Сенситивные периоды развития ребенка (по Л.С. Выготскому) — Журналы для дошкольных образовательных учреждений
Лункина Е.Н., учитель-логопед д/с «Волшебный замок», ЦАО, Москва
Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено выдающимся отечественным психологом, психолингвистом, дефектологом, ученым с мировым именем Л.С. Выготским (1896—1934). Он разработал понятие «психологические системы», под которыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, между мышлением и памятью, мышлением и речью).
Огромный вклад Л.С. Выготского в детскую психологию — введение понятия «зона ближайшего развития». Согласно ученому, это область не созревших, но созревающих процессов, которые можно назвать «почками развития». «Зона ближайшего развития» ставит перед ребенком большие задачи, решить которые он способен лишь с помощью взрослого, в ходе их совместной деятельности. Л.С. Выготский пришел к выводу, что обучение ребенка должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать и вести за собой развитие. Это утверждение стало аксиомой в детской психологии и педагогике.
Следующим важным открытием гениального ученого в детской психологии стало возрастное определение периодов в жизни ребенка, наиболее благоприятных для развития тех или иных функций индивидуума. Эти знания необходимы для педагогов и родителей, чтобы не упустить период, наиболее благоприятный для обучения ребенка, чтобы те «развивающиеся почки», которые представляют собой созревающие процессы в «зоне ближайшего развития», могли в полной мере развить и обогатить физические, интеллектуальные, эмоциональные, социальные и культурные возможности в будущей жизни ребенка.
Одинаковых детей не существует, даже близнецы сильно отличаются друг от друга. У каждого индивидуальные свойства психики, способности и интересы.
Однако в жизни каждого малыша есть периоды, в которых самой физиологией созданы максимально оптимальные условия и возможности для развития у ребенка определенных свойств психики, восприимчивости к приобретению определенных знаний и умений. Эти периоды называются сенситивными.
Сенситивность (от лат. sensitivus — чувствительный) — оптимальное сочетание условий для развития психических процессов, присущих определенному возрастному периоду. В сенситивные периоды есть большая возможность предельно развить способности детей.
Еще одно определение сенситивного периода может быть сформулировано следующим образом. Сенситивный период — определенный период жизни ребенка, в котором созданы оптимальные условия для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности.
Периоды эти ограничены по времени, следовательно, пропустив этапы психического развития, в будущем придется затрачивать немало усилий и времени, чтобы восполнить пробел в развитии определенных функций. Некоторые психические функции могут так и не развиться. Примером тому служат многочисленные случаи детей, выросших в стае животных. Когда их вернули в общество, то никакими реабилитационными методами не смогли научить полноценной речи и адаптации в новых для них условиях. Все их поведение копировало жизнь и привычки животных.
Таким образом, сенситивный период — время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. Он показывает свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка.
Возрастная сенситивность — свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. Например, для развития речи у детей сенситивный период приходится на 1,5 года. Именно в это время нужно уделять ребенку повышенное внимание со стороны взрослых, гармонично воспитывая и развивая его. Поэтому необыкновенно важно для становления человека в первые годы его жизни окружение, разнообразие деятельности, интересов и эмоций. Недостаток полученных в детстве эмоций, знаний, умений, физического и психического развития будет невосполнимым пробелом в дальнейшей жизни.
Для начала нужно разобраться, сколько этих периодов у ребенка, в каком возрасте они наступают, какие именно знания ребенок легко воспринимает в каждом из них.
Периоды максимальных возможностей и условий для развития у детей определенных свойств психики и восприимчивости к приобретению знаний и умений.
1,5—3 года. Период яркого восприятия речи, пополнения словарного запаса. В этом возрасте ребенок очень восприимчив к изучению иностранных языков. Также он благоприятен для развития моторики, манипуляций с предметами, восприятия порядка;
3—4 года. Этот период наиболее благоприятен для ознакомления со знаковым обозначением цифр и букв, подготовке к письму. Развиваются осознанная речь и понимание собственной мысли, идет интенсивное развитие органов чувств;
4—5 лет. Этот период знаменуется развитием интереса к музыке и математике. Увеличивается активность ребенка в восприятии письма, цвета, формы, размера предметов, происходит интенсивное социальное развитие;
5—6 лет. Наиболее благоприятный период для перехода от письма к чтению. Этот период очень важен для привития ребенку социальных навыков и поведения;
8—9 лет. В этот период языковые способности вторично достигают пика. Он также имеет большое значение для развития воображения и культурного образования.
На разных этапах сенситивного развития ребенка изменения в его психике могут проходить как постепенно и замедленно, так быстро и резко. Соответственно этому выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Их еще называют поворотными моментами в развитии, или кризисами, если они протекают стремительно. В эти периоды ребенок особенно восприимчив к получению знаний и жизненных навыков. В организме ребенка происходят изменения, которые проявляются повышенной чувствительностью и ранимостью. На возникновение этих периодов мы повлиять не можем, поскольку это заложено человеческой природой. Но родители и педагоги должны (даже обязаны) предельно продуктивно использовать их для развития своего ребенка.
При стабильной стадии развития характерно плавное, без резких сдвигов и перемен поведение ребенка. Это может быть даже незаметно для его окружения. Но эти перемены накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии.
Стабильные этапы чередуются с кризисными. Кризисные периоды длятся недолго (от нескольких месяцев до 1—2 лет в зависимости от мудрости педагогов и такта родителей). Это чаще всего краткие, но бурные стадии. В кризисные периоды происходят значительные изменения личности ребенка. Сам кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине сенситивного периода. Родители видят резкие изменения в поведении, интересах, ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Индивидуальных различий во время кризисов гораздо больше, чем в стабильные периоды. В это время обостряются противоречия, с одной стороны, между взрослыми потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, и с другой — между новыми потребностями и сложившимися ранее отношениями со взрослыми. Современными психологами эти противоречия рассматриваются как движущие силы психического развития.
По мнению Л.С. Выготского, самыми важными служат три сенситивных периода (кризисных момента) — 1 год, 3 и 7 лет. Педагоги и родители должны знать о кризисных моментах в жизни ребенка и своевременно подготовиться к ним для обеспечения наибольшего удовлетворения потребностей малыша в каждом сенситивном периоде.
Возрастная сенситивность свойственна конкретному возрастному этапу, это наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.
Возрастная периодизация (по Л.С. Выготскому)
• Кризис новорожденности — младенчество (от 2 мес. до 1 года).
В 1,5—2,5 мес. формируется мелкая моторика, развивается сенсорная область, ребенок познает мир, используя слуховые и тактильные ощущения.
• Кризис 1 года — раннее детство (1—3 года).
Появляются новые виды общения, происходит разрыв психологического единства «мать — дитя», развиваются речь и умственные способности. Ведущий вид деятельности — эмоционально-непосредственное общение младенца со взрослым.
От 1 до 3 лет — сенситивный период для развития речевых способностей. Ребенок слушает, накапливает пассивный словарный запас, затем уже появляется речь, которая носит предметный характер. Развивается способность выражать свои желания и чувства.
В 2,5—3 года ребенок часто разговаривает сам с собой, что способствует развитию логического мышления, последовательности в речи. Со временем такие монологи он ведет уже мысленно.
• Кризис 3 лет — дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).
Ведущий вид деятельности — орудийно-предметный. Формируются самооценка и самосознание, происходит становление личности. От 3 до 7 лет ребенок включается во взрослую жизнь, в разные виды деятельности, сам выбирает во что играть и свою роль в игре; интересуется звуками и буквами, т.е. их графическим изображением в виде символов. Активно развиваются воображение и отображение впечатлений об окружающем мире, взаимодействие с окружающими, общение. Ведущий вид деятельности — сюжетно-ролевая игра.
• Кризис 7 лет — школьный возраст (от 7 до 13 лет).
Ведущий вид деятельности — учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности, личность ребенка и его межличностные отношения.
• Кризис 13 лет — пубертатный возраст (13—17 лет).
Ведущий вид деятельности — личностное общение подростков.
• Кризис 17 лет — юношеский возраст (17—21 год).
Ведущий вид деятельности — профессионально-учебный.
По мнению Л.С. Выготского, в эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых. В кризисные периоды ребенок становится восприимчив к приобретению определенных знаний и умений.
И хотя развитие интеллекта человека продолжается и во взрослой жизни, в детстве это происходит намного легче и естественнее. Родителям стоит обратить внимание на наступление каждого из этих периодов и своевременно подготовить базу и окружающую среду для наибольшего удовлетворения потребностей ребенка на каждой стадии его развития.
Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. После того как они были возвращены в нормальные условия жизни, несмотря на усиленный уход и специальные занятия с ними, вернуть их в человеческое общество уже не представлялось возможным. Максимальное количество слов, которому удалось научить всего нескольких таких детей, составляло не более 45. А их навыки человеческого существования после реабилитационного периода были скорее дрессировкой, как у домашних животных. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль.
Дело в том, что самые ответственные сенситивные периоды становления личности человека были безвозвратно пропущены. Именно в первые 5—7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут.
Мудрецы считали, что каждый ребенок заговорит на языке своих родителей, даже если его этому никто не будет учить. Ребенок индийца заговорит на индийском языке, ребенок непальца — на непальском и т.п. Падишах усомнился в этом и решил поставить жестокий опыт: несколько грудных детей поселили в отдельных комнатах, а ухаживали за ними глухонемые слуги. Через семь лет вошедший падишах с мудрецами услышали бессвязные крики, вопли, шипение и мяуканье молодых звероподобных существ.
Все это лишний раз доказывает, насколько важны для развития ребенка и его речи первые годы жизни.
Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека.
Современный всемирно известный японский педагог-практик Масару Ибуки озаглавил свою книгу по детской психологии «После трех уже поздно». В своем труде ученый пишет о том, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — его личный опыт познания в первые три года жизни. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Здесь мы вновь видим подтверждение теории Л.С. Выготского о решающих сенситивных периодах в жизни ребенка и их значении в формировании личности.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста (от 0 до 3 лет), психофизиологически оптимальные условия (сенситивные периоды) формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности. Хотя японский ученый ставит акцент на двух (из трех основных, по Л.С. Выготскому) кризисных периодах развития — 1 год и 3 года, тем не менее понятно, что без прочной базы развития личности индивидуума в первые два сенситивных периода (до 3 лет) мы теряем возможность всеобъемлющего развития умственных способностей ребенка. Только реализация всех возможностей предыдущей стадии обеспечивает благоприятный переход к новой стадии развития.
Л.С. Выготский писал, что новое не падает с неба, а появляется закономерно, подготовленное всем ходом предшествующего развития. Источником же развития служит социальная среда, в которой находится ребенок.
Ученики и последователи Л.С. Выготского (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.) продолжают руководствоваться его трудами и, базируясь на его исследованиях, продолжают развивать концепции раннего развития личности ребенка.
Итак, можно сделать следующие выводы. Сенситивные периоды — возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность их развития. Это наиболее ответственные этапы развития детей.
Стоит заметить, что данные периоды наступают у каждого ребенка, но время их появления и продолжительность индивидуальны, на их возникновение не могут влиять ни педагоги, ни родители. При верном подходе можно продуктивно их применять для дальнейшего развития определенных способностей или типа деятельности. Именно поэтому на определенных возрастных этапах следует уделять большее внимание конкретной области, стараясь при этом развивать качественную составляющую способностей вашего ребенка.
Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.
Родителям и педагогам следует четко понимать, что чем больше круг интересов ребенка, тем более гармоничным он вырастет. Особенность развития ребенка заключается в том, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные. В эти моменты ребенку необходимо уделять повышенное внимание со стороны взрослых.
Литература
Богданович Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы. М., 1994.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М., 1994.
Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1973.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2, 5. М., 1982.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Воронеж, 1998.
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 1993.
Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1999.
Эльконин Д. Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981.
Эльконин Д.Б., Божович Л.И. Развитие мотивов учения у детей 6—7 лет. Волгоград, 1999.
Что такое сенситивные периоды развития и как воспитывать по ним ребёнка
Сенситивный период — это возраст, когда ребенку проще даются определенные вещи, когда он лучше усваивает новую информацию. Итальянский педагог Мария Монтессори выделила шесть сенситивных периодов. Чем они отличаются и как помочь ребенку пережить каждый из них, разбираемся вместе с Монтессори-педагогом Анной Ложкиной.
Период развития речи (0–6 лет)
В этот период дети активно расширяют свой словарный запас. Самые маленькие показывают пальцем на предмет и просят назвать его много раз. Так они воспринимают слово на слух и соотносят его с вещью. Затем начинают интересоваться не только предметами и явлениями, но и историями. Первые книги ребенка обязательно должны быть с картинками, чтобы он понимал, о чем идет речь.
Далее детей начинают увлекать буквы, и примерно в пять лет возникает интерес к письму. Ребенок понимает, что он может выразить мысль с помощью букв. Чуть позже у детей появляется спонтанное чтение — ребенок читает все подряд. Постепенно речь становится средством выражения мыслей и чувств.
Как помочь ребенку в этот период:
- Пополняйте словарный запас правильными названиями. Не «киса», а «кошка», не «му-му», а «корова». Ребенку все равно, что запоминать: «киса» или «кошка», — как вы что-то назовете, так он и будет говорить. Обозначайте предметы корректно, так, как они на самом деле называются.
- Чаще показывайте то, о чем идет речь. Если есть возможность показать предмет, о котором вы говорите, в реальной жизни, так и сделайте. Конечно, льва или жирафа вы поблизости не найдете. Но вазу или мяч лучше показать в комнате, а не на карточках.
- Разговаривайте с другими людьми при ребенке. Детям важно наблюдать нашу артикуляцию. Мультики для развития речи не очень полезны, а наблюдение внятного разговора взрослых поможет ребенку понять, как должна выглядеть его речь со стороны. Можно даже красить губы яркой помадой, чтобы движение рта было ярче, заметнее.
- Говорите по делу. Называть повседневные вещи, которые происходят с ребенком, полезно, но не стоит перебарщивать с деталями и без остановки транслировать все, что происходит. «Вот мы поднялись на одну ступеньку, вот на вторую, сейчас я вставлю ключ в замок, поверну его и открою дверь красного цвета и прямоугольной формы» — это уже слишком.
Период восприятия порядка (0–4 года)
В это время у ребенка появляется потребность в порядке: и внешнем, и внутреннем. Ему хочется наблюдать устоявшиеся алгоритмы, определенный режим вокруг. Это дает ощущение спокойствия и стабильности. Например, если чай трехлетке всегда наливала мама, а однажды это сделает папа и нальет чай в другую чашку, у ребенка может начаться истерика. В этот период дети особенно консервативны, им не нравится, когда что-то идет не так. Ребенок может отказываться от новой еды, ходить в одной и той же одежде. Смена времен года и переезд тоже могут вызвать у него стресс.
Как помочь ребенку в этот период:
- Поймите, что это не баловство и не капризы. Это нормальный период развития, когда дети негативно воспринимают перемены.
- Старайтесь давать ребенку ощущение порядка во внешней среде. Пусть у каждой вещи и игрушки будет свое место.
- Составьте распорядок дня и последовательность действий, которые комфортны ребенку.
- Поддерживайте ребенка эмоционально и проговаривайте все, что меняется, чтобы не оставлять его наедине с переживаниями.
- Попробуйте научить ребенка ухаживать за собой. Примерно с полутора лет дети уже начинают убирать за собой игрушки и одежду. Будьте внимательны и не настаивайте на уборке, если ребенок устал.
- Заранее уточняйте у ребенка, что ему комфортно. Лучше спросить: «Ты хочешь, чтобы я очистила банан, или сделаешь это сам?» У ребенка возникнет ощущение контроля ситуации, и он почувствует себя в безопасности.
Период сенсорного развития (от 0 до 5,5 года)
В этот период ребенок изучает окружающий мир с помощью чувств. Он лезет в песок, играет в пластилин, активно гладит кошку. Некоторые дети в это время увлекаются музыкой. Задача родителя в этом возрасте — помочь ребенку максимально изучить мир через восприятие. Не через развивающие мультфильмы, а с помощью рук и органов чувств.
Как помочь ребенку в этот период:
- Дайте ребенку потрогать разные предметы. Постарайтесь сделать так, чтобы они были разными на ощупь. Ребенок должен почувствовать разницу между шершавым мхом и гладкой стеклянной поверхностью.
- Помогите ребенку услышать разнообразные звуки.
- Показывайте ребенку как можно больше запахов и форм. Чем более разнообразные ощущения останутся у ребенка после этого периода, тем более открытым он будет впоследствии.
- Готовьте ребенку разную еду. Если ребенок попробует много блюд и продуктов в этот период, его вкусовые предпочтения будут шире и разнообразнее.
- Найдите ребенку игры, связанные с мелкой моторикой. Пластилин, сенсорные материалы, кинетический песок, массы для лепки, пальчиковые краски — все это особенно полезно для развития ребенка в это время.
- Чаще бывайте на природе и показывайте ребенку разные пейзажи. Изучайте листья, звуки леса, следы животных. Это повысит наблюдательность.
Период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 года)
В это время ребенок интересуется мелкими предметами: собирает мусор с пола, перебирает бусинки и крошки. Дети концентрируют внимание на изучении маленьких предметов. Появляется любовь к пазлам.
Как помочь ребенку в этот период:
- Не отвлекайте ребенка от игры с мелкими предметами. Это естественный период развития.
- Помогите ребенку сделать игру с маленькими предметами интереснее. Например, найдите емкость вроде банки или бутылки, куда ребенок сможет складывать бусинки или монетки.
- Предложите ребенку поиграть с безопасными прищепками. В это время развивается трехпальцевый захват, благодаря которому руки постепенно привыкнут к письму. Предложите поднять маленькие шарики с помощью пинцета. Это немного усложнит задачу, сделает игру интереснее и поможет развить мелкую моторику.
Период движений, действий (от 1 до 4 лет)
Дети развиваются через движение, но в этот период у них особенно ярко проявляется потребность в активности. Они бегают по кругу, прыгают, ходят спиной вперед. Этот период волнообразный: через две недели активных действий ребенок может устать и еще несколько недель интересоваться спокойными занятиями. Также у детей в этот период появляется потребность двигать тяжелые предметы. Они хотят носить табуретки, швабру и другие большие вещи. Это помогает им исследовать свое тело, понять, «а что я еще могу?».
Как помочь ребенку в этот период:
- Относитесь с пониманием к этому периоду. Некоторые родители начинают закатывать глаза и вздыхать, как будто другие дети гораздо более усидчивые, а их сын «как с цепи сорвался». Это нормальный период жизни, процесс исследования себя и мира вокруг.
- Дайте ребенку возможность проявлять активность. Летом это делать просто, потому что всегда есть возможность пойти погулять на улицу. Зимой можно тоже давать ребенку ощущение движения. Попросите его отнести корзину с бельем в ванную или переставить книги на полке.
- Начните гулять с ребенком без коляски. Идите в темпе ребенка.
- Чаще ходите с ребенком по лестницам, а не пользуйтесь лифтами.
- Избегайте всего, что ограничивает движение: манеж, ходунки, тугое пеленание. Пусть у ребенка дома будет комфортное пространство для свободных и безопасных передвижений.
Период социальных навыков (от 2 до 6 лет)
Ребёнок начинает чувствовать себя частью общества: группы, семьи. Сначала он наблюдает за поведением людей и замечает, как принято себя вести. Если мама здоровается с консьержкой, значит, так принято. Если родители постоянно ссорятся и кричат друг на друга, значит, так делать правильно. Для него увиденное станет нормой. Дети берут пример с родителей, объяснения словами не помогут. Они учатся через наблюдение. Ближе к трем годам у детей просыпается интерес к другим детям, «к таким же, как я». Они начинают общаться друг с другом.
Как помочь ребенку в этот период:
- Общайтесь так, как хотите, чтобы ваш ребенок общался в будущем. Будьте вежливы и приветливы. Не кричите на людей. Тогда и ребенок вырастет вежливым человеком, который легко наладит контакт с окружающими.
- Не заставляйте ребенка что-либо говорить людям.
- Разыгрывайте разные ситуации с игрушками. Например, медвежонок пришел на детскую площадку и не поделил машинку с куклой. Покажите с помощью игрушек, как можно разрешить такой конфликт.
- Не акцентируйте внимание на неудачах ребенка. Не все попытки наладить контакт с кем-либо заканчиваются успешно, и не всегда в этом виноват ребенок. Объясните ему, что у всех разные правила и иногда они могут не соответствовать друг другу. Чаще хвалите ребенка за правильные поступки и напоминайте, что мы все учимся.
Если ребенок не соответствует какому-то сенситивному периоду
Важно понимать, что все возрастные категории в этой классификации (как и в любой другой) условные. Все дети разные, и в какие-то периоды они могут не соответствовать системе. Иногда родители просто не обращают внимания на то, как проходит один из периодов, потому что не все они проявляются ярко. Все мы индивидуальны, и на планете нет двух одинаковых людей. Не подгоняйте ребенка под нормы и стандарты книг, растите его самим собой и поддерживайте в развитии. Не сравнивайте его с другими детьми и не думайте, что он от кого-то отстает, — это просто его индивидуальный путь развития. Когда мы перестанем навязывать детям свои ожидания, они смогут заметить, что им действительно интересно.
Фото на обложке: Shutterstock / Serenko Natalia
Вехи развития ребенка — Колыбель Аполлона
Главная » Вехи развития ребенка
«РАННИЙ ОБСЛЕДОВАНИЕ ОЗНАЧАЕТ РАННЕЕ ВЫЯВЛЕНИЕ»Такие навыки, как первый шаг, первая улыбка и приветствие рукой, называются вехами развития.
Развитие коммуникативных навыков начинается в младенчестве, до появления первого слова. Любая речевая или языковая проблема может оказать значительное влияние на социальные навыки ребенка, его академическое развитие и поведение. Чем раньше будут выявлены и проверены речевые и языковые проблемы ребенка, тем меньше вероятность того, что проблемы сохранятся или усугубятся. Раннее речевое и языковое вмешательство может помочь детям добиться большего успеха в чтении, письме в школе и в межличностных отношениях.
Некоторые действия, которые большинство детей будут делать в разном возрасте: От рождения до 3 месяцев
- Реагирует на знакомые голоса или слова
- Реагирует на громкие звуки: ребенок вздрагивает, моргает, останавливается, сосет, плачет или просыпается
- При пробуждении издает тихие звуки, ребенок булькает
- Поворачивает глаза или голову на звуки, голоса, шумные игрушки, лай собак
- Реагирует на изменение тона вашего голоса
- Реагирует на свое имя и смотрит, когда его зовут
- Понимает простые слова, такие как «нет», «пока-пока», «дай».
- Болтовня «да-да-да» «ма-ма-ма». «бабаба»
- Реагирует как на тихие, так и на громкие звуки
- Повторяет отдельные слова и имитирует звуки животных
- Указывает на любимые игрушки или продукты, когда их спрашивают
- Использует 10 или более слов
- Выполняет простые устные указания, такие как «бери мяч»
- Указывает на людей, части тела или игрушки, когда их спрашивают
- Использует 20 или более слов
- Сочетает два или более слов, таких как «больше сока», «что это?»
- Использует много разных согласных звуков в начале слов: b, g.
- Слушает образцы рассказов и песен
- Использует предложения из двух-трех слов
- Выполняет двухэтапные инструкции: «Закрой дверь и возьми мяч»
Задержка развития — это неспособность ребенка достичь определенной вехи развития в определенном ожидаемом возрасте. Задержка развития может быть связана с биологическими, генетическими, социальными факторами или с неврологическими нарушениями или нарушениями развития. Например, недоношенные дети могут достичь вех развития позже, чем их сверстники.
Очень важно выявить ребенка с задержкой развития, найти причину и принять меры на ранней стадии, чтобы добиться хороших результатов в будущем.
Роль родителейРодители играют большую роль в жизни, социализации и развитии ребенка. Родители играют важную роль в обеспечении нормального развития и выявлении признаков любой задержки или проблем, с которыми сталкивается ребенок. Это обеспечит правильное вмешательство в нужное время для детей.
Специалист по колыбели Аполлона
периодов развития | Продолжительность жизни Развитие
Подумайте о продолжительности жизни и составьте список периодов развития. Сколько этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию делят продолжительность жизни на девять стадий следующим образом:
- Пренатальное развитие
- Младенчество и юность
- Раннее детство
- Среднее детство
- Подростковый возраст
- Раннее взросление
- Средняя взрослость
- Поздняя взрослость
- Смерть и умирание
Этот список отражает уникальные аспекты различных этапов детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, социальные отношения и когнитивные навыки. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.
Пренатальное развитиеПроисходит зачатие и начинается развитие. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Понимание питания, тератогенов (или факторов окружающей среды, которые могут привести к врожденным дефектам), а также труда и родоразрешения являются основными проблемами.
Младенчество и детствоФотография новорожденного предоставлена Fenja2
Первые полтора-два года жизни — это период резкого роста и перемен. Новорожденный с хорошим слухом, но очень плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего, говорящего малыша. Воспитатели также превращаются из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно движущихся проводников и инспекторов по безопасности для подвижного, энергичного ребенка.
Раннее детствоФото любезно предоставлено Вальтер де Мария
Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют школьному обучению. В возрасте от трех до пяти лет ребенок занят изучением языка, обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Это знание, однако, не приходит быстро, и у дошкольников вначале могут быть интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, такие как опасения, что они могут провалиться, если будут сидеть перед ванной или демонстрировать, как долго что-то возьмут, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место четырехлетнему ребенку с чувством вины за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.
Среднее детство
Фото предоставлено Pink Sip
Возраст от шести до одиннадцати лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков, а также оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы сравнивают учащихся и публикуют эти сравнения с помощью командных видов спорта, результатов тестов и других форм признания. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. И дети начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками.
Подростковый возраст
Фото предоставлено Overstreet
Подростковый возраст — это период резких физических изменений, отмеченный всплеском общего физического роста и полового созревания, известный как половое созревание. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь.
Раннее взросление
Фото предоставлено Джошем Греем
Двадцатые и тридцатые годы часто считаются ранним взрослением. (Студенты, которым за 30, как правило, любят слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни.
Среднее взросление
Возраст от 30 до 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда старение, начавшееся раньше, становится более заметным, и период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично относиться к ранее рассмотренным возможностям в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Эта возрастная группа также больше всего пострадала от эпидемии СПИДа в Африке, что привело к значительному сокращению числа работающих в этих странах (Weitz, 2007).
Поздняя взрослостьФото предоставлено Overstreet
Этот период жизни увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах. Позднюю взрослость иногда подразделяют на две или три категории, такие как «молодые старые» и «старые старые» или «молодые старые», «старые старые» и «самые старые старые». Мы будем следовать прежней категоризации и будем проводить различие между «молодыми стариками», то есть людьми в возрасте от 65 до 79 лет, и «старыми стариками», или теми, кому 80 лет и старше. Одно из основных различий между этими группами состоит в том, что молодые люди очень похожи на взрослых среднего возраста; все еще работает, все еще относительно здоров и все еще заинтересован в том, чтобы быть продуктивным и активным. «Старые старики» остаются продуктивными и активными, а большинство продолжает жить самостоятельно, но для этой возрастной группы существенно возрастает риск болезней старческого возраста, таких как атеросклероз, рак и цереброваскулярные заболевания. Жилищные вопросы, здравоохранение, увеличение продолжительности активной жизни – лишь некоторые из тем, волнующих эту возрастную группу. Лучший способ оценить разнообразие людей в позднем взрослом возрасте — это выйти за рамки хронологического возраста и выяснить, переживает ли человек оптимальное старение (как джентльмен, изображенный выше, который имеет очень хорошее здоровье для своего возраста и продолжает вести активный, стимулирующий жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста).
Смерть и умирание
Фото предоставлено Робертом Полом Янгом
Эта тема редко получает то освещение, которого она заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Мы будем изучать физические, психологические и социальные аспекты смерти, исследовать горе или тяжелую утрату, а также рассматривать способы, которыми помогают профессионалы работать в условиях смерти и умирания.