7 причин, почему дети не хотят учиться
Иногда ребёнок в началке или сразу после неё вдруг перестаёт интересоваться учёбой и заявляет: «Я не хочу больше учиться! Мне надоело!» Что это? Куда пропадает мотивация? Наш блогер Татьяна Мировская считает, что для такого поведения может быть несколько причин.
«Мой ребёнок не хочет учиться!» — как часто приходится слышать эту фразу от родителей на консультациях! Давайте попробуем найти причины? Вряд ли это произошло в один день. Не бывает так, что учитель отличный, вы ребёнка хвалите и системно поддерживаете у него познавательный интерес, он развивается и обучается по оптимальному плану а тут бац, и «Мама, как мне надоело учиться!».
Подобных запросов от родителей дошкольников я практически не слышала (я имею ввиду сейчас родителей нормотипичных детей), может, только пару раз за всю практику. Но эти родители пришли с готовностью тратить свои силы и время на работу с ребёнком, и проблемы исчезли достаточно быстро.
Чаще с нежеланием учиться сталкиваются родители детей школьного возраста, учеников третьего-пятого классов. Ну, и родители подростков тоже, но там легко всё раскладывается с точки зрения физиологии и возрастной психологической нормы. То есть это нормально, когда подросток переключается с учёбы на отношения с другими людьми, это обычный этап взросления.
В чём же могут быть причины нежелания учиться у ученика второго-пятого классов? Попробую систематизировать опыт моих клиентов, учеников, коллег и мой собственный.
1. Не сформирован познавательный интересДети по своей природе любознательны! Вспомните детей, которые только научились вставать и начинают исследовать пространство вокруг, им же интересно всё: и ковер на полу, и дверь шкафчика, и кот, лежащий на диване, и цветы… Да, они всё пробуют на вкус, нюхают, смотрят, слушают, трогают руками, пока ещё плохо управляя своим телом. Детям нужен этот опыт! Ребёнок хочет познать окружающий мир доступными средствами, удовлетворить жажду познания.
Что часто делает родитель? Сажает ребёнка в манеж, закрывает на замки все шкафчики, убирает всё с полок. Что остаётся делать ребёнку? Довольствоваться тем, что дают. Немного позже ребёнок интересуется вашими делами: он хочет лепить пирожки, наливать чай в чашку, мыть посуду, нажимать на кнопки стиральной машины… Некоторые мамы, не понимая важности этого этапа в формировании мотивации, отстраняют детей от взрослых дел, потому что «некогда», «не охота», «сама быстрее сделаю».
2. Отсутствие умения ждать и трудитьсяЭтих детей «перекормили» игрушками и подарками. Им всегда дарили много, порой слишком много вещей. Они ещё и пожелать не успевали, помечтать о новой игрушке, а она уже у них появлялась. Часто родители новыми игрушками заменяли общение. Такие дети не научены прикладывать усилия, преодолевать препятствия, договариваться, чувствовать радость от нового. Любая трудность при обучении вызывает в них отказ от работы.
3. Раннее начало обученияЭто дети, которые начали целенаправленно и систематически учиться с четырёх-пяти лет. Это те дети, которые читают с четырёх, пишут с пяти, виртуозно считают на абакусе с шести. Один только вопрос меня (как специалиста) мучает: зачем? Зачем мы учим читать, если звуки поставлены не все, а фонематический слух оставляет желать лучшего? Зачем ребёнку считать в пределах ста, если у него не сформировано понимание места числа в последовательности, и он до сих пор путает право и лево? Важно до семи лет заложить хорошую базу, «залить фундамент», как я говорю, тогда и в школе будет учиться легко и интересно.
4. Некачественное обучение в школеДа-да, появилась и такая причина в наше время. Когда учитель ведёт два класса и работает в две смены, когда детей в классе по 34-36 вместо положенных 25, когда количество требуемых от учителя отчётов заметно превышает количество часов на подготовку к урокам, о каком качестве тут будет идти речь? Дело даже не в личности учителя, с такой нагрузкой физически невозможно качественно учить детей! Учителю элементарно некогда подумать, что если Вася так не понял материал, то надо с ним попробовать вот так. Родители — не специалисты, тоже не могут оценить, что именно не идёт у ребёнка, какое умение не сформировано, чтобы вовремя оценить и помочь. Если ребёнок что-то не понял, не усвоил, не отработал, то учиться он не захочет. Кому же хочется чувствовать себя постоянно неуспешным?
5. Отсутствие поддержки от родителейВроде, все родители желают своим детям добра, вроде, каждый твердит о важности образования, запрещает гаджеты. Почему же ребёнок не слышит? Он вас слышит и даже, скорее всего, понимает и старается. Но каждую маленькую удачу (написал диктант не с десятью ошибками, как обычно, а всего с пятью) родители склонны не замечать («Всё равно же двойка!»). Зато каждое замечание или плохая отметка раздувается до масштаба вселенской трагедии («Ну вот, опять меня позоришь!»). Ребёнку сложно противостоять такому взрослому. После пары попыток взять родителя в союзники, ребёнок решает больше не тратить силы туда, где он опять неуспешен.
6. Биологические причины, мешающие ребёнку усваивать учебный материалУ ребёнка есть особенности развития, о которых родитель знает или не знает. Чаще подозревает, но не хочет об этом думать, надеясь, что «всё само собой пройдёт». Чаще не проходит, а только усугубляется с возрастом, и вот в четвёртом классе родители ищут специалистов всех мастей, чтобы только помогли. Сколько времени упущено, сколько сил было вложено и ребёнком, и родителем совершенно не туда! Чаще такого ученика и школа, и сами родители называют просто ленивым («Он ведь может, но не хочет совсем!»). Напомню только, что лень это защитная реакция организма на перегрузки или на трудности в обучении.
7. Перегрузки ребёнкаКогда у него нет ни минутки свободного времени, чтобы просто ничего не делать, когда и «драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота», может просто не хватать ресурса ещё и на учёбу в школе.
Что делать?
Искать причину и работать именно с причиной. Не бояться разгружать детей, признавать свои родительские промахи и ошибки, не бояться обращаться к специалистам, находить ресурс и слова поддержки для детей, учить их видеть хорошее.
Я рада, что сейчас появляется всё больше альтернатив обычным школам, где действительно талантливые педагоги учат разных детей и с помощью разных интересных методик. Не бойтесь, ищите подходящие способы, подходящих людей, подходящие именно вашему ребёнку советы и рекомендации. Единого алгоритма и волшебной палочки не существует, а вот реальные дети и их проблемы есть. С ними нам и предстоит поработать.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Фото: Unsplash (Annie Spratt)
Почему школьники не хотят учиться?
мотивация
Тамара Гордеева
д. п. н., профессор факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова, вед. науч. сотр. НИУ ВШЭ
Контроль без развития
Главный парадокс современного образования заключается в том, что оно стало благом, которого были лишены многие поколения, и при этом благом обязательным — от него нельзя отказаться. Этот парадокс изначально задает амбивалентное отношение современных детей к школе как к обязательству и даже тюрьме. Из этой амбивалентности нам надо исходить в стремлении убедить ребёнка в том, что школа есть благо, дающее массу замечательных возможностей для роста, развития и успешного существования в мире.
Наши школы вступили в период невиданного ранее снижения уровня продуктивной учебной мотивации. Несмотря на значительные усилия учителей, родителей и общества в целом, современные российские подростки демонстрируют достаточно невысокие результаты в PISA, ЕГЭ и других тестах — при хороших стартовых показателях и высоких достижениях отдельных детей. Причины: демотивация и незнание учителями и родителями законов её поддержания.
Российские школы должны перейти к использованию психолого-педагогических знаний и закономерностей, описывающих продуктивный учебный процесс и законы функционирования мотивации. Пока мы пользовались в основном экономическими моделями развития в образовании, достаточно поверхностно и формально повторяя западный опыт. Например, введённый у нас ЕГЭ очень похож на существующие в США SAT и ACT, но последние можно сдавать несколько раз, а результаты известны задолго до поступления в вуз. Кроме того, тест можно неоднократно пересдавать, предъявив лучшие результаты. Наконец, эти баллы не являются единственным основанием для приёма в вуз. Это придает данному мероприятию более гибкий психологический смысл.
Наши школы вступили в период невиданного ранее снижения уровня продуктивной учебной мотивации
С экономической точки зрения ясно, что чем выше зарплата учителей, тем больше их желание хорошо работать, тем лучше качество труда, и эта связь линейная. Следовательно, надо уповать на повышение уровня зарплат. В действительности повышение зарплаты не улучшает автоматически качество преподавания у малоквалифицированного учителя. Оно лишь в очень малой степени способствует привлечению компетентных специалистов, обеспечивая в основном страстное желание малоквалифицированных учителей не упустить высокий уровень оплаты и не лишиться места. Зарплата не может компенсировать условия труда, которые трудно охарактеризовать как лёгкие и благоприятные. Она также не может компенсировать стресс, вызываемый требованиями постоянно демонстрировать высокие достижения, неясно каким образом достигаемые. Кстати, лучшие образовательные системы мира не отличаются высоким уровнем зарплат учителей.
Особое внимание уделяется формальным достижениям, которые можно легко измерить, — это ГИА, ЕГЭ, победы на олимпиадах. Но при этом игнорируются процессы, ведущие к этим продуктивным достижениям. Отсутствие рефлексии этих процессов приводит к тому, что лишь очень небольшая часть детей, называемых одарёнными, получает доступ к качественному образованию и учителям с высоким уровнем подготовки. Между тем другие школьники продолжают скучать и впустую тратить время на неинтересных и откровенно слабых уроках.
Делаются решительные попытки всё контролировать, но при этом не обеспечиваются инструменты для достижения качественного результата. Когда нечего демонстрировать, контроль лишь фрустрирует и демотивирует всех участников учебного процесса. Как справедливо заметил по поводу новых стандартов ФГОС академик РАО А. Г. Асмолов, «в этих стандартах контроль преобладает над развитием. Благодаря этому у нас будут плодиться контролёры и репетиторы. Мы поможем армии контролёров войти в школу по полной программе. И ситуация „К нам едет ревизор“ станет ключевой в нашем образовании».
Мифы о мотивации
Наши школы продолжают опираться на тактики стимулирования учебной мотивации, которые с точки зрения современного научного знания о мотивации представляют собой мифы:
- Принуждение и контроль — отличные мотиваторы. Сравнения с другими, критика и небольшое «пристыживание» отлично мотивируют. Полезно поддерживать в классе/школе «здоровый» дух конкуренции и соревнования.
- Мотивацию на уроке можно создать одним большим вопросом, обращенным к учащимся вначале, а потом про неё забыть (так же, как и про сам вопрос).
- Если ребёнок/учащийся смотрит на учителя, проявляет дисциплинированность, сидит прямо, что-то делает, не «спит на уроке», он мотивирован, всё в порядке.
- Дети обычно не хотят учиться сами, поэтому их нужно постоянно стимулировать. Без оценок и постоянного контроля нет учёбы. Оценки — отличный мотиватор. Их применение помогает успешно стимулировать желание учиться, ибо оценки вызывают гордость, если они хорошие, и чувство стыда и обиды, если плохие. Ещё одно тому «доказательство» — дети на них прекрасно реагируют: боятся, переживают.
- Миф о пользе похвалы. Чтобы дети хотели учиться, их нужно хвалить, говорить им, что они самые умные, способные, лучше всех, повышать их самооценку. Правда, есть вероятность, что они списали задачу у соседа или просто взяли решение из Интернета, не затратив никаких усилий на достижение результата.
Учебная мотивация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация означает интерес к осуществляемой деятельности, основанный на желании двигаться вперёд, чувствуя свою растущую компетентность и расширяющиеся возможности. Хорошие новости заключаются в том, что все дети одарены этим желанием знать и развиваться. С рождения им изначально интересно узнавать, как устроен мир, как сделать его лучше, и, кроме того, это стремление — лучшее средство против депрессии. Однако плохие новости тоже есть. К сожалению, внутренняя мотивация достаточно хрупка, её легко разрушить с помощью чрезмерного внешнего контроля и чувства беспомощности, которое возникает из-за ощущения того, что происходящее не контролируется собственными усилиями. Кроме того, она специфична.
Недавние исследования показали, что у подростков интерес к одному учебному предмету не влияет на отношение к другому, но отрицательное отношение к одному предмету легко переносится на другие. Поэтому нужно быть особенно аккуратными на этом негативном крае «нелюбви» к предмету — он опасен тем, что «заразен». Внешняя мотивация весьма разнообразна и включает как позитивный, так и негативный полюс, от стремления учиться, чтобы уважать себя за немалые вложенные усилия, до необходимости действовать, исходя из переживаемого внешнего контроля, требований, ожидаемых наград и наказаний.
Известно, что удовлетворённость школой, учебная самооценка и академические достижения существенно выше, если в мотивационном профиле ребёнка выражена внутренняя мотивация — интерес к учебному процессу и осознание его важности и ценности (т. н. автономная мотивация).
Факторы благополучия
Выигрывают в борьбе за мотивацию школы, которым удаётся создать благоприятный эмоционально-социально-психологический климат, когда дети и учителя знают, что они приняты, поняты и им есть чем гордиться. Они уделяют внимание психологической атмосфере в классе, отношениям с детьми, уровню уважения и доверия. Они понимают учёбу как средство развития ребёнка, дающее ему возможность успешно решать различные жизненные задачи, ориентироваться в мире, помогать другим и жить интересно, а не как средство достижения краткосрочных практически полезных результатов (поступить в нужный вуз, не «быть дворником» и пр.).
Зачастую используются нетрадиционные и оригинальные решения. Например, в коридоре одной из московских школ висит плакат со словами «Получение удовольствия — основная и единственная обязанность каждого лицеиста». В другой школе есть традиция не обсуждать достижения детей на общих родительских собраниях, а устраивать индивидуальные встречи учителей с родителями. Эти школы не борются за статус лучших в районе, за пресловутый рейтинг, а стремятся привлечь всех детей к участию в вокальной или театральной студии, где их ждёт общение с искусством.
Психологические исследования показывают, что, если отношения с учителем носят позитивный и надёжный характер, ребёнок растет оптимистом, проявляет креативность, участвует в жизни общества и заботится о других людях. Результаты, недавно полученные нашей исследовательской группой, свидетельствуют также и о том, что отношения с учителем оказывают существенное влияние на внутреннюю учёбную мотивацию школьников, желание учиться. И этот вклад значительно важнее используемой учителем педагогической технологии. Следовательно, при подготовке учителя важно не ограничиваться обучением подобным технологиям. Не меньшего внимания заслуживает психологическая подготовка учителей, которая позволила бы им сознательно выстраивать позитивные и продуктивные отношения с учащимися, ведущие к поддержанию внутренней мотивации, самооценки и благополучия [1].
[1] Гордеева Т. О., Сычев О. А., Лункина М. В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, № 3. С. 32−42. doi:10.17 759/pse.2 019 240 303.
Вторым важным фактором является уровень подготовки учителей, их «качество». Худшие образовательные системы мира (там, где дети демонстрируют низкие образовательные результаты) нанимают учителей из низшей по успеваемости трети выпускников школ [2]. Напротив, лучшие системы набирают лучших учителей, тех, кто относится к верхней трети по успеваемости. В ряде стран этой группы требования к учителям даже более жёсткие (например, Южная Корея — 5%, Финляндия — 10%). Это означает, что приходящие к детям учителя обладают высоким интеллектуальным и личностным потенциалом, сами хорошо владеют своим предметом, любят и умеют учиться, то есть могут успешно выступать и источником познания, и моделями познающего и творческого субъекта учебной деятельности. Учитель не может дать детям то, чего у него нет.
[2] Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира // Вопросы образования. 2008. № 3. С. 7−60.
Старая школа переживает кризис, который усугубляется бумом вокруг ЕГЭ
Третий фактор — стратегии, которые используют учителя для поддержки учебной мотивации. В школах с мотивированными детьми учителя опираются не на мифы, сформулированные нами выше, а на понимание того, что от содержания, методов и форм обучения, а также системы контроля знаний и оценивания зависит мотивация их учеников. В частности, в своей работе они имеют следующие приоритеты:
Приоритет поддержки интереса и смысла над принуждением к знаниям, свободы над контролем, выбора учебной задачи над её заданностью. Предоставление возможностей ощущать себя субъектом учебной деятельности, принимающим решения о ходе учебного процесса и стратегиях его реализации, имеющим выбор, а не пассивным объектом внешних воздействий.
Приоритет состояния детей, уровня их текущей готовности над программой и конкретной страницей учебника.
Приоритет мышления над запоминанием. Внимание к активным проблемным методам, активизирующим мышление, к характеру постановки задачи и способам введения нового материала, командной работе и практической деятельности. Диалог.
Приоритет поддержки ребёнка над его публичным оцениванием, сравнением и внешним стимулированием. Внимание к качеству обратной связи — оценок, похвалы, критики, т. н. нейтральным высказываниям.
Учителя осознают, что сами являются моделями, за которыми наблюдают и которым могут захотеть подражать дети, а значит, их энтузиазм и собственный личный интерес к теме/задаче однозначно важен.
Новая школа
Проведённые в последние десять лет исследования современных российских образовательных сред, а также анализ зарубежной литературы на данную тему позволили нам описать характеристики школ старого и нового типа, дающие ориентиры и понимание того, куда нам идти и к чему стремиться.
Таблица 1. Два пути обучения и создания мотивации обучения
Старая школа переживает кризис, который усугубляется бумом вокруг ЕГЭ, раздуванием его важности, фокусировкой учебного процесса на нем и практикой слияния (укрупнения) школ и их рейтингованием. Кризис порожден тем, что учитель больше не может рассматриваться как уникальный носитель знания. Растет конкуренция за бесплатные места в вузах. В последние несколько десятилетий обществом были утрачены важные образовательные ценности.
Доминирующие старые методы и формы обучения, устаревшее содержание школьных учебников и методов стимулирования ребёнка, ригидная система оценивания знаний вступают в противоречие с желанием подростков быть значимыми, свободными, самостоятельными и компетентными. Кризис во многом обусловлен активным использованием практик принуждения, запускающих непродуктивные внешние формы мотивации, акцентирующие оценки, неграмотную похвалу, награды, а также критику, наказания, играющие на чувствах вины, стыда и собственной неполноценности.
Школы нового типа присутствуют в российском пространстве, но, поскольку они возникают пока стихийно, благодаря отдельным энтузиастам-директорам, интуитивно пришедшим к подобным форматам обучения, стоит подумать над тем, как сделать их появление более стабильным, чтобы наше движение вперед было более надежным и поступательным. Пришло время заняться качественной перестройкой наших школ как ключевых институтов образования и социализации.
Для этого необходимо учитывать следующие принципы построения учебного процесса: принцип ценности внутренней мотивации, интереса и радости от процесса познания, размышлений и решения трудных задач, самостоятельного поиска, выдвижения гипотез и размышлений; стимулирование чувства компетентности детей в процессе обучения, гибкое отношение к учебной программе как к ориентиру, а не жёсткому руководству к действиям; работа с задачами оптимального уровня сложности, дающими ученикам возможность добиваться успешных результатов и чувствовать себя компетентными; построение обучения по проблемному принципу, включающему вопросы, обращенные к ребёнку, а не регулярную выдачу ему готового знания, которое требуется воспроизвести.
Если же стимулируется внешняя мотивация, в частности такие её формы, как мотивация контроля, стыда и манипуляций, которые запускаются активным использованием оценок, наград, манипулятивной критики, сравнений и угроз, то начинает страдать благополучие детей, растёт их негативное отношение к учёбе, школе и учителям. В долговременной перспективе страдает и академическая успешность, так как ребёнок не может долгое время работать на непродуктивных формах мотивации, его ресурсы личности истощаются, а интеллектуальные ресурсы вскоре перестают проявляться. Именно этот феномен мы и видим во многих наших массовых школах.
В ОПАСНОСТИ — МАЛЬЧИКИ
Кризис учебной мотивации особенно касается мальчиков, которые, как показывают результаты наших исследований, меньше заинтересованы учёбой, меньше ее ценят и хуже относятся к школе уже в младших классах (и далее эта тенденция сохраняется). В силу поддержки учителями определённых моделей поведения девочки оказываются более вовлечёнными в учебный процесс и относительно более успешными. Мальчики демонстрируют большую неудовлетворенность той системой требований и правил, которые к ним предъявляются в школе и дома. Они воспринимают их как несправедливые и фрустрирующие самостоятельность. Стратегии обучения расцениваются как не соответствующие ожиданиям. Учитывая эти различия, учителям и родителям нужно обращать больше внимания на учебную мотивацию и школьное благополучие мальчиков. Нужно прикладывать больше усилий, поддерживая интерес мальчиков и их включённость в продуктивный учебный процесс.
Комментировать |
Если статья была для вас полезной, расскажите о ней друзьям. Спасибо!
Ваши дети не любят учиться? Вот 9 вещей, которые вы можете сделать
Примечание от Дэниела: это гостевой пост Джулии Робсон.
Все родители хотят, чтобы их дети преуспевали в школе и в жизни.
Конечно, успех в школе не означает успеха в жизни.
Но в обществе, которое по-прежнему уделяет особое внимание формальным образовательным ценностям, вполне естественно, что вы хотите, чтобы ваши дети учились в школе как можно лучше.
К сожалению, некоторые студенты просто не любят изучать .
Наша задача как родителей не наказывать их за отсутствие интереса.
Это поможет им получить максимальное удовольствие от процесса обучения, одновременно развивая необходимые жизненные навыки.
БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА: Получите свою копию 16 ключей к мотивации вашего подростка . Электронную книгу уже скачали многие тысячи родителей, так что не пропустите!
Прежде чем мы поговорим о том, что вы можете сделать, если ваши дети не любят учиться, давайте сначала ответим на этот вопрос:
Почему так много учеников не любят учиться?
Выяснив корень проблемы, вы сможете найти лучшие решения.
Итак, прежде чем вы начнете применять лекарство, изучите поведение ваших детей и поговорите с ними и их учителями, чтобы выяснить, в чем на самом деле заключается проблема.
Вот несколько распространенных причин, по которым студенты не любят учиться…
A. Им скучно учиться
Некоторым учащимся скучно из-за повторяемости учебного процесса.
Есть также студенты, которым скучно, потому что материал недостаточно сложный. Если они усваивают материал быстрее, чем остальные в классе, им, естественно, будет скучно на уроках.
Затем они привяжут это чувство ко всему процессу обучения.
Б. Не видят смысла в обучении
Многим учащимся необходимо понять смысл чего-либо, прежде чем они захотят это сделать. Для них хорошие оценки не являются достаточно веской причиной для того, чтобы усердно учиться.
Если это относится к вашим детям, посвятите время преодолению разрыва между тем, что они изучают в классе, и реальным миром за его пределами.
C. Они чувствуют, что их заставляют учиться
Многим учащимся не нравится делать то, что они должны делать, потому что они чувствуют, что вынуждены это делать.
Для этих учеников чрезвычайно важно чувство независимости.
D. Они чувствуют, что отстают
Учащиеся, занимающие последние места в классе, скорее всего, расстроятся.
Это особенно важно, если их дразнят одноклассники или если у учителей нет времени, чтобы оказать им дополнительную помощь.
Конечно, помимо перечисленных выше, у ваших детей могут быть и другие причины, по которым им не нравится учиться.
Прежде чем вы начнете придираться к ним или угрожать им — я не рекомендую ни тот, ни другой подход — найдите время, чтобы выяснить основную причину проблемы.
После этого вы сможете применить наиболее подходящее решение.
Вот 9 возможных решений:
1. Признайте, что учеба может быть разочаровывающей
Будьте честны с собой и своими детьми и признайте, что учеба не всегда доставляет удовольствие.
Но здесь есть жизненный урок. Невозможно получать удовольствие от всего, что вы делаете ежедневно или еженедельно.
Есть вещи, которые необходимо сделать, даже если они вам не нравятся.
Вместо того, чтобы верить, что обучение может приносить удовольствие 100% времени, откровенно поговорите со своими детьми. Признайте, что некоторые вещи могут быть скучными и трудными для изучения.
Обучая детей тому, как выполнять задачи, которые им не нравятся, вы вооружаете их ценным навыком, который они будут использовать на протяжении всей жизни.
2. Учитесь вместе с детьми
В зависимости от возраста вашего ребенка вы можете применять подход «учимся вместе» по-разному.
Посещение музеев, галерей, исторических мест и других мест может стать отличным способом помочь вашим детям связать то, что они изучают в школе, с реальным миром.
Этот подход возможен только для определенных предметов. Так что вы также можете посмотреть вместе с детьми соответствующие документальные фильмы или фильмы, чтобы сделать процесс обучения более интересным.
Попробуйте решить с ними и сложные проблемы.
Возможно, вы не так хорошо помните геометрию или алгебру, как вам хотелось бы. Но вы можете попросить своих детей объяснить вам принципы, и вы можете работать над решением вместе.
Это не значит, что вы должны заниматься с ними каждый день.
Вместо этого создайте процесс, при котором они могут обращаться к вам, когда они застряли или им нужно обсудить с вами концепцию.
3. Используйте различные инструменты
Некоторые школьные задания могут показаться вашим детям скучными или неуместными.
Возможно, их школа не подходит для их стиля обучения?
Или, может быть, они бы преуспели, если бы их познакомили с различными методами обучения?
Хотя вы не можете ожидать, что учителя ваших детей примут полностью индивидуальный подход, вы можете обеспечить некоторые дополнительные стимулы.
Вот некоторые ресурсы, которые могут понравиться вашим детям:
- Wonderopolis
- Дети National Geographic
- ЭдХелпер
- BrainPOP
- HowStuffWorks
- TED-Ed
- Фрирайс
- Дуолинго
- Смитсоновский институт
Вы также можете попробовать аудиокниги или другие приложения, которые сделают процесс обучения более увлекательным для ваших детей.
4. Соотнесите материал с реальной жизнью
Они не считают, что «вы должны сделать это, чтобы получить лучшую оценку» является уважительной причиной для выполнения задания.
Если это относится к вашим детям, вам нужно дать им возможность понять цель понятий, которые они должны освоить.
В идеале вы должны начать давать подходящие объяснения в очень раннем возрасте, чтобы установить принцип на потом.
Например:
- Математика связана с деньгами, онлайн-покупками и личными финансами. (Кстати, вот мои лучшие советы о том, как стать лучше в математике.)
- Языки связаны с историями, которые нравятся вашим детям, и с тем, как люди понимают мир
- История рассказывает нам, откуда мы пришли, чтобы мы могли определить, куда идти и как не повторять ошибок прошлого
И так далее.
5. Не вините, не ругайте и не наказывайте своих детей, если они получают плохую оценку
Когда ваши дети приходят домой из школы с оценкой ниже ожидаемой, виновата не ваша реакция или сделать им выговор.
Вместо этого спокойно поговорите со своими детьми.
Спросите их, как они относятся к ситуации, и узнайте, что пошло не так.
Обсудите с решением проблемы, что ваши дети могут сделать, чтобы учиться более эффективно.
Я призываю вас, , а не , использовать свою родительскую власть, чтобы потребовать объяснений или потребовать, чтобы в следующий раз они получили более высокую оценку.
И уж точно не сваливать на них всю ситуацию. Если вы сделаете это, они займут оборонительную позицию, и разговор ни к чему не приведет.
Возможно, вам придется установить новые правила и границы для ваших детей, но обычно лучше пройти этот процесс вместе с ними.
6. Научите их, как ошибаться
Неудача — неизбежная и неотъемлемая часть жизни.
Чем раньше мы научимся справляться с ним во всевозможных ситуациях, тем лучше.
Если ваши дети научатся справляться со своими неудачами как можно раньше, они будут лучше подготовлены к самым важным моментам.
Так что воздержитесь от того, чтобы каждый раз приходить им на помощь, даже если вы заметите, что они определенно не делают того, что должны готовиться к тесту.
Если они будут знать, что вы всегда будете рядом, чтобы напомнить им и держать их в курсе, они начнут слишком полагаться на вас.
Это нехорошо, потому что их образование — это их ответственность, а не ваша.
Цель состоит в том, чтобы поддерживать и поощрять их, а не делать то, что они должны делать сами.
И если они колеблются, не идите по пути «Я же говорил». Нет смысла пинать их, когда они упали.
Вместо этого используйте подход, описанный в совете №5.
7. Сосредоточьтесь на положительных моментах
Учитывая, что вы читаете эту статью, возможно, есть много отрицательных моментов, на которых вы могли бы сосредоточиться, например:
- Вашим детям не нравится учиться
- Они не мотивированы
- Они плохо управляют своим временем
- Они плохо учатся в школе
- У них нет позитивного настроя
- Они не проявляют устойчивости
- Им не хватает концентрации
Но именно поэтому вы должны переориентироваться на положительные моменты.
Чем больше вы ворчите и читаете лекции, тем больше вероятность того, что начнется борьба за власть. В результате они вряд ли примут положительное отношение к обучению.
Если они плохо учатся в школе, сосредоточьтесь на понятиях, которые они освоили.
Сосредоточьтесь на сферах жизни, в которых они добились успехов, вместо того, чтобы слишком много твердить о своих недостатках.
8. Поговорите с учителями ваших детей
Если вы заметили, что ваши усилия не приносят большого успеха, возможно, пришло время снова поговорить с учителями ваших детей.
Хотя вы хорошо знаете своих детей в домашних условиях, трудно сказать, какими они будут в школе.
Учителя могут поделиться с вами некоторыми соображениями и рассказать, что они наблюдали за вашими детьми.
Идите на встречу с открытой душой и будьте готовы услышать неприятные комментарии о своих детях.
Может быть, в школе они вели себя так, как дома?
Посоветовавшись с учителями, разработайте план действий, который поможет вашим детям двигаться вперед.
9. Не зацикливайтесь слишком много на школе и оценках
Вы не хотите быть родителем-вертолетом, который одержим оценками своих детей, их успеваемостью, сколько времени они проводят учатся и чему они научились.
Хотя хорошо учиться в школе важно, в жизни есть нечто большее, чем школа.
Возможно, у ваших детей есть другие таланты и склонности?
Возможно, у них есть мечты и амбиции, не связанные с поступлением в университет?
Если вы обнаружите, что ваши дети раздражаются из-за того, что вы слишком много внимания уделяете школе и оценкам, дайте им немного свободы.
В противном случае отношения будут испорчены. Это снизит вероятность того, что ваши дети станут самомотивированными.
Заключение
Если ваши дети не любят учиться, попробуйте применить советы, которые мы обсуждали в этой статье.
Но прежде чем вы это сделаете, докопайтесь до сути проблемы. Если вы этого не сделаете, все ваши усилия будут потрачены впустую.
И всегда помните, что вы здесь, чтобы поддержать своих детей. Когда они станут старше, вы будете для них больше тренером и консультантом — вы не должны управлять их жизнью как микроменеджер.
Если вы будете помнить об этом, я уверен, что со временем они добьются отличного прогресса!
Джулия Робсон — мама двух девочек и мама-собачка двух лабрадоров. Она писатель, бегун и страстный защитник права ребенка быть самим собой. Она ведет блог на Medium , пытаясь найти время, чтобы создать свой собственный блог.
БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КНИГА: Получите свою копию 16 ключей к мотивации вашего подростка . Электронную книгу уже скачали многие тысячи родителей, так что не пропустите!
Что делать, если мой ребенок не хочет учиться
Большинство родителей знают, как трудно заставить своих детей делать домашнее задание или готовиться к тестам. Родители часто задаются вопросом, что им делать, когда их ребенок не мотивирован на учебу.
Есть много способов, которыми родители могут поощрять детей, которые не хотят учиться. Один из способов заключается в том, чтобы убедиться, что пространство, где будет выполняться работа, гостеприимное и привлекательное, с большим количеством света, удобными креслами и столом, достаточно большим как для родителей, так и для ребенка (или, по крайней мере, для стола, способного сидеть самостоятельно). ).
Другой совет: поощряйте ребенка похвалой перед тем, как начать совместную работу над чем-то вроде совместного чтения вслух или решения математических задач, особенно если у вас уже сложились хорошие отношения с ребенком.
Когда мои дети не хотят учиться, первым делом нужно подумать, почему они так себя ведут. Это потому, что им кажется, что учиться скучно? Может быть, их учитель дал им слишком много работы, и поэтому они чувствуют себя подавленными. Возможно, в их жизни происходит что-то еще, о чем я не знаю. Когда я смогу определить, что не так, тогда мы сможем попытаться исправить проблему вместе.
Что делать, если мой ребенок не хочет учитьсяКаждый ребенок уникален, поэтому каждому ребенку нужна своя среда, чтобы раскрыть свой потенциал. Но, к сожалению, когда все вокруг нас кажутся конкурентами, живя в наше время, становится трудно снять лишнее бремя, чтобы усердно учиться. Даже взрослые сталкиваются с таким давлением в повседневной жизни, будь то работа в офисе или общение в социальных сетях.
Точно так же современные дети окружены различными формами. На них постоянно оказывается давление, чтобы они работали лучше во всех аспектах. Некоторым детям повезло с правильной концентрацией внимания и навыками обучения, и поэтому им легко учиться большему. В то время как в других случаях это постоянное давление на некоторых детей часто уводит их от учебы. Им трудно сосредоточиться, и они не хотят учиться. Но возникает вопрос, как развить интерес к учебе?
Воспитание в первые годы обучения играет решающую роль в целостном развитии ребенка. Большинство правильных привычек и социального этикета формируются в эти основополагающие годы. Но что делать, когда плохие навыки концентрации вашего ребенка берут верх над его первоначальным опытом обучения, и ваш ребенок не хочет учиться?
Это может стать серьезной проблемой при хорошем воспитании. Но что делать, чтобы усилить желание ребенка или мотивировать ребенка и его способность к обучению? Что ж, как говорится, для родителей нет ничего невозможного. Тем не менее, всегда есть некоторые упреждающие шаги, которые вы можете предпринять, чтобы помочь вашему ребенку развить лучшие учебные привычки и навыки обучения.
Советы для тех, кто не хочет учиться Принятие выше ожиданийКак родители и факты хорошего воспитания, мы возлагаем большие надежды и надежды на наших детей. Конечно, мы хотим, чтобы они были счастливы, здоровы и преуспевали во всех аспектах своей жизни. Но убедитесь, что ваши ожидания не являются ненужным бременем для вашего ребенка. Например, если он плохо учится, примите это и устройтесь поудобнее.
Это мотивирует вашего ребенка работать усерднее. Определите свое представление об успехе вместе с ними и заставьте их получать удовольствие от обучения, не обременяя их. Это даст вам ответы на вопрос, как развить интерес к учебе.
Не обращайте внимания на их интересыОбразовательные или учебные идеи различны для каждого человека, но среда обучения, которую мы предоставляем, относительно жесткая. Они ходят в школу, учатся, следуют расписанию, выполняют определенные задания, изучают определенные темы и получают повышение в зависимости от своей успеваемости.
Но, возможно, это не работает для вашего ребенка. Если ему скучно заниматься домашними делами и он не проявляет интереса к темам, преподаваемым в школе, расширьте свой подход, рассмотрев интересующие его темы. Например, если ваш ребенок увлекается планетами, животными или природой, или если ваш ребенок любит слушать истории и хорошо на них реагировать? Выясните их интересы и найдите время, чтобы преследовать их. Это вовлечет вашего ребенка в изучение таких предметов, и в конечном итоге он будет лучше концентрироваться.
Поощряйте их любознательностьЛюбопытство похоже на детей. Им всегда интересно все, что их окружает. Все их годы взросления посвящены тому, что, почему и как. Благодаря хорошему воспитанию вы можете обуздать их любопытство, мотивировать детей и направить его в нужное русло. Предоставьте им возможность самостоятельно находить ответы.
Позвольте им самостоятельно задавать вопросы на разные темы. Ответьте на их вопрос вопросом. Это займет ум вашего ребенка, и ему будет любопытно изучать больше вещей. Не раздражайтесь из-за склонности вашего ребенка спрашивать «почему?» Всегда отвечайте с терпением.
Не придавать особого значения школеШкола является центром обучения в первые годы жизни вашего ребенка, но она не должна быть конечной точкой обучения. Не расстраивайтесь из-за успеваемости в школе или из-за отзыва учителем аккаунта вашего ребенка. Если вашему ребенку не нравится учеба, есть вероятность, что его успеваемость в школе будет неудовлетворительной. Это потому, что каждому ребенку нужна своя среда для развития. Традиционных методов обучения не должно быть достаточно, чтобы увлечь вашего ребенка учебой.
Дайте своим детям свободу следовать своим интересам. Терпеливо справляйтесь с их тревогой перед экзаменом и избегайте гневного подхода. Это еще больше отвлечет их от учебы.
Превратите учебу в удовольствиеДети следят за тем, что им интересно. Попросите их изучить с помощью диаграмм или мультипликационных картинок. Нарисуйте интеллект-карты или диаграммы мыслей. Пожалуйста, дайте им цветные ручки и поощряйте их получать удовольствие от учебы. Проявите творческий подход, чтобы привлечь их внимание к отзывам. Это поможет им получать удовольствие от процесса, а не избегать его. Следуйте за хорошим воспитанием и знайте разницу.
Учимся вместеТочно так же, как семья вместе ест, празднует вместе, учится вместе. Читайте увлекательные книги, смотрите документальные фильмы на захватывающие темы, ходите в музеи и зоопарк. Проявите энтузиазм в изучении новых вещей и изучении образовательных инструментов, и ваш ребенок последует за вами.
Сведите к минимуму отвлекающие факторыТехнологии принадлежат нам. С момента нашего пробуждения до момента, когда мы ложимся спать, мы окружены технологиями. А так как у детей быстро формируются привычки, их часто привлекают эти гаджеты.
Им нравится играть в видеоигры по телефону или на телевизионных приставках; они любят смотреть фильмы и сидеть в Интернете. Так что следите за их экранным временем и обращайте внимание на такие привычки. Убедитесь, что ваш ребенок не проводит много времени с мобильными телефонами. Сведите к минимуму отвлекающие факторы, чтобы помочь им сосредоточиться на учебе.
Оставайтесь позитивнымиСосредоточьтесь на сильных сторонах вашего ребенка, а не на его слабостях. Продвигайте позитивный подход к обучению, который делает упор на способности. Если ваш ребенок не интересуется каким-то конкретным предметом, найдите другой способ найти его интересы. Например, если ваш ребенок слаб в математике, используйте подходы, отличные от традиционных.
Смотрите видео в Интернете или обучайте их, играя или покупая шоколадные конфеты. Точно так же, если ваш ребенок интересуется написанием языковой рекламы, поощряйте его или ее узнавать об этом больше. Это будет способствовать прогрессу, и у вашего ребенка разовьется чувство веры в себя, которое побудит его искать и другие сферы знаний.
Не уклоняйтесь от обращения за профессиональной помощьюКак мы уже говорили, каждый ребенок уникален, и соответственно его потребности различаются. Поэтому, хотя совершенно нормально чувствовать отвращение к школе и образованию, но в некоторых случаях это может быть больше, чем кажется на первый взгляд.
Например, некоторые дети борются с трудностями в обучении, что усложняет им жизнь. Если вы чувствуете, что у вашего ребенка проявляются черты инвалидности, подумайте о том, чтобы как можно скорее обратиться за профессиональной помощью. Такие нарушения, как синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) и дислексия, часто встречаются у детей, но с ними можно справиться. Получите вашему ребенку желаемое лечение и помогите ему развить свои навыки обучения.
Почему дети теряют интерес к учебе?Многие дети не проявляют интереса к учебе, но родители должны предпринять правильные шаги, прежде чем такие дети полностью потеряют интерес. Вот несколько причин, по которым дети ненавидят учебу, и что родители могут сделать, чтобы помочь им снова полюбить учебу.
Никто, особенно ребенок, не любит, когда его контролируют. Все они предпочитают свободу, но, к сожалению, понятие свободы часто распространяется на области, необходимые для их будущего роста и развития, например, на учебу.
Большинство детей рассматривают учебу как способ для родителей связать их, несмотря на их явное равнодушие. В глубине души они осознают, что им нужно хорошо учиться в классе, чтобы завоевать восхищение и уважение своих сверстников, учителей и родителей, но их потребность в веселье и удовольствии в жизни побеждает эти трудности. обеспокоенность.
Причины, по которым дети ненавидят учебуВот несколько причин, по которым дети начинают терять интерес к учебе.
Препятствие на пути к свободеДети находят учебу чрезвычайно раздражающей и тяжелой из-за их предвзятых ложных представлений о школе и предметах их изучения. Поэтому в конечном итоге они чувствуют, что их контролируют, и им это чувство очень не нравится. Все сводится к тому, чтобы делать то, что вам очень нравится, а большинству детей не нравится учиться. Они не понимают, что могут научиться любить свою учебу, если только дадут ей шанс.
Отрицание контроляМногие дети в школе испытывают сильную неприязнь к учебе, поэтому всякий раз, когда они садятся за изучение текстов, они сосредотачиваются на чем-то другом. Это заставляет их ненавидеть учебу, хотя некоторые из них на самом деле любят читать.
Многие дети любят читать книги, но им не нравится, когда им говорят, что им нужно читать. Родители могут попытаться убедить своих детей рассматривать изучение своих предметов как чтение того, что им нравится, но на самом деле учеба требует особой концентрации и практики.
Родителей следует активно поощрять к разработке собственных методов, которые оживят учебный процесс и повысят их способность получать и запоминать информацию. Настоятельно рекомендуется увеличить объем памяти, так как это позволяет детям учиться просто и легко.
Разрушение барьеровСначала вы должны разрушить неверные представления ваших детей об учебе, поощряя их связывать учебу с изображениями, которые ему или ей нравятся. Чтобы эта техника работала, у вашего ребенка должен быть непредвзятый ум, чтобы он или она научились связывать вещи со странными или необычными темами, которые они будут изучать с течением времени. По сути, это метод сочетания хорошего с плохим — эффект ассоциации маловероятных объектов с изображениями, которые действительно нравятся детям.
Наглядные пособияЕсли вы готовы сделать все возможное для вашего ребенка и привить ему или ей любовь к учебе, вы можете начать с выделения определенных фраз и слов в книгах, которые относятся к различным вещам. Убедитесь, что вы используете разные цвета, чтобы отметить слова, так как это делает предмет более интересным для просмотра, и ребенок может взять на себя инициативу, чтобы прочитать то, что вы так старательно отметили для него или нее.
Рациональное обучениеЕще один метод, который может помочь пробудить в вашем ребенке любовь к образованию, — это подытожить предметы, которые преподаются в школе. Конечно, вы должны принимать активное участие в процессе, так как он может быть довольно сложным, но конечный результат — это очень весело со знаниями.
Вы и ваш ребенок можете рисовать блок-схемы и карты на обычных полноразмерных листах бумаги, чтобы убедиться, что он или она сможет быстро просмотреть их и усвоить основные понятия, представленные в теме. Это облегчит весь процесс обучения и может повысить его или ее интерес к учебе.
Детям следует объяснить важность учебы. Однако будьте осторожны, чтобы ваши слова не прозвучали как лекция. Вместо этого попытайтесь объяснить пагубные последствия отказа от учебы и то, как это может повлиять на ваше или ее будущее, если ваш ребенок будет уделять все свое внимание учебе.
Неожиданные причины, по которым ваш ребенок не заинтересован в учебеЕсли учащиеся не заинтересованы в учебе, маловероятно, что они выложатся на все 100 процентов и, таким образом, не смогут максимально раскрыть свой потенциал.
Таким образом, в этой статье мы попытаемся указать 6 причин, по которым ваш ребенок потерял интерес к учебе, и как вы можете снова заинтересовать его и сделать его счастливым.
Интерес превращается в одержимостьМаленькие дети очень легко начинают интересоваться вещами. Они склонны демонстрировать стремление изучать новые вещи, если то, что они изучают, интересно. Поэтому, если дети находят предмет, который они изучают, интересным, они будут учиться лучше.
Впрочем, этот интерес может превратиться и в навязчивую идею.
Исследования показали, что дети в возрасте до 13 лет проводят все больше времени за компьютером. Однако пристрастие к компьютерным играм поставит под угрозу обучение, потому что ум детей будет вращаться только вокруг компьютерных игр, в результате чего они потеряют интерес к учебе.
Я не призываю вас вводить полный запрет на компьютерные игры для ваших детей, так как компьютерные игры могут принести пользу вашим детям, помогая им расслабиться. Однако все должно быть в меру, и вы должны ограничить количество времени, которое ваши дети проводят перед экраном, чтобы у них не развился этот вредный порок.
Учеба в одиночку приводит к беспомощностиНекоторым ученикам очень трудно учиться, если они занимаются в одиночку. Когда студенты обнаруживают, что им не к кому обратиться, они начинают уставать и бросают учебу.
С этой проблемой чаще сталкиваются интроверты. Из-за замкнутого характера им труднее обратиться за помощью к учителю. Некоторым также может быть трудно заводить друзей.
Следовательно, если ваши дети интроверты, крайне важно, чтобы вы оказывали им эмоциональную поддержку и следили за их поведением. Поскольку интроверты имеют склонность замыкаться в себе и не говорить о своих проблемах, вы должны проявлять к ним заботу и постоянно спрашивать, не нужна ли им помощь в учебе.
Учеба без целиТрудно заинтересоваться тем, что вы считаете бессмысленным. Некоторые родители пытаются мотивировать своих детей, говоря им, что важно усердно учиться и получать хорошие оценки, чтобы они в конечном итоге добились успеха.
Однако вы должны иметь в виду, что ваши дети могут не понимать цели достижения успеха в будущем. Таким образом, они могут быть не в состоянии осознать важность учебы.
Вместо этого расскажите своим детям об актуальности каждого предмета, чтобы мотивировать вашего ребенка учиться. Вы можете сделать это, объяснив практическое использование определенных предметов в их повседневной жизни. Например, вы можете описать им, как все, что они узнали по математике, можно применить для измерения вещей и подсчета денег.
Скучная педагогика обученияРазные дети имеют разные способности и реагируют на разные стили преподавания и обучения. Например, некоторые дети просто ненавидят читать учебники и видеть длинные абзацы слов, объясняющих понятия.
Вам необходимо определить оптимальный стиль обучения ваших детей. Например, если ваши дети не могут сосредоточиться во время чтения, попробуйте прослушать видеолекции на таких сайтах, как академия Хана, чтобы облегчить процесс обучения. У них может быть визуальное мышление, и они больше заинтересованы в таком стиле обучения.
Тяжелая рабочая нагрузка, вызывающая выгораниеМногие родители заставляют своих детей посещать дополнительные занятия, такие как уроки музыки или боевые искусства. Это потому, что они хотят вооружить своих детей как можно большим количеством навыков, чтобы не проиграть другим.
Из-за этого их дети могут перегрузиться и, в конце концов, перегореть, что приведет к потере интереса ко всему, в том числе к учебе.
Поэтому, если ваши дети постоянно жалуются на то, как они устали, пересмотрите их учебный план. С другой стороны, если эти жалобы законны и их график действительно напряженный, внесите необходимые коррективы. Всегда помните, чтобы не перенапрягать своих детей.
Большие ожидания, приводящие к потере мотивацииКаждый родитель неизбежно хочет, чтобы его ребенок был самым лучшим.
Родителям легко задавать высокие стандарты и требовать от ребенка пятерки на экзаменах. Однако родители должны понимать последствия установки нереалистичных ожиданий.
Только представьте себя на месте вашего ребенка. Если ваш начальник ставит перед вами цель, которую невозможно выполнить. Вы, скорее всего, потеряете мотивацию, потому что, как бы вы ни старались, вы не сможете удовлетворить его или ее.