Нормы развития ребенка: от рождения до года
Не стоит сравнивать детей с ровесниками и делать на этом основании далеко идущие выводы, у всех малышей свой темп развития.
Но иногда, чтобы понимать, что ваш ребенок гармонично развивается, полезно иметь под рукой ориентир. Мы собрали в одну таблицу главную информацию про развитие ребенка по месяцам до года. Эта таблица поможет вам понять, на что стоит обратить особое внимание и какие вопросы имеет смысл задать педиатру.
Эмоциональное и физическое развитие ребенка по месяцам
Месяцы | Рост и вес* | Физическое развитие ребенка по месяцам | Психоэмоциональное развитие ребенка | Развитие речи малыша | |
---|---|---|---|---|---|
девочки | мальчики | ||||
0 мес. | 46,1 – 52,2 см 2,5 – 4,0 кг | 46,8 –53,0 см 2,6 – 4,2 кг | Малыш обладает набором безусловных рефлексов, некоторые из которых исчезнут с возрастом. | Большую часть времени новорожденный малыш спит (20–21 час в сутки), просыпается лишь из-за голода или мокрых пеленок | Выражает свои потребности плачем. |
1 мес. | 50,5 – 56,9 см 3,3 – 5,2 кг | 51,5 –57,9 см 3,6 – 5,5 кг | Умеет фиксировать взгляд на крупных неподвижных предметах яркой расцветки. Может приподнять ненадолго голову, лежа на животе. | Начинает улыбаться | Некоторые дети в этом возрасте способны произносить гортанные звуки. |
2 мес. | 53,7 – 60,4 см 4,1 – 6,3 кг | 55,1 – 61,7 см 4,5 – 6,8 кг | Поворачивает голову на звук. Лежа на животе, малыш на 10–15 секунд может удерживать головку и поворачивать её в стороны. | Хорошо фиксирует взгляд на неподвижных предметах и начинает следить за движущимися. Улыбается при ласковом обращении к нему | Умеет произносить протяжные звуки, отличные от плача. Начитает гулить. |
3 мес. | 56,3 – 63,3 см 4,7 – 7,2 кг | 58,1 – 64,8 см 5,2 – 7,7 кг | Движения ребенка становятся более скоординированными: например, он начинает ощупывать собственные ручки, пытается взять в руки предметы, привлекающие его внимание. Умеет удерживать голову в вертикальном положении. | У малыша появляется «комплекс оживления»: он радуется маме, реагирует на попытки общения с ним. Хорошо различает приятные и неприятные запахи. | В гулении появляются тянущиеся звуки «б-у», «ш-и» и т.д. При виде взрослого активно двигает ручками и ножками, издает звуки, радуется. |
4 мес. | 58,5 – 65,7 см 5,2 – 7,9 кг | 60,5 – 67,3 см 5,8 – 8,4 кг | Хорошо держит голову и поворачивает ее из стороны в сторону. Движения рук становятся направленными: хватает висящую или протянутую игрушку, удерживает ее. | Начинает искать глазами источник звука и поворачивается голову в его сторону. Узнаёт родителей. Радуется при их появлении | Подолгу гулит и смеется. |
5 мес. | 60,4 – 67,7 см 5,6 – 8,4 кг | 62,4 – 69,4 см 6,2 – 9,0 кг | Легко берет протянутую игрушку, подолгу ее удерживает. Хорошо лежит на животе, приподнимется, опираясь на ладони. Переворачивается со спинки на живот. | Отличает своих близких, по-разному реагирует на них и на чужих. Может испугаться незнакомого человека. Различает голос мамы и интонации. | Положительные эмоции выражает громким смехом. |
6 мес. | 62,0 – 69,5 см 6,0 – 8,9 кг | 64,1 – 71,1 см 6,6 – 9,5 кг | Перекладывает предметы из одной руки в другую. Переворачивается с живота на спину. Начинает перемещаться, отталкиваясь ногами и руками, ползает по-пластунски. Сидит без поддержки. | Тянет предметы в рот для изучения. Начинает различать цвета. | Произносит отдельные слоги и имитирует речь, «лепечет». |
7 мес. | 63,5 – 71,1 см 6,3 – 9,4 кг | 65,6 – 72,7 см 6,9 – 9,9 кг | Начинает сам садиться и сидит без поддержки, учится ползать. Пытается освоить чашку и поильник. | Начинает подолгу изучать игрушки — бросает их, вертит в руках | Малыш активно лепечет, пропевает звуки, начинает подражание голосам животных, появляются слоги |
8 мес. | 64,9 – 72,6 см 6,5 – 9,7 кг | 67,0 – 74,2 см 7,2 – 10,3 кг | Самостоятельно ложиться и садиться. Встает, держась за опору. Ползает на четвереньках. | Может по просьбе взрослых показать некоторые жесты – Протянуть руку, похлопать в ладоши, помахать. | Усложняется лепет, появляются цепочки слогов – «мамама», «бабаба». Малыш интонирует, пытаясь выражать эмоции. |
9 мес. | 66,2 – 74,1 см 6,8 – 10,1 кг | 68,3 – 75,7 см 7,4 – 10,6 кг | Стоит с поддержкой. Некоторые дети в этом возрасте совершают первые шаги у опоры. | Понимает названия некоторых предметов и игрушек (кукла, ложка, машинка). По просьбе может показать на них. Реагирует на свое имя. | Начинает осознанно называть близких «мама», «папа», «баба». |
10 мес. | 67,4 – 75,5 см 7,0 – 10,4 кг | 69,5 – 77,0 см 7,7 – 10,9 кг | Движения становятся все более скоординированными и сложными. Малыш активно ползает, ходит у опоры. | Обожает бросать предметы, при этом следит за ними взглядом. Может по просьбе взрослого найти названный предмет, вытащить его из коробки. | Произносит простые слова, обращается к взрослым («мама», «папа»), например, чтобы его взяли на ручки) |
11 мес. | 68,6 – 76,9см 7,2 – 10,7 кг | 70,7 – 78,4 см 7,9 – 11,2 кг | Малыш способен самостоятельно стоять у опоры. Некоторые дети делают свои первые самостоятельные шаги. | Пытается самостоятельно пить из чашки и есть ложкой. | Лепет становится осмысленным, появляются первые слова. Выражает желания («на», «дай») |
12 мес. | 69,8 – 78,3 см 7,3 – 11,0 кг | 71,8 – 79,7 см 8,1 – 11,5 кг | Хорошо стоит и ходит у опоры. Возможно, умеет ходит самостоятельно (в норме дети начинают ходить в период от 11 до 14 месяцев). | Понимает произнесенные названия предметов, даже если их нет в поле зрения. Понимает запреты и слово «нельзя». Эмоционально реагирует на собственные успехи — радуется и хлопает в ладоши, если что-то получается. Неудачи же часто сопровождаются плачем. | Повторяет названия предметов, знает около 10 слов, но произносит их на свой лад. |
Вам также будет интересно
Этапы развития ребенка до 1 года
3693
0
Назарок Яна
3 Июля
Появление младенца, заставляет родителей практически на форумах для родителей и читать тонны книг по воспитанию малыша. Ранее мы уже затронули тему про развитие речевого аппарата малыша. Сегодня рассмотрим то как развивается малыш до 1 годика.
Сразу стоит отметить что каждый малыш индивидуален, поэтому населенный ниже список, ориентировочный. Новорожденные растут очень быстро. Для многих родителей которые беспокоятся за своих малышей, временами пугаю рефлексы, действия малышей. Потому что бы не беспокоится напрасно, советуем ознакомиться с этапами развития малыша. С первого месяца жизни у малыша:
- Начнем с самого часто задаваемого вопроса от родителей терапевту. Почему у малыша слишком большая голова? Как это смешно не звучало, но действительно многие родители, обращаются с этим вопросом. Так вот, это вполне нормально. Со временем тело младенца станет более пропорциональным.
- Беспокоят родителей и ручки малышей. Дело в том что у новорожденных в первый месяц их жизни, ручки согнуты и кулачки крепко сжаты. Не стоит паниковать. Врачи называют это нормой, это — флексорная поза.
- Пушковые волосики по всему телу. Они называются — лануго. Со временем они либо исчезнут, либо отпадут.
- Ноготки. Они у малышей доходят как на ножках, так и на ручках до краев пальчиков. Именно по этой причине, не лишним будет купить царапки и пинетки, что ребенок не поцарапал себя во сне.
- Милии. Это беленькие точечки у новорожденных на лице. Они пропадут со временем. Также стоит отметить слабо развитые реснички и брови.
- Цвет глаз. У новорожденных младенцев цвет глаз серо — голубой.
- Малыш дышит до 60 вдохов в минуту, довольно-таки часто. А его сердцебиение: 140-160 ударов в минуту.
Мы узнали занимательные факты про малышей. Теперь рассмотрим как же развиваются органы чувств у малышей.
- Вкус. К удивлению многих родителей, новорожденные хорошо различают вкусы. Успокаивает их — сладкое. Также если Вы заметите от него у них активное слюноотделение, и они активно глотаю слюнки. А вот горечь, солёность и кислота вызывают у малышей беспокойство и плач.
- Обоняние. Оно у новорожденных слабо развито. Но малыши всё ещё могут реагировать на запахи, если они находятся непосредственно рядом с ним. К примеру, берете на ручки малыша, предварительно помазав руки кремом. Это малыш может не оценить.
- Ощущения тела. Малыш отлично чувствует раздражения на своем теле и разные прикосновения. Потому присмотритесь, возможно причиной плача малыша может стать царапинам или раздражения на теле.
- Зрение. В первый месяц жизни, зрение младенца развито слабо. Младенец распознает по сути только свет. Обратите внимание на движение глаз малыша. Скорее всего оно будет нескоординированным. Визуально это будет немного напоминать косоглазие. Кстати, это ещё один страх для многих родителей и повод пойти к врачу. Не забываем, это нормально ребенок только растет, и только начинает развиваться.
- Слух. В первом месяце жизни малыша сопровождает низкий уровень слуха. Но при этом он всё ещё может вздрагивать, реагируя на слишком громкие звуки. Также прислушайтесь к дыханию младенца, обычно после вздрагивания, оно учащенное.
И так, что же ожидать от малыша в 1 месяц жизни:
- Он может лежать на животике и держать голову в течение нескольких минут.
- Улыбки и ещё раз улыбки, лепет, гул и снова улыбки.
- Показав ребенку предмет который может его заинтересовать, он начинает фокусировать на нем взгляд. Как мы уже упоминали ранее, у малышей до 1 месяца, плохое зрение, и практически отсутствует фокусировка взгляда.
- Постепенное увеличение промежутка бодрствования между периодами сна.
- Пупочек, за один месяц уже почти зажил.
- Чаще всего поводом для тревоги (плача) в первый месяц жизни может стать питание. А именно чувство голода. Потому успокоить его можно покормив.
- Основной способ коммуникации малютки — крики.
Малыш подрос, посмотрим, что же ожидать родителям на 2 месяц жизни малыша.
- Умение держать голову вертикально. Интерес к происходящему вокруг, поворачивание головки в разные стороны, с желанием увидеть все.
- Покажите ребенку яркую игрушку на расстоянии 20-30 см от него. Результат, долгая фокусировка взгляда на игрушке.
- Долгие гул и улыбки, если его не беспокоят колики в животе и голод.
На 3 месяце у младенца:
- Исчезает, так пугающая родителей флексорная поза. Уверенное держание головки.
- Активное желание дотянутся до игрушки. Более длительный период бодрствования.
- Реагирование на обращение к младенцу, при помощи усиления активности.
- Проблемы с пищеварением, беспокоят значительно реже.
Многие родители с радостью ждут 4 месяц жизни младенца так как:
- Исчезает страх и ужас всех родителей — колики. А причина, созревание нервной системы.
- Малыш уже умеет сам переворачиваться на бочок.
- Желание дотягиваться к предмету рядом с ним, все сильнее.
- Когда малыш видит что к нему обращаются, на смену искроенной улыбке приходит»комплекс оживления», он же активный смех.
- Он уже может отличить любимых маму и папу от других людей.
5 месяц развития младенца подарит родителям такие счастливые моменты, как:
- Лёгкое переворачивания со спинки на животик.
- С поддержкой от родителей под мышками, он уже крепко становится на ножки.
- Он уже идентифицирует людей. Если перед ним появится незнакомый человек, он может начать проявлять симпатию. А вот неприятные для малыша люди, могут вызвать плач.
6 месяц, и тело малыша становится крепче он уже:
- Делает активные попытки сесть. Легко переворачивается со спины на бок, на животик.
- Лёжа на животике уже умеет упираться на ручки.
- Расширяет круг знакомых. Он уже может идентифицировать помимо любимых родителей, близких и друзей.
- И самый страшный период не только для малыша, но и для родителей — прорезывания зубчиков.
- Малыш уже может плакать не только по физиологическим причинам. Начало первых истерик.
В 7 месяцев малыш уже спокойно сидит с прямой спинкой. Держась за боковины кроватки уже может потянуться. Именно в этот период, у малышей появляется интерес к игрушкам. И него в этот момент можно получить в «подарок» от малыша игрушку. В е больше прослеживается копирование поведения родителей
В 8 месяцев, ребенок может: сам садится, ложится и подниматься. Он уже умеет ползать. Уже можно услышать долгожданные «ма», «па». Именно в этот период активно лепечет.
А в 9 месяцев, малыш уже стоит на ножках с поддержкой родителей. Самостоятельно садится, и долго сидит. В этом возрасте у малыша повышается интерес к деткам. Он пытается копировать их движения. Он уже отлично понимает что такое «дай мне» и «на». И самый главный сюрприз для многих родителей — первые попытки притопыванию и первых танцев.
В 10 месяцев от младенца, уже можно услышать первые слова. Он уже сам стоит. Появляется удивленный рефлекс, если он увидел что-то новое. Копирование взрослых, становится все активней.
Первые шаги вперёд малыш делает в 11 месяцев с поддержкой впереди. Это именно тот момент когда ребенок уже понимает «можно» и «нельзя».
Ну и наконец в 1 годик у малыша уже есть 8 зубчиков. Средний рост +- 80 см. У нет ходить, либо держась за руку родителей одной рукой. Маленький вундеркинд уже знает 8-12 слов. Более подробно про речевой аппарат малыша можно почитать в нашем блоге.
Как Вы могли заметить новорожденные растут и развиваются стремительно. Поэтому, не упустите момент, проводите больше времени с малышом. Поверьте ребенок, это обязательно оценит. Несмотря на столь юный возраст, он уже все отлично понимает.
Этапы развития ребенка в первый год: месяц за месяцем
Пристегнитесь, родители! Первый год жизни вашего ребенка — это вихрь важных событий. Вы уже видели, как они сделали свой первый вдох, услышали их первый вопль и сменили свой первый грязный подгузник. (Осталось всего пару тысяч, только в этом году!)
Так что же дальше?
Вехи развития — это поведение и физические навыки, которых дети достигают и осваивают по мере взросления. Некоторые физические вехи первого года жизни включают:
- переворачиваться
- тянуться к предметам
- сидеть
- ползать
Поведенческие/социальные вехи включают в себя мимику и плач или смех, чтобы показать эмоции.
Итак, приготовьте свои камеры — вот основные вехи, которых вы можете ожидать в течение волшебного первого года жизни вашего ребенка!
Может показаться, что ваш ребенок сейчас просто машина для еды, какания и сна. Но многое происходит в этом маленьком теле. Вехи, за которыми нужно следить, включают:
- поднесение рук и кулаков ко рту (хотя и не всегда с большой точностью)
- выработка рефлексов — вздрагивание при громких звуках, закрытие глаз при ярком свете
- фокусировка на предметах, находящихся в пределах 12 футов от лица
- поворот на знакомые звуки и голоса — как у вас!
Ваш ребенок начинает вести себя, ну, как ребенок. К концу 2 месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:
- булькать/ворковать
- пытаются следить глазами за движением (так называемое отслеживание), хотя это может показаться не очень скоординированным
- держит голову и толкает вверх руками, лежа на животе
Ваш ребенок превращается из зависимого новорожденного в более самостоятельного ребенка (ура — вы могли бы найти эти 5 минут, чтобы принять душ!). В этот момент начинают проявляться некоторые из этих перегрузок привлекательности. Следите за:
- улыбкой на звук вашего голоса (совет для профессионалов: запишите это и пересмотрите через 15 лет, чтобы доказать, что когда-то вы нравились вашему ребенку)
- держать голову и грудь вверх и пинать ногами, лежа на животе
- хватать игрушки
- с большей точностью класть руку в рот
- произносить больше гласных звуков (ох и ах)
- узнавать знакомые лица и предметы на расстоянии
- пытаясь имитировать выражение вашего лица
На этом этапе ваш ребенок берет уже достигнутые вехи и совершенствует их. Например, они могут держать голову более последовательно и дольше, хватать игрушки с большей координацией и более точно копировать ваши выражения. Другие вехи:
- держит погремушку и одновременно трясет ею
- возможно, начинает переворачиваться с живота на спину
- более плавно отслеживает движения
- нажимает на ножки, когда его держат в положении стоя
Ваш ребенок продолжает расти, исследовать , и мастер. По мере увеличения их силы и координации вы можете заметить, что ваш ребенок:
- перекатывается с живота на спину, а затем обратно на живот
- хватает свои ножки и, возможно, даже вставляет их в рот
- перемещение предметов из одной руки в другую
- проявление интереса к еде, которую вы едите, знак того, что они готовятся к твердой пище
Ваш ребенок растет! Теперь они могут быть:
- сидеть на короткое время без какой-либо поддержки
- произносить согласные (мммм) и гласные (ееее, ооооо) звуки
- играть и выражать недовольство, когда игра заканчивается вещи вне досягаемости
- распознавание своего имени
- выражение эмоций (плач или нытье, когда они грустят или злятся, и смех или визг, когда они счастливы)
Учитывая, что в настоящее время они все лучше и лучше хватают и удерживают предметы, Американская академия педиатрии говорит, что 6 месяцев — это самое время начать поощрять ребенка пользоваться ложками и руками, чтобы есть самостоятельно. (Предупреждаем: это будет некрасиво.) Вы даже можете ввести чашку-непроливайку или обычную чашку с помощью.
Ваш ребенок продолжает развивать то, что он уже изучил. Вехи включают в себя:
- длительное сидение без поддержки
- реакция на слово «нет»
- распознавание эмоций (счастливых, суровых и т. д.) по вашему тону
- реагировать на мимику — улыбаться улыбающемуся лицу, неуверенно смотреть на испуганное лицо
- класть предметы в рот, чтобы исследовать их (совет для родителей № 204: держите все мусорные баки — и, ради всего святого, священные вещи, ведерки для подгузников! — в закрытом положении, потом скажете спасибо)
- более плавное отслеживание объектов
- соединение большего количества согласных во время лепета
Вы могли заметить, что ваш малыш теперь может переворачиваться, садиться и перекладывать предметы из рук в руки или из рук в рот, как профессионал. Вы также можете начать видеть своего ребенка:
- раскачивание взад-вперед на четвереньках или бегание по полу (предшественники ползания)
- подтягивание до положения стоя примерно в этом возрасте прорезаются первые зубы)
- продолжая бормотать (это случайное мама-ма или да-да вы только что слышали?!) родители или основные опекуны
Не беспокойтесь — тревога разлуки проходит. Мы обещаем, что со временем вы снова сможете ходить в туалет в одиночестве.
Ваш ребенок двигается! Это могут быть:
- ползание
- более уверенное подтягивание до положения стоя
- игра в прятки или поиск спрятанного предмета
- использование щипцового захвата (который заключается в удерживании небольшого предмета, например, кусочка хлопьев или макарон, между указательным и большим пальцами)
- указание на то, что он хочет
Ваш ребенок продолжает исследовать и экспериментировать. Наблюдайте за своим ребенком, когда он:
- переходит от тянущего движения к стоянию или ползанию к «движению» или ходьбе, держась за мебель или предметы по комнате
- сталкивание предметов друг с другом только для того, чтобы услышать издаваемый ими звук — своего рода слуховое нападение, с которым может сравниться только музыкальная группа вашего соседа в гараже
- тыкание предметами
- складывание предметов в контейнер, а затем их извлечение
- кормление руками
- встряхивание головой говорит «нет» и машет рукой «пока-пока»
Помимо того, что ваш ребенок может тянуться, ползать и кружить, он может:
- продолжать изучать язык, давая вам больше мам , дадас , а может быть даже случайный о-о-о! использование правильного наклонения
- понимание простых декларативных утверждений, таких как «не трогай»
- копирование вашего поведения, например нажатие кнопок на игровом телефоне и бормотание для имитации разговора
Поздравляем! У вас официально есть малыш, и вы не хуже изнашиваетесь — за исключением, может быть, того случая, когда ваш ребенок сильно дернул вашу серьгу-кольцо, и… ну, мы отвлеклись.
В течение двенадцати месяцев ваш ребенок, вероятно, будет:
- ходить, некоторое время стоять без поддержки и, возможно, даже делать шаг или два
- исследовать предметы, ударяя, бросая и роняя их
- произнося одно или два простых слова, например, hi , no , и bye
- используя предметы правильно, если не неуклюже (например, используя ложку для еды и расческу для расчесывания волос)
- глядя на нужный предмет, когда вы говорите, — Где собака? или «Где бабушка?»
В то время как большинство младенцев достигают вех примерно в одном и том же возрасте (и примерно является рабочим словом здесь) в одном и том же возрасте, существует широкий диапазон «нормальных».
Ребенок вашей сестры ходил в 10 месяцев, а ваш еще ползает в 13 месяцев? Обычный. Ваш 9-месячный ребенок может собирать Cheerios как пылесос, но ребенок вашего соседа того же возраста продолжает бороться? Ага, это тоже нормально.
Младенцам, рожденным недоношенными или имеющим проблемы со здоровьем или врожденные пороки, также может потребоваться больше времени для достижения основных этапов. А одно исследование 2018 года показало, что девочки, как правило, достигают определенных успехов раньше мальчиков (хотя различия невелики).
На протяжении всего пути педиатр вашего ребенка будет отслеживать вехи и следить за прогрессом вашего ребенка. Если лечащий врач вашего ребенка сочтет необходимым вмешательство (например, скрининг, тестирование или лечение), он сообщит вам об этом. И не сбрасывайте со счетов собственную интуицию. Если вы чувствуете, что что-то нуждается в расследовании, говорите.
Ходите на приемы к своему ребенку (обычно от 5 до 6 в первый год) и рассматривайте их как возможность поговорить с педиатром о том, что происходит.
Помните, что средний возраст для достижения определенных вех — всего лишь средние значения. Некоторые младенцы будут делать что-то раньше, а другие — позже — и все это обычно нормально.
На самом деле, одно швейцарское исследование, опубликованное в 2013 году, показало, что дети, которые рано начали ходить (младше, чем средний показатель исследования, равный 12 месяцам), не были ни более умными, ни более скоординированными в своем позднем подростковом возрасте, чем дети, которые ходили позже (последним было 20 лет). месяцы).
Но, как всегда, поговорите с врачом вашего ребенка, если у вас есть какие-либо опасения.
Вехи развития ребенка по месяцам
Каковы вехи развития моего ребенка?
Пока вы адаптируетесь к своей новой роли опекуна, ваш ребенок адаптируется к новой среде. Ваш поставщик медицинских услуг будет внимательно следить за ростом вашего ребенка в течение первого года жизни, чтобы убедиться, что он достигает основных этапов, то есть того, что ваш ребенок может делать к определенному возрасту.
Имейте в виду, что дети растут в своем собственном темпе, и есть определенное время, когда они будут совершенствовать свои навыки, чтобы достичь каждой вехи. Если вам интересно, почему ваш ребенок может «вне графика» овладеть одним навыком, возможно, он одновременно работает над другим. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу темпов развития вашего ребенка, поговорите с лечащим врачом вашего ребенка.
Когда мой ребенок должен проходить осмотр?
В течение первого года жизни ребенка планируйте осмотры каждые несколько месяцев в сроки, рекомендованные вашим лечащим врачом. Большинство провайдеров рекомендуют от шести до семи посещений в первый год для наблюдения за ростом. График осмотров в течение первого года жизни вашего ребенка включает:
- 1 месяц.
- 2 месяца.
- 4 месяца.
- 6 месяцев.
- 9 месяцев.
- 1 год.
Чего ожидать во время осмотра ребенка?
Периодические осмотры вашим поставщиком медицинских услуг обеспечивают основу для роста вашего ребенка и дают вам возможность задать вопросы о здоровье и благополучии вашего ребенка. Цель каждого осмотра ребенка включает:
- Оценка основных этапов развития (как ваш ребенок двигается, говорит и играет).
- Физикальное обследование и измерение роста.
- Медицинские осмотры, рекомендации по питанию и прививки.
- Руководство по предстоящим вехам роста.
Перед каждым визитом выявляйте любые проблемы, которые могут у вас возникнуть, и подготовьтесь обсудить их с вашим лечащим врачом, который сможет помочь вашему ребенку, если вы подозреваете, что в его развитии могут быть какие-либо отклонения.
Вехи развития
Как вехи развития отслеживают рост моего ребенка в течение первого года жизни?
Вехи развития отслеживают поведение, которое отмечает этапы роста вашего ребенка. Каждая веха развития вашего ребенка фокусируется на четырех аспектах его роста, включая:
- Двигательные навыки.
- Визуальные навыки или навыки решения проблем.
- Развитие речи.
- Социальные навыки.
Каждый ребенок уникален и растет в своем собственном темпе. Некоторые дети достигают вех быстрее, чем их сверстники, в то время как у других может быть небольшая задержка в развитии. Отслеживание их прогресса и своевременное посещение лечащего врача по поводу здоровья ребенка помогут убедиться, что ваш ребенок развивается в нормальном темпе, или они будут контролировать лечение, если развитие вашего ребенка ненормально.
Вехи развития ребенка: 1 месяц
К тому времени, когда вашему ребенку исполняется 1 месяц, он адаптируется к новой среде и новому графику. Вехи развития вашего месячного ребенка включают:
- Поднесение рук к лицу.
- Движения головой из стороны в сторону.
- Крепко сжимая кулаки.
- Будьте внимательны к звукам.
- Распознавание лиц.
- Прием пищи каждые три-четыре часа на диете из смеси или грудного молока.
Каковы советы по безопасности для моего месячного ребенка?
Обеспечьте безопасную среду для развития вашего ребенка в течение первого месяца жизни:
- Установка детекторов дыма. Проверяйте их раз в месяц и меняйте батарейки два раза в год (пружина вперед и падение назад). Подумайте также об установке детектора угарного газа в вашем доме.
- Правильное использование автокресла. Убедитесь, что у вас есть автокресло, подходящее по размеру для младенца (до 20 фунтов). Внимательно прочитайте инструкцию и убедитесь, что кресло правильно установлено на заднем сиденье вашего автомобиля. Автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.
- Никогда не оставляйте ребенка без присмотра.
- Никогда не надевайте ребенку на шею ожерелье, соску или игрушку.
- Между матрасом и рамой детской кроватки должно быть расстояние не более двух пальцев взрослого человека.
- Настройте водонагреватель вашего дома на 120°F (48°C), чтобы избежать случайных ожогов.
Вехи развития ребенка: от 2 до 3 месяцев
Ваш ребенок начнет совершенствовать простые движения тела, когда он поймет, как работает его тело. Вехи для вашего растущего ребенка включают в себя:
- Поднятие головы и груди в положении лежа на животе.
- Издает воркующие и булькающие звуки.
- Разжимают кулаки и тянутся к предметам.
- Следить за объектами глазами.
- Улыбаться людям, особенно опекунам.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 2 до 3 месяцев?
Обеспечьте безопасность вашего ребенка в возрасте от 2 до 3 месяцев:
- Не пейте и не используйте горячие жидкости, когда держите ребенка на руках.
- Использование манежа для обеспечения безопасности вашего ребенка, но избегание использования ходунков, поскольку они небезопасны.
- Игра с прочными игрушками, которые не разваливаются, не острые и больше рта ребенка.
- Поддержание температуры водопроводной воды ниже 120°F (48°C).
- Никогда не оставляйте ребенка наедине с братьями, сестрами или домашними животными.
- Никогда не оставляйте ребенка одного в месте, где он может упасть или утонуть.
Вехи развития ребенка: от 4 до 6 месяцев
В возрасте от 4 до 6 месяцев ваш ребенок гораздо более активен как физически, так и устно. Ваш ребенок не только реагирует на ваш подход, но и активно участвует в игре с членами семьи и инициирует некоторые взаимодействия.
В возрасте 4 месяцев ваш ребенок может быть готов попробовать новые продукты, кроме смеси или грудного молока. Признаком того, что ваш ребенок готов к твердой пище, является то, что он хорошо контролирует голову и может отвернуться, чтобы сказать вам, что он сыт достаточно. Начните с обогащенных железом каш (цельнозерновые рисовые хлопья, ячмень или овсянка), смешанных с грудным молоком или смесью, и кормите их с ложки. Вашему малышу новая текстура и консистенция очень понравятся. Вводите протертые овощи и фрукты по одному, каждые три-четыре дня, чтобы дать ребенку время привыкнуть к каждому новому продукту.
В возрасте 6 месяцев ваш ребенок готов к трехразовому приему твердой пищи. Рекомендуемый пример — одна каша и две порции овощей или фруктов каждый день. Каждый прием пищи должен также включать грудное молоко или смесь. Ваш ребенок, скорее всего, выпьет еще одну бутылочку вечером. Для вашего ребенка нормально уменьшать количество грудного молока или смеси при каждом кормлении по мере увеличения потребления других продуктов. Очищайте кожу от продуктов, прежде чем давать их ребенку, так как это может вызвать удушье.
Вехи развития в возрасте от 4 до 6 месяцев включают:
- Переворачивание и вытягивание обеих рук.
- Крепко держат голову.
- Смех и болтовня.
- Распознавание знакомых людей и идентификация незнакомцев.
- Реакция на свое имя.
- Сидеть прямо без поддержки к концу этого периода.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 4 до 6 месяцев?
По мере того, как ваш младенец становится более подвижным, принимайте во внимание следующие советы, чтобы обеспечить его безопасность:
- Установка ограждений на электрические розетки. Используйте изоленту, чтобы закрепить электрические шнуры вдоль плинтусов.
- Хранение мелких предметов, безделушек и ядов вне досягаемости или в запертом шкафу.
- Убедитесь, что ваш младенец не может тянуть вниз лампы или другие электрические предметы за шнуры. Закрепите шнуры на жалюзи и шторах, чтобы предотвратить случайное удушение.
- Осмотрите игрушки на наличие мелких деталей, которые могут отколоться, и держите их подальше от ребенка, который может проглотить эти детали.
- Наличие фонарика в спальне на случай отключения электроэнергии.
- Избегайте пассивного курения. Если в доме есть курильщики, предложите им бросить курить.
- Ограничение пребывания ребенка на солнце. Убедитесь, что ваш ребенок носит защитную одежду (шапки, защитную одежду с SPF), если он будет находиться на солнце в течение длительного периода времени. (FDA не одобряет солнцезащитный крем для детей младше 6 месяцев.)
Вехи развития ребенка: от 7 до 9 месяцев
Ваш ребенок развивает навыки, которые позволят ему исследовать мир. Новые открытия приходят с более сложным умственным развитием и за счет более широкого использования рук (мелкая моторика) и повышенной подвижности (крупная моторика).
К 9 месяцам ваш ребенок, вероятно, имеет большой набор продуктов. В этом возрасте важна еда, которую едят руками. Ваш ребенок теперь может брать и держать мелкие предметы и проявляет интерес к новым вкусам и текстурам продуктов. Еда, которую едят руками, также важна, так как ваш ребенок стремится стать более независимым.
Вехи в возрасте от 7 до 9 месяцев включают:
- Использование голоса для выражения чувств счастья или печали.
- Игра в прятки.
- Понимание слова «нет».
- Различение любимых игрушек.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 7 до 9 месяцев?
Двигательные навыки вашего младенца улучшаются, позволяя ему касаться и хватать предметы, которые, возможно, были недоступны до этого возраста. Обеспечьте безопасность вашего активного ребенка:
- Не давайте ребенку арахис, кусочки хот-дога, попкорн, замороженный горошек, фасоль, сырые морковные палочки, кусочки сырого яблока, виноград и изюм, поскольку они могут вызвать удушье.
- Никогда не оставляйте младенца в автомобиле в любую погоду.
- Запирание или закрытие любых открытых лестниц.
- Хранение ядовитых комнатных растений вне досягаемости.
- Устранение бытовых опасностей, включая свисающие шнуры, ручки кастрюль и сковородок на плите, доступные горячие жидкости, висящие скатерти и мелкие предметы, которые ваш ребенок может попытаться проглотить.
Вехи развития ребенка: от 10 до 11 месяцев
Ваш ребенок активен, двигается и готовится к своему первому дню рождения. Они могут стать цепкими к вам и своим опекунам или стесняться при встрече с незнакомцами. Ваш ребенок устно уведомляет вас, когда он чего-то хочет, и работает, чтобы имитировать звуки, которые он слышит. Вехи для вашего ребенка в возрасте от 10 до 11 месяцев включают:
- Первые слова, такие как «мама» и «папа».
- Подтягиваются, чтобы встать.
- Держать, трясти и бросать предметы.
- Проявление интереса к изучению своего окружения.
Каковы советы по безопасности для моего ребенка в возрасте от 10 до 11 месяцев?
Поскольку ваш младенец теперь более подвижен, необходимо расширить меры безопасности, чтобы предвидеть новые действия. К таким мерам безопасности относятся:
- Использование ворот на лестничных клетках и при необходимости установка устройств безопасности на окнах и экранах. Повышенная подвижность может привести к падению. Избегайте ворот с ромбовидными ламелями, которые служат опорой для карабкающихся малышей. Вместо этого используйте ворота с прямыми вертикальными ламелями и распашной дверью.
- Хранение острых предметов (ножей, ножниц, инструментов, бритвенных лезвий) и других опасных предметов (батарейки, монеты, стеклянные предметы, бусы, булавки, лекарства) в надежном месте.
- Переход на автокресло для малышей, если ваш ребенок весит 20 фунтов. Автокресла должны быть обращены назад, пока вашему ребенку не исполнится 2 года.
Вехи развития ребенка: 1 год
Ваш ребенок так многого добился за свой первый год жизни. Теперь ваш ребенок может точно настроить свои моторные навыки и вербально выражать себя простыми словами или звуками, состоящими из одного или двух слогов.
К тому времени, когда ему исполнится 1 год, ваш ребенок может пить цельное молоко вместо смеси или грудного молока. Чашки должны начать заменять бутылки. Время приема пищи для вашего ребенка начинает соответствовать времени приема пищи всей вашей семьи.
Вехи первого года жизни вашего ребенка включают:
- Начало ходить, стоять самостоятельно или ходить, держась за мебель.
- Держать и использовать такие предметы, как карандаш или чашку.
- Говоря тоном и интонацией типа «у-у-у!»
- Попытка имитировать слова.
- Копирование жестов.
Каковы советы по безопасности для моего годовалого ребенка?
Ваш ребенок подвижен и поэтому подвергается риску многих новых опасностей. Возможно, они уже делают несколько шагов без поддержки и наверняка учатся падать как чемпионы. Падение во время обучения ходьбе является нормальным явлением для всех детей, если вы присматриваете за ними, чтобы предотвратить травмы. Советы по безопасности для вашего годовалого ребенка включают:
- Убедитесь, что ваш ребенок не может схватить ничего, что может упасть на него и причинить ему вред, включая скатерти, мебель, электрические шнуры и т. д.
- Держите ребенка подальше от кухни во время приготовления пищи и помещайте его в безопасное место, например, в манеж или кроватку, если вы не можете уделить ему все свое внимание.
- Хранение огнестрельного оружия незаряженным и запертым в недоступном для детей месте.
- Хранение ядов, лекарств и химикатов в запертом шкафу. Если ваш ребенок все-таки положил что-то ядовитое в рот, немедленно позвоните в службу помощи по отравлениям по телефону 1-800-222-1222.
Последующее наблюдение
Какие проблемы со здоровьем связаны с развитием моего ребенка?
В течение первого года развития ваш ребенок приспосабливается к окружающему миру. У их тела могут возникнуть проблемы с комфортной адаптацией. Некоторые отставания в развитии могут быть вызваны:
- Запором: хотя у вашего ребенка нет точного количества дефекаций в день, наиболее важным аспектом является то, что стул вашего ребенка имеет нормальную консистенцию, а дефекация не вызывает болезненных ощущений. Нормальная консистенция кала представляет собой мягкую, влажную и жидкую текстуру, которая может иметь консистенцию пасты или семян коричневого, зеленого или желтого цвета.
- Колики: Ваш ребенок может долго плакать, и его трудно успокоить. Если ваш ребенок очень беспокойный и много плачет, сообщите об этом медицинскому работнику вашего ребенка. Предложения, чтобы успокоить беспокойного ребенка, включают использование пустышки, качание ребенка во время прослушивания музыки или изменение диеты вашего ребенка.
- Респираторно-синцитиальный вирус (RSV): пока ваш ребенок растет, его иммунная система не так сильна, как ваша, что делает его мишенью для вирусов. RSV — это распространенный респираторный вирус, которым заражаются многие дети до достижения ими двухлетнего возраста. RSV распространяется среди детей младшего возраста при тесном контакте с кем-то, инфицированным сезонным вирусом. Болезнь может помешать вашему ребенку сосредоточиться на задачах, когда он плохо себя чувствует.
- Болезнь рук, ящура: Младенцы, вероятно, заразятся болезнью рук, ящура, которая является вирусом, который распространяется через тесный контакт и прикосновение к зараженным поверхностям. Болезнь рук, ящура вызывает сыпь и болезненные язвы на теле вашего ребенка, и внимание вашего ребенка к сыпи может отсрочить и отвлечь его от достижения вех.
Когда мне следует позвонить своему лечащему врачу?
Если у вас есть вопросы о здоровье вашего ребенка, независимо от того, большой он или маленький, вам следует обратиться к своему поставщику медицинских услуг. Часто у новых опекунов возникает несколько вопросов, поскольку новорожденные не поставляются с инструкцией по эксплуатации. Как опекун, доверяйте своим инстинктам. Если вы подозреваете, что что-то не так, не бойтесь звонить врачу, если ваш ребенок:
- Изменяет привычки в еде.
- Не может успокоиться или есть изменения в поведении.
- Имеет аномальные какашки.
- Истечение жидкости из ушей или боль в ушах.
- Часто кашляет.
- Не ползает к 1 году.
- Теряет навыки, которые у них когда-то были.
Когда мне следует обратиться в отделение неотложной помощи?
Немедленно обратитесь в отделение неотложной помощи, если ваш ребенок:
- У него проблемы с дыханием или у него синие или фиолетовые кожа или губы.
- Ест или пьет что-то опасное.
- Вялый или не отвечает.
- Кровотечение или кровь в кале или рвотных массах.
- Имеет желтый оттенок кожи или глаз.
- Лихорадка или высокая температура выше 100,4°F в возрасте до двух месяцев.
Какие вопросы я должен задать своему лечащему врачу?
- Нормально ли развивается мой ребенок?
- Должен ли я беспокоиться, если мой ребенок пропустил этап развития?
Записка из клиники Кливленда
Очень интересно наблюдать, как ваш ребенок растет и учится в первый год жизни.