Виды сложных предложений схема: Картотека по русскому языку (5 класс) на тему: Схема — виды сложных предложений

Содержание

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Виды сложных предложений

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Павлово 

Нижегородской области

Номинация: русский язык

Наименование работы: конспект урока в 5 классе по теме «Виды сложных предложений».

Автор: Кондрашина Ольга Юрьевна.

Конспект урока

Тема урока: «Виды сложных предложений». 5 класс.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:  1. Образовательные (дидактические): знание и умение различать виды сложных предложений, способы связи между частями сложного предложения; должен знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях и  применять их в практических целях.

  2. Развивающие: развитие разных видов  памяти, развитие аналитического и логического мышления;  умения сравнивать и анализировать языковой материал, обобщать;

 —  развитие пунктуационной зоркости и внимания, монологической и диалогической речи;

 — развитие коммуникативных навыков.

  3. Воспитательные: воспитание интереса к родному языку и учебному предмету;

— осознание связи предмета с жизнью;

— развитие личных качеств учащихся (доброты, чувства товарищества, взаимоподдержки), формирование общекультурных навыков.

Средства, необходимые для проведения урока.

Учебники М.М.Разумовской «Русский язык. 5 класс».

Проектор.

Экран.

Доска, мел.

Карточка- помощник, карточки с правилом, индивидуальными и групповыми заданиями для детей с разным уровнем обученности.

Карточки для выполнения домашнего задания.

Карточка экспресс- опроса

Презентации .

Этапы урока и их хронометраж.

№ п/п

Этапы урока

Хронометраж

1.

Организационный момент

1 минута.

2.

Постановка целей.

2 минуты.

3.

Актуализация знаний, умений и навыков.

7 минут.

4.

Введение новых знаний.

13 минут.

5.

Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

5 минут.

6.

Закрепление нового материала.

13 минут

7.

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

2 минуты.

8.

Подведение итогов урока.

Итого

2 минуты. 

45 минут

Ход урока.

1. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь.   Я рада видеть вас всех. Запишем число и вид работы.

2. Постановка целей.

— Сегодня нам с вами предстоит серьёзная работа. Мы проверим, как вы усвоили материал предыдущего урока и продолжим знакомство со сложным предложением, узнаем, какие виды сложных предложений бывают, научимся определять их виды. Я думаю, что все вы успешно с этим справитесь и постараетесь получить только положительные оценки.

3.Актуализация новых знаний, умений и навыков.

1) — Что мы называем главным средством выражения мысли? (главным средством выражения мысли мы называем предложение)

— По каким признакам мы определяем предложение? (наличие грамматической основы,  интонационной законченности)

— Какие виды предложений по количеству грамматических основ вы знаете? (по количеству грамматических основ предложения бывают простыми и сложными)

— Какое предложение называется сложным? (сложное предложение – это предложение, которое имеет две или несколько (более) грамматических основ)

— Каким знаком препинания разделяются части сложного предложения на письме? (части сложного предложения разделяются запятой)

— В будущем вы узнаете, что не только запятая может разделять части сложного предложения.

— А какие средства связи частей сложного предложения вы знаете? (соединяются интонацией, союзами и по смыслу)

2) – А сейчас приготовьте сигнальные карточки. Я буду читать предложения. Если предложение простое, вы поднимаете зелёную сигнальную карточку, если сложное — красную. Даю право поднять жёлтую сигнальную карточку. Если вы вдруг либо не знаете, либо затрудняетесь в выборе ответа.

Регулировщиком сегодня будет…. (В качестве регулировщика вызывается ученик, который активно работал на предыдущих уроках. Подобный вид работы отработан и хорошо известен учащимся. Ответ регулировщика оцениваю сразу.)

…, тебе нужно так же, как и ребятам, поднимать сигнальную карточку, но чуть позже, чем ребята по моей команде. За работу ты получишь оценку…

(Читаю предложения.)

     1) Деревья по краям борозд

   Зазеленели первым пухом

         И выпрямились во весь рост.

   

     2) Продвигается буфет

         Из столовой в кабинет,

         А в столовую из спальни

         Уплывает шкаф зеркальный.

     

     3) Слёзы дождя живые

         Заволжскую даль оросили,

         И с новой силой рванулась

         Вверх молодая листва.

         

    4) Звенит по камешкам ручей,

Река шумит,

И с криком стая журавлей

Уж к нам летит.

— Ребята, тот, кто не сделал ни одной ошибки, поднимите руку. Молодцы.

 Вопрос для регулировщика: — Какие средства связи частей сложного предложения ты знаешь? Сегодня ты получаешь оценку…

— А я открою вам секрет, что именно от средств связи частей сложного предложения будут зависеть виды сложных предложений.

4. Введение новых знаний.

Запишем в тетрадь тему нашего урока: «Виды сложных предложений». ( По мере знакомства с видами предложений ученики делают в тетрадях запись). Слайд №1 

Посмотрите на экран. Давайте прочитаем предложение в таблице:

Небо затянулось облаками, и потом пошёл тихий дождь. (Учу работе с таблицей. Информация в таблице закрыта, кроме этого предложен).

— Какое это предложение: простое или сложное? (сложное)

   — Назовите части этого предложения.

— Каким знаком препинания разделяются эти части? (части предложения разделяются запятой).

— Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части? (данное предложение можно  разбить на два, вместо запятой поставив точку).

— В том случае, если точку поставить можно, такие простые предложения, ребята, называются равноправными, т.е. они не зависят друг от друга.

— Какие средства связи использованы в этом предложении? (союз и интонация)

— Какой ещё союз, по вашему мнению, может быть использован в рассмотренном примере? (может быть использован союз а)

Молодцы, ребята, вы определили союзы верно, я добавлю только один союз НО (в таблице на экране открывается колонка со средствами связи). Слайд №2 

-Ребята, такое предложение и ему подобные называются сложносочинёнными. Запишем в тетрадях, обратив внимание на правильность записи ( в таблице на экране открывается название вида предложения). Слайд №3 

На доске и в тетрадях появляется схема:

Виды сложных предложений

                                        Сложносо-

                                     чинённое (ССП)

— Давайте дадим определение сложносочинённого предложения.(Ученик, давший хорошее определение, в конце урока получает оценку).

— Схема ССП представлена в таблице на экране: простые предложения изображаются в виде прямоугольников, между ними – средство связи. (На экране открывается схема сложносочинённого предложения) Слайд №4 

                       

— Показано, что предложения разделяет запятая. Впредь эту схему мы будем использовать в работе.

2.- А сейчас вы попробуете самостоятельно сделать для себя маленькое открытие и познакомиться со следующим видом сложного предложения. (в таблице открывается второе предложение. Работа по аналогии). Достаньте из конвертиков карточку № 1. Выполните задание:

Мы увидели, что волчица пролезла вместе с волчатами в нору.

— Прочитайте предложение.

— Какое это предложение: простое или сложное? (Сложное)

— Можно ли вместо запятой поставить точку, разбив это предложение на две самостоятельные части?

— Могут ли эти части существовать независимо друг от друга? (части в данном предложении отдельно друг от друга существовать не могут. Некоторые учащиеся, могут решить, что такое возможно).

-Попробуем от одной части предложения к другой части задать вопрос.

Давайте послушаем, что у вас получилось. Слайд №5 

-Хорошо. Та часть предложения, от которой задаётся вопрос, называется главной, а другая- зависимой (или подчинённой).

— Назовите средство связи между частями этого сложного предложения (союз что и интонация).

— Какие средства связи могут ещё использоваться в предложениях такого типа, мы узнаем из таблицы на экране (колонка со средствами связи). Слайд №6 

— Попробуйте догадаться, с каким видом сложного предложения мы сейчас работали? Обратите внимание, что одна часть предложения подчинена другой. Как можно назвать такой вид сложного предложения

— Правильно. (На экране в таблице показан вид данного предложения. В тетрадях продолжаем работать со схемой) Слайд №7 

Виды сложных предложений

                                       Сложносо-                                           Сложнопод-

                                      чинённое (ССП)-                                  чинённое (СПП)

                                                                                           

— Попробуем дать определение сложноподчинённому предложению.

