Дислалия у детей дошкольного возраста: Дислалия у детей – лечение нарушение произношения звуков р, рь, л, ль, ш, ж, ч, щ, с, сь, з, ц.

Дислалия у детей дошкольного возраста

Каждую семью, где растет ребенок, беспокоит вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте в целом, и одно из них речевое развитие в частности. Родители часто сталкиваются с диагнозом дислалия (функциональная, физиологическая, акустико-фонематическую, артикуляторно — фонематическую, артикуляторно – фонетическую)

Дислалия — это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Ребенок либо не может произнести звук (пропускает его или искажает произношение), либо заменяет один звук другим ( звук [ р] заменяет на[ л], [с] на[ ш ] и т.д.)

Безусловно, речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте.

Навыки правильной речи, как и все хорошие навыки, приобретаются в семьи.

Семья может и должна помогать дошкольном учебному заведению, а затем и школе в деле воспитания культуры родного языка.

Очень часто родители обращаются к логопеду с просьбой: «Посмотреть ребенка, потому что он не произносит звук „Р“. Когда логопед начинает обследовать, то выясняется, что у него произношение целого ряда звуков нарушено.

 

Чаще всего дефектными являются

шипящие звуки ш, ж, ч, щ,

свистящие — с,сь, з, ц, соноры -р,рь,л,ль.

Реже нарушаются звуки к,кь,г,гь,х,хь, д, дь,т,ть, й, в,ф.

 

Не надо забывать, что речь ребенка формируется поэтапно. Поэтому речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Это вызвано, прежде всего, недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Ещё одной причиной является недостаточная сформированность речевого (фонематического) слуха. Поэтому в начале и во время дошкольного возраста (3-5 лет) речь ещё недостаточно ясна и чиста по звучанию.

 

Особенности работы по исправлению звукопроизношения у детей.

К наиболее часто искажаемым звукам у детей относятся свистящие (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц), шипящие (Ш, Ж, Щ), звук Ч, сонорные (Л, ЛЬ, Р, РЬ). В этом же порядке звуки ставятся и закрепляются в речи по мере их прочного включения в речь.

Зачастую родителей волнует вопрос , как быстро можно исправить неправильное звукопроизношение.

Хотим обратить Ваше внимание родители, что сроки преодоления недостатков произношения будут зависить от ряда факторов:

1. Индивидуальных, возрастных и психологических особенностей ребенка. У детей нередко наблюдается скованность, стеснительность, замкнутость, а иногда и боязнь встреч с незнакомыми сверстниками и взрослыми, поэтому логопеду иногда требуется время, чтобы расположить ребенка к себе и адаптировать к занятиям.

2. Регулярности посещения занятий ребенком. Поэтому, если ребенок посещает занятия нерегулярно, зачастую данные знания и навыки теряются или не получают своего развития, и процесс логопедической работы замедляется;

3. Участия родителей в процессе коррекции. Если у вашего ребенка проблемы с произношением, и он посещает занятия с логопедом, все равно работа даже самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете регулярно заниматься с ребенком, поскольку коррекция звукопроизношения – это выработка у ребёнка нового условного рефлекса (новой привычки говорить), которая должна подкрепляться положительным эмоциональным настроем, поддержкой ребенка родителями (похвалами, поощрениями) и контролем;

4. Степени сложности дефекта, то есть в зависимости от речевого диагноза.

Какие могут быть причины дислалии у детей?

1. Неправильное отношение к речи в семье. Иногда взрослые долго «сюсюкают» с малышом, формируя у него не только неправильный словарный запас, но и неправильное произношение.

2. Дислалия у детей возникает и в результате подражания, копирования манеры речи ближайшего окружения. Малыш может подражать своим плохоговорящим младшим братьям и сестрам, а также искажённой, неправильной речи взрослых.

3. Отрицательно влияет на развитие речи детей и двуязычная среда. Если в раннем возрасте кроха вынужден разговаривать на двух языках(биллилингвизм), он невольно переносит особенности произношения звуков из одного языка на другой, путает и смешивает похожие звуки.

4. Педагогическая запущенность. Если взрослые мало разговаривают с ребёнком, не обращают особого внимания на развитие его речи, не замечают и не исправляют ошибки, то это тоже приводит к дислалии.

5. Снижение слуха.

6. Неправильное, аномальное строение органов артикуляционного аппарата:

— очень короткая подъязычная уздечка.

— слишком большой и неповоротливый язык, или, наоборот, очень узкий и маленький.

— неправильный прикус.

— неправильное строение зубного ряда.

— аномальное строение нёба, например, слишком высокое, узкое нёбо мешает правильному произношению многих звуков.

— губы — отвислая нижняя губа или укороченная и малоподвижная верхняя — тоже могут затруднять четкое произношение губных звуков М, П, Б, Ф, B.

7. Плохая подвижность губ, языка и нижней челюсти. Это приводит к неумению ребенка удерживать губы, челюсть и язык в нужном для правильного произношения звуков положении, а также быстро переключаться от одного движения органов артикуляции к другому.

8. Недоразвитие фонематического слуха. Малышу трудно различать звуки русского языка.

 

Позже эти проблемы могут стать причиной общего недоразвития речи, а в школьном возрасте — нарушений чтения и письма.

 

Таким образом, несмотря на то, что «дислалия» у детей считается самой лёгкой речевой проблемой, её последствия могут быть очень серьёзны!

Поэтому стоит предотвращать те причины, которые вы — уважаемые родители можете предотвратить не «сюсюкайте» с ребенком, побольше читайте сказок, учите стихи и считалки, вовремя водите на обследования к врачам.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Дислалия у детей дошкольного возраста: причины, симптомы и лечение

Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.

Содержание статьи

  1. Что такое дислалия у детей
  2. Причины возникновения дислалии у детей
  3. Виды дислалии у ребенка
  4. Симптомы дислалии у детей
  5. Диагностика дислалии у детей
  6. Способы коррекции дислалии у ребенка
  7. Прогноз и профилактика

Что такое дислалия у детей

Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.

Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.

Причины возникновения дислалии у детей

Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:

  • укороченная уздечка губ или языка, которые ограничивают движения;
  • увеличение языка или наоборот, его уменьшение, что встречается при физическом или умственном недоразвитии;
  • утолщенные губы с ограничением их подвижности;
  • аномалии развития губ.

В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.

В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:

  • биологические — общая слабость, когда дети часто болеют, при этом болезни протекают тяжело; энцефалопатии с нарушением психоэмоциональной сферы, которые приводят к задержке психоречевого развития, отставанию формирования фонематического слуха, речевых укладов, неспособности переключаться при переходе с одного звука на другой;
  • социальные — присутствие в ближайшем окружении человека с расстройством речи любой степени и выраженности: быстрая, диалектная, косноязычие; а также сюсюканье ребенка, двуязычие, отсутствие интереса родителей относительно его развития (родители не занимаются им).

Виды дислалии у ребенка

Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:

  • моторная, которая возникает вследствие нейродинамических изменений в центральных отделах речедвигательного анализатора. Характеризуется неточным произношением звуков, их искажением, при этом звук малыш подбирает правильно. Этот феномен называется фонетическим дефектом;
  • сенсорная форма сопровождается такими же нарушениями, но уже в речеслуховом анализаторе. Возникают трудности в слуховом различении фонем, сходных по произношению: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, шипящих и свистящих. Малыши заменяют одно с другим, смешивает их, причем замены всегда повторяются. Эта форма определяется как фонематический дефект;
  • особенностью сенсомоторной дислалии является присутствие и замен, и искажения звуков.

По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.

В зависимости от звуков и характера дефекта

В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:

  • акустико-фонематическая форма, по ошибке называемая иногда акустической дислалией — малыш не различает акустически близкие фонемы. Звуки произносит правильно, без дефекта, но либо пропускает их, либо заменяет, например, говорит «ш» вместо «ж» в слове «жук»;
  • артикуляторно-фонематическая форма характеризуется использованием «неправильных» звуков из-за нарушений фонематического слуха и неспособности ощущать положение органов речи и контролировать их движения;
  • артикуляторно-фонетическая форма, ошибочно — артикуляционная дислалия, обусловлена искажением звуков вследствие патологически сформировавшихся артикуляторных позиций, при этом малыш на слух звуки воспринимает правильно.

По недостатку произношения звуков

В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.

Термин

Недостаток произношения

Ротацизм

твердый, мягкий «р»

Ламбдацизм

твердый, мягкий «л»

Сигматизм

свистящие, шипящие

Йотацизм

«й»

Гаммацизм

твердый, мягкий «г»

Каппацизм

твердый, мягкий «к»

Хитизм

твердый, мягкий «х»

Отклонения оглушения/озвончения

замена звонких согласных глухими и наоборот

Отклонения твердости/смягчения

замена мягких согласных твердыми и наоборот

Встречаются и комбинированные дефекты.

Симптомы дислалии у детей

Наблюдаются различные признаки дислалии. Один из вариантов — пропуски, когда при разговоре из речи выпадают различные звуки. Следующий симптом — замена звуков при дислалии. Пациенты заменяют один звук другим. Происходит это из-за трудностей определения особенностей произношения звуков.

Может быть также смешение, когда ребенок то путает звуки, то произносит их правильно. Причиной нарушения является плохое усвоение системы фонем.

Искажение характеризуется ненормированным произношением при дислалии, когда дети используют звуки, которых нет в языке. Могут деформировать звуки или произносят их с использованием не тех органов: межзубный «с» вместо правильного щелевого.

При функциональной форме патологии нарушено произношение одного или нескольких звуков, механической — множества звуков, которые сходны по произношению. К примеру, при открытом переднем прикусе, когда отсутствует контакт между зубами в передних отделах, кончик языка не может удерживать позицию позади зубов.

Лексико-грамматическая составляющая речи формируется согласно возрасту. Словарный запас достаточный, слоговая структура нормальная, склонение слов правильное. Мышление при дислалии сохранное. Малыш в разговоре проявляет высокий уровень связной речи, понимает обращенную речь.

Кроме патологической, есть еще возрастная дислалия, или физиологическая. Ее причиной является несовершенство речевых навыков, связанное с возрастом. Со временем эти нарушения проходят самостоятельно и не требует специализированной помощи.

Диагностика дислалии у детей

Обследование при нарушении речи состоит из неврологической, логопедической диагностики:

  1. Логопедическое — заключается в выяснении информации о протекании беременности у мамы, перенесенных болезнях и особенностях родов. Специалист собирает данные о раннем развитии: физическом, нервно-психическом, заболеваниях и травмах;
  2. Следующий этап — оценка строения органов артикуляции, их подвижности, участия в воспроизведении речи. Специалист также определяет восприятие звуков. Затем логопед оценивает состояние звукопроизношения. Обращает внимание, какие звуки произносятся правильно, а какие — нет. Выясняет характер нарушений: замена, пропуски, искажение, смешение, а также условия возникновения дефекта и его место в слове.

На основе этих данных специалист определяет вид нарушения, подбирает схему коррекции для преодоления дислалии. При необходимости пациента осматривают оториноларинголог — для исключения патологии слуха, стоматолог — для исключения заболеваний полости рта, аномалий строения зубов и челюстей, невролог — для исключения неврологической патологии. Могут понадобиться и аппаратные методы исследования: рентгенография, МРТ или КТ, аудиометрия.

Способы коррекции дислалии у ребенка

Коррекция дислалии состоит из трех этапов: начального, формирования первичных произносительных навыков и навыков общения.

Подготовительный этап. При органической патологии заключается в устранении причины, то есть дефекта. Показана пластика (иссечение) короткой уздечки, ортодонтическая коррекция (исправление прикуса). Моторная форма функциональной дислалии корректируется разработкой органов речи с помощью упражнений, массажа, при сенсорной — развитием фонематических процессов.

Важной составляющей терапии являются выработка навыков правильного использования дыхания в разговоре, упражнения для мелкой моторики, закрепление произношения основных звуков.

Формирование навыков произношения. Заключается в постановке отдельных звуков, автоматизации звуков в речи. Используется подражание, занятия с логопедическим зондом.

Формирование навыков правильной речи в общении. Закрепляется результат предыдущих этапов и формируются навыки правильного употребления звуков в общении, экспрессивной, монологовой и диалоговой речи.

Коррекционная программа при легкой дислалии может длиться до 3-х месяцев, сложной — до полугода. Важно, чтобы занятия были регулярными, не прерывались. Частоту занятий, их продолжительность подбирает логопед с учетом тяжести патологии и возраста пациента. По возможности родители и дома должны заниматься с дошкольником.

При дислалии, связанной с возрастом, коррекции не требуется. Но нужно наблюдать за развитием речи, и при необходимости начать лечение.

Далее разберем эффективные упражнения, которые родители могут выполнять дома. Проконсультируйтесь с вашим логопедом, подходят ли они в вашем случае.

Упражнения для устранения механической дислалии

Комплекс упражнений составляет логопед с учетом выраженности симптомов и основной причины речевого дефекта. У каждого пациента — индивидуальный набор упражнений. Эффективны пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика. У маленьких детей упражнения проводятся в игровой форме, чтобы была заинтересованность. Такие занятия дадут результат, если устранена органическая причина.

Артикуляционные упражнения для губ

Упражнения можно выполнять дома самостоятельно. Но первый сеанс проводится обязательно с логопедом. Он покажет эффективные движения, проконтролирует правильность расположения губ при выполнении упражнений. Такой подход позволит разработать мышцы губ, развить навык их использования в разговоре.

К примеру, нужно высунуть язык, расслабить его, распластав по нижней губе. Затем язык сворачиваем в трубочку и вытягиваем его вперед, насколько это возможно. После этого так же растягиваем губы, сворачиваем их трубочкой. Пусть малыш делает эти упражнения перед зеркалом.

Прогноз и профилактика

При своевременном начале лечения исправление дислалии оказывается эффективным: малыш начинает правильно разговаривать, исчезают дефекты произношения. На результат влияют сложность случая, индивидуальные особенности ребенка, состояние нервной системы и сопутствующие заболевания. Чем раньше начато лечение — тем быстрее будет результат. Запущенные случае труднее поддаются коррекции, но при усердии избавиться от речевых расстройств можно.

Профилактика дислалии заключается в укреплении здоровья ребенка, предотвращении соматических заболеваний и травм. Не искажайте свою речь при малыше: говорите правильно, медленно и четко произнося слова. Сюсюканье, подражание детской речи не только неуместно, но и опасно в плане того, что потом детки начинают вам подражать. Важно, чтобы все члены семьи придерживались этих принципов.

Если есть какие-либо анатомические отклонения, необходимо их вовремя устранять. Это возможно только при раннем обнаружении, значит, нужно проходить осмотры врачей в положенные сроки. Если вы заметите что-то необычное: проблемы с сосанием, отказ ребенка от груди, плач — проконсультируйтесь с врачом. После года обращайте внимание на развитие речи, характер произношения звуков, слогов.

Советы родителям

Занимайтесь развитием своего малыша с раннего возраста. Разговаривайте с ним, играйте в развивающие игры, уделяйте внимание пальчиковой гимнастике. Называйте предметы, когда находитесь дома, когда гуляете на улице. Рассказывайте о своих действиях, даже при выполнении работ по дому. Читайте сказки, делайте массаж и гимнастику, рисуйте, лепите.

С детьми постарше можно учить скороговорки, стихи. Это будет способствовать правильному развитию нервной системы, артикуляционных мышц, кроме того — улучшить память.

Но не переусердствуйте. Ваша излишняя требовательность, ежесекундный контроль речи могут спровоцировать другие речевые расстройства, например, заикание.

Успехов вам! Пусть малыш развивается соответственно возрасту.

Понимание речевых и языковых расстройств: Полное руководство для родителей — Therapy Tree

Начало лечения

Логопедия является наиболее эффективным методом лечения речевых и языковых расстройств, подтвержденным многочисленными исследованиями и экспертами. Пока у вашего ребенка есть расстройство речи или языка, лечение почти всегда будет сводиться к занятиям с логопедом и домашним упражнениям.

В большинстве семей лечение речевых и языковых нарушений начинается с консультации семейного врача. Обычно это включает в себя полное физическое обследование, чтобы исключить какие-либо слуховые или другие сенсорные нарушения в качестве основной причины.

К сожалению, многие родители совершают здесь ошибку, полагаясь на педиатра в диагностике проблем с общением у своего ребенка.

Как вы уже знаете, существует слишком много типов речевых и языковых расстройств, с десятками конкретных расстройств в каждой категории. Многие из этих состояний чрезвычайно трудно диагностировать, поскольку они требуют тщательного рассмотрения бесчисленных факторов.

Вот почему невозможно переоценить важность диагностики вашего ребенка специалистом. А логопеды (ЛП) — именно те специалисты, которые вам нужны.

SLP — это медицинский работник, который специализируется на диагностике и лечении различных речевых и языковых расстройств. Эти специалисты также специализируются на социальной коммуникации, когнитивной коммуникации и расстройствах глотания.

Вот что это значит для вашего малыша. Независимо от того, являются ли проблемы общения вашего ребенка результатом речевых и языковых расстройств, проблем с глотанием, социальных или когнитивных проблем общения, SLP будет знать, как точно определить причину и получить наилучшие результаты.

В то время как лечение любого расстройства является совместным усилием всех медицинских работников в жизни вашего ребенка, от семейного педиатра и школьного консультанта до физиологических психологов и неврологов, в основе всего этого лежит SLP вашего ребенка.

Подготовка к первому посещению SLP

Поскольку вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой, SLP рассчитывает на то, что вы предоставите как можно больше подробностей.

Предоставленная вами информация будет иметь жизненно важное значение для формирования у SLP понимания общения вашего ребенка и любых факторов, которые могут влиять на его речевое развитие.

Так что это хорошая идея, чтобы подготовить ответы относительно истории болезни вашего ребенка, основных этапов развития, коммуникативных проблем и сильных сторон общения.

Вам также следует записать историю болезни вашего ребенка, в том числе:

  • История ушных инфекций
  • Осложнения во время родов или во время беременности
  • Семейный анамнез речи, языка, проблем с обучением или слухом
  • Результаты слуха обоих новорожденных скрининг и последний скрининг слуха
  • Имена и контактная информация педиатра вашего ребенка и любых других медицинских работников, с которыми вы работали, включая любые предыдущие визиты к логопеду

Распечатайте копию этих заметок и возьмите ее с собой в SLP. Патологоанатом не только оценит ваше активное участие, но и будет в гораздо лучшем положении, чтобы оказать вашему ребенку помощь, в которой он нуждается.

Что SLP сделает для вашего ребенка

SLP будет играть ключевую роль в лечении вашего ребенка. Но основную часть ее можно разделить на две категории: диагностика и лечение.

Поскольку у каждого ребенка разные потребности, SLP разработает специальный план лечения вместе с графиком логопедической терапии, чтобы преодолеть все языковые и речевые проблемы.

Для этого SLP оценит способности вашего ребенка на первой встрече, которая будет состоять из двух основных частей: собеседования с родителями и тестирования.

Во время обеих частей вам будет задано несколько вопросов, на которые вы должны подготовить ответы до прибытия (подробности см. в предыдущем разделе).

Давайте посмотрим, что влекут за собой две части процесса диагностики.

Диагностика, часть 1: Интервью с родителями

SLP начнет сеанс, задав несколько основных вопросов о вехах развития вашего ребенка, проблемах общения и сильных сторонах общения.

После этого они попросят подробный анамнез, чтобы лучше понять ситуацию.

Примерно об этом и идет собеседование с родителями. Как только эта часть будет выполнена, SLP перейдет к фактической оценке текущего состояния вашего ребенка.

Диагностика Часть 2: Тестирование

Во второй части оценки будет два типа тестирования: прямое и косвенное.

Косвенное тестирование часто напоминает неформальную беседу, наблюдение или игру, а не оценку. Но на самом деле это важная часть диагностики, потому что SLP использует это время, чтобы узнать больше о том, как общается ваш ребенок.

Прямое тестирование, с другой стороны, более структурировано, и вы можете четко сказать, что ваш ребенок оценивается. Он включает в себя некоторые базовые коммуникативные упражнения, такие как:

  • Называние предметов
  • Ответы на вопросы
  • Указание на картинки в руководстве по тестированию

Эмпирическое правило прямого тестирования состоит в том, что SLP продолжается до тех пор, пока ребенок не ответит неправильно на несколько вопросов подряд. Так что не волнуйтесь, если ваш ребенок не ответит на все вопросы правильно.

На самом деле детям часто даже приходится отвечать на вопросы, которые на самом деле предназначены для детей старшего возраста, прежде чем SLP сможет прекратить тестирование.

Ваша роль во время прямого тестирования заключается в том, чтобы сесть, расслабиться и спокойно наблюдать, пока вас не попросят принять участие.

Как правило, SLP просит вас принять участие только тогда, когда они не могут получить конкретный ответ от вашего ребенка. Если это произойдет, не переформулируйте вопрос — скажите его точно так, как сказал патологоанатом.

Большинство вопросов при прямом тестировании необходимо задавать определенным образом, и любая переформулировка вопроса может свести на нет точность теста.

Как только ваш ребенок даст несколько неправильных ответов подряд, у SLP будет вся необходимая информация, чтобы начать фактическое лечение вашего малыша.

Начало лечения

Лечение речевых и языковых расстройств состоит из обычных логопедических занятий в кабинете SLPʼ и ежедневных занятий дома.

Не беспокойтесь, если вы не знаете, как часто ходить на терапию или какие занятия выполнять дома. SLP примет во внимание все конкретные потребности и цели вашего ребенка, чтобы создать индивидуальный план логопедической терапии, который наиболее способствует развитию речи и языка вашего ребенка.

В этом плане будут разъяснены все важные аспекты обращения с вашим ребенком, в том числе:

  • Ежедневные домашние задания
  • План ожидаемых целей и основных этапов развития речи вашего ребенка
  • Количество посещений SLP для сеансов терапии каждый месяц

Что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку

Как родитель, вы играете важную роль в лечении вашего ребенка. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы, и это ставит вас в важное положение, чтобы помочь медицинским работникам оказать вашему ребенку помощь, в которой он нуждается.

Итак, первое, что вы можете сделать, — отвести вашего ребенка в SLP для осмотра и предоставить как можно больше подробностей. Следуя шагам, изложенным в предыдущем разделе, вы будете лучше подготовлены к первому посещению, чем подавляющее большинство родителей.

Следующее, что вы можете сделать, это помочь своему ребенку заниматься с логопедом дома. SLP подготовит индивидуальный план упражнений, чтобы получить наилучшие результаты для конкретного состояния вашего ребенка. Но результаты планов домашних упражнений полностью зависят от количества и качества практики, которую делает ваш ребенок. И это ваша возможность значительно улучшить результаты вашего ребенка.

Другой важной областью является наблюдение за симптомами и прогрессом вашего ребенка. Если ваш ребенок делает успехи в какой-то области или отстает в какой-то другой, вы должны обсудить это с SLP, чтобы он знал, что происходит.

Говоря об этом, вы находитесь в центре цикла общения со всеми медицинскими работниками в жизни вашего ребенка.

Вполне вероятно, что ваш ребенок будет получать услуги от нескольких поставщиков. Например, дети с речевыми и языковыми трудностями часто расстраиваются и нуждаются в услугах психолога-физиолога. Дети также часто посещают логопеда как в государственных, так и в частных школах SLP.

Подключив и обеспечив постоянное взаимодействие со всеми профессионалами, вы сможете кардинально изменить лечение вашего ребенка.

На самом деле, исследования раз за разом показывают, что участие родителей напрямую коррелирует с более быстрыми и долгосрочными результатами логопедии.

Итак, вы можете многое сделать, чтобы помочь своему ребенку. Прочитав это руководство, вы уже сделали огромный шаг вперед.

Дети с нарушениями речи и языка в большинстве случаев со временем догоняют своих сверстников. И ваш ребенок настроен на еще более высокие результаты — и все благодаря вашей любви и поддержке.

Дислалия: симптомы, причины и лечение

Dislalia Это одно из изменений языка Наиболее распространено среди детей в дошкольном и начальном периоде. Это расстройство артикуляции различных фонем или групп фонем.

При дислалии органы, влияющие на речь, также называемые фоноартикуляционными органами (губы, нижняя челюсть, пелена неба, язык и т. д.), расположены неправильно, что приводит к неправильному произношению определенных звуков или фонем.

Дислалия характеризуется наличием ошибок артикуляции речевых звуков у людей, не имеющих патологии, связанной с центральной нервной системой.

В некоторых случаях этот дефект произношения, связанный с плохой артикуляцией, может автоматизироваться и нормализоваться, что подтверждается письменной речью.

Дислалия может повлиять на любой согласный или гласный звук. Однако изменение произношения чаще встречается у некоторых звуков, например у /р/, так как его артикуляция требует большей ловкости и точности движений.

Также имеет тенденцию встречаться при /к/, так как точка артикуляции не видна и поэтому имитация затруднена, а также при /с/, где происходит деформация артикуляционного положения языка.

Виды дислалии

Согласно Pascual (1988), дислалия может быть классифицирована в соответствии с ее этиологией. Таким образом, различают:

Эволюционную или физиологическую дислалию

Этот вид дислалии возникает на некоторых этапах развития детской речи, когда дети еще плохо артикулируют разные звуки или искажают некоторые фонемы.

Причинами этого явления могут быть незрелость, отсутствие слуховой дискриминации, отсутствие контроля над дыханием, дыхательные изменения или неадекватные движения в артикуляционных органах.

В ходе развития зрелости ребенка эти трудности преодолеваются, только если они сохраняются между четырьмя или пятью годами, мы считаем это патологическим.

Слуховая дислалия

Этиология слуховой дислалии заключается в наличии слухового дефицита, который сопровождается другими изменениями речи, такими как голос и ритм.

Чтобы правильно произносить звуки, необходим правильный слух.

Органическая дислалия

Органическая дислалия возникает вследствие поражения центральной нервной системы (дизартрия) или вследствие органического изменения периферических органов речи без поражения центральной нервной системы (дисглоссия).

Функциональная дислалия

Функциональная дислалия вызывается неадекватным функционированием артикуляционных органов без признаков повреждения или органического повреждения. Среди функциональных дислалий различают фонетические нарушения и фонологические нарушения.

Фонетические расстройства — это нарушения образования фонем. Изменения сосредоточены на двигательной стороне сустава.

Ошибки стабильны, и можно заметить, что ошибки в звуке одинаково проявляются при повторении спонтанной речи. Процессы слухового различения не изменены.

Фонологические расстройства — это изменения на перцептивном и организационном уровне, т. е. в процессах слухового различения, влияющие на механизмы концептуализации звуков и отношения между значением и означающим.

В этих случаях устная речь несовершенна и в зависимости от степени тяжести может стать неразборчивой.

Ошибки колеблются. Отдельные звуки могут хорошо артикулироваться, но нарушается произношение слова.

Этиология функциональной дислалии

Наиболее частыми причинами функциональной дислалии являются: По-видимому, существует прямая связь между моторной задержкой и степенью языковой задержки в изменении произношения.

Это наиболее частая причина дислалии. У детей с дислалией отмечается неуклюжесть движений артикуляционных органов и нарушение общей координации движений, которое наблюдается только в отношении мелкой моторики.

Трудности в восприятии пространства и времени

В этих случаях у человека с дислалией возникают трудности в восприятии и организации пространства и времени.

Если ребенок с трудом воспринимает его и не усвоил пространственно-временные понятия, то язык затруднен.

Развитие этого восприятия важно для развития языка.

Отсутствие компрессии слуха или дискриминации

Индивидуум не может имитировать звуки, потому что он неправильно их воспринимает, то есть не способен различать.

Иногда ребенок слышит хорошо, но анализирует или неадекватно интегрирует фонемы, которые слышит.

Психологические факторы

Существует множество психологических факторов, которые могут повлиять на развитие речи, таких как расстройство типа привязанности, неадекватность семьи, отсутствие привязанности, ревность между братьями и сестрами, травма или чрезмерно защищающая среда.

Факторы среды

Среди факторов среды выделяются ситуации двуязычия, чрезмерной материнской опеки, институционализации ребенка или обучения путем подражания, а также низкий культурный уровень.

Умственная отсталость

В этих случаях функциональная дислалия будет вторичной по отношению к интеллектуальной недостаточности.

симптом

Симптомы дислалии различаются в зависимости от степени поражения. Сложность артикуляции может варьироваться от одной фонемы до многих фонем, что делает язык непонятным.

Симптоматика заключается в совершении ошибок. Наиболее частые ошибки в дислалии:

Замена

Ошибка замены состоит в замене одного звука другим.

Например, человек не может произнести звук / р /, поэтому он заменяет его другой более простой фонемой, такой как звук / л /, т. е. «латунь» вместо «мышь».

Иногда ребенок делает эту ошибку замены из-за дефицита слухового различения, то есть ребенок неправильно воспринимает слово и издает этот звук как воспринимаемый.

Например, ребенок воспринимает «фургон» вместо «фургон». Замена может происходить в начале, в середине или в конце слова.

Искажение

Ошибка искажения возникает, когда мы придаем ему неправильную или деформированную форму, пытаясь приблизить его более или менее к правильному соединению.

Возникают в основном из-за неправильного расположения органов артикуляции. Например, ребенок говорит «прости» вместо «собака».

Упущение

Индивид опускает фонему, которая не умеет произноситься, но не заменяет ее.

Иногда это пропуск одной фонемы, такой как «osquilleta» вместо «rosquilleta», а иногда пропуск целого слога «lota» вместо «pelota».

Если две группы согласных произносятся как «бла», «кри» и т. д., то жидкий согласный опускается.

Дополнение

Ошибка добавления заключается в добавлении фонемы к слову для облегчения произношения.

Например, «тигры» вместо «тигры», «четыре» вместо «четыре» или скажите «аратон» вместо «мышь».

Проблема этого типа ошибки в том, что она может стать автоматизированной и превратиться в еще одно слово.

Инвестирование

Ошибка инверсии заключается в изменении порядка звуков. Например, здесь написано «качета» вместо «пиджак».

Оценка

При оценке функциональной дислалии у детей необходимо учитывать следующие аспекты:

A) Интервью с родителями

Интервью с родителями имеет большое значение для сбора анамнеза проблемы, как личной, так и семейной.

Это интервью является первым необходимым шагом в любой диагностике. Будут изучаться не только строго лингвистические данные, но и те, которые относятся к общему созреванию.

В ходе этого интервью будет собрана информация, связанная с личными данными, такими как личная история, двигательное развитие, личность, школьное образование, а также семейные данные.

B) Артикуляция

Чтобы провести оценку дислалии, необходимо осмотреть сустав, чтобы точно знать, какие дефекты имеются у субъекта.

Эта оценка произношения должна быть исчерпывающей и систематической, чтобы не привести к ошибочному диагнозу.

Поэтому необходимо детализировать ситуацию с фонемой-проблемой, является ли она начальной, промежуточной или конечной и к какому виду выражения она относится, к повторяющемуся, направленному или спонтанному языку, в зависимости от частоты будет варьироваться трудности артикуляции от одного к другому.

Необходимо учитывать, что те трудности, которые возникают при повторной речи, проявятся и в направленной и спонтанной речи, так как мы предполагаем, что если ребенок не может подражать, то не может и спонтанно.

Однако иногда, когда мы ценим направленный язык и спонтанный язык, мы замечаем, что когда он должен имитировать повторение, он делает это соответствующим образом.

Те звуки, которые ребенок не может повторить путем подражания, в некоторых случаях будут единственными звуками, вызывающими трудности.

Однако в случае более распространенной дислалии очень часто в спонтанной речи появляется больше ошибок, относящихся к тем суставам, которые хотя и способны их имитировать, но не автоматизированы и поэтому не интегрированы в спонтанную речь.

Привычка к неправильному произношению закрепляется и, следовательно, автоматизируется, поэтому очень важно вмешательство профессионала на ранней стадии.

Также важно отметить, что сложность произнесения выше в зависимости от того, где находится звук (начало, конец или середина речи).

Для оценки повторяющейся речи используется список слов, в которых исследуемый звук содержится во всех указанных ситуациях

Для оценки направленной речи предъявляются известные ребенку предметы или рисунки, названия которых содержат фонему быть осмотренным.

Для оценки спонтанной речи, неформальной беседы, вопросов и т.п. Таким образом, психологическая оценка может быть рассмотрена, если есть несоответствие между повторяющейся и спонтанной речью, первая выработана правильно, а спонтанная речь становится неразборчивой.

Это может привести нас к рассмотрению эмоционально-эмоциональной проблемы, и в этом случае потребуется психологическое исследование ребенка.

C) Моторный

Во многих случаях двигательная заторможенность может быть причинным фактором, способствующим возникновению функциональной дислалии.

Иногда двигательная задержка имеет генерализованный характер, а в других случаях затруднение конкретно связано с движением артикуляционных органов.

Слуховая дискриминация

Важно оценить способность слухового восприятия по отношению к способности различать окружающие звуки, соединения и слова.

Для проведения этой оценки будут предложены пары из каждой из трех исследуемых областей:

  1. Различение звуков окружающей среды:

Для оценки распознавания звуков окружающей среды используются знакомые звуки, например газетные листы.

Стимулом А будет «разрывание газетного листа», а стимулом Б «сморщивание газетного листа», испытуемый, стоя спиной к специалисту, должен сказать, какой звук к какому действию относится.

  1. Различение суставов:

Для оценки распознавания суставов мы выберем три одинаковых слога как «ба», «да», «га».

Эти стимулы представлены парами, и человек должен уметь различать каждый звук.

  1. Различение слов:

Для оценки различения слов слова выбираются так, чтобы можно было оценить способность различать членораздельные звуки, вставленные в слова.

Для этого вам предлагается повторить слова, которые вы предъявляете, попарно, если они разные или если это одни и те же слова, например, «маленький», «рот»/»кошка», «утка».

E) Дыхание

Дыхание необходимо для произнесения голоса и артикуляции языка.

Важно знать дыхательную способность человека, если есть дефекты в дыхательном процессе и контроле и направленности выдыхаемого воздуха.

F) Мышечный тонус и расслабление

Мышечное напряжение играет роль в артикуляции речи. Особенно в области рта, поскольку она иногда блокирует подвижность произнесения слов.

Вмешательство при функциональной дислалии

Психология обучения предлагает модель вмешательства в артикуляционные изменения, таким образом, вмешиваясь в поведенческую модель.

Психология обучения основана на том факте, что эти изменения являются результатом плохого обучения суставов.

Он основан на том факте, что эти поведения можно наблюдать и их можно модифицировать на основе принципов модификации поведения.

Чтобы установить программу артикуляции на основе поведенческой модели, мы должны сначала провести тщательную оценку тех аспектов, в которых есть трудности. Для этого мы будем наблюдать за поведением артикуляции.

Во время оценки мы проанализируем поведение и разложим его на основные части, чтобы впоследствии мы могли обучать их по отдельности.

С другой стороны, важно определить, что является существенным компонентом, то есть, что отличает и определяет поведение, и сначала обучить этому, а затем обучить этим второстепенным элементам.

Чтобы разработать программу артикуляции, мы должны установить:

  1. Цель, которую мы хотим достичь, В нашем случае правильная артикуляция фонемы или группы фонем невозможна спонтанно.
  1. Дайте определение Поведение: правильное произношение одной или нескольких фонем в испанском языке.
  1. Предыдущие требования: Чтобы ребенок мог обращать внимание, подражать и следовать устным инструкциям. Слух и речевой аппарат должны функционировать нормально.

Формирование — это оперантная техника, которая используется для улучшения поведения. Этот метод показан, когда поведение, которого мы хотим добиться, не существует.

Для этого мы будем усиливать приближения (части, на которые мы разделили поведение) до достижения конечной цели.

Подкрепление должно быть условным и должно быть доставлено немедленно после выдачи проводки

Для применения формовки необходимо:

  1. А) Определить окончательное поведение, которого мы хотим добиться.
  2. B) Выберите подкрепляющие материалы, которые будут использоваться.
  3. C) Установите исходную линию или начальную точку.
  4. D) Установите последовательные приближения.
  5. E) Уметь использовать другие поведенческие техники, такие как инструкции, моделирование, физическое руководство или ситуационная индукция.
  6. F) Немедленное подкрепление

Фазы, которым мы собираемся следовать, будут следующими:

  1. Базовая линия какое положение слова вызывает большее затруднение.
  1. Формирование соединения фонем : Профессионал действует как модель, произнося фонему в двух случаях.

Для артикуляции фонемы мы представим и сформируем нужный сустав, усиливая последовательные приближения, а также сформируем правильное положение артикуляционных органов, участвующих в фонеме.

  1. Формирование фонемы в повторяющемся языке . Составляется список слов и словосочетаний с фонемой, с которой мы имеем дело.
  1. Формирование фонемы в тактах . Мы представляем объекты, фотографии или рисунки, которые содержат обработанную фонему. Переходим к следующему этапу после 10 адекватных ответов.
  1. Формирование фонемы во внутриглагольном . Мы составляем список из десяти вопросов, ответ на которые включает промежуточную фонему.
  1. Окончательная оценка . Мы представляем слова, которые мы представили, чтобы установить базовый уровень и, таким образом, узнать, есть ли различия между тестом и повторным тестом.
  1. Обобщение . Мы оцениваем другие окружения ребенка и обучаем учителей, родителей и т. д. действовать в качестве со-терапевтов вмешательства.
  1. Отслеживание . Примерно два раза в месяц мы будем снова проходить базовый тест, чтобы убедиться, что вмешательство является оптимальным.
Библиографические ссылки
  1. Алдана, Ю. (2007). Практическое пособие для учителей. Мероприятия по работе с функциональной дислалией у детей в возрасте от 6 до 10 лет. Маракайбо: UNICA
  2. Алонсо, П. (2010). Дислалия (классификация, диагностика и лечение).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *