Согласные буквы в русском: Изучение гласных и согласных букв

Содержание

Согласные буквы в русском языке: определение глухих и звонких, твердых и мягких из алфавита

Часто приходится слышать про согласные и гласные буквы в русском языке. Но ведь буква – это графический символ, ее пишут, а произносят звук (в языкознании принят термин «фонема»). Именно он бывает гласным или согласным в зависимости от способа произнесения. В образовании первых участвует только голос, вторые же образуются еще и с помощью создаваемых на пути воздушной струи преград определенным образом расположенных губ или языка.

Ни губы, ни язык, ни голосовые связки не участвуют в написании буквы, а воспринимаем мы ее не на слух, а зрительно. Как же тогда она может быть гласной или согласной? Гласные и согласные буквы – это те, которые служат для передачи на письме гласных и согласных звуков соответственно. Так их называют для краткости, однако в научных текстах не встретить подобного наименования буквы. Согласные и гласные – это фонемы. Письменно они обозначаются с помощью перечисленных в алфавите символов или их комбинаций.

Содержание

Согласные буквы русского алфавита

Современная русская азбука насчитывает 21 согласную букву. А вот обозначаемых ими звуков гораздо больше 36. Как возникает такое несоответствие, показывает приведенная ниже таблица.

Буквы Звуки Примеры
Б [б]

[б’]

барабан, работа

белка, разбить

В [в]

[в’]

ваза, трава

видеть, деревья

Г [г]

[г’]

гордость, дорога

гиря, пироги

Д [д]

[д’]

домашний, погода

дерево, люди

Ж [ж] жарко, движение
З [з]

[з’]

звезда, бирюза

зелень, поземка

Й [й’] чайка, слушай
К [к]

[к’]

колокол, сумрак

кирпич, пирожки

Л [л]

[л’]

лодка, думал

лилия, шмель

М [м]

[м’]

мамонт, терем

мелочь, озимь

Н [н]

[н’]

наперсток, буран

непонятный, ясень

П [п]

[п’]

подумать, охрип

переписать, накипь

Р [р]

[р’]

радость, ветер

река, якорь

С [с]

[с’]

солнце, принес

синий, взвесь

Т [т]

[т’]

талант, отрезок

тетя, увидеть

Ф [ф]

[ф’]

фанфары, рельеф

фигурный, верфь

Х [х]

[х’]

хоровой, мех

хитрость, стихи

Ц [ц] царство, оценка
Ч [ч’] чечетка, мяч
Ш [ш] шашки, наотмашь
Щ [щ’] щуриться, плащ

Мягкость на письме может быть отражена разными способами.

  • С помощью написания следом одной из гласных букв: Е, Ё, Ю, Я, И (вЕтЕр, клЁн, купЮра, полЯна, лИст).
  • С помощью мягкого знака (осенЬ, калЬка).
  • Если следом стоит тоже мягкий, мягкость которого уже обозначена одним из указанных способов или не имеющий твердой пары: (кисть [с’т’], гонщик [н’щ’]). В этом случае происходит ассимиляция, то есть уподобление предшествующего звука последующему. Исключением является Л, не ассимилирующий и требующий отдельного обозначения (молчать [лч’], сельдь [л’д’]).

Мягкие согласные, не имеющие твердой пары, дополнительного обозначения мягкости не требуют.

Глухие и звонкие согласные

Если твердые и мягкие согласные на письме обозначаются одними и теми же графическими символами, то как русский язык предписывает обозначать глухие и звонкие? Оказывается, здесь возможны варианты. В алфавите существуют согласные буквы, называемые глухими и звонкими, но со звучанием в слове эти названия совпадают не всегда.

Глухими называют звуки, которые произносятся без участия голоса. Говорит человек громко или шепотом – их звучание остается неизменным, в то время как звонкие в таких случаях отличаются.

Важно! Проверяем слова с безударной гласной буквой в корне слова

По признаку глухости и звонкости согласные тоже образуют пары.

Звонкие Примеры Глухие Примеры
[б]

[б’]

грибы, грибной

билет, рыбьи

[п]

[п’]

гриб, под грибком, шапка, сноп, липа,

зябь, топь, лепить

[в]

[в’]

проводник, власть

львиный, деревья

[ф]

[ф’]

покров, отрывки, шкаф, арфа, кофта

явь, верфь, фитиль

[г]

[г’]

пурга, гладить

гитара

[к]

[к’]

друг, молоко, подарок, стекло

кисть

[д]

[д’]

стадо, длина

дергать, ладья

[т]

[т’]

выход, судоходство, скат, лента, отмель

сельдь, сеть, картина

[ж] житель, возможность [ш] этаж, ложка, марш, игрушка, пышный, что, помощник
[з]

[з’]

проза, размен, сделать

зелень, резьба, жизнь

[с]

[с’]

мороз, нарезка, колос, крест, оса, весна

вязь, лось, осина, песня

[й’] якорь [й’а], май,

ручьи [й’и]

[л]

[л’]

весло, молчать

пыльный, лиса

[м]

[м’]

малина, дом, сумка

номер, Пермь

[н]

[н’]

земной, вулкан, пенка

олень, бантик, книга

[р]

[р’]

разговор, ширма, шерсть

карета, якорь

[х]

[х’]

холод, мягкость, мох, лохматый

стихия, хитрый

[ц] цапля, конец, цемент, кажется [ца]
[ч’] человек, печка, мяч, полночь, ночной
[щ’] щепка, вещь, роща, мощный, считать

Таким образом, видно, что звуки не всегда передаются с помощью привычной буквы. В русском языке варианты их письменного обозначения могут зависеть от того, что пишется после, а иногда и до них. Некоторые сочетания дают итоговую фонему в результате ассимиляции, в некоторых произношение сложилось исторически.

Важно! В случае расхождения между устным и письменным вариантом определить, какие буквы требуется написать в сомнительных местах, помогают правила орфографии или орфографический словарь.

Полезное видео

Подведем итоги

Каждое такое место несовпадения – область применения правила. Именно для выявления подобных позиций производится фонетический анализ слова.

как объяснить ребенку отличие гласных и согласных, какие правила нужно запомнить

Содержание статьи

  • Знакомство с терминами
  • Буквы и звуки

В процессе формирования и развития речевой функции дети интуитивно отличают гласные буквы от согласных, но эти знания необходимо привести в систему, раз и навсегда определив, по каким признакам все звуки русского алфавита делятся на эти две большие группы. Без четкого усвоения этого материала невозможно дальнейшее изучение правил грамматики не только родного, но и любого иностранного языка.

Знакомство с терминами

Легко запоминается информация, ассоциативно связанная в мозге с чем-то понятным, знакомым. Поэтому перед тем как объяснять ребенку разницу между гласными и согласными, нужно рассказать, почему они называются именно так.

Звуки, которые тянутся, поются, нельзя произнести без участия голоса, или гласа, как говорили наши предки. Именно поэтому они, а вслед за ними и обозначающие их буквы зовутся гласными. Когда ребенок поймет эту взаимосвязь, можно переходить к объяснению понятия согласных — оно сложилось из двух слов: «с гласными», то есть «со-гласные» — «соседи гласных».

Такой подход к подаче информации не только позволит дошкольнику хорошо запомнить термины и их смысл, но и пробудит интерес к происхождению слов и развитию языка в принципе. Показать разницу между гласными и согласными наглядно помогает таблица, в которой они различаются по цветам: первые обозначаются красным, а вторые — синим.

Выбирая магнитную азбуку для малыша 2–3 лет, руководствуйтесь, прежде всего, ее безопасностью. А вот детям старшего возраста будет полезно заниматься с буквами, правильно разделенными по цветам.

Буквы и звуки

Выучить, чем различаются буквы и звуки, поможет основное правило: буквы мы читаем и пишем, а звуки — говорим и слышим. В занятиях с младшими школьниками педагоги всегда используют разноцветные карточки, схемы, специальные приспособления в виде домиков. Такая визуализация позволяет запомнить, какими цветами обозначаются гласные и согласные, мягкие и твердые, а иногда даже звонкие и глухие звуки. Для выделения ударных гласных используется соответствующий надстрочный знак, а безударные подчеркиваются одной чертой.

Гласных звуков в русском языке всего 6: [а], [о], [у], [ы], [и], [э], а гласных букв — целых 10: А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е. Чтобы ребенок понял, почему количество не совпадает, и научился различать звуки и буквы, нужно вместе с ним проговорить поочередно их все. Этот опыт покажет, что некоторые буквы могут являться обозначением сразу двух звуков: Я [йа], Ё [йо], Ю [йу] и Е [йэ]. Обязательно нужно отметить, что так происходит не всегда, и привести примеры: в словах «ель», «юла», «объявление» мы слышим в таких буквах по два звука, а в словах «мель», «люстра», «пять» — по одному.

Рассуждая так, можно подвести ученика к мысли, что на звучание гласных влияют согласные – и наоборот. Согласных букв в русском языке 21, а звуков намного больше — 36. Прежде чем давать ребенку для ознакомления списки этих букв и звуков, желательно помочь ему самому догадаться, почему звуков получается так много. Для этого нужно дать ему несколько пар слов и попросить обратить внимание, как произносятся в них одни и те же согласные, например:

  • П в словах «спать» и «спеть»;
  • Д — «дом» и «дядя»;
  • Ф — «факел» и «филин».

Хорошим упражнением для ученика будет пройтись по всем согласным буквам алфавита и постараться подобрать на каждую из них слова с парными по твердости/мягкости звуками. Выяснится, что смягчаются согласные буквами Я, Ё, Ю, И, Е и что в алфавите присутствуют всегда твердые (Ж, Ц, Ш) и всегда мягкие (Й, Ч, Щ) согласные, которые, в свою очередь, способны влиять на произношение гласных: «шаг» и «шик», «жуть» и «желудь», «чиж» и «чаша». Примеры следует подобрать так, чтобы удобно было перейти на тему глухости и звонкости.

Одно из условий успешного усвоения информации — ее последовательная подача. Занятия нужно строить так, чтобы каждая тема вызывала у ребенка новые, логически вытекающие вопросы, ответы на которые даст следующая ступень.

Изучая родной язык, дети узнают много нового о предмете, казалось бы, хорошо знакомом, поэтому важно с самого начала их заинтересовать. Твердые знания о свойствах гласных и согласных — залог грамотного письма в будущем.

Произведение близнецовых согласных в русском языке: значение для типологии | Фонетика и фонология близнецовых согласных

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФонетика и фонология близнецовых согласныхЛингвистические теорииФонетика и фонологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФонетика и фонология близнецовых согласныхЛингвистические теорииФонетика и фонологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

Dmitrieva, OLGA,

‘Производство согласных из Близнецов на русском языке: последствия для типологии’

,

на Haruo Kubozono (Ed. )

,

The Phonetitics and Phonolocal of Gemination

,

Т.

Оксфорд,

2017 г.

онлайн-издание,

Oxford Academic

, 22 июня 2017 г.

), https://doi.org/10.1093/oso/9780198754930.003.0003,

, по состоянию на 30 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФонетика и фонология близнецовых согласныхЛингвистические теорииФонетика и фонологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicФонетика и фонология близнецовых согласныхЛингвистические теорииФонетика и фонологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Аннотация

Типология близнецовых согласных демонстрирует ряд контекстуальных и манерных ограничений, происхождение которых не совсем понятно. В настоящем исследовании проверяется гипотеза о том, что близнецы ограничены определенными контекстами, такими как интервокальный, и определенными способами артикуляции, такими как помехи, потому что различия в длительности между близнецами и одиночками в этих случаях особенно выражены. Продолжительность близнецов и одиночек в русском языке была исследована в естественной речи и в не-словах, чтобы определить влияние факторов контекста и манеры. Результаты показали, что, хотя абсолютная продолжительность как близнецов, так и одиночек значительно варьировалась под влиянием факторов контекста и манеры, величина различий между геминатами и одиночками оставалась стабильной. Результаты этого исследования в сочетании с другими кросс-лингвистическими данными предполагают, что асимметрия степени удлинения близнецов в зависимости от контекста и способов артикуляции не является вероятной причиной наблюдаемой типологии.

Ключевые слова: близнецы, длительность, типология, русский язык, контекст, манера артикуляции

Предмет

Фонетика и фонологияЛингвистические теории

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Звучит как настоящий русский с правильным произношением

По сравнению с английским произношением, в котором часто больше исключений, чем правил, русские правила произношения достаточно четкие и последовательные.

Понимание принципа «одна буква — один звук»

Русский язык фонетический, а это значит, что в большинстве случаев одному звуку соответствует одна русская буква. Буква К всегда произносится как к, а буква М всегда произносится как м. Этот образец отличается от английского, где буква может произноситься по-разному в зависимости от того, где она появляется в слове. Рассмотрим два разных произношения буквы c в словах cat и race. Это различие почти никогда не бывает в русском языке.

Озвучивание гласных

Гласные являются музыкальными строительными блоками каждого русского слова. Если вы запутаетесь в одной-двух согласных, вас, вероятно, все равно поймут. Но если вы неправильно произносите гласные, велика вероятность, что вас вообще не поймут.

Удлинение гласных

Если вы хотите звучать более по-русски, не укорачивайте гласные, как это часто делают носители английского языка. Представьте, например, что вы в своей комнате на втором этаже, а мама внизу на кухне. Вы звоните ей, говоря: «Мо-о-о-м!» Так русские произносят свои гласные (кроме кричащей части!).

Ударение на правых гласных

Ударение — важное понятие в русском языке. Поставить ударение не в том месте — это не просто формальная ошибка. Значение слова может меняться в зависимости от ударения. Например, слово замок (зах-мухк) означает «замок». Однако если перенести ударение с первого слога на последний, то слово замок (зух-мохк) теперь будет означать «замок».

К сожалению, жестких и быстрых правил в отношении стресса не существует. Ударение в русском языке непредсказуемо и непостоянно, хотя вы начинаете узнавать некоторые закономерности, когда узнаете больше. Суровая правда, однако, заключается в том, что каждое слово имеет свой собственный образец ударения. Что будет, если поставить ударение на гласную не в том месте? Конечно, ничего страшного. Однако может случиться так, что человеку, с которым вы пытаетесь поговорить, будет трудно понять вас, и ему потребуется больше времени, чтобы понять, что вы на самом деле имеете в виду. Прежде чем учить новое русское слово, узнайте, на какую гласную ставить ударение. Посмотрите в любом русско-английском словаре, там ударение обычно обозначается знаком ´ над ударным слогом. В словаре замок (зах-мухк; замок) пишется за/мок, а замок (зах-мухк; замок) пишется замо/к.

Плохое поведение гласных: сокращение

Некоторые русские буквы меняют свое поведение в зависимости от того, находятся ли они в ударном или безударном слоге. Гласные a, o, ye и ya делают это часто. В состоянии стресса они ведут себя нормально и произносятся обычным образом, но когда они находятся в безударной позиции, они проходят через процесс, называемый редукцией. Это отклонение в поведении гласных — очень важное языковое явление, заслуживающее вашего особого внимания. Незнание этого похоже на палку о двух концах: другим людям требуется не только больше времени, чтобы понять вас (они просто не узнают слова, которые вы говорите), но и вам может быть трудно распознавать слова, которые вы думаете. вы уже знаете (но, к сожалению, храните в собственной памяти с неправильным ударением).

Произнесение сибилянтов с гласными

Буквы ж, ц, ч, ш и ш’ называются шипящими, потому что они издают шипящий звук. Когда определенные гласные появляются после этих букв, эти гласные произносятся немного иначе, чем обычно. После шипящего ye произносится как eh (как в конце), а yo произносится как oh (как в разговоре). Примерами могут служить слова цэнтр (цэнтр; центр) и шёл (шохл; шел пешком; мужской род). Звук ee всегда становится ih после одного из этих шипящих, независимо от того, происходит ли звук ee от буквы i или от безударного ye. Возьмем, например, слова машина (мух-ших-нух; машина) и большие (боль-ших; больше).

Правильное произношение согласных

Как и русские гласные, русские согласные следуют определенным образцам и правилам произношения. Если вы хотите звучать как настоящий русский, вам нужно помнить об основах, изложенных в следующих разделах.

Скажи это, не распыляй! Расслабление с согласными

При произнесении букв p, t или k носители английского языка привыкли напрягать язык и губы. Это напряжение приводит к тому, что лингвисты называют аспирацией — выбросом воздуха изо рта, когда вы произносите эти звуки. Чтобы понять, о чем мы говорим, поднесите руку ко рту и произнесите слово «верх». Вы должны чувствовать воздух на своей руке, когда произносите слово.

Однако в русском языке придыхания быть не должно, потому что согласные произносятся без придыхания. Другими словами, скажи это, не распыляй! На самом деле, вы должны полностью расслабить язык и губы, прежде чем произносить русские p, t или k. Например, представьте себе человека, у которого только что случился инсульт. Она не сможет приложить слишком много усилий к своим согласным. Хотите верьте, хотите нет, но почти так вы должны произносить свои русские согласные. Максимально расслабьте органы речи, и вы будете говорить правильно. Чтобы попрактиковаться в произнесении согласных без лишнего придыхания, снова поднесите руку ко рту и произнесите русские однокоренные слова парк (пахрк), лампа (лам-пух) и танк (танк). Упражняйтесь, пока не произведете дуновение воздуха при этих словах!

У кота язык? Согласные теряют голос

Некоторые согласные (b, v, g, d, zh и z) называются звонкими, потому что они произносятся с голосом. Потренируйтесь произносить их вслух, и вы убедитесь, что это правда.

Но когда звонкие согласные появляются в конце слова, с ними происходит странная вещь: они на самом деле теряют голос. Этот процесс называется devoicing. Они по-прежнему пишутся так же, но в своем произношении они трансформируются в свои озвученные аналоги:

  • B произносится как p.
  • V произносится как f.
  • G произносится как k.
  • Д произносится как т.
  • Ж произносится как ш.
  • Z произносится как с.

Вот несколько примеров:

  • Вы пишете Смирнов, но произносите это как смер-ноф, потому что v в конце слова произносится как f.
  • Вы пишете гараж (гараж), а говорите гух-рахш, потому что в конце слова ж теряет голос и произносится как ш.

Ореховые группы: Произношение сочетаний согласных

Русская речь часто звучит как бесконечный поток сочетаний согласных. Часто встречаются сочетания двух, трех и даже четырех согласных. Возьмем, к примеру, распространенное в русском языке слово «здравствуйте» — здравствуйте (здраг-ствой-ти), которое состоит из двух сложных сочетаний согласных (здр и вств). Или возьмем слово для мнения по-русски — взгляд (взгляд). В слове четыре следующих друг за другом согласных: взгл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *