Синдром дефицита внимания у детей школьного возраста: СДВГ у детей — лечение, диагностика, симптомы

Синдром дефицита внимания: Причины, симптомы, диагностика и лечение

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (сокращенно СДВГ) – это определенные нарушения в психоэмоциональном развитии ребенка. Первые симптомы начинают беспокоить с трех лет: малыш не может усидеть на месте и всячески пытается привлечь к себе внимание нарочитым непослушанием.

Многие родители не считают необходимостью бороться с синдромом гиперактивности у детей, списывая плохое поведение на трудный возраст. Однако в дальнейшем болезнь оборачивается серьезными проблемами у школьника: неумением концентрировать внимание, неуспеваемостью, частой критикой со стороны учителей и друзей, социальной изоляцией, нервными срывами.

Гиперактивность является дисфункцией центральной нервной системы. Если ее не лечить в детстве, расстройство может сильно повлиять на качество жизни взрослого человека. Потому стоит обратиться за консультацией к специалисту и провести комплексную корректирующую терапию, если подозреваете у ребенка СДВГ.

Развитие СДВГ скрывается в нескольких причинах, которые были установлены учёными на основании фактов. К этим причинам относятся: генетическая предрасположенность; патологическое влияние.
Генетическая предрасположенность является первым фактором, по которому не исключается развитие недомогания у родственников больного. Причём в этом случае играет огромную роль, как дальняя наследственность (т. е. заболевание диагностировалось у предков), так и ближняя (родители, бабушки, дедушки). Первые признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка приводят заботливых родителей к лечебному заведению, где выясняется, что предрасположенность к заболеванию у малыша связана именно с генами. После обследования родителей часто становится понятным, откуда возник этот синдром у ребёнка, так как в 50% случаев это именно так. На сегодня известно, что учёные работают над выделением генов, которые и отвечают за эту предрасположенность. Среди этих генов важная роль уделяется участкам ДНК, которые осуществляют контроль регулирования уровня дофамина. Дофамин же является основным веществом, отвечающим за правильность работы ЦНС. Нарушение регулирования дофамина по причине генетической предрасположенности приводит к заболеванию синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Патологическое влияние занимает немалое значение в ответе на вопрос о причинах проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Патологическими факторами могут послужить: отрицательное влияние наркотических веществ; влияние табачных и алкогольных изделий; преждевременные или затяжные роды; угрозы прерывания. Если женщина во время беременности позволяла себе употребление запрещённых веществ, то не исключается вероятность рождения ребёнка с гиперактивностью или этим синдромом. Велика вероятность наличия синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребёнка, родившегося на 7–8 месяце беременности, т. е. недоношенного.

Симптомы

Синдром дефицита внимания выражается прежде всего в гиперактивности и невнимательности ребенка. Это основные симптомы расстройства.

Признаки гиперактивности:

  • Постоянное чувство внутреннего беспокойства заставляет ребенка ерзать на стуле, дергать ногами, размахивать руками или что-то теребить.
  • Чувство тревоги усиливается, когда взрослые принуждают вести себя тихо и спокойно. Это вызывает обратную реакцию: на просьбу не шуметь дети отвечают бурным смехом, топаньем или вскакиванием с места.
  • Гиперактивность выражается в импульсивном поведении. Например, ребенок выкрикивает ответ на уроке, прежде, чем учитель озвучит вопрос до конца. Или может вступить в драку из-за того, что не в состоянии дождаться своей очереди в игровых соревнованиях.
  • Невнимательность, свойственная синдрому гиперактивности, выражается следующим образом:
  • Любое задание утомляет очень быстро, буквально через пару минут после начала. Сосредоточиться на изучении нового предмета практически невозможно. Обычно дети способны удерживать внимание на том, что им действительно интересно.
    Но у ребенка с СДВГ скука и рассеянный взгляд появляется в любом занятии, даже в том, которым он первые минуты «загорелся».
  • Проблемы с сосредоточенностью развивают рассеянность. Садясь за домашнее задание по языку, ребенок открывает тетрадь по математике и не замечает, что пишет текст на листе в клетку. Он забывает записать информацию в дневник, может забыть учебник и тетради на парте или не услышать обращенную к нему просьбу.
  • Отмечается очень плохая память. Пытаясь заучить что-то наизусть, ребенок может повторить фразу двадцать раз и не воспроизвести ее уже через минуту. Происходит это из-за постоянной отвлекаемости: дети механически произносят заучиваемые слова, но мысленно следят за ползущей мухой на стене или прислушиваются к звукам с улицы.

Диагностика

Синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируется методом опросника, наблюдения за поведением ребенка и обследованием головного мозга с помощью МРТ.

Задавая вопросы родителям, врач-специалист составляет клиническую картину, дифференцируя симптомы нормального поведения от действительных отклонений, чтобы точно определить, идет ли речь о СДВГ или обычном переходном возрасте.

Сканирование лобной части головного мозга служит как для исследования синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей, так и для подтверждения диагноза.

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности

Лучшим вариантом лечения СДВГ является комплексный — психологическая коррекция в сочетании с лекарственными препаратами.

От действия мам и пап зависит очень многое. Не стоит постоянно ругать малыша за неверные действия и неадекватное поведение. Гораздо полезнее предложить свою помощь в уборке вещей или подготовке к школе, похвалить за проявленное усердие и преодоление трудностей. Очень важно подчеркивать каждое достижение, пусть небольшое, и дарить ребенку уверенность в собственных возможностях.

Хвалите ребенка по любому доступному поводу — помыл за собой чашку, убрал игрушки, аккуратно написал в тетрадке или помог маме накрыть на стол. Не скупитесь на слова поддержки даже в случае неудачи, ведь и взрослые довольно часто совершают ошибки и мелкие проступки.

Снять раздражение или недовольство способны спокойная музыка, настольные игры, теплая ванна.

Составленный вместе распорядок дня поможет ребенку обрести спокойствие и уверенность, ему важно понимать свои обязанности и их очередность. Полезно приучать школьника к составлению списка предстоящих дел, учитывая их важность. Для того, чтобы не откладывать на потом начатое занятие, тоже потребуется ненавязчивая помощь родителей.

Общение — важная составляющая нормальных отношений в семье и нормализации поведения ребенка.

Воспитывать ребенка с синдромом дефицита внимания непросто, однако не стоит забывать, что этот диагноз — не приговор. Это всего лишь болезнь, которая поддается лечению.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

Детская клиника

г. Москва, Спиридоньевский пер., д. 5/1,

г. Москва, Орловский переулок, д. 7,

г. Москва, Рублево-Успенское шоссе, 187

Написать в WhatsApp

Что такое синдром дефицита внимания у детей?

Синдром дефицита внимания и гиперактивности – это заболевание, связанное с нарушением развития нервной системы ребенка. Чаще всего заболевание проявляется в возрасте семи лет или с началом регулярного обучения (в школе или подготовительной группе). СДВГ характеризуется невнимательностью и высокой отвлекаемостью ребенка практически на любых занятиях, избыточной двигательной активностью, импульсивным поведением, проблемами в социальном общении.

СДВГ является одним из наиболее распространенных хронических заболеваний у детей. Различают формы с преобладанием гиперактивности, с преобладанием невнимательности и импульсивности, либо сочетанные.

СДВГ является медицинским диагнозом, который может поставить врач-невролог или психиатр после подробного осмотра ребенка, анкетирования и консультации родителей. Синдром изучается учеными уже более двадцати лет и, по данным исследований, от 4 до 12% детей школьного возраста страдают СДВГ. Заболевание является наиболее частой причиной школьной неуспеваемости и трудностей в общении. И если ко взрослому возрасту человек все-таки научается сдерживать свою избыточную активность, то рассеянность, импульсивность и трудности с концентрацией внимания без своевременной терапии остаются у пациента навсегда и могут существенно влиять на его жизнедеятельность.

Причины возникновения СДВГ у детей

Пациентов с СДВГ часто обвиняют в отсутствии дисциплины, хотя причинами такого поведения являются не особенности характера, а нарушение развития нервной системы. Изучение развития мозга ребенка позволяет связывать появление таких нарушений с относительно негрубыми и трудно локализуемыми отклонениями в развитии центральной нервной системы на самых ранних этапах развития.

По современным данным, причинами нарушений внимания и контроля своего поведения у детей, сталкивающихся с проблемами невнимательности и синдромом гиперактивности, являются отставание или искажение развития управляющих функций мозга. Известно, что большую, но не единственную роль в возникновении СДВГ играет наследственность. К развитию синдрома может также приводить сочетание таких факторов, как повреждение головного мозга, неблагополучная окружающая среда, неадекватный стиль воспитания. Доказано, что изменение социально-бытовых условий меняет поведение ребенка.

Симптомы и диагностика

Симптомы этого заболевания включают сложности с концентрацией внимания, неусидчивость, импульсивность, чрезмерную двигательную активность, трудности организации и контроля за поведением. Это приводит к проблемам в учебе, в общении со сверстниками и родителями. При отсутствии своевременного лечения даже во взрослом возрасте наблюдается выраженная социально-психологическая дезадаптация.

Способы лечения СДВГ у детей в клинике EMC

Лечение СДВГ всегда требует комплексного подхода. В клиниках EMC в Москве опытные врачи проводят диагностику и лечение синдрома дефицита внимания у детей, используя наиболее эффективный комплекс диагностических и терапевтических методик:

  • Нейропсихологическая реабилитация — занятия со специалистом-нейропсихологом, в ходе которых ребенок выполняет специальный комплекс двигательных и умственных упражнений, направленных на коррекцию и тренировку отдельных психических операций и способностей, формирование навыков самоконтроля.
  • Психотерапевтическая помощь ребенку и его семье, включающая консультации психотерапевта, тренинги эффективной детско-родительской коммуникации, развитие навыков социального взаимодействия.
  • Фармакотерапия – индивидуально подбираемый курс лечения современными препаратами с доказанной эффективностью.
  • Биологическая обратная связь (БОС) – наиболее современный высокотехнологический метод лечения, обеспечивающий тренировку возможностей саморегуляции ребенком своих состояний с помощью компьютерных игровых заданий, выполняя которые он учится контролировать различные показатели работы мозга, регистрируемые специальной аппаратурой.

БОС применяется врачами для тренировки способностей человека к регуляции своего физиологического и психоэмоционального состояния. С помощью специальных сенсоров компьютер регистрирует постоянно изменяющиеся данные – частоту сердечных сокращений и дыхания, температуру тела или ритмическую активность мозга. Эти данные пациент наблюдает в реальном времени в виде понятных зрительных или слуховых стимулов. Процесс БОС-терапии представляет собой постепенное обучение навыкам самостоятельного осознанного управления функциями своего организма.

Для этого в клиниках EMC пациенту предлагаются необычные компьютерные игры, в которые он может играть с помощью только ритмов своего организма (и это действительно может каждый!).

Тактика лечения СДВГ в EMC предполагает, что фармакотерапия назначается неврологом только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Медикаментозное лечение сводится к минимуму, а ключевую роль отводят психотерапевтической помощи и обучению ребенка механизмам самоконтроля.

В клиниках EMC в Москве ведут прием опытные врачи с многолетним стажем работы. В Детской клинике EMC ведут прием врачи всех необходимых специальностей для постановки правильного диагноза и проведения эффективного лечения. 

Оценить

Средняя: 4,47 (15 оценок)

СДВГ и школа (для родителей)

Отзыв: Ширин Хасан, доктор медицинских наук

Психология (поведенческое здоровье) в Nemours Children’s Health

на испанском языке El TDAH y la escuela

Как СДВГ влияет на детей в школе?

СДВГ может повлиять на способность учащегося сосредотачиваться, обращать внимание, слушать или прикладывать усилия к школьным занятиям. СДВГ также может сделать ученика суетливым, беспокойным, слишком много говорить или нарушить класс. У детей с СДВГ также могут быть трудности с обучением, из-за которых у них возникают проблемы в школе.

Большинство детей с СДВГ начинают ходить в школу до того, как у них диагностируют СДВГ. Иногда учителя первыми замечают возможные признаки СДВГ. Они могут обсудить это с родителем ребенка. Затем родитель может проверить ребенка у поставщика медицинских услуг, чтобы убедиться, что у него СДВГ.

Как учителя могут помочь детям с СДВГ?

Сообщите всем учителям, если у вашего ребенка СДВГ.

Учителя могут помочь вам узнать, нужна ли вашему ребенку IEP (индивидуальная программа обучения) или план 504:

  • IEP — это письменный план, предусматривающий индивидуальное специальное обучение и сопутствующие услуги. Учитель вашего ребенка может предложить провести оценку, чтобы узнать, может ли ваш ребенок извлечь выгоду из IEP.
  • План 504 предоставляет услуги и изменения в учебной среде для удовлетворения потребностей ребенка.

Учителя могут обсудить с вами успеваемость вашего ребенка. Попросите учителя сообщить вам, как дела у вашего ребенка. Использование папки, которая ходит туда-сюда между вами и учителем вашего ребенка, — это один из способов поделиться заметками об успеваемости.

Учителя могут сосредоточиться на потребностях вашего ребенка. Все ученики с СДВГ разные. Некоторым нужна помощь в концентрации внимания и управлении отвлекающими факторами. Некоторым нужна помощь в организации. Другим нужна помощь, чтобы начать работу или закончить начатую работу. Некоторым учащимся с СДВГ трудно усидеть на месте или спокойно работать. Спросите учителя, как СДВГ влияет на вашего ребенка в классе и что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку с школьными заданиями.

Учителя могут помочь вашему ребенку добиться успеха.

В зависимости от того, что нужно учащемуся, учитель может сделать следующее:

  • Посадить учащегося там, где меньше отвлекающих факторов.
  • Дайте четкие и краткие инструкции.
  • Придерживайтесь простых распорядков и правил в классе.
  • Будьте теплыми, ободряющими и позитивными.
  • Хвалите старания.
  • Помощь в организации.
  • Научите детей замедляться и не торопиться.
  • Давать подсказки, чтобы остаться на задаче.
  • Делайте перерывы, чтобы передвигаться по классу.
  • Дайте дополнительное время для завершения работы.
  • Научите учащихся проверять свою работу и выявлять ошибки по невнимательности.

Для старших школьников учителя также могут:

  • Обучить навыкам обучения, таким как конспектирование, чтение вслух и подготовка к тестам.
  • Разбивайте многоэтапные проекты и задания на более мелкие части.

Учителя могут раскрыть в вашем ребенке все самое лучшее. Когда учителя видят лучшее в своих учениках, ученики видят лучшее в себе. Учителя могут показать, что каждый ученик может расти, учиться и добиваться успеха — независимо от того, есть ли у него СДВГ.

Проверил: Ширин Хасан, доктор медицинских наук

Дата проверки: июнь 2020 г.

Изменения в школе – помощь детям с СДВГ

Многие дети с синдромом дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) испытывают трудности в школе. В последнее время дети столкнулись с различными изменениями в том, как они посещают школу. Некоторые могут посещать виртуальные занятия; другие могут посещать школу лично со многими новыми правилами. Чтобы помочь вашему ребенку с СДВГ приспособиться к этим изменениям, узнайте о ресурсах, доступных для родителей.

СДВГ и школы

Дети с СДВГ могут сталкиваться с большим количеством препятствий на пути к успеху, чем средний ученик.

Большинство детей с СДВГ получают некоторые школьные услуги. Это может означать специальные образовательные услуги, такие как индивидуальное обучение или обучение в небольших группах с учителем специального образования; или приспособления, такие как изменение способа выполнения заданий, задач и тестов, дополнительная помощь в запоминании и организации работы и частое общение. Вместе учителя и родители могут помочь детям с СДВГ добиться успеха в школе.

Меняющаяся школьная среда

В недавнем прошлом многие дети столкнулись с изменениями в своей учебной среде. В начале пандемии COVID-19 многие школы перешли с очного обучения на дистанционное, включая обучение дома и в Интернете. В некоторых школах продолжалось только виртуальное обучение, в других было сочетание очного и виртуального обучения, а некоторые вернулись к очному обучению, но с дополнительными правилами. Изменения в уровнях сообщества COVID-19 могут означать больше изменений, и виртуальное обучение является постоянным вариантом во многих областях.

Школа может стать проблемой для многих детей с СДВГ. Поскольку симптомы СДВГ включают трудности с регулированием внимания, гиперактивность и импульсивность, которые могут влиять на планирование, организацию и управление поведением, многие дети с СДВГ борются с изменениями. Вот некоторые из проблем, с которыми дети с СДВГ могут столкнуться в различных условиях обучения:

  • Физическая активность и движение важны для всех детей, но особенно для детей с СДВГ. Правила о соблюдении дистанции и большем количестве времени, проводимом за виртуальным обучением, могут означать, что вы должны сидеть неподвижно, не двигаясь в течение более длительных периодов времени. Изменения во внешкольных мероприятиях могут означать меньше возможностей для активных групповых игр. Находить время для движения может быть особенно важно для детей, которые борются с гиперактивностью.
  • Дети с СДВГ больше борются со скукой и умственным усилием при выполнении сложных задач. Виртуальному обучению или очной школе с большим количеством правил может не хватать новизны и азарта. Учителям, возможно, придется найти новые способы уберечь детей с СДВГ от скуки и заинтересовать их в учебе.
  • У детей с СДВГ чаще, чем у их сверстников, возникают трудности с социальными отношениями, поэтому отсутствие возможностей для свободного общения в течение дня может означать, что им нужны другие способы практиковать социальные навыки и строить отношения.
  • Переходы могут быть сложными для детей с СДВГ, а необходимость проводить время за школьными, домашними заданиями и семейными делами в том же пространстве, где родителям также приходится выполнять свою собственную работу, может создать дополнительный стресс для учащихся и родителей.
  • Дети с СДВГ, вероятно, имеют другие расстройства в дополнение к СДВГ, которые могут еще больше затруднить преодоление стресса, изменений и социальной изоляции, связанных с виртуальным обучением. Им может понадобиться дополнительная поддержка.

В связи с изменениями в организации школы также существует вероятность того, что дети с особыми потребностями не будут получать необходимые им услуги. Министерство образования США опубликовало информацию о внедрении услуг специального образования для школ, использующих дистанционное обучение.

Однако некоторые дети с СДВГ могут положительно реагировать на некоторые изменения. Например, виртуальное обучение может меньше отвлекать детей, которым труднее отключаться от других людей вокруг них. Более структурированные классы с большим расстоянием между учениками могут помочь некоторым детям сосредоточиться. Из-за меньшего количества занятий в их ежедневном расписании у некоторых детей может быть больше времени, чтобы выспаться, в котором они нуждаются. Поскольку каждый ребенок может по-разному реагировать на изменения в своем окружении, родители, учителя и ученики нуждаются в поддержке, которая работает для каждого отдельного ребенка.

Помощь родителям, учащимся и учителям

Информация и ресурсы

Чтобы помочь родителям и учащимся адаптироваться к меняющейся среде, Национальный ресурсный центр по СДВГ (NRC), финансируемый партнер CDC, работал над созданием ресурсы и поддержка для родителей. Эти ресурсы включают в себя советы для родителей и учителей по

  • созданию достаточной структуры, чтобы ребенок мог освоить новые занятия,
  • вовлечение ребенка в процесс обучения,
  • справиться с трудностями с вниманием, справляясь с изменениями,
  • настройка домашней среды обучения,
  • помогает детям оставаться на связи с другими детьми и
  • для поддержания здоровья и активности детей.

Уход за ребенком с особыми потребностями может потребовать дополнительных усилий. Родители детей с СДВГ могут испытывать дополнительный стресс, поддерживая своего ребенка, когда он справляется с изменениями, и им может понадобиться дополнительная помощь. NRC создал набор инструментов для родителей, включающий информацию и ресурсы, которые помогут родителям больше узнать о СДВГ и о том, как поддержать своего ребенка, а также советы и рекомендации, которые помогут родителям справиться со стрессом в непростые времена.

CDC также предоставляет информацию и ресурсы для родителей, принимающих решения об обучении, преодолении собственного стресса и обеспечении благополучия детей.

Школы являются частью лечения СДВГ

Чтобы удовлетворить потребности детей с СДВГ, школы могут

  • Участвовать в эффективных планах лечения детей с СДВГ; и
  • Предоставление специальных образовательных услуг или приспособлений.

В рекомендациях Американской академии педиатрии по лечению СДВГ говорится, что школа является необходимой частью любого плана лечения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *