Кризисные периоды развития | Диплом по психологии
Стабильные и кризисные стадии развития
Процесс психологического развития ребенка осуществляется неравномерно. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.
Для стабильных периодов характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии.
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по несколько лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. Возрастной кризис – это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой.
Особенности кризисных периодов
Для кризисных периодов возрастного развития характерны следующие особенности:
- Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии и ребенок резко меняется во многих своих чертах.
- Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение наблюдается в середине кризиса.
- Трудновоспитуемость детей. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями.
Однако у разных детей кризисные периоды проходят по-разному. Поведение одного становится труднопереносимым, а второй почти не меняется, так же тих и послушен. Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. И все же, в любом случае, изменения психологии ребенка происходят. Чтобы их заметить, нужно сравнить ребенка не с ровесником, тяжело переживающим кризис, а с ним самим – таким, каким он был раньше. - Негативный характер развития. Во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. На первый план выдвигаются инволюционные процессы: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Ребенок теряет интересы, еще вчера направлявшие всю его деятельность, отказывается от прежних ценностей и форм отношений. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития. Новообразования, возникшие в бурный, непродолжительный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями и отмирают.
Значение кризисных периодов в развитии ребенка
В возрастной психологии нет единого мнения по поводу места и роли кризисов в психическом развитии ребенка. Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. По Выготскому, возрастной кризис – норма психического развития ребенка. По Леонтьеву кризис – свидетельство не совершившегося своевременно перехода. В работах 40-70х годов ХХ века кризис трактовался как неблагоприятный синдром (трудновоспитуемость) возрастного перехода. Причиной такого поведения является возникшее у ребенка стремление к новому социальному положению. Фрустрация этого стремления – источник трудностей поведения. Психологическая трактовка кризиса свелась к педагогической коррекции. Преодоление трудновоспитуемости достигается при адекватном педагогическом ведении возрастного перехода. Позиция Д.Б. Эльконина: кризис – норма онтогенеза, условие кризиса – расхождение между операциональной и потребностной сторонами деятельности ребенка.
В настоящее время чаще говорят о переломных моментах в развитии ребенка, а собственно кризисные, негативные проявления относят на счет особенностей его воспитания, условий жизни. Близкие взрослые могут эти внешние проявления смягчить или, наоборот, усилить.
Причины возрастных кризисов
Причина кризисов – возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают. Центральное новообразование каждого возрастного периода содержит побудительную силу для дальнейшего развития и становится базой для формирования личности в следующем возрастном периоде. В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новыми потребностями ребенка и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития. Именно в кризисные периоды развития ребенок переходит на качественно новый этап своего развития.
Виды возрастных кризисов
Возрастные кризисы подробно описаны в работах Выготского. Кризисные и стабильные периоды развития чередуются. Поэтому возрастная периодизация Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1-3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3-7 лет) – кризис 7 лет – школьный возраст (7-13 лет) – кризис 13 лет – пубертатный возраст (13-17 лет) – кризис 17 лет.
Кризисные периоды детского возраста — Into-Sana
Понятие «кризис» образовалось от греческого слова «krineo», которое обозначает «поворотный пункт» или «разделение дорог». По мнению психологов, возрастные кризисы — это условное обозначение переходных периодов от одного возрастного этапа к другому. На долю детского периода приходится наибольшее количество таких «переходов», поскольку детство – это динамическое состояние, несущее в себе необходимость перемен. Само понятие «кризис» не имеет негативной окраски, однако такие периоды часто сопровождаются негативными эмоциями со стороны детей и их родителей. В этой статье мы рассмотрим основные кризисные периоды и возможные пути решения сложных ситуаций.
Кризис новорожденности (первые 6-8 недель жизни)
Появление на свет сопровождается для малыша физическими и психологическими трудностями. Новорожденный ребенок пытается адаптироваться к новой окружающей среде, учится согревать себя, принимать и переваривать пищу. Важная роль мамы в этот период – научиться быть максимально чуткой и внимательной. Правильно организованный режим кормления, уход и достаточное пребывание на свежем воздухе поможет ребенку быстрее привыкнуть к этому миру.
