что это такое, причины, виды, симптомы и признаки
Расстройства психического развития
Задержка психического развития (ЗПР ) — заболевание обратимого характера, возникающее у детей и характеризующееся нарушениями в эмоциональной и познавательной сфере. Лечением этого недуга занимается логопед, в некоторых случаях помощь осуществляет психолог. Такие дети усваивают школьную программу, учатся в ВУЗах, работаю и создают семью, если это заболевание выявлено в тот момент, как только появились первые признаки. Поэтому родителям надо внимательно относиться к здоровью своего ребенка.
1
О писание заболевания
Согласно определению в специальной психологии, ЗПР (расшифровка: задержка психического развития или нервно-психического развития ) — это обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, которые сопровождаются наличием трудностей в обучении. Среди детей встречается 15-16% лиц, страдающих этим недугом. Существует большое количество причин, влияющих на возникновение задержки психического развития. Это расстройство возникает у малышей, в раннем детстве, дошкольном возрасте (старше 3 лет) и у школьников.
Одной из причин возникновения этой проблемы является наследственный характер. Такие биологические факторы, как органические поражения центральной нервной системы, патологии беременности (токсикоз, резус-конфликт, гипоксия) влияют на формирование ЗПР. Внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность плода могут стать фактором развития этого расстройства.
Средовые факторы, такие как неправильное воспитание (гиперопека, гипоопека), недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми могут привести к развитию первичной ЗПР. Вторичная форма болезни развивается на фоне нарушений слуха и зрения, дефектах речи из-за дефицита коммуникации и информации. В детском возрасте ЗПР могут вызвать следующие причины:
- гипотрофия мышц;
- грипп;
- нейроинфекции;
- рахит;
- черепно-мозговые травмы;
- эпилепсия;
- энцефалопатия.
Кто такой аутист: симптомы болезни, лечение детей и взрослых
2
Основные клинические проявления
У детей, страдающих задержкой психического развития, наблюдаются интеллектуальные нарушения, которые имеют легкую степень тяжести. Отмечается нарушение психических процессов: речи, памяти, внимания, мышления и восприятия. Восприятие пациентов характеризуется фрагментарностью и замедленным темпам.
Наблюдаются трудности при формировании целостных (полных) образов окружающего мира. Зрительное восприятие у детей развито лучше, чем слуховое. Объяснение информации и учебного материала должно быть наглядным, с помощью предметов. Внимание у детей, страдающих ЗПР, неустойчиво, кратковременно и повехрностно.
Отмечается нарушение переключаемости внимания и его концентрации. Если ребенок переутомляется и устает, то возникают проявления синдрома дефицита внимания и гиперактивности, т. е. отмечается повышенная активность и имульсивность. Память характеризуется мозаичностью, т. е. запоминание информации фрагментарно.
Отмечается слабая избирательность мнестических процессов, наглядно-образная память преобладает над вербальной. Наблюдается низкая мыслительная активность в момент воспроизведения информации. У таких пациентов сохранно наглядно-действенное мышление. Образное мышление нарушено в большей степени из-за расстройств восприятия.
Абстрактно-логический тип мыслительной деятельности не осуществляется без помощи взрослых. У больных детей возникают трудности анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Пациенты с задержкой психического развития не могут сформулировать выводы, упорядочивать события и строить различные умозаключения.
В речи детей отмечается искажение в артикуляции слов и предложений. Наблюдаются сложности в различении звуков и произвольного контроля за грамматическим построением предложения, дислалия (нарушения звукопроизношения при сохранном слухе) и патологии письменной речи, такие как дисграфия (нарушения письма) и дислексия (расстройство чтения). У детей, страдающих ЗПР присутствуют изменения в личностной и эмоциональной сфере.
Отмечается наличие эмоциональной лабильности (резкие перепады настроения), эмоциональный фон меняется с легкостью. Больные внушаемы и у них отсутствует инициативность. Наблюдается безволие и незрелость личности.
Достаточно распространенным являются проявления агрессивность, конфликтности и высокого уровня тревожности. Они замкнуты, играют в одиночку и не общаются с ровесниками. Игровая деятельность характеризуется однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета.
Фантазия у малышей недостаточно развита. Они не соблюдают правила игры. Кроме вышеописанных нарушений, отмечается наличие двигательных расстройств. Встречаются гиперкинезы (внезапные непроизвольные движения мышечных групп) и тики.
Расстройства аутистического спектра (РАС): причины, симптомы и лечение
3
Виды
В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Согласно К. С. Лебединской, существует четыре вида ЗПР:
Вид | Характеристика |
Конституциональная | Возникает по причине замедленного развития и созревания нервной системы. Наблюдаются отличия во внешности от здоровых сверстников. Рост ниже среднего, лицо сохраняет черты более раннего возраста. Отмечается отставание в эмоциональной сфере, недостаточный объем памяти и внимания. Преобладают игровые интересы, эмоциональная лабильность, непосредственность (инфантилизм) |
Соматогенная | Связана с длительными соматическими заболеваниями (бронхиальная астма, патологии желудочно-кишечного тракта, пневмония, сердечно-сосудистая и почечная недостаточность). Отмечается наличие снижения работоспособности, повышенной активностью или заторможенностью при переутомлении. Наблюдаются нарушения внимания и уменьшение объема памяти, астенический синдром (усталость, раздражительность и апатия) |
Психогенная | Во врачебной практике эта форма ЗПР встречается редко. Возникает при неблагоприятных социальных условиях. Отмечается отставание интеллектуального развития, импульсивность, вспыльчивость и отсутствие инициативы в действиях. Дети нецелеустремленны, безвольны |
Церебрально-органического генеза | Встречается в большинстве случаев. Возникает по причине органических поражений головного мозга и ЦНС. Особенно опасен период для детей в возрасте до 2 лет. Отмечается незрелость эмоционально-волевой сферы и познавательной сферы. Наблюдается отсутствие яркость и живость эмоций, бедность воображения и двигательная расторможенность |
Понятие олигофрении, степени слабоумия и способы лечения
4
Диагностика
Диагностика ЗПР осуществляется непосредственно на момент поступления в школу в условиях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК ) с участием детского психолога, логопеда (коррекционного психолога), педиатра, дефектолога, детского невролога и врача-психиатра. Важное диагностическое значение имеет сбор анамнестических сведений, которые заключаются в выяснении того, как протекала беременность травмы, анализ условий жизни ребенка, сбор жалоб, изучение медицинского документации. Проводится нейропсихологическое тестирование, т. е. изучение двигательных функций, интеллекта, мышления, внимания и других познавательных процессов и диагностическое обследование речевых функций пациента.
Необходимо побеседовать с ребенком и провести исследование личностных особенностей. П о результатам обследования в условиях ПМПК специалистами выносится заключение о наличие задержки психического развития. Психолог и врачи дают рекомендации по организации учебного процесса или воспитания.
Для выяснения причины развития ЗПР необходимо применять инструментальные методы исследования, такие как ЭЭГ (электроэнцефалография), КТ (компьютерная томография ) и МРТ головного мозга (магнитно-резонансная томография ). Важное значение имеет дифференциальная диагностика ЗПР с олигофренией (умственная отсталость) и аутизмом. Правильно поставить диагноз сможет только компетентный специалист, который сможет отличить симптомы похожих патологий.
5
Лечение
Лечение этого отклонения осуществляется с помощью педиатров, детских неврологов, психологов, психиатров, логопедов и дефектологов. Коррекция этого недуга должна осуществляться в дошкольном возрасте и проводиться долгое время. Дети с ЗПР должны посещать специализированные дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) или группы, так называемые школы 7-го вида или коррекционные классы общеобразовательных школ, потому что у них существуют трудности в обучении, которые можно исправить при многократном повторении материала, частой смене видов деятельности, дозированности предоставляемой информации и использовании сберегающих здоровье технологий.
