Изучение творчества Ф.М. Достоевского в школе (по роману «Преступление и наказание»)
Цветкова
Ирина Анатольевна,
учитель русской
литературы
КГУ «СОШ №18»,
г. Семей ВКО
Русская литература ХІХ века
10 класс
«Изучение творчества
Ф.М. Достоевского в школе,
проблемы и поиски»
«Двойники» и антиподы Раскольникова в романе
Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
(идеи Раскольникова и их отражение в сознании
«двойников» и антиподов).
Изучение творчества Федора Михайловича Достоевского в средней школе РК ограничено. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» изучается 1 час в 5 классе, роман в письмах «Бедные люди» — 2 часа – в 8 классе, роман «Преступление и наказание» в 10 классе -6 часов. (Программа «Русская литература» 5-11 классы, ГОСО – 2013).
Несмотря на огромную научную и методическую литературу о романе Достоевского «Преступление и наказание», это произведение при изучении его в школе вызывает большие трудности у школьников и учителей. Создание оптимальной системы уроков по этому роману – задача, еще не решенная современными методистами, хотя на эту тему и написано больше десятка работ. Но, с другой стороны, каждый творчески работающий учитель должен создавать собственную систему уроков. Попытки проанализировать весь роман, сказать обо всем, решить все главные проблемы заканчиваются неудачей. В данной статье представлен опыт изучения романа на уроках литературы, итог современной исследовательской работы учителя и учеников.
Мною взята одна из тем изучения романа Достоевского в 10 классе «Двойники» и антиподы Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (идеи Раскольникова и их отражениев сознании «двойников» и антиподов).
Перефразировав известную мысль, Ф.М. Достоевского «человек есть тайна», можно сказать, что роман великого русского писателя – тайна, разгадка которой трудна и до конца, может быть, еще не найдена. Сложен и образ главного героя Раскольникова, в котором уживаются человеколюбец и убийца.
Достоевский показывает психологию и идею Раскольникова через сознание его «двойников» и антиподов. Образ Раскольникова как бы «преломляется» в сознании других героев.
Ближе всех из критиков к раскрытию «тайны» романа подошел М.М. Бахтин, который считал, что каждый герой обладает своей точкой зрения, носитель определенного сознания, идеи, т.е. роман «полифоничен».
Автор окружил Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные — антиподы.
Герои романа находятся в постоянном нервном возбуждении. В силу удивительной психологической схожести, они быстро угадывают мысли, чувства и идеи друг друга. Это и создает феномен двойничества.
Центральные герои – герои – идеологи, захваченные некой философской проблемой, в решении которой сосредотачивается для них вся жизнь. Полифонизм романа (многоголосие) заключается в том, что весь роман строится как незавершимый диалог равноправных и хорошо аргументированных жизненных позицией.
К группе «двойников» Раскольникова, т.е. героев, взявших отрицательные элементы его «теории», относятся Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.
Заполняем тройную таблицу («Двойники /Раскольников/ Антиподы»).
На доске 6 «черт», относящихся к Раскольникову:
1 – право на протест человека «необыкновенного»;
2 – безверие, индивидуалистический бунт;
3 — разумный эгоизм;
4 – повиновение «твари дрожащей»;
5 – поиск веры, мессианство;
6 – единичный альтруизм.
Учащиеся выбирают черту, «совмещая» каждого героя с Раскольниковым.
Так в романе возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают, преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создает вокруг центрального героя отрицательную атмосферу.
Но голос Раскольникова слышен в пространстве, заполненном не только сознаниями «двойников», но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова.
Этих героев принято считать антиподами Раскольникова. Но они противопоставляются не только ему, хотя и с ним имеют точки соприкосновения, сколько его «двойникам». Количество «двойников» и их «перевертышей» совпадают. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.
Задаю вопрос учащимся: «Кто в романе антипод Раскольникова и кому из «двойников» он соответствует?».
Антиподы – это Дмитрий Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. Продолжаем заполнять таблицу, выявлять «точки соприкосновения» героев – антиподов (см. таблицу).
«Двойники» | Раскольников Родион Романович | Антиподы | |||||
Отрицательные элементы его «теории» | «Теория» | Положительные элементы его «теории» | |||||
Личностный круг | |||||||
Лужин Петр Петрович «Чичиков эпохи 60-х годов». 45 лет, хочет открыть адвокатскую контору; тип «дельца и капиталиста». Притворщик. Псевдоинтеллигент. Себялюбец. Эгоист. Бог – деньги. Готов «переступить все препятствия». Принцип «все дозволено», «я для себя». Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. «Теория целого кафтана». Рациональный эгоизм – в теорию личного обогащения. | н аполеономания | Разумный эгоизм. Интеллигент. | Единичный альтруизм. Бывший студент университета. | Мессианство | Разумихин Дмитрий Прокофьевич Бывший студент (нет средств). Простой, цельный, энергичный, добросердечный, хороший, преданный товарищ. «Я для других». Альтруизм. | ||
Социальный круг | |||||||
Лебезятников Андрей Семенович Служащий в министерстве. Не умен, добр, честен. «Прогрессист». Отрицание нравственных и государственных норм. «Мы больше отрицаем». Культ протеста. | Право на протест человека «необыкновенного» | Порфирий Петрович Пристав следственных дел, правовед. 35 лет. Хороший актер. Поединок. Защита государства и морали. | |||||
Общечеловеческий круг | |||||||
Свидригайлов Аркадий Иванович 50 лет, дворянин. Жестокий, непорядочный, циничный; умный, наблюдательный, нравственно опустошенный человек. Доведенный до цинизма вариант «теории» Раскольникова. Проснувшаяся совесть ведет к самоубийству. Преступник. «Мы одного поля ягода». Бездеятельность, индивидуализм, культ сильной личности. | Безверие, индивидуалистический бунт. Ум, наблюдательность. Преступник. Сохранил себе человечность, испытывает муки совести. | Поиск веры, мессианство. Живет разумом. Одиночество, сомнения, муки совести. Протест. Боль за человека. Острая реакция на несправедливость и зло. Ранимое сердце. | Соня Мармеладова Глубокая вера, христианское смирение, человеколюбие, самопожертвование, готовность подчиниться обстоятельствам, кротость, живет чувством. |
После заполнения таблицы делаем выводы: каковы же функции «двойников» и антиподов Родиона Раскольникова в романе?
— Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг на друга: Соня и Свидригайлов, каждый отдельно, излагают свою точку зрения Раскольникову, благодаря чему читатель видит их полярность. Интересная деталь: в то время, как Соня выслушивает исстрадавшегося преступника, за дверью его подслушивает Свидригайлов. Дверь — зеркало, дающее сразу два отражения, соотносящихся друг с другом как позитив с негативом.
-Каждой паре «двойников» и антиподов в романе соответствует определённый круг проблем.
— Идеи Раскольникова в сознании «двойников» и антиподов приобрели различную тональную окраску, преломляются и обыгрываются.
— Теория Раскольникова претерпела крах: «Я такая же вошь, как и все».
— В главном герои Раскольникове — 2 человека: один убивает, второй страдает за преступление. В нем два противоположных характера поочередно сменяются. Писатель раскрывает сознание Раскольникова через сознания его «двойников» и антиподов. Отрицательные элементы его «теории» — через его «двойников», положительные — через антиподов.
— «Двойники» противопоставляются антиподам.
— Прием сопоставления нужен, чтобы глубже понять образ главного героя романа, а значит — основную проблему всего романа — проблему «наказания».
— Лужин и Свидригайлов по существу следуют «теории» Раскольникова. Только у него она облекается в гуманистическую оболочку рассуждений в борьбе за человеческое счастье, а у сильных мира сего — откровенно бесчеловечна, цинична.
— В образах Лужина и Свидригайлова Достоевский раскрывает два возможных завершения пути, на которые встал Раскольников. Средства те же, что и у Раскольникова, но цели разные.
— Они все «маленькие наполеоны», которые, не задумываясь, идут по трупам.
В своей работе над изучением романа использую метод проектов, технологию критического мышления («пятистишия» учащихся, органайзеры), различные таблицы и опорные схемы, а также использую игровую форму – «Анкета», «Личное дело» и «Протоколы».
Список использованной литературы:
Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – любое издание.
Карякин Ю. Самообман Раскольникова. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». –М., 1976
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова — М., 1970
Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского (три шедевра русской классики) – М., 1971
Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9 – 11 классы – СПб;Издательский Дом «Литера», 2010
Лебедев Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в 2-х частях, часть ІІ – М.: Просвещение, 1992
Литература в схемах и таблицах (автор – составитель Миронова Ю.С.) – СПб.: Тригон, 2008
Фогельсон И.А. Литература учит: 10 класс. Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1990
Уроки литературы в 10 классе (серия «Внимание: опыт»). (Под редакцией Е.А. Евлампиевой – Чебоксары:КЛИО, 1997
kopilkaurokov.ru
Методическая разработка по литературе (10 класс) на тему: Изучаем роман Ф.М. Достоевского»Преступление и наказание» Пособие для учащихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»Разработка данного урока помогает освоить знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявление его особенностей. Десятиклассники учатся устанавливать связь между эпизодом, отдельными…
Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Опыт современного прочтения романа Достоевского «Преступление и наказание»Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от…
Конспект урока литературы в 10 классе на тему «Образ Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского » ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»Содержание урока расширит представления учащихся о неразрешимости противоречивых и тупиковых ситуаций , в которые попадают герои романа , когда эта неразрешимость зависит от …
Урок-мастерская «Две семьи. Семья Ростовых в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» и семья Мармеладовых в романе Ф.Н. Достоевского «Преступление и наказание.»Учителям словесности на современном этапе обучения литературе особенно при подготовке к новым формам аттестации (ЕГЭ) нужно отойти от традиционного репродуктивного метода преподавания, от вопросно-отв…
Презентация к пособию для учащихся «Изучаем роман Ф.М. Достоевского»Преступление и наказание»В презентации в сжатом виде содержатся основные теоретические материалы пособия «Изучаем роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Может быть использована как учащимися для самоподготов…
Викторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» для учащихся 10 классаВикторина по роману Л.Н.Толстого «Война и мир» для учащихся 10 класса…
Конспект урока по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему «Образ Сони Мармеладовой и его роль в понимании идейной концепции Ф. М. Достоевского»Цель данного урока:определить, в чем заключается «правда» Сони Мармеладовой, как, несмотря на совершенное преступление против норм общественной морали, ей удается сохранить нравственную чист…
nsportal.ru
История методической работы по произведениям Достоевского в школе | Русский язык и литература
История методической работы по произведениям Достоевского в школе
Автор: Гусев Виктор Геннадьевич
Организация: МКОУ Верх-Каргатская СОШ
Населенный пункт: Новосибирская область, Здвинский район, село Верх-Каргат
Все чаще становится актуальным вопрос: изучать ли в школе произведения Достоевского. Мол, в советской школе ему было отведено мизерное количество часов и т.д. Я постарался разбраться и изучить вопрос о роли Достоевского в советской и современной школах.
В советской школьной методологии место изучению произведений Достоевского отводилось незначительное. Это объяснялось, во-первых, тем, что Достоевский отрицал «насильственные, революционные методы борьбы»[1]. Во-вторых, некоторые произведения Достоевского попали в «черный» список по причине религиозного мировоззрения автора и его персонажей.
С 20-х годов XX века многие произведения Достоевского стали интерпретироваться с точки зрения социальной проблематики. По мнению М. А. Рыбниковой, «образы героев романов «Бедные люди», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы» рассматриваются в социальном аспекте: преступление Раскольникова мотивируется его бедственным положением, в «Братьях Карамазовых» особое внимание уделяется решению социального вопроса, «выраженного Снегиревым».[2]
О. Ю. Золотухина считает, что «при изучении творчества Ф. М. Достоевского советские литературоведы (В. Б. Шкловский[3] и Ю. Г.Кудрявцев[4]) в своих исследованиях особо выделяли социальную проблематику его произведений, причисляя писателя к обличителям пороков буржуазной действительности. Религиозные искания Достоевского относили к его заблуждениям, и в связи с этим Достоевским объявлялся очень противоречивым писателем».[5]
По нашему мнению, произведения Достоевского в советской школе изучались по принципу «вслед за советским литературоведением», тем самым методическая база была наполнена однообразными, порой совсем не верными суждениями.
С 70-80-х гг. XX века творчество Достоевского стало изучаться несколько в ином контексте, чем в 20-50-е гг. Мы провели методический анализ школьных программ по литературе 1983-1987 гг., который показал, что доскональная работа с текстом велась только по роману «Преступление и наказание». Для самостоятельного изучения предлагались романы «Бедные люди» и «Униженные и оскорбленные». При этом в методических рекомендациях учителю необходимо дать ученикам очерк жизни и творчества писателя, указав на противоречивый характер творчества Достоевского. В романе «Преступление и наказание» необходимо было акцентировать внимание учеников на концепции «боль за человека как основа авторской позиции, суровая правда изображения безысходности и одиночества «маленького человека» в безжалостном мире эксплуатации и угнетения».[6]
Роман Достоевского «Преступление и наказание» в советской школе изучался в 9 классе. Так, в учебнике для 9 класса средней школы 1978 года специальный раздел, посвященный Достоевскому, был написан М. А. Шнеерсон.
По словам Шнеерсон, «творческий путь Достоевского – путь исканий, нередко трагических заблуждений. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во многих взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие несправедливо устроенного общества, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни».[7]
Таким образом, в советский период в школе преобладали идеологические трактовки философских мировоззрений Достоевского, которые стали основами для дальнейшего изучения творчества писателя. Лишь в середине 80-х годов XX века наметились тенденции к переосмыслению его позиций, отчасти и потому, что мотивы «перестройки» требовали новых идей.
Проанализировав программы для общеобразовательных учреждений по литературе, мы пришли к выводу, что в постсоветский период происходит переосмысление творчества Достоевского, так как в программах появились аннотации с выделением христианских идей. Например, программа Т. Ф. Курдюмовой в 6 классе предлагает для изучения главы из романа «Братья Карамазовы» («Надрыв в семье», «Коля Красоткин», «Жучка»), в которых отмечается «очистительная сила потрясений. Стремление детей к добру, правде, дружбе, любви и прощению <…>Восприятие мальчиками христианских, общечеловеческих ценностей».[8]
В программе под редакцией В. Я. Коровиной подчеркивается «христианская концепция Достоевского. Значение деталей в романе (символы крови, креста, Воскресения)».[9]
В программе С. А. Зинина и В.А. Чалмаева изучается роман «Преступление и наказание», в которой подчеркивается «мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума», «нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова».[10]
Что касается современного изучения произведений Достоевского в школе, то мы, проанализировав учебники, программы и методические пособия по литературе для общеобразовательных организаций, убедились в том, что интерес государства к проблемам произведений Достоевского не иссяк, а наоборот, многие проблемы, поднятые Достоевским в своих произведениях, сейчас более актуальны и востребованы, чем в советский период школьного образования.
