Развитие памяти и мышления в дошкольном возрасте: Развитие памяти, внимания, мышления в дошкольном возрасте

Развитие внимания, памяти и мышления в дошкольном возрасте

Заглавная страница
Избранные статьи
Случайная статья
Познавательные статьи
Новые добавления
Обратная связь

КАТЕГОРИИ:

Археология
Биология
Генетика
География
Информатика
История
Логика
Маркетинг
Математика
Менеджмент
Механика
Педагогика
Религия
Социология
Технологии
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология

ТОП 10 на сайте

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Техника нижней прямой подачи мяча.

Франко-прусская война (причины и последствия)

Организация работы процедурного кабинета

Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний

Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Обработка изделий медицинского назначения многократного применения

Образцы текста публицистического стиля

Четыре типа изменения баланса

Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву



Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние общества на человека

Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации

Практические работы по географии для 6 класса

Организация работы процедурного кабинета

Изменения в неживой природе осенью

Уборка процедурного кабинета

Сольфеджио. Все правила по сольфеджио

Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления

⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 65Следующая ⇒

Внимание. За дошкольный период внимание в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на них, т.е. внимание становится произвольным. Важно знать, что само по себе произвольное внимание развиться не может, а формируется оно благодаря включению ребенка взрослым в новые виды деятельности (рисование, конструирование, чтение ребенку).

На первых порах овладения произвольным вниманием детям трудно управлять им. Поэтому в развитии способности произвольности внимания помогают рассуждения вслух. Это доказано экспериментально. Если ребенка попросить постоянно говорить о том, что он должен держать в сфере внимания, то он сможет значительно дольше произвольно управлять вниманием, чем без речи вслух.

Таким образом, произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. (Мухина, С. 254)

Однако, необходимо иметь в виду, что непроизвольное внимание остается преобладающим на всем протяжении дошкольного возраста.

Развитие памяти. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Память дошкольника носит в основном непроизвольный характер, запоминание и припоминание происходит независимо от воли и сознания ребенка. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что ему было интересно. Следовательно, у младших дошкольников доминирует непроизвольная зрительно-эмоциональная память.

У нормально развивающихся детей младшего и среднего дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. Эти дети легко воспроизводят виденное, слышанное, но при условии, что оно вызвало у них интерес, и дети были заинтересованы, чтобы запомнить это. Благодаря этой памяти хорошо совершенствуется речь, дети научаются пользоваться названиями предметов домашнего обихода и т.п. (Немов, С. 87)

В среднем дошкольном возрасте начинают складываться, а в старшем дошкольном возрасте совершенствоваться произвольные формы запоминания. Наиболее успешно этот процесс происходит в игровой деятельности, когда запоминание является залогом успешного выполнения взятой на себя роли.

Овладение произвольной памятью проходит 2 этапа:

1) на первом ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, т.к. окружающие часто требуют от ребенка воспроизведения того, что он делал раньше; 2) задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок осознает, что не запомнив, он не припомнит.

Приемам произвольной памяти ребенка учат взрослые, например, задавая ему вопросы: «А что было потом?», «Что ты узнал еще?».

Следует отметить, что хотя произвольная память у дошкольников уже и развита, но по-прежнему непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала.

В дошкольном возрасте у некоторых детей встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память – это очень яркая и отчетливая по воспроизведенным образам память, которая проявляется в том, что ребенок как бы снова видит перед собой то, о чем рассказывает. Однако, эйдетическая память – возрастное явление и в дальнейшем утрачивается.

Память дошкольника, несмотря на ее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место среди других психических процессов (Мухина, С. 254-257).

Мышление. Сюжетно-ролевые игры стимулируют развитие еще одного важного процесса – мышления, в первую очередь наглядно-образного, на уровень развития которого влияет степень развитости воображения.

В дошкольном детстве выделяют такие главные линии развития мышления, как: 1) дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе развивающегося воображения; 2) улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти; 3) начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач; 4) еще одной яркой особенностью мышления дошкольника является то, что именно в этом возрасте впервые возникает познавательная направленность мышления. Эта особенность проявляется в бесконечных вопросах ребенка к взрослому.

Однако основной вид мышления дошкольника – образное мышление (результат получают в уме).

Умственное развитие дошкольника представляет собой сложное взаимодействие и взаимосвязь различных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и логического.

Одна из наиболее ранних форм мышления — наглядно-действенное — возникает в тесной связи с практическими действиями детей. Основным признаком наглядно-действенного мышления является неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет. Наглядно-действенное мышление развертывается лишь по мере реальных преобразований ситуации, вызванных практическими действиями. В процессе многократных действий с предметами ребенок выделяет скрытые, внутренние характеристики объекта и его внутренние связи. Практические преобразования, таким образом, становятся средством познания действительности (Смирнова, с. 274).

В основном, ребенок мыслит «действуя». Например, когда ребенку в возрасте 4-5 лет предлагают определить, что общего и в чем различие между грушей и яблоком, то он существенно быстрее и легче проделывает эту операцию, когда держит их в руках, и испытывает серьезные затруднения, когда ему предлагают это сделать мысленно. Другой пример — составление картинки из кубиков. Взрослый человек может сказать, какая картинка изображена на этих кубиках, не составляя их в одно целое.

Для этого ему достаточно проанализировать фрагменты картинки, изображенные на каждом из кубиков. В отличие от взрослого, ребенок этого сделать не может. Ему необходимо собрать кубики в одно целое (Реан, с. 187).

Другой характерной для дошкольников формой умственной деятельности является наглядно-образное мышление, когда ребенок оперирует не конкретными предметами, а их образами и представлениями. Наглядность проявляется в конкретности мышления. Ребенок мыслит, опираясь на единичные факты, которые ему известны и доступны из личного опыта или наблюдений за другими людьми. Например, на вопрос «Почему нельзя пить сырую воду?» ребенок отвечает, опираясь на конкретный факт: «Один мальчик пил сырую воду и заболел». Важным условием формирования этого вида мышления является способность

различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты. Действия, осуществляемые на моделях, относятся ребенком к оригиналу, что создает предпосылки «отрыва» действия от модели и оригинала и приводит к осуществлению их в плане представлений. Одной из важнейших предпосылок возникновения образного мышления является подражание взрослому. Ряд психологов (Ж. Пиаже, А. Валлон, А. В. Запорожец и др.) рассматривали подражание как главный источник становления образного плана. Воспроизводя действия взрослого, ребенок моделирует их и, следовательно, строит их образ. Игру также можно рассматривать как форму подражания: в этой деятельности у детей возникает способность представить одну вещь посредством другой.

Н. Н. Поддъяков исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.

Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познание свойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельности четко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.

Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.

В процессе экспериментирования у ребенка возникают новые, неясные знания. Поддъяков выдвинул предположение о том, что процесс мышления развивается не только от незнания к знанию (от непонятного к понятному, от неясных знаний к более четким и определенным), но и в обратном направлении — от понятного к непонятному, от определенного к неопределенному. Способность строить свои, пусть еще неясные догадки, удивляться, задавать себе и окружающим вопросы является не менее важной в развитии мышления, чем воспроизведение готовых схем и усвоение знаний, даваемых взрослым. Именно эта способность лучше всего развивается и проявляется в процессе детского экспериментирования.

Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.

Наконец, третьей формой интеллектуальной деятельности ребенка является словесно-логическое мышление, которое только складывается к концу дошкольного возраста. Логическое мышление характеризуется тем, что здесь ребенок оперирует достаточно абстрактными категориями и устанавливает различные отношения, которые не представлены в наглядной или модельной форме.

Между этими формами мышления складываются достаточно сложные и противоречивые отношения. С одной стороны, внешние практические действия, интериоризуясь, превращаются во внутренние, и, следовательно, практические действия являются исходной формой всех видов мышления. Но само практическое действие требует учета и фиксации изменений объекта в процессе предметного действия. А это значит, что ребенок должен представлять предшествующие состояния объекта (которые уже исчезли) и сопоставлять их с наличными. Кроме того, внешнее предметное действие включает его цель, будущий результат, который также не может быть представлен налично и существует только в плане представлений или понятий. Успешность осуществления внешнего действия зависит от понимания ребенком общего смыслового контекста и от его прошлого опыта. Значит, осуществление практических действий даже маленького ребенка предполагает наличие образного плана и опирается на него.

Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Развитие словесно-логического мышления у детей проходит 2 этапа:

1) ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, научается пользоваться ими при решении задач;

2) ребенок познает систему понятий, обозначающих отношения, и усваивает правила логики рассуждения. Последнее относится уже к школьному периоду.

Развитие внутреннего плана действий, характерного для логического мышления, проходит в 6 этапов (Н.Н. Подьяков. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Ч. 2, 1981 г.) от младшего дошкольного возраста до старшего:

1. Ребенок с помощью рук, манипулируя вещами, решает задачи в наглядно-действенном плане.

2. В решение задачи ребенок включает речь, не только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. Основной результат получается еще руками.

3. Задача решается в образном плане через манипулирование представлениями объектов. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия.

4. Задача решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному плану. В его основе (плана) память и опыт.

5. Задача решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же задачи в наглядно-действенном плане, дабы подкрепить ответ, полученный в уме и далее сформулировать его словами.

6. Решение задачи и выдача конечного результата происходит целиком во внутреннем плане, без обращения к реальным действиям.

Подводя вывод из описанной выше схемы, следует указать на то, что у детей пройденные этапы мыслительных действий и операций не исчезают полностью, а, преобразуясь, заменяются новыми. В детском интеллекте представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все 3 вида мышления.

У дошкольников происходит также процесс развития понятий, особенно интенсивно, когда мышление и речь соединяются друг с другом.

Чтобы понять динамику развития понятий, наряду со знанием о развитии мышления, необходимо знать особенности развития речи в дошкольном возрасте.

 

⇐ Предыдущая14151617181920212223Следующая ⇒


Читайте также:



Алгоритмические операторы Matlab

Конструирование и порядок расчёта дорожной одежды

Исследования учёных: почему помогают молитвы?

Почему терпят неудачу многие предприниматели?



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1724; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь — 38.242.236. 216 (0.004 с.)

Развитие памяти ребенка дошкольного возраста

Когда дело касается воспитания детей, возникает масса вопросов, среди которых одно из главных мест занимает важность развития памяти у дошкольников. Стоит ли уделять внимание этому психическому процессу? Какую роль выполняет память в жизни человека? Эти и другие вопросы сегодня и постараемся рассмотреть.

Память — что это?

В психологии памятью называют комплекс познавательных способностей человека в сочетании со способностью к запоминанию, накоплению и воспроизведению информации. Это значит, что любая информация изначально накапливается в мозге, затем она сохраняется в нем, что позволяет дальнейшее ее воспроизведение. Последний процесс — осознание информации, навыков или действий. Воспроизведение происходит автоматически, однако для этого нужно многократное повторение конкретной информации.

Что такое «хорошая память»? Это когда ребенок без труда может вспомнить стих, который был разучен неделю назад, или он показывает место, куда спрятал игрушку во время увлекательного развлечения, или без труда повторяет движения танца, ранее увиденные на уроках или по телевизору. Если ребенок с легкостью запоминает события и может о них рассказать спустя некоторое время, значит, его память можно считать развитой. Однако это совсем не значит, что на этом ее развитие следует прекращать: чтобы функции памяти не только не ухудшались, но и значительно улучшились, нужно заниматься с ребенком, стараться развивать его способность к запоминанию информации при помощи дидактических игр, разучивания художественных произведений и т.д.

Классификация видов памяти

Примечательно то, что память, как психический процесс, в зависимости от вида информации подразделяется на:

  • образную;
  • двигательную;
  • эмоциональную;
  • словесно-логическую.

Память, которая формируется с помощью органов чувств и тактильных ощущений и переводит информацию в образы, картинки, схемы, графики, называют образной. Этот вид чаще встречается у дошкольников. Как правило, это творческие личности, с хорошо развитой фантазией. Дети с образной памятью запоминают информацию в малейших деталях, да и воспроизводят ее до мельчайших подробностей.

Двигательная память отличается способностью запоминать, сохранять, а затем воспроизводить разнообразные движения. Такая память позволяет освоить трудовую деятельность, способность к катанию на лыжах, велосипеде, коньках, игре на музыкальных инструментах. В раннем возрасте этот вид психического процесса позволяет малышу переворачиваться на спинку или животик, поднимать головку, садиться и ходить. Подрастая, двигательная память ребенка совершенствуется, а его деятельность становится сложнее.

Эмоциональная память основана на запоминании эмоций. Это могут быть радость, раздражение, гнев, гордость или разочарование, грусть или веселье. Признают как одну из самых надежных хранилищ.

Словесно-логическая память заключается в способности запоминать мысли и словесную информацию при общении. Условно этот вид делят на механическую память (многократное повторение одной информации без понимания ее сути) и логическую, которая предусматривает использование ассоциаций, смысловых связок.

Чтобы процесс развития памяти у ребенка был успешным, необходимо определить ее вид, и делать упор на этот вид. Это позволит достичь высоких результатов в обучении. Но также развивать и другие виды памяти.

Память классифицируют еще и по длительности ее сохранения. Таких видов памяти три:

  1. Кратковременное запоминание длится недолго (обычно к концу суток оно исчезает). К примеру, если ребенок, отправляясь в сад, заметил гуляющую собаку, то о ней он может помнить до вечера, может описать, какой она была. Однако на следующий день он может не вспомнить о четвероногом животном.
  2. Долговременная память считается самой важной, поскольку она позволяет накопить необходимый жизненный опыт, знания. При таком запоминании информация хранится длительное время, порой и целую жизнь. Способствует этому много факторов: это и многократное повторение, и яркие эмоции, которые ребенок испытал, и важность событий.
  3. Оперативная память необходима для обеспечения деятельности. Такая информация может забываться, если она не востребована, а может храниться долго, превращая оперативное запоминание в долговременное.

Характер целей дифференцирует память на произвольную и непроизвольную. Для развития произвольной памяти нужно потратить некоторые усилия, дабы запомнить нужную информацию. В случае с непроизвольной памятью все наоборот: запоминание происходит без усилий человека.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

От чего зависит способность к запоминанию у детей?

Качество памяти зависит от нескольких факторов.

Во-первых, на способность к запоминанию влияет возраст ребенка. Здесь мнение специалистов едино: с возрастом у детей память только улучшается. Что влияет на это? Совершенствование техники запоминания информации, действий, навыков. Маленькие дети запоминают тот материал, которые предлагают им взрослые. При этом они используют только естественные свои способности. С возрастом дети используют определенные техники, которые помогают запомнить нужный материал: это и сравнение новой информации с опытом, полученным ранее, и формирование ассоциаций — они делают заметки, рисунки, схемы.

Во-вторых, на качество памяти влияет объем информации — она улучшается с увеличением количества полученных знаний.

В-третьих, умственные способности тоже выполняют свою роль: чем больше малыш умеет, размышляет, активничает, тем лучше он запоминает. С возрастом у ребенка совершенствуются умственные способности, а это положительно влияет на память и ее развитие.

Этапы развития памяти у детей

Развитие памяти у дошкольников происходит на основе предыдущих воспоминаний или действий. Развивать словесную память у ребенка необходимо на имеющемся опыте, двигательной и образной информации. Для освоения словосочетаний умственную деятельность ребенка нужно подпитывать образами и тактильным ощущением изучаемого предмета. Невербальная память может хранить информацию о нескольких эпизодах детства. Исходя из данного фактора, словесное развитие у детей следует начинать в раннем возрасте, сопровождая процесс постоянными тренировками.

Для полноценного развития умственных способностей и обширного кругозора ребенок должен пройти все этапы развития.

  1. Первый этап — возраст от 0 до года. Главную роль здесь играет двигательная и эмоциональная функция. Малыш запоминает предметы и движения, что он наблюдал неоднократно, и которые могут вызывать радостные или негативные эмоции. К концу первого года жизни распознавание предметов у ребенка происходит по их признакам, эмоциональному состоянию, которые они вызывают.
  2. Второй этап начинается с 1 года и длится до 3 лет. Формирование памяти происходит через функцию восприятия предмета, который дает ему представление об окружении. В эти годы активно развивается образное мышление, которое в соотношении с восприятием участвует в формировании представления о предметах и вещах, окружающих малыша.
  3. Третий этап — с 3 до 6 лет. Этот период благоприятен для развития и расширения словесного запаса и логики. У некоторых дошкольников большая часть умственной деятельности основана на механической памяти, где запоминание происходит при неоднократном повторении информации. Третий этап основан на непроизвольной и образной памяти, где они приобретают ярко выраженный характер.
  4. Четвертый этап развития памяти у детей основан на логическом восприятии информации. С развитием логики ребенок систематизирует полученный материал и кодирует ее на высоком уровне общения.
  5. Пятый этап состоит из произвольных запоминаний. Усвоение знаний происходит при самоконтрольной, мнемической деятельности. Данная функция формирования памяти у детей играет важную роль в ходе получения знаний, дающихся в начальных классах. Полноценная мнемическая функция развития детей дошкольного возраста является важным показателем подготовки к учебному курсу школьного заведения.
  6. Последний шестой этап основан на профессиональных знаниях и полноценной умственной активности. В ходе такого процесса память хранит механизмы, отвечающие за данный вид деятельности на профессиональном уровне. Если не поддерживать и не развивать мышление по мере взросления, функции, связанные с логикой и запоминанием, ухудшаться.

Роль памяти в развитии ребенка

Возможно, кому-то интересно, нужно ли вообще развивать память у детей. Здесь ответ один, и он положительный. Ведь способность к запоминанию — один из факторов, благодаря которому человечества стало интеллектуально развитым. Без памяти невозможно познать мир, окружающую нас действительность. Любая деятельность невозможна без памяти: труд, нормы поведения, привычки, информация об окружающей среде — все это основано на процессах запоминания.

Развитие памяти в детском возрасте дает человеку возможность в дальнейшем применять полученные ранее навыки и умения. Это, в свою очередь, определяет качество жизни, помогает найти ту деятельность, которая приносит больше удовольствия и пользы.

Развитие памяти, особенно у детей, — важный процесс. И не стоит пренебрегать им. Ведь память влияет на развитие других психических процессов, таких как мышление, восприятие, внимательность и прочее. А без этих навыков человек вряд ли сможет существовать. Если не подпитывать память новой информацией, такая способность человека приводит к деградации личности. Поэтому развитие памяти нужно начинать с раннего детства, чтобы малыш вырос достойным и счастливым человеком.

Когнитивное развитие: дошкольное | Virtual Lab School

Задачи

  • Определить типичные вехи когнитивного развития в дошкольном возрасте.
  • Обсудите, что делать, если вас беспокоит развитие ребенка.
  • Демонстрировать ожидания, соответствующие уровню развития.

Учиться

Знать

В дошкольном возрасте с мышлением детей происходят удивительные изменения. Их память становится сильнее, а это значит, что они часто помнят удивительные детали. Они могут делиться своими идеями новыми и интересными способами. Их воображение становится основным средством для игры и обучения. Они начинают сравнивать, сопоставлять, систематизировать, анализировать и придумывать все более и более сложные способы решения задач, что помогает их математическим навыкам и научному мышлению становиться более изощренными. На этом уроке будут освещены вехи познавательного развития дошкольников.

Вехи

Наблюдать за тем, как развиваются мыслительные способности детей дошкольного возраста по мере того, как они сталкиваются с новыми людьми, местами и идеями, очень увлекательно. На приведенной ниже диаграмме показано когнитивное развитие в дошкольном возрасте. Имейте в виду, что существуют индивидуальные различия, когда речь идет о конкретном возрасте, в котором дети достигают этих вех; каждый ребенок уникален. Как вы, возможно, уже узнали из других курсов, вехи указывают, когда следует ожидать появления определенных навыков или поведения. Думайте о вехах как о рекомендациях, которые помогут вам понять и определить типичные модели роста и развития или помогут вам узнать, когда и на что обращать внимание по мере взросления детей дошкольного возраста. Вы можете использовать эту информацию, то, что вы узнали от семей, и свои собственные знания для создания взаимодействий, опыта и среды, которые поддерживают обучение и развитие дошкольников.

 

Вехи когнитивного развития

Возраст 3 года
  • Играет в притворство с куклами, животными и людьми мелок
  • Переворачивает книжные страницы по одной
Возраст 4 
  • Понимает идею счета
  • Начинает понимать концепцию времени
  • Помнит части истории
  • Понимает понятия «одинаковый» и «другой»
  • Рисует человека с двумя-четырьмя частями тела
Возраст 5 лет
  • Считает десять или более предметов
  • Может нарисовать человека, состоящего не менее чем из шести частей тела
  • Может печатать некоторые буквы или цифры.
  • Копирует треугольник и другие геометрические фигуры. Вехи развития. http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/pdf/checklists/All_Checklists. pdf

    У вас есть возможность помочь детям учиться и раскрывать свой потенциал. Наряду с семейным педиатром воспитатели дошкольных учреждений должны знать основные этапы развития детей. Вехи развития помогают взрослым понять и распознать типичный возраст и этапы развития детей. Вехи не являются жесткими правилами, определяющими, когда и как должен развиваться ребенок, вместо этого они указывают, когда следует ожидать появления определенных когнитивных, моторных, языковых и социально-эмоциональных навыков и поведения. Вы можете использовать свои знания об этих вехах для удовлетворения индивидуальных потребностей детей в вашем классе.

    Когнитивное развитие — уникальный процесс, индивидуальный для каждого ребенка. Семья может задаваться вопросом о когнитивном развитии своего ребенка и чувствовать неуверенность в том, что они наблюдают, а также в том, чего ожидать. Воспользуйтесь возможностью, чтобы сначала поучиться у семьи, а затем рассмотрите возможность предоставления дополнительной информации о развитии, включая возможные предупреждающие знаки. Веб-сайт Kids Included Together, https://www.kit.org/, может быть для вас ценным ресурсом, равно как и информация о вехах развития и раннем развитии, размещенная на веб-сайте Центров по контролю и профилактике заболеваний, http://www. .cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/index.html. В приведенной ниже таблице также показаны возможные тревожные признаки для детей дошкольного возраста:

    Возможные предупреждающие знаки для детей дошкольного возраста

    3 года
    • Не умеет играть с простыми игрушками (такими как доски для колышков, простые головоломки, вращение ручки)
    • Не играет в притворство или притворяется
    • Не понимает простых инструкций
    4 года
    • Проблемы с каракулями
    • Не проявляет интереса к интерактивным играм или притворству
    • Не выполняет команды, состоящие из трех частей
    • Не понимает понятия «одинаковый» и «другой»
    5 лет
    • Не отвечает на людей или отвечает только поверхностно
    • Не может сказать, что правда, а что выдумка
    • Не играет в различные игры и занятия
    • Не может назвать первое и последнее имя
    • Не рисует

    Если вас беспокоит развитие ребенка, поговорите со своим инструктором, инструктором или администратором , чтобы провести мозговой штурм и обсудить с родителями свои наблюдения. Эти разговоры могут быть трудными, но они могут иметь значение для удовлетворения потребностей ребенка. Под руководством вашего тренера и администратора программы вы можете поделиться с семьями информацией о типичном развитии ребенка и дать им знать, что вы готовы поговорить. Если ваша программа предоставляет инструменты для скрининга развития, они могут помочь вам начать разговор о своих проблемах.

    В конечном счете, если семьи беспокоятся о развитии своего ребенка, они должны обсудить свои проблемы с педиатром ребенка. Педиатр может провести скрининг развития и, возможно, направить ребенка на дополнительные обследования и специализированные услуги. Семьи также должны связаться с местным школьным округом (для детей старше 3 лет). Школьный округ может организовать бесплатную оценку развития ребенка. Это может помочь ребенку получить необходимые ему услуги и помощь.

    Приведенное ниже видео, разработанное Центрами по контролю и профилактике заболеваний США, предлагает советы по выявлению предполагаемых задержек развития и принятию соответствующих мер.

    http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/multimedia/video.html

    Детские шаги: изучите знаки. Act Early Centers for Disease Control and Prevention http://www.cdc.gov/NCBDDD/actearly/multimedia/video.html

    См.

    Точно так же, как тело ребенка растет в дошкольном возрасте, растет и его мозг. Вы увидите серьезные изменения в мыслительных навыках ребенка в возрасте от 3 до 5 лет. Посмотрите это видео, чтобы узнать о вехах в дошкольном возрасте.

    Видео недоступноПосмотрите диапазон когнитивного развития в дошкольном возрасте.

    Выполните

    Понимание этих этапов поможет вам узнать, какие виды обучения следует планировать в вашем классе. Основываясь на своих знаниях о развитии, вы можете планировать сложные, но достижимые для каждого ребенка занятия. Помните, что вехи — это маркеры, которые позволяют нам понять, что ребенок растет здоровым образом. Эти маркеры не являются пороговыми значениями или «тестами», которые должен пройти ребенок. Как воспитатель дошкольного учреждения, сделайте следующее, чтобы поддержать развитие и обучение детей:

    • Установите цели обучения для отдельных детей.
    • Прочтите как можно больше об этапах развития, особенно о возрасте детей, которым вы помогаете.
    • Таблицы основных этапов развития для справки.
    • Признайте, что дети нуждаются в различных видах поддержки от вас, когда они проходят этапы развития.
    • Предоставьте ряд интересных материалов, которые пробудят интерес дошкольников и позволят исследовать их на практике.
    • Обеспечьте ряд книг, подходящих для развития и культурно разнообразных.
    • Находите обучающие моменты для поощрения обучения и развития.
    • Регулярно наблюдайте за детьми и документируйте их прогресс, чтобы определить, где они находятся в развитии, чтобы вы могли поддерживать и развивать их новые навыки.
    • Помните, что дети уникальны и прогрессируют с разной скоростью, и что одна область развития может занять больше времени, чем другие области.

    Проконсультируйтесь со своим администратором, инструктором или инструктором, если вы чувствуете, что вас беспокоит развитие ребенка.

    Исследовать

    Наблюдение за детьми может помочь вам увидеть, на каком этапе развития они находятся, что важно при планировании обучения для них. Завершите задание «Наблюдение за этапами развития» . Поделитесь своими наблюдениями со своим тренером, тренером или администратором.

    Стадии наблюдения за развитием

    Подумайте, какие вехи развития были достигнуты или нуждаются в поддержке, когда вы наблюдаете за дошкольниками

    Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором

    Подать заявление

    Важно понимать и помнить вехи развития. Вы можете скачать плакат «Вехи» и использовать его в качестве справочника в своей работе. Вы также можете поделиться этим ресурсом с семьями.

    Вехи когнитивного развития: дошкольное образование

    Вехи когнитивного развития от 3 до 5 лет

    Глоссарий

    Когнитивные навыки:
    Умственные навыки или поведение, которые помогают детям получать информацию, решать проблемы, рассуждать и делать выводы

    Задержка развития:
    Это можно заподозрить, если дети не достигают вех развития в ожидаемые сроки; задержки могут возникнуть в любой области развития

    Вехи развития:
    Набор навыков или моделей поведения, которые могут выполнять большинство детей в определенном возрасте

    Скрининг развития:
    Инструмент, используемый для выявления детей, которые развиваются не так, как ожидалось, и которым может потребоваться поддержка; скрининг могут проводить педиатры, учителя или другие лица, хорошо знающие ребенка и его развитие

    Обучаемые моменты:
    Спонтанные моменты, когда вы следите за интересами детей и помогаете им учиться; вы можете заметить ребенка, строящего высокую башню, и сказать: «Вы строите высокую синюю башню. Давайте посчитаем, сколько блоков вы использовали»

    Продемонстрировать

    Закончите это утверждение: Вехи развития — это…

    произвольный и не должен рассматриваться.

    значительно отличаются для каждого ребенка.

    инструмент, который вы можете использовать для мониторинга здорового развития.

    одинаковы для каждого ребенка.

    Чего из перечисленного нельзя ожидать от 5-летнего ребенка?

    Считать десять или более объектов

    Базовые навыки сложения и вычитания

    Может печатать некоторые цифры или буквы

    Начал понимать понятие времени

    Что делать, если вы считаете, что ребенок не достигает определенных этапов развития?

    Спросите у родителей, курили ли они или пили во время беременности.

    Позвоните педиатру ребенка.

    Продолжайте вести дела в обычном режиме, пока не будет получено направление на специальное обучение.

    Сначала поговорите со своим администратором, инструктором или тренером, а затем поговорите с семьей о том, как вы можете работать вместе, чтобы помочь ребенку достичь важных целей.

    Ссылки и ресурсы

    Центры по контролю и профилактике заболеваний. (2013). Этапы развития. https://www.cdc.gov/ncbddd/actearly/milestones/

    Центр обучения и знаний в раннем детстве. https://eclkc.ohs.acf.hhs.gov/ 

    Эйлин Аллен, К., и Эдвардс Каудери, Г. (2014 г.). Исключительный ребенок: включение в дошкольное образование (8-е изд.). Издательство Уодсворт.

    Национальная ассоциация образования детей младшего возраста. (н.д.). https://www.naeyc.org/

    От нуля до трех. (2021). https://www.zerotothree.org/

    Когнитивное развитие детей в возрасте 3–5 лет

    Дошкольный период — это время быстрого роста по ряду показателей развития, не последним из которых являются мыслительные способности детей или познание. В течение этого периода дети учатся использовать символическое мышление, отличительными чертами которого являются язык и использование символов, а также более продвинутые ролевые игры. Дети этого возраста демонстрируют концентрацию мысли, что означает, что их внимание ограничено одним аспектом ситуации или объекта. Способности памяти проявляются онлайн, и дети демонстрируют свои собственные способы категоризации, рассуждений и решения проблем.

    Память
    Память — это способность получать, хранить и вспоминать информацию или опыт во времени. Только в возрасте 3 лет дети могут надежно делать это, хотя они лучше распознают, чем вспоминают, и они не проявляют способности спонтанно использовать мнемонические стратегии, чтобы помочь запоминанию в течение ряда лет. Дошкольники используют язык для кодирования и сравнения информации для последующего поиска; таким образом, рассказ о событиях укрепляет память детей о них. Хотите работать над фонетикой и памятью одновременно? Попробуйте эту веселую игру Клиффорда.

    Воспоминания легче вызываются, когда ребенок является участником, а не наблюдателем, или когда что-то производит значительное впечатление. Способность детей создавать мысленные образы людей или событий также облегчает память. Помогите своему ребенку научиться создавать и поддерживать изображения с помощью этих забавных головоломок.

    Дети, как правило, используют рутинные действия, чтобы определить понимание событий и вспомнить последовательность, но чувство времени у дошкольников очень общее (например, они могут использовать слово «вчера» для обозначения того, что было месяц назад). Хотите развить навыки секвенирования вашего ребенка? Попробуйте эту интерактивную игру. Из-за их относительно слабой памяти они могут снова и снова слушать одну и ту же историю и получать удовольствие от каждого пересказа, как если бы это был первый раз.

    Выготский
    Русский исследователь Лев Выготский считал, что познание развивается благодаря социальным взаимодействиям и решению проблем. Работа Выготского демонстрирует, что при поддержке Более Знающего Другого (МКО) (взрослого или более опытного сверстника) способности детей заметно возрастают, если только взаимодействие не было слишком продвинутым для нынешнего уровня навыков ребенка. Он полагал, что правильный уровень сложности будет в «Зоне ближайшего развития» (ZPD) ребенка, которая будет оптимизирована с помощью каркаса (поддержки и руководства, которые MKO предоставит, не беря на себя ответственность).

    Выготский также заметил, что по мере того, как дети двигались к самостоятельности, выполняя сложные задания, они разговаривали сами с собой. Этот разговор с самим собой, называемый частной речью, широко распространен среди детей в возрасте 3–7 лет. После этого он мутирует во внутреннюю речь или внутреннее мышление, хотя, вероятно, снова всплывет на поверхность при выполнении сложных или запутанных задач. Согласно Выготскому, использование детьми языка таким образом является основой их навыков исполнительной функции, включая внимание, запоминание, планирование, контроль импульсов и т. д.

    Дошкольное мышление
    Дошкольники прочно находятся на стадии, называемой Пиаже дооперациональным (дологическим) периодом (от 2 до 7 лет). В то время как современные исследователи задаются вопросом, так ли нелогичны дошкольники, как утверждал Пиаже, любой, кто проводил с ними время, знает, что они думают иначе, чем взрослые! Примечательно, что они не способны обратить действия вспять (например, понять, что если 3+3=6, то 6-3=3, или переживать, что если они сломают кость, то ее уже нельзя будет починить). Кроме того, они не способны сохраняться (признавать, что объекты, меняющиеся по форме, не меняются по количеству). В своем знаменитом эксперименте по сохранению пенни Пиаже продемонстрировал, что примерно до 6 лет дети говорили, что в разложенном ряду монет больше, чем в ряду с (равным количеством) большего количества сплющенных монет, даже если они сами считали каждую. строка. Пиаже объясняет это противоречие, заявляя, что детской логикой в ​​этот период времени управляет восприятие, а не рассуждение.

    Идея центрирования, основанного на восприятии, распространяется не только на сохранение, но и на более широкое мировоззрение дошкольников. В целом дети этого возраста эгоцентричны; они не могут спонтанно и независимо изменяться со своей точки зрения. Например, дети могут сказать, что трава растет, чтобы они не поранились при падении, или потому, что они любят шоколад, все должны. Кроме того, они считают, что все разделяют ту же точку зрения, что и они, поэтому, конечно, они должны получить печенье, если они так думают, все так думают. В качестве компонента эгоцентрического мышления у дошкольников проявляется анимизм, вера в то, что природа и предметы живые, с человеческими характеристиками (например, когда ваш ребенок говорит, что они упали из-за земли). Способность к децентрации является одним из признаков завершения предоперационной стадии.

    Детское нелогичное мышление распространяется на различные области. Например, в своих способностях к классификации они еще не могут понять, что один объект можно классифицировать несколькими способами. Например, дети могут сказать, что в группе совместного обучения девочек больше, чем детей, или что они не хотят фруктов на закуску, они хотят грушу. Точно так же они часто чрезмерно обобщают ярлыки своих категорий. Например, ребенок может называть всех животных с четырьмя ногами «собаками», а всех людей с седыми волосами — «бабушками».

    Кроме того, дошкольники часто полагаются на трансдуктивные рассуждения, в соответствии с которыми они полагают, что сходство между двумя объектами или последовательность событий свидетельствует о причине и следствии. Например, если ребенок видит своего учителя в школе утром и снова, когда уходит, он может подумать, что его учитель должен жить там. Точно так же, если их друг итальянец и ест макароны, они могут полагать, что поедание макарон сделает кого-то итальянцем. На этих примерах мы видим, как мысли дошкольников подчиняются их восприятиям. В качестве расширения дошкольники демонстрируют магическое мышление, благодаря которому они верят, что если они чего-то желают, у них есть сила, чтобы это произошло, включая случайное желание зла брату или сестре или стать причиной развода их родителей. Попробуйте Flabby Physics , чтобы узнать о некоторых забавных способах развить у вашего ребенка чувство причины и следствия.

    Использование символов
    Время от 3 до 5 лет является сердцевиной развития символов у маленьких детей. Использование символов влечет за собой возможность использовать одну вещь для представления другой, например, чтобы буквы «собака» представляли настоящую собаку, чтобы рисунок или карта отображали местоположение, или чтобы шашка представляла печенье в игре. Дошкольники учатся мысленно использовать и представлять материальные объекты с помощью изображений, слов и рисунков. Поощряйте навыки рисования вашего ребенка с помощью этих бесплатных забавных приложений: GlowFree или DoodleBuddy. Хотя дети еще не могут манипулировать этими символами или представлять абстрактные идеи, способность использовать символы, а не участвовать в простой двигательной игре, является определяющей характеристикой дошкольного периода.

    На самом деле игра с воображением связана с когнитивным ростом и достижениями. Например, дошкольники, которые участвуют в более сложных ролевых играх, демонстрируют более высокий уровень общего интеллектуального развития и воспринимаются учителями как более социально компетентные. Дети, которые заводят себе воображаемых друзей, которые ранее были отмечены как подверженные риску дезадаптации, демонстрируют более продвинутые умственные представления и большую общительность со своими сверстниками, чем те, кто этого не делает.

    Хотя нельзя отрицать уникальную перспективу, с которой дошкольники смотрят на мир, существуют контексты и области, в которых эти очень маленькие дети действительно мыслят логически.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *