Этапы развития ребёнка до года — «Буль-Буль»
Как ребёнок начинает приспосабливается к внешнему миру. Ваш новорождённый малыш быстро привыкает окружающей действительности. На первом этапе большую часть его жизни занимает сон и процесс кормления.
От беспомощного новорождённого до активного малыша. Начальный период развития ребёнка занимает всего 12 месяцев. За этот малый срок с малышом происходит удивительная трансформация. Он многому учится и меняется буквально на глазах.
Новоиспечённые мамы и папы часто задаются вопросами: чего ожидать дальше? Как узнать, идёт ли развитие ребёнка по плану? Не акцентируйте слишком много внимания на этапах развития ребенка. Однако важно помнить, что все дети развиваются в своем собственном темпе. Существует достаточно широкое окно в стадиях развития ребёнка.Поэтому, если ваш ребёнок не достигает одного из этапов в срок, то не стоит бить тревогу, это может произойти чуть позже, так как малыш занят совершенствование других навыков.
Некоторые дети могут сказать свое первое слово в восемь месяцев, а другие не буду говорить до двух лет. И ходить ребёнок может начать в промежутке от 9 до 18 месяцев. Мы знаем, что каждый ребёнок особенный. За 2 года более 2000 детей занималось в наших центрах. Мы в курсе исследований более 100 общенациональных врачей и экспертов в области здравоохранения. Учитывая накопленные практический опыт и изученные теоретические знания, мы разделили на этапы развитие детей от 1 месяца до года.
Развитие ребенка от одного до трёх месяцев Во время этой стадии развития тело младенцев и мозг учатся жить в окружающем мире. От рождения до трех месяцев ваш малыш может начать:
- Улыбаться, сначала только своим мыслям. Но в течение трёх месяцев малыш будет делать это в ответ на ваши улыбки и стараться заставить вас улыбнуться ему;
- Поднять голову и грудь, когда находится на животике;
- Отслеживать объекты глазами;
- Открывать и закрывать глаза руками, подносить руки ко рту;
- Держать в руках предметы;
- Тянуться к подвешенным предметам или находящимся в руках.
На занятиях «Буль-Буль» главная цель первого этапа занятий уравновешивание тонуса мышц сгибателей и разгибателей, для этого рекомендуется:
1. «Комплекс оживления».
Цель второго комплекса:
1. Формирование навыка правильного поворота со спины на живот. 2. Нормализация тонуса ног. 3. Развитие моторики рук.
Для этого рекомендуется:
1. Вкладывать в ручки удобные для захвата игрушки.
- Научится переворачиваться со спины на живот;
- Издавать звуки, которые могут звучать, как настоящие слова;
- Смеяться;
- Дотягиваться и брать предметы, игрушки своими ручками и манипулировать ими;
- Научится сидеть и держать свою головку.
Цель занятий в «Буль-Буль»:
1. Окончательно нормализовать тонус мышц ног. 2. Воспитать опорную реакцию стоп. 3. Научить ребенка удерживать предметы. 4. Развить ритмичность движения.
Для этого рекомендуется:
1. Общение с ребёнком во время занятий.
2. Активные упражнения, основанные на врождённых рефлексах.
3. Плавание.
- Начать ползать на четвереньках;
- Научиться сидеть без поддержки;
- Реагировать на знакомые слова, откликаться, когда его зовут, и даже пытаться отвечать; может начинать произносить слова «мама» и «папа»;
- Хлопать в ладоши и играть в игры, например, ладушки;
- Пытаться вытянуться до положения стоя.
Цель занятий в «Буль-Буль»:
1. Научить ребенка ползать на четвереньках. 2. Воспитать координацию и ритмичность движений. 3. Развить понимание речи (во время занятий проговариваются все движения и даются ребёнку команды).
для этого рекомендуется:
1. Частое и ласковое общение с ребёнком, при этом использовать точные словесные команды во время занятий.
2. Дать возможность свободного передвижения ребёнку.
3. Регулярное введение новых движений по развитию координации.
4. Ежедневное плавание.
- Кушать самостоятельно, держать в руках маленькие предметы, передвигаться по комнате на двух ногах, держась за мебель;
- Осознанно произносить «мама» и «папа», когда хочет кого-то из них позвать;
- Указывать на предметы, чтобы привлечь к ним внимание;
- Изображать родителей, копируя их действия, например, изображать разговор по телефону;
- Делать свои первые шаги.
В этот интенсивный этап цель занятий в «Буль-Буль»:
1. Научить ребенка вставать с опорой. 2. Передвигаться с помощью взрослого или опоры. 3. Развить самостоятельность.
Для этого рекомендуется:
1. Активные гимнастические упражнения. 2. Ежедневное плавание. 3. Регулярное закаливание.
Развитие вашего ребенка. Когда стоит поговорить с педиатром?
Что делать, если вы считаете, что ваш ребенок не отвечает или отстает в развитии? Вы должны доверять своим инстинктам. Если вы чувствуете, что-то не так, то необходимо обсудить это с врачом. Чем раньше проблема будет обнаружена, тем легче и проще её устранить.
Развитие ребёнка – это не гонка. Не нужно слишком стараться его подгонять. Главные условия гармоничного развития вашего ребёнка — это любовь, ласка и внимание.
«Ранний старт»: Про важные этапы психологического развития малыша до года, упускать которые нельзя
«К нам часто обращаются родители, заметившие задержки в ментальном или психо-эмоциональном развитии детей. Но приходят они к нам достаточно поздно, когда ребенку уже исполнилось 3 года или даже больше. Почему не раньше? Потому что не знают, как их выявлять на ранних этапах», — Лола Насриддинова, директора ОО «Ирода»
Как происходит психическое развитие в первый год жизни
В то время, как физическое развитие ребенка наблюдать легко (когда стал держать головку, когда стал пытаться ползать), психологическое развитие является не очевидным, слабо заметным. При этом социальный и эмоциональный компоненты являются важной частью раннего развития ребенка. На что в таком случае обратить внимание?
От 2 до 4 месяцев младенец:
— кратко отслеживает красочные предметы
— начинает улыбаться людям, которые ему понравились
— поворачивает голову в сторону громкого звука
— гулит и издает разные вокализации, смотрит на лицо мамы
От 4 до 6 месяцев малыш:
— Проявляет интерес к лицу приблизившегося человека
— Смотрит на родителей, даже когда они находятся далеко от него
— Сосредотачивает внимание на горизонтально движущихся объектах
— Положительно отзывается на ласковый голос
— Улыбается, если слышит забавный звук (или кто-то говорит смешным голосом), радуется социальным играм («ку-ку»)
От 6 до 9 месяцев кроха:
— Начинает лепетать и дольше удерживает взгляд на движущемся объекте
— Улыбается знакомым людям, демонстрируя, что узнает их
— Показывает другим, что знает маму, указывая на нее
— Начинает использовать гласные звуки и реагирует на имя
— Кладет предмет в рот, изучая его
От 9 до 12 месяцев ребенок:
— Устанавливает зрительный контакт при общении
— Следует за предметом, который катится или даже прыгает
— Чувствует себя некомфортно рядом с чужими, демонстрирует это
— Любит социальные игры и просит продолжения игры
— Отвечает на имя
— Понимает, когда говорят «Нет!». Не следует указанию, но понимает
— При лепете использует согласные, пытается имитировать звуки взрослых, копирует поведение близкого окружения, повторяет жесты, играет в «ладушки»
Как помочь малышу в этом естественном развитии
Каждый день играйте с ребёнком, обнимайте, разговаривайте, играйте, пойте, читайте. Научитесь считывать настроение вашего ребёнка.
Если он радуется, продолжайте делать то, что делали. Если расстроен, прервитесь и успокойте. Играйте «взаимно»: когда ребёнок улыбается, улыбайтесь сами; когда он издаёт звуки, повторяйте их. Когда ребёнок на что-то смотрит, показывайте этот предмет и рассказывайте про него.
Дайте ребёнку как можно больше безопасного пространства — пусть ползает и исследует.
Детская привязанность — основа гармоничной личности
Достаточно долго люди считали, что эмоции малыша по отношению к маме и плач в ее отсутствие – это просто проявление природного страха лишиться источника питания.
Но в 60-х годах прошлого века слово «привязанность» наполнилось новым смыслом благодаря английскому психиатру Джону Боулби. Его исследования показали, что между ребенком и с момента рождения формируются особые отношения, которые закладывают фундамент для будущей уверенности ребенка в себе, здоровой самооценки, а главное – способности доверять, открываться и быть близким с другими людьми.
17:50 15 ноября, 2019
Для формирования привязанности ребенок должен часто пребывать на руках у мамы, чувствовать заботливые, ласковые прикосновения и слова, устанавливать зрительный контакт. Очень важно реагировать на плач малыша, ведь поначалу это — единственный доступный способ подать сигнал о дискомфорте.
Если оставлять детский плач без внимания, у крохи возникает ощущение беззащитности. Во взрослой жизни это перерастает в недоверие к близким.
Если происходят нарушения в социальном или психологическом компоненте установления этой привязанности, то в будущем могут быть разные последствия. Особенное поведение в детском саду или школе: проблемы с коммуникациями, замкнутость, или напротив гиперактивность и даже агрессия.
Во взрослом возрасте это может обернуться сложностью в выстраивании отношений как в профессиональной сфере, так и в личной.
Что такое токсический стресс?
Стресс для ребенка – это не только чувство голода или мокрые пеленки, это состояние, когда ребенком пренебрегают в эмоциональном плане.