Так, в программе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой произведения Достоевского рекомендовано изучать в 10 классе. Для обязательного изучения предлагается роман «Преступление и наказание», для обзорного — роман «Идиот».[11]
В программе под редакцией А. Г. Кутузова в 5 классе предлагают для изучения рассказ из «Дневника писателя» «Мальчик у Христа на ёлке», в ходе которого рассматриваются особенности рождественского рассказа и влияние духовной литературы на светскую литературу. В 9 классе дается для обзорного изучения повесть «Белые ночи», в ходе которого обращается внимание на нравственно-философскую проблематику повести, на особенный образ Мечтателя.[12]
Г. И. Беленький предлагает познакомить учащихся с романом «Братья Карамазовы» в 7 классе. Для этого он предусматривает в программе серию уроков по главе «Мальчики». Автор предлагает обратить внимание на подверженность детей добрым и злым влияниям. Алеша Карамазов, по мнению Беленького, «положительно прекрасный человек», Коля Красоткин- «незаурядная личность».[13]
Программа под редакцией В. Я. Коровиной рекомендует начать изучение творчества Достоевского с рассказа из «Дневника писателя» «Мальчик у Христа на ёлке» в 6 классе. И лишь в 9 классе возвращается к творчеству Достоевского при изучении повести «Белые ночи». Для внеклассного чтения программа предлагает изучить роман «Бедные люди». В 10 классе подробно изучается роман «Преступление и наказание» и факультативно – роман «Идиот»[14].
Таким образом, мы увидели реальную картину изучения произведений Достоевского в школе. Во-первых, произведения Достоевского по-прежнему остаются сложными для восприятия современными школьниками. Во-вторых, методический аппарат и базисный учебный план не предполагают выделение большего количества часов на изучение произведений Достоевского, аргументируя это тем, что творчество Достоевского сложно и объемно для школьной программы. В-третьих, в современной школе до сих пор отсутствует синхронизация истории с литературой, поэтому очень сложно изучать произведения XIX века.
Список использованной литературы
Золотухина О. Ю. Творчество Ф. М. Достоевского в постсоветской школе. – К., 2010., с.1
Кудрявцев Ю. Г. Бунт или религия. О мировоззрении Ф. М. Достоевского. – М.: Издательство МГУ, 1969. – 171 с.
Литература.10-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Базовый и профильный уровни/ авт.-сост. Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, с.25
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010, с.113
Рабочие программы по литературе: 5-9 классы (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и В. Я. Коровиной)/Сост.Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011, с.177
Рыбникова М. А. Русская литература. Вопросник по русской литературе. – М., 1928
Шкловский В. Б. За и против. Заметки о Достоевском. – М.: Советский писатель, 1987. – 255 с.
[1]Золотухина О. Ю. Творчество Ф. М. Достоевского в постсоветской школе. – К., 2010., с.1
[2]Рыбникова М. А. Русская литература. Вопросник по русской литературе. – М., 1928
[3]Шкловский В. Б. За и против. Заметки о Достоевском. – М.: Советский писатель, 1987. – 255 с.
[4]Кудрявцев Ю. Г. Бунт или религия. О мировоззрении Ф. М. Достоевского. – М.: Издательство МГУ, 1969. – 171 с.
[5]Там же, с.3
[6]Программы средней общеобразовательной школы. Литература 4-10 классы. – М.: Просвещение, 1984, с.45
[7]Качурин М. Г., Мотольская Д. К., Шнеерсон М. А. Русская литература. Учебник для 9 класса средней школы. – М.: Просвещение, 1978, с.218
[8]Рабочие программы по литературе: 5-9 классы (под редакцией Т. Ф. Курдюмовой и В. Я. Коровиной)/Сост.Н. В. Егорова. – М.: ВАКО, 2011, с.177
[9]Литература.10-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе под редакцией В. Я. Коровиной. Базовый и профильный уровни/ авт.-сост. Г. В. Цветкова. – Волгоград: Учитель, с.25
[10]Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово» — РС», 2010, с.113
[11]Литература: Программа для общеобразовательных учреждений.5-11 классы/ под ред. Т. Ф. Курдюмовой. – Дрофа, 2014, с.117-118
[12]Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/ под ред. А. Г. Кутузова. – Мнемозина, 2015
[13]Программы по литературе. 5-11 классы.- М. Просвещение, 2012.- с.32
[14]Программы по литературе для общеобразовательных учреждений. Базисный и профильный уровни/ под ред. В. Я. Коровиной. — М.: Просвещение, 2015
Приложения:
- file0.docx.. 23,3 КБ
Опубликовано: 19.07.2018
www.1urok.ru
Ученые объясняют, почему нельзя убирать из школьной программы классиков русской литературы
«Произведения Толстого, Достоевского и Булгакова, по большому счету, не нуждаются в моей защите. Они давно завоевали интерес читателя не только в России, но и за ее пределами, и странно, что мы вдруг начали обсуждать необходимость их изучения в школе, и что в стране, где опять так остро стоит вопрос любви к родине, патриотизм снова начал проявляться в расширении географического пространства, а не в углублении пространства гуманитарного и гордости за него.Толстой, Достоевский и Булгаков, конечно, не очень легки для школьников. Но глупо было бы нам, учителям литературы, способствовать тому, чтобы молодое поколение становилось убогим. Ничто так не расширяет интерес и представления о мире, как та большая литература, которая у нас есть. «Война и мир» Толстого — это четыре толстых тома. Однако больше ста лет их читают 15-летние дети, и если они не все понимают в этом нежном возрасте, то, по крайней мере, приобщаются к культуре — через ее главные шедевры. И никто не сказал, что Пушкин проще, чем Толстой или Достоевский. Если выбрасывать из школьной программы и из основных культурных точек Достоевского, Толстого и Булгакова, надо выбрасывать все: и Грибоедова, и Пушкина, и Лермонтова. Если нам не нужны эти писатели, нам не нужно ничего. Можно спокойно отменять и азбуку тоже.
Можно надеяться, что хорошие учителя все равно будут преподавать Толстого, Достоевского и Булгакова, — но так не выйдет: если у них не будет часов по литературе, они не смогут изучать то, что не входит в узкую программу, которую проверяют на ЕГЭ. А если у учителей нет возможности говорить о «Преступлении и наказании», мы теряем весь петербургский текст русской литературы. Любое изменение школьной программы всегда чревато значительными последствиями. Еще один аргумент — «Мы уберем из программы сложные произведения, потому что никто не умеет их преподавать». Но это значит только, что нужно добиваться того, чтобы литературу в школе преподавали хорошие филологи, а не выкидывать произведения.
Советская школа отлично жила без «Мастера и Маргариты», и, возможно, дети с большим интересом читали этот роман, пока он не был растиражирован и в каком-то смысле опошлен. Но здесь снова встает вопрос, хорошо вы преподаете или плохо. Если хорошо, — нужно проходить эту книгу, а если плохо, лучше вообще ничего не берите. Когда мы обсуждаем Гоголя, мы говорим о «Мастере и Маргарите», а когда берем «Мастера и Маргариту», опять вспоминаем Гоголя, потому что все взаимосвязано.
Очень хочется спросить: чем и кому помешали «Мастер и Маргарита», «Преступление и наказание» и «Война и мир»? Тому, кто не может прочитать толстую книжку? В контексте сегодняшнего дня хочется сказать, что если человек решил покончить с собой, пусть он это делает самостоятельно, а не вместе с самолетом. Если кто-то хочет, чтобы его дети не читали эти книги, пусть отменит их для своей семьи. Зачем же обрушивать всю нашу культуру?
Опытный учитель может проходить как сложное произведение даже «Сказку про курочку Рябу». А плохой учитель сделает простым романом «Войну и мир». Понятно, что происходит и ради чего это делается. И, конечно, мы все, люди гуманитарной сферы, категорически против того, чтобы кто-то оскоплял мозг нашим детям. Разумеется, гораздо труднее манипулировать людьми, которые читали, изучали и могут говорить и мыслить в категориях Толстого и Достоевского. Чтобы проще было управлять, нужно этих писателей запретить. Но тогда, повторяю, надо запретить также Пушкина, Лермонтова и Тютчева.
Патриотизм и патриотическая литература — это то, о чем Пастернак сказал: «Я весь мир заставил плакать». Когда автор пишет и весь мир заставляет плакать над красой земли родной, это и есть патриотизм. Патриотическая литература — это Пушкин, Толстой, Бродский, Мандельштам. Это писатели и книги, в которых есть то, что у Толстого называется «латентной теплотой» патриотизма. Это любовь к родной литературе и родной культуре. А другого патриотизма я не знаю».
special.theoryandpractice.ru
Список литературы изучаемый с 5 по 11 классы
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты).
Д.И. Фонвизин Комедия «Недоросль».
Г.Р. Державин Стихотворения: «Памятник», «Река времен в своем стремленьи…», а также 2 произведения по выбору.
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).
Н.М. Карамзин Повесть «Бедная Лиза». В школе с родным (нерусским) языком обучения литература XVIII века изучается обзорно с чтением фрагментов вышеуказанных произведений.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И.А. Крылов 5 басен по выбору.
В.А. Жуковский Баллада «Светлана», а также 2 произведения по выбору.
А.С. Грибоедов Комедия «Горе от ума» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены).
И.А. Гончаров Статья «Мильон терзаний»* (фрагменты).
А.С. Пушкин Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К*» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», а также 3 стихотворения по выбору. Поэма «Полтава» (фрагменты) «Повести Белкина» (одна из повестей по выбору). Романы: «Дубровский», «Капитанская дочка» (в школе с родным (нерусским) языком обучения оба романа изучаются в сокращении). Роман в стихах «Евгений Онегин» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты). В.Г. Белинский Цикл статей «Сочинения Александра Пушкина». Статьи: 8, 9 (фрагменты). М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт», «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», а также 3 стихотворения по выбору. Поэмы: «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – повесть «Бэла»). А.В. Кольцов 3 стихотворения по выбору. Н.В. Гоголь Повести: «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1 повесть по выбору), «Тарас Бульба», «Шинель» (в школе с родным (нерусским) языком обучения указанные повести изучаются в сокращении). Комедия «Ревизор» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены). Поэма «Мертвые души» (I том) (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные главы). А.Н. Островский Комедия «Свои люди – сочтемся» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – отдельные сцены). И.С. Тургенев «Записки охотника» (2 рассказа по выбору). Повесть «Муму». Повесть «Ася»*. Роман «Отцы и дети» (фрагменты). «Стихотворения в прозе» (3 стихотворения по выбору).
Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…», «Умом Россию не понять…», а также 3 стихотворения по выбору.
А.А. Фет Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Учись у них у дуба, у березы…», а также 3 стихотворения по выбору.
А.К. Толстой Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Край ты мой, родимый край…». Баллада «Василий Шибанов», а также 3 произведения по выбору. Н.А. Некрасов
Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «Крестьянские дети», «Железная дорога». 3 произведения по выбору*. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (фрагменты) . Н.С. Лесков Рассказы: «Левша»*, «Кадетский монастырь» (в сокращении). М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пескарь», а также 1 сказка по выбору.
Ф.М. Достоевский Повести: «Бедные люди»* или «Белые ночи»*. Роман «Преступление и наказание» (фрагменты). Л.Н. Толстой Рассказы: «Кавказский пленник», «После бала»*. Роман-эпопея «Война и мир» (фрагменты) , повесть «Хаджи-Мурат». В.М. Гаршин 1 рассказ по выбору. А.П. Чехов Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Крыжовник», а также 2 рассказа по выбору. Рассказы: «Злоумышленник»*, «Человек в футляре»*. В.Г. Короленко 1 произведение по выбору. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И.А. Бунин 2 рассказа по выбору. 2 стихотворения по выбору. М. Горький Повесть «Детство» (фрагменты). «Песня о Соколе», а также 1 рассказ по выбору. А.А. Блок Стихотворения: «Россия», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», а также 3 стихотворения по выбору. В.В. Маяковский Стихотворения: «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», а также 3 стихотворения по выбору. С.А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Песнь о собаке», «Отговорила роща золотая…», а также 3 стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: «…Мне голос был. Он звал утешно…», «Мужество», «Родная земля», а также 3 стихотворения по выбору. М.И. Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Красною кистью…», «Семь холмов, как семь колоколов…», «Москве», а также 2 стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам 3 стихотворения по выбору. Б.Л. Пастернак 3 стихотворения по выбору. М.А. Булгаков Повесть «Собачье сердце» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – фрагменты). М.М. Зощенко 1 рассказ по выбору А.П. Платонов 1 произведение по выбору. К.Г. Паустовский1 рассказ по выбору. М.М. Пришвин 1 произведение по выбору. Н.А. Заболоцкий 3 стихотворения по выбору. А.Т. Твардовский Поэма «Василий Теркин» (главы). М.А. Шолохов Рассказ «Судьба человека» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — фрагменты). ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, Б.Ш.Окуджава, В.Г.Распутин, Н.М.Рубцов А.И.Солженицын, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин. 4 произведения по выбору. ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Героический эпос народов России: «Гэсэр», «Джангар», «Калевала», «Маадай-Кара», «Мёге Баян-Тоолай», «Нарты», «Олонхо», «Урал-батыр» (1 произведение по выбору во фрагментах). Р. Гамзатов, М. Карим, Г. Тукай, Ю. Рытхэу, К. Хетагуров (1 произведение по выбору). ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Гомер «Одиссея» (фрагменты). Античная лирика 2 стихотворения по выбору. О. Хайям Цикл «Рубаийат» (3 рубаи по выбору). Данте «Божественная комедия» (фрагменты). М. Сервантес Роман «Дон Кихот» (фрагменты). У. Шекспир Трагедии: «Ромео и Джульетта» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — фрагменты) или «Гамлет» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — фрагменты). 2 сонета по выбору.
Ж.-Б. Мольер Комедия «Мещанин во дворянстве» (в школе с родным (нерусским) языком обучения — фрагменты). И.-В. Гете «Фауст» (фрагменты). Ф. Шиллер 1 произведение по выбору. Дж. Г. Байрон 1 произведение по выбору. Х.К. Андерсен 1 сказка по выбору. П.-Ж.Беранже, Р.Бернс, Р.Брэдбери, Ж.Верн, Г.Гейне, В.Гюго, Д.Дефо, А.К. Дойл, Р.Киплинг, А.Линдгрен, М.Рид, Л. Кэрролл, Ф. Купер, Д. Лондон, Ш.Перро, Дж.Родари, Дж.Свифт, А.Сент-Экзю-пери, Дж.Сэлинджер, В. Скотт, Р. Л.Стивенсон, М. Твен, Г.Уэллс. 2 произведения по выбору.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА А.С. Пушкин Стихотворения: «Вольность» , «Погасло дневное светило…», «Я пережил свои желанья…», «Демон», «Свободы сеятель пустынный…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Подражания Корану» (III, V, IX), «Если жизнь тебя обманет…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Поэту», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Осень», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «…Вновь я посетил…», «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Из Пиндемонти», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Медный всадник» Повесть «Пиковая дама». «Маленькие трагедии» («Моцарт и Солбери»). Трагедия «Борис Годунов» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Ф.М. Достоевский, очерк «Пушкин». Поэты пушкинской поры К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, А.А. Дальвег, Д.В. Давыдов. 4 стихотворения по выбору. М.Ю. Лермонтов Стихотворения: «К*» («Я не унижусь пред тобою…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Есть речи — значенье…», «Благодарность», «Завещание» («Наедине с тобою, брат…»), «Валерик», «Сон» (В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Демон» Н.В. Гоголь Повести: «Портрет», «Невский проспект». А.Н. Островский Пьесы: «Гроза», «Лес». Н.А. Добролюбов, «Луч света в темном царстве» (фрагменты). А.А. Григорьев, «После “Грозы” Островского. Письма к И.С. Тургеневу» (фрагменты). И.А. Гончаров Очерк «Фрегат “Паллада”» (фрагменты). Роман «Обломов» Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» (фрагменты). А.В. Дружинин «Обломов», роман Гончарова» (фрагменты). И.С. Тургенев Роман «Отцы и дети» Д.И. Писарев «Базаров» (фрагменты). Ф.И. Тютчев Стихотворения: «Полдень», «Silentium!», «Цицерон», «Осенний вечер», «Не то, что мните вы, природа…», «Тени сизые смесились…», «День и ночь», «Слезы людские, о слезы людские…», «О, как убийственно мы любим…», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…», «Нам не дано предугадать…», «Природа – сфинкс. И тем она верней…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), а также 4 стихотворения по выбору. А.А. Фет Стихотворения: «Кот поет, глаза прищуря…», «Облаком волнистым…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сосны», «Еще майская ночь…», «Заря прощается с землею…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще одно забывчивое слово…», «Как беден наш язык! – Хочу и не могу…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На качелях», а также 4 стихотворения по выбору. А.К. Толстой Стихотворения: «Меня, во мраке и в пыли…», «Коль любить, так без рассудку…», «Не верь мне, друг, когда, в избытке горя…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Благословляю вас, леса…» (из поэмы «Иоанн Дамаскин»), «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева», а также 4 произведения по выбору. Н.А. Некрасов Стихотворения: «В дороге», «Современная ода», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Праздник жизни – молодости годы…», «Забытая деревня», «Поэт и гражданин», «Под жестокой рукой человека…» («О погоде»), «Умру я скоро. Жалкое наследство…», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Сеятелям», «О Муза! я у двери гроба…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (в школе с родным (нерусским) языком обучения – обзор с анализом фрагментов). Н.Г. Чернышевский Роман «Что делать?» (обзор). Н.С. Лесков Повесть «Очарованный странник» или рассказ «Однодум». М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» Ф.М. Достоевский Роман «Преступление и наказание» Н.Н. Страхов, Очерк «Преступление и наказание» (фрагменты). Л.Н. Толстой Роман-эпопея «Война и мир» А.П. Чехов Рассказы: «Попрыгунья», «Палата №6», «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Душечка», «Дама с собачкой», а также 2 рассказа по выбору. Пьеса «Вишневый сад». РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА И.А. Бунин Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (рассказ), «Чистый понедельник», а также 2 рассказа по выбору. А.И. Куприн Повесть «Гранатовый браслет», а также 1 произведение по выбору. Л.Н. Андреев 1 произведение по выбору. М. Горький Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Поэзия конца XIX–начала XX вв. И.Ф. Анненский, К.Д. Бальмонт, В.Я. Брюсов, З.Н.Гиппиус, А.Белый, Н.С. Гумилев, Н.А. Клюев, В.В. Хлебников, И. Северянин. Стихотворения 4 поэтов по выбору. А.А. Блок Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…», «Вхожу я в темные храмы…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Девушка пела в церковном хоре…», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика», «Она пришла с мороза…», «Когда вы стоите на моем пути…», цикл «На поле Куликовом», «В ресторане», «Художник», «О, я хочу безумно жить…», «Перед судом», «На железной дороге», «Скифы», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Соловьиный сад», «Двенадцать». В.В. Маяковский Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Юбилейное», «Письмо Татьяне Яковлевой», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Облако в штанах», «Люблю». Первое вступление к поэме «Во весь голос». Пьеса «Клоп». С.А. Есенин Стихотворения: «Шел Господь пытать людей в любови…», «Русь», «Сорокоуст» («Видели ли вы…»), «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Я помню, любимая, помню…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Письмо матери», «Русь Советская», «Мы теперь уходим понемногу…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «На Кавказе», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо к женщине», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Каждый труд благослови, удача…», а также 4 стихотворения по выбору. Поэма «Анна Снегина». М.И. Цветаева Стихотворения: «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Стихи растут, как звезды и как розы…», «Я счастлива жить образцово и просто…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», цикл «Ученик», «Легкомыслие – милый грех…», «Маяковскому» («Советским вельможей…»), «Заклинаю тебя от злата…», «Дон» («Белая гвардия, путь твой высок…»), «Тоска по родине! Давно…», а также 4 стихотворения по выбору. О.Э. Мандельштам Стихотворения: «Дано мне тело – что мне делать с ним…», «Невыразимая печаль…», «Notre Dame», «Я не знаю, с каких пор…», «Бессонницы. Гомер. Тугие паруса…», «Я ненавижу свет…», «О, как мы любим лицемерить…», «Не спрашивай: ты знаешь…», «Образ твой, мучительный и зыбкий…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Век», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», а также 4 стихотворения по выбору. А.А. Ахматова Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Сероглазый король», «Смятение», «Любовь», «Двадцать первое. Ночь. Понедельник…», «Я научилась просто, мудро жить…», «Мне ни к чему одические рати…», «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Приморский сонет», «Молитва», «Муза», а также 4 стихотворения по выбору. Поэмы: «Поэма без героя», «Реквием». Б.Л. Пастернак Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Про эти стихи», «Быть знаменитым некрасиво…», «Определение поэзии», «Когда разгуляется», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Чудо», «Август», «Гефсиманский сад», «Ночь», «Единственные дни», а также 4 стихотворения по выбору. М.А. Булгаков Романы: «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита». И.Э. Бабель 2 рассказа по выбору. А.А. Фадеев Роман «Разгром» А.П. Платонов Повесть «Сокровенный человек». М.А. Шолохов Роман-эпопея «Тихий Дон» В.В. Набоков 1 произведение по выбору. Н.А. Заболоцкий Стихотворения: «Меркнут знаки Зодиака…», «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц», «Сентябрь», а также 3 стихотворения по выбору. А.Т. Твардовский Стихотворения: «Я убит подо Ржевом…», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «К обидам горьким собственной персоны…», а также 4 стихотворения по выбору. А.И. Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича», рассказ «Матренин двор». Проза второй половины XX века Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г.Битов, В.В. Быков, В.С.Гроссман, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И.Носов, В.Г. Распутин, В.Ф.Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин. 4 произведения по выбору; одно из них на тему Великой Отечественной войны. Поэзия второй половины XX века Б.А.Ахмадулина, И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Ю.П.Кузнецов, Л.Н.Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, А.А. Тарковский. Стихотворения 4 поэтов по выбору. Драматургия ХХ века А.Н.Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин, Е.Л. Шварц. 2 произведения по выбору.
ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ Г. Айги. Стихотворения. Р. Гамзатов. Книга «Мой Дагестан», сказание «Возвращение Хаджи-Мурата», поэма «Горянка». М. Джалиль. Цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». М. Карим. Стихотворения по выбору; трагедия «Не бросай огонь, Прометей». Д. Кугультинов. Стихотворения. К. Кулиев. Стихотворения. Ю. Рытхэу. Роман «Сон в начале тумана» (легенда о белой Женщине-прародительнице). Г. Тукай. Стихотворения по выбору. Поэма «Шурале». К. Хетагуров. Стихотворения. Поэма «Фатима». Ю. Шесталов. Языческая поэма. Два произведения по выбору. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Г. Аполлинер, О. Бальзак, Г.Бёлль, Ш. Бодлер, П.Верлен, О. Генри, Г.Гессе, У. Голдинг, Э.Т.А.Гофман, В. Гюго, Ч. Диккенс, Г. Ибсен, А. Камю, Ф. Кафка, Т. Манн, Г.Маркес, П. Мериме, М.Ме-терлинк, Г. Мопассан, Д. Оруэлл, Э.А.По, Э.М.Ремарк, А.Рембо, Дж.Сэлинджер, О.Уайльд, Г.Флобер, У.Фолкнер, А. Франс, Э. Хемингуэй, Б.Шоу, У. Эко. 3 произведения по выбору.
Назад: Книга-Мать всего учения.а ты получишь излучение!!!!
wiki.vspu.ru
В Госдуме призвали убрать из школьной программы романы Достоевского и Толстого: philologist — LiveJournal
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы совместно с российским книжным союзом озвучили планы по «патриотизации литературы», — пишет «МК». В ходе обсуждения депутат Госдумы Ярослав Нилов, который в начале марта настаивал на привлечении режиссера Тимофея Кулябина к уголовной ответственности за оскорбление чувств верующих из-за спектакля «Тангейзер», предложил убрать из школьной программы романы Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого и М.А. Булгакова: «Школьную программу нужно кардинально пересматривать. По себе могу сказать — в 9-10 классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих – сложно и рано! Их изучение – это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей, которые вынес из этих произведений учитель». Как сообщает издание, Нилова поддержал и племянник российского президента Роман Путин, занимающий должность председателя Русского академического фонда. Он сообщил, что в школе «Войну и мир» тоже не читал.Напомню, что в декабре 2014 года министр культуры Владимир Мединский также высказал мнение, что «Преступление и наказание» Федора Достоевского, «Анну Каренину» Льва Толстого, и «Что делать?» Николая Чернышевского следует изъять из школьной программы. «Читать «Анну Каренину» мне было скучно в школе, а в прошлом году перечитал, стало интересно. Столько тонкостей взаимоотношений — Толстой был явно доктором психологических наук», — объяснил Мединский.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
philologist.livejournal.com
«Литература. Время. Человек» (к изучению произведений Ф.М. Достоевского в средней школе)
Разделы: Литература
«Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает все остальное»,-призывал выдающийся русский писатель, философ и гуманист Х1Х века Ф.М.Достоевский. Чтобы как можно раньше начался путь познания окружающего мира, постижения искусства, становления прекрасного человека, нужно говорить о творчестве Ф. М. Достоевского уже со школьной скамьи, с учащимися любого возраста. Но как сделать так, чтобы не только классный руководитель во внеурочное время проводил занятия, а чтобы это была целенаправленная работа специалиста по воспитанию вдумчивого читателя. Вся ответственность лежит на плечах учителя литературы. А наградой за этот бесконечный труд будет благодарность детей и родителей.
В тесном сотрудничестве с работниками литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского г. Семипалатинска проводились уроки с учащимися пятых классов «Фольклор и литература Х1Х и ХХ веков или Счастье-то только Иванушкам достается…» по роману «Бедные люди», с детьми шестых-девятых классов Час чтения по отрывку «Мальчики» из романа «Братья Карамазовы».
С учащимися восьмого класса создан проект « Мотив раскаяния и прощения в романе Ф.М. Достоевского « Униженные и оскорбленные». Девятиклассники рассуждали о возможности выбора, читая рассказ «Кроткая». С учащимися выпускных классов 4 часа посвятили страницам романа «Идиот». «Мир красотой спасется» — так звучала тема занятий, на которых лицеисты искали ответы на сложные во все времена вопросы: «Почему мир нужно спасать? Какая красота спасет мир? Каким должен быть человек, который поможет людям увидеть спасительную красоту?» Даже хрестоматийные занятия по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе были настоящими открытиями. В работе для меня главное: нельзя повторяться, пользоваться однажды найденными, но ставшими собственными штампами. Это может закончиться охлаждением интереса к тебе, а значит, к преподаваемому предмету. Какой чудесной музыкой после двухчасового занятия звучат слова пятиклассника: « Я не хочу уходить с урока. Нисколько не устал». Можно и нужно найти время для изучения творчества великого русского писателя с учащимися пятых — одиннадцатых классов без исключения. В тематическом планировании всегда учитываются резервные уроки в конце года или обзорные темы. И возможно составить планирование так, чтобы приурочить часы, отведенные на изучение творчества великого художника слова Ф.М.Достоевского в дни его памяти, то есть в ноябре или феврале месяце.
Программой А.Г.Кутузова в 5 классе предполагается изучение рассказа Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
Данный урок был необходим мне как человеку и учителю для того, чтобы дети прочувствовали необходимость сострадания, милосердия по отношению ко всем людям без исключения, стремились найти пути решения проблемы нищеты, обездоленности. На уроке учащиеся давали определение рассказу как малому эпическому жанру, осознали отличие новеллы Ф.М. Достоевского от ранее изученных рассказов; сопоставили реальность с жизнеподобной ситуацией произведения. Для того, чтобы выполнить все эти задачи, в течение двух учебных четвертей дети учились оформлять объемную информацию в немногословное выражение-опору для характеристики героев. После прочтения первой части новеллы «Мальчик с ручкой», учащиеся получили задание составить пятистишия — характеристики образов «мальчишка», «мальчики с ручкой». Получилось:
1. Мальчишка |
|
|
1. «Мальчики с ручкой» |
2. неизвестный, семилетний |
|
|
2. Голодные, дикие |
3. Просил доверчиво милостыню |
|
|
3. Вертятся, завывают, воруют |
4. В мороз одет по-летнему |
|
|
4. Без сознания о преступности |
5. Ребенок |
|
|
5. Существа |
На вопрос о ближайшем будущем этих детей ответ дает сам автор. Их ждет «голод, холод, побои, побег от халатников, чтобы бродяжить уже от себя». Учащиеся делают вывод, что в жизни этих обездоленных существ, «мальчиков с ручкой», нет никакой радости, нет к ним никакого сочувствия, нет у них никакого праздника и надежды на лучшее будущее.
Вторая часть новеллы написана также по жизненным наблюдениям. Писатель увидел накануне Рождества Христова, светлого, любимого, чудесного, долгожданного праздника, в подворотне у сложенных дров замерзшего мальчика. Суровые дворники и хмурый блюститель порядка или, одним словом, представители власти сердиты: слишком много хлопот с этими нищими трупами. А сострадающий обездоленным, сам задавленный бедностью автор пытается вместе с нами поразмышлять о происшествии. Так рождается еще одна чудесная сказка о маленьком мальчике, мечтавшем о сытости, тепле, маме, счастье, любви ко всем людям.
Читая и комментируя отрывок второй новеллы, учащиеся сопоставляли « Реальность» и «Жизнеподобие» в форме диаграммы Венна. Что же объединяет реальную жизнь и застекольную? А объединяет два мира маленький мальчик лет шести или меньше, который только «заснув», то есть, умерев, попадает на светлый радостный праздник, где есть мама, где его ждут, любят абсолютно все, где всех прощает и благословляет Он, Христос, Господь Бог. Все это могло случиться не только в праздник, но именно праздник усиливает трагизм происходящего. Мальчик верил, надеялся, искал место, где ему будет тепло, сытно, хорошо, счастливо. Всем и всегда помогает вера, надежда на лучшее будущее. У замерзшего мальчика такой надежды не было.
Для ответа на вопрос: «Можно ли решить проблему детской незащищенности, обездоленности, которая существовала в Х1Х веке, существует и сейчас, в ХХ1 веке?» учащиеся объединились в группы. Группы политиков, бизнесменов, медиков, учителей, журналистов, священников разрабатывали предложения для представления их в кабинет министров (присутствующие на уроке взрослые): «Как изжить нищету?». Прозвучали достаточно серьезные предложения: необходимо уменьшить налоги, организовать бесплатное, качественное образование, создать дома-приюты для нищих, открыть бесплатные столовые при храмах.
В конце занятия в течение одной минуты дети писали эссе: «Что могу сделать я сейчас, чтобы помочь хотя бы одному нищему, обездоленному человеку?» Потрясающе прозвучали высказывания учащихся, которые сошлись во мнении, что сейчас у них нет ни материальных, ни физических сил, чтобы оказать действенную помощь кому-либо нуждающемуся, но нельзя забывать, что нищий – такой же человек, как и ты. И ты можешь оказаться на его месте: «Будь же милосерден, ищи человеческое в человеке»!
Как призывал Ф.М.Достоевский: «Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге». Этой мыслью закончился урок по новелле «Мальчик у Христа на елке», ею же начнется другой урок по отрывку «Мальчики» из сложнейшего романа «Братья Карамазовы»[1], который можно провести с разновозрастной группой учащихся или с одиннадцатилетними детьми. Не навязывая своего взгляда на героев и события, хотелось обратить внимание участников на проблему взаимоотношения друг с другом. «Будем добры»,- просит нас писатель. Как можно определить добрый человек или злой, умный или глупый, искренний или скрытный? Конечно же, по поступкам, по тому, как ведет себя человек. Когда каждый задумается над своими поступками, проблемами (каким быть?), он обратится к книге, чтобы с наименьшими потерями и духовными затратами найти для себя самые правильные ответы. В книгах Достоевского ошибается не герой, а сама жизнь. И ошибается она так часто потому, что гораздо сложнее простого и, казалось бы, очевидного правила: добрый человек – добрые поступки, злодей – злые поступки.
Старец Зосима отправляет Алешу Карамазова из монастыря в мир к людям, к братьям и отцу, чтобы спасти их от беды, привнести в их отношения мир и добро. ( Участники занятия узнали об этом, просмотрев кадры фильма «Братья Карамазовы») В момент, когда Алеша размышляет о брате Дмитрии и отце, его отвлекают дерущиеся ребята.
После прочтения отрывка, дети говорят о впечатлении, полученном от чтения. Комментируя текст, его можно разделить на 3 части:
- Алеша Карамазов, умиленно наблюдающий группу детей, желающий всем добра, хочет восстановить мир и среди этих школьников, похожих на невинных ангелов;
- Алеша беседует с группой из шести школьников;
- Алеша пытается помочь опальному мальчику.
Сравнивая мальчиков, составляя пятистишия-характеристики, учащиеся приходят к выводу, что автор использует прием антитезы:
1. Смуров |
|
|
1. Одинокий мальчик |
2. Румяный, белокурый |
|
|
2. Бледненький, болезненный |
3. Одет в курточку |
|
|
3. Сражается в одиночку |
4. Подготовил камни для стрельбы |
|
|
4. Обижен на всех людей |
5. Ангелочек |
|
|
5. Беззащитность |
Отсюда и начинается противостояние КАМНЯ, как орудия зла в «битве», и СЛОВА, несущего мир и добро в души детей.
— Что может противостоять камню-оружию в битве?
— Как защитить себя и других от зла?
— Можно ли защитить свою честь и достоинство камнем – злом, как это пытается сделать опальный мальчик?
Участники занятия делают вывод, что защитить себя и других можно только добрым словом, которое возьмется от милосердия, от доброты души. А душу можно прочесть в глазах – зеркале души. Поэтому-то такое большое место в отрывке отведено описанию взгляда, глаз героев. Опять противостояние – поединок «тихого» взгляда Алеши и озлобленного взгляда опального мальчика.
«Пусть будет жить добро!»- «Противопоставим добро злу!» — «Будем помнить друг о друге!» — «Относись к другому так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе», — такие призывы вместе со словами благодарности за час Сострадания, Сопереживания, Чтения остались на импровизированных «сердцах», оставленных Учителю в награду за Урок.
Хрупкость, ранимость души каждого человека, необходимость гуманного отношения ко всем людям без исключения осознали учащиеся 10 классов, побывав на уроке «Человек создан для счастья!». Так назывался двухчасовой урок, куда должны были войти традиционные «Трагедия семьи Мармеладовых» и «Зло, на которое ополчился Раскольников». На уроке рассматривалась судьба Катерины Ивановны.
Критик Николай Дмитриевич Ахшарумов (1867,№3, ж. «Всемирный труд») в статье о романе «Преступление и наказание» сказал, что Катерина Ивановна – настоящая героиня, ежечасно, ежедневно борющаяся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира. Основной задачей урока было увидеть трагедию безысходности, увидеть женщину – борца, воздать должное ее подвигу, поразмыслить над вопросом: «Что должен был чувствовать такой человек как Раскольников (Лужин, Свидригайлов и др.), встретясь лицом к лицу с такою женщиною?»
Урок начался с просмотра танца «Юность». Вслед за этим проще было составить ассоциативный ряд «Счастье». В понятие «счастья» участники включили разные составляющие: любовь, семью, дом, детей, родину, работу, взаимоуважение, востребованность… Список можно было и продолжить. Выбрано было только самое главное. Человек, о котором пойдет разговор на занятии, окончил учебное заведение с золотой медалью и похвальным листом. Вступил в брак по чрезмерной любви. Остался после смерти супруга с тремя детьми в нищете безнадежной. Родные от него отказались. «Горда была, чересчур горда».
Конечно же, это Катерина Ивановна. Казалось бы, все, о чем мечталось в юности, сбылось. Но ведь счастье – величина непостоянная, остановить мгновение нельзя, все изменяется. Кто ответственен за то, что случилось?
Как жить Катерине Ивановне, оставшейся после смерти мужа без всяких средств к существованию с тремя малышами на руках? Для дискуссии в группе был выбран вопрос: «Есть ли выход из создавшейся ситуации?» Возможный выход, который и выбрала Катерина Ивановна, выйти замуж за Мармеладова, который и хотел тем самым поддержать несчастную. Вот один из вариантов ответа учащихся: «Катерина Ивановна сама не может прокормить своих детей, она их только обстирывает ночью, запрещает говорить о еде, может даже прибить, ударить от бессилия что-то изменить. Выйдя замуж за Мармеладова, который хотел разделить тяжесть ноши, но сломался, не вынес, Катерина Ивановна живет даже не в углу, а в проходной комнате, все равно что на улице. Посмотрев фрагмент «Поминки» из фильма «Преступление и наказание», осознаешь всю трагедию безысходности, видишь Подвиг Героини-Матери, страдаешь вместе с ней, преклоняешься перед неимоверной силой и гордостью.
Что же должен был чувствовать такой человек, как Раскольников, видя эту героиню «ежечасно борющуюся до последнего вздоха со всеми несчастиями мира»? Нести свой крест нужно достойно, защищая и поддерживая Жизнь.
«Не убий!»- гласит заповедь. Убивая других – убиваешь себя, умножаешь зло, которое решил уничтожить».
Размышляя вместе с учащимися над страницами серьезных книг, воспитывая вдумчивого читателя, мы, учителя литературы, должны помочь детям стать прекрасными людьми.
Литература
- Ф.М.Достоевский «Братья Карамазовы». Роман в четырех частях с эпилогом. Библиополис. С.-Пб., 1996г.Часть 11. Книга четвертая «Надрывы», глава 111 .
Ф.М.Достоевский «Мальчики»
…Алеше не удалось долго думать: с ним вдруг случилось дорогой одно происшествие, на вид хоть и не очень важное, но сильно его поразившее.
Как только Алеша Карамазов прошел площадь и свернул в переулок, чтобы выйти в Михайловскую улицу, параллельную Большой, но отделявшуюся от нее лишь канавкой (весь город наш пронизан канавками),он увидел внизу перед мостиком маленькую кучку школьников, все малолетних деток, от девяти до двенадцати лет, не больше. Они расходились по домам из класса со своими ранчиками за плечами, другие с кожаными мешочками на ремнях через плечо, одни в курточках, другие в пальтишках, а иные и в высоких сапогах со складками на голенищах, в каких особенно любят щеголять маленькие детки, которых балуют зажиточные отцы. Вся группа оживленно о чем-то толковала, по-видимому, совещалась. Алеша никогда не мог безучастно проходить мимо деток, в Москве тоже это бывало с ним. И хоть он больше всего любил трехлетних детей или около того, но и школьники лет десяти, одиннадцати ему очень нравились. А потому как ни озабочен он был теперь. Но ему вдруг захотелось свернуть к ним и вступить в разговор. Подходя, он вглядывался в их румяные, оживленные личики и вдруг увидал, что у всех мальчиков было в руках по камню, у других так по два. За канавкой же, примерно шагах в тридцати от группы, стоял у забора и еще мальчик, тоже школьник, тоже с мешочком на боку, по росту лет десяти, не больше, или даже меньше того, — бледненький, болезненный и со сверкавшими черными глазками. Он внимательно и пытливо наблюдал группу шести школьников, очевидно его же товарищей, с ним же вышедших сейчас из школы, но с которыми он, видимо, был во вражде. Алеша подошел и, обратясь к одному курчавому, белокурому, румяному мальчику в черной курточке, заметил, оглядев его:
— Когда я носил вот такой, как у вас, мешочек, так у нас носили на левом боку, чтобы правою рукой тотчас достать; а у вас ваш мешок на правом боку, вам неловко доставать.
— Да он левша, — ответил тотчас же другой мальчик, молодцеватый и здоровый, лет одиннадцати. Все остальные пять мальчиков уперлись глазами в Алешу.
— Он и камни левшой бросает, — заметил третий мальчик. В это мгновение в группу как раз влетел камень, задел слегка мальчика-левшу, но пролетел мимо, хотя пущен был ловко и энергически. Пустил же его мальчик за канавкой.
— Лупи его, сажай в него, Смуров! – закричали все. Но Смуров (левша) и без того не заставил ждать себя и тотчас отплатил: он бросил камнем в мальчика за канавкой, но неудачно: камень ударился в землю. Мальчик за канавкой тотчас же пустил еще в группу камень, на этот раз прямо в Алешу, и довольно больно ударил его в плечо. У мальчишки за канавкой весь карман был полон заготовленными камнями. Это видно было за тридцать шагов по отдувшимся карманам его пальтишка.
— Это он в вас, в вас, он нарочно в вас метил. Ведь вы Карамазов, Карамазов? – закричали, хохоча, мальчики. – Ну, все разом в него, пали!
И шесть камней разом вылетели из группы. Один угодил мальчику в голову, и тот упал, но мигом вскочил и с остервенением начал отвечать в группу камнями. С обеих сторон началась непрерывная перестрелка, у многих в группе тоже оказались в кармане заготовленные камни.
— Что вы это! Не стыдно ли, господа! Шестеро на одного, да вы убьете его! — закричал Алеша.
Он выскочил и стал навстречу летящим камням, чтобы загородить собою мальчика за канавкой. Трое или четверо на минутку унялись.
— Он сам первый начал! – закричал мальчик в красной рубашке раздраженным детским голоском, — он подлец, он давеча в классе Красоткина перочинным ножиком пырнул, кровь потекла. Красоткин только фискалить не хотел, а этого надо избить…
— Да за что? Вы, верно, сами его дразните?
— А вот он опять вам камень в спину прислал. Он вас знает, — закричали дети. — Это он в вас теперь кидает, а не в нас. Ну все, опять в него, не промахивайся, Смуров!
И опять началась перестрелка, на этот раз очень злая. Мальчику за канавкой ударило камнем в грудь; он вскрикнул, заплакал и побежал вверх в гору, на Михайловскую улицу. В группе загалдели: «Ага, струсил, бежал, мочалка!»
— Вы еще не знаете, Карамазов, какой он подлый, его убить мало, — повторил мальчик в курточке, с горящими глазенками, старше всех, по-видимому.
— А какой он? – спросил Алеша. – Фискал, что ли?
Мальчики переглянулись как будто с усмешкой.
— Вы туда же идете, в Михайловскую? – продолжал тот же мальчик. – Так вот догоните-ка его… Вон видите, он остановился опять, ждет и на вас глядит.
— Так вот и спросите его, любит ли он банную мочалку, растрепанную. Слышите, так спросите.
Раздался общий хохот. Алеша смотрел на них, а они на него.
— Не ходите, он вас зашибет, — закричал предупредительно Смуров.
— Господа, я его спрашивать о мочалке не буду, потому что вы, верно, его этим как-нибудь дразните, но я узнаю от него, за что вы его так ненавидите…
— Узнайте-ка, узнайте-ка, — засмеялись мальчишки.
Алеша перешел мостик и пошел в горку мимо забора прямо к опальному мальчику.
— Смотрите, — кричали вслед ему предупредительно, — он вас не побоится, он вдруг пырнет, исподтишка…как Красоткина.
Мальчик ждал его, не двигаясь с места. Подойдя совсем, Алеша увидел пред собою ребенка не более девяти лет от роду, из слабых и малорослых, с бледненьким худеньким продолговатым личиком, с большими темными и злобно смотревшими на него глазами. Одет он был в довольно ветхий старенький пальтишко, из которого уродливо вырос. Голые руки торчали из рукавов. На правой коленке панталон была большая заплатка, а на правом сапоге, на носке, где большой палец, большая дырка, видно, что сильно замазанная чернилами. В оба отдувшиеся кармашка его пальто были набраны камни. Алеша остановился пред ним в двух шагах, вопросительно смотря на него. Мальчик, догадавшись тотчас по глазам Алеши, что тот его бить не хочет, тоже спустил куражу и сам даже заговорил.
— Я один, а их шесть… Я их всех перебью один, — сказал он вдруг, сверкнув глазами.
— Вас один камень, должно быть, очень больно ударил, — заметил Алеша.
— А я Смурову в голову попал! — вскрикнул мальчик.
— Они мне там сказали, что вы меня знаете и за что-то в меня камнем бросили? — спросил Алеша.
Мальчик мрачно посмотрел на него.
— Я вас не знаю. Разве вы меня знаете? — допрашивал Алеша.
— Не приставайте! — вдруг раздражительно вскрикнул мальчик, сам, однако ж, не двигаясь с места, как бы все чего-то выжидая и опять злобно засверкав глазенками.
— Хорошо, я пойду, — сказал Алеша, — только я вас не знаю и не дразню. Они мне сказали, как вас дразнят, но я вас не хочу дразнить, прощайте!
— Монах в гарнитуровых штанах! — крикнул мальчик, все тем же злобным и вызывающим взглядом следя за Алешей, да кстати и став в позу, рассчитывая, что Алеша непременно бросится на него теперь, но Алеша повернулся, поглядел на него и пошел прочь. Но не успел он сделать и трех шагов, как в спину его больно ударился пущенный мальчиком самый большой булыжник, который только был у него в кармане.
— Так вы сзади? Они правду, стало быть, говорят про вас, что вы нападаете исподтишка? -обернулся опять Алеша, но на этот раз мальчишка с остервенением опять
urok.1sept.ru