Психологические кризисы возраста: ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ — Психология

Содержание

ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ — Психология

При переходе от одной возрастной стадии к другой, человек обязательно проходит через возрастной кризис. В этот период разрушается прежняя система отношений человека с окружающим миром и формируется новая, что сопровождается значительными психологическими трудностями, как для самого человека, так и для тех, кто его окружает.

Возрастные кризисы сопровождаются:

  • депрессивными состояниями;
  • выраженной неудовлетворенностью собой;
  • трудноразрешимыми проблемами внутреннего и внешнего характера;
  • резкими изменениями в поведении человека.

0 лет

С первым криком, когда у младенца раскрываются лёгкие, ему становится нелегко, у него наступает первый жизненный кризис. И до конца жизни, чтобы дышать свободно, нужно пройти череду других психологических кризисов. Их не стоит бояться, они помогают становиться мудрее и сильнее. Родился, и сразу за работу: добывай себе пищу, открывая рот, дыши и кричи громче. А в то тёплое и защищённое место, которое считал домом, обратной дороги нет. Так наступает самая большая перемена в жизни человека и первый кризис. Младенец ещё очень плохо видит и слышит, при этом самый большой его орган — кожа. Поэтому до шести недель очень важно, чтобы у матери и ребёнка был постоянный телесный контакт. От того, насколько нежно мама прикасается, зависит дальнейшее благополучие малыша.

«Нередко мать, устав от беременности и родов, не сразу включается в материнство. Если у неё послеродовая депрессия или зашкаливает усталость, близкие должны сменить её и позаботиться о ребёнке».

1 год

Ребёнок хочет больше, чем может. Он становится капризным: всё время недоволен, требует внимания, обижается. Он может попросить игрушку и тут же её отбросить. Он отказывается делать то, что ещё недавно доставляло ему очевидное удовольствие. Смысл его выступлений: заявить миру о своём «Я», потому что он осознал свою «отдельность» от взрослого. Мир влечёт малыша и пугает одновременно. ВА

«Важно, чтобы ему было, куда вернуться после своих исследований, в родительский тыл, готовый принять и помочь. Ограничьте запреты, разрешайте всё, что неопасно для здоровья и жизни. Увлекайте ребенка игрой. Если малыш капризничает, не ругайте, а пытайтесь отвлечь внимание. А если не получается, успокаивайте. Сохранить связь с родителями в такие моменты важнее, чем получить требуемое».

3 года

Кризис трёх лет по своим симптомам похож на кризис одного года, только проявляется ещё ярче. Ребёнок бунтует против порядков, которые заведены в доме, устраивает истерики в людных местах, жаждет самостоятельности, причём не столько физической, как два года назад, сколько личностной. Ещё одна характерная черта, обесценивание взрослых вплоть до того, что ребёнок может обозвать кого-то из родителей. Родителям не следует принимать близко к сердцу негативизм и резкость ребёнка, это просто неловко выраженная злость от беспомощности. Но нужно обратиться к специалисту, если родитель в ответ испытывает желание бить и обзывать ребёнка, а также, если к четырём годам интенсивность истерик не стихает.

«Поощряйте самостоятельность малыша, пусть он демонстрирует, что может справляться один. Хвалите, если у него что-то получается, а если не получается,  хвалите за старание. Предлагайте что-то сделать самостоятельно. Если мама настаивает на своём режиме, то, вырастая, ребёнок теряет своё «хочу», вместо этого знает «надо», и в будущем у него могут возникнуть проблемы».

7 лет

Поступив в школу, ребёнок оставляет дома непосредственность. Прежде чем совершить поступок, он теперь думает о том, какое значение это будет для него иметь. Это может выражаться в том, что ребёнок вдруг начинает манерничать и паясничать. В то же время он может скрывать свои истинные эмоции, терпеть какую-то ситуацию и не показывать, что ему плохо. У школьника может появиться комплекс неполноценности или, напротив, ложное чувство превосходства над другими детьми. Надо иметь в виду, что ведущая деятельность с 3 до 7 лет – игровая, с 7 до 13 – познавательная.

«Поэтому мы рекомендуем сводить ребёнка к психологу, чтобы понять, совершил ли он этот переход от игр к познанию, готов ли он к школе».

11-15 лет

В этот период происходит мощная гормональная перестройка: в ребёнке просыпается мужчина или женщина. Сейчас половое созревание происходит раньше: в 9 лет начинается предпубертат, а в 11 уже кризис.  «Я уже не ребёнок!» — кричит ребёнок. Основная задача его, обесценить ценности родителей и на их руинах выстроить свои. Авторитет взрослых в этом возрасте стремительно тает. Ребёнок может Вам ещё подчиняться внешне, но втайне он думает, что Вы старый и ничего не понимаете. В глазах подростка родители мастодонты, столько не живут. Объективно говоря, мир так быстро меняется, что родители и правда могут мало понимать в том, что интересно подросткам. Стоит родителю признать это, не быть вторым подростком и обижаться. Знакомьтесь с новым человеком. В этом возрасте особенно важно стать ребёнку другом. Он то и дело испытывает сомнения в себе, в своей привлекательности. Важно поддерживать его и формировать здоровую самооценку. Хуже пубертата — его отсутствие. Если ребёнок не «попрощался» с родителями, он остаётся зависимым от них, и иногда, на всю жизнь.

«Современные дети рискуют упустить свой важный кризис. Дети перестали гулять на улице, вместо этого они проводят время в виртуальном пространстве. Получается, что с отцом и матерью связи ослабленные, общения очень мало. И подросток переживает «стёртый» пубертат. Впоследствии он нередко так и остаётся подростком из виртуальной реальности — инфантильным и несамостоятельным».

17 лет

Школа закончена, и всё по-новому. Родители не имеют такого безусловного права, как раньше, ругать за «секс, драгз и рок-н-ролл», и хочется попробовать всё и сразу. Ответственность тоже новая, другие требования к учёбе, первая подработка. Приходят размышления о смысле жизни и своём месте в ней.

«Нужно давать подросткам увидеть последствия своих поступков. Обычно для родителей это очень тревожно, ожидания катастрофические, они рисуют в воображении чудовищные картины: что их ребёнок стал бомжом или проституткой. Но, если усилите давление и контроль, это не подействует. Вера в то, что ребёнок справится и что он не хочет себе смерти, поможет преодолеть тревогу».

30 лет

Когда Вам 20, Вы думаете, что 30 — это чуть ли не старость, до наступления которой нужно достичь всевозможных вершин. И вот происходит первая оценка достижений, и с ней, разумеется, связаны разочарования и вопросы: «А туда ли я иду?» И вот приходит неудовлетворённость профессией, семьёй или её отсутствием. Разочарование порой трудно пережить, и это может выражаться в желании показать себя с лучших сторон в виртуальной жизни, создавать образ «100% успех».

«Попробуйте приближаться к тридцатилетнему рубежу с радостью, готовьтесь к нему как к важному событию, словно это Новый год и завтра первый день новой жизни. Решите, как Вы теперь будете в ней жить. Например, вспомните занятия, которые приносили Вам удовольствие десять лет назад, и верните увлечения в свою жизнь: танцуйте, рисуйте, занимайтесь спортом. И перестаньте сравнивать себя с другими. Поверьте в свой путь».

40 лет

Зачем живёшь, что оставишь после себя, что хотел, но не успел, эти вопросы мучают сорокалетних. Очевидно, годы активного созидания остались позади. Особенно остро протекает кризис у тех, у кого смысл жизни в достижениях. Обнаруживается, что дом построен, дерево посажено, ребёнок почти вырос. И что теперь делать? Жизнь становится пустой. Симптомы на физиологическом уровне: депрессии, панические атаки, тревожность, гипертония и т.д. Среди 40-летних больше всего разводов. Смена семьи, профессии, образа жизни в этот период, это способ запрыгнуть в последний вагон поезда, который идёт в другом направлении. Чаще всего в собственных неудачах люди винят своих партнёров: «Если бы он не был таким… Если бы она меня понимала… всё бы было иначе». Вот за этим «иначе» и заводят новых партнёров. Мужчины нередко находят более молодых любовниц.

60-70 лет

Маркер этого кризиса выход на пенсию. Человек ещё на многое способен, но слышит: «Спасибо за всё, заслуженно отдыхайте!». Вместе с тем ухудшается здоровье и приходит осознание, что смерть не так уж далеко. В результате — уныние, ощущение никчёмности, страхи, мнительность.

Если пожилой человек чувствует себя нужным и полезным в семье, перестройка пройдёт мягко. Родные помогают выработать позитивное отношение к старости: наконец-то пришло время жить для себя. Можно читать книги, гулять, заниматься тем, на что никогда не хватало времени и наконец, радовать себя мыслью, что все кризисы миновали и впереди ещё много лет спокойной жизни.

Продолжительность одной индивидуальной консультации составляет: 1 ч.30мин.

Запись по тел. 8 (4112) 35-10-46

Психологические кризисы – Огонек № 48 (4875) от 05.12.2004

Психологические кризисы сопутствуют человеку всю его жизнь. Детские, подростковые, взрослые… Они тесно связаны с возрастом и обычно даже и названы по тем годам, на которые они чаще всего приходятся, — кризис трех лет, кризис семи лет и так далее


ВРЕМЯ ПОСТУПКОВ

Но в детстве или в отрочестве человек не страдает из-за быстротечности времени, это приходит позже. Так что возраст — один из поводов для появления кризиса середины жизни. Мужчины и женщины одинаково чувствительны к переменам, которые сопровождают их переход из одного возрастного статуса в другой. Правда, наш мини-опрос показал, что немного по-разному. Мужчины грустят, когда оказывается, что новый вице-президент крупной компании — человек лет 30. Женщины — когда про них начинают говорить «хорошо сохранилась».

— Мы — телесные существа, — говорит Александр Асмолов. — Мы стареем, теряем тот образ, в котором бы хотели себя видеть. Но возраст — вещь достаточно условная. Как сказал Фрейд, женщина молода до тех пор, пока хочет иметь любовника и имеет его… когда захочет. Могут быть морщины на лице, главное, чтоб не было морщин в душе… Мужчины — тоже существа нарциссические, и внешность для них имеет значение. И когда мужчина чувствует свою дряхлость, это тоже предпосылка кризиса. Скажем, к 40 его нагнала какая-то болезнь и стала барьером на пути профессиональных или личных устремлений. Тогда он будет это мучительно переживать.

Стало быть, дело не в возрасте как таковом, дело в том, что сужаются «голубые дали».

Свой рецепт есть у генерального директора компании «ШЕРП» Владимира Киселева. Он консультирует компании, упершиеся в свой потолок и не знающие, что делать дальше.

— Исследования показывают, что менеджер бывает эффективным тогда, когда может четко выстроить свои ценности и приоритеты, — говорит Киселев. — Он четко знает, куда идет. Я думаю, такому менеджеру кризис зрелого возраста не грозит. Он будет ставить более высокие цели, каждый раз повышая планку. Достиг вершин в бизнесе — идет в политику. Достиг вершин в политике — стал заниматься какими-то исследованиями, благотворительностью. Я в таком кризисе никогда не окажусь, потому что всегда понимаю, чего хочу и что мне нужно делать. В 25 лет ставишь на первое место профессионализм и карьеру. Когда это достигнуто, можно приступить к созданию нового бизнеса, нового направления.

«Продвинутые люди должны готовить себе заранее как минимум три-четыре разных поля деятельности», — говорит Михаил Папуш и напоминает про модный на Западе принцип непрерывного образования — это когда вы не ограничиваетесь вторым высшим, а грызете гранит науки до седых волос. «Вы научились чему-то, теперь зарабатываете этим на жизнь и одновременно учитесь чему-то новому, чаще всего совсем из другой сферы. Потом вы зарабатываете на жизнь этим новым и учитесь третьему».

Мы не знаем, чьим советам следуют крупные российские бизнесмены, но многие из них по несколько раз круто поворачивали свои карьеры. Первый поворот обычно был связан с переходом от советской действительности к несоветской, последующие — с изменением сферы деятельности, с развитием принципиально новых компаний, с уходом в политику, с благотворительностью, футболом, литературой. Березовский, Гусинский, Абрамович, Потанин, Ходорковский…

И менее известный, но очень показательный пример. Георгий Васильев, певший песни собственного сочинения с другом Алексеем Иващенко, возглавлял сначала райисполком, потом товарную биржу — устроители концертов никогда не забывали сообщить публике, что вот он — первый и последний поющий биржевик. Потом создал компанию по выпуску телефонных станций и, наконец, сочинил и выпустил вместе с коллегами мюзикл «Норд-Ост», только что переживший второе рождение. «Есть люди, чьи достижения превращаются в капкан для них самих, — рассказывает Папуш. — И фоном их существования становится страх потерять то, что они имеют».

Иван Иваныч как раз из таких. Он появится у Папуша еще пару раз, испугается тяжелого разговора, экзистенциальной печали, которая охватит его после, и исчезнет после двух визитов.

Что дальше? Дальше у него начнет портиться характер. Он станет ругательски ругать все окружающее, затоскует, сделается морализатором, а может запить. Жена, если только она не решит его бросить, тоже затоскует, станет болеть и с чувством лечиться. А что было бы с Иван Иванычем, если бы он не сбежал от психотерапевта? Жизнь раскрылась бы перед ним, полная цветов и листьев? Не факт.

Кризис среднего возраста — задача, которая имеет решение, но не всегда благоприятное. Взрослый человек, он на то и взрослый, чтобы честно себе сказать: что-либо менять мне нельзя, хотя я и хотел бы этого всей душой. Отказаться от смены профессии, признать, что деньги и благополучие семьи важнее, чем самореализация, что профессиональный выбор уже сделан и с ним придется жить, — это серьезный и взрослый поступок. Надо только, чтобы это было не стечение обстоятельств, а именно осознанный выбор.

 

Есть люди, чьи достижения превращаются в капкан для них самих. И фоном их существования становится страх потерять то, что они имеют…

Кризис среднего возраста не обходит и великих

Роковой писательский возраст — 37 лет — давно обыгрывается в бесчисленных стихах, песнях и психологических исследованиях. Даже повышение порога «средижизненного кризиса» отмечено у Высоцкого: «Срок жизни увеличился, и, может быть, концы поэтов отодвинулись на время». В человеческой жизни есть несколько критических периодов (разные ученые предлагают различную классификацию): кризис трех лет, пубертатный период (13 — 15 лет), начало зрелости (27 — 28), кризис среднего возраста, или дантовская «середина жизни» (35 — 37 лет), и, наконец, переход от зрелости к старости (47 — 49), после чего все уже протекает относительно гладко, если вы не гений. У гениев бывает еще и «вторая юность» (70 — 72 или позже), когда они влюбляются в молоденьких и пишут закатные шедевры.Самыми травматичными являются именно второй и третий переходы — в 28 лет гибнет большинство рок-музыкантов и спортсменов-экстремалов, а тридцатисемилетие подсекает литераторов. Это доказывает, что Лермонтов был по духу скорее экстремалом-рокером вроде Моррисона, нежели классическим поэтом пушкинской традиции. «Все меньше любится, все меньше дерзается, и лоб мой время с разбега крушит. Приходит страшнейшая из амортизаций — амортизация сердца и души», — признался Маяковский. Пушкинская дуэль была, по сути, псевдонимом самоубийства, как и байроновский отъезд в Миссолунги — на поиски романтической гибели, и точно такая же байроническая поездка Хемингуэя в Испанию (1936 — 1937), где он буквально нарывался на пулю и чуть не погиб под бомбами. Хемингуэй, правда, выбрался из кризиса, работая над своим лучшим романом — «По ком звонит колокол». А вот Маяковский так его и не преодолел. Гоголь в 37 лет забрасывает художественное творчество и начинает в 1846 году работать над книгой проповедей «Выбранные места из переписки с друзьями», которая восстанавливает против него почти всех друзей, а врагам предоставляет обширный материал для сплетен о помешательстве автора. С 37 лет Гоголь ничего не делает без благословения священника и все чаще страдает от тяжелой депрессии. Блок с 37 лет ничего не пишет: последние законченные вещи — «Двенадцать» и «Скифы» — написаны через четыре месяца после тридцатисемилетия. Последние четыре года его жизни были, в сущности, доживанием — с периодическими странными приступами безумия и патологической раздражительности. Впрочем, естественные биологические кризисы тяжело переживаются не только поэтами, но и вообще всеми, для кого духовная или умственная жизнь важнее физической. 37 лет — кризис не столько телесный, сколько именно душевный. Очень тяжело пережил это время Ленин, чья физиология была всецело подчинена умственной жизни: в 1907 — 1908 годах Россия переживала столыпинскую реакцию, большевики были в глубокой депрессии, за границей в партии начался раскол — до самого 1912 года Ленин не вылезал из припадков тяжелой тоски, сопровождавшейся нервными срывами, паническими припадками и странной сыпью по всему телу. Интересно, что в кризисе среднего возраста верным помощником мужчины становится женщина, причем новая. Хемингуэй в Испании познакомился с журналисткой Мартой Геллхорн, Пастернак во время запоздалого кризиса 1929 — 1930 годов развелся с первой женой и увел у Генриха Нейгауза вторую, Лев Толстой в 34 года женился на Соне Берс (правда, кризис тридцатисемилетия его все равно нагнал, и он сам удивлялся, что удачливый писатель, богатый помещик, счастливый муж вынужден прятать от себя веревку и ружье, чтобы не свести счеты с жизнью, но жена его вылечила заботой и нежностью). А еще хорошо бывает сменить род занятий: Булат Окуджава в 37 лет начал писать прозу, торговец недвижимостью Гоген начал рисовать в 35 лет (а таможенник Руссо — вообще в 39), да и Чехов в тридцать пять попытался перескочить на драматургию, уверяя, что проза ему надоела и выходит у него все скучней. (Попытался он и жениться, но возлюбленную из-за чрезмерной чеховской деликатности увел Потапенко, после чего бросил в Париже с ребенком; эта коллизия потом попала в «Чайку».) Хорошо бывает также отправиться в путешествие: тот же Чехов с тоски поехал на Сахалин, Бунин ринулся в Африку, а Пушкин в тридцатые годы ездил в Оренбург писать о Пугачеве и до последнего дня мечтал о большом европейском путешествии, но был, к сожалению, невыездным.

Дмитрий БЫКОВ

Все возрастные кризисы жизни: от 1 до 40-60 лет

Объективное взросление нашего организма сказывается и на нашем психологическом самочувствии. Но возрастные кризисы – это не только страдания и опасности, но и отличная возможность «апгрейда».

Наверное, многие знают любопытный факт, что с китайского языка слово «кризис» переводится неоднозначно. Оно состоит из двух иероглифов – один переводится как «опасность», а другой – «возможность».

Любой кризис, будь он на государственном или на личностном уроне, является своеобразным новым стартом, площадкой-перевалочным пунктом, где можно постоять, задуматься и определить для себя новые цели, проанализировать все, что мы умеем, и все, чему хотим научиться.

Иногда это происходит осознанно, иногда – бессознательно. Кризисы не всегда очень точно привязаны к определенному возрасту, у некоторых они наступают раньше или позже на полгода-год и протекают в разной степени интенсивности. Но в любом случае важно понимать причины их возникновения и типичные сценарии, чтобы пережить их с минимальными потерями и максимальной выгодой для себя и своих близких.

Детский возраст – проблемы и ориентиры

У детей кризисы также связаны с определенными изменениями в мироощущении, приобретением новых умений, познанием мира вокруг него. Самыми популярными возрастными кризисами в детском возрасте Лев Выготский [1], советский психолог и основатель культурно-исторической школы в психологии, называл:

  • кризис новорожденного – отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста;
  • кризис 1 года – отделяет младенчество от раннего детства;
  • кризис 3 лет – переход к дошкольному возрасту;
  • кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом;
  • кризис подросткового возраста (13 лет).

Получается, что маленький человек, только родившись, уже переживает кризис. Но по поводу дальнейших кризисов у детей мнения психологов расходятся. Так, А. Леонтьев утверждает, что «В действительности кризисы отнюдь не являются неизбежными спутниками психического развития ребенка. […] Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а разумно управляемым процессом — управляемым воспитанием» [2].

Кризисные периоды у детей больше привязаны к возрасту, чем у взрослых, так как связаны в развитием когнитивных способностей и индивидуальных черт характера.

У детей до 7 лет кризисы связаны преимущественно со стремлением к самостоятельности, связанным с развитием когнитивных потребностей, и сопутствующими ему запретами взрослых.

А вот в возрасте примерно 7,5-8,5 лет у ребенка появляется так называемое чувство психологической автономии (позже похожее часто переживает молодежь студенческого возраста). Самое сложное для родителей – определять необходимую меру самостоятельности для детей во время этих возрастных кризисов. Грубые нарушения личных границ ребенка, жесткие ограничения его попыток познания мира и самостоятельных решений имеют, как правило, печальные последствия во взрослой жизни.

По словам психологов, из таких детей вырастают, как правило, очень нерешительные, неинициативные и застенчивые люди, которые оказываются неконкурентными на рынке труда и неприспособленными ко взрослой жизни, а также избегают ответственности за свои поступки. Поэтому основной совет – поиск компромиссов с ребенком, развитие умения договариваться, обосновывать запреты, а главное – проявление уважения и внимания к детям, их желаниям и выбору.

Подростки – переход во взрослую жизнь

Первым более-менее «взрослым» кризисом считают подростковый. Эрик Эриксон, автор эго-теории личности, называет возраст 12-18 лет наиболее уязвимым для стрессовых ситуаций и для возникновения кризисных состояний [3]. Перед юношами и девушками становится выбор – профессии, идентификации себя в какой-то социальной группе.

Типичный пример из истории – различные неформальные движения (хиппи, панки, готы и многие другие), мода на которые периодически меняется, но какая-то часть остается постоянной, либо группы по интересам (разные виды спорта, музыка).

Подростковый кризис – это период, сопровождается чрезмерной опекой и контролем со стороны родителей. А еще запретами, ссорами, возникающих из-за попыток их обойти и многое другое. Все это мешает ребенку познать себя и выявить особенности, присущие только ему – как отдельной личности.

В этот период увеличивается риск потребления наркотиков и алкоголя – для подростков это не только способ стать «своим» в компании, но и ослабить постоянное эмоциональное напряжение. Ведь из-за гормональных «качелей» и других физиологических изменений в организме молодые люди постоянно испытывают зашкаливающие эмоции, когда настроение изменяется по сто раз в день.

Именно в этот период также приходят мысли о будущем, которые подвергают юношей и девушек дополнительному стрессу. Кем я хочу стать и чем заниматься во взрослой жизни? Как найти свое место под солнцем? Школьная система, к сожалению, не особо помогает найти ответы на эти вопросы, а только усугубляет кризис выбора, так как задает определенные дедлайны процесса.

Среди зарубежного опыта любопытными являются примеры подростков в Южной Корее и США. Правда, в первой стране они довольно неоптимистичны. Там считается, что хорошие перспективы трудоустройства есть только у выпускников всего нескольких самых престижных университетов. Потому довольно распространены случаи, когда подростки доводят себя до истощения и нервных срывов (а нередко – и до суицида) из-за предстоящего выпуска и подготовки на курсах. Эта проблема заставила медиков забить тревогу и поднять вопрос на государственном уровне.

А вот среди американских подростков и их родителей распространен более здравый подход – в этом возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Потому немало тинейджеров после окончания школы берут себе год перерыва на раздумья (так называемый gap year) – чтобы попутешестовать, поработать, получить новый опыт и принять правильное для себя решение без давления извне.

На постсоветском же пространстве до сих пор нередкими являются случаи, когда родители сами определяют, в какой университет и на какую специальность будет поступать ребенок.

Итог предугадать несложно – навязанная профессия может оказаться вовсе не той, о которой мечтал абитуриент. Дальнейших сценариев может быть масса, но для подростка большинство из них не помогут провести студенческие годы с пользой для себя и самоопределиться.

В США составили список самых популярных кризисных причин, по которым подростки бросают школу: алко- и наркозависимость, беременность, потеря интереса к учебе, финансовые трудности, запугивание сверстниками, сексуальные домогательства, расстройства психики, проблемы/жестокость в семье.

С кризисом самоидентификации также связано принятие тинейджером своей внешности. Для девушек этот момент может стать особенно острым – сравнение себя с кумирами, моделями из глянцевых журналов угнетает и может послужить причиной нарушения пищевого поведения. К сожалению, самые частые пациенты специализированных отделений для анорексиков – именно молодые девушки.

Потому так важно в период взросления для подростка ощутить поддержку своей семьи, которая готова принять его выбор. Так же, как и в детском возрасте, не рекомендуется жестко обрывать стремление ребенка к независимости. Основные советы психологов родителям сводятся к одной простой сентенции – вспомните себя в бытности подростком, свои мечты и стремления, конфликты со взрослыми, и поставьте себя на место ребенка.

К слову, подростковый кризис все-таки стоит на грани между детскими кризисами, которые более-менее регламентированы по возрасту, и взрослыми, которые привязаны скорее не к определенному времени, а к процессу выбора.

Детские кризисы означают крах существующей ранее в сознании ребенка системы, а взрослые подразумевают уже самостоятельное построение этой самой системы определенным индивидом. Первый серьезный выбор для подростка (университета, профессии) и является тем самым символом перехода во взрослую жизнь.

«Четверть века» и новые вопросы

Следующий возрастной кризис ученые относят к возрастному периоду примерно в 20-25 (по другим классификациям – 30) лет. Уже упомянутый Эрих Эриксон [3] называет его «ранней зрелостью», так как в это время молодые люди уже начинают задумываться о дальнейших судьбоносных решениях в своей жизни – построении карьеры, создании семьи, а также подводят первые итоги.

Главными остаются все те же вопросы самоопределения, самоактуализации, возникает потребность в самоуважении. Известный американский психолог, основатель гуманистической психологии, Абрахам Маслоу, считал движение в сторону самоактуализации залогом психологического здоровья [4].

В целом он описывал самоактуализацию и как процесс роста и развития личности, и как способ этого роста, и как результат этого роста. Последнее он считал привилегией людей зрелого возраста, но старт самого процесса психолог относил как раз к молодому возрасту.

Кризис 30 лет сегодня «переполз» на более ранний возраст, но нынешнее поколение 30-летних окрестили «поколением Питера Пена» за нежелание вырастать, тогда как 25-летние переживают кризис самоактуализации в полной мере.

Поиски себя в этот период неизбежны без сравнений с другими – будь то окружение человека, либо герои любимых фильмов и сериалов того же возраста. Но тут появляется соблазн – найти модель для подражания, либо же наоборот отрицать все общепринятые нормы. В обоих случаях конструктивного решения быть не может, ведь рано или поздно придется сделать собственный выбор, и чем позже, тем больше вероятность, что кризис затянется.

Четвертьвековая отметка в сегодняшних реалиях сдвинула проблемы бывших 30-летних в свою сторону. Многие жизненные ценности и возможности потерпели существенные изменения за последние 15-20 лет.

До 25 молодые люди успевают поработать на нескольких работах, ведь традиция не менять работодателя десятилетиями замята в прошлом (если не считать, например, японскую модель общества). Но при этом они остаются потерянными – на чем они все-таки хотели бы остановиться? В этом случае может помочь составление списков и расставление приоритетов – в жизни в целом и в отдельных ее сферах. Таким образом будет проще поставить конкретные задачи и определиться с шагами на пути к их воплощению. Это и будет тот самый важный шаг на пути к самоактуализации.

Кроме того, в этот период часто обостряется ощущение одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции, которые связаны с вышеописанными проблемами самоактуализации и самоопределения. Главный совет, который психологи дают 25-летним – не сравнивайте себя с другими.

В этом аспекте придется постичь дзен, так как в эру соцсетей, где все выкладывают только самую лучшую сторону своих жизней, такое умение впору считать суперспособностью. Важнее всего понять и выделить, что нужно и интересно именно вам, а не навязано окружением, друзьями, родными. Это поможет упорядочить мысли и определить дальнейший вектор движения – от пересмотра своих хобби и привычек до покорения карьерной лестницы.

Кризис четверти жизни – это чаще всего переоценка ценностей и подведение первых итогов, которые не приводят к клинической депрессии, а являются площадкой для новых стартов и начинаний.

Средний возраст как флешбек. Кризис среднего возраста

Пожалуй, это самый популярный кризис, который нашел отображение в искусстве, – о кризисе среднего возраста написано множество художественных книг, сняты фильмы, поставлены спектакли (Зожник тоже не обошел его стороной – мы публиковали “Как преодолеть кризис среднего возраста“). О нем бытует ряд клише – от покупки бессмысленно дорогой спортивной машины до романов с молодыми партнерами и попыток утопить свои печали в алкоголе.

Сам термин «кризис среднего возраста» был введен в психологию канадским исследователем Эллиотом Жаком на обозначение периода жизни между 40 и 60 годами, когда человек начинает переосмысливать прожитое и утрачивается интерес к происходящему вокруг, фигурально выражаясь, все теряет краски.

Карл Густав Юнг в своем докладе «Жизненный рубеж» [5] даже предлагал создать для сорокалетних специальные школы, которые смогли бы подготовить их к будущей жизни, так как, по его словам, невозможно прожить вторую половину жизни по тому же сценарию, что и первую.

Самой большой ошибкой Юнг считает привычку оглядываться назад: «[…] для большинства людей слишком многое остается непережитым — часто даже возможности, которые они не смогли бы реализовать при всем желании, — и, таким образом, они переступают через порог старости с неудовлетворенными притязаниями, которые невольно заставляют их смотреть назад. Таким людям смотреть назад особенно пагубно. Им скорее нужна перспектива, прицельная точка в будущем. […] Я обнаружил, что целенаправленная жизнь в целом лучше, богаче, здоровее, чем бесцельная, и что лучше идти вперед вместе со временем, чем назад против времени».

Кинолента «Красота по-американски» отлично иллюстрирует все стереотипы кризиса среднего возраста. В свое время фильм произвел фурор – в 1999 году он получил 5 статуэток «Оскар», в том числе – награду за лучший фильм года.

Возрастные границы кризиса среднего возраста весьма размыты, потому что зависят от перечня факторов – например, финансового положения, карьерных достижений, состояния личной жизни, наличия увлечений, и других социокультурных факторов.

Стереотипы, навязанные обществом, также играют против людей, переживающих этот кризис (как, впрочем, и предыдущие – подростковый и четвертьвековой). Современная российская ученая О. Хухлаева [6] называет такие стереотипы:

  • последствия «культа молодости»;
  • негативный стереотип старости;
  • стереотипное отношение к детским качествам как к негативным;
  • убеждение в том, что счастливая жизнь – обязательно материально и социально успешная;
  • необходимость активного освоения в первой половине жизни социальных ролей.

Современный «культ молодости» – не только о внешности и привлекательности (хотя для женщин она тоже становится камнем преткновения), а и о проявлениях так называемого эйджизма – дискриминации по возрастному признаку.

Людям среднего возраста часто бывает проблематично сменить работу – где-то их посчитают недостаточно энергичными, где-то – слишком квалифицированными (в английском языке даже есть специальный термин – overqualified). Что означает, что за богатый опыт, образование, дополнительные умения и прочий спектр отличных показателей потенциального сотрудника просто… не будут брать на работу. Ведь платить ему придется соответственно его заслугам и умениям, тогда как на вакантную должность можно взять более молодого, менее умелого, но легко обучаемого сотрудника. И таким образом сэкономить финансовые ресурсы компании.

Стереотип старости также прижился в нашем обществе – обычно изменения как дестабилизирующий фактор воспринимаются негативно. И даже если у человека во время кризиса среднего возраста накопится недовольство и желание что-либо изменить, он может держаться до последнего за устоявшуюся жизнь, которая его не устраивает.

Также негативно воспринимаются обществом любые проявления «ребячества». На самом же деле ущемление своего внутреннего Ребенка в любом возрасте психологи считают травматичным для психики. Например, уже упомянутый Карл Юнг [5] считал, что благодаря Ребенку внутри себя каждый человек может развить новые возможности, повысить способности к обучению и активизировать творчество, научиться заново радоваться жизни и воспринимать ее позитивно, бескорыстно любить себя и окружающий мир.

Сам психолог неоднократно проводил своеобразный эксперимент – сперва вспоминал, какие игры приносили ему в детстве наибольшее удовольствие (кубики, построение песчаных замков, домиков из бутылок и прочее). Затем, после сопротивления установкам Юнг решил повторить детскую игру, и с удивлением обнаружил, что научные вопросы, над которыми он длительное время раздумывал, выстроились в систему.

После чего ученый многократно повторял этот эксперимент, когда у него возникали жизненные трудности, и именно во время игры находил ответы на нужные вопросы. Из этого он сделал вывод, что импульсы, заложенные из детства, ни в коем случае не следует приглушать, а следовать им, несмотря на общественное мнение.

Секрет гениальности – в том, чтобы сохранить дух детства на всю жизнь (писатель и философ Олдос Хаксли).

Что касается последних двух стереотипов, названных О. Хухлаевой (про то, что счастливая жизнь обязательно материально и социально успешная), они тоже являются спорными и часто приводят к разочарованию. Так, многие материально успешные люди могут в какой-то момент с удивлением обнаружить, что деньги автоматически не делают их счастливыми, потому что процесс их зарабатывания вынуждает отказаться от многих вещей, которые приносят удовольствие. А кажущаяся успешность во всех социальных ролях (например, успешный бизнесмен, порядочный семьянин, хороший сын своих родителей и так далее) приносит фрустрации, сомнения и перекосы в личностном развитии, в результате чего – постоянное переутомление и напряженность.

Также в этом возрастном отрезке есть и независимые переменные – например, горькое осознание смертности, ведь в этот период жизни люди часто могут переживать утраты близких родственников и друзей, что провоцирует экзистенциальный страх.

Многие в этот момент ищут утешения в религии и вере в потусторонний мир, но, по мнению психологов, замыкание на этом может привести к новым расстройствам. Ведь по сути, вера не всегда способна разрешить внутренний конфликт и переработать его в продуктивные действия.

Перемены происходят и на уровне физиологии – например, у женщин начинается менопауза, которая связана как с сильной гормональной, так и с психологической перестройкой. Мужчины также переживают андропаузу, когда происходит снижение тестостерона в крови.

Все вышеперечисленные факторы, безусловно, стрессовые. Но их наличие в целом не всегда означает наступление глубокого кризиса, который перетекает в клиническую депрессию. Кроме того, возрастные рамки тоже не являются очень жесткими – кризис среднего возраста в любой форме может случиться как раньше, так и позже. Но важно уловить как момент его начала, так и возможного обострения, чтобы вовремя можно было обратиться к профессионалу.

В целом же рекомендации психологов сводятся к довольно банальным истинам – не бойтесь перемен и не поддавайтесь панике. Также советуют наладить дружеские отношения с детьми, заняться чем-то новым, развиваться в неопробованных ранее направлениях.

Банальные, но действенные советы в случае необостренного кризиса среднего возраста – не бояться перемен и не поддаваться панике. Keep calm, в общем.

Автор: Татьяна Фисенко, специально для Зожника

Источники:

1. Выготский Л. С. Психика, сознание, бессознательное // Корнилов, К. Н. (Ред.). Элементы общей психологии (Основные механизмы человеческого поведения). М: изд-во БЗО при педагогическом факультете 2-го МГУ, 1930. Год 1.Вып. 4. С. 48-61.
2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев. – М , 1983. // Т. 2. – С. 288.
3. Erik H. Erikson. Identity, youth and crisis. New York: W. W. Norton Company, 1968
4. Маслоу А. Мотивация и личность = Motivation and Personality / пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
5. Юнг К. Г. Жизненный рубеж // Проблемы души нашего времени. – СПб.: Питер, 2016. – 336 с.
6. Хухлаева О. В. Кризисы взрослой жизни. Книга о том, что можно быть счастливым и после юности / М.: Генезис, 2009. – 208 с.

 

Читайте также на Зожнике:

Психические расстройства на пальцах

Как опыт ранних лет записывается в ДНК

Психоз похудения или навязчивое стремление к ЗОЖ

55 советов ученых, чтобы прожить дольше

Откуда берется облысение и опасно ли оно для здоровья?

ВОЗРАСТНОЙ КРИЗИС • Большая российская энциклопедия

  • В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 582-583

  • Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: И. С. Кон

ВОЗРАСТНО́Й КРИ́ЗИС (кри­зис раз­ви­тия), пе­ре­ход к ка­че­ст­вен­но но­во­му эта­пу жиз­ни, свя­зан­ный с оп­ре­де­лён­ным воз­рас­том че­ло­ве­ка. В. к. – мо­мент на­ру­ше­ния рав­но­ве­сия, по­яв­ле­ния но­вых по­треб­но­стей, пе­ре­строй­ки мо­ти­ва­ци­он­ной сфе­ры лич­но­сти и воз­ник­но­ве­ния свя­зан­ных с лич­но­ст­ны­ми но­во­об­ра­зо­ва­ния­ми про­блем адап­та­ции. Вы­де­ля­ют кри­зис но­во­ро­ж­дён­но­сти (до 1 мес), кри­зис од­но­го го­да, кри­зис 3 лет, кри­зис 7 лет, под­ро­ст­ко­вый кри­зис (11–12 лет), юно­ше­ский кри­зис, кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни (35–45 лет) и др.

Со­глас­но Л. С. Вы­гот­ско­му, у ре­бён­ка В. к. воз­ни­ка­ют при сме­не од­но­го ста­биль­но­го воз­рас­тно­го пе­рио­да дру­гим и обу­слов­ле­ны пре­ж­де все­го раз­ру­ше­ни­ем при­выч­ной со­ци­аль­ной си­туа­ции раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ни­ем но­вой си­туа­ции, со­от­вет­ст­вую­щей но­во­му уров­ню пси­хич. раз­ви­тия ре­бён­ка. В. к. про­яв­ля­ют­ся в по­ве­де­нии как не­по­слу­ша­ние, уп­рям­ст­во, не­га­ти­визм. По Э. Эрик­со­ну, пе­ре­ход к но­вой фа­зе раз­ви­тия воз­мо­жен толь­ко на ос­но­ве раз­ре­ше­ния гл. про­ти­во­ре­чия, свой­ст­вен­но­го пре­ды­ду­щей фа­зе, и про­те­кает в фор­ме «нор­ма­тив­но­го кри­зи­са», ко­то­рый внеш­не на­по­ми­на­ет па­то­ло­гич. яв­ле­ния, но фак­ти­че­ски вы­ра­жа­ет нор­маль­ные труд­но­сти рос­та. Эрик­сон раз­де­лил че­ло­ве­че­скую жизнь на 8 эта­пов, ка­ж­до­му из ко­то­рых со­от­вет­ст­ву­ет свой нор­ма­тив­ный кри­зис.

Пси­хо­ло­гия раз­ви­тия 1-й пол. 20 в., за­ни­мав­шая­ся пре­им. дет­ст­вом и юно­стью, обыч­но мо­де­ли­ро­ва­ла про­цесс раз­ви­тия по об­раз­цу он­то­ге­не­за, счи­тая его фа­зы и В. к. бо­лее или ме­нее все­об­щи­ми, ин­ва­ри­ант­ны­ми. Изу­че­ние со­ци­аль­ных фак­то­ров раз­ви­тия и воз­ник­но­ве­ние пси­хо­ло­гии взрос­ло­сти вне­сло в эту схе­му су­ще­ст­вен­ные кор­рек­ти­вы. Напр., кри­зис се­ре­ди­ны жиз­ни, изу­чен­ный Д. Ле­вин­со­ном и Г. Ши­хи, ко­ре­нит­ся не в пси­хо­фи­зио­ло­гии, а в из­ме­не­нии ро­ле­вой сис­те­мы лич­но­сти, свя­зан­ном с дос­ти­же­ни­ем пи­ка профессиональной карь­е­ры, воз­ник­но­ве­ни­ем но­вых про­блем в се­мей­ной жиз­ни, пе­ре­смот­ром жиз­нен­ных це­лей и др.

По­ня­тие В. к. в совр. пси­хо­ло­гии раз­ви­тия свя­за­но с по­ня­ти­ем сен­зи­тив­но­го пе­рио­да, ко­гда че­ло­век от­ли­ча­ет­ся по­вы­шен­ной чув­ст­ви­тель­но­стью (сен­зи­тив­но­стью) к фак­то­рам, воз­дей­ст­вие ко­то­рых имен­но в дан­ный мо­мент раз­ви­тия име­ет важ­ные не­об­ра­ти­мые по­след­ст­вия, а так­же с по­ня­ти­ем «со­ци­аль­но­го пе­ре­хо­да» ин­ди­ви­да или груп­пы лю­дей из од­но­го со­ци­аль­но­го со­стоя­ния в дру­гое (напр., из уча­щих­ся в ра­бо­таю­щих). Не­ред­ко это оформ­ля­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми «об­ря­да­ми пе­ре­хо­да». Струк­ту­ра жиз­нен­но­го пу­ти и вре­мя на­сту­п­ле­ния важ­ней­ших жиз­нен­ных со­бы­тий и со­от­вет­ст­вую­щих им со­ци­аль­ных пе­ре­хо­дов, а сле­до­ва­тель­но и В. к., ме­ня­ют­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, от куль­ту­ры к куль­ту­ре. В. к. кон­крет­но­го че­ло­ве­ка не за­да­ны жё­ст­ко, а за­ви­сят от его жиз­нен­но­го пу­ти, по­во­рот­ных со­бы­тий в раз­ви­тии лич­но­сти.

Кризис среднего возраста: как распознать и преодолеть

В науке не существует диагноза «кризис среднего возраста», однако многие в возрасте 45 — 55 лет замечают в себе сложные психологические переживания. Человека могут посещать тягостные размышления о старости, болезнях и даже смерти. Это действительно сложные экзистенциальные переживания и вызов для нашего эго. Но важно помнить, что критическое состояние, вовремя взятое под контроль, обязательно закончится. Кризис — то самое время, когда бережное отношение к самому себе играет главную роль.

Если вам знакомы некоторые из этих состояний, возможно, речь идет именно о кризисе:

  • вы стали винить себя в ошибках прошлого и обесценивать результаты жизни;
  • настроение скачет без видимой причины;
  • пропала мотивация на работе или в личной жизни;
  • вы замечаете за собой чрезмерные переживания по поводу здоровья;
  • вас посещают гнетущие мысли о смерти или страх смерти;
  • прежние интересы перестали радовать;
  • будущее кажется туманным и безрадостным;
  • ощущение глубокого одиночества, даже если вы идете не один по жизни.

В среднем возрасте происходят некоторые метаболические изменения в организме, и они, к сожалению, не всегда проходят гладко. Сами по себе возрастные изменения не являются причиной личностного кризиса, но неприятные физиологические ощущения вместе с пониженным настроением обостряют восприятие и могут ввести в пике кризиса.

Понятие «кризис» можно трактовать двояко: как негативное событие и как критический период. В первом случае он носит негативный оттенок, с ним нужно бороться и изживать последствия. Кризис также может быть предпосылкой к новому жизненному витку, и те навыки и знания, которые приобретаются на этом пути, открывают новые горизонты и перспективы развития.

Поэтому психологи выделяют несколько возрастов в жизни каждого человека, когда происходят так называемые нормативные кризисы. Они нужны для того, чтобы человек перешел на следующую ступень личностного функционирования.

  • Например, в 6 лет нам нужно успешно адаптироваться к школе и новым правилам.
  • В 15 — пережить пубертат.
  • В условные 20 — 30 лет — понять, как обращаться со своей самостоятельностью.
  • В 45 — 55 лет вновь смело встретиться с возрастными изменениями, а после 65 осознать наступление старости и перегруппироваться для заключительного этапа жизни.

Каждый из нас, осознавая это или нет, проходит через эти этапы, и то, что происходит с некоторыми людьми в возрасте 35 — 50 лет, скорее можно назвать ненормативным кризисом. Исследуя симптомы, можно узнать его причины и приступить к их устранению.

Хорошие новости в том, что кризис среднего возраста — необязательная программа, он случается не со всеми и протекает у всех по-разному. Многие, достигнув рубежа средних лет, не замечая цифр, продолжают наслаждаться жизнью. Например, хорошенько поработав первые пару-тройку десятилетий и накопив достаточно средств, которые больше не уходят на покупку квартиры, машины, образование детей, люди начинают путешествовать, выделяют больше времени на хобби, постигают новый опыт.

Грядущая старость не пугает, поскольку новые впечатления не закончились, собственные желания и нужды выкристаллизовались, друзья и социальный круг все еще на месте. Благополучная во всех смыслах жизнь, в которой есть хорошие взаимоотношения, финансовый достаток и крепкое здоровье не позволят кризису задержаться надолго. Ведь он перво-наперво бьет именно по этим сферам.

Тем не менее благополучие одних отражает ситуацию не полностью, и исследовать кризис нужно с разных сторон. Так, он может свидетельствовать о проблемах со здоровьем, и тогда в первую очередь нужно обследовать организм. Допустим, если вдруг у женщины средних лет появляется раздражительность, скачки настроения, падает мотивация к действиям, ухудшается общее самочувствие, махнуть рукой в сторону того самого кризиса было бы самым простым, но не эффективным решением. Это могут быть проблемы с щитовидной железой, наступление менопаузы, сосудистые заболевания, и в таком случае, безусловно, поиск нужно начать из кабинета терапевта.

Ухудшаться может не только физическое состояние, но и психологическое. Например, некоторые мужчины, которые в силу возраста обнаруживают падение эректильной функции и перепады сексуального желания, стремятся замаскировать это и компенсируют встречами с девушками неуверенность в себе.

Также симптомами кризиса можно назвать:

  • излишнюю самокритику;
  • обесценивание прошлого;
  • резкие решения, необдуманные поступки;
  • депрессивные эпизоды;
  • страх будущего;
  • отсутствие целей;
  • усугубление вредных привычек;
  • чрезмерный страх старения, болезней и смерти;
  • общее ухудшение эмоциональной жизни.

Они могут быть разными, как и способы прохождения кризиса. Для одних он может стать началом чего-то нового, другие же будут воспринимать его как крах жизни. Реакция меланхоликов и флегматиков отличается от переживаний холериков и сангвиников. Но даже несмотря на темперамент и тип нервной системы, которые даны природой, важно быть осведомленным о своей готовности к критическим моментам. Иными словами, заниматься укреплением своей психики, учиться понимать свои чувства и верно с ними обходиться.

К причинам возникновения кризиса можно отнести:

  • индивидуальные психические особенности: незрелость личности, склонность к депрессии, тревожности, ипохондрию;
  • физические предпосылки: слабое здоровье репродуктивной системы, сосудистой системы, хронические заболевания;
  • социальные факторы: проблемы на работе, неудовлетворительное финансовое состояние, проблемы с жильем;
  • семейные проблемы: неблагополучную семью, отсутствие родственных и дружеских связей;
  • личностные проблемы: застой саморазвития, потерю смысла и мотивации к жизни, отсутствие ориентации и целей на будущее, эмоциональное или профессиональное выгорание.

Для начала нужно исключить физиологические причины. Кризису среднего возраста подвержены и мужчины, и женщины, что неудивительно, ведь в это время у тех и у других меняется обмен веществ, гормональный баланс, появляются новые заболевания, обостряются хронические. Поэтому важно следить за здоровьем и не пропускать плановые визиты к терапевту. В некоторых городах проходят дни здоровья или дни открытых дверей в клиниках, где можно познакомиться с различными специалистами и задать вопросы. Следите за крупными клиниками и институтами — информация о таких днях появляется на их страницах.

Если все показатели в норме и не выявлено явных проблем со здоровьем, нужно честно и детально проанализировать реальность. Это могут быть размышления о проделанном пути, об удовольствии и удовлетворении, о качестве и смысле жизни. Более того, мы все погружены в социум, и в нашем восприятии существует некоторое «жизненное расписание», потому не обойдется без сравнения: о чем мечталось, что удалось и не удалось достичь, получилось ли это у других.

Такие размышления и экзистенциальные переживания зачастую и являются симптомами личностных кризисов. Но именно они запускают глубокую внутреннюю работу, которая может привести к потрясающим результатам на всю оставшуюся жизнь. Вашими помощниками на этом пути могут быть близкие друзья, психолог, священник или любой другой человек, которому вы доверяете.

Несмотря на то что кризис среднего возраста может оказаться крайне неприятным периодом, он несет в себе потенциал для дальнейшего развития личности.

Из позитивных проявлений кризиса можно выделить:

  • рост осознанности и личностное созревание;
  • глубокое знакомство со своими нуждами и желаниями;
  • переосмысление ценностей и целей;
  • стремление к положительным переменам;
  • заботу о здоровье и приобретение навыков заботы о себе;
  • улучшение взаимоотношений с близкими, членами семьи и друзьями;
  • появление новых увлечений и интересов;
  • расширение круга знакомств;
  • психологические стойкость и иммунитет.

Более того, психологи отмечают, что большое количество обращений клиентов приходится на разгар личностного кризиса или сразу после его пика. Поэтому и здесь кризисная ситуация может стать началом большого и нужного пути — прохождения психотерапии.

Если вы обнаружили у себя признаки возрастного кризиса, в первую очередь постарайтесь не игнорировать происходящее. Ситуация может быть крайне неприятной, но есть несколько шагов, которые помогут преодолеть непростой период:

  • Возможно, вам понадобится некоторое время, чтобы осознать: да, я нахожусь в кризисе. Это стоит большого мужества, но признание и честность нужны для того, чтобы дело двинулось к разрешению.
  • Будьте бережны к себе: не вините себя, не злитесь и не ругайте себя, судьбу или супруга. Жизненная ситуация сложилась таким образом, что вы пришли к этой точке. Хладнокровный анализ причин и последствий будет куда эффективнее и честнее. Прожить эмоции нужно, но конкретно вы не виноваты.
  • Вы взрослый человек и в своей жизни сделали уже очень много. Абсолютно точно, что вы в состоянии справиться с собой. Прислушайтесь к своим желаниям. Возможно, есть что-то, что поможет вам чувствовать себя лучше? Например, спортивная тренировка на свежем воздухе, поездка, встреча, массаж или что-то, что вы давно хотели сделать. Иногда в период плохого настроения и упадка сил не хочется совсем ничего. Попробуйте следующее упражнение: очень подробно распишите ваш идеальный день. Такой, каким вы представляете его в смелых мечтах. Не стесняйтесь, пишите самое сокровенное. Важно делать это детально. Начинайте с момента пробуждения и, расписывая каждые полчаса, идите до самой ночи. Это незамысловатое, но эффективное упражнение отразит то, о чем вы мечтаете и чего вам не хватает в жизни.
  • Если есть люди, которым вы доверяете, не стесняйтесь попросить у них помощи. Ваши близкие будут счастливы помочь. Если не хотите открываться перед знакомыми, создайте анонимный профиль в интернете, например на форумах психологической поддержки.
  • Запишитесь к психологу или в терапевтическую группу. Иметь заинтересованного собеседника — большая роскошь и польза. Даже если вы хотите «просто поговорить», уже после первой встречи, скорее всего, почувствуете облегчение. Более того, кроме «поговорить», психолог поможет разобраться в глубинных процессах, если вы этого захотите.
  • Ответьте себе на вопрос, что бы вы порекомендовали другу, если бы он спросил у вас, что делать? Скорее всего, вы знаете действующий рецепт. Осталось немного — провести некоторую подготовительную работу с собой и реализовать его.

Как правило, не заметить кризис у близкого человека невозможно, и лишь некоторым людям хватает выдержки, чтобы пережить непростой период одному, не подавая вида. Эта выдержка не является показателем зрелости или здоровья, а скорее зависит от личностных характеристик. В психологии есть понятие копинг-стратегий (от англ. to cope with — справляться, управляться). Это действия, которые мы предпринимаем в критические моменты, и то, как выходим из трудного положения. Узнать ваши поведенческие стратегии можно в «Энциклопедии психодиагностики».

Кризис одного из партнеров может стать серьезной проверкой отношений, поэтому если база была непрочной, непросто придется обоим. Ведь одному из партнеров на время кризиса придется стать спасательным кругом для всей семьи — помогать не только страдающему партнеру, но держать в руках себя и в целом следить за обстановкой в отношениях.

Несколько важных правил поведения на тот случай, если у вашего партнера личностный кризис:

  • Не обвиняйте партнера. Да, вы тоже не выбирали такие условия, но обстоятельства сложились таким образом, что кризис наступил. В ваших руках и руках вашего партнера есть инструменты, чтобы с наименьшими потерями пережить это время.
  • Заботьтесь о себе. Помните, что условия, в которых вы находитесь, не являются «обычными» или рутинными. Время кризиса можно назвать экстремальным. Поэтому и личный ресурс должен быть на высоте.
  • Соблюдайте границы. Старайтесь не давать советов, не рассказывать, как было у вас (только если вас об этом не просят), не заигрывайтесь в спасателя. Вместе с тем деликатно скажите, что тоже переживаете, хотите помочь и некоторые действия человека могут причинять вам боль. См. пункт 1 — делайте это, не обвиняя. В этом вам помогут навыки ненасильственного общения.
  • Поддерживайте партнера. Но не обесценивайте его чувства и переживания. Вместо «не надо плакать» скажите: «Я вижу, как тебе плохо; как я могу помочь?» Напоминайте ему и обязательно себе, что все проходит. Кризис обязательно отступит. Не забывайте пользоваться инструментами, которые помогут вам и вашему партнеру в это время.
  • Помните, каждый из нас имеет право на любые чувства. Ваш партнер может горевать, сердиться, злиться — и имеет полное на это право. Равно как и вы. Если чувства приходят, важно не убегать от них, а использовать как подсказку. Чувства — это симптомы, которые нам посылает психика, когда что-то хочет сказать. Например, если вас или вашего партнера одолевают приступы ярости, значит, внутри есть неотработанная злость, обида или агрессия. Вылечить симптом, то есть убежать от чувств, не равно вылечить причину. Чувствовать разрешено что угодно, а вот выражать свои чувства нужно экологично.
  • Быть хорошим партнером ­ — значит оказывать помощь тогда, когда вас о ней просят. И в том виде, в котором нужно вашему любимому человеку. Поэтому если партнер о чем-то просит вас (поговорить, приготовить суп, оставить его одного на несколько часов) и вы можете сделать это, ваше внимание и заботу оценят.
  • Не давайте советов, не будьте родителем или учителем для любимого человека. Максимум, что вы можете сделать, — заботиться нужным ему образом или деликатно предложить помощь психолога, группы поддержки. В этом случае не забудьте перепроверить контакты, которые вы советуете. Убедитесь, что психолог обладает достаточной компетенцией, а группа существует на легальных основаниях.
  • Если отношения важны для вас, помните, от выбранной стратегии поведения зависит будущее вашей пары. Поэтому в кризисное время особенно важно следить за своими реакциями и поведением. К сожалению, если отношения трещали по швам, вряд ли сейчас удастся наладить их, но кризис может послужить отправной точкой, чтобы наконец навести порядок.

В каком бы возрасте мы ни встретились с новыми вызовами, важно помнить, что это новая ситуация, с которой не знаком ни школьник, ни подросток, ни человек средних лет. Оказываясь в незнакомых условиях, каждый из нас может растеряться и потерять контроль над происходящим, это нормально. Важно приложить максимум усилий для того, чтобы непростое время прошло наименее болезненно и привело к чему-то по-настоящему хорошему.

Как возрастные кризисы сказываются на учёбе школьника

Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками

Что такое возрастной кризис

Психика человека постепенно меняется. В одни периоды развитие плавное, а в другие — резкое.

Возрастной кризис — это период, в который сложившееся ранее устойчивое функционирование личности нарушается и начинается новый этап.

Кризис наступает, когда накапливаются изменения (так называемые возрастные новообразования), позволяющие перейти на следующую ступень.

Кризисные периоды обычно длятся несколько месяцев, но при неблагоприятном стечении обстоятельств могут растянуться на несколько лет.

По мнению советского психолога Даниила Эльконина, кризисы не являются неизбежными спутниками психического развития детей. «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии. Наоборот, кризис — это свидетельство не совершившегося своевременно и в нужном направлении перелома».

Давайте поговорим о том, как помочь ребёнку перестроиться в нужный момент и нивелировать возрастные коллапсы.

Кризис 7 лет

В семь тело человека начинает меняться. Подросший малыш это замечает и порой не может поверить, что когда-то был абсолютно беспомощен.

Ранее любимые игрушки выбрасываются, появляется интерес ко всему новому. Рождается ревность к уединённым разговорам родителей и подозрение, что самая важная информация от маленьких скрывается.

Семилетний ребёнок теряет непосредственность.

Зато замечает свои чувства, учится самоконтролю и старается правильно выражать мысли. Со стороны, это выглядит как кривляние. С другой, не стоит иронизировать над ребёнком, стремящегося копировать взрослых.

В повседневность семилетки входит учебная деятельность, где важную роль играет педагог. Это новый значимый взрослый в жизни ребёнка. Отношения между младшим школьником и преподавателем должны строиться на взаимном уважении.   

В семь лет дети по-прежнему много времени уделяют игре. Но игры приобретают иной смысл, в них развивается сотрудничество, а чуть позже появляются социальные мотивы.  

Советы родителям

Семилетний ребёнок ещё только учится подчинять свои желания правилам, и это самое время, чтобы развивать в нём дисциплину и трудолюбие.

Позвольте ему делать что-то самостоятельно, давайте важные поручения. Например, семилетке вполне можно доверить пожарить яичницу или погладить рубашку, разумеется, объяснив технику безопасности. Можно отправлять ребёнка в магазин: сначала с определённой суммой и за одним товаром, а когда освоит азы математики — со списком покупок.

Постепенно ребёнок научится выстраивать план действий и размышлять над ними. У него сформируется иерархия мотивов и появится самооценка.

Что касается учёбы, процесс должен строится так, чтобы у ребёнка был внутренний мотив к освоению предмета. Сформировать познавательную мотивацию проще всего в игре. Чем оригинальнее подача материала, тем выше интерес.

Подавите в себе голос родителя-перфекциониста. Первоклассник должен делать уроки сам, даже если получается неидеально. Это поможет ему перейти на новую ведущую деятельность, а вам сбережёт нервы в будущем.

Кризис 13 лет

В подростковом возрасте происходит выход на новый уровень мышления. Балом правит логика! Авторитетных заявлений уже недостаточно, любое мнение требует доказательств, которые сравниваются с собственными ощущениями.

У ребёнка появляется интерес к философским вопросам (добро — зло, жизнь — смерть), становится более понятной абстракция. Подросток ощущает потребность в признании социума, важную роль играет общение со сверстниками. Он стремится найти своё место в коллективе и обзаводится собственными моральными принципами.

Негативные проявления подросткового кризиса: стремление к одиночеству, недовольство, агрессия. Инструкция по общению с подростками в переходный период →

Советы родителям

Помните о двух моментах.

  • В этом возрасте условием для мотивации познавательной деятельности является возможность проявлять умственную самостоятельность и инициативность. Не запрещайте подростку устраивать научные эксперименты, интересуйтесь его исследованиями и обязательно хвалите даже за мелкие успехи.
  • Подростку необходим опыт реальной общественно полезной деятельности и признание другими людьми. Отправляйте его в образовательные лагеря, записывайте в кружки и секции.

Кризис 17 лет

Процесс перехода во взрослую жизнь сопряжён со множеством препятствий. Ещё проявляются подростковые волнения, и уже начинается сопряженное с будущей профессией.

Кризис юношеского возраста появляется, когда молодые люди стремятся занять более самостоятельную позицию в жизни, но такой возможности пока не имеют.   

Зачастую это период противоречий: чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная весёлость — к унынию, страсть к общению — к замкнутости, а уверенность в себе переходит в застенчивость.  

Большую часть времени юноши и девушки занимаются учебно-профессиональной деятельностью. У них растёт стремление проявить себя, применить свои возможности.

Советы родителям

Примите тот факт, что ваш малыш уже совсем не малыш. Человек вступает во взрослую жизнь. Дайте ему возможность самоопределения, как профессионального, так и личностного.

Молодых людей мотивирует то, что приносит им пользу. Бессмысленно заставлять семнадцатилетнего человека учить то, что идёт вразрез с его планами на жизнь. Важна предельная индивидуализация образовательного маршрута.

Родители должны быть для старшеклассников соратниками. Уважайте линию поведения и выбор своего взрослого ребёнка. Так вы сможете выстроить доверительные отношения.

<<Форма с консультацией>>

Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста

Аннотация

Целью статьи является описание этапов психологического сопровождения клиентов, переживающих кризис среднего возраста. В публикации отражаются основные подходы к пониманию сущности кризиса среднего возраста в психологической литературе. Определяются общие особенности психологической диагностики данного кризиса и конкретная симптоматика его возникновения. При уточнении стратегии совладания с проявлениями кризиса уделяется внимание тактикам уменьшения остроты эмоциональных переживаний, применению техник выхода из стрессового состояния, а также способам психологической реинтерпретации проблемы. Подчёркивается перспективность применения методики «Колесо жизненного баланса», обладающей потенциалом для понимания клиентом проблемной ситуации. Позитивно оцениваются возможности использования техник логотерапии и нарративной психологии при работе с подобными клиентами. Предлагаются некоторые рекомендации по решению проблемы взаимоотношения с близкими при кризисе среднего возраста.

Ключевые слова

нормативный кризис, кризис среднего возраста, зрелость, симптомы кризиса, механизмы кризиса, психологическое сопровождение кризиса, «Колесо жизненного баланса», логотерапия, нарративная психология

Ссылка для цитирования

Горбатова Е.А. Психологическое сопровождение клиентов, переживающих кризис среднего возраста // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. № 1 (33). С. 70–77.