Непроизвольная память и произвольная память
На основании разных аспектов в психологии принято разделение памяти на разные виды, в том числе – на произвольную и непроизвольную.
Произвольная и непроизвольная память – это виды, которые определяются по критерию участия воли в процессе запоминания. Так, непроизвольная память – процесс запоминания, происходящий как бы «сам собой», без постановки цели запомнить и без дополнительных усилий со стороны человека. Как правило, непроизвольное запоминание сопровождается какой-нибудь яркой эмоцией.
Произвольная память – это сознательный процесс, который предполагает для достижения результата осознанную постановку цели и приложение определённых усилий.
Непроизвольная память ребенка
В раннем детстве память является частью ощущений и восприятия. Взрослые обращаются к малышу с просьбой вспомнить название предмета, чьё-то имя, какое-то действие. Память становится частью общения и частью овладения языком.
В дошкольный период память стремительно развивается, опережая остальные способности. Активное развитие всех видов памяти, происходящее в это время, в будущем станет основой полноценного развития малыша.
В возрасте 2-3 лет ребёнок повторяет слова и рифмованные строки. До начала школьного периода у ребёнка ведущую роль играет непроизвольное запоминание, основанное на впечатлениях малыша – двигательных, слуховых, зрительных. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) и запоминание, и воспроизведение все еще осуществляются в основном непроизвольно, проявляясь как часть разных видов деятельности. Чем младше ребёнок, тем большую роль в запоминании играют впечатления, чувства. Для развития непроизвольной памяти важны наблюдения. Заостряя внимание ребенка на объекте или явлении, можно сформировать долговременную память.
Существуют некоторые основные закономерности непроизвольной памяти:
— Запоминается то, что является неожиданным, сильным раздражителем (крик, яркий свет, фейерверк).
— Запоминаются факторы, выделяющиеся из ожидаемого ряда: необычность предмета, контрастность цвета, прерывание или, напротив, возобновление процесса.
— Непроизвольно запоминаются те предметы или явления, которые каким-то образом близки, значимы, вызывают особый интерес, эмоцию.
— Запоминается то, над чем человек активно работает.
— Запоминается то, что важно, актуально для человека. Например, то, что связано с целью и содержанием деятельности человека.
Примерно с четырехлетнего возраста у дошкольников начинается развитие произвольной памяти. Играя, выполняя поручения взрослых, дети начинают осознанно как запоминать, так и вспоминать, и ближе к школьному возрасту непроизвольное запоминание уступает место преднамеренному вспоминанию.
Ребёнок-дошкольник ещё не умеет самостоятельно ставить себе задачи, ему необходима помощь родителей, их подбадривающие фразы вроде «давай-ка повторим ещё разок», «давай ещё разочек прочитаем». Основное развитие произвольной памяти приходится на период обучения в школе. В это время у ребёнка формируется логическая память, которая помогает работать с большими объёмами текста.
Если ребёнок проявляет желание запомнить что-то и старается найти и использовать для запоминания логические связи – это благоприятный признак формирования произвольной памяти.
Заниматься с ребёнком лучше всего в виде игры (упражнения и советы для взрослых и детей можно найти здесь. Но не менее важный момент – ежедневное общение с ребёнком. Спрашивайте его о том, как прошёл его день, что было интересного, во что играли, чем бы он хотел заниматься завтра. Так Вы помогаете ему и вспоминать, и выражать свои мысли.
Произвольная память дошкольника
Произвольная память начинает формироваться, как мы уже сказали выше, в среднем дошкольном возрасте, а первые её проявления хорошо заметны во время сюжетно-ролевых игр. Во время таких занятий ребёнок хорошо мотивирован, ведь без запоминания условий ему не выполнить взятой на себя роли.
Произвольный вид памяти формируется постепенно, на основе умственного развития малыша.
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:
• Активность и успешное участие в играх.
• Выполнение действий, связанных с прошлым или будущим (например, когда нужно рассказать о чем-то, что было или выполнить что-то не сейчас, а несколько позже).
• Такое развитие речи, которое позволяет в том числе действовать и с воображаемыми вещами.
Сначала ребёнок учится этим предпосылкам у взрослых, а потом постепенно перенимает инициативу.
Немного подробнее остановимся на одной из важнейших предпосылок развития произвольной памяти дошкольника, каковой является игра.
В процессе игры развивается ум ребенка, приобретаются важные умения и навыки. Словесные игры, задействующие речь, одновременно развивают мышление и память; дидактические игры также улучшают память, учат следовать правилам и порядку действий.
В дидактических играх с детьми стоит обратить внимание на несколько важных моментов:
— Перед запоминанием нужно организовать восприятие ребенка, выделив признаки предмета (цвет, расположение, форму, количество).
— При запоминании нужно анализировать и сравнивать, выделять важные свойства и обобщать.
— Следует постепенно усложнять игру, например уменьшая время показа или увеличивая количество деталей.
— Нужно развивать самоконтроль, привлекая ребенка к проверке результатов запоминания и к анализу допущенных ошибок.
Процесс развития произвольного вида памяти у дошкольников включает такие важные моменты:
— Помощь взрослых, выделяющих подсказками значимые моменты: просьбы повторить, пересказать, рассказать; направление хода мыслей наводящими вопросами: «А что было дальше?». Это помогает ребёнку постепенно учиться осмысливать и связывать материал с целью запоминания.
— Выделение заданий, побуждающих вспомнить или запомнить.
— Осознание ребёнком необходимости овладения специальными способами запоминания.
Развитие произвольной памяти
В процессе обучения ребёнка в школе развитие произвольной памяти приобретает все большее значение: растёт объём информации, которую необходимо запомнить, не всегда её можно подать ярко и наглядно, и не всегда она совпадает со сферой заинтересованности ребёнка. Но, с другой стороны, для разностороннего развития недостаточно усваивать только то, что интересно. Кроме того, развитие произвольной памяти и её активное использование важны для общего умственного развития, в том числе для приобретения навыков, без которых не обойтись старшеклассникам и взрослым людям – логически мыслить и делать выводы.
Как помочь ребенку развить произвольную память?
1. Научите ребёнка выделять главную мысль и самые важные тезисы. Попробуйте подчеркивать предложения, содержащие главную мысль; возможно, так удобнее будет визуализировать информацию в виде схем, таблиц, рисунков. Таким образом задействуются и зрительная, и образная память, что улучшает запоминание.
2. Научите ребёнка без боязни работать с большим объёмом информации: делить её на смысловые блоки, находить между ними логические связи, систематизировать.
3. Повторение – мать учения, но повторять тоже нужно уметь. Научите ребенка несколько раз, вдумываясь в смысл, повторять выделенную мысль (правило, формулу). После прочтения параграфа пусть ребенок перескажет его вслух – сам себе. Объясните ему, что так он справится с выполнением задания быстрее.
4. Научите ребенка работать над ошибками: это залог развития важного навыка самоконтроля и одновременно улучшение запоминания.
5. Используйте ассоциации, привязывая с их помощью незнакомый материал к знакомому. Это могут быть образные параллели с уже известной информацией, визуализация, стишки-подсказки (например, «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – в первых буквах этой известной фразы «зашифрованы» первые буквы последовательности семи основных цветов спектра в составе радуги).
6. Объясняйте ребенку (особенно если тема сложна для его понимания), почему для него так важно её изучение. Понимание важности – отличный двигатель: это и стимулирует, и мотивирует.
Развитию памяти и внимания, мышления и восприятия способствуют развивающие игры онлайн.
Мы искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!
Фото: Snow Bagel
b-trainika.com
что это такое? В каком возрасте начинает формироваться? Способы развития памяти у младших школьников и у взрослых
«Выбрось это из головы, выучи лучше таблицу умножения!» Иногда такие требования, предъявляемые к ребенку, не могут быть выполнены. Они не взаимосвязаны, так как разную информацию мы храним на разных «дисках» своей произвольной и непроизвольной памяти. Первая отвечает за то, чтобы мы знали таблицу умножения, вторая действует сама по себе и заносит в нашу память все, что ей заблагорассудится — яркие события, сильные эмоции, интересные образы, гениальные идеи и так далее.
Но наша задача – не идти у нее на поводу и оставить место для знаний. Их можно получить только специально, задействовав при этом произвольную память.
Характеристика
Задача произвольной памяти – фиксировать информацию, полученную ее обладателем специально (заучивание той же таблицы умножения, например). Она помогает нам выучить стихотворение, запомнить свой адрес, паспортные данные. Да, в реальности есть люди, которые знают их наизусть, и иногда это на самом деле весьма полезно.
Однако формироваться такая память начинает в возрасте, когда до получения главного документа гражданина еще далеко. В психологии считается, что это происходит в начальной и средней школе, когда у ребенка появляется осознанное желание или необходимость что-либо выучить (запомнить).
Развитие произвольной памяти предполагает множество факторов. В том числе и то, что было заложено в нас еще в совсем юном возрасте, еще до школьной скамьи.
Как это работает?
Уровень эффективности произвольной памяти зависит не только от того, что конкретно мы учим и зачем, но и от методов, которые мы используем для запоминания. Кому не знакомо состояние на экзамене, когда, отправляясь на него, мы чувствуем себя в полной боевой готовности, ведь позади – сутки в библиотеке, бессонные ночи над учебниками, а получая карточку с вопросами, впадаем в ступор с примесью амнезии или, наоборот, неожиданно для самих себя демонстрируем лучшие стороны своей произвольной памяти и получаем высший балл.
Конечно, тренировать память можно и нужно и во взрослом возрасте, но, как известно, все проблемы родом из детства и вот на что нужно обратить внимание родителям, чтобы их ребенок не столкнулся с проблемами во взрослом возрасте.
- Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в различных играх, в идеале – периодически брал на себя лидерство.
- Пробуйте повторять с ребенком уже пережитые события, вспоминайте походы в зоопарк или цирк. Пусть ребенок расскажет, чем ему запомнился тот или иной зверь или выступление на манеже, какие шутки клоуна показались ему особенно смешными. Через пару дней вновь вернитесь к этой теме.
- Чаще используйте игры с использованием слов. Только не надо сразу «грузить» малыша играми в «города», «съедобное – несъедобное» для начала вполне подойдет. Ведущий кидает мяч участникам и при этом произносит слово, задача ребенка – поймать мячик, если было названо нечто съедобное и не поймать, если было произнесено наименование несъедобной вещи.
- Не заставляйте ребенка зубрить что-либо, попробуйте вызвать в нем эмоции, попробуйте сами красочно описать ему тот или иной предмет или событие, чтобы в его памяти осталось не только название, но и образы.
- Научите ребенка понимать то, что он учит.
- Объясните ребенку, как и зачем пригодятся ему полученные знания.
Функции
Произвольная память позволяет нам не только участвовать в конкурсе чтецов или состязаниях типа «Что? Где? Когда?». Знания, заложенные в нашу кладовую мозга посредством произвольной памяти, необходимы как в профессиональной деятельности, так и в повседневной. Вы же не достаете каждый раз поваренную книгу, прежде чем начать готовить щи? Достаете? Тогда вы просто не умеете их готовить. Может быть, вы заядлый путешественник? Разве знания, полученные и зафиксированные вашей произвольной памятью в школе, вам ни разу не помогли?
