Весёлые упражнения на развитие речи: делаем дома!
Ребёнок неправильно произносит звуки, а некоторые вообще «теряет», как будто их в словах и не было? Заняться речевым развитием стоит до того, как он пойдёт в школу и столкнётся с проблемами. Как сделать это правильно? Вот несколько полезных упражнений от логопеда, блогера Юлии Корсаковой, которые она советует в книге «Как развить у ребёнка внимание, память, речь: для детей от 4 до 6 лет».
Юлия Корсакова, логопед, блогер
В возрасте от 4 до 6 лет следует уделить особое внимание формированию всех звуков родного языка, лексико-грамматического строя речи, профилактике дисграфии (нарушение письма) и дислексии (нарушение чтения). Важной составляющей является артикуляционная гимнастика для детей от 4 лет. Как её выполнять?
- Ежедневно.
- 3—4 раза в день по 5—10 минут.
- Каждое упражнение проделываем 5—15 раз.
- Артикуляционную гимнастику выполняем сидя или стоя, находясь друг напротив друга. Лежа делать нельзя!
- Наклоняйтесь перед лицом ребёнка на расстоянии 15—20 см.
- Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ, затем переходить к играм с языком.
К 5 годам в норме должны встать все звуки речи. Если у вашего ребёнка проблемы со свистящими, шипящими и сонорными, то эти упражнения будут очень полезны для вас. Важно работать над речевым выдохом:
- носом делаем вдох, ртом выдох,
- губы тянем трубочкой, как хобот у слона.
Если ваш малыш заменяет звуки или произносит их неправильно, не умеет различать звуки на слух, необходимо продолжать работать над фонематическим слухом. К 5 годам ребёнок уже должен уметь определять на слух, есть ли в слове определённый звук, подбирать на заданные звуки слова.
Развитие фонематического слуха — залог успешного обучения чтению и письму. Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.
Самое главное: наберитесь терпения и избегайте критики и отрицательных оценок. Помните, что вы играете со своим ребёнком. Занятия должны доставлять ему удовольствие. Хвалите малыша за минимальные успехи, хотя бы за то, что он просто старается. При систематическом выполнении специальных упражнений дошкольник почувствует уверенность в себе, а родители — радость от успехов своего ребёнка.
Речевые игры
Игра «Птенчики»
Широко открываем рот и поём, как птенчики, «А-А-А», «О-О-О», тянем губки вперёд трубочкой «У-У-У», улыбаемся широко и поём «И-И-И», «Ы-Ы-Ы». Повторяем 5 раз.
Игра «Горка»
Показываем зубки, широко улыбаемся. Кончик языка должен опираться на нижние зубы. При этом спинка языка приподнимается вверх. Удерживаем положение до пяти. Повторяем 5 раз.
Игра «Заборчик»
Улыбаемся и показываем ряды сжатых зубов. Верхний ряд должен расположиться точно над нижним. Положение удерживается до 7 секунд. Повторяем 5 раз.
Игра «Индюк»
Глубокий вдох, рот приоткрыт, быстро двигаем кончиком языка вперёд — назад по верхней губе, при этом произнося «бл-бл-бл…». Звук тянем до 7 секунд.
Игра «Непослушный язычок» или «Печём блинчики»
Плоский кончик языка шлёпаем губами, произнося одновременно «пя-пя-пя-пя…». Повторяем 5 раз.
Игра «Дуем на чёлку»
Кончик языка поднимаем вверх над губой, дуем вверх. Щёки надуваем, воздух проходит через
середину язычка. Повторяем 5 раз.
Игра «Качели»
Рот приоткрываем. Кончиком языка упираемся поочерёдно то в верхние, то в нижние зубы; челюсть не двигается. Выполняем не торопясь, под счёт взрослого.
Игра «Чашечка»
Улыбаемся широко, показываем зубы, язык высовываем, складываем так, чтобы он напоминал чашку. Удерживаем до 10 секунд. Повторяем 5 раз.
Упражнения на речевой выдох
Игра «Качели»
Ребёнку, находящемуся в положении лёжа, кладут на живот в области диафрагмы лёгкую игрушку. Вдох и выдох — через нос. Взрослый произ-носит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Игра «Вырасти большой»
Встань прямо, ноги вместе. Подними руки вверх, хорошо потянись, поднимись на носки — вдох. Опусти руки вниз, опустись на всю ступню — выдох. На выдохе произносим «у-х-х-х»! Повторяем 4−5 раз.
Игра «Снегопад»
Сделай снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Сдуй их с ладони. (Объясните ребёнку, что такое снегопад.)
Игра «Хомячок»
Сделай несколько шагов (до 10—15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопни себя по щекам — выпусти воздух изо рта и пройди ещё немного, дыша носом.
Игра «Волшебное дыхание»
Ребёнок сидит, руки на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох). Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
Интересно почитать. Юлия Корсакова «Как развить у ребёнка внимание, память, речь: для детей от 4 до 6 лет»
Фото: Photographee. eu, Savicic, StoryTime Studio, Volodymyr Herasymchuk/Shutterstock. com
Читайте также:
Молчит? 9 признаков, что ребёнку пора к логопеду
Игры с песком, которые помогают развитию речи. Советы логопеда
11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
развитиеигры
Развитие речи: 10 упражнений для занятий с детьми
дети 10 ноября 2014
Рейтинг: 0
Логопед и мама двойняшек Екатерина Петунина рекомендует домашние упражнения для развития речи детей от 2,5 до 6 лет.
Сейчас многие мамы занимаются со своими малышами развитием моторики, памяти, внимания, восприятия. А вот про речь многие забывают. Предлагаемый комплекс универсален: детям, у которых нет проблем с речью, он поможет развивать красивую четкую речь. А тем, у кого есть нарушения звукопроизношения, упражнения помогут быстрее заговорить правильно. Упражнения совсем несложные, вам лишь нужно заранее с ними ознакомиться и придумать, как мотивировать малыша. Возможно, это будут соответствующие картинки или сочиненная на ходу сказка.
Первые пять упражнений составляют комплекс артикуляционной гимнастики, их лучше выполнять последовательно друг за другом, по 3-5 раз каждое. Первое время желательно делать это перед зеркалом, чтобы малыш мог сам себя контролировать и оценивать.
1. Упражнение «Окошко»
Широко открыть рот и удерживать его в таком положении до счета 5. Закрыть рот.
2. Упражнение «Заборчик»
Раздвинуть губы в улыбке, показать сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении до счета 5.
3. Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот, перемещать язык то к левому, то к правому уголку рта.
4. Упражнение «Месим тесто»
Улыбнуться, открыть рот, пошлепать по языку губами, произнося: «пя-пя-пя». Затем покусать язык зубами, произнося: «та-та-та».
5. Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться, широко открыть рот, громко щелкать языком, как бы имитируя цокание копыт лошадки.
Следующие пять упражнений помогают развить силу голоса, речевое дыхание и фонематический слух (он необходим для различения звуков и правильного восприятия речи других людей на слух). После проведения артикуляционной гимнастики можно выбрать одно из этих упражнений, или несколько, и поиграть.
6. Игра «Эхо»
Цель: развитие силы голоса. Для игры нужен мяч.
Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте ему мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например: «ау», «уа», «ио» и т.д. Задача ребенка – поймать мяч и повторить то же сочетание, только тихо. Затем нужно поменяться с малышом. Он произносит слоги громко, а вы – тихо.
7. Игра «Пароход»
Цель: развитие силы и высоты голоса.
Предложите ребенку погудеть как большой пароход, потом как маленький пароходик. Как пароход, который плывет вдалеке и близко. При этом произносите «ду-ду» с разной степенью громкости и силы голоса.
8. Игра «Хлопни, когда услышишь»
Цель: развитие фонематического слуха, умения четко воспринимать услышанное и дифференцировать близкие по звучанию звуки.
Объясняем ребенку, что он должен будет хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-либо определенный звук. Например: звук «м». Дальше взрослый произносит ряд звуков, где «м» чередуется с другими. Например: «м», «в», «н», «л» и т.д. И следит за правильностью выполнения задания ребенком. В дальнейшем это упражнение можно усложнить и учиться выделять нужный звук сначала в слогах, а затем в словах.
9. Игра «Футбол»
Цель: развитие речевого дыхания.
На столе сооружаем из подручных средств (спичечные коробки, детские кубики) подобие футбольных ворот. Скатываем из ваты несколько небольших шариков – это будут мячи. Предлагаем малышу дуть на мяч и забивать голы в ворота. При этом следим, чтобы при выдохе он не раздувал щеки.
10. Пословицы, чистоговорки, скороговорки
Просто подберите те, которые нравятся вам, разучите с ребенком и периодически повторяйте. Их роль в развитии речи очень велика. Недаром актеры, дикторы, телеведущие постоянно практикуются в мастерстве проговаривания скороговорок.
Чтобы разнообразить речевые игры, сделать их более насыщенными и интересными, рекомендую приобрести специальные пособия. В последнее время они выпускаются в большом количестве и можно подобрать то, которое понравится и подойдет именно вам.
Например:
– «Уроки логопеда» Косинова Е.М.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких. Учимся говорить красиво и правильно» Новиковская О.А.;
– «Альбом по развитию речи для самых маленьких» Батяева С.В.;
– «Альбом по развитию речи» Володина В.С.;
– «Логопедические игры для детей» Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю.
***
Екатерина Петунина
7 Упражнения для задержки речи у детей раннего возраста
Признаки задержки речи не всегда очевидны у детей в возрасте до 18 месяцев. Когда вы обращаетесь к врачам, они могут сказать вам, чтобы вы не беспокоились и подождали, пока ваш малыш не достигнет школьного возраста. И в большинстве случаев врачи правы.
Но вопросы и сомнения по поводу речевого развития вашего ребенка не так просто игнорировать. Итак, это то, что вы должны знать.
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 2 года (24 месяца), он должен уметь общаться с вами, используя короткие слова, жесты и вопросы, состоящие из одного или двух слов.
Вот что должен уметь делать двухлетний ребенок –
- Используйте простые фразы, чтобы сообщить о своих потребностях или требованиях. Большинство этих фраз представляют собой просьбы, такие как «больше молока», «мамино печенье», «банан» и т. д.
- Они могут использовать одно или два слова, чтобы задать такие вопросы, как «Выйти?», «Мама?» , «Папа идти?» и т. д.
- Они должны быть в состоянии использовать около 50 или более слов в день
- Они могут выполнять простые инструкции, команды и понимать вопросы
- Родители и опекуны должны понимать, что они говорят.
К 3 годам дети могут –
- Говорить фразы из двух и трех слов. Некоторые даже говорят короткими и полными предложениями.
- Они могут использовать более 200 слов и до 1000 слов в день.
- К этому возрасту малыши обычно уже могут произнести свое имя.
- Они могут использовать простые местоимения, такие как я, мой и я, чтобы обратиться к себе.
- Родители и опекуны должны четко их понимать.
Задаете ли вы сейчас такие вопросы, как «Мой ребенок недостаточно говорит?», «Должен ли мой ребенок использовать больше слов?» или «Нужен ли моему малышу SLP?».
Если ваш малыш не соответствует критериям развития речи для своего возраста, вам может потребоваться логопед.
Иногда помощь детям дома с логопедом может способствовать развитию их речи. Упражнения для задержки речи у малышей могут мотивировать их выучить и использовать больше слов в повседневном общении.
Итак, как вы можете помочь своему ребенку развить речь и словарный запас? Вот семь упражнений для задержки речи у малышей, которые могут помочь улучшить их речь и расширить словарный запас: их малыши будут поощрять их говорить. Однако исследования показывают, что это может быть не так.
Детям необходимо общение с человеком для развития речи. Лучший способ сделать это — читать им при каждом удобном случае.
Когда родители читают ребенку, они слушают, как вы произносите эти слова. Они изучают новые слова и используют слова, которые слышат каждый день.
Найдите книжки с картинками с рассказами, которые заинтересуют вашего ребенка. Читайте им перед сном и перед сном. Посмотрите наш список книг для дошкольников, которые понравятся вашему ребенку, независимо от того, сколько раз вы будете читать их ему.
Упражнение № 2 для задержки речи: используйте внутренний диалогВаши бабушка и дедушка, вероятно, использовали эту стратегию вместе с упражнением, чтобы увеличить ваш словарный запас, когда вы были маленькими. А теперь твоя очередь.
Расскажите о том, что вы делаете рядом с ребенком. Если вы играете с блоками, указывайте на блоки и говорите «блоки» во время игры. Укажите на мяч и скажите: «Мяч. Бросьте мяч», когда бросаете мяч.
Не бойтесь повторяться. Дети учатся через повторение. Чем больше вы повторяете простые слова или фразы из двух слов, тем больше у вашего ребенка шансов выучить эти слова и фразы.
Упражнение №3 для задержки речи: использование параллельного разговораЭто упражнение похоже на разговор с самим собой, но вместо того, чтобы описывать свои действия, вы будете обозначать действия вашего ребенка.
Один из способов помочь этому процессу — маркировать вещи, которыми пользуется ваш ребенок. Например, вы можете использовать самодельные цветные этикетки для их игрушек. Или вы можете назвать предметы, которыми он пользуется, например, стул, стол, ложку, миску и т. д.
Всегда используйте фразы или предложения, которые немного длиннее, чем предложения, которые использует ваш ребенок. Например, если ваш ребенок говорит «сок». Обязательно скажите «сок. Хочешь еще сока?» вернуться к ним.
Упражнение № 4 для задержки речи: основывайтесь на речи вашего ребенкаВ рамках этого упражнения вы будете опираться на то, что ваш ребенок говорит или жестикулирует. Попробуйте повторить все, что они говорят, и добавьте к этому одно или два осмысленных слова.
Например, если ваш ребенок скажет «мяч». Вы можете сказать ребенку «хочу мяч», «брось мяч» или «мой мяч». Вы также можете назвать объект, на который ваш ребенок указывает или к которому тянется.
Вы можете использовать более одного слова для обозначения одного и того же объекта, чтобы увеличить словарный запас вашего ребенка. Убедитесь, что вы не используете слова, которые слишком велики или сложны для вашего ребенка.
Упражнение № 5 для задержки речи: спойте своему ребенкуВам не обязательно быть великим певцом, и песни не обязательно должны быть балладами. Вы можете петь ребенку простые детские песенки.
Многолетние исследования показывают, что пение ребенку может улучшить его способность говорить. Интересно, что центры пения и речи в мозгу разные.
Бывали случаи, когда ребенок мог спеть детскую песенку задолго до того, как научился составлять полные предложения.
Упражнение № 6 для задержки речи: расширение рецептивного словарного запасаРецептивный словарный запас может включать все слова, которые понимает ваш ребенок, даже если он не использует эти слова.
Как и мы, дети должны сначала понять смысл, а затем использовать слова. Чтобы помочь им понять значения новых слов, вы можете попробовать использовать их в сочетании со словами, которые они уже знают.
Например, когда они указывают на вашего супруга или партнера, вы можете сказать: «Где папа?» или «Где мама?». Когда они указывают на еду, вы можете указать название еды, например, чипсы, печенье, конфеты, яблоко и т. д.
Затем вы можете перейти к следующему шагу, попросив ребенка указать на определенные объекты, например «где книга?», «где фрукты» или «покажи мне собаку».
Упражнение № 7 для задержки речи: хвалите их усилияКаким бы незначительным ни было улучшение, вы должны убедиться, что оно не осталось незамеченным. Если они выучили или использовали новое слово, обязательно похвалите их.
Вербальное положительное подкрепление может иметь большое значение для формирования их личности во взрослом возрасте. Так что, даже если они немного запутались, используя новое слово или формируя целое предложение, обязательно похвалите их за усилия.
Очень важно проводить время с малышом. Качественное время имеет первостепенное значение, если вы хотите помочь своему ребенку преодолеть задержки речи. Помимо обычной игры, попробуйте включить эти 7 простых упражнений в распорядок дня вашего ребенка.
Задержка речи не всегда может быть признаком аутизма и других нарушений развития нервной системы, а также нарушений слуха.
Тем не менее, при задержке речевого развития у вашего ребенка всегда следует обращаться к педиатру, а также к логопеду. Помимо того, что вы помогаете своему ребенку практиковать вышеупомянутые упражнения дома, вы также можете выбрать онлайн-логопед для задержки речи для достижения наилучших результатов.
При этом важно не поддаваться распространенным мифам о задержке речи у детей.
Stamurai использовали более 50 000 человек из более чем 190 стран.
5 упражнений Эксперты клянутся, что помогут с задержкой речи у малышей
Для родителей нет ничего более захватывающего, чем наблюдать, как их ребенок достигает новых вех в своем развитии, и нет ничего более тревожного, чем когда они чувствуют, что их ребенок может отставать . Хотя языковые навыки развиваются у всех детей в разное время, если вы подозреваете, что ваш ребенок отстает в развитии, существуют рекомендуемые экспертами упражнения для задержек речи у малышей.
Содержание
- Упражнения при задержке речи у малышей
- Может ли малыш перерасти задержку речи?
- Как я могу помочь своему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом дома?
- Может ли ребенок иметь задержку речи и не быть аутистом?
Несмотря на то, что задержка речи у малышей часто может быть чем-то, из чего ваш ребенок вырастает, это не делает его менее тревожным, если вы являетесь родителем. К счастью, есть способы помочь своему малышу, если вы чувствуете, что он отстает от своих сверстников. Вот пять упражнений, которые эксперты клянутся помочь с задержкой речи у малышей, которые вы можете делать дома.
По данным Nemours Kids Health, у вашего ребенка может быть задержка речи, если к 2 годам он только имитирует звуки и шумы и не говорит спонтанно, произносит только определенные звуки и слова и не может общаться с вами вербально, может не следуют простым указаниям и имеют хриплый или гнусавый голос. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка задержка речи, важно поговорить с врачом, но есть несколько упражнений, которые вы можете выполнять дома, чтобы помочь своему ребенку.
Упражнения при задержке речи у малышей
Прочтите им
Один из способов помочь вашему малышу с задержкой речи — читать ему каждый день как можно чаще. Дети учатся говорить и издавать звуки часто посредством имитации и взаимодействия. Читайте вместе с ребенком подходящие по возрасту книги и позволяйте ему практиковаться в «чтении» вместе с вами.
Поговорите с ними
По данным Reid Health, вы также можете помочь улучшить задержку речи вашего малыша, практикуя разговор с ним. Они предлагают попрактиковаться в работе со звуками или словами, с которыми ваш малыш может бороться, и даже сделать из этого игру, чтобы сделать ее более увлекательной. Когда ваш ребенок начнет осваивать разные звуки, вы сможете помочь ему применить полученные навыки при изучении слов с таким же звучанием.
Поощрять пение
Знаете ли вы, что ваш малыш может спеть песню раньше, чем произнести полное предложение? Пение на самом деле является отличным способом помочь малышу, который испытывает задержку речи, потому что пение может помочь расширить словарный запас малыша. Согласно недавнему исследованию, «неформальный музыкальный опыт дома способствует развитию грамматики».
Модель разговора с самим собой
Стамурай предлагает использовать внутренний диалог, чтобы улучшить задержку речи у малыша. В основном это означает, что когда вы со своим ребенком, вы всегда говорите о том, что вы делаете, и называете различные предметы или предметы вокруг вас. Если вы в продуктовом магазине, вы можете назвать каждый предмет и рассказать о нем, когда кладете его в тележку, или, если вы дома и играете с игрушками, расскажите об игрушке и о том, как вы с ней играете. . Опять же, повторение является ключом к тому, чтобы помочь малышам развить свои языковые навыки.
Используйте соломинки для питья
Reid Health также предлагает использовать соломинки для питья, чтобы помочь вашему малышу развить мышцы во рту, которые могут помочь в его языковых навыках. Они могут использовать соломинку для питья или просто выдувать воздух, чтобы укрепить эти мышцы. Они предлагают взять мяч для пинг-понга или что-то подобное, чтобы сделать из него игру, посмотреть, сможет ли ваш малыш дунуть в соломинку и провести мяч через импровизированные ворота.
Может ли малыш перерасти задержку речи?
Возможно, малыш перерастет задержку речи. Speech Buddies предполагает, что есть три фактора, которые могут помочь определить, перерастет ли малыш речевой вызов; возраст ребенка, тяжесть речевых проблем у ребенка, а также наличие речевых проблем у ребенка и/или его семьи в анамнезе. Центр Ханена также отмечает, что у большинства детей, у которых наблюдается задержка речи, которая только связана с речью, а а не с пониманием или использованием языка, вероятность того, что задержка речевого развития перерастет, составляет от 70 до 80%. Если вас беспокоит языковое развитие вашего малыша, всегда лучше проконсультироваться с врачом, чтобы узнать, нужна ли логопедическая терапия или они думают, что ваш ребенок перерастет задержку речи.
Как я могу помочь своему 2-летнему ребенку заниматься с логопедом дома?
Родители могут помочь своим 2-летним детям дома, побуждая их использовать слова. Детский логопед Алисса Гузенофф объяснила Verywell Family, что предвидение того, чего хочет или в чем нуждается ребенок, не побуждает его говорить. Вместо этого она предлагает подождать, пока они сами спросят о том, чего хотят, чтобы попрактиковаться в разговорной речи. Она также предлагает предлагать ребенку выбор, например, спрашивая: «Хочешь молока или сока?» вместо «Что бы вы хотели выпить?» Это дает ребенку слово, которое ему нужно сказать, вместо того, чтобы полагаться на то, что он придумает слово.
Другие эксперты рекомендуют свести к минимуму фоновый шум и отвлекающие факторы, а также не включать телевизор во время работы с ребенком. Ребенку может быть трудно сосредоточиться, когда есть отвлекающие факторы, поэтому наличие области, на которой он может сосредоточиться, способствует лучшей учебной среде.
Гусенофф также рекомендует много раз повторять, разговаривая с ребенком, в том числе повторять, как он что-то неправильно произносит. Она говорит, что многие дети не понимают, что неправильно произносят слова, пока не услышат, что им говорят в ответ. Она также отмечает, что родители должны знать ограничения своих малышей, и если кажется, что их ребенку не помогает помощь дома, возможно, пришло время для профессионального руководства и вмешательства.
Может ли ребенок иметь задержку речи и не быть аутистом?
Хотя у детей с диагнозом аутизм часто встречается задержка речи, многие дети без аутизма также испытывают ее. По данным Verywell Health, дети с расстройством аутистического спектра часто сталкиваются с проблемами социального общения, а также с задержкой речи, в то время как другие дети, не принадлежащие к спектру аутизма, могут испытывать задержку речи, но по-прежнему мотивированы этими социальными сигналами от других людей.