Коррекция этого расстройства осуществляется благодаря развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения; эмоциональной, двигательной и сенсорной сферы с помощью игровой терапии, терапии с использованием сказок, детской арт-терапии (рисование, песочная терапия, танцы, музыка). Проводится коррекция нарушений речи логопедом. Кроме этого, для лечения детей прибегают к помощи социальных педагогов и психологов (с целью формирования навыков адаптации в социуме). В лечении этого расстройства применяются медикаменты, если у пациента обнаружены соматические или органические патологии, физиотерапия, лечебная физическая культура (ЛФК), массаж и водолечение (воздействие на кожу пациента с помощью воды).
6
Профилактика и прогноз
Дети с задержанным психическим развитием обучаемы и при правильной организации коррекционной работы наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить основные знания, умения и навыки для жизни, которые здоровые ровесники способны освоить самостоятельно. После окончания школы они продолжают свое обучение в колледжах и высших учебных заведениях, могут найти работу.
Профилактика возникновения ЗПР предполагает тщательное планирование беременности и регулярный осмотр гинеколога. Следует избегать неблагоприятных воздействий на плод, т. е. избавиться от вредных привычек. Нужно заниматься профилактикой инфекционных и соматических патологий у детей в раннем возрасте, обеспечением благоприятных условий для воспитания, жизни и развития малыша. При появлении первых признаков задержки психического развития следует безотлагательно обратиться к специалисту для диагностики и назначения коррекции, если она понадобится.
Родителей иногда обескураживает, когда у их ребенка диагностируется задержка психического развития (ЗПР). Чаще всего это нарушение хорошо корректируется при правильном подходе родителей и педагогов. Но для этого надо выявить пораньше у ребенка это отклонение от нормы. Тесты в статье помогут это сделать, а уникальная таблица поможет определить вид ЗПР у ребенка. Также в этом материале приведены советы родителям малышей с задержкой психологического развития.
Что означает диагноз ЗПР — кому и когда ставят задержку психологического развития?
Задержка психического развития (ЗПР) – это нарушение нормального развития психики, которое характеризуется отставанием в развитии отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания).
Диагноз ЗПР, как правило, ставится детям до 8 лет. У новорожденных детей задержку психического развития выявить невозможно, поскольку физически такие дети развиваются нормально. Когда ребенок подрастает, родители не всегда обращают внимание на ограничение его умственных способностей или списывают это на маленький возраст. Но некоторым детям в младенчестве могут ставить диагноз ПЭП. Он указывает на некоторые нарушения в работе головного мозга, которые в более взрослом возрасте могут проявиться в виде ЗПР.
Посещая детский садик, ЗПР у ребенка не всегда удается диагностировать, поскольку там от ребенка не требуется какая-либо интенсивная умственная деятельность. Но при поступлении в школу ребенок с задержкой психического развития будет явно выделяться на фоне остальных детей, потому что ему:
- тяжело сидеть на уроках;
- тяжело слушаться учителя;
- концентрировать свое внимание на умственной деятельности;
- нелегко учиться, так как он стремится играть и развлекаться.
Физически дети с ЗПР здоровы, основная трудность для них – это социальная адаптация. У детей с ЗПР может преобладать задержка развития либо эмоциональной сферы, либо интеллекта.
- При задержке развития эмоциональной сферы умственные способности детей относительно нормальные. Эмоциональное развитие таких детей не соответствует их возрасту и соответствует психике более младшего ребенка. Эти дети могут неутомимо играть, они несамостоятельны и любая умственная деятельность для них очень утомительна. Таким образом, посещая школу им тяжело концентрировать внимание на учебе, слушаться учителя и подчиняться дисциплине в классе.
- Если у ребенка наблюдается
Тесты на выявление ЗПР — 6 способов определить задержку психического развития у ребенка
Если у родителей появляются сомнения относительно умственного развития их ребенка, то существую некоторые тесты, которые помогут определить нарушения психического развития.
Не стоить трактовать результаты этих тестов самостоятельно, поскольку этим должен заниматься только специалист.
Тест №1 (до 1 года)
Физическое и психологическое развитие ребенка должно соответствовать его возрасту. Начать держать головку он должен не позже, чем в 1,5 месяца, переворачиваться со спины на живот — в 3-5 месяцев, сидеть и вставать — в 8-10 месяцев. Стоит также обратить внимание на развитие речевых способностей. Ребенок в 6-8 месяцев должен лепетать, а к 1 году проговаривать слово «мама».
Шкала KID-R для оценки развития ребенка в возрасте от 2 до 16 месяцев — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению
Тест №2 (9-12 месяцев)
В таком возрасте у ребенка начинают формировать простые мыслительные навыки. К примеру, вы можете на глазах у ребенка спрятать под коробочку игрушку и с удивлением спросить «Где игрушка?», малыш в ответ должен убрать коробочку и с восторгом показать, что он нашел игрушку. Ребенок должен понимать то, что игрушка не может исчезнуть бесследно.
Тест №3 (1-1,5 года)
В таком возрасте у малыша проявляется интерес к окружающему миру. Ему интересно познавать что-то новое, пробовать новые игрушки на ощупь, проявлять радость при виде мамы. Если такой активности за малышом не наблюдается, это должно вызвать подозрение.
Шкала RCDI-2000 для оценки развития ребенка в возрасте от 14 месяцев до 3,5 лет — скачать бланк анкеты в формате PDF и инструкцию для родителей по заполнению
Тест №4 (2-3 года)
Существует детская игра, где нужно вставлять фигуры в соответствующие им отверстия. В возрасте двух-трех лет малыш должен это делать без проблем.
Тест №5 (3-5 лет)
В таком возрасте у ребенка начинает формироваться кругозор. Он называет вещи своими именами. Ребенок может объяснить, что такое машина или какую роботу делает доктор. Не стоит в таком возрасте требовать от малыша много информации, но тем не менее, узкий словарный запас и ограниченный кругозор должны вызвать подозрения.
Тест №6 (5-7 лет)
В этом возрасте малыш свободно считает до 10 и делает вычислительные операции в пределах этих цифр. Он свободно называет названия геометрических фигур и понимает, где один объект, а где много. Также ребенок должен четко знать и называть основные цвета. Очень важно обратить внимание на его творческую деятельность: дети в таком возрасте должны рисовать, что-то лепить или конструировать.
Факторы, вызывающие ЗПР
Причин задержки психического развития у детей может быть несколько. Иногда это социальные факторы, а в других ситуациях причина ЗПР – врожденные патологии головного мозга, которые определяют при помощи различных обследований (например, нейросонографии).
- К социальным факторам ЗПР относятся несоответствующие условия воспитания ребенка. Такие дети часто не имеют родительской или материнской любви и заботы. Их семьи могут быть антисоциальными, неблагополучными или же эти дети воспитываются в детских домах. Это оставляет тяжкий след на психике малыша и часто сказывается на его психическом здоровье в будущем.
- К физиологическим причинам ЗПР относят наследственность, врожденные заболевания, тяжелую беременность матери или же перенесенные в раннем детстве болезни, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга. В этом случае из-за поражений головного мозга страдает психическое здоровье малыша.
Четыре типа задержки психологического развития у детей
Таблица 1. Виды ЗПР у детей
Тип ЗПР | Причины | Как проявляется? |
ЗПР конституционального происхождения | Наследственность. | Одновременная незрелость телосложения и психики. |
ЗПР соматогенного происхождения | Ранее перенесенные опасные заболевания, которые влияют на развитие головного мозга. | Интеллект в большинстве случаев не страдает, но функции эмоционально-волевой сферы значительно отстают в развитии. |
ЗПР психогенного происхождения | Несоответствующие условия воспитания (дети-сироты, дети с неполных семей и др.). | Снижение интеллектуальной мотивации, несамостоятельность. |
Церебрально-органического происхождения | Грубые нарушения созревания головного мозга из-за патологий беременности или после перенесенных тяжелых заболеваний на первом году жизни. | Самая тяжелая форма ЗПР, присутствуют явные задержки развития эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы. |
Как помочь ребенку с ЗПР: советы для родителей
В большинстве ситуаций родители очень болезненно воспринимают диагноз ЗПР, часто не понимая его значения. Важно осознать, что задержка психического развития не значит, что ребенок психически больной. ЗПР означает, что ребенок развивается нормально, только немного отстает от своих одногодок.
При правильном подходе к этому диагнозу уже к 10 годам можно устранить все проявления задержки психического развития.
Рекомендации родителям детей с ЗПР:
- Изучите это заболевание с научной точки зрения. Прочитайте врачебные статьи, проконсультируйтесь с психиатром или психологом. Родителям будут полезны статьи: О.А. Виноградова «Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития», Н.Ю. Борякова «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития», Д.В. Зайцев «Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье».
- Обратитесь к специалистам. Детям с ЗПР необходима консультация врача-невролога, психоневролога, а также помощь учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителя-логопеда.
- Полезным будет использование в обучении дидактических игр. Подбирать такие игры нужно исходя из возраста и умственных способностей ребенка, они не должны быть тяжелыми и непонятными для малыша.
- Дети старшего дошкольного или младшего школьного возраста должны посещать занятия по ФЭМП (формирование элементарных математических представлений). Это поможет им подготовиться к усвоению математики и точных наук, улучшить логическое мышление и память.
- Выделите конкретное время (20-30 мин) на выполнение уроков и ежедневно в это время садитесь с ребенком за уроки. Изначально помогайте ему, а потом постепенно приучайте к самостоятельности.
- Найдите единомышленников. Например, на тематических форумах можно найти родителей с такой же проблемой и поддерживать с ними общение, обмениваясь своим опытом и советами.
Родителям важно понимать, что ребенок с ЗПР не считается умственно отсталым, поскольку он прекрасно понимает суть происходящих событий, осознанно выполняет поставленные задачи. При правильном подходе, в большинстве случаев интеллектуальные и социальные функции ребенка со временем приходят в норму.
Поделитесь с друзьями:
ЗПР: задержка психо-моторного развития у детей
Белякова Александра Владимировна
Психолог
Задержка психического развития — это нарушение нормальной скорости этого процесса. В дошкольном и младшем школьном возрасте в норме наблюдается интенсивное изменение структуры головного мозга, появление новых навыков. Если ребенок отстает в развитии хоть в одном показателе, это должно стать поводом обратиться к специалистам и провести полную диагностику. Клинический Институт Мозга предлагает комплексные программы обследования и лечения детей с задержкой психического развития. Здесь есть все условия для постановки правильного диагноза и для дальнейшей коррекции состояния ребенка на ранних этапах. Стоит понимать, что только своевременное оказание квалифицированной помощи может спровоцировать улучшение, а с возрастом восстановить недостающие навыки становится затруднительным.
1. Что такое ЗПР?
2. Возможные причины развития ЗПР
3. Клинические признаки
4. Виды и классификация
4.1 ЗПР конституционального происхождения
4.2 ЗПР соматогенного происхождения
4.3 ЗПР психогенного происхождения
4.4 ЗПР церебрально-органического происхождения
4.5 Другие классификации
5. Диагностика и лечение ЗПР у детей
Что такое ЗПР?
К основным психическим функциям относятся память, внимание, мышление, двигательные и эмоциональные навыки. Существуют медицинские нормы развития ребенка по каждому из этих показателей. Если в дошкольном и младшем школьном возрасте наблюдается отставание по любому из этих показателей, это может становиться поводом для постановки диагноза «задержка психического развития». Работа с такими детьми проводится с участием медиков и педагогов, и при ранней диагностике есть возможность частично или полностью восстановить недостающие навыки и догнать сверстников в развитии. Стоит понимать, что это нарушение может приобретать разные формы, которые необходимо дифференцировать друг от друга, а также от других заболеваний.
Термин «задержка психического развития» — это общее название для ряда нарушений психики, без учета причины их развития, характера течения и возможности восстановления. Этот диагноз был заменен на две категории: «расстройства психологического (психического) развития» и «эмоциональные расстройства и расстройства поведения, которые обычно начинаются в детском и подростковом возрасте». Именно они используются в Международной классификации болезней для обозначения любых форм и проявления психических расстройств у детей. Однако, первый термин также не теряет актуальность.
Возможные причины развития ЗПР
Выделяют две разновидности детей с задержкой психического развития. Первая из них — это пациенты без нарушения развития головного мозга, а их проблемы имеют социально-педагогических характер. В раннем детстве они не получают возможность здорового психического развития, если находятся в неблагополучной обстановке, в условиях дефицита внимания и общения. Такие дети часто труднообучаемы, плохо приспособленные к социуму и работе в коллективе. Однако, при ранней диагностике и коррекции обстановки в семье они имеют шансы восстановление и дальнейшее психическое развитие наравне со сверстниками.
Второй тип ЗПР — это пациенты с органическими расстройствами работы головного мозга. Это могут быть врожденные либо приобретенные патологии, при которых нарушаются функции отдельных отделов мозга либо взаимосвязь между ними. Такие пациенты могут жить в том числе в благополучных семьях и получать все возможности для полноценного развития. Работа с ними позволит укрепить недостающие нейронные связи и достичь хорошего прогресса, но некоторые особенности могут сохранятся и во взрослом возрасте.
Не существует единственной точной причины, по которой возникает задержка психического развития. При выявлении нарушений стоит учитывать, как проходил период беременности матери. В том числе ЗПР может становиться следствием следующих факторов:
- инфекционные заболевания матери, особенно грипп, краснуха паротит;
- хронические болезни матери, нарушения работы сердечно-сосудистой и эндокринной систем;
- токсикозы, особенно на поздних сроках беременности;
- вредные привычки и различные отравления, в том числе лекарственными препаратами, химикатами, солями тяжелых металлов;
- несовместимость резус-фактора матери и плода.
Нарушения могут возникать не только в период беременности. Так, родовые травмы — одна из частых причин задержки психического развития у детей раннего возраста. Асфиксия (недостаточное поступление кислорода, удушение) во время родов снижает степень питания головного мозга и может спровоцировать ЗПР у здорового ребенка. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют периодически проходить обследование у педиатра, чтобы вовремя диагностировать нарушения. Они могут начинать развиваться не в младенческом, а уже в дошкольном возрасте по причине неправильной социализации ребенка, педагогической запущенности и недостаточного развития эмоциональной сферы.
Клинические признаки
Важно понимать, что задержка психического развития не относится к серьезным диагнозам. Этот тип нарушения находится на промежуточном уровне между нормальным состоянием ребенка и патологией. У пациентов отсутствуют выраженные проблемы со слухом, речью, двигательной активности и эмоциональным состоянием. Основные трудности связаны с социальной адаптацией ребенка и его способностями к обучению. В отдельных случаях ЗПР может иметь собственные особенности проявления, но выделяют характерный комплекс клинических признаков, которые должны стать поводом для более детального обследования:
- Недостаточность эмоционально-волевой сферы — первый симптом. Детям сложно выполнять необходимые задачи, в том числе бытовые, если они не приносят положительных эмоций и не вызывают интерес. Это может становиться причиной проблем с самообслуживанием.
- Нарушение внимание — типичное проявление ЗПР. У детей наблюдаются сложности с концентрацией даже на короткий период времени, неспособность к выполнению одновременно нескольких задач. Часто этот симптом развивается в комплексе с повышенной двигательной активности и эмоциональным перевозбуждением. Такой комплекс выделяется в отдельный диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
- Нарушение восприятия — еще один признак ЗПР. Ребенок может идентифицировать знакомые предметы, но ему бывает сложно их узнавать в неизвестной обстановке. Также могут проявляться сложности с ориентацией в пространстве. Полноценная работа с пациентом может частично улучшить ситуацию или даже полностью избавить от подобных нарушений.
- Дефицит памяти имеет характерную особенность — дети хуже воспринимают и запоминают вербальный материал. Если дать им возможность усваивать новую информацию через зрительные образы либо текст, разница между прогрессом у детей с ЗПР и без этого диагноза будет отсутствовать либо окажется несущественной.
- Проблемы речи проявляются по-разному. Легкая степень ЗПР характеризуется незначительной задержкой речи с сохранением ее качества. Однако, в тяжелых формах наблюдается значительное отставание от сверстников, нарушение лексической и грамматической составляющей.
- Нарушение мышления касается всех форм этого процесса. У детей проявляются сложности с логикой, анализом, сравнением и обобщением фактов. Это можно диагностировать при выполнении различных логических задач.
Клинический институт мозга предлагает индивидуальные программы диагностики и адаптации детей с задержкой психического развития. Стоит понимать, что этот диагноз не будет препятствием к посещению детских общеобразовательных учреждений, работе в коллективе и другим видам социальной активности. Полноценная работа может полностью устранить все различия между детьми без нарушений и пациентам с ЗПР, а их успехи в обучении будут практически одинаковыми.
Виды и классификация
Все варианты задержки психического развития принято делить на 4 категории. Они обусловлены разными причинами и характеризуются собственными особенностями течения. Этот фактор важен при постановке диагноза, поскольку позволяет провести своевременную и грамотную работы по адаптации и социализации ребенка, чтобы в будущем избежать проблем с работой в коллективе, достижением целей и личностным ростом.
ЗПР конституционального происхождения
Первый тип ЗПР еще называют психическим инфантилизмом. Он проявляется нарушением эмоционально-волевой составляющей и задержкой ее формирования. Это не болезнь, а комплекс поведенческих особенностей, которые в дальнейшем могут оказывать влияние на развитие ребенка, его способности к обучению и работу в коллективе. У таких детей проявляются характерные признаки, которые могут указывать на ЗПР даже в раннем возрасте:
- несамостоятельность, ощущение беспомощности в отсутствии родителей или других знакомых взрослых людей;
- сложности с адаптацией в новых условиях;
- частые перепады настроения, нестабильный эмоциональный фон;
- слишком бурные проявления эмоций, как положительных, так и отрицательных.
Дети с ЗПР конституционального происхождения визуально не отличаются от сверстников. У них отсутствуют проблемы с речью, они выглядят активными и положительными. Однако, по уровню эмоционального развития они менее зрелые, с возрастом эти развития могут сглаживаться.
ЗПР соматогенного происхождения
К этой категории относятся дети, которые отличаются слабым здоровьем с раннего возраста. У них могут диагностироваться частые простудные заболевания, аллергические проявления, нарушения работы сердца и сосудов. У них может быть индивидуальный режим работы, отдыха и физической активности, ограничения для занятий спортом и другие особенности, из-за которых они не могут полноценно находиться в детских коллективах, социализироваться и развиваться. К частым проблемам, с которыми необходимо работать у детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения, относятся:
- недостаточность внимания и отсутствие концентрации;
- быстрая утомляемость как от физической, так и от умственной активности;
- низкая активность и желание познавать окружающий мир.
К этой категории относятся дети, которые находятся под постоянной опекой родителей и старших родственников. Это может происходить в том числе из-за их слабого здоровья, склонности к частым простудам и сниженного иммунитета. У таких детей отсутствует мотивация к самостоятельному изучению новых вещей, снижается концентрация внимания, появляется излишняя тревожность. Кроме того, у них нет возможности принятия решений, что становится причиной снижения мотивации. Такая ситуация характерна для благополучных семей, где есть все условия для лечения и воспитания ребенка. Однако, гиперопека часто препятствует нормальному развитию личности, поэтому с этим фактором также необходимо работать.
ЗПР психогенного происхождения
Следующая категория задержки психического развития характерна для неблагополучных семей. Насилие, нездоровый эмоциональный фон, конфликты, в том числе между взрослыми, становятся причиной нарушения формирования личности ребенка. У таких детей наблюдается излишняя застенчивость, страх перед выражением эмоций, эмоциональная нестабильность и частые смены настроения. На конфликты в семье указывает страх перед незнакомой обстановкой, который со временем может снижаться либо трансформироваться в другие эмоции, в том числе в агрессию.
Гипоопека — одно из наиболее распространенных проявлений педагогической запущенности. Ребенок, который растет без возможности наблюдать нормальные отношения в семье, не обучается в детских учреждениях, не может взаимодействовать в коллективе. В дальнейшем это приводит к сложностях с коммуникацией, дефициту мотивации и другим проблемам, которые становятся на пути к личностному росту, профессиональному развитию, отношениям со сверстниками.
ЗПР церебрально-органического происхождения
В отличие от предыдущих разновидностей задержки психического развития, этот тип связан с органическими повреждениями центральной нервной системы. Нарушение функции головного мозга минимально, поэтому у ребенка остаются все шансы на полноценную социализацию и адаптацию в обществе. Диагноз может возникать вследствие осложненных родов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний. Проявления этого состояния индивидуальны, в зависимости от характера повреждений и локализации патологического очага. Поскольку в раннем возрасте возможности к регенерации очень высоки, нервные ткани постепенно восстанавливаются и обеспечивают развитие ребенка во всех сферах. Однако, для этого необходимо выполнить длительную и трудоемкую работу, в том числе с профильными специалистами.
Другие классификации
Существуют и другие классификации синдрома задержки психического развития. Первая из них была разработана в СССР и применялась для диагностики в детских общеобразовательных учреждениях. Она выделяет всего два типа нарушений:
- неосложненный инфантилизм психофизического и психического характера;
- вторичная ЗПР, которая проявляется вследствие церебрастении (снижении мозговой функции) любого происхождения.
Также выделяют классификацию, разработанную В.В. Ковалевым. Она различает 4 основных типа ЗПР, которые развиваются под влиянием биологических факторов:
- дизортогенетический — характерен при инфантилизме у детей;
- энцефалопатический — следствие минимальных повреждений нервной системы;
- вторичная ЗПР при заболеваниях систем-анализаторов, в том числе при значительном снижении слуха и зрения;
- ЗПР, которая возникает при ранней депривации в социуме (например, при необходимости длительной госпитализации и отсутствии социальной адаптации).
Наиболее принятая классификация ЗПР сегодня — это 4 типа нарушений, в зависимости от этиологического фактора. Именно она выделяет задержку психического развития конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения. Она считается наиболее емкой и включает все случаи ЗПР. Однако, в некоторых случаях сложно точно определить категорию, к которой относится болезнь, поэтому также можно выделить смешанные разновидности.
Диагностика и лечение ЗПР у детей
Диагностика ЗПР проводится с участием детского психолога, невролога, логопеда и других специалистов. Важно провести обследование головного мозга, чтобы своевременно выявить возможные нарушения. Врачи Клинического Института Мозга рекомендуют родителям предоставить все необходимые данные анамнеза, которые могут иметь значение при постановке диагноза. Открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, конфликтные ситуации в семье и коллективе, стрессы и другие факторы, которые могли бы повлиять на нормальное развитие ребенка имеют огромную диагностическую ценность. Кроме того, понадобится энцефалограмма и другие исследования, которые позволят оценить степень развития и уровень работы нервной системы ребенка.
Лечение ЗПР включает работу с профильными специалистами, в том числе логопедом и психологом. Важно соблюдать их рекомендации и продолжать занятия в домашних условиях. Также имеет значение социальная адаптация ребенка в детских коллективах, которую можно обеспечить только посещением общеобразовательных и дошкольных учреждений. При сохранении диагноза в младших классах рекомендуется посещение специализированной школы. Программа в таких учреждениях остается общей, но небольшое количество детей в классах и наличие дополнительных коррекционных занятий позволяют провести полноценную работу с детьми.
В Клиническом Институте Мозга есть все необходимые условия для диагностики и коррекции задержки психического развития. Однако, врачи акцентируют, что полноценная работа с пациентом также включает домашнюю работу и обеспечение нормального эмоционального климата в семье. При подготовке к рождению и воспитанию детей есть возможность посетить психолога и получить емкие рекомендации, как избежать проблем и создать максимально комфортные условия для развития ребенка не только физически, но и эмоционально.
Клинический институт мозгаРейтинг: 4/5 — 1 голосов
Поделиться статьей в социальных сетяхПрограммы:
Другие статьи по теме:
что это такое, причины и лечение нарушения
ЗПР проявляется как нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Это комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций.
Задержка психоречевого развития у детей (ЗПРР) – это нарушение нормального темпа психического развития ребёнка. Патология включает в себя комплекс нарушений речи, мышления, памяти, внимания, эмоций, обычных поведенческих навыков, двигательных функций. У детей отмечается частая беспричинная смена настроения. Все нарушения психоэмоционального развития проявляют себя в одинаковой степени, ни одно из них не является преобладающим.
Ребёнок с трудом усваивает новые навыки, не может абстрактно мыслить, говорить, выполнять логические простые действия, использовать имеющиеся знания и умения в повседневной жизни. У детей страдает воображение, запоминание, внимание становится рассеянным.
Если у детей диагностируется задержка речевого развития (ЗРР), все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными. Основной признак задержки речевого развития – несоответствие уровня речи возрастным нормам. Речевые умения отстают от нормы на несколько возрастных периодов, хотя умственная деятельность, интеллект и эмоции в норме. Ребёнок понимает обращённую речь, адекватно на неё реагирует, выполняет 1–2-ступенчатые инструкции, но сам говорит мало и неохотно, не пользуясь речью, как инструментом общения. Без коррекционных действий ребёнок, повзрослев, становится малообщительным и неконтактным.
Причины возникновения ЗПРР у детей
Нарушение работы речевых и двигательных областей головного мозга ведёт к расстройству речи, интеллектуальных способностей, двигательных функций. ЗПРР у ребёнка может развиться по следующим причинам:
- Повышение внутричерепного давления, которое может быть последствием неправильно выполненных прививок, перенесённых инфекционных заболеваний.
- Родовая травма, длительный безводный промежуток, гипоксия плода.
- Генетическая предрасположенность.
- Слишком ранний отказ от грудного вскармливания.
- Социальные факторы, отсутствие речевой практики в семье в период формирования у малыша речевых зон головного мозга.
- Заболевания органов желудочно-кишечного тракта, слуха, аллергия, воспаление аденоидов, отит, черепно-мозговая травма, перенесённые в раннем детстве.
- Аномалии строения или повреждение шейного отдела позвоночника во время родов, операции кесарева сечения.
Задержка психоречевого развития у детей может быть заподозрена, если отмечаются следующие симптомы:
- с трудом выполняет элементарные задания по словесной инструкции без использования зрительной помощи или жестов;
- развитие речи у ребёнка не соответствует возрастным нормам;
- не может концентрировать внимание во время игровой деятельности, чтения ему книг, просмотра мультфильмов, прослушивания детских песенок и стихов;
- бедный словарный запас, он неправильно понимает смысл простых слов;
- не может играть со сверстниками в игры, свойственные его возрасту.
Особенно внимательно нужно отнестись к ситуации, когда ребёнок отказывается от общения со сверстниками, старшими детьми и взрослыми. Возможные причины этих нарушений – аутистические проявления или отклонения психического развития.
Если не обратить вовремя внимание на ЗРР, то со временем, к 5–6 годам, заболевание перерастёт в общее недоразвитие речи, которое сложнее поддаётся коррекции.
Диагностирование и обследование
Диагностика задержки речевого развития проводится следующими специалистами:
- Невролог поможет справиться с заболеваниями нервной системы, лежащими в основе дефекта.
- Педиатр диагностирует и лечит соматические заболевания, которые могли способствовать задержке речи.
- Дефектолог занимается с детьми коррекцией речи и развитием высших психических функций начиная с трёхлетнего возраста. Занятия направлены на развитие речи, мышления, памяти, внимания, мелкой и крупной моторики.
- Логопед поможет стимулировать речевое развитие, освоить правильное речевое дыхание, артикулированию звуков, научит управлять своей речью, формулировать мысли, высказывания, освоить лексику, грамматические формы. Занятия можно начинать с 3–3,5 лет.
- Педагог-психолог устанавливает диагноз ЗПР у детей младшего школьного возраста или у дошкольников на основании специальных тестов.
Невролог может назначить МРТ, электроэнцефалографию, компьютерную томографию, нейросонографию для исключения очага поражения в головном мозге.
Самостоятельно провести первичную диагностику речевых проблем 3,5–4,5-летнего малыша можно с помощью наблюдения за ним и проведения несложных тестов:
- Чтобы узнать, понимает ли ребёнок значения слов, можно произнести название предметов в ближайшем окружении, не глядя на них, и предложить их показать.
- Для определения понимания значений прилагательных, нужно показать два одинаковых предмета разных цветов, спросить: «Где красный (мяч)? А где синий?».
- Чтобы узнать, понимает ли малыш глаголы, можно показать 2–3 картинки, где один и тот же персонаж выполняет разные действия, спросить: «Где (птичка) летит, клюёт, сидит?».
- Для определения понимания значений предлогов предложить малышу положить игрушку или карандаш на коробку, в коробку, за коробку, перед коробкой, под коробку.
- Чтобы выяснить верно ли ребёнок употребляет грамматические категории, ему предлагают назвать слово во множественном числе (это рука, а это… руки), создать уменьшительную форму существительного (у великана ноги, а у гномика… ножки), изменить глагол по родам (пёс убежал, а собака… убежала).
- Для определения состояния фразовой речи предложить закончить начатое предложение про объект, изображённый на картинке (девочка… купила в магазине хлеб, мальчик… едет домой на велосипеде).
- Для определения умения сохранять рисунок слова, предлагают повторить за взрослым слова, состоящие из 3–4 слогов: самовар, молоток, полицейский, экскаватор, одуванчик, перебежал и т. д.
Медикаментозное лечение
Лечение задержки речевого развития у детей может проходить амбулаторно, в режиме частичной госпитализации или в условиях круглосуточного наблюдения в стационаре без ограничения передвижения по отделению.
В соответствии с причиной, из-за которой развилась задержка психического развития у детей, обязательно проводится лечение основного заболевания. Используются разнообразные группы препаратов: ноотропы, витамины, сосудистые, успокоительные, психостимуляторы, адаптогены.
Если установлен диагноз ЗПРР, лечение должно быть комплексным. Нельзя отдавать предпочтение только одному препарату, т. к. в этом случае не будет лечебного воздействия на все нервные структуры.
- Ноотропы: Фенотропил, Ноотропил, Семакс, Пантогам, Танакан, Глиатилин, Энцефабол, Глицин, Глютаминовая кислота, Биотредин, Кортексин. Эти препараты активизируют функцию головного мозга, стимулируют запоминание, познавательную, умственную деятельность у психически инертных людей, улучшают устойчивость клеток головного мозга к кислородному голоданию, успокаивают и улучшают настроение в случае необходимости, предупреждают судороги и поведенческие расстройства. Обладают дезинтоксикационными свойствами.
- Витаминные комплексы: Нейромультивит, Мильгамма и витамины: биотин, тиамин, никотиновая кислота, цианокобаламин или поливитамины, содержащие в своём составе группу В, Е, С, РР, фолиевую кислоту и микроэлементы. Без витаминов и микроэлементов в организме невозможны процессы нормальной жизнедеятельности.
- Сосудистые: Винпоцетин, Кавинтон, Детралекс, Инстенон, Вазобрал, Циннаризин, Ницерголин, Мемоплант. Данные лекарства улучшают мозговое кровообращение, приток артериальной крови и отток венозной крови из мозга, усвоение кислорода и питательных веществ головным мозгом, нормализуют тонус сосудов головы и шеи.
- При психоречевой расторможенности, эмоциональных потрясениях организм нуждается в нормализации обменных процессов в нервной системе. С этой целью используются успокоительные препараты: Пустырник, Ново-пассит, Персен, Бромистый калий, Валериана и настойки мелиссы, пиона, зверобоя.
- Психостимуляторы — безрецептурные препараты: Адаптол, Церебролизин, Актовегин, Фенибут, Чаванпраш. Активизируют умственную и в меньшей степени физическую активность. Ускоряют мышление, уменьшают усталость, сонливость и вялость, повышают способность концентрировать внимание, работоспособность, общительность.
- Адаптогены: женьшень, элеутерококк, лимонник, радиола, маточное молочко, алоэ, пихта, левзея, шиповник. Кроме этих, ещё лекарственные средства: Лецитин, Дибазол, Янтарная кислота, Мумиё, Пантокрин, Мелаксен, Аргинин. Растительные и искусственные адаптогены надо применять исключительно по назначению врача, т. к. они имеют много дополнительных эффектов. Например, Дибазол снижает артериальное давление, а Мелаксен является снотворным препаратом.
Биологически активные препараты тонизируют нервную систему, повышают устойчивость организма к внешним неблагоприятным воздействиям, улучшают настроение, работоспособность, повышают аппетит. Действие развивается постепенно.
Если задержка речевого развития у детей вызвана гидроцефалией, то будет головная боль, тошнота, рвота. Потребуется назначение обезболивающих, противорвотных, мочегонных средств.
Немедикаментозное лечение
Необходимым условием успешности лечения является подключение немедикаментозных методов, к которым относятся:
- занятия с логопедом;
- массаж;
- ЛФК;
- занятия с психологом;
- краткосрочные сеансы индивидуальной психотерапии по 1 часу 2 раза в неделю через 3, 6, 12 месяцев;
- дельфинотерапия;
- трудотерапия;
- иппотерапия;
- иглорефлексотерапия;
- магнитотерапия.
Чтобы лечение было эффективным, следует установить между ребёнком и специалистом доверительные отношения, взаимопонимание и должный контакт. Можно подключать семейную и поведенческую психотерапию.
Для развития речи используются следующие упражнения и задания:
- Учить ребёнка рассказывать об изображении на картинке. Часто менять картинки не надо. Целесообразно постепенно наращивать словарный запас, описывая одну и ту же картинку.
- Эмоционально рассказывать ребёнку какую-либо историю, вызывая у него желание вам подражать.
- Прочитать короткий интересный рассказ и попросить пересказать.
- Учить вместе стихи, потешки, песенки.
- Как можно больше общаться с малышом, при этом стараясь не понимать его жестов, а настаивать на произнесении звуков, слогов и слов.
- Показывать ребёнку изображения, просить последовательно разложить их и составить рассказ.
- Постоянно обогащать словарный запас малыша.
- Обучить говорить монологом, а в дальнейшем — поддерживать диалог.
- Стараться вместе описывать, сопоставлять, учить обобщать события и природные явления.
Одно из самых основных условий достижения успеха — ребёнку должно быть интересно играть и учиться. На совместных занятиях обстановка должна быть доброжелательной.
Детки с ЗПР плохо удерживают внимание, быстро теряют интерес к заданию, отвлекаются, часто не могут довести игру до конца. Это сказывается на развитии речи, поэтому надо проявлять такт и терпение. Продолжительность занятий должна нарастать постепенно.
Несколько упражнений для домашних занятий по коррекции ЗРР:
- Угадай кто. Спрятать игрушки или изображения животных и предложить поискать их, одновременно имитируя их голоса.
- Угадай игрушку. Разбросать по комнате игрушки, предложить отыскать одну из них, называя лишь её признаки.
- Части целого. Показать картинку или игрушку, называя части объекта (нос, глаза, уши, голова, шея, руки, ноги, туловище, хвост), предложить повторить за взрослым.
- Какой? Рассмотреть пять знакомых игрушек или предметов быта. Угадывать и доставать их из коробочки или мешочка, затем предложить малышу описать их, называя цвет, форму, поверхность, вкус и т. д.
- Назови ласково. Показать картинку с большим предметом, предложить назвать такой же маленький предмет ласково.
- Чего не хватает. Показать картинки, где изображены предметы с недостающими деталями (шарик без нитки, цветок без стебля, флажок без палочки).
- Чего не стало. Показать сначала три игрушки, затем больше, предложить малышу закрыть глазки, убрать одну и затем назвать исчезнувшую, вспомнить, где она стояла, вернуть на место, затем поменяться ролями.
Способы профилактики нарушения
Воздействуя на причины задержки речевого развития, можно эффективно проводить профилактику, лечение и снизить заболеваемость.
К основным профилактическим мероприятиям относятся:
- соблюдение режима сна и бодрствования;
- совместное проведение семейных праздников и мероприятий, на которых детям уделяется должное внимание;
- раннее начало занятий с логопедом индивидуально или в специальных коррекционных группах;
- чтение детской литературы, совместное изучение детских стихотворений, прогулки, поездки;
- сбалансированное питание, исключающее или уменьшающее из рациона малыша булку, печенье, яйца, молоко, мёд, конфеты, картошку, свёклу, сухарики, курицу, креветки, шоколад, экзотические фрукты и ягоды;
- психотерапия в группе.
Индикатором эффективности лечения является соответствие речевого и психического развития возрастной норме.
Советы терпеливым и внимательным родителям, что делать для детей с ЗПР:
- Регулярно осуществлять медицинские осмотры с привлечением невролога, педиатра, логопеда, отоларинголога, ортопеда, офтальмолога.
- Развивать у малыша понимание речи, используя простые инструкции типа «дай книжку», «возьми со стола чашку и отнеси бабушке воды».
- С малышом надо читать, петь, разговаривать, озвучивая все свои действия и окружающие события и стараться вызывать его на диалог.
- Не дожидаясь, когда ребёнок заговорит, надо развивать сенсорные умения малыша научить различать предметы по размеру, форме, цвету, развивать мелкую моторику кисти.
На видео ниже показано как научить ребёнка формам и цветам:
Самые частые ошибки родителей, приводящие к проблеме
У родителей должно быть безусловное эмоциональное принятие ребёнка, несмотря на особенности детей с ЗПРР. При удовлетворении потребностей в безопасности, любви и заботе зарождается эмоциональная близость с членами семьи. На этом фоне появляется стремление быть в обществе других людей и создавать тёплые и доверительные отношения. Надо уделять внимание не только здоровью и питанию, но и настроению, потребностям, контакту с малышом.
Не стоит ждать до четырёх или пяти лет, чтобы обратиться к логопеду для постановки звуков. Коррекцией задержки развития речи нужно заниматься в более раннем возрасте, и она осуществляется несколько иначе, чем исправление неверного произношения. Отсутствие коррекционных мер приведёт к тому, что задержка речи перерастёт в общее недоразвитие речи, что влечёт за собой отставание в развитии ребёнка и стабильное снижение интеллекта.
Некоторые родители не хотят идти на эти занятия, не понимая, что не только занятия с логопедом и медикаментозное лечение, а ещё и коррекционные программы, грамотно выстроенная психотерапевтическая среда помогут решить/вылечить проблему.
Дети с ЗПР требуют лечения, которое начинается со внедрения правильных установок в стратегию общения его родителей. Неправильное родительское поведение в подобных случаях ухудшает и так неблагоприятную обстановку развития малыша. Надо помнить о том, что на ребёнке не должны отражаться социальные и возрастные кризисы семьи. Малыш тянется к взрослым и будет больше похож интеллектуально на того родителя, с которым он интенсивнее общается, кому подражает.
Задержка психоречевого развития (ЗПР) у детей
расстройства руминации у младенцев и детей
Перейти к основному содержаниюблизко
- Коронавирус Новости
- Проверьте свои симптомы
- Найти доктора
- Найти стоматолога
- Найти самые низкие цены на лекарства
- Здоровье
A-Zблизко
Здоровье А-Я Общие условия- ADD / ADHD
- аллергии
- Артрит
- рак
- Коронавирус (COVID-19)
- депрессия
- Сахарный диабет
- Здоровье глаз
- Сердечное заболевание
- Заболевание легких
- ортопедия
- Управление болью
- Сексуальные условия
- Проблемы с кожей
- Расстройства сна
- Посмотреть все
- Проверка симптомов
- Блоги WebMD
- Подкасты
- Доски объявлений
- Вопросы и Ответы
- Руководство по страхованию
- Найти доктора
- Детские условия A-Z
- Операции и процедуры A-Z
- Избранные темы
- Проверка симптомов COVID-19: проверьте ваши симптомы сейчас
- Слайд-шоу Получить помощь для облегчения мигрени
- Лекарства и
Добавкиблизко
Наркотики и добавки Найти и обзор- наркотики
- Дополнения
- Управляйте своими лекарствами
- Идентификатор таблетки
Простуда, кашель и ушные инфекции у детей
Детские простуды
Для ребенка нормально иметь 8 или более простуд в год.
Это потому, что существуют сотни различных вирусов простуды, и у маленьких детей нет иммунитета к любому из них, поскольку они никогда не имели их раньше.
Они постепенно наращивают иммунитет и получают меньше простудных заболеваний.
Большинство простуд становится лучше через 5-7 дней, но у маленьких детей может длиться до 2 недель.
Вот несколько советов о том, как облегчить симптомы у вашего ребенка:
- Убедитесь, что ваш ребенок пьет много жидкости.
- Солевые капли могут помочь ослабить сухие сопли и облегчить заложенность носа. Спросите о них своего фармацевта, врача общей практики или медицинского работника.
- Если у вашего ребенка температура, боль или дискомфорт, может помочь детский парацетамол или ибупрофен. Дети с астмой могут не принимать ибупрофен, поэтому сначала проконсультируйтесь с фармацевтом, врачом общей практики или медицинским работником.Всегда следуйте инструкциям на упаковке.
- Поощряйте всю семью регулярно мыть руки, чтобы остановить распространение холода.
Средства от кашля и простуды для детей
Дети до 6 лет не должны иметь безрецептурных средств от кашля и простуды, включая противоотечные средства (лекарства для очистки заложенного носа), если это не рекомендовано врачом общей практики или фармацевтом.
Коронавирус
В настоящее время может быть трудно понять, что делать, если ваш ребенок плохо себя чувствует.
Важно доверять своим инстинктам и получать медицинскую помощь, если она вам нужна.
Боль в горле у детей
Боль в горле часто вызывается вирусными заболеваниями, такими как простуда или грипп.
Горло вашего ребенка может быть сухим и воспаленным за день или за 2 до начала простуды. Вы можете дать им парацетамол или ибупрофен, чтобы уменьшить боль.
Большинство болей в горле выздоравливают сами по себе через несколько дней.
Если у вашего ребенка боль в горле более 4 дней, высокая температура и, как правило, он плохо себя чувствует, обратитесь к врачу общей практики.
Если они не могут проглотить жидкость или слюну, или у них возникли проблемы с дыханием, немедленно обратитесь в A & E или позвоните 999, так как им потребуется срочная помощь в больнице.
Найти ближайший отдел A & E
Детский кашель
Дети часто кашляют, когда у них простуда из-за слизи, стекающей по горлу.
Если ваш ребенок нормально питается, пьет, ест и дышит, а хрипов нет, кашель обычно не о чем беспокоиться.
Хотя расстраивать, когда ребенок кашляет, расстраивает, он помогает убрать мокроту из груди или слизь из задней части горла.
Если ваш ребенок старше 1 года, он может попробовать выпить теплый напиток с лимоном и медом.
Чтобы приготовить горячий лимон с медом в домашних условиях, вам необходимо:
- отжать половину лимона в кружку кипяченой воды
- добавить 1-2 чайные ложки меда
- напиток, пока они еще теплые (не давайте горячие напитки маленькие дети)
Если у вашего ребенка кашель продолжался более 3 недель, обратитесь к врачу общей практики.
Если у вашего ребенка очень высокая температура или он чувствует жар и дрожь, у него может быть инфекция грудной клетки. Вы должны отнести их к терапевту или позвонить по номеру 111.
Если это вызвано бактериями, а не вирусом, ваш терапевт назначит антибиотики для лечения инфекции. Антибиотики не успокоят и не остановят кашель сразу.
Если кашель продолжается в течение длительного времени, особенно если он усиливается ночью или вызван бегающим ребенком, это может быть признаком астмы.
Отведите их к врачу общей практики, который сможет проверить, есть ли у вашего ребенка астму.
Если вашему ребенку трудно дышать, немедленно обратитесь в A & E или позвоните 999, так как ему потребуется срочное лечение в больнице.
Найдите ближайший отдел A & E
Узнайте больше о кашле
Круп
Ребенок с крупом имеет характерный лающий кашель и издает резкий звук, известный как стридор, при вдохе.
У них также может быть насморк, боль в горле и высокая температура.
Круп обычно диагностируется у врача общей практики и лечится дома.
Но если у вашего ребенка серьезные симптомы, и ему трудно дышать, немедленно обратитесь в A & E или позвоните 999, так как им потребуется срочное лечение в больнице.
Найдите ближайшее отделение A & E
Узнайте больше о симптомах крупа.
Инфекции уха у детей
Инфекции уха часто встречаются у младенцев и маленьких детей. Они часто следуют за простудой и иногда вызывают высокую температуру.
Ребенок или малыш могут тянуть или тереть ухо. Другие возможные симптомы включают лихорадку, раздражительность, плач, трудности с кормлением, беспокойство по ночам и кашель.
Если у вашего ребенка боль в ушах, с или без лихорадки, вы можете дать им парацетамол или ибупрофен в рекомендуемой дозе.
Попробуйте сначала одно лекарство, и, если оно не работает, вы можете попробовать дать другое.
Не следует давать детям парацетамол и ибупрофен одновременно, если это не рекомендовано медицинским работником.
Не кладите масло, ушные капли или ватные палочки в ухо вашего ребенка, если только ваш врач не посоветует вам это сделать.
Большинство ушных инфекций вызвано вирусами, которые не поддаются лечению антибиотиками.
Они сами поправятся, обычно через 3 дня.
После ушной инфекции у вашего ребенка может быть потеря слуха.
Их слух должен улучшиться в течение нескольких недель. Но если проблема длится дольше, чем это, спросите совета у своего врача.
Узнайте больше о ушных инфекциях (средний отит)
Клеевое ухо у детей
Повторные инфекции среднего уха (средний отит) могут привести к клеевому уху (средний отит с выпотом), где накапливается липкая жидкость и может повлиять на слух вашего ребенка.
Это может привести к нечеткой речи или поведенческим проблемам.
Если вы курите, у вашего ребенка больше шансов развить клеевое ухо, и он будет поправляться медленнее.
Ваш лечащий врач может дать вам совет по лечению клеевого слуха и помочь бросить курить.
Узнайте больше о том, как бросить курить
См. Клейкое ухо для получения дополнительной информации.
Обзор СМИ в последний раз: 10 октября 2017 г.
Обзор СМИ: 10 октября 2020 г.
Помогите нам улучшить наш сайт
Если вы закончили то, что делаете, можете ли вы ответить на несколько вопросов о вашем визите сегодня?
Примите участие в нашем опросе.
Последняя проверка страницы: 24 сентября 2018 г.
Следующий срок рассмотрения: 24 сентября 2021 г.
Разрушительное воздействие COVID-19 на детей
(Нью-Йорк). Кризис COVID-19 имеет потенциально далеко идущие, долгосрочные негативные последствия для детей во всем мире, говорится в опубликованном сегодня докладе Хьюман Райтс Вотч. Воздействие, вероятно, будет разрушительным, даже если у детей, получающих COVID-19, симптомы менее выражены и смертность ниже, чем в других возрастных группах.
Более 1,5 миллиарда учащихся не посещают школу. Широко распространенная потеря работы и доходов, а также экономическая нестабильность в семьях, вероятно, повысят уровень детского труда, сексуальной эксплуатации, подростковой беременности и детских браков. Напряжение в семьях, особенно в тех, кто живет в карантинах и в условиях изоляции, увеличивает частоту бытового насилия. По мере увеличения числа погибших от COVID-19 в мире большое число детей станет сиротами и станет уязвимым для эксплуатации и жестокого обращения.
«Риск, связанный с кризисом COVID-19 для детей, огромен», — сказала Джо Беккер, директор Хьюман Райтс Вотч по защите прав детей. «Правительствам необходимо срочно принять меры для защиты детей во время пандемии, а также для того, чтобы подумать о том, как их решения в настоящее время будут наилучшим образом защищать права детей после окончания кризиса».
Для многих детей кризис COVID-19 будет означать ограниченное или полное отсутствие образования или дальнейшее отставание от сверстников. Более 91 процента учащихся в мире не посещают школу из-за закрытия школ по меньшей мере в 188 странах.Кризис выявил огромные различия в готовности стран к чрезвычайным ситуациям, доступу детей в Интернет и доступности учебных материалов. Хотя большое внимание уделяется платформам онлайн-обучения, многие государственные школы не настроены на их использование или не имеют технологий и оборудования для обучения в режиме онлайн. Почти половина мира не имеет доступа в интернет.
Добавленные семейные стрессы, связанные с кризисом COVID-19 — включая потерю работы, изоляцию, чрезмерное содержание в тюрьмах и беспокойство по поводу здоровья и финансов — повышают риск насилия в семье, в том числе между партнерами и лицами, обеспечивающими уход за детьми.Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций сообщил о «ужасающем» глобальном всплеске насилия в семье, связанного с COVID-19, а число звонков на телефоны доверия в некоторых странах, как сообщается, удвоилось. Жестокое обращение с детьми реже можно обнаружить во время кризиса COVID-19, поскольку агентства по защите детей сократили мониторинг, чтобы избежать распространения вируса, а учителя менее способны выявлять признаки жестокого обращения в закрытых школах.
По оценкам экспертов, общее количество смертей от COVID-19 может в конечном итоге достичь 10–40 миллионов, что неизбежно приведет к тому, что многие дети останутся без одного или обоих родителей или других опекунов.Дети-сироты особенно уязвимы для торговли людьми и другой эксплуатации, включая сексуальную эксплуатацию, принудительное попрошайничество, продажу товаров на улицах и другой детский труд. Дети более старшего возраста часто бросают школу, чтобы попытаться поддержать младших братьев и сестер.
Глобальный экономический спад, вызванный кризисом COVID-19, в том числе огромная глобальная потеря рабочих мест, вероятно, приведет к увеличению показателей детского труда и детских браков. Во всем мире около 152 миллионов детей уже были вовлечены в детский труд до пандемии COVID-19, а 73 миллиона были заняты на опасных работах.Исследования показали, что детский труд тесно связан с финансовыми потрясениями в семье, такими как болезнь, инвалидность или потеря работы родителями.
Кризис COVID-19 также повышает риск сексуальной эксплуатации детей в Интернете. Европол сообщил, что в результате COVID-19 партнеры правоохранительных органов сообщают об «увеличении онлайн-активности со стороны тех, кто ищет материалы о жестоком обращении с детьми». Дети проводят больше времени в Интернете из-за закрытия школ и могут испытывать беспокойство или одиночество из-за изоляции и заключения, что делает их более уязвимыми для онлайн-хищников.
Миллионы детей содержатся в системе правосудия, в иммиграционном изоляторе или содержатся в детских домах и других учреждениях. Во многих таких учреждениях дети содержатся в непосредственной близости от других детей, с ограниченным доступом к воде и санитарии, что может способствовать распространению инфекционных заболеваний, таких как COVID-19. Доступ к базовым медицинским услугам также часто является плохим или отсутствует в этих условиях, что подвергает риску здоровье детей, если они заболевают.
Точно так же миллионы детей-беженцев, мигрантов или внутренне перемещенных детей живут в переполненных лагерях, неформальных приемных центрах или поселениях сквоттеров, где основные меры профилактики COVID-19, такие как частое мытье рук и «социальное дистанцирование», практически невозможны.
Поскольку пандемия COVID-19 поражает системы здравоохранения, дети могут больше не получать прививки или иметь доступ к жизненно важной базовой медицинской помощи. Сокращение доступа к лечению во время вспышки Эболы в Западной Африке в 2014–2015 годах привело к резкому увеличению смертности от малярии, ВИЧ / СПИДа и туберкулеза, в том числе среди детей.
Human Rights Watch призывает правительства принять срочные меры для защиты прав детей, в том числе:
- Приоритетность усилий по продолжению образования для всех детей с использованием всех доступных технологий;
- Предоставление экономической помощи, включая денежные переводы, семьям с низкими доходами, которые пострадают первыми и наиболее сильно, чтобы помочь им удовлетворить основные потребности, не прибегая к детскому труду или детским бракам;
- сведение к минимуму нарушений в доступе детей к основным и жизненно важным медицинским услугам;
- Активизация усилий по выявлению детей, ставших сиротами в связи с КОВИД-19, и расширение сетей расширенной семьи и приемных семей;
- Расширение просвещения, информационных кампаний, горячих линий и других услуг для детей, подвергающихся риску насилия в семье или сексуальной эксплуатации в Интернете;
- Перевод детей, лишенных свободы, на семейную опеку и обеспечение подходящего жилья и санитарных условий для детей-беженцев, детей-мигрантов и детей, перемещенных внутри страны.
Правозащитная реакция на кризис COVID-19 не только уменьшит потенциально далеко идущий вред во время пандемии, но и может принести пользу детям в долгосрочной перспективе, заявила Хьюман Райтс Вотч. Расширение доступа в Интернет для детей, как правило, расширит доступ детей к информации, а также их способность организовываться и выражать свои мысли.
Экономический кризис, связанный с COVID-19, может побудить правительства усилить гарантии экономических и социальных прав и социальной защиты для бедных сообществ и уязвимых семей.Такие шаги могут в долгосрочной перспективе улучшить продовольственную безопасность и снизить уровень детской бедности, детского труда и детских браков.
«Пандемия COVID-19 высветила серьезные недостатки в защите детей во многих странах, включая неадекватные системы здравоохранения и социальной защиты, переполненные места содержания под стражей и отсутствие планов действий в чрезвычайных ситуациях для крупномасштабных школьных остановок», — сказал Беккер. «Выбор, который делают правительства в настоящее время, имеет решающее значение не только для смягчения наихудшего вреда пандемии, но и для пользы детей в долгосрочной перспективе.
,На основании имеющихся данных, большинство детей не подвергаются большему риску COVID-19, чем взрослые. В то время как некоторые дети и младенцы болели COVID-19, большинство известных случаев на сегодняшний день составляют взрослые.
Следите за своим ребенком на наличие признаков болезни COVID-19
COVID-19 может выглядеть по-разному у разных людей. Для многих людей заболеть COVID-19 было бы немного похоже на грипп. Люди могут лихорадить, кашлять или тяжело дышать.Большинство людей, которые получили COVID-19, не стали очень больными. Только небольшая группа людей, которые его получают, имели более серьезные проблемы.
CDC и партнеры изучают случаи мультисистемного воспалительного синдрома у детей (MIS-C), связанного с COVID-19. Узнайте больше о COVID-19 и мультисистемном воспалительном синдроме у детей (MIS-C).
Держите детей здоровыми
Обучать и укреплять ежедневные профилактические действия
- Родители и опекуны играют важную роль в обучении детей мыть руки.Объясните: мытье рук может сохранить их здоровье и предотвратить распространение вируса среди окружающих.
- Будьте хорошим примером для подражания — если вы часто моете руки, у них больше шансов сделать то же самое.
- Занимайтесь мытьем рук в семье.
- Узнайте больше о том, что вы можете сделать, чтобы защитить детей.
Помогите своему ребенку оставаться активным
- Поощряйте вашего ребенка играть на свежем воздухе — это здорово для физического и психического здоровья. Прогуляйтесь с ребенком или покатайтесь на велосипеде.
- Используйте перерывы для занятий в помещении (например, перерывы на растяжку или танцевальные перерывы) в течение дня, чтобы помочь ребенку оставаться здоровым и сосредоточенным.
Помогите своему ребенку оставаться в социальном отношении
Задайте вопрос об услугах школьного питания
Узнайте в своей школе о планах продолжения приема пищи во время увольнения. Во многих школах школы открыты, что позволяет семьям собирать еду или предоставляет еду на вынос в центральном месте.
Помогите ребенку справиться со стрессом
Следите за признаками стресса или изменения поведения.
Не все дети и подростки одинаково реагируют на стресс. Некоторые общие изменения, на которые нужно обратить внимание:
- Чрезмерное беспокойство или грусть
- Нездоровое питание
- Нездоровый сон
- Сложность с вниманием и концентрацией