— Сравним наши выводы с материалом учебника на стр.169.

Посмотрите внимательно на схему сложноподчинённого предложения. Главная часть предложения изображается в виде прямоугольника, а зависимая (подчинённая)- в виде кружочка. От главной части к зависимой ведётся стрелка. (На экране открывается схема сложноподчинённого предложения) Слайд №8 

— Возьмите карточку №2 и выполните задание. (На  экране в таблице открывается предложение) Слайд №9 

1. Запишите предложения в тетради:

1) Я видел, как цветут каштаны.

2) Наступили каникулы, и я отправился в лагерь.

3) Дождь прошёл, выглянуло солнце.

2. Определите вид каждого из предложений, составьте их схемы (первое предложение  — СПП, второе предложение – ССП, третье – БСП).

-Ребята, давайте проверим вашу работу. (Проверяем работу, чертим на доске схемы).

— Возникли ли у вас трудности?

— Почему не можете отнести это предложение ни к ССП, ни к СПП?

— Ребята, этот вид сложного предложения называется бессоюзным.( На экране в таблице открывается вид данного предложения).  Слайд №10 

-Запишем в тетрадях.

 (В тетрадях заканчивается оформление схемы)                            

Виды сложных предложений

                                     Сложносо-                Бессоюзное       Сложнопод-

                                    чинённое (ССП)-          (БСП)             чинённое (СПП)

— Какие средства связи использованы? (В таблице, данной на экране, открываются средства связи) Слайд №11 

-Посмотрите на схему бессоюзного сложного предложения. (На экране) Слайд №12 

— Выньте из конвертов карточку- помощник. В случае затруднения вы сможете к ней обратиться. (Использование в дальнейшем карточки «Виды сложных предложений» позволит учащимся легко восстановить в памяти элементы урока и создать ситуацию более прочного усвоения.)     

5. Первичное обобщение и введение новых знаний в систему знаний учащихся.

— А теперь обратимся к лежащей у вас в конверте карточке № 3. (Текст дан на экране) Слайд №13 

Послушайте его внимательно.

Красив, чуден русский лес, когда зима укрывает его белым ковром. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы, и на них отчётливо выделяются следы каких- то птиц. Согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз, так что образовались кружевные арки. Высокие вершины елей украшают ожерелья еловых шишек, на которых с весёлым свистом качаются стаи клестов.

— Наша задача- определить виды сложных предложений, аргументируя свой ответ. Вы работаете в карточках. Первые два предложения комментирует…

-Хорошо, ты получаешь оценку…

— 3 и 4 предложения комментирует …

— Твой ответ оценивается как …

6. Закрепление нового материала.

— Ребята, давайте образуем небольшие группы и выполним задание, которое записано у вас в карточках № 4. В парах вы можете советоваться друг с другом (дифференциация по уровню сложности)

Группа №1.

(группа С)

— Ребята, сидящие на первом ряду, вместе со мной начнут выполнять упражнение   № 506 учебника(предложения 1,3,4,5 ).

Познакомьтесь  с заданием. Во время работы для самопроверки используйте таблицу «Виды сложных предложений». С первыми двумя предложениями работает у доски…, остальные на местах. Молодец! Дальше с предложениями 4 и 5 вы работаете самостоятельно. Помогаю в работе ученикам этой группы

Группа 2.

(группа В)

Карточка № 4.

Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы предложений. Выпишите в столбик слова, которые связывают части сложного предложения. Во время работы для самопроверки используйте таблицу

«Виды сложных предложений».

1) Лиса подползла к полынье где плавала Серая Шейка.

2) Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.

3) Солнце скрылось за горизонтом потому что наступила ночь.

 Группа 3.

(группа В)

Объедините простые предложения в сложные, используя союзы, указанные в скобках. Определите вид сложных предложений.

Как образуются плотные сугробы.

С севера подул студёный ветер. С неба посыпались снежинки. (И). Они падают на землю. Всё вокруг застилается белым покрывалом. (И). Каждый слой снега сначала бывает рыхлый. Снежинки ложатся не плотно друг к другу. (Потому что). Растут сугробы. Снежный покров становится плотным. (И).

Группа 4.

(группа В)

Составьте из каждой группы предложений сложносочинённое и сложноподчинённое. Укажите вид получившегося предложения.

1) Наступила весна. Медведь вылез из берлоги.

2) Болота начали замерзать. Первыми тронулись болотные птицы.

Образец выполнения:

Гроза закончилась. Выглянуло солнце.

Гроза закончилась, и выглянуло солнце. (ССП)

Когда гроза закончилась, выглянуло солнце. (СПП)

Помните! Средства связи указаны в карточке- помощнике ( или таблице «Виды сложных предложений»).

Группа 5.

(группа А)

Карточка №4 

— А сейчас проверим нашу работу.

— Всем остальным- внимание к ответам одноклассников, так как с видами сложных предложений вы будете работать дома. (На экране – образец правильного ответа.) Слайд №14-20 

Молодцы, вы хорошо поработали.

7. Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению.

— А теперь- домашнее задание. Найдите в конверте карточку № 5 и прочитайте задание про себя. Если у вас возникли вопросы по его выполнению, поднимите жёлтую сигнальную карточку. (Домашнее задание дифференцирую по степени трудности: учащиеся группы А выполняют упражнение № 507 и 512 учебника, учащиеся группы В выполняют упражнение по карточке и упражнение № 507 учебника, группа С- упражнение № 506 (предложения № 2,6,7 ) и упражнение 507). Слайд №21   

Подведение итогов урока.

— Подведём итоги сегодняшнего урока. Достаньте из конвертиков карточку №6 . Быстро её заполните и сдайте вместе с тетрадями. (Рефлексия 1) какова тема урока? 2) Сколько видов сложных предложений вы знаете? 1 2 3 – нужное подчеркнуть. 3) какой вид предложения вызвал у вас затруднение: сложносочинённое, сложноподчинённое, бессоюзное (нужное подчеркнуть)? 4) Насколько усвоили тему? Оцените себя по пятибалльной шкале: 5,4,3,2- нужное подчеркнуть. 5) Какая обстановка присутствовала на уроке: доброжелательная, недоброжелательная (нужное подчеркнуть).

-Спасибо за урок. До свидания.

Список использованной литературы.

1. Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. «Секреты орфографии». 2-е издание. Москва, «Просвещение», 1994.  

2. Г.И.Блинов. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации. 5 – 9 классы. Книга для учителя. Москва, «Просвещение», 2001.  

3. М.М. Разумовская. Методика обучения орфографии в школе. Книга для учителя. Москва, «Просвещение», 1992.  

4. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, Москва, «Дрофа», 2009 год.

5. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Русский язык. Автор В.В.Волина. М.: ООО «Издательство АСТ», 1997.

6. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации к учебнику под редакцией М.М.Разумовской, Москва, «Дрофа», 2000 год.

        

Конспект «Сложное предложение» — УчительPRO



Сложное предложение — это такое предложение, которое имеет в своём составе не менее двух предикативных частей, соединённых в одно целое по смыслу и интонации. Восходит солнце. и ложатся тени, шиповник раскрывает лепестки, и вздрагивают головы растений, и к солнцу продираются ростки.

Части сложного предложения могут соединяться

  • интонацией: Звёзды понемногу скрывались, красноватая полоса на востоке становилась шире, белая пена волн покрывалась нежным розовым отливом.
  • сочинительными союзами: Мартовское солнце светило ярко, и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи.
  • подчинительными союзами: Я всегда считал, что свобода сильнее страха смерти.

Союзные сложные предложения по характеру союзов делятся на сложносочинённые (ССП) и сложноподчинённые (СПП).

Сложносочинённые предложения

Сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами, называется сложносочинённым (ССП). Красный полумесяц уже и шёл за холм, и сторожившие его тучи тёмными пятнами лежали около звёзд.

Между частями ССП могут быть разные смысловые отношения:

  • временные (последовательность или одновременность событий): Наступает лето, и жизнь меняется;
  • противительные: Ложились сумерки, но огней нигде не было;
  • разделительные (чередование, взаимоисключение): Уймись, или худо будет. То ли шелест колоса, трепет ветерка, то ли гладит волосы тёплая рука;
  • причинно-следственные: В кассе не оказалось билетов, и нам пришлось отказаться от поездки;
  • присоединительные: На улице стоял холодный ясный день, на сердце у неё тоже было светло.

Части сложносочинённых предложений с присоединительными отношениями нельзя назвать равноправными. Вторая (присоединяемая) часть предложения представляет собой добавочное сообщение, дополняет ту мысль, которая выражена в первой части. Присоединительное значение передается при помощи союзов да и, также, причем, (и) притом, (и) при этомВода была тепла, но не испорчена, и притом её было много.

Сложноподчинённые предложения

Сложноподчинённое предложение (СПП) — это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью при помощи подчинительных союзов или союзных слов. Это хорошо, когда жизнь оставляет место для мечты.

В сложноподчинённом предложении одна часть является главной, а другая — придаточной: Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду. Я увидел что? как птица села.

Придаточная часть может пояснять все главное предложение в целом или один из его членов. Когда художник открыл портрет, я невольно рассмеялся от радости. Я рассмеялся когда? когда художник открыл портрет.

В сложноподчинённом предложении может быть не одна, а несколько придаточных частей, соединённых подчинительной связью с главным предложением.

По характеру взаимосвязи придаточных предложений с главным выделяют три типа сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными:
  1. СПП с однородным соподчинением. Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно. Она знала что? что девочки поглядывают и чувствуют…
  1. СПП с неоднородным соподчинением. Когда мы встали, то нельзя было понять, который час. Нельзя было понять когда? когда мы встали. Нельзя было понять что? который час.
  1. СПП с последовательным подчинением. Надо было видеть, как берёза вспыхивала на солнце, когда его лучи пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток… Видеть что? как береза вспыхивала когда? когда его лучи пробивались.
Виды придаточных предложений

Сложное предложение. Виды придаточных предложений

Внимание! тип придаточной части нельзя определять только по характеру союза или союзного слова, т. к. один и тот же союз может присоединять придаточные предложения разных типов. Например, союз когда может присоединять придаточные времени, условия, определительные и изъяснительные; союз пока — придаточные времени и условия; союз что — изъяснительные и определительные.

Сложноподчинённые предложения
с придаточными обстоятельственными

Придаточные обстоятельственные относятся к глаголам-сказуемым или обстоятельствам в главном предложении. Они уточняют цель, время, место, причину и т.д. действия и делятся на следующие виды:

Виды Вопросы Союзы и союзные слова
1. Образа действия и степени как?

каким образом? в какой степени?

как будто, словно, сколько, насколько, чтобы
2. Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
3. Времени когда? с каких пор? до каких пор? едва, когда, с тех пор как, до тех пор, пока и др.
4. Причины отчего? почему? так как, ибо, потому что, что, вследствие того, что и др.
5. Условия при каком условии? если, раз, когда, если … то и др.
6. Сравнения как что? подобно чему? чем что? чем кто? словно, будто, точно, как, чем
7. Цели зачем?

с какой целью?

чтобы, для того чтобы
8. Следствия что из этого следует? так что
9. Уступки вопреки чему? несмотря на что? пускай, пусть, как ни, хотя, несмотря на то что
Примеры:

Федор Иванович поступил так великодушно (как? каким образом? в какой степени?), как никто не предполагал.
Птицы летели туда (куда?), где была их родина.
На ночлег они останавливались там (где?), где их не могла достать пуля браконьера или хищный зверь.
Дверь была распахнута настежь (когда?), когда Анна вбежала во двор.
Она искала сына до тех пор (до каких пор?), пока не нашла его.
Мы вернулись домой засветло (несмотря на что?), хотя нам разрешат остаться на рыбачке до утра.
Сома мы так и не вытащили (несмотря на что? вопреки чему?), как ни старались.

 


Конспект урока «Сложное предложение». Следующая тема: «Сложные бессоюзные предложения»

 

Сложные предложения с разными видами связи ℹ️ примеры, схемы, варианты союзов и знаков препинания

Основные понятия

Предложение — это основная единица речи русского языка. Представляет собой грамматически организованную группу слов, которая имеет смысловую и интонационную законченность. Предложение может заканчиваться точкой, многоточием, вопросительным или восклицательным знаками.

При синтаксическом разборе необходимо указать:

  1. Простое оно или сложное. В первом случае грамматическая основа (подлежащее и сказуемое) будет одна, во втором — две и больше.
  2. Нераспространенное или распространенное. В первом варианте фраза состоит только из грамматической основы, во второй — присутствуют второстепенные члены.
  3. Односоставное или двусоставное. В односоставном предложении есть только подлежащее или только сказуемое, во втором присутствуют оба.
  4. Полное или неполное. В полной фразе присутствуют все члены, в неполной может не хватать членов, присутствие которых подразумевается. Пример неполной фразы: «Я на тренировку» — пропущено сказуемое «иду».

Количество основ

В зависимости от количества грамматических основ, или ядер, фраза бывает простой или сложной. Во втором случае речь идет о фразе с двумя и более основами: 2 и более простых предложения объединены в одно. При этом сохраняется их интонационное и смысловое единство.

Схема простого предложения — [1]. Схема сложной конструкции зависит от количества ядер и связей между ними.

Сложносочиненный вариант

Сложное предложение, связанное сочинительной связью, — это фраза, состоящая из 2 и более простых частей. Последние связаны между собой по смыслу и интонации. В сложносочиненной конструкции части равноправны, они не зависят друг от друга и могут быть разделены без ущерба.

Схема такой конструкции — [1], [2]. После или вместо запятой может стоять союз.

Сочинительная связь может быть:

  1. Соединительной. Действия происходят одновременно или друг за другом. Используется союз «и» (Шел дождь, и завывал ветер), частицы «и… и», «ни… ни» (И Дарья не пошла с нами, и Никита отказался).
  2. Разделительной. События взаимосвязаны и происходят последовательно, чередуются или сменяются. Используются союзы «или», повторяющиеся «или… или» (Или виновата судьба в случившемся, или мы были так глупы), повторяющиеся частицы «ли… ли», «то ли… то ли», «не то… не то». (То ли начался дождь, то ли по крыше ходят птицы).
  3. Пояснительной. Одна часть является пояснением второй. Применяются союзы «а», «но» (Я был дома, но она не приходила), слова-конкретизаторы «а потому», «а также», «а кроме того» (Коллега отказался объясняться, а потому директор назначил ему выговор).
  4. Сопоставительной. Означает равнозначность двух частей. Используются союзы «то есть» и «а именно» (Земля была мокрой, то есть ночью прошел дождь).
  5. Градационной. Является развитием предыдущего типа и различается по степеням значимости (союзы «не только… но и», «даже не… тем более не»), интенсивности (союзы «если не… то по крайней мере», «не то чтобы… но»), соответствия обозначаемому (союзы «вернее», «точнее»). Пример: Если мы не победим, то по крайней мере наша команды выйдет в четверть финала.

В зависимости от характера связи части могут быть соединены при помощи соединительного союза (и, тоже, также, ни… ни), противительного (а, но, однако, зато), разделительного (или, либо, то… то, ни то… ни то). При любом варианте перед союзом ставится запятая.

Запятая не ставится, если:

  1. Имеется общий для обоих частей второстепенный член предложения или придаточная часть. Пример: Вечером стало прохладно и мы замерзли. Когда сядет солнце, все разойдутся и мы ляжем спать.
  2. Есть общее вводное слово, обособленный член или же части объединены пояснением. Пример: Сложно было остановиться: играла музыка и вокруг кружили пары.
  3. Предложение является вопросительным, побудительным или восклицательным. Пример: Пусть солнце светит и цветы распускаются!
  4. Оба предложения номинативны или безличны, имеют однородный состав. Пример: Шелест травы и стук ветвей. Но, если предложений больше двух, а союз «и» повторяется, запятые ставятся как при однородных членах.
  5. Подразумевается, что действие в неопределенно-личных предложениях производило одно лицо. Пример: Школьников куда-то выводили и затем впустили обратно.

Между частями сложноподчиненного предложения может стоять точка с запятой, если части значительно расширены. Тире ставится, если вторая часть представляет собой противопоставление, резкую смену действия или является результат действия, совершенного в первой части.

Сложноподчиненная фраза

Сложное предложение, связанное подчинительной связью, называется сложноподчиненным. Оно состоит из главной и придаточной частей, то есть одна половина зависит от другого, поясняет высказанную мысль и продолжает ее.

Схема такой конструкции — [1], (2), где фраза (2) зависит от [1].

Части связываются союзами и союзными словами. Пример: Чтобы хорошо учиться, нужно много читать. Учитель, который может заинтересовать учеников, всегда будет уважаем ими.

Всего существует 4 вида придаточных предложений:

  1. Определительное. Отвечает на вопросы «какой, чей?». Присоединяется при помощи союзов «чтобы», «как», «словно» или союзных слов «какой», «чей», «который», «когда», «где» (Маша надела свитер (какой?), который связала ей сестра).
  2. Присоединительное. Относится ко всему главному предложению, объясняет и дополняет его. Объединяется союзами «где», «когда», «почему», «что», «откуда» (Ваня решил рассказать (что, о чем?), почему опоздал).
  3. Изъяснительное. Отвечает на вопросы косвенных падежей, стоит только в конце или середине фразы и относится к глаголу. Обе части соединяются союзами «что», «чтобы», «как», «словно» и союзными словами «кто», «что», «который», «чей», «куда», «где», «почему», «сколько» (Он узнал (что?), где лежит кошелек).
  4. Обстоятельственное. Обладает теми же характеристиками, что и обстоятельство — в словосочетании такая связь является примыканием. Они делятся на придаточные места и времени (вопросы «когда, где, как долго?»), образа действий, степени, меры и сравнения (вопросы «как, сколько, в какой степени?»), причины, следствия, цели, условия (вопросы «почему, отчего?»).

Придаточные части могут стоять перед, после или внутри главной. Они отделяются запятой, точкой с запятой и тире. Если зависимая часть расположена внутри главной, она выделяется знаками препинания с обеих сторон.

Зависимых предложений может быть одно или несколько. Они могут подчиняться как всему главному предложению (Она была в доме, когда мы пришли), так и отдельному слову (Она играла в мяч, который подарил ей дядя).

Если во фразе несколько дополнительных частей, она может иметь одно из подчинений (указаны в таблице).

Вид подчинения Определение Пример
Последовательное Первая придаточная часть подчиняется главной, вторая придаточная — первой придаточной и т. д. Я вошел в комнату (в какое время?), когда сестра рассказывала (о чем?), как сдала экзамен.
Однородное Все подчинительные части относятся к одному слову или всей главной половине. Митя считал (что?), что конфеты могут заменить обед, (что?) что они никогда не надоедят.
Параллельное (неоднородное) Разные типы придаточных предложений подчиняются разным частям главного. Когда началась весна, (в какое время?) Антон начал посещать кружок (какой?), где познакомился с Ольгой.

Такие варианты подчинения относятся только к сложноподчиненным предложениям.

Отсутствие союза

Сложные предложения с бессоюзной связью между частями отличаются отсутствием союза или союзного слова. При этом по интонации и смыслу союз можно восстановить без ущерба.

Части бессоюзной фразы могут быть соединены запятой, точкой с запятой, тире или двоеточием.

Запятая ставится при перечислении (Сперва мы собирали ягоды, затем пришла очередь грибов). Точка с запятой ставится, если обе части предложения слишком распространены.

Двоеточие ставится:

  1. Если во второй части содержится причина (пропущен союз «потому что»: Боря был печален: его друг уехал на все лето), разъяснение («а именно»: Хочу предложить: давайте уедем на дачу) или прямой вопрос (Скажи: ты все еще любишь его?).
  2. Если в первой части имеются глаголы мыслительной деятельности (думать, понять, говорить) или вида «взглянуть, прислушаться, зайти», после которых можно вставить «увидел, что/понял, что». Пример: Соня подумала (и поняла, что): нужно действовать. Бабушка выглянула в окно (и увидела, что): куры разбежались.

Однако в некоторых фразах вставить союз невозможно. Пример: Я выглянул в окно: улица покрыта туманом.

Тире ставится при:

  1. Противопоставлении частей, аналогично союзам «а», «но»: Я люблю сыр — он его ненавидит.
  2. При резкой смене действия: Грянула молния — тут же послышался гром.
  3. Если первая часть указывает на время или условие, опущены союзы «когда», «если»: Пойду в лес — наберу орехов.
  4. Если во второй части заключен вывод (можно вставить «поэтому»: Не получилось уйти с урока — пришлось ждать перемены) или сравнение (аналогично «будто», «словно»: Он как скажет — животик надорвешь).

Чтобы проверить, какой знак необходимо вставить, стоит воспользоваться следующим средством: поставить пропущенный союз.

Смешанный тип

Если в предложении 3 и более простых частей, связи между ними могут быть разными, например, только запятые или только союзы. Выбор зависит от конкретного примера.

Основные виды связей:

  1. Сочинительная и подчинительная: Мы вошли в лес, и Алена сорвала цветок, в котором копошилась пчела.
  2. Сочинительная и бессоюзная: Класс зашумел, и Алеша решил: он должен признаться.
  3. Подчинительная и бессоюзная: Когда семья собралась, Никита убедился: все на месте.
  4. Все три — сочинительная, подчинительная и бессоюзная.

Чаще всего смешанные фразы состоят из нескольких больших частей. Сами части представляют собой простые или сложные предложения.

Анализ сложной фразы с несколькими видами связи в упражнении или задании состоит из нескольких шагов:

  1. Выделение грамматические основы.
  2. Определение способов соединения между грамматическими основами, то есть их объединение в сложное предложение.
  3. Определение, как сложные предложения соединяются между собой.

Пример. Наступила весна, во дворе распустились цветы, которые вскоре были сорваны соседкой.

  1. «Наступила весна», «распустились цветы», «были сорваны» — 3 грамматические основы.
  2. Предложения 1 и 2 имеют бессоюзную сочинительную связь, 2 и 3 — подчинительную.

Схема всей фразы — [1], [2], которые (3). Схему можно исправить — [1], [[2], которые (3)]. Это поможет увидеть, что предложение состоит из 2 больших частей — простого предложения и сложноподчиненного.

Сложные предложения — это фразы, состоящие из двух и более простых предложений. Их объединяет общая мысль и интонация, между собой они соединяются при помощи союзов и знаков препинания. В зависимости от отношений между собой такие конструкции могут быть сложносочиненными и сложноподчиненными.

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Виды сложных предложений

Урок: русский язык

Класс: 9

Тема: Виды сложных предложений. Подготовка к ОГЭ  

Цели: — углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении;

— ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного;

-научить различать виды сложных предложений;

— обогащать речь  учащихся.

Оборудование: слайды,  словари (Толковый словарь Ожегова, Орфоэпический словарь, Орфографический словарь), учебник, сборник подготовка к ОГЭ (под  редакцией Н.А.Сениной), раздаточный материал (тесты)

Ход урока

  1. Организационный момент.

        Нацеливание: сегодня мы рассмотрим виды сложных предложений, научимся их различать, ознакомимся со средствами связи простых предложений в составе сложного. Открываем учебники, тетради. Записываем число, тему.

  1. Орфоэпическая минутка.

срЕдства, жалюзИ, позвонИшь, тОрты, баловАть.

  1. Синтаксическая минутка.

Записать предложение под диктовку. Выделить грамматическую основу. Перестроить предложение, чтобы получилось сложное.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю и заставлял их плясать под свою музыку.

Ветер не давал снежинкам опуститься на землю, и они  плясали  под его музыку.

  1. Орфографическая минутка.

Инициатива, колорит, гигант, гигантский, колоссальный, асфальт, режиссёр, оператор, комментарий, активный, мозаика, оптимист, пессимист, результат, традиция, президент. (самопроверка) СЛАЙД

Какие слова вам не понятны?

5.        Изучение нового материала.

—  Сколько грамматических основ в сложном предложении? (2 и более)

— Таким образом, что такое сложные предложения? (Сложные предложения – это предложения, состоящие из двух или нескольких предложений)

— Какие виды сложных предложений вы знаете? (ССП, СПП, БСП)

— Какие предложения называются сложносочиненными? (Сложносочиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются сочинительными союзами. Например, … . Сочинительные союзы …

— Какие предложения называются сложноподчиненными?

( Сложноподчиненные предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными словами)

1) союзное слово выполняет функцию члена предложения; союз членом предложения не является;

2) союз можно опустить и преобразовать сложноподчиненное предложение в сложное бессоюзное; союзные слова опускать нельзя;

3) на союз не падает логическое ударение; на союзное слово ударение может падать;

4) придаточное предложение с союзным словом можно трансформировать в вопросительное предложение;

5) союзы заменяются союзами, союзные слова – союзными словами.

— Какие предложения называются бессоюзными сложными предложениями? ( Сложные предложения без союзов и союзных слов называются бессоюзными)

СЛАЙД

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

7. Подготовка к ОГЭ.

Тематические тесты (№8 – выписать грамматическую основу;

№11 –указать количество грамматических основ;  №12 –расставить знаки препинания.

  1. Подведение итогов урока

Вопрос:

— Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Узнали, что сложные предложения бывают трех видов)

— Чему вы научились на уроке? (Научились различать виды сложных предложений, составлять схемы этих предложений)

— Что такое СП?

— Как отличить его от ПП?

9.  Домашнее задание

Выучить сочинительные и подчинительные союзы.

Составить 3 ССП с союзом И, 3 СПП.

  1.  Оценивание.

План-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему: Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений


 Урок русского языка в 9 классе

Тема:  « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»

Подготовила: Разнобарская  И.А.

учитель русского языка и литературы

Понятие о сложном предложении (9 класс)

Тип урока: урок общеметодической направленности.

Технологии: Здоровьесбережения, самодиагностики, развития критического мыщления, развития исследовательских навыков, индивидуального проектирования, личносто-ориентированнного обучения.

Виды деятельности: Формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания; работа в парах сильный-слабый; самостоятельная работа (тест) с последующей самопроверкой; самостоятельное проектирование , комментирование оценок

Ход урока

I.Организационный момент. Постановка целей и задач урока.

Посмотрите на доску, где записана тема урока.

Каким разделом науки о языке мы будем заниматься? Что изучает синтаксис?

Попробуйте сформулировать цели урока.

  • Закрепить умение отличать простые предложения от сложных.
  • Знать особенности сложных предложений.
  • Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

От того, как мы усвоим эту тему, зависит и результат ГИА, так как 4 задания в нем на тему  «Сложное предложение».    

 II. Работа у доски.

Задание. Записать предложения, определить, какое из них простое, а какое сложное, подчеркнуть грамматические основы.

Приветливо шепчутся сосны,

Березы шумят у дороги.

И мы на земле плодоносной

Живем без нужды и тревоги.

 Я. Купала

III. Сообщение темы урока. Слово учителя. Освоение новых знаний.

Сложное предложение – это такая синтаксическая конструкция, которая имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Простые предложения в составе сложного могут быть связаны с помощью союзов (сочинительных и подчинительных), союзных слов (местоимений и местоименных наречий) или бессоюзным способом, то есть только с помощью интонации. В связи с этим сложные предложения делятся на две группы: союзные (сложносочиненные и сложноподчиненные) и бессоюзные.

Сложные предложения, как и все предложения, служат для общения людей, выражают сообщение, вопрос или побуждение к действию и обладают обязательными признаками предложения – наличием грамматической основы и интонации конца. Это сближает сложные предложения с простыми, например:

 

1. Небо снова все покрылось тучами,      посыпался дождь.

(М. Горький.)

2. Покраснела рябина, посинела вода. (С. Есенин.)

3. Он [Пушкин] для русского искусства то же, что Ломоносов для русского просвещения вообще.

4. Сумрак стал гуще, и звезды сияли выше. (И. Бунин.)

5. Выехали в едва зазеленевшие поля, над которыми в солнечном свете, трепеща крыльями, жарко пел жаворонок. (А. Толстой.)

Задание классу. Запишите предложения и ответьте устно на следующие вопросы:

– Какие предложения называются сложными?

– На какие группы делятся сложные предложения?

– На какие группы делятся сложные союзные предложения?

— РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

Чтение п.7с.24-25,упр.41/устно/,упр.42/письменно/..

IV.Этап закрепления знания.

Задание 1: Молодцы! А теперь усложним несколько нашу задачу.

 ( Возьмите лист №1). Перед вами простые предложения. Составьте сложные, используя подходящее средство связи и устраняя повторы. Составьте схемы полученных предложений.

( Ученики читают полученные предложения, называют вид СП)

Задание 2: Возьмите лист 2 с текстом и выполните задания к тексту.

отделяться тире, двоеточием или не разделяться вообще. Об этом ученики узнают на следующих занятиях, но могут узнать и самостоятельно, воспользовавшись портфолио ученика.        

V. Подведем итоги.

-Что мы изучали на уроке?

-Какие предложения называются сложными?

-На какие группы они делятся?

-Какие средства связи характерны для разновидностей сложных предложений?

-Какое средство связи является общим для всех разновидностей?

Чему мы научились?

1.Сводить полученные сведения в обобщающую таблицу.

2. Составлять из простых предложений сложные.

3. Определять виды СП.

4.Составлять устное высказывание.

Отмечаются наиболее активные ученики

  VI. Минутка подготовки к  ОГЭ.

Перед  вами предложение:.

«Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», — писал  А. Куприн.

На ОГЭ вам предстоит писать сжатое изложение. Один из приемов сжатия текста – это конструирование из нескольких простых предложений одного сложного. Для этого важно выделить в этих предложениях главную мысль (она заключена в основе), опустить то, что несет добавочную информацию и грамотно оформить сложное предложение.  Попробуйте высказывание Куприна оформить как косвенную речь. Кому трудно, можете воспользоваться схемой:

 [     ], что(      —       ,        ), поэтому(     ).

Заслушивание возможных вариантов.

Один из возможных вариантов:

Куприн писал, что язык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью.

Этап рефлексии.

На сегодняшнем уроке мы познакомились с особенностями сложного предложения. Без умения строить сложные предложения невозможно выразить сложную мысль, передать многообразие мира. Надеюсь, что сегодняшний урок стал ещё одной ступенькой в изучении родного языка  и в нелёгком деле его сбережения. Ведь, как утверждает Куприн, язык – это история народа и путь цивилизации. Какой язык мы передадим потомкам, богатый, яркий, точный или бледный, невыразительный, зависит  во многом от вас, друзья мои.

Домашнее задание: п.7,упр.47.

План урока:

1.Знакомство с теоретическим материалом (конспектирование).

2.Составление обобщающей таблицы.

3. Поисковая работа.(п.7,с.24-25)

( Упражнение 43).

4.Составление сложных предложений и схем./Лист 1/

5.Составление устного высказывания.

6.Работа с текстом./Лист 2/

7. Итоги урока.

8. Домашнее задание: параграф 7, упр.4.

Приложения:

Лист №1

1.​ Лень ослабляет тело. Труд укрепляет тело.

2.​ В радости друзья узнают нас. В несчастье мы узнаем друзей.

3.​ Людям ничего не дается даром. К некоторым обязанностям людей надо приучать с детства.

     4.​ Пословицы и песни всегда кратки. Ума и чувства вложено в пословицы             и песни на целые книги.

5.​  Я полюбил эту маленькую окраинную улицу. Улица была самая живописная.

6.​ Облачко обратилось в белую тучу. Туча тяжело подымалась, росла и постепенно облегала все небо.

Лист №2

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во Вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает. Словарь отражает все изменения, Происходящие в мире. Он запечатлел опыт, мудрость веков и , не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий. Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!

(С. Я. Маршак)

Задания к тексту:

1.Определите тему и основную мысль текста.

2.Укажите предложение , в котором говориться о неисчерпаемом богатстве языка ( речи). Подчеркните в этом предложении слово, употребленное в переносном значении.

Урок в 6 классе по теме: Сложное предложение и его виды

Урок по теме: Сложное предложение и его виды

Цель урока: Расширение и углубление знаний о сложном предложении

Задачи урока:

познавательные:

  • формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
  • умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений

развивающие:

  • совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
  • развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
  • развитие коммуникативных навыков учащихся

воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Вид урока: развивающий

Форма работы: фронтальная, индивидуальная

Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.

Ход урока

I. Вводно-мотивационный этап

Организационный момент

Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.

– А каким было сегодня ваше утро?

– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?

2. Работа в тетради. Запись числа и классной работы

3. Орфоэпическая разминка

(слова записаны на магнитофон с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)

Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.

4. Актуализация темы

(Слайд 2 Приложение 1)

1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.

– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)

2. Целевая установка отражена в рубриках:

Слайд 4

Знать:

  • определение сложного предложения;
  • виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
  • как связаны, с помощью чего части сложного предложения.

Слайд 5

Уметь:

  • распознавать сложное предложение и простое;
  • ставить знаки препинания в сложном предложении;
  • конструировать разные синтаксические конструкции;
  • разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.

Слайд 6

3. Этапы работы

  • I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
  • II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
  • III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
  • IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.

5. Повторение

I этап «Вспомни!» (Слайд 7)

– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:

Сложное предложение – это …

– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?

Закончите письменно предложения.

– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.

  • Пошел теплый дождь, и …
  • Пошел теплый дождь и …

II. Операционно-содержательный этап

Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»

  1. Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
    Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится.
  2. Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
  3. Анализ примеров на доске
    Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания.
  4. Физкультминутка

III. Рефлексивно-оценочный этап

Слайд 9 «Используй!»

1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)

«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)

На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)

Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!

– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?

– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.

– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.

– Какие предложения вы не назвали и почему?

Слайд 10

2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.

Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.

2. Фотоколлаж. (Слайд 11)

Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Выводы по уроку

«Проверь себя!» (Слайд 12)

  1. Устно закончи предложения
  2. Тест (карточка для учащихся)

Домашнее задание

(Слайд 13)

  1. Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
  2. Упражнения 153

Рефлексия

(Слайд 14)

! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.

Конец урока (Слайд 15).

типов сложных предложений, грамматика английского языка, углубленная грамматика английского языка

Когда они увидели корабль, они закричали от радости, и некоторые из них расплакались.

Когда они свернули с холма, чтобы присоединиться к своим товарищам, солнце опустилось и исчезло, и лес мгновенно погрузился в тяжесть и серость ранней ночи. — СТИВЕНСОН

Глаз молодого монарха загорелся, а его темная щека вспыхнула от внезапной ярости, когда он выслушал столь унизительные предложения.-PRESCOTT

Шарпа так ненавидели в Шотландии при жизни, и его смерть принесла ему столько друзей или жалких наблюдателей, что нелегко писать о нем без предубеждений или предпочтений (А. LANG

Как и в случае со многими другими хорошими людьми его страны, его жизнь отслеживалась, а его имущество растрачивалось толпами голодных нищих и ленивых иждивенцев. — THACKERAY

Обратите внимание, что подчиненное предложение зависит от составного главного предложения, а не от любого из его членов.

Таким образом, в первом примере придаточное предложение (когда они видели корабль) зависит от составного основного предложения, они кричали от радости, а некоторые из них расплакались. Это наречный модификатор как крик, так и взрыв.

Хотя сложное предложение может иметь только одно (простое или составное) главное предложение, теоретически нет ограничений на количество придаточных предложений.

К основному предложению могут быть добавлены придаточные предложения

(1) как

или дополнение.

Мост, ослабленный льдом, с грохотом упал, когда по нему проезжал локомотив. [Первое придаточное предложение является модификатором прилагательного слова «мост»; второй — наречный модификатор слова «упал».]

Архитектор, нарисовавший план, говорит, что дом будет стоить десять тысяч долларов. [Первое придаточное предложение является модификатором прилагательного слова «архитектор»; второй — дополнение, являющееся объектом говорит.]

Изабелла, которую каждый случай приводил в ужас, колебалась, стоит ли ей продолжать.Х. ВАЛЬПОЛЬ

По мере того, как лодка приближалась к городу, берег, который только что покинул путешественник, тонул за ним в длинную низкую линию печального цвета. — РУСКИН.

Те опасности, которые в молодости мы научились презирать, по мере старения оборачиваются новыми ужасами (ГОЛДСМИТ).

Когда фермер Оук улыбнулся, уголки его рта распространились так, что они оказались на несущественном расстоянии от его ушей. — ХАРДИ.

Когда Флориан Делеал шел в один жаркий полдень, он догнал на обочине бедного пожилого человека и, так как он, казалось, устал от дороги, помог ему преодолеть ношу, которую он нес, на определенное расстояние.-PATER.

Пока Джо отсутствовал на этом поручении, старший Виллет и трое его товарищей продолжали курить с огромной силой тяжести и в глубоком молчании, пристально глядя на огромный медный котел, подвешенный над огнем (ДИКЕНС).

Два или более подчиненных предложения в одной конструкции, образующие одно составное предложение, могут быть присоединены к основному предложению в качестве модификатора или дополнения.

1. На самом деле Леонард проспал, опоздал на поезд и не пришел на прием.

2. Гид сказал нам, что дорога непроходимая, что река в разливе, и что мост снесен.

3. Эллис, чьи карманы были пусты, а храбрость была на низком уровне, мрачно смотрел на проходящую толпу.

4. Прежде чем битва закончилась и результат оставался под сомнением, генерал приказал отступить.

5. После того, как мы приехали в отель, но прежде, чем мы заняли свои номера, мы получили приглашение остановиться в замке.

6. Моей первой мыслью было, что все потеряно, и что мой единственный шанс отступить — это пожертвовать своим багажом. — ДЕ КВИНСИ.

7. Автор полностью убедил своих читателей, что они были расой трусов и негодяев, что их ничто не могло спасти, что они были на грани порабощения их врагами и что они по праву заслужили свою судьбу. — МАКОВОЛЬ.

В первом и втором примерах три согласованных предложения существительных объединены, чтобы образовать одно составное предложение, которое используется в качестве дополнения, — как именительный падеж сказуемого в первом предложении, как прямой объект сказанного во втором.

В третьем примере составное предложение прилагательного изменяет Эллиса. В четвертом и пятом составное наречное предложение изменяет предикатный глагол (заказанный, полученный). В седьмом четыре предложения that-clauses объединяются в одно сложное предложение.

Два или более последовательно подчиненных предложения, образующих одно сложное предложение, могут быть присоединены к основному предложению в качестве модификатора или дополнения.

В таком ряду первое подчиненное предложение присоединяется непосредственно к основному предложению, второе подчиняется первому, третье — второму и т. Д. Последовательно.

Во время своих путешествий я встретил добродушного старого джентльмена, (а) который родился в деревне (б), где жили мои родители (в) до приезда в Америку.

Здесь джентльмен (дополнение к основному предложению) заменяется предложением прилагательного, который родился в деревне (а). Деревня в пункте а заменяется предложением прилагательного, где жили мои родители (б). Lived, предикатный глагол предложения b, модифицирован наречным предложением до того, как они попали в Америку (c).

Таким образом, оказывается, что a подчиняется главному предложению, а b, в свою очередь, подчиняется a, а c — b.Другими словами, три предложения (a, b, c) объединены в одно сложное предложение — кто родился в деревне, где жили мои родители до приезда в Америку. Это предложение в целом служит модификатором прилагательного, описывающим джентльмена.

Другие примеры

.

Сложное предложение: определение и примеры сложных предложений

Сложное предложение в грамматике английского языка. Здесь вы найдете определение и полезные примеры сложных предложений на английском языке. Вы также узнаете, как правильно использовать этот тип предложений в письменной форме.

Комплексное предложение

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение — это предложение, состоящее из одного или нескольких зависимых предложений и одного независимого предложения. Зависимое предложение также известно как подчиненное предложение.Независимое предложение — это само по себе законченное предложение, в отличие от зависимого предложения, которое зависит от других предложений для выражения полной идеи. Предложение называется сложным, если оно содержит два предложения (независимый и зависимый).

Сложное предложение отличается от составного предложения только тем, что в нем есть одно независимое предложение, а в составном предложении — два независимых предложения.

Независимые и зависимые предложения

Давайте посмотрим на примеры сложных предложений, включающих зависимые и независимые предложения:

Полное предложение само по себе.Рассмотрим следующие примеры:

  • Хазард преуспел в учебе.

Это предложение является законченным само по себе, потому что оно выражает законченную мысль и содержит существительную и глагольную фразу.

Давайте взглянем на зависимое предложение, которое само по себе не имеет смысла.

  • В то время как Хазард преуспел в учебе.

Хотя в предложении есть подлежащее (Hazard) и (excelled) в качестве глагола, само по себе оно не является полным.Для полноты картины требуется дополнительная информация.

Независимые и зависимые предложения могут соединяться в любом порядке, образуя сложное предложение.

Рассмотрим следующий пример, где независимое предложение предшествует зависимому предложению:

  • Мне она не понравилась, потому что она не убиралась в доме.

Ниже приведен пример независимого предложения после зависимого предложения.

  • Поскольку она не убиралась в доме, она мне не понравилась.

Подчиненные союзы используются для связывания двух предложений. «While», «Since», «when», «after» — некоторые из подчиненных союзов, используемых для соединения предложений. Запятая используется для разделения этих двух предложений, если зависимое предложение стоит перед независимым.

Типичные примеры сложных предложений

Давайте рассмотрим некоторые типичные примеры сложных предложений, относящихся к нашей повседневной жизни. Слова, выделенные полужирным шрифтом, представляют собой независимые пункты в каждом из следующих примеров:

  • Поскольку шел дождь, Я использовал зонтик, чтобы попасть в дом .
  • Хотя она выиграла гонку, она все еще не волновалась .
  • Он вернул книгу после того, как понял, что она больше не используется.
  • Когда идет дождь, человека предпочитают оставаться дома .
  • Поскольку мне нужно было пройти тест, а время было не на моей стороне, мне не удалось выйти из экзаменационной комнаты, когда тест продолжался .
  • Где бы вы ни были, соблюдайте субботу святой .
  • Хотя упражнение было утомительным, оно было плодотворным в конце .
  • Праздничный сезон был захватывающим , как я и предсказывал.
  • Теперь, когда он получил степень бакалавра сестринского дела , он может управлять собственной клиникой .
  • Несмотря на то, что у него есть все строительные инструменты, он не понимает его .
  • После долгих праздников, , не осталось ничего, чтобы заплатить за обучение. .
  • Вам следует пройти осмотр зуба , потому что он не выглядит нормальным.
  • Учитель был счастлив, что получил возможность обратиться к собранию , хотя время было ограничено.
  • После беспорядков после выборов страна оказалась в кризисе .
  • Когда училась в школе, мечтала стать пилотом .
  • Мне нужно поработать над проектом , если завтра у меня будет свободное время.
  • Давайте вернемся в дом , потому что именно там мы укрылись.
  • Хотя мама меня убедила, я отказался сопровождать племянницу .
  • Пробыв некоторое время в отъезде, она все еще любила своего парня.
  • Когда он отказался вернуть утерянную книгу, директор отстранил его от школы .
  • Кинотеатр не восхищался, хотя зрителям он понравился.
  • Когда мы отправляемся в отпуск, не забудьте позаботиться о себе .

Когда использовать сложные предложения

Писатели иногда не понимают, когда лучше использовать сложные предложения при написании. Чтобы использовать сложное предложение, вам нужно сначала понять смысл сообщения, которым вы хотите поделиться.

Проблема с простыми предложениями заключается в том, что вы не можете поделиться дополнительной информацией, кроме одного действия, которое совершил отдельный субъект.Сложным предложением вы можете поделиться дополнительной информацией, последовательностью событий и любой другой информацией, которую вы считаете важной.

Сложные предложения также могут быть использованы для формирования основы утверждения, соотнесения и противопоставления мыслей, а также объединения идей, которые имеют общие черты, в одну точку. Сложные предложения позволяют легко понять, что влечет за собой предложение, в отличие от простых предложений. Вот пример:

  • Я собираюсь путешествовать
  • Я собираюсь путешествовать, даже если идет дождь.

Первое предложение простое, а второе — сложное.

Писатели предпочитают использовать сложные предложения из-за их разнообразия. Использование разных предложений в содержании делает его интересным и побуждает читателей часто читать ваш контент. Разнообразие предложений предполагает использование в вашем контенте различных структур предложений в том виде, в котором вы хотите, чтобы они отображались. Написание, которое включает только использование похожих предложений, может отпугнуть читателей от чтения, потому что им может стать скучно, прежде чем они попадут в середину вашего контента.Всегда используйте сложные предложения в своих статьях, чтобы побудить читателей прочитать весь ваш контент.

Сложные предложения являются отличным дополнением к нашему контенту, поскольку делают его привлекательным и интересным для наших читателей. Соединение двух предложений (независимого и зависимого) делает содержание более значимым и дает нам возможность добавить больше информации в предложение.

Будьте осторожны, когда дело доходит до использования запятой. Запятую следует добавлять только тогда, когда есть пауза или различие.Очень важно читать контент так, как если бы вы с кем-то разговаривали, так как это поможет найти области, требующие запятой.

Используйте сложные предложения в своем письме, потому что это делает его интересным и позволяет вам выразить мысль или идею более подробно. Не забудьте проверить, как правильно используются запятые.

Инфографика сложных предложений

Complex Sentence Complex Sentence

.

типов предложений в английском языке (простые, составные, сложные)

Слово или группа слов, выражающая полный и осмысленный смысл, называется предложением . В английской грамматике есть 3 типа предложений: простые предложения, сложные предложения и сложные предложения. Далее простые предложения делятся на 4 типа: декларативные, вопросительные, императивные и восклицательные. Давайте обсудим все эти типы предложений ниже.

Простые предложения — Предложение с одним предложением называется простым предложением.Другими словами, предложение, состоящее из подлежащего и конечного глагола, называется простым предложением. Примеры: птицы летают в небе, человек смертен, Бог всеведущ, всемогущ и вездесущ.

Составные предложения — Когда два или более, чем два предложения, соединенных координатором, называют составным предложением. Например, корова — домашнее животное, а тигр — дикое животное, я спариваюсь со стариком, и он был врачом.

Сложные предложения — Когда два или более чем два предложения соединяются субординаторами, такими как which, who, where, what & that и т. Д.называется сложным предложением. Например, я дружу со стариком, который был врачом. Мой друг принес синюю ручку.

Новый тип предложений появился благодаря слиянию сложных и составных предложений. Это называется сложносоставным предложением.

Сложно-составные предложения — Когда два или более независимых предложения и одно или несколько зависимых предложений соединяются координатором, это называется сложносоставным предложением. Пример. Мальчик любит мороженое, потому что оно вкусное, а я люблю мороженое, потому что оно вкусное.

Простые предложения делятся на 4 типа:

  • Декларативные приговоры
  • Вопросительные приговоры
  • Императивные приговоры
  • Восклицательные предложения

Declarative Sentences — Предложение, объявляющее утверждение, называется декларативным предложением. Это иначе известно как напористое предложение. Декларативное предложение делится на два вида: Утвердительное предложение и Отрицательное предложение .Например, Масло плывет по воде, Не все то золото, что блестит, Рим не за один день построен, Прошлое никогда не вернется.

Вопросительные предложения — Предложение, которое обозначает вопросительную формулировку, называется вопросительным предложением. Он также бывает двух типов — вопрос да / нет и вопрос какой. Например, дети играют в крикет каждый день? Какая у вас профессия? Кто твой крестный отец?

Императивные предложения — Предложения, выражающие настроение совета, просьбы, приказа, приказа, предложения, инструкции, предложения, направления, желания и предупреждения, называются императивными предложениями.Обычно императивные предложения начинаются с глагола. Например — слушайтесь своих родителей, выпейте чашку кофе, откройте свою книгу на странице 25, поверните налево после дорожного сообщения, будьте осторожны.

Восклицательные предложения — предложения, которые выражают сильное, но спонтанное чувство, такое как удивление, удивление, страх или ненависть, называются восклицательными предложениями. Такие предложения обычно начинаются с того, что и как, и заканчиваются восклицательным знаком (!). Например — Какой он умный мальчик !, Как прекрасен живописный пейзаж холма !, Какое это прекрасное впечатление!

Ценные комментарии и положительные предложения по теме приветствуются читателями.

,

Типы приговоров: примеры и определение

1. Какие бывают типы приговоров?

Когда мы пишем или говорим, мы можем использовать множество различных типов предложений, чтобы выразить то, что мы хотим сказать. Здесь мы обсудим четыре основных типа предложений: повествовательные, вопросительные, повелительные и восклицательные; у каждого свои функции и закономерности.

И не бойтесь их причудливых имен; их значения просты и понятны.

2. Декларативные предложения

a.Что такое декларативное предложение?

Заявительные предложения дают информацию. Мы используем их, чтобы делиться фактами и идеями, другими словами, чтобы заявлять, заявлять, утверждать или требовать чего-либо. Это, вероятно, самый распространенный вид предложений в письменной форме, речах и лекциях; они являются мясом и картошкой предоставления информации. В разговоре с друзьями могут чаще встречаться предложения других типов.

Вот несколько примеров:

  • Собака пошла на окружную ярмарку.
  • Ким видела, как собака ест попкорн.
  • Собаки обычно не едят попкорн.
  • Попкорн сорвал крышку с кастрюли, потому что он был очень горячим.
  • На закуску я больше люблю попкорн, чем личинки.

б. Как написать декларативное предложение

Декларативное предложение — это утверждение, например, «А — это Б» или «А — это Б.» Он заканчивается точкой. Декларативные заявления могут выражать чувства, но декларации не имеют другого чувства.Например, «Я люблю попкорн» — это простое предложение, сообщающее нам, что вы любите попкорн, но само предложение довольно бесстрастное.

Если написать «Я ЛЮБЛЮ попкорн!» он не только сообщает нам, что вы любите попкорн, но и восклицательный знак придает ему эмоциональную окраску, независимо от того, что в нем говорится. Другими словами, с точкой это декларативно и относительно бесстрастно. С восклицательным знаком становится восклицательным (см. Ниже) и более эмоциональным.

3.Вопросительные приговоры

a. Что такое вопросительный приговор?

Вопросительный приговор — это вопрос. Их легко узнать, потому что они всегда заканчиваются вопросительными знаками (?). На самом деле вопросы — это просьбы или команды для людей предоставить нам информацию, но они более вежливы, чем команды.

Какую информацию мы запрашиваем, можно указать с помощью who, what, where, when, why, how, и составных частей, составленных из этих слов, таких как how1 much, или каким образом.

Наконец, порядок глагола и подлежащего меняется на противоположный от того, в каком они были бы в повествовательном предложении — глагол идет перед подлежащим — и это также верно и для вопросов типа «да» / «нет», в которых нет «белого» слова. Однако, если вы являетесь носителем стандартного английского языка, вам, вероятно, не нужно думать об этих вещах, чтобы понять их правильно.

Вот несколько примеров:

  • Почему собака идет на окружную ярмарку?
  • Были ли вы когда-нибудь на окружной ярмарке? (вопрос «да / нет»)
  • Какой ваш любимый соус для личинок?
  • Как приготовить попкорн?

б.Как написать вопросительное предложение

Написать вопросительное предложение просто и легко. Помните — это всего лишь вопрос! На английском языке есть два типа вопросов: вопросы с белыми словами и вопросы типа «да / нет».

Wh-вопросы формируются в три этапа (о которых вам, вероятно, не нужно думать): (1) замените недостающую информацию на подходящее белое слово. (2) Поместите это слово в начало предложения и (3) если глагол «быть» или если есть вспомогательный глагол, поставьте его перед подлежащим предложения; в противном случае поставьте перед подлежащим глагол «делать».

  • Кто здесь готовит свежий попкорн?
  • Где можно купить свежий попкорн? (обратите внимание, что только вспомогательный глагол перевернут)
  • Какой вкус у попкорна лучший?
  • Когда вы обычно едите попкорн?
  • Почему вы не разрешаете своей собаке есть попкорн?
  • Какой вкус у этих личинок ?

Чтобы задать вопрос «да / нет», вы просто следуете правилу (3), помещая перед субъектом форму «быть», вспомогательный глагол или «делать»:

Декларативное предложение:

Попкорн вкусный.

Мне нравится.

Да / Нет вопрос:

Попкорн вкусный?

Вам нравится?

3. Императивные приговоры

a. Что такое повелительный приговор?

Повелительное наклонение — это глагол, выражающий команду, таким образом, повелительное предложение в основном дает инструкции, просьбы или требования, хотя их также можно использовать для обмена пожеланиями и приглашений. В основном они кому-то говорят, что делать.Но приказывая кому-то сделать что-то вроде , получайте удовольствие! или приходят ко мне на вечеринку! естественно понимать как добро или приглашение. Вот несколько примеров:

  • Развлекайтесь на ярмарке! (доброжелательный)
  • Приходите со мной на ярмарку! ( приглашение)
  • Кормите собаку один раз в день. (инструкция)
  • Не давайте собаке попкорн. (запрос)
  • Хватит кормить собаку! (команда)

Глаголы в повелительных предложениях имеют определенную форму, называемую «повелительное наклонение», , которая выглядит иначе, чем декларативная или ориентировочная , форма. Посмотрите на эти два предложения:

Не кормите собаку . Повелительный глагол «не», дающий команду

He не кормил собаку. Ориентировочный глагол «не сделал», просто констатирующий факт

b. Как написать императивное предложение

Написать императивное предложение легко, но важно помнить его роль. Повелительное предложение по тону может быть нейтральным или выражать сильные эмоции. Из-за этого можно заканчивать либо точкой, либо восклицательным знаком (!). Например, принудительная команда должна заканчиваться восклицательным знаком, а более нейтральный запрос требует только точки.

Также стоит отметить, что у нас есть много способов сделать так, чтобы императивы казались менее грубыми на английском языке; сравните:

  • Принесите мне чашку кофе!
  • Дайте мне чашку кофе.
  • Могу я попросить вас принести мне чашку кофе?

Обратите внимание, что последнее предложение даже не является императивом с грамматической точки зрения; это вопрос. Мы называем это косвенной командой , и это гораздо вежливее, чем императив!

Обратите внимание, что, хотя повелительные и восклицательные предложения могут оканчиваться восклицательными знаками, они имеют разные грамматические формы и служат разным целям.

4. Восклицательные предложения

а. Что такое восклицательный приговор?

Восклицательные предложения — это способ поделиться сильными чувствами, такими как волнение. Они обычно похожи на декларативные предложения по форме и функциям, только с более эмоциями . Но можно также задавать восклицательные вопросы или восклицания, которые не являются полными предложениями; вот несколько:

  • Не могу поверить, как быстро эта собака съела весь попкорн!
  • Привет! Попкорна больше нет!
  • Как вы думаете, что вы делаете ?!
  • Этот попкорн не для собак!

б.Как написать восклицательное предложение

Вы можете превратить любое объявление в восклицательное предложение, добавив восклицательный знак. И люди часто делают это, пытаясь сделать свои слова более волнующими, «громкими» или полными эмоций.

Но на самом деле лучше писать более сильные слова, чем восклицательные знаки и такие слова, как «очень» или «так». Например, вместо того, чтобы сказать: «Этот фильм был таким плохим!» можно сказать: «Этот фильм был бесполезным мусором». Второй способ более эффективен, чем восклицательный знак.

Не злоупотребляйте восклицательными знаками. Они могут заставить вас казаться болваном. Их лучше сдерживать, чтобы показать, как кто-то говорит, в рассказе, а не передать силу ваших собственных чувств.

5. Просмотрите

Вот диаграмма, которая поможет вам запомнить четыре типа предложений.

.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о