Отсюда — очевидная функциональность произвольной памяти, именно она помогает нам собирать багаж знаний.
Особенности развития
Формирование произвольной памяти заканчивается приблизительно к 14 годам. От того, насколько удачным получился этот процесс, зависит, как будет протекать жизнь человека в дальнейшем. Ведь именно произвольная память помогает нам логически мыслить, делать выводы. Для ее развития у младших школьников, а именно в этом возрасте есть все шансы создать благодатную почву, когда необходимая информация будет буквально «врастать», существует много способов и приемов, в том числе и перечисленных выше. Но главное – научить ребенка работать с информацией.
И для этого нужно привить ему следующие навыки.
- Умение выделять главную мысль. Для начала попробуйте просто подчеркивать то, что наиболее значимо в тексте. Также рекомендуется применять в процессе обучения различные схемы, графики, рисунки. Таким образом, на помощь произвольной памяти вы позовете и зрительную.
- Умение работать с большими объемами информации. Объясните ребенку, что не стоит бояться большого количества строк или цифр, которые нужно запомнить. Научите разбивать их на логические цепочки, объединять по смыслу, искать взаимосвязи.
- Повторение пройденного материала. Делать это нужно с пониманием того, что выучили. Нужно не просто произносить вслух заученные фразы или правила, а вдумываться в смысл того, что произносишь. Кстати, именно повторение необходимой к запоминанию информации вслух помогает быстрее отложить ее в нашей памяти и на более долгий срок.
- Работа над ошибками. Это не прихоть наших педагогов из советского прошлого. Когда ребенок сам исправляет свою ошибку, он запоминает правильный вариант написания слова, формулы. Это не только оградит его от допущения подобных промахов в будущем, но и заставит более усердно работать над выполнением следующего задания. Кому же хочется тратить лишнее время на учебу, когда под окнами ребята гоняют в футбол, а в соцсети уже давно «висит» в ожидании любимая одноклассница.
- Умение составлять ассоциативный ряд. «Притягивайте» новую информацию к уже знакомому материалу. Как пример из того же советского детства – стишок для запоминания порядка цветов в радуге «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Используйте подобные уловки для запоминания «неудобной» для вашего мозга информации.
И еще несколько советов, которые помогут сделать произвольную память лучше как детям, так и взрослым.
- Концентрируйтесь на поставленной задаче. Если вам нужно выучить стихотворение, то не стоит отвлекаться на то, как муха села на варенье, зачем папа (муж) полез в холодильник, и что за СМС-ка пришла.
- Сортируйте нужную информацию по общим или похожим признакам. Вчера изучали строение кожи, а сегодня пытаетесь запомнить географическое положение Италии? Из кожи делают сапоги, а Италия, если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, очень похожа на сапог. Ищите ассоциации во всем.
- Чтобы запомнить числа, делайте то же самое. Вместо того, чтобы зубрить, вспомните, какие ассоциации вызывает то или иное число. Например, 1970 — год рождения, 16 — первая любовь и так далее.
- Отправляясь в новую страну, выучите хотя бы пару слов на языке, на котором там говорят. Еще лучше освоить ряд фраз, которые позволят вам обменяться любезностями с персоналом при заселении в гостиницу, заказать еду в ресторане. Так вы не только окажете уважение местным, но и улучшите свою память.
Кстати, изучение иностранных языков даже учеными признано верным способом повышения интеллектуальных способностей. А мы ведь к этому и стремимся, развивая свой головной мозг и произвольную память.
vplate.ru
Развитие произвольной памяти | Познание мира
Расскажите об этой статье в социальных сетях
Наверняка многие из вас знают, что психологическая наука уделяет много времени на исследование человеческой памяти. Без нее жизнь протекала бы лишь мгновениями, люди не могли бы вспомнить прошлое и помечтать о будущем. Память возможно развить только тогда, когда у человека нет выходящих за рамки патологий, приводящих к нарушениям памяти. Другими словами, для эффективной работы памяти необходимо:
- Проверить есть ли нарушения в коре головного мозга.
- Отбросить лишний материал, то есть лишние образы, мешающие запомнить информацию.
- Уделить внимание предмету запоминания.
Важно! Чтобы иметь хорошую память, необходимо уметь фиксировать внимание.
Изначально человек не уделяет должного внимания тому, что чувствует, видит, слышит. Память развивается тогда, когда активизируются чувственные и мыслительные способности. Метод ассоциации значительно упрощает запоминание.
SOURCEВиды памяти
Условно память можно разделить на три категории:
По содержанию психической активности | По продолжительности сохранения материала | По степени волевой регуляции |
Двигательная. | Мгновенная. | Непроизвольная. |
Образная: 1) Зрительная; 2) Обонятельная; 3) Слуховая; 4) Вкусовая; 5) Осязательная. | Кратковременная. | Произвольная. |
Эмоциональная. | Долговременная. | |
Словесно-логическая. | Оперативная. |
Память на позу, положение тела развивается достаточно рано. Это и есть двигательная память. Наверняка многие из вас замечали, что во время прогулки легче думается и принимается решение. Дело в том, что во время движения кровь быстрее попадает в мозг. В результате он начинает лучше функционировать.
Важно! Блестящей двигательной памятью обладают танцоры, спортсмены, а также люди, род занятий которых вынуждает много двигаться.
Образную память невозможно представить себе без составляющих. У большинства людей развита зрительная память, однако она характерна тем, что со временем запомнившиеся образы начинают терять свои очертания. К примеру, одни детали упрощаются, опускаются или меняют очертания.
Это касается и других видов образной памяти. С течение времени они утрачиваются вкусовые, слуховые, обонятельные впечатления. У детей, подростков, а также музыкантов и художников сильно развита образная память.
SOURCEЭмоциональная память хранится дольше всего. Наверняка вы помните день рождения ребенка, праздники, устраиваемые семьей или интересно проведенные студенческие годы, горькие моменты в жизни. Младенцы также рано начинают отличать «своих» от «чужих».
Известный ученый В. Н. Мясищев в трудах, посвященных эмоциональной памяти отмечал, что когда дошкольникам показывали рисунки, дети отлично запоминали (практически на 100%) те, которые им нравились. И в точности до наоборот — не запоминали скучные, по их мнению картины.
SOURCEСловесно-логическая память формируется в течение всей жизни. В 10-13 лет память достигает наивысшей силы. Характерной особенностью ее является точное воспроизведение, которое достигается силой воли.
Внимание! Произвольная память значительнее всего развивается в период становления личности, то есть в 10-13 лет.
Воспроизвести фразу значительно легче, чем образ, но и здесь зачастую кроются подводные камни. При запоминании фраз легче всего воспроизводятся первые и последние слова. Многие из них сокращаются, а запомнившиеся детали переносятся в начало предложения.
SOURCEРазвитие произвольной памяти
В чем же основная разница между произвольными и непроизвольными видами памяти? Если человеку незатруднительно запомнить и восстановить некоторое событие или предмет в памяти, то такую память называют непроизвольной. К примеру многие запоминают то, что бросается в глаза, особенно события создающие неудобства по дороге на работу. Это и светофор с горящим красным светом и еле пыхтящий автобус, медленно снующий по тротуару пешеход и так далее.
Внимание! Произвольная память отличается тем, что ее легко запомнить.
Причем данная память становится эффективнее от степени заинтересованности. Все зависит, насколько человеку хочется запомнить полученную информацию, какова его цель, а также от приемов заучивания.
Приемы заучивания различаются между собой. Это:
- механическое повторение;
- логический пересказ;
- образное мышление.
Механическое или многократное повторение — это трудоемкий, длительный процесс, причем не всегда эффективный. Логическое заучивание или логический пересказ более результативно, так как изучаемый материал осмысливается, выстраивается в систему. Образное мышление хорошо тем, что изменяет в сознании неинтересную информацию на картинки, схемы, графики.
SOURCEПамять, влияющая на продолжительность сохранения материала
Мозг устроен так, что в нем есть ячейки, отвечающие за память, которая иногда приходит на одно мгновение, или на недолгое время. Некоторая информация хранится несколько дней, а есть ячейка, из которой извлекается тот материал, который лежал в ней на протяжение всей жизни.
SOURCEНаучно память делится на:
- мгновенную;
- кратковременную;
- долговременную;
- оперативную.
Мгновенная память практически не хранит информацию. Она вне времени. Еще в раннем детстве малыши приучаются делать выбор. Одну информацию они сохраняют, а другую пропускают. Не редки случаи, когда необходимо вспомнить нечто важное, но сделать это невозможно.
Кратковременная память хранит информацию некоторое время. С ее помощью обрабатывается огромный материал, поступающий извне. Кратковременная память отбрасывает лишний материал и сохраняет нужную информацию.
После этого усвоенный материал полностью исчезает из памяти, либо переходит в раздел долговременной памяти.
Долговременная память нормально функционирует лишь при хорошей кратковременной памяти. Долговременная память хранит информацию в течение неограниченного срока. Перевести информацию в эту ячейку памяти можно лишь волевым усилием. Например, неоднократно повторяя материал, предназначенный для запоминания.
Долговременная память основывается на:
- внимательности;
- аналитическом уме;
- способности делать выводы.
Важно! Если человек наделен навыком легко вспоминать, а не запоминать — значит, он обладает секретом хорошей памяти.
Оперативная память характеризуется тем, что может беречь нужный материал в течение определенного времени, которое длится либо несколько секунд или несколько дней. Все зависит от задачи, которую необходимо решить. После выполнения задания, оперативной память удаляет используемый материал.
SOURCEКак с помощью игр развить произвольную память
Как развить произвольную память у детей. Не так редки жалобы родителей на детей, что те с трудом запоминают стишки, буквы, цифры. От памяти зависит мышление человека, поэтому развивать ее в детстве крайне важно. Память так же важна, как и усидчивость и даже больше.
Наверняка все замечали, как дети быстро усваивают иностранные языки и намного быстрее учат стихи, чем взрослые. Отнюдь это не означает, что дополнительные занятия им не нужны. Однако дети неусидчивы и непосредственны. Заставлять их часами сидеть не эффективно, следовательно, обучение ребенка нужно начинать с помощью игр.
Ребята как известно не сидят на месте. Развивать произвольную память в момент подвижных игр вполне возможно. Игры пригодятся и дома, когда ребенок отдыхает, и во время прогулки и в детском саду.
SOURCEИгры на развитие памяти
Игры являются мощным инструментом в развитии памяти у детей. Занимайтесь с ребенком как можно чаще и вы удивитесь результатам.
SOURCEИгра «Что изменилось?»
Перед ребенком кладут 6-7 игрушек и предлагают запомнить все игрушки, а также их расположение. Затем ребенок отворачивается, а две игрушки переставляют или прячут. Ребенок должен угадать. Эту игру постепенно можно усложнять.
SOURCEИгра «Снежный ком»
Мама начинает на словах варить обед. «Я налью воду в кастрюлю и поставлю на огонь». Затем вторит ребенок: «Я брошу в кастрюли мясо, картошку, луковицу». И так далее. Темой может быть и отдых на берегу моря, и прогулка в лесу и так далее.
SOURCEИгра «Магазин»
Например, малыш является покупателем, перед ним стоит задача закупить несколько продуктов. Количество не должно превышать шести или семи. Такая игра развивает память. Чем больше ребенок называет предметы, тем большего он достоин поощрения.
Существует огромное количество других игр, предназначенных для развития произвольной памяти.На сайте о развитии памяти у детей можно найти множество интересных игр.
SOURCEРазвитие произвольного внимания и памяти
Характеристиками внимания являются концентрация и устойчивость. Этими навыками обладают и животные, но лишь человек способен к произвольному вниманию. Малышам до десяти месяцев свойственно лишь непроизвольное внимание. После, дети начинают совмещать произвольное и непроизвольное внимание. Стоит ребенку указать на какой-либо предмет жестом, как у него начинается перестройка внимания.
Наверное вам приходилось наблюдать за детьми, которые впервые учатся писать. Ребенок при этом занятии не концентрируется только на руке. Он движется всем туловищем, руками, качает голову и вынимает язык.
Внимание! Произвольное внимание направлено на торможение ненужных движений.
Концентрировать внимание дети учатся постепенно. Так к шести месяцам ребенок может сосредоточенно играть приблизительно 14 минут, а к шести годам это время растягивается до часа и полтора.
В три-четыре года дети еще не способны запомнить информацию особыми приемами. Лишь в старшем дошкольном возрасте с помощью мнемонических приемов ребенок постепенно переходит на произвольную память.
SOURCEПредпосылки развития произвольной памяти дошкольников
Детская память во многом отличается от памяти взрослых. Предметы и вещи, о которых они имеют смутное представление расплываются в их памяти. Дети с удовольствием ходят на детское представление и в цирк. Но если спустя время спросить, что они запомнили, ответ будет расплывчатым. Полученные впечатления тускнеют и сливаются в памяти младших дошкольников.
Их представления похожи на кусочки мозаики. Со временем они что-то забывают, что-то искажают. Это связано с тем, что детская память не совершенна, они пока не умеют пользоваться ею. Память, требующая волевого усилия развивается с возрастом, ученые считают, что это скорее зависит насколько совершенна техника применения или мнемонические приемы.
SOURCEПредпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются:
- Характер обучения, например, игры.
- Способность запомнить пять слов и пять картинок из десяти предложений.
- Порядок воспроизведения материала.
У младших дошкольников характер развития произвольной памяти несколько другой. Для большего эффекта, у малыша лучше активизировать непроизвольную память. Сначала делать это ненавязчиво, с помощью игр, а затем просить его воспроизвести то, что запомнил. Учить стишки, обращать внимание на логические задачи и так далее.
SOURCEСпособы развития произвольной памяти у старших дошкольников
Дети, начиная с 4 лет лучше запоминают и воспроизводят материал, они с удовольствием запоминают стишки, так как проявляются первые признаки смыслового запоминания.
К семи годам у малыша память трансформируется в лучшую сторону. Дети начинают управлять поступающей информацией.. Память дошкольников и школьников младших классов совершенствуется из года в год. Однако между ними возникают существенные различия. У детей, учащихся первых классов значительнее развита способность воспроизведения. Регулярность, с которой они проделывают домашние задания и работу в классе, улучшает произвольную память.
SOURCEДидактические игры на развитие произвольной памяти
Дидактические игры значительно облегчают развитие произвольной памяти. Они делают малыша наблюдательнее, тем самым улучшая внимание. Возможно вам будет интересно рассмотреть некоторые игры.
Игра «Самый зоркий»
Улучшает память и внимание. Несколько детей (не больше пяти-семи) становятся лицом к ведущему, который в течение десяти секунд показывает им одну картинку. Затем она прячется среди других и дети должны отыскать ее. Кто первый найдет, тому и присуждается звание самого зоркого.
Игра «Где сестренка?»
Игра учит находить различие между похожими предметами. Для этого берутся несколько кукол-матрешек, которые отличаются деталями в одежде, прическе и так далее. Разрешается брать и нарисованные куклы. Эти куклы располагаются перед ребенком или в ряд или хаотично. Одна из матрешек лежит в стороне. Ребенок берет ее в руки и выискивает похожую на нее куклу. Ведущий и остальные дети в это время хлопают в ладошки до пяти раз. Если в течение хлопком похожая кукла не находится, право поиска передается другому малышу. Игру можно усложнить лишь раз показав матрешку, для которой нужно найти «сестренку».
Существует множество дидактических игр, найти их можно на сайте http://nashidetci.ru/didakticheskie-igryi-na-razvitie-proizvolnogo-vnimaniya-i-pamyati/
SOURCEИзучение уровня развития произвольной образной памяти
Дети легко запоминают и воспроизводят предметы, но делают это бессистемно, хаотично. Зачастую главные детали они пропускают, концентрируясь на второстепенных.
Произвольная образная память совершенствуется с течением времени. Взрослые должны уметь направлять ее развитие. Например, чаще спрашивать малыша, что он помнит из прошедшего дня рождения или другого события. Ребенок почувствует в этом заботу старших и с удовольствием будет отвечать.
Чтобы приучить малыша контролировать события в жизни, взрослые должны фиксировать его внимание на определенный порядок вещей: подъем, умывание, завтрак, обед, прогулка и так далее. Дети, следуя этому распорядку, получают ощущение стабильности в жизни. Они более уравновешенные и воспитанные.
Не менее важно рассказывать детям как прошли те или иные приятные события, как он хорошо выступал, читал стишки, пел, танцевал и так далее. Такой метод коллекционирования интересных событий развивает произвольную образную память, оставляет в душе ощущение праздника и радости жизни.
Таким образом, от уровня развития произвольной образной памяти зависит:
- объем сохраняемых детьми представлений;
- представления о предметах становятся все более четкими;
- растет подвижность сохраняемых образов.
Внимание! Необходимо запомнить, что дошкольный возраст — это время благоприятного развития памяти, особенно образной!
poznanie-mira.ru
Произвольная память и этапы ее развития в дошкольном возрасте
Формирование произвольной памяти происходит на основе умственного развития ребенка. Предпосылками ее возникновения являются: успехи в развитии произвольной практической и игровой деятельности, формирование у детей действий, для я которых необходимо характерна для произвольного запоминания ориентация на будущее и ориентация на прошлое, характерна для. Воспроизведение. Такие действия вызывают у ребенка требования взрослых, например, выполнить поручение не сейчас, а через некоторое время, рассказать об увиденном на прогулке; определенный уровень речевого развития (выработка умения в речи действовать с воображаемыми вещами). Благодаря этим предпосылкам ребенок сначала учится запоминать или вспоминать по инициативе взрослых, затем постепенно сама становится инициаторомром.
. Произвольная память — процесс запоминания и воспроизведения материала, предусматривающий сознательную постановку цели и требует волевых усилий
Она начинает формироваться в среднем дошкольном возрасте. Ранние ее проявления наблюдаются в запоминании условий сюжетно-ролевой игры, без которого невозможно успешное выполнение ребенком взятой на себя роли. В. В игре он запоминает гораздо больше слов, чем по требованию дорослогго.
Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов
1. Выделение задач запомнить, припомнить при отсутствии в практике ребенка необходимых для этого приемов. Задача вспомнить она выделяет раньше, поскольку часто от нее ждут именно припоминания я, воспроизведение того, что она раньше воспринимала или делала. Задача запомнить возникает на основе опыта припоминания, осознание ребенком, что, запомнив, она не сможет воспроизвести того, чего от нее чекаютють.
2. Использование приемов запоминания и припоминания результате подсказок взрослых. Взрослый, давая ребенку поручение, предлагает его повторить, спрашивая о чем-либо, направляет припоминание ребенка апитаннямы:»А что дальше?»,»А что он сказал?» ния вслух она переходит к повторению шепотом, про себя. Постепенно учится осмысливать, связывать материал, использовать эти связи с целью запоминанияи з метою запам’ятовування.
3. Осознание необходимости специальных действий запоминания, овладение умением использовать в них вспомогательные средства. Ребенок понимает, что нужно запомнить, потому пользуется различными приемами способами, чтобы достичь этой метти.
Память 3-4-летних детей проходит три уровня развития: 1) отсутствие цели запомнить и вспомнить, 2) наличие цели за несформированности способов, направленных на ее осуществление; 3) сочетание цели запомнить мьятаты, вспомнить с применением способов достижения этого.
До завершения дошкольного периода непроизвольная память остается ведущей. Произвольное запоминание и воспроизведение дети используют сравнительно редко — когда этого требуют соответствующие задачи или требуют взрослые (табл. 42.2).
Непроизвольное запоминание во время активной умственной работы над материалом в дошкольном детстве продуктивнее, чем произвольное. Например, дети, которые без цели запомнить раскладывали картинки соотв но к изображенным предметам (для сада, для кухни и т.п.), запоминали их значительно лучше, чем дети, которые рассматривали те же картинки с задачей запомнить. Однако непроизвольное запоминание, не связан не с выполнением активных действий восприятия и мышления, является менее продолжительным, чем произвольноене.
Для развития произвольной памяти у детей дошкольного возраста необходимо: развивать их непроизвольную память, которая является основой для последующего. Воспроизведение (важно, чтобы было чем пользоваться, что упоминается. Уват) побуждать ребенка к воспроизведению сначала во время выполнения им практических поручений в игре, а затем — в учебной деятельности; ставить перед детьми задачу, вправлять их в запоминании, трет дует их память в деятельности; обучать различных способов запоминания, обращая особое внимание на развитие логической памятью.
В дошкольном возрасте очень важно направить ребенка на произвольное запоминание, донести до его сознания необходимость в нем, научить специальных приемов запоминания
uchebnikirus.com
Развитие произвольной памяти у детей дошкольного возраста
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей ребёнка — дошкольника, от развития которого строятся другие познавательные функции и качества личности (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, П.И.Зинченко, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, А.П.Нечаев, С.Л.Рубинштейн, А.А.Смирнов и др.).
Память — когнитивный процесс, выполняющий функции запоминания, забывания, сохранения и воспроизведения материала. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности.
Дошкольный период — эпоха господства природной, непосредственной, непроизвольной памяти.
Актуальность темы заключается в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребенка и задача взрослого, педагогически грамотно помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития.
Раннее детство — самая благодатная почва для развития памяти в ее многообразии. Уже в младенчестве память выступает в своей элементарной форме запечатления и последующего узнавания жизненно важных для ребенка воздействий. На ранних этапах развития память включена в процесс восприятия, носит непреднамеренный, непроизвольный характер.
У детей раннего дошкольного возраста преобладает непроизвольная, зрительно-эмоциональная память.
У младших дошкольников единственная форма работы памяти — непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и, конечно же, не применяет для этого специальных приемов.
В старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала.
Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.
При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут её запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания.
В результате исследования развития памяти Истомина З.М. сделала следующие выводы: от младшего дошкольного возраста к старшему происходят заметные изменения памяти. Прежде всего, к концу дошкольного детства память выделяется в особую, независимо управляемую психическую функцию ребёнка, которую он может в той или иной степени контролировать. В младшем и среднем дошкольном возрасте (3-4 года) запоминание и воспроизведение материала ещё входит в состав различных видов деятельности, осуществляется в основном непроизвольно. В старшем дошкольном возрасте благодаря постановке пред детьми специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа:
1 этап: формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить.
2 этап: возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции. К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
На основе многочисленных экспериментов учёные пришли к выводу: памятью детей-дошкольников можно управлять, обучая специальным мнемическим приёмам классификации однородных объектов Л.М.Житникова, 1966, смысловому соотнесению З.М.Истомина, 1975, смысловой группировке.
Целью моей работы было: Изучение соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у детей в разных возрастных группах.
Задачи:
- Выявление продуктивности разных видов запоминания на протяжении дошкольного возраста, а также соотношение показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания.
- Изучить, как дети разных возрастов справляются с задачей припомнить материал, с какого возраста начинают использовать способы запоминания и какие.
Анализ результатов показал:
- У младших дошкольников продуктивность непроизвольного и произвольного запоминания практически одинакова. Запоминание картинок младшими дошкольниками носило преимущественно непроизвольный характер. Мало детей использовали повторение и классификацию для запоминания.
- Детей среднего и старшего дошкольного возраста мнемическая задача побуждала более внимательно рассматривать картинки, называть их и повторно воспринимать. В облегченных же условиях классификацию выполняли большая половина средних и почти все старшие дошкольники. Использование классификации в мнемических целях вызывало у средних дошкольников особенно большие трудности. Некоторые дети могли производить частичную группировку картинок, но не умели подчинять классификацию целям запоминания.
- У большинства детей подготовительной группы задача запомнить вызывала более сложную и разнообразную мнемическую активность: планомерное повторение, проверку запоминания воспроизведением. Дети этого возраста обнаружили и значительно большие возможности в выполнении классификации в познавательных целях, а некоторые из них применяли классификацию и в целях запоминания.
Полученные результаты подтвердили: память дошкольников постепенно совершенствуется от года к году, но существенные различия могут быть между младшим дошкольным возрастом и старшим дошкольным возрастом, поскольку лишь к концу дошкольного возраста память детей претерпевает значительные изменения, приобретая элементы произвольности, долговременности.
Предлагаю, разработанные мною методические рекомендации для воспитателей и родителей по развитию памяти у до
urok.1sept.ru
Развитие произвольной памяти у дошкольников
Омский Гуманитарный университет
Факультет Психологии
Кафедра Психологии
Развитие произвольной памяти
дошкольников
Кунгурцева Светлана Петровна
Реферат по психологии
3-й курс
Омск
2003
Омский гуманитарный университет
Аннотация
Развитие произвольной памяти дошкольников
Автор: Кунгурцева Светлана Петровна
Кафедра психологии
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение — единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.
Совершенствование произвольной памяти у детей связано с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.
Оглавление
Словарь……………………………………………………………………………………….. ii
Глава 1………………………………………………………………………………………………. 1
Основные характеристики Памяти……………………………………………….. 1
Основные черты памяти………………………………………………………………….. 1
Классификация памяти……………………………………………………………………. 2
Универсальные принципы в механизме памяти……………………………….. 4
Глава 2………………………………………………………………………………………………. 5
Память и её развитие в детском возрасте……………………………………….. 5
Общая концепция развития памяти………………………………………………….. 5
Память, как основная психическая функция в детском возрасте……….. 6
Глава 3………………………………………………………………………………………………. 7
Соотношение непроизвольной и произвольной памяти………………… 7
Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте……………. 7
Переход от непроизвольной к произвольной памяти……………………….. 8
Глава 4…………………………………………………………………………………………….. 10
Развитие опосредованного и произвольного запоминания……………….. 11
Обучение запоминанию в дошкольном детстве……………………………….. 12
Обучение запоминанию с использованием мнемических средств…….. 13
Практическая часть…………………………………………………………………….. 14
Методика проведения исследования развития памяти……………………… 14
Изучение уровня развития произвольной образной памяти……………… 14
Изучение объема образной памяти у дошкольников…………………………. 15
Приложение………………………………………………………………………………. 17
Библиография……………………………………………………………………………. 18
Интернет-ресурсы:……………………………………………………………………… 18
Словарь
Мнемические действия это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемоника — искусство запоминания
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
Память это психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Глава 1
Основные характеристики Памяти
Память трудно свести к одному понятию. Память это
— психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.[1]
— способность вспоминать отдельные переживания из прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.[2]
— совокупность процессов и функций, которые расширяют познавательные возможности человека; память охватывает все впечатления об окружающем мире, которые возникают у человека.[3]
— сложная структура нескольких функций или процессов, обеспечивающих фиксацию прошлого опыта человека.
— психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала.
Основные черты памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти.
Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека- это: длительность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.[4]
А. Объём памяти — способность одновременно сохранять значительный объём информации. Средний объём памяти — 7 элементов (единиц) информации.
Б. Быстрота запоминания — отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
В. Точность запоминания — точность проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации.
Г. Длительность запоминания — способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
Д. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию.
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
— в скорости запоминания;
— в прочности сохранения;
— в легкости воспроизведения, в точности и объеме запоминания.[5]
Например, некоторые люди отлично запоминают материал, но потом не могут его воспроизвести. Другие же, наоборот, с трудом запоминают, т.к. у них слабо развита кратковременная память, но долго хранят в памяти накопленную информацию.
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память.[6] Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память .
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
— интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;
— от отношения личности к той или иной деятельности: жизненно важно или можно пренебречь;
— от эмоционального настроя в конкретном случае;
— от физического состояния;
— от волевого усилия и многих других факторов.[7]
Классификация памяти
Существуют разные классификации видов человеческой памяти:
1. По участию воли в процессе запоминания;
2. По психической активности, которая преобладает в деятельности;
3. По продолжительности сохранения информации;
4. По сути предмета и способа запоминания.[8]
По характеру участия воли (целевой деятельности) память подразделяют на непроизвольную и произвольную:
—непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий;
—произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической деятельности, с помощью которой человек запоминает информацию, память делят на двигательную, эмоциональную (аффективную), образную и словесно-логическую.
· Двигательная (кинетическая) память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразн
mirznanii.com
Соотношение произвольной и непроизвольной памяти дошкольников
Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста более продуктивным, чем произвольное запоминание того же материала. Вместе с тем, непроизвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления, например запоминание рассматриваемых картинок, оказывается менее успешным, чем произвольное.
Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть прочным и точным. Если события этой поры имели эмоциональную значимость и произвели на ребенка впечатления, они могут сохраняться в памяти на всю оставшуюся жизнь. Дошкольный возраст является периодом, освобожденным от амнезии младенчества и раннего возраста.
Первые припоминания впечатлений, полученных в раннем детстве, относятся обычно к возрасту около трех лет (имеются ввиду воспоминания взрослых людей, связанных с детством ). Было установлено, что почти 75% первых детских воспоминаний приходится на возраст от 3 до 4 лет. Это значит, что к данному возрасту, т.е. к началу раннего дошкольного возраста, у ребенка связываются долговременная память и ее механизмы. Одним из них является ассоциативная связь запоминаемого материала с эмоциональными переживаниями. Запечатляющая роль эмоций в долговременной памяти начинает проявлять себя уже в начале дошкольного возраста.
Однако, у младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить и припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов. Когда детям 3 лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону и просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками: «Очки – здесь на глазки накладывают», «Эта – бабочка, называется червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сливы маленькие». Однако, никаких действий, чтобы запомнить, у детей не наблюдалось. [По материалам В. С. Мухиной]
1.3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию. Господствующим видом памяти к концу дошкольного возраста остается непроизвольная память. Но в старшем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы, направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал.[№9 с. 162]
Но не смотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.
Продуктивность запоминания у детей в игре выше, чем вне игры. Однако, у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще всего используется просто повторение.
Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя 2 этапа:
1. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т.е. желание что-либо запомнить или вспомнить.
2. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для этого мнемические действия и операции.
К концу дошкольного возраста процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания логические связи в материале.
Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.
В одном из экспериментов детей в возрасте от 3 до 8 лет показывали 10 различных деревянных брусков, выложенных в один ряд по длине, и просили просто посмотреть на этот ряд. Неделю, а за тем месяц спустя им предлагали выложить этот ряд по памяти.
Первым интересным результатом эксперимента было следующее. Уже через неделю младшие дошкольники не могли вспомнить последовательности брусков, но тем не менее восстановит ее, выбирая один из следующих вариантов расположения ряда:
— Выбор нескольких равных между собой брусков;
— Выбор длинных и коротких брусков;
— Составление групп из коротких, средних и длинных брусков;
— Воспроизведение логически правильной, но чересчур короткой;
— Составление полной исходной упорядоченности серии.
Следующий результат состоял в том, что через 6 месяцев без всяких новых предъявлений запоминаемого материала память у детей спонтанно улучшилась в 75% случаев. [по материалам З. М. Истоминой]
При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут ее запомнить. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы.
Память сохраняет представления, которые в психологии интерпретируют как обобщенное воспоминание. Переход к мышлению из наглядно воспринимаемой ситуации к общим представлениям есть первый отрыв ребенка от чисто наглядного мышления.
Таким образом, общее представление характеризуется тем, что оно способно «вырывать предмет мышления из конкретной временной и пространственной ситуации, в которую он включен, и, следовательно, может установить между общими представлениями связь такого порядка, которая в опыте ребенка еще дана не была». [№4 с. 26] Память дошкольника, не смотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.
1.3.2. Формирование произвольной памяти
Произвольные формы запоминания и восприятия начинают складываться в возрасте четырех — пяти лет. Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением, по утверждению А.Н. Леонтьева, создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли. Количество слов, которые запоминает ребенок, выступая, например, в роли покупателя, исполняющего поручение купить в магазине определенные предметы, оказывается выше, чем слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.
В процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен был передать в штаб сообщения, состоящие из одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов (каждый раз, разумеется, других).
Самые маленькие дети, исполняя роль связного, не принимали ее внутреннего содержания. Поэтому сплошь и рядом убегали выполнять поручение, даже не выслушав его до конца.
Другие дети принимали содержание роли. Они были озабочены тем, чтобы передать сообщение, но у них не было стремления запомнить его содержание. Поэтому они выслушивали сообщение, но не прилагали усилий для того, чтобы его запомнить. Передавая же поручение они не делали никаких попыток активно припомнить забытое. На вопрос, что еще нужно было передать, они обычно просто отвечали: «Ничего, все».
Иначе вели себя старшие дети. Они не только выслушивали поручение, но и пытались запомнить его. Иногда это выражалось в том, что, они шевелили губами и повторяли про себя сообщение по пути к штабу. В ответ на попытки заговорить с ними в этот момент ребенок отрицательно мотал головой и поспешно продолжал свой путь. Передавая поручение, эти дети не просто выпаливали его, но старались вспомнить забытое: «Сейчас скажу еще, сейчас…» Очевидно, что при этом они как-то внутренне напрягались, как-то пытались отыскать в памяти необходимое. Их внутре
mirznanii.com