Умственное воспитание как основа математического развития дошкольников: Умственное воспитание как основа математического развития дошкольников

Содержание

Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников | Проект:

 Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Задачи и средства умственного воспитания дошкольников.

Умственное развитие — это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мыслительных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка.

Умственное развитие ребенка происходит как в процессе его повседневной жизни, общения со взрослым, игр со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль при этом играет систематически осуществляемый на занятиях процесс умственного воспитания. Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняют умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – специально организованный педагогический процесс, направленный на развитие познавательной активности и интересов детей, способов умственной деятельности и формирование системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

Основная цель умственного воспитания — повышение общего уровня развития дошкольников. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности. Иными словами, цель умственного воспитания заключается в обеспечении усвоения дошкольниками основ наук, развития их познавательных способностей, формировании на этой основе научного мировоззрения.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста:

¾ формирование правильных представлений о простейших влияниях окружающей жизни;

¾ развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков;

¾ формирование простейших способов умственной деятельности;

¾ приучение детей к умственному труду.

В дошкольной педагогике для умственного развития детей используются различные средства умственного воспитания:

1) Ознакомление с окружающим. Важным средством умственного воспитания является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребёнка, развиваются его познавательные процессы. Общение с взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объём информации, которую получает ребёнок из окружающей жизни.

Пользуясь различными предметами, дети узнают их название, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определённым свойствами.

2) Игра (ведущий вид деятельности дошкольников). Одним из средств умственного воспитания является игра — специфическая детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения; игры — драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь; строитель — конструктивные, развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Особо важное место в умственном воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует. Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра как свойственная ребёнку деятельность позволяет ему упражняться в решении умственных задач без особого напряжения.

3) Труд. В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребёнок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, но и теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: мыло пенится; перекопанная земля становится рыхлой, мягкой; из увлажнённого песка хорошо строить и т. п. Труд в природе даёт ребёнку устанавливать причинно-следственные связи, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений. На основе собственных наблюдений он делает умозаключения, выводы: на грядке, которая хорошо освещена солнцем, растения развиваются быстрее, в тени — медленнее.

4) Обучение. Хотя труд, игра и бытовая деятельность оказывают большое влияние на умственное развитие детей, ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Преимущество обучения заключается в том, что оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, этим обеспечивается определённая последовательность в накоплении знаний и умений, а также их прочность.

«Теоретические основы умственного воспитания дошкольников»

1.   Роль умственного воспитания в развитии ребёнка

Дошкольный возраст — важнейший -этап развития и воспитания личности. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия ли взаимосвязаны, дополняют друг друга. Под развитием личности понимается качественное изменение её свойств, переход от одного качественного состояния к другому. «Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает’её на новую ступень, движет её в заданном направлении. Воспитание ориентируется не только на уже достигнутый уровень развития, но и на те особенности, процессы, свойства личности, которые находятся в стадии становления к зонам ближайшего развит ия» (JI.C. Выготский.). Развитие личности идёт через собственную деятельность ребёнка по освоению действительности. Полому воспитание предполагает организацию жизни и деятельности детей. Т.А.Ильина отмечает, что развитие человека это не просто количественное изменение унаследованных и заложенных от рождения признаков.

Развитие ло. прежде всего, качественные изменения в организме и психике, происходящие под воздействием окружающей действительности. 11о мнению ‘Г.Л.Ильиной развитие человека представляет собой процесс физического, психического и социально созревания и охватывает все количественные и качественные изменения врожденных и приобретённых свойств.

В ходе развития происходит превращение ребёнка как биологического индивида в человека как личность члена человеческого общества. Не дагогика и психология утверждают, что все психические свойства и качес тва личност и развиваются и формируются в процессе жизнедеятедыюст и человека, его общения с другими людьми, взаимодействуя с окружающей средой. Большую роль в этом играет воспитание.

Известные педагоги Л.Р.Нолот ина, Т.С.Комарова, С.11.Варанов отмечали, что главное в человеке л о его личность. Личность соединяет в себе соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные, ■эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, проявляющаяся в переживаниях, суждениях, поступках.

Формирование будущей личности, предполагает осуществления всестороннего воспитания ребёнка. Уже в дошкольном возрасте одной из таких сторон является умственное развитие. JI.I . Семушипа отмечала, что умственное развитие это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребёнка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

Д.Л. Венгер, О.М. Дьяченко отмечали, что умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовке пе только к школе, но и ко всей будущей жизни. Гак сенсорные способности являются базой для успешного овладения такими школьными предметами, как математика, чтение, природоведение. Овладение действиями наглядного моделирования позволяет детям решать широкий круг задач, что даёт возможность им в дальнейшем учиться в школе. Способности к преобразованию, являющиеся составной частью творчества, возникают у детей в дошкольном возрасте и продолжают функционировать на протяжении всей жизни в ситуациях, предполагающих творческое решение задач в различных сферах действительности. Символические способности позволяют ребёнку обобщать свой эмоционально-познавательный опыт и использовать его в процессе различных видов творчества. Способности к символизации помогают детям не только в решении творческих задач, но и в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях.

Современная педагогическая паука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условии для этого, гак и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребёнка.

2.   Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

Основу умственного развития составляет сенсорное воспитание. Сенсорное воспитание это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. В основе умственного воспитания лежит овладение знаниями. Окружающая жизнь основной их источник для детей дошкольного возраста. Ребёнок приобретает знания самостоятельно и под руководством взрослых, в повседневной жизни и па занятиях. В дошкольном возрасте увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребёнок, усложняется содержание общения ребёнка с окружающими его людьми и расширяется круг этого общения.

Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно, и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высот) звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятие детей долго остаётся поверхностным, отрывочным и не создаёт необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности, полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорною воспитания хорошо понимали вилпь:е представители дошкольной педагогики Ф.Фребсл ь, М.Монтессори.О Декролий, Н.И.Тихсева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, по их авторы не знали иодлинньа закономерностей развития восприятия у детей и поэтом) не смогли разработать содержание и методы сенсорного восприятия, соответств) ющпе

Лим закономерностям. Нон рос ы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников-педагогов и психологов Института дошкольного воспитания ЛИП СССР — А.В. Запорожцем, А.II. Усовой. II.II. Сакулиной и др. Ого изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов. Умственное развитие ребенка-дошкольника характеризуется также развитием мышления. К концу дошкольного возраста ребёнок научается решать мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности, которые выступают показателем развит ия любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка.

У детей появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления. К пяти годам ребёнок некоторые задачи может решать не только в процессе практических действий с предметами, по и в уме, опираясь на образные представления.

Дети к пяти годам переходят от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных. Возникают попытки объяснит!, явления и процессы. Детское экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы. К старшему дошкольному возраст) складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

У детей с нормой в развитии в дошкольном возрасте развиваются все функции и виды речи. Номинантивная функция речи отображает конкретный образный характер мышления ребенка. Он ещё не может отделить название предмета от его свойств. Эгоцентрическая речь, выполняющая планирующую функцию, переходит во внутренний план и становится внутренней речью. Коммуникативную функцию выполняет ситуативная и контекстная речь, а также объяснительная речь. Речь, кроме того, приобретает черты произвольности. Ребенок использует её в зависимости от задач общения. Письменная речь возникает из изобрази тельной деятельности, с помощью которой ребенок изображает процесс говорения.

Речь формируется в процессе общего психофизического развития ребенка. Собственная речь ребенка становится всё более правильной: фонологически, морфологически и синтаксически.

К трём годам сформированы основные лексико-грамматические констру кции обиходной речи. В это время ребёнок переходит к овладению разверну той фразовой речью. К пя ти годам развивается механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К шести годам у ребенка также начинает формироваться способность к звуковому анализу и синтезу.

3.   Средства умственного воспитания дошкольников

В дошкольной педагогике для умственного развития детей используются различные средства умственного воспи тания:

I ) ОUIUKOM. ICIIUC с окружающим.

Важным средством умственного воспитания является окружающая действительность: люди, предметы, природа, общественные явления. Благодаря взаимодействию с окружающим миром расширяется кругозор ребёнка, развиваются его познавательные процессы. Общение с взрослыми, радио- и телевизионные передачи увеличивают объём информации, которую получает ребёнок из окружающей жизни.

I  1одьзуясь различными предметами, лети узнают их название, свойства и качества: краски, кисточка, бумага нужны для рисования; все вещи сделаны из различных материалов, обладающих определенным свойствами (чашка фарфоровая, она бьётся, ложка и вилка металлическая). Много новых знаний ребёнок получает в процессе наблюдений в природе. Наблюдения за растениями, насекомыми, пт ицами приносят детям немало открытий: «цветок распустился», «появились листочки» и г. д. Знания в процессе наблюдений уточняются. [В процессе систематических наблюдений у детей развивается важное свойство личности наблюдательность, т.с. способность быстро и легко замечать изменения, происходящие в окружающем. Развитие наблюдательности способствует формированию у детей устойчивых познавательных интересов. Уже в дошкольном возрасте у отдельных детей отмечается устойчивый интерес к природе, к технике, и т.н.

2)  IL -pu.

Одним из средств умственного воспитания является игра специфическая детская деятельность, в которой ребёнок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей: сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют’ развитию речевого общения; игры драматизации помогаю г более глубокому пониманию произведений художественной литератчры и активизируют речь; строитель конструктивные, развивают конструктивные способности         и        расширяют знания о геометрических фигурах

пространственных от ношениях.

Особо важное место в умственном воспитании занимают дидакт ические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно усваивает знания, которыми он оперирует (например, названия внешний вид растений, предметов, необходимых для груда и г. п.). Решая умственную задачу в игре, малыш упражняется в произвольном запоминании к восмропвведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Таким образом, дидактические игры не только способствуют закреплению уточнению знаний, но и активизируют мыслительную деятельность детей. Игра как свойственная ребенку деятельность позволяет’ ему упражняться в решении умсгвснных задач без особого напряжения.

3)  Трус).

В процессе труда происходит практическое обследование предметов: ребёнок знакомится не только с их внешними свойствами и качествами, по и теми изменениями, которые они претерпевают в процессе деятельности: . мыло пенится; перекопанная земля становится рыхлой, мягкой; из увлажнённого песка хорошо строить и т.п. Труд в природе даёт ребёнку устанавливать причинно-следственные связи, помогает понять взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Па основе собственных наблюдений он делает умозаключения, выводы: на грядке которая хорошо освещена солнцем, растения развиваются быстрее, в тени медленнее.

4)  Обучение.

Хотя труд, игра и бытовая деятельность оказывают большое влияние на умственное развитие детей, ведущая роль в умственном воспитании принадлежит обучению. Преимущество обучения заключается в том. ч го оно целенаправленно. Обучение осуществляется систематически, планомерно, этим обеспечивается определённая последовательность в накоплении щап-щ и умений, а также их прочност ь.

Решать задачи умственного развития детей дошкольного возраста можно различными методами и приёмами, которые будут рассматриваться в следуюп 1см параграфе.

4.   Методы умственного воспитании дошкольников

Методы воспитания — это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания.

«Методы воспитания только в том случае могут быть «инструментом прикосновения к личности» (Л.С.Макаренко), если воспитатель правильно находит оптимальный вариант их сочетания, если он учитывает уровень развития и воспитания детей, их возрастные особенности, интересы, стремления».

а)  I1ае:шдиые методы.

Использование тгих методов отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления. Эти методы широко используются при сообщении детям новых знаний. К ним относится демонстрация натуральных объектов (предметов, явлений), наглядных пособий (картин, чучел, моделей, образцов и др.). Важное место занимает применение технических средств обучения (использование диафильмов, кинофильмов, магнитофонных записей, телевизионных передач и др.).

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающею мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. 1ло цель — не только познакомить детей с предметом или явлением, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Во время наблюдения всё внимание должно быть направлено на его объект. Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует’ обратить особое внимание. Наблюдение организуется не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могу г быть кратковременными (за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (за развитием растений, сезонными явлениями).

б)       Словесные методы.

Наглядные методы используются в тесной связи со словом, показ обязательно сопровождается пояснением. Благодаря пояснению уточняются непосредственные восприятия детей. Объяснение должно быть чётким, доступным детям, эмоциональным. Роль объяснения усиливается в связи с тем, что но мере взрослсиия детей всё большее внимание уделяется усвоению ими знаний, в которых отражаются связи и взаимосвязи между явлениями.

1.   Рассказ.

Рассказ должен иметь чёткую логическую структуру, быть содержательным, интересным, художественным, -эмоциональным. При использовании в рассказе шутки — -это обеспечивает воздействие не только па ум ребёнка, но и на его чувст ва. При обучении детей рассказыванию им часто даётся образец рассказа (по картине, заданной теме, при придумывании конца). Он должен передавать содержание, быть доступным, изложенным литературным языком.

2.   Чтение.

Большое место в работе с детьми занимает художественное чтение и рассказывание. Воспитатель читает им рассказы, стихи, сказки для того, чтобы познакомить их с художественными произведениями. Сообщить новые знания, вызват ь нужное эмоциональное состояние: радость, гордость, веселье, лирическое i \ астрое \ i и е.

3.   Беседа.

Это один из основных словесных методов. С помощью заранее подготовленных вопросов воспитатель активизирует познавательную деятельность детей: выявляет имеющиеся знания, исправляет и уточняет ответы, сообщает новые сведенья, учит- простым рассуждениям. Обмен мнениями создаёт благоприятные условия для усвоения детьми новых знаний, развития их мышления и познавательных интересов. В обучении широко используются вопросы к детям. Они помогают проверить правильность знаний детей. Вопросы должны быть понятны ми детям, их следует задавать гак, чтобы они требовали не только припоминание материала, но и размышления: дети должны сравнивать между собой предметы и явления, устанавливать причинно- следственные связи. При правильной постановке вопроса у детей возникает необходимость давать на него полный ответ, а иногда и строить его в виде краткого рассказа из двух-трех предложений, как бы обосновывая сказанное.

в) Практические методы.

Важным элементом практических методов является постановка конкретной задачи перед детьми. Эго может быть выполнение задания по гоговомч образцу (что надо сделать) или но указаниям (как надо сделать).

4.   Упражнения.

Большое место среди практических методов занимают упражнения в разных видах деятельности, в результате которых у детей формируются требуемые умения и навыки. Поскольку любое умение, навык формируются в практической деятельности, надо организовать обучение так, чтобы оно занимало в нем большее место, чем объяснение и показ. Для развития мышления в процессе практической деятельности важна такая постановка задачи, которая побуждает ребенка самостоятельно анализировать, намечать нуги выполнения и реализации данной задачи. Гму не дают готового образна, а лишь сообщают условия, которым должен удовлетворять готовый объект (постройка, рисунок). Такой способ постановки задач носит название «задание по условию».

Практические методы обучения гесио связаны с наглядностью: образец или заданные условия должны быть всегда наглядно представлены. Организация практической деятельности на основе готового образца требует его предварительного восприятия и анализа. В практических методах обучения особую роль приобретает показ способов действия при готовом образце и показ способов анализа при заданиях по условиям. В процессе выполнения дошкольниками задания следует формировать у них умение сопоставлять полученный результат с заданным и исправлять замеченные несоответствия. Это способствует развитию самоконтроля, который является важным моментом учебной деятельности. При использовании практических методов обучения необходима разработка системы последовательно усложняющихся практических заданий. Эта система характеризу ется тем. что в ней постепенно возрастают требования к умениям детей: осуществлять обследования образца (или анализ заданных условий), планировать последовательность выполнения действий. контролировать получаемые результаты, соотнося их с

11                  ра кт и ч ее ко й зада ч е й.

г) Игровые методы.

В обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности е характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические игры, игры- драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в промежут ках между выполнением других заданий). Особенно велика их роль в младших группах. Дидактическая игра в младшей группе может занимать основную часть занятия. В средней, старшей и подготовительной группах дидактическая игра является обычно одной из частей занятия и проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального настроения. Игры по формированию элементарных математических представлений широко используются на соответствующих занятиях, на занятиях по развитию речи проводятся игры для активизации словаря, формировании грамматического строя речи, упражнении в звукопроизношении («Узнай по описанию», «Окажи наоборот»), на занятиях по ознакомлению с природой игры для закрепления знаний о природе («Вершки и корешки», «Детки на ветке» и др.). В работе по ознакомлению с художественной литературой, развитию речи используются разные виды игр- драматизаций, для развития движений подвижные игры, для музыкального восприятия музыкально-дидактические. Игры могут составлять часть занятия, могут использоваться с целью обучения и в повседневной жизни.

Организуя работу по умственному воспитанию детей дошкольного возраста различными мет одами, каждому воспи тателю необходимо учитывал ь принципы у м с г ве н н о го вое 11 и та н и я до 111 кол ы i и ко в.

5.  Пришиты умственного воспитания дошкольников

Дидактические принципы        — по основные        положения,     которыми

руководствуется воспитатель             при организации     обучения.         Впервые

дидактические принципы были        сформулированы   выдающимся      чешским

педагогом Я.Л.Комснским написанной в 1 7 в. Впоследствии дидактические принципы были разработаны                                      основоположником русской педагогики

К.Д.Ушипекпм: на основе достижений физиологии и психологии второй половины 19 в. Великий педагог дал научное обоснование дидактических принципов.

it) 11риниипы /)(.,’ и.ива’ошс.’о обучения.

Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. Выготским. Суть её -заключается в том, что обучение не должно ориентироваться на уже достигнутый уровень, а всегда опережать ег о. немного забегать вперёд, чтобы ученику необходимо было приложить усилия для овладения новым материалом. В связи с тптм JI.C. Выготский определил два уровня умственного развития:       нервый-тго наличный уровень

подготовленности, который характеризуется тем, какие задания ученик может выполнить самостоятельно; второй- «зона ближайшего развития» — го. с чем ребёнок справляется с небольшой помощью взрослог о. о) Пришит воспитывающего обучения.

Задача обучения — не просто дать знания, но и сформировать через них правильное отношение к жизни, к окружающей действительности, к труду, к людям. Обучение и воспитание как процессы неразрывны. Определяя содержания занятия, воспитатель намечает и воспитательные задачи, которые должны быть в ходе его решены.

в) Пришит доступности обучения.

Обучение толь тогда результативно, когда оно посильно, доступно детям. Доступным должно быть и содержание обучения, и его методы. Впервые принцип доступности был сформулирован Я.Л.Комснским так: <<ог близкого к далском\’, ог простого к сложному, от знакомого к незнакомом) ». Этот принцип лежит в основе составления учебных программ. Принцип досту пности предполагает соблюдение меры трудности в содержании нового материала, правильного соотношения трудного и лёгкого. Доступное обучение обеспечивается благодаря опоре на имеющиеся у детей знания, конкретности изложения материала.

с) Пришит систематичности и последовательности.

Он предполагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее полученные. Именно так располагается материал в программе. Этот принцип должен соблюдаться и в практической организации обучения. Воспитатель распределяет изучение программного материала на занятиях так. чтобы обеспечивалось последовательное усложнение его от занятия к занятию, связь последующего материала с предыдущим, что способствует уточнению и упрочнению знаний.

()) Пришит сознательности и активности детей в усвоении и применении тати).

Знания прочны тогда, когда они осознаны, осмыслены. Осознание их приходит тем результативнее, чем акт ивнее ребёнок ими оперирует : овладение знаниями происходит успешнее, если перед дет ьми ставят умственные задачи. Целостная инструкция даёт ребёнку большую свободу действий, предлагает более трудную в умственном отношении задачу. Это способствует развитию активности ребёнка, его большой самостоятельности. Для активизации познавательной деятельности дошкольников педагог использует различные приёмы. Одним из них является постановка вопроса. Широко используется приём сравнения. С целью формирования познавательной активности можс: быть организована элементарная поисковая деятельность детей. Результаты обучения детей находятся в прямой зависимости от степени их активности в усвоении и применении знаний, умении и навыков, составляющих программный материал детского сада.

о Принцип наглядности.

Этот принцип имеет особо важное значение в обучении дошкольников, полому что мышление ребёнка ноет наглядно-образный характер. Выдвинутый ещё Я.Л. Каменским, этот принцип был сформулирован лак: «Всё. что только можно, предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи обонянием, подлежащее вкусу вкусом; доступное осязанию пу тём осязания. Нели какие либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу охватываются несколькими чувствами». К.Д.Ушинский, ссылаясь на особенности детей дошкольного возраста, писал: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучатся над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребёнок усвоит их на лету». Современная педагогика считает, что в дошкольном обучении должны быть использованы различные виды наглядности: наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, образцов, применение технических средств обучения, использование схем, моделей.

ж) Принцип индивидуального подхода к детям.

Дети различаются разным уровнем гибкости мыслительной деятельности одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать; разным темпам усвоения знаний один быстро схватывает и запоминает, друг им нужна длительная работа и повторения. В разном темпе формируются и навыки: один ребёнок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Рассмотрев роль умственного воспитания в развитии личности, особенности умственного развития детей дошкольного возраста, задачи, средства, методы и принципы умственною воспитания дошкольников можно сделать вывод: умственное развитие дошкольников происходи т постоянно пол ру ководством взрослых в процессе различных видов деятельности.

Заключение

Развитие умственном активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков детьми дошкольного возраста эго важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей.

Умственные способности эго те психологические качества, которые определяют лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умении, возможности их использования для решения разнообразных задач. Умственное развитие ребёнка осуществляется под влиянием социальной среды. Основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Помогите своему ребенку развить ранние математические навыки

До того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают понимание сложения и вычитания в ходе повседневного общения. Узнайте, какие неформальные занятия дают детям преимущество в раннем развитии математических навыков, когда они идут в школу.

Дети используют ранние математические навыки в повседневной жизни и деятельности. Это хорошая новость, так как эти навыки важны для подготовки к школе. Но ранняя математика не означает вынимание калькулятора во время игры. Еще до того, как они пойдут в школу, большинство детей развивают понимание сложения и вычитания посредством повседневного взаимодействия. Например, у Томаса две машины; Джозеф хочет один. После того, как Томас поделится одной, он видит, что у него осталась одна машина (Bowman, Donovan, & Burns, 2001, стр. 201). Другие математические навыки вводятся через ежедневные занятия, которыми вы делитесь со своим ребенком — например, подсчет шагов, когда вы поднимаетесь или спускаетесь. Неформальные занятия, подобные этому, дают детям толчок к формальному обучению математике, которое начинается в школе.

Какие знания по математике потребуются вашему ребенку позже в начальной школе? К ранним математическим концепциям и навыкам, на которых строится учебная программа по математике в первом классе, относятся: (Bowman et al., 2001, стр. 76).

  • Понимание размера, формы и узоров
  • Умение считать устно (сначала вперед, потом назад)
  • Распознавание цифр
  • Идентификация большего и меньшего количества
  • Понимание однозначного соответствия (т. е. сопоставление наборов или знание того, в какой группе четыре, а в какой пять)

Ключевые математические навыки для школы

Более продвинутые математические навыки основаны на раннем математическом «фундаменте» — точно так же, как дом строится на прочном фундаменте. В дошкольном возрасте вы можете помочь своему ребенку начать развивать ранние математические навыки, познакомив его с такими идеями, как: (Из Diezmann & Yelland, 2000, и Fromboluti & Rinck, 1999. )

Чувство числа

Это способность точно считать — первый вперед. Затем, в школе, дети научатся считать в обратном порядке. Более сложный навык, связанный с чувством чисел, — это способность видеть отношения между числами, такие как сложение и вычитание. Бен (2 года) увидел кексы на тарелке. Он считал с папой: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть…»

Представление

Превращение математических идей в реальность с помощью слов, изображений, символов и объектов (например, блоков). Кейси (3 года) устраивала воображаемый пикник. Он аккуратно разложил четыре пластиковых тарелки и четыре пластиковых стаканчика: «Чтобы вся наша семья могла приехать на пикник!» В его семье было четыре члена; он смог применить эту информацию к количеству выбранных им тарелок и чашек.

Пространственное чувство

Позже в школе дети будут называть это «геометрия». Но для малышей он знакомит с идеями формы, размера, пространства, положения, направления и движения. Азиз (28 месяцев) хихикал внизу слайда. — Что смешного? — удивилась его тетя. «Я поднялся, — сказал Азиз, — потом я спустился!»

Измерение

Технически это определение длины, высоты и веса объекта с использованием таких единиц, как дюймы, футы или фунты. Измерение времени (например, в минутах) также относится к этой области навыков. Габриэлла (36 месяцев) снова и снова спрашивала свою бабушку: «Сделать печенье? Я сделаю это!» Ее бабуля показала ей, как наполнить мерный стаканчик сахаром. «Нам нужно две чашки, Габи. Наполните его один раз и положите в чашу, а затем снова наполните».

Оценка

Это способность сделать хорошее предположение о количестве или размере чего-либо. Маленьким детям это очень трудно сделать. Вы можете помочь им, показав им значение таких слов, как  больше, меньше, больше, меньше, больше чем, меньше чем. Нолан (30 месяцев) посмотрел на два рогалика: один был обычным бубликом, другой был мини-бубликом. Его папа спросил: «Какой бы ты хотел?» Нолан указал на обычный рогалик. Его отец сказал: «Ты, должно быть, голоден! Этот бублик больше. Этот бублик меньше. Хорошо, я дам тебе большую. Скоро завтрак!»

Узоры

Узоры — это вещи — числа, формы, изображения — которые повторяются логическим образом. Шаблоны помогают детям научиться делать прогнозы, понимать, что будет дальше, устанавливать логические связи и использовать навыки рассуждения. Ава (27 месяцев) указала на луну: «Луна. Солнце идет ночь-ночь. Ее дедушка подобрал ее: «Да, маленькая Ава. Утром выходит солнце и уходит луна. Ночью солнце засыпает, а луна выходит играть. А вот Аве пора спать, прямо как солнцу.

Решение проблем

Способность обдумывать проблему, осознавать, что есть более одного пути к ответу. Это означает использование прошлых знаний и навыков логического мышления, чтобы найти ответ. Карл (15 месяцев) посмотрел на сортировщик формы — пластиковый барабан с 3 отверстиями в верхней части. Отверстия имели форму треугольника, круга и квадрата. Карл посмотрел на коренастые фигуры на полу. Он взял треугольник. Он положил его в свой месяц, а затем стукнул им об пол. Он коснулся края пальцами. Затем он попытался засунуть его в каждое из отверстий новой игрушки. Сюрприз! Он упал в треугольную дыру! Карл потянулся за другим блоком, на этот раз круглым…

Математика: часть целого

Математические навыки — это лишь часть большой сети навыков, которые дети развивают в раннем возрасте, включая языковые, физические и социальные навыки. Каждая из этих областей навыков зависит от других и влияет на них.

Трина (18 месяцев) укладывала кубики. Она положила два квадратных блока один на другой, а затем еще один треугольный. Она обнаружила, что на вершине треугольного блока больше не будет балансировать ни один блок. Она посмотрела на своего отца и показала ему блок, который она не могла поднять, чтобы остаться на вершине, фактически говоря ему своим жестом: «Папа, мне нужна помощь, чтобы понять это». Ее отец показал ей, что, если она уберет треугольный блок и вместо него возьмет квадратный, она сможет сложить больше сверху. Затем она добавила еще два блока к своей башне, прежде чем с гордостью показать свое творение отцу: «Папа, ок! Хорошо!»

В этом обычном взаимодействии вы можете увидеть, как все области развития Трины работают вместе. Ее физические способности позволяют ей манипулировать блоками и использовать свои мыслительные способности, чтобы выполнить свой план по строительству башни. Она использует свой язык и социальные навыки, когда просит отца о помощи. Ее эффективное общение позволяет папе реагировать и оказывать ей необходимую помощь (еще больше улучшая ее социальные навыки, поскольку она считает себя важным и хорошим коммуникатором). Затем это еще больше развивает ее мыслительные способности, поскольку она узнает, как решить проблему увеличения высоты башни.

What You Can Do

В приведенных ниже советах рассказывается о том, как вы можете помочь своему ребенку освоить ранние математические навыки, опираясь на его природное любопытство и весело проводя время вместе. (Примечание. Большинство этих советов предназначены для детей старшего возраста — в возрасте 2–3 лет. Детей младшего возраста можно знакомить с рассказами и песнями, используя повторения, рифмы и числа.)

Приготовьтесь.

Поиграйте с формовщиками. Поговорите с ребенком о каждой фигуре — посчитайте стороны, опишите цвета. Сделайте свои собственные фигуры, вырезая большие фигуры из цветной плотной бумаги. Попросите ребенка «запрыгнуть на круг» или «прыгнуть на красную фигуру».

Подсчитайте и отсортируйте.

Соберите корзину с маленькими игрушками, ракушками, камешками или пуговицами. Считайте их вместе с ребенком. Сортируйте их по размеру, цвету или тому, что они делают (т. е. все машины в одну кучу, все животные в другую).

Позвоните.

Вместе с 3-летним ребенком начните учить его адресу и номеру телефона вашего дома. Поговорите с ребенком о том, что у каждого дома есть номер, и что их дом или квартира является одним из ряда, каждый со своим номером.

Какой размер?

Обратите внимание на размеры предметов в окружающем вас мире: этот розовый бумажник самый большой. Синий бумажник самый маленький. Попросите ребенка подумать о своем размере относительно других предметов («Ты помещаешься под столом? Под стулом?»).

Готовь!

Даже маленькие дети могут помочь наполнить, перемешать и налить. Благодаря этим занятиям дети совершенно естественно учатся считать, измерять, складывать и оценивать.

Проваливай.

Прогулка дает детям много возможностей сравнить (какой камень больше?), оценить (сколько желудей мы нашли?), отметить сходства и различия (есть ли у утки мех, как у кролика?) и классифицировать (см. если вы можете найти несколько красных листьев). Вы также можете говорить о размере (делая большие и маленькие шаги), оценивать расстояние (парк находится близко к нашему дому или далеко?) и практиковаться в счете (давайте посчитаем, сколько шагов, пока мы не дойдем до угла).

Время изображения.

Используйте песочные часы, секундомер или таймер для выполнения коротких (1–3 минут) занятий. Это помогает детям развить чувство времени и понять, что некоторые вещи занимают больше времени, чем другие.

Придайте форму.

Укажите на различные формы и цвета, которые вы видите в течение дня. Во время прогулки вы можете увидеть желтый знак в форме треугольника. Внутри магазина вы можете увидеть прямоугольную вывеску красного цвета.

Прочитайте и спойте свои номера.

Пойте песни, которые рифмуются, повторяются или содержат числа. Песни укрепляют шаблоны (что также является математическим навыком). Они также являются интересным способом практиковать язык и развивать социальные навыки, такие как сотрудничество.

Начните сегодня.

Используйте календарь, чтобы говорить о дате, дне недели и погоде. Календари укрепляют счет, последовательности и закономерности. Развивайте навыки логического мышления, рассказывая о холодной погоде и спрашивая ребенка: что мы носим, ​​когда холодно? Это побуждает вашего ребенка установить связь между холодной погодой и теплой одеждой.

Передайте это всем.

Попросите вашего ребенка помочь в раздаче таких предметов, как закуски, или в раскладывании салфеток на обеденном столе. Помогите ему дать по одному крекеру каждому ребенку. Это помогает детям понять переписку один на один. Когда вы раздаете предметы, подчеркивайте концепцию числа: «Один для тебя, один для меня, один для папы». Или: «Обуваемся: раз, два».

Большие кубики.

Дайте ребенку возможность поиграть с деревянными кубиками, пластмассовыми блоками, пустыми коробками, пакетами из-под молока и т. д. Складывание этих игрушек и манипулирование ими помогает детям узнать о формах и взаимосвязях между ними (например, два треугольника составляют квадрат). Скворечники и чашки для детей младшего возраста помогают им понять взаимосвязь между объектами разного размера.

Туннельное время.

Откройте большую картонную коробку с каждой стороны, чтобы превратить ее в туннель. Это помогает детям понять, где находится их тело в пространстве и по отношению к другим объектам.

Длинная и короткая.

Отрежьте несколько (3–5) кусочков ленты, пряжи или бумаги разной длины. Говорите о таких идеях, как длинные и короткие. Вместе с ребенком расположите их в порядке от самого длинного к самому короткому.

Учитесь на ощупь.

Вырежьте фигуры — круг, квадрат, треугольник — из прочного картона. Пусть ваш ребенок коснется фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми.

Игра по шаблону.

Развлекайтесь с узорами, предлагая детям раскладывать сухие макароны, крупные бусины, разные виды сухих хлопьев или кусочки бумаги с разными узорами или рисунками. Внимательно следите за своим ребенком во время этого занятия, чтобы предотвратить удушье, и уберите все предметы, когда закончите.

Обучение стирке.

Превратите работу по дому в удовольствие. Пока вы сортируете белье, попросите ребенка сделать стопку из рубашек и стопку из носков. Спросите его, какая стопка больше (оценка). Вместе посчитайте, сколько рубашек. Посмотрим, сможет ли он сделать пары носков. Можете ли вы взять два носка и положить их в отдельную стопку? (Не волнуйтесь, если они не совпадают! Это упражнение больше связано со счетом, чем с сопоставлением.)

Математика на игровой площадке.

Пока ваш ребенок играет, сравнивайте его по росту (высокий/низкий), положению (больше/меньше) или размеру (большой/маленький).

Платье для успехов в математике.

Попросите ребенка выбрать рубашку на день. Спросите: Какого цвета ваша рубашка? Да, желтый. Можете ли вы найти что-нибудь в своей комнате, что тоже желтое? Когда вашему ребенку исполнится три года и больше, обратите внимание на узоры в его одежде — полоски, цвета, формы или рисунки: Я вижу узор на вашей рубашке. Есть полосы, которые идут красный, синий, красный, синий. Или: Твоя рубашка покрыта пони — большой пони рядом с маленьким пони, по всей твоей рубашке!

Графические игры.

Когда вашему ребенку исполнится три года и больше, сделайте диаграмму, на которую ваш ребенок может приклеивать стикер каждый раз, когда идет дождь или каждый раз, когда солнечно. В конце недели вы можете вместе оценить, в какой колонке больше или меньше наклеек, и сосчитать, сколько их, чтобы быть уверенным.

Ссылки

Боуман, Б.Т., Донован, М.С., и Бернс, М.С., (ред.). (2001). Стремление учиться: обучение наших дошкольников.  Вашингтон, округ Колумбия: Национальная академия наук.

Diezmann, C., & Yelland, NJ (2000). Развитие математической грамотности в раннем детстве. В Йелланде, штат Нью-Джерси (ред.), Содействие осмысленному обучению: инновации в обучении специалистов дошкольного возраста.  (стр. 47–58). Вашингтон, округ Колумбия: Национальная ассоциация образования детей младшего возраста.

Фромболути, К.С., и Ринк, Н. (июнь 1999 г.). Раннее детство: с чего начинается обучение.  Министерство образования США, Управление образовательных исследований и усовершенствований, Национальный институт развития и образования детей младшего возраста. Получено 11 мая 2018 г. с https://www2.ed.gov/pubs/EarlyMath/title. html 9.0003

 

5 способов помочь дошкольникам упорно заниматься математикой

Два дошкольника сидят рядом и пытаются решить одну и ту же математическую задачу. Оба застревают. Но пока одна сдается, другая пробует разные подходы, пока не находит ответ. Она демонстрирует «мотивацию мастерства» — готовность бороться с трудными проблемами.

Как известно воспитателям дошкольных учреждений, не все дети одинаково склонны упорствовать, когда им бросают вызов. Но это нормально, говорит Джесс Янг из EDC, потому что эту ориентацию на мастерство можно развивать.

«Педагоги дошкольного образования могут побудить детей настойчиво выполнять сложные задания, — говорит она. «Дошкольники умеют решать проблемы естественным образом. Иногда им просто нужна небольшая поддержка».

Вместе с командой молодых математиков EDC, состоящей из Пола Голденберга и Кристен Рид, Янг изучал мотивацию мастерства и ее связь с ранним развитием математики в дошкольных классах. Здесь Янг и Гольденберг представляют пять вещей, которые все родители и учителя могут сделать для развития этого важного навыка».

1. Играйте с ребенком в математические игры

Янг рекомендует учителям и родителям начинать с головоломок и игр, в том числе математических. Веселые и простые игры, такие как «Прыжки на кувшинках» и «Два числа», помогают учащимся формировать базовые представления о числах и порядке, а также математические навыки мышления, такие как решение задач, загадки и настойчивость. Исследования также показывают, что мотивация мастерства у детей связана с их математическими знаниями.

«Математические игры побуждают детей решать задачи, — говорит Янг. «Игры также позволяют детям пробовать разные стратегии, не опасаясь неудачи, потому что обычно есть более одного способа выиграть».

На самом деле преодоление трудностей является частью того, что делает игры интересными, говорит Гольденберг.

«Нет удовольствия играть в слишком простую игру, — говорит он. «Правильная игра для ребенка — та, в которую достаточно легко играть, но достаточно сложно, чтобы доставлять удовольствие».

2. Задавайте им открытые вопросы

Хотя может показаться заманчивым дать ответ застрявшему ребенку, Янг говорит, что более эффективно задавать ему вопросы. Чем более открытым, тем лучше.

«Спросите, что вы можете сделать дальше? и куда, по-вашему, идет этот кусок? Или попросите ребенка показать вам, как он что-то делал», — говорит Янг. «Эти типы подсказок помогают ребенку развивать стратегии решения проблем и чувство компетентности, что является ключом к мотивации мастерства».

Если открытые вопросы не вызывают у ребенка повторного вовлечения, вполне нормально дать достаточно информации — и немного мягкого руководства — чтобы преодолеть точку разочарования. Может быть достаточно своевременного «Интересно, что произойдет, если вы повернете это…» или даже просто держите доску с головоломкой, чтобы они могли добавить свою часть. Затем отойдите назад и дайте ребенку продолжить работу.

3. Поддержите их независимость

Дети, которые проявляют мотивацию мастерства, могут продолжать выполнять задание, когда оно становится трудным. Возможно, это потому, что настойчивость и автономия связаны, говорит Гольденберг.

«Если я решу, что действительно все контролирую и у меня есть шанс решить эту головоломку, я приложу к этому усилия», — говорит он. «Но если я достиг предела, то я приложу усилия к чему-то другому».

Янг говорит, что учителя и родители могут поддержать эту настойчивость, позволив детям работать самостоятельно над интересующими их занятиями, играми и проектами. И она призывает учителей и родителей не поддаваться желанию слишком быстро вмешиваться, если что-то станет трудным.

«Если вы прыгаете, вы снимаете проблему с ребенка, и у него не развивается ощущение, что он может решить что-то сложное», — говорит Янг.

Янг вспоминает, как однажды ее сын пытался решить головоломку. Раздосадованный, он швырнул через всю комнату кусок головоломки. Затем, через несколько мгновений, он спокойно поднял его и попробовал еще раз. Вскоре он приспособился.

«Я очень хотела вмешаться и помочь ему, — вспоминает она. «Но если бы я это сделал, он, возможно, не стал бы пытаться или считал себя способным решить головоломку. Осознание того, что вы все еще можете решить проблему, даже когда вы чувствуете разочарование, является важной частью развития мотивации к мастерству».

4. Признайте ценность повторения

Когда детям предлагают возможность учиться, имеющую более одного решения, например, головоломки или математические игры, они будут играть в эту игру неоднократно. Подумайте о ребенке, который снова и снова решает одну и ту же головоломку. Или ребенок, который использует один и тот же набор деревянных блоков, чтобы строить все более сложные здания. Хотя эти переживания могут показаться взрослым повторяющимися, Гольденберг говорит, что они играют важную роль в развитии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *