Кубики никитина методика обучения: Развивающие упражнения для детей по методике Б.П. Никитина

Содержание

Развивающие упражнения для детей по методике Б.П. Никитина

Наверняка вы не раз слышали о раннем развитии по методике Никитиных. Именно она заложена в основу ментальной арифметики, которая так популярна сегодня. Несмотря на то, что супруги-педагоги жили во времена Советского Союза, принципы их воспитания и обучения остаются актуальными, революционными.

История появления методики Никитина

Борис Павлович с юных лет мечтал о создании кардинально новой школы, в которой обучение детей существенно отличалось бы от педагогики того времени. Следуя зову сердца, он сменил свою профессиональную деятельность в сфере авиации на педагогическую. Судьба подарила ему женщину, которая стала супругой и соратником в осуществлении заветной мечты. В семье педагогов родилось семеро детей, которые и стали «первопроходцами» нового подхода к физическому, эмоциональному и интеллектуальному воспитанию.

Б. П. Никитин не только придумывал новые методы развития памяти, творческих способностей, логического мышления, но и практиковал физическое воспитание с закаливанием водой, свежим воздухом, отказом от лекарств. Его методика вызывала недоумение и критику. Однако результаты его воспитания были прекрасными. Все дети были здоровы, многие с ранних лет умели читать и считать. Они с легкостью сдавали экстерном программы старших классов, заканчивая школу значительно раньше сверстников. Почти все получили высшее образование в вузах, закончив их с красными дипломами.

В 60-90-х годах супруги описали свои принципы воспитания детей в книгах. Они дополняли теорию практическими заданиями, развивающими играми, игрушками. Методика стала широко известна во всем мире, а работы были переведены на другие языки.

Особенности развивающей методики Никитиных

Главная особенность методики российских педагогов заключается в том, что она построена на практическом опыте. Это не сухая теория, а подкрепленные проверенными фактами знания. Она предполагает создание обстановки, стимулирующей ребенка к развитию, познанию нового.

Цель и задачи методики

Основная цель – это подготовка ребенка к жизни через максимальное раскрытие его творческих и интеллектуальных способностей, физическое развитие.

Педагоги уделяли особое внимание здоровью детей. С малых лет ребята должны заниматься спортом, есть полезную и простую пищу в умеренном количестве, носить удобную одежду и закаляться. Чтобы укрепить здоровье, дети Никитиных ходили босиком по снегу, обливались холодной водой. В комнатах всегда была температура 18 градусов. Это дало свой результат – все ребята практически не болели и отличались отменным здоровьем.

Как родители, Никитины стимулировали интерес детей к разным видам спорта, объясняли важность физического и интеллектуального развития, позволяли выбирать занятия в соответствии со своими интересами. Их задача – дать ребенку понять, что родители его поддерживают, разделяют взгляды и всегда готовы помочь. Это позволяло воспитать целостных и всесторонне развитых личностей, несмотря на негативные последствия популярности семьи.

Основные принципы и правила методики Никитиных

Российские педагоги придерживались следующих принципов развития ребенка:

  • Воспитательный процесс должен быть сбалансированным. Недопустима такая крайность как «заорганизованность», т.е. излишняя опека, сосредоточение внимания взрослых исключительно на ребенке. Противоположная крайность – «заброшенность» или игнорирование – также вредна.
  • Отсутствие принуждения. Ребенок занимается тем, что ему нравится, хочется. Задача воспитателя – создать благоприятные условия, которые стимулируют природную любознательность, желание заниматься полезными вещами.
  • Естественность. Никитины позволяли детям ходить в свободной одежде, много бывать на свежем воздухе, наблюдать за природой. В доме была простая, но комфортная обстановка.
  • Вовлеченность родителей. Участие взрослых очень важно. Они должны разделять интересы, вместе проводить время: играть, наблюдать за природой, помогать делать уроки и т.д.

Развивать детей по методике Никитиных можно только при сотрудничестве педагогов и родителей. Если в детском саду практикуется эта система, родители также должны быть вовлечены в процесс, проводить совместное время на выходных и т. д.

Преимущества и недостатки

Система, разработанная российскими педагогами, широко используется, благодаря таким преимуществам:

  • Комплексный подход к развитию.
  • У ребенка формируется крепкий иммунитет к различным заболеваниям.
  • Поощряется любознательность как главный двигатель обучения. Ребенок стремится узнавать новое, учиться.
  • Ребенок получает практические знания и умения. Он не боится делать ошибки, умеет быстро находить решения в разных ситуациях.
  • Высокое интеллектуальное развитие.

Однако методика имеет и противников, которые настаивают на ее недостатках:

  • Так как ребенок привык заниматься только тем, что его интересует, некоторые школьные предметы могут изучаться им поверхностно, ведь они не вызывают интерес.
  • Тесное общение родителей и ребенка ограничивает круг общения со сверстниками. В многодетных семьях проблема не так выражена. Кроме того, родители должны посвящать все свое время воспитанию, что не всегда возможно.

Даже сами дети Никитиных, несмотря на всецелую поддержку родителей, все же отказались отдавать собственных детей в школу раньше положенного времени. Сказалась нехватка общения со сверстниками в их собственном детстве.

Примеры игр по методике Никитиных

Предлагаем десять наиболее популярных игр, которые можно использовать в детском саду и дома. С каждым набором можно придумывать собственные задания на решение задач и развитие пространственного мышления, логики, памяти, внимания и других качеств. Все материалы для занятий по методике Никитиных можно приобрести на сайте производителя «Приоритет».

Игра «Сложи узор»

Игра «Сложи узор» подходит для детей от полутора лет и старше. Она предполагает самостоятельное времяпровождение. Взрослый только наблюдает, вдохновляет и ободряет ребенка. Он также может предлагать задания, подходящие по уровню сложности, однако если малыш хочет самостоятельно выбрать рисунок, нельзя это запрещать.

Игра состоит из кубиков. В классическом варианте это деревянные кубики, все грани которого различны:

  • 4 однотонные – красного, синего, желтого и белого цветов
  • 2 двухцветные – сине-желтый и бело-красный.

Некоторые производители предлагают альтернативу – мягкие кубики.

Варианты игр:

  • Знакомство с кубиками. Покажите ребенку набор, спросите, какого цвета у кубиков грани. Предложите построить красный паровоз – кубики выставляются в ряд красными гранями вверх. Поменяйте цвет паровозика. По окончании игры ребенок должен сложить кубики.
  • Сложи узор по образцу. Используя методические материалы, предложите ребенку собрать узор по образцу на картинке. Первый уровень сложности предполагает собрать картинку из 4 кубиков. При этом цвет должен быть один, потом два, потом четыре. Второй уровень предусматривает применение девяти, а третий – десяти кубиков. На четвертом уровне количество кубиков не ограничивается.

Игра «Рамки и вкладыши Монтессори»

Супруги Никитины активно использовали наработки других педагогов, в частности Марии Монтессори. Они предложили использовать в качестве развивающих занятий вкладыши и рамки из фанеры. Их можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине. Набор от бренда Ступеньки творчества в точности соответствует оригинальной методике.

В комплект входят вкладыши с квадратными основами:

  • круг;
  • эллипс;
  • треугольники – равносторонний, равнобедренный, прямоугольный, разносторонний;
  • четырехугольники – квадрат, прямоугольник, параллелограмм, ромб, трапеция, неправильный;
  • правильный пятиугольник;
  • правильный и неправильный шестиугольники;
  • пятиконечная звезда.

Эти вкладыши собираются в рамки, в которые помещаются до восьми квадратных основ.

Варианты игр:

  • Закрываем окошки. Предложите малышу подобрать фигуры, которые плотно закроют отверстия в квадратных основах. Для детей 1,5-2 лет предложите 4-5 фигур, для старших увеличивайте количество.
  • Обведи фигуру. Сначала пусть ребята обводят фигуры, используя рамку, а потом – вкладыш. Второй вариант сложнее. Можно раскрасить обведенную на бумаге фигуру.
  • Установка вкладышей с завязанными глазами.

Игра «Уникуб»

Кубики из набора «Уникуб» позволяют увлеченно играть как двухлетним детям, так и взрослым. В семье Никитиных придумали около 60 разных игр, но задания можно дополнять и разнообразить. Комплект состоит из 27 кубиков, грани которых окрашены в желтый, красный и синий цвета. Технология окрашивания позволяет получить самые разные варианты. На первый взгляд может показаться, что не существует двух одинаковых кубиков.

Вот несколько вариантов игровых заданий:

  • Укладывание кубиков в коробку. Уложите кубики так, чтобы их красные грани всегда были вверху. Другой вариант – дно сделайте желтым, середину – красным, а верхушку – синим.
  • Сложи поезд. Ребенок должен собрать поезд, уложив кубики в ряд. При этом крыша и хотя бы одна стена вагонов должны быть красного цвета.
  • Сложи площадку из 9 кубиков.
    При этом все грани площадки должны быть желтого цвета. Усложненный вариант – площадка из 16 кубиков.

Игра «Сложи квадрат»

 Развивающие игры Никитина отличаются простотой и универсальностью. Набор «Сложи квадрат» может быть сделан самостоятельно из плотного картона или листового пластика. По методике детям предлагаются 24 комплекта разных цветов, из каждого из которых можно собрать квадрат. Количество деталей в комплекте отличается: от 1 до 5.

Некоторые производители предлагают наборы с рамочками, в которых нужно собирать квадраты. Это облегчает задачу и хранение материала.

Варианты игр:

  • Собрать квадрат из осколков одного цвета. Усложненный вариант: предложить «осколки» 2-3 цветов. Чем старше ребенок, тем больше материала ему можно предложить, вплоть до полного комплекта смешанных кусочков, из которых нужно собрать 23 кубика.
  • Из осколков можно составлять разные изображения, а не только квадраты.
  • Пусть ребенок сам изготовит набор осколков, из которых можно собрать квадрат.

Игра «Дроби»

Комплект включает в себя десять кружочков, поделенных на равные части: один целый, а также половинки, три, четыре, пять частей и т.д. Все кружочки имеют одинаковый диаметр, но отличаются цветом. Каждый сегмент подписан: ½ и т.д. Детали могут быть сделаны из плотного картона, листового пластика, фанеры и других материалов.

Варианты игр:

  • Сложи кружок из отдельных сегментов.
  • Сравни, какой сегмент больше: ½ или 1/3?
  • Из каждого кружочка возьмите по одному сегменту. Сложите кусочки по порядку увеличения в размерах. Складывать можно в ряд справа налево или стопкой. Сравните, как меняются цифры на надписях: чем больше сегмент, тем меньше цифра в знаменателе.
  • Сравните сегменты – половинку и четверть. Сколько кусочков ¼ поместится на половинке? Соберите еще варианты для половинок: три 1/6, четыре 1/8, пять 1/10. Проделайте подобное с четвертинками, третьей частью.

 

Игра «Кубики для всех»

Забавная головоломка предназначена для детей от двухлетнего возраста. Ребенок должен выполнять задания самостоятельно, идя от простого к сложному в соответствии с альбомами от Никитиных. Некоторые упражнения высокого уровня будут интересны даже взрослым.

Игра включает в себя семь фигур разной формы и цвета. Они чем-то напоминают игру «Тетрис». Из этих фигур можно собрать разные конструкции. В альбомах задания даны в черно-белом варианте. Это позволит малышу самому подобрать подходящую фигуру, не ориентируясь на цвет.