Любые перепады настроения родителей, ссоры с близкими людьми, громкие разговоры по телефону или непрерывно включенный телевизор негативно отражаются на малыше.
Большое значение в этот период имеет грудное вскармливание, поскольку в этот момент ребенок получает не только полезную еду, но и душевное общение. Малыш обучается устанавливать эмоциональную связь, отвечать на объятия, проявлять свою радость быстрыми движениями рук и ног (так называемый «комплекс оживления»), улыбаться. Именно появление улыбки, и говорит о переходе к новому периоду.
Кризис раннего детства (12-18 месяцев)
Этот период развития ребенка связан с началом ходьбы, становлением речи и первыми «акциями протеста». Чтобы ребенок хорошо развивался физически необходимо уделять внимание активным играм на воздухе, зарядке и организации свободного пространства для передвижения в домашних условиях. Малыш, который много двигается, реже болеет и активнее развивается умственно по сравнению с ребенком, постоянно сидящим в манеже или пристегнутым в коляске.
Появление первых слов малыша, произносимых осознанно, приводит родителей в восторг. Психологи советуют правильно произносить слова, обращаясь к ребенку, не искажать тон, не подражать детскому произношению, поскольку это может привести к трудностям в развитии правильной речи. В этом же возрасте ребенок проявляет свои первые «волевые» решения. Это могут быть «акции протеста» и противопоставления себя другим. Бороться с крохой бесполезно, ведь именно сейчас он нуждается в безусловной и постоянной родительской любви и поддержке.
Кризис трех лет (2-4 года)
Этот период является наиболее острым, поскольку в этот период происходит осознание собственного «Я», формируется острая потребность действовать самостоятельно. Ребенок говорит «я сам!», становится трудно управляемым и часто повторяет «нет» или «хочу так». Если малыш бросает на пол свои игрушки, громко кричит и топает ногами, не реагирует на просьбы, сердито машет кулаками и плачет без причин – это всегда повод для родителей почитать книги детских психологов с практическими советами по способам решений подобных ситуаций.
В этом возрасте ребенок воспринимает «науку» только в игровой форме. По этой причине важно уделять большое внимание правильному выбору игр, которые должны соответствовать возрасту ребенка, носить развивающий характер, обладать способностью переключать внимание «подрастающей личности».
Необходимо набраться терпения и быть последовательным в своих словах и действиях. Родителям нужно договориться, что они могут разрешить ребенку, а что категорически «нельзя». Неправильным является поведение родителей, при котором малыш получает то, что он хотел, если он сильно плакал или кричал, и нервы мамы «сдали». Это быстро закрепляет плохую привычку всего добиваться криком. Важно помнить, что эмоциональное восприятие ребенка обогащается, поэтому чрезмерные раздражители, например, компьютерные игры, игровые автоматы, просмотр фильмов на большом экране негативно влияют на психику ребенка, и могут привести к нарушениям сна и здоровья.
Кризис 6-8 лет
Это период интенсивного физического роста, совершенствования тонкой моторики рук, развития ряда сложных нервно-психических функций. В это время ребенок становится школьником. Если малыш не посещал детский сад, для него возникает двойная нагрузка – адаптация к коллективу и учебному процессу. Ребенок может отказываться вставать по утрам, подчиняться дисциплине, забывать задания. Задача родителей правильно подготовить малыша к этому периоду. Научить складывать свои вещи и самостоятельно одеваться. Создать спокойную благожелательную атмосферу во время выполнения домашних заданий. Не стоит предъявлять непосильных требований и наказывать за грязь в тетради или невыученный урок. Терпение и помощь родителей позволят ребенку легче усвоить учебный материал.
Пубертатный кризис (12-14 лет)
В этот период происходят глубокие изменения в физиологии, интеллекте и способностях, в качестве отношений со взрослыми и сверстниками. У подростка усиливается стремление быть взрослым, а родители продолжают видеть в нем ребенка, что часто порождает семейные конфликты. Стремление к самостоятельности, независимости от взрослых, потребность в самоутверждении нередко толкают подростка на рискованные поступки. Этот период – самый сложный из всех и требует максимального внимания родителей к внутренним переживаниям своего ребенка. Очень важно родителям установить доверительные отношения и не навязывать свое безапелляционное мнение. Регулярные занятия спортом, танцами, музыкой и другими полезными увлечениями позволяют структурировать свободное время подростка, уберечь его от времяпрепровождения в сомнительных компаниях.
Подход к данному вопросу очень хорошо сформулирован известным педагогом Марией Монтессори: «Свободы у ребенка должно быть ровно столько, чтобы он знал, что с ней делать».
Возрастные кризисы необходимы и неизбежны. Через них проходит каждый из нас, только сроки их наступления у каждого свои. Важно помнить, что дети учатся тому, что видят, а не тому, чему их учат. И в первую очередь ребенок перенимает жизненные принципы и нормы поведения у людей, имеющих наибольший для них авторитет – у своих родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши дети были собранными, уравновешенными, талантливыми, хорошо учились и убирали за собой – будьте такими сами, и они обязательно этому научатся!
Восемь психосоциальных кризисов Эриксона – основы образовательных технологий
Социальное развитие относится к долгосрочным изменениям в отношениях и взаимодействиях с участием себя, сверстников и семьи. Он включает в себя как положительные изменения, такие как развитие дружеских отношений, так и отрицательные изменения, такие как агрессия или запугивание. Одна из самых известных теорий социального развития — «Восемь психосоциальных кризисов» Эрика Эриксона. Как и Пиаже, Эриксон разработал теорию социального развития, которая опирается на стадии, за исключением того, что Эриксон рассматривал стадии как серию психологических или социальных (или психосоциальных) кризисов — поворотных моментов в отношениях человека и его чувствах к себе. Каждый кризис состоит из дилеммы или выбора, который несет в себе как преимущества, так и риски, но в котором один выбор или альтернатива обычно считается более желательной или «здоровой».
То, как разрешается один кризис, влияет на то, как будут разрешаться последующие кризисы. Разрешение каждого кризиса также помогает создать развивающуюся личность человека. Эриксон предложил восемь кризисов, которые продолжаются от рождения до старости. Четыре стадии происходят в школьные годы, и здесь им уделяется особое внимание, но также полезно знать, какие кризисы, как считается, наступают как до, так и после кризисов в школьные годы.
Восемь психосоциальных кризисов по Эриксону
Психосоциальный кризис | Приблизительный возраст | Описание |
Доверие и недоверие | От рождения до года | Развитие доверия между опекуном и ребенком |
Автономия и стыд | Возраст 1-3 | Развитие контроля над функциями и деятельностью организма |
Инициатива и вина | Возраст 3-6 лет | Проверка пределов самоутверждения и целеустремленности |
Трудолюбие и неполноценность | Возраст 6-12 лет | Развитие чувства мастерства и компетентности |
Идентичность и смешение ролей | Возраст 12-19 лет | Развитие идентичности и признание идентичности другими |
Близость и изоляция | Возраст 19-25+ | Формирование интимных отношений и обязательств |
Генерация и застой | Возраст 25-50+ | Развитие творческой или производственной деятельности, способствующей развитию будущих поколений |
Целостность и отчаяние | Возраст 50+ | Принятие истории личной жизни и прощение себя и других |
Кризисы младенцев и дошкольников: доверие, автономия и инициатива
Почти со дня рождения младенцы сталкиваются с кризисом (в понимании Эриксона) доверия и недоверия. Они наиболее счастливы, если могут есть, спать и испражняться в соответствии со своим физиологическим графиком, независимо от того, удобен ли их график для лица, осуществляющего уход. Однако, к сожалению, маленький младенец не в состоянии контролировать или влиять на составление графика потребностей опекунами, поэтому ребенок сталкивается с дилеммой о том, насколько доверять или не доверять услужливости опекуна. Это как если бы ребенок спрашивал: «Если я сейчас потребую еды (или сна, или чистого подгузника и т. д.), сможет ли моя мама действительно помочь мне удовлетворить эту потребность?» Будем надеяться, что опекун и ребенок решают этот выбор между ними двумя в пользу доверия ребенка: опекун оказывается, по крайней мере, «достаточно хорош» в внимательности, и ребенок рискует довериться мотивации и навыкам опекуна.
Однако почти сразу после разрешения этого кризиса возникает новый, связанный с проблемой автономии и стыда. Ребенок (теперь он совсем малыш) теперь может доверять своему опекуну, но само это доверие способствует желанию утвердить автономию, заботясь об основных личных потребностях, таких как кормление, туалет или одевание. Однако, учитывая отсутствие у ребенка опыта в этих видах деятельности, уход за собой поначалу сопряжен с риском — малыш может есть (или пользоваться туалетом, или одеваться и т. д.) неуклюже и неэффективно. Таким образом, опекун ребенка рискует чрезмерно защитить ребенка и без необходимости критиковать его ранние усилия, тем самым вызывая у ребенка чувство стыда даже за попытку. Будем надеяться, что, как и в случае с предыдущим кризисом доверия, новый кризис разрешится в пользу автономии благодаря совместным усилиям ребенка по утверждению независимости и опекуна по поддержке усилий ребенка.
В конце концов, примерно в то время, когда ребенок достигает дошкольного возраста, автономия, проявленная в предыдущий период, становится более сложной, расширенной и сосредоточенной на объектах и людях, отличных от ребенка, и его основных физических потребностях. Ребенок в детском саду, например, теперь может взять на себя обязательство построить «самый большой город в мире» из всех доступных блоков, даже если другие дети хотят некоторые из блоков для себя. Планы и желания ребенка создают новый кризис инициативы и вины, потому что ребенок вскоре осознает, что действие в соответствии с импульсами или желаниями иногда может иметь негативные последствия для других — большее количество блоков для одного ребенка может означать меньше для другого. Как и в случае кризиса автономии, опекуны должны поддерживать инициативы ребенка, когда это возможно, но они также должны следить за тем, чтобы ребенок не чувствовал себя виноватым за желание иметь или делать что-то, что влияет на благополучие других. Ограничивая поведение там, где это необходимо, но не ограничивая внутренние чувства, лица, осуществляющие уход, будут поддерживать развитие устойчивой способности проявлять инициативу. В терминах Эриксона кризис разрешается в пользу инициативы.
Несмотря на то, что только последний из этих трех кризисов совпадает со школьными годами, все три относятся к проблемам, с которыми сталкиваются ученики любого возраста и даже их учителя. Например, ребенок или юноша, изначально недоверчивый, испытывает серьезные проблемы со школьной жизнью. Если вы студент, для вашего выживания в долгосрочной перспективе важно верить, что учителя и школьные чиновники заботятся о ваших интересах и что они не навязывают задания или не устанавливают правила безвозмездно. Несмотря на то, что учащиеся уже не младенцы, учителя функционируют подобно заботливым родителям Эриксона в том смысле, что им нужно доказать, что они достойны доверия учащихся своей первоначальной гибкостью и внимательностью.
Параллели с классной комнатой также существуют для кризисов автономии и инициативы. Чтобы учиться эффективно, учащиеся должны делать выбор и предпринимать академические инициативы, по крайней мере, время от времени, даже если не каждый выбор или инициатива могут быть практичными или желательными. Учителя, со своей стороны, должны сделать правильный выбор и инициативы возможными и воздерживаться от критики, даже случайной, выбора или намерения, стоящего за инициативой, даже если учитель про себя считает, что она «обречена на провал». Поддержка выбора и инициативы должна быть сосредоточена на предоставлении ресурсов и направлении усилий учащегося к более вероятному успеху. Таким образом, учителя действуют как родители малышей и дошкольников в теории развития Эриксона, независимо от возраста их учеников.
Кризис детства: трудолюбие и неполноценность
Попав в начальную школу, ребенок впервые сталкивается с необходимостью стать компетентным и достойным в глазах всего мира, а точнее в глазах одноклассников и учителей. Чтобы заслужить их уважение, он или она должны развивать навыки, которые требуют постоянных и до некоторой степени сосредоточенных усилий. Вызов порождает кризис трудолюбия и неполноценности. Например, чтобы заслужить уважение учителей, ребенок должен научиться читать и вести себя как «настоящий ученик». Чтобы его уважали сверстники, он должен научиться сотрудничать и быть дружелюбным, среди прочего. Работа над этими навыками и качествами сопряжена с риском, потому что с ними нельзя заранее гарантировать успех. Следовательно, если ребенок преуспевает, он или она испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы и усвоенных навыков — чувство, которое Эриксон назвал трудолюбием. В противном случае, однако, ребенок рискует чувствовать длительную неполноценность по сравнению с другими. Таким образом, учителя играют прямую и явную роль в том, чтобы помочь учащимся разрешить этот кризис в пользу промышленности или успеха.
Они могут ставить перед учащимися реалистичные академические цели, ведущие к успеху, а затем предоставлять материалы и помощь учащимся в достижении их целей. Учителя также могут выражать свою уверенность в том, что учащиеся действительно могут достичь своих целей, если и когда учащиеся разочаровываются, и избегать намеков (даже случайных), что учащийся просто «неудачник». Как это ни парадоксально, эти стратегии будут работать лучше всего, если учитель также будет терпим к несовершенной успеваемости учеников. Слишком большое внимание к совершенству может подорвать уверенность некоторых студентов, способствуя тому, что Эриксон называл неполноценностью, из-за того, что академические цели кажутся недостижимыми.
Кризис подросткового возраста: путаница в идентичности и роли
По мере того, как дети развивают стойкие таланты и взгляды в результате кризиса производства, они начинают сталкиваться с новым вопросом: во что в сумме складываются все таланты и взгляды? Кто является «я», включенным в этот профиль качеств? Эти вопросы — кризис идентичности и смешение ролей. Определение идентичности более рискованно, чем может показаться, потому что некоторые таланты и взгляды могут быть плохо развиты, а некоторые могут быть даже нежелательными в глазах других. Чтобы еще больше усложнить проблему, некоторые ценные таланты и взгляды могут ускользнуть от внимания окружающих. Конфликты в разрешении кризиса идентичности и смешения ролей могут привести к личному непониманию своих взглядов и талантов или путанице в отношении того, кем другие ожидают, что этот человек будет. С точки зрения Эриксона, результатом является смешение ролей.
Учителя могут свести к минимуму смешение ролей несколькими способами. Один из них — предлагать учащимся разнообразные образцы для подражания, например, определяя образцы в материалах для чтения учащихся или приглашая в школу разных гостей. Суть этих стратегий состоит в том, чтобы выразить ключевую идею: существует много разных способов добиться уважения, успеха и удовлетворения жизнью. Еще один способ поддержать развитие идентичности учащихся — быть внимательными к замешательству учащихся в отношении своего будущего и направлять их к консультантам или другим службам за пределами школы, которые могут помочь разобраться в этом. Еще одна стратегия заключается в том, чтобы терпеть изменения в целях и приоритетах учащихся, например, внезапные изменения во внеклассной деятельности или в личных планах после выпуска. Поскольку учащиеся все еще «примеряют» на себя разные роли, препятствование экспериментированию может быть не в их интересах.
Кризисы взрослой жизни: близость, продуктивность и честность
Согласно Эриксону, после школьных лет люди продолжают психосоциальное развитие, сталкиваясь с дополнительными кризисами. Молодые люди, например, сталкиваются с кризисом близости и изоляции. Этот кризис связан с риском установления близких отношений с избранным числом других людей. Независимо от того, являются ли отношения гетеросексуальными, гомосексуальными или вообще несексуальными, их определяющими качествами являются глубина и устойчивость. Без них человек рискует почувствовать себя изолированным.
Однако, если предположить, что человек разрешает этот кризис в пользу близости, он или она сталкивается с кризисом продуктивности и стагнации. Этот кризис характерен для большей части взрослой жизни, и поэтому неудивительно, что речь идет о заботе или внесении вклада в общество, особенно в его молодые поколения. Генеративность — это сделать жизнь продуктивной и творческой, чтобы она была важна для других. Одним из очевидных способов достичь этого чувства для некоторых является воспитание детей, но есть и много других способов внести свой вклад в благополучие других.
Кризисы развития | Сообщество Монтессори
Многое из того, что взрослые в среде Монтессори (дома или в школе) должны делать для детей, связано с кризисами развития в младенчестве. Доктор Сильвана Монтанаро описывает эти кризисы в своей книге «Понимание человека». Она объясняет, что если ребенок переживает полное разрешение каждого из этих кризисов, то он должен выйти из периода младенчества (первые три года жизни) с базовым уровнем доверия к миру, к себе и к своей способности функционировать как компетентные и достойные участники общественной жизни.
Родителям маленьких детей важно знать, что такое кризисы, когда они возникают, характеристики каждого кризиса, а также, что наиболее важно, как адекватно помочь ребенку пройти через каждую стадию и перейти к следующей фазе. развития.
Очень важно понимать, что, хотя мы, взрослые, можем иметь негативный оттенок, связанный со словом «кризис», в период младенчества оно представляет очень позитивную возможность для роста и развития ребенка, если его поддерживать в порядке, соответствующем. Каждый кризис также можно рассматривать с точки зрения разделения, что также имеет негативный оттенок для взрослого. Джуди Орион, педагог-педагог Монтессори для младенцев, говорит, что «когда мы говорим о разлуке и привязанности, мы рассматриваем разлуку как негативную вещь: мы что-то теряем. В привязанности мы видим положительный момент: мы что-то приобретаем. Когда мы говорим об этапах разделения и привязанности, мы должны признать, что когда ребенку нужно отделиться от чего-то, это то, что ему больше не нужно для роста.
Первая разлука, которую совершает ребенок, — это разлука с утробой.
Рождение
Это кризис рождения. Хотя матка является идеальной средой, она может удовлетворять потребности ребенка только в течение короткого периода времени, а затем уже не может удовлетворять его развивающиеся потребности. Рождение — это физическое отделение от матери. Младенец, когда-то отделенный от матери, должен установить привязанность к внешнему миру, которая заменяет связь, которую он имел с матерью в утробе матери. Первоначально мать является репрезентацией «мира» для новорожденного. Младенец привязывается к новому миру, в котором он оказался, через мать, ее руки и отношения, складывающиеся во время кормления. Этот первый период привязанности называется симбиотическим периодом и длится первые 6–8 недель после рождения. С психологической точки зрения это принципиально критическое время для развития младенца.
Мать может облегчить разрешение кризиса рождения и последующую привязанность к внешней матери, создав домашнюю среду, в которой их общее время в первые недели жизни защищено и отделено от внешнего мира. Роль отца или другого значимого взрослого здесь особенно важна, поскольку они могут действовать как привратник для семьи и защищать хрупкие отношения, которые строятся между новорожденным ребенком и матерью. В это время мать должна быть в свободном доступе для младенца и должна незамедлительно реагировать на любые крики или сигналы дискомфорта и нужды со стороны своего ребенка. Ребенка нельзя брать на руки без необходимости или передавать от человека к человеку, но ему следует предоставить период, в течение которого он может привыкнуть к новым ощущениям своего тела, кожи и осязания.
Отлучение от груди
Следующая возможность отделения обычно возникает в чувствительный период перед отъемом. Кризис отлучения от груди обычно начинается, когда у ребенка появляются признаки готовности к приобщению к твердой пище. Обычно это возраст около 6 месяцев. Некоторыми из признаков являются способность сидеть прямо, прорезывание зубов и сильный интерес к тому, чтобы наблюдать, как другие едят, вплоть до попытки схватить еду с тарелки матери.
Когда мы знакомим ребенка с едой, мы принимаем во внимание ряд переменных: темперамент ребенка, его потребности, его желание пробовать новое и его готовность пробовать новое. Когда введение твердой пищи было постепенным, уважительным и соответствовало индивидуальному графику ребенка, и если мы чувствительны к его симпатиям и антипатиям, они чаще всего естественным образом отвыкают от груди. Джуди Орион объясняет, что мы «не навязываем ребенку свою волю, но это означает, что если кормление грудью стало способом воспитания ребенка, мы найдем другой способ воспитания».
Кризис объективации — это еще один период разделения и привязанности, на этот раз очень физического характера, когда ребенок начинает двигаться. Сначала она ползает, а потом уходит от матери, периодически возвращаясь для успокоения и подтверждения. На этом этапе для матери важно передать нашу веру в способности ребенка через язык тела, выражение лица и слова. Это также период, когда у ребенка развивается постоянство объекта — понимание того, что даже если вы чего-то не видите, оно все равно существует. Корреляция между развитием постоянства объекта и началом движения поразительна, поскольку ребенок, который понимает, что его мать все еще существует и все еще доступен для него, когда это необходимо, с большей вероятностью уверенно отойдет от нее, чтобы исследовать свое окружение. Мы хотим, чтобы ребенок вошел в прогулочный самолет очень уверенно и с полной уверенностью в том, что он обладает многими навыками и является способным человеком. Ребенок, которого душит мать или которому мать сообщает о неуверенности в своей способности исследовать окружающую среду и отдаляться от нее, перейдет в этот план с совсем другим представлением о своих возможностях.
Самоутверждение
Примерно в 18 месяцев ребенок вступает в кризис самоутверждения, иногда называемый кризисом сопротивления. Начало этого периода отмечено употреблением слова «нет». Этот период является амбивалентным временем для ребенка, который покидает младенчество и движется к детству. Она разрывается между стремлением двигаться вперед и стать независимой и желанием оставаться в защитном и заботливом кругу, который обеспечивает ее мать. Ребенок демонстрирует свое стремление к самоутверждению через свою деятельность и свой язык, которые направлены на утверждение себя как личности. В предшествующий период, особенно симбиотический период, устанавливается доверие ребенка к миру. В период кризиса самоутверждения у ребенка устанавливается доверие к себе. Это когда ребенок переходит от веры в то, что он способен, к осознанию того, что он может что-то делать. Она больше не довольствуется наблюдением, ей хочется действия и, самое главное, она хочет быть соавтором. Поэтому нам нужно предоставить ей много шансов сделать что-то, даже если мы думаем, что она не сможет этого сделать!
Сильвана Монтанаро советует родителям, что «за детским «нет» стоит желание быть признанным человеком, который уже способен решать многие проблемы, связанные с ним… и спрашивать его мнение гораздо чаще, чем обычно Выполнено.» Она подчеркивает, что «не предлагает оставить детям право решать, что делать. Идея состоит в том, чтобы просто не отдавать только приказы и оставить выбор между альтернативами, когда это возможно. В этот период действительно важно помочь ребенку убедиться в важности своего присутствия в семье. Настоящее сотрудничество исходит только от тех, кто не чувствует себя подавленным и может свободно вносить свой вклад. Мы ничем не рискуем, предлагая выбор, в то время как ребенок очень много выигрывает, потому что мы демонстрируем, что считаем его способным выбирать и уважаем его мнение.
важно избегать задавать вопросы и предлагать варианты — максимум 2, и оба варианта должны быть приемлемы для родителя.