Если родитель долго не реагирует на потребности ребенка, как физические, так и эмоциональные, ребенок испытывает тревогу и страх, происходит выработка кортизола (гормона стресса), что губительно сказывается на развитие нейронов в головном мозге ребенка. Необходимые связи между нейронами, которые в этот период должны укрепляться, напротив, разрушаются.
Проблема в том, что маленькие дети не могут выразить словами свои ощущения или даже страдания, поэтому родители не догадываются о том, что с происходит с малышом.
Но есть определенные «подсказки», достаточно понаблюдать за его поведением. Если малыш часто бесконтрольно плачет, плохо спит, избегает зрительного контакта, то возможно, ребенок подвержен токсическому стрессу, что может влиять даже на физиологию, например, на расстройства пищеварения. От рождения до 3 лет стресс негативно воздействует на развитие мозга. А ведь избавиться от него не сложно. Достаточно ласкового физического контакта и успокоительного тона в общении.
Эти простые действия помогают отключить производство кортизола – гормона стресса и, как бы странно это не звучало, приучают справляться со своими эмоциями. Причем важно не столько количество проведенного вместе времени, сколько его качество! Помогите малышу чувствовать себя в безопасности с самого рождения!
О развитии ребенка в возрасте до года нам рассказали:
Доктор Нусрат Ахмед, PhD, эксперт по психическому здоровью и раннему детскому развитию, директор центра «Хоуп» (Бангладеш), профессор Университета Ла Троб (Австралия)
Зарина Курбанбекова — эксперт в области раннего развития и дошкольного образования, педагог, учредитель организации родителей детей с синдромом Дауна
Лола Насриддинова — врач, эксперт в области раннего развития, директор организации родителей детей с аутизмом.
Напоминаем, что дважды в неделю мы проводим вебинары с участием международных экспертов в области раннего развития детей, особенностей и нарушений развития. Даты, темы и адреса проведения ближайших видеоконференций вы можете узнать на страницах ОО «Ирода» и Asia-Plus в Facebook.
Осенью нас модно читать в Telegram, Facebook, Instagram, Viber, Яндекс.Дзен и OK.
Свои вопросы, сообщения, видео и фото присылайте на Viber, Telegram, Whatsapp, Imo по номеру +992 93 792 45 45.
Развитие малыша с рождения до года
Молодые родители всегда беспокоятся, правильно ли развивается их малыш, все ли он умеет из того, что положено ребенку его возраста, не отстает ли в развитии от своих сверстников. Именно поэтому мы и решили разместить на сайте список навыков, характерных для детей в разные периоды жизни. Читайте, запоминайте и… помогайте своему малышу расти дальше!
4 недели (1 месяц)
Ребенок активно сосет пальцы, кулачок, ищет материнскую грудь. Лежа на животе, малыш пытается удерживать голову. В этом возрасте ярко проявляются рефлексы — так, если удерживать младенца под руки, он станет перебирать ножками, словно при ходьбе. Первая улыбка и реакция на голоса взрослых — всем этим ознаменован для малыша его первый месяц жизни.
В этот период родителям необходимо чаще разговаривать со своим ребенком, очень мягко и плавно его поглаживать. Полезно менять положение малыша: переворачивать на бок, на живот. Не забывайте и про водные процедуры — теплые расслабляющие ванны особенно полезны при использовании пены «Ушастый нянь», которую можно применять даже при купании новорожденных.
8 недель (2 месяца)
Ребенок удерживает головку, начинает осознанно хвататься за предметы и держит их некоторое время. Малыш улыбается чаще и продолжительнее, он может менять выражение лица и выражать свою радость звуками.
Начиная с этого возраста подвешивайте над кроваткой игрушки (важно, чтобы они были яркими и привлекали к себе детское внимание). Знакомьте ребенка с окружающей обстановкой, показывайте ему комнату. Занимайтесь с ним гимнастикой и плаванием. При купании не забывайте о специальных шампунях. Особенно подойдет для ребенка шампунь «Ушастый нянь», ведь он абсолютно не щиплет глаза!
12 недель (3 месяца)
Малыш поворачивает голову, следя за звуками, или приподнимается, лежа на животе. Начинает тянуться за предметами обеими руками. Хорошо удерживает погремушку, может сделать несколько непроизвольных движений, прежде чем ее уронить. Наклоняет голову вперед, когда его сажают. При разговоре взрослых ребенок следит за их лицами. Малыш радостно смеется, гулит, в его «лексиконе» появляются звуки «ау», «аы», «гы».
В этот период малыш готовится к тому, чтобы научиться приподниматься над опорой. Он с интересом продолжает разглядывать окружающие предметы. Родителям следует продолжать заниматься с ребенком гимнастикой.
16 недель (4 месяца)
К имеющимся навыкам добавляются активные движения рук. Малыш стучит и размахивает погремушкой. Лежа на животе, он может совершать движения пальцами — царапаться, сжимать ткань одежды, хвататься за одеяло. Ребенок способен приподниматься, опираясь на локти, и переворачиваться на бок. Он уже уверенно держит голову и сидит при поддержке взрослого. Тянется за предметами, удерживая и отпуская их. Малыш подолгу ощупывает и рассматривает игрушки, гулит и смеется.
Это возраст, когда родителям стоит всячески помогать ребенку в постижении новых умений, хвалить его и чаще улыбаться при общении с малышом. Также следует продолжать гимнастические упражнения и массаж. Подвесив над кроваткой игрушки, можно стимулировать малыша хвататься и тянуться.
20 недель (5 месяцев)
Ребенок свободно переворачивается со спины на живот. Он может приподняться, опираясь на вытянутые руки. Тянется за предметами и уверенно хватает их. Часто сосет пальцы и пытается подносить ко рту различные предметы. Если при этом его ручки будут чистыми, то такие навыки пойдут малышу только на пользу. А чистыми руки у ребенка будут всегда, если вы пользуетесь мылом «Детское».
Малыш уже хорошо распознает интонации взрослых голосов, отличая строгий тон от ласкового.
Поддерживайте и развивайте новые умения. Ласковее обращайтесь к маленькому человечку, показывайте ему игрушки, удобные для захвата. Танцуйте с ним, играйте в «ладушки». Научите прощаться, махая ручкой.
24 недели (6 месяцев)
Малыш уже умеет сидеть непродолжительное время самостоятельно, не опираясь руками и хорошо держа голову. Он любит стоять и прыгать, если его поддерживают. Перекладывает игрушки из одной руки в другую, стараясь рассмотреть их при этом со всех сторон. Пытается ползать — сперва назад, потом вперед. Ребенок этого возраста уже в состоянии крепко удерживать бутылочку с едой. Он охотно отзывается на собственное имя, воркует, лепечет, издает радостные возгласы и звуки, выражающие напряжение при выполнении некоторых движений.
Сейчас полезно учить малыша садиться на четвереньки и вставать из этой позы. Показывайте ему части тела (его и свои) — глаза, нос, уши и др. Наступает время развивающих игрушек.
28 недель (7 месяцев)
Итак, ваш малыш уже ползает, встает на четвереньки и сидит (правда, недолго). Зато он может подолгу заниматься с игрушками и всячески старается привлечь к себе внимание разными зовущими звуками. Он активно лопочет и с удовольствием находит погремушки в ответ на ваши просьбы.
Общайтесь с малышом как можно больше. Пойте, читайте, играйте! Многие мамы именно в это время вводят первый прикорм, следствием чего нередко становится проявление различных аллергических реакций. Чтобы предотвратить это неприятное явление, пользуйтесь детскими кремами «Тип-Топ» успокаивающий и «Ушастый нянь» противовоспалительный.
32 недели (8 месяцев)
Ребенок научился садиться из положения лежа, сидеть без поддержки и переступать при помощи взрослого. Он встает на ноги, держась занеподвижную опору, и поднимает предметы большим, указательным и средним пальцами. Он пьет из чашки при посторонней помощи и ест густую пищу. Поворачивает голову в поиске знакомых предметов и лиц, подражает различным звукам и удваивает слоги: «ма-ма», «па-па», «та-та»».
В этот период жизни показывайте малышу картинки с животными, рассказывайте, какие звуки они издают. Не забывайте про ежедневную зарядку.
36 недель (9 месяцев)
Малыш стоит при поддержке за руку. Уверенно сидит сам на протяжении 10 минут, при этом поворачиваясь на четверть оборота. Может удерживать мелкие предметы двумя пальцами, как пинцетом. Пробует переступать, самостоятельно держась за неподвижную опору.
Сейчас самое время знакомить ребенка с кубиками и другими игрушками, состоящими из небольших частей, например, пирамидами. Спрашивайте малыша и старайтесь дождаться ответа. Массаж и гимнастика необходимы, как и прежде.
40 недель (10 месяцев)
Ребенок стоит в кроватке, ползает, забирается на стул. Может помочь одеть себя. Малыш переступает, держась за подвижную опору (стул на колесиках). Выполняет действия с предметами по просьбе взрослых и реагирует на слово «дай».
Особый интерес вызывают игра в прятки и игрушки, которые можно возить за веревочку. Старайтесь больше объяснять ребенку значения разных слов, показывая соответствующие предметы.
44-48 недель (11-12 месяцев)
Вашему малышу уже год. Он активно ходит по дому, держась за опору и широко расставляя при этом ноги. Ему знакомо слово «нельзя», и он может жестами показать слова «да», «нет», «спасибо». Он любит слушать сказки и интересуется «ролевыми» играми — «водит» машину, качает куклу. Охотно ищет спрятанные предметы.
Рассказывайте годовалому человечку сказки, читайте книжки, показывайте на картинках незнакомых животных. Просите принести различные предметы и давайте рвать бумагу. Прививайте своему чаду навыки опрятности, например, учите проситься на горшок. Конечно, не все получится сразу. Но вам всегда помогут салфетки «Ушастый нянь» и стиральный порошок серии «Ушастый нянь», который можно использовать для стирки пеленок новорожденных.
Раннее развитие ребенка от 0 до года в Зеленограде
Позади волнения и ожидания — все свершилось и в семье появилось агукающее, кисло-сладко пахнущее чудо, вокруг которого теперь будет всегда сконцентрирована ваша жизнь. Но в первый ее год от вас потребуется максимум терпения и усердия, любви и талантов — кроха будет расти и меняться чуть ли не ежечасно. За этим важно не просто наблюдать и любоваться, а и направлять, подталкивать и содействовать.
Первое знакомство с окружающим миром
Итак, позади роддом и первый-второй месяц родительской адаптации. Малыш уже многое умеет — он узнает знакомые лица и голоса, осмысленно рассматривает и приветливо улыбается своим беззубым ртом именно вам. Он оживленно двигает ножками-ручками, на все лады гулит — делает это подолгу и даже мелодично. Вы уже умеете различать несколько “серенад”, слышите, как меняется динамика — гласные сливаются, их комбинации разнятся. Плач малыша имеет свой подтекст — вы различаете эмоции:
- недовольство;
- страх;
- голод;
- капризы.
Происходят постоянные контакты с окружающим миром, и пора более активно с ним знакомиться. Он проявляет оживление при появлении кого-то из взрослых и знакомых ему людей и протестует, оставаясь один надолго. Он умеет уверенно следить за предметами, даже если они находятся далеко. Но большой интерес вызывает рассматривание игрушек в непосредственной близости. Для раннего развития ребенка от 0 до года важно обзавестись мобилем — он обязательно станет любимой игрушкой грудничка.
Звуки, тактильный контакт, личная гигиена
Также активно происходит контакт с внешним миром на уровне звуков — кроха различает голос мамы, пришедшей после какого-то периода отсутствия и сообщает об этом суперактивностью. Он реагирует вздрагиванием или плачем на резкий звук рядом. Поэтому важно разговаривать с ребенком, даже, если он пока не понимает смысл речи — он пеленгует эмоции и, конечно же, различает позитивный посыл и любовь. Нельзя при малыше громко ругаться и выражать негативные эмоции, громко включать телевизор или компьютер со звуками войны, драки, ссор, стонов и криков боли — опрометчиво думать, что он ничего не понимает. Пусть рядом с ним иногда звучит спокойная, негромкая музыка, звуки природы.
Двигательная активность также заметно увеличивается — кроха учится не просто сучить ножками и хаотично двигать ручками — он их выдвигает вперед, рассматривает и тянет ко рту. Начинает проявляться хватательный рефлекс — он уже тянется к заинтересовавшему его предмету, пытается ухватить замеченную игрушку. Поэтому важно развивать эти рефлексы с помощью погремушек, игрушек.
Не менее важен в раннем развитии ребенка от 0 тактильный контакт — следует выкладывать малыша голышом для приема воздушных ванн, делать массаж спинке, на которой он больше всего лежит, помогать перевернуться и начать ползать. Делайте аккуратно упражнение потягушки и “велосипед”. Проводите утренние и вечерние процедуры умывание глазок ватным тампоном, смоченным в теплой воде. И, конечно же, нужны вечерние ванночки — так прививаются навыки личной гигиены.
Ребенок от 6 до 7 месяцев, чем с ним заниматься
В шестимесячном возрасте появляются новые особенности в поведении ребенка. Он начинает по-разному реагировать на знакомых и незнакомых людей. Увидев незнакомцев или родственников, редко бывающих в гостях, малыш настораживается и с опаской смотрит на них. Он перестает улыбаться и на попытки постороннего человека взять его на руки может расстроиться и заплакать. Но через некоторое время, когда ребенок привыкнет к присутствию незнакомцев, он будет приветливо смотреть на них и может взять из рук гостей игрушку. Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.
В этом возрасте совершенствуются моторные навыки. Многие дети пытаются продвигаться на животе вперед, устойчиво сидят, держат игрушку двумя руками.
Ребенок начинает подбирать мелкие предметы с пола, так как лучше «управляет» своими пальчиками.
Малыш узнает знакомые предметы, внимательно рассматривает их и пытается извлечь звук (трясет погремушкой, прислушивается и опять трясет ею). Детям нравится шуршащая бумага (фольга, оберточная бумага). Помните, что в этом возрасте малыши тянут все предметы в рот, поэтому следите за ребенком, когда он играет с бумагой.
Шестимесячный малыш любит общаться со взрослыми и активно показывает свое стремление. Лепет ребенка становится намного выразительнее и может означать просьбу или вопрос.
Чем заниматься с ребенком 6-7 месяцев
Во время кормления посадите малыша на детский стульчик и положите на столик кусочки печенья или сушку. Ребенок будет брать кусочки еды и засовывать их в рот. Таким образом он совершенствует движения пальцев и координацию движений рук.
Приготовьте желе и положите его на столик перед ребенком. Он будет пытаться брать скользкие кусочки желе и тянуть их в рот.
Понаблюдайте за реакцией ребенка на различные запахи. Сделайте несколько шариков из марли или бинта, положите в один из них дольку чеснока, в другой — кусочек лука, в третий — гвоздику, четвертый смочите одеколоном. Поднесите их поочередно к носу малыша с одной стороны, а затем с другой, и посмотрите, как он реагирует на запахи. По мимике ребенка, активным движениям ног или повороту головы в противоположную сторону вы сможете определить, какие запахи ему неприятны.
Учите малыша хлопать в ладошки. Возьмите ладошки ребенка и похлопайте ими друг о друга, напевая песенку «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки…».
Учите ребенка поднимать ручки вверх и класть их на голову, при этом можно читать стишок о птичках. Произнося слова «птички полетели, на головку сели…» возьмите ручки малыша, поднимите их вверх и прикоснитесь к голове.
Предлагая игрушки или выполняя действия с ними, побуждайте ребенка к исследованию и принятию решения. Когда малыш держит в обеих ручках игрушки, предложите ему третью игрушку. Сначала ребенок попытается взять предложенную игрушку, не выпуская из рук те, которые держит. Но со временем малыш поймет: для того чтобы взять эту игрушку, нужно освободить руки.
Возьмите у ребенка игрушку и наполовину прикройте ее пеленкой или платком. Сначала малыш будет брать игрушку за видимый край, а потом научится стаскивать платок с игрушки.
Предлагайте ребенку разные игры со звуками. Не забывайте, что развивающие игрушки для детей этого возраста – практически все окружающие предметы. Наполните несколько металлических баночек крупами или мелкими игрушками. Поочередно потрясите каждой баночкой, чтобы малыш видел, как вы это делаете. Через некоторое время он будет сам трясти баночками, чтобы извлечь звук.
Возьмите несколько пластмассовых или металлических формочек и покажите ребенку, как нужно ударять ими друг о друга. Затем сделайте это вместе.
Покажите малышу жест «пока-пока». Когда кто-нибудь уходит из дома, машите рукой и говорите: «Пока-пока». Очень скоро кроха начнет махать ручкой на прощание.
Повторяйте за ребенком звуки, которые вы слышите в его лепете. Меняйте интонацию и выражение лица, когда произносите звуки. Глядя на выражение вашего лица, малыш будет радоваться или удивляться и, возможно, начнет повторять за вами новые звуки.
Разговаривайте с ребенком простыми фразами и выразительным голосом. Когда вы одеваете, купаете или кормите малыша, всегда озвучивайте свои действия. Например, когда одеваете ребенка, говорите: «Давай ручку. Где твоя ножка?» Вскоре он начнет поднимать ручку или ножку в ответ на вашу просьбу.
Не забывайте время от времени смотреть ребенку в глаза и улыбаться. Когда вы берете малыша на руки, даете ему игрушку, качаете в гамаке или сидите с ним на полу, привлекайте его внимание к своему лицу. Ребенок научится понимать ваше настроение, различать выражение радости, удовольствия, восторга или грусти.
Подносите малыша к радиоприемнику или магнитофону и давайте ему слушать музыку или песенки, танцуйте с ним. Говорите ребенку и показывайте, откуда звучит музыка.
Расти и развивайся, мой малыш (развитие ребёнка от рождения до года) Памятка для родителей
Целых 9 месяцев вы ждали встречи
с чудом, и вот, наконец, она состоялась —
вы стали родителями!
В течение первого года ребенок растёт особенно активно. И хотя все малютки развиваются по индивидуальному графику, родителям стоит знать некоторые общие признаки, присущие большинству детей одного возраста, чтобы определить, не нужно ли сообщить педиатру о каких—либо проблемах.
Календарь развития ребенка:
От рождения до 1 месяца:
— вес — 2800-4000 г, рост – 46-55;
— много спит;
— двигает ножками и ручками во время
бодрствования;
— вздрагивает и моргает при резких звуках;
— отвечает на раздражитель плачем.
1 месяц:
— прибавка в весе — 400-1200 г, в росте – 2,5-4 см;
— пытается приподнять голову в положении на
животе и до 5 секунд ее удерживать;
— следит за перемещающимися яркими предметами
и лицом взрослого;
— реагирует на резкие звуки;
— пытается улыбаться;
— начинает гулить.
2 месяца:
— прибавка в весе — 500-1300 г, в росте – 2,5-4 см;
— длительно удерживает голову;
— поворачивается на звук речи взрослого;
— удерживает, вложенные в руку предметы;
— улыбается при обращении взрослых;
— следит взглядом за передвижением людей;
— агукает.
3 месяца:
— прибавка в весе — 500-1300 г, в росте – 2,5-4 см;
— в вертикальной позиции хорошо держит голову;
— долго рассматривает предметы;
— издает разные звуки;
— в положении на животе приподнимается на
предплечьях;
— эмоционально отвечает на разговор,
недовольство проявляет громким плачем;
— рассматривает, ощупывает свои руки.
4 месяца:
— прибавка в весе — 500-1300 г, в росте – 2-3 см;
— уверенно поднимает голову, лежа на животике;
— держит ручками мамину грудь или бутылочку во
время кормления;
— различает голоса близких;
— при играх смеется и улыбается; громко гулит;
— хватает руками висящие предметы;
— переворачивается со спинки на живот;
— лёжа на животе, поднимается с опорой на ладони.
5 месяцев:
— прибавка в весе — 400-1200 г, в росте – 2-3 см;
— узнает маму и других близких людей;
— осознанно провожает предмет взглядом, ищет
наполовину спрятанные предметы;
— переворачивается со спины на животик, сидит с
поддержкой;
— захватывает и удерживает предметы двумя
руками, держит бутылочку;
— издает согласные звуки.
6 месяцев:
— прибавка в весе — 400-1000 г, в росте – 2-3 см;
— сидит, опираясь на руки;
— тянет руки к предмету, который заинтересовал;
— поднимает игрушку, которая выпала из рук;
— пробует предметы «на зуб»;
— начинает ползать;
— начинает произносить слоги «ма», «па», «ба»;
— внимательно слушает взрослого.
7 месяцев:
— прибавка в весе — 200-1000 г, в росте – 1,5-2,5 см;
— ползает и сидит, опираясь на одну руку;
— удерживает в руке предмет неправильной формы;
— длительно играет с игрушками, изучая их;
— пьет из кружки с помощью взрослого;
— различает интонации голоса, понимает, когда его
хвалят или ругают;
— произносит большее количество слогов.
8 месяцев:
— прибавка в весе — 200-800 г, в росте – 1,5-2,5 см;
— ищет игрушку, которая упала;
— перекладывает предмет из одной ручки в другую;
— садится сам;
— встает, держась за опору, хлопает в ладоши,
просится на ручки;
— лепечет с интонацией;
— показывает знакомые предметы, отвечая на
вопрос «где?»;
— самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье).
9 месяцев
— прибавка в весе — 200-800 г, в росте – 1,5-2,5 см;
— пробует стоять и делать первые шаги;
— реагирует на их мимику и жесты взрослых;
— играет сразу с несколькими предметами, ищет
спрятанную вещь;
— произносит цепочки из слогов: «ма-ма-ма», «ба-
ба-ба» и др.
— выполняет просьбы: «поцелуй маму», «дай
ручку».
10 месяцев
— прибавка в весе — 100-600 г, в росте – 1-2 см;
— начинает брать маленькие предметы пальцами;
открывает ящики, играет в прятки;
— ходит с поддержкой за две руки взрослого;
— понимает просьбы взрослого;
— произносит отдельные короткие слова;
— повторяет за взрослым жесты и звуки;
— пробует самостоятельно есть ложкой.
11 месяцев
— прибавка в весе — 100-500 г, в росте – 1-2 см;
— самостоятельно стоит, ходит за одну руку;
— поднимает предметы, нагибаясь;
— собирает пирамидку, складывает кубики;
— произносит 8-10 слов;
— понимает слово «нельзя», реагирует на похвалу,
на чужого человека или новые игрушки;
— интересуется книжками и новыми игрушками.
12 месяцев
— прибавка в весе — 100-500 г, в росте – 1-2 см;
— пробует самостоятельно ходить, приседать и
вставать;
— самостоятельно пьет из чашки, откусывает
печенье и другую твердую пищу;
— узнает животных и показывает их на картинке;
— знает, как пользоваться некоторыми предметами;
— произносит 10-15 слов.
Растите здоровыми!
Советуем прочитать:
- Зайцев, С. М.Ребенок первого года жизни / С.Зайцев. — Ростов-наДону : Феникс, 2014. – 316 с.-
- Зайцев, С. М.Энциклопеди ямолодой мамы / С. М.Зайцев. — Минск : Книжный дом, 2014. — 543 с.
- Захарова, Л. Спящий режим / Л. Захарова // Виноград : журнал для родителей. — 2018. — N 1. — С. 62-66.
- Кертис, Г. Первый год вашего ребенка : неделя за неделей / Г.Кертис, Д.Шулер ; [пер. сангл. Е. Минашкиной]. — Москва : ФАИР, 2010. — 589,[1] с. : ил. — (Популярная медицина).
- Крылова, Н. Если у мамы нет молока / Н. Крылова // Мой кроха и я. — 2014. — N 2. — С. 58-60.
- Потапчук, Л. Игрушки с 9 месяцев / Л. Потапчук // Мой кроха и я. — 2014. — N 2. — С. 62-65.
- Сандалова , К. Вождь краснощеких / К. Сандалова // Виноград : журнал для родителей. — 2016. — N 3. — С. 70-75.
- Сандалова , К.Молочный минимум / К. Сандалова // Виноград : журнал для родителей. — 2015. — N 3. — С. 24-29.
- Соколов, А. Тонусмышцумалыша / А. Соколов // Мой кроха и я. — 2014. — N 4. — С. 39-42.
- Якушев, А. Я.Скорая помощь молодым родителям / А. Я. Якушев, В. Е. Красникова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. — 251,[2] с. : ил.
- http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/
Использованы материалы сайта: https://rebenokmama.ru/razvitie-rebenka-do-1-goda/
Подготовила памятку: С. А. Шмелёва, гл. библиограф ЦДБ
Ответственный за выпуск: Пирогова Е.А. зам. директора МБКПУ «Печенгское МБО» по работе с детьми.
Этапы развития ребенка до 1 года
Появление младенца, заставляет родителей практически на форумах для родителей и читать тонны книг по воспитанию малыша. Ранее мы уже затронули тему про развитие речевого аппарата малыша. Сегодня рассмотрим то как развивается малыш до 1 годика. Это будет не только интересно, но и полезно для многих новоиспеченных родителей.
Развитие малыша до 1 годика.
Сразу стоит отметить что каждый малыш индивидуален, поэтому населенный ниже список, ориентировочный. Новорожденные растут очень быстро. Для многих родителей которые беспокоятся за своих малышей, временами пугаю рефлексы, действия малышей. Потому что бы не беспокоится напрасно, советуем ознакомиться с этапами развития малыша. С первого месяца жизни у малыша:
- Начнем с самого часто задаваемого вопроса от родителей терапевту. Почему у малыша слишком большая голова? Как это смешно не звучало, но действительно многие родители, обращаются с этим вопросом. Так вот, это вполне нормально. Со временем тело младенца станет более пропорциональным.
- Беспокоят родителей и ручки малышей. Дело в том что у новорожденных в первый месяц их жизни, ручки согнуты и кулачки крепко сжаты. Не стоит паниковать. Врачи называют это нормой, это — флексорная поза.
- Пушковые волосики по всему телу. Они называются — лануго. Со временем они либо исчезнут, либо отпадут.
- Ноготки. Они у малышей доходят как на ножках, так и на ручках до краев пальчиков. Именно по этой причине, не лишним будет купить царапки и пинетки, что ребенок не поцарапал себя во сне.
- Милии. Это беленькие точечки у новорожденных на лице. Они пропадут со временем. Также стоит отметить слабо развитые реснички и брови.
- Цвет глаз. У новорожденных младенцев цвет глаз серо — голубой.
- Малыш дышит до 60 вдохов в минуту, довольно-таки часто. А его сердцебиение: 140-160 ударов в минуту.
Мы узнали занимательные факты про малышей. Теперь рассмотрим как же развиваются органы чувств у малышей.
- Вкус. К удивлению многих родителей, новорожденные хорошо различают вкусы. Успокаивает их — сладкое. Также если Вы заметите от него у них активное слюноотделение, и они активно глотаю слюнки. А вот горечь, солёность и кислота вызывают у малышей беспокойство и плач.
- Обоняние. Оно у новорожденных слабо развито. Но малыши всё ещё могут реагировать на запахи, если они находятся непосредственно рядом с ним. К примеру, берете на ручки малыша, предварительно помазав руки кремом. Это малыш может не оценить.
- Ощущения тела. Малыш отлично чувствует раздражения на своем теле и разные прикосновения. Потому присмотритесь, возможно причиной плача малыша может стать царапинам или раздражения на теле.
- Зрение. В первый месяц жизни, зрение младенца развито слабо. Младенец распознает по сути только свет. Обратите внимание на движение глаз малыша. Скорее всего оно будет нескоординированным. Визуально это будет немного напоминать косоглазие. Кстати, это ещё один страх для многих родителей и повод пойти к врачу. Не забываем, это нормально ребенок только растет, и только начинает развиваться.
- Слух. В первом месяце жизни малыша сопровождает низкий уровень слуха. Но при этом он всё ещё может вздрагивать, реагируя на слишком громкие звуки. Также прислушайтесь к дыханию младенца, обычно после вздрагивания, оно учащенное.
И так, что же ожидать от малыша в 1 месяц жизни:
- Он может лежать на животике и держать голову в течение нескольких минут.
- Улыбки и ещё раз улыбки, лепет, гул и снова улыбки.
- Показав ребенку предмет который может его заинтересовать, он начинает фокусировать на нем взгляд. Как мы уже упоминали ранее, у малышей до 1 месяца, плохое зрение, и практически отсутствует фокусировка взгляда.
- Постепенное увеличение промежутка бодрствования между периодами сна.
- Пупочек, за один месяц уже почти зажил.
- Чаще всего поводом для тревоги (плача) в первый месяц жизни может стать питание. А именно чувство голода. Потому успокоить его можно покормив.
- Основной способ коммуникации малютки — крики.
Малыш подрос, посмотрим, что же ожидать родителям на 2 месяц жизни малыша.
- Умение держать голову вертикально. Интерес к происходящему вокруг, поворачивание головки в разные стороны, с желанием увидеть все.
- Покажите ребенку яркую игрушку на расстоянии 20-30 см от него. Результат, долгая фокусировка взгляда на игрушке.
- Долгие гул и улыбки, если его не беспокоят колики в животе и голод.
На 3 месяце у младенца:
- Исчезает, так пугающая родителей флексорная поза. Уверенное держание головки.
- Активное желание дотянутся до игрушки. Более длительный период бодрствования.
- Реагирование на обращение к младенцу, при помощи усиления активности.
- Проблемы с пищеварением, беспокоят значительно реже.
Многие родители с радостью ждут 4 месяц жизни младенца так как:
- Исчезает страх и ужас всех родителей — колики. А причина, созревание нервной системы.
- Малыш уже умеет сам переворачиваться на бочок.
- Желание дотягиваться к предмету рядом с ним, все сильнее.
- Когда малыш видит что к нему обращаются, на смену искроенной улыбке приходит»комплекс оживления», он же активный смех.
- Он уже может отличить любимых маму и папу от других людей.
5 месяц развития младенца подарит родителям такие счастливые моменты, как:
- Лёгкое переворачивания со спинки на животик.
- С поддержкой от родителей под мышками, он уже крепко становится на ножки.
- Он уже идентифицирует людей. Если перед ним появится незнакомый человек, он может начать проявлять симпатию. А вот неприятные для малыша люди, могут вызвать плач.
6 месяц, и тело малыша становится крепче он уже:
- Делает активные попытки сесть. Легко переворачивается со спины на бок, на животик.
- Лёжа на животике уже умеет упираться на ручки.
- Расширяет круг знакомых. Он уже может идентифицировать помимо любимых родителей, близких и друзей.
- И самый страшный период не только для малыша, но и для родителей — прорезывания зубчиков.
- Малыш уже может плакать не только по физиологическим причинам. Начало первых истерик.
В 7 месяцев малыш уже спокойно сидит с прямой спинкой. Держась за боковины кроватки уже может потянуться. Именно в этот период, у малышей появляется интерес к игрушкам. И него в этот момент можно получить в «подарок» от малыша игрушку. В е больше прослеживается копирование поведения родителей
В 8 месяцев, ребенок может: сам садится, ложится и подниматься. Он уже умеет ползать. Уже можно услышать долгожданные «ма», «па». Именно в этот период активно лепечет.
А в 9 месяцев, малыш уже стоит на ножках с поддержкой родителей. Самостоятельно садится, и долго сидит. В этом возрасте у малыша повышается интерес к деткам. Он пытается копировать их движения. Он уже отлично понимает что такое «дай мне» и «на». И самый главный сюрприз для многих родителей — первые попытки притопыванию и первых танцев.
В 10 месяцев от младенца, уже можно услышать первые слова. Он уже сам стоит. Появляется удивленный рефлекс, если он увидел что-то новое. Копирование взрослых, становится все активней.
Первые шаги вперёд малыш делает в 11 месяцев с поддержкой впереди. Это именно тот момент когда ребенок уже понимает «можно» и «нельзя».
Ну и наконец в 1 годик у малыша уже есть 8 зубчиков. Средний рост +- 80 см. У нет ходить, либо держась за руку родителей одной рукой. Маленький вундеркинд уже знает 8-12 слов. Более подробно про речевой аппарат малыша можно почитать в нашем блоге.
Как Вы могли заметить новорожденные растут и развиваются стремительно. Поэтому, не упустите момент, проводите больше времени с малышом. Поверьте ребенок, это обязательно оценит. Несмотря на столь юный возраст, он уже все отлично понимает.
Развитие младенцев: вехи от 10 до 12 месяцев
Развитие ребенка: вехи от 10 до 12 месяцев
Ваш ребенок будет держать вас в напряжении в следующие несколько месяцев. Вехи развития ребенка в возрасте от 10 до 12 месяцев включают ползание и улучшение зрительно-моторной координации.
Персонал клиники МэйоВаш ребенок постоянно в движении. Ничто не делает его счастливее, чем снова и снова ронять ложку с детского стульчика. Если вы не подавляете желание сказать «Нет!» скорее всего, вы сказали это в последние несколько часов.Добро пожаловать в жизнь с ребенком от 10 до 12 месяцев! В этом возрасте младенцы развиваются быстро.
Чего ожидать
В возрасте от 10 до 12 месяцев вашему ребенку наверняка понравится:
- Улучшение моторики. Большинство младенцев этого возраста могут сидеть без посторонней помощи и принять положение стоя. Ползание, ползание и перемещение по мебели в конечном итоге приведет к ходьбе. К 12 месяцам ваш ребенок может сделать свои первые шаги без поддержки.
- Лучшая зрительно-моторная координация. Большинство младенцев этого возраста могут есть пищу из пальца, хватаясь за предметы между большим и указательным пальцами. Вашему ребенку может понравиться стучать кубиками, складывать предметы в контейнер и вынимать их, а также тыкать в предметы указательным пальцем.
- Развитие языка. Большинство младенцев этого возраста отвечают на простые устные просьбы. Ваш ребенок может научиться выполнять различные жесты, например отрицательно покачивать головой или помахать рукой на прощание. Ожидайте, что лепет вашего ребенка приобретет новую интонацию и превратится в такие слова, как «дада» и «мама».»Вы можете услышать некоторые восклицания, такие как» э-э-э! «
- Новые когнитивные навыки. По мере того, как ваш ребенок будет лучше понимать постоянство предметов, он или она сможет легко находить спрятанные предметы. Хотя ваш выход из комнаты может привести к слезам, ваш ребенок начнет понимать, что вы все еще существуете, даже когда вы находитесь вне поля зрения. Вы можете обнаружить, что ваш ребенок подражает вам, расчесывая его или ее волосы, нажимая кнопки на пульте дистанционного управления или «разговаривая» по телефону.
Содействие развитию вашего ребенка
Растущее любопытство вашего ребенка обязательно будет держать вас в тонусе.Оберегайте ребенка, предлагая ему учиться в игре.
- Создайте безопасную для геологоразведочных работ среду. Переместите все, что может быть ядовитым, может стать причиной удушья или сломаться на мелкие кусочки вне досягаемости вашего ребенка. Закройте электрические розетки, используйте лестничные ворота и установите детские замки на дверях и шкафах. Если у вас есть мебель с острыми краями, подкладывайте углы или убирайте ее с мест, где играет ваш ребенок. То же самое и с легкими предметами, которые ребенок может использовать, чтобы встать, например, подставками для растений и декоративными столиками.Прикрепите к стене книжные шкафы, телевизоры и подставки для них.
- Прижимайтесь и читайте. Выделяйте время для чтения каждый день — даже если это всего несколько минут. В этом возрасте ваш ребенок может любить книги с клапанами, текстурой или упражнениями. Сделайте чтение более интересным, добавив мимику, звуковые эффекты и голоса персонажей. Храните книги в пределах легкой досягаемости, чтобы ваш ребенок мог изучать их, когда ему захочется.
- Продолжайте разговор. Если ваш ребенок тянется за книгой, спросите: «Вы хотите прочитать сказку?» Если он или она указывает на корову на обложке, скажите: «Вы нашли корову! Что корова говорит?» Подождите, пока ребенок ответит, а затем предложите правильный ответ. Читая книгу, проявите творческий подход. Придумайте свои собственные истории, чтобы они соответствовали картинкам. Задайте ребенку вопросы о картинках. Не ограничивайте себя вопросами «да» или «нет».
- Помогите ребенку справиться со своими чувствами. Ожидайте приступов разочарования, когда ваш ребенок будет пытаться понять и взять под контроль свое окружение.Если ваш ребенок от разочарования кидает пластиковые кольца, спокойно возьмите их и скажите: «Я вижу, что вы разочарованы. Давайте разберемся. Здесь идет большое кольцо. Теперь вы попробуйте». Некоторым младенцам может быть полезно выучить несколько слов на языке жестов. Учите ребенка простым движениям произносить общие слова, например, молоко и одеяло.
- Установить пределы. Младенцы не понимают, что хорошо, а что плохо. Хвалите ребенка за правильный выбор, помогая ему избежать опасных ситуаций.Используйте спокойное «нет», если ваш ребенок причиняет боль другим. Спокойно объясните, почему поведение вас не устраивает, а затем перенаправьте внимание ребенка.
Когда что-то не так
Ваш ребенок может достичь некоторых этапов развития раньше запланированного срока и немного отставать от других. Это нормально. Тем не менее, неплохо знать признаки или симптомы проблемы.
Проконсультируйтесь с врачом вашего ребенка, если вас беспокоит его развитие или состояние вашего ребенка:
- Не ползет или постоянно тянет одну сторону тела при ползании
- Не могу стоять без помощи
- Не использует жесты, такие как размахивание или покачивание головой
- Не бормочет и не пытается использовать такие слова, как «мама» или «дада».
- Не ищет скрытые предметы, пока смотрит
- Не указывает на предметы или изображения
Доверяйте своим инстинктам.Чем раньше будет обнаружена проблема, тем раньше можно будет ее лечить. Тогда вы можете рассчитывать на радость и вызовы, которые ждут впереди.
25 июня 2020 г. Показать ссылки- 9-12 месяцев: развитие вашего ребенка. От нуля до трех. https://www.zerotothree.org/resources/103-9-12-months-your-baby-s-development. По состоянию на 31 мая 2017 г.
- Шелов С.П. и др. Возраст от восьми месяцев до двенадцати месяцев. В: Уход за младенцем и маленьким ребенком: от рождения до 5 лет. 6-е изд.Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bantam Books; 2014.
.
Вехи развития: 12 месяцев — HealthyChildren.org
Каких этапов развития должен достичь мой ребенок к двенадцатимесячному возрасту?
С восьми до двенадцати месяцев ваш ребенок будет становиться все более подвижным, и это развитие будет волновать и бросать вызов вам обоим. Возможность перемещаться с места на место даст вашему ребенку восхитительное чувство силы и контроля — его первый настоящий вкус физической независимости.
Вот еще несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание.
Вехи движения
- Самостоятельно принимает сидячее положение
- Ползет вперед на животе, подтягивая руками и толкаясь ногами
- Предполагает положение рук и коленей
- Ползание на четвереньках с опорой на туловище на четвереньках
- Переходит из положения сидя в ползание или лежа на животе
- Поднимается вверх
- Ходьба, держась за мебель
- Мгновенно стоит без поддержки
- Может пройти два или три шага без опоры
Milestones In Hand and Finger Skills
- Использует клещи
- Стреляет двумя кубиками вместе
- Помещает предметы в контейнер
- Вынимает предметы из контейнера
- Отпускает объекты добровольно
- Тыкает указательным пальцем
- Пытается имитировать каракули
Вехи языка
- Уделяет повышенное внимание речи
- Отвечает на простые устные запросы
- Отвечает «нет»
- Использует простые жесты, например отрицательное покачивание головой.
- Лепет с перегибом
- Говорит «дада» и «мама»
- Использует восклицания, такие как «ой ой!»
- Пытается имитировать слова
Когнитивные вехи
- Исследует предметы разными способами (тряска, стук, бросание, падение)
- Легко находит спрятанные предметы
- Если изображение имеет имя , выглядит правильно.
- Имитирует жесты
- Начинает правильно пользоваться предметами (пить из чашки, расчесывать волосы, набирать номер телефона, слушать трубку)
Социальные и эмоциональные вехи
- Застенчивый или тревожный с незнакомцами
- Плачет, когда мать или отец уезжают
- Любит подражать людям в игре
- Показывает особые предпочтения для определенных людей и игрушек
- Проверяет реакцию родителей на его действия во время кормления (Что вы делаете, когда он отказывается от еды?)
- Проверяет реакцию родителей на его поведение (Что делать, если он плачет, когда вы выходите из комнаты?)
- В некоторых ситуациях может вызывать страх
- Предпочитает мать и / или постоянного опекуна всем остальным
- Повторяет звуки или жесты для привлечения внимания
- Сам себя кормит из пальца
- Вытягивает руку или ногу, чтобы помочь в одежде
Наблюдение за здоровьем развития
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно точно сказать, когда ваш ребенок совершенствует тот или иной навык.Хотя этапы развития, перечисленные в этой книге, дадут вам общее представление об изменениях, которых вы можете ожидать по мере взросления вашего ребенка, не беспокойтесь, если его развитие пойдет немного иначе. Сообщите своему педиатру, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков возможной задержки развития в возрастном диапазоне от восьми до двенадцати месяцев.
- Не ползает
- Тянет за одну сторону тела при ползании (более месяца)
- Не может стоять при опоре
- Не ищет скрытые объекты, пока смотрит
- Не говорит ни одного слова («мама» или «дада»)
- Не учится использовать жесты, такие как размахивание или качание головой
- Не указывает на предметы или изображения
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться вместо медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Ваш педиатр может порекомендовать различные варианты лечения в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
Вехи для малышей: ваш ребенок в 1 год
После первого дня рождения ребенка скорость роста начинает замедляться. Сейчас ребенок совсем маленький и очень активен.
Что мой ребенок может делать в этом возрасте?
По мере того, как ваш ребенок продолжает расти, вы заметите, что у него развиваются новые захватывающие способности. Хотя младенцы могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые из общих этапов, которых ваш ребенок может достичь в этой возрастной группе:
• К 15 месяцам ходит в одиночестве, затем начинает бежать
• Может остановиться, приседать и снова встать
• Садится на небольшой табурет или стул
• Поднимается по лестнице, держась за руку
• Танцы под музыку
• Играет с игрушками, толкающими и тяни
• Может строить башни из блоков
• Бросает мяч сверху
• Собирает головоломки из двух или трех частей
• Рисует мелком или карандашом и может имитировать рисование прямой линии или круга
• В основном питается пальцами
• Начинает есть ложкой
• Хорошо пьет из чашки
• Может помочь с одеванием и может раздеть простую одежду (т.е.д., одежда без пуговиц и молний)
• Появляются первые коренные (задние) зубы
• Дремлет днем
• Может спать от 10 до 12 часов ночью
Что может сказать мой ребенок?
Развитие речи очень волнует родителей, поскольку они видят, как их дети становятся социальными существами, которые могут взаимодействовать с другими. Хотя каждый ребенок развивает речь со своей собственной скоростью, ниже приведены некоторые из общих вех в этой возрастной группе:
• Имитирует звуки и шумы животных
• В год произносит от четырех до шести простых слов
• В 18 месяцев говорит от 10 до 15 слов
• В возрасте от 18 до 24 месяцев использует простые фразы или предложения из двух слов (т. д., «Мамочка встала»)
• К 2 годам произносит 100 и более слов
• Спрашивает «Что такое…?»
• Использует отрицательные фразы, такие как «Не хочу».
Что понимает мой ребенок?
Примерно к 18 месяцам дети начинают понимать символы — отношения предметов и их значений. Хотя дети могут прогрессировать с разной скоростью, ниже приведены некоторые из общих вех, которых дети могут достичь в этой возрастной группе:
• машет рукой до свидания и играет в шутку
• К 18 месяцам понимает одношаговые вопросы и команды, такие как «Где мяч?»
• К 24 месяцам понимает двухэтапные вопросы и команды, такие как «Иди в свою комнату и возьми обувь.»
• Понимает постоянство объекта (скрытый объект все еще там)
• Лучше понимает причинно-следственные связи
• Любит исследовать ящики и коробки, чтобы увидеть, что внутри
• Увеличивается притворная игра (т. Е. Может имитировать работа по дому или кормление куклы)
• Распознает собственное лицо в зеркале
• Может указывать на части тела (например, нос, волосы, глаза), когда его спрашивают
• Начинает понимать использование определенных предметов (например, метла предназначена для подметания пола )
• Может попросить помощи у родителей, указав
Как мой ребенок взаимодействует с другими людьми?
Когда дети начнут ходить, они могут начать проявлять независимость и будут пытаться уйти дальше от родителя, но вернутся.Боязнь разлуки и страх перед незнакомцами могут уменьшиться, а затем вернуться примерно через 18 месяцев. Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и разовьет разные личности, вот некоторые из общих поведенческих черт, которые могут присутствовать у вашего ребенка:
• Играет вместе с другими без взаимодействия, так называемая параллельная игра
• Может начать цепляться за родителей примерно в 18 месяцев
• Может начать чаще говорить «нет» командам или потребностям
• Может испытывать приступы гнева
• Может использовать одеяло или мягкие игрушки животное в качестве охранного объекта вместо родителя
Как я могу помочь моему ребенку повысить обучаемость и повысить эмоциональную безопасность?
Рассмотрите следующие способы повышения эмоциональной безопасности вашего годовалого ребенка:
• Дайте ребенку игрушки, которые можно наполнять и опорожнять, и игрушки для воображаемых игр.
• Дайте вашему ребенку простые головоломки, состоящие из двух-шести частей, и шары всех размеров.
• Помогите ребенку строить башни из блоков.
• Поощряйте ребенка «помогать» вам с домашними делами.
• Дайте ребенку бумагу и большие мелки, чтобы он писал и рисовал.
• Говорите с ребенком ясным простым языком о том, что вы делаете.
• Используйте правильные имена для предметов, даже если ваш ребенок этого не делает. Например: ваш ребенок может сказать «ва-ва», а вы — «Вода, верно.
• Расширяйте предложения ребенка. Если ваш ребенок говорит: «Хочешь печенье», вы говорите: «Хотите еще одно печенье?»
• Читайте своему ребенку каждый день, используя книжки с картинками и рассказы.
• Кормите ребенка во время семейного обеда.
• Обеспечьте последовательную твердую и соответствующую дисциплину без криков и ударов.
Развитие ребенка (1) — от новорожденного до трех месяцев
Появление в мире — большое и страшное приключение для младенцев. Сначала они не знают, что вы здесь, чтобы кормить их и заботиться о них — они знают только тогда, когда они чувствуют себя комфортно и безопасно или иначе.Однако даже с рождения они начинают общаться и подавать вам слабые сигналы, когда они устали или голодны, или просыпаются и бодрствуют. Они все время учатся, и задача родителей — помочь им понять, что мир — это гостеприимное место, где их потребности будут удовлетворены.Социальное и эмоциональное развитие
Даже застенчивым и сонным младенцам интересны ваш голос и лицо. Большая часть мозга предназначена для понимания и запоминания лиц, и большая часть нашего социального поведения основана на том, как мы «читаем» лица других людей.Чтобы «влюбиться», необходимо смотреть кому-то в глаза, поэтому с самого начала покажите ребенку свое лицо и успокаивающе поговорите с ним. Не чувствуйте себя отвергнутым, если они отвернутся; крошечные младенцы часто устают при общении.Новорожденные:
- Не понимают, что с ними происходит, или не осознают, что они отдельный человек
- Не знаю, кто их кормит или кто им помогает, когда они плачут
- Плачь, когда они голодны или устали , но не знают, что о них заботятся. думаю
- Улыбайтесь через пять-семь недель
- Смейтесь вслух через три месяца.
Физическое развитие
Общие характеристики включают:- Многие дети младше трех месяцев много плачут, особенно поздно днем или вечером. («Покачивание» младенцев — не лучший способ помочь им успокоиться и может быть очень страшным или даже болезненным для ребенка, даже если он перестанет плакать. Очень важно не трясти ребенка.)
- Ваш ребенок подвергается бомбардировке внешние раздражители (формы, звуки, цвета) и легко могут чувствовать себя подавленными.
Слышать и видеть
Новорожденные могут слышать и слышали звуки задолго до своего рождения.У новорожденных незрелые глазные мышцы, и, хотя они могут видеть (особенно с близкого расстояния), они не могут организовать визуальные образы в значимые формы.Характеристики развития включают:
- В первые два месяца их привлекает яркий свет, основные цвета, полосы, точки и узоры.
- Глаза движутся в унисон большую часть времени на шесть недель.
- Человеческое лицо — первый «объект», который они узнают.
- В течение первых трех месяцев они начинают узнавать определенные лица и другие объекты (например, своего плюшевого мишку) в своем мире.
Использование своего тела
Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной. Они двигают своим телом, пока бодрствуют, но они еще не знают, как заставить двигаться каждую часть своего тела, и даже не знают, что все части принадлежат им.Характеристики развития включают:
- Сосание, хватание, вздрагивание и тяга к стойке — все это рефлексы.
- Они начинают понимать, как поднимать голову, лежа на животе, и бить ногами примерно через восемь недель.
- На третьем месяце они начинают наблюдать, как их руки и ноги машут в воздухе, а также начинают махать кулаком в сторону вашего лица или другого желаемого объекта.
Речь и язык
Для новорожденных плач — единственное средство общения. Важно как можно скорее ответить малышу, чтобы он начал понимать, что вы будете рядом с ним. Характеристики речи включают:- К семи или восьми неделям они начинают узнавать свой голос и издавать воркующие звуки и гласные звуки.
- Даже примерно через восемь недель они будут слушать то, что вы говорите, а затем издавать звуки в ответ, «разговаривая» с вами.
Предлагаемые занятия
Предложения по поощрению и поддержке развития вашего ребенка включают:- Сделайте мобильник и повесьте его лицом к себе над кроваткой
- Погладьте разные части тела, чтобы увидеть, как им нравится, когда к ним прикасаются
- Говорите к ним нежно и используйте их имя
- Слушайте им музыку
- Пойте им
- Держите их много
- Позвольте им смотреть вам в лицо, когда вы говорите с ними
- Скопируйте их маленькие жесты
- Покачивайте их.
Признаки, указывающие на проблему развития
Все дети разные и развиваются с разной скоростью, поэтому, если ваш ребенок не делает все, что перечислено в этой статье, это может быть связано с тем, что они работают в какой-то другой области обучения и разработка. Однако, если ваш ребенок сильно отличается от других детей, или если вы беспокоитесь о его развитии или кажется, что он идет вспять, обратитесь за советом к специалисту в области здравоохранения.Признаки, которые могут указывать на проблему развития, включают:
- Необычно гибкое или жесткое тело
- Рука или нога на одной стороне явно отличается по тонусу или силе мышц от другой
- Пальцы всегда сжаты в кулак
- Нет наблюдение за лицами к двум-трем месяцам
- Без шума
- Трудности с кормлением за пределами «нормального» диапазона
- Длительные периоды плача и постоянные трудности с установлением равновесия
- Ребенок исключительно тихий и спокойный.
Куда обратиться за помощью
- Ваш врач
- Медсестра по охране здоровья матери и ребенка
- Телефонная линия по охране здоровья матери и ребенка работает круглосуточно Тел. 132 229
Что нужно помнить
- Даже с рождения младенцы могут общаться с вами.
- Новорожденный не осознает, что он отдельный человек.
- Младенцы в первые восемь недель не могут контролировать свои движения, и вся их физическая активность является непроизвольной или рефлекторной.
Развитие младенцев и детей ясельного возраста | Британника
Развитие младенцев и детей ясельного возраста , физическое, эмоциональное, поведенческое и умственное развитие детей в возрасте от 0 до 36 месяцев.
Развитие ребенкаПримерно в 12 недель дети обычно могут поднимать голову.
© FatCamera / iStock.comКаждую стадию развития младенца (от 0 до 12 месяцев) и малыша (от 12 до 36 месяцев) характеризуют разные этапы развития. Хотя большинство здоровых младенцев и детей ясельного возраста достигают каждой вехи в течение определенного промежутка времени, существует большая разница в том, насколько широким может быть это окно.Например, культура, окружающая среда, социально-экономический статус и генетические факторы могут повлиять на то, когда ребенок начнет ползать, ходить или говорить. Дети, страдающие от недоедания, лишенные социальных стимулов или не имеющие доступа к надлежащему медицинскому обслуживанию, могут развиваться медленнее, чем дети в более богатой среде. Обеспокоенность по поводу развития младенца или ребенка ясельного возраста возникает, когда вехи отсутствуют или значительно задерживаются, поскольку такие ситуации могут указывать на основное физическое или психическое состояние.Выявление проблем на раннем этапе развития жизненно важно для здоровья ребенка. Хотя родители часто первыми выражают обеспокоенность, учителя и работники по уходу за детьми могут заметить проблемы, которые родители не замечали или боялись признать. Они также могут выявить детей, подвергшихся насилию или оставленных без присмотра, которые демонстрируют ненормальное развитие.
В начале 20 века исследователи детского развития начали понимать, что дети — это не просто «маленькие взрослые», а люди с уникальными личностями и особыми потребностями.В 20-30-е годы швейцарский психолог Жан Пиаже разработал теорию, согласно которой когнитивные способности детей проходят четыре стадии. Согласно Пиаже, сенсомоторная стадия характеризует первые два года жизни, в течение которых ребенок также осознает постоянство существования объектов в его или ее окружении. Работа русского психолога Льва С. Выготского, которая достигла англоязычной аудитории примерно в то же время, что и исследования Пиаже, позволила понять, как дети думают и развивают язык.
В 1933 году в Соединенных Штатах было создано Общество исследований в области развития детей (SRCD) с целью применения новых концепций развития детей для улучшения жизни детей в стране. Первоначально общество было сосредоточено на понимании того, как бедность и социальные лишения влияют на развитие, с целью использования этих знаний для разработки политики и программ по смягчению негативных последствий бедности. В 1964 г. президент США. Линдон Б. Джонсон начал свою войну с бедностью, а в 1965 г.С. Конгресс учредил программу Head Start Program, которая способствует «готовности к школе» детей от рождения до пяти лет. Программа фокусирует свои усилия на детях из малообеспеченных семей и предлагает зачисленным детям и семьям поддержку в области здравоохранения, питания и социальной помощи.
Получите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишись сейчасВ течение нескольких часов после нормальных родов большинство младенцев бодрствуют и начинают реагировать на окружающее. Несмотря на незрелость, все системы организма работают.Младенцы могут глотать, сосать, давиться, кашлять, зевать, моргать и избавляться от шлаков. Слух хорошо развит, но для того, чтобы зрение достигло взрослого уровня, требуется несколько лет. Исследования, проведенные на новорожденных, показывают, что новорожденные уже могут отличить формы лица от прямых линий. Также проявляется рефлекс испуга, и новорожденные реагируют на внезапные неожиданные движения и громкие звуки. Захватывающий рефлекс позволяет даже самому крошечному младенцу держаться за чей-то палец. Обоняние и вкус также очевидны, и младенцы отворачиваются от неприятных запахов и предпочитают сладкий вкус горькому.
Физически головы большие по сравнению с остальным телом. Средний вес при рождении варьируется от 2,5 до 4,5 кг (от 5,5 до 10 фунтов), а длина — от 45,7 до 53,3 см (от 18 до 21 дюйма). После потери от 5 до 7 процентов веса при рождении младенцы начинают набирать в среднем от 142 до 170 граммов (от 5 до 6 унций) в неделю. В течение следующих нескольких дней младенцы развивают свои собственные паттерны, чередующиеся от сна и плача до бодрствования и возвращения ко сну. Младенцы спят в позе эмбриона; когда их кладут на спину, вероятность синдрома внезапной детской смерти (СВДС) снижается.Многие младенцы спят от трех до четырех часов между кормлениями, первоначально требуя от 6 до 10 кормлений в день.
Плач и беспокойство — основные формы общения младенцев. Исследования показывают, что младенцы хорошо реагируют на «детский лепет», который считается важным для развития речи. Младенцы реагируют на прикосновения и поворачиваются к голосу, особенно к голосу матери, и ищут грудь или бутылочку. Им нравится, когда их прижимают к сердцу, и плотно завернуть их в одеяла (пеленать) часто успокаивает.Младенца, находящегося в бедственном положении, также можно успокоить шипящими звуками, которые напоминают ему звуки, слышимые в утробе матери.
Между двумя и тремя месяцами у новорожденных начинают исчезать рефлексы. Если этого не происходит, это может быть признаком неврологических проблем. На этом этапе младенцы меньше плачут и начинают улыбаться в обществе. Они развлекаются, обнаруживая собственные пальцы рук и ног. Любимые игрушки — мобильные и погремушки, а младенцам нравятся такие игры, как прощай и похлопывание по пирогу. Привязанность к родителям и опекунам — это нормально.Примерно к восьми или девяти месяцам возникает тревога разлуки, и младенцы возражают против того, чтобы быть вдали от родителей или опекунов.
К четырем месяцам зрение улучшается, и младенцы обращают внимание на яркие предметы, предпочитая основные цвета, особенно красный. В одном исследовании младенцы, которым были показаны как симметричные, так и асимметричные лица, отдали предпочтение симметрии лиц, которые были определены взрослыми как «привлекательные». Однако в возрасте от пяти до восьми месяцев младенцы предпочитали асимметрию.Младенцы, которые предпочитали согласные музыкальные тона, реагировали на изменение ритма к восьми месяцам. Дети учатся путем подражания, и то, насколько хорошо младенцы и малыши учатся подражать другим, является жизненно важным ключом к отслеживанию здорового развития. Один из первых признаков подражания младенцу — это реакция на улыбку улыбкой. Позже младенцы учатся имитировать другие выражения лица и звуки.
По мере роста нормальных младенцев окружность головы и груди становится относительно равной. Младенцы учатся переворачиваться с одной стороны на другую в положении лежа.Они переходят к сидению в одиночестве и к ползанию. Если кто-то поднимает руки или мебель, то стоит стоять в одиночестве. К концу первого года многие малыши делают первые шаги. Следуя воркованию раннего младенчества, младенцы старшего возраста издают простые звуки и начинают произносить такие слова, как dada , mama и bye-bye . Теперь младенец может брать маленькие кусочки еды и манипулировать ложкой и детской чашкой. Младенцы пытаются причесаться собственными руками и перелистывать страницы книг.Им нравятся песни и стишки, и они могут пытаться танцевать и петь. На этом этапе младенцы очень общительны и любят быть включенными в семейную жизнь. Они понимают одобрение и присоединятся к аплодисментам. Некоторые младенцы также проявляют независимость, сопротивляясь, пиная или крича. В некоторых культурах эта независимость категорически не приветствуется, в то время как другие считают это нормальным.
Младенчество Физическое развитие: средний рост
Младенцы растут с поразительной скоростью в первые месяцы и годы жизни, поскольку они быстро воспроизводят клетки и растут в длину и вес.В течение первых 2 лет дети вырастают почти до половины своего взрослого роста и могут в четыре раза увеличить свой вес при рождении. В этот период воспитателям важно регулярно отводить своих младенцев к педиатру для проверки их здоровья (во время которых они будут взвешиваться и измеряться), чтобы убедиться, что они растут с надлежащей скоростью. В течение первого года у младенцев будет продолжаться увеличение количества жира в организме. Этот «детский жир» позволяет ребенку поддерживать температуру тела. По мере того, как младенцы растут в размерах и начинают наращивать мышцы, этот детский жир начинает исчезать.
В первые два года жизни пропорции тела растущего ребенка также меняются. Когда рождаются младенцы, большая часть их тела приходится на голову. По мере взросления их тела догоняют остальных. Так же, как они развивают свои моторные навыки от центра тела кнаружи и от головы до ног, они также растут и набирают массу в этом же порядке. Младенцы растут сначала в груди и туловище, а затем в руках и ногах. В течение первого года жизни кости и скелет младенцев окостеневают или затвердевают.Когда дети рождаются, их кости мягче и больше напоминают хрящи. Это позволяет им быть гибкими, помещаться в утробе матери и проходить через родовые пути. Однако, поскольку их кости твердеют в первый год жизни, скелет лучше может выдерживать их вес во время таких действий, как ползание и ходьба. У младенцев также есть «мягкие точки» в черепе, потому что некоторые части черепа еще не срослись. К 2 годам черепа младенцев становятся такими же твердыми, как черепа взрослых, но в первые месяцы воспитатели должны быть осторожны, обращаясь с младенцем и защищая свою голову.
Как отмечалось ранее, младенцы растут экспоненциально в течение первых 2 лет. В первые 3 месяца они вырастают до 2,5 дюймов и 3 фунтов. В возрасте от 4 до 6 месяцев они вырастают еще на 2,5 дюйма и набирают в среднем 4 фунта. Между 7 и 9 месяцами они вырастают в среднем на 2,5 дюйма и 4 фунта. Между 10 и 12 месяцами они вырастают еще на 2,5 дюйма и еще на 3 фунта. В течение второго года малыши вырастают примерно на 1 дюйм и 2 фунта каждые 3 месяца. После 2 лет рост детей значительно замедляется.
младенцев 8, 9, 10, 11 и 12 месяцев
В этом возрасте у вашего ребенка может развиться способность хватать все, что находится в пределах досягаемости. Она могла бы тоже сказать «мама», хотя для младенцев вполне нормально проходят месяцы, прежде чем они начнут говорить узнаваемые слова.
За независимость.
Все дети развиваются с разной скоростью. Как правило, к концу девятого месяца жизни вашего ребенка он, вероятно, сможет:
- Принять положение стоя
- Прогулка (круиз), держась за мебель
- Большим и указательным пальцами хватайте предметы
- Волна до свидания
- Понять слово «нет»
Развитие ее большого мозга.
Ваш ребенок многому научился за последние 8 месяцев. Вот несколько простых способов помочь ей и дальше развивать ее когнитивные навыки:
- Читайте ее книги, называя и указывая на предметы и людей
- Играть в игры на координацию рук и глаз, такие как «пирожное» и «прятаться».
В 10 месяцев дети обычно больше общаются с людьми и при каждой возможности демонстрируют новые навыки. Помогите своему ребенку адаптироваться к его расширяющемуся миру, читая детские стишки, напевая песни и впервые отправляя его в новые места.
Пусть идут хорошие времена.
Все дети развиваются с разной скоростью. В целом к концу 10-го месяца ваш ребенок, вероятно, сможет:
- Идите медленно, держась за руки
- Скажите «мама» и «дада» и поймите, что они означают
- Стоять, держась за что-то
- Протест, если вы заберете игрушку
- Поиграйте в ручные игры и помашите рукой до свидания
Развивайте ее многообещающее воображение.
Никогда не рано вдохновить ребенка на творчество.Здесь веселые, простые идеи, пробуждающие ее воображение:
- Купите или сделайте куклы из старых варежек или носков. Заставьте куклу «разговаривать» с малышом и побудите ее ответить.
- Сделайте альбом для вырезок из знакомых предметов, например игрушек, животных и членов семьи. Помогите ребенку указать на картинки, когда вы их назовете.
- Спой ей знакомые песни и прочитай детские стишки.
Ваш ребенок развивает свою личность, и это видно.Она вот-вот начнет физические изменения, чтобы стать малышом, так что пора готовиться к следующему скачку роста.
Время летит незаметно, когда тебе исполняется 1.
Вы оба продвинулись так далеко за первый год обучения, и ваш ребенок будет продолжать развиваться в своем собственном темпе. Как правило, к концу 12-го месяца ваш малыш сможет:
- Сделать первые сольные шаги
- Скажите два слова, кроме «мама» и «дада».
- Говорите «детским лепетом»
- Подражайте своим действиям
- Напиток из кружки без посторонней помощи
Поддержка развития мозга.
Помогите вашему ребенку развиваться в процессе игры в социальных сетях и во время вашего индивидуального общения с ним.
- Представьте ее на коротких игровых днях, чтобы попрактиковаться в игре в группах. Интерактивной игры пока не будет много, но она привыкнет к игровой среде.
- «Прочтите» книжку с картинками вместе. Определите, что вы видите на каждой странице, чтобы помочь ей выучить новые слова и предметы.
Приготовьтесь помахать «до свидания» бутылке.
Если ваш годовалый ребенок все еще употребляет бутылку, эти советы могут помочь ей перейти на поильную чашку:
- Начать предлагать ей стаканчик-поильник вместо полуденных бутылок
- Не позволяйте вашему ребенку бродить с бутылочкой и ограничивайте, где она может быть, например, только когда у вас на коленях или за столом
- Вначале добавляйте воду в поильную чашку во время одного приема пищи в день
Это также может быть подходящее время для добавления напитка для малышей, например Go & Grow от Similac ® .