Развитие ребёнка в 1 год (12 месяцев) жизни: что должен уметь ребенок
Развитие ребенка в 1 год часто ассоциируют с переходным этапом и определенным кризисом. Малыш становится активным, ему не сидится на месте, все интересно и все хочется исследовать. Пока его словарный запас и речевые возможности ограничены, малыш часто общается при помощи крика или плача.
Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев
Ребенок все больше продолжает интересоваться окружающим миром, ему интересны названия предметов и общение с людьми. Малыш социализируется, он охотно знакомится со сверстниками и другими людьми.
К этому возрасту ребёнок научился бросать игрушки и предметы уже осознанно, ему интересно, как далеко покатится мяч или улетит кубик.
Что должен уметь ребёнок в 12 месяцев:
- Стоять на вытянутых ножках, ходить, держась за опору. Активно ползать, перемещаясь из одной комнаты в другую.
- Брать одной ручкой два мелких предмета, уметь их передавать маме по просьбе.
- Приседать и садиться без посторонней помощи.
- Собирать пирамидку, строить башню из кубиков. Может больше времени проводить наедине с собой, играя или рассматривая красочные картинки.
- Осваивать новые жесты: многие годовалые дети умеют посылать воздушный поцелуй, махать руками и дуть на горячее.
- Активно копировать жесты родителей, подражать разговору по телефону.
- Уметь держать ложку и пытаться ею захватить еду (при условии, что ранее мама показала, как это делать).
- Понимать от 10 до 20 слов, определять название предметов, которые видит ежедневно. Показать пальчиком, где кошка, книжка, тарелка и т. д.
Что еще должен уметь ребенок в 1 год? В этом возрасте продолжается активное развитие речевого аппарата. Малыш старается произносить некоторые слова, хотя они пока еще только напоминают речь. Стоит отметить, что годовалые дети вкладывают несколько значений в одно и то же слово.
До 1 года ребенок тесно эмоционально связан с мамой, воспринимая её как часть себя. В возрасте 12 месяцев продолжает формироваться личность малыша, его особенности характера. Вместе с этим карапуз переживает внутренний конфликт – стремление к самостоятельности и привычка, что мама рядом.
Навыки для 12 месяцев
Навыки ребенка в этом возрасте разнообразны, их можно разделить на следующие достижения:
Познавательные:
- Играет с пирамидкой: надевает, снимает кольца.
- Ставит друг на друга кубики.
- Подражает сверстникам (кидает кубики, хлопает руками, может начать ломать игрушку).
- Открывает, закрывает ящики, двери, включает/выключает все, что можно, нажимает кнопки и т. п.
Социально-эмоциональные:
- Смеется, радуется маме или любимой игрушке.
- Проявляет разнообразный спектр эмоций в зависимости от ситуации: смеется, возмущается, плачет.
- Проявляет недовольство при грубом к нему обращении, если слышит «нет», «нельзя».
- Копирует мимику родителей, подражает им.
- Интересуется картинками в книжках, яркими предметами.
- С интересом слушает музыку, «подпевает».
Речевые:
- По просьбе может выполнить действие с игрушкой (отдать, положить, сложить в коробку).
- Может взять или показать знакомый предмет.
- Понимает слова «нельзя», «возьми», «можно».
- Помнит имена родственников, знает некоторые предметы гардероба.
- Если прощаются, машет рукой.
- Понимает игру «ку-ку», закрывает ладошками лицо.
Бытовые:
- Держит чашку в руках, пьет из нее самостоятельно.
- Может откусить печенье, яблоко, банан.
- Помогает себя одеть, поднимает ножку.
- Некоторые дети в этом возрасте хорошо знакомы с горшком, просятся на него, издавая характерные звуки.
Рост ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек
- Девочки: от 71,3 до 78,1 см.
- Мальчики: от 72,1 до 79,8 см.
По мнению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), рост ребенка в 1 год должен приближаться к следующим отметкам:
- Девочки: от 68,8 до 79,3 см.
- Мальчики: от 71,1 до 80,6 см.
Вес ребенка в 12 месяцев – нормы для мальчиков и девочек
К этому возрасту малыш набирает 6-7 кг, последующая прибавка в весе будет не такой активной. Вес ребенка в 12 месяцев, по мнению отечественных педиатров, не должен выходить за следующие отметки:
- Девочки: от 8,4 до 10,9 кг.
- Мальчики: 8,8 до 11,7 кг.
По данным ВОЗ, вес ребенка в 1 год должен быть в рамках следующих границ:
- Девочки: от 7,1 до 11,6 кг.
- Мальчики: 7,8 до 12,1 кг.
Психическое развитие ребенка в 12 месяцев
Активно продолжается социализация ребенка, ему интересно общаться со сверстниками, но иногда он провоцирует конфликты. Психологическое развитие ребенка в 12 месяцев далеко шагнуло вперед, теперь малыш понимает, как общаться с родителями.
Чувствуя мягкость и снисходительность со стороны мамы, ребенок будет шалить и предпринимать попытки манипулирования.
С годовалым ребенком становится сложнее играть, он внедряет собственные правила, которые зачастую являются неприемлемыми: кидание песком, поломка игрушек, дерганье животных за хвост.
В этот период у ребенка начинает развиваться долговременная память. Годовалые дети запоминают некоторые моменты вчерашнего дня и могут помнить, что было несколько суток назад.
Дети этого возраста позитивно относятся к музыке, любят ее слушать, подпевают и пританцовывают.
Как уже упоминалось ранее, примерно в 1 год у ребенка происходит переходный момент – кризис 12-го месяца. Проявляется он следующими изменениями:
- Ребенка становится трудно контролировать – он проявляет упрямство, непослушание.
- Активно показывает собственную самостоятельность, отказывается от помощи, а при попытке помочь нервничает, кричит.
- Ребенок становится обидчивым и плаксивым, особенно когда слышит «нельзя», «нет».
- Многие родители отмечают противоречивое поведение ребенка – он отказывается от помощи и в ту же минуту ждет внимания.
По мнению психологов, возраст, в котором допустимо истеричное поведение младенца, – 10-12 месяцев. Во-первых, отсутствие словарного запаса не дает ребенку возможности объяснить, что его беспокоит. Во-вторых, истерика – обычное явление и поведение для малыша. В старшем возрасте истерика не допустима, ее следует сразу же пресекать.
Тактика поведения при развитии истерики – что с этим делать?
Первое правило, которое следует запомнить: шлепки, крик, разговор на повышенных тонах недопустимы и полностью бесполезны. Все, что нужно сделать, если ребенок закатил истерику, – взять его за руку и обнять. Спустя некоторое время малыш сам успокоится и займется привычными делами.
Уход за ребенком в 12 месяцев
Перед отходом ко сну проводятся водные процедуры и массаж. Родителям нужно обратить внимание на средства личной гигиены. Все они должны подходить ребенку по возрасту и быть индивидуальными (полотенце, мочалка и т. д.).
В возрасте 1 года проводится плановое посещение педиатра и полная диспансеризация. Врач назначит необходимые лабораторные анализы, проведет измерение роста, веса, объема груди и головы.
В 12 месяцев продолжается активное развитие речевого аппарата. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, читать ему книжки, рассказывать о значении различных предметов.
1. ООО «Группа компаний Мед Эксперт»: научно-практический медицинский рецензируемый журнал.
2. Берман Р. Е. Педиатрия: руководство.
3. Ознакомиться подробно с нормами роста/веса детей до 1 года можно здесь: https://www.who.int/childgrowth/standards/ru/
особенности физического, психического, речевого и социального развития мальчиков и девочек, комментарии педиатров
В раннем детстве развитие идет как никогда быстро. К году происходит интенсивный набор веса, роста. Ребенок осваивает новые движения, действия с предметами, активно развивается эмоционально и психически, начинает самостоятельно ходить, произносит первые слова. Неудивительно, что окружающих его взрослых, и прежде всего родителей, волнует вопрос — какие нормы существуют для этого возраста, и не отстает ли любимый малыш от сверстников. Рассказываем, что должен уметь ребенок в год, и чем можно помочь ему в развитии.
Важно!
В этой статье представлена общая информация, «среднее по больнице». Но необходимо понимать, что каждый ребенок развивается в своем индивидуальном темпе, учитывать его особенности здоровья, темперамент и другие важные моменты. Не стоит паниковать, если ребенок что-то не умеет в его возрасте из того, что «положено». Но не лишним будет проконсультироваться со специалистом — для своего же спокойствия.
Полезная информация о годовалом малыше
Средний рост | 75-79 см |
Средний вес | 9,6-10,5 кг |
Средняя окружность головы | 45-47 см |
Количество зубов | 8 |
Кризис 1 года | В 1 год наступает переходный период между младенчеством и ранним детством. Он проявляется в увеличении самостоятельности и аффективных реакций. Запреты взрослых вызывают резкое неудовольствие и крик. Сгладить кризис легче, устанавливая новые отношения с ребенком, предоставляя ему большую свободу в допустимых пределах (1). |
Гармоничное развитие | Многие исследователи считают, что для детей грудного и младшего возраста характерна гармоничность физического развития. В 1 год преобладают дети с гармоничным развитием (71,6%). Физическую дисгармоничность выявляют у 20,4% детей, а резкую дисгармоничность — всего лишь в 8% случаев (2). |
Взаимосвязь физического и психического развития | В раннем детстве психическое развитие во многом зависит от состояния здоровья. Незначительное ухудшение самочувствие влияет на эмоциональное состояние, а болезнь может разрушить уже усвоенные формы поведения. Но может быть и обратная тенденция: смех и позитивные эмоции ускоряют выздоровление во время болезней (3). |
Физическое развитие ребенка в 1 год
Физическим развитием называют динамический процесс роста и биологического созревания ребенка. К году сильно меняются разные показатели: длина (рост), масса тела, развитие органов и систем.
Развитие тела
У ребенка увеличивается в размерах грудная клетка, развиваются легкие, а дыхание становится реже. Совершенствуется сердечно-сосудистая система, органы пищеварения, и развивается иммунитет. За счет укрепления костно-мышечного аппарата малыш становится более устойчивым в вертикальном положении, улучшается координация движений. Раньше казалось, что у крохи слишком большая голова и маленькие ноги, но постепенно фигура приобретает иные, более пропорциональные очертания.
Двигательные навыки
Как правило, годовалый малыш умеет самостоятельно ходить, подниматься за руку по лестнице, приседать и вставать, не используя опору. Навыки самостоятельной ходьбы не у всех одинаковы. Одни дети шустро убегают от родителей, хотя им еще нет и года, другие осваивают ходьбу без поддержки только к 15 месяцам или даже позже.
Психическое развитие ребенка в 1 год
Психическое состояние малыша в этом возрасте неустойчиво. Дети в 1 год ранимы, легко утомляются, а их настроение часто меняется.
Общение
Познавательное и эмоциональное развитие годовалого ребенка зависит от его потребности в общении со взрослыми, в особенности, в доброжелательном внимании. Ведущая деятельность для малыша в 1 год — общение, именно оно обеспечивает главные линии психического развития (1).
Ребенок в этом возрасте хорошо понимает разрешения и запреты, с готовностью выполняет просьбы взрослых «возьми», «принеси» и «положи на место».
Психомоторные навыки
Ребенок постоянно познает окружающий мир, благодаря чему его моторные навыки активно совершенствуются. В возрасте 1 год малыш умеет складывать игрушки в коробку, делать пирамидку из двух кубиков, собирать и разбирать пирамидку из нескольких колец, рассматривать картинки и находить на них знакомые предметы.
Он с интересом забавляется с сортерами, катает по полу и бросает мячик, берет большие предметы одной рукой, а небольшие — двумя пальцами. Крохе нравится играть с водой, открывать дверцы и выдвигать ящики, имитировать действия взрослых — «разговаривать по телефону», «варить кашу», «бриться как папа».
Социальное развитие ребенка в год
Годовалый карапуз хорошо знает родителей, других членов семьи, узнает лица, голоса родственников и знакомых, которые часто бывают в доме. При появлении близких он бурно радуется, выражая свои чувства через улыбки, объятия и поцелуи. Малыш испытывает большую привязанность к близким, особенно — к матери.
У ребенка есть любимые предметы одежды, вещи и игрушки, с которыми он старается не расставаться. Кроха с готовностью повторяет за взрослыми социальные жесты и слова. Он с удовольствием машет на прощанье рукой и посылает воздушный поцелуй.
В 1 год дети обычно опасаются посторонних. Появление незнакомца может привести к крику и слезам. Негативные эмоции обычно вызывают люди с яркой, необычной внешностью, которые грубо или громко разговаривают.
Речевое развитие ребенка в 1 год
Годовалый малыш уже пытается говорить и хорошо понимает речь взрослых. На его действия и восприятие можно воздействовать с помощью слов. Он знает собственное имя и названия предметов, которыми часто пользуется.
Словарный запас
Обычно ребенок в этом возрасте произносит от 3 до 20 слов. Он начинает постепенно выговаривать простые слова, которые постоянно слышит и звуки, которые издают животные «му-му», «мяу», «га-га». Поскольку словарный запас невелик, для привлечения внимания малыш активно использует жесты и звуки.
Автономная речь
Главное приобретение ребенка в год — своеобразная детская речь, которую известный психолог Л. С. Выготский называл «автономной». По звучанию слова ребенка похожи на «взрослые», а иногда отличны от них: «па» — «упала», «бабан» — «банан», «тити» — «часы», «ав-ав» — собака.
Часто малыш вкладывает в слово совсем не тот смысл, что взрослые. Дело в том, что ребенок еще не может обобщать, у него своя логика, слова используются ситуативно. Только отследив цепочку объектов, которые кроха называет одним словом, можно сделать вывод о его значении. Язык ребенка в 1 год аграмматичен: он говорит не предложениями, а отдельными восклицаниями (1).
Фото: Josh Duncan, unsplash.comКак развивать речь
Чтобы помочь непоседе, нужно задействовать все его органы чувств: осязание, зрение, слух и вкус. Богатая сенсорная информация об окружающем мире стимулирует речь. Речевому развитию помогают тренировка мелкой моторики рук, чтение, пение, пальчиковые и музыкальные игры, гримасы перед зеркалом, игры на дыхание и игры с языком.
Здоровье ребенка в 1 год
Хорошее самочувствие малыша во многом зависит от режима дня и питания. Годовалый ребенок спит ночью по 8-10 часов и 1-2 раза днем. Педиатры советуют кормить кроху 4 раза в день кашами, овощными и фруктовыми пюре, кисломолочными продуктами, мясом и супами на мясном бульоне. До наступления 3 лет не рекомендуется включать в рацион макароны, пироги, колбасы, сосиски, пельмени, пиццу и сладости.
Плановый осмотр в поликлинике
Годовалого ребенка показывают педиатру и узким специалистам: неврологу, детскому хирургу, офтальмологу, ортопеду-травматологу и стоматологу. Кроме того, необходимо сделать клинические анализы крови и мочи.
Прививки
Согласно Национальному календарю прививок, который утвержден Министерством здравоохранения РФ, к году ребенок должен получить 3-кратную профилактику вирусного гепатита B, дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита. После этого один раз в год детям делают прививку от кори, краснухи, паротита и пневмококковой инфекции.
Узнать больше
Часто встречающиеся болезни
Когда заканчивается грудное вскармливание, у малыша исчезает «материнский» иммунитет. На детских площадках, в поликлиниках и на развивающих занятиях он часто контактирует с другими детьми, поэтому в 1 год высока вероятность ОРВИ и бронхитов. Также ребенок может заболеть ветрянкой, краснухой, скарлатиной и кишечными инфекциями.
Узнать больше
Навыки самообслуживания ребенка в 1 год
Под навыками самообслуживания понимают способность ребенка соблюдать гигиену и самостоятельно выполнять необходимые действия по уходу за собой. Такие навыки зависят от физического и психического развития.
Гигиена
К году ребенка легко научить вытирать лицо и руки после умывания, мыть руки под струей воды, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, держа ее двумя руками.
А вот освоение горшка не у всех проходит легко. Родителям нет смысла форсировать события, потому что это может вызвать негативные эмоции у крохи, и он просто невзлюбит горшок.
Взаимодействие с одеждой
Навыки одевания и раздевания тоже формируются постепенно. В год малыш, как правило, уже умеет снимать с себя носки и обувь на липучке. Он активно помогает взрослому в одевании и раздевании, протягивая руки и ноги. Чтобы этот процесс доставлял удовольствие и вызывал интерес, давайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Один из действенных способов научить малыша одеваться — надевать одежду и обувь на куклы и игрушки.
Комментарии педиатров
Андрей Максимов, врач-педиатр филиала израильской клиники «Хадасса» в Сколково:
— В год ребенок уже уверенно сидит, достаточно хорошо ползает, неплохо стоит (некоторые, правда, еще держатся за какую-то опору), кто-то уже начинает самостоятельно ходить. Согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранении, в современной медицинской практике не рекомендуют стимулировать ходьбу ребенка до одного года. Не стоит нарушать заложенный природой алгоритм ходьбы — в дальнейшем это может негативно сказаться на осанке.
В один год у ребенка формируются определенные коммуникативные навыки. Он показывает на конкретные предметы, на детей, которых видит, причем годовалых детей, как правило, интересуют дети более старшего возраста. Ребенок тянется к большим игрушкам.
Фото: Alexander Grey, unsplash.comВ этом возрасте важно уберечь малыша от различных заболеваний, особенно в осенне-зимний период. Основа заботы — вакцинопрофилактика, сделанная согласно Национальному календарю. Начиная с года ребенку уже можно делать прививку от гриппа.
Разумеется, никто не отменял классических мер гигиены. Нужно понимать, что если дома есть маленький ребенок, по возвращению домой нужно не только мыть руки, но и лицо. Потому что в тех местах, где мы ходим — в офисах, магазинах, торговых центрах, лифтах — на лице может осесть все, что угодно. Придя домой, взрослые обязательно потянутся к ребенку, будут его обнимать и целовать. Поэтому предосторожность здесь не помешает.
Если у кого-то из членов семьи появились симптомы респираторной вирусной инфекции, ребенка надо обязательно изолировать. Прошли те времена, когда верили, что ребенок заболел из-за того, что его «продуло». Современная педиатрия однозначно доказала, что причиной болезни может быть только контакт с переносчиками вирусных или бактериальных инфекций, поэтому чрезвычайно важно, чтобы родители соблюдали осторожность.
Еще один важный момент относительно годовалого возраста ребенка, о котором не должны забывать родители, — профилактическая доза витамина D, для детей старше года — 1500 единиц в сутки.
Вера Крылова, врач-педиатр медицинского онлайн-сервиса «НаПоправку»:
— Для оценки физического развития педиатры пользуются специальными центильными таблицами и диаграммами. К году жизни ребенок обычно вырастает примерно на 25 см. Более точные нормы для мальчиков — от 72,3 см до 79,7 см, а для девочек — от 71,4 до 78 см. Масса тела к 12 месяцам жизни обычно утраивается по сравнению с массой тела при рождении. Норма для мальчиков — от 8,9 до 11,6 кг, для девочек — 8,5-10,8 кг.
Развитие — это очень индивидуальный процесс, который зависит от множества факторов. Какие-либо отклонения от нормы по мере взросления способны самостоятельно нивелироваться и требуют лишь более внимательного наблюдения со стороны педиатра.
На что следует обратить внимание? В раннем возрасте (1-3 года) у малышей повышается частота ОРЗ. Обычно к этому возрасту прекращается грудное вскармливание (нет защиты материнскими антителами), увеличивается количество социальных контактов. Старайтесь не посещать места с большим скоплением людей, особенно в сезон повышенной заболеваемости. Следите, чтобы ребенок был одет по погоде. Важна своевременная вакцинация. Если ребенок не может быть привит по тем или иным причинам, то возможна «кокон-вакцинация» — некоторые прививки, например, от гриппа, делают родителям и другим близким из окружения ребенка.
Популярные вопросы и ответы
Родители ребенка, особенно первого в семье, часто волнуются — все ли идет правильно. Отвечаем на популярные вопросы, которые касаются развития годовалого малыша.
Какие эмоции может проявлять годовалый малыш?
Эмоции в раннем возрасте — важный показатель психического и физического развития. В норме в год малыш большую часть времени весел, активен, улыбается, смеется или находится в ровном расположении духа. Гораздо реже он бывает в подавленном, агрессивном состоянии или грустит.
Ребенок в годовалом возрасте чувствует доброту и похвалу. Он обнимает и целует тех, кто им доволен. В то же время именно в год становятся заметны проявления личной безопасности, когда малыш пугается чужих людей и не идет к ним на руки. Нормальное явление в этом возрасте — капризы: «не хочу» и «не буду» на просьбу, которую малыш не хочет выполнять. Эмоции пока еще неустойчивы. Кроха не может их осознать и контролировать, поэтому взрослые должны реагировать не на ситуацию, а на отношение к ней малыша. Ребенок будет рад, что вы разделяете его удовольствие, и быстро успокоится, если поймет, что мама или папа понимают причину плача.
Как родители могут помогать развитию ребенка?
Самое главное — не торопить ребенка, дать удовлетворить ему потребность в привязанности к близким. Когда малыш начинает сбивать с толку капризами, непослушанием и, как вам кажется, неадекватным поведением, постарайтесь выяснить причину такой реакции. Поняв ее, вы легко найдете способ решить возникшую проблему.
Родители — опора для ребенка. Не стоит торопить взросление. Помощь в развитии годовалого малыша — быть рядом, общаться, наблюдать, давать ему больше свободы и самостоятельности в познании мира. Полезные занятия для развития в 1 год — это развлечения с водой, крупой, пальчиковые игры и простые сюжетно-ролевые игры с игрушками. Детское развитие стимулируют песенки, чтение сказок, стишков и рассказы об окружающем мире во время прогулок.
Считается ли нормой, если ребенок не говорит в 1 год?
Раньше считалось, что если малыш не говорит в 1 год, то следует бить тревогу. Обычно дети начинают произносить первые слова в возрасте от 1 года до 1 года 6 месяцев. Однако все нормально, даже если это случается позже. Сегодня вариант нормы — неговорящие дети в возрасте 2,5-3 лет. Говорят, что юный Эйнштейн начал говорить лишь в 4 года. У кого родится мысль, что это был не гениальный ребенок?
Что понимает ребенок в 1 год?
Малыш в этом возрасте знает свое имя, имена членов семьи, клички домашних животных, значение слов «кушать», «спать», «одеваться», «гулять», «можно», «нельзя». Он понимает, кто свои и чужие люди, реагирует на просьбы: «подойди», «дай». Ребенок может произносить 10-15 слов, понимает назначение предметов домашнего обихода, игрушек. Сам придумывает простейшие сюжетно-ролевые игры — уложить спать куклу, покормить уточку.
Источники
- Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. — 5-е изд. — М.: Изд-во УРАО, 1999. URL:
https://ipk74.ru/upload/iblock/7de/7dee11d66bbd359ac51cf1038655ba85.pdf - Гелашвили О. А., Хисамов Р. Р., Шальнева И. Р. Физическое развитие детей и подростков //Современные проблемы науки и образования. 2018. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=27656 - Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. URL:
https://college4.ru/attachments/article/40/uruntaevadoshpsi22.pdf
Полное руководство по основным этапам развития
Спасибо Американской академии педиатрии за этот контент.
Все дети разные, как и опыт каждого родителя; но у экспертов есть четкое представление о диапазоне нормального развития от рождения до 5 лет — и признаки того, что у ребенка может быть задержка развития. Ниже вы найдете вехи, организованные по периодам разработки, и советы о том, когда обращаться к медицинскому работнику по поводу ваших проблем. Помните — за осторожность в отношении растущего ребенка нет наказания, и если есть проблема, то раннее вмешательство может иметь решающее значение.
Вехи в 1 месяц
Вехи движения
- Делает резкие, дрожащие толчки руками
- Подносит руки к глазам и рту
- Движет головой из стороны в сторону, лежа на животе
- Голова откидывается назад, если ее не поддерживать
- Держит руки в кулаки Сильные рефлекторные движения
Вехи зрения и слуха
- Фокусируется на расстоянии от 8 до 12 дюймов (от 20,3 до 30,4 см)
- Глаза блуждают и иногда пересекаются
- Предпочитает черно-белые или высококонтрастные образы
- Предпочитает человеческое лицо всем другим образцам
- Слух полностью развит
- Узнает некоторые звуки
- Может поворачиваться к знакомым звукам и голосам
Вехи обоняния и осязания
- Предпочитает сладкие запахи
- Избегает горьких или кислых запахов
- Распознает запах грудного молока своей матери
- Предпочитает мягкие ощущения грубым
- Не любит грубого или резкого обращения
Контроль за развитием
Если на второй, третьей или четвертой неделе жизни вашего ребенка у него появляются какие-либо из следующих признаков задержки развития, сообщите об этом вашему лечащему врачу. педиатр.
- Плохо сосет и медленно ест
- Не моргает при ярком свете
- Не фокусируется и не следует за ближайшим объектом, движущимся из стороны в сторону
- Редко двигает руками и ногами; кажется жестким
- Кажется, что конечности чрезмерно разболтаны или виляют
- Нижняя челюсть постоянно дрожит, даже когда не плачет и не возбуждается
- Не реагирует на громкие звуки
Вехи в 3 месяца
Вехи движения
- Поднимает голову и грудь, когда лежит на животе
- Поддерживает верхнюю часть туловища руками, когда лежит на животе
- Вытягивает ноги и толкает ногами, когда лежит на животе или на спине
- Разжимает и сжимает руки
- Отталкивает ноги, когда ступни стоят на твердой поверхности
- Подносит руки ко рту
- Проводит рукой по висящим предметам
- Хватает и трясет игрушки руками
Камни для зрения и слуха
- Внимательно следит за лицами
- Следит за движущимися объектами
- Узнает знакомые предметы и людей на расстоянии
- Начинает согласованно использовать руки и глаза
- Улыбается при звуке вашего голоса
- Начинает бормотать
- Начинает имитировать некоторые звуки
- Поворачивает голову в сторону звука
- Начинает улыбаться
- Любит играть с другими людьми и может плакать, когда игра останавливается
- Становится выразительным подробнее с лицом и телом
- Имитирует некоторые движения и выражения лица
Health Watch для развития
Хотя каждый ребенок развивается по-своему, индивидуально и со своей скоростью, неспособность достичь определенных этапов может сигнализировать о проблемах со здоровьем или в развитии, требующих особого внимания. Если вы заметили какие-либо из следующих настораживающих признаков у вашего ребенка в этом возрасте, обсудите их со своим педиатром.
- Кажется, не реагирует на громкие звуки
- Не замечает своих рук к двум месяцам
- Не улыбается на звук вашего голоса к двум месяцам
- Не следит взглядом за движущимися объектами от двух до трех месяцев
- Не берет и не держит предметы к трем месяцам
- Не улыбается людям к трем месяцам
- Не может хорошо держать голову в три месяца
- Не тянется и не берет игрушки к трем годам четыре месяца
- Не лепечет к трем-четырем месяцам
- Не подносит предметы ко рту к четырем месяцам
- Начинает лепетать, но не пытается имитировать ваши звуки к четырем месяцам
- Не толкает вниз ее ноги, когда ее ступни стоят на твердой поверхности к четырем месяцам
- Имеет проблемы с движением одного или обоих глаз во всех направлениях
- Большую часть времени косит глаза (Иногда косоглазие нормально в эти первые месяцы. )
- Не обращает внимания на новые лица или кажется очень напуганным новыми лицами или окружением
- Все еще сохраняется тонический шейный рефлекс в возрасте от четырех до пяти месяцев
Вехи в 7 месяцев
Вехи движения
- Перекатывается в обе стороны (вперед-назад, назад-вперед)
- Сидит с поддержкой рук и без нее
- Удерживает весь свой вес на ногах
- Дотягивается одной рукой
- Переносит предмет из рук в руки
- Используется сгребающий захват (не клещи)
Визуальные вехи
- Разработка полноцветного видения
- Расстояние зрение созревает
- Способность отслеживать движущиеся объекты Улучшает
Языковые вехи
- Отвечает на собственное имя
- Язг на «Ноот ». тембр голоса
- Реагирует на звук, издавая звуки
- Использует голос для выражения радости и неудовольствия
- Лепечет цепочки согласных
Вехи познания
- Находит частично спрятанный предмет
- Исследует руками и ртом
- Пытается достать предметы, которые находятся вне досягаемости
- Любит социальные игры
- Реагирует на 5 эмоций других людей и часто выглядит радостным
Наблюдение за развитием
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать, но не пугайтесь, если развитие вашего собственного ребенка пойдет по несколько иному пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Кажется очень жестким, с напряженными мышцами
- Кажется очень вялым, как тряпичная кукла
- Голова все еще откидывается назад, когда тело подтягивается в сидячее положение
- Дотягивается только одной рукой
- Отказывается обниматься
- Показывает отсутствие привязанности к человеку, который заботится о нем
- Кажется, ему не нравится находиться среди людей
- Один или оба глаза постоянно поворачиваются внутрь или наружу
- Постоянное слезотечение, выделения из глаз или повышенная чувствительность к свету
- Не реагирует на окружающие звуки
- С трудом подносит предметы ко рту
- Не поворачивает голову в поисках звука к четырем месяцам
- Не переворачивается ни в одном направлении (вперед-назад или задом-наперед) к пяти месяцам
- Кажется безутешным по ночам через пять месяцев
- Не улыбается спонтанно к пяти месяцам
- Не может сидеть с посторонней помощью к шести месяцам
- Не смеется и не издает визжащих звуков к шести месяцам
- Не тянется активно за предметами к шести-семи месяцам
- Не следит обоими глазами за предметами вблизи (1 фут) [30 см] и вдали (6 футов) [180 см] к семи месяцам
- Следит не держит вес на ногах к семи месяцам
- Не пытается привлечь внимание действиями к семи месяцам
- Не болтает к восьми месяцам
- Не проявляет интереса к играм в прятки к восьми месяцам
Вехи в 1 год
Вехи движения
- Принимает сидячее положение без посторонней помощи
- Ползает вперед на животе, подтягивая руками и отталкиваясь ногами
- Принимает положение на руках и коленях
- Ползает на руках и коленях, поддерживая туловище на руках и коленях
- Переходит из положения сидя в положение ползания или на животе (лежа на животе)
- Подтягивается, чтобы встать
- Ходит, держась за мебель
- Кратковременно стоит без опоры
- Может пройти два или три шага без опоры
Вехи Навыки владения руками и пальцами
- Использует пинцетный захват
- Отпускает предметы добровольно
- Тыкает указательным пальцем
- Пытается имитировать каракули
Языковые вехи
- Уделяет повышенное внимание речи
- Отвечает на простые словесные просьбы
- Отвечает на «нет»
- Использует простые жесты, например, качает головой в ответ на «нет»
- Лепечет с интонацией
- Говорит «папа» и «мама»
- , например, использует восклицания «ой ой!»
