Разряды местоимений по значению (таблица с примерами)
По своему значению и грамматическим признакам местоимения в русском языке имеют разряды: личные, возвратное, притяжательные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределённые, определительные и указательные.
Таблица «Разряды местоимений»
Разряд — это постоянный грамматический признак местоимений.
Чтобы правильно определить разряд местоимений, узнаем, какие значения они имеют в речи, и выделим их основные грамматические признаки.
Разряд | Примеры | Синтаксическая функция |
---|---|---|
Личные | я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | Я подошла к окну. У меня зазвонил телефон. |
Возвратное | себя | Посмотри на себя в зеркало. Кошки способны жить сами по себе. |
Притяжательные | мой, твой, наш, ваш, свой | Твое мнение мне известно. Его лицо стало грустным. |
Вопросительные | кто? что? какой? каков? который? чей? сколько? | Кто стучится в дверь? У чьего окна сидят голуби? Сколько яблок на столе? |
Относительные | кто, что, какой, каков, который, чей, сколько | Не могу понять, что могло их так задержать. Вот дом, в стенах которого прошло мое детство. |
Отрицательные | никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей, нисколько | Никто не ответил мне. Некого теперь спросить об этом. Никакой ошибки тут нет. |
Неопределенные | некто, нечто, некоторый, кто-то, сколько-то, что-либо, кое-кто, какой-то, какой-либо, кое-какой, чей-то, чей-нибудь | Кто-то пел песню. Чей-то голос послышался во дворе. Пометь чем-нибудь саженец. |
Определительные | сам, самый, каждый, любой, всякий, целый, иной, весь, другой | Другой путь предстоит нам. Завтра все покажется иным. |
Указательные | этот, тот, такой, таков, тот-то, такой-то, столько, столько-то | За тем домом кафе. Столько радости было в ее глазах! Суть вопроса такова, что лучше решить его вместе. |
В таблице мы познакомились с разрядами местоимений с примерами их использования в русском языке. Ранее мы узнали, что такое местоимение как часть речи.
Далее более подробно рассмотрим синтаксическую роль местоимений в предложении.
Личные местоимения
Личные местоимения «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» указывают на лицо или предмет.
Местоимения «я», «мы» относятся к первому лицу; «ты», «вы» — ко второму; «он», «она», «оно» — к третьему.
Я влез на высокую сосну и стал кричать (К.Паустовский).
Мы шли по лосиному следу (К. Паустовский).
Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины? (К. Симонов)
Видали ли вы, как под хвойной крышей гуляет в сапожках сафьяновых рыжик..? (А.Коваленко)
У местоимений «он», «она», «оно» определяется мужской, женский и средний род.
Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо-широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль (И.С. Тургенев).
После того как Маша перерыла сочинения, она остановилась на романах (А. Пушкин).
Налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука (А. Чехов).
Личные местоимения имеют категорию единственного и множественного числа.
Сравним:
- я, ты — мы, вы;
- он, она, оно — они.
Тем не менее имеем в виду, что местоимения «я» и «мы», «ты» и «вы» не являются формами единственного и множественного числа одного и того же слова. Местоимения «мы« и «вы» не обозначают «много я» или «много ты». Они указывают на говорящего или собеседника вместе с другими лицами, участвующими в разговоре или в определенном действии.
Все личные местоимения изменяются по падежам. При их склонении в косвенных падежах появляются совсем другие слова:
- я — меня;
- ты — тебя;
- она — её;
- они — их.
Стоит только мне коснуться математики, я опять забуду все на свете (С.Ковалевская).
Так возникают супплетивные формы местоимений.
Возвратное местоимение
Возвратное местоимение «себя» указывает на то лицо, о котором говорят.
В себя ли заглянешь? Там прошлого нет и следа (М. Лермонтов).
Я памятник себе воздвиг нерукотворный (А.Пушкин).
У этого местоимения нет формы именительного падежа, грамматических категорий лица, рода, числа. Оно изменяется только по падежам:
- и.п. —
- р.п. себя
- д.п. себе
- в.п. себя
- т.п. собой
- п.п. о себе
Притяжательные местоимения
Притяжательные местоимения «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» указывают, какому лицу принадлежит предмет.
Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз (А.Пушкин).
Жарко… Ваш кучер рассказывает что-то, часто указывая кнутом в сторону, что-то длинное и ненужное… (А.Чехов).
Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась ( М. Лермонтов).
Несмотря на все наши предосторожности, весть о появлении Пугачёва разнеслась по крепости (А. Пушкин).
Притяжательные местоимения изменяются, как прилагательные, по родам, числам и падежам и являются в предложении согласованными определениями.
Для обозначения принадлежности могут использоваться личные местоимения 3-его лица в форме родительного падежа: «его», «её», «их».
Зима!..Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь; его лошадка, снег почуя, плетётся рысью как-нибудь (А. Пушкин).
Притяжательное местоимение «его» указывает на принадлежность лошадки крестьянину. В предложении оно выполняет синтаксическую роль несогласованного определения:
лошадка (им.п.) (чья?) его (р.п.).
Случилось соловью на шум их прилететь (И.А. Крылов).
Шум (чей?) их — несогласованное определение.
Притяжательные местоимения «его», «её», «их» не изменяются.
Вопросительные местоимения
Слова, на которые отвечают существительные (кто? что?), прилагательные (какой? чей? каков? который?) и числительные (сколько?) являются вопросительными местоимениями.
Кто там стучится у ворот ? (С.Маршак).
Что сделаю я для людей? — сильнее грома крикнул Данко (М.Горький).
Вдруг он обратился к матушке:»Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?» (А. Пушкин).
«Ты чего не понимаешь?» — спрашивает Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).
Какое известие ты вчера получил?
Каков ответ на мой вопрос?
Который по счету будет урок математики?
Относительные местоимения
Те же местоимения только без вопроса служат для связи простых предложений в составе сложноподчиненного и называются относительными:
Смотри, сколько плоскодонных шаланд лежит на моем берегу (А.Катаев).
В ста шагах от меня темнела роща, из которой я только что вышел (А.Чехов).
Он был совсем не таким, каким воображал его Константин (Л.Толстой).
Уже смеркалось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).
Часто я угадать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).
Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба (А.Пушкин).
Неопределенные местоимения
Неопределенные местоимения указывают на неизвестные предметы, признаки и количества:
«некто», «нечто», «некоторый», «несколько», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».
Кто-то играл на скрипке…девушка пела мягким контральто, слышался смех (М.Горький).
Становилось страшно, как будто в этой тишине его молчаливо подстерегала какая-то опасность (В.Катаев).
В гостиной что-то небольшое упало со стола и разбилось (А. Чехов).
Ты не способен действовать из каких-либо побуждений (К.Федин).
А ведь, пожалуй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).
Отрицательные местоимения
Отрицательные местоимения «никто», «ничто», «некого», «нечего», «никакой», «ничей», «нисколько» служат для отрицания наличия какого-то предмета, признака или количества или для усиления отрицательного смысла всего предложения.
Я не хочу печалить вас ничем (А.Пушкин).
Толком никто ничего не знал (К. Симонов).
Владик стоял молча, никого не задирая и не отвечая ни на чьи вопросы ( А. Гайдар).
Они образованы от вопросительных (относительных) местоимений с помощью безударной приставки ни- или ударной приставки не-.
Местоимения «некого», «нечего» не имеют именительного падежа.
Молчали, потому что нечего было сообщить друг другу (И.А. Гончаров).
Не с кого спрашивать, когда сам виноват (пословица).
Местоимения «никто», «никакой», «ничей», «некого», «нечего» могут употребляться с предлогом, который стоит после приставки:
не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.
Ни в чем так свободно не проявляется народный характер, как в песне и пляске (А. Фадеев).
Не хочу ни о чем думать, ни во что вмешиваться (М. Пришвин).
Попытка перехватить Машу по дороге не привела ни к чему (А. Фадеев).
Указательные местоимения
Указательные местоимения «тот», «этот», «такой», «таков», «столько» служат для выделения среди других какого-то определённого предмета, признака, количества.
Строжайше запретил бы я этим господам на выстрел подъезжать к столицам! (А.Грибоедов).
Всё это было бы смешно, когда б не было так грустно (М.Лермонтов).
Сколько голов, столько и умов (пословица).
В темноте я залез в такой бурелом, из которого и днём-то не скоро выберешься. Однако я ухитрился выбраться из этого лабиринта (В. Арсеньев).
Определительные местоимения
Определительные местоимения — «весь», «всякий», «сам», «самый», «каждый», «любой», «иной», «другой», «целый».
Каждый, кто молод, дайте нам руки — в наши ряды, друзья! (Л.Ошанин).
Всякая работа мастера хвалит (пословица).
Учитесь властвовать собою; не всякий вас, как я, поймет; к беде неопытность ведёт (А.Пушкин).
Направо было видно всё село, длинная улица тянулась далеко верст пять (А.Чехов).
Эти местоимения изменяются по родам, числам и падежам, как прилагательные.
Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»
russkiiyazyk.ru
Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные
Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме
«Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»
Цель: познакомить детей с разрядами местоимений, углубить знания о личных местоимениях-существительных.
Задачи:
– расширять понятие детей о местоимении как части речи, разрядах местоимений.
– научить:
— употреблять местоимения-существительные в речи.
-опознавать местоимения-существительные в тексте
— выявлять отличие существительных от местоимений- существительных
-определять признаки личных местоимений-существительных.
-определять роль местоимений-существительных в тексте.
— развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.
— воспитывать любовь к русскому языку, Родине, чувство коллективизма;
Тип урока: открытие новых знаний.
Форма урока: урок-диалог.
Ход урока.
1Организационный момент.
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.
– Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком — смайликом.
– Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется от интересной, плодотворной совместной работы.
– Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно. Пусть солнце будет символом нашего урока. А в конце урока наше солнце засияет ещё ярче от ваших улыбок-смайликов, потому что как сказал К.Г.Паустовский: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», и мы сегодня откроем очень много интересных тайн этой великой науки.
2.Формулирование темы и целей урока.
– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:
Утром – как заведено –
Разомкнёшь ресницы,
И к тебе идёт ОНО
Розовой жарптицей…
А стемнеет – ОН придёт:
Тоненький, смущённый, –
Он на цыпочках войдёт
Долькою лимонной.
Срок прошёл – плывёт ОНА
В пелене тумана,
Круглолица и грустна,
Будто Несмеяна…
Кто же ОН, ОНО, ОНА?
Месяц, солнце и луна!
– А что такое он, оно, она с языковой точки зрения? (Местоимения.)
– Что вам помогло догадаться о словах-отгадках? (Род местоимений.)
Сегодня мы с вами будем говорить о местоимении.
Примечание. С личными местоимениями ученики знакомились в начальной школе.
– Прочитайте название раздела 7 и § 55.
– Как название раздела связано с темой, изучавшейся ранее? (Местоимения тоже относятся к существительным.)
– Назовите ключевые слова урока. (Местоимения-существительные, разряды, личные.)
– Как вы понимаете слово разряды? (Разновидности, группы.)
По ключевым словам попробуйте определить цель урока.
– Какова цель урока?
(Знакомство с разрядами местоимений, с местоимениями –существительными и личными местоимениями-существительными, их особенностями и роли в предложении и тексте)
3. Актуализация и углубление изученного.
1. Работа в минигруппах. Лингвистический эксперимент.(по вариантам) 1 вариант называет местоимения, которые заменяют существительные, 2 вариант местоимения, которые заменяют прилагательные.
Упр. 467 – наблюдение над местоимениями, «заменяющими» существительные и прилагательные.
Ученики выявляют сходство с изученными частями речи по вопросам и значению – выделенные слова указывают на предмет (лицо) или признак. Но значение у них особое, эти слова не называют, а заменяют, указывают на другие слова.
2. Повторение по вопросам после упр. 467.
Какую роль играют местоимения в речи.
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.
Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).
3. Введение нового материала.
Чтение сведений в рамке о разрядах местоимений по значению.
– Что нового для себя узнали?
– Прочитайте названия разрядов (без примеров).
– Можете ли вы предположить что-то о значении местоимений этих разрядов?
Примечание. Нужно обратить внимание учеников на то, что сразу все разряды местоимений заучивать не надо, они будут освоены в процессе дальнейшего изучения.
По своим морфологическим признакам часть местоимений сходна с именами существительными, часть с именами-прилагательными.
В 5 классе мы познакомимся только с местоимениями-существительными.
4.Открытие новых знаний.
Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.
Рассмотрим таблицу на стр.75. Разряды местоимений-существительных.
– На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения-существительного? (Кто? Что?)
– Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).
Упр. 469 – поиск ответа на вопрос: чем отличаются имена существительные от местоимений-существительных?
Чтение текста упр. 469 про себя изучающим чтением, самостоятельные выводы об отличиях местоимений и существительных.
Ребята формулируют проблему на последующие уроки по разрядам местоимений-существительных.
– Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения-существительные.
1.я, мы;
2.ты, вы;
3.он, она, оно
– На что указывает личное местоимение? (Личное местоимение указывает на лицо и, подобно именам существительным, зеркальными отражениями которых они являются, личные местоимения изменяются по числам.)
Проведём лингвистический эксперимент. Попробуем задать к личным местоимения вопросы кто? или что?
1 ряд задаёт вопросы к местоимения 1 лица,
2 ряд к местоимения 2 лица,
3ряд к местоимения 3 лица.
Решение проблемной ситуации.
Почему к местоимения 3 лица можно задать и кто? И что?
(местоимения 3 лица указывают не только на человека, но и на предмет.
Послушайте текст и подумайте, о каких особенностях личных местоимений идёт в нём речь.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ
При НИХ на берегу
ЕГО ловили. Но, увы:
Я плавать — не могу!
МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,
ВЫ ИМ, обратно, НАС.
Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,
А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…
Хоть МНЕ известно, что ОНО
ИХ любит больше ТЕХ, —
Всё ЭТО тайной быть должно
Для НАС и ВАС от ВСЕХ…
Оказывается личные местоимения могут изменяться по падежам, причём изменять личные местоимения по падежам , не изменяя их корни нельзя.
Рассмотрим на примере изменения местоимения я.
И.-я
Р.- меня
Д.-мне
В.-меня
Т.-мной
П.-обо мне
Сделайте вывод о склонении местоимений-существительных.
Как вы видите, формы косвенных падежей личных местоимений имеют основу отличную от формы Им.п.
Итак, мы определили, что местоимения изменяются по числам и падежам, а изменяются ли они по родам? Давайте вспомним , какие личные местоимения мы подставляем, чтобы определить род имён существительных.
Личные местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно, подобно существительным изменяются по родам. Бывают мужского, среднего и женского рода, с их помощью можно определить род имён существительных.
Фронтальная работа (Я называю существительное, вы определяете местоимение, с помощью которого определяется род имени существительного) Комната, кресло, тюль, цветок, кофе, полка, пол.
Например: стол- он мой (М.р)
Книга-она моя (ж.р._
Окно-оно моё( ср.р)
Ребята, я хочу сегодня открыть ещё одну тайну правильного словоупотребления глагола скучать с предлогом по и личными местоимениями мы и вы.
Как оказывается по-разному мы скучаем. Кто-то говорит : «Я скучаю по Вам», кто- то : «Я скучаю по ВАС»
А как сказать правильно? Нам помогут в этом инициалы великого русского поэта А.С.Пушкина. Во-вторых слово-синоним , подскажите синоним к слову скучать(грустить) и стихотворная правилозапоминалочка.:
-Родина-мать, грущу по Вас,-
И подписался просто А.С.
Ребята, составьте предложения по рядам. 1 ряд составляет предложение со словом Родина, употребив в предложении местоимения 1 лица. Предложение по цели высказывания повествовательное. 2 ряд , употребив в предложении местоимение 2 лица, по цели высказывания вопросительное, 3 ряд замените существительное Родина личным местоимением.
Ребята пишут предложения на смайликах. От каждого из нас зависит будущее нашей Родины. А мы –это я, ты, вы, он, она, они, оно (солнце), на котором в конце урока появятся ваши весёлые смайлики с полными оптимизма словами о Родине.
Об остальных интересных случаях употребления местоимений -существительных, их синтаксической функции вы рассмотрите на следующем уроке.
Физкультминутка. Звучит клип Софии Ротару на слова Р.Рождественского «Я, ты, он, она- вместе целая страна…»
V.Развитие учебноязыковых и речевых умений.
Упр. 470 – развивается умение находить личные местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.
Выполняется в парах.
Коллективное обсуждение (каждая пара называет свои примеры).
Словарноорфографическая работа: балет.
– К какой тематической группе можно отнести это слово?
– Подберите однокоренные слова и составьте с ними предложение.
Упр. 471 – развивается умение опознавать местоимения-суще
ствительные в тексте, определять признаки личных местоимений, орфографически и пунктуационно правильно оформлять текст.
Самостоятельно. Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Предположите, как дальше будет построено изучение темы «Местоимение».
– Ответьте на шуточные вопросы загадки:
а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)
б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)
в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)
— Что вызвало трудности в изучении темы? С чем это связано?
— Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
— Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
— По каким критериям будете оценивать себя?
VII. Домашнее задание.
1. Выписать 3–4 предложения с местоимениями из учебника по литературе.
2. Словарное слово записать в словарик.
3. Составить план текста в рамке о местоимениях-существительных (разряды местоимений-существительных – выучить).
nsportal.ru
Глава 10. Морфология. Местоимения / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5
В данной главе:
§1. Общая характеристика местоимения как части речи
Местоимение – это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
Местоимения — разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов.
Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».
1. Грамматическое значение – «указание».
К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.
2. Морфологические признаки:
- постоянные – разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
- изменяемые – падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.
3. Синтаксическая роль в предложении, как у существительных, прилагательных и числительных.
§2. Разряды по значению
- Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
- Возвратное: себя
- Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой
- Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
- Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк
- Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
- Относительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
- Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
- Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей
В школьной практике разряды местоимений учат наизусть. Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.
Пользователь нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.
ВЕСЬ день уроки САМ учу,
ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске
Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
ИНОЙ учитель и не знает,
Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!
(Ольга Лобанкова)
Внимание:
Некоторые авторы выделяют 8 разрядов местоимений по значению. Различие в трактовке вопросительных и относительных местоимений. Одни полагают, что это одни и те же слова, но выполняющие разные функции, роли:
1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.
Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:
– вопросительные
– относительные
§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами
Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:
Ярославль — красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги.
Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он, мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги.
Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то — с прилагательным, а если числительное, то — с числительным.
1. Местоимения, соотносимые с существительными
В эту группу входят:
- все личные местоимения,
- возвратное: себя,
- вопросительно-относительные: кто, что,
- неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
- отрицательные: никто, ничто.
Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый признак лица.
Род
Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями:
Число
У местоимений признак числа постоянный. Я и мы, ты и вы, он и они – это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.
Падеж
Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Но:
- у возвратного местоимения себя, отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
- у неопределённого местоимения некто есть только формы И.п.,
- у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.
Лицо
У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.
Синтаксическая роль в предложении, как у существительного. Например:
Никто ничего не узнает.
Никто — подлежащее, ничего — дополнение.
Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.
2. Местоимения, соотносимые с прилагательными
В эту группу входят:
- все притяжательные местоимения,
- указательные: почти все местоимения этого разряда,
- все определительные местоимения,
- четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
- неопределённые, образованные от какой, который, чей: какой-либо, некоторый и др.
Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их, употребляемое во мн.ч. Это неизменяемые слова. Примеры:
И.п. её, его, их сестра, брат, общество
Р.п. её, его, их сестры, брата, общества
Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу
В.п. её, его, их сестру, брата, общества
Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе
И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.
Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.
Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.
Примеры:
Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.
Синтаксическая роль в предложении по преимуществу – определение, реже часть сказуемого. Например:
Это моя или твоя ручка?
Моя, твоя
Без трудолюбия способности ничто.
Ничто — часть сказуемого. (Нулевая связка быть)
3. Местоимения, соотносимые с числительными
Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.
Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного: требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.
Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:
Несколько яблок лежало на столе.
Несколько яблок — подлежащее.
Он съел несколько яблок.
Несколько яблок — дополнение.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Итоговый тест
-
Может ли местоимение замещать глаголы?
-
Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?
-
Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?
- Падежа
- Числа
- Рода
- Лица
-
Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?
-
Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя?
- И.п.
- Р.п.
- Д.п.
- В.п.
- Т.п.
- П.п.
-
С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько?
- С существительными
- С прилагательными
- С числительными
-
Форм какого падежа нет у местоимений некого, нечего?
- И.п.
- Р.п.
- Д.п.
- В.п.
- Т.п.
- П.п.
-
Какие формы есть у местоимения некто?
- Все
- И.п.
- Все, кроме И.п.
-
Какие формы есть у местоимения нечто?
- Все
- И.п. и В.п.
- Только И.п.
- Только В.п.
-
К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько?
- Определительные
- Неопределённые
- Указательные
-
Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?
Правильные ответы:
- Нет
- Да
- Лица
- Да
- И.п.
- С числительными
- И.п.
- И.п.
- И.п. и В.п.
- Указательные
- 4
Смотрите также
— Понравилась статья?:)Мой мир
Вконтакте
Одноклассники
Google+
russkiy-na-5.ru
Личные местоимения в русском языке (таблица)
Личные местоимения «я», «ты», «он», «она», «оно», мы», «вы», «они» указывают на лицо, предмет или явление, конкретно не обозначая его.
Что такое личные местоимения?
Местоимение как самостоятельная часть речи имеет несколько лексико-грамматических разрядов, среди которых укажем личные местоимения.
Перечислим их:
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.
Само название этих слов говорит о том, что личные местоимения указывают на лицо или предмет, но конкретно их не обозначают. Личные местоимения отвечают на вопросы:
кто? что?
Только местоимения этого разряда обладают морфологической категорией лица:
Личные местоимения изменяются по падежам и числам. Местоимения 3 лица имеют грамматическую категорию рода.
Я, ты, мы, вы
Словом «я» называют того, кто говорит или действует в данный момент, но кто это, мальчик, девочка, папа, соседка или тренер, можно понять только в контексте.
Я читаю свежую газету.
Личное местоимение «ты» указывает на лицо, к которому обращаются в момент речи.
Ты пойдешь со мной в кино?
Местоимения «я», «ты» не имеют форм рода. Личные местоимения «я», «ты», с одной стороны, и «мы», «вы» — с другой, не соотносятся друг с другом в числе.
«Мы» — это совсем не значит «много я», а «вы» — это не «много ты». Они указывают на говорящего или его собеседника вместе с другими лицами.
Местоимение «вы» может указывать как на одно лицо, так и на несколько. Оно часто употребляется в качестве вежливой формы обращения к одному человеку.
Сравним:
Вы, наверное, наш новый сосед? (Вы — это сосед)
Ребята, вы не голодны? ( Вы — ребята).
Он, она, оно, они
Местоимения «он», «она», «оно», «они» указывают на лицо или предмет, о котором говорится, говорилось ранее или будет говориться. Только эти личные местоимения имеют морфологическую категорию рода.
- он — местоимение мужского рода;
- она — местоимение женского рода;
- оно — местоимение среднего рода.
Местоимения 3 лица изменяются по числам:
он — они.
Склонение личных местоимений
При изменении по падежам формы личных местоимений довольно специфичны. При их склонении появляются совсем другие слова:
- я — меня;
- ты — тебя;
- она — её;
- они — их.
Падежные формы личных местоимений с другим корнем называются супплетивными.
Обратим внимание, что местоимения 3 лица «он», «она», «оно», «они» после предлогов имеют начальную букву «н»:
- у него, в нём;
- с ней, за ней;
- около них.
Таблица «Склонения личных местоимений»
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
И.п. | я | ты | он, оно | она | мы | вы | они |
Р.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Д.п. | мне | тебе | ему | ей | нам | вам | им |
В.п. | меня | тебя | его | её | нас | вас | их |
Т.п. | мной (мною) | тобой (тобою) | им | ею | нами | вами | ими |
П.п. | обо мне | о тебе | о нём | о ней | о нас | о вас | о них |
Синтаксическая роль личных местоимений
Синтаксической особенностью личных местоимений является то, что они не определяются именами прилагательными и словами других частей речи, выступающих в роли определений. При них возможны только обособленные прилагательные или приложения, которые выделяются запятыми.
Ей, девушке шестнадцати лет, мир казался огромным и чудесным.
Скромный в своих желаниях, он вел аскетичную жизнь.
Поскольку личные местоимения указывают на лицо или неодушевленный предмет и заменяют существительное, то из этих функций вытекает их синтаксическая роль. В предложении личные местоимения являются чаще всего подлежащим или дополнением.
Примеры
Я вышел на стук в дверь.
Мы всегда рады вам.
У нас впереди столько времени!
Он все делает по-своему, сколько ему ни говори.
Она верит в доброту каждого человека.
Ей пригодится ваш совет.
Вас поймет не всякий.
Они сразу отозвались на нашу просьбу.
Видеоурок-презентация (6 класс)
russkiiyazyk.ru
Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами
Перед вами несколько предложений. Попробуем объяснить, почему они получились непонятными, а иногда и смешными.
Рис. 1. (Источник)
Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.
(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)
Как необходимо написать. Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.
Рис. 2. (Источник)
А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.
(Ребята были вытянутые и длинные).
Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.
Нас запутало местоимение.
Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.
Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.
Разряды местоимений по значению
Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:
1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).
2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).
3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).
4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.
5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.
6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.
7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).
8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.
9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь.
Разряды местоимений
Разряды местоимений |
Местоимения |
Как изменяются |
Личные местоимения |
я, ты, он (она, оно), мы вы, они |
По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам |
Вопросительные местоимения |
кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков? |
Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам |
Возвратные местоимения |
Себя |
Оно не имеет именительного падежа, рода и числа |
Относительные местоимения |
кто, что, какой, который, чей, сколько, каков |
Изменяются по падежам |
Неопределенные местоимения |
некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь и др. |
Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам. Также некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам, падежам, числам |
Отрицательные местоимения |
никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего |
Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа |
Притяжательные местоимения |
мой, твой, свой, наш, ваш |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Указательные местоимения |
тот, этот, такой, таков, сколько |
Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам |
Определительные местоимения |
весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Изменяются по родам, падежам, числам |
Личные местоимения имеют морфологический признак лица:
1 лицо: я, мы;
2 лицо: ты, вы;
3 лицо: он, она, оно, они.
У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.
Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.
Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.
Местоимение он мужского рода: он пришел.
Местоимение она женского рода: она пришл-а.
Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.
Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).
Все личные местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.
лицо |
ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.) |
мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.) |
1 л. |
я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне) |
мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас) |
2 л. |
ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас) |
вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас) |
3 л. |
он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) |
они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них) |
Говорите правильно местоимение ИХ!
Их вещи
Их одежда
на их партах
Исправим предложения.
1. У их на праздник было много гостей. (У них на празднике было много гостей)
(У кого?) у них – это местоимение 3-го лица множественного числа родительного падежа.
2. Я к ему приехал. (Я к нему приехал)
(К кому?) к нему – это местоимение 3-го лица единственного числа дательного падежа.
3. Я с ими хочу встретиться. (Я с ними хочу встретиться).
(С кем?) с ними – это местоимение 3-го лица множественного числа творительного падежа.
4. Я у её буду учиться. (Я у нее буду учиться.)
(У кого?) у неё – это местоимение 3-го лица единственного числа родительного падежа.
5.Мы сидим не на ихних стульях. (Мы сидим не на их стульях)
(На чьих?) на их – это местоимение 3-лица множественного числа.
Рис. 3. (Источник)
Мальчик – Я выучил.
Девочка – Я выучила.
Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.
Рис. 4.
Ты, Петя ,выучил урок, а ты, Маша?
«Да!- сказала Маша – « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.
Рис. 5.
Мальчики, вы выучили уроки?
Девочки ,вы пойдёте в школу?
Мы –ответят про себя и мальчики и девочки.
Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.
1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.
Подошёл (к кому?) ко мне – это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.
2. Подарить (ты) обезьянку?
Подарить( кому?) тебе – это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.
3. (Она) Яшкой зовут.
Зовут (кого?) её – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.
4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.
Сердится (на кого?) на нас – это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.
5. Пусть она пока у (ты) поживёт .
Поживёт (у кого?) у тебя – это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.
6. С (она) весело.
(С кем?) с ней – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.
7. Так у (я ) появилась обезьянка.
(У кого?) у меня – это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.
Список рекомендованной литературы
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.
3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Морфер (Источник).
2. Русская грамматика (Источник).
3. Русский язык в странах СНГ (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.
Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.
Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!
2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.
Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.
3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.
1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.
2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.
3) Я учусь с Володей с первого курса. Я очень хорошо знаю … и давно
дружу с …
4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.
4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.
interneturok.ru
Разряд | примеры | значение | изменяются |
Личные | Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они | Указывают на лицо | По падежам, числам, родам (3 лицо), после предлогов у 3 лица появляется н (у него) |
Возвратное | себя | Указывает на того, о ком говорят | Не имеет им. Падежа, рода и числа |
Вопросительные | Кто? какой? что? Чей? Сколько? Каков? который? | Служат для выражения вопроса | Кто? и Что? Не изменяются по родам и числам |
Относительные | Кто, что, какой, который, чей, сколько, каков | Употребляются без вопроса и служат для связи простых предложений в составе сложных | Могут быть разными членами предложения |
Неопределённые | Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, чей-либо | Указывают на неопределённые предметы, признаки, количества | По падежам, кроме некто, нечто. Некоторые изменяются по родам и числам |
Отрицательные | Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего | Выражают отсутствие предмета, признака, количества | По падежам. Некого, нечего не имеют им. Падежа. Под ударением пишется приставка не-, без ударения – ни- |
Притяжательные | Мой, твой, свой, наш, ваш (его, её, их) | Указывают на принадлежность | Склоняются, как прилагательные |
Указательные | Тот, этот, такой, таков, столько | Слова-указатели | Тот, этот, такой — по родам, падежам, числам, таков – по родам и числам. Столько склоняется так же, как и вопросительное местоим. сколько |
Определительные | Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой | Указывают на обобщённое качество предмета | По родам, падежам, числам |
nsportal.ru
Местоимение. Разряды местоимений по значению. Видеоурок. Русский язык 6 Класс
1. Вспомним изученное
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.
2. Разряды местоимений
Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды. Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.
Все местоимения можно разделить на 9 разрядов, объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.
Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они).
Рассмотрите пример употребления личных местоимений.
Не могла бы ты рассказать мне немного о нём?
Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,
мне (н. ф. – я) – на самого говорящего,
о нём (н. ф. – он) – либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.
Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово – местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.
Она совсем не жалеет себя!
Возьми себе помощника.
Дети думали только о себе.
Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.
Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой.
Рассмотрите пример.
– Это твой карандаш?
– Нет, не мой. Скорее всего, это её карандаш.
В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её. Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу – собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?
Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.
Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.
Кто звонил?
Который час?
Сколько человек придёт на праздник?
В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?
Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.
Брат не знает, кто звонил.
Скажи, пожалуйста, который час.
Нужно посчитать, сколько человек придёт на праздник.
В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах – кто, который, сколько. Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.
Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.
Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое-, а также ударную приставку не-. К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.
Кто-то тихо постучал в дверь.
Нам надо обсудить кое-какой вопрос.
На столе лежало несколько яблок.
В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько, которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.
Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений – с приставкой не- (это слова некого, нечего) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей).
Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.
Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
У них нет никаких домашних животных.
Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких.
Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей, оный, таковой, этакий.
Кто не работает, тот не ест.
Эта машина всегда стоит в нашем дворе.
Столько снега мы никогда ещё не видели.
Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения – на признак предмета, столько из третьего – на количество.
Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий.
Каждый из вас знает, что такое местоимение.
Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).
К этой рубашке подойдут любые брюки.
В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые.
Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.
Таблица 1. Разряды местоимений (Источник)
Список литературы
- Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Terver.ru (Источник).
- Licey.net (Источник).
Домашнее задание
Задание №1
Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.
Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы.
Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он
Задание №2
Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:
М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь. ____________ было оч…нь вес…ло.
interneturok.ru