Примеры игр:

  • Сложи фигуру, изображенную в альбоме.
  • Собери свою собственную конструкцию и скажи, на что она похожа. Попробуй собрать животного, дом, дерево.
  • Назови цвета фигур. С чем ассоциируется желтый, красный, синий цвета?
  • Из скольких условных кубиков состоит та или иная фигура?
  • Сложи фигурки так, чтобы они поместились в коробочку.

Игра «Таблица сотни»

 Простая, но универсальная таблица «Сотни» позволит ребятам с раннего возраста познакомиться с цифрами, освоить счет как в порядке нарастания, так и убывания. Малыши быстро научатся складывать и вычитать. Для этого достаточно повесить плакат на стену и предоставить возможность самостоятельно его изучать. Кроме того, предлагайте ребятам развивающие задачки, усложняя их по мере взросления.

Примеры заданий:

  • Посчитай, используя таблицу, до 10, 20, 100. Можно устроить соревнования между детьми. Запишите, на каком числе ребенок ошибся, и остановите его участие. Кто пройдет дальше, тот выиграл.
  • Посчитайте в обратном порядке от 10 до 1, от 50 до 1 и т.д.
  • Назовите без ошибок все цифры в столбике.
  • Сколько точек нарисовано в ячейке? Покажи соответствующую цифру.
  • Найти ячейку, в которой 5, 7, 10 точек.
  • Найти число 17, 39, 57, 85.
  • Встань к таблице спиной и назови число, которое стоит справа от 37. Слева, выше, ниже.
  • Придумай свои трехзначные числа, используя все возможные цифры.
  • Назови все числа в первой строке, пятой, седьмой.
  • Не глядя в таблицу назови число, которое стоит на два ряда выше 58.
  • Сложи 40 и 5, 37 и 8 и т.д.
  • Сколько будет из 85 вычесть 30? И т.д.
  • Сложи все числа в первом столбике. Сложи все числа в последней строке.

Игра «Часы»

Несмотря на то, что вместо классических часов со стрелочками все чаще стали использовать электронные. Умение пользоваться традиционным циферблатом полезно для развития логического мышления, навыка быстро выполнять математические действия на умножение и сложение.

Супруги Никитины разработали часы, которые будут понятны малышам. В них есть ряд особенностей:

  • указано направление движения стрелок;
  • часовая стрелка четко указывает на цифры, обозначающие часы, а минутная — минуты;
  • рядом с цифрами, которые указывают часы, есть альтернативные числа, показывающие время после полудня;
  • по краю циферблата указаны числа, обозначающие минуты – 5, 10, 15, 30, 35, 40, 45, 50 и 60. Кроме того, между числами есть по пять делений, которые помогут определить время с точностью до минут.

Варианты заданий:

  • Знакомство с часовой стрелкой. Что показывает толстая стрелочка? Переведи ее так, чтобы она показывала час дня, восемь утра и т.д.
  • Знакомство с минутной стрелочкой. Что показывает тонкая стрелочка? Переведи ее так, чтобы она показывала 5, 10, 15 минут.
  • Называйте время – час и минуты, а ребенок переводит стрелки.

Игра «Точечки»

Изначально материал был разработан для тестирования и контроля уровня знаний детей. Но позже он превратился в учебно-методический материал для ребят с раннего возраста. Игра представляет собой набор квадратных карточек разных цветов:

  • красные с черными точками в количестве от 0 до 10, расположенными в линию или в форме квадрата;
  • желтые с черными точками в количестве от 0 до 10, расположенными в форме треугольника;
  • зеленые с черными точками в количестве от 0 до 10, расположенными по кругу;
  • белые с цифрами от 0 до 10.

Задания различаются в зависимости от уровня развития ребенка. Вот некоторые варианты:

  • Разложите все карточки в четыре стопки по цветам.
  • Рассмотрите карточки одного цвета. Чем они различаются? Посчитайте количество точек на каждой карточке и разложите их в линию или столбик в порядке возрастания количества точек.
  • Положите перед ребенком несколько карточек с разным количеством точек. Рядом должны лежать квадраты с цифрами. Задача ребенка: положить цифры рядом с карточкой с соответствующим количеством точек.
  • Разложить все карточки на столе. Быстро найти ту, что с 8, 6, 5 точками.

Игра «Внимание»

К сожалению, далеко не у всех детей к школьному возрасту достаточно развито внимание, зрительная память и способность замечать визуальные изменения. Супруги Никитины разработали методическую игру, которая состоит из двух частей:

  • Внимание. Маркировка карточек «В-…». Рисунки показываются по отдельности. На карточках нанесены абстрактные рисунки, которые нужно запомнить и повторить с максимальной точностью. При этом важны не только форма линий, расположение, но и толщина, соотношение деталей и т.д.
  • Внимание – Угадай-ка. Маркировка карточек «ВУ-…». Карточки-гармошки показываются в развернутом виде. Скрыт только последний рисунок. Ребенок видит, как меняется изображение. Он должен понять логику изменений и нарисовать продолжение. Откройте последний рисунок, чтобы проверить правильность нарисованного ребенком.

Карточки собираются гармошкой так, чтобы сразу была видна маркировка, указывающая на тип задания и сложность. Комплект «В» подойдет ребятам с 2-3 лет, а «ВУ» – с 4-5 лет.

Отзывы педагогов о методике Никитиных

Система экспериментаторов была высоко оценена известными педагогами-современниками:

«Опыт Никитиных меня очень заинтересовал, так как я уделяю особое внимание вопросам улучшения современной педагогики и воспитательных процессов. Их экспериментальный подход необычайно важен для системы народного образования, поэтому должен изучаться с особой тщательностью» – утверждал математик и член Академии наук Алексей Андреевич Ляпунов.

«Супруги Никитины проявили чрезвычайную наблюдательность и интуицию. Особую ценность их система имеет для неблагополучных детей» – говорил физиолог и академик Илья Аркадьевич Аршавский.

«Я знаком с детьми и воспитанниками Никитиных. Это блестящие решатели проблем, которые умеют находить выход из разных жизненных ситуаций, обладают изобретательность, хорошей речью, опережают школьную программу на несколько классов» – убежден заслуженный медик Николай Михайлович Амосов.

Кубики Никитина – методика обучения логическому мышлению

Игровой процесс обучения ребенка давно зарекомендовал себя среди разработчиков обучающих материалов. Увлекательные задания развивают в ребенке логику, концентрацию внимания, усидчивость, формируют тягу к знаниям. В этой статье мы подробно рассмотрим одну из популярных развивающих детских игр – кубики Никитина.

Воспитываем ребенка «по-никитински»

О многодетной семье Никитиных стало известно в 50 годах прошлого века. Их соседи удивлялись тому, что в 3 года дети уже были знакомы с принципами арифметики и закалялись зимой наравне со взрослыми. Борис и Елена Никитины заложили основные принципы педагогики, объяснили, как сформировать из ребенка гармоничную, тяготеющую к знаниям личность. Что же включают в себя их принципы воспитания?

  • Самостоятельность развития — нельзя постоянно опекать ребенка, заставлять его заниматься выбранными вами занятиями, стремиться подчинить себе все его время.
  • Свобода творчества – не нужно напрягать чадо уроками, тренировками, заставлять заниматься «из-под палки». Пусть ребенок трудится сколько хочет и может.
  • Спортивная атмосфера – в доме в доступности должны лежать спортивные снаряды, выделено место для занятий спортом. Это становится для детей естественной средой, как диван или детская площадка на улице. Они растут физически крепкими и здоровыми.
  • Родительское участие – нельзя оставаться равнодушным к успеху ребенка, необходимо мягко подталкивать его к получению знаний и хвалить, но придерживаться золотой середины, держа в уме первый пункт.

Основываясь на этих простых принципах, педагоги Никитины изобрели развивающие игры – наборы кубиков, которые подходят практически всем детям дошкольного возраста, со скидкой на их физическое и психическое развитие.

игра развивает логическое мышление

Особенности игры в кубики

Суть методики этих интеллектуальных игр в отсутствии навязывания правил. Дите плавно вовлекается в атмосферу деятельности с помощью старших братьев и сестер или родителей. Затем их участие минимизируется, и ребенок занимается самостоятельно. Малыш начинает выполнять задачи, со временем они усложняются, но он сам должен отыскать пути решения, подсказки недопустимы. При отсутствии прогресса необходимо возвратиться к более легким вариантам. Если и этот способ не помогает, от игры нужно временно отдохнуть. Эта методика развивает в ребенке самостоятельность в принятии решений, заставляет логически думать и искать ответы на вопросы без помощи посторонних. У игр в никитинские кубики есть основополагающие принципы.

  • Подсказки давать запрещено. Жесты, многозначительные взгляды и слова — табу. Только так малыш научится самостоятельности действий.
  • На решение задачи малышу нужно давать столько времени, сколько требуется. Запрещено требовать решить быстрее или пропустить текущую.
  • Готовый комплект предполагает вариации. На основании начального набора старшие сами могут придумывать новые задания для малыша.
  • Хвалите чадо. Дайте ему почувствовать вкус победы даже при выполнении элементарных задач.
  • Не дайте малышу перенасытиться игрой. Если вы видите, что он слишком увлекся, лучше выделять ограниченное время для занятий, чтобы интерес не угас.
  • Не делайте обидных замечаний, не оскорбляйте ребенка фразами: «Какой ты глупенький!», «Это же элементарно!»
  • Попробуйте выполнить задание сами, прежде чем повысить уровень сложности ребенку.
  • Делайте вынужденные перерывы и возвращайтесь к простым вариантам, если вы заметили, что ребенок не справляется. Интерес накрывает малышей «волнами». Если вы перерыв затянулся, «невзначай» покажите игру гостям или предложите поиграть с другом.
  • В многодетной семье у каждого малыша должен быть свой набор.
  • Ведите «дневник успехов». Отмечайте время выполнения задания, количество успехов и неудач, ведите записи о лично завершенных упражнениях.
  • Игра должна стоять в доступном, но неочевидном месте. Пусть ребенок помнит о ней, но не смешивает с другими игрушками и не теряет.
  • Атмосфера игры – непринужденная, легкая. Если чадо жаждет физической активности, не препятствуйте этому.
  • В готовом наборе ограниченный выбор заданий. Если ребенок освоил все, заведите альбом, в который будете зарисовывать самостоятельно придуманные схемы и давать их на выполнение малышу.
  • Разнообразьте игру собственными правилами. Это могут быть соревнования на скорость складывания узора или другой конкурентный способ решения задач, который внесет в игровую атмосферу нотку свежести.

ребенок должен сам думать и выполнять задания, помогать ему не стоит

С какого возраста можно пользоваться кубиками?

Часто родители спрашивают: «С какого возраста начинать занятия?» Точный ответ на вопрос дать невозможно. Кто-то готов осваивать набор в 1,5 года, кому-то не удается выполнить задания в возрасте 3 лет. Все зависит от общего развития малыша, атмосферы воспитания, особенностей его здоровья и способности конкретных родителей заинтересовать чадо увлечением. Теоретически начать заниматься с ребенком по методике кубиков можно, начиная с полугода. Если он не увлечется, временно отложите игру и попробуйте чуть позже. Для самых маленьких вовлечение происходит с помощью интересной истории, сказки. Фантазируйте вместе, придумывайте рисункам «имена». С начала занятий сложность повышается. Вплоть до школьного возраста ребенку интересно выполнять развивающие тесты.

Описание основных видов кубиков

Сложи узор

Самый простой игровой набор из 16 одинаковых кубиков. Размер небольшой – 3 см. Их грани выкрашены в разный цвет. Их форма – треугольник или квадрат. При желании набор можно изготовить самому, прочитав соответствующую литературу и имея минимальные творческие навыки. Подходит для маленьких детишек от 1,5 лет, так как с ходу может заинтересовать их яркой окраской. Второе название – паззлы Никитина. Изначально перед ребенком ставится задача выложить из кубиков конкретный узор, затем наоборот – нарисовать картинку, в которую сложились части. Завышающий этап – придумать собственный вариант орнамента и изобразить его, попутно объясняя, что он хочет зарисовать. Начинают с 2-4 кубиков, постепенно увеличивая количество.

Эта игра увлекает практически всех детей без исключения. Развивается воображение, мелкая моторика, активизируются лобные доли, ответственные за творческое мышление. Ребенок осваивает навыки анализа и систематизации материала, учится различать относительные категории, изучает цвета. К игре дополнительно приобретается альбом для записей и рисунков.

сложи узор

Сложи квадрат

За основу взята головоломка, в которой из нескольких кусочков разного цвета требуется сложить квадрат. Она не подавалась даже некоторым взрослым, поэтому Никитин модифицировал ее в более простую. Играть можно с 2-ух лет. На фанерке формата А4 располагается 12 кубиков, вставленных в окошки. Есть 3 категории сложности. Начальная состоит в том, чтобы составить 4 простейших квадрата. Для этого малышу надо показать, как из нескольких половинок получается одна фигура. Дальше он начинает выполнять задания самостоятельно. Уровень сложности повышается постепенно. Задачи способствуют развитию логики, умению дробить основную цель на мелкие, способствующие ее достижению.

Уникуб

Игра знакомит малыша с трехмерным пространством. В процессе он учится собирать сложные объемные фигуры. Начальный уровень – простейшие геометрические (параллелепипед, трапеция), более сложный – животные, дома. В наборе 27 шестигранных кубов с разноцветной огранкой. Предлагать играть можно, начиная с 1,5 лет. Ребенка можно легко обучить классификации цвета и его восприятию. Например, предложить построить синюю дорого с желтым тротуаром и устроить соревнования по скоростному сбору однотонных фигур. Самые сложные задания не поддаются некоторым взрослым. Это одна из лучших тренировок пространственного мышления и самоконтроля, которая подготовить ребенка к будущему освоению геометрии в школе.

Кубики для всех

В наборе 27 одинаковых кубиков, соединенных между собой разными способами в 7 фигур. Одна фигура состоит из 3, остальные из 4 каждая. Они различны по форме и окрашены в разные цвета. В методичке предложены задания, согласно которым фигуры нужно соединять в различные модели, похожие на геометрические фигуры, дома, машины, зверей. Поощряется придумывать собственные варианты соединений. Маленьким детям нравится сооружать фигуры из 2-3 деталей, ребятам постарше – из большего количества. Постоянно занимаясь такой деятельностью, ребенок активизирует мыслительный процесс. Построить фигуры по предложенному рисунку – задача простая, а придумать собственную модель – более творческая. Она закладывает фундамент для креативного мышления, развивает воображение. Дайте ребенку проявить фантазию. Пусть он рассказывает, на что похожа та или иная модель. Интересные и забавные ассоциации записывайте и зарисовывайте.

Дроби

Рекомендуемый возраст начала игры – 3 года. Для выполнения сложных заданий необходимо знание простейшей арифметики. В комплекте 3 фанерки. На каждую нанесены 4 разноцветных круга. Первый — целая окружность, второй – 2 равные половинки, третий – 3 части, последний делится на 12 долей. Сочетая их, ребенок повторяет цвета, учится азам счета, сравнивает доли, комбинирует. Малышей с помощью игры обучают новым словам – «четвертинка», «половинка» (в зависимости от рисунков на дощечке). Старшим детям можно прививать математически правильные названия – «одна вторая», «три четверти». При наложении большей части кубиков на меньшую ребенок учится сравнивать доли. Опытным путем выкладывания частей ребенок устанавливает связь «больше-меньше». Все изученные понятия необходимо записывать в журнал.

Кирпичики

С помощью игры дети постигают основы черчения, развивается пространственное мышление. В наборе 8 брусков из дерева или пластмассы. В альбоме 30 заданий. По чертежам ребенок строит модели из кубиков. Элементарные подходят для детей 4-ех лет, самые сложные будет под силу разгадать ребятам школьного возраста. Игра имеет три варианта выполнения: сложить фигуру по чертежу, перенести рисунок фигуры на бумагу и построить собственный вариант, изобразив его чертеж. Набор подготовит ребенка к школьным предметам геометрия и черчение. Он является своеобразной «гимнастикой для ума», заставляет попыхтеть над задачами даже взрослых.

Как выбрать набор для своего ребенка?

Не стоит ориентироваться на советы друзей и родственников в этом вопросе. Каждый ребенок – уникальная личность. Присмотритесь к тому, что его больше интересует. Если он уже «прикипел» к какой-то игре, не навязывайте ему другой вид, пока он сам не проявит заинтересованность. Главное – учитывайте возраст ребенка (сложность заданий пропорциональна количеству лет) и его психологическое и физическое развитие. Попробуйте взять чадо в магазин и покажите ему наборы. Если он заинтересуется конкретным, лучше купить его. Позвольте выполнить элементарное задание, похвалите дите, чтобы он почувствовал гордость и тягу к выполнению более сложных квестов.

В статье мы познакомили вас с важной обучающей игрой – кубиками Никитина. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался быстрее сверстников, рос с тягой к знаниям и самостоятельности, ежедневно делал открытия, приобретите для него эти наборы или изготовьте самостоятельно. Следуйте педагогическим рекомендациям во время игр и вы будете гордиться своим чадом!

Метод Никитиных: суть и отзывы

Елена и Борис Никитины стали известны в нашей стране как педагоги, родители и авторы, придумавшие оригинальную методику воспитания детей. Кроме того, они являются приверженцами идеи о том, что творческие способности малышей формируются с раннего детства. Никитины — счастливые родители семерых детей и бабушка с дедушкой двадцати четырех внуков.

Суть методики

Методика Никитина основана на убеждении, что каждый ребенок с детства обладает огромными способностями к любой деятельности, а главное — успевает их реализовать. В противном случае способности исчезнут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки детей, занимающихся практически с рождения.

Борис Никитин является основоположником идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся (дом или квартира), должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творческих способностей и интеллекта, а также снарядами для физических упражнений.

Кроме того, вам нужно много времени, чтобы давать уроки своему ребенку. Методика Никитина устанавливает, что следует обратить особое внимание на то, что пособия по обучению младенца были для сегодняшнего дня несколько сложнее, чем его возможности.

Основные идеи

Чтобы лучше понять эту технику, мы должны рассмотреть некоторые из ее основных идей.

  1. Никаких специальных упражнений, тренировок или уроков делать не нужно. Каждый из детей занимается ровно столько, сколько ему хочется. При этом гимнастические упражнения следует сочетать с другими видами деятельности.
  2. Каждый родитель, будь то мама или папа, не должен быть равнодушен к умениям и способностям малыша. Взрослые должны участвовать в конкурсах, детских играх и в их жизни.
  3. Кормить новорожденного нужно по требованию, даже если он захочет есть ночью. Специально создавать какой-то режим не нужно. То же самое касается детей после годовалого возраста. Елена и Борис придерживались правила не кормить малышей насильно.
  4. Метод Никитина также подтверждает необходимость проведения регулярных закаливающих процедур, а также воздушных ванн. Дети не должны находиться в абсолютно стерильной среде.
  5. Обучение основам гигиены ребенка необходимо с самого рождения. Для этого ребенка необходимо держать над тазом, в том числе и ночью.
  6. Необходимо давать ребенку специальные гимнастические упражнения, чтобы он хорошо развивался физически. Как подчеркивал метод Никитина, детям желательно установить в квартире или доме спортивный комплекс, чтобы они могли тренироваться в свободное время.
  7. Детям необходимо предоставить полную свободу, чтобы они могли полностью понять окружающий мир. Этот метод поможет ребенку занять активную позицию в жизни.
  8. Каждый из родителей должен познакомить ребенка с миром опасных предметов (например, спичек, ножниц). Малышу разрешается (под присмотром одного из взрослых) прикоснуться к горячей кастрюле или слегка уколоть палец иголкой. По словам Бориса Никитина, такое воспитание приучит детей к осторожности, и в будущем они будут бережно обращаться с опасными предметами.
  9. Если есть большая угроза (например, автомобиль, распахнутое окно или поезд), следует изобразить преувеличенный страх и опасение. Такое поведение родителей малыш должен взять за образец.
  10. Методика Никитина для детей говорит о том, что нельзя категорически что-то запрещать ребенку. Лучше сказать, что эту новую книгу нельзя порвать, а вот эту старую газету прочитать можно.
  11. Впервые дав ребенку вилку, ложку или карандаш в руку, сразу зафиксируйте правильное положение предмета. В противном случае ребенка придется переучивать.

Игра «Юникуб»

В качестве опоры для описанного метода игр Никитины использовали «Юникуб». Он понравился многим последователям этой техники. Эта игра включает в себя 27 кубиков. Каждое из их лиц окрашено в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое трехмерное пространство. А благодаря этой игре в будущем он сможет лучше овладеть такими сложными науками, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Самый простой предназначен для детей от 2 до 3 лет. Как говорят Никитины, метод раннего развития рассчитан на несколько завышенные требования к ребенку, которые дают ему возможность расти и развиваться. В этом их поддерживают многие родители, но некоторые специалисты считают, что давать Юникуба маленькому не стоит, так как бессмысленно развивать пространственное мышление в возрасте 2 или 3 лет. Специалисты советуют играть в Unicub младшим школьникам.

Метод Б. Никитина основан на том, что родители не должны заставлять ребенка заниматься, если он не хочет этого делать — не заставляйте ребенка. Итак, и начинайте разбираться с нужными вам от игры заданиями, которые необходимо проходить в свободной форме. Построенную модель можно изобразить на бумаге вместе с малышом.

Как играть в Unicub

Для начала взрослые сами должны изучить правила игры. Авторы «Уникубы» советуют родителям попробовать собрать лица одинаковых оттенков самостоятельно. Должен быть куб. Малышу, конечно, может понадобиться помощь мамы или папы, но в дальнейшем он с удовольствием будет играть сам.

Если у ребенка не получается никакой модели, то взрослый не должен помогать. Будет лучше, если малыш на время отложит игру, а потом с новыми силами приступит к ней, пока не разберется в себе. По методике Никитина кубики понравятся любому ребенку.

Никитины в своей книге «Интеллектуальные игры» дают рекомендации начинать занятия с Юникубом с момента, когда ребенку исполнится 3 года. Дети могут определить для себя, каков уровень их возможностей, при выборе заданий.

Но, как было сказано ранее, некоторые специалисты и педагоги настаивают на том, что эта игра больше подходит для дошкольников. «Юникуб», по их мнению, станет отличным подспорьем для родителей, готовящих детей к поступлению в первый класс. Благодаря таким занятиям малыш станет более внимательным и усидчивым.

Игра «Складной квадрат»

Следующая игра, входящая в развивающую систему Никитина, рекомендуется для развития логического мышления. По словам авторов, он подойдет детям в возрасте от 3 до 7 лет. «Складной квадрат» выглядит как набор разных геометрических фигур, из которых нужно собирать квадраты. Каждая их часть окрашена в один и тот же цвет.

Игра представлена ​​тремя уровнями сложности. В первом квадрат состоит из двух частей, во втором — из трех. С каждым новым уровнем количество деталей увеличивается.

Методика развития Никитинного предполагает, что совсем маленьким детям рекомендуется давать на сбор не более трех частей. Что касается малышей, то они могут справиться с квадратом из пяти частей. А детям, готовящимся к школе, можно брать задания и посложнее — из семи деталей.

Насколько успешно будет выполнена задача, зависит в первую очередь от интереса ребенка к игре и уровня его подготовки. По мнению родителей, начинать играть в «складной квадрат» лучше всего с обычных заданий. Такой подход пробудит интерес к учебе у ребенка. Кроме того, каждое правильно выполненное задание следует фиксировать похвалой. Никитины уверяют, что этот метод закрепит положительное отношение к игре.

Принципы игры «Составь квадрат»

Каждый из компонентов смешивается со взрослым, после чего малыш раскладывает все по нужным цветам. Для этого он выбирает кучу деталей одного оттенка и постепенно добавляет квадратики. Делать это нужно не торопясь, и каждая часть в результате должна превратиться в большой квадрат. Игра должна усложняться постепенно. Первые три квадрата состоят из трех частей, следующий из четырех и так далее.

С помощью такой игры, как говорят приобретшие ее родители, малыш легко развивает интеллект, пространственное мышление и чувство цвета. Ребенок учится логике, думая, из какого набора геометрических фигур можно составить квадраты. Необходимо постепенно усложнять задачи «методом ледокола». То есть нужно временно прекратить заниматься сложной задачей, чтобы в дальнейшем с ней было проще справляться. Такой подход позволяет детям решать задачи самостоятельно, без участия мамы и папы.

Игра «Сложи узор»

В следующую игру, по словам Никитина, могут играть дети от 2 лет. Хотя, по мнению родителей, да и дошкольникам старшего возраста, создавать узоры на модели интересно.

Игра представлена ​​в виде 16 кубиков абсолютно одинакового размера, каждая из граней которых окрашена в монохромные — синий, белый, желтый и красный — цвета. Остальные имеют диагональное разделение. Кроме того, они имеют контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый).

В дополнение к коробке с игрой прилагается понятная инструкция, в которой представлены схемы техники Никитина различной сложности.

С помощью такого обучающего развлечения можно развивать пространственно-образное мышление, художественно-конструкторские способности, а также воображение и внимание. Названная игра устроила родителей малышей, к тому же они обнаружили, что такие кубики можно создавать самостоятельно. Для этой цели подойдут любые кубики из картона, дерева или пластика. Их лица можно раскрасить или обклеить цветной бумагой.

Основные правила игры «Сложи узор»

Каждое из заданий в названном развивающем развлечении имеет свой уровень сложности, поэтому малыш может выбрать подходящее ему по силам.

Каждую выкройку можно придумать самостоятельно или сложить по имеющейся выкройке. Во время наблюдения за старшими, создающими рисунки, малыш с удовольствием будет их подражать, а затем делать собственные рисунки. Маленькие дети могут сначала выполнить узор в натуральную величину на бумаге, а затем создать свои изображения из геометрических фигур.

Никитины советуют освоить так называемый метод ледокола, о котором мы упоминали ранее. Это значит, что каждое из занятий должно начинаться с небольшой паузы, при этом оставляя в тренировке несколько шагов назад. После того, как малыш уже может повторить знакомое ему задание, мама или папа предлагают ему новое.

Кстати, взяв на вооружение «метод ледокола» Никитина, техника и технология работы социального педагога получат хорошее подспорье. Ведь любую сложность в жизни ребенка можно решить таким же образом. Если проблему нельзя побороть сразу — лучше оставить ее решение и заняться этим через какое-то время, с новыми силами.

Как заинтересовать ребенка игрой?

Вопрос, как заинтересовать игрой ребенка, волнует многих родителей. Для этого не стоит отступать от определенных принципов:

  1. Тренировка должна приносить радость как малышу, так и его родителям. Таков метод обучения Никитиных. Ведь каждое достижение ребенка – это также достижение его матери и отца. Победа оказывает ободряющее воздействие на детей, и в этом залог ее успеха в будущем.
  2. Малыша нужно заинтересовать игрой, но ни в коем случае не заставлять. Каждое из заданий ребенок должен выполнять самостоятельно. Родителям следует набраться терпения и не подсказывать правильное решение. Малыш должен думать и искать ошибки самостоятельно. Постепенно поднимаясь, он начнет справляться с задачами все большей сложности. Этот метод Никитина помогает ребенку развивать свои творческие способности.
  3. Прежде чем давать задания детям, взрослые должны попробовать выполнить их сами. Кроме того, родители должны фиксировать время, за которое они могут найти ответ на то или иное задание. Не только ребенок, но и мама с папой должны очень быстро научиться это делать.
  4. Начните с задач, которые может выполнить ребенок, или с самых простых частей. Обязательным условием является успех, полученный в самом начале игрового обучения.
  5. Бывают случаи, по отзывам, когда малыш не справляется с заданием. Это означает, что взрослые переоценили уровень развития своего ребенка. Следует устроить небольшой перерыв на несколько дней, а затем начать с задач полегче. Лучшим решением будет, если малыш сможет выбрать необходимый уровень самостоятельно. Ни в коем случае нельзя торопиться, иначе ребенок потеряет интерес к учебе.
  6. Порядок игры по методу Никитина прост. Начать лучше всего с игры «Сложи выкройку». Родители могут быть включены в такое творчество вместе с детьми.
  7. Каждое из увлечений малыша проходит волнообразно. Это значит, что если он начнет терять интерес к обучению, вам не следует напоминать об игре в течение нескольких месяцев. По истечении этого времени ребенку можно напомнить о ней, и он снова с радостью приступит к заданиям.
  8. После того, как малыш научится складывать модели и выкройки по готовым инструкциям, можно переходить к новым. Для этого опытные родители советуют завести тетрадку и набросать туда (можно поручить это ответственное задание ребенку) фигурки для исполнения.
  9. Вы можете организовать небольшие соревнования. Дети в этом случае решают задачи наравне со взрослыми участниками. При этом не надо бояться, что авторитет родителей пострадает. Методика развития Никитина предполагает, что малышам понравится соревноваться с мамой или папой.

Спорные моменты

Описанная методика до сих пор вызывает много споров. Как подчеркивают ее оппоненты, Елена и Борис Никитины делали акцент на развитии интеллекта, трудовых навыков и физических способностей детей, но не уделяли внимания нравственной, гуманитарной и эстетической стороне воспитания. С помощью этих упражнений, говорят, происходит интенсивное воздействие на левое полушарие мозга, а правое практически не затрагивается.

То есть, если у ребенка есть склонность к гуманитарным наукам, изучая систему Елены и Бориса Никитиных, родители могут пропустить возраст, чувствительный к развитию таких способностей.

Еще один важный вопрос касается физической закалки. Несмотря на то, что метод семьи Никитиных настоятельно рекомендует это делать, проводя подобные процедуры, не следует переусердствовать. Необходимо следить за самочувствием своего ребенка. Есть дети, хорошо реагирующие на температуру +18°С, но есть и категория, не переносящая такие условия. В этом случае условия должны быть смягчены.

А вообще, если выбрать из никитинских методик только то, что подходит именно вашему ребенку, как подчеркивают ее последователи, можно без особых усилий развить его способности.

НИКИТИН МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ | Детская

В последнее время все большую популярность приобретают развивающие курсы, которые эффективно дополняют школьное обучение и восполняют пробелы общепринятой образовательной системы. Пристального внимания родителей заслуживали занятия по ментальному счету и так называемому педагогическому методу Никитиных.

КТО ТАКИЕ БОРИС И ЕЛЕНА НИКИТИНЫ?
Борис и Лена Никитины — многодетная мать и отец. Оба имели педагогическое образование. Идея воспитания детей по новой системе родилась у Бориса Павловича, когда он был в юном возрасте и работал в авиационной отрасли. Он мечтал создать свою школу, где молодое поколение не воспитывалось бы по заезженным методам советского космоса.

Лена Алексеевна Никитина после встречи с самым красивым мужчиной, по ее словам, мужем Борисом, родила ему семерых детей. Вместе они решили внедрить в своей семье новую образовательную методику. Они создали в своем доме атмосферу творчества, активно воспитывали и воспитывали своих детей. Постепенно она обогащалась гипотезами, доказательствами правильности теории и новыми методами. Были пробы и ошибки, но результат был – воспитание по новой схеме дает свои положительные результаты.

СУТЬ НИКИТИНЫХ МЕТОДОВ
Бориса и Елену Никитиных смело можно назвать пионерами новой отечественной педагогики. Своих детей они воспитывали еще в советское время, и уже тогда смогли доказать, что нестандартный подход к обучению дает потрясающие результаты.

Методика развития Никитиных – это описание их личного педагогического опыта, который они проанализировали и разложили по полочкам для других родителей.

ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ НИКИТИНА
Родители должны соблюдать баланс в воспитании ребенка, минуя 2 крайности: чрезмерное внимание и гиперопеку («сверхорганизованность»), а также игнорирование ребенка («заброшенность»).
Необходимо дать ребенку максимальную свободу – пусть играет, занимается спортом или рисует, когда хочет и только тогда, когда ему это будет интересно. Никакого насилия и принуждения.
Важно сохранить легкость, непринужденность и естественность. Это касается как домашней обстановки (удобная одежда, простая уютная обстановка), так и близости к природе (прогулки и игры на свежем воздухе, походы в горы).
Родители должны принимать непосредственное участие в развитии ребенка: гулять, играть, помогать делать уроки и т. д. Вовлеченность и искренняя заинтересованность родителей являются обязательными чертами методики Никитина.
Никитины разработали и специальные развивающие игры для детей. Для их проведения нужны кубики, квадратики, кирпичики, детали конструкторов и т. д. Такие игры учат детей критическому мышлению, анализу, логике и творчеству.

ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
В системе образования Никитина есть и свои принципы воспитания:

Каждый ребенок имеет право выбирать деятельность, которой он хочет заниматься. Но при этом мама и папа обязаны объяснить ему, что внимание нужно уделять как умственному, так и физическому развитию организма.
Не нужно делать из ребенка «капусту» — наденьте большое количество одежды. Утепление малыша должно соответствовать времени года. Прекрасно, если одежды будет как можно меньше.
В раннем возрасте сына или дочь следует приобщать к разным видам спорта, с различными тренажерами и оборудованием. Задача родителей – привить малышу любовь к спорту и физкультуре.
Мама и папа обязаны во всем поддерживать сына или дочь, всегда интересоваться происходящим в его жизни, разделять его увлечения и увлечения. Ребенок должен чувствовать, что он и его родители на одной волне, что его любят и всегда готовы прийти на помощь.
КАК ЗАБУДЬТЕ ЖЕЛАНИЕ ДЕЛАТЬ?
Система Никитиных поможет ответить на вопрос, который так часто задают родители: «Как заставить ребенка заниматься?» На самом деле ничего сложного нет. Нужно просто создать ребенку такую ​​ситуацию, в которой условия развития опережают сам процесс развития. Например, не стоит давать ребенку игрушки, соответствующие его возрасту. Будет лучше, если вы дадите ему игры, которые больше подходят для детей постарше. Тогда мозг вашего сына или дочери будет работать в ускоренном режиме. С младенчества дети идут к тому, что им пока не понятно, но интересно. Поэтому необходимо создать условия, при которых ребенок будет постоянно узнавать что-то новое.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА ПО МЕТОДИКЕ НИКИТИНЫХ
Никитины уделяли большое внимание вопросу физического развития своих детей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *