Как научить ребенка характеризовать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие
Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.
shkolazhizni.ru
Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.
Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы
«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.
- Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.
- Начните с изучения гласных.
Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.
Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.
- Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.
Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.
- Используйте зеркало.
Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.
- Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.
Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.
- Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
- Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.
Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.
- Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.
Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные
Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.
Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.
Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.
Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.
Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.
Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.
Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.
Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.
Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.
Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.
Для чего младшим школьникам изучать звуки речи
Продолжение серии публикаций о занятиях с детьми, которые обучаются по форме семейного образования
— Что мы знаем про звуки речи?
— Они бывают гласными и согласными!… Согласные бывают твердыми и мягкими!… Гласных звуков 10, а согласных 21!
— Ничего подобного!
— Как это? Я считал! Мы с мамой считали!
Мой продвинутый ученик искренне недоумевает. В итоге он вспомнит, что гласных на самом деле 6, а вот о том, что твердый [м] и мягкий [м’] — это разные звуки, и не подумает.
Родители часто спрашивают, для чего тратить столько сил на характеристику звуков. А вид транскрипции их просто вгоняет в ступор. Впрочем, тут я их понимаю — запись типа [в л’ису рад’илас’ й’олач’ка] в тетради второклассника, действительно, — как бы это помягче сказать? — настораживает.
Так нужно ли все-таки тратить столько времени и сил на характеристику звуков? Попробую порассуждать на эту тему.
Когда ребенок учится читать, не вижу смысла долго и запутанно объяснять ему, что буква Ё выполняет две работы — обозначает звук О, смягчая при этом предыдущий гласный (клён) и обозначает два звука — йо (ёлка, копьё). Я — за слоговое обучение чтению (по методике Зайцева), где ребенок усваивает сразу слоги — твердые и мягкие.
Но если ребёнок учится читать буквенным способом (то есть изучает сперва буквы, потом способы их слияния), без звукового анализа обойтись сложно. У меня был ученик, очень умный мальчик, который имя свое писал — «ЛЬОНЙА». Читал он при этом неплохо, целыми словами. У ребёнка был синтетический способ восприятия информации, он не анализировал слова при чтении и не запоминал, как они пишутся. Наверно, таких ошибок бы не было, если бы он учился читать слоговым способом. Но в сложившейся ситуации нам нужен был разговор о том, какая буква какую работу выполняет.
Чтобы понять, почему надо писать ЁЛКА и ПРУТЬЯ (а не ЙОЛКА и ПРУТЬЙА), ребёнку нужно понимать 1) что у буквы ЕСТЬ РАБОТА — ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК; 2) что есть гласные, которые могут обозначать два звука в определенных позициях, а есть сочетания звуков, которые обозначаются одной буквой.
Умение УСЛЫШАТЬ и охарактеризовать звук становится важным, когда ребенок начинает писать. Вот тут выясняется, что в одних случаях мы точно СЛЫШИМ, какую букву надо писать (то есть, говоря по-научному, звук стоит в СИЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ), а в других случаях (когда звук в СЛАБОЙ ПОЗИЦИИ), мы слышим его нечетко и сомневаемся. Когда есть сомнение, надо проверять орфограмму (например, ставить безударную гласную под ударение).
Во многих программах (в том числе и в традиционных, классических, по которым учились еще бабушки нынешних школьников), именно на проверку орфограммы тратится больше всего времени и сил.
Но чтобы проверить орфограммы в словах «голова», «кружка», «зябко», надо 1) УСЛЫШАТЬ ошибкоопасное место и 2) применить правило. В первом случае — изменить слово, поставив гласную под ударение (гОловы) или подобрать родственное слово (голОвка), во втором — изменить слово или подобрать родственное так, чтобы после парного согласного стоял гласный (кружечка) или сонорный (зябнуть). То есть, чтобы использовать эти несложные правила, ребенок должен знать понятия гласного, согласного, парного согласного, сонорного. На вопрос подруги, для чего ее внучке в первом классе понятие сонорного звука, я ответила формулировкой такого правила.
Есть и другие орфографические правила, в которых используются характеристики звуков: правописание Ь после ШИПЯЩИХ, О-Ё после ШИПЯЩИХ и т. д.
Однако открытым остается вопрос о том, удобно ли будет ребенку пользоваться орфографическими правилами, возникнет ли у него вообще такая необходимость. Мой ученик Стасик писал практически без ошибок, но по русскому выше четверки не имел никогда. В средней и старшей школе моя принципиальная подруга филолог регулярно ставила ему тройку. Безударную гласную в словах «пилил пилой» Стасик проверял словом «пила» (где эта гласная — тоже безударная). Он просто знал, как пишется этот корень и даже не мог понять, чего мы от него хотим.
Есть еще один аргумент в пользу звукового анализа. Умение слышать и анализировать звуки — прямой путь к исправлению логопедических проблем, которые встречаются сегодня у множества детей. Опыт ТРИЗ-педагога, логопеда И.Н. Крохиной показывает, что пробуждение исследовательского интереса к звукам речи эффективно развивает способность эти звуки слышать и правильно произносить. Посмотрите, как ученики Инны Николаевны анализируют звуки и с каким удовольствием они это делают.
Что ж, возразят оппоненты, у логопедических детей, возможно, нет другого выхода. Но надо ли этим заниматься, если ребенок логопедических проблем не имеет? Раскроем этот вопрос, разделив его на части и попробуем найти ответы.
- Можно ли учить читать и писать, не ковыряясь глубоко в том, какая буква какую работу выполняет? — Можно, кубики Зайцева тому пример.
- А можно ли учить грамотно писать, не заучивая правила? Есть мнение, что и это можно. Например, методом орфографического чтения (см. описание методики П.С. Тоцкого, например, здесь).
- А есть ли другие способы научиться грамотному письму? И это есть. Известный психолог Л.А. Ясюкова, которая много лет работала со слаболышащими детьми и успешно учила их грамоте, утверждает, что звуковой анализ на ранних стадиях обучения вреден. Мы пишем, не как слышим, а как видим. До 80-х годов обучение было направлено на усвоение ОБРАЗА СЛОВА и ПРАВИЛ, по которым слова пишутся. Писать на слух (и, соответственно, проверять орфограммы) дети начинали только в третьем классе. Грамотных людей тогда было гораздо больше. Весьма категоричное мнение Людмилы Апполоновны по этому вопросу — в статье «Педагогика неграмотности» («Школьные технологии» №2-2011).
Думаю, теперь родители окончательно запутались в вопросе о том, как учить ребенка в наше время, и ждут какого-то продуктивного совета. «Бойся того, кто скажет: «Я знаю, как надо!»» — писал поэт Александр Галич, и был, на мой взгляд, прав. Однозначных советов не дам, но опишу свое видение ситуации.
- Анализировать звуки речи полезно, если дети учатся их СЛЫШАТЬ и СЛУШАТЬ. Это успешно можно делать без привязки к буквам и начинать лучше в дошкольном возрасте. Ситуация, когда ребенок анализирует звуки по транскрипции ([м’] — мягкий, потому что значок такой стоит) мне не кажется полезной. Умение слышать и анализировать звуки речи необходимо логопедическим детям. Многим людям это умение помогает проверять орфограммы и тем самым избегать ошибок. Многим — но не всем, история моего Стасика тому пример.
- Характеристика звуков нужна уже потому, что на ней базируются многие правила русского языка. Само по себе умение слышать и анализировать звуки речи вряд ли мешает грамотному письму (хотя и не всегда ему помогает). Опираясь на опыт П.С. Тоцкого, можно утверждать, что научить грамотному письму без правил можно. А вот сдать экзамены, не зная правил, сегодня не получится.
- Грамотно построенное исследование звуков развивает интерес к устройству языка и помимо этого — позволяет учить ребенка исследовательской деятельности, что на мой взгляд, современным детям необходимо.
- Если мы хотим, чтобы дети запоминали образы слов, логично учить их работать с частями слова — морфемами. Если ребенок знает, что корень «лес» сообщает о чем-то, связанным с лесом, а корень «лис» — о чем-то, связанным с лисой, ему по сути не нужно проверять безударную гласную ударением, он правильно напишет все однокоренные слова по памяти. Аналогично, если он различает по функции приставки пра- и про- (одна указывает на родство — прабабушка, правнучка, другая имеет иные значения), он тоже сделает верный выбор. Люди, которые рассуждают так, редко проверяют безударную гласную ударением. Работа с морфемами — тоже прекрасное поле для формирования исследовательских умений.
- Есть разные дороги к навыку грамотного письма. В идеале надо дать ребенку инструменты, которые позволят выбрать наиболее удобную ему дорогу. Такой подход реализован, например, в учебниках О.Л. Соболевой. Подход мне близок, но лично мне и моим коллегам в этих учебниках не хватает как раз исследовательской составляющей.
- Язык развивается, параллельно развиваются технологии. Боюсь, сегодня нам трудно представить, как будут работать с информацией наши дети 10 лет спустя. Поэтому я стараюсь по возможности учить их так, чтобы они ПОНИМАЛИ, как устроен язык. Учу и звуковому анализу (на слух, без транскрипции), и морфемному (разбираем слова на части, выясняем, как они устроены, какую работу каждая часть выполняет). И очень надеюсь, что эти умения помогут им в дальнейшем — при изучении других языков и вообще любых знаковых систем.
- Развивающее обучение всегда ориентировано на надсистемные цели. Чтобы писать грамотно, не обязательно исследовать язык. Но исследование звуков, морфем, а впоследствии и более сложных языковых конструкций позволяет ребенку открыть для себя язык как неисчерпаемо сложную и захватывающе интересную систему. Сделанные в процессе такого исследования открытия работают и на развитие речи, и на изучение других языков, и собственно на формирование исследовательских способностей.
Обучая ребенка самостоятельно, вы делаете свой выбор методических подходов, учебников, игр, упражнений. Главное, чтобы этот выбор был осознанным.
Материал для сайта клуба «Альтернатива есть!» https://jlpsite.ru
Самые сложные аспекты шведского произношения и как с ними справиться Откуда взялись все эти согласные? Как, черт возьми, кто-то должен получить этот
sj -правильный звук? Не волнуйтесь, вы не одиноки. Как вы можете видеть на видео выше, шведское произношение действительно может быть непростой задачей!Чтобы ввести вас в курс дела, мы познакомим вас с некоторыми особенно сложными аспектами шведского произношения, и с помощью нескольких приемов (и небольшой практики) вы скоро овладеете им!
Печально известный звук SJ
Для начала у нас есть печально известный sj -звук (также известный как глухая щелевая фонема , для всех начинающих лингвистов), например 6 sjuksköterska sjuttonhundrasjuttiosju из видео. Чтобы еще больше усложнить ситуацию, несколько различных комбинаций букв могут произноситься таким образом ( SJ , SK , SKJ , STJ , SCH и CH , а также TI и SI до — на ), и этот звук уникален для Swedish! Поскольку на самом деле в английском языке нет звука, с которым мы могли бы это сравнить, вам придется учить его с нуля.
Наш совет: начните с произнесения звука «Х», что означает быстрый выдох воздуха. Переместите это дальше назад во рту, как глубокое H. Наконец, слегка округлите губы, пока воздух выходит. Если у вас все еще есть проблемы с произношением sj -звук, вот утешительный факт: в некоторых шведских диалектах (например, на севере) это произносится как [sh] в слове «shop». Это может быть (временным) решением для вас, пока вы не освоите его.
Твердые и мягкие буквы
Вы могли заметить, что первый sk в sjuksköterska произносится как мягкий, как sj -звук, а sk произносится как твердый, как [ в конце ] в «шраме». Что дает? Разница в произношении определяется тем, мягкие или твердые гласные. В шведском языке пять мягких гласных: E, I, Y, Ä, Ö и четыре твердых гласных: A, O, U, Å. Гласные указывают, как произносится K, G или 9.0003 sk , что идет перед ними.
Например, katt (кот) произносится с твердой буквой К, а köttbullar (фрикадельки) произносится с мягкой буквой К, аналогично английскому [sh] в слове «корабль». Та же закономерность применима и к букве G. В Gotland она имеет твердое произношение, как в английском слове «goal», а в Göteborg она имеет мягкое произношение, похожее на звук [y]. в английском слове «пока». Вы можете сравнить это явление с буквой C в английском языке, которая по-разному произносится в «Canada» и «center».
Однако не бывает языковых правил без исключений! Мне жаль сообщать вам новости, но некоторые шведские слова не следуют этому аккуратному правилу. Так обстоит дело с kille (парень) и драгоценный камень (скрепка), которые произносятся с твердой K и G соответственно, несмотря на то, что в них есть мягкие гласные. К счастью, таких исключений не так уж и много, так что вам просто нужно их выучить, когда вы столкнетесь с ними.
Группы согласных
Буквы сами по себе могут быть сложными, но шведский может стать действительно сложным, если у вас есть комбинация нескольких согласных, например, в köksväxt (potherb). В качестве специального задания попробуйте произнести västkustsk köksväxt (земля с западного побережья). Это скороговорка и для коренных шведов! К счастью, именно это слово не очень часто встречается в повседневной речи, даже если есть группы согласных.
Гласные с точками: Å, Ä, Ö
Когда вы читаете шведское слово snurrfåtölj (вращающийся стул), вы заметите, что в нем есть несколько букв, которых нет в английском алфавите. Это Å, Ä и Ö. Å произносится как английское O в слове «или», шведское Ä звучит почти как слово «воздух» в английском языке, а Ö произносится так же, как звук [er] в слове «her».
В то время как произношение других шведских гласных может варьироваться в зависимости от слова (например, когда речь идет о произношении O и U), эти три гласные всегда произносятся одинаково. Как только вы их узнаете, все готово!
Длинные составные слова
Другим сложным аспектом шведского произношения является преобладание сложных слов, то есть слов, состоящих из нескольких более коротких слов, как в случае sjuttonhundrasjuttiosju (1777). Здесь трудны не столько сами звуки, сколько знать, где разбить каждую морфему. Следует ли tändsticksask (спичечный коробок) произносить как tänds-tick-sask или tänd-sticks-ask ? К сожалению, не существует волшебного трюка, чтобы распутать слова, но с ростом вашего словарного запаса шведского это будет делаться легче.
Не дайте себя ввести в заблуждение английским языком
Вероятно, настанет время, когда вы прочитаете шведское слово и подумаете: «О, это на самом деле английский!» В некоторых случаях это так, поскольку шведский язык включает в себя множество заимствованных слов из других языков. J eans , звоните – центр и cool — это слова, обычно используемые в шведском языке (хотя их произношение немного отличается).
Но будьте осторожны — некоторые слова обманчивы! Шведское слово bra означает «хорошо», fart — «скорость», а slutstation переводится как «конечная станция» (и произносится с печально известным sj ). С другой стороны, носители французского языка, скорее всего, узнают слово fåtölj 9.0004 (кресло), когда это произносится, хотя по-французски это пишется как fauteuil .
В конце концов, у шведского и английского много общего, что поможет вам в его изучении. Имейте в виду, что отработка произношения и повторение слов вслух — важная часть изучения любого нового языка. Немного потренировавшись, вы научитесь — даже самые сложные части! Лицка до!
Hard C Soft C Words
13 акции
- Поделиться
- Твит
Вот список из слов Hard C и soft C . Он включает в себя список правописания для 2-го класса на тему жесткого C, мягкого C.
Hard C Правило Soft C
Общее правило таково:
Если гласный после C равен A, O или U , C имеет твердый звук. Если гласный после C равен E, I или Y , его звук мягкий .
Глупый трюк
Чтобы помочь моей дочери запомнить, какие гласные делают C мягкой или твердой, я придумал глупую поговорку. Это глупо, но помогает ей всегда помнить, какие гласные какие.
Мы называем их буквами «Райли». « Есть маленькая девочка по имени Райли, и она такая мягкая и милая, что все остальные твердые ».
Гласные в имени Райли — I E и Y. Они делают C мягкой. Все остальные гласные A, O и U делают C твердой.
То же правило применимо и к букве G, а также к C и G во французском языке, так что это правило ей пришлось хорошо выучить.
Если у вас есть какие-то хитрости для запоминания правила, поделитесь ими в комментариях ниже.
Hard C Слова
Вот список жестких слов C:
CA Words
- торт
- CAMEL
- CASTLE
- CAR
- CASTLE
- CAR
- CASTLE
- CAR
- CAR
- CASTLE
- . cold
- comb
- cone
- corn
- cotton
CU words
- cub
- cube
- curb
- curl
- cup
- curtain
- curve
- cut
Soft C Words
Here is a list of soft C words:
CE words
- bounce
- celery
- cell
- cement
- cent
- cereal
- cedar
- потолок
- Сельдерей
- Цемент
- Центр
- ТАНЦА
- FACE
- ICE
- ICE
- ICE
- LEA . 0186
- police
- price
- princess
- rice
- sentence
- slice
- space
- trace
- twice
CI words
- acid
- cider
- cinema
- cinnamon
- citrus
- город
- решить
- глазурь
- карандаш
- рецепт
слова CY
- голубой
- чрезвычайная ситуация
- фантазии
- Icy
- Juicy
- Mercy
- Spicy
Hard C и Soft C Words
У некоторых слов есть твердый C, так и мягкий C. С.
Жесткие C / Soft Spelling Words
.:Hard C
- because
- cake
- care
- cook
- cry
Soft C
- city
- nice
- place
- race
Hard and Soft C
- circus
Слова для повторения
Вот необязательные слова для повторения или ранее выученные слова, которые вы можете включить в качестве повторения в правописание этой недели, если хотите.