- Пытается имитировать слова
Когнитивные вехи
- Исследует объекты разными способами (трясет, стучит, бросает, бросает)
- Легко находит спрятанные предметы0016
- Имитирует жесты
- Начинает правильно пользоваться предметами (пьет из чашки, расчесывает волосы, набирает номер телефона, слушает трубку)
- Застенчивый или беспокойный с незнакомцами
- Плачет, когда мать или отец уходит
- Показывает определенные предпочтения в отношении определенных людей и игрушек
- Проверяет реакцию родителей на его действия во время кормления (Что вы делаете, когда он отказывается от еды?)
- Проверяет реакцию родителей на его поведение (Что вы делаете, если он плачет после вас выйти из комнаты?)
- Может бояться в некоторых ситуациях
- Предпочитает мать и/или постоянного опекуна всем остальным
- Повторяет звуки или жесты для привлечения внимания Часы
Каждый малыш развивается по-своему, поэтому невозможно точно сказать, когда ваш ребенок освоит тот или иной навык. Хотя вехи развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, не пугайтесь, если его развитие пойдет по несколько иному пути. Предупредите своего педиатра, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития в возрасте от восьми до двенадцати месяцев.
- Не ползает
- Волочит одну сторону тела во время ползания (более одного месяца)
- Не может стоять на опоре
- Не ищет спрятанные предметы во время наблюдения
- Не произносит ни одного слова («мама» или «дада»)
- Не учится использовать жесты, такие как махание или качание головой
- Не указывает на предметы или изображения
Вехи за 2 года
Вехи движения
- Ходит в одиночестве
- Тащит игрушки за собой при ходьбе
- Несет большую игрушку или несколько игрушек во время ходьбы
- Начинает бегать
- Встает на цыпочки
- Сбрасывает мяч ногой вверх и вниз по лестнице, держась за опору
- Вехи в навыках рук и пальцев
- Спонтанно пишет
- Переворачивает контейнер, чтобы вылить содержимое
- Строит башню из четырех или более блоков
- Может использовать одну руку чаще, чем другую
Языковые вехи
- Указывает на предмет или картинку, когда она названа в его честь
- Узнает имена знакомых людей, предметы и части тела от пятнадцати до восемнадцати месяцев)
- Использует простые фразы (к восемнадцати-двадцати четырем месяцам)
- Использует предложения из двух-четырех слов
- Выполняет простые инструкции
- Повторяет слова, подслушанные в разговоре
Когнитивные вехи
- Находит предметы, даже спрятанные под двумя-тремя крышками
- Начинает сортировать по форме и цвету
- Начинает играть в притворство
- Подражает поведению других, особенно взрослых и детей старшего возраста 150915 Все больше осознает себя отделенной от других
- С возрастающим энтузиазмом относится к компании других детей
- Демонстрирует возрастающую независимость
- Начинает проявлять вызывающее поведение
- Эпизоды тревоги разлуки усиливаются к середине года, затем они исчезают
Наблюдение за состоянием здоровья
Поскольку каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, невозможно точно сказать, когда ваш ребенок усовершенствует тот или иной навык. Вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если он пойдет немного другим путем. Однако сообщите своему педиатру, если у него появятся какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Не может ходить к восемнадцати месяцам
- Не может развить зрелую модель ходьбы с пятки на носок после нескольких месяцев ходьбы или ходит исключительно на носочках
- Не говорит по крайней мере пятнадцать слов к восемнадцати месяцам
- Не использует два словесные предложения к двум годам
- Кажется, не знает функции обычных предметов домашнего обихода (щетка, телефон, звонок, вилка, ложка) к пятнадцати месяцам
- Не имитирует действия или слова к концу этого периода
- Не выполняет простые инструкции к двум годам
- Не может толкать игрушку на колесиках к двум годам
Вехи за 4 года
Вехи движения
- Прыгает и стоит на одной ноге до пяти секунд
- Ходит вверх и вниз по лестнице без поддержки
- Ударяет мяч ногой вперед
- Бросает мяч сверху
- Ловит отскочивший мяч большую часть времени назад и совершает движения вперед
- 16
- ловкость
Вехи в навыках рук и пальцев
- Квадратные формы.
- Понимает понятия «одинаковый» и «различный»
- Усвоил некоторые основные правила грамматики
- Говорит предложениями из пяти-шести слов
- Говорит достаточно ясно, чтобы незнакомые люди могли понять
- Рассказывает истории
Познавательные вехи
- Правильно называет некоторые цвета
- Понимает принцип счета и может знать несколько чисел
- Подходит к задачам с единой точки зрения 9000
- Начинает лучше чувствовать время1
- Выполняет команды, состоящие из трех частей
- Вспоминает части истории
- Понимает концепцию одинакового/другого
- Участвует в фантазийной игре
- Интересуется новыми впечатлениями
- Сотрудничает с другими детьми
- Играет в «маму» или «папу»
- Все более изобретательна в фантазийной игре
- Одевается и раздевается
- Договаривается о разрешении конфликтов
- Рассматривает себя как целостную личность, включая тело, разум и чувства
- Часто не может отличить фантазию от реальности
Наблюдение за развитием здоровья
Поскольку каждый ребенок развивается по-своему, невозможно точно сказать, когда и как он усовершенствует тот или иной навык. Перечисленные здесь вехи развития дадут вам общее представление об изменениях, которые вы можете ожидать, когда ваш ребенок станет старше, но не пугайтесь, если его развитие пойдет немного по другому пути. Однако сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития для этого возрастного диапазона.
- Не может бросить мяч сверху
- Не может прыгать на месте
- Не умеет кататься на трехколесном велосипеде
- Не может ухватить мелок между большим и указательным пальцами
- С трудом пишет
- Не может сложить четыре блока
- Все еще цепляется или плачет, когда родители оставляют его интерактивные игры
- Игнорирует других детей
- Не реагирует на людей вне семьи
- Не участвует в фантазиях
- Сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
- Набрасывается без всякого самоконтроля, когда злится или расстроен
- Не может скопировать круг
- Не использует предложения, состоящие более чем из трех слов
- Не использует «я» и «ты» надлежащим образом
Вехи за 5 лет
Вехи движения
- Стоять на одной ноге десять секунд или дольше
- Прыжки, сальто
- Махи, подъемы
- Может уметь прыгать
Вехи в навыках рук и пальцев
- Копирует треугольники и другие геометрические узоры
- Рисует человека с телом
- Печатает буквы
- Одевается и раздевается без посторонней помощи
- Пользуется вилкой, ложкой и (иногда) столовым ножом Обычно заботится о собственном туалете
Языковые вехи
- Вспоминает часть рассказа
- Говорит предложения, состоящие более чем из пяти слов
- Использует будущее время
- Рассказывает более длинные истории
- Говорит имя и адрес
Когнитивные вехи
- Может сосчитать десять или более предметов
- Правильно называет не менее четырех цветов дом (деньги, еда, бытовая техника)
- Хочет радовать друзей
- Хочет быть похожим на своих друзей
- Скорее соглашается с правилами
- Любит петь, танцевать и играть
- Проявляет большую самостоятельность и может даже навестить соседа в одиночестве
- Осознает сексуальность
- Способен отличать фантазии от реальности
- Иногда требовательна, иногда охотно сотрудничает
- Проявляет крайне боязливое или робкое поведение
- Проявляет крайне агрессивное поведение
- Не может расстаться с родителями без серьезного протеста игра с другими детьми
- Отказывается реагировать на людей вообще или реагирует только поверхностно
- Редко использует фантазию или подражание в игре
- Выглядит несчастным или грустным большую часть времени
- Не участвует в разнообразной деятельности
- Избегает или кажется отчужденным от других детей и взрослых
- Не выражает широкий спектр эмоций
- Имеет проблемы с едой, сном
- Не может отличить фантазию от реальности
- Выглядит необычно пассивно
- Не понимает двусоставные команды с предлогами («Поставь чашку на стол»; «Положи мячик под диван»).
- Не может правильно назвать свое имя и фамилию
- Не использует правильно множественное число или прошедшее время в разговоре
- Не говорит о своей повседневной деятельности и опыте
- Не может построить башню из шести-восьми блоков
- Кажется неудобным держать карандаш
- Не может снять одежду
- Не может эффективно чистить зубы
- Не может мыть и вытирать руки
Развитие малыша в 18-24 месяца
Развитие малыша в возрасте 18-24 месяцев: что происходит
Чувства
В этом возрасте малыши начинают испытывать новые эмоции, такие как гнев и разочарование, вина, стыд, собственничество и волнение. Вашему ребенку может быть трудно справиться с этими «большими» эмоциями, и в результате вы можете столкнуться с истериками.Несмотря на то, что тревога разлуки у вашего ребенка достигает пика примерно в 18 месяцев, к 2 годам она должна начать ослабевать.
Ваш ребенок также начинает думать о том, что он чувствует, и может связывать чувства со словами – например, ваш ребенок может сказать вам, что ему «грустно». Они могут проявить привязанность, поцеловав вас или обняв куклу, что также является частью развития эмпатии.
Повседневные навыки
Примерно в это время малыши стремятся делать больше вещей самостоятельно.Например, ваш ребенок учится есть самостоятельно с помощью ложки и чашки, а может быть, даже вилки – пролитий может быть даже меньше, чем раньше!
Ваш ребенок может попытаться помочь, когда одевается и раздевается. В этом возрасте ребенку проще снять носки, обувь и одежду без пуговиц.
Как правило, ваш ребенок может показывать признаки того, что он готов к приучению к туалету, начиная с 2 лет. Но некоторые дети нередко проявляют признаки готовности раньше, примерно в 18 месяцев.
Игра и обучение
Игра важна, потому что так дети учатся.В этом возрасте ваш ребенок начнет воображать и творить с помощью ролевой игры, например, притворяясь, что пьет из чашки. По мере того, как ваш ребенок становится старше, притворяйтесь, что игра становится все более сложной, и вы можете обнаружить, что ваш ребенок делает что-то вроде подметания пола веткой дерева. Вашему ребенку понравится проводить время с братьями, сестрами и другими детьми, даже если они не играют напрямую с другими.
Разговор
В этом возрасте малыши любят говорить. Слова вашего ребенка могут даже звучать то вверх, то вниз, как у взрослого. Скорее всего, вы услышите смесь «лепета» и реальных слов.В 18 месяцев ваш ребенок учит слова все время – обычно 1–2 слова в неделю или даже по одному слову в день. Ваш ребенок может называть и указывать на знакомые предметы, людей и части тела, например, на уши, нос или пальцы ног. Ваш ребенок может также издавать звуки животных, такие как «мычание», или повторять один и тот же звук или слово снова и снова.
Ваш ребенок знает свое имя и понятие «мое». Они лучше понимают простые предложения и инструкции, такие как «Принеси это маме» или «Пойдем прогуляемся». Вы сможете лучше понимать то, что говорит вам ваш ребенок.
К 2 годам ваш ребенок может говорить «я», «ты» и «я» и использовать предложения из 2-3 слов, например, «Мама, машина» или «я сделаю это».
Передвижение
Малыши обычно ходят самостоятельно к 18 месяцам и начинают бегать. Ваш ребенок, вероятно, будет ходить вверх и вниз по лестнице или взбираться на мебель с вашей помощью. Бросать и пинать мяч, рисовать карандашами или мелками и строить маленькие башни из блоков может быть одним из любимых занятий вашего ребенка.Подумайте, как сделать свой дом безопасным для активного ребенка.
В этом возрасте ваш ребенок также может:
- попросили сделать что-то
- копировать вас – например, они могут помочь вам подмести пол
- сесть на маленький стул
- ходить с большими предметами
- использовать одну руку больше, чем другую на 2 года.
Когда ваш ребенок осваивает новый навык, отметьте его достижение большим количеством похвал и позитивным вниманием. Также полезно помогать и поощрять вашего ребенка продолжать делать то, чему он научился, даже если это сложно.
Помощь в развитии малыша в возрасте 18-24 месяцев
Вот несколько простых вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
- Будьте рядом для вашего ребенка: Если вы рядом, пока ваш ребенок играет и исследует, это дает вашему ребенку уверенность в том, что он может попробовать что-то новое самостоятельно. Это может помочь вашему ребенку стать независимым и уверенным в себе позже.
- Дайте ребенку возможность поиграть с другими: игра — отличный способ для вашего ребенка подружиться и научиться вести себя с другими детьми. Но пока не ждите, что вы будете делиться друг с другом и по очереди — малыши часто думают, что все принадлежит им.
- Поощряйте повседневные навыки, такие как использование ложки, питье из чашки и снятие шляпы. Эти навыки включают в себя как мелкие, так и крупные мышечные движения, а также способность вашего ребенка думать о том, что он делает.
- Разговаривайте со своим малышом: называйте и говорите о повседневных вещах — частях тела, игрушках и предметах домашнего обихода, таких как ложки или стулья, — помогает развивать языковые навыки. В этом возрасте вы можете научить ребенка тому, что «стул» может быть «большим стулом», «красным стулом» или даже «большим красным стулом».
- Придайте смысл тому, что говорит ваш ребенок, слушая и отвечая ему. Если ваш ребенок говорит «Мама, молоко», вы можете ответить: «Хочешь, чтобы мама приготовила тебе молока?» Это поощряет беседу и помогает ребенку развить коммуникативные навыки. Это также заставляет вашего ребенка чувствовать себя ценным и любимым.
- Читайте вместе с ребенком: вы можете поощрять речь и воображение вашего ребенка, читая вместе, рассказывая истории, поя песни и рассказывая детские стишки.
Воспитание малышей в возрасте 18–24 месяцев
Как родитель, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. Также нормально признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Когда вы сосредоточены на уходе за ребенком, вы можете забыть или у вас может не хватить времени, чтобы позаботиться о себе. Но забота о себе физически, умственно и эмоционально поможет вашему ребенку расти и развиваться.
Иногда вы можете чувствовать себя разочарованным, расстроенным или подавленным. Можно немного отдохнуть , пока не почувствуете себя спокойнее. Поместите ребенка в безопасное место, например, в детскую кроватку, или попросите кого-нибудь еще присмотреть за вашим ребенком на некоторое время. Попробуйте уйти в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвонить члену семьи или другу, чтобы обсудить ситуацию.
Никогда не трясите малыша. Это может вызвать кровотечение внутри мозга и, вероятно, необратимое повреждение мозга.
Можно попросить о помощи. Если вы чувствуете себя перегруженным заботой о своем ребенке, позвоните в местную службу поддержки родителей. Вы также можете попробовать наши идеи, как справиться с гневом, беспокойством и стрессом.
Когда следует беспокоиться о развитии малыша в возрасте 18 месяцев
Обратитесь к детской и семейной медсестре или врачу общей практики, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего 18-месячного ребенка есть какие-либо из следующих проблем.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:- плохо видит или слышит
- не произносит ни одного слова инструкции – например, «Пожалуйста, дайте мне мяч».
Поведение и игра
Вашему ребенку не нравится зрительный контакт, он не обнимается с вами или не показывает своих чувств.Движение и двигательные навыки
Ваш ребенок:- не ходит самостоятельно
- использует одну руку намного больше, чем другую (обычно дети не используют одну руку больше, чем другую, пока не приблизится к 2 годы).
Когда следует беспокоиться о развитии малыша в возрасте 2 лет
Если вы заметили, что у вашего 2-летнего ребенка есть какие-либо из следующих проблем, обратитесь к семейной медсестре или семейному врачу или семейному врачу.
Видение, слух и общение
Ваш ребенок:- плохо видит или слышит вещи
- не использует два слова вместе – например, «красная машина»
- не может следовать простым инструкциям – например «Пожалуйста, дайте мне мяч».
Поведение и игра
Ваш ребенок:- не показывает своих чувств
- не приходит к вам за лаской или утешением
- не копирует действия или слова – например, когда поет «Heads , плечи, колени и пальцы ног’
- не притворяется во время игры — например, не притворяется, что разговаривает по телефону.
Движения и двигательные навыки
Ваш ребенок:- не может ходить вверх и вниз по лестнице, даже держась за вас или за перила
- не может бегать
- ему трудно обращаться с мелкими предметами – например, карандаш или мелок
- не рисует.
Вам следует обратиться к специалисту по детскому здоровью, если вы заметили, что ваш ребенок теряет навыки, которые у него были раньше.
Вам также следует обратиться к медсестре по уходу за ребенком и семейной медсестрой или к врачу общей практики, если вы или ваш партнер испытываете признаки послеродовой депрессии у рожениц или послеродовой депрессии у нерожавших родителей. Симптомы послеродовой депрессии включают чувство грусти и плача без видимой причины, чувство раздражительности, трудности с преодолением трудностей и сильное беспокойство.
Дети растут и развиваются с разной скоростью. Если вы беспокоитесь о том, является ли развитие вашего ребенка «нормальным», полезно знать, что «нормальное» сильно различается.