Первая в жизни ребенка знаменательная дата – это полгода. Начиная с этого возраста, малыш постепенно превращается в личность. Каждый день ваш кроха будет удивлять вас появлением новых навыков в общении, проявлением своей индивидуальности и характера. Развитие ребенка в 6 месяцев приносит огромные изменения в психическую и физиологическую сферы малыша, особенно это касается изменений в питании и режиме.
Физическое развитие
Для того, чтобы оценить физическое развитие ребенка педиатры пользуются центильными таблицами, в которых указываются нормы по месяцам. Для мальчиков и девочек они различны. Кроме массы и длины тела, в таблицах имеются показатели окружности головы и груди, которые тоже важно учитывать при оценке физического развития малыша. Ребенок в 6 месяцев должен иметь следующие показатели: вес 6.8 – 8.4 кг (± 1 кг), рост 64 – 67 см (± 3 см).
Что умеет ребенок на 6 месяце
- Ребенок уже освоил перевороты со спины на животик и обратно.
- К этому возрасту у всех детей пропадает физиологический гипертонус как в ручках, так и ножках.
- Лежа на животе, ребенок может облокачиваться на одну руку, а другой захватывать игрушку.
- Крепко держится пальчиками за вашу руку при подтягивании из положения лежа. Самостоятельно подтягивается так, что вам почти не приходится прилагать усилия. Некоторые малыши уже способны сидеть сами (когда ребенок начинает сидеть самостоятельно?).
- Пытается ползать по-пластунски или на четвереньках, подползает к игрушке (когда ребенок начинает ползать?).
- При поддерживании за подмышки, упирается и отталкивается ножками, «пританцовывает».
- Некоторые дети пытаются вставать, держась за край кроватки.
- Хватает предметы одной рукой, берет из одной ручки в другую. Держит в каждой руке по игрушке. Ощупывает вещь всей ладонью. Поднимает упавшую игрушку и снова кидает.
- Если спрятать игрушку, начинает ее искать. Сам находит предмет, прикрытый чем-то.
- Самостоятельно играет до 10 – 15 минут. Помногу раз повторяет то, что у него получается: открывает и закрывает коробочку, заворачивает и разворачивает платочек.
- В полгода может проклюнуться первый зубик, как правило, это нижний центральный резец (о том, когда начинают резаться зубы). В 6 месяцев ребенок первый раз посещает стоматолога, который оценит правильность строения челюсти и уздечек под верхней и нижней губами.
Психоэмоциональное развитие
- У ребенка все больше совершенствуется лепет. Крик и плач отходят на задний план и появляются при физиологическом дискомфорте. В речи младенца происходит слияние согласных и гласных звуков в различном сочетании. Из-за этого может казаться, что малыш уже произносит слова и говорит, но это пока не так. Просто ребенок уже мастерски имитирует услышанные звуки, но смысловой нагрузки «речь» пока не несет. К концу 6-го месяца ребенок произносит до 40 разных звуков.
- Теперь малыш не просто поддерживает с вами «диалог» или повторяет, он пытается понять смысл сказанного вами. Ребенок способен найти взглядом ту вещь, о которой говорится.
- Малыш может узнать родителей по голосу, не видя их при этом. Если ребенок услышит голос матери в другой комнате, то криком дает понять, что знает о ее присутствии. Просится на ручки.
- Многие дети уже способны на проявление ласки и нежности. Могут прижаться к маме, когда сидят у нее на коленях. Посторонних уже не боятся так, как раньше, но в общении с ними держат дистанцию и активности не проявляют.
- В мышлении ребенка формируются простейшие причинно-следственные связи. К примеру, малыш понимает, что если нажать пальцем на кнопку в игрушке – заиграет музыка, игрушка упадет – раздастся стук, если он закричит – мама подойдет. Но о настоящем продвижении в интеллектуальном развитии можно будет думать только, когда у малыша появится страх – признак того, что ребенок не только улавливает связь между событиями, но и может предвидеть их.
- Ребенок начинает интересоваться практическим применением окружающих предметов. Из-за этого общение с ним теперь носит не только эмоциональный характер, а приобретает черты сотрудничества: малыш привлекает ваше внимание лепетом, чтобы получить интересующий его предмет и познать с вашей помощью его функции и качества.
Тест на развитие малыша в полгода
- На расстоянии 20- 30 см от ребенка держите игрушку. Он должен уметь переводить взгляд от окружающей обстановки к игрушке, выделяя ее от всего остального;
- Предложите ребенку сначала бутылочку с молоком, а потом игрушку. Реакция малыша должна быть разной: увидев еду, малыш открывает ротик и может совершать сосательные движения, при виде игрушки будет реакция оживления;
- Когда малыш лежит, позвените перед ним колокольчиком, а затем медленно отодвигайте его. Ребенок с вашей помощью начнет подниматься и перейдет в сидячее положение;
- Поговорите с ребенком, меняя мимику. Кроха начнет повторять за вами: сморщит лобик, улыбнется;
Попробуйте отнять у малыша игрушку, которую он держит в руке. В 6 месяцев ребенок будет крепко держать предмет и сопротивляться, выражая недовольство;- Если вы часто называете кроху по имени, то в этом возрасте малыш уже должен реагировать на него комплексом оживления.
Что должно насторожить
- Ребенок не может и не пытается сидеть, даже при поддержки;
- Когда вы поддерживаете кроху за подмышки, он не «пританцовывает»;
- Не перекладывает предмет из одной ручки в другую;
- Не реагирует на звуки, которые находятся вне поля зрения;
- Не просится на ручки;
- Не лепечет, не улыбается, не узнает родителей.
Подробная информация: что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Мама Лара: Развитие ребенка в пол года
Введение прикорма
Самый благоприятный возраст для начала введения прикорма – это полгода. До этого времени грудное молоко обеспечивает детский организм во всех необходимых веществах. При кормлении смесью первый прикорм вводится немного раньше – с 4 – 5 месяцев. Когда речь идет о сроках введения прикорма, то имеется ввиду конец месяца, в котором его начинают.
После 6 месяцев ни грудное молоко, ни смесь уже не могут компенсировать энергетические затраты, которые уходят на интенсивный рост, физическое развитие. Организм малыша начинает нуждаться в большом количестве минералов, микроэлементов и растительных белков.
Если начинать прикорм позже крайнего срока (6 – 7 месяцев), то ребенку потом будет трудно адаптироваться к новой пище и ее консистенции. Позднее введение прикорма чревато возникновением дефицитных состояний (гипотрофия, анемия, рахит), плохим развитием жевательного навыка и вкусового восприятия, а также необходимостью одновременного введения нескольких продуктов, что может вызвать аллергическую реакцию или нарушение в пищеварении.
Важно, чтобы ребенок был готов к прикорму. Обязательно проконсультируйтесь с педиатром прежде чем давать новую пищу. Если малыш поперхивается или выплевывает еду, то повремените немного с нововведением.
Итак, начинать прикорм удобней в первой половине дня, перед кормлением. Детям, склонным к запорам или с избыточной массой тела, лучше начинать с овощных пюре из кабачка, цветной капусты, брокколи. Худышки могут начать с безглютеновых каш: греча, рис или кукуруза, сваренных на воде без соли и сахара. Первые пюре и каши должны быть монокомпонентные, то есть содержать только один овощ или злак.
Летом и осенью обычно есть возможность найти качественные овощи. Перед употреблением их необходимо обработать и сварить, лучше на пару (так остается больше питательных веществ). Пюре должно быть гомогенным, то есть не содержать комочков и не очень густое. Для этого используйте блендер и, при необходимости, добавьте воды или отвара, на котором варились овощи. Либо используйте готовые детские пюре в баночках. Приучайте малыша сразу есть с ложечки. Бутылки с соской используйте только при необходимости (в дороге). Не давайте горячую пищу или из холодильника, оптимальная температура 37
Вводить начинают с 1\2 – 1 чайной ложки, а потом докармливают молоком или смесью. За 5 – 10 дней доводят до 150 – 180 г и полностью заменяют одно грудное кормление. В остальное время продолжайте кормить по требованию. Новые продукты вводятся только после того, как привыкли к предыдущему. Нельзя вводить более одного нового продукта. Многокомпонентные пюре и каши можно будет давать только примерно с 7 месяцев.
Прикорм. Полезные советы для мам
Следите за стулом и аллергическими реакциями у ребенка. Если есть аллергия на что-то, то отмените этот продукт и попытайтесь ввести позднее.
Читаем: О первом прикорме
Отучаем от соски
Отучение от соски: если у крохи уже появился первый зубик обязательно постарайтесь отучить его от пустышки. Давление, которое оказывает соска на десна, может привести к искривлению зубов. Лучше купите малышу кольцо-прорезыватель. Во время введения прикорма отучить от соски легче, так как малыш начинает учиться пить из чашечки, а ночное кормление из бутылочки уже становятся редкостью или полностью исчезает.
Читаем подробно: Как отучить ребенка от соски
Сон малыша в 6 месяцев (режим)
После 6 месяцев ребенок спит около 14 часов в сутки: два сна по 1.5 – 2 часа – днем и ночью – до 6 – 7 часов подряд. Но все равно режим остается индивидуальным. Многие грудные дети продолжают по несколько раз за ночь просить грудь – это нормально и может длиться, пока вы не перестанете кормить грудью. Наберитесь терпения. Чтобы ребенок подольше спал ночью:
- Интервал между последним дневным сном и ночным укладыванием должен быть не меньше 4-х часов.
- Купайте малыша перед сном. Теплая вода расслабляет и успокаивает.
- После купания покормите ребенка.
Читаем также: режим дня ребенка в 6 месяцев
Как помочь малышу развиваться: игры
Продолжайте стимулировать развитие речи у малыша, как и в предыдущие месяцы. Купите ребенку несколько небольших красочных книжек с картонными страницами, которые он сможет сам переворачивать. Лучше, если книжки будут не просто с картинками, а с коротенькими стишками или потешками, в которых повторяются слова и фразы. Дети, которым с 6 месяцев читали стишки начинают раньше говорить.
Центры, которые отвечают за мелкую моторику и речь находятся в головном мозге очень близко и взаимосвязаны между собой, поэтому важно проводить с ребенком занятия, направленные на активность пальцев рук:
- Малыши в этом возрасте обожают игры с коробочками или формочками разного размера, матрешками.
- Сделайте несколько мешочков с разными наполнителями: сушеный горох, фасоль, крупная соль, пшенка, камушки, пуговицы.
- Возьмите шарик 5 – 6 см в диаметре, вложите его в ладошки малыша. Своими руками сожмите снаружи его ручки с шариком внутри и покатайте его там. Можно прокатывать грецкий орех. Делать 3 – 4 минуты ежедневно.
- Делайте массаж пальчиков: нежно массируйте их по очереди и легонько потягивайте. Делать 2 – 3 минуты каждый день.
- «Причесывание»: по очереди поднимайте ручки ребенка и плавно двигайте их вдоль головы назад и вперед.
- Сжимание и разжимание игрушки-пищалки.
- Игрушки-спирали, по которым нужно двигать фигурки.
Актуальными остаются игры в «Сорока-ворона», «Ладушки», «Ку-ку», «Идет коза рогатая».
Если у малыша получается сделать что-то новое обязательно хвалите его. Ребенок уже чувствует, что вы довольны им.
Увеличение количества игрушек в геометрической прогрессии – это проблема, с которой сталкиваются все родители. Чтобы не захламлять дом десятью очередными неваляшками и кубиками, которые надоедают малышу уже на 3-й день, разделите все игрушки на две части. Одну часть предоставьте малышу для игр, а остальные спрячьте. Раз в 4 – 5 дней меняйте игрушки. Учитывайте, что в 6 месяцев ребенок может одновременно играть максимум с двумя игрушками.
Читаем обзоры: недорогие интернет магазины детских товаров и игрушек
Малыш скоро начнет ползать, поэтому в кроватке или манеже ему становится тесновато. Предоставьте крохе ковер на полу и разложите на нем несколько игрушек, пусть малыш пытается подползать к ним.
Продолжайте проводить гимнастику и массаж с закаливающими процедурами ежедневно.
Старайтесь, чтобы все занятия и игры с ребенком были простыми и при этом полезными. Не перегружайте малыша, его психика не готова пока к длительным занятиям. Теперь ребенку еще больше нужны ваша любовь и внимание. Если хотите сделать его жизнь радостной, следите за каждым вашим словом и действием, которые теперь впечатываются в подсознание маленького человека.
← 5 месяц 7 месяц →
Супермамы: Как оценить развитие ребенка в 6 месяцев
Мамина школа: Шестой месяц жизни. Календарь развития ребенка
Полный календарь развития ребенка в одной статье “развитие до года по месяцам” – https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>
Ребенок в 6 месяцев / Календарь развития ребенка
день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
месяц январь февраль март
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев (девочка)
Полугодовалый возраст считается своеобразным рубежом в росте малыша, ведь сейчас кроха становится более самостоятельным, умеет сидеть, переворачиваться и уверенно держит головку. Что еще умеет ребенок в 6 месяцев, а именно девочка, подробно рассказано в статье.
Физиологическое развитие малышки
Рост полугодовалой девочки должен составлять приблизительно от 64 до 68 см, а вес около 6.5-8.5 кг. Нередко эти параметры немного отклоняются от нормы, что объясняется генетической предрасположенностью малышки, питанием и некоторыми другими особенности. Если отклонения в весе наблюдаются не более чем на 1 кг, а в росте не более чем на 1 см, волноваться не стоит. При более серьезных нарушениях следует обращаться к врачу.
При недостатке веса малютке следует вводить прикорм в виде калорийных каш. Если же масса тела нормальная или избыточная, педиатры рекомендуют использовать фруктовые и овощные пюре. Важно помнить, что грудничок должен получать все необходимые витамины и минералы для гармоничного развития.
Что умеет девочка в 6 месяцев?
В полугодовалом возрасте дети учатся или уже умеют самостоятельно переворачиваться со спинки на животик и, наоборот. Лежа на животике, кроха то и дело пытается подняться на колени, опирается на ладошки, старается ползти. Многие малыши на этом этапе развития хватаются ручками за бортики кроватки или коляски, стараются самостоятельно сесть.
Родители должны следить за тем, чтобы их чадо не находилось долго в положении сидя. Дело в том, что мышечный каркас и позвоночник малютки в 6 месяцев еще недостаточно окрепли.
В положении лежа, малышка то и дело старается взять в ручки игрушки, рассматривает их, перебирает пальчиками. Сейчас ребенку хочется все трогать, внимательно рассматривать, изучать. Если, например, погремушка лежит далеко, малютка будет смотреть на нее, тянуться ручкой, сжимать и разжимать кулачок.
В полугодовалом возрасте у детей появляется осознание того, что у них две руки. Сейчас они учатся брать предметы, перекладывать их из ладони в ладонь, щупать. Часто ребенок берет по игрушке в каждую руку.
Ползание
Многие малыши, переступив полугодовалый рубеж, начинают пробовать ползать. Конечно, сейчас у них это получается неуклюже, но с каждым днем они совершенствуют свои навыки. Одни карапузы отталкиваются коленками и стараются передвигаться по-пластунски, другие отталкиваются ручками и ползут назад, как крабы, третьи пятятся вбок с помощью переставного шага.
Ходить девочка на этом этапе развития еще не умеет, но сейчас идет активная подготовка скелета и мышц к этому процессу. Если кроху взять под мышки, она будет опираться на ножки и стараться оттолкнуться ими. Многим грудничкам нравится подпрыгивать и пританцовывать в таком положении.
Родители не должны забывать о важности массажа и гимнастики для дочки. Это будет способствовать укреплению опорно-двигательного аппарата и поможет избежать повышенного мышечного тонуса.
Мелкая моторика
В 6 месяцев у ребенка активно развивается мелкая моторика. Он крепко сжимает пальчиками погремушку, может удерживать ее на протяжении длительного времени. Кроху интересуют мелкие предметы и игрушки. Девочка старается взять их, пощупать, долго рассматривает. При этом исследование игрушки осуществляется не только руками, но и ртом. Все предметы дети стараются попробовать на вкус. Они облизывают их, кусают.
Педиатры считают, что, если малютка в этом возрасте не интересуется мелкими игрушками, это свидетельствует об отставании в развитии.
В полугодовалом возрасте малыши очень любят находиться на руках у родителей. Особый восторг вызывают моменты, когда мама и папа крутят их, подбрасывают, качают влево или вправо. Грудничок при этом смеется, радуется, даря свое настроение и родителям. Это помогает тренировать в тренировке вестибулярного аппарата.
Физическое развитие девочек в 6 месяцев
Согласно ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), девочки в возрасте 6 месяцев должны соответствовать показателям, обозначенным в таблице.
Параметры | Девочка |
Вес | 5,7-9 кг |
Рост | 61,3-70,5 см |
Головка | 39-45 см |
Грудная клетка | 42-46,2 см |
Эти значения являются усредненными. Если параметры вашего малютки отклоняются от нормы, не стоит паниковать. Заподозрить ту или иную патологию может только опытный доктор. Не стоит самостоятельно ставить своему ребенку какие-либо диагнозы.
Психоэмоциональная сторона развития
Учеными доказано, что психоэмоциональное развитие детей тесно связано с физическим. Чем лучше физически развит кроха, тем лучше развивается его психика. В 6 месяцев девочка хорошо видит окружающих людей и предметы. Она с интересом рассматривает их, старается потрогать ручками. Малютка с удовольствием сжимает мамины волосы, любит потрогать серьги или кулоны, ощупывает пальчиками нос, щеки и другие части тела.
Если во время прогулки на улице дочка не спит, старайтесь как можно больше показывать ей и озвучивать события. Например: «Это кошка, а это голуби…». Не сомневайтесь, это станет залогом хорошего речевого развития маленькой принцессы в будущем.
Развитие речи
Полугодовалый ребенок хорошо слышит речь взрослых и часто старается имитировать услышанные звуки. В лексиконе малютки появляются первые слоги: «бу», «де», «ге» и другие. Карапуз лепечет как в присутствии взрослых, так и, оставаясь наедине.
Эмоции крохи часто зависят от эмоциональной обстановки в семье. Если кто-то из старших детей смеется, малютка тоже улыбается, если же брат или сестра плачет, грудничок также может закатить истерику. Если у девочки отнять игрушку или она голодна, она будет проявлять негативные эмоции, морщиться, кривиться, плакать. Теперь маме и папе проще понять состояние своего чада.
Узнавание родных
К шести месяцам дети уже хорошо отличают голоса родных людей от чужих. Услышав незнакомый голос, кроха насторожится, может заплакать. Подобная реакция часто наблюдается и при попытке постороннего человека взять ребенка на руки.
При этом успокоиться ему поможет только мамино присутствие. Несмотря на это, случается и так, что дети с удовольствием вступают в контакт с незнакомыми людьми и это абсолютно не пугает их.
Понимание причин и последствия различных действий
Дети, достигшие полугодовалого возраста, начинают видеть связь между действием и его последствием. Например, если нажать кнопочку на игрушке, заиграет музыка. Карапузам на этом этапе развития могут нравиться самые неожиданные предметы. Его внимание может вовсе не привлекать яркая погремушка, а вот обычная прищепка станет объектом обожания. Малютка может не выпускать ее из рук весь день. Кроме этого, дети в восторге от игры в ку-ку. Они могут заливаться смехом. Увидев, как рвется бумага, сыпется крупа в тарелочку или надуваются мыльные пузыри.
Развивающие игры
В каком бы возрасте ни находился ваш ребенок, ему следует уделять как можно больше внимания. Чаще разговаривайте, читайте книги, сказки, пойте песенки. Это пополнит словарный запас крохи в будущем, даже если сейчас вам кажется, что он ничего не понимает.
Малыши в 6 месяцев обожают различные коробочки и шкатулочки. Им нравится наблюдать, как мама складывает в них мелкие предметы и достает их оттуда. Для этого можно использовать даже обычную коробочку из-под чая. В нее мама кладет игрушку и дает возможность дочке достать ее оттуда.
Малютке можно предлагать потрогать самые разнообразные предметы. Подберите игрушки разного цвета, формы и размера. Очень полезно будет приобрести для грудничка игрушки в виде спирали, по которой можно двигать, например, шарики. Купить их можно в любом магазине. Они прекрасно развивают мелкую моторику и непременно придутся по вкусу вашей дочке.
Развивать мелкую моторику помогает массаж пальчиков. Для этого можно использовать разнообразные пальчиковые игры, например, «Сорока-ворона». Найти множество вариаций таких игр можно в интернете. На сегодняшний день в сети представлен огромный выбор видео-пособий для молодых мамочек.
Хорошо влияют на развитие младенцев занятия в ванной или в бассейне. При этом важно соблюдать правила безопасности, следить, чтобы маленький человечек не наглотался воды. Если занятия происходят в бассейне, рядом обязательно должен быть инструктор.
Мнение эксперта
Ксения Дунаева
Эксперт по работе с пользователями и модератор комментариев. Высшее медицинское образование и наличие более 5 лет реальной практики.
Спросить у КсенииМногие мамы хвастаются умениями своих карапузов в том или ином возрасте. Не стоит огорчаться, если ваша дочка чего-то еще не умеет. Каждый карапуз развивается по индивидуальной схеме. Если ваше чадо не облает каким-либо навыком, позже все непременно получится, стоит только подождать.
Уход и режим дня 6-месячного малыша
Родители должны помнить, что их полугодовалый ребенок нуждается в постоянном уходе. Очень важно окружить кроху теплом и вниманием. Несмотря на это, нельзя забывать о распорядке дня, ведь он так важен для здорового развития и роста. Точная таблица режима дня предоставлена ниже.
Распорядок | Временной промежуток |
Пробуждение и кормление | 7:00 |
Бодрствование, время для игр | 7:00-9:00 |
Прогулка на свежем воздухе, которую можно совмещать со сном | 9:00-11:00 |
Кормление | 11:00 |
Бодрствование, игры с родителями | 11:00-13:00 |
Прием пищи | 15:00 |
Сон | 15:00-16:30 |
Игры, прогулка на свежем воздухе | 16:30-18:00 |
Прием пищи | 18:00 |
Время для игр | 18:00-20:00 |
Кормление | 20:00 |
Гигиенические процедуры, укладывание спать | 20:00-21:00 |
Сон | 21:00-7:00 |
В таблице приведен лишь приблизительный распорядок дня для ребенка полугодовалого возраста. Родители могут корректировать его в зависимости от индивидуальных особенностей крохи и своего режима дня.
Возможно, вам будет интересно почитать статью о развитии детей от рождения и до года. Вся необходимая информация здесь.
С какими проблемами могут столкнуться родители?
Педиатры выделяют несколько опасных симптомов у шестимесячных малышей, при обнаружении которых обязательно требуется консультация специалиста. Давайте их рассмотрим:
- Кроха не пытается садиться. При этом ни в коем случае нельзя специально сажать дочку. Это может негативно сказаться на ее позвоночнике.
- Малютка не пытается встать на ножки и оттолкнуться ими, когда родители держат его под мышки.
- Карапуз не просится на ручки. Его поведение апатично.
- Ребенок не издает звуков, не лепечет.
- При громких звуках девочка не реагирует на них.
- При виде мамы и папы нет оживления у ребенка, он не улыбается, не шевелит ручками и ножками.
Что делать при обнаружении таких симптомов и стоит ли быть тревогу? Если вы столкнулись с одним или несколькими из вышеперечисленных признаков, следует как можно быстрее записаться на прием к врачу. Своевременная диагностика тех или иных нарушений, а также их грамотная коррекция помогает справиться с проблемой на ранних этапах без осложнений.
Советы родителям
Первое, что должны знать мама и папа, это то, что их малютка нуждается в любви и заботе. Старайтесь посвятить дочке как можно больше времени. Это, несомненно, поможет наладить эмоциональную связь и доверительные отношения.
Разговаривайте с грудничком, гладьте малышку, целуйте, обнимайте, носите на руках. Это поможет маленькому человечку чувствовать себя в безопасности, что поспособствует воспитанию полноценной личности и ячейке общества.
Видео
Как мы уже говорили, массаж для грудничков является очень важным. Этой теме посвятил один из своих уроков популярный детский врач Евгений Олегович Комаровский.
Что умеет ребенок в 6 месяцев: рост, вес, моторные навыки
В течение первых месяцев жизни ваш ребенок набирал в весе примерно по 600-900 грамм в месяц. На этапе развития ребенка в 6 месяцев он уже должен быть в два раза тяжелее, чем при рождении. К этому времени он набирает вес примерно по 400 грамм в месяц. Скорость его роста также чуть снизится, примерно до 1,2 сантиметра в месяц.
Если на пятом месяце развития малыш научился вставать на четвереньки, то в 6 месяцев ребенок, скорее всего, уже начнет самостоятельно садиться. Сперва он будет опираться на ручки, помогая себе, но очень скоро сможет сидеть без всякой поддержки. И будет делать это с огромным удовольствием! Ведь его кругозор в таком положении намного шире, он больше вовлечен в общение с окружающими и имеет больше возможностей для игр.
Шестимесячный малыш уже давно умеет переворачиваться со спины на животик и обратно, а некоторые дети к этому времени даже могут таким нехитрым способом передвигаться по полу. Они вполне способны ползти вперед, но чаще всего – двигаются пока только в направлении назад, отталкиваясь ручками от пола и скользя на животе. Как бы потешно и нелепо это ни выглядело – малыш делает все правильно: он двигается в ту сторону, куда ему с точки зрения мышечного напряжения двигаться легче и удобнее. Вот увидите, не пройдет и пары недель – ваша кроха будет ползать во всех направлениях и с поразительной ловкостью.
Развитие ребенка в 6 месяцев: сон по-взрослому
На этапе развития в 6 месяцев ребенок уже спокойно может проспать всю ночь до утра — порой он крепко спит до восьми часов подряд. Многие родители, у детей которых в этом возрасте все еще есть трудности с засыпанием, обращаются к методу педиатра Ричарда Фербера.
Метод Фербера заключается в том, чтобы укладывать малыша в кроватку, пока он еще не заснул. Если ребенок при этом плачет, вы не подходите к нему сию же минуту, а некоторое время выжидаете. Причем каждую ночь вы увеличиваете время реакции на плач и подходите на две-три минуты позже, чем в прошлый раз.
Конечно, этот метод сработает не для каждого ребенка, да и не для каждого родителя. Но попробовать стоит, никакого вреда ребенку вы не наносите, а скорее научиться самостоятельно засыпать – в его же интересах.
Теперь, когда ваш ребенок может переворачиваться со спины на животик, не беспокойтесь, если вы обнаруживаете его спящим не в той позе, в какой вы его укладывали. Риск возникновения синдрома внезапной смерти младенца, которым так напуганы все современные молодые мамы, к шестому месяцу развития ребенка снижается практически до нуля. Тем не менее, лучше все-таки на время сна убирать из кроватки все мягкие игрушки, подушки и тому подобное.
Цвет глаз: последние перемены
Наверняка вы подметили, что к 6 месяцам у вашего малыша цвет глаз уже не такой, каким был при рождении. Светлые глазки к этому времени нередко меняют цвет на более темный. Но если у вашего малыша глаза все еще небесно-голубые – очень высоки шансы, что они такими останутся отныне и навсегда.
Меню и рацион: как и что должен есть ребенок в 6 месяцев
Если к шестому месяцу развития ребенка вы еще не начали вводить прикорм в рацион малыша, ваш врач, скорее всего, порекомендует вам это сделать. Начинают обычно с обогащенной железом кашки, разведенной в молоке или молочной смеси. Или – со специальных детских творожков и кефира.
Когда ребенок привыкнет к этим продуктам, начните давать ему перетертые фрукты и овощи. Желательно не смешивая, по одному виду за раз. Каждый раз, когда вы кормите ребенка чем-то новым, ждите несколько дней, чтобы убедиться, что у него нет аллергии на этот новый продукт. Аллергия может проявляться несколькими признаками, но самые распространенные – это тошнота, понос, кожная сыпь.
Если признаки аллергии не проявились в течение 48 часов, значит они уже и не проявятся.
Большинство врачей не считают, что яйца и рыба могут вызывать у шестимесячного ребенка аллергию. А вот мед ребенку давать не стоит, по крайней мере, до тех пор, пока ему не исполнился год. В меде могут содержаться бактерии, которые взывают у детей ботулизм. Не следует также кормить шестимесячного младенца коровьим молоком, ждите до года. Хотя продукты, сделанные на основе молока – специальные детские йогурты или творожки – давать можно.
Если ребенку не нравится какой-либо новый продукт, подождите два-три дня, а затем попробуйте покормить его этим продуктом снова. На этом этапе развития дети очень переменчивы, их вкусы могут меняться ото дня ко дню.
Ребенок в 6 месяцев: особенности общения
Чтобы помочь шестимесячному малышу, который уже вовсю улыбается, смеется и произносит различные звуки (пока не складывая их в слова) скорее овладеть навыками общения, читайте ему сказки и рассказывайте истории. Можно делать это в любое время дня, чем чаще, тем лучше.
В этот период дети узнают людей и окружающие их предметы. Ваше ребенок уже будет чувствовать себя комфортно в окружении родных – мамы, папы, бабушки и дедушки. Так же как и в окружении любимых и знакомых игрушек. Наконец, 6 месяцев — это тот оптимальный возраст, когда малыша нужно начинать занимать развивающими играми.
Что умеет ребенок в 6 месяцев: резюме
Итак, сведем результаты в емкий список. В возрасте 6 месяцев ребенок уже обычно:
- умеет переворачиваться со спины на животик и обратно;
- демонстрирует готовность к ползанию – подтягивается на ручках, отталкивается и «скользит» на животе назад;
- может сидеть некоторое время с поддержкой или без нее;
- пытается вставать, хватаясь за бортик кроватки;
- охотно берет игрушки обеими руками и очень любит играть в положении сидя;
- любит бросать предметы и наблюдать, как они падают;
- активно произносит звуки и слоги;
- откликается на свое имя и уже может по названию узнавать некоторые предметы;
На что следует обратить внимание при уходе за 6-месячным малышом
Первое, над чем следует установить ежедневное и тщательное наблюдение – кожа ребенка. Ведь 6 месяцев – это традиционный срок начала введения прикорма, и не удивительно, что новый рацион, словно в зеркале, отражается на состоянии кожи малыша. Любая сыпь и любое покраснение – сигнал к тому, чтобы на время уменьшить дозу прикорма, или даже «отложить» дегустацию нового продукта на 10-20 дней.
Кроме того, в 6 месяцев ребенку для развития крайне полезны занятия гимнастикой и укрепляющий массаж. Ведь его двигательная активность увеличивается с каждым днем – это значит, что растет и нагрузка на мышцы и суставы. Массаж и гимнастика помогают достойно выдерживать усиленную нагрузку.
И наконец – общение. Теперь, когда ребенок все более и более осознанно пытается вступить в диалог с вами, общаться с ним не только крайне полезно, но и невероятно приятно.
Развитие ребенка в 6 месяцев что должен уметь
Развитие ребенка в 6 месяцев соответствует педиатрическим нормам, если малыш произносит слоги, самостоятельно сидит, пытается ползать. Особенностью этого возраста также является введение прикормов. К 6 месяцам уже включены некоторые овощные и фруктовые прикормы, кашки.
Рост и вес ребенка в 6 месяцев
Важным показателем развития являются антропометрические данные, такие как рост, вес.
Для девочек и мальчиков свои нормы.
Антропометрические показатели педиатры оценивают по центильным таблицам.
Утверждены они были ВОЗом в 2005 г.
Для построения таблиц использовали данные многофокусного исследования 1997-2003 гг. Обследовали детей разных национальностей.
В ценитильных таблицах показаны центили (коридоры), в которых отмечены самые малые, средние, большие величины роста, веса, окружности головы, груди.
По таблицам можно определить физическое развитие младенца.
Если данные попадают в 25, 50, 75 коридор, это значит, что малыш развивается нормально.
Рост грудничка в 6-месячном возрасте имеет следующие величины:
- мальчики – 63.0-72.5 см, средние значения 65.6-69.9 см;
- девочки – 62.1-70.8 см, средние – 64.3-68.2 см.
Средние значения обозначают, что развитие младенца по росту соответствует норме.
В 6 месяцев ребенок весит:
- мальчики – 6.4-9.7 кг, средние значение 7.4-8.6 кг;
- девочки – 6.1-9.0 кг, средние – 6.8-7.9 кг.
Средние значения обозначают нормальное развитие по весу.
Если у ребенка очень низкие или очень высокие показатели, врач анализирует анамнестические данные, назначает обследование.
При нормальном развитии грудничку требуется только наблюдение.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
К 6-месячному возрасту уже развит зрительный аппарат.
Малыш хорошо следит за движущими предметами, играет игрушками, изучая их.
Младенец захватывает предметы руками, но при этом может перевернуться на бок или живот без помощи взрослых.
Другие навыки:
• Пытается садиться самостоятельно, сидит, удерживая равновесие.
• Переворачивается со спины на живот без труда.
• Контролирует движение рук и ног.
• При удержании за подмышки в положении стоя младенец отталкивается ногами от стола или кровати.
• Развита координация зрительного аппарата и рук, что позволяет взять желаемый предмет руками, передать его взрослому.
• Угасает рефлекс сосания, выталкивания языком; малыша можно кормить из ложки.
• На протяжении 15-20 минут способен играть игрушкой, не отвлекаясь на другие раздражающие факторы.
Грудничок может ползать по-пластунски. Если дать малышу кружку, он будет пытаться пить.
Младенец хорошо определяет источники звука, поворачивает голову в сторону раздражителя.
Нервно-психическое развитие ребенка в 6 месяцев
Грудничок начинает понимать причинно-следственную связь: при сталкивании игрушки со стола, она падает на пол.
Младенец может указывать на предмет, о котором говорит мама или папа.
Ребенок хорошо знает своих родителей, радуется их приходу.
Он способен выражать различные эмоции: радость, боль, тревогу, страх.
Плач не является средством общения. Плачет малыш по причине боли, голода, страха и других негативных эмоций.
В словарном запасе у грудничка до 40 различных звуков: «ма», «па», «ки», «ба» и другие.
Ребенок понимает речь родителей. Если спросить про игрушку, он ее попытается найти и принести маме.
Малыш в 6-месячном возрасте требует к себе внимания. Старается больше обниматься, прижиматься к родителям.
Полезные советы мамочкам: ПИТАНИЕ И НЕ ТОЛЬКО ПО МЕСЯЦАМ
Младенец понимает, что мама обязательно придет, если услышит его плач.
У грудничка еще недостаточно развит инстинкт самосохранения. Поэтому нужно следить за ним, чтобы он не упал с кровати, не стукнулся, не обжегся.
Рекомендуется организовать игры в безопасной обстановке.
Зубы
К 6-месячному возрасту начинают расти зубы. Первыми прорезываются нижние резцы.
У грудничка отмечается повышенное слюноотделение, отечность десен.
В этот период необходимо следить за состоянием слизистой ротовой полости, чтобы малыш меньше брал игрушки в рот.
Обязательно проводят ежедневную влажную уборку помещений, где проживает ребенок. Это предупредит развитие гингивита и стоматита.
Риск воспалительных заболеваний полости рта увеличивается, так как иммунитет во время прорезывания первых зубов снижается.
Если возникли гингивит и стоматит, необходимо посетить стоматолога.
Для стимуляции прорезывания зубов рекомендуется использовать прорезыватели.
Чтобы уменьшить болевые ощущения, улучшить сон, рекомендуется использовать стоматологические гели с лидокаином, например, Калгель. Препарат разрешен с 3-месячного возраста.
Сон, прогулки, режим, питание
Ребенок спит крепче. Ночью непрерывный сон длится до 7 часов. Поесть младенец может 1 раз за ночь.
Дневной сон сокращается до 4-5 часов (3 раз по 1,5 часа). Отдых днем можно совместить с прогулкой. Это способствует насыщению мозга кислородом.
Прогулки рекомендуется осуществлять дважды за сутки при температуре зимой не ниже -15ᵒС, летом до 25ᵒС.
Для правильной организации дня рекомендуется придерживаться режима.
Это способствует улучшению самочувствия, аппетита грудничка.
Режим дня:
Время | Что делаем |
---|---|
6:00-8:00 | Пробуждение, гигиенические мероприятия, вскармливание грудью или смесью |
8:00-10:00 | Дневной отдых |
10:00-13:00 | Кормление прикормом и молоком матери/смесью, игры |
13:00–14:00 | Прогулка |
14:00-17:00 | Сон днем, вскармливание грудью или смесью |
17:00–19:00 | Прогулка, кормление прикормом и молоком матери/смесью |
19:00–21:00 | Игры дома, купание |
21:00-21:30 | Кормление молоком матери/смесью |
21:30-6:00 | Сон ночью, кормление 1 раз |
Можно немного менять режим, сдвигать время пробуждения, если грудничку некомфортно вставать рано.
Кормить младенца необходимо материнским молоком.
На грудном вскармливании прикормы вводятся с 6-месячного возраста.
Начинают с каши (гречневая) или овощей (кабачок, брокколи, цветная капуста). Другие прикормы вводятся позже.
Если малыш на искусственном вскармливании, необходимо ввести прикормы с 4-5 месяцев. Это позволяет компенсировать нехватку микронутриентов.
Начинают также с гречневой каши или овощного прикорма (кабачка, брокколи). Допускается включить яблочное пюре, но только после каш и овощей.
Если имеется анемия, гипотрофия, первым прикормом будет каша, а вторым мясо (кролик, индейка). При ожирении начинают прикармливать с овощей.
После окончательного введения нового продукта им заменяют одно или 2 кормления. Ночью вскармливают грудным молоком или смесью.
Игры и уход
Игры помогают развить мелкую моторику, мышление, речь. Для этого проводят занятия:
• Игры с погремушками, пищащими, мягкими, музыкальными игрушками.
• Обязательно используют яркие игрушки для распознавания цветов, кубики, мячики, пирамидки, колечки.
• Для развития речи читают стихи, потешки: «Ладушки», «Сорока-Ворона», «Ку-Ку».
Все эти мероприятия позволят быстрее развить способности.
Уход, массаж, гимнастика
Уход за малышом осуществляется ежедневно. Обязательно проводят гигиенические мероприятия, такие как купание по вечерам, умывание в утреннее время и, по мере необходимости, смену подгузника.
Вечернее ежедневное купание позволяет настроить малыша на отдых, улучшить сон.
Купание проводят 1-2 раза в неделю с мылом. В остальное время моют без гигиенических средств.
Ежедневное использование мыла при купании приводит к сухости кожи, дисбактериозу, аллергии.
Подмывают ребенка после каждой дефекации с мылом. Замена памперса проводится каждые 3-4 часа, так как кожа очень нежная, склонна к появлению опрелостей.
Желательно после длительного ношения памперса подмыть малыша.
После ночного сна подгузник обязательно меняют и подмывают младенца.
Помимо гигиенических процедур проводят воздушные ванны при каждом переодевании или минимум 3 раза за сутки.
Манипуляция способствует закаливанию, предупреждает развитие опрелостей.
Во время проведения воздушных ванн делают гимнастику:
• В положении на спине сгибание разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах поочередно.
• В положении лежа на животе малыш отталкивается от руки матери.
• Подтягивания за руки из положения лежа на спине, усаживание.
• Перевороты со спины на живот самостоятельно.
• Фиксация ног в положении лежа, подтягивание за 1 руку, стимуляция к самостоятельному усаживанию.
• Сведение, разведение рук в положении на животе, поднятие рук вверх, опускание вниз (пассивная гимнастика).
Помимо этих упражнений с младенцем можно заниматься на фитболе.
Также показан массаж:
• Поглаживание рук, ладошек.
• Массаж груди подушечками пальцев снизу вверх, от середины к бокам. Область сердца не массируют.
• Поглаживание живота по часовой стрелке.
• Поглаживание ног от ступней к паху.
• Массаж спины, ягодиц, ножек поглаживающими движениями.
• Легкие растирания.
Массажные процедуры усиливают кровоток в органах и тканях, укрепляют мышцы.
Развитие ребенка необходимо стимулировать играми, прогулками, гимнастикой. Обязательно соблюдают режим дня, питания, сна и бодрствования. При соблюдении правил ухода ребенок вырастет здоровым.
ВРАЧ — ПЕДИАТР
Образование: Сибирский государственный медицинский университет.
Сертификат специалиста по специальности «Педиатрия»
Вся информация, размещенная на сайте, носит информативно – ознакомительный характер и не может быть использована для самолечения. Приобретя конкретные прикладные знания не экспериментируйте со здоровьем ребенка. При появлении симптомов заболевания необходима непосредственная помощь специалиста. Никогда не принимайте решений без обсуждения вопроса с врачом — консультация педиатра обязательна! |
Можете ли вы поверить, что вы на полпути первого года жизни вашего ребенка? За последние шесть месяцев произошло так много всего — ваш малыш вырос из маленького новорожденного в улыбающегося 6-месячного карапуза.
Этот месяц – важный возраст для детей, так как предвещает новый этап в развитии, ввод новой, незнакомой ранее, пищи, первые разговоры и самостоятельное сидение. Узнайте больше о том, что вы можете ожидать от своего ребенка в 6 месяцев.
Развитие ребенка в 6 месяцев
Физическое
В шесть месяцев рост вашего ребенка все еще несколько замедлен. В среднем, дети в возрасте шести месяцев более чем удвоили свой вес от рождения, а некоторые прибавили еще несколько килограмм. Шесть месяцев также знаменуют собой множество важных этапов развития, так как малыш становится намного крепче и здоровее.
Таблица норм
Физиологическое развитие
- Начинает передавать предметы из одной руки в другую.
- Переворачивается со спины на животик и обратно.
- Сидит без сторонней поддержки.
- Появляются первые зубки.
- Делает упор ножками, когда находится в положении стоя. Заметно переносит больше веса на ноги. Может держаться за опору и пытаться стоять.
- Раскачивается назад и вперед, стоя на руках и коленях.
- Делает попытки ползать. Да и вообще становится весьма подвижным, что требует пристального внимания родителей.
- Может сильно бить по предмету рукой, при этом держит пальцы открытыми.
- Внимательно следит за едой и легко уже может перемещать ее с ложки к себе в ротик.
- Пробует все на вкус.
- Зрение развито на достаточном уровне. Малыш хорошо видит людей и предметы, внимательно следит за их перемещением.
Психическое развитие
- Все больше можно услышать звуков, которые принято называть «лепет». Привязывает определенные звуки к эмоциям. Например, когда расстраивается или радуется.
- Узнает знакомые лица. Проявляет интерес к близким и другим людям, улыбается им. Может прижиматься к маме и с интересом наблюдать за другими детьми. Что касается незнакомых людей, то может негативно реагировать. К примеру, может расплакаться, отвернуться или потянуть руки к маме.
- Отвечает гулением, когда с ним ведут разговоры.
- Любит смотреть на себя в зеркало.
- Отвечает реакцией на свое имя.
- Внимательно осматривает комнату, в которой находится, а также предметы, привлекающие внимание. Все это благодаря развитию зрению.
Как развивать 6-месячного малыша
Развитие ребенка в 6 месяцев включает простые рекомендации для родителей:
- Читайте книги. Это могут быть сказки, стихи, детские рассказы или другая полезная информация.
- Общайтесь с малышом. В течение дня ведите разговоры с маленьким любопытным карапузом. Если есть возможность, берите его в ту часть дома, где вы находитесь и чем-то занимаетесь. Комментируйте крохе, чем мама в данный момент занята. Это будет способствовать развитию речи малыша.
- Носите кроху на руках в целях познавательной «экскурсии по дому». Расскажите ребенку, для чего нужны различные предметы, покажите его в зеркало, поднесите к окну и покажите происходящее вне дома.
- Разминайте маленькие пальчики каждый день.
- Дайте в ручки малышу 2 игрушки, а затем предложите еще одну. Сначала он будет пытаться ухватить третью каким-либо образом, но в дальнейшем сообразит, что одну следует положить. Помогите ему в этом, показав на собственном примере.
- Общайтесь с другими детьми. По возможности часто приглашайте в гости другие семьи с детьми. Это будет способствовать раннему общению и развитию интереса к другим деткам.
- Превратите купание в ванной в увлекательный развивающий процесс. Положите крохе кораблики, резиновые игрушки и другие приспособления для купания (их сейчас несметное количество на полках детских магазинов).
- На прогулке рассказывайте крохе о природе, животных, птицах.
- Играйте в игры. К примеру, это могут быть давно зарекомендовавшие себя «ку-ку», «ладушки» и другие. Найдите в книгах или на просторах интернета те, которые вам по душе и играйте с удовольствием со своим карапузом.
- Если ребенок уже уверенно сидит, то можно его покатать на плечах. Это может делать как мама, так и папа.
- Чаще проводите время на полу. Разложите мягкое одеяло или специальный коврик на пол, разбросайте разные игрушки и будьте уверенны малыш сам найдет для себя занятие. Но не оставляйте его в таком положении одного, ведь многие малыши уже умеют ползать и «дойти» до опасных мест.
- Поиграйте в мячик. Усядьтесь с малышом на пол и перекатывайте друг другу мячик небольшого размера.
- Способствуйте развитию ползания у малыша. Положите на полу любимую игрушку или яркий, шелестящий предмет ( в некоторых случаях срабатывает яркая конфета) и пусть кроха попробует добраться до цели.
Видео: развитие в 6 месяцев и игры для ребенка
Когда беспокоиться
Хотя каждый ребенок развивается по-разному, но все же, если у вашего ребенка проявляются какие-либо из следующих признаков, обязательно поговорите о них со своим педиатром.
К примеру, это могут быть следующие симптомы:
- Не пытается достать предметы, которые находятся вокруг него.
- Не реагирует на различные звуки.
- Не может поднести предметы в рот, такие как погремушка или кукла.
- Не произносит никаких звуков, в том числе громкий смех.
- Не получается перевороты со спины на живот и наоборот.
- Не упирается ногами в твердую поверхность, когда ему помогают держаться и когда он сам держится об опору.
- Не пытается самостоятельно сидеть.
- Легко не двигает головой.
- Практически не набирает вес.
Видео: как оценить развитие в 6 месяцев
День из жизни 6-месячного малыша
В 6 месяцев ваш ребенок значительно активнее себя ведет, чем в прошлые месяцы, требует много внимания и ухода, так как стал более подвижным.
Типичный день в жизни 6-месячного карапуза может выглядеть так:
- 7:00. Пробуждение и подготовка к завтраку. Это может быть как грудное кормление, так и другая пища. Если вы начали вводить прикорм, мама может предложить крохе порцию детского питания на завтрак, например, пюре из фруктов (банана или яблока). Рекомендуется предлагать ребенку грудь или бутылочку с молочной смесью перед «новыми» продуктами.
- 9:00 – первая часть дневного сна, от 45 минут до 1,5 часов.
- 10:00 — пробуждение, второе кормление и развивающие игры.
- 11:30 — еще один сон, который может быть гораздо короче предыдущего.
- 12:30 — пробуждение и подготовка к очередной трапезе. Опять же, если вы ввели прикорм, то можно сделать небольшую порцию детского питания из овощного или фруктового пюре, а также приготовить свежую молочную или безмолочную кашку.
- 14:00 – основной дневной сон.
- 16:00 — время пробуждения, кормление, время игр и развивающих занятий.
- 18:00 – время ужина. Многие родители ставят стульчик для кормления ребенка в месте, где кушает вся семья, и тогда ужин превращается в действительно совместный.
- 19:30 – подготовка ко сну. Например, ванна для малыша, легкий массаж, детская сказка или просто разговор, покачивание на ручках или в специальном приспособлении (по желанию родителей).
- 21:00 – время сна.
Выше приведен лишь примерный распорядок дня малыша, в каждой семье он индивидуальный.
Основы ухода за ребенком
Первый прикорм
В 6 месяцев ваш ребенок официально считается готовым к детскому питанию! Так значит ли это, что мама обязательно должна начинать кормить ребенка «другими» немолочными продуктами? Нет, конечно.
Хотя большинство детей начинают пробовать новые продукты примерно в возрасте 6 месяцев, первый прикорм можно начинать с 4-х месяцев. Все дети развиваются по-разному, и некоторые могут быть более готовы начать есть новую пищу, чем другие.
Вместо того, чтобы строго следовать нормам, более важно использовать подсказки о готовности к еде, которые дает сам малыш.
Отечественные и зарубежные педиатры рекомендует искать следующие признаки у вашего малыша:
- Уверенно держит голову.
- Проявляет активный интерес к еде. То есть, открывает ротик, когда ему предлагается еда или попросту наблюдает, когда пища находится рядом.
- Перемещает еду из ложки себе в рот, не роняя ее на подбородок.
- Весит не менее 6 кг или же удвоил свой вес от рождения.
- Все вышеуказанные признаки могут говорить о готовности малыша к приему новых продуктов. Важно все же перед вводом прикорма проконсультироваться с участковым педиатром.
Если мама приняла решение о вводе прикорма, можно придерживаться следующих полезных рекомендаций:
- Сделайте свой собственный продукт детского питания. Создание собственного детского питания часто рекомендуется врачами и диетологами, потому что это самый лучший способ убедиться, что ваш ребенок получает свежую и здоровую пищу. Мама может приготовить овощное или фруктовое пюре. Например, из кабачка, брокколи, яблока или груши. Бытует мнение среди наших бабушек и некоторых опытных мам, что первый продукт, который попробует ребенок, должен быть сладким (к примеру, яблочное пюре). Иначе он вовсе откажется от прикорма из-за непонятного вкуса после сладкого грудного молока или молочной смеси. В данном вопросе каждая мама решает индивидуально.
- Покупка готового детского питания. Существует множество качественных продуктов для детского питания, которые вы можете купить в магазине, если у вас нет времени или возможности для их приготовления. Стремитесь к минимально обработанному продукту, с низким содержанием сахара, без добавления консервантов и других неполезных для крохи веществ. Обращайтесь к проверенным временем и другими малышами брендам. Экспериментируйте с осторожностью.
Чтобы подготовиться к первому кормлению ребенка, вам понадобятся некоторые принадлежности:
- Детский стульчик или другое вертикальное сиденье.
- Слюнявчик, чтобы поймать еду, которая не попала в ротик. Скорее всего, вашему карапузу понадобится несколько попыток, прежде чем он правильно получит пищу, поэтому не пугайтесь, если сначала появятся «утечки».
- Мягкая ложка и миска для еды.
- Сама еда – самостоятельно приготовленная или купленная.
Питание
Несмотря на то, что ваш ребенок начал есть новую пищу, ему все равно нужно будет продолжать использовать грудное молоко и смесь в качестве основного источника питания. Поскольку в его рационе появилась новая пища, то молочной смеси или грудного молока он будет употреблять гораздо меньше. Дайте время своему малышу просто привыкнуть к новому этапу в его жизни. Но ни в коем случае при вводе прикорма не лишайте вовсе малыша основного источника питания (грудное молоко или молочная смесь).
Считается, что грудное молоко полностью обеспечивает ребенка всеми необходимыми питательными веществами, поэтому в дополнительном приеме воды или другого питья он не нуждается. Статистика говорит обратное: к 6 месяцам 80 % семей уже начали давать ребенку сок, но многие педиатры рекомендуют крохе придерживаться грудного молока или смеси в течение первого года жизни.
Сон
К 6 месяцам многие дети спят всю ночь и в течение дня ложатся на дневной сон 2-3 раза. Если ваш малыш не спит всю ночь, это не обязательно означает, что что-то «не так», это может означать, что ваш ребенок просыпается в другое время или у него другие потребности во сне. Такие вещи, как болезнь или прорезывание зубов, также могут нарушить сон крохи ночью.
Некоторые родители замечают, что дети спят немного лучше ночью, когда начинают есть новую пищу — это еще один признак того, что ребенок быстро растет и развивается!
В 6 месяцев многие дети начинают переворачиваться со спины на живот, что может беспокоить многих родителей, когда речь идет о сне. К счастью, к 6 месяцам риск внезапной смерти у ребенка значительно снизился. Но все же родителям рекомендуется укладывать ребенка на спину на время сна. И если он переворачивается во сне, не переворачивать обратно, а просто быть внимательнее ночью к нему.
Вот некоторые рекомендации родителям:
- Не стоит пеленать малыша так как это тормозит его физическую активность.
- Не допускайте попадания на кровать ничего мягкого или рыхлого, в том числе одеял, подушек или мягких игрушек. Во сне кроха моет уткнуться носиком в такого рода предмет.
- Не используйте бамперы для кроватки, даже «дышащие» версии. Сомнительная рекомендация, но все же имеет место быть.
- В холодное время используйте спальный мешок вместо одеял.
- Используйте увлажнитель в детской комнате.
- Сохраняйте температуру прохладной и комфортной, чтобы малыш не перегревался.
- По возможности не используйте жалюзи в детской комнате. Они являются источником скопления пыли.
Уходовые процедуры
Безусловно уход за 6-тимесячным ребенком остается прежним:
- Умывание лица, очищение носика и ушек, стрижка ногтей, подмывание в течение дня и ежедневное купание в ванной. Некоторые специалисты рекомендуют даже чистить зубы малышу. Для этого существуют специальные резиновые щеточки. Они не только очищают ротовую полость, но и служат отличным помощником при прорезывании зубов.
- Воздушные ванны. Раздевайте кроху и пусть он отдохнет от одежды несколько минут. Только не забывайте, что при этом в комнате должна быть комфортная температура для ребенка.
- Гимнастика и массаж, занятие на фитболе – верные друзья карапуза в 6 месяцев.
Здоровье и безопасность 6-месячного ребенка
Все также мама с малышом продолжают ежемесячно навещать участкового педиатра. При этом посещении скорее всего кроха получит следующие вакцины в соответствии с графиком иммунизации: от дифтерии, полиомиелита и другие.
Побочные эффекты иммунизации, как правило, незначительны и могут включать незначительное повышение температуры, покраснение в месте инъекции, сонливость. Если вы считаете, что у ребенка неблагоприятная реакция на вакцину, тогда поговорите обязательно с врачом об этом.
Если у малыша еще не стали прорезываться первые зубки, то в этом месяце это событие должно обрадовать родителей. Педиатр вашего ребенка посоветует вам следить за симптомами прорезывания зубов, принимать лекарства от боли, если это необходимо, делать все возможное для комфортного состояния малыша, к примеру, пользоваться прорезывателями.
Вот несколько полезных советов по безопасности малыша, которые следует помнить в этом месяце:
- В настоящее время многие специалисты не рекомендуют в этом возрасте пользоваться ходунками, поскольку они представляют риск падения и не помогают развитию в 6 месяцев вашего ребенка. Вместо этого стимулируйте своего ребенка учиться стоять, удерживая его в вертикальном положении или используя опору.
- Всегда используйте автокресло, установленное на заднем сидении, как минимум до двухлетнего возраста.
- Никогда не ставьте автокресло вашего ребенка на переднее сиденье или рядом с подушкой безопасности.
- В 6 месяцев карапуз начинает хвататься и тянуться за вещами, такими как горячая чашка кофе по утрам или горящая сковорода на плите. В этом месяце уделите особое внимание тому, какие предметы находятся в пределах досягаемости любопытного карапуза. Если ваш ребенок обжегся, обработайте участок холодной водой, слегка накройте тканевой повязкой и немедленно обратитесь к врачу.
6 месяцев — отличный возраст, чтобы по-настоящему наслаждаться своим ребенком. Многие мамы заканчивают кормить в этот период. Кто-то счастлив, а кто-то грустит. Не следует этого делать, ведь вы дали своему малышу самое ценное, что необходимо на данном этапе для успешного развития и здоровья. Это особенное время в жизни вашего малыша, потому что большинство детей в этом возрасте, как правило, счастливы, любят улыбаться и играть с мамой, но еще не самостоятельны, а это значит, что вы можете наслаждаться своим ребенком до того, как он научится ползти.
Вот и прошли первые полгода жизни вашего малыша. Он уже многому научился, умеет показывать свой характер, но после шести месяцев количество изменений в физическом и психическом развитии будет только увеличиться. Малыш становится настоящей личностью, меняется его режим дня и рацион питания, появляются новые навыки и привычки. Каждый новый день будет приносить в вашу семью новые открытия и достижения в жизни ребенка.
Физиологическое развитие малыша на 6 месяце
Каждый месяц родители совместно с педиатром наблюдали, как проходит физическое развитие ребенка. Ежемесячный контроль веса, роста, окружности головы и груди сравнивали со средними показателями центильной таблицы. Согласно ее данным средний рост ребенка в шесть месяцев должен быть в пределах 64-67 сантиметров, а средний вес – от 6,5 до 8,5 килограммов, в зависимости от веса при рождении.
Что умеет ребенок в 6 месяцев
- Самостоятельно переворачивается с животика на спину и обратно.
- В ножках и ручках пропадает гипертонус.
- Может лежать на животе, опираясь только на одну руку, а другой рукой берет интересующий его предмет.
- Может при помощи рук взрослого подтягиваться из положения лежа в положение сидя, делая крепкий захват своими ручками.
- Сидит самостоятельно или активно пытается это делать.
- Самостоятельно ползает или пытается выполнять похожие движения на четвереньках.
- Твердо отталкивается ножками от поверхности, при поддержке его за подмышки.
- Учится самостоятельно стоять, придерживаясь за край детской кроватки.
- Проявляет большой интерес к различным предметам, которые можно брать и ощупывать, бросать и пробовать «на вкус». Может одновременно брать игрушки в каждую руку, кидать их и снова поднимать.
- Понимает, как найти предмет, если он спрятался под покрывалом или другим накрытием.
- Довольно продолжительное время для этого возраста (примерно пятнадцать минут) может играть самостоятельно, увлекается процессом игры, особенно, если у него что-то получается делать без помощи взрослого. Это может быть нанизывание колечек на пирамидку, собирание маленьких предметов в коробку, закрывание и открывание коробочки и другие занятия.
- Появляются первые зубки (центральные нижние). В этом возрасте необходимо посетить детского стоматолога на предмет строения челюсти и уздечек.
Психическое и эмоциональное развитие
- Если до шестимесячного возраста криком и громким плачем ребенок выражал эмоции, общался, требовал чего-то, выражал негодование, то теперь плач – это только проявления дискомфорта. Он может быть связан с переполненным подгузником, болевыми ощущениями, жарой или холодом и т.п. Общение малыша с родителями происходит при помощи новых звуков, звукосочетаний, лепета. Малыш пытается повторять услышанные звуки, без осознания их назначения. Примерно в шесть с половиной месяцев ребенок уже может произносить множество звуков (около сорока).
- Происходит осознанная беседа между ребенком и взрослым. Малыш учится повторять то, что его просят сказать. Он может найти тот предмет, о котором говорят.
- Голоса самых близких людей малыш слышит и узнает на расстоянии, даже из другой комнаты. При этом он тут же реагирует своеобразными возгласами, давая всем понять, что ему нужно уделить внимание, взять на ручки.
- Большинство деток в этом возрасте могут проявлять ласку и нежность (например, обнять, прижаться, поцеловать). Менее настороженно малыши в этом возрасте реагируют на посторонних людей, но на близкий контакт пока не идут.
- Происходит постепенное формирование самых простых причинно – следственных связей. Ребенок может криком позвать маму (он понимает, что на его голос будет именно такая реакция). Малыш интересуется различными кнопочками, звоночками и другими приспособлениями или предметами, из которых появляются звуки (например, игрушка с кнопкой или книжка с музыкальной вставкой). Но во всех действиях малыша пока отсутствует чувство самосохранения.
- Происходит формирование активного интереса к окружающему миру. Ребенка интересует все вокруг – предметы мебели, игрушки, бытовая техника, домашние животные, звуки, яркие краски, природа. Поэтому во время игры, экскурсии по дому или на прогулке малыш все чаще что-то лепечет и что-то хочет узнать.
Тест на развитие малыша в полгода
- Малыш должен уметь фокусировать взгляд на одном предмете и выделять его из многих. Для этого подержите яркую игрушку примерно в двадцати сантиметрах от малыша и понаблюдайте за его взглядом.
- Ребенок должен проявлять различные реакции на абсолютно разные предметы – например, любимая игрушка и бутылочка с молочной смесью. Покажите эти предметы малышу один за другим. Скорее всего, на игрушку он отреагирует оживлением и восторгом, а на молоко – будет открывать ротик.
- Ребенок должен проявлять интерес к звукам. Например, музыкальная игрушка может заинтересовать его так, что он с помощью взрослых захочет приподняться из лежачего положения и возможно даже сядет.
- Малыш может имитировать звуки и эмоции взрослых. Попробуйте поговорить с ним, используя разную мимику. Возможно, вы увидите повторение вашей улыбки и строгого сморщенного лба с насупленными бровями.
- Дети в этом возрасте довольно крепко цепляются за предметы. Они надежно удерживают игрушки в своих руках, и отнять их не так-то просто. Попытайтесь забрать из рук ребенка предмет, и вы увидите противостояние и недовольство.
- Ребенок отлично знает свое имя, он много раз слышал, как ласково его называют окружающие. Поэтому, услышав его в очередной раз, он проявляет при этом положительную эмоциональную реакцию. Проверьте.
Что должно насторожить
- У малыша отсутствует желание сидеть, а поддержка взрослого не помогает.
- Ребенок не отталкивается ножками от поверхности, если вы его держите за подмышки.
- Не может переложить предмет из одной руки в другую.
- Отсутствует реакция ребенка на звуки и движения, находящиеся на втором плане.
- Не просит взять его на ручки.
- Не оживляется эмоционально при виде родителей, почти не улыбается и ничего не лепечет.
Все это должно насторожить маму и папу и заставить немедленно проконсультироваться со специалистами.
Начало прикорма
Шесть месяцев – это самое благоприятное время для начала прикорма. Первые полгода все необходимые полезные вещества находились в грудном молоке. Если малыш – искусственник, то прикорм можно начинать примерно с четырех месяцев.
Ребенок в шестимесячном возрасте становится более активным, он тратит много энергии и сил, он растет и развивается. Такие затраты можно восполнить при помощи растительных белков, минералов и различных полезных микроэлементов.
Не стоит откладывать начало прикорма на более поздний срок. Именно сейчас нужно развивать жевательные навыки ребенка. Если отложить прикормы хотя бы на месяц, то это может спровоцировать возникновение анемии, рахита или гипотрофии. Малышу в дальнейшем будет трудно перестроиться с жидкой пищи на более густую. Начав прикорм сейчас, можно не спеша вводить по одному продукту в рацион ребенка и следить за реакцией его организма. Это поможет в дальнейшем избежать аллергии на отдельные продукты.
Первое время проводите прикорм в утренние часы перед основным кормлением. Желательного начинать с овощного пюре (для полненьких малышей и при проблемах со стулом) или каш (для детей с маленьким весом). Каждый овощ вводите отдельно – это может быть цветная капуста, кабачок или брокколи. Гречневая, рисовая или кукурузная каша варится только на воде без добавления сахара или соли.
Приготовление овощного пюре
- Обдать овощи кипятком.
- Сварить (в воде или на пару).
- Взбить при помощи блендера или протереть через сито.
При необходимости можно разбавить пюре овощным отваром.
Если это не лето и не осень и качественные свежие овощи приобрести невозможно, то воспользуйтесь овощными пюре в баночках. Во время кормления пользуйтесь специальной детской ложечкой. Следите за температурой продукта (норма – около 37 градусов).
Начинайте давать прикорм в количестве одной чайной ложки, каждый раз прибавляя по такой же порции. В течение недели объем овощного пюре будет примерно 150 граммов. Такое количество может полностью заменить одно кормление. Все остальные кормления продолжаются по требованию ребенка. Каждый продукт вводится по отдельности и только после привыкания малыша к предыдущему. Детские каши с несколькими компонентами не рекомендуется давать детям до семимесячного возраста.
Если один из продуктов (овощей или каш) вызвал у малыша аллергическую реакцию или расстройство стула, то стоит отказаться от этого продукта на некоторое время, а позже повторите попытку.
Отучаем от соски
Шесть месяцев – это благоприятное время для отучения от соски, потому что малыш уже учится пить из чашки и постепенно отвыкает от кормлений из бутылочки в ночное время. Днем он кушает с ложечки. В этот период намного легче перенести ребенку разлуку с соской. А если еще учесть, что соска может нанести вред деснам и будущим зубам ребенка. Ведь наступил тот возраст, когда режутся зубки. Педиатры рекомендуют вместо соски приобрести для малыша специальное колечко для десен.
Режим сна малыша в 6 месяцев
Сон малыша в возрасте старше шести месяцев становится более упорядоченным. Теперь ребенок может спать в ночное время, не просыпаясь, около 6-7 часов. Дневной сон обычно бывает два раза по 1,5-2 часа. Но эти показатели средние, а у каждого ребенка свой индивидуальный режим сна.
Дети, которые находятся на грудном вскармливании, могут просыпаться несколько раз за ночь, чтобы покушать. С возрастом это пройдет. Для беспокойных и гиперактивных малышей, которые плохо спят ночью, опытные родители и педиатры рекомендуют:
- После дневного сна должно пройти не менее четырех часов до ночного укладывания.
- Обязательно используйте купания ребенка в теплой воде с отварами трав незадолго до ночного сна.
- На ночь, после купания, ребенка нужно хорошо покормить.
Развивающие игры с ребенком в шесть месяцев
В игровой ситуации развитие ребенка происходит легко и непринужденно. Например, развивать речь малыша можно при помощи детских книг с яркими картинками и коротенькими стишками. Книги должны быть изготовлены из плотного картона, страницы которого сможет переворачивать малыш даже без помощи взрослых. Пока ребенок справляется со страницами и рассматривает картинки нужно повторять ему двустишия, отдельные слова, фразы или четверостишия. Это способствует раннему речевому развитию.
Речевое развитие напрямую связано с развитием мелкой моторики. Необходимо проводить специальные занятия для развития пальчиков:
- В качестве предметов для игры предложите малышу различного размера коробочки, баночки, куклу – матрешку.
- Пальчики малыша должны хорошо ощущать и различать размеры и форму предметов. Сшейте несколько мешочков из плотной ткани и положите в них по отдельности разные предметы – пуговицы, фасоль, песок, горошинки, гальку.
- Катание теннисного шарика ладошками.
- Массаж пальчиков.
- Сжимание и разжимание мягкой игрушки со звучанием.
- Игра «Ладушки», «Сорока – ворона».
Во время таких занятий не скупитесь на похвалу. Малыш должен чувствовать, что мама ним довольна.
В качестве игровой площадки ребенку больше подойдет пол, в детской кроватке ему уже не так интересно и тесно. Разложите на полу в разных местах его любимые или новые игрушки, пусть он старается подобраться к ним самостоятельно.
Не стоит забывать о закаливании организма ребенка. В него входят ежедневные прогулки на свежем воздухе, купания и воздушные ванны, а также массаж и ежедневная утренняя гимнастика.
Малыш начинает впитывать каждое слово и действие взрослого. Он реагирует на любой звук или возглас. Постарайтесь, чтобы малыш слышал только хорошее и испытывал только положительные эмоции. Не заставляйте ребенка выполнять то, что он не хочет. Не перегружайте его различными упражнениями и занятиями. Его неокрепшему организму больше всего необходимы только внимание, ласка и ваша забота.