Обозначение мягких и твердых согласных – Мягкие и твердые согласные звуки в русском языке (1 класс)

Проверочная работа по русскому языку на тему «Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»(2 класс)

Проверочная работа 1 вариант

по теме «Мягкие и твердые согласные», 2 класс

  1. Запиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука: ____________________________________________________________________

  2. Подчеркни в словах мягкие согласные:

Тень, ягода, смородина.

  1. Подчеркни в словах твердые согласные:

Гуси, море, кит.

  1. Запиши согласные буквы, которые имеют:

Всегда твердые звуки: _____________________________

Всегда мягкие звуки :_____________________________

  1. Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

Окун…, орёл… , пыл…, цирк…, голуб…, морков…

  1. Распредели слова в две группы (запиши)

Рябина, дверь, банька, репка, хорь, кошелёк,

Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________

___________________________________________________________________

Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________

____________________________________________________________________

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Выдели слова, в которых есть ошибки.

Крокодил, снеж

инка, пилот, цифры, шины, дядя.

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твердые согласные. Выдели слова, в которых есть ошибки.

Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.

9.Прочитай предложение, исправь ошибки. Запиши предложение без ошибок.

  1. Пэта и Ксуша – хорошийэ друзьйа.

________________________________________________________________

10.Построй схему слов:

Перья___________________ Яна_____________________________

Проверочная работа 2 вариант

по теме «Мягкие и твердые согласные», 2 класс

1. Запиши буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука: ____________________________________________________________________

2. Подчеркни в словах мягкие согласные:

Калина, яблоко , день

  1. Подчеркни в словах твердые согласные:

Домик , рысь , сом.

  1. Запиши согласные буквы ,которые имеют :

Всегда мягкие звуки:_____________________________

Всегда твердые звуки:_____________________________

  1. Прочитай слова. Где надо, вставь ь.

Огон…, арбуз…, радост…, билет…, лошад…, цеп…,

  1. Распредели слова в две группы (запиши)

Дерево, зверь, угольки, свёкла, клюква, кровать.

Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________

_______________________________________________________________

Мягкость согласных обозначена гласными: _________________________

_______________________________________________________________

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Выдели слова, в которых есть ошибки.

Машина , динозавр, чудо, цифра, жираф, тётя

  1. Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твердые согласные. Выдели слова, в которых есть ошибки.

Щавель , попугай , клещ , крот, друг, коньки .

  1. Прочитай предложение, исправь ошибки. Запиши предложение без ошибок.

Вэтэр поднал снежнуйу пыл.

________________________________________________________________

  1. Построй схему слов:

Вьюга____________________ Юля____________________________

infourok.ru

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Цель: Повторение способов обозначения мягкости согласных звуков на письме.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • Определять и различать твёрдые и мягкие согласные.
  • Выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Познают глубины русского языка.

Оборудование: ИКТ (доска), тетради, цветные карандаши, д/игра «Беговые дорожки», раздаточный материал, снежинки.

Презентация

Ход урока

I. ОРГ. Момент

1. Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Анатольевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Итак, друзья, внимание
Вот прозвенел звонок
Садитесь поудобнее
Начнём скорей урок.

2. Чистописание.

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите число в тетради, сегодня ….. декабря.

Какое сейчас время года? Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. (Показ)

Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы урока.

Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол…

Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мёд, рисует только Кисточкой.

Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

Так как же называются согласные, которые любит Том? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Тим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

2. Дифференциация согласных, Развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Беговые дорожки»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук.

Как вы думаете, по какой дорожке будет бежать «спортсмен» (фишка), если в слове первый звук – мягкий согласный? (зеленая дорожка). Если твердый? (синяя)

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.

Подведите итоги: какой «спортсмен» победил.(Тим, поднимите руку те, у кого победил Тим… молодцы. Уберите линеечки в сторонку.)

3. Работа над словарными словами (записать в два столбика)

Игра твёрдый — мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, посуда, медведь, петух, девочка, собака, капуста, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная), А как мы называем такие слова? (словарные). Давайте запишем их в тетрадь_ сначала слова Тима, затем Тома.(пишем, проверяем). Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов.

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
  • Какие это согласные?(мягкие)
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
  • Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

Показ

Эти гласные дружат с Тимом.

3. Физминутка

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.

4. а) Игра «Превращение»

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва — .., ту — …, ры — …, ни — …, ме — .., лё — … /

б) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

в) «Буквы потерялись» /индивид. карточки/

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы

  • б…нан
  • л…мон
  • п…рсик
  • вишн…
  • гр…ша
  • мандар…н

/Читают слова, называют гласные/

5. «Найди ошибки» (работа у доски + списывание первого предложения и разбор его по членам предложения)

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. ( Меняем гласные)

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (пишут).

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения. Давайте проверим, рассказывайте.

6. а) «Найди пару» (работа в парах)

Порядок мы навели, теперь осталось только помирить волшебников. Сейчас ребята, вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Тому, а другое Тиму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

На столе у каждого из вас лежат снежинки, давайте устроим в классе настоящий снегопад. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску снежинку.

Большая – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Маленькая – Поработал хорошо, но мог бы лучше.

Посмотрите какой красивый у нас снегопад, совсем как в новогоднюю ночь.

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

urok.1sept.ru

Конспект урока русского языка. «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме» (1 класс)

Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме. (урок русского языка)

1 класс

Цель: 

учить детей слышать и различать твёрдые и мягкие согласные звуки;

  • закрепить навык употребления гласных букв для обозначения твёрдости и мягкости предшествующих согласных;

  • закрепить навык употребления мягкого знака для обозначения мягкости согласных;

  • расширять и активизировать словарный запас;

  • формировать потребность детей в обращении к словарю;

  • развивать мелкую и общую моторику;

  • развивать внимание, память, мышление.

  • Прививать интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:  осознают роль гласных в обозначении твердости-мягкости согласных;  демонстрируют умение пользоваться средствами устного общения; владеют нормами речевого этикета в ситуациях бытового и делового общения

Личностные:  проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, знание основных моральных норм поведения,  участвуют в оценке работ, ответов одноклассников.

Метапредметные УУД:

Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, строят ответ в устной форме в соответствии с заданным вопросом;

Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами, допускают существование различных точек зрения, договариваются, приходят к общему решению;

Регулятивные: адекватно воспринимают оценки учителя, товарищей, при необходимости вносят коррективы в действия.

Структура урока:

1.Мотивация к учебной деятельности.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: 1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; ( «хочу»)

Итак, друзья, внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнем скорей урок.

1). На экране смайлики(слайд)

— К нам урок заглянуло солнышко-смайлики. Какое вам больше нравиться?

Рада, что у вас очень хороший настрой на работу.

— Сегодня на уроке мы будем продолжать свое путешествие по страницам русского языка. С собой в путешествие возьмем хорошее настроение и пожелаем друг другу удачи.

2) Игра “Снегопад”.(в парах)

На столах появляются “снежинки”. (Приложение )

– Расположите снежинки так, чтобы названия месяцев шли по порядку. Тогда вы сможете прочитать пословицу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Это девиз нашего занятия. Продолжаем трудиться.

     2.  Постановка учебной задачи и актуализация знаний.

1.Минутка чистописания.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

— Посмотрите какие красивые снежинки к нам прилетели в класс.(слайд)

На каждой снежинке находится буква. Как одним словом назвать эти буквы? (Гласные.)

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Давайте запишем эти буквы в тетрадочки, также красиво, как на доске. (слайд)

а о у ы э и е ё я ю

Посмотрите на свои узоры, выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и поставьте под ним точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения

в пробном действии.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое для восприятия нового материала: повторить гласные буквы и звуки 2) развивать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: анализ, синтез, абстрагирование; 3) зафиксировать повторяемое правило и алгоритм в виде опоры; 4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности при выполнении задания на новое правило.

1.Я хочу вас познакомить с гостями, которые пожаловали к нам из страны слов, а кто они такие вы угадайте сами.

Могут сделать что угодно
Замок выстроить за ночь
Злые силы превозмочь
Чудеса творят любые
И совсем они не злые
Им не нужны учебники
Ведь их зовут вол……..

-Этих волшебников зовут ТИМ и ТОМ.

-Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Тим (Ть)?

-Какой это звук твердый или мягкий? (Мягкий.)

-И сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тим – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.

-Какой 1 звук вы слышите в имени Том (Т)? Какой это звук твердый или мягкий? (Твердый.) Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.

-Так как же называются согласные, которые любит Том? (Твердые.)

-Как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие.)

-Вы догадались, кто из них Том, а кто – Тим? (По цвету.)

Почему? (Потому, что мягкие согласные обозначаются зеленым цветом, а твердые синим.)

4.Определение темы урока.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Учиться различать твердые и мягкие согласные.)

Правильно тема нашего сегодняшнего урока — Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме.

3.Закрепление материала.

1) Дифференциация гласных I и II ряда Чтение слогов

  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, ю, е, и)

  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)

 Эти гласные дружат с Тимом.
Эти гласные дружат с Томом.

Игра «Заселяем домики»

-Я хочу узнать какие гласные обозначают мягкость согласных, а какие твердость.

Проверка .Дети называют гласные парами.

Слайд «Стрелочки»

2). Дифференциация согласных, развитие фонематического слуха.

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные.

Игра “Беговые дорожки”.

Работа в парах.

У вас на партах лежат карточки со словами. Распределите их на две группы. Подумайте по какому принципу можно разделить все слова.

(земля, крот, лёд, мял, рука, пил, банка, люк, сук, день, дом) (инд.карточки)

(Взаимная проверка.)

Физкультминутка.»Пингвины»

А сейчас добрые волшебники Тим и Том предлагают вам немного отдохнуть.

3). Работа над словарными словами (записать в два столбика).

Игра твердый – мягкий

Тим и Том вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – “Какой же ты?”

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Тому, те, в которых мягкий, отдадим Тиму.

Слова: карандаш, лисица, сорока, пенал, девочка, собака, воробей, тетрадь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (Непроверяемая безударная гласная.) А как мы называем такие слова? (Словарные.) Давайте запишем их в тетрадь – сначала слова Тима, затем Тома. (Пишем, проверяем.) Поставьте в словах ударение.

(Самопроверка по словарю)

4 а) Игра “Превращение”.

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру. Доскажи словечко.

Буквы потерялись” (устно)

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы.

б…нан
вишн…

л…мон   
гр…ша

п…рсик
мандар…н

(Читают слова, называют гласные.)

5. “Найди ошибки” (работа у доски + списывание первого предложения).

Ребята пока наши волшебники играли, гласные буквы тоже решили пошалить и поменялись местами. Вы должны будете вернуть гласные на место. (Меняем гласные.)

На берозах стучат датлы.(орфограммы)
Серожа и Пета кормят индука.
У Вали завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Смотрите какие красивые предложения у нас получились, давайте запишем первое предложение в тетрадь. (Пишут.)

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

III. Итог. Рефлексия.

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

Оцените свою работу на уроке .

— Нарисуйте на полях улыбающегося смайлика, если вы довольны сегодняшней работой на уроке. Если у вас не все получилось, не огорчайтесь.

— Все молодцы! Спасибо за урок!

Я вместе с Тимом и Томом благодарю вас за работу на уроке.

infourok.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему: Урок «Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения»

Тема урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Машкина Надежда Михайловна, высшая категория

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педагогические технологии: технология деятельностного подхода

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости  согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я , ь; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков  и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

 Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:  умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

—   обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы,э

 — обозначать  мягкость  согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ь;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, д/игра  «Беговые дорожки», раздаточный материал

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; Рабочая тетрадь часть1 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2012 г;

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.

Ход урока

I.Мотивация учебной деятельности

Итак, друзья внимание

Вот прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок

— Ребята, я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

Прочитаем стихотворение

Прозвенел звонок веселый. (слайд 1)
Мы начать урок готовы. 
Будем сами рассуждать, 
И друг другу помогать.

— Найдите главное слово.

А для этого всем надо быть очень внимательным и работать активно.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1. Минутка чистописания.

   Я тетрадочку открою 
   И как надо положу.
  Я от вас, друзья, не скрою: 
  Ручку я вот так держу. 
  Сяду прямо, не согнусь, 
  За работу я возьмусь.

—  Запишите число, классная работа.

Какое сейчас время года? Наконец то и у нас настоящая зима. И к нам в класс прилетели такие красивы снежинки. На каждой снежинке находится буква. (слайд 2) 

— Как одним словом назвать эти буквы? (гласные)

—  Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

— Какую цель поставим перед письмом?

Давайте запишем эти буквы по одной в тетради, также красиво, как мороз рисует узоры на окне. Выберите тот элемент, который вам больше всего понравился и подчеркните.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

Оцените свою работу (!,+, -)

1 Чтение слов (слайд 3)

Наум, Нина, Нора, Нюра

— Что общего в этих словах?

— Какое правило в русском языке мы знаем? (Имена людей пишутся с большой буквы)

-На какие две группы можно разделить эти слова ? Почему?

-На какие две группы можно разделить все согласные в словах?  (твёрдые и мягкие)

-Сегодня на уроке проведём небольшое  исследование, как же на письме обозначаются твердые и мягкие согласные звуки.

3. Самоопределение к деятельности

А чтобы это исследование провести, нам помогут два фокусника. (слайд4 )

Зовут их Бим и Бом. И они дружили с гласными, которых мы писали на минутке чистописания.  Вслушайтесь внимательно.

—  Какой 1 звук вы слышите в имени Бим? (Бь)

— Какой это звук твёрдый или мягкий?

И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени и любит всё, что  начинается на мягкий согласный звук.

— А какой 1 звук вы слышите в имени Бом? (Б) Какой это звук твёрдый или мягкий? Бом такой же твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных.

— Как называются согласные, которых любит Бом? (твёрдые)

— Как называются согласные, которых любит Бим? (мягкие)

 О том, какие фокусы происходят в русском  языке, вы узнаете из небольшой сказки.

Живёт в стране Грамматика  ещё  известный фокусник. Зовут его Мягким знаком.

Стоит ему подойти к какому-нибудь слову – оно делается совершенно неузнаваемым: глагол  Ел превращается в существительное Ель, Консервная Банка – в тёплую Баньку.

— Как такое может быть?

Расхвастался Мягкий Знак: «Я самый волшебный». Но некоторые жители страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы». Выбежали буквы ….встали рядом с твёрдыми согласными.

— Какие буквы, по-вашему могли спорить с Мягким знаком? Почему? ( е, ё, и, ю, я,)

— Вы догадались, кто из них Бом, а кто Бим?(по цвету) Почему?

— Какие гласные они выбирают?

III. Формулировка темы и цели урока

Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения) (слайд 5)

— Давайте сформулируем цель урока (Различать мягкие и твёрдые согласные звуки и научиться их писать)

IV. Работа по теме урока. Создание проблемной ситуации.

1Сравнение слов в парах.  (слайд 6)

Прочитайте пары слов. Какими звуками различаются слова каждой пары? Почему?

нос – нёс

мал – мял

пар – пир

кот – кит

-Что общего между словами первого столбика? (Первый звук твердый)

-А в словах второго столбика? (Первый звук в них мягкий)

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)

— Что указывает на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.)

— Как еще может обозначаться мягкость предшествующего согласного? (Мягкость согласного может обозначаться мягким знаком)

-Что мы знаем о мягком знаке? ( Эта буква не обозначает звука)

Вывод

— Давайте повторим еще раз, как на письме обозначается твёрдость и  мягкость предшествующего согласного? ( Твёрдость согласного звука может обозначаться на письме буквами а, о, ы, э, у. Мягкость согласного звука может обозначаться на письме буквами я, ё, е, и, ю, ь.)

2. Чтение правила на стр 121

А теперь узнаем, совпадают ли выводы ваши с выводами учебника.

V. Первичное закрепление

3. Дифференциация согласных. Развитие фонематического слуха.

— Я хочу убедиться, что вы умеете различать твёрдые  и мягкие согласные на слух

Игра «Беговые дорожки»

Вы сейчас будете работать в паре. Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается  с мягкого звука, кладёте на дорожку зелёный кружочек, а если твёрдый то – синий. Договоритесь меж собой, кто какие кружочки будет класть.

Слова: корова, липа, берёза, ворона, собака, рябина, черёмуха, комар,

— Сколько зелёных и синих кружочков?(4 зелёных, 4 синих)

4. Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладошки три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире

Пять – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сели.

V. Закрепление материала

1. Устно, комментируя . Упр. 192.

— Больше согласных звуков или букв? Почему? В чём различие в произношении этих согласных звуков? В каких домиках живут твёрдые, а в каких мягкие?

— Буква «Бэ» какими звуками может быть обозначена?

— Произнесите только мягкие непарные согласные звуки? Какой буквой мы их обозначим?

— Произнесите только твёрдые непарные согласные звуки. Какими буквами их обозначим?

2. Комментированное письмо. Упр. 194. Запишем у доски и в тетради. Самопроверка.

Давайте вспомним,  каким цветом обозначается твёрдый и мягкий согласный?

— Подчеркните твёрдый согласный синим карандашом, мягкий-зелёным.

3. Физкультминутка для глаз

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до5. Повторить 4-5 раз.

4. Самостоятельная работа упр.  123 и 124 по рабочей тетради

— упр. 123 записать гласные, которые смягчают.

— упр124 – подчеркните гласные , которые смягчают предшествующее согласное.

Оцените свою работу по  шкале.

5. Для закрепления выполним работу в паре

Слова: ряд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв. Вы должны подчеркнуть зелёным и синим карандашом. Одно понравилось Биму, а другое  — Бому.

Взаимопроверка между парами. Оцените по шкале

VI. Итог урока

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова? (гласными)

— Над какой темой мы сегодня работали?

Как обозначается твёрдость согласных на письме? (а,о,у,э,ы)

— Как обозначается мягкость согласных на письме? (е,ё, я,ю,ь)

-Какую роль играет Ь в словах?

VII. Рефлексия.

Подведём итог нашей работы на уроке. Я хочу проверить, как вы усвоили тему нашего урока. Проведём графический диктант. Обозначьте начальными буквами. (т – твёрдый, м – мягкий)

Мал, нос, мел, бас, пир, пар, шёл (слайд 7)

Оцените свою активность на уроке.(показ на ладони)

Оценивание ладонью

— Кто, по вашему мнению, заслужил особую похвалу?

— Интересно узнать, кто из вас понял все на уроке. Поднимите жёлтый смайлик. Оценивание смайликами

 У кого остались сомнения, тот покажет зелёный.

 А кто не понял тему нашего урока, покажет красный.

VI. Домашнее задание

Упр 195 стр 121.Записать и подчеркнуть. — всем

У кого сегодня всё получилось придумайте сами дополнительно 2 пары слов.- дифференцированно  

nsportal.ru

Индивидуальные карточки по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Фамилия, имя ___________________________________

Карточка №1 по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие звуки зелёным карандашом.

Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро.

2. Найди в словах парные согласные буквы и подчеркни их.

Горка-корка, жить-шить, дело-тело, коса-коза.

3. Продолжи предложение:

В русском языке ___ согласная буква, а гласных букв ___.

Фамилия, имя ___________________________________

Карточка №2 по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

  1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Лейка, быль, коньки, деньки, лес, мёд, люстра, мякоть.

  1. Раздели слова для переноса.

Майка, чайка, лейка, угольки, пеньки, пыльный, мыльный.

3. Вставь пропущенные буквы:

Меб__ль, д__кабрь, м__тро, ф__враль, м__г__зин, январ__, р__сунок.

Фамилия, имя ___________________________________

Карточка №3* по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

2. Измени слово так, чтобы первый согласный звук произносился мягко.

Мыл — _________, воз- ________, вазы-__________, нос -__________.

  1. Выполни по образцу звуковой анализ слова юрок:

Образец: ежи — [й,эжы]- 3 б., 4 зв.

юрок — ___________________________________________

infourok.ru

Учебно-методический материал (2 класс) на тему: Карточки по теме «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

Карточка 1. Прочитай слова. В некоторых словах забыли поставить мягкий знак. Найди эти слова и исправь ошибку.

лист           окун           карас            пыл           рол            ден

рул             нос             сом               бол            сол            мир

лос             крик           лен               слон          мох            гус

Карточка 2. Запишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.

Возит – возить                   Трактор сено _____________ .

                                            Далеко ему  ______________ .

Говорит – говорить           Ира по телефону _____________ .

                                             _______________  долго нельзя.

Шест – шесть                     Вове ______________  лет.

                                             Петя  взял _______________ .

Жар – жарь                         От печки идёт _______________ .

                                             Скорее  ______________  рыбу.

Удар – ударь                      Раздался ______________ .

                                            Ваня, _______________ в барабан.

Карточка 3. Составьте словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными.

каменный                             конь

прямой                                 мель

хищный                                хор

детский                                 кон                          

белый                                    угол

песчаная                               хорь

вороной                                уголь

игровой                                мел

Карточка 4. Вставьте пропущенную букву мягкий знак там, где это нужно.

Штрафной удар__, нержавеющая стал___, густая пыл___, сильный жар___, белый мел___, острый угол___, каменный угол___, обширная мел___, длинный шест___, зелёная ел___.

Карточка  5. Отгадай загадки

Зарывается он в снег,

Если наступил январь.

Крупная лесная птица

Называется ____________


Словно царскую корону,

Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,

Любит снежные луга. _______________

Он по лугу важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. ________________

Хищный небольшой зверек

От людей живет поодаль.

На куницу он похож,

Называется он ___________________

Жеребенок тонконогий
Бойко скачет по дороге.
Он такой скакун хороший –
Не догонит мама — _________________

Может пролежать весь день на снегу лентяй ______________

Обижается порой,

Если назовут змеей.

Длинный, тонкий, но, друзья,

Я все же рыба, не змея.________________

Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. _____________

У какой кисочки на ушах кисточки? _______________

Карточка 7. Найди ошибки и исправь их.

             Стоит тёплый летний ден. По небу плывёт болшая туча. Вот ударил силный гром. На землю упали первые капли дождя. Полил дожд. Куда бежат ? Игор  и  Юля укрылись под навесом.

Карточка 8 по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни согласные буквы, которые обозначают мягкие звуки  зелёным карандашом.

Ф__враль, январ__, д__кабрь, р__сунок, меб__ль, м__г__зин, м__тро.

2. Найди в словах парные согласные буквы и подчеркни их.

Горка-корка, жить-шить, дело-тело, коса-коза.

3. Продолжи предложение:

В русском языке ___ согласная буква, а гласных букв ___.

Карточка №9 по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

  1. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.

Лейка, быль, коньки, деньки, лес, мёд, люстра, мякоть.

  1. Раздели слова для переноса.

Майка, чайка, лейка, угольки, пеньки, пыльный, мыльный.

3. Вставь пропущенные буквы:

Меб__ль, д__кабрь, м__тро, ф__враль, м__г__зин, январ__, р__сунок.

Карточка №10* по теме  «Твёрдые и мягкие согласные звуки»

1. Подчеркни зелёным карандашом буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки, а синим – твёрдые.

Деньки, пёстрый, слякоть, люстра, лето, колье.

2. Измени слово так, чтобы первый  согласный звук произносился мягко.

        Мыл — _________, воз- ________, вазы-__________, нос -__________.

  1. Выполни по образцу звуковой анализ слова юрок:

Образец: ежи — [й,эжы]- 3 б., 4 зв.

юрок — ___________________________________________

 Игра «Превращение»

Так как наши герои волшебники, они предлагают нам игру, которая называется «Превращение»

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва — .., ту — …, ры — …, ни — …, ме — .., лё — … /

б) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, рядом, сила, ветка, кино, шляпка, крыша, грибы.

в) «Буквы потерялись» /индивид. карточки/

В следующем задании вы должны найти потерявшиеся буквы

  • б…нан
  • л…мон
  • п…рсик
  • вишн…
  • гр…ша
  • мандар…н

5. «Найди ошибки» и исправь их.

На берозах стучат датлы.
Серожа и Пета кормят индука.
У Вяли завали цвети.
Луся лубит вышни.
Ката грела утуг.

Найдите и подчеркните в предложении главные члены предложения.

6. а) «Найди пару» 

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения 

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Тема урока: Твёрдые  и  мягкие  согласные  звуки и буквы для их обозначения

Класс: 2

Предмет: русский язык

Учитель: Маргулис И.И. учитель начальных классов высшей категории

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма: игровая

Педагогические технологии: проблемно — диалогического обучения, элементы игровой технологии.

Цели урока: изучение способов обозначения мягкости и твёрдости согласных звуков на письме.

Задачи:

Образовательные: научить выполнять классификацию слов и обосновывать своё мнение; обозначать мягкость согласных на письме при помощи гласных букв е, ё, и, ю, я ; различать функции гласных букв и, е, ё, ю, я при произношении слова;

Развивающие: развивать речевой слух учащихся, умение наблюдать за произношением согласных звуков и устанавливать способы обозначения мягкости согласных на письме парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки.

Воспитывающие: прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Предметные:

— обозначать твёрдость согласного звука на письме с помощью букв а, о, у. ы, э

— обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью букв е, ё, ю, я и ;

Техническое оборудование:

компьютер, проектор, экран

Оборудование: доска, цветные карандаши, раздаточный материал, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в парах, сигнальные карточки для самоанализа и рефлексии.

Ресурсы:

Учебник «Русский язык» для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2012 г.; презентация на электронном носителе,электронноеприложение к учебникуВ.П. Канакиной, В.Г. Горецкого.

Поурочные разработки по русскому языку под редакцией Т.Н.Ситниковой, И.Ф.Яценко, Москва:ВАКО 2012 г.


Слайд 1

1.Мотивация учебной деятельности

1. Здравствуйте, ребята, меня зовут Инна Иосифовна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Прозвенел  звонок,
Начинается  урок.
Наши ушки на макушке.
Глазки шире открываем,
Слушаем , запоминаем.
Ни минуты не теряем.

2. Самоопределение к деятельности.

2. Чистописание.

Сели прямо, ноги вместе,
Под наклон возьмём тетрадь. 
Левая рука на месте, 
Правая рука на месте, 
 Можно начинать писать!!!

Слайд2

Запишите число в тетради, сегодня 6 декабря.  Классная работа.

Ребята урок у нас сегодня необычный. К нам на урок пришли гости. Давайте с ними познакомимся

Слайд3

Мы гномики из сказки

Живём в лесу густом.

Вот это Бим.

Вот это Бом.

На урок мы к вам идём

И подарки несём ,

А подарки непростые –

Шарики цветные.

Ребята, какие буквы написаны на шариках Бима? (и е ё ю я) Давайте красиво запишем эти буквы в тетрадочку. (Показываю).

Ребята, а какие буквы записана на шариках Бома? ( а о ы э у)  Давайте красиво запишем и эти буквы в тетрадочку. (Показываю).

Слайд 4,5.

Как одним словом назвать эти буквы? (гласные) Ребята, а кто знает, чем звук отличается от буквы?

Сколько всего гласных букв в русском языке? (10) звуков? (6)

Оцените свою работу

Посмотрите на свои буквы  и выберите самую красивую, которая вам больше всего понравился и поставьте под ней точку.

Сегодня эти гласные буквы, будут нам верными помощниками на протяжении всего урока.

 3. Актуализация знаний.

 Ребята, а кто запомнил, как зовут наших гостей? (Бим и Бом)

Вслушайтесь внимательно, какой 1 звук вы слышите в имени Бим (Бь)?

Какой это звук твёрдый или мягкий? (мягкий)

И сам Бим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например,  Безе и мёд

Какой 1 звук вы слышите в имени Бом (Б)? Какой это звук твёрдый или мягкий? (твёрдый). Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит он Блины и конфеты.

Так как же называются согласные, которые любит Бом? (твердые)

Как называются согласные, которые любит Бим? (мягкие)

Вы догадались, кто из них Бом, а кто – Бим? (по цвету)

Почему? (потому, что мягкие согласные обозначаются зелёным цветом, а твёрдые синим)

Я хочу убедиться, что вы умеете различать твердые и мягкие согласные на слух.

Игра «Самый внимательный.»

Я буду называть слова. Вы должны выделить первый звук. Если слово начинается с мягкого согласного  звука вы будете хлопать в ладоши. Если с твёрдого подрыгиваете. Тот,  кто ошибается, присаживается на своё место

Слова: корова, липа, береза, ворона, собака, рябина,  кедр, комар.

4. Создание проблемной ситуации.

 Чтение слогов Сравнение слогов в парах. 

Слайд6

(На доске два столбика слогов; читают слоги парами: на-ня, во-вё, ру-рю, тэ-те, мы-ми)

  • Как произносится первый согласный звук в первом столбике – твердо или мягко? (мягко)
  • Какие это согласные?(мягкие)
  • Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, ю, е, и)
  • Как произносится первый согласный звук во втором столбике? Какие это согласные? (твердые)
  • Какие гласные обозначают твердость предыдущего согласного? (а, о, у, э, ы)
  • Слайд 7
  • Показ
  • Эти гласные дружат с Бимом, а какие с Бомом

5. Открытие нового знания.

Так чем же мы будем заниматься на уроке? (учиться различать твердые и мягкие согласные) . А что же нам помогает делать согласные мягкими или твёрдыми?

Слайд8

Правильно тема нашего сегодняшнего урока: Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Стр.121- правило.

6.  Первичное закрепление.

Работа над словарными словами (записать в два столбика)

а) Игра твёрдый — мягкий

Бим и Бом вчера играли
Разбросали все кругом:
Книги, ручки, покрывало –
Дом сегодня весь верх дном.
Чтоб на место все сложить:
Мячик, чашки и цветы
Нам придется вспомнить:
Первый звук, – «Какой же ты?»

И так, те предметы, первый звук в названии которых – твердый отдадим Бому, те, в которых мягкий, отдадим Биму.

Слова: карандаш, пенал, пальто, сапог, тетрадь, медведь.

Кто из вас ребята, догадался какая орфограмма встречается во всех этих словах? (непроверяемая безударная гласная) А как мы называем такие слова? (словарные).

А теперь запишем слово словарь.  Давайте запишем их в тетрадь, сначала слова Бима, затем Бома.(пишем ) Поставьте в словах ударение, подчеркните орфограмму.

А теперь  с одним из словарных слов составим предложение и запишем его. Найдём и подчеркнём основу предложения.

б) Игра с использованием ИКТ «Отремонтируем  домик» ИЛИ игра «Превращение». (Если возникнут проблемы с компьютером)

Игра «Превращение»

Наши герои гномы, предлагают нам игру, которая называется «Превращение».

Вы должны слоги с твердым согласным заменить слогами с парным ему мягким согласным и наоборот.

/ва — .., ту — …, ры — …, ни — …, ме — .., лё — … /

в) «Обведи согласные своим цветом» /карточки со словами/

Внимательно прочитайте слова. Красной ручкой подчеркните гласные, они вам помогут увидеть твердые и мягкие согласные. Синим кружочком обведите твердые согласные, зеленым – мягкие. /проверка после выполнения задания/

Слова: репа, сила, ветка.

7. Физкультминутка.

А сейчас добрые гномы Бим и Бом предлагают вам немного отдохнуть.

«Гномы и грибы»
Утром гномы в лес пошли. (шаг на месте)
По дороге гриб нашли. (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три — (наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три! (руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали, (наклоны вперёд, руки к полу)
Гномы в школу опоздали. (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)
Побежали, заспешили (бег на месте)
И грибы все уронили! (присесть)

8. Введение в систему знаний.

а) «Найди пару» (работа в парах)

Ребята, пока  мы с вами играли, наши гномы поссорились. Нам ребятки надо их помирить. Сейчас вы будете работать а парах. У вас на столах лежит маленький конверт, в нём находятся слова.

Вам нужно составить и записать пары слов так, чтобы одно слово понравилось Бому, а другое Биму.

Слова: рад, мал, ряд, мял, лук, люк, были, ров, били, рёв.

Прочитайте, что вы записали, чем отличаются слова?

(Сравнивается написание и значение слов: подчеркнуть согласные)

б) работа на уровне предложения /на доске предложения, уч-ся по одному выходят и дописывают маркером нужное слово/

Еще раз вспомните, прочитайте слова. Вставьте по смыслу их в предложения.

Ученик … хорошей оценке.
Вова … кусок глины.
Зеленый … очень полезен.
Выкопали глубокий … .
Дети … в театре.

Вывод – слова отличаются не только гласными, но и по смыслу. Если мы неправильно напишем одну букву, изменяется значение слова.

в).Резерв. Работа по учебнику. с. 121. упр.195

9. Итог занятия

Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, ё, е, ю, и).

А какие твёрдость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные»

10.Самооценка, рефлексия.

На столе у каждого из вас лежат шарики , давайте отпустим наши шарики в воздух. Оцените свою работу на уроке и приклейте на доску шарик.

Жёлтый – отлично поработал, справился со всеми заданиями.

Синий – поработал хорошо, но мог бы лучше.

Возьмите любой шарик.

Если вам урок понравился, нарисуйте на нём улыбку. Но а если не понравился, нарисуйте неулыбающийся ротик.

Но а теперь прикрепите свои шарики к  доске.

Посмотрите, как летят наши шарики.

Я вместе с Бимом и Бомом благодарю вас за работу на уроке.

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *