Развитие внимания в дошкольном возрасте: Развитие внимания у детей дошкольного возраста — Педагоги — Каталог файлов

виды и особенности – Академия развития

Очень часто в порыве родители не выдерживают и заваливают маленького ребенка упреками и обвинениями в рассеянности и забывчивости. Вспомните, как часто приходится слышать, обращенные к малышу возгласы: «Что у тебя в голове?», «Как можно быть такой разиней?», «Ты опять в облаках витаешь?»

Действительно, ребенку чуть ли не каждый день приходится слышать в свой адрес подобные претензии. Взрослый человек считает, что дошкольник не умеет направлять свое внимание на требуемую цель. Поэтому довольно часто мамы и папы ставят своему чаду «диагноз» —рассеянность.

Эту ситуацию следует разобрать. Осознать суть проблемы можно, проговорив все свои претензии к ребенку, но не в голос. Получилось? Ответ на вопрос находится совсем близко и после такого эксперимента становится абсолютно очевидным. Ребенок может сконцентрироваться, но его внимание сосредоточено на то, что является важным для него, а не для взрослого человека.

Что такое внимание?

Внимание психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной.

Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.

Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире. Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его. В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью.

Виды внимания

Психологи выделяют три вида внимания.

  1. Непроизвольное внимание не требует привлечения усилий, которые вызывают, фиксируют и сохраняют его, возникает такой процесс сам собой. Зачастую такое внимание вызвано яркими переживаниями, шумными событиями. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает. Поскольку тот предмет, который спровоцировал такой интерес, очень быстро становится обыденным и понятным. Таким образом, непроизвольное внимание пропадает.
  2. Произвольное внимание тип внимания, который особо важен, когда малыш занимается не тем, чем ему хочется, а выполняет те действия либо задания, что необходимо. Зачастую дети отказываются от любимого или просто интересного занятия ради выполнения необходимого задания. Психологи напрямую связывают уровень развития речи детей от 3 до 7 лет с успешным формированием этого типа внимания.
  3. Послепроизвольное внимание тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов. Это происходит на этапе, когда дошкольник полностью увлекается игровым элементом или заинтересовавшим его заданием. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения. Таким образом, у ребенка проявляется послепроизвольное внимание.

Внимание: основные свойства

Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.

Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам.

Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения. Сформировать необходимый уровень внимания и его свойств можно, записав малыша на курсы подготовки детей к школе.

Упражнение для повышения концентрации внимания. С малышом следует попробовать выучить небольшие стихотворения. Первую часть стишка необходимо разучивать при включенном телевизоре. Громкость должна быть минимальная. Второе четверостишие учите с ребенком при более громком звучании радио, телевизора или другого источника. Заключительную часть стиха следует попробовать заучить включив телевизор достаточно громко.

Переключаемость -свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности. Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение. Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность.

Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш. В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более. Внимание малыша в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года он способен следить только за одним объектом. Учитывайте, если предмет малыш видит впервые, объем внимания становится значительно уже. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов. Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными.

Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности. Психологи считают, что дети 5 лет могут сосредоточиться на процессе на время до 2 часов. Если это интересная и занятная игра, ребенок дольше может удерживать внимание, и значительно меньше со скучным занятием.

Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи.

Распределение внимания- особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами  или справляться с несколькими задачами одновременно.

В соответствии с исследованиями, рациональное и быстрое распределение внимания требует дополнительного развития, тренировки. Именно эту особенность учитывайте, занимаясь с малышами. Важно изучить индивидуальные качества и особенности малыша и не забывать о них в процессе работы с ребенком. Не старайтесь добиться невозможного.

Следует подобрать необходимые упражнения и занятия для дошкольников, чтобы обеспечить поэтапное развитие внимания, не вызывая особых переживаний. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения.

Этапы развития внимания у детей дошкольного возраста

Внимание выступает как значимый процесс среди психологических явлений, но, следует подчеркнуть, что оно не предъявляется как независимый психический процесс и входит в число свойств личности. В качестве психического процесса внимание проходит следующие этапы становления: Первый этап развития внимания начинается в первые дни жизни малыша.

В первый месяц жизни у ребенка наблюдается реакция при изменении темноты на яркий свет, при неожиданных громких звуках, при изменении температуры и т. п.

Постепенно возникают признаки целенаправленного внимания, связанные с кормлением, когда ребенок ищет материнскую грудь, устанавливает фиксированный взгляд на определенных некоторые предметах, останавливается и прислушивается, если слышит резкий звук.

На втором и третьем месяцах жизни внимание малыша в большей степени обращено на людей, их голоса, особенно, на мамин голос.

Уже с третьего месяца ребенка начинают привлекать объекты, непосредственно связанные с его жизнедеятельностью.

В полугодовалом возрасте возрастает и продолжительность зрительного сосредоточения, и удаленность расстояния до фиксируемого предмета. Однако в этом возрасте внимание малыша еще не отличается устойчивостью. Увидев другой яркий предмет, ребенок легко расстается с первым, привлекающим его интерес еще мгновение тому назад, бросает его в буквальном смысле и протягивает руку за тем, что теперь влечет его, направляемый возникшим желанием.

Второй этап развития внимания связывают с появлением ориентировочно-исследовательской деятельности, служащей основой для становления свойств произвольного внимания. Со временем малыш находит путь сосредоточенно действовать с различными предметами, к тому же длительность деятельности возрастает до 6-12 минут. Если годовалые малыши могут концентрировать устойчивое внимание на играх в течение 10 минут, то у 2-леток это время уже длится 30 минут, а 2-4-летние ребята могут продолжать игру в течение 96-100 минут. Если ребята этого возраста разглядывают изображение картинку 2-4 секунды, то дети этого возраста затрачивают на то же изображение 10-20 минут. На проявление устойчивости внимания в значительной степени оказывают влияние индивидуальная специфика нервозной системы ребят. У меланхоличных ребят неустойчивость внимания в 1,5-3 раза будет меньшей, чем у детей более спокойных, уравновешенных.

Третий этап развития внимания. В данный период находят место становление зачатков произвольного внимания, появляющихся под воздействием словесных инструкций взрослого, помогающих направить взгляд на называемый взрослым предмет. Формирование и развитие произвольного внимания непосредственно связано с процессом и способами общения с ребенком. Именно окружающие ребенка люди шаг за шагом воспитывая ребенка, вырабатывают у него навыки и умения, связанные с необходимостью выполнять не то, что он желает, а то, что ему следует делать.

Четвертый этап развития внимания возникает на втором-третьем году. В это период уже в довольно развитом виде обозначается рассмотренная выше начальная форма произвольного внимания. На втором году, с появлением у ребенка возможности передвигаться вертикально без помощи взрослого и становлению умения не только манипулировать предметом, а производить элементарные воздействия (брать землю совком), поле объектов внимания значительно расширяется, ими будут самые разные вещи, окружающие ребенка в его деятельности. Наряду с произвольным вниманием на базе чувственного опыта развивается и непроизвольное внимание. Расширение предметного мира, наполняемого с все большущим и большущим численностью предметов и явлений, последовательное становление способности понимать элементарные взаимосвязи, систематические диалоги с родителями.

Пятый этап развития внимания обозначен возрастом три-четыре года. В это время появляются простейшие формы произвольного внимания, возникающие под воздействием самоинструкции, хотя и с опорой на внешние дополнительные факторы. В завершение дошкольного возраста ребенком уже накоплен определенный опыт в руководстве своим вниманием, что выступает как один из критериев подготовленности к учебе.

Шестой этап развития внимания совпадает с возрастом четыре с половиной – пять лет. В этот период развивается способность нацеливать внимание под воздействием достаточно сложных указаний взрослого. Дети четырех-пяти лет проявляют время от времени активное и устойчивое внимание, обусловленное выполняемой ими деятельностью. Они длительное время способны играть в увлекательную для них игру, с интересом прослушивать рассказы взрослых. Ребенок 4-5 лет, например, внимательно слушающий сказку, о чем свидетельствует то, что в его глазах читается непосредственный интерес. Данный пример показывает, что у ребят этого возраста достаточно развит навык много времени концентрироваться на одном целенаправленном действии.

В дошкольном возрасте отмечается наращивание размера внимания и рост его сосредоточенности, продолжается становление произвольного внимания. Об увеличении объема внимания свидетельствует то, что малыш этого возраста способен воспринять уже несколько предметов одновременно. Однако, данной способности еще недостаточно у 4-5-летних детей для восприятия сложных малоразличимых по сравнению друг с другом объектов, таких, как например, буквенные или цифровые знаки, что показывает, что объем внимания еще недостаточен.

Значимую роль в развитии произвольного внимания выполняют игровая деятельность. Именно в ходе игровых действий у ребенка развивается способность выполнять свои движения согласно задачам игры и нацеливать свою деятельность на выполнение ее правил. Увеличение сосредоточенности внимания находит выражение у детей в возрастании длительности игр.

Седьмой этап развития внимания совпадает со школьным возрастом, когда происходит последовательное развитие и совершенствование произвольного внимания, сопровождаемое развитием волевых действий. У ребенка развито трудолюбие, умение осуществлять контроль собственных действий. В школьном возрасте развитие произвольного внимания также осуществляется поэтапно.

Таким образом, следует подчеркнуть, что внимание предъявляется как самостоятельный процесс среди психологических явлений, не входящий в число свойств личности. Внимание постоянно включено в практическую работу и в познавательные процессы. В дошкольном возрасте осуществляется увеличение объема внимания и рост его устойчивости, осуществляется становление произвольного внимания, чему в значительной мере способствует игровая деятельность.

Развитие избирательного внимания у детей дошкольного возраста из более низкого социально-экономического положения

. 2017 авг; 26: 101-111.

doi: 10.1016/j.dcn.2017.06.006. Epub 2017 4 июля.

Аманда Хэмптон Рэй 1 , Кортни Стивенс 2 , Эрик Пакулак 3 , Элиф Исбелл 4 , Теодор Белл 3 , Хелен Невилл 3

Принадлежности

  • 1 Университет штата Мичиган, кафедра коммуникативных наук и расстройств, 1026 Red Cedar Rd.
    , East Lansing, MI 48824, США. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Университет Уилламетт, факультет психологии, 900 State Street, Salem, OR 97301, США.
  • 3 Орегонский университет, кафедра психологии, 1227 Орегонский университет, Юджин, OR 97403, США.
  • 4 Университет Северной Каролины в Гринсборо, факультет человеческого развития и семейных исследований, Гринсборо, Северная Каролина, 27412, США.
  • PMID: 28735165
  • PMCID: PMC5703215
  • DOI: 10. 1016/j.dcn.2017.06.006

Бесплатная статья ЧВК

Аманда Хэмптон Рэй и др. Dev Cogn Neurosci. 2017 9 августа0003

Бесплатная статья ЧВК

. 2017 авг; 26: 101-111.

doi: 10.1016/j.dcn.2017.06.006. Epub 2017 4 июля.

Авторы

Аманда Хэмптон Рэй 1 , Кортни Стивенс 2 , Эрик Пакулак 3 , Элиф Исбелл 4

, Теодор Белл 3 , Хелен Невилл 3

Принадлежности

  • 1 Университет штата Мичиган, кафедра коммуникативных наук и расстройств, 1026 Red Cedar Rd. , East Lansing, MI 48824, США. Электронный адрес: [email protected].
  • 2 Университет Уилламетт, факультет психологии, 900 State Street, Салем, OR 97301, США.
  • 3 Орегонский университет, кафедра психологии, 1227 Орегонский университет, Юджин, OR 97403, США.
  • 4 Университет Северной Каролины в Гринсборо, факультет человеческого развития и семейных исследований, Гринсборо, Северная Каролина, 27412, США.
  • PMID: 28735165
  • PMCID: PMC5703215
  • DOI: 10.
    1016/j.dcn.2017.06.006

Абстрактный

Хотя различия в навыках избирательного внимания были выявлены у детей с более низким социально-экономическим статусом (СЭС) по сравнению с более высоким, мало что известно об этих различиях в раннем детстве, во время быстрого развития внимания. В текущем исследовании оценивалось развитие нейронных систем избирательного внимания у детей с более низким уровнем СЭС. Потенциалы, связанные с событиями (ERP), были получены у 33 детей с более низким SES и 14 детей с более высоким уровнем SES во время дихотического задания на слушание. Группа с более низким СЭС наблюдалась в течение одного года. В возрасте четырех лет группа с более высоким уровнем СЭС демонстрировала значительный эффект внимания (большая реакция ССП на состояние присутствия по сравнению с состоянием без присмотра), эффект, не наблюдаемый в группе с более низким уровнем СЭС. В возрасте пяти лет в группе с более низким уровнем СЭС наблюдался значительный эффект внимания, сравнимый по общей величине с эффектом, наблюдаемым в группе 4-летнего ребенка с более высоким СЭС, но с более слабым подавлением дистрактора (большая реакция на состояние без присмотра).

В совокупности эти результаты свидетельствуют как о задержке созревания, так и о расходящихся моделях развития нейронных механизмов избирательного внимания у маленьких детей из более низкого по сравнению с более высоким фоном СЭС. Кроме того, эти результаты подчеркивают важность изучения развития нервной системы в узких возрастных диапазонах и у детей разного происхождения.

Ключевые слова: Дети; Разработка; ERP; СЭС; Избирательное внимание.

Copyright © 2017 Авторы. Опубликовано Elsevier Ltd. Все права защищены.

Цифры

Рис. 1

Общий средний ERP участников…

Рис. 1

Общий средний ERP участников группы HSES, полученный при посещении…

рисунок 1

Общее среднее значение ERP участников группы HSES, полученное в условиях присутствия (черный цвет) и отсутствия присутствия (красный цвет).

В иллюстративных целях эффект внимания (серый), который был наибольшим на участках переднего и центрального электродов, выделен на С5. Для этого и всех последующих рисунков ERP большие средние сигналы были отфильтрованы фильтром нижних частот на частоте 20 Гц только для целей отображения, а отрицательные значения нанесены вверх.

Рис. 2

Общая средняя ERP всех…

Рис. 2

Общий средний ERP всех участников группы LSES за год 1…

Рис. 2

Общее среднее значение ERP всех участников группы LSES за 1-й год, полученное в условиях присутствия (черный цвет) и отсутствия участия (красный цвет). Обратите внимание, что в группе LSES в возрасте четырех лет эффект внимания отсутствует.

Рис. 3

Общая средняя ERP всех…

Рис. 3

Общий средний ERP всех участников группы LSES за год 2…

Рис. 3

Общее среднее значение ERP всех участников группы LSES за 2-й год, полученное в условиях присутствия (черный цвет) и отсутствия присутствия (красный цвет). В иллюстративных целях эффект внимания (серый), который был значительным на коже головы в группе LSES в возрасте пяти лет, выделен на уровне C5.

Рис. 4

Графики среднего (…

Рис. 4

Графики средних ( SE ) амплитуд эффекта внимания (разность…

Рис. 4

Графики средних ( SE ) амплитуд эффекта внимания (разница между средними амплитудами, вызванными условиями присутствия и отсутствия присмотра) для детей из более высокого уровня SES (HSES, возраст четыре) и более низкого уровня SES в 1-м году (LSES) 1-й год, четыре года) и 2-й год (LSES, 2-й год, пять лет). В возрасте четырех лет группа HSES продемонстрировала значительный эффект внимания, которого не было в группе LSES в первый год (групповое взаимодействие обозначено **). Значительный эффект внимания развился в группе LSES с 1 по 2 год (*), так что не было разницы в эффекте внимания между группой LSES в год 2 и группой HSES в год 1 (незначительно [н.с.]) .

Рис. 5

Средние ( SE ) амплитуды…

Рис. 5

Средние ( SE ) амплитуды, полученные в условиях присутствия и отсутствия обслуживания для…

Рис. 5

Средние ( SE ) амплитуды, полученные в условиях присутствия и отсутствия присмотра для детей из более высокого уровня СЭС в 1-й год (HSES, четыре года) и детей из более низкого уровня СЭС в 1-й год (LSES 1-й год, четыре года) и 2-й год (LSES Year 2, возраст пять). ССП, вызванные состоянием присутствия, были выше, чем вызванные состоянием отсутствия внимания, у 4-летних детей из более высокого уровня СЭС (*) и 5-летних детей из более низкого уровня СЭС (2-й год; **). Никаких различий между условиями присутствия и отсутствия наблюдения не наблюдалось для 4-летних детей из более низкого уровня СЭС (год 1; недостоверно [н.с.]).

См. это изображение и информацию об авторских правах в PMC

Похожие статьи

  • Индивидуальные различия в нейронных механизмах избирательного слухового внимания у дошкольников с более низким социально-экономическим статусом: исследование потенциалов, связанных с событиями.

    Исбелл Э., Рэй А.Х., Невилл Х.Дж. Исбелл Э. и др. Dev Sci. 2016 ноябрь;19(6):865-880. doi: 10.1111/описание 12334. Epub 2015 31 июля. Dev Sci. 2016. PMID: 26234822

  • Атипичные слуховые рефрактерные периоды у детей с более низким социально-экономическим статусом: свидетельство ERP о роли избирательного внимания.

    Стивенс С., Полсен Д., Ясен А., Невилл Х. Стивенс С. и соавт. Int J Психофизиол. 2015 фев; 95 (2): 156-66. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2014.06.017. Epub 2014 6 июля. Int J Психофизиол. 2015. PMID: 25003553

  • Полиморфизм 5-HTTLPR связан с нейронными механизмами избирательного внимания у дошкольников из более низкого социально-экономического статуса.

    Исбелл Э., Стивенс С., Хэмптон Рэй А., Белл Т., Невилл Х.Дж. Исбелл Э. и др. Dev Cogn Neurosci. 2016 дек;22:36-47. doi: 10.1016/j.dcn.2016.10.002. Epub 2016 2 ноября. Dev Cogn Neurosci. 2016. PMID: 27837677 Бесплатная статья ЧВК.

  • Различия в состоянии здоровья среди молодежи с диабетом 1 типа: систематический обзор современной литературы.

    Борщук А. П., Эверхарт Р.С. Борщук А.П., и соавт. Фам Сист Здоровье. 2015 сен; 33 (3): 297-313. дои: 10.1037/fsh0000134. Epub 2015 18 мая. Фам Сист Здоровье. 2015. PMID: 25984737 Обзор.

  • Нейрокогнитивное развитие в социально-экономическом контексте: множественные механизмы и последствия для измерения социально-экономического статуса.

    Урсаче А., Благородный К.Г. Урсаче А. и др. Психофизиология. 2016 Январь; 53 (1): 71-82. doi: 10.1111/psyp.12547. Психофизиология. 2016. PMID: 26681619 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Как двуязычие модулирует избирательное внимание у детей.

    Фелпс Дж., Аттахери А. , Божич М. Фелпс Дж. и др. Научный представитель 2022 г. 16 апреля; 12 (1): 6381. дои: 10.1038/s41598-022-09989-х. Научный представитель 2022. PMID: 35430617 Бесплатная статья ЧВК.

  • Избирательное слуховое внимание, связанное с языковыми навыками, но не с исполнительными функциями у шведских дошкольников.

    Тонер С., Каллиойнен П., Ласерда Ф. Тонер С. и др. Фронт Псих. 2021 17 мая; 12:664501. doi: 10.3389/fpsyg.2021.664501. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34079498 Бесплатная статья ЧВК.

  • ЭЭГ-подписи когнитивного и социального развития детей дошкольного возраста — систематический обзор.

    Бхавнани С., Локвуд Эстрин Г., Хаартсен Р., Дженсен СКГ, Глига Т., Патель В., Джонсон М. Х. Бхавнани С. и др. ПЛОС Один. 2021 19 февраля; 16 (2): e0247223. doi: 10.1371/journal.pone.0247223. Электронная коллекция 2021. ПЛОС Один. 2021. PMID: 33606804 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимосвязь между социально-экономическим статусом и потенциалом, связанным со скальп-событием: систематический обзор.

    Перера-В.А.Х., Салехуддин К., Хайрудин Р., Шефер А. Perera-WAH, et al. Передний шум нейронов. 2021 27 января; 15:601489. doi: 10.3389/fnhum.2021.601489. Электронная коллекция 2021. Передний шум нейронов. 2021. PMID: 33584228 Бесплатная статья ЧВК.

  • Исследование развития хроннекто-геномики (Dev-CoG): мультимодальное исследование развивающегося мозга.

    Стивен Дж.М., Солис И., Янович Дж., Стерн М. , Френзель М.Р., Истман Дж.А., Миллс М.С., Эмбери С.М., Кулидж Н.М., Хайнрихс-Грэм Э., Майер А., Лю Дж., Ван Ю.П., Уилсон Т.В., Калхун В.Д. Стивен Дж.М. и др. Нейроизображение. 2021 15 января; 225:117438. doi: 10.1016/j.neuroimage.2020.117438. Epub 2020 8 октября. Нейроизображение. 2021. PMID: 33039623 Бесплатная статья ЧВК.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

использованная литература

    1. Арнольд Д.Х., Докторов Г.Л. Раннее обучение детей из социально-экономически неблагополучных семей. Анну. Преподобный Психолог. 2003;54(1):517–545. — пабмед
    1. Астеймер Л. Б., Сандерс Л.Д. Временное избирательное внимание поддерживает обработку речи у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Дев. Познан. Неврологи. 2012;2(1):120–128. — ЧВК — пабмед
    1. Астеймер Л., Янус М., Морено С., Белосток Э. Электрофизиологические показатели внимания при восприятии речи предсказывают металингвистические навыки у детей. Дев. Познан. Неврологи. 2014;7:1–12. — ЧВК — пабмед
    1. Барнетт В. С. Эффективность раннего образовательного вмешательства. Наука. 2011;333(6045):975–978. — пабмед
    1. Бейтс Э., Тал Д., Яновский Дж.С. Справочник по нейропсихологии: Детская нейропсихология. 2-е изд. 2003. Раннее развитие языка и его нейронные корреляты; п. 69.

термины MeSH

Грантовая поддержка

  • R01 DC000481/DC/NICDD NIH HHS/США

Развитие внимания у детей грудного и дошкольного возраста, рожденных недоношенными: обзор

Обзор

. 2008 Сентябрь; 31 (3): 333-51.

doi: 10. 1016/j.infbeh.2007.12.003. Epub 2008, 21 февраля.

Ева ван де Вейер-Бергсма 1 , Лекс Вейнрокс, Мариан Дж. Джонгманс

принадлежность

  • 1 Лангевельдский институт изучения образования и развития детей и подростков, Утрехтский университет, Гейдельберглаан 1, 3584 CS Утрехт, Нидерланды. [email protected]
  • PMID: 18294695
  • DOI: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003

Обзор

Eva van de Weijer-Bergsma et al. Младенец Поведение Дев. 2008 Сентябрь

. 2008 Сентябрь; 31 (3): 333-51.

doi: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003. Epub 2008, 21 февраля.

Авторы

Ева ван де Вейер-Бергсма 1 , Лекс Вейнрокс, Мариан Дж. Джонгманс

принадлежность

  • 1 Лангевельдский институт изучения образования и развития детей и подростков, Утрехтский университет, Гейдельберглаан 1, 3584 CS Утрехт, Нидерланды. [email protected]
  • PMID: 18294695
  • DOI: 10.1016/j.infbeh.2007.12.003

Абстрактный

Потенциальным механизмом, который может объяснить повышенный риск развития поздних когнитивных и поведенческих проблем у недоношенных детей, является внимание. Внимание — это способность младенца или ребенка ориентироваться, переключаться между событиями, объектами, задачами и проблемами внешнего мира, а также удерживать их внимание, процессы, которые зависят от функционирования сетей внимания в мозгу. Целью данной статьи является обзор литературы по развитию внимания у детей, рожденных недоношенными в течение первых 4 лет жизни. Во-первых, исследования, изучающие различия между недоношенными и доношенными детьми, показывают, что раннее развитие внимания у недоношенных детей менее оптимально и что эти различия увеличиваются, когда дети становятся малышами. Во-вторых, исследования, изучающие индивидуальные различия в популяциях недоношенных, выявили влияние как биологических факторов, так и факторов окружающей среды. В-третьих, было показано, что индивидуальные различия в ранней ориентации и устойчивом внимании являются предикторами более позднего внимания, когнитивных и поведенческих функций у детей, рожденных недоношенными. Подчеркивается важность долгосрочных последующих исследований с упором на индивидуальные траектории развития ориентирующего, устойчивого и исполнительного внимания.

Похожие статьи

  • Устойчивое внимание во время исследовательской манипуляции как предиктор когнитивной компетентности у недоношенных детей.

    Копп CB, Вон BE. Копп С.Б. и др. Детский Дев. 1982 г., февраль; 53 (1): 174–82. Детский Дев. 1982. PMID: 7060420

  • Поведенческие проблемы и когнитивные способности в возрасте 5 лет после очень преждевременных родов: исследование EPIPAGE.

    Делобель-Аюб М., Арно С., Уайт-Конинг М., Каспер С., Пьерра В., Гарель М., Бурге А., Розе Дж. К., Матис Дж., Пико Дж. К., Камински М., Ларрок Б.; Исследовательская группа EPIPAGE. Делобель-Аюб М. и соавт. Педиатрия. 2009 г., июнь; 123 (6): 1485-92. doi: 10.1542/пед.2008-1216. Педиатрия. 2009. PMID: 19482758

  • Поведенческие и вызванные потенциальные меры отвлечения внимания у 5-летних детей, рожденных недоношенными.

    Миккола К., Ветцель Н., Лейпяля Дж., Серениус-Сирве С., Шрёгер Э., Хуотилайнен М., Феллман В. Миккола К. и др. Int J Психофизиол. 2010 июль;77(1):8-12. doi: 10.1016/j.ijpsycho.2010.03.009. Epub 2010 30 марта. Int J Психофизиол. 2010. PMID: 20362015

  • Когнитивные и образовательные дефициты у детей, рожденных крайне недоношенными.

    Андерсон П.Дж., Дойл Л.В. Андерсон П.Дж. и др. Семин Перинатол. 2008 фев; 32 (1): 51-8. doi: 10.1053/j.semperi.2007.12.009. Семин Перинатол. 2008. PMID: 18249240 Обзор.

  • Социальное взаимодействие и компетентность в развитии недоношенных и доношенных детей первого года жизни.

    Црник К.А., Рагозин А.С., Гринберг М.Т., Робинсон Н.М., Башам Р. Б. Крник К.А. и соавт. Детский Дев. 1983 г., октябрь; 54 (5): 1199–210. Детский Дев. 1983. PMID: 6354627 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Видеть и смотреть: доказательства развития и стимул-зависимых изменений в эффективности сканирования младенцев.

    Росс-Шихи С., Эшман Б., Рейнольдс Э.Е. Росс-Шихи С. и др. ПЛОС Один. 2022 16 сентября; 17 (9): e0274113. doi: 10.1371/journal.pone.0274113. Электронная коллекция 2022. ПЛОС Один. 2022. PMID: 36112722 Бесплатная статья ЧВК.

  • Когнитивная гибкость у 12-месячных недоношенных и доношенных детей связана с нейроповеденческим развитием у 18-месячных детей.

    Шинья Ю., Каваи М. , Нива Ф., Канакоги Ю., Имафуку М., Мёва М. Шинья Ю. и др. Научный представитель 2022 10 января; 12 (1): 3. doi: 10.1038/s41598-021-04194-8. Научный представитель 2022. PMID: 35013426 Бесплатная статья ЧВК.

  • Формирование многоуровневых архитектур управления с помощью закрытия ограничений: взгляд на эволюцию и развитие мозга.

    Уилсон С.П., Прескотт Т.Дж. Уилсон С.П. и др. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2022 14 февраля; 377 (1844): 20200519. doi: 10.1098/rstb.2020.0519. Epub 2021 27 декабря. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2022. PMID: 34957842 Бесплатная статья ЧВК.

  • Рандомизированное исследование по протоколу EPIREMED долговременных зрительно-пространственных эффектов у глубоко недоношенных детей с дефицитом рабочей памяти.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *