Формирование навыка в педагогике
Сущность формирования навыка в педагогике
Определение 1
Формирование навыка – это одна из основных задач практически каждого процесса обучения.
Особенную важность формирование навыка приобретает во время профессионального обучения. Это связано с тем, что данный вид обучения направлен непосредственно на формирование профессионального навыка, с которым в дальнейшем будет связана вся жизнь человека.
Формирование навыка осуществляется на основании специальной методики, эффективность которой зависит от ряда факторов:
- Если в основе методике заложено понимание внутренних особенностей механизма формирования конкретного навыка.
- Если методика учитывает физиологию и психологию формируемого навыка.
- Упражнения и задания в методике подобраны так, чтобы систематически и прицельно активизировать именно те механизмы, которые необходимы для успешного формирования навыка.
Основные этапы формирования навыка
Формирование навыка осуществляет поэтапно:
Первый этап.
На данном этапе большое значение имеет определение гибкости или жесткости алгоритма формирования навыка. В первую очередь следует установить, сколько операций и приемов необходимо выполнять за определенный промежуток времени, с какой периодичностью, и в какой последовательности, это нужно делать. Только на основании полученных данных строится алгоритм формирования навыка.
Второй этап. Обеспечение условий для поэтапного формирования навыка – подразумевает создание благоприятной рабочей атмосферы, наличие всех необходимых материалов и ресурсов.
Данный этап в свою очередь делится на три подэтапа:
- аналитико-синтетический – предполагает овладение учащимися необходимой структурой и всеми операциями действий;
- автоматизм – доведение имеющихся умений посредством многократного выполнения специальных упражнений до навыка;
- закалка – применение навыка в различных видах деятельности, усложнение условий его реализации.
Программа упражнений, направленных на выработку навыка предполагает их постепенное распределение «от простых до сложных». Последовательное выполнение упражнений предполагает вначале выработку «правильности», затем «правильности и скорости» и после уже «надежности, при полном сохранении скорости и правильности».
Третий этап. Осмысление полученного навыка – предусматривает не механическое овладение навыков, а понимание его значимости в практической и профессиональной деятельности, умение применять его непосредственно по назначению.
Изначально каждого учащегося необходимо ознакомить с тем, для чего формируют у него те или иные навыки, их значимость, в какой сфере деятельности их применяют и т.д. Данная информация должна озвучиваться не единожды, а на каждом занятии и в процессе всего формирования навыка. Постепенно вырабатывается не только навык, но и до автоматизма доводится понимание его значимости.
Четвертый этап. Опора на совокупность методических приемов, направленных на оценку полученного навыка.
На данном этапе учащиеся демонстрирую полученные навыки, совместно с педагогом и другими учащимися осуществляют анализ показного навыка, при необходимости корректно указывают на ошибки и выясняют, как их можно исправить или скорректировать. Показ навыка может быть проведен в виде упражнения, практической деятельности, объяснения последовательности его выполнения и т.д., перед всей группой учащихся, которая наблюдает за действиями исполнителя. Показ образцового навыка может проводиться двумя способами, во время первого педагог показывает образец – учащийся повторяет, второй способ предполагает полностью самостоятельное выполнение.
Пятый этап. Создание условий, приближенных у реальным, в которых навык применяется с профессиональной целью – в основном осуществляется в рамках непосредственной практической деятельности, организуемой во время учебной или производственной практики.
Данный этап особенно актуален при профессиональном обучении, подготовке спортсменов, полицейских, спасателей, военных и т.д. Важно показать учащимся, что практическое выполнение навыка в созданных педагогических условиях и выполнение его в реальных условиях может значительно отличаться. Это требует от учащихся доработки навыка и умение выполнять при любых обстоятельствах.
Общая методика формирования навыка
Общая методика формирования навыков эффективна, если она:
Основана на понимании внутренних и внешних механизмах выполнения формируемого навыка. На основании этого навыка подбирается комплекс упражнений и приемов его формировании.
Опирается на особенности структуры навыка, последовательности приемов и операций его выполнения. В настоящее время мировая практика имеет три основные системы определения структурированности навыка:
- предметная система – учащиеся выполняют сразу всю последовательность действий, вне зависимости от сложности структуры навыка;
- операционная система – каждая операция прорабатывается по отдельности;
- предметно-операционная система – отдельно прорабатываются только наиболее сложные элементы навыка.
Обеспечивается поэтапное формирование навыка – ни один из этапов не должен быть пропущен как незначительный или необязательный.
Обеспечивается осмысление назначения приобретаемого навыка, его предназначение в практической, повседневной и профессиональной деятельности.
Обеспечивается опора на специально разработанный комплекс методов и методических приемов, которые включают в себя не только теоретическую часть (объяснение), но и практическую (показ).
Обеспечивается создание всех необходимых условий, способствующих успешному формированию навыка: благоприятная психологическая атмосфера, основанная на взаимном уважении и доверии, наличие всех необходимых материалов и средств, воссоздание необходимых условий, приближенным к тем, где используется навык.
Навык | Понятия и категории
НАВЫК (действие автоматизированное, автоматизм вторичный) — действие, сформированное путем повторения, характерное высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные, а также:
1) навыки исходно автоматизированные, формирующиеся без осознания их компонент;
2) навыки вторично автоматизированные, формируемые с предварительным осознанием компонент действия; они легче становятся сознательно контролируемыми, быстрее совершенствуются и перестраиваются.
Среди автоматизмов неосознаваемых группа навыков особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыков достигается двоякий эффект: действие выполняется быстро и точно, и происходит высвобождение сознания, кое может быть направлено на освоение более сложных действий. Этот процесс имеет фундаментальное значение и лежит в основе развития всех умений, знаний и способностей.
В совокупности со знаниями и умениями навыки обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении: мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности.
Навыки характерны разной степенью обобщенности: чем шире класс объектов, по отношению к коим навык может осуществиться, тем более он обобщен и лабилен. Процесс формирования навыка включает в себя определение его компонент и такое овладение операцией, кое позволяет достичь высших показателей на базе совершенствования и закрепления связей между компонентами, автоматизации и высокого уровня готовности действия к воспроизведению.
Конечно, освобождение действий от сознательного контроля не абсолютно и человек представляет, что он делает, но контроль этот реализуется следующим образом. Неоднородное поле сознания как бы накладывается на иерархическую систему сложного действия; при этом самые высокие этажи системы — самые поздние и сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания, следующие этажи попадают на периферию сознания, а самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.
Движение в одну сторону — это уход заученной компоненты из фокуса сознания на периферию и далее, за границу осознаваемого. Обратное движение означает возвращение каких-то компонент навыка в сознание; обычно оно происходит при появлении трудностей и ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Оно может быть и результатом произвольного намерения. Это свойство компонент навыка вновь стать осознанными очень важно: оно обеспечивает гибкость навыка, возможность его совершенствования и переделки. Этим свойством навыки отличаются от действий автоматических.
Исследование навыков началось с навыков двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали навыки сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства навыков всех классов. Сложные навыки в сфере восприятия — это зрительное чтение рентгенограмм, слуховое восприятие азбуки Морзе и иностранной речи и пр. Примером автоматизмов в умственной сфере могут служить навыки быстрого «свертывания» алгебраических выражений в уме и пр.
Чаще всего навыки формируются путем подражания или выработки рефлексов условных, но также путем проб и ошибок, причем с увеличением числа проб ошибок становится все меньше.
Психология много внимания уделяет проблеме механизмов формирования навыков, имеющей большое практическое значение. Доказано, что механическое заучивание гораздо менее эффективно, чем заучивание при участии сознания. Полезен практически принцип «повторение без повторения», когда при отработке навыка не затверживается одно и то же действие, но постоянно варьируется в поисках оптимальной «формулы» движения. При этом осознанию принадлежит очень важная роль.
Необходимость сосредоточения внимания на отрабатываемых действиях давно известна педагогам и тренерам. В спорте существуют приемы идеомоторной тренировки — тренировки движений в плане представления, при внешней неподвижности обучающегося. Есть такой прием и в фортепианной педагогике: разыгрывание пьесы тоническими нажатиями пальцев, без их перемещения. Усталость при этом больше, но прогресс гораздо заметнее. Видимо, тот же смысл имеет гимнастика йоги, построенная на тонических напряжениях мышц под сознательным контролем.
Итак, выработка навыка — процесс, как бы идущий с двух противоположных сторон: co стороны субъекта и со стороны организма. Из сложных движений произвольно и сознательно вычленяются отдельные элементы и отрабатывается их выполнение. Одновременно, уже без участия воли и сознания, идет процесс автоматизации действия. Организм в ходе автоматизации перенимает на себя значительную часть работы, организуемой сознанием.
На формирование навыка влияют следующие эмпирические факторы:
1) мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнение, подкрепление, формирование в целом или по частям;
2) для уяснения содержания операции — уровень развития субъекта, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции (прямое сообщение, косвенное наведение и пр.), связь обратная;
3) для овладения операцией — полнота уяснения ее содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определенным показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр.). Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.
Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин, 1998, с. 393-395.
Формирование навыков в двадцать первом веке | Высокие навыки: глобализация, конкурентоспособность и формирование навыков
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHigh Skills: Globalization, Competitiveness, and Skill FormationУправление персоналомМеждународный бизнесПолитическая экономияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHigh Skills: Globalization, Competitiveness, and Skill FormationУправление персоналомМеждународный бизнесПолитическая экономияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
CITE
Brown, Phillip,
‘Образование навыков в двадцать первом веке
,
Высокие навыки: глобализация, конкурентоспособность и формирование навыков
(
Оксфорд,
2001;
онлайн онлайн.
Oxford Academic
, 3 октября 2011 г.
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199244188.003.0001,
, по состоянию на 31 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHigh Skills: Globalization, Competitiveness, and Skill FormationУправление персоналомМеждународный бизнесПолитическая экономияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicHigh Skills: Globalization, Competitiveness, and Skill FormationУправление персоналомМеждународный бизнесПолитическая экономияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой вводной главе рассматривается теория человеческого капитала и то, как она была расширена для объяснения глобальных экономических тенденций и масштабов политики формирования навыков в условиях новой экономической конкуренции.
Ключевые слова: теория человеческого капитала, экономические тенденции, формирование навыков, экономическая конкуренция, новая политическая экономия, капитализм
Предмет
Политическая экономияУправление человеческими ресурсамиМеждународный бизнес
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Нажмите Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Войти с помощью личного кабинета
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупке
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И НАВЫКОВ | Общество служения матерям
23 января 1994 г.
Чего в жизни добивается работа. Действия — это единицы работы. Главным агентом, вызывающим действие и его результатом, является НАВЫК, необходимый для этого действия. Наряду с навыками в игру вступают дисциплина и ценности, чтобы обеспечить полное индивидуальное или социальное использование действия, которое делает работу возможной.
В основе любого навыка лежит энергия, необходимая для его формирования, которая через стадии становления силой по направлению и силой по организации достигает в конце. Физический навык требует физической энергии, так как навык каждого плана требует энергии этого плана. Высшие планы витального и ментального требуют для формирования навыков на своих планах хорошо зарекомендовавшей себя основы или основ их предыдущих планов. Никакое формирование навыков на более высоком плане невозможно ни при вакууме на предыдущем плане, ни при недостаточном формировании.
В примере с навыком письма или навыком письма чистый навык завершается, когда человек учится формировать буквы и слова. В рамках этого навыка существует набор «неписьменных» навыков в том смысле, что они не связаны напрямую с образованием каждой буквы. Пока вы учитесь составлять «л», «к» или «с», навык приобретается, но ровность построения букв, прямолинейность линии также необходимы для завершения навыка письма. А потом что писать. Это не физическая часть навыка письма, но существенная часть, хотя и часть навыка, который будет приобретен позже. Вместо того, чтобы описывать таким образом, мы можем сказать, что определение навыка может быть ограничено нами как подходящее для обсуждения. Таким образом, умение писать для нас означает приобретение умения ровно строить буквы и соединять их в слово по прямой линии. Физическая энергия, которая конденсируется и фокусируется на письменных упражнениях, превращается в физическое умение писать.
Приобретенный таким образом навык полезен для человека, когда он сопровождается такими ценностями, как опрятность (не пачкать бумагу и т. д.), аккуратность, пунктуальность и т. д. и личная трудовая дисциплина. Саму дисциплину можно назвать ценностью, но все зависит от удобства классификации, которую мы выбираем. Умение само по себе не принесет своей потребительной стоимости, если оно не сопровождается ценностями и дисциплиной. Ценности здесь означают ценности этой плоскости, т. е. физические ценности чистоты, аккуратности, пунктуальности, прямолинейности линий и бумаги, решения о том, куда положить бумагу для письма, под каким углом держать перо, насколько сильно нажимать на бумагу. можно с пользой воздействовать на перо и т. д. Эти сопутствующие ценности и дисциплины (держать перо закрытым, не пишу) бесконечны. В одном примере мы исчерпываем охват всех областей исследования. Остальная часть статьи просто повторяется, как на физическом плане, так и на других планах. Продолжительное обсуждение деталей всегда поможет лучше понять первый пример. Мы можем обсудить это позже, когда встретимся. Для предварительного изложения теории формирования стоимости Соломану этого достаточно.
Повторяю:
Энергия на каждом плане созревает в умение работать в одном действии и приносит свой полный результат человеку, когда в игру вступают ценности и дисциплина.
Жизненно важные навыки формируются по одним и тем же правилам, но нетренированному глазу они кажутся другими. Речь — это жизненно важный акт, основными компонентами которого являются координация мышц рта, горла и лица. У очень тупых людей, говорящих с усилием, можно наблюдать странные мышечные движения лицевых областей, так как первичный навык говорения на этом уровне у них еще не сформирован. Слова складываются в предложения, а предложения передают мысль. Когда человек достиг этого, он должен модулировать свой голос в соответствии со слухом слушателя и начать говорить, когда другой человек не говорит. Если все это можно описать как навык говорения, бесчисленное множество других ценностей и дисциплин задействованы для завершения акта говорения или достижения его результата. Они не нуждаются в перечислении, кроме нескольких примеров. Контроль над своей слюной, стекающей по его собственным губам или достигающей лица другого человека, жестами рук и других частей его тела, ценностью уважения к слушателю, дисциплиной приносить свои записи к столу или смотреть или не смотреть на примечания и т. д. и т. п.
Мышление — это умственный навык, или даже понимание — умственный навык. Даже это можно описать с такими же подробностями, которых я пока избегаю.
Ценности можно описать как умение высшего разума (духа), такие ценности, как честность, лояльность, терпение и т. д. Говоря о формировании ценностей, мы имеем в виду только такие ценности, как честность и т. д., которые на самом деле являются навыками высшего разума.
Достижения человека определяются масштабом — шириной, амплитудой, размахом, охватом, размахом и т. д. — его работы. Никакая работа, которая не включает измерение ценностей (духа), не может иметь никакого значения для наших дискуссий. Обычный гражданин, стремящийся к карьере, получает диплом, работу, семью и приступает к поиску цели, предварительно поставив ее. Его цель достигается или нет, в зависимости от того, включает ли он ценности в свое стремление или нет. Предположим, его цель — стать руководителем (или политиком, или главой семьи, или состоятельным гражданином и т. д.), если ценности для этой цели не будут включены в его стремление или в процессе его стремления, он не достигнет эта цель. За пределами определенного уровня в обществе ни одна цель не может быть достигнута без позитивных ценностей. До этого уровня цели (накопление денег или власти) могут быть достигнуты даже отрицательно.
Ценности, которые позволяют человеку достигать своих целей, в первую очередь даются семьей и, во вторую очередь, школьным образованием. Позже работа дает несколько, и он сам выбирает или изучает еще несколько. Для презентации будет достаточно следующего:-
- Навык – это трудовая ценность.
- Навык достигается на физическом плане.
- В каждом плане умение относится к физической части этого плана.
- Мастерство в витале известно как установка, в решении ума, в ценности духа, в бытийном мотиве.
- Сохранение термина «навык» для обозначения физического состояния позволит слушателю быстро уловить идею.
- Люди достигают в мере, в которой они изучают (навыки) способности достижения.
- Необходимо различать умение, способность, способность и талант.
- Навыки достижения в области ценностей и дисциплин поддержки.
- Семья прививает психологические навыки, школа – умственные навыки, а работа – рабочие навыки, социальные навыки взаимодействия с людьми.
- В каждом человеке или обществе всегда существует значительная область формирования навыков, которая не используется.
- Это происходит потому, что формирование навыков происходит подсознательно.
- Осознавая этот процесс, отдельные лица или общества могут поднять себя сразу в десять раз по аналогии с азиатской страной, импортирующей высокие технологии.
- Ни индивидуумы, ни общества не приблизятся к новой возможности, которая не вдохновляет ткань формирования их ценностей.
- Человек пришел к формированию ценностей (престижа, безопасности, денег) после значительных усилий. Он НИКОГДА не будет рисковать этим ни для чего.
- Он с готовностью рискнет (ничто не может помешать ему рискнуть), если увидит другую формацию более высокой стоимости. Неважно, что это намного выше и недостижимо, но он приложит максимум усилий, чтобы достичь этого. Он скорее умрет, чем не попытается это сделать.
- В революции растущих ожиданий видна эта энергия. Это неотразимо.
- При наличии полной карты формирования ценностей и шкалы нескольких ценностей (физических, витальных, ментальных, социальных, операционных и т. д.) карта может увеличиваться в размерах по мере увеличения точки зрения зрителя, а ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЛИЦО может быть помещено в правильное положение. Это положение индивидуума (или общества) покажет нам следующую позицию, которая может его вдохновить.