Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе. | Картотека по развитию речи (старшая группа):
Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе.
Тема: Сентябрь «Ходит осень по дорожке»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
1 неделя «Работа с резинками»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков
пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: резинка, коробка
1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т.д.).
2 неделя
«Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков
пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах
«островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами
передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой
«кочки».
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;
3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
3 неделя
Работа с мозаикой
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Оборудование: мозаика различных видов образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
4 неделя
«Нитяные узоры»
Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию рук и глаз.
Оборудование: толстые тяжѐлые нитки или тонкие верѐвочки; карточки — образцы.
Ход игры:
Пользуясь карточками — образцами, требуется выполнить задания на выкладывание
узоров, петель, завязывание узелков и связывание верѐвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.
Октябрь «Разноцветный мир вокруг»
1неделя «Раскрась правильно».
Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.
Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов.
Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).
2 неделя
«Рукопожатие»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.
Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)
Ход игры:
Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения
«Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена
рук.
3 неделя
«Бумажные поделки».
Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.
Игровой материал и наглядные пособия: бумага.
Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).
4 неделя
Игры с карандашом.
Оборудование: карандаши
Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.
Ноябрь «Конец осени- начало зимы»
1 Неделя
Игра «Чем не Золушка?».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).
Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка), а перебрать ее времени не хватает. Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.
2 Неделя
Игра «Буква растет».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.
Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы — одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.
3 Неделя
Бусы
Цель: развивать точность движений, закрепить знание цветов.
Что необходимо: крашенные макароны, длинный шнурок.
Как играем: нанизываем макароны на шнурок, можно предложить определённое чередование цветов макарон.
4 Неделя
«Иголочки»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных
движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: круглая щетка для волос.
Ход игры:
ребенок держит руками круглую щетку для волос, катает щетку между ладонями, приговаривая.»У сосны, у пихты, елки очень колкие иголки. Но еще сильней, чем ельник, Вас уколет можжевельник».
5 Неделя
«Возьми горошины»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных
движений пальцев и кистей рук.
Оборудование: горох, блюдце.
Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Декабрь «Здравствуй, гостья Зима»
1 Неделя
Мороз
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Но вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).
2 Неделя
Найди приз!
Оборудование: яркие фантики от конфет и мелкие интересные предметы (значки, украшения, игрушки из Киндер-сюрпризов и другое).
Приготовленные предметы необходимо завернуть в фантики, после чего перед ребенком разворачивают один из них, показывая сюрприз. Задача — развернуть оставшиеся «конфетки» и аккуратно сложить фантики.
3 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
На ёлке
Мы на елке веселились, Ритмичные хлопки в ладоши
И плясали, и резвились. Удары кулачками.
После добрый Дед Мороз «шагают» средним и указательным пальчиками по столу.
Нам подарки преподнес. «рисуют» руками большой круг.
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы: Ритмичные хлопки в ладоши
Конфеты в бумажках синих, Загибают пальчики, начиная с
Орешки рядом с ними, большого.
Груша, яблоко,
Один золотистый мандарин.
4 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Игры со шнурками.
Разместить на столе верёвочку, шнурок зигзагом и предложить ребёнку:
перепрыгнуть каждым пальчиком через изгибы «ручейка»;
«прошагать» по лесенке из шнурка;
«Плетение» из шнурка узора: кончик шнурка обмотать вокруг мизинца, затем обводить снизу под безымянным, сверху — на средний, снизу — на указательный, сверху — на большой, и обратно — в противоположной последовательности.
Различные шнуровки.
Распутать узелки, «случайно» завязавшиеся на шнурке (не сильно затянутые). Можно устроить соревнование «Кто быстрей развяжет узелок».
Январь «Наши любимые игрушки ,занятия»
1 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)
2 Неделя
Волшебный мешочек.
Оборудование: мешочек, 2 набора одинаковых игрушек.
Цель: В этой игре ребёнок развивает зрительное внимание,
память, свою способность узнавать предметы на ощупь.
Один из двух одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого же набора по одной показываются ребёнку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия ребёнок должен сам узнавать предметы на ощупь, не ожидая показа парной.
3 Неделя
«Составь узор из спичек и палочек»
Цель: Учить детей воспроизводить образец, выкладывая фигуры из спичек и
палочек, развивать мелкую моторику рук, воображение, координацию руки и глаза.
Учить работать по образцу, сопоставлять выполненную работу с образцом.
Оборудование: спички в коробке; разноцветные палочки в коробке; образцы
узоров; полоски, прямоугольники, квадраты разноцветного картона для
выкладывания узора.
Эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру
по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.
Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счѐтные палочки.
Детям предлагается поработать в художественной мастерской, выполнить узор, из
палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор
самим.
4 Неделя
Игра «Театр теней».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: экран (светлая стена), настольная лампа, фонарь.
Описание: перед игрой необходимо затемнить комнату, источник света должен освещать экран на расстоянии 4—5 м. Между экраном и источником света производятся движения руками, от которых на освещенный экран падает тень. Размещения рук между стеной и источником света зависит от силы последнего, в среднем это 1-2 м от экрана. Детям предлагается при помощи рук создать теневые фигуры (птица, собака, лев, орел, рыба, змея, гусь, заяц, кошка). «Актеры» теневого театра могут сопровождать свои действия короткими диалогами, разыгрывая сценки
Февраль « Мы поздравляем наших пап»
1 Неделя
«Угадай букву»
Цель игры: развивать мелкую моторику, закрепить основы грамоты,
совершенствовать пространственное мышление.
Описание игры. Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда
получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить
любые буквы и цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две
коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол. Столу по очереди
подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и
дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды
соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за
буква или цифра. Команда отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает
2 Неделя
«Месим тесто»
Цель: развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
Оборудование : кастрюля, 1 кг гороха или фасоли
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут-будут из печи Булочки и калачи».
3 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Матрешки
Мы — веселые матрешки —
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
Мы веселые матрешки,
Ладушки, ладушки.
Хороши у нас одежки,
Ладушки, ладушки.
Кружимся мы и танцуем,
Ладушки, ладушки.
Хоровод водить мы будем,
Ладушки, ладушки.
(Дети выполняют движения по тексту)
4 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Бойцы
Пальцы эти – все бойцы. Растопырить пальцы на обеих руках,
Удалые молодцы. сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых Приподнять два больших пальца,
И солдат в боях бывалых. другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! Приподнять указательные пальцы,
Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, Приподнять средние пальцы,
Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышки Приподнять безымянные пальцы,
– Очень славные мальчишки! Хлопнуть в ладоши.
5 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Пальчиковая гимнастика “СТРОИТЕЛИ”
Мы строители, мы строим, (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (Произносит слова веселым голосом. )
В новом доме новоселье! (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
Март «Поздравь мамочку»
1 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают
себя за плечи.
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель —
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной,
затем на другой руке.
Мамы разные нужны,
Сжимают обе ладошки в «замочек».
2 Неделя
Игры с шариками.
Оборудование: разнообразные шарики
1 .Попасть шариком в цель (в игрушку).
Прокатить шарик по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. удержать шарик одним согнутым пальцем.
«Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это — ворота. Пальцы правой руки поочерёдно «забивают гол» — подталкивают шарик к левой ладони
3 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Мебель
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.
Много мебели назвал —
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.
4 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«Перелетные птицы»
Перелетные птицы
Тили-тели, тили-тели —
С юга птицы прилетели!
Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.
Прилетел к нам скворушка —
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж —
Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с
мизинца левой руки.
Все вернулись, прилетели,
Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.
Песни звонкие запели!
Указательным и большим пальцами делают клюв –
«птицы поют».
Апрель « Встреча Весны»
1«На арене цирка»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
На арене цирка — вышка.
А на вышке – две мартышки (сложить руки в кулачки)
И они взлетают ловко, (имитировать движения рук
Вверх под купол — на веревке по веревке вверх, а затем вниз)
Вниз скользят, как акробаты,
Очень ловкие ребята
2 Неделя
Игра «Буква растет».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.
Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы — одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.
3 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«Дружба»
Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)
4 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
ШАЛОВЛИВЫЕ СОСУЛЬКИ
Шаловливые сосульки (Поднимаем обе руки вверх, пальцы складываем щепоткой, острием вниз)
Сели на карниз. (Кладем левую руку на правую, как в школе)
Шаловливые сосульки (Так же)
Посмотрели вниз. (Кладем левую руку на правую, смотрим вниз)
Стали думать, чем заняться? (Чешем голову то левой рукой. то правой)
«Будем каплями кидаться!». (Поднимаем руки вверх, кистями вниз. Взмахиваем кистями рук одновременно)
Целый день идет трезвон: (Кистями рук рисуем в воздухе круг)
Дили-дили, дили-дон! (Взмахиваем кистями рук по очереди.)
Май «Весна идет — навстречу лету»
1Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.
Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка
разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками
пальцев ( на ударные слоги)
2 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Вышли танки на парад.
Встали строем ровно в ряд.
Раз, два, три, четыре, пять,
Очень просто их считать.
«Шагают» пальчиками по столу.
Ладони прижаты друг к другу.
Соединяют попарно пальцы левой и правой рук.
3 Неделя
Работа с мозаикой
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Оборудование: мозаика различных видов, образцы
выкладываемых фигур.
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
4 Неделя
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
«ШКОЛА»
В школу осенью пойду. (Дети «шагают» пальчиками по столу.)
Там друзей себе найду, (Загибают по одному пальчику.)
Научусь писать, читать,
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
Но свой садик не забуду. (Грозят указательным пальчиком правой руки.)
5 Неделя
«Крупинки-придумки!»
Цель: укрепление и развитие мелкой моторики кистей рук, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету (при использовании различных круп).
Оборудование: различные виды круп (фасоль, рис, пшено и другие).
Ход игры: Сначала на поднос необходимо насыпать ровным слоем пшено (можно и другую крупу), а затем, используя красную фасоль, (так лучше выделяется контрастный цвет) придумывают и накладывают разные узоры, картинки.
Картотека игр по развитию мелкой моторики в старшей группе
Автор: Денисова Ольга Павловна
«Работа с резинками»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков
пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: резинка, коробка
1. Между указательным и средним пальцами натянуть тонкую канцелярскую резинку. Перебирать эту резинку (как струны гитары) указательным и средним пальцами другой руки. Снимать резинку попеременно пальцами правой и левой руки (указательным, средним и т. д.).
«Путешествие пальцев»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков
пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах
«островки» для передвижения пальцев.
Ход игры:
ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами
передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой
«кочки».
Правила:
1. можно передвигаться, для начала, используя 2 пальца;
2. все пальцы должны участвовать;
3. нельзя отрывать первый палец, не переставив другой.
Работа с мозаикой
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Оборудование: мозаика различных видов образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько столбиков из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.
«Нитяные узоры»
Цель: Учить детей выполнять узор по карточкам образцам, развивать мелкую моторику рук, координацию рук и глаз.
Оборудование: толстые тяжлые нитки или тонкие вервочки; карточки — образцы.
Ход игры:
Пользуясь карточками — образцами, требуется выполнить задания на выкладывание
узоров, петель, завязывание узелков и связывание вервочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.
«Раскрась правильно».
Цели: развивать мелкую моторику; учить штриховать предметы с наклоном вправо, влево, прямо, линиями, параллельными друг другу.
Игровой материал и наглядные пособия: карандаши, контурные изображения различных предметов.
Описание: детям предлагается поучаствовать в конкурсе на лучшего штриховальщика. Воспитатель раздает контурные изображения предметов, объясняя принцип штрихования (линии, параллельные друг другу, с наклоном вправо (влево, прямо).
«Рукопожатие»
Цель: развитие и тренировка координации движений пальцев.
Оборудование: кистевой эспандер (резиновое кольцо)
Ход игры:
Ребенок берет эспандер, сжимает его на каждый ударный слог в такт стихотворения
«Я друзей всех обожаю» Е. П. Пименовой. После каждой строчки происходит смена
рук.
«Бумажные поделки».
Цели: развивать мелкую моторику, формировать умение складывать лист в различных направлениях.
Игровой материал и наглядные пособия: бумага.
Описание: предложить игру «Магазин бумажных игрушек». Затем показать образцы фигур из бумаги, которые могут сделать дети (пилотка, галка, кораблик, голубь).
Игры с карандашом.
Оборудование: карандаши
Детям раздаются гранёные карандаши. Ребёнок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
Удержать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами,расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец — снизу.
Игра «Чем не Золушка?».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: крупа (рис, гречка).
Описание: воспитатель жалуется ребенку на то, что с ним произошла маленькая неприятность, перемешались два вида крупы (рис и гречка, а перебрать ее времени не хватает.Поэтому нужна его помощь: разложить крупу по разным банкам.
Игра «Буква растет».
Цель: развивать мелкую моторику.
Игровой материал и наглядные пособия: лист бумаги, карандаш.
Описание: ребенок получает лист бумаги, в противоположных концах которого нарисованы буквы — одна очень маленькая, другая очень большая. Предложить ребенку изобразить процесс увеличения или уменьшения букв, то есть рядом с маленькой нарисовать букву побольше, следующую еще больше и т. д. Обратить внимание ребенка на то, что буква должна расти понемногу, таким образом довести букву до размера, обозначенного на противоположном конце листа.
Навыки мелкой моторики для взрослых. Полный список
Я всегда ищу новые идеи для развития мелкой моторики, особенно при работе со взрослыми. Я обычно прибегаю к моему «старому любимому» списку упражнений на мелкую моторику, которые, как я знаю, работают хорошо, наряду с конкретными занятиями, важными для моих пациентов.
Но когда я работаю с пациентом, который лечится длительное время, когда мне нужно оценить его или я пытаюсь найти забавные и новые упражнения для мелкой моторики, я могу застрять.
Итак, я спросил 26 трудотерапевтов:
Какие ваши любимые упражнения на развитие мелкой моторики и координационные упражнения при работе со взрослыми?Ниже приведены примеры мелкой моторики, упражнения и видео, которые мы придумали — читайте, распечатывайте и наслаждайтесь!
Скрытый контент
1. Гайки и болты, шнуровка бусин, использование прищепок для захвата помпонов для окраски или просто сортировки, пуговицы, молнии, защелки, установка шариков или резиновых мячей на ти для гольфа, изготовление маленьких шариков из пластилина или пластилина, сортировка украшений, выдавливание воды из губок или полотенец, использование различных щипцов для захвата мелких предметов — Paula Bradley
2. Рисование изображения, градуированное изменением размера бумаги. Принесите штампы из различных материалов, краску для пальцев и т. д. — Richard Brown
3. Складывание одежды (салфетки, носки), доска ADL (пуговицы, молнии, крючки для бюстгальтера и т. д.), контейнеры для открывания (зубная паста, лосьон), одежда булавки, радужные кольца для пересечения средней линии, доска на липучке, ключи и замки, терапевтическая замазка, дигифлекс, вышивка бисером — Jasmine Sohrakoff
4. Моя корзина с различными пустыми контейнерами из-под продуктов — это то, к чему я стремлюсь, чтобы научиться мелкой моторике открывать/закрывать, и то, что пациенты тянутся к ним в шкафах/холодильниках/полках разной высоты, является одним из моих любимых навыков крупной моторики. контрольные мероприятия. — Сара Стромсдорфер с MyOTSpot.com
5. Я отвожу их прямо на кухню и занимаюсь уборкой! Я заставляю их открывать контейнеры с косметикой, флаконы с шампунем/кондиционером, надевать утяжелители, расставляя полки в ванной и/или на кухне. .. готовить фрикадельки, хлеб, пироги для приготовления еды… открывать разные контейнеры с молоком, используя ручной консервный нож. Сортировка сухих мешков с сухой фасолью для приготовления еды, украшения печенья и кексов. — India Leah Davis
6. Упражнения Theraband или сжимание мяча — одни из моих любимых упражнений для мелкой моторики. — Noreena Ishtiaq
7. У меня был пациент, перенесший инсульт, банкир на пенсии. Я приносил всевозможные монеты/доллары, ему очень нравилось сортировать их по разным стопкам, складывать в стопки и т. д. — Саманта Кауфман
8. Одно простое упражнение для мелкой моторики, которое мне очень нравится, это взять кусочек бумаги и одной рукой скатайте из него шар, затем расправьте его.
9. Но у Рэйчел Холл было предложение сделать еще один шаг, чтобы оценить его, начав с бумаги на столе, а затем подняв ее один раз в руке, чтобы не было «мошенничества».
10. Моя пациентка вымыла поднос с кремом для бритья и сказала мне, что ей нравится выполнять функциональное задание. — Шэрон Лири
11. Головоломки с градациями (от большего размера к меньшему); задачи по уходу/гигиене — открыть/закрыть/нанести зубную пасту, лосьон, помаду; перебирать кошелек или сумку, чтобы найти указанный предмет; вытащить салфетку или бумажное полотенце; открывайте/закрывайте контейнеры для пищевых продуктов и кухни; пуговицы и молнии; играть в шашки или расставлять на доске; обращаться с деньгами; переворачивать страницы книги или журнала; вытащите столовые приборы из подставки для посуды, разделите их и поместите в поднос для столовых приборов; опрыскать и вымыть окно или зеркало; включите / выключите краны или выключатели света. Ничего функционального! — Monica Heltemes из Mind-Start.com
12. Я бы хотела попробовать оригами для развития мелкой моторики — Ruby Kopenski
13. ). У нас также есть работа по дереву и декоративно-прикладному искусству, что способствует содержательному взаимодействию. — Шарлотта Пэрри
14. Мне нравятся эти флисовые одеяла, которые ты связываешь вместе… их можно подарить кому-нибудь. Одна из моих дам ждала правнучку, так что она смогла подарить ей то, что сделала сама. Она была так взволнована. — Тоня Гладден
15. Приготовление соленого теста и формочки для печенья. Конечный продукт бесконечен — ярлыки для подарков, рассадочные карточки, добавление эфирных масел в тесто и изготовление вешалок для шкафа. Нанизывание бусинок на елку на Рождество и Марди Гра.
16. Ткачество на простом настольном станке — изготовление шарфов, салфеток и т. д. Изготовление открыток с использованием красителей. Шелкография. Пазлы с кусочками, спрятанными в макаронах ротини/фасоли/горохе, все сухие и сырые. Раскраски для взрослых. — Джейн Райан
17. Ожерелья и браслеты из бисера пони, цветочные ручки, сортировка бобов в лотке для таблеток в будние дни, предоставление пациенту возможности показать вам, как вязать крючком, если вы не умеете, шнуровка досок. — Натали Нунябиз
18. Сняли леску, почистили, смазали и надели на удочку новую леску. Коробка с разными гайками и болтами, копейки в копилке, много шайб на длинном болте, разные замки и ключи, застегивание пуговиц на рубашке. Дамы вырезали купоны и делали открытки. — Tammy Lane
19. Терапевтический фартук с различными пуговицами, молниями, липучками, пряжками и завязками. Даже печатать или играть на музыкальном инструменте. — Бек Рурк
20. Я узнаю их интересы. ADL (пример: туалетная доска), IADL (пример: приготовление пищи, управление деньгами, например сбор монет) или отдых (садоводство, подбор слов с помощью ручки или компьютерной базы). — Vicneas Veloo
21. Игра Topple отлично развивает мелкую моторику. — TerriAnne Zocco Ragonese
22. Я люблю играть в карты и настольные игры: шашки, шахматы, Извините, Yahtzee, Jenga, BananaGrams, Sour Apples, Китайские шашки. Изготовление ювелирных изделий. Подобные кулинарные задания связаны с праздничной тематикой и украшают их вручную конфетными украшениями и пакетиками для глазури. вздремнуть со свежей зеленой фасолью, обучить некоторым основным буквам языка жестов. Работа на компьютере. Рукописный текст, письмо или открытка, а также попросите их адресовать конверты. Коврики крючком/спицами/крючком. Попросите женщин нанести макияж или ухаживать за ногтями, а также накрасить ногти. Собирайте модели автомобилей или даже миниатюрную мебель. — Julie Clark Spuhler
Скрытое содержание
23. Я использую рецепт культурно значимой деятельности, такой как приготовление пищи. — Джоуин Тео
24. Выпечка хлеба и печенья. Модели самолетов, автомобилей и лодок. Наборы и конструкторы Лего. — Sandy Hanebrink
25. Всегда весело приносить ностальгические игры, если они понимают, почему выполняли конкретную задачу. валеты, игры на веревочках («Колыбель для кошки») и т. д. Простые спортивные игры на Ipad или Iphone, такие как «встреча по плаванию» и «теннис». — Ylisa Gabay Young
26. Я использовал деревянные изделия и модели самолетов – отшлифовал, а затем покрасил, чтобы выставить в их комнатах в SNF. — Michelle Stoermer
Если вы ищете еще несколько идей для занятий для своих пациентов, ознакомьтесь с игрой Domino Match Game для пациентов с слабоумием низкой степени или идеями наборов на основе занятий для вашего реабилитационного отделения
Буду рад услышать какую мелкую моторику вы бы добавили в список?Ищете еще идей по лечению ОТ, обучающих видео, клинических ресурсов, раздаточных материалов для пациентов, оценок и поддержки? Ознакомьтесь с членством в Learning Lab и присоединяйтесь уже сегодня!
7 развлекательных мероприятий, которые помогут пожилым людям развить мелкую моторику
7 развлекательных мероприятий, которые помогут пожилым людям укрепить мелкую моторику
Когда мы выполняем действия, требующие использования мелких мышц рук, пальцев или запястий, мы используем наши навыки мелкой моторики. Рутинные действия, такие как застегивание рубашки, письмо, резка и использование вилки, требуют мелкой моторики. К сожалению, пожилые люди нередко испытывают снижение мелкой моторики. Теперь давайте перейдем к хорошим новостям. Наши сиделки на дому могут вовлечь клиентов в веселые занятия, чтобы укрепить мелкую моторику. Мы хотим, чтобы дни наших клиентов были целеустремленными. Вот почему многие из этих мероприятий включают в себя создание чего-то, что пожилые люди могут с гордостью использовать, демонстрировать или дарить.
Изготовление ювелирных изделий
Создание ювелирных украшений — это прекрасное занятие для развития мелкой моторики, потому что домашнему работнику легко изменить задачу, чтобы она соответствовала уровню навыков клиента. Даже тот, кто плохо знаком с ювелирным делом или со слабыми мышцами рук, может справиться с простым проектом, например, с нанизыванием больших бус на ожерелье.
Оригами
Искусство складывания бумаги для создания фигурок и предметов известно как оригами. Для этого не требуется специального оборудования или даже бумаги для оригами. Для начинающих можно делать проекты оригами из газет, копировальной бумаги или страниц из ненужных книг и журналов.
Волокно
Домашний помощник может вдохновить пожилых людей, которые уже умеют вязать спицами или крючком, снова заняться этим хобби. Клиенты могут даже научить своих старших товарищей кое-чему вязать спицами или крючком. Пожилые люди, которые не вяжут спицами или крючком, могут воспользоваться набором, чтобы сделать одеяло без галстука.
Кулинария
Для клиентов, которые могут безопасно работать на кухне, сиделка на дому может помочь клиенту приготовить домашний хлеб или печенье. Мы хотим, чтобы клиенты разогрели свои маленькие мышцы рук такими задачами, как замешивание теста, использование формочек для печенья, сдавливание пакетов для глазури и украшение печенья.
Ремесла
Нам нравится, когда клиенты делают самодельные поздравительные открытки, чтобы практиковать такие навыки, как складывание, письмо и рисование.
Игры
Как и все остальные, мы понимаем, что наши клиенты также хотят участвовать в мероприятиях, которые в первую очередь предназначены для развлечения. Наши сиделки на дому могут вовлекать клиентов в такие игры, как «Шашки», «Дженга», «Опрокидывание» и «Извините». Эти игры сочетают в себе острые ощущения от соревнования с работой над навыками хватания.
Пазлы
Сбор пазлов также может помочь развить хватательные навыки. Поскольку головоломки доступны на многих уровнях сложности, есть головоломки, соответствующие уровню навыков каждого клиента. Например, клиентам, которые сильно борются с хваткой, нужны головоломки с более крупными частями.