Развитие речи детей 2 3 лет: упражнения и занятия, чтобы научить говорить

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»

Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни

Развитие речи от 2 до 3 лет.

Этот возрастной период становится наиболее показательным в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других. В кругу ровесников могут быть очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным — смягченным звуковым оформлением). Наравне с ними другая категория детей, говорящих короткими аграмматичными фразами, выглядит весьма уныло. Это ощутимое несоответствие детей одного возраста одному уровню речевого развития и порождает массу волнений и вопросов.

Когда же родителям стоит начинать бить тревогу? Где провести этот условный раздел низкой возрастной нормы от отставания в речевом развитии?

Конечно, этот вопрос может решить только специалист.  Родителям не нужно брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.

Я настоятельно рекомендую родителям: если вашему малышу исполнилось 2.5 года, а он до сих пор не овладел фразовой речью — не тяните, идите к логопеду!

Что стоит понимать под фразовой речью? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного и все оправданно физиологией.

Многие родители заблуждаются по поводу того, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, а это может подождать до 5-ти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения это лишь вершина айсберга в работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речиразвитие фонематического слуха. Не правильно думать, что до 5-ти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться. И к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее к школе не хватит времени.

В период жизни с 2 до 3 лет совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «похотп», другой поправил его — «паахот»третий дал свой образец«палахотп». Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка, ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов).

В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону («мазелин» вместо «вазелин»«мокресс» вместо «компресс»«копатки» вместо «лопатки»). Таких примеров очень много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

На третьем году жизни дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения. Некоторые дети к 3 годам начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, которые заменяются свистящими звуками (С, З, Ц) и звуком Ть, а также отсутствовать Р, Рь, Л. Они могут совсем опускаться или заменяться на Ль или Й. нормой для детей этого возраста будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З. Если ребенок к 3 годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения. Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо, не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка.

В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном. В этом возрасте формируется потребность в общении со сверстниками.

Таким образом, к трем годам ваш малыш:

• часто задает вам вопросы

• говоря, высказывает свои впечатления, мысли

• договаривает звуки, слоги, слова при чтении

• имеет словарный запас 1000-1500 слов

• понимает значение простых предлогов и множественного числа

• знает время суток

• называет два цвета

• в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных Л, Р

• почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего ребенка.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:

1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.

2. Вести «параллельный разговор» — «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.

3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

4. Использовать прием дополнения детского высказывания.

5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.

6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.

7. Петь песенки.

8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.

9. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».

В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:

• У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.

• К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

• Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

• Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

• Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

• У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.

• В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

• Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были

— тяжелые роды,

— асфиксия,

— родовспоможение,

— тяжелое протекание беременности.

Как развивать речь у детей 2-3 лет

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • гимнастика
  • игры для развития

Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать его речь уже не нужно, стоит только следить за правильным произношением звуков. Это в корне неправильное утверждение.

Основы развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.

Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.

Игры для развития дыхания

Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.

Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

«Снежинка»

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

«Кораблик»

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.

«Голливудская улыбка» и «Заборчик»: игры на развитие артикуляции

Родитель показывает ребенку, как сделать «голливудскую улыбку» – сжав челюсти и улыбаясь во весь рот. А затем просит ребенка сделать то же самое. Можно усовершенствовать упражнение, играя с ребенком в «папарацци» – «звезда» охотнее будет выполнять упражнение под аккомпанемент фотовспышек. Попросите малыша сделать «голливудскую улыбку» – и сфотографируйте его. А у вас на память о тренировках останутся забавные фотографии для пополнения фотоальбома.

Классический вариант этой игры называется «Заборчик», те же манипуляции ребенок совершает, когда мама или папа произносят стишок:

Зубы ровно мы смыкаем,
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
посчитаем наши зубы.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

1. «Заинька»

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,

Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

2. «Лошадка»

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!

3. «Курочка»

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

Светлана Балашова

Какой талант у вашего ребенка?

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Пройти тест

От двух до трех лет

У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.

ОБНОВЛЕНИЯ COVID-19 : Найдите новости и ресурсы для аудиологов, логопедов и общественности.
Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам

[en Español]

Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение двух языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?

Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.

Что должен уметь делать мой ребенок?

Слух и понимание Разговор

 

  • Понимает противоположности, такие как движение-стоп, большое-маленькое и вверх-вниз.
  • Выполняет указания, состоящие из двух частей, например «Возьми ложку и положи ее на стол».
  • Быстро понимает новые слова.

 

  • Найдется слово почти для всего.
  • Говорит о вещах, которых нет в комнате.
  • Использование k , g , f , t , d и n  прописью.
  • Использует такие слова, как в , в и в .
  • Использует два-три слова, чтобы говорить о вещах и спрашивать о них.
  • Люди, которые знают вашего ребенка, могут его понять.
  • Спрашивает «Почему?»
  • Соединяет 3 слова, чтобы говорить о вещах. Может повторять некоторые слова и звуки.

Чем я могу помочь?

  • Используйте короткие слова и предложения. Говори отчетливо.
  • Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, и добавляйте к этому. Если она скажет: «Красивый цветок», вы можете сказать: «Да, это красивый цветок. Цветок ярко-красный. Он тоже хорошо пахнет. Хочешь понюхать цветок?»
  • Пусть ваш ребенок знает, что то, что он говорит, важно для вас. Попросите его повторить то, что вы не понимаете. Например, скажите: «Я знаю, что ты хочешь блокировку. Скажи мне, какой блок тебе нужен».
  • Научите ребенка новым словам. Чтение — отличный способ сделать это. Читайте книги с короткими предложениями на каждой странице.
  • Разговор о цветах и ​​формах.
  • Практика счета. Сосчитайте пальцы на ногах и пальцах. Считайте шаги.
  • Назови предметы и расскажи о картинке на каждой странице книги. Используйте похожие слова, например
    мама
    , женщина , леди , взрослый , взрослый . Используйте новые слова в предложениях, чтобы помочь ребенку усвоить их значение.
  • Поместите предметы в ведро. Пусть ваш ребенок уберет их по одной и произнесет ее имя. Повторяйте то, что она говорит, и добавляйте к этому. Помогите ей сгруппировать предметы по категориям, таким как одежда, еда, животные.
  • Вырежьте картинки из журналов и сделайте альбом. Помогите ребенку вклеить картинки в альбом. Назовите картинки и расскажите, как вы их используете.
  • Посмотрите на семейные фотографии и назовите людей. Расскажите о том, что они делают на картинке.
  • Напишите простые фразы под картинками. Например, «Я умею плавать» или «С днем ​​рождения, папочка». Ваш ребенок начнет понимать, что буквы что-то значат.
  • Попросите ребенка сделать выбор вместо ответа «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы спрашивать: «Хочешь молока?» спросите: «Хочешь молока или воды?» Обязательно дождитесь ответа и похвалите его за ответ. Вы можете сказать: «Спасибо, что сказала маме, чего ты хочешь. Мама принесет тебе стакан молока.
  • Пойте песенки, играйте в пальчиковые игры и рассказывайте детские стишки. Эти песни и игры учат вашего ребенка ритму и звукам языка.
  • Говорите с ребенком на том языке, который вам наиболее удобен.

Корпоративные партнеры ASHA

Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха

Языковые и речевые навыки для детей в возрасте 2–3 лет

Речевые и речевые навыки быстро развиваются в первые 3 года жизни. Эти навыки развиваются с разной скоростью у каждого ребенка. Тем не менее, язык обычно следует естественным этапам или вехам в зависимости от возраста ребенка.

В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок должен использовать больше слов, следовать указаниям, разговаривать с другими людьми, знать свое имя и использовать местоимения.

Языковые вехи

В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок должен уметь:

  • Начинать понимать слова с противоположным значением (горячо/холодно), слова, обозначающие местонахождение предметов (вверху/внизу), и слова, обозначающие размер ( большой/маленький)
  • Следуйте двух- или трехэтапным инструкциям для несвязанных между собой вещей, например «Положи мячик в чашку и дай мне игрушку».
  • Используйте слова, чтобы говорить или называть обычные предметы.
  • Используйте фразы из 2–3 слов, чтобы говорить о таких вещах, как «моя игрушка», и задавать вопросы, например «Где мама?»
  • Назовите предметы, чтобы обратить на них внимание или попросить о них
  • Используйте речь, которую обычно понимают друзья и близкие члены семьи
  • Понимать и использовать общие слова действия, такие как «бег» и «прыжки»
  • Наименование 1–2 цвета
  • Отвечайте на простые вопросы, например «Где вы спите?»
  • Назовите их имя
  • Используйте местоимения, такие как «я», «мне» и «мой»
  • Делай больше притворных игр

Как помочь ребенку выучить язык и речь

  • Будьте хорошим образцом речи. Не имитируйте нечеткую речь вашего ребенка. Помогите ребенку учиться, четко произнося слова, повторяя их и называя предметы правильными именами.
  • Поговорите со своим ребенком. Помогите ребенку больше говорить о том, что он делает или видит каждый день. Например, расскажите о цвете, размере и форме различных фруктов на рынке. Когда вы купаете своего ребенка, называйте этапы подготовки ванны, говоря: «Сначала я включаю воду».
  • Научите ребенка новым словам и идеям, повторяя и говоря о них больше. Например, если ваш ребенок говорит «красивый цветок», вы можете ответить: «Да, это красивый цветок. Цветок ярко-красный. Он тоже хорошо пахнет. Хочешь понюхать цветок?»
  • Пусть ваш ребенок знает, что общение с вами очень важно. Попросите ребенка снова сказать то, что вы не понимаете. Например, скажите: «Я знаю, что ты хочешь блокировку. Скажи мне еще раз, какой блок ты хочешь».
  • Читайте вместе с ребенком. Покажите им, как правильно держать книгу и переворачивать страницы. Если вы пользуетесь планшетом или компьютером, позвольте им нажимать кнопки для перехода на следующую страницу. Читайте истории в темпе вашего ребенка. Если они хотят указать на картинки на каждой странице, прежде чем двигаться дальше, пусть они это сделают.
  • Научите их новым словам, читая книги с простыми предложениями на каждой странице. Назовите предметы и опишите картинку на каждой странице книги. Произнесите слова с похожими значениями, например «собака» и «щенок».
  • Используйте слова, которые ваш ребенок знает, в предложениях, чтобы помочь ему научиться их использовать.
  • Посмотрите на семейные фотографии и назовите людей. Используйте простые предложения, чтобы описать, что происходит на картинках, например: «Вы плаваете в бассейне».
  • Задавайте ребенку вопросы, которые заставят его что-то выбрать, вместо того, чтобы давать ответ «да» или «нет». Например, вместо «Хочешь молока? Хотите воды?» спросите: «Хочешь молока или воды?» Подождите, пока они ответят, и поощряйте их попытки говорить.
  • Пой песни и рассказывай стишки. Это помогает детям выучить новые слова, рифмы и научиться ставить слова в правильном порядке.
  • Используйте игрушки, чтобы научить ребенка новым идеям. Сортируйте кубики или игрушки и говорите о цветах, формах и размерах. Практикуйте такие понятия, как «внутри», «на», «под» и «рядом».

Признаки языковых или речевых проблем у вашего ребенка

В некоторых случаях дети с заболеваниями могут достичь языковых вех позже, чем обычно. Это может быть связано с изменениями в их окружении, рутине или социальных взаимодействиях. Или болезнь или лечение могут нанести вред слуху, обучению или навыкам обработки информации.

У вашего ребенка могут быть проблемы с речью или языком, если у него есть:

  • Трудности в понимании и выражении речи
  • Задержка в развитии этапов
  • Проблемы с произношением некоторых звуков, пропуском звуков, невнятными словами или заиканием
  • Проблемы с сосанием, жеванием, глотанием
  • Проблемы с правильным движением губ, языка или челюсти
  • Трудности понимания другими
  • Склонность к молчанию

Признаки потери слуха у детей

Потеря слуха может замедлить или предотвратить развитие языка и речи. Ищите признаки того, что слух вашего ребенка развивается нормально. Если ваш ребенок может слышать, он:

  • узнает звук вашего голоса и замолчит, когда вы с ним разговариваете
  • Отвечать, когда вы произносите его имя
  • Пробуждение ото сна при громком шуме
  • Шуметь, чтобы привлечь внимание
  • Повернуть голову в сторону говорящего или на интересующие их звуки
  • Наслаждайтесь звуками музыки или шумными игрушками
  • Реагировать, когда они слышат голоса по телефону

Обращайте внимание на проблемы с ушами и инфекции, особенно если они случаются часто. Свяжитесь с врачом, если у вас есть вопросы. Ваш врач может направить вас к аудиологу для проверки слуха вашего ребенка. Отоларинголог — это поставщик медицинских услуг, который специализируется на диагностике и лечении проблем со слухом. Если ваш аудиолог говорит, что вашему ребенку нужен слуховой аппарат, ваш ребенок должен использовать его, чтобы улучшить свои языковые и речевые навыки.

Дополнительная информация об аудиологии и слухопротезировании.

Лечение языковых и речевых проблем

Если у вашего ребенка проблемы с речью или языком, ваш лечащий врач может порекомендовать логопеда.

Логопед или логопед — это медицинский работник, который может помочь вашему ребенку с речевыми и языковыми проблемами. Логопед или патолог моделирует правильные звуки и слоги для вашего ребенка. Они также дают идеи и домашние задания, которые вы и ваш ребенок можете выполнять дома. Этот поставщик также может порекомендовать дополнительные тесты или тесты, чтобы лучше разработать план для вашего ребенка.

Узнайте больше о логопедии.

Ключевые моменты

  • Первые 3 года жизни вашего ребенка важны для изучения речи и языка.
  • У большинства детей речевые и языковые навыки развиваются поэтапно (вехами).
  • Ваш ребенок должен использовать больше слов, следовать указаниям, разговаривать с другими, знать свое имя и использовать местоимения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *