Сложное предложение. 9-й класс
Тема высказываний: «Весна».
Цели урока: Систематизировать знания учащихся по теме «Сложное предложение», совершенствовать синтаксические навыки, анализировать сложные предложения разных типов, совершенствовать орфографические навыки.
Ход урока.
I. Словарный диктант.
- Учащиеся записывают слова, объясняя правописание слов.
Преамбула, прерогатива, префектура, менеджер, конфронтация, коллега, дивиденды, дирижёр, абонемент, баррикада, канонада, инцидент, интеллигенция, мажор, баллотироваться, приоритет, валидол, панорама, дефицит, ветеран, вентиляция, наваждение, винегрет, вентиляция, оккупация.
II. Актуализация знаний учащихся по теме «Сложное предложение».
Повторение теоретических сведений.
III. Закрепление практических навыков.
1) Пунктуационный анализ предложений.
- Учащиеся устно объясняют расстановку знаков препинания в предложениях, записанных на доске или спроецированных на экран.
Мне казалось, будто я весь собрался в одну смолистую почку и хочу раскрыться навстречу единственному неведомому другу, который так прекрасен, что при одном только ожидании его все преграды движению моему рассыпаются ничтожною пылью.
Сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением. Главное предложение стоит в начале предложения, первое придаточное изъяснительное, второе- определительное, третье- обстоятельственное степени.
И весной, когда шумят по оврагам полые воды, летят над головой косяки журавлей, цветут яблони, зеленеют на полях всходы.
Сложное предложение с разными видами связи. Первое предложение является главным по отношению ко второму предложению. Второе предложение придаточное обстоятельственное времени, третье и четвёртое предложения бессоюзные.
Солнце припекало уже по-весеннему, и петухи, то и дело перелетавшие через сосну, поваленную бурей, при блеске солнца казались изумрудными.
Сложносочинённое предложение. Второе предложение осложнено причастными оборотами, которые стоят после главных слов (петухи, сосну) и выделяются запятыми.
2) Комментированное письмо.
- Списать, вставить пропущенные орфограммы, знаки препинания. Составить схемы предложений, определить вид сложного предложения. (У каждого учащегося есть распечатанные задания).
1. Вечер тёплый, и такая тишина, что ждёшь чего-то напряжённо: должно же что-нибудь случиться в такой тишине. 2.Кто хочет, чтобы в саду у него поселился скворец, пусть скорее готовит ему квартиру. 3. Звуки весны слышны совсем ясно на утренних зорях, пока город ещё не проснулся и грохота на улицах нет. 4. У кого глаза хорошие, приглядевшись, замечают под самыми облаками стаи больших белых птиц с длинными прямыми шеями. 5. Зелёные жители поля почувствовали, что талая вода пробирается к их корешкам, — и очень этому рада. 6. У нас великий праздник: после долгой-долгой-долгой зимы в первый раз показалось солнце! 7. Светлой, приветной весной даже пустыню не назовёшь мёртвой: столько в ней всякой жизни!
3) Цифровой диктант.
- Обозначить цифрами предложения:
Сложноподчинённое с придаточным определительным цифрой 1
Сложноподчинённое с придаточным цели – 2
Бессоюзное сложное предложение – 3
Простое предложение – 4
1. Великое переселение птиц на Родину идёт в строгом порядке. 2. В этом году птицы летят к нам теми же воздушными дорогами и в том же порядке, в каком летели их предки тысячи, десятки тысяч, сотни тысяч лет подряд. 3. Внезапные холода сковывают воды, — птицы умирают от голода и стужи. 4. Множество хищников собирается в это время на Великий морской путь, чтобы поживиться богатой и лёгкой добычей. 5. Ничто не может остановить густые толпы крылатых странников; через туманы и все препятствия они летят на родину, к своим гнёздам.
Ответ: 4 1 3 2 3
4) Творческие задания.
- Из двух простых предложений составить одно сложное, определить его вид.
1. Солнце о
urok.1sept.ru
9 класс. Упражнения на все виды сложных предложений
Упр. № 1
Определить, что связывают сочинительные союзы : два предложения или однородные члены. Выполнить фонетический разбор слова «РОЮТ»
1 То там то здесь появлялись эти странные всадники. 2. То дочь с каким-нибудь вопросом подойдет то бабушка что-то потребует. 3. Не поймешь какая погода на улице. Не то дождь идет не то снег. 4. Мы либо победим либо умрем. 5. Каждое утро на стене появлялись какие-нибудь новые надписи или рисунки. 6.На завтрак можно было выбрать или овсяную кашу или манную. 7. (Не)медле(н-нн)о принеси этот пакет или я за себя не ручаюсь! 8. Девушка безусловно была красивой но безвкусно одетой. 9. Дождь в конце(концов) перестал но солнце еще не выглянуло из-за туч(?). 10. Впрочем это была (не)большая собака а совсем маленький щенок. 11. Кажется он хотел что-то сказать но передумал. 12. Уже наступило воскресенье а ветер все не переставал.
Упр. № 2
Определить, что связывают сочинительные союзы : два предложения или однородные члены. Объяснить правописание НЕ с разными частями речи. Составить словарный диктант по данной теме из 6 слов.
1 Дул холодный но вовсе (не)сильный ветер и мы могли спокойно гулять . 2. Я (не)очень верил в такую возможность но естественно (не)высказывал эти мысли вслух. 3. По мнению всех директор фирмы принял очень (не)дальновидное решение но люди (не)осмеливались спорить с ним.4. То ш..пот слышался рядом то какая-то тихая мелодия. 5. Весь день у нас в доме было далеко (не)спокойно. То соседки забегали со сплетнями по поводу последних событий то родстве..ики приходили с визитом. 6. Ручей впрочем оказался (не)глубоким а мелким и перейти через него было совсем (не)сложно. 7. В мастерской слышалось шипение горна и стук молотков и (не)громкий говор рабочих. 8. (С)начала он хотел сорвать еще (не)распустившиеся цветы но потом (не)только сам передумал но и другим (не)позволил это сделать.
Упр. № 3
Расставить и объяснить запятые, объяснить правописание О и Ё после шипящих. Составить по данной теме словарный диктант из 8 слов.
1 Раненый солдат дрожал от озноба и военврач(?) укрыл его плащ..м. 2. Действительно листья с деревьев же почти опали и ж..лтым ковром лежали под ногами. 3. Наконец стемнело и старый лакей со свеч..й в руке уже обошел все комнаты. 4 Маша поговорила с врач..м и Антипа перевели в другую палату. 5.В самом темном углу сидели два мальчика и о чем-то переш..птывались. 6. Впрочем вооруж..нные отряды уже один за другим подходили к городу и занимали нужные позиции. 7. Посмотрите (на)право и перед вашим взором предстан..т цветущая степь. 8. Кроме Наташи в комнате находился какой-то седенький старич..к и Болконский смутившись не решился заговорить с невестой о своих планах. 9. Скоро лето и люди уже сейчас начинают строить планы отдыха.
Упр. № 4
Расставить и объяснить запятые. Подчеркнуть все лова в предложениях № 3 и 4
1 Дон Кихот ударил меч..м по шлему и тот рассыпался на мелкие части. 2. На трибуне сидел вице-король и стояли министры. 3. Верный оруженосец покорно поклонился и взял доспехи своего хозяина. 4. На дворе уже светало и наш рыцарь решил, что ему надо трогаться в путь. 5. Санчо разумеется от(?)ехал на безопасное расстояние и наблюдал за поединком Дон Кихота (из)далека. 6. Над его головой летали бабочки и гудели шмели. 7. Обедать однако совсем не хотелось и я решил прогуляться (в)доль набережной. 8. Где-то (в)дали слышались гудки паровозов и мигали огни 9. Пришпорив коня Дон Кихот помчался прямо на мельницы и Санчо естественно не на шутку испугался за своего господина.
Упр. № 5
Расставить и объяснить знаки препинания. Подчеркнуть все слова в предложениях № 3 и 4.
1 Я действительно поступил (не)правильно и теперь раскаиваюсь в своем поведении. 2. Возле нашего дома прот..кала (не)глубокая речка и росли густые ивы. 3. Действительно Сергеев (не)слишком доверял своему напарнику и поэтому перепроверил все сведения лично. 4. (Не)смотря на требования толпы царь (не)вышел к людям и его очень осуждали за это. 5. На лавке сидел черный котенок и лежали мотки шерсти. 6. Сгущались сумерки и девчушке страшно было сидеть одной в этой вовсе (не)большой комнатушке. 7.( Н..)(с)кем не надо пререкаться и люди потянутся к вам душой. 8. Наташа опустилась на колени перед ум..рающим отцом и я думаю (н..)какие силы (не)смогли бы ее заставить выйти из комнаты. 9. На этой полянке часто резвились дети и танцевала молодежь.
Упр. № 6
Расставить и объяснить запятые. Найдите в первом предложении слово-исключение из правила орфографии. Составьте словарный диктант из 10 слов по теме «Исключения из разных правил».
1 В середине мая неожиданно ударил мороз и вся пшеница посеянная крестьянами померзла. 2. На скотном дворе мычали коровы и блеяли овцы. 3. (Не)смотря на прошедшие годы в селе о Михаиле помнили и журналист смог услышать много занятных историй.4. Рассмеявшись Наташа подбежала к старой графине и обняв ее протянула букетик цветов.5. Матушка всегда была предельно сурова со слугами и поэтому разумеется не разрешала подобных вольностей.6. В саду рабочие рыли котлован и все дети кроме тяжело больного Никитки ходили смотреть на эту работу. 7. Расстроенный этими новостями он даже заболел и бабушке снова пришлось ухаживать за ним. 8. Возле (полу)разрушенного дома дремала какая-то собака и грелся на солнышке котенок. 8. Почта придет послезавтра и вероятно я получу известия от своей сестры путешественницы.
Упр. № 7
Расставить и объяснить знаки препинания, объяснить правописание Н и НН. Выполнить фонетическую транскрипцию выделенных слов ( их 5 ).
1 Старуха перебирая лекарстве..ые травы рассказывала о своей жизни и дети затаив дыхание слушали ее. 2. День выдался ветре..ым и прогулку естественно пришлось отменить. 3. В конце парка росли кипарисы и начинали зацветать магнолии. 4. Несмотря на наличие карты кучер заблудился и заехал аж к торф(е-я)..м болотам. 5. Траурный митинг посвяще..ый памяти павших закончился и солдаты разошлись по казармам. 6. Асфальтирова..ая дорога лентой бежала (в)доль реки и исчезала из виду только на горизонте. 7. Мой отец учас(?)ник Финской войны то(же) пришел в регистрацио..ый центр и председатель разумеется встретил его чрезвычайно вежливо. 8. На столе Пушкина лежали гуси..ые перья и стояла стекля..ая баночка с чернилами.
Упр. № 8
Расставить и объяснить знаки препинания, составить схемы. Определить тип всех сказуемых в предложениях № 3 и 6.
1 Взрослые посоветовали чтобы я больше не рисовал змей ни снаружи ни изнутри. 2. Чтобы не ошибиться я перепроверил все самым тщательным образом. 3. Планета с которой прилетел маленький принц была совсем (не)большой. 4. Посмотрите какие красивые розы выросли в этом палисаднике. 5 В прошлый раз мы кажется остановились там где сейчас стоят эти машины. 6. В том месте где сейчас мой отец решил построить дом раньше стояла церковь. 7. Артур поспешно отступил назад и даже накинул на голову капюш..н так как не доверял бывшему другу.8. Маленький городок куда собирался поехать Пушкин находился вовсе (не)далеко от Ярославля. 9. Разузнайте откуда он приехал. 10. Когда рассвело мы отправились к реке.
Упр. № 9
Расставить знаки препинания, составить схемы. Подчеркнуть все слова в предложениях № 3 и 5
1 Пугачев на это ответил что якобы не помнит как называется станица через которую мы проехали. 2. Когда Швабрин увид..л Пугачева смертельная бледность разлилась по его лицу потому что он во многом был виноват перед своим начальником. 3. Если охота оказывалась удачной царь неизменно награждал ловчих которые ее организовали. 4. Давайте помянем всех тех кто погиб в бою под Крюковым и кто сложил свои головы под Смоленском. 5. Все соседи уд..влялись какой прекрасной хозяйкой оказалась Танюшка и сколько заботы она проявляла по отношению к братику. 6. Наташа разумеется догадывалась что от нее что-то скрывают так как старая графиня всегда переводила разговор на другое если доч(?) заговаривала об от(?)езде жениха. 7. Приходи когда стемнеет чтобы узнать последние новости. 8. Когда прозвенел третий звонок Вронский поспешил к своему вагону откуда уже выходили люди.
Упр. № 10
Расставить знаки препинания, составить схемы. Определите тип всех сказуемых в предложениях № 7 и 8.
1 По воскресеньям старый Катц всегда подсчитывал сколько прибавки получил магазин за неделю и сколько планируется получить на следующей. 2. Не знаю куда перегоняли те машины которые проходили через нашу деревню.3. Ущелье где царь Давид перебил турок тянулось вдоль реки Иоры которая вп..дала в Каспийское море. 4. Битва произошла там где две реки сливались в одну и где двести лет назад уже происходило сражение между этими народами. 5. Тот кто побеждал в состязании подходил к вождю чтобы получить награду. 6. Я увидел что рабочие ушли к бригадиру и то(же)складывал свои вещи. 7. Не опаздывайте если хотите услышать выступление Валевского так как он сегодня будет говорить первым. 8. Повесть о том как наши полярники дошли до Северного полюса была напечатана сразу в трех журналах.
Упр. № 11
Расставить знаки препинания, составить схемы. В первом предложении найти составное именное сказуемое. Придумать свои два предложения с составным именным сказуемым.
1 Она понимала какой пустой становится жизнь когда ты теряешь близкого человека 2. Если дожди затянут(?)ся река снова выйд..т из берегов так что мы остан..мся без урожая.3. Когда капитан вошел в палату то сразу направился к медсестре которая что-то писала в своем журнале. 4. Он ответил что очень сожалеет о случившемся и что его коллеги то(же) сочувствуют пострадавшим.5. Тогда мама чтобы помоч(?) мне сама пошла к председателю. 6. Хоть ты и поступил неправильно друзья от тебя не отвернулись потому что все(равно) желают тебе только добра. 7. В том месте где произошло сражение сейчас стоит памятник к которому люди едут из разных концов страны. 8. Никто в семье не знал зачем Алешу вызывают в Санкт-Петербург так как в письме полученном накануне об этом (не)было сказано ни слова.
Упр. № 12
Расставить и объяснить знаки препинания. Составить схемы предложений 2, 5 , 6
1 Привязав теленка тетка Анна пошла к роще возле которой уже соб..рались жители села. 2. Андрей впрочем заметил что кроме нескольких совсем молодых людей все слушали докладчика очень внимательно потому что он наверное говорил о том что волновало присутствующих. 3. Беседка где Зося последний раз виделась с женихом была сломана так как бабушка хотела по-видимому уничтожить все что могло бы напомнить ее внучке о трагическом прошлом.4. Когда становилось жарко матушка несмотря на свою нелюбовь к природе приказывала накрывать столы в саду что очень радовало нас детей.5. Барыня (не)много подумав ответила что пожалуй она согласна и что Архип может отправляться в деревню (не)медле(н-нн)о. 6. Дети с которыми Фрол очень подружился рассказывали ему где по словам стариков разбойники прятали клады и по каким признакам их можно найти.
Упр. № 13
Расставить и объяснить знаки препинания. Составить схемы предложений № 2, 4, 6
1 Если сейчас не встан(е-и)т тот кто это сделал мы обратимся в полицию. 2. Шварц понимал что люди которые живут пригороде будут недовольны отменой рейсов. 3. Если то о чем мы с тобой говорили сбудет(?)ся нам не избежать неприятностей.4. Когда гроза закончилась и люди наконец-то вышли из своего тесного убежища уже начинало темнеть. 5. Кто ищ..т тот всегда найдет. 6. Новый губернатор мечтал чтобы там где прежде были неосвоенные земли теперь колосилась пшеница. 7. Теперь впрочем Наташа часто мечтала о том как она поед..т в Ниццу и будет жить там совсем рядом с Олениным так что они даже могут встретиться. 8. То чего мы опасались наконец произошло. 9. Конечно же она помогала старушк(и-е) если у нее выдавалась свободная минутка и было хорошее настроение.
Упр. № 14
Расставить и объяснить знаки препинания. Составить схемы предложений № 3, 4, 8
1 Мой дед как-то рассказывал мне что там где сейчас расположе..ы новые магазины раньше была площадь. 2. (С)начала с ним хотела поговорить женщина сыновья которой погибли во время последнего налета. 3. Тот кто получил талончик подходил к кассе и протягивал его Зине чтобы она отметила его в своей книге. 4. Было ясно что новгородцы полностью поддерживают своего князя и что другой правитель им не нужен. 5. Я терпел потому что знал что скоро наступит весна и мама вернется домой. 6. Эта женщина если не ошибаюсь живет совсем (не)далеко от центра. 7. Если дождь прекратится и солнце выглян..т из-за туч(?) мы непр..менно пойдем на рыбалку. 8. Когда стемнело Иван взял канистру бензина и пошел к тому дому где по его предположениям остановился немецкий генерал.
Упр. № 15
Расставить и объяснить знаки препинания . Выполнить синтаксический разбор предложения № 7
1 Слухи о том будто князь Игорь не принял участие в общем походе потому что сочувствовал половцам распространялись с невероятной быстротой. 2. Куликово поле на котором войска князя Дмитрия сразились с Мамаем распол..галось недалеко от того места где Непрядва вп..дает в Дон. 3. Ольга чувствовала себя спокойной лишь тогда когда дети были рядом с ней и она могла лично вид..ть каждого из них. 4. Если погода испортится и пойдет дождь мы проведем собрание в фойе. 5. Игорь заранее договорился с Овлуром что если тот поможет князю бежать из плена то получит награду. 6. Я однако же заметил что когда дядя-генерал приезжал к нам в дом мать старалась вести себя любезно так что по ее виду (не)было заметно что она недолюбливает родстве..ика. 7. Когда стемнело Архип заж..г смоля..ой факел и направился к сараю в котором находились пленники.
Упр. № 16
Расставить и объяснить постановку запятой или точки с запятой в БСП. Составьте словарный диктант из 8 слов по правилу орфографии, к которому относится выделенное слово.
1 Высоко в небе летел орел высматривающий добычу охотник увидев его прицелился. 2. Тургенев автор «Записок охотника» и в самом деле очень любил охоту он мог с ружьем наперевес бродить по полям сутками. 3. Начиналась гроза женщины загоняли коров домой. 4. Действительно люди живущие в этой степи пр..выкли к подобным условиям и никогда на них не жаловались молодой путешественник естественно был (по)настоящему поражён этим 5. Мы решили поставить палатку ан краю обрыва палатки остальных учас(?)ников экспедиции были поставле..ы на краю леса. 6. После бури на берегу валялись обломки корабля дети ходили (в)доль берега и соб..рали их. 7. В углу огорода стояла кадка полная до краев дожд..вой воды к ней-то и направился Тимур желая наполнить свою лейку.
Упр. № 17
Расставить и объяснить двоеточие и тире в БСП. Выпишите по одному примеру на согласование, управление и примыкание.
1 Я вспомнил Анна Ивановна жила на той же улице что и Федосеевна. 2. Я любил стихи Байрона брат высмеивал их. 3. Простите но я (не)много опоздаю мне надо закончить кое-какие дела. 4. Доед..шь до дома позвони. 5. Хочешь хорошо (з,с)дать экзамены серьезно готовься к ним. 6. Валя сама провела огромную работу опросила всех св..детелей происшествия зап..сала их пок..зания и даже сделала несколько фотографий. 7. Аркадий однако чувствовал ему здесь не рады. 8. Увы ему всегда не везло. Задумал написать научную работу не сумел сделать даже половину. Хотел создать цикл статей об альпинистах не смог даже собрать интересный материал. 9. Несмотря на их яркую окраску люди и звери обходят мухоморы стороной эти грибы ядовиты.
Упр. № 18
Расставить и объяснить знаки препинания в БСП : двоеточие, тире, запятую или точку с запятой. Образуйте от выделенных глаголов деепричастия и придумайте с ними предложения.
1 Предупреждаю путешествие будет отнюдь (не)легким. 2. Захотите узнать правду свяжитесь со мной. 3. Подойдя к пруду и собрав букет кувшинок Маша пр..села на пр..брежный камень собака улеглась у ее ног. 4. Князь Андрей вошел в гостиную в руках он держал музыкальную шкатулку. 5. Позвольте мой дорогой дать вам один совет не стоит лишний раз раздражать графиню расспросами о здоровье ее племянника. 6. Рядом с ущельем тянулась (не)широкая дорога (в)доль нее росли чахлые акации. 7. Закончил работу уходи. 8. Помимо двух-трех студентов державших в руках плакаты на площади уже н..кого (не)было впрочем Павел и не надеялся кого-то увидеть.
Упр. № 19
Расставить и объяснить знаки препинания в БСП : двоеточие, тире, запятую или точку с запятой. Образуйте от выделенных глаголов причастия.
1 Хочу напомнить к конкурсу допускаются только рисунки выполненные на ватмане. 2. Я опоздал по уважительной причине из-за обильного снегопада автобус отправился в рейс слишком поздно. 3. Будет что-нибудь нужно обращайтесь. 4. Вера торопливо шла по узкой тропинке в руках на держала корзинку с вязанием. 5. Райский неспешно прогуливался по саду собака шла чуть позади него. 6. Люди живущие в горах привыкают к разреженному воздуху однако нам приезжим переносить кислородное голодание было нелегко. 7. Анна писала ему письмо за письмом Козенцов не ответил ни на одно. 8. Я хочу дать вам одно очень важное поручение переведите через границу нескольких беглецов из концлагеря. 9. Упадет хотя бы одна искра весь дом вспыхнет.
Упр. № 20
Расставить и объяснить двоеточие и тире в простом и сложном предложениях. Выполнить фонетический разбор выделенного слова.
1 Я знаю в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. 2. Проехать дальше (не)было никакой возможности посреди дороги лежало повале..ое бурей дерево. 3. По мнению врачей спорт лучшее лекарство от многих болезней. 4. Я родился в январе а Костя на месяц позже. 5. Утром на траве обильная роса будет ясный день. 6. Пожалуйста возьми с собой инструменты молоток долото дрель и несколько отверток. 7. Жаворонки и скворцы ласточки и стрижи воробьи и вороны словом все пернатые радовались наступлению весны. 8. Стать настоящим человеком задача (не)простая. 9. Обломову все время что-то мешало писать письмо то гости придут некстати то Захар отвлекает какими-то хозяйстве..ыми вопросами то доктор явится с визитом. 10. Хочешь жить умей вертеться.
Упр. № 21
Расставить и объяснить знаки препинания ( представлены все виды сложных предложений ). Выполнить фонетическую транскрипцию выделенных слов.
1 Когда наступила осень матушка решила что мы должны всей семьей переехать на несколько месяцев в город. 2. Елочки которые в том году были совсем маленькими теперь пр..вратились в могучие деревья и радовали нас своей красотой.3. разумеется нам было страшно и некоторые люди даже отказывались принимать участие в испытании. 4. Каждый из нас обязан помнить простую истину относиться к другим людям надо так как ты хочешь чтобы они относились к тебе. 5. Знаешь правду расскажи. 6. В поле уже вовсю цвели травы и стрекотали кузнечики. 7. Я часто думаю о том каким радостным было мое детство и сколько хороших людей окружало меня тогда. 8. (Не)взирая на отчаянное сопротивление город был взят штурмом все защитники его отказавшиеся сдаться были убиты.
Упр. № 22
Расставить и объяснить знаки препинания ( представлены все виды сложных предложений ). Составить схемы предложений № 1, 4, 7.
1 Когда Даша осторожно переступая с камня на камень стала переходить речку ее спутники замерли в ожидании чего-то страшного так как знали сколько несчастных случаев имело место на этой переправе. 2. Машенька накинув на плечи шубку и повязав на голову платок побежала вниз и сама открыла дверь. 3. Уезжая тетка дала мне множество поручений перебрать все лечебные травы подмести в комнатах полить цветы и собрать в саду вишню. 4. Тот перекресток где на прошлой недел(е-и) погиб Пьер Кюри находился совсем недалеко от дома Марии. 5. Решил помочь помогай. 6. За полярным кругом живут белые медведи и обитают северные олени. 7. Говорите что вам нужно и уходите. 8 Я сразу понял что если буду говорить откровенно все эти люди наверное обидятся на меня.
Упр. № 23
Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях с разными видами связи ( «Стык союзов» ). Переделать выделенные словосочетания, построенные на основе согласования, в словосочетания, построенные на основе управления.
1 Дети взяли в руки берест(е-я)(н-нн)ые лукошки и когда вожатый дал сигнал отправились в лесную чащу. 2. Государь обязательно осмотрит вашу работу и если она окажется качестве(н-нн)ой вы можете ра(с-сс)читывать на многое. 3. Погода нынче стоит ветре(н-нн)ая а если еще и дождь пойдет соревнования уж точно придется отменить. 4. Все окрестные крестьяне мололи хлеб на ветр(е-я)(н-нн)ой мельнице но если ветра (не)было то шли к хозяину водя(н-нн)ой мельницы. 5. Сейчас мы пожалуй разожжем камин и если хочешь постел(е-и)м на пол звери(н-нн)ые шкуры. 6. Кузнец в самом деле работал долго и когда он наконец закончил свой труд зрители увид..ли великолепную шкатулку украше(н-нн)ую дикови(н-нн)ыми цветами. 7. Сейчас врач в первой палате а когда он освободится обязательно навестит ваших ране(н-нн)ых.
Упр. № 24
Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях с разными видами связи ( «Стык союзов»). Составьте словарный диктант из 7 слов по правилу орфографии, к которому относится выделенное слово.
1 Тургенев объездил наверное (пол)мира но когда вернулся домой понял что с родным краем ничто не сравнится. 2. Все они напряженно вглядывались (в)даль моря и когда на горизонте появился корабль послышались сотни восторженных криков. 3. К победе тебя вели многие люди и когда ты доб(?)еш(?)ся желаемого то обязательно отблагодари их. 4. Мать молча стояла у окна и когда на горизонте появился тот самый всадник поманила меня рукой. 5. Верный друг всегда будет рядом и если нужно придет на помощ(?). 6. Я впрочем уверен что хорошо знаю эти места но чтобы не заблудиться лучше все(таки) взять с собой карту. 7. Я пол..гаю ты можешь доверять моим ра(с-сс)четам но если сомневаеш(?)ся то лучше проверь. 8. Каждый вечер хмурый отец допрашивал Павку и если ответы сына казались ему расплывч..тыми устраивал настоящий скандал.
Упр. № 25
Расставить и объяснить знаки препинания в предложениях с разными видами связи (Стык союзов»). Выпишите по одному примеру на каждый вид сказуемого.
1 Софья Петровна не любила Москву и когда изредка все-таки приезжала в родной город старалась решить все дела за два-три дня. 2.Урожай однако был уже весь убран и когда помещик приехал осмотреть поля его взору предстала уже совершенно пустая земля. 3. Женщина взяла стекля(н-нн)ую колбочку с порошком и чтобы не ошибиться проверила все еще раз. 4. Это очень интересный проект и если вы откажетесь принять в нем участие то много потреяете.5. Молодой князь никогда не поддерживал своего старшего брата а если даже соглашался с его решениями на словах на деле все равно все делал (по)своему.6. Ветлугин к этому времени был уже очень болен но чтобы помочь старому боевому товарищу собрался с силами и приехал в Москву. 7. Старец действительно жил в лесу а когда наступала зима перебирался в монастырь где его всегда принимали очень охотно.
Упр. № 26
Расставить и объяснить знаки препинания по теме «Конструкции с союзом «И». Выписать пример на каждый вид сказуемого.
1 Этот дом слишком большой и жить в нем одной как-то (не)уютно. 2. Домой он вернулся только через три года и разумеется сразу(же) пошёл на кладбище навестить могилы родителей. 3. В июле травы уже желтеют и птицы перестают петь. 4. На картинках были нарисованы береза и ольха дуб и ясень. 4. Чего только дядя ни купил ему! Учебники и тетради и альбом и краски и ручки с карандашами. 5. Она сидела в углу одна как(будто) задумавшись и не слыша окружающего шума. 6. Военврач(?) называл фамилию и если никто не откликался вычеркивал ее из списка. 7. Саперы работали всю ночь и когда наступило утро путь был уже свободен. 8. Сара Бернар сама прослушивала каждую претендентку и если девушка ей нравилась то что-то таинстве(н-нн)о шептала на ухо Гроссману. 9. Анна Ивановна всегда требовала чтобы слуги были одеты в нарядные ливреи и дворецкий обращался бы к ней только (по)французски.
multiurok.ru
Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: Основные виды сложных предложений, 9 класс
9 класс
Самостоятельная работа
«Основные виды сложных предложений»
Задание 1. Ознакомься с теоретическим материалом на стр. 20-21, закрой учебник и впиши пропущенные слова и словосочетания в предложенный лингвистический текст. Затем проверь себя по учебнику.
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами:
1. При помощи ______________ и ____________ или _______________ (относительных местоимений и наречий). Такие сложные предложения называются ____________________________ .
2. Только при помощи ______________ (без союзов и союзных слов). Такие сложные предложения называются ____________________ .
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы:
1) предложения ____________________________ , 2) предложения _________________________ .
_____________________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются _______________________ союзами, например: Сумрак стал гуще, и звёзды сияли выше.
_____________________________ предложения – это такие предложения, в которых простые предложения связываются ________________________ союзами или союзными словами, например: Сделано всё, чтобы я мог работать спокойно.
В сложноподчинённом предложении выделяются _________________ и _____________________ предложения. ____________________ зависит от _______________ , и в нём употребляется подчинительный союз или союзное слово.
Слова для справок: сочинительные (союзы), сложноподчинённое (предложение), союзные (предложения), подчинительные (союзы), главное (предложение), интонация, союзные слова, бессоюзные (предложения), сложносочинённое (предложение), придаточное (предложение).
Задание 2. Определите вид предложений (простое – ПП, сложносочинённое – ССП, сложноподчинённое – СПП, сложное бессоюзное – БСП). Подчеркните грамматические основы.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Потом снова всё стихло.
(К.Г. Паустовский)
nsportal.ru
Схемы строений сложных предложений, 9 класс
Сложное предложение
СоюзноеСредства связи: союзы, союзные слова, интонация
Бессоюзное
Средства связи: интонация
сложносочинённое
сложноподчинённое
Средства связи:
интонация, сочинительные союзы
союзы: и, или, а, но и т.п.
Части предложения равноправны:
[ ], и [ ]
Средства связи:
интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)
союзы: что, чтобы, если, когда и т.п.
союзные слова: который, кто, что, где, куда, откуда, когда, как и т.п.
Части предложения неравноправны:
есть главная часть и зависимая (придаточная), связанные друг с другом по смыслу вопросом второстепенного члена предложения
[ ], (союз )
[ ], (союзное слово )
Средства связи:
интонация
Части предложения равноправны
(часто – формально равноправны)
[ ] , [ ] или [ ] ; [ ]
[ ] : [ ]
[ ] — [ ]
Знаки препинания между частями
Запятая
между равноправными частями предложения,
за исключением
предложений с детерминантом (распространителем всего предложения):
где?
[За окном светало] и [кричали петухи]
Запятая
между главной и придаточной частями предложения
Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире
(в зависимости от интонации и смысловых оттенков)
между частями предложения
Сложноподчинённые предложения. Виды придаточных частей.
Местоимённо-определительные(местоимённо-соотносительные)
Изъяснительные
(дополнительные)
Обстоятельственные
Присоединительные
Вопрос какой?
Крепятся к главной части союзными словами
Относятся к существительному в главной части
Указательное слово тот
Фиксированная постпозиция по отношению к определяемому слову
Тропинка, что шла позади огородов, вела к лесу.
какая?
[Тропинка, (с.сл. что ), ]
На том месте, где раньше росла кудрявая берёза, сейчас остался лишь обгоревший пень.
каком?
[том месте, (с.сл. где ), ]
Вопрос кто именно? что именно?
Указательное и союзное слово – местоимения – образуют соотносительную пару
Нефиксированная позиция придаточной части по отношению к указательному слову.
Кто ищет, тот всегда найдёт.
кто именно?
(с.сл. Кто), [ тот ].
Упрёками и слезами не вернёшь того, что безвозвратно потеряно.
чего именно?
[ того], (с.сл. что).
Каждый, кто усердно трудится, добьётся результата.
кто именно?
[ Каждый, (с.сл. кто), ].
Вопросы косвенных падежей
Крепятся к главной части союзными словами, союзами что, чтобы, как, союзом-частицей ли
Относятся к глаголу, отглагольному существитель-ному или слову категории состояния в главной части, имеющим значение
речи,
мысли,
чувства,
восприятия
Указательное слово то
Нефиксированная позиция по отношению к изъясняемому слову
Известно, что людям свойственно ошибаться.
что?
[Известно], (с. что).
Я горжусь тем, что родился в России.
чем?
[горжусь тем], (с. что).
Буду ли я счастлив с ней, не знаю.
чего?
(с.-ч. ли), [не знаю].
Обстоятельственные вопросы
Содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения.
Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т.е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения — союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично).
Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как, часто в сочетании с и
Во время бури вывернуло с корнем сосну, отчего и образовалась яма.
[ ], (с.сл отчего и.).
Я окончил учебный год на «отлично», чем и горжусь.
[ ], (с.сл. чем и).
Мне подарили собаку, чему я страшно рад.
[ ], (с.сл. чему ).
образа
действия
Вопросы как? каким образом?
Крепятся союзами как, будто, что
Относятся к глаголу в главной части
Указательное слово так
Нефиксированная позиция по отношению к глаголу с указательным словом
Он всё делал так, как его учили.
как?каким образом?
[делал так], (с.как).
меры и степени
Вопросы насколько? в какой мере? в какой степени?
Крепятся союзами как, будто, что, союзным словом насколько
Относятся к прилагательному, наречию степени или скс в главной части
Указательные слова так, настолько
Фиксированная постпозиция придаточного по отношению к вышеназванным словам в главной части
Он пел так задушевно, что все прослезились.
В какой степени?
[так задушевно], (с. что). – есть добавочное значение следствия
времени
Вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?
Крепятся союзами когда, когда…, то…, с тех пор как, в то время как, до тех пор пока
Относятся ко всей главной части
Указательное слово тогда
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом когда…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)
В то время как все уже сидели за столом, пожаловал незваный гость.
когда?
(с В то время как), [ ].
места
Вопросы где? куда? откуда?
Крепятся союзными словами где, куда, откуда
Относятся ко всей главной части
Указательные слова там, туда, оттуда
Нефиксированная позиция по отношению к главной части
Где стол был яств, там гроб стоит.
где?
(с.сл. Где), [ там ].
Иди, куда влечёт тебя свободный ум.
куда?
[иди], (с.сл. куда).
сравнения
Вопросы как? подобно чему? наподобие чего? в сравнении с чем?
Крепятся союзами как, как будто, будто, точно, словно, подобно тому как, чем, чем…, тем… и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом чем…, тем.. – фиксированная препозиция придаточной части)
Стало мне вдруг на душе хорошо, будто детство моё вернулось.
подобно чему?
[ ], (с.будто).
условия
Вопросы в каком случае? при каком условии?
Крепятся союзами если, если…, то…, в случае если, когда, кабы, раз и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа если…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части)
Если хочешь чего-либо сильно, то добьёшься.
В каком случае?
(с..Если), [то ].
Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
В каком случае?
(с..Когда), [ ].
уступки
Вопросы несмотря на что? вопреки чему?
Крепятся союзами хотя, хоть, хотя…, но…, пусть, пускай, несмотря на то что, вопреки тому что, союзными словами с частицей ни: как ни, куда ни, что ни и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа хотя…, но.. – фиксированная препозиция придаточной части)
Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата.
Несмотря на что?
(с..Хоть), но [ ].
Куда он ни обращался, нигде ему не дали ответа.
Несмотря на что?
(с.сл.Куда ни), [ ].
причины
Вопросы почему? отчего? по какой причине?
Крепятся союзами потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что и т.п.
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части
По берегам озера трава густая, потому что здесь достаточно влаги.
почему?
[ ], (с.потому что).
цели
Вопросы зачем? для чего? с какой целью?
Крепятся союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы
Относятся ко всей главной части
Нефиксированная позиция по отношению к главной части
Чтобы много знать, нужно много читать.
зачем?
(с.Чтобы), [ ].
следствия
Вопрос что из этого следует?
Крепятся союзом так что
Относятся ко всей главной части
Фиксированная постпозиция по отношению к главной части
Река разлилась, так что переправиться на другой берег было невозможно.
Что из этого следует
[ ], (с.так что).
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)
Части тесно связаны по смыслу, интонация перечисления1) слабая смысловая связь между частями при перечислительной интонации,
2) хотя бы одна из смежных частей осложнена
1) вторая часть содержит причину факта, сообщаемого в первой части,
2) вторая часть содержит пояснение факта, сообщаемого в первой части,
3) вторая часть содержит дополнение факта, сообщаемого в первой части.
1) первая часть содержит указание на условие или время того, о чём говорится во второй части,
2) вторая часть содержит следствие из того, о чём говорится в первой части,
3) содержание частей противопоставляется друг другу,
4) части содержат факты или действия, быстро сменяющие друг друга
ПРИМЕРЫ
Ярко светит солнце, распускаются цветы, поют птицы.
[ ] , [ ] , [ ]
1) Ветви грабов стоят в золотом убранстве; у ног моих много листьев.
[ ] ; [ ]
2) Появились подснежники, разбуженные весенним солнышком ; вернулись перелётные птицы.
[ осложнена ] ; [ ]
1) Переправиться на другой берег не представлялось возможным: река разлилась.
[ факт ] : [ причина ]
потому что
2) Степь пестрела цветами: белели ромашки, синели колокольчики…
[ факт ] : [ пояснение ]
а именно
3) Он явственно услышал: где-то слева от него хрустнула ветка.
[ факт ] : [дополнение ]
что
1а) Будешь много читать – будешь много знать.
[условие] : [факт ]
Если
1б) Придёт июнь – будем сдавать экзамены.
[время] : [факт ]
Когда
2) Река разлилась – переправиться на другой берег не представлялось возможным.
[ факт ] — [следствие ]
так что
3) Чин следовал ему – он службу вдруг оставил…
[ факт ] — [противопоставление ]
а
4) Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
[ событие ] — [событие ]
Быстрая смена событий
infourok.ru
Определительные | Местоимённо-определительные (местоимённо-соотносительные) | Изъяснительные (дополнительные) | Обстоятельственные | Присоединительные | Вопрос какой? Крепятся к главной части союзными словами Относятся к существительному в главной части Указательное слово тот Фиксированная постпозиция по отношению к определяемому слову Тропинка, что шла позади огородов, вела к лесу. какая?
[Тропинка, (с.сл. что ), ] На том месте, где раньше росла кудрявая берёза, сейчас остался лишь обгоревший пень. каком?
[том месте, (с.сл. где ), ] | Вопрос кто именно? что именно? Указательное и союзное слово – местоимения – образуют соотносительную пару Нефиксированная позиция придаточной части по отношению к указательному слову. Кто ищет, тот всегда найдёт. кто именно? (с.сл. Кто), [ тот ]. Упрёками и слезами не вернёшь того, что безвозвратно потеряно. чего именно?
[ того], (с.сл. что). Каждый, кто усердно трудится, добьётся результата. кто именно?
[ Каждый, (с.сл. кто), ]. | Вопросы косвенных падежей Крепятся к главной части союзными словами, союзами что, чтобы, как, союзом-частицей ли Относятся к глаголу, отглагольному существитель-ному или слову категории состояния в главной части, имеющим значение
Указательное слово то Нефиксированная позиция по отношению к изъясняемому слову
Известно, что людям свойственно ошибаться. что? [Известно], (с. что). Я горжусь тем, что родился в России. чем? [горжусь тем], (с. что). Буду ли я счастлив с ней, не знаю. чего?
(с.-ч. ли), [не знаю]. | Обстоятельственные вопросы | Содержат дополнительное сообщение по поводу высказанного в главной части предложения. Дополнительное сообщение может заключать в себе пояснение, оценку данного в главной части сообщения, вывод из него или добавочные замечания, связанные с содержанием этого сообщения, причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т.е. она не нуждается в придаточной части, зато придаточная имеет формальный показатель подчинения — союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). Подчинительно-присоединительные отношения выражаются при помощи союзных слов что (в разных формах), где, куда, откуда, когда, почему, отчего, зачем, как, часто в сочетании с и Во время бури вывернуло с корнем сосну, отчего и образовалась яма. [ ], (с.сл отчего и.). Я окончил учебный год на «отлично», чем и горжусь. [ ], (с.сл. чем и). Мне подарили собаку, чему я страшно рад. [ ], (с.сл. чему ). | образа действия | Вопросы как? каким образом? Крепятся союзами как, будто, что Относятся к глаголу в главной части Указательное слово так Нефиксированная позиция по отношению к глаголу с указательным словом Он всё делал так, как его учили. как?каким образом? [делал так], (с.как). | меры и степени | Вопросы насколько? в какой мере? в какой степени? Крепятся союзами как, будто, что, союзным словом насколько Относятся к прилагательному, наречию степени или скс в главной части Указательные слова так, настолько Фиксированная постпозиция придаточного по отношению к вышеназванным словам в главной части Он пел так задушевно, что все прослезились. В какой степени? [так задушевно], (с. что). – есть добавочное значение следствия | времени | Вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Крепятся союзами когда, когда…, то…, с тех пор как, в то время как, до тех пор пока Относятся ко всей главной части Указательное слово тогда Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом когда…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части) В то время как все уже сидели за столом, пожаловал незваный гость. когда?
(с В то время как), [ ]. | места | Вопросы где? куда? откуда? Крепятся союзными словами где, куда, откуда Относятся ко всей главной части Указательные слова там, туда, оттуда Нефиксированная позиция по отношению к главной части Где стол был яств, там гроб стоит. где?
(с.сл. Где), [ там ]. Иди, куда влечёт тебя свободный ум. куда? [иди], (с.сл. куда). | сравнения | Вопросы как? подобно чему? наподобие чего? в сравнении с чем? Крепятся союзами как, как будто, будто, точно, словно, подобно тому как, чем, чем…, тем… и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойным союзом чем…, тем.. – фиксированная препозиция придаточной части) Стало мне вдруг на душе хорошо, будто детство моё вернулось. подобно чему? [ ], (с.будто). | условия | Вопросы в каком случае? при каком условии? Крепятся союзами если, если…, то…, в случае если, когда, кабы, раз и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа если…, то.. – фиксированная препозиция придаточной части) Если хочешь чего-либо сильно, то добьёшься. В каком случае?
(с..Если), [то ]. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет. В каком случае?
(с..Когда), [ ]. | уступки | Вопросы несмотря на что? вопреки чему? Крепятся союзами хотя, хоть, хотя…, но…, пусть, пускай, несмотря на то что, вопреки тому что, союзными словами с частицей ни: как ни, куда ни, что ни и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части (кроме предложений с двойными союзами типа хотя…, но.. – фиксированная препозиция придаточной части) Хоть будешь ты ещё любить, но к чувствам прежним нет возврата. Несмотря на что?
(с..Хоть), но [ ]. Куда он ни обращался, нигде ему не дали ответа. Несмотря на что?
(с.сл.Куда ни), [ ]. | причины | Вопросы почему? отчего? по какой причине? Крепятся союзами потому что, оттого что, так как, ибо, ввиду того что и т.п. Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части По берегам озера трава густая, потому что здесь достаточно влаги. почему? [ ], (с.потому что). | цели | Вопросы зачем? для чего? с какой целью? Крепятся союзами чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы Относятся ко всей главной части Нефиксированная позиция по отношению к главной части Чтобы много знать, нужно много читать. зачем?
(с.Чтобы), [ ]. | следствия | Вопрос что из этого следует? Крепятся союзом так что Относятся ко всей главной части Фиксированная постпозиция по отношению к главной части Река разлилась, так что переправиться на другой берег было невозможно. Что из этого следует [ ], (с.так что). |
nsportal.ru
Сложное предложение (Упражнения и тест)
Упражнение 1.
Подготовьтесь к чтению вслух (расставьте логические ударения; определите место пауз; вспомните, что является сигналом конца предложения).
Как доказать, что перед нами одно сложное предложение? Запишите его.
В каких случаях вы можете лишь указать место, где нужен знак, но ещё не знаете, как обосновать его выбор?
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день, лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась, ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу: приближалась довольно скучная пора; стоял ноябрь уж у двора.
(А. Пушкин)
Упражнение 2.
Из данных простых предложений составьте сложные, используя союз И. Запишите полученные предложения, применяя нужное правило пунктуации.
О чём мы узнаём из первого сложного предложения дополнительно к содержанию простых, вошедших в его состав? А из второго? Опираясь на проведённые наблюдения, докажите, что содержание сложного предложения богаче содержания составляющих его простых.
I.1) Пошёл дождь. 2) Полеводы облегчённо вздохнули.
II. 1) Пошёл дождь. 2) Полеводы начали беспокоиться.
Упражнение 3.
Найдите сложные предложения, подчеркните грамматические основы.
Укажите средства связи входящих в сложные простых предложений. Запишите, обозначая вид сложного предложения.
1) Нет счастья вне родины, каждый интонация пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 2) Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России. (М. Салтыков-Щедрин) 3) Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. (К. Паустовский) 4) Истоки сыновнего чувства к отчизне лежат там, где мы рождаемся и живём. (В. Песков)
Упражнение 4.
Из данных простых составьте сложные предложения, используя подходящее средство связи и устраняя повтор слов.
Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.
Объясните, какие новые оттенки значения появились в сложных предложениях по сравнению с простыми, из которых они составлены.
1) В этом году мы начинаем изучать историю русской литературы. Знать историю русской литературы — потребность каждого культурного человека. 2) С именем М. В. Ломоносова мы могли бы встретиться не только на уроках химии, физики, астрономии, литературы, но и на уроках русского языка. М. В. Ломоносов — автор первой русской грамматики. 3) «Слово о полку Игореве» написано на древнерусском языке. Мы читаем «Слово о полку Игореве» в переводе.
Упражнение 5.
Придумайте бессоюзные сложные предложения, в которых смысловые отношения между их частями опирались бы на лексические значения таких слов и словосочетаний: плохая погода — несостоявшаяся прогулка; словарь — правописание слов; весна — цветы; жаркая погода — пляж; билет на поезд — командировка
Упражнение 6.
Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Укажите вид сложных предложений.
Назовите пунктуационные правила, которые нашли применение в записанных вами предложениях.
Составьте схемы предложений, выделенных для синтаксического разбора, чтобы объяснить расстановку знаков препинания.
1) Я узнал что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их как на холст на далёкие пространства земли и неба. 2) Я видел листву не только золотую и пурпурную но и алую фиолетовую коричневую чёрную серую и почти белую. 3) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы неподвижно висевшей в воздухе.4 4) А когда шли дожди мягкость красок сменялась блеском.4 5) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы осыпанные сусальной позолотой. 6) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. 7) Я уверил себя что эта осень первая и последняя в моей жизни.
(К. Паустовский)
Упражнение 7.
Прочитайте, найдите простые и сложные предложения. Укажите в них грамматические основы. Определите вид каждого сложного предложения и расскажите, как связаны в нем простые. Начертите схемы 1-го и 3-го предложений.
1) Стоял апрель, мы жили в Ялте, бездельничали после девяти месяцев отчаянной трепки в зимнем океане. 2) Мы жили в гостинице на набережной, и по ночам над нашими окнами шумело море, иногда перехлестывая через парапет. 3) Я все думал, что вот строил человек дом, хотел тихо пожить, чай пить, глядеть на море, вообще как-то побыть самому, писать там что-нибудь, думать. 4) Отчего нам было скучно, мы не знали. 5) Забавин оглянулся и через три-четыре секунды увидел высокую белую звезду маяка, окруженную сиянием, вспыхнувшую на мгновение ярким светом в ночи и снова погасшую. 6) Потом звезда опять вспыхнула и погасла, и так повторялось все время, и было странно и приятно видеть этот мгновенный немой свет. 7) Иногда лыжникам попадался лисий след, который ровной и в то же время извилистой строчкой тянулся от былья к былью, от кочки к кочке. 8) Потом след поворачивал и пропадал в снежном сиянии. 9) Лыжники шли дальше, и им попадались уже заячьи следы или беличьи в осиновых и березовых рощах. 10) Окна были холодны и прозрачны, но лавки с печками источали сухое тепло, и хорошо было смотреть на солнечные снега за окнами и слушать быстрое мягкое постукивание колес внизу.
(По Ю. П. Казакову.)
Упражнение 8.
Прочитайте. Определите грамматические основы и начертите схемы предложений.
1) Ягненок дрожал мелкой дрожью и валился с ножек, когда его внесли в избу и опустили на пол. 2) Солнце всходило, но вместе с ним с востока шли облака, и как-то не светлело. 3) Изредка блеснет на солнце серебристой чешуйкой летучая рыбка, покажет черную спину играющий кит и шумно выпустит фонтан воды, высоко реет в воздухе темный фрегат (морская птица) или белоснежный альбатрос. 4) Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером. 5) Если бы я мог сбросить со счетов еще лет десять, то мне хватило бы времени написать еще и вторую повесть. 6) Даша прощалась с ним так, как прощаются навсегда.
Упражнение 9.
Спишите предложения, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Вставьте вместо пропуска слова хищный или хищнический. Составьте схемы сложных предложений. Выполните синтаксический разбор простых предложений.
1) Эпитет «простоватый» ознчал (не)столько умстве(н, нн)ую бедность сколько отсу_ствие … накло(н, нн)остей. (М. Салтыков-Щедрин) 2) Пулей выт_нув шею несё(тся, ться) чирок над ним (не)отст_вая падая и примеряясь пр_ворный … сокол. (А. Н. Толстой) 3) Ст_ратели портят по словам учё(н, нн)ых лучшие места своею … выработкой золотонос(?)-ного песка. (Д. Мамин-Сибиряк) 4) Он п_спешно разв_зал уз_лок ст_раясь уверну(тся, ться) от … рук вырывавших его и сунул в чью(то) руку яблоко которое ему м_шало. (А. Куприн)
Упражнение 10.
Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид.
Все м_лились о снеге и вот наконец пошли косич(?)ки по небу мороз н_чал сдавать. Ветер опять утих и бл_годатный снег начал медле(н, нн)о опуска(тся, ться) на землю. Радос(?)но смотрели крест(?)яне на п_рхающие в воздухе пушистые снежинки которые опускались на землю. Что(бы) насл_ди(тся, ться) этой к_ртиной я вышел в поле. Чудное зрел_ще открылось глазам моим: всё безгр_ничное пр_странство (во)круг меня предст_вляло вид снежного потока. Мне к_залось буд(то) небеса разверзлись ра(с, сс)ьшались снежным пухом н_полняя весь воздух дв_жением и пор_зительной тиш_ной. Наступали дли(н, нн)ые зимние сум_рки и пад_ющий снег нач_нал закрывать все предметы и белым мраком од_вал землю. (По С. Аксакову)
Упражнение 11.
Спишите текст. Подчеркните грамматическую основу предложений.
Я шел вместе со своей тенью по росистой, радужной траве поляны, входил в пестрый сумрак аллеи, ведущей к пруду, и луна покорно следовала за мной. Я шел, оглядываясь, — она, зеркально сияя и дробясь, катилась сквозь черный и местами ярко блестящий узор ветвей и листьев. Я стоял на росистом скате к полноводному пруду, широко сиявшему своей золотой поверх¬ностью возле плотины вправо. Я стоял, глядел — и луна стояла, глядела. Возле берега, подо мной, была зыбкая, темно-зеркальная бездна подводного неба, на которой висели, чутким сном спали, спрятав под крыло голову и глубоко отражаясь в ней, утки… Какое молчание — так может молчать только что-нибудь живое!.. (И. Бунин.)
Упражнение 12.
Расставьте знаки препинания. Определите, двусоставной или односоставной является каждая часть сложного предложения, определите тип односоставной предикативной конструкции (безличная, неопределенно-личная и т.п.)
1) Я должен был нанять быков чтоб втащить мою тележку на эту проклятую гору потому что была уже осень и гололедица. (М. Лермонтов.) 2) Сделалось так темно что в каюте и салонах зажгли электричество. (В. Катаев.) 3) Когда я читаю или слышу об ухе с дымком меня непременно посещает одно и то же но очень радостное воспоминание как одноглазый мой дед Павел лупил меня палкой за уху пахнущую дымом потому что она может пахнуть только по причине разгильдяйства. (В. Астафьев.)
Упражнение 13.
Расставьте знаки препинания в сложных предложениях. Найдите предикативные конструкции в сложных предложениях. Найдите слова, которые не позволяют употребить предикативные конструкции как простые предложения.
1) Он вскочил со скамейки и проворно удалился прежде чем Литвинов успел промолвить слово. (И. Тургенев.) 2) …Как только черт спрятал в кармане свой месяц вдруг по всему миру сделалось так темно что не всякий бы нашел дорогу в шинок. (Н. Гоголь.) 3) Я раскаиваться начал что поехал в Сушково но дрогнуло затрепыхалось сердце когда возле одиноко и плоско стоявшего на берегу барака увидел я косматенького уже седого человека. (В. Астафьев.) 4) Когда ночная роса и горный ветер освеж.ли мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок то я понял что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассуАно. (М. Лермонтов.)
Тест по теме «Сложное предложение»
1. Дайте верную характеристику следующего предложения.
У Берсенева в комнате стояло фортепьяно, небольшое и не новое, но с мягким и приятным, хоть и не совсем чистым тоном. (И.С. Тургенев)
1) простое осложнённое
2) сложносочинённое
3) сложноподчинённое
4) сложное бессоюзное
2. Сколько грамматических основ содержится в следующем предложении?
Давно уже отмечено умными людьми, что счастье как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь. (М. Булгаков)
3. В каком случае дано сложное предложение?
1) Каждый язык принадлежит обществу, известному общественному союзу.
2) Подруга думы праздной, чернильница моя, мой век разнообразный тобой украсил я.
3) Есть терпение, будет и умение.
4) Подъезжая к крыльцу, заметил он выглянувшие из окон почти в одно и то же время два лица: женское в чепце, узкое и длинное, как огурец, и мужское, круглое, широкое, как молдаванские тыквы.
4. Какое сложное предложение состоит из трех простых?
1) Жизнь страшна и чудесна, а потому, какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнездами, длинными ножичками и чудесами, он всегда отзовется в душе слушателя былью.
2) Некоторые магазины залиты светом, и кажется, что люди в них плавают, точно рыбы в воде аквариумов.
3) Я помню, что, когда вы, бывало, приезжали к нам на каникулы или просто так, то в доме становилось как-то свежее и светлее, точно с люстры чехлы снимали.
4) Кончался лес, и, распахнувшись до дальнего синего неба, ударила в глаза росистая ярость лугов.
5. Какое сложное предложение состоит из четырех простых?
1) Увидеть и услышать писателя для меня, провинциала, — я тогда работал в Сибири — было бы необычайным, ослепительным счастьем, на которое я не мог и надеяться.
2) Я заметил, что, куда ни пойдешь, найдешь что-нибудь замечательное.
3) Мне захотелось броситься отцу на шею и, как учила Анисья, поклониться ему в ноги, но вид дачи с готическими окнами удержал меня.
4) Камю пришел в литературу с осознанием того, что жизнь бессмысленна, а небо пусто, и это в известной мере парализовало его гуманистические устремления.
6. Какое предложение является сложносочиненным?
1) Гейне создал «Зимнюю сказку» в Париже, там же Тургенев писал «Отцы и дети».
2) Едва начался декабрьский рассвет, Аночка вышла на улицу.
3) Глушь и дичь в пуще, однако чистые просеки делятся на правильные нумерованные квадраты.
4) Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять.
7. Укажите номера двух сложносочинённых предложений. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Как все русские дворяне он в молодости учился музыке и как почти все русские дворяне играл плохо. (И.С. Тургенев)
2) В это мгновение донёсся голос супруги и повернувшись Василиса столкнулся с ней. (М. Булгаков)
3) В томленьях грусти безнадежной в тревогах шумной суеты звучал мне долго голос нежный и снились милые черты. (А.С. Пушкин)
4) Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон в заботах суетного света он малодушно погружён. (А.С. Пушкин)
8. Какое предложение является сложноподчиненным?
1) Я вам отвечу очень просто, поскольку мы уже друзья.
2) По обе стороны — высокие, до пяти метров высоты, неприступные стены камыша, издавна получившие название крепей, глухие же чащи зеленых дремучих зарослей называют Каспийскими джунглями.
3) Нежнейшие оттенки цветов — красного, малинового, желтого и зеленого — раскрашивали облако, лучи каждое мгновение тоже меняли свою окраску.
4) То раздавались удары, то пели колеса.
9. Укажите номера трёх сложноподчиненных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Я уже заметил что на свете помимо лета есть ещё осень зима весна когда из дому можно выходить только изредка. (И.А.Бунин)
2) Когда вы бродили по лесу вы были смелы и прекрасны. (В.Хлебников)
3) Так стоял он загораживая дверь огромный и чёрный и говорил Иисус и громко вторило его словам прерывистое и сильное дыхание Петра. (Л. Андреев)
4) В третьем классе я сказал директору дерзость за которую меня едва не исключили из гимназии. (И. Бунин)
10. Какое предложение является сложным бессоюзным?
1) Я не знаю, будет ли свидание.
2) Раз эти стихи написаны, я смотрю на них как на товар.
3) Как ни тепел был дождь, мы начали зябнуть.
4) Растительность песков богаче глинистых пустынь, поэтому пески издавна используются для выпаса овечьих отар.
11. Укажите номера трёх сложных бессоюзных предложений. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Снова тучи надо мною собралися в тишине рок завистливой бедою угрожает снова мне. (А.С. Пушкин)
2) Обед продолжался довольно долго Берсенев разговаривал с Еленой об университетской жизни о своих намерениях и надеждах. (И.С. Тургенев)
3) Все двадцать четыре года моей жизни я прожил в городе и думал что вьюга воет только в романах. (М. Булгаков)
4) Цели нет передо мною сердце пусто празден ум. (А.С. Пушкин)
12. Какое предложение является сложным с разными видами связи?
1) Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо, чтобы в нее поверили.
2) Не стоит сейчас даже и мечтать об этом, а то еще, пожалуй, начнешь страдать черной меланхолией.
3) Едва уехал командир дивизии, как началась стрельба из малокалиберных пушек, что было совершенной неожиданностью.
4) Зверя и всякую птицу обмануть можно: покричи раненым зайцем — на этот крик лиса прибежит.
13. Выпишите цифры, обозначающие в сложном предложении запятые между частями, связанными сочинительной связью.
Пространства стали доступней, (1) дороги сократились во времени. Однажды в течение одного дня мне пришлось побывать в столицах трех европейских государств, (2) а вечером я еще успел поглазеть на публику в Марсельском порту, (3) но за день из-за утомления и спешки почти ничего не осталось в моей памяти…
Многим кажется, (4) что чем больше человек изъездит, (5) тем культурнее он будет и тем шире станет его кругозор.
14. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения.
Было время, (1) когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, (2) отбивая вечернюю и утреннюю зарю. Звон вырывался за околицу, (3) стлался над рекой Соротью, (4) озерами и затухал в михайловских рощах. Одни краски сменялись другими, (5) одни звуки поглощались или, (6) наоборот, (7) усиливались. Все это и еще многое другое было тем, (8) из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.
15. Выпишите цифры, обозначающие знаки препинания между частями бессоюзного предложения.
Задумывались ли вы над тем, (1) сколько слов в русском языке, (2) можно ли их сосчитать? Очевидно, (3) установить точное количество слов русского языка, (4) да и любого другого, (5) абсолютно невозможно хотя бы потому, (6) что лексика находится в постоянном движении: (7) одни слова уходят из языка, (8) другие закрепляются в нем.
Ответы:
videotutor-rusyaz.ru
Открытый урок русского языка в 9 классе .»Сложное предложение. Типы сложных предложений»
Урок русского языка №34. 9 класс Дата_______
Тема: Виды сложных предложений.
Тип урока:
Цели:
углубить, систематизировать полученные ранее учащимися сведения о сложном предложении; ввести новые понятия о видах сложных предложений; ознакомить со средствами связи простых предложений в составе сложного; формировать знания о союзной и бессоюзной связи;
совершенствовать языковые и пунктуационные навыки: конструирование сложных предложений, правильной постановки знаков препинания, умение производить синтаксический анализ предложений, составлять схемы предложений;
способствовать воспитанию самостоятельности в мышлении и высказывании мыслей, умения работать в команде, объективно оценивать свои знания и ответы одноклассников.
Планируемые результаты:
воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; структурируют знания, осуществляют правильный выбор сложных предложений; оценивают уровень владения учебным действием; умеют формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование:
учебные тексты, схемы, рисунки по теме урока, репродукция картины И. Левитана «Берёзовая роща», компьютер, телевизор.
Ход урока
Ι. Организационный момент. (Приветствие «Подари улыбку»)
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя.
Какую тему мы изучали на прошлых уроках? (Ответы детей)
Что предстоит нам узнать на уроке?(Ответы детей)
Заполнение карточки ЗХУ
На прошлых уроках мы знакомились с вами со сложным предложением, сегодня мы должны углубить, систематизировать полученные ранее сведения о сложном предложении; ввести новые понятия о видах сложных предложений, мы познакомимся с типами сложных предложений, вспомним типы союзов, проанализируем текст в рамках подготовки к аттестации в 9 классе.
Начинаем урок с лингвистической разминки
Фронтальная беседа по вопросам:
— Какой раздел науки о языке мы изучаем? (Синтаксис)
— Что изучает синтаксис? (Строение словосочетаний и предложений)
— Что такое предложение? Назовите его признаки. (
-По структуре, какие бывают предложения? (
— Но прежде чем переходить к сложным предложениям, давайте вспомним, что является наименьшей единицей синтаксиса?
Работа со словосочетаниями
Задание: запишите словосочетания, определяя способ связи:
материнское сердце (согл)
светящиеся нежностью (управ)
всепрощающий взгляд (соглас)
доходящая до самозабвения( управ)
находиться рядом (примык)
ласковые руки (соглас)
любовь матери (управ)
в долгу перед матерью (управ)
её забота (прим)
— Подчеркнутые словосочетания перестройте:
1 – в управление (сердце матери)
2 — в согласование (материнское сердце)
Пользуясь данной схемой, расскажите, что вы знаете о сложном предложении и его типах.
— Чем различаются ССП И СПП? ( ССП- части независимые, В СПП – главная и зависимая, союзами)
— Средством связи в сложноподчиненных предложениях служат подчинительные союзы, в сложносочиненных предложениях – сочинительные союзы, в бессоюзных – интонация (без включения союзов).
Распределительный диктант
— Распределите союзы в 2 колонки: сочинительные и подчинительные
Конструирование
Любовь к Родине начинается с любви к матери, а человек начинается с отношения к ней. (ССП)
Если любовь к Родине начинается с любви к матери, то человек начинается с отношения к ней.(СПП) ( Начертить схемы этих предложений на доске)
С горем и радостью ребенок идет к матери, и он находит у неё понимание.(ССП
С горем и радостью ребенок идет к матери, потому что он находит у неё понимание.(СПП) ( Начертить схемы этих предложений на доске)
3. На свете не существует человека роднее и ближе матери. Ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.
— На свете не существует человека роднее и ближе матери, ведь ее любовь к детям безгранична, бескорыстна, полна самоотверженности.(СПП)(Начертите схемы предложений, определите их вид.)
ВЫВОД: что же такое сложное предложение?
(Сложное предложение не есть механическая сумма простых предложений. Смысловые отношения, возникающие в сложном предложении между его частями, делают эту конструкцию более богатой по выражаемой информации. Дополнительная информация сложного предложения возникает из соотношения содержания его составляющих и закрепляется, уточняется, благодаря средствам связи).
-для чего же мы используем сложные предложения?
Сложное предложение – лаконичное средство выражения сложных мыслей, позволяющее устранить однообразное повторение слов и монотонное использование простых предложений. Выбор конструкции зависит от задачи, сферы, содержания высказывания, т.е. от коммуникативной задачи.
Физкульминутка «Собери пословицы»
У каждого учащегося часть пословицы, необходимо найти вторую часть.
Начало предложений: При солнце тепло,… Птица радуется весне,… Без отца – полсироты,… У детины заболит пальчик,… Живы родители – почитай,… Мать кормит детей…
Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей
Слово учителя. Вы заметили, ребята, что весь материал с которым мы работаем на уроке отображает одну тему. Какую? Конечно, мама.
И пришло время проверить творческое домашнее задание: Стихотворение, посвящённое маме.(Дети зачитывают стихи, 2-3 человека).
Домашнее задание. Выучить теоретический материал по теме урока.
Напишите сочинение-рассуждение, взяв за основу
предложение “По отношению к матери можно определить величие сердца”.
Работа с текстом
(текст на экране)
Святое слово.
(1) Мать. (2) Как часто значимость этого слова постигается тогда, когда уже некого им звать. (3) Счастлив тот, кого согревает воспоминание о её руках и голосе, и по отношению к матери можно определить величие сердца.
(4) Мать моя не была красивой, но золотые волосы с бронзовым отливом, гладкий, печальный лоб и особенно очень большие, глубокие, светло-карие, всегда внимательные глаза делали её привлекательной. (5) Она заботливо, нежно любила природу. (6) Полевые цветы нравились матери больше холёных, садовых. (7) У неё был редкий дар подбирать растения для букетов. (8) Никогда я не видела подобной гаммы красок, какую ей удавалось найти. (9) В плоских вазах она ставила, укрепив камешком, кипы незабудок, соединив их с пунцовыми маками. (10) Среди травы в тарелке расцветал вереск и полевая гвоздика, и во мху дремали весенние лиловые чашечки ворсистого цветка, который мы называли «сон». (11) В Японии в особых школах учат искусству создавать букеты. (12) Матери оно было присуще в большой степени.
(13) Осенью я вспоминаю гирлянды, которые она плела из осенних листьев.
(14) Они походили на закаты, ковры, запечатлевшие мечту и пышную раскраску тропических змей.
(15) Когда матери было особенно тяжело, она уходила одна и возвращалась успокоенная и как бы набравшаяся сил. (16) Никогда я не слыхал её сетований или жалоб: она была слишком добра, чтобы причинить кому-нибудь грусть или горе. (17) Я всегда помню её скромной, доброжелательной к людям, невероятно щедрой во всём и самоотверженной.
(По Г. Серебряковой) (215 слов)
Выполнение заданий (распечатаны у каждого)
1. В каком предложении содержится основная мысль текста?
1) 2; 2) 3; 3) 7;
2. Из 6-8 предложений выпишите слова с чередующейся гласной корня. (7)
3. Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, тогда на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук. (расцветало)
4. Из предложения 15 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется –НН – (успокоенная)
5.Среди предложений 8-12 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер.(9)
6. Среди предложение 13-16 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Напишите его номер.(14)
7. Укажите номера: ССП (4) СПП (2,3,8,13,15)
8.Назовите № предложений с разными видами связи (10,16)
Карточки подписать и сдать на проверку.
Рефлексия. Подведение итогов урока. Карточки ЗХУ. Оценивание.
infourok.ru