Кадетские классы в школе: Как устроены кадетские классы и зачем они нужны — Сноб

Как устроены кадетские классы и зачем они нужны — Сноб

Кадеты существуют в России с XVIII века. Современные адепты этой формы обучения убеждены, что кадетская жизнь с юных лет дисциплинирует и приучает к самостоятельности. А с недавних пор российские кадеты-выпускники могут рассчитывать на дополнительные баллы при поступлении в ведущие вузы страны. Константин Кринский провел один день в школе №2036, чтобы взглянуть на кадетский класс изнутри

Фото: Полина Зиммерман

Лайт-версия кадетского корпуса

Существует три типа кадетских организаций: основной, специальный и общеобразовательный.

Основной тип — это закрытые учреждения с полным пансионом (5–11-й классы), они курируются силовыми ведомствами. Это Суворовские военные училища, Нахимовские военно-морские училища и некоторые другие.

Специальный тип — это также закрытые школы (10–11-й классы), которые действуют при ведомственных вузах, например, Кадетский корпус при Военной академии связи им. С. М. Буденного.

Кадетские классы в школе №2036 относятся к третьему, общеобразовательному типу. Их курирует Департамент образования и науки Москвы, дети в них учатся с 5-го по 11-й класс.

Кадетские классы похожи на лайт-версию кадетских корпусов. В середине нулевых я пять лет провел в Московском казачьем кадетском корпусе им. М. А. Шолохова (сейчас — Президентское кадетское училище им. М. А. Шолохова войск Национальной гвардии РФ). Это заведение закрытого типа — за периметр только по увольнительной или на выходные, каждый вечер домой никто не уходит.

В кадетских классах, по сравнению с корпусами, у детей больше свободы, и, наверное, поэтому они чаще улыбаются. Также сказывается близость к дому и соседство с обычными школьниками. Ведь адаптация к жизни без родителей для многих проходит болезненно. Каждый понедельник у нас рядом с КПП дети стояли в слезах, умоляли не оставлять их еще на неделю. Не потому что плохо, а потому что скучают. В кадетских классах такая ситуация невозможна, поэтому спокойны все: и дети, и родители, и преподаватели.  

Служение отечеству — понятие широкое

Первый кадетский класс в школе №2036 набрали 1 сентября 2014 года. А в этом году состоялся первый выпуск — 26 человек. В настоящее время в школе учится 244 кадета. С ними занимаются шесть офицеров-воспитателей.

По словам полковника Родненко, который работает здесь со дня образования кадетских классов, кадеты выгодно отличаются от других учащихся тем, что они более организованны, собранны, дисциплинированны.

Родителей, желающих отдать ребенка в кадетский класс, немало, сегодня конкурс — три человека на место. Родителей можно понять: кадеты находятся в школе с утра до вечера, здесь же делают домашние задания, а не слоняются без дела по дворам. По распорядку дня с утра у них предметы обязательной программы, а с 15:00 до 18:00 — программы дополнительного образования, например, военное дело.

Кстати говоря, учеба в кадетском классе не предполагает автоматически дальнейшую военную службу. «Цель кадетского образования — подготовка ребят к служению отечеству как на гражданском, так и на военном поприще. В этом году где-то 20% выпускников поступили в военные вузы», — говорит полковник Родненко.

«Между кадетами и обычными школьниками нет разногласий. Дети дружат, общаются и не теряют друг друга, даже если раньше учились в одном классе, а теперь — в разных, — рассказывает замдиректора школы Алла Глянцева. — В седьмом классе ребенок выбирает направление: математический или кадетский класс. В девятом классе ребята еще раз выбирают, это уже профильная школа: у нас есть медицинский класс, инженерный, педагогический, IT-класс, гуманитарный и социально-экономический. Так что ребята в любом случае делятся на группы по интересам и дальнейшим специальностям». 

Что кадеты говорят о себе

Даниил Ильинский:

У меня прадед — военный, хотел взять с него пример. Я хочу потом в летное училище поступить. Кадетский класс поможет к этому стремиться, плюс родители гордятся, и у нас нашлось больше тем для разговоров. 

Данил Нестеров:

Минус — отсутствие свободного времени, его почти нет. Мои друзья меня практически потеряли, я пропадаю в школе все время. 

Екатерина Бутягина:

С поступлением в кадетский класс учиться стало тяжелее, меньше свободного времени. Поначалу было сложно перестроиться. После шести лет в обычном классе к дисциплине привыкаешь не сразу. Но сейчас все в порядке. Мои друзья не как у Дани. Они встречают меня у ворот школы. Все круто! Они завидуют мне, потому что кадеты куда-то ездят, а они сидят дома. 

Анастасия Михайлова:

Мои друзья против кадетских классов. Они считают это нудным и скучным. Но у нас очень дружный класс, мы даже вместе ездили в поход. 

Анастасия Калашникова:

Форма иногда надоедает. В спортивном костюме или джинсах однозначно удобнее и комфортнее. Мы же честно отвечаем? Но, будь передо мной сейчас золотая рыбка, я бы ничего не поменяла в кадетском образовании. 

Фото: Полина Зиммерман

Как попасть в кадетский класс

Чтобы попасть в кадетский класс, нужно хорошо сдать обязательное тестирование по русскому и английскому языку и по математике, а также получить заключение педиатра о хорошем физическом развитии. Физкультурных нормативов пока нет (в школе №2036), но со следующего года их планируют ввести. Значки ГТО будут плюсом при поступлении.

Бонус при поступлении в вуз 

В 11-м классе кадеты сдают экзамен по предпрофессиональной военной подготовке. Проходной минимум — 61 балл из 100. В зависимости от набранных баллов кадет получает до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ при поступлении в 38 вузов России. Кроме военных вузов это МГУ, МГИМО, РГГУ, НИУ «Высшая школа экономики» и другие ведущие университеты страны.

Кадетские классы: дети в форме — Учёба.ру

В первый день нового учебного года многие обратили внимание на то, что среди разноцветно одетых шумных школьников на линейке появились дети в черной военной форме, с аксельбантами и красными погонами, на которых написаны две буквы «КК», они пришли строем и вели себя непривычно дисциплинировано. Кадетские классы и школы были, конечно, и до этого года, но не в таком количестве. По данным Минобрнауки России, их число за последний год возросло в полтора раза. Только в Москве в этом учебном году специальные классы были открыты в 116 школах, и, как говорят, попасть туда не так и просто — несмотря на то, что нагрузка в таких классах гораздо выше, чем в общеобразовательных, и учебный день длится до вечера: после уроков кадеты чеканят шаг, занимаются спортом, стреляют в тире и учатся вальсировать. Неужели среди подрастающего поколения началась мода на военных?

Для того чтобы разобраться, что такое кадетское образование и зачем туда отдавать ребенка, важно понять, что существуют разные формы кадетства. Первый тип — это кадетские корпуса, которые подчиняются Министерству обороны. Учреждения этого типа подразумевают полный пансион, домой ребенок может попасть только в увольнительные, а в основе учебной программы — приказы Министерства обороны. Как правило, обучение здесь раздельное. Самые классические примеры — Суворовское училище или Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны РФ». Второй тип — кадетские школы, которые подчиняются департаменту образования, то есть, по сути, общеобразовательные учреждения, где дети наряду с общими предметами изучают дополнительные предметы военной подготовки. Они носят специальную форму и живут по определенному распорядку. В таких школах может быть интернатная система проживания, а дети могут приходить каждый день домой. Такие школы бывают смешанные, а бывают раздельные. Набор туда ведется в 1-й или 5-й класс.

А вот кадетские классы в обычной школе, которые в этом году выросли как грибы, — это явление совершенно новое. Идея создать специализированные военные классы возникла в 2014 году, к празднованию 70-летия Победы. Годовщину победы отметили, а идея эта не только не изжила себя, но и, как мы видим, нашла горячую поддержку и у школьного руководства, и у родителей, и у детей. Чтобы открыть кадетский класс, школа должна подать заявку и получить одобрение от департамента образования. Для этого должно быть соблюдено множество условий: «Во-первых, в параллели седьмых классов должно быть, как минимум, три общеобразовательных класса, помимо кадетского. Обязательно наличие определенного материально-технического оснащения: большие спортивные залы, тренажерный зал, танцевальный зал, полоса препятствий, тир, кабинет ОБЖ и так далее», — рассказывает Наталия Зиновьева, директор московской школы № 2100, где кадетский класс появился одним из первых в Москве. По наблюдениям педагога, попадая в кадетский класс, дети меняются: «Форма обязывает, звание кадета обязывает», причем это дисциплинирует не только их самих, но и других детей в школе. «Когда они видят дисциплинированных подростков, и сами подтягиваются».

Как правило, набор в кадеты ведется с 7 класса, но есть школы, где кадетское образование начинается еще в 5 классе. Классы бывают смешанные, а бывают только для мальчиков или для девочек. Для того чтобы стать кадетом, ребенок должен быть здоров и неплохо учиться — нагрузки в классах огромные, и физические, и образовательные.

Главный упор в кадетских классах делается на историю — углубленное изучение этого предмета обязательно. Что дальше, зависит от школы. Но как правило, это математика, физика, обществознание и иностранный язык. Важное отличие кадетского класса от обычного в том, что учеба здесь длится до самого вечера — после уроков кадеты строем идут в столовую (где им положена увеличенная порция обеда и полдник), а потом на строевую подготовку. Отчеканив шаг, взвод (именно так, а не класс, и руководит им не староста, а командир) идет на самбо, потом на танцы, потом, например, на курсы военных переводчиков, а потом еще и стрелять в тире. И только получив команду «вольно, разойдись», уходят из школы. Домой, как правило, кадеты попадают не раньше 7 вечера. Кроме того, постоянно участвуют в общегородских патриотических акциях, а патриотические мероприятия нынче случаются нередко.

Понятно, что такая жизнь подходит далеко не каждому ребенку и не каждой семье. И дело тут даже не в нагрузках, а в том, что, учась в обычной школе, дети живут, практически, военной жизнью. Кадеты всегда ходят в форме: хоть ее и разработано три комплекта — повседневная, парадная и полевая, — но все равно это строгая униформа, исключающая любые проявления индивидуального стиля. Родители пишут на форумах, что даже обувь, как правило, покупают черную, одинаковую для всего класса. Во-вторых, всюду ходят строем: их день начинается с построения и заканчивается строевой подготовкой.

Но главное, военное воспитание — это особый вид мышления. Есть шанс, что добившись успеха в строевой подготовке, ребенок перестанет находить общий язык со сверстниками, да и с семьей.

Тем не менее недостатка в желающих попасть в кадетские классы нет. Правда, как правило, такое решение принимают родители. И происходит это по нескольким причинам. Во-первых, если есть цель и дальше получать военное образование, но нет достаточной мотивации, чтобы бросать общеобразовательную школу и переходить в кадетский корпус. Во-вторых, кадетские классы выбирают семьи, которые хотят, чтобы их дети воспитывались в патриотическом ключе, и те, кто мечтает о «мужском воспитании». Вот, например, что пишет на родительском форуме мама, отдавшая своего сына-семиклассника в кадеты: «У нас такой конкурс был огромный. Все хотят, чтоб из мальчиков мужчину сделали, чтоб маменькиным сынком не стал, дисциплину привили».

В-третьих, в кадетский класс с его строгой дисциплиной идут дети, которые сами привыкли к порядку, и обычная школьная атмосфера им мешает. «Я тоже думаю о том, чтобы перевести сына в кадетский класс, — рассказывает Ольга про своего сына, который сейчас учится в обычном 4-м классе. — У меня мальчик усидчивый, правильный, а другие дети — хулиганы. Хочу, чтобы не было дурного влияния».

Ну и, наконец, обратный случай — самый парадоксальный, но при этом самый распространенный тип кандидата в кадетский класс — ребенок, которому нужны строгие рамки и контроль. «Моему мальчику нужна строгая дисциплина. Мы работаем целый день, не можем его контролировать, а он приходит из школы и целый день слоняется по улице или играет в компьютер. А здесь я знаю, что он целый день под присмотром и занимается делом».

кадетов в школе | Национальная штаб-квартира гражданского воздушного патруля

Миссия кадетской программы гражданского воздушного патруля состоит в том, чтобы превратить молодежь в динамичных американцев и лидеров аэрокосмической отрасли. Программа «Кадеты в школе» привносит преимущества учебной программы CAP по воспитанию характера, фитнесу, лидерству и аэрокосмической отрасли в средние и старшие классы в качестве еженедельной внеклассной программы.

Ознакомьтесь с нашим обзором программы для преподавателей.

CAP предлагает школам захватывающую форму воспитания характера, которая использует энтузиазм учащихся в отношении авиации, космоса и технологий в качестве мотиватора. Средние школы обнаруживают, что трудности кадетской жизни обеспечивают структуру, в которой нуждаются младшие подростки.


Принадлежность к ВВС
Курсанты никогда не обязаны служить в армии, и CAP не пытается набирать курсантов в вооруженные силы. Тем не менее, форма, военные обычаи и знаки внимания, муштра и церемонии являются важными чертами кадетской жизни, которые способствуют индивидуальной самодисциплине. Более того, 10% курсантов Военно-воздушной академии начали обучение в CAP.

Junior ROTC Connection
Программа CAP «Кадеты в школе» дополняет возможности JROTC. CAP особенно подходит для средних школ, учащиеся которых переходят в средние школы, в которых проводятся программы JROTC. CAP также может быть реализован в кампусах средних школ и является возможным вариантом для школ, где JROTC недоступен. Эти две программы дополняют друг друга. См. краткий обзор документа для сравнения.

Повышение квалификации кадетов
Программа кадетов представляет собой программу самостоятельного обучения, состоящую из шестнадцати достижений. Кадеты выполняют одно задание в каждом элементе кадетской жизни — лидерство, аэрокосмическая промышленность, фитнес и характер — во время каждого достижения. В программе есть определенная степень академической строгости; кадеты изучают свои учебники и должны сдать письменные тесты, чтобы продвинуться вперед. Попутно кадеты продвигаются по службе, получают новые руководящие обязанности и получают награды.

Повышение ценности школы
Некоторые из преимуществ, которые получают учащиеся и школы, сотрудничая с CAP, включают:

Учащиеся Школа
Развитие лидерских качеств

Укрепляет дисциплину учащихся

Испытайте острые ощущения от полета Уменьшает число рефералов
Пробный полет потенциальной карьеры Предлагает альтернативу наркотикам и насилию
Зарабатывайте звание и награды Повышает посещаемость благодаря высокому моральному духу учащихся
Право на получение стипендии колледжа Приобретает новые возможности для взаимного наставничества
Укрепить свой моральный облик Улучшает участие учащихся в общественных работах
Заводите друзей и веселитесь Обеспечивает содержательную внеклассную деятельность*
* Некоторые школы предпочитают проводить кадетскую программу CAP в качестве школьного факультативного класса. Национальная штаб-квартира CAP призывает новые школы работать в качестве внеклассной программы.

Классные ресурсы

  • Лидерство
    • Учись лидировать, тома 1-4
    • Планы уроков «Учись руководить» — том 1
    • Планы уроков «Учись руководить» — том 2
    • Учебное пособие «Учись руководить»
    • Руководство по обучению лидерству
    • Научитесь проводить тесты сверла
  • Аэрокосмическая отрасль
    • Модули Aerospace Dimensions (доступны в электронных службах)
    • Руководство руководителя Aerospace Dimensions
    • Учебник Aerospace Journey of Flight (доступен в электронных службах)
    • Пособие для преподавателей Aerospace Journey of Flight
    • Превосходство в аэрокосмическом образовании (AEX)
    • Модель Ракетная
  • Символ
    • Ресурсы персонажей-кадетов
    • Руководство по совершенствованию деятельности по снижению спроса на наркотики
  • Физическая культура
    • Фитнес-программа Active Cadet
    • Руководство по фитнесу CAPP 60-50 Active Cadet
  • Прочее
    • Ориентационная программа для кадетов Great Start
    • План обучения эскадрильи
    • Программы для кадетов Super Chart
    • Руководство для родителей по программе CAP Cadet

Контактное лицо школьных программ CAP

Свяжитесь Джоанна Ли для получения дополнительной информации.

 

Учителя-кадеты

Программа учителей-кадетов Северной Каролины — это государственная программа найма учителей и лидерства, предназначенная для создания потока учащихся, которые станут учителями следующего поколения, а учитывают разнообразный демографический состав. студентов обслужили . Учитель-кадет — это решение проблемы нехватки учителей и педагогов, которые отражают демографические характеристики учащихся, что приводит к повышению успеваемости учащихся, выпуску и подготовке к карьере.

Программа для кадетов учителей Северной Каролины началась в 1997 году и доказала свою эффективность в повышении интереса учащихся к профессии учителя с долгосрочным акцентом на «выращивание собственных» учителей.

Учебная программа курса для учителей-кадетов Северной Каролины принадлежит, администрируется, написана и защищена авторскими правами Фонда Северной Каролины для детей государственных школ. Фонд устанавливает параметры и направление проведения курсов. Учебная программа является бесплатной для государственных школ, которые следуют директивам, в том числе о том, как может использоваться учебная программа.

КОДЫ КУРСА:  Учебная программа (c) для преподавателей-кадетов Северной Каролины предназначена для курсов старших классов с использованием только кодов курсов для преподавателей-кадетов DPI:
TC I — 96042XO / Honors- 96045XO
TC II — 96062XO / Honors- 960609XO TC III — 96065x0c3
TC IV — 96065x0c4

Community College — Учебная программа для учителей-кадетов Северной Каролины (c) недоступна для курсов муниципальных колледжей. Программа представляет собой учебную программу для государственных школ Северной Каролины и служит им.

CTE — Учебная программа для преподавателей-кадетов Северной Каролины (c) не предоставляется преподавателям CTE или в настоящее время должна преподаваться как курс CTE.

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ

Учитель-кадет реализуется в сотрудничестве с округами государственных школ в Северной Каролине.

Предлагаемый как курс с отличием в большинстве LEA, учебная программа курса ориентирована на младших и старших школьников в системе государственных школ Северной Каролины. Используя философию «Вырасти сами», курс развивает будущих педагогов в тот момент их жизни, когда они активно изучают выбор карьеры.

Используя учебную программу, включающую практические методы обучения и полевой опыт, программа представляет собой структурированный курс обучения, который дает учащимся позитивный и реалистичный взгляд на профессию в сфере образования. Что наиболее важно, программа побуждает старшеклассников учиться в колледже и, в конечном итоге, преподавать в государственных школах Северной Каролины. Учебная программа содержит содержание, охватывающее от одного до четырех семестров, хотя в большинстве школ учителя I и II устанавливаются в течение двух семестров. В большинстве школ курсы кадетов-учителей предлагаются как классы с отличием.

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Учебная программа для кадетов-учителей написана и пересмотрена группой высококвалифицированных учителей государственных школ, имеющих лицензию Северной Каролины, известной как Совет кадетов-учителей. В самом последнем издании «Пересмотренная таксономия Блума» используется во всех планах уроков в формате, который поощряет признание и использование навыков мышления более высокого порядка. Учебная программа доступна как в печатном, так и в электронном виде и выдается учителям после успешного завершения 14-часового учебного семинара, которые соблюдают и подписывают контракт о соблюдении директив Фонда.

Учебная программа знакомит учащихся с наукой обучения, ролью учащегося, профессиональными ожиданиями и обязанностями учителя, а также представляет глобальную перспективу образовательных систем прошлого, настоящего и будущего. Учебная программа основана на деятельности и использует наблюдения и размышления, выбор учащихся, проекты, индивидуальные контракты и исследования для эффективного вовлечения учащихся в процесс обучения. Учебная программа также учит основным понятиям человеческого роста и развития, текущим исследованиям и практике в области образования, истории образования и развитию профессии педагога. Включена информация об исследованиях мозга, передовом опыте и раздел с советами от действующих инструкторов-кадетов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЛИДЕРСТВА

Миссия Учителя-кадета состоит не только в том, чтобы создать список будущих учителей, но и в том, чтобы создать коалицию государственных защитников и лидеров государственного образования. В 2014 году был запущен компонент «Лидерство штата среди преподавателей-кадетов», который инициирует инициативы по установлению контактов и созданию сетей для студентов-кадетов по всему штату посредством мероприятий и социальных сетей.

Конференция штата: Ежегодное долгожданное мероприятие для кадетов проводится в течение двух дней в столице нашего штата. В состав профессиональной конференции, разработанной студентами и проводимой студентами, входят докладчики, общие и секционные заседания, тимбилдинг и сетевые мероприятия, ярмарка колледжей и развлекательные мероприятия для самых разных личностей. Конференция дает возможность пообщаться со сверстниками, узнать о актуальных темах, изучить возможности колледжа и повеселиться. Для многих учащихся это первый раз, когда они видят «за пределами своего сообщества, округа и школы». Каждая конференция представляет нам студентов, которые никогда не останавливались в отеле, никогда не встречались с представителями колледжа и никогда не ели в ресторане. Многолетние отзывы студентов говорят нам, что конференция стала для многих «моментом озарения» при принятии решения стать учителем.

Преподаватель Кадет Государственные лидеры и Кабинет: Каждый год на конференции исполнительный комитет и кабинет должностных лиц избираются их коллегами. Лидерская группа встречается с исполнительным директором в течение года, чтобы изучить и отточить навыки индивидуального и командного лидерства, сблизиться посредством размышлений и обсуждения необходимого чтения, а также разработать конференцию. Руководители студентов штата планируют и руководят всеми аспектами конференции, начиная с выбора темы, выбора докладчиков, выбора тем секционных заседаний и продвижения мероприятия среди всех курсантов штата.

ПРЕИМУЩЕСТВА

Учащиеся, завершившие программу, развивают страсть к профессии учителя и становятся активными ее сторонниками, привлекая других для прохождения курса. Люди, которые работают в этой программе, увлечены будущим государственного образования в Северной Каролине и вкладывают средства в обеспечение честности и постоянного развития программы.

Сельские и экономически неблагополучные округа сталкиваются с трудностями при наборе и удержании квалифицированных учителей из других округов и штатов. Статистика показывает, что студенты, выросшие в этих районах, с большей вероятностью вернутся к ним после колледжа. Программа «Учитель-кадет» сокращает время и финансовые затраты, связанные с набором и удержанием учителей, а школьные системы могут перенаправлять скудные ресурсы в другие нуждающиеся области. Кроме того, местные учащиеся с местными связями и знанием местных условий легче ассимилируются в школьной среде и обществе в целом. Это приводит к более длительным обязательствам по обучению и, в свою очередь, к более низким затратам на замену. Это беспроигрышный сценарий для школы, учителя и сообщества.

СОТРУДНИКИ И КОНСУЛЬТАНТЫ

Исполнительный директор Фонда штата Северная Каролина для детей государственных школ координирует Программу кадетов-учителей и поддерживается кадетскими учителями. Кадры — это группа из восьми лицензированных учителей государственных школ из разных районов Северной Каролины, которые выступают в качестве консультативного комитета по программе. Эти учителя пишут и пересматривают учебную программу, проводят семинары по учебным программам, оказывают постоянную поддержку учителям-кадетам и классам, а также преподают или преподавали в кадетском классе.

COLLEGE PARTNERSHIPS

Преподаватель-кадет сотрудничает с университетской системой Северной Каролины и другими высшими учебными заведениями в совместных усилиях по подготовке учителей для Северной Каролины. Благодаря партнерским отношениям с колледжами и университетами, которые утвердили образовательные программы, кадеты могут время от времени проходить обучение на уровне колледжей, строить отношения с профессорами и специалистами в области образования из кампусов колледжей, собирать более конкретную информацию о различных предлагаемых программах обучения учителей и приобретать опыт. эти кампусы до того, как они выберут колледж и / или поступят в него. В то время как колледж служит ресурсом для этих средних школ, планируя вспомогательные мероприятия для углубления знаний об образовании, они также строят отношения с будущими учащимися образования. Некоторые университеты предлагают кредитные часы колледжа студентам, которые представляют заполненное портфолио преподавателей-кадетов.

КАК НАЧИНАЕТСЯ МОЯ ШКОЛА?

Для реализации учебного курса по программе «Учитель-кадет» администратор школы выберет лицензированного учителя Северной Каролины для проведения занятий. Перед тем, как начать курс кадетов-учителей, учитель должен пройти двухдневный 14-часовой курс обучения по учебной программе, проводимый Советом кадетов-учителей.

УЧЕБНЫЕ СЕМИНАРЫ

Семинары назначаются по запросу. Стоимость на одного зарегистрировавшегося в среднем составляет 400 долларов США, включая плату за семинар, проживание в гостинице, питание, учебные материалы, блокнот с учебными планами и код доступа к электронному учебному плану.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *