Развитие координационных способностей у юношей 15-18 лет, занимающихся пулевой стрельбой
%PDF-1.4 % 1 0 obj > endobj 6 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > /Contents [59 0 R 60 0 R 61 0 R] /Annots [62 0 R] >> endobj 4 0 obj > endobj 5 0 obj > stream
Развитие координационных способностей у студенток отделения специальной медицинской группы
%PDF-1.6 % 1 0 obj > endobj 5 0 obj /Author /Creator (PDF24 Creator) /Producer (GPL Ghostscript 9.27) /ModDate (D:20200130131453+07’00’) /Title >> endobj 2 0 obj > stream 2020-01-30T13:14:53+07:002020-01-30T12:19:27+07:002020-01-30T13:14:53+07:00PDF24 Creatorapplication/pdf
Тренировка Координационные способности
Координационная способность означает способность быстро и целенаправленно выполнять сложные пространственно-временные структуры движений. В этом контексте под координационными способностями понимают внешне видимое проявление процессов контроля и регуляции двигательной активности центральной нервной системы. Комплекс координационных способностей состоит из группы основных координационных способностей.
Базовые координационные способности:
Адаптивная способность позволяет модифицировать двигательную активность на основе сравнения или предвосхищения новых или изменяющихся условий при выполнении двигательной деятельности.
Способность к равновесию понимается как способность удерживать тело или его части в относительно устойчивом положении.
Комбинационная способность понимается как способность одновременно объединять частичные движения в более сложные структуры движений.
Кинестетическая дифференцировочная способность означает способность реализовывать кинематические и динамические признаки движения.
Ориентировочная способность — способность осознавать положение тела или его частей в пространстве и времени.
Способность к ритму позволяет улавливать и моторно выражать ритм, внешне определенный или содержащийся в самой двигательной деятельности.
Координационные способности и влияние на них имеют в спорте двоякое значение:
- их более высокие уровни являются ценностью сами по себе («умелый» индивидуум способен лучше реагировать на необходимость изменения движения, его вариативности, скорости или скорости выполнения движения)
- их развитие является предпосылкой качества технической подготовки (хороший уровень координационных способностей позволяет быстрее и лучше приобретать спортивные навыки)
Разница между технической подготовкой и развитием координационных способностей:
- техническая подготовка направлена на совершенствование, техническое овладение ограниченным числом необходимых двигательных навыков, их автоматизацию и контроль устойчивости
- стимуляция координационных способностей состоит в том, чтобы приобщиться ко многим двигательным действиям, тогда как совершенное владение не является целью, целью является лишь определенная степень автоматизации
Сенситивный период для развития координации – от 5 до 6 лет (растут качественные признаки: экономия, беглость, точность) и около 12 лет; наиболее высокие значения показателей ловкости могут быть достигнуты в возрасте от 17 до 20 лет.
Развитие координационных способностей включает:
- расширение двигательных навыков (например, стойка на голове или отбивание ритма правой рукой),
- далее, на основе уже приобретенного двигательного опыта, создание новой оригинальной структуры движений путем объединения освоенных движений в более сложные единицы (например, стойка на руках, отбивание разного ритма правой и левой рукой)
- выполнение движений в новых изменившихся условиях, которые требуют нового творческого решения задачи (например, последовательность стойки на руках – кувырок вперед или отбивание меняющегося ритма правой и левой руками)
Специализированные тренировки отрицательно сказываются на развитии новых движений (из-за сосредоточенности на ограниченном количестве двигательных навыков, составляющих содержание выбранной спортивной специализации. как тела, так и конечностей, движения в разных направлениях и по разным осям) используются для развития координационных способностей. 0009
Изменение может быть достигнуто путем:
- повышения или понижения производительности
- изменение ритма
- уменьшение пространства для тренировок
- ограничение или устранение визуального контроля
- уменьшение основания опоры
- упражнения «под давлением» (в ограниченное время)
- асимметричные движения
- движение зеркала
Далее:
- освоенные навыки объединяются и соединяются
- полная концентрация, точность и ритм сосредоточены на
- содержание двигательной активности и ее затруднение является ударно-доминантным
- используется меньше повторений (причина: усталость снижает эффективность стимуляции)
- они запланированы на начало тренировки
Подбор упражнений
Чем шире двигательное содержание спортивной дисциплины, тем сложнее и быстрее локомоция (перемещение в пространстве), тем сложнее, быстрее и сложнее манипулирование орудиями или приспособлениями (движения верхних конечностей ), тем больше требования к координации.
Выбор упражнений на практике:
- акробатические упражнения (кувырки, отталкивания, прыжки, связанные упражнения)
- упражнения с предметами (вращательные упражнения, фигуры)
- упражнения с инструментами (скакалки, мячи, конусы, координационная лестница, босу)
- вариантов шага
- упражнения, связанные с преодолением препятствий (слаломные дорожки, барьерные дорожки)
- легкие упражнения с отягощениями
Развитие координации и двигательных навыков
Брайан Грассо, YCS, CMT
Ключевым компонентом работы со спортсменами предподросткового и раннего подросткового возраста является обеспечение глобальной стимуляции с точки зрения движения. Молодые спортсмены должны испытать и в конечном итоге усовершенствовать различные двигательные навыки, чтобы обеспечить как будущие спортивные успехи, так и предотвратить травмы. Развитие базовой координации с помощью двигательных стимулов является обязательным, с конечной целью развития спортивной координации в подростковом возрасте. Однако сама координация представляет собой глобальную систему, состоящую из нескольких синергетических элементов и не обязательно являющуюся исключительно определенной способностью.
Равновесие, ритм, пространственная ориентация и способность реагировать как на слуховые, так и на зрительные стимулы — все это было определено как элементы координации. На самом деле развитие хорошей координации представляет собой многоступенчатую последовательность, которая прогрессирует от навыков, выполняемых с хорошим пространственным восприятием, но без скорости, к навыкам, выполняемым с повышенной скоростью и в постоянно меняющихся условиях. Как отмечает Джозеф Драбик, координация лучше всего развивается в возрасте 7-14 лет, а самый критический период приходится на 10-13 лет.
Как и во всем остальном, важным вопросом в отношении развития координации является предоставление стимула, который является специфическим (и, следовательно, подходящим) для человека. Назначение упражнений, которые либо слишком просты, либо слишком сложны для юного спортсмена, приведет к менее чем оптимальному результату.
Интересное замечание, как я уже упоминал в прошлых статьях, заключается в том, что существует предел в отношении развития координации и способностей. Молодые спортсмены, которые учатся овладевать элементами, связанными с хорошей координацией (баланс, ритм, пространственное восприятие, реакция и т. д.), намного лучше, чем спортсмены, которые не подвергались такому виду физической стимуляции до преклонного возраста. Способность к оптимальному развитию координации заканчивается примерно к 16 годам. Это подтверждает утверждение о том, что глобальное раннее воздействие является ключевым с точки зрения спортивного развития. Опять же, глобальная координация послужит основой для развития конкретной координации в подростковом возрасте.
Еще раз важно отметить, что развитие координации — это процесс, который охватывает годы воздействия и основан на РАЗНООБРАЗИИ и УНИВЕРСАЛЬНОСТИ. Молодых спортсменов нельзя привязывать к специфическим спортивным стимулам в юном возрасте и ожидать, что они войдут в элиту легкой атлетики. Как гласит девиз моей компании, «Вы не можете стать чемпионом, пока не станете спортсменом».
Кроме того, важно понимать, что упражнения на координацию должны вводиться в предподростковом возрасте. Подростковый возраст не является подходящим временем для начала элементов тренировки координации. Поскольку в эти годы сила, скорость, рост и масса тела значительно изменяются, гораздо разумнее закреплять уже известные движения, а не учить новым. В этом заключается искусство и понимание развития молодого спортсмена. Тренеры, инструкторы и родители должны принять тот факт, что развитие здорового и успешного спортсмена — это путешествие или процесс, который включает в себя несколько различных степеней стимулирования, каждый из которых строится поверх другого.
Тренировка координации, например, проводится в предподростковом возрасте, когда пластичность нервной системы высока, а двигательные привычки еще не укоренились как постоянные. Объем координационных тренировок меняется в подростковом возрасте, когда физический рост изменяет ранее усвоенные юным спортсменом двигательные привычки. В настоящее время совершенствование движений должно иметь приоритет над изучением новых навыков, основанных на движении. В пост-подростковом возрасте тренировка координации снова может подняться на новый уровень.
Один момент, который следует учитывать в отношении координации, заключается в том, что генетическая предрасположенность играет значительную роль. Менее скоординированные дети, скорее всего, никогда не проявят тенденций естественно скоординированных детей, независимо от обучения. Однако это не означает, что улучшения невозможны, как раз наоборот.
Основные принципы
Вот три основных принципа тренировки координации –
1. Начинай молодым – улучшается координация в результате разучивания и освоения новых движений. Начинайте юных спортсменов с раннего возраста с упражнений на координацию, которые бросают вызов их способностям (в разумных пределах). Чем лучше координация у юного спортсмена, тем больше способностей он проявит в любом перспективном виде спорта.
2. Бросьте вызов юным спортсменам на индивидуальном и соответствующем уровне – Некоторые юноши хорошо держат равновесие, а другие демонстрируют хороший ритм. Ключом к успешному коучингу является понимание того, какие элементы координации необходимы каждому спортсмену, и разработка упражнений/упражнений, наиболее подходящих для устранения слабых сторон.
3. Часто меняйте упражнения – молодые спортсмены в большинстве случаев быстро учатся. Не забывайте часто бросать им физический и интеллектуальный вызов новыми упражнениями.
Основные упражнения
В следующем списке представлены некоторые основные упражнения, которые вы можете использовать со своими юными спортсменами для развития элементов координации.
• Разнонаправленные формы бега, прыжков и прыжков
• Игры с балансировкой на одной ноге
• Зеркальные игры (отражение движений друг друга)
• Известные упражнения, начинающиеся или заканчивающиеся в новых положениях (начинайте спринт с живота или одного колена; заканчивайте с поднятыми руками или на четвереньках)
• Круговые движения противоположными руками (круговые движения правой рукой вперед, левой назад)
• Одновременные круговые движения руками и ногами
• Прыжок на месте с 180 или 360 оборотами в полете
• Балансовые упражнения на низком бревне
• Перешагивание через бег или кариока
• Сальто для баланса (кувырок с балансировкой стоя на одной ноге)
• Пропуски A, B и С
• Бег с препятствиями (поставьте препятствия прямо на пол и попросите спортсмена перебежать их)
Помните, что координация включает в себя элементы баланса, пространственной ориентации, ритма и различных других качеств.