Развитие мышления у детей дошкольного возраста: Высшее образование БГПУ

Развитие мышления у детей дошкольного возраста: особенности, виды

Содержание

  • 1 Особенности развития мышления в дошкольном возрасте                                                
  • 2 Основные формы мышления дошкольников
    • 2.1 Наглядно-действенное мышление
    • 2.2 Наглядно-образная форма
    • 2.3 Словесно-логическое мышление

Любопытно наблюдать, как проходит развитие мышления у детей дошкольного возраста. От 3-х до 7-лет мыслительные способности ребенка делают стремительный скачок от «мышления руками» до умения выстраивать логические цепочки рассуждений. От младшего дошкольного возраста к старшему меняется ведущий вид мышления, усиливается взаимосвязь речи и мышления дошкольника и формируется умение строить умственные заключения.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте                                                

Детскому мышлению присуще качественное своеобразие, отличающее его от мышления взрослых. Развитие мышления в дошкольном возрасте включено в предметную деятельность. Дошкольник приобретает знания и опыт благодаря действиям. Эти действия складываются в готовые схемы, присваиваются ребенком (интериоризируются) и становятся основой интеллектуальной деятельности. Расширяются возможности и повышается уровень задач, что должен уметь ребенок в 5 лет, на 7-м году жизни.

Но ребенок не только использует готовые связи, знакомые ему по действиям с предметами, а нацелен на установление новых для него взаимосвязей. Этому способствует развитие познавательных процессов в комплексе: восприятие приобретает целенаправленность, воображение подсказывает новые идеи и пр.

Дошкольник не просто примеряет детали конструктора; подбирает подходящий предмет, чтобы «покормить» куклу; строит гараж для своей машины – все эти действия требуют анализа, сравнения, обобщения. Т.е., ребенок обдумывает, размышляет.

Колоссальное влияние на процесс мышления оказывает формирование речевых навыков дошкольника. Речь появляется из потребности ребенка общаться и взаимодействовать, а затем она приобретает функции мышления.

В первые годы жизни речь взрослого помогает ребенку организовывать мышление и удерживать его в соответствии с определенной целью. «Какое кольцо в пирамидке будет следующим? Оно подходит?» — задает мама вопросы малышу, и тот в ответ пытается понять, почему одно кольцо подходит, а другие нет.

Формирование активной речи самого дошкольника стремительно меняет условия развития мышления. Теперь ребенок может многое спросить о том, что вызывает его интерес. И появление многочисленных вопросов не заставляет себя ждать.

Получая ответы, малыш выясняет неочевидные для него, скрытые характеристики и связи предметов, а детское мышление приобретает элементы критичности и планирования.

От младшего к старшему дошкольному возрасту меняются внутренние механизмы процесса мышления. Если у маленького ребенка мыслительный процесс запускается действиями, то после 5 лет дошкольник начинает активно оперировать образами.

Основные формы мышления дошкольников

Известнейший исследователь детского интеллекта Жан Пиаже определил весь дошкольный возраст как стадию конкретных операций. Впрочем, данная стадия не завершается поступлением ребенка в школу, а продолжается до 11 лет.

Проживая эту стадию, дети сначала обретают способность строить умственные представления о предметах и явлениях благодаря действиям. Затем они открывают умение представлять образы и действовать с ними во внутреннем плане. И практически на пороге школы у них открывается способность мыслить логически.

Соответственно, от раннего возраста до поступления в школу можно наблюдать, как последовательно развиваются виды мышления у дошкольников с доминированием наиболее свойственного возрасту:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

Каждая последующая форма мышления не вытесняет предыдущую. На каждой возрастной ступени ребенок мыслит и привычным ему способом, и дополняет новыми подходами.

Наглядно-действенное мышление

Еще раз акцентируем внимание, что развитие мышления ребенка запускается действием. «Делаю – наблюдаю за тем, что делаю – кое-что начинаю понимать» — так работает механизм простейших мыслительных процессов. Поэтому он получил название наглядно-действенное мышление.

Мыслительные потуги малыша привязаны к наглядным ситуациям и отражают непосредственные отношения между объектами. Например, черпая кашу ложкой, практически каждый ребенок умышленно, или случайно, переворачивает ложку так, что содержимое падает на стол. Этот простейший эксперимент позволяет ему уяснить, как нужно пользоваться таким столовым прибором.

Следующим открытием станет форма ложки. Оказывается, без вогнутости данного инструмента никак не обойтись, если хочешь съесть суп.

Мыслить для малыша 3-4 лет означает выполнять определенные действия и наблюдать, что происходит, а не вспоминать и размышлять.

Так постепенно наглядно-действенное мышление формируется как открытие предметных связей – между составляющими и характеристиками одного предмета, между разными объектами и пр. Благодаря накапливаемому опыту тип мышления малыша приобретает важные характеристики:

  • отвлеченность;
  • обобщенность.

Отвлеченность проявляется в том, что ребенок выделяет важный признак и начинает вариативно использовать предметы. Например, только что пластмассовый диск служил рулем воображаемого автомобиля, а вот уже дошкольник применяет его в качестве тарелки, из которой он кормит куклу. В данном случае, форма предмета подсказывает ребенку варианты использования.

Обобщенность мышления заключается в применении одного и того же объекта для разных целей. К примеру, младший дошкольник может сложить в ведерко мелкие игрушки, а затем все вытряхнуть и примерить его в качестве головного убора или использовать как стул.

Наглядно-образная форма

Опыт практических действий является непременной ступенью для развития следующего вида — наглядно образного мышления.

Особенно полезны для развития образного мышления продуктивные виды деятельности. Намереваясь нечто построить, вылепить или нарисовать, ребенок хотя бы отдаленно представляет результат. В этом уже содержится интеллектуальная задача: «Хочу сделать… А как это реализовать?».

На каких признаках нужно сосредоточиться, чтобы нарисовать яблоко? Вероятно, на его круглой форме. А для еще большего сходства с оригиналом стоит добавить хвостик с листочком.

Дошкольник изображает модели тех предметов, которые он видит вокруг. И это возможно только в том случае, если он будет замечать важные характеристики объектов, анализировать, устанавливать различие и сходство с другими предметами.

Важная особенность наглядно образного мышления состоит в том, что ребенок может представлять некий объект и придумывать его образ, используя воспоминания и задействуя воображение.

Отсюда вытекают главные свойства образной формы мышления:

  • подвижность;
  • структурная организованность.

Благодаря подвижности мышления, дошкольник способен дополнять свои представления.

Достаточно показать малышу длинные уши игрушки, и он тут же узнает зайца. Это свойство распространяется на узнавание ребенком любых знакомых ему объектов по видимым элементам.

Структурная организованность мыслительной деятельности ярко проявляется в конструировании. Чтобы соорудить модель из конструктивных деталей, ребенок размышляет о взаимном расположении частей, определяет последовательность соединения. Размышляя, он ищет способы, как создать образ, который соответствовал бы замыслу.

Сюжетно-ролевая игра эффективно развивает образное мышление детей. Именно в подобных играх дошкольники пытаются создавать типичные образы, анализируют и мысленно представляют ситуации, правдиво отражающие реальную жизнь или соответствующие фантастическим сюжетам.

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление тесно переплетаются. Ребенком движет познавательная активность. Он экспериментирует, и благодаря действиям и образам открывает взаимосвязи, признаки, характеристики, особенности в окружающем мире. Эти виды мышления приближают дошкольника к пониманию объективных логических законов.

Словесно-логическое мышление

Только к концу дошкольного возраста формируется мышление, основанное на активной работе мыслительных операций с подчинением законам логики. Поскольку такая форма умственной деятельности сопровождается у ребенка постоянными речевыми рассуждениями, вид мышления получил название словесно логическое мышление.

Развитие мыслительных операций у дошкольников начинается на стадии наглядно-действенного мышления. Но в 3-4 года ребенок стихийно выделяет только яркие «бросающиеся в глаза» признаки предметов, которые редко оказываются существенными.

Старший же дошкольник пытается обнаружить в окружающих объектах наиболее существенные и постоянные признаки, активно подключая для этого интеллектуальные операции:

  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификацию.

Безусловно, детское логическое мышление использует наглядный материал.

И в старшем дошкольном возрасте ребенку сложно даются абстрактные понятия. Что касается конкретных образов или отношений, то старший дошкольник способен рассуждать, выделяя причины и следствия, аналогии, характерные признаки.

Все чаще анализ, сравнение, обобщение дошкольник проводит во внутреннем плане и выдает готовое суждение. Всем знакома ситуация, как мальчишка с видом знатока осматривает сломанную машинку или робота и резюмирует, в чем неполадки.

Это свидетельствует о том, что у ребенка происходит перестройка между практическими и умственными действиями. И хотя ведущим видом мышления детей старшего дошкольного возраста все еще остается наглядно-образное, логика прослеживается во многих детских умозаключениях и вопросах.

Иными становятся ожидания ребенка, когда он хочет получить ответ на волнующий его вопрос. Поэтому он обращается к взрослым, которые, по его мнению, обладают экспертным знанием и все аргументировано объяснят. Нередко вопросы звучат в виде гипотезы, благодаря чему любознательные дошкольники пытаются прояснить причинно-следственные связи. Например, дети интересуются: «Если солнце «садится» с этой стороны, то почему оно утром «поднимается» с другой?», «Кто придумал пингвина птицей называть?» и т.п.

Таким образом, мышление дошкольника связано с конкретными операциями. На первой стадии формируется умение мыслить с опорой на действия с конкретными предметами, затем ребенок учится представлять образы и связывать с ними свои размышления. Умственные представления при этом перемещаются во внутренний план, что дает основу логическим рассуждениям и умозаключениям. Но абстрактные понятия дошкольнику все еще не доступны. Они поддадутся усвоению детским умом после 10 лет.

Развитие мышления у детей раннего и дошкольного возраста

Дети воспринимают мир по-особенному. В течение всего дошкольного возраста мышление ребенка стремительно развивается. Этот процесс требует целенаправленного участия взрослого, который создает для крохи возможность получения нового опыта. В этой статье мы расскажем Вам о видах мышления у детей раннего и дошкольного возраста, а также о том, что способствует его развитию.

Зная, как мыслит ребенок, Вы сможете лучше понимать его и сделать общение с малышом еще приятнее и продуктивнее.

Этапы развития мышления у детей

Психологи выделяют три вида мышления, характерные для детского возраста:

  1. Наглядно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста. Малыши 1,5-2 лет мыслят с помощью действий над предметами. Им нравится бросать игрушки, просовывать предметы в отверстия, разбирать что-то, ломать, нажимать на кнопки и так далее. Таким образом дети накапливают опыт и устанавливают первые причинно-следственные связи (например, если мяч сильно бросить, то он далеко укатится). Для развития этого типа мышления хорошо подойдут игры с сортерами, занятия лепкой, а также игры с различными материалами (песком, водой, крупами).

Одна из главных задач родителей на данном этапе развития мышления – не препятствовать малышу в исследовании мира, создав для этого безопасную среду дома.

  1. С усвоением речи в младшем дошкольном возрасте (3-4 года) формируется наглядно-образное мышление. Благодаря образам, сохранившимся в память, ребенку уже не требуется совершать реальные действия с предметами. На развитие этого типа мышления особенно влияют такие виды деятельности, как рисование и конструирование.

  2. Словесно-логическое мышление начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте на основе образного мышления. К 5-7 годам дети уже могут рассуждать и оперировать некоторыми абстрактными понятиями (например, время, мораль, искусство и т.д.). Признаками логического мышления является умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, сравнивать и классифицировать.

Мыслительная деятельность человека состоит из мыслительных операций. Способность их использовать и есть показать развития мышления дошкольника.

Мыслительная операция

Сущность

Пример

Сравнение

Умение находить общее в различном и различное в похожем.

Что общего у клюквы и лимона? – Они кислые.

Чем отличаются мандарин и апельсин? – Размером.

Обобщение

Объединение ряда предметов по общим существенным признакам.

Что такое чашка, тарелка, сковородка, кастрюля? – Это посуда.

Анализ

Выделение свойств или частей предметов и явления.

Из каких частей состоит растение? – Корни, стебель, листья, цветок.

Синтез

Объединение частей или свойств предмета в одно целое.

Что получится, если соединить буквы «к», «о», «ш», «к» и «а»? – Слово «кошка».

Если у ребенка гармонично развиваются как образный, так и логический тип мышления, ему проще решать разнообразные задачи.

Игры и упражнения для развития образного и логического мышления

  • «На что похоже?». Покажите ребенку картинку, на которой изображена причудливая клякса. Пусть малыш придумает как можно больше оригинальных ассоциаций к ней.
  • «Четвертый лишний». Предложите малышу рассмотреть 4 картинки, три из которых можно объединить по какому-либо признаку. Ребенок должен понять, какая картинка «лишняя» и объяснить, почему он так считает.
  • «Назови одним словом». Эта игра заключается в том, что взрослый предлагает малышу набор слов или изображений, которые могут быть объединены в понятие. Задача ребенка – назвать предметы одним словом (например, синица, соловей, дятел, ворона, ястреб – птицы; малина, крыжовник, клубника, арбуз – ягоды).
  • «Разложи по группам». Взрослый выкладывает на стол заранее подготовленные предметы или их изображения и перемешивает их. Дошкольник должен разложить их на группы по какому-либо признаку.
  • «Сложи картинку». Эта дидактическая игра является аналогией паззлов. Задача ребенка – из нескольких деталей сложить целую картинку.
  • «Судоку». Это популярная во всем мире головоломка в ее упрощенном варианте (2х2, 3х3 или 4х4) подойдет и для дошкольников.
  • «Кто, что ест?». Подберите картинки с изображением животных и их излюбленными лакомствами, перемешайте их, а затем попросите ребенка составить пары (накормить зверей). По аналогии можно поиграть в такие игры, как «Мамы и их малыши», «Кто, где живет?», «Признаки времен года» и так далее.
  • «Продолжи ряд». Нарисуйте длинные бусы и задайте начало последовательности цветов бусинок (например, красная, желтая, синяя, опять красная). Малыш должен раскрасить остальные бусы, соблюдая закономерность.

Чтобы малышу было интересно и весело, постарайтесь каждый раз знакомить ребенка с новыми играми и упражнениями.

  • «Противоположности». В этой игре малышу необходимо придумать слово с противоположным значением. Например, Вы называете слово «большой», а ребенок — «маленький» («веселый» — «грустный», «громкий – тихий», «быстрый» — «медленный» и так далее).
  • «Угадай, о чем речь». Эта игра поможет развить не только мышление, но и внимательность. Опишите один из предметов, находящихся в комнате, а малыш должен догадаться, о чем идет речь. К примеру, хрупкая, стеклянная, красивая – ваза.

О других полезных играх и упражнениях смотрите на видео:

Также для развития мышления дошкольников подходят настольные игры (шашки, шахматы, игры-стратегии), лабиринты и головоломки. Такие игры позволяют малышам научиться принимать решения, продумывать ходы, оценивать возможные риски. Ролевые игры, общение со сверстниками, чтение и обсуждение книг также отлично развивают творческое мышление.

Выводы

Дошкольное детство – это период в жизни человека, во время которого он приобретает основные знания, умения и навыки, формируется его личности и интеллект. Среди важнейших психических новообразований можно выделить мышление. Именно с его помощью ребенок познает себя и мир вокруг. Для детей раннего возраста свойственен наглядно-действенный тип мышления, в младшем дошкольном возрасте формируется наглядно-образный тип, а в старшем дошкольном возрасте ребенку открывается словесно-логический тип мышления (хотя ведущим по-прежнему остается образное мышление). Развитие мышления малыша зависит от опыта, поэтому очень важно предоставлять ребенку возможность как можно шире увидеть мир, а также тренировать его мыслительные способности. Занятия по развитию мышления могут быть интересными и увлекательными, если проводить их в игровой форме. Выбирайте упражнения, которые нравятся и Вам, ведь когда и взрослый и ребенок получают удовольствие от процесса, результат будет гораздо лучше.

Заключение

Посещая развивающие занятия в детском Монтессори-клубе «Созвездие», Ваш ребенок будет развиваться гармонично и разносторонне. К каждому малышу у нас относятся как к личности, у которой есть свой уникальный путь развития. Профессиональные Монтессори-педагоги обязательно найдут подход к Вашему ребенку и помогут освоить все необходимые навыки в соответствии с возрастом. Мы всегда рады видеть Вас в нашем центре!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Малышева Евгения

Навыки мышления дошкольников

Миссис Надо взяла своих дошкольников на экскурсию на ферму Ангштадтов. Находясь там, они посетили ферму, курятник, сарай и конюшню. Еще в школе несколько трехлетних детей попытались создать простую карту фермы на полу в районе квартала. Они использовали различные деревянные блоки для изображения различных зданий. Некоторые 4-летние дети вырезали фигурки из плотной бумаги и приклеивали их на лист, изображая различные места на ферме, куда они ходили. Они решили использовать цветные карандаши, чтобы нарисовать некоторых животных фермера на своей карте. Позже, во время группового занятия, дети взволнованно узнавали фотографии фермы, сделанные г-жой Надо с разных ракурсов.

Ценный опыт
Маленьким детям нужен широкий спектр конкретных событий, таких как посещение фермы, чтобы осмысленно взаимодействовать с окружающей средой. Эти базовые знания помогают им понять концепции из своего мира, например, узнать, где разместить сельскохозяйственные постройки на бумажной карте. Этот реальный опыт помогает им открыть для себя новые способы представления объектов, таких как блоки и бумажные фигуры для зданий, поскольку они думают абстрактно.

Маленькие дети, такие как четырехлетние дети в приведенном выше примере, учатся создавать в уме мысленные образы, на которые они могут ссылаться при создании своих представлений. Фотографии зданий, сделанные г-жой Надо, помогают дошкольникам создавать визуальные карты, поскольку они описывают, как курятник находится «за» сараем, а фермерский дом «рядом» с конюшней.

Абстрактные размышления в комнате
Прочитав вместе с отцом классическую историю Шапки на продажу , 4-летняя Эмили говорит очень серьезным тоном: «Я думаю, что это история о плохих обезьянах. украл шапки!» Развивая свои навыки абстрактного мышления, Эмили находит важную идею в этой, казалось бы, «забавной» истории. По ее серьезному тону мы можем сказать, что она уже связывает эту идею со своей собственной жизнью и чувствами. Чтобы еще больше развить абстрактное мышление Эмили, ее папа задает вопрос о чувствах главного героя: «Как вы думаете, что почувствовал Коробейник, когда проснулся?»

Позже, когда Эмили рассказывает отцу, какие шляпы в этой истории ей нравятся больше всего, она развивает важный навык абстрактного мышления. Она мысленно группирует шляпы по категориям, сравнивает и сопоставляет их, чтобы решить, какие из них ей больше всего нравятся.

За кухонным столом 4-летний Гектор сравнивает две свои коллекции смешанных предметов («пляжные вещи» — ракушки, галька, гладкое мытое стекло и «лесные вещи» — ветки, листья, камни). Он говорит своему брату-близнецу Моргану: «Если посчитать, в моей пляжной коллекции больше вещей. Она больше». Он осознает нумерацию как все более абстрактную идею, на которую не влияют различные характеристики (размер, текстура, форма) объектов, которые он считал в своих коллекциях. Чтобы развивать абстрактные идеи близнецов о счете с помощью письма, их мать предлагает им использовать письменные отметки, чтобы представить, сколько вещей находится в коллекции пляжных предметов Гектора.

Что вы можете сделать

  • Предложите своим детям много времени поиграть с манипуляторами.  Позвольте им исследовать формы, экспериментируя с кубиками и головоломками. Обеспечьте игру-головоломку, в которой ваш ребенок может видеть очертания некоторых частей и должен визуализировать, куда должны идти другие.
  • Помогите им увидеть, что предметы можно считать в любом порядке.  Пусть узнают, что все (музыкальные биты, печенье) можно считать. Практикуясь, помогите им выучить правила счета. Например, каждый объект должен относиться только к одному счетному слову. Ранний счет — это форма абстракции для маленьких детей.
  • Отправляйтесь на поиски сокровищ.  Создавайте карты, представляющие собой уменьшенные версии определенной области. Это позволяет детям практиковаться в том, чтобы давать и получать указания и использовать подсказки для поиска спрятанных предметов.

Уникальные навыки мышления у детей дошкольного возраста — Альянс расширения за лучший уход за детьми

Как известно большинству воспитателей, маленькие дети — это не просто «взрослые в миниатюре». Дети дошкольного возраста на самом деле думают о мире совсем с другой точки зрения. Знание того, как дошкольники относятся к миру, может помочь воспитателям лучше строить отношения с ними, планировать мероприятия, которые поддерживают и стимулируют их развитие, а также общаться с их семьями о развитии в дошкольные годы.

Дошкольники эгоцентричны

Большинство детей в возрасте от 3 до 5 лет видят мир только со своей собственной точки зрения, это качество называется эгоцентризмом . Вы когда-нибудь слышали спор между двумя дошкольниками? Вы можете заметить, что ни один из детей не понимает точку зрения другого в споре. Если спросить, что чувствует кто-то другой, большинство дошкольников описывают то, что чувствуют они сами. Дошкольники, которые думают и говорят эгоцентрично, не являются преднамеренно эгоистичными. Они искренне верят, что все разделяют их точку зрения.

Дошкольники считают объекты живыми

Дошкольники также склонны придавать реалистичные качества, такие как чувства и мысли, неодушевленным предметам, таким как плюшевые мишки и листья. Такой тип мышления известен как анимизм . Для детей дошкольного возраста все, что движется, является живым, как лист бумаги, развеваемый ветром, или струящийся ручей. Иногда дети плачут, если любимую мягкую игрушку пинают или грубо отбрасывают в сторону, потому что они боятся, что это заденет чувства животного. Это яркий пример анимизма.

Воспитатели могут бросить вызов дошкольному мышлению

Логика дошкольников ошибочна по стандартам взрослых, но помните, что они считают ее разумной. Вместо того, чтобы исправлять или спорить с маленькими детьми, найдите позитивные способы бросить вызов их мышлению. Помогите дошкольникам замечать признаки того, что другой ребенок злится или расстроен, например плач или крик. Говорите о том, что все люди разные, и у всех нас разные мысли и чувства. Поощряйте ролевые игры , чтобы помочь детям научиться перенимать идеи и поведение других людей. Помогая детям осознать, что у других могут быть другие идеи или взгляды, вы побудите их развить сострадание и сопереживание.

Для получения дополнительной информации

Чтобы узнать больше о развитии дошкольников, а также найти мероприятия и материалы, которые поддерживают дошкольное развитие, ознакомьтесь со следующими статьями eXtension Alliance for Better Child Care:

  • Что могут ожидать поставщики услуг по уходу за детьми Физическое развитие дошкольников
  • Что воспитатели могут ожидать от социального и эмоционального развития дошкольников
  • Что воспитатели могут ожидать от мышления и развития речи дошкольников
  • Развитие творческих способностей у детей от 3 до 5 лет
  • Три «Б» в уходе за детьми: кубики, мячи и книги

Если вы ищете конкретные занятия для дошкольников, ознакомьтесь с доступными для поиска базами данных «Практические занятия по уходу за детьми» и «Идеи для развития сюжета для ухода за детьми».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *