемости работника в учреждения здравоохранения за мед. помощью и его болезнях, в т. ч. с временной утратой трудоспособности, результаты комплексного клинико-функционального обследования, свидетельствующие о наличии изменений, характерных для данного проф. заболевания.

Проф. обусловленные заболевания – группа болезней, полиэтиологичных по своей природе, в возникновении которых производственные факторы вносят определенный вклад. Характерна большая распространенность, недостаточная изученность количественных показателей, условий труда, определяющих развитие болезни, значительные соц. последствия – характерное влияние на демографические показатели.

Проф. обусловленная заболеваемость – заболеваемость общими болезнями различной этиологии, имеющая тенденцию к повышению по мере увеличения стажа работы в неблагоприятных условиях и превышающая таковую в профессиональных группах, не подвергающихся воздействию вредных факторов.

Профессиональный риск – вероятность повреждения здоровья или смерти работающего, связанное с исполнением им обязанностей по трудовому договору или контракту.

Оценка профессионального риска включает этапы:

1 – оценка структуры и степени проф. риска (количественные хар-ки экспозиции: уровень фактора, время действия, стаж работы; качественные хар-ки экспозиции: тропность действия фактора: органы-мишени, синергизм или антагонизм действующих факторов)

Оценка класса условий труда и объема мер профилактики, срочность проведения профилактических мероприятий.

Предварительная и окончательная оценка проф. риска. Предварительная осуществляется путем оценки гигиенических условий труда при аттестации рабочих мест. Окончательная оценка проф. риска производится по показателям состояния здоровья.

Методология оценки проф. риска включает следующие критерии:

Предварительную оценку по показателям руководства

Окончательную медико-биологическую оценку по показателям здоровья и жизни (включает шкалу класса по индексу проф. заболевания и шкалу связей нарушений здоровья с работой по величинам относительного риска и этиологической доли фактора)

4 класса условий труда:

1 класс – оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется здоровье работающих, создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности

2 класс – допустимые условия труда – характеризуется такими факторами производственной среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомства.

3 класс – вредные условия труда — вредные производственные факторы, превышающие гиг. нормативы и оказывают неблагоприятное действия на организм работающего и/или его потомства. Эти условия по степени превышения гиг. нормативов и выраженности изменений в организме работающего делятся на 4 степени вредности:

1 степень 3 класса (3-1) – условия труда, храктеризующиеся такими отклонениями вредных факторов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся при более длительном прерывании контакта с вредным фактором и увеличивают риск повреждения здоровья.

2 степень 3 класса (3-2)– уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к профессиональным обусловленным заболеваниям, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных щаболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции

3 степень 3 класса (3-3)– условия труда, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести, часто сопровождается потерей трудоспособности. В период трудовой деятельности – росту хронической патологии, включает повышение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности

4 степень 3 класса (3-4)– условия труда, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональной патологии. Рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности

4 класс – опасные/экстремальные условия труда – характеризуюся уровнем производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены или ее части создают угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений

Приоритеты:

Улучшение социально-экономического положения трудоспособного населения

Совершенствование нормативных и законодательных баз, обеспечение здоровья работающего населения и приведение ее в соотвествие с международными правовыми нормами.

Повышение соц ответственности и экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда и сохранения здоровья работников

Улучшение организации первичной медико-санитарной и специализированной профессиональной патологической помощи

Научная разработка идеологии управления, профессиональными и другими факторами риска здоровья работников

Формирование здорового, социального активного образа жизни

Профилактика состоит из системных мер, направленных на снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний работников, предотвращения или замедления их прогрессирования, уменьшения неблагоприятных последствий. Она включает мероприятий медицинского (сан-гиг, леч-проф), экономического, правового характера.

Этапы профилактики:

1 Сан-эпидемиологическое нормирование вредных и опасных производственных факторов, разработка списков противопоказаний для приема на работу

2 Сан-гигиенический мониторинг условий труда и состояния здоровья работающих на государственном, региональном и индивидуальном уровнях с последующим принятием управленческих решений и разработкой профилактических программ на производстве

3 Осуществление диспансерного наблюдения и оздоровления с учетом патогенетических особенностей, формирования профессиональных и проф-обусловленных заболеваний

4 Практическое лечение и целевое оздоровление

5 Сохранение остаточной трудоспособности и возможности адаптации в профессиональной и социальной средах

6 Целевое санитарно-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни.

18.10.12

Лекция 4.


megapredmet.ru

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — Большая Медицинская Энциклопедия

ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — комплекс государственных и общественных социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья детей и подростков.

Программой Коммунистической партии Советского Союза одной из важнейших выдвинута задача «…обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил» (КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, изд. 8, т. 8, с. 269). Важная роль в этом принадлежит детским учреждениям и подростковым кабинетам поликлиник, в к-рых мед. наблюдение за детьми осуществляется врачами и медсестрами.

История

В дореволюционной России в конце 19 в. в гимназиях была введена должность школьного врача, в обязанности к-рого входило лечение учащихся и персонала учебных заведений, а также контроль за соблюдением гиг. условий обучения и физическим воспитанием учащихся. В ряде крупных городов России возникли организации врачей городских училищ, главной обязанностью к-рых являлось осуществление надзора за сан. состоянием учебных заведений и принятие мер, направленных на предупреждение возникновения и распространения инф. болезней.

Сразу после свершения Великой Октябрьской социалистической революции Советское государство взяло на себя ответственность за охрану здоровья детей и подростков. Был принят ряд законов, предусматривающих развитие сети детских леч.-проф, учреждений. Декретами Советского правительства было провозглашено всеобщее начальное бесплатное образование, введено бесплатное питание детей в возрасте до 15 лет, запрещен труд детей до 14 лет и ограничена продолжительность рабочего дня подростков до 4 час. в сутки с сохранением полной заработной платы. Большинство декретов было подписано В. И. Лениным (см. Законодательство о здравоохранении, Здравоохранение). Проводилась большая работа в области охраны здоровья детей (см. Охрана материнства и детства).

В конце 1917 г. при Комиссариате по народному просвещению для наблюдения за врачебно-санитарным состоянием школ и за физическим и умственным развитием детей создается Главный школьно-санитарный совет с исполнительным органом — отделом школьной санитарии и гигиены, руководство к-рым было возложено на В. М. Бонч-Бруевич (Величкину). Отдел занимался вопросами мед. наблюдения за детьми старше 3 лет, внедрения физкультуры, привития сан.-гиг. навыков школьникам. Этот отдел в 1918 г. был передан в Наркомздрав РСФСР (в связи с образованием последнего) и переименован в отдел охраны здоровья детей и подростков.

В 1921 г. введено в действие подписанное В. И. Лениным положение СНК об охране здоровья детей и подростков. Для осуществления задач по О. з. д. и п. создавались детские профилактические амбулатории, позднее преобразованные в детские амбулатории, а затем в детские поликлиники; в 1924 г. были учреждены должности врачей по охране здоровья подростков, развернута сеть профессиональных консультаций.

Организация службы охраны здоровья подрастающего поколения развивалась не только в леч.-проф, направлении, но и санитарно-эпидемиологическом. Для борьбы с инф. заболеваемостью в Наркомздраве РСФСР создается сан.-эпид, секция; в изданном в 1922 г. декрете СНК РСФСР «О санитарных органах Республики» СЭС вменялось в обязанность проводить мероприятия по охране здоровья детей. Развернувшееся строительство школ и детских учреждений потребовало введения в 1935 г. должности госсанинспек-торов по школьной гигиене в составе Государственной санитарной инспекции.

Задачи здравоохранения по оздоровлению детей и подростков были определены Всероссийским совещанием работников охраны здоровья детей и подростков в марте 1936 г. Детские леч.-проф, амбулатории были преобразованы в детские поликлиники, в 1938 г. утверждается положение о работе врача-педиатра в учебно-воспитательных учреждениях, по к-рому в обязанность врача входило углубленное изучение состояния здоровья учащихся школ и воспитанников детских садов, проведение оздоровительных мероприятий и осуществление сан. контроля за содержанием школ и дошкольных учреждений.

В организации и становлении системы О. з. д. и п. большую роль сыграли видные ученые и врачи — Д. Д. Бекарюков (см.), М. Д. Большакова, Л. Н. Заглухинская, П. М. Ивановский, А. А. Кисель, М. И. Корсунская, Н. В. Мананникова, В. И. Молчанов, А.-В. Молъков, О. Д. Соколова-Пономарева, Г. Н. Сперанский, М. А. Шустова и др.

В тяжелые годы Великой Отечественной войны Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно проявляли заботу о детях.

В послевоенные годы продолжалось расширение сети детских и подростковых учреждений, дальнейшее повышение качества медпомощи. К концу первой послевоенной пятилетки (1946—1950) число детских леч.-проф, учреждений превысило довоенный уровень.

За время существования нашего государства приняты постановления Коммунистической партии и Советского правительства, предусматривающие мероприятия по улучшению работы школ, дошкольных учреждений и учебных заведений системы профтехобразования, строго регламентирующие учебу, труд, отдых, воспитание и полноценное развитие детей и подростков. Право на образование и охрану здоровья детей закреплено Конституцией СССР и Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (см. Коммунистическая партия Советского Союза).

Новым проявлением заботы о здоровье детей и подростков явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» (1981), опубликованное вскоре после окончания работы XXVI съезда КПСС. В одиннадцатой и двенадцатой пятилетках будет обеспечено всемерное развитие сети детских садов и яслей, школ и групп с продленным днем, пионерских лагерей и других детских учреждений.

Охрана здоровья детей

Успехи социально-экономического развития СССР дали возможность направить огромные средства на развитие народного образования и здравоохранения, и в первую очередь на охрану здоровья женщин и детей. Государство несет до 80% расходов по содержанию детей в учебно-воспитательных учреждениях.

В СССР создана сеть детских санаториев (см. Санаторий, санаторий детский), а также санаториев, домов отдыха и пансионатов для родителей с детьми, в к-рых ежегодно лечится и отдыхает св. 1,5 млн. школьников. Кроме того, ежегодно более 12 млн. школьников отдыхает в пионерских лагерях (см.), ок. 20 млн. школьников принимает участие в различных спортивных соревнованиях, ок. 2 млн. занимается в детско-юношеских спортивных школах и несколько десятков тысяч — в спортивно-технических школах. По месту жительства детей только за 1976—1979 гг. построено ок. 11 тыс. спортивных площадок, создано более 1 тыс. физкультурно-спортивных клубов и ок. 9 тыс. спортивных групп.

Детям, находящимся на воспитании в детских учреждениях и обучающимся в школах, обеспечиваются необходимые условия для сохранения и укрепления здоровья и для гиг. воспитания. Учебно-трудовая нагрузка, а также примерный режим занятий детей* определяются по согласованию с М3 СССР. Контроль за охраной здоровья детей и проведение оздоровительных мероприятий в детских учреждениях и школах осуществляют органы и учреждения здравоохранения совместно с органами и учреждениями народного образования при участии общественных организаций.

Профилактическая направленность — ведущий принцип советского здравоохранения — нашла свое наибольшее отражение в организации медпомощи детям. Первостепенное значение имеет активное привлечение трудящихся к мероприятиям органов здравоохранения, что является отличительной чертой системы О. з. д. и п.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) намечены конкретные меры повышения уровня медпомощи детям и подросткам.

Ведущее место в организации медпомощи детям занимают поликлиники, к-рые проводят мероприятия по раннему выявлению и своевременному лечению заболевших детей. Оказание поликлинической помощи детям в СССР построено по системе единого педиатра, к-рая обеспечивает непрерывное врачебное наблюдение за каждым ребенком до 14 лет включительно. Количество детских поликлиник с каждым годом увеличивается, улучшается их оснащение диагностической и леч. аппаратурой, ведется строительство крупных поликлиник на 600—800 посещений в смену. Для консультаций и лечения привлекаются специалисты узкого профиля. Основной принцип работы детских поликлиник — сплошная диспансеризация детского населения обслуживаемой территории. Медпомощь детям в дошкольных учреждениях осуществляется в городах детскими поликлиниками, в сельской местности — районными и участковыми б-цами из расчета 250 детей ясельного возраста или 700 детей дошкольного возраста на одного врача-педиатра в городах и соответственно 350 и 1000 детей — в сельской местности. Детскими поликлиниками обеспечивается медпомощь школьникам (на одного врача 2500 учащихся). В нек-рых школах развернуты физиотерапевтические, зубоврачебные и логопедические кабинеты.

Руководство работой по оказанию медпомощи в детских дошкольных учреждениях и школах осуществляют школьно-дошкольные отделения детских поликлиник, которые организуются в поликлиниках, где более 9 врачей работает в школах и дошкольных учреждениях; их основной задачей является организация леч.-проф, и сан.-гиг. мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, улучшению физического развития, успешному обучению и воспитанию детей. С этой целью обеспечивается наблюдение за состоянием здоровья детей в яслях-садах и школах путем проведения углубленных медосмотров с участием специалистов разного профиля и последующего диспансерного наблюдения за детьми, у к-рых выявлены отклонения в состоянии здоровья; контроль за физическим воспитанием и профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей; внедрение в жизнь школы и детских дошкольных учреждений гиг. рекомендаций по режиму учебных занятий и контроль за сан.-гиг. условиями; организация рационального режима и полноценного питания; проведение противоэпидемических мероприятий; оказание консультативной помощи школьникам старших классов в вопросах выбора профессии; проведение сан.-просвет. работы среди учащихся, учителей и родителей, включая проблемы полового воспитания.

Важное место в деятельности школьно-дошкольных отделений поликлиник отводится вопросам диспансеризации (см.), преемственности в работе, особенно в наблюдении за больными и ослабленными детьми, организации оздоровления детей в пионерских лагерях, санаториях, загородных дачах детских учреждений. Отделения являются методическими центрами, что позволяет правильно организовать, систематически контролировать и направлять работу врачей школ и детских учреждений, участковых педиатров, врачей-специалистов поликлиники, глубже анализировать и рационально планировать мероприятия по дальнейшему улучшению качества медпомощи и оздоровительной работы, осуществлять повышение квалификации педиатров р-на, изучать и распространять передовой опыт их деятельности.

Охрана здоровья подростков

Охрана здоровья подростков в СССР является одной из важнейших государственных задач. Медпомощь подросткам (от 15 до 17 лет включительно) оказывают поликлиники для взрослых и сеть специальных подростковых кабинетов поликлиник и кабинетов, организованных в составе МСЧ (1 врач и 1 медсестра на 1500 подростков и на фельдшерских здравпунктах 1 фельдшер на 500 подростков). Число подростковых кабинетов ежегодно увеличивается, улучшается их укомплектованность врачебными кадрами. В ряде городов организованы специальные терапевтические отделения для подростков. В период зимних и летних каникул большинство учреждений отдыха предоставляется молодежи; кроме того, св. 2 млн. старшеклассников ежегодно укрепляют свое здоровье в спортивно-оздоровительных, туристских лагерях, в лагерях труда и отдыха и других учреждениях.

Основными задачами мед.-сан. обеспечения подростков являются систематическое наблюдение за их здоровьем и физическим развитием (проведение ежегодных углубленных медосмотров), организация и проведение своевременных леч.-проф. мероприятий по укреплению их здоровья. Профилактические медосмотры позволяют обеспечить динамическое наблюдение за состоянием здоровья подростков.

Актуальное направление в медицине — проф. ориентация подростков; она предусматривает рекомендации по будущей трудовой деятельности с учетом функц, возможностей подростка. Подростковый врач обеспечивает систематический учет работающих подростков, учащихся ПТУ, учащихся старших классов школ в возрасте 15 — 17 лет включительно, студентов техникумов и училищ, проводит ежегодные периодические медосмотры подростков р-на; он осуществляет связь со специализированными отделениями, диспансерами, СЭС, директорами школ, общественными организациями по вопросам охраны здоровья и труда подростков, принимает участие в работе по определению проф. пригодности работающих подростков и проф. ориентации учащихся 8—10 классов школ, изучает условия и режим труда, учебы и быта подростков на производстве, в учебных заведениях, в общежитиях и дома с целью разработки предложений по их улучшению.

Особое внимание обращается на изучение и анализ общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности; проведение диспансеризации и учет эффективности леч.-проф. мероприятий; отбор больных на сан.-кур. лечение, диетическое питание; перевод подростка на другую работу и т. д. Осуществляется врачебный контроль за подростками, занимающимися физкультурой и спортом. Врачи подросткового кабинета оказывают медпомощь учащимся ПТУ, техникумов и училищ, проживающим в общежитиях.

Специализированную помощь подросткам оказывают врачи соответствующего профиля, а медпомощь на дому — участковые врачи поликлиник.

Санитарный надзор за детскими и подростковыми учреждениями. Основными задачами работы СЭС в области гигиены детей и подростков являются: осуществление за детскими и подростковыми учреждениями предупредительного и текущего санитарного надзора (см.) с целью улучшения условий воспитания и обучения детей, условий труда, быта и учебы подростков; анализ сан. состояния учреждений для детей и подростков; разработка оздоровительных мероприятий на основе действующих сан.-гиг. и сан.-эпид, правил и норм.

Врач СЭС принимает участие в решении вопроса о предоставлении земельных участков под строительство детских и подростковых учреждений; проектировании, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию вновь выстроенных, капитально переоборудованных и реконструированных учреждений; производстве одежды, обуви и других предметов детского обихода, школьной и детской мебели, учебно-наглядных пособий, детских игрушек и оборудования для детских и подростковых учреждений.

Важным разделом работы по О. з. д. и п. также являются: разработка проектов решений партийных и советских органов и проектов приказов органов здравоохранения по вопросам охраны здоровья детей и подростков; составление годовых и перспективных планов профилактических и санитарно-оздоровительных мероприятий по дальнейшему улучшению сан. состояния детских и подростковых учреждений обслуживаемой территории; проведение совместно с органами здравоохранения, об-вом Красного Креста и Красного Полумесяца, органами народного образования и другими общественными организациями смотров сан. состояния, режима воспитания, питания, физической подготовки и т. п. в учреждениях для детей и подростков; участие в пропаганде гиг. знаний среди родителей, учащихся и персонала детских и подростковых учреждений. Эта работа осуществляется гл. обр. врачами по гигиене детей и подростков СЭС, работающими в тесном контакте с врачами подростковых кабинетов и детских поликлиник. Врачи подростковых кабинетов особое внимание обращают на текущий сан. надзор за режимом и условиями учебных занятий и труда подростков на производстве, в училище, техникуме, общежитии, контроль за питанием, проведение мероприятий по борьбе с гельминтами и профилактических прививок, сан.-просвет. деятельность.

Основные направления научных исследований по охране здоровья детей и подростков

Насущные проблемы охраны здоровья детей и подростков помогают решать научные ин-ты педиатрического и гиг. профиля (см. Научно-исследовательские институты) и кафедры педиатрии мед. ин-тов и ин-тов усовершенствования врачей. Ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени ин-т педиатрии АМН СССР, выполняющий функции головного научного учреждения по этой проблеме, играет большую роль в разработке научно-методических и организационных вопросов.

Научные коллективы изучают особенности развития детского организма, разрабатывают методы профилактики и лечения различных заболеваний, решают проблемы совершенствования организационных форм оказания поликлинической и стационарной помощи детям, занимается изучением проблем профилактической работы со здоровым ребенком, его питания, физического воспитания, закаливания, адаптации, развития высшей нервной деятельности и пр. (см. Педиатрия) .

В решении общегосударственных задач охраны здоровья детей и подростков большая роль принадлежит гиг. науке, создание и развитие к-рой стало возможным только после Великой Октябрьской социалистической революции. Головным учреждением по данной проблеме является Научно-исследовательский ин-т гигиены детей и подростков, созданный в Москве в 1959 г. Гигиенисты решают проблемы профилактической медицины, основными задачами к-рой являются изучение и разработка конкретных гиг. рекомендаций по созданию оптимальных условий обучения и воспитания подрастающего поколения, сохранению и укреплению его здоровья, обеспечению благоприятного и гармоничного развития детского организма. Значительное количество исследований посвящено изучению физического развития детей и подростков с точки зрения процесса акцелерации, в к-рых подчеркивается взаимосвязь физического развития с состоянием здоровья, с заболеваемостью, с влиянием социальных и генетических факторов, раскрываются причины и следствия ускорения роста и развития детского организма (см. Акцелерация, Физическое развитие).

Научно-исследовательские учреждения гиг. профиля занимаются изучением взаимодействия развивающегося организма и факторов окружающей среды, разработкой гиг. нормативов, способствующих успешному формированию и развитию детского и подросткового организма и укреплению здоровья подрастающего поколения (см. Гигиена детей и подростков).

Здравоохранение СССР и других социалистических стран перешло к новому, более высокому этапу профилактики, целью к-рого является предупреждение отклонений от оптимального уровня развития морфол. и функц, свойств растущего организма.

Достигнутые успехи в охране здоровья детей и подростков стали возможными в условиях социалистического строя, где забота о детях является одной из важнейших функций государства.


Библиография: Клиника заболеваний, физиология и гигиена в подростковом возрасте, под ред. Г. Н. Сердюковской и др., с. 451, М., 1978; Минх А. А. и СердюковскаяГ. Н. Социальногигиенические проблемы воспитания подрастающего поколения, в кн.: Общество и здоровье человека, с. 266, М., 1973; Сердюковская Г. Н. Гигиена детства — важнейшее звено охраны и укрепления здоровья детей, в кн.: Охрана здоровья детей, в. 7, с. 3, М., 1979; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред, Б. В. Петровский, с. 121 и др., М., 1977.


xn--90aw5c.xn--c1avg

критерии, группы здоровья, показатели здоровья

Лечебно-профилактические учреждения при проведении мас­совых медицинских осмотров используют методику комплексной оценки и схему распределения детей и подростков на группы здо­ровья. В соответствии с этой схемой дети и подростки в зависимо­сти от совокупности показателей здоровья подразделяются на пять групп.

Первая группа — дети, не имеющие хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имею­щие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и не­рвно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).

Вторая группа — дети и подростки, не страдающие хрониче­скими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфофункциональными отклонениями и сниженной сопротивляемостью).

Третья группа — дети, больные хроническими заболеваниями или с врожденной патологией в состоянии компенсации, с ред­кими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).

Четвертая группа — лица с хроническими заболеваниями, врож­денными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с на­рушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых интеркуррен-тных заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).

Пятая группа — дети, больные тяжелыми хроническими забо­леваниями в состоянии декомпенсации, со значительно снижен­ными функциональными возможностями (больные в состоянии декомпенсации).

В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоро­вья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.

Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудо­вая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обыч­но из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих трени­рующее воздействие на организм.

Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внима­ния врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздорови­тельных мероприятий, направленных на повышение резистент-ности организма неспецифическими средствами, такими как оп­тимальная двигательная активность, закаливание естественными факторами природы, рациональный режим дня, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.д.

Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются вра­чом индивидуально с учетом направленности отклонений в со­стоянии здоровья и степени резистентности организма.

Дети и подростки 3, 4 и 5 групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они полу­чают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, об­условленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничи­вается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При не­обходимости они направляются в специальные детские и подрост­ковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целена­правленно проводится лечение и воспитание.

Наряду с индивидуальной оценкой здоровья детей и подрост­ков необходимо оценивать и здоровье детских и подростковых коллективов (врач дошкольного учреждения, школьный врач участковый педиатр). При этом рекомендуется использовать сле­дующие показатели:

  1. Общая заболеваемость.

  2. Инфекционная заболеваемость.

  3. Индекс здоровья — процент длительно и часто болеющих.

  4. Распространенность и структура хронических заболеваний.

  5. Процент лиц с нормальным физическим развитием и имею­щих недостатки в умственном и физическом развитии.

Распределение по группам здоровья.

studfiles.net

Статья «Факторы, формирующие здоровье детей и подростков»

Факторы формирующие здоровье детей и подростков

1. Здоровье родителей
Как известно, генетическая составляющая играет довольно важную роль в становлении здоровья. Однако многие списывают на наследственность гораздо больше, чем стоило бы. На самом деле, вероятность развития тех или иных патологических состояний в большей степени зависит от воздействия окружающей среды. Тем не менее, от того, как родители готовились к рождению крохи, зависит многое в становлении его здоровья на начальном этапе, ведь предрасположенность к тем или иным заболеваниям закладывается еще в материнской утробе. Так если мама и папа еще до зачатия крохи прошли все необходимые исследования, отказались от вредных привычек, вылечили все болезни, то их ребенок имеет больше шансов на рождение абсолютно здоровым. 
2. Экология
К сожалению, этот фактор оказывает достаточно значимое влияние на формирование здоровья ребенка. Во время беременности будущей маме желательно побольше находится в зеленых зонах, не дышать дымом и выхлопными газами. После рождения ребенка нужно гулять с ним на природе, выезжать на лето к морю либо подальше от шумного города, например, в деревню. 
3. Микроклимат в семье
Данный фактор играет очень важную роль на становление здоровья ребенка и подростка. Многие специалисты утверждают, что болезни, с которыми сталкивается человек на протяжении всей своей жизни, в большей части имеют психосоматическую природу. Это значит, что они провоцируются какими-то неприятностями, неразрешенными конфликтами и другими проблемами. 
У маленьких детей весь их мир – это семья, поэтому если родители любят друг друга, дарят друг другу внимание и нежность, то ребенок имеет все шансы вырасти эмоционально адекватным и физически здоровым. Влияние постоянных скандалов, ссор и даже драк приводит не только к психологическим травмам, но и к явным заболеваниям. Кроме того дети с эмоциональной нестабильностью часто становятся агрессивными, связываются с дурными компаниями, пробуют в раннем возрасте алкогольные напитки и сигареты, что соответствующим образом сказывается на состоянии их здоровья. 
4.Образ жизни
Основное влияние на здоровье ребенка оказывает тот образ жизни, который ведет семья и согласно которому приходится жить ему самому. Этот фактор включает в себя несколько подпунктов, а именно правильное рациональное питание, адекватные физические нагрузки и воздействие свежего воздуха (закаливание, прогулки и т.п.). 
5. Питание
Так здоровье малыша и правильное рациональное питание тесно взаимосвязаны. Этот факт известен каждому из нас. Многие уверены, что здоровые дети должны есть исключительно по расписанию – четыре раза в день. Однако такое мнение ошибочно. При правильном подходе к питанию ребенок должен есть по аппетиту, соответственно не нужно заставлять его есть, если он не хочет. 
Желание подкрепится – это наглядный индикатор состояния организма, и переедание может приносить вред. При насильственном кормлении как раз таки и возникает переедание, а это перенагружает желудок и приносит множество неприятностей. 
Для полноценного питания в рационе ребенка должны обязательно присутствовать овощи и фрукты, рыба, нежирное мясо, яйца. Не стоит забывать и о молочных продуктах, соках, кашах. Родители должны грамотна распределить питательный набор на целый день, так, чтобы ребенок получал все необходимые ему вещества, обеспечивающие полноценный рост и развитие. 
6. Физические нагрузки
Детей нужно с малых лет привлекать к спорту. Еще с грудничками можно посещать занятия в бассейне, ходить на сеансы массажа и лечебной физкультуры. 
Деткам более старшего возраста на пользу пойдут различные платные тренировочные мероприятия, либо просто длительные прогулки на свежем воздухе. 
Особенно полезно проводить максимально много времени с ребенком, показывая ему на своем примере, что физкультура и спорт это хорошо. Отличной традицией являются семейные воскресные прогулки на роликах, утренние либо вечерние пробежки на ближайшем стадионе. 
Во время любых спортивных занятий родителям стоит учитывать, что кровообращение у ребенка работает гораздо лучше, чем у взрослого, поэтому одевать активного малыша нужно легче, чем себя. 
7. Свежий воздух и закаливание
Чтобы вырастить действительно здорового малыша нужно уделять время его закаливанию. Это и обливания прохладной водой, и прогулки в любую погоду, и хождение босиком. Еще с грудного возраста нужно оставлять малыша голеньким для своеобразных воздушных ванн. Все эти мероприятия тренируют иммунную систему, помогая ей адекватно реагировать на изменения окружающей среды. Благодаря этому ребенок будет нормально переносить сквозняки, похолодания, атаки микробов и вирусов, а при заболеваниях выздоровление будет наступать намного быстрее. 

Заключение
Навскидку видно, что более чем на три четверти факторы влияющие и формирующие здоровье детей зависят от их родителей. Конечно, здоровье ребенка зависит от множества факторов, но основной критерий его становления – это правильный образ жизни, как малыша, так и его родителей. И не нужно перекладывать свою ответственность на садик и школу. Не занимайтесь самообманом! Что посеете – то и пожнете…

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *