Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14»
Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни
Развитие речи от 2 до 3 лет.
Этот возрастной период становится наиболее показательным в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других. В кругу ровесников могут быть очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным — смягченным звуковым оформлением). Наравне с ними другая категория детей, говорящих короткими аграмматичными фразами, выглядит весьма уныло. Это ощутимое несоответствие детей одного возраста одному уровню речевого развития и порождает массу волнений и вопросов.
Когда же родителям стоит начинать бить тревогу? Где провести этот условный раздел низкой возрастной нормы от отставания в речевом развитии?
Конечно, этот вопрос может решить только специалист. Родителям не нужно брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.
Я настоятельно рекомендую родителям: если вашему малышу исполнилось 2.5 года, а он до сих пор не овладел фразовой речью — не тяните, идите к логопеду!
Что стоит понимать под фразовой речью? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного и все оправданно физиологией.
Многие родители заблуждаются по поводу того, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, а это может подождать до 5-ти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения это лишь вершина айсберга в работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха. Не правильно думать, что до 5-ти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться. И к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее к школе не хватит времени.
В период жизни с 2 до 3 лет совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «похотп», другой поправил его — «паахот», третий дал свой образец: «палахотп». Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.
Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка, ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов).
В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону («мазелин» вместо «вазелин», «мокресс» вместо «компресс», «копатки» вместо «лопатки»). Таких примеров очень много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».
На третьем году жизни дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения. Некоторые дети к 3 годам начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, которые заменяются свистящими звуками (С, З, Ц) и звуком Ть, а также отсутствовать Р, Рь, Л. Они могут совсем опускаться или заменяться на Ль или Й. нормой для детей этого возраста будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З. Если ребенок к 3 годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения. Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.
Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо, не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка.
В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном. В этом возрасте формируется потребность в общении со сверстниками.
Таким образом, к трем годам ваш малыш:
• часто задает вам вопросы
• говоря, высказывает свои впечатления, мысли
• договаривает звуки, слоги, слова при чтении
• имеет словарный запас 1000-1500 слов
• понимает значение простых предлогов и множественного числа
• знает время суток
• называет два цвета
• в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных Л, Р
• почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего ребенка.
Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:
1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
2. Вести «параллельный разговор» — «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
4. Использовать прием дополнения детского высказывания.
5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.
6. Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
7. Петь песенки.
8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
9. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.
10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».
В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка:
• У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и нёба.
• К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
• Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
• Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
• Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
• У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
• В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
• Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были
— тяжелые роды,
— асфиксия,
— родовспоможение,
— тяжелое протекание беременности.
Как развивать речь у детей 2-3 лет
- Теги:
- Рекомендации специалистов
- 1-3 года
- гимнастика
- игры для развития
Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать его речь уже не нужно, стоит только следить за правильным произношением звуков. Это в корне неправильное утверждение.
Основы развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.
Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.
Игры для развития дыхания
Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.
Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.
«Снежинка»
Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.
«Кораблик»
Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.
Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.
«Голливудская улыбка» и «Заборчик»: игры на развитие артикуляции
Родитель показывает ребенку, как сделать «голливудскую улыбку» – сжав челюсти и улыбаясь во весь рот. А затем просит ребенка сделать то же самое. Можно усовершенствовать упражнение, играя с ребенком в «папарацци» – «звезда» охотнее будет выполнять упражнение под аккомпанемент фотовспышек. Попросите малыша сделать «голливудскую улыбку» – и сфотографируйте его. А у вас на память о тренировках останутся забавные фотографии для пополнения фотоальбома.
Классический вариант этой игры называется «Заборчик», те же манипуляции ребенок совершает, когда мама или папа произносят стишок:
Зубы ровно мы смыкаем,
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
посчитаем наши зубы.
3 логоритмические игры
Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.
1. «Заинька»
Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.
Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).
Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).
Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.
2. «Лошадка»
Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:
Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!
3. «Курочка»
Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:
Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.
Предметы и материалы
Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.
На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.
Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.
Светлана Балашова
Какой талант у вашего ребенка?
Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.
Пройти тест
От двух до трех лет
У вас отключен JavaScript в этом браузере. Пожалуйста, включите его, чтобы использовать все функции нашего веб-сайта.Последние обновления | Ресурсы телепрактики | Напишите нам
[en Español]
Как ваш ребенок слышит и говорит? | от рождения до года | От одного до двух лет |
От трех до четырех лет | От четырех до пяти лет | Изучение двух языков |
Что мне делать, если я думаю, что у моего ребенка проблемы?
Дети развиваются со своей скоростью. Ваш ребенок может не иметь всех навыков до конца возрастного диапазона.
Что должен уметь делать мой ребенок?
Слух и понимание | Разговор |
---|---|
|
|
Чем я могу помочь?
- Используйте короткие слова и предложения. Говори отчетливо.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, и добавляйте к этому. Если она скажет: «Красивый цветок», вы можете сказать: «Да, это красивый цветок. Цветок ярко-красный. Он тоже хорошо пахнет. Хочешь понюхать цветок?»
- Пусть ваш ребенок знает, что то, что он говорит, важно для вас. Попросите его повторить то, что вы не понимаете. Например, скажите: «Я знаю, что ты хочешь блокировку. Скажи мне, какой блок тебе нужен».
- Научите ребенка новым словам. Чтение — отличный способ сделать это. Читайте книги с короткими предложениями на каждой странице.
- Разговор о цветах и формах.
- Практика счета. Сосчитайте пальцы на ногах и пальцах. Считайте шаги.
- Назови предметы и расскажи о картинке на каждой странице книги. Используйте похожие слова, например
мама , женщина , леди , взрослый , взрослый . Используйте новые слова в предложениях, чтобы помочь ребенку усвоить их значение. - Поместите предметы в ведро. Пусть ваш ребенок уберет их по одной и произнесет ее имя. Повторяйте то, что она говорит, и добавляйте к этому. Помогите ей сгруппировать предметы по категориям, таким как одежда, еда, животные.
- Вырежьте картинки из журналов и сделайте альбом. Помогите ребенку вклеить картинки в альбом. Назовите картинки и расскажите, как вы их используете.
- Посмотрите на семейные фотографии и назовите людей. Расскажите о том, что они делают на картинке.
- Напишите простые фразы под картинками. Например, «Я умею плавать» или «С днем рождения, папочка». Ваш ребенок начнет понимать, что буквы что-то значат.
- Попросите ребенка сделать выбор вместо ответа «да» или «нет». Например, вместо того, чтобы спрашивать: «Хочешь молока?» спросите: «Хочешь молока или воды?» Обязательно дождитесь ответа и похвалите его за ответ. Вы можете сказать: «Спасибо, что сказала маме, чего ты хочешь. Мама принесет тебе стакан молока.
- Пойте песенки, играйте в пальчиковые игры и рассказывайте детские стишки. Эти песни и игры учат вашего ребенка ритму и звукам языка.
- Говорите с ребенком на том языке, который вам наиболее удобен.
Корпоративные партнеры ASHA
Помощь по сайту | Тематический указатель от А до Я | Заявление о конфиденциальности | Условия использования
© 1997- Американская ассоциация речи, языка и слуха
Языковые и речевые навыки для детей в возрасте 2–3 лет
Речевые и речевые навыки быстро развиваются в первые 3 года жизни. Эти навыки развиваются с разной скоростью у каждого ребенка. Тем не менее, язык обычно следует естественным этапам или вехам в зависимости от возраста ребенка.
В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок должен использовать больше слов, следовать указаниям, разговаривать с другими людьми, знать свое имя и использовать местоимения.
Языковые вехи
В возрасте от 2 до 3 лет ваш ребенок должен уметь:
- Начинать понимать слова с противоположным значением (горячо/холодно), слова, обозначающие местонахождение предметов (вверху/внизу), и слова, обозначающие размер ( большой/маленький)
- Следуйте двух- или трехэтапным инструкциям для несвязанных между собой вещей, например «Положи мячик в чашку и дай мне игрушку».
- Используйте слова, чтобы говорить или называть обычные предметы.
- Используйте фразы из 2–3 слов, чтобы говорить о таких вещах, как «моя игрушка», и задавать вопросы, например «Где мама?»
- Назовите предметы, чтобы обратить на них внимание или попросить о них
- Используйте речь, которую обычно понимают друзья и близкие члены семьи
- Понимать и использовать общие слова действия, такие как «бег» и «прыжки»
- Наименование 1–2 цвета
- Отвечайте на простые вопросы, например «Где вы спите?»
- Назовите их имя
- Используйте местоимения, такие как «я», «мне» и «мой»
- Делай больше притворных игр
Как помочь ребенку выучить язык и речь
- Будьте хорошим образцом речи. Не имитируйте нечеткую речь вашего ребенка. Помогите ребенку учиться, четко произнося слова, повторяя их и называя предметы правильными именами.
- Поговорите со своим ребенком. Помогите ребенку больше говорить о том, что он делает или видит каждый день. Например, расскажите о цвете, размере и форме различных фруктов на рынке. Когда вы купаете своего ребенка, называйте этапы подготовки ванны, говоря: «Сначала я включаю воду».
- Научите ребенка новым словам и идеям, повторяя и говоря о них больше. Например, если ваш ребенок говорит «красивый цветок», вы можете ответить: «Да, это красивый цветок. Цветок ярко-красный. Он тоже хорошо пахнет. Хочешь понюхать цветок?»
- Пусть ваш ребенок знает, что общение с вами очень важно. Попросите ребенка снова сказать то, что вы не понимаете. Например, скажите: «Я знаю, что ты хочешь блокировку. Скажи мне еще раз, какой блок ты хочешь».
- Читайте вместе с ребенком. Покажите им, как правильно держать книгу и переворачивать страницы. Если вы пользуетесь планшетом или компьютером, позвольте им нажимать кнопки для перехода на следующую страницу. Читайте истории в темпе вашего ребенка. Если они хотят указать на картинки на каждой странице, прежде чем двигаться дальше, пусть они это сделают.
- Научите их новым словам, читая книги с простыми предложениями на каждой странице. Назовите предметы и опишите картинку на каждой странице книги. Произнесите слова с похожими значениями, например «собака» и «щенок».
- Используйте слова, которые ваш ребенок знает, в предложениях, чтобы помочь ему научиться их использовать.
- Посмотрите на семейные фотографии и назовите людей. Используйте простые предложения, чтобы описать, что происходит на картинках, например: «Вы плаваете в бассейне».
- Задавайте ребенку вопросы, которые заставят его что-то выбрать, вместо того, чтобы давать ответ «да» или «нет». Например, вместо «Хочешь молока? Хотите воды?» спросите: «Хочешь молока или воды?» Подождите, пока они ответят, и поощряйте их попытки говорить.
- Пой песни и рассказывай стишки. Это помогает детям выучить новые слова, рифмы и научиться ставить слова в правильном порядке.
- Используйте игрушки, чтобы научить ребенка новым идеям. Сортируйте кубики или игрушки и говорите о цветах, формах и размерах. Практикуйте такие понятия, как «внутри», «на», «под» и «рядом».
Признаки языковых или речевых проблем у вашего ребенка
В некоторых случаях дети с заболеваниями могут достичь языковых вех позже, чем обычно. Это может быть связано с изменениями в их окружении, рутине или социальных взаимодействиях. Или болезнь или лечение могут нанести вред слуху, обучению или навыкам обработки информации.
У вашего ребенка могут быть проблемы с речью или языком, если у него есть:
- Трудности в понимании и выражении речи
- Задержка в развитии этапов
- Проблемы с произношением некоторых звуков, пропуском звуков, невнятными словами или заиканием
- Проблемы с сосанием, жеванием, глотанием
- Проблемы с правильным движением губ, языка или челюсти
- Трудности понимания другими
- Склонность к молчанию
Признаки потери слуха у детей
Потеря слуха может замедлить или предотвратить развитие языка и речи. Ищите признаки того, что слух вашего ребенка развивается нормально. Если ваш ребенок может слышать, он:
- узнает звук вашего голоса и замолчит, когда вы с ним разговариваете
- Отвечать, когда вы произносите его имя
- Пробуждение ото сна при громком шуме
- Шуметь, чтобы привлечь внимание
- Повернуть голову в сторону говорящего или на интересующие их звуки
- Наслаждайтесь звуками музыки или шумными игрушками
- Реагировать, когда они слышат голоса по телефону
Обращайте внимание на проблемы с ушами и инфекции, особенно если они случаются часто. Свяжитесь с врачом, если у вас есть вопросы. Ваш врач может направить вас к аудиологу для проверки слуха вашего ребенка. Отоларинголог — это поставщик медицинских услуг, который специализируется на диагностике и лечении проблем со слухом. Если ваш аудиолог говорит, что вашему ребенку нужен слуховой аппарат, ваш ребенок должен использовать его, чтобы улучшить свои языковые и речевые навыки.
Дополнительная информация об аудиологии и слухопротезировании.
Лечение языковых и речевых проблем
Если у вашего ребенка проблемы с речью или языком, ваш лечащий врач может порекомендовать логопеда.
Логопед или логопед — это медицинский работник, который может помочь вашему ребенку с речевыми и языковыми проблемами. Логопед или патолог моделирует правильные звуки и слоги для вашего ребенка. Они также дают идеи и домашние задания, которые вы и ваш ребенок можете выполнять дома. Этот поставщик также может порекомендовать дополнительные тесты или тесты, чтобы лучше разработать план для вашего ребенка.
Узнайте больше о логопедии.
Ключевые моменты
- Первые 3 года жизни вашего ребенка важны для изучения речи и языка.
- У большинства детей речевые и языковые навыки развиваются поэтапно (вехами).
- Ваш ребенок должен использовать больше слов, следовать указаниям, разговаривать с другими, знать свое имя и использовать местоимения.