Местоимения в русском языке 5 класс таблица – Местоимения в русском языке – какие бывают, таблица с примерами и правила (4-6 класс)

Содержание

Разряды местоимений по значению (таблица с примерами)

По сво­е­му зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам место­име­ния в рус­ском язы­ке име­ют раз­ря­ды: лич­ные, воз­врат­ное, при­тя­жа­тель­ные, вопро­си­тель­ные, отно­си­тель­ные, отри­ца­тель­ные, неопре­де­лён­ные, опре­де­ли­тель­ные и ука­за­тель­ные.

Таблица «Разряды местоимений»

Разряд — это посто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак место­име­ний.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ряд место­име­ний, узна­ем, какие зна­че­ния они име­ют в речи, и выде­лим их основ­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки.

Разряд
ПримерыСинтаксическая функ­ция
Личныея, ты, мы, вы, он, она, оно, ониЯ подо­шла к окну.
У меня зазво­нил теле­фон.
ВозвратноесебяПосмотри на себя в зер­ка­ло.
Кошки спо­соб­ны жить сами по себе.
Притяжательныемой, твой, наш, ваш, свойТвое мне­ние мне извест­но.
Его лицо ста­ло груст­ным.
Вопросительныекто? что? какой? каков?
кото­рый? чей? сколь­ко?
Кто сту­чит­ся в дверь?
У чье­го окна сидят голу­би?
Сколько яблок на сто­ле?
Относительныекто, что, какой, каков, кото­рый, чей, сколь­коНе могу понять, что мог­ло их так задер­жать.
Вот дом, в сте­нах кото­ро­го про­шло мое дет­ство.
Отрицательныеникто, ничто, неко­го,
нече­го, ника­кой,
ничей, нисколь­ко
Никто не отве­тил мне.
Некого теперь спро­сить об этом.
Никакой ошиб­ки тут нет.
Неопределенныенекто, нечто, неко­то­рый,
кто-то, сколько-то,
что-либо, кое-кто,
какой-то, какой-либо,
кое-какой, чей-то, чей-нибудь
Кто-то пел пес­ню.
Чей-то голос послы­шал­ся во дво­ре.
Пометь чем-нибудь саже­нец.
Определительныесам, самый, каж­дый,
любой, вся­кий, целый,
иной, весь, дру­гой
Другой путь пред­сто­ит нам.
Завтра все пока­жет­ся иным.
Указательныеэтот, тот, такой,
таков, тот-то, такой-то,
столь­ко, столько-то
За тем домом кафе.
Столько радо­сти было в ее гла­зах!
Суть вопро­са тако­ва, что луч­ше решить его вме­сте.

В таб­ли­це мы позна­ко­ми­лись с раз­ря­да­ми место­име­ний с при­ме­ра­ми их исполь­зо­ва­ния в рус­ском язы­ке. Ранее мы узна­ли, что такое место­име­ние как часть речи.

Далее более подроб­но рас­смот­рим син­так­си­че­скую роль место­име­ний в пред­ло­же­нии.

Личные местоимения

Личные место­име­ния «я», «мы», «ты», «вы», «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет.

Местоимения «я», «мы» отно­сят­ся к пер­во­му лицу; «ты», «вы» — ко вто­ро­му; «он», «она», «оно» — к тре­тье­му.

Я влез на высо­кую сос­ну и стал кри­чать (К.Паустовский).

Мы шли по лоси­но­му сле­ду (К. Паустовский).

Ты пом­нишь, Алёша, доро­ги Смоленщины? (К. Симонов)

Видали ли вы, как под хвой­ной кры­шей гуля­ет в сапож­ках сафья­но­вых рыжик..? (А.Коваленко)

У место­име­ний «он», «она», «оно» опре­де­ля­ет­ся муж­ской, жен­ский и сред­ний род.

Он пел, и от каж­до­го зву­ка его голо­са вея­ло чем-то род­ным и необозримо-широким, слов­но зна­ко­мая степь рас­кры­ва­лась перед вами, ухо­дя в бес­ко­неч­ную даль (И.С. Тургенев).

После того как Маша пере­ры­ла сочи­не­ния, она оста­но­ви­лась на рома­нах (А. Пушкин).

Налево с края села начи­на­лось поле; оно было вид­но дале­ко до гори­зон­та, и во всю ширь это­го поля, зали­то­го лун­ным све­том, тоже ни дви­же­ния, ни зву­ка (А. Чехов).

Личные место­име­ния име­ют кате­го­рию един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла.

Сравним:

  • я, ты — мы, вы;
  • он, она, оно — они.

Тем не менее име­ем в виду, что место­име­ния «я» и «мы», «ты» и «вы» не явля­ют­ся фор­ма­ми един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла одно­го и того же сло­ва.  Местоимения «мы« и «вы» не обо­зна­ча­ют «мно­го я» или «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми, участ­ву­ю­щи­ми в раз­го­во­ре или в опре­де­лен­ном дей­ствии.

Все лич­ные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам. При их скло­не­нии в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я — меня;
  • ты — тебя;
  • она — её;
  • они — их.

Стоит толь­ко мне кос­нуть­ся мате­ма­ти­ки, я опять забу­ду все на све­те (С.Ковалевская).

Так воз­ни­ка­ют суп­пле­тив­ные фор­мы место­име­ний.

Возвратное местоимение

Возвратное место­име­ние «себя» ука­зы­ва­ет на то лицо, о кото­ром гово­рят.

В себя ли загля­нешь? Там про­шло­го нет и сле­да (М. Лермонтов).

Я памят­ник себе воз­двиг неру­ко­твор­ный (А.Пушкин).

У это­го место­име­ния нет фор­мы име­ни­тель­но­го паде­жа, грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий лица, рода, чис­ла. Оно изме­ня­ет­ся толь­ко по паде­жам:

  • и.п.  —
  • р.п. себя
  • д.п. себе
  • в.п. себя
  • т.п. собой
  • п.п. о себе

Притяжательные местоимения

Притяжательные место­име­ния «мой», «твой», «свой», «наш», «ваш», «его», «её», «их» ука­зы­ва­ют, како­му лицу при­над­ле­жит пред­мет.

Твой груст­ный шум, твой шум при­зыв­ный услы­шал я в послед­ний раз (А.Пушкин).

Жарко… Ваш кучер рас­ска­зы­ва­ет что-то, часто ука­зы­вая кну­том в сто­ро­ну, что-то длин­ное и ненуж­ное… (А.Чехов).

Вопреки пред­ска­за­нию мое­го спут­ни­ка, пого­да про­яс­ни­лась ( М. Лермонтов).

Несмотря на все наши предо­сто­рож­но­сти, весть о появ­ле­нии Пугачёва раз­нес­лась по кре­по­сти (А. Пушкин).

Притяжательные место­име­ния изме­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные, по родам, чис­лам и паде­жам и явля­ют­ся в пред­ло­же­нии согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми.

Для обо­зна­че­ния при­над­леж­но­сти могут исполь­зо­вать­ся лич­ные место­име­ния 3-его лица в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа: «его», «её», «их».

Зима!..Крестьянин, тор­же­ствуя, на дров­нях обнов­ля­ет путь; его лошад­ка, снег почуя, пле­тёт­ся рысью как-нибудь (А. Пушкин).

Притяжательное место­име­ние «его» ука­зы­ва­ет на при­над­леж­ность лошад­ки кре­стья­ни­ну. В пред­ло­же­нии оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния:

лошад­ка (им.п.) (чья?) его (р.п.).

Случилось соло­вью на шум их при­ле­теть (И.А. Крылов).

Шум (чей?) их — несо­гла­со­ван­ное опре­де­ле­ние.

Притяжательные место­име­ния «его», «её», «их» не изме­ня­ют­ся.

Вопросительные местоимения

Слова, на кото­рые отве­ча­ют суще­стви­тель­ные (кто? что?), при­ла­га­тель­ные (какой? чей? каков? кото­рый?) и чис­ли­тель­ные (сколь­ко?) явля­ют­ся вопро­си­тель­ны­ми место­име­ни­я­ми.

Кто там сту­чит­ся у ворот ? (С.Маршак).

Что сде­лаю я для людей? — силь­нее гро­ма крик­нул Данко (М.Горький).

Вдруг он обра­тил­ся к  матушке:»Авдотья Васильевна, а сколь­ко лет Петруше?» (А. Пушкин).

«Ты чего не пони­ма­ешь?» — спра­ши­ва­ет Павел Васильевич у Стёпы (А.Чехов).

Какое изве­стие ты вче­ра полу­чил?

Каков ответ на мой вопрос?

Который по сче­ту будет урок мате­ма­ти­ки?

Относительные местоимения

Те же место­име­ния толь­ко без вопро­са слу­жат для свя­зи про­стых пред­ло­же­ний в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го и назы­ва­ют­ся отно­си­тель­ны­ми:

Смотри, сколь­ко плос­ко­дон­ных шаланд лежит на моем бере­гу (А.Катаев).

В ста шагах от меня тем­не­ла роща, из кото­рой я толь­ко что вышел (А.Чехов).

Он был совсем не таким, каким вооб­ра­жал его Константин (Л.Толстой).

Уже смер­ка­лось, и Василий не мог понять, кто идёт (К. Паустовский).

Часто я уга­дать хотел, о чем он пишет (А. Пушкин).

Я думал так­же и о том чело­ве­ке, в чьих руках нахо­ди­лась моя судь­ба (А.Пушкин).

Неопределенные местоимения

Неопределенные место­име­ния ука­зы­ва­ют на неиз­вест­ные пред­ме­ты, при­зна­ки и коли­че­ства:

«некто», «нечто», «неко­то­рый», «несколь­ко», «кое-кто», «кое-что», «кто-то», «кто-либо», «кто-нибудь», «кое-какой», «какой-то», «какой-либо», «какой-нибудь», «чей-то», «чей-либо», «чей-нибудь», «сколько-нибудь», «столько-то».

Кто-то играл на скрипке…девушка пела мяг­ким кон­траль­то, слы­шал­ся смех (М.Горький).

Становилось страш­но, как буд­то в этой тишине его мол­ча­ли­во под­сте­ре­га­ла какая-то опас­ность (В.Катаев).

В гости­ной что-то неболь­шое упа­ло со сто­ла и раз­би­лось (А. Чехов).

Ты не спо­со­бен дей­ство­вать из каких-либо побуж­де­ний (К.Федин).

А ведь, пожа­луй, кое в чём он был прав (М.Шолохов).

Отрицательные местоимения

Отрицательные место­име­ния «никто», «ничто», «неко­го», «нече­го», «ника­кой», «ничей», «нисколь­ко» слу­жат для отри­ца­ния нали­чия какого-то пред­ме­та, при­зна­ка или коли­че­ства или для уси­ле­ния отри­ца­тель­но­го смыс­ла все­го пред­ло­же­ния.

Я не хочу печа­лить вас ничем (А.Пушкин).

Толком никто ниче­го не знал (К. Симонов).

Владик сто­ял мол­ча, нико­го не зади­рая и не отве­чая ни на чьи вопро­сы ( А. Гайдар).

Они обра­зо­ва­ны от вопро­си­тель­ных (отно­си­тель­ных) место­име­ний с помо­щью без­удар­ной при­став­ки ни- или удар­ной при­став­ки не-.

Местоимения «неко­го», «нече­го» не име­ют име­ни­тель­но­го паде­жа.

Молчали, пото­му что нече­го было сооб­щить друг дру­гу (И.А. Гончаров).

Не с кого спра­ши­вать, когда сам вино­ват (посло­ви­ца).

Местоимения «никто», «ника­кой», «ничей», «неко­го», «нече­го» могут упо­треб­лять­ся с пред­ло­гом, кото­рый сто­ит после при­став­ки:

не у кого, ни на чём, ни под какой, ни за чьим, не с кого, не из-за чего и т.д.

Ни в чем так сво­бод­но не про­яв­ля­ет­ся народ­ный харак­тер, как в песне и пляс­ке (А. Фадеев).

Не хочу ни о чем думать, ни во что вме­ши­вать­ся (М. Пришвин).

Попытка пере­хва­тить Машу по доро­ге не при­ве­ла ни к чему (А. Фадеев).

Указательные местоимения

Указательные место­име­ния «тот», «этот», «такой», «таков», «столь­ко» слу­жат для выде­ле­ния сре­ди дру­гих какого-то опре­де­лён­но­го пред­ме­та, при­зна­ка, коли­че­ства.

Строжайше запре­тил бы я этим гос­по­дам на выстрел подъ­ез­жать к сто­ли­цам! (А.Грибоедов).

Всё это было бы смеш­но, когда б не было так груст­но (М.Лермонтов).

Сколько голов, столь­ко и умов (посло­ви­ца).

В тем­но­те я залез в такой буре­лом, из кото­ро­го и днём-то не ско­ро выбе­решь­ся. Однако я ухит­рил­ся выбрать­ся из это­го лаби­рин­та (В. Арсеньев).

Определительные местоимения

Определительные место­име­ния«весь», «вся­кий», «сам», «самый», «каж­дый», «любой», «иной», «дру­гой», «целый».

Каждый, кто молод, дай­те нам руки — в наши ряды, дру­зья! (Л.Ошанин).

Всякая рабо­та масте­ра хва­лит (посло­ви­ца).

Учитесь власт­во­вать собою; не вся­кий вас, как я, пой­мет; к беде неопыт­ность ведёт (А.Пушкин).

Направо было вид­но всё село, длин­ная ули­ца тяну­лась дале­ко верст пять (А.Чехов).

Эти место­име­ния изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам, как при­ла­га­тель­ные.

Видеоурок по русскому языку для учеников 6 класса «Местоимение. Разряды местоимений»

russkiiyazyk.ru

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме: Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные

Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме

«Разряды местоимений. Личные местоимения-существительные»

Цель: познакомить детей с разрядами местоимений, углубить знания о личных  местоимениях-существительных.

Задачи:

 – расширять понятие детей о местоимении как части речи, разрядах местоимений.

– научить:

— употреблять местоимения-существительные в речи.

-опознавать местоимения-существительные в тексте

— выявлять отличие существительных от местоимений- существительных

-определять признаки личных местоимений-существительных.

-определять роль местоимений-существительных в тексте.

— развивать внимание, память, мышление, речь учащихся.

— воспитывать любовь к русскому языку,  Родине, чувство коллективизма;

Тип урока: открытие новых знаний.

Форма урока: урок-диалог.

Ход урока.

1Организационный момент.

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье умных ваших глаз.

– Какое у вас настроение сегодня? Покажите мне рисунком — смайликом.

– Я вижу, что сегодня кто-то грустит. Надеюсь, что к концу урока настроение у вас поднимется от интересной,  плодотворной совместной работы.

– Надеюсь, что сегодня вам будет тепло и уютно.  Пусть солнце будет символом нашего урока. А в конце урока наше солнце засияет ещё ярче от ваших улыбок-смайликов, потому что как сказал К.Г.Паустовский: « Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык», и мы сегодня  откроем очень много интересных тайн этой великой науки.

2.Формулирование темы и целей урока.

– Послушайте стихотворение и сформулируйте тему урока:

Утром – как заведено –

Разомкнёшь ресницы,

И к тебе идёт ОНО

Розовой жарптицей…

        А стемнеет – ОН придёт:

        Тоненький, смущённый, –

        Он на цыпочках войдёт

        Долькою лимонной.

Срок прошёл – плывёт ОНА

В пелене тумана,

Круглолица и грустна,

Будто Несмеяна…

        Кто же ОН, ОНО, ОНА?

        Месяц, солнце и луна!

– А что такое он, оно, она с языковой точки зрения? (Местоимения.)

– Что вам помогло догадаться о словах-отгадках? (Род местоимений.)

Сегодня мы с вами будем говорить о местоимении.

Примечание. С личными местоимениями ученики знакомились в начальной школе.

– Прочитайте название раздела 7 и § 55.

– Как название раздела связано с темой, изучавшейся ранее? (Местоимения тоже относятся к существительным.)

– Назовите ключевые слова урока. (Местоимения-существительные, разряды, личные.)

– Как вы понимаете слово разряды? (Разновидности, группы.)

По ключевым словам попробуйте определить цель урока.

– Какова цель урока?

(Знакомство с разрядами местоимений, с местоимениями –существительными и личными местоимениями-существительными, их особенностями и роли в предложении и тексте)

3. Актуализация и углубление изученного.

1. Работа в минигруппах. Лингвистический эксперимент.(по вариантам) 1 вариант называет местоимения, которые заменяют существительные, 2 вариант местоимения, которые заменяют прилагательные.

 Упр. 467 – наблюдение над местоимениями, «заменяющими» существительные и прилагательные.

Ученики выявляют сходство с изученными частями речи по вопросам и значению – выделенные слова указывают на предмет (лицо) или признак. Но значение у них особое, эти слова не называют, а заменяют, указывают на другие слова.

2. Повторение по вопросам после упр. 467.

Какую роль играют местоимения в речи.

Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного. Они — как запасные игроки на футболе, как дублёры в театре.

Местоимение это самостоятельная или служебная часть речи? (Самостоятельная).

3. Введение нового материала.

Чтение сведений в рамке о разрядах местоимений по значению.

– Что нового для себя узнали?

– Прочитайте названия разрядов (без примеров).

– Можете ли вы предположить что-то о значении местоимений этих разрядов?

Примечание. Нужно обратить внимание учеников на то, что сразу все разряды местоимений заучивать не надо, они будут освоены в процессе дальнейшего изучения.

По своим морфологическим признакам часть местоимений сходна с именами существительными, часть с именами-прилагательными.

В 5 классе мы познакомимся только с местоимениями-существительными.

4.Открытие новых знаний.

Местоимение относится к одним из наиболее частых слов в нашей речи. По частоте употреблений они занимают 3 место после существительных и глаголов.

Рассмотрим таблицу на стр.75. Разряды местоимений-существительных.

– На какой вопрос отвечает начальная форма местоимения-существительного? (Кто? Что?)

– Скажите, чем отличается местоимение от существительного? (указывает на предмет и лицо, не называя его).

Упр. 469 – поиск ответа на вопрос: чем отличаются имена существительные от местоимений-существительных?

Чтение текста упр. 469 про себя изучающим чтением, самостоятельные выводы об отличиях местоимений и существительных.

Ребята формулируют проблему на последующие уроки по разрядам местоимений-существительных.

– Местоимения разных разрядов обладают особой изобразительной силой. По богатству красок и эмоциональности первое место занимают личные местоимения-существительные.

1.я, мы;

2.ты, вы;

3.он, она, оно

– На что указывает личное местоимение? (Личное местоимение указывает на лицо и, подобно именам существительным, зеркальными отражениями которых они являются, личные местоимения изменяются по числам.)

Проведём лингвистический эксперимент. Попробуем задать к личным местоимения вопросы кто? или что?

1 ряд задаёт вопросы к местоимения 1 лица,

2 ряд к местоимения 2 лица,

3ряд к местоимения 3 лица.

Решение проблемной ситуации.

Почему к  местоимения 3 лица можно задать и кто? И что?

(местоимения 3 лица указывают не только на человека, но и на предмет.

Послушайте текст и подумайте, о каких особенностях личных местоимений идёт в нём речь.

Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ

При НИХ на берегу

ЕГО ловили. Но, увы:

Я плавать — не могу!

МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ,

ВЫ ИМ, обратно, НАС.

Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ,

А МЫ с НИМ — к НЕЙ от ВАС…

Хоть МНЕ известно, что ОНО

ИХ любит больше ТЕХ, —

Всё ЭТО тайной быть должно

Для НАС и ВАС от ВСЕХ…

Оказывается личные местоимения могут изменяться по падежам, причём изменять личные местоимения по падежам , не изменяя их корни нельзя.

Рассмотрим на примере изменения местоимения я.

И.-я

Р.- меня

Д.-мне

В.-меня

Т.-мной

П.-обо мне

Сделайте вывод о склонении местоимений-существительных.

Как вы видите, формы косвенных падежей личных местоимений имеют основу отличную от формы Им.п.

Итак, мы определили, что местоимения изменяются по числам и падежам, а изменяются ли они по родам? Давайте вспомним , какие личные местоимения мы подставляем, чтобы определить род имён существительных.

Личные местоимения 3 лица единственного числа: он, она, оно, подобно существительным изменяются по родам. Бывают мужского, среднего и женского рода,  с их помощью можно определить род имён существительных.

Фронтальная работа (Я называю существительное, вы определяете местоимение, с помощью которого определяется род имени существительного) Комната, кресло, тюль, цветок, кофе, полка, пол.

Например: стол- он мой (М.р)

Книга-она моя (ж.р._

Окно-оно моё( ср.р)

Ребята, я хочу сегодня открыть ещё одну тайну правильного словоупотребления  глагола скучать  с предлогом по и личными местоимениями мы и вы.

Как оказывается по-разному мы скучаем. Кто-то говорит : «Я скучаю по Вам», кто- то : «Я скучаю по ВАС»

 А как сказать правильно? Нам помогут в этом инициалы великого русского поэта А.С.Пушкина. Во-вторых слово-синоним , подскажите синоним к слову скучать(грустить) и стихотворная правилозапоминалочка.:

-Родина-мать,  грущу по Вас,-

И подписался просто А.С.

Ребята, составьте предложения по рядам. 1 ряд составляет предложение со словом Родина,  употребив в предложении местоимения 1 лица. Предложение по цели высказывания повествовательное. 2 ряд , употребив в предложении местоимение 2 лица, по цели высказывания вопросительное, 3 ряд замените существительное Родина личным местоимением.

Ребята пишут предложения на смайликах. От каждого из нас зависит будущее нашей Родины. А мы –это я, ты, вы, он, она, они, оно (солнце), на котором в конце урока появятся ваши весёлые смайлики с полными оптимизма словами о Родине.

Об остальных интересных случаях употребления местоимений -существительных, их синтаксической функции вы рассмотрите на следующем уроке.

Физкультминутка. Звучит клип Софии Ротару на слова Р.Рождественского «Я, ты, он, она- вместе целая страна…»

V.Развитие учебноязыковых и речевых умений.

Упр. 470 – развивается умение находить личные местоимения в тексте, определять их морфологические признаки и синтаксическую роль.

Выполняется в парах.

Коллективное обсуждение (каждая пара называет свои примеры).

Словарноорфографическая работа: балет.

– К какой тематической группе можно отнести это слово?

– Подберите однокоренные слова и составьте с ними предложение.

Упр. 471 – развивается умение опознавать местоимения-суще
ствительные в тексте, определять признаки личных местоимений, орфографически и пунктуационно правильно оформлять текст.

Самостоятельно. Взаимопроверка.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Предположите, как дальше будет построено изучение темы «Местоимение».

– Ответьте на шуточные вопросы загадки:

а) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я.)

б) Какие два местоимения портят дорогу? (Я–Мы.)

в) Сколько личных местоимений в слове семья? (Семь Я.)

— Что вызвало трудности в изучении темы? С чем это связано?

— Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

— Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).

— По каким критериям будете оценивать себя?

VII. Домашнее задание.

1. Выписать 3–4 предложения с местоимениями из учебника по литературе.

2. Словарное слово записать в словарик.

3. Составить план текста в рамке о местоимениях-существительных (разряды местоимений-существительных – выучить).

nsportal.ru

Глава 10. Морфология. Местоимения / Как устроен наш язык. Большой справочник по теории для 5-11 классов / Русский на 5

В данной главе:

§1. Общая характеристика местоимения как части речи

Местоимение – это самостоятельная часть речи. Местоимение не является знаменательной частью речи.
Местоимения — разнородный по значению и грамматическим особенностям класс слов. 

Для местоимения важно, какие слова оно может замещать: существительные, прилагательные или числительные. Морфологические признаки и синтаксическая роль у местоимений, указывающих на предметы, признаки или количество, схожи с существительными, прилагательными и числительными. Поэтому их иногда так и называют «местоимения-существительные», «местоимения-прилагательные» и «местоимения-числительные».

1. Грамматическое значение – «указание».

К местоимениям относятся слова, отвечающие на разные вопросы. Дело в том, что местоимение может замещать любое имя: и существительное, и прилагательное, и числительное. Местоимения не выражают сами значение разных имён, а лишь указывают на них.

 

2. Морфологические признаки:

  • постоянные – разряд по значению, другие признаки различны, они зависят от того, с какой частью речи соотносится местоимение: с существительным, прилагательным или числительным,
  • изменяемые –  падеж (у большинства местоимений), далее по-разному у местоимений, соотносимых с существительными, прилагательными и числительными.

 3. Синтаксическая роль в предложении, как у существительных, прилагательных и числительных.


 

§2. Разряды по значению

  1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

  2. Возвратное: себя
  3. Притяжательные: мой, твой, его, её, наш, ваш, их, свой 
  4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, а также устар.: эдакий (этакий), сей, оный
  5. Определительные: весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, самый, сам, а также устар.: всяческий, всяк
  6. Вопросительные: кто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  7. Относительныекто, что, какой, каков, который, чей, сколько
  8. Неопределённые: местоимения, образованные от вопросительно-относительных с помощью приставок не, кое- и  суффиксов -то, -либо, -нибудь: некто, нечто, несколько, кое-кто, кое-что, кто-либо, что-нибудь, какой-то, сколько-нибудь и др. под.
  9. Отрицательные: никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей

В школьной практике разряды местоимений учат наизусть. Поверьте опыту, хуже всего ребятам даются определительные местоимения: не запоминаются и всё! Разные они какие-то.

Пользователь  нашего сайта О.В. Лобанкова прислала стишок, включающий определительные местоимения.

ВЕСЬ день уроки САМ учу,
ЛЮБОЙ вопрос мне по плечу.
Но ВСЯКИЙ раз, когда к доске

Меня зовут, я весь в тоске.
Я САМЫЙ умный, но стесняюсь;
ДРУГОЙ смелей меня, на зависть.
ИНОЙ учитель и не знает,
Что КАЖДЫЙ раз меня «пытает»!

                                      (Ольга Лобанкова)

Внимание:

Некоторые авторы выделяют 8 разрядов местоимений по значению. Различие в трактовке вопросительных и относительных местоимений. Одни полагают, что это одни и те же слова, но выполняющие разные функции, роли:

1) вопросительного слова в вопросительных предложениях;
2) союзного слова, соединяющего части сложноподчинённых предложений в сложном предложении.

Другие считают их разными словами с разными функциями, но совпадающими по форме, т.е. омонимами. Сторонники такой трактовки выделяют не один разряд, а два:

– вопросительные
– относительные 

§3. Морфологические особенности местоимений, соотносимых с разными именами

Язык позволяет нам избежать множества ненужных повторений одних и тех же слов. Это возможно, в частности, потому, что роль других слов могут брать на себя местоимения. Они способны замещать в предложениях имена: существительные, прилагательные, числительные. Рассмотрим пример:

Ярославль — красивый город. Ярославль стоит на берегу Волги. 

Если во втором предложении заменить слово Ярославль на местоимение он, мы избежим повтора: Он стоит на берегу Волги. 

Если местоимение может заместить существительное, то оно соотносится с существительным, если прилагательное, то — с прилагательным, а если числительное, то — с числительным. 

 

1. Местоимения, соотносимые с существительными

В эту группу входят:

  • все личные местоимения,
  • возвратное: себя,
  • вопросительно-относительные: кто, что,
  • неопределённые: некто, нечто, кто-то, что-то и др.,
  • отрицательные: никто, ничто.

Морфологические признаки этих местоимений сходны с морфологическими признаками существительных. У них тоже есть род, число и падеж. А у личных местоимений есть еще неизменяемый  признак лица.

Род

Местоимения, как и существительные, не изменяются по роду. У одних слов принадлежность к роду выражена окончаниями:

он — она — оно, у других  показателей рода нет. Но часто род можно определить из контекста. Помогают формы прилагательного в ед.ч. или глаголов прошедшего времени, например: кто-то пришёл, кто-то незнакомый, что-то большое. Благодаря синтаксическим связям мы знаем, что слово кто – м.р., а что – среднего. Местоимения я и ты – общего рода, сравни: Я уже взрослая. Я уже взрослый.

Число

У местоимений признак числа постоянный. Я и мы, ты и вы, он и они – это разные слова. Особенностью местоимений, соотносящихся с существительными, является то, что они не изменяются по числам.

Падеж

Местоимения изменяются по падежам, т.е. склоняются.
Но: 

  • у возвратного местоимения себя, отрицательных некого, нечего нет формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения некто есть только формы И.п.,
  • у неопределённого местоимения нечто есть формы И. и В.п.   

Лицо

У личных местоимений есть лицо. Местоимения не изменяются по лицам.

Синтаксическая роль в предложении,  как у существительного. Например:

Никто ничего не узнает. 

Никто — подлежащее, ничего — дополнение. 

Себя не может быть подлежащим. Вторая особенность в том, что себя может входить в сказуемое вместе с глаголом. Местоимение в этом случае не добавляет никакого другого значения, кроме возвратности.

 

2. Местоимения, соотносимые с прилагательными

В эту группу входят:

  • все притяжательные местоимения,
  • указательные: почти все местоимения этого разряда,
  • все определительные местоимения,
  • четыре вопросительных и относительных: какой, каков, который, чей,
  • неопределённые, образованные от какой, который, чей: какой-либо, некоторый и др.
  • отрицательные: никакой, ничей

Как и прилагательные, местоимения, соотносимые с ними, изменяются по родам, числам и падежам, согласуясь с существительным, к которому они относятся.
Исключение составляют притяжательные местоимения её, его, употребляемые в ед.ч., и местоимение их, употребляемое во мн.ч.  Это неизменяемые слова. Примеры:

И.п.  её, его, их сестра, брат, общество
Р.п.  её, его, их сестры, брата, общества
Д.п. её, его, их сестре, брату, обществу 
В.п. её, его, их сестру, брата, общества
Т.п. её, его, их сестрой, братом, обществом
П.п. (о) её, его, их сестре, брате, обществе

И.п. её, его, их сестры, братья, окна и т. д.

Примеры показывают, что притяжательные местоимения её, его и их сами не изменяются. Их грамматическую форму помогают определить существительные.

Местоимения каков, таков, совпадающие формально с краткими прилагательными, как и они, изменяются по родам и числам.

Примеры:

Каков отец, какова мать, каково государство, каковы законы, таков сын, такова дочь, таково общество, таковы обычаи.

Синтаксическая роль в предложении по преимуществу – определение, реже часть сказуемого. Например:

Это моя или твоя ручка?

Моя, твоя

— определения. 

Без трудолюбия способности ничто.

Ничто — часть сказуемого. (Нулевая связка быть)

 

3. Местоимения, соотносимые с числительными

Это небольшая группа местоимений, к которым относятся слова сколько, столько и их производные: несколько,сколько-нибудь и др.

Как и числительные, эти местоимения изменяются по падежам. Признаков рода и числа они не имеют. Как и числительные, они, находясь в форме И. и В.п. управляют формой существительного:  требуют после себя сущ. в форме Р.п. мн.ч., например: несколько яблок, столько-то килограммов. В остальных падежах они согласуются с существительными в падеже, например: несколькими яблоками, стольким-то килограммам, (о) стольких-то килограммах.

Как и числительные, в предложении такие местоимения выполняют ту же роль, что и существительное, к которому относится местоимение. Например:

Несколько яблок лежало на столе.

Несколько яблок — подлежащее.

Он съел несколько яблок.

Несколько яблок — дополнение. 

 

Проба сил 

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Может ли местоимение замещать глаголы?
  2. Верно ли полагать, что синтаксическая роль у местоимения в предложении может быть такой же, как у существительных, прилагательных или числительных, которые оно замещает?
  3. Какого из признаков, свойственных личным местоимениям, нет у других местоимений?
    • Падежа
    • Числа
    • Рода
    • Лица
  4. Является ли лицо у личных местоимений постоянным (неизменяемым признаком)?
  5. Формы какого падежа нет у возвратного местоимения себя?
    • И.п.
    • Р.п.
    • Д.п.
    • В.п.
    • Т.п.
    • П.п.
  6. С какой частью речи соотносятся местоимения сколько, столько?
    • С существительными
    • С прилагательными
    • С числительными
  7. Форм какого падежа нет у местоимений  некого, нечего?
    • И.п.
    • Р.п.
    • Д.п.
    • В.п.
    • Т.п.
    • П.п.
  8. Какие формы есть у местоимения некто?
    • Все
    • И.п.
    • Все, кроме И.п.
  9. Какие формы есть у местоимения нечто?
    • Все
    • И.п. и В.п.
    • Только И.п.
    • Только В.п.
  10. К какому разряду относятся местоимения: этот, тот, такой, таков, столько?
    • Определительные
    • Неопределённые
    • Указательные
  11. Сколько местоимений в примере: Относись к каждому человеку так, как ты бы хотел, чтобы все относились к тебе.?
Правильные ответы:
  1. Нет
  2. Да
  3. Лица
  4. Да
  5. И.п.
  6. С числительными
  7. И.п.
  8. И.п.
  9. И.п. и В.п.
  10. Указательные
  11. 4

 

Смотрите также

— Понравилась статья?:)

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

russkiy-na-5.ru

Личные местоимения в русском языке (таблица)

Личные место­име­ния «я», «ты», «он», «она», «оно», мы», «вы», «они» ука­зы­ва­ют на лицо, пред­мет или явле­ние, кон­крет­но не обо­зна­чая его.

Что такое личные местоимения?

Местоимение как само­сто­я­тель­ная часть речи име­ет несколь­ко лексико-грамматических раз­ря­дов, сре­ди кото­рых ука­жем лич­ные место­име­ния.

Перечислим их:

я, ты, он, она, оно, мы, вы, они.

Само назва­ние этих слов гово­рит о том, что лич­ные место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, но кон­крет­но их не обо­зна­ча­ют. Личные место­име­ния отве­ча­ют на вопро­сы:

кто? что?

Только место­име­ния это­го раз­ря­да обла­да­ют мор­фо­ло­ги­че­ской кате­го­ри­ей лица:

Личные место­име­ния изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам. Местоимения 3 лица име­ют грам­ма­ти­че­скую кате­го­рию рода.

Я, ты, мы, вы

Словом «я»  назы­ва­ют того, кто гово­рит или дей­ству­ет в дан­ный момент, но кто это, маль­чик, девоч­ка, папа, сосед­ка или тре­нер, мож­но понять толь­ко в кон­тек­сте.

Я читаю све­жую газе­ту.

Личное место­име­ние «ты» ука­зы­ва­ет на лицо, к кото­ро­му обра­ща­ют­ся  в момент речи.

Ты пой­дешь со мной в кино?

Местоимения «я», «ты» не име­ют форм рода. Личные место­име­ния «я», «ты», с одной сто­ро­ны, и «мы», «вы» — с дру­гой, не соот­но­сят­ся друг с дру­гом в чис­ле.

«Мы» — это совсем не зна­чит «мно­го я», а «вы» — это не «мно­го ты». Они ука­зы­ва­ют на гово­ря­ще­го или его собе­сед­ни­ка вме­сте с дру­ги­ми лица­ми.

Местоимение «вы» может ука­зы­вать как на одно лицо, так и на несколь­ко. Оно часто упо­треб­ля­ет­ся в каче­стве веж­ли­вой фор­мы обра­ще­ния к одно­му чело­ве­ку.

Сравним:

Вы, навер­ное, наш новый сосед? (Вы — это сосед)

Ребята, вы не голод­ны? ( Вы — ребя­та).

Он, она, оно, они

Местоимения «он», «она», «оно», «они» ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, о кото­ром гово­рит­ся, гово­ри­лось ранее или будет гово­рить­ся. Только эти лич­ные место­име­ния име­ют мор­фо­ло­ги­че­скую кате­го­рию рода.

  • он — место­име­ние муж­ско­го рода;
  • она — место­име­ние жен­ско­го рода;
  • оно — место­име­ние сред­не­го рода.

Местоимения 3 лица изме­ня­ют­ся по чис­лам:

он — они.

Склонение личных местоимений

При изме­не­нии по паде­жам фор­мы лич­ных место­име­ний доволь­но спе­ци­фич­ны. При их скло­не­нии появ­ля­ют­ся совсем дру­гие сло­ва:

  • я — меня;
  • ты — тебя;
  • она — её;
  • они — их.

Падежные фор­мы лич­ных место­име­ний с дру­гим кор­нем назы­ва­ют­ся суп­пле­тив­ны­ми.

Обратим вни­ма­ние, что место­име­ния 3 лица «он», «она», «оно», «они» после пред­ло­гов име­ют началь­ную бук­ву «н»:

  • у него, в нём;
  • с ней, за ней;
  • око­ло них.

Таблица «Склонения лич­ных место­име­ний»

 Единственное чис­лоМножественное чис­ло
И.п.ятыон, оноонамывыони
Р.п.менятебяегоеёнасвасих
Д.п.мнетебеемуейнамвамим
В.п.менятебяегоеёнасвасих
Т.п.мной
(мною)
тобой
(тобою)
имеюнамивамиими
П.п.обо мнео тебео нёмо нейо насо васо них

Синтаксическая роль личных местоимений

Синтаксической осо­бен­но­стью лич­ных место­име­ний явля­ет­ся то, что они не опре­де­ля­ют­ся име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми и сло­ва­ми дру­гих частей речи, высту­па­ю­щих в роли опре­де­ле­ний. При них воз­мож­ны толь­ко обособ­лен­ные при­ла­га­тель­ные или при­ло­же­ния, кото­рые выде­ля­ют­ся запя­ты­ми.

Ей, девуш­ке шест­на­дца­ти лет, мир казал­ся огром­ным и чудес­ным.

Скромный в сво­их жела­ни­ях, он вел аске­тич­ную жизнь.

Поскольку лич­ные место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или неоду­шев­лен­ный пред­мет и заме­ня­ют суще­стви­тель­ное, то из этих функ­ций выте­ка­ет их син­так­си­че­ская роль. В пред­ло­же­нии лич­ные место­име­ния явля­ют­ся чаще все­го под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем.

Примеры

Я вышел на стук в дверь.

Мы все­гда рады вам.

У нас впе­ре­ди столь­ко вре­ме­ни!

Он все дела­ет по-своему, сколь­ко ему ни гово­ри.

Она верит в доб­ро­ту каж­до­го чело­ве­ка.

Ей при­го­дит­ся ваш совет.

Вас пой­мет не вся­кий.

Они сра­зу ото­зва­лись на нашу прось­бу.

Видеоурок-презентация (6 класс)

russkiiyazyk.ru

Местоимения 1, 2, 3 лица. Употребление личных местоимений в речи. Правописание местоимений с предлогами

Перед вами несколько предложений. Попробуем объяснить, почему они  получились непонятными, а иногда и смешными.

Рис. 1. (Источник)

Мы с сестрой ходили на ёлку. Она была очень нарядная, праздничная.

(Непонятно кто была нарядная, девочка или ёлка)

Как необходимо написать. Мы с сестрой ходили на ёлку. Ёлка была очень нарядная, праздничная.

Рис. 2. (Источник)

А вот ещё: Клоун подарил шарики ребятам. Они были круглые, вытянутые и длинные.

(Ребята были вытянутые и длинные).

Как необходимо написать. Клоун подарил шарики ребятам. Шарики были круглые, вытянутые и длинные.

Нас запутало местоимение.

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Разряды местоимений по значению

Выделяют 9 разрядов местоимений по значению:

1. Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения указывают на участников диалога (я, ты, мы, вы), лиц, не участвующих в беседе, и предметы (он, она, оно, они).

2. Возвратное: себя. Это местоимение указывает на тождественность лица или предмета, названного подлежащим, лицу или предмету, названному словом себя (Он себя не обидит. Надежды себя не оправдали).

3. Притяжательные: мой, твой, ваш, наш, свой, его, ее, их. Притяжательные местоимения указывают на принадлежность предмета лицу или другому предмету (Это мой портфель. Его размер очень удобен).

4. Указательные: этот, тот, такой, таков, столько, сей (устар.), оный (устар.). Эти местоимения указывают на признак или количество предметов.

5. Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, любой, другой, иной, всяк (устар.), всяческий (устар.). Определительные местоимения указывают на признак предмета.

6. Вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько. Вопросительные местоимения служат специальными вопросительными словами и указывают на лиц, предметы, признаки и количество.

7. Относительные: те же, что и вопросительные, в функции связи частей сложноподчиненного предложения (союзные слова).

8. Отрицательные: никто, ничто, некого, нечего, никакой, ничей. Отрицательные местоимения выражают отсутствие предмета или признака.

9. Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, несколько, а также все местоимения, образованные от вопросительных местоимений приставкой кое- или суффиксами -то, -либо, -нибудь. 

Разряды местоимений 

Разряды

местоимений

Местоимения

Как изменяются

Личные

местоимения

я, ты, он (она, оно), мы вы, они

По лицам, падежам местоимение 3-го лица он изменяется по родам

Вопросительные

местоимения

кто?, что?, какой?, чей?, сколько?, каков?

Изменяются по родам и числам. Местоимения кто?, что? не изменяются по родам и числам

Возвратные

местоимения

Себя

Оно не имеет именительного падежа, рода и числа

Относительные местоимения

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Изменяются по падежам

Неопределенные

местоимения

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то,  кто-нибудь, что-нибудь и др.

Неопределенные местоимения кроме некто, нечто, изменяются по падежам.

Также некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам, падежам, числам

Отрицательные  местоимения

никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Изменяются по падежам. Местоимения некого и нечего не имеют именительного падежа

Притяжательные  местоимения

мой, твой, свой, наш, ваш

Изменяются по родам, падежам, числам

Указательные  местоимения

тот, этот, такой, таков, сколько

Местоимения тот, этот, такой, изменяются по родам, падежам, числам. Местоимение таков изменяется по родам и числам

Определительные местоимения

весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Изменяются по родам, падежам, числам

Личные местоимения имеют морфологический признак лица:

1 лицо: я, мы;

2 лицо: ты, вы;

3 лицо: он, она, оно, они.

У личных местоимений есть морфологический признак числа. Личные местоимения бывают единственного (я, ты, он, она, оно) и множественного (мы, вы, они) числа.

Все личные местоимения имеют постоянный признак рода.

Местоимения я и ты общего рода: я, ты пришел — я, ты пришл-а.

Местоимение он мужского рода: он пришел.

Местоимение она женского рода: она пришл-а.

Местоимение оно среднего рода: оно пришл-о.

Местоимения множественного числа мы, вы, они не охарактеризованы по роду. Можно говорить об одушевленности личных местоимений, поскольку В. п. у них совпадает с Р. п. (нет тебя — вижу тебя).

Все личные местоимения изменяются по падежам, т. е. склоняются. В косвенных падежах с предлогом к местоимениям 3 лица прибавляется н: у него, к ним, от нее. Прибавления не происходит при производных предлогах в течение, благодаря, согласно, вопреки и др.: благодаря ей, согласно ему.

лицо

ед. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

мн. ч., Падежи — им. (рд., дт., вн., тв., пр.)

1 л.

я (меня́, мне, меня́, мной/мно́ю, обо мне)

мы (нас, нам, нас, на́ми, о нас)

2 л.

ты (тебя́, тебе, тебя́, тобой/тобо́ю, о тебе́) Вы (Вас, Вам, Вас, Ва́ми, о Вас)

вы (вас, вам, вас, ва́ми, о вас)

3 л.

он (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём) она́ (её/неё, ей/ней, её, ей/е́ю/ней/не́ю, о ней) оно́ (его́/него́, ему́/нему́, его́, им/ним, о нём)

они́ (их/них, им, их/них, и́ми/ни́ми, о них)

Говорите правильно местоимение ИХ!

Их вещи

Их одежда

на их партах

Исправим предложения.

1. У их на праздник было много гостей. (У них на празднике было много гостей)

(У кого?) у них – это местоимение 3-го лица множественного числа родительного падежа.

2. Я к ему приехал. (Я к нему приехал)

(К кому?) к нему – это местоимение 3-го лица единственного числа дательного падежа.

3. Я с ими хочу встретиться. (Я с ними хочу встретиться).

(С кем?) с ними – это местоимение 3-го лица множественного числа творительного падежа.

4. Я у её буду учиться. (Я у нее буду учиться.)

(У кого?) у неё – это местоимение 3-го лица единственного числа родительного падежа.

5.Мы сидим не на ихних стульях. (Мы сидим не на их стульях)

(На чьих?) на их – это местоимение 3-лица множественного числа.

 

Рис. 3. (Источник)

Мальчик –  Я выучил.

Девочка – Я  выучила.

Личные местоимения 1-го и 2-го лица не изменяются по родам.

 

Рис. 4.

Ты, Петя ,выучил урок, а ты, Маша?

«Да!- сказала Маша – « Я выучила!» « И я» -сказал Петя.

 

Рис. 5.

Мальчики, вы выучили уроки?

Девочки ,вы пойдёте в школу?

Мы –ответят про себя и мальчики и девочки.

Исправим предложение, указывая лицо, число, падеж, если возможно род местоимений.

1. Раз на перемене подошёл ко (я) товарищ.

Подошёл (к кому?) ко мне – это местоимение 1-го лица единственного числа дательного падежа.

2. Подарить (ты) обезьянку?

Подарить( кому?) тебе – это местоимение 2-го лица единственного числа дательного падежа.

3. (Она) Яшкой зовут.

Зовут (кого?) её – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода родительного падежа.

4. Папа на (мы) с Яшкой сердится.

Сердится (на кого?) на нас – это местоимение 1-го лица множественного числа винительного падежа.

5. Пусть она пока у (ты) поживёт .

Поживёт (у кого?) у тебя – это местоимение 2-го лица единственного числа родительного падежа.

6. С (она) весело.

(С кем?) с ней – это местоимение 3-го лица единственного числа женского рода дательного падежа.

7. Так у (я ) появилась обезьянка.

(У кого?) у меня – это местоимение 1-го лица единственного числа винительного падежа.

Список рекомендованной литературы

1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык 4: Академкнига/Учебник.

2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О. Русский язык 4: Баллас.

3. Ломакович С.В., Тимченко Л.И. Русский язык 4: ВИТА_ПРЕСС.

 

Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет

1. Морфер (Источник).

2. Русская грамматика (Источник).

3. Русский язык в странах СНГ (Источник).

 

Рекомендованное домашнее задание

1. Прочитайте стих Цветаевой. Найдите в тексте местоимения, определите их разряд.

Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес, Потому что лес — моя колыбель, и могила — лес, Оттого, что я на земле стою — лишь одной ногой, Оттого, что я о тебе спою — как никто другой.

Я тебя отвоюю у всех других — у той, одной, Ты будешь ничей жених, я — ничьей женой, И в последнем споре возьму тебя — замолчи!

2. Прочитайте. Спишите. Подчеркните личные местоимения. В скобках напиши к ним падежные вопросы.

Третья часть Земли занята сушей. Остальное- вода! В ней живут самые разные морские животные. Среди них есть крошечные, с булавочную головку, и крупные, такие, как киты. В океанах живут акулы. Они тоже бывают разные. Есть акулы-карлики. А есть гигантские акулы. Весят они до 20 тонн.

3. Спишите предложения, вставляя недостающее местоимение в нужной форме.

1) Концерт пианиста … понравился. Его игра произвела на … прекрасное впечатление.

2) Я вчера весь вечер звонил …, но у … постоянно было занято.

3) Я  учусь с Володей с первого курса.  Я очень хорошо знаю … и давно

дружу с …

4) У меня есть младшая сестра. Вечером я хожу за … в детский сад.

4.* Напишите диалог на любую тему, используя как можно больше личных местоимений в разных падежных формах.

interneturok.ru

Материал по русскому языку (6 класс) по теме: Таблица «Разряды местоимений»

Разряд

примеры

значение

изменяются

Личные

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Указывают на лицо

По падежам, числам, родам (3 лицо), после предлогов у 3 лица появляется н (у него)

Возвратное

себя

Указывает на того, о ком говорят

Не имеет им. Падежа, рода и числа

Вопросительные

Кто? какой? что? Чей? Сколько? Каков? который?

Служат для выражения вопроса

Кто? и Что? Не изменяются по родам и числам

Относительные

Кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Употребляются без вопроса и служат для связи простых предложений в составе сложных

Могут быть разными членами предложения

Неопределённые

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь, чей-либо

Указывают на неопределённые предметы, признаки, количества

По падежам, кроме некто, нечто. Некоторые изменяются по родам и числам

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Выражают отсутствие предмета, признака, количества

По падежам. Некого, нечего не имеют им. Падежа. Под ударением пишется приставка не-, без ударения – ни-

Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш (его, её, их)

Указывают на принадлежность

Склоняются, как прилагательные

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько

Слова-указатели

Тот, этот, такой — по родам, падежам, числам, таков – по родам и числам. Столько склоняется так же, как и вопросительное местоим. сколько 

Определительные

Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Указывают на обобщённое качество предмета

По родам, падежам, числам

nsportal.ru

Местоимение. Разряды местоимений по значению. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

1. Вспомним изученное

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количество, но не называет их. К местоимениям относятся такие разные слова, как мы, какой-нибудь, кто, твой, несколько, тот и др. В русском языке насчитывается более 50 местоимений.

2. Разряды местоимений

Количество местоимений достаточно велико, при этом многие из них имеют общие черты, например, сходное значение или одинаковый тип склонения. Исходя из этого, можно объединять местоимения в группы по сходству, или, иначе, разряды. Разбиение большого числа слов на небольшие группы поможет упорядочить знания о местоимениях.

Все местоимения можно разделить на 9 разрядов, объединяющих в себе слова, сходные по значению. На данном уроке каждый из них рассматривается кратко. На следующих уроках каждый из разрядов будет рассмотрен более подробно.

Личные местоимения. К ним относятся слова, которые указывают на участников диалога (я, мы, ты, вы), на лиц, не участвующих в нём, а также те, которые указывают на предметы (он, она, оно, они).

Рассмотрите пример употребления личных местоимений.

Не могла бы ты рассказать мне немного о нём?

Местоимение ты указывает на человека, с которым ведётся диалог,

мне (н. ф. – я) – на самого говорящего,

о нём (н. ф. – он) – либо на человека, не участвующего в разговоре, либо на предмет.

Следующий разряд уникален тем, что включает в свой состав всего одно слово – местоимение себя. Оно, как и сам разряд, называется возвратным. Местоимение себя указывает на того, о ком говорят, а также на то, что действие направлено на лицо, производящее это действие. Рассмотрите примеры его употребления.

Она совсем не жалеет себя!

Возьми себе помощника.

Дети думали только о себе.

Во всех примерах использовано местоимение себя в различных падежах.

Притяжательные местоимения. В этот разряд входят слова, указывающие на принадлежность предмета или предметов определённому лицу или определённым лицам. Притяжательные местоимения отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? К ним относятся слова мой, наш, твой, ваш, его, её, их и свой.

Рассмотрите пример.

– Это твой карандаш?

– Нет, не мой. Скорее всего, это её карандаш.

В данном диалоге использованы притяжательные местоимения твой, мой, её. Все они указывают на принадлежность предмета тому или иному лицу – собеседнику, говорящему или человеку, не участвующему в разговоре, и отвечают на вопрос чей?

Вопросительные и относительные местоимения. В их состав входят одни и те же слова, но их функции отличаются, поэтому традиционно их разделяют на две разные группы.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки, количество, служат для выражения вопроса и употребляются в вопросительных предложениях. Это слова кто? что? какой? чей? который? каков? сколько? Рассмотрите примеры.

Кто звонил?

Который час?

Сколько человек придёт на праздник?

В этих предложениях использованы вопросительные местоимения кто? который? сколько?

Относительные местоимения так же, как вопросительные, указывают на предметы, признаки, количество, но при этом служат для связи частей сложноподчинённых предложений. В этот разряд входят те же слова, что и в разряд вопросительных местоимений: кто, что, какой, чей, который, каков, сколько. Их также называют союзными словами. Рассмотрите примеры их употребления.

Брат не знает, кто звонил.

Скажи, пожалуйста, который час.

Нужно посчитать, сколько человек придёт на праздник.

В данных предложениях использованы те же местоимения, что и в предыдущих примерах – кто, который, сколько. Однако здесь они служат не для выражения вопросов, а для присоединения придаточных предложений к главным.

Неопределённые местоимения. Это самый многочисленный из всех местоименных разрядов. Общим у данных местоимений является значение неопределённости.

Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки или количество. К ним относится достаточно большое количество слов, имеющих специфические морфемы, по которым можно легко узнать неопределённые местоимения: -то, -либо, -нибудь, кое-, а также ударную приставку не-. К разряду неопределённых относятся местоимения кто-то, что-либо, какой-нибудь, кое-что, чей-то, некто, несколько, некоторый и другие.

Кто-то тихо постучал в дверь.

Нам надо обсудить кое-какой вопрос.

На столе лежало несколько яблок.

В данных примерах встречаются неопределённые местоимения кто-то, кое-какой, несколько, которые указывают на неопределённое лицо, неопределённый признак предмета и неопределённое количество.

Отрицательные местоимения. Слова этого разряда объединяет общее значение. Они выражают отсутствие предмета или признака. Существует два типа отрицательных местоимений – с приставкой не- (это слова некого, нечего) и с приставкой ни- (никто, ничто, никакой, ничей).

Обратите внимание: отрицательные местоимения не́кого и не́чего не имеют формы именительного падежа. Слова некто и нечто относятся к разряду неопределённых местоимений.

Приведём примеры употребления отрицательных местоимений.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

У них нет никаких домашних животных.

Здесь мы видим отрицательные местоимения не́чего и никаких.

Указательные местоимения. Как можно догадаться из названия разряда, такие местоимения указывают на что-либо, а именно на предмет, признак или количество. К ним относятся слова: этот, тот, такой, таков, столько, а также малоупотребительные местоимения сей, оный, таковой, этакий.

Кто не работает, тот не ест.

Эта машина всегда стоит в нашем дворе.

Столько снега мы никогда ещё не видели.

Указательное местоимение тот из первого примера указывает на предмет, эта из второго предложения – на признак предмета, столько из третьего – на количество.

Определительные местоимения. Эти местоимения указывают на обобщённое качество предмета. К ним относятся следующие слова: каждый, всякий, самый, сам, весь, иной, другой, любой, а также устаревшие всяк и всяческий.

Каждый из вас знает, что такое местоимение.

Вся комната янтарным блеском озарена (А.С. Пушкин).

К этой рубашке подойдут любые брюки.

В этих примерах нам встретились определительные местоимения каждый, вся, любые.

Для обобщения полученных знаний о местоимениях всех разрядов вы можете изучить данную таблицу.

Таблица 1. Разряды местоимений (Источник)

 

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Terver.ru (Источник).
  2. Licey.net (Источник).

 

Домашнее задание

Задание №1

Впишите пропущенные местоимения, определите разряды, расставьте недостающие знаки препинания. При затруднении обращайтесь к материалу для справок.

Антипыч как-то особенно поглядел на ………., и собака сразу поняла человека: ………звал ………. по приятельству, по дружбе, ни для ………, а просто так, пошутить, поиграть. Травка замахала хвостом стала снижаться на ногах все ниже и ниже и, когда подползла так к коленям старика, легла на спину и повернула вверх светлый живот. Антипыч только руку протянул было, чтобы погладить ………., ……..как вдруг вскочит и лапами на плечи – и чмок, чмок ………….. : и в нос и в щеки и в ………..губы. 

Слова для справок:чего, её, его, самые, она, неё, он

Задание №2

Вставьте пропущенные буквы, а также подходящие по смыслу местоимения. Подчеркните их, а также слова, вместо которых употреблены эти местоимения, как члены предложения. Обозначьте падеж всех местоимений:

М…ю подругу з…вут Маша. Я дружу с _______________ уже д…вно. Маша оч…нь добр…. На в…сенних к…никулах мы с _____________ ездили отдыхать в лаг…рь.  ____________ было оч…нь вес…ло.

interneturok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *