Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ № 2 Барабинского района Новосибирской области |
Патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
В настоящее время в период нестабильности в обществе возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к ее решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности. Именно в дошкольном возрасте формируются основные нравственные качества ребёнка. Именно там закладывается «фундамент» настоящего патриотизма.
Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно-патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Федеральные государственные требования требуют от педагога профессиональной компетентности.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Перед педагогами современного дошкольного образовательного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников.
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство собственного достоинства.
Тем не менее, практически все нравственные качества берут своё начало в дошкольном возрасте.
Дети 6-7 летнего возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятны для воспитания патриотизма, т.к. в этом возрасте они достаточно внушаемы, впечатлительны, эмоциональны, их отличает искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание старшим. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. В этом возрасте появляются новообразования, облегчающие процесс воспитания детей. К ним относится, прежде всего, формирование нравственных чувств детей на основе обогащения содержания, роста осознанности, глубины и устойчивости эмоциональных переживаний. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».

Тесное сотрудничество с родителями строится по принципу доверительного партнерства, моральной поддержки и взаимопомощи. Мы должны опираться на родителей не только как на помощников, а как на равноправных участников в формировании детской личности. Чтобы расширить знания родителей, применяются различные формы организации консультативной работы: выступления на родительских собраниях, проведение тематических семинаров и круглых столов, индивидуальное консультирование, оформление информационных стендов.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми в ДОУ: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развитие речи, музыке, изобразительном искусстве.
Постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи»
Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается.
| Количество просмотров: 10000 |
Патриотическое воспитание дошкольников, материалы для патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Стало очевидным, что большинство современных молодых людей не имеют четких ориентиров в жизни, почти не задумываются о нравственных и моральных принципах, не уважают историю своей Родины и мало заботятся о ее настоящем.
Сила страны – в ее гражданской общности. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства.
Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, её культуре, традициям и идеалам.
Только благодаря системной целенаправленной работе в детском саду, а затем в школе и в вузе, возможно формирование правильного, уважительного гражданского отношения к своей Родине, терпимости друг к другу, любви и уважению к своим родителям.
Патриотическим воспитанием детей дошкольного возраста не может заниматься человек, который сам не является патриотом своей страны. Очень важно, чтобы педагог с интересом и любовью относился к тому месту, где он живет, знал историю и особенности традиций своего края, ценил его культуру и уважал местные обычаи. Об этом замечательно говорил академик Д.С.Лихачев: «…без корней в родной местности человек похож на иссушенное растение перекати – поле».
Методика работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Воспитать патриотизм в ребенке невозможно без приобщения его к родной культуре.
Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основано большинство методических разработок, которые используются в детских дошкольных учреждениях.
Детям нужно рассказывать о самых важных событиях нашего прошлого, о том, какие героические поступки совершали их деды и прадеды во имя сохранения своей Родины, как самоотверженно они защищали родную землю в боях, и как честно трудились для ее процветания в мирное время. Нужно, чтобы дети гордились, что они тоже являются частью такого замечательного народа, и что их семьи напрямую причастны к истории страны.
Работа в ДОУ по патриотическому воспитанию предполагает следующие формы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:
- Рассказ воспитателя о родном крае (городе или селе).

- Прогулка по окрестностям.
- Экскурсия в местный краеведческий музей.
- Посещение памятных мест.
- Встреча с ветеранами войны и труда.
- Чтение рассказов о защитниках Родины.
- Беседа в виде вопросов и ответов.
- Разучивание стихов, пословиц и поговорок о Родине.
- Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
- Тематический фольклорный утренник.
- Изготовление поделок, связанных с местными ремеслами.
Первое представление у ребенка о Родине начинается с его семьи: он любит маму, папу, брата, сестру, бабушку и дедушку. Следующий объект после семьи – детский сад: дети, воспитательница, няня. Постепенно круг расширяется: улица, на которой находится дом и детский сад, родной город или деревня, столица Родины – город Москва, вся страна Россия.
Задача педагога – создание именно такой последовательности в представлении ребенка об окружающем мире, чтобы избежать возможной путаницы в его сознании.
В методической литературе по патриотическому воспитанию дошкольников можно найти различные сценарии для организации этой работы. И пусть наши дети научатся верить в себя, уважать своих близких, беречь родную природу и гордиться своей любимой Родиной.
Патриотическое воспитание дошкольников: материалы, пособия
Большим подспорьем в работе воспитателей ДОУ служит грамотно отобранные материалы по патриотическому воспитанию дошкольников. В настоящем разделе опубликованы положения всероссийских и авторских патриотических мероприятий, творческие идеи специалистов дошкольных учреждений – сценарные разработки праздников и конкурсов, видеоматериалы, проекты. Всю литературу, методические пособия по патриотическому воспитанию дошкольников можно скачать и просмотреть для последующего использования в работе.
< Вернуться в раздел «Методичка патриота»
Мероприятия и планы уроков – Неделя патриотизма – Обновление американского духа
На этой странице представлены различные задания, планы уроков и проекты для инструкторов.
Сделайте Неделю патриотизма вашего ученика веселой и запоминающейся с помощью следующих ресурсов:День Конституции — первый класс
Мы следуем школьным правилам
День Конституции — второй класс
Наша страна многих людей
День Конституции – Третий класс
Создание Конституции США
День Конституции – Четвертый класс
История Конституции
День Конституции — Пятый класс
Структура Конституции
День Конституции — Детский сад
Нам нужны правила в школе
Мероприятия и соревнования в классе памяти 11 сентября
11 сентября было трагическим днем в истории нашего народа, и это день, который мы не должны забывать. Чтобы почтить память об ужасной потере, которую понесла наша страна, и держать студентов в курсе, мы предлагаем вам 9/11 мемориальный проект.
Декларация независимости План урока и мероприятия
Декларация Сенека-Фолс План урока и мероприятия
Резолюция Конгресса от 28 сентября 1787 года План урока и мероприятия
План урока и мероприятия по 19-й поправке
План урока речи и мероприятия «У меня есть мечта»
Геттисберг Адрес План урока и мероприятия
Провозглашение эмансипации План урока и мероприятия
Марбери против Мэдисона План урока и мероприятия
Клятва верности – План урока и мероприятия
Поэма Джона Хэнкока о революции – Средняя школа
Сравнительная диаграмма Венна правительства – верховенство закона
Сравнительная таблица правительства (средняя школа)
Сравните и сопоставьте военную диктатуру, такую как Куба, президентскую систему представительной демократии, такую как Соединенные Штаты, и парламентскую систему представительной демократии, такую как Канада.
Используйте эту таблицу для оценки знаний до и после урока о различных типах правительства.
Равенство (гендерное) Дебаты в классе – Средняя школа
Участие в мероприятиях, направленных на решение изучаемой национальной или международной проблемы.
Идеи проектов по обеспечению гендерного равенства для учащихся средних классов
Проекты по обучению служению для помощи или информирования других
Оценка социального договора — средняя школа
Занятие «Четыре угла социального договора» для учащихся средних классов
Социальная компактная лекция — Powerpoint
Видеовикторина о неотъемлемых правах с ответами
Посмотреть видео о неотъемлемых правах здесь
Ключ ответа на неотъемлемые права
Оценка неотъемлемых прав — Выходной лист
Лекция о неотъемлемых правах — Powerpoint
Конкурс сочинений
Конкурсы сочинений — отличный способ привлечь учащихся всех возрастов к Неделе патриотизма.
Превратив его в дружеское соревнование, учащиеся будут мотивированы на самостоятельное обучение.
Оформление классной комнаты
Учителя и учащиеся любого уровня образования могут воспользоваться следующими идеями и превратить класс в веселую и познавательную демонстрацию патриотизма. Это дисплеи, которые можно проводить в одном классе, в нескольких классах, в коридорах или в секциях школ.
Конкурс «Патриот»
Старое доброе соревнование может по-настоящему заинтересовать учащихся в их стране. Конкурс предлагается проводить между каждым классом, хотя его можно проводить и между классами внутри класса.
«Здравствуйте, я» Начальное задание
В течение недели каждый учащийся будет изучать информацию о заданной исторической фигуре и подготовит краткое изложение своей жизни из 1-3 абзацев, начиная со слов «Здравствуйте, я…»
Элементарный проект «Как я патриот»
В этом проекте учащиеся знакомятся с темами Недели патриотизма, а затем создают представление о том, насколько они патриотичны.
Идеальный проект на один день. требует минимального количества материалов.
Patriot Jeopardy
Этот проект сосредоточен вокруг основ игрового шоу Jeopardy. Неделя патриотов посвящена празднованию великих патриотов и документов, которые делают Америку великой, и это веселое мероприятие только подкрепляет это.
Проект «Оригинальные флаги»
В этом проекте учащиеся объединятся в группы (или индивидуально) и сделают флаг на основе одного из семи дней Недели патриотизма. Этот первоначальный проект флага также должен включать абзац о значениях флага и о том, почему каждый символ был нанесен на флаг. Очень креативно и очень весело!
Патриотические пьесы
Этот план урока является полностью общим, и в зависимости от возрастной группы может потребоваться корректировка. Неделя патриотизма – это праздник, который принято отмечать весело, совершенно весело, но все же серьезно и памятно. Разыграть великого патриота или воспроизвести обращение в Геттисберге может быть как серьезно, так и абсолютно смешно.
Учитель и учащиеся должны интерпретировать этот урок по своему усмотрению, с идеей, что учащиеся запомнят и воспримут то, что они узнают через реконструкции или игры.
Учебные материалы по Гражданской войне
Учебная программа требует, чтобы учащиеся изучали первоисточники, реальный материал по истории, а не учебник. Это требует, чтобы студент думал и читал как историк.
Предлагаемые материалы для чтения
Предоставлено Лизой Валерио-Новк, специалистом по библиотечному управлению и библиотечной программе, библиотекарем для детей и подростков, Библиотека округа Макомб, Мичиган.
Преамбула Конституции
Включает сравнение первоначального проекта преамбулы и окончательной версии, принятой Конституционным собранием. Предоставлено Калифорнийским университетом гуманитарных наук и Калифорнийским историко-социальным проектом.
Форум Providence предоставляет следующие ресурсы:
Патриотизм для детей | 10 веселых обучающих занятий для всей семьи.

Лиза Лайтнер
871 Акции
- 453
- Более
Патриотизм для детей
Патриот. Это слово, которое в последнее время часто мелькает. И много злоупотреблял, на мой взгляд. Да, здесь, в Америке, вы можете публично не соглашаться со своими лидерами и своим правительством. Но само по себе несогласие не делает вас патриотом.
Ненависть — это , а не часть патриотизма. Вы можете любить свою страну, не ненавидя других. Работать на выборах, работать с опросами, проводить кампании, связываться с моими законодателями… все это патриотично. Я стараюсь прививать своим детям патриотизм. Я хочу, чтобы они ценили то, что есть у нас как страны, а не принимали это как должное.
Потому что я беспокоюсь.
В последнее время нами управляют скорее как олигархией, чем демократией. Американцы долгое время воспринимали демократию как должное, и она догнала нас.
На недавних предварительных выборах в штате Пенсильвания для голосования явились только 12% зарегистрированных избирателей. Ой! Вот несколько вещей, которые я делаю со своими детьми или планирую сделать, чтобы они ценили нашу страну и демократию.
Обучение детей патриотизму
- Объясните нашу систему правления на их уровне : Еще одна вещь, которая меня расстраивает, это то, что основное внимание школ в эти дни уделяется стандартизированным тестам. И в этих тестах есть только чтение и математика. Прощай обществознание, правительство, обществоведение и все остальное! Все больше и больше эта задача будет ложиться на родителей, а те малыши, у которых нет родителей, которые бы их учили, просто не будут учиться. Поэтому, будь то знакомство с новой концепцией или укрепление и расширение того, что они изучают в школе, я думаю, важно говорить об этом.
Объясните, как это работает, что значит голосовать, что значит быть политиком или законодателем. Есть много различных занятий и планов уроков, которые вы можете делать дома для развлечения для каждой возрастной группы, например, на веб-сайте Национальный конституционный центр . - Пусть они встретятся со своим законодателем : Или два или три. Вы можете дойти до столицы вашего штата или до Вашингтона, округ Колумбия, или это может быть местный житель. Попросите этого человека объяснить свою работу и то, как она работает. Экскурсия по зданию.
- Каждый раз берите их с собой на голосование! : Я не думаю, что мой сын еще не пропустил выборы. До сих пор я брал его с собой каждый раз, и я суперизбиратель или голосующий за власть (я голосую КАЖДУЮ осень и КАЖДУЮ весну). Это прививает лучшие привычки вам и им. Только подумайте, когда через годы они будут говорить: «Я помню своих маму и папу, каждый раз, когда они голосовали, они брали меня…».
Эти воспоминания у меня от бабушки, она редко пропускала выборы. И, конечно же, объясните, что не каждая страна может голосовать. - Попросите их поговорить с солдатом, который был в бою, и с кем-то, кто сражался за что-то : это может быть родственник, праздничный визит, чтобы поблагодарить ветеранов в доме престарелых, или позвонить в местный VFW или Американский легион и попросить. Солдат часто недооценивают, многие хотели бы, чтобы их посетил ребенок, чтобы рассказать о том, что значит свобода и что для них значило сражаться за эту страну. У нас также есть целое поколение людей, которые боролись за гражданские права меньшинств, ЛГБТ, инвалидность и многое другое. Попросите их рассказать о своих трудностях и о том, что они делают, чтобы изменить ситуацию. Почему Америка не чувствует себя «свободной» для них?
- Организуйте проект благодарности или попросите их стать волонтерами : ко Дню ветеранов или Дню памяти организуйте большую благодарность.
Попросите группу детей сделать открытки, поставить флаги на могилы, раздать флаги на парадах, посетить стареющих ветеринаров в больнице ветеранов или в доме престарелых. Возможности безграничны. Будь креативным! - Объясните им демократический проигрыш : Будь то выборы и кто-то, кого вы хотели, не выиграл , или решение Верховного суда, с которым вы не согласились, признайте это, объясните и извлеките из этого уроки. Помогите детям понять, что так работает наша система, даже если мы не всегда получаем желаемый результат.
- Дебаты : Это, вероятно, лучше для детей старшего возраста, но устройте демократические дебаты у себя дома. Выберите бытовую проблему и перечислите все за и против. Говорите о том, как вы можете не соглашаться с чьим-то решением (НЕТ! У вас НЕ будет котенка!), но это не значит, что вы не любите этого человека. Вы просто недовольны решением.
- Посетите исторические места : Хорошо, я сижу здесь примерно в 30 милях от Зала Независимости, так что мне легко говорить.
Но история везде! В каждом штате есть много мест в стороне от проторенных дорог, которые являются частью истории нашей страны и пути к демократии. Дети любят учиться, вы удивитесь. Я водил своих мальчиков в некоторые места, которые, как я думал, наверняка им наскучат, и они прекрасно проводили время и до сих пор рассказывают об этих приключениях и прогулках. И если вы видите, что проводится митинг или общественное мероприятие, подумайте о том, чтобы пойти. На прошлой неделе в Капитолии нашего штата прошел образовательный митинг, а в июле у нас запланирован митинг за права людей с ограниченными возможностями. Иди и объясни «свободу собираться». - Отмечайте или обсуждайте каждый праздник : Не забывайте о 4 июля и Дне памяти. День ветеранов, День флага, День Д, День Перл-Харбора, 11 сентября — у нас есть много других важных дней в году, чтобы поговорить о патриотизме и о том, почему эта дата важна для американцев.
- Читать! : Как и в случае с планами уроков, на которые я ссылался выше, существует множество детских книг на эту тему для каждой возрастной группы.
У нас есть несколько о Филадельфии, округе Колумбия, президентах и многом другом.
Надеюсь, это поможет вам начать работу. В зависимости от того, где вы живете, у вас также может быть больше возможностей. Например, вы можете пойти посмотреть прения Верховного суда! Вы должны проверить их календарь на предмет дат и инструкций, но это просто еще одна отличная возможность узнать о нашей стране.
Наслаждайтесь!
871 Акции
- 453
- Более
- Мелкая моторика — Игры, поделки и раскрашивание — отличный способ использовать и тренировать мелкую моторику ребенка.
- Речь и Язык – Многие родители ищут языковую среду для своего ребенка. Любая деятельность может быть возможностью использовать и повторять новые слова и язык, имитировать звуки, новые вокализации и артикуляции.

- Навыки исполнительных функций — В зависимости от игры или деятельности это может быть возможность попрактиковаться в исполнительных функциях, таких как рабочая память, последовательность действий, выполнение указаний, инициирование задач и многое другое.
- Рукописный ввод и беглость речи. Это дополнение к языковым навыкам, которые нужны ребенку, но с рабочими листами, раскрасками и играми они могут быть возможностью с низким риском попрактиковаться в почерке и беглости.
- Практика ранее приобретенных навыков — Применяя уже приобретенные навыки во всех средах, переносите обучение в классе в реальный мир.
- Сенсорный -Текстуры, звуки, вкус, вестибулярный аппарат, интероцепция, что угодно!
- Социальная осведомленность — Практика традиционных социальных навыков в безопасной среде, таких как: совместное внимание, чередование, ответный разговор, вежливое ожидание и многое другое.

- Общий двигатель — Если вы находитесь в новом месте, потренируйтесь ходить по неровным поверхностям, новым поверхностям, подъемам и спускам, лестницам или повышайте выносливость.
Почтовые теги: #деятельность
Похожие сообщения
Занятия для детей
Упражнения по рисованию ко Дню святого Валентина | Бесплатно | PDF для печати
Лиза Лайтнер
15.2K Shares More День святого Валентина Режиссерское рисование Мне нравится День святого Валентина по многим причинам. Конечно, я могу признать, что это отчасти выдуманный праздник, подпитываемый американской маркетинговой машиной и потребительством. Но я не могу ненавидеть день, посвященный празднованию любви и дружбы. К тому же это яркое пятно в унылом…
Читать далее День святого Валентина, направленный на рисование | Бесплатно | PDF для печатиПродолжить
Занятия для детей
25 удивительных кукол-инвалидов | Осведомленность об инвалидности | Фигурки
Лиза Лайтнер


Объясните, как это работает, что значит голосовать, что значит быть политиком или законодателем. Есть много различных занятий и планов уроков, которые вы можете делать дома для развлечения для каждой возрастной группы, например, на веб-сайте Национальный конституционный центр .
Эти воспоминания у меня от бабушки, она редко пропускала выборы. И, конечно же, объясните, что не каждая страна может голосовать.
Попросите группу детей сделать открытки, поставить флаги на могилы, раздать флаги на парадах, посетить стареющих ветеринаров в больнице ветеранов или в доме престарелых. Возможности безграничны. Будь креативным!
Но история везде! В каждом штате есть много мест в стороне от проторенных дорог, которые являются частью истории нашей страны и пути к демократии. Дети любят учиться, вы удивитесь. Я водил своих мальчиков в некоторые места, которые, как я думал, наверняка им наскучат, и они прекрасно проводили время и до сих пор рассказывают об этих приключениях и прогулках. И если вы видите, что проводится митинг или общественное мероприятие, подумайте о том, чтобы пойти. На прошлой неделе в Капитолии нашего штата прошел образовательный митинг, а в июле у нас запланирован митинг за права людей с ограниченными возможностями. Иди и объясни «свободу собираться».
У нас есть несколько о Филадельфии, округе Колумбия, президентах и многом другом.
