Недоразвитие речи 3 уровня: Общее недоразвитие речи (ОНР), причины, симптомы, диагностика и лечение, онр 1 2 3 4 уровня

Содержание

Общее недоразвитие речи | 1ДМЦ

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушения, касающиеся формирования речи у детей. Данное речевое недоразвитие затрагивает все стороны речи: звуковую, лексико-грамматическую и семантическую и касается детей с нормальным уровнем интеллекта и отсутствием проблем с физическим слухом. Проявление тех или иных признаков ОНР зависит от уровня несформированности компонентов речевой системы.

ОНР — патология, характеризующаяся несформированностью звуковой и смысловой речи. При ОНР речь отличается наличием проблем в лексико- грамматических и фонетико-фонематических процессах, а также наблюдаются проблемы со стороны связанности речи ребенка.

Отличительной особенностью детей с ОНР считается позднее появление первых слов (к 3-4, а иногда к 5 годам). Речь при ОНР характеризуется неправильным звуковым и грамматическим оформлением, она малопонятна для окружающих. Речевая активность таких детей снижена.

Логопедические занятия при общем недоразвитии речи у детей являются необходимостью, так как неполноценная речевая деятельность в дальнейшем оказывает негативное влияние на память и внимание.

ОНР способно привести ребенка к трудностям с мыслительными операциями, а также негативно сказывается на познавательной деятельности. Дети с диагнозом ОНР отличаются недостаточным развитием координации движений, а также наличием проблем с общей, тонкой и речевой моторикой. Развитие ОНР часто связывают с:

  • внутриутробной гипоксией;
  • резус-конфликтом;
  • родовыми травмами;
  • асфиксией;
  • черепно-мозговыми травмами;
  • частыми инфекциями;
  • хроническими заболеваниями. 

Торможение речевого развития ребенка также могут вызывать такие факторы, как неблагоприятная речевая среда, дефицит внимания и общения. С учетом степени ОНР выделяют различные уровни общего недоразвития речи: 1, 2, 3 и 4.

ОНР 1 уровня характеризуется несформированностью фразовой речи. Дети с таким уровнем речевого недоразвития используют в общении «лепетные» слова, однословные предложения, дополняя их мимикой и жестами. Словарный запас таких детей очень ограничен и включает в себя, как правило, отдельные звуки и звукоподражания, иногда ряд простых обиходных слов. У детей с ОНР первого уровня отмечается нарушение фонематического слуха, в следствие чего, ребенку тяжело понять и выполнить задачу фонематического анализа слова.

В случае, если у ребенка ОНР 2 уровня, то наряду с лепетом и жестами он применяет в своей речи простые предложения (из 2-3 слов). Стоит отметить, что несмотря на это, высказывания ребенка с данным уровнем нарушения речи бедны и однотипны по своему содержанию: как правило, с помощью этих предложений ребенок обозначает предмет или действие. Для ОНР 2 уровня характерно значительное отставание ребенка по уровню словарного запаса (согласное его возрастной категории) — ребенок не знает значение многих слов и заменяет их в своей речи похожими по смыслу словами. Фонематические процессы также нарушены: дети с данным нарушением речи не готовы к звуковому анализу и синтезу.

ОНР 3 уровня характеризуется развернутостью фразовой речи, однако, дети с данной речевой патологией испытывают трудности при построении сложных предложений, поэтому их речь состоит преимущественно из простых речевых конструкций. . Словарный запас детей с ОНР 3 уровня довольно обширен: такие дети употребляют при общении практически все части речи, однако, часто используют неточное название предметов. Фонематическое восприятие нарушено в меньшей степени, чем при ОНР 1 и 2 уровней.

Для ОНР 4 уровня характерно затрудненное звукопроизношение и повторение сложных слов. Дети с данным уровнем недоразвития речи склонны допускать ошибки при словообразовании и словоизменении, что обусловлено низким уровнем фонематического восприятия. Словарный запас таких детей довольно широк, но, стоит отметить, что ребенку с подобной речевой патологией трудно понять значение редко встречающихся слов. Особенные трудности такие дети испытывают при необходимости логического изложения событий: они часто пропускают главное и акцентируют внимание на второстепенных деталях. Также при повествовании характерно повторение ранее сказанного.

 

Преодоление общего недоразвития речи

Первый детский медицинский центр — лечение ОНР любого уровня.

В настоящее время специалистами Центра накоплен достаточный опыт для успешной коррекции различных речевых патологий.

Коррекция ОНР логопедом выстраивается дифференцированно, с учетом уровня речевого развития. Занятия при общем недоразвитии речи направлены на:

  • развитие речевой активности;
  • понимания речи;
  • работу по формированию правильного фонетического оформления высказывания;
  • развитие связной речи;
  • закрепление правильного звукопроизношения;
  • развитие графо-моторных навыков. 

В перечень логопедических услуг Первого детского медицинского центра входят:

  • консультация логопеда;
  • логопедический массаж;
  • индивидуальныен логопедические занятия.

Стоимость услуг Вы можете уточнить в разделе «Прайс-лист».

Профилактика ОНР

Коррекционная работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который следует начать как можно раньше (с трех-четырех лет).

Профилактика общего недоразвития речи у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалия, дислалия, брадилалия, дизартрия и пр.). Стоит отметить, что родители должны уделять должное внимание речевой среде, в которой проходит воспитание ребенка. Кроме того, нужно следить за развитием речевой активности малыша и, в случае возникновения каких-либо проблем, как можно быстрее обратиться за консультацией специалиста.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь! Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

 

Записаться к Врачу

Выбрать врача

Медосмотр в 1 месяц

Дополнительные анализы Для того, чтобы пройти дополнительные виды диагностики, нужно получить направление…

Психиатрия

Вакцинация

Ортопедия

Первый детский медицинский центр осуществляет диагностику и лечение заболеваний опорно-двигательного…

Эндоскопия

Обращаем Ваше внимание на то, что это общие советы по подготовке к эндоскопическому исследованию зависят…

Неврология

При обнаружение любых отклонений не стоит впадать в панику.

Однако, откладывать поход к детскому неврологу…

Массаж

Лечение желтухи новорожденных

Лечение желтухи у новорожденных Желтуха новорожденных — желтоватое подкрашивание белков глаз и кожи…

Рентген

Гематология

Заикание: причины и формы

Заикание у детей — речевое нарушение, характерной чертой которого является частое повторение или растяжение…

Нарушение голоса

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации,…

Логопедия

Детский логопед – это специалист, который корректирует нарушения речи, вызванные как физическими, так…

Алалия

Алалия у детей — расстройство речи, для которого характерно отсутствие развития речевых навыков (или…

Брадилалия

Брадилалия – патология речи, проявляющаяся в форме нарушения темпа и ритма речи. Человеку с таким речевым…

Дизартрия

Дизартрия – патология речи, при которой наблюдается неправильное (искаженное или затрудненное) произношение…

Дислалия

Дислалия — нарушение звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного…

Задержка речевого развития

Задержка речевого развития (ЗРР) – речевая патология, выражающаяся в более медленных темпах освоения…

Ринолалия

Ринолалия — нарушение речи, проявляющееся выраженным искажением речи и неправильным произношением отдельных…

Лазерное лечение кожных патологий

Здоровье вашего ребёнка нужно доверить профессионалам. При возникновении первых же симптомов обратитесь…

Комплексное обследование многофакторных заболеваний

Многофакторные заболевания — это заболевания, причиной которых являются разные факторы, требующие консультации…

Детская косметология

Галотерапия

Значимый лечебный эффект достигается при курсовом применении галокамеры в сочетании с традиционными терапевтическими…

Выдача справок и заключений

В различных ситуациях для детей необходимо оформление медицинских справок. Первый детский медицинский…

Пульмонология

Обструктивный синдром у детей Нужно понимать, что без квалифицированного и правильного лечения бронхит…

Лечебная физкультура

Физическая активность — одно из важных условий жизни и развития человека. Это биологический раздражитель,…

Хирургия

Выбор детского хирурга Немаловажным в детской хирургии является выбор квалифицированного врача. Медицинская…

Лаборатория

Мы предлагаем полный спектр традиционных методик общеклинических и биохимических анализов. Лаборатория…

Дневной стационар

    На условиях дневного стационара в нашем Центре мы проводим все виды инфузионной терапии, сложные…

Программа годового наблюдения

Здоровье детей – спокойствие родителей! Действительно, когда дети растут здоровыми и крепкими, в семье…

Функциональная диагностика

Вся аппаратура в кабинете функциональной диагностики нашего Центра является цифровой (то есть, работающей…

Физиотерапия

Физиотерапия назначается курсами. Продолжительность курса лечения составляет для одних заболеваний 5-7,…

УЗИ

Офтальмология

Детский врач офтальмолог в Саратове Развитие многих глазных заболеваний можно предупредить и приостановить…

Оториноларингология

Лечение ЛОР-заболеваний ЛОР Первого детского медицинского центра занимается диагностикой и лечением…

Нефрология

Дерматология

Лечение кожных заболеваний Кожа — это самый видимый орган человеческого тела. Опытный и внимательный…

Гинекология

Важно помочь пациенткам и их родителям своевременно выявить и адекватно справиться с проблемами женской…

Анестезиология

Детский анестезиолог в Саратове Детский анестезиолог проводит беседу с родителями, а также с самим ребенком…

Эндокринология

Все это позволяет провести своевременное и адекватное лечение. Если ребенок будет соблюдать необходимые…

Кардиология

После сбора анамнеза и проведения диагностических мероприятий, детский кардиолог Центра составит индивидуальную…

Урология

При появлении тянущих болей внизу живота у ребенка не нужно заниматься самолечением, а уж тем более надеяться,…

Гастроэнтерология

Дети в меньшей степени защищены от заболеваний желудочно-кишечного тракта, чем взрослые. Несбалансированное…

Педиатрия

    Fast traslate Icon translate Если ваш ребенок часто болеет острыми респираторными…

Аллергология-иммунология

    Fast traslate Icon translate Основной задачей специалистов аллергологов-иммунологов…

Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

ОНР 3 уровня — причины, симптомы, диагностика и лечение

Общее недоразвитие речи 3 уровня – это умеренные отклонения в формировании различных сторон речи, касающиеся, главным образом, сложных лексических и грамматических единиц. Характеризуется наличием развернутой фразы, но речь аграмматична, звукопроизношение плохо дифференцировано, фонематические процессы отстают от нормы. Уровень речевого развития устанавливается с помощью логопедической диагностики. Коррекция недоразвития речевых функций предполагает дальнейшую работу над связной речью, усвоением лексико-грамматических категорий, совершенствованием фонетической стороны речи.

Общие сведения

Выделение четырех уровней речевого развития вызвано необходимостью объединения детей с логопатологией в группы для организации специального коррекционного обучения с учетом тяжести речевого дефекта. ОНР 3 уровня в отечественной логопедии определяется как наличие развернутого фразового высказывания со специфическими лексико-грамматическими (ЛГ) и фонетико-фонематическими (ФФ) ошибками. Это более высокая ступень речевого развития по сравнению с ОНР 1 и 2 уровня. Однако все языковые средства еще недостаточно оформлены, чтобы считать их соответствующими норме, поэтому нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Такое расстройство речевых навыков может диагностироваться у дошкольников, начиная с 4-5-летнего возраста, и у младших школьников.

ОНР 3 уровня

Причины

Факторы, вызывающие недостаточную сформированность речи, могут быть биологическими и социальными. Первые могут воздействовать на ребенка в разные периоды развития – от внутриутробного до младшего дошкольного возраста. Вторая группа факторов оказывает влияние на детскую речь уже после рождения.

  • Биологические. К данной группе относятся негрубые, нетяжелые поражения ЦНС у ребенка, нарушающие регуляцию речевой моторики, слухового восприятия, ВПФ. Их непосредственными причинами могут выступать вредные привычки будущей мамы, токсикозы беременности, родовые травмы новорожденных, перинатальная энцефалопатия, ЧМТ, заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте и т. д. Логопедическим диагнозом у таких детей может быть дизартрия, алалия, афазия, заикание, а при наличии расщелин твердого и мягкого неба – открытая ринолалия.
  • Социальные. Включают неблагополучное семейное и речевое окружение ребенка. Пережитые стрессы, отсутствие эмоциональных контактов между детьми и родителями, конфликтные ситуации в семье, педагогическая запущенность и синдром госпитализма тормозят развитие речи и неблагоприятно сказываются на психическом развитии. Другая возможная причина ОНР у ребенка – дефицит вербального общения (например, при наличии глухонемых родителей), многоязычное окружение, неправильная речь взрослых. Повышение уровня развития речи с 1-2 до 3-го может произойти в результате целенаправленного логопедического обучения.

Патогенез

Механизм несформированности речевой деятельности при ОНР тесно связан с первичным речевым дефектом. Этиологическим субстратом может служить органическое поражение речевых центров или черепно-мозговых нервов, патология периферических органов речи, функциональная незрелость ЦНС. Вместе с тем, у детей с третьим уровнем ОНР различного генеза наблюдаются общие типичные признаки, указывающие на системный характер нарушения речевой деятельности: элементы ЛГ недоразвития, ошибки звукопроизношения, искажение слоговой структуры сложных по звуконаполняемости слов, трудности звукового анализа и синтеза. Следует подчеркнуть, что при общем недоразвитии речи все эти недостатки возникают на фоне сохранного биологического слуха и интеллекта.

Симптомы ОНР 3 уровня

Основным новообразованием данного этапа становится появление развернутой фразы. В речи преобладают простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложные предложения практически отсутствуют. Может нарушаться структура фразы и ее грамматическое оформление: дети пропускают второстепенные члены предложения, допускают много аграмматизмов. Типичны ошибки в образовании множественного числа, изменении слов по родам, лицам и падежам, согласовании существительных с прилагательными и числительными. При пересказе нарушается последовательность изложения, опускаются элементы сюжета, обедняется содержание.

Понимание речи у ребенка с ОНР 3 уровня близко к возрастной норме. Трудности возникают при восприятии логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные, временные, причинно-следственные связи. Не всегда достаточно точно удается понимать значение сложных предлогов, приставок, суффиксов. Объем словаря на первый взгляд близок к норме, при составлении высказывания дети используют все части речи. Однако при обследовании выясняется недостаточное знание частей предметов, неразличение лексических значений многих слов (например, ребенок не может объяснить разницу между ручьем и рекой). Не сформирован навык словообразования – дети затрудняются в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных, притяжательных прилагательных, приставочных глаголов.

Звуковое оформление речи значительно лучше, чем при ОНР 2 уровня. Тем не менее, сохраняются все виды фонетических дефектов: замены артикуляторно сложных звуков более простыми, дефекты озвончения и смягчения, искажения (сигматизм, ламбдацизм, ротацизм). Страдает воспроизведение слов со сложным слоговым составом: слоги редуцируются, переставляются местами. Отстает формирование фонематических процессов: ребенок испытывает сложности при выделении первого и последнего звука в слове, при подборе карточек на заданный звук.

Осложнения

Пробелы в развитии лексики, грамматики и фонетики имеют свои отдаленные последствия в виде специфических расстройств учебных навыков. У школьников может страдать запоминание вербального материала. Они не могут долго сосредоточиться на выполнении одной задачи или, наоборот, быстро переключиться на другой вид деятельности. Из-за недостаточности моторики рук, часто сопутствующей ОНР, формируется малоразборчивый почерк. У детей возникают трудности в овладении чтением письмом и учебным материалом в целом – как следствие, возникает дисграфия, дизорфография, дислексия, плохая успеваемость. При ОНР 3 уровня дети стесняются своего речевого дефекта, что становится причиной замкнутости, комплексов, коммуникативной дезадаптации.

Диагностика

Обследование ребенка с 3 уровнем ОНР состоит их трех диагностических блоков. Первый блок – медицинский, включает уточнение неврологического статуса, установление причин речевых проблем с помощью консультаций детских специалистов (педиатра, невролога, челюстно-лицевого хирурга и др. ) и результатов инструментальных исследований (рентгенографии лицевого черепа, МРТ головного мозга, ЭЭГ). Второй блок – нейропсихологический – относится к компетенции детского психолога, предполагает оценку развития психических функций, когнитивных процессов, личностной сферы, общей и тонкой моторики. Третий блок – педагогический, проводится логопедом-дефектологом и включает обследование следующих сторон речи:

  • Лексико-грамматической. Изучается словарь ребенка (предметный, глагольный, признаков, притяжательных местоимений, наречий). Оценивается умение подбирать антонимы и синонимы к словам, знание частей целого, уровень обобщения. При проверке уровня сформированности грамматики первоочередное внимание обращается на умение конструировать распространенные простые и сложные фразы, согласовывать члены предложения в числе, роде и падеже.
  • Фонетической. Характер звукопроизношения уточняется изолированно, в слогах, словах и фразах. Выявляются виды произносительных нарушений: замены, нестойкое и недифференцированное употребление, искажения и смешения. У большинства детей обнаруживается нарушение 3-4-х и более групп звуков.
  • Фонематической. Проверяется отраженное повторение пар или рядов слогов, различение оппозиционных фонем, умение выделять первые и последние звуки в словах. Для этого используется вербальный, картинный и игровой дидактический материал.
  • Слоговой структуры. Определяется умение ребенка воспроизводить слова со сложной звуко-слоговой структурой. Выявляются дефекты звуконаполняемости, элизии, перестановки, антиципации, интерации, контаминации.
  • Связной речи. Исследуется на материале пересказа знакомого текста, составления рассказа по картинкам. При этом оценивается полнота, логическая последовательность изложения, умение передать главную мысль и содержание.

При логопедическом обследовании устной речи выявляются пробелы в сформированности всех речевых компонентов, в первую очередь, лексико-грамматических и фонетико-фонематических. ОНР 3 уровня дифференцируют с более низким (вторым) и более высоким (четвертым) уровнем речевого развития, системным недоразвитием речи при ЗПР и олигофрении.

Коррекция ОНР 3 уровня

Для проведения коррекционной работы в ДОУ организуются логопедические группы компенсирующей направленности, куда дети зачисляются на два года обучения. Занятия проводятся ежедневно в индивидуальном, подгрупповом или групповом формате. В рамках коррекции ОНР третьего уровня решаются следующие задачи:

  • Усвоение грамматических норм языка. Ребенка учат грамотно строить простую распространенную фразу с опорой на вопрос логопеда и схему, использовать в речи сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Уделяется внимание правильному согласованию слов в родо-падежно-числовых формах.
  • Обогащение лексики. Проводится в процессе изучения различных лексических тем. Расширение словаря достигается путем усвоения обобщающих понятий, признаков, действий, частей и целого предметов, синонимов и антонимов. Уделяется внимание словообразованию с помощью суффиксов и приставок, изучению значения предлогов, отражающих пространственное расположение предметов.
  • Совершенствование фразовой речи. Развитие речи предусматривает формирование умения развернуто отвечать на вопросы, составлять рассказы по иллюстрациям, пересказывать тексты, описывать события. Вначале используется вопросно-ответная методика, схема рассказа, затем ребенок самостоятельно планирует свое повествование.
  • Развитие произносительных навыков. Включает уточнение артикуляционных укладов, звукопостановку и автоматизацию трудных фонем. Большое внимание уделяется слуховой дифференциации смешиваемых звуков. При работе над фонематическим восприятием ребенка учат различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные.
  • Подготовка к обучению грамоте. Пропедевтическая работа осуществляется с целью последующего успешного освоения навыков чтения и письма. Для этого ребенка обучают звуковому и слоговому анализу (умению выделять заданные звуки и слоги, ударные гласные) и синтезу (придумывать слова с нужным звуком), преобразовывать прямые и обратные слоги друг в друга. На этом этапе образ звука (фонему) стараются соотносить с образом буквы (графемой).

Прогноз и профилактика

Дети с 3 уровнем речевого развития обучаются в обычных общеобразовательных школах, однако могут испытывать значительные учебные трудности, в связи с чем должны продолжать заниматься на школьном логопунгкте. Правильно организованный речевой режим, регулярные занятия с логопедом и точное выполнение всех его рекомендаций помогут ребенку добиться чистой и правильной речи. Предупредить отставание в речевом развитии помогает профилактика перинатальных и ранних постнатальных поражений ЦНС, благоприятная речевая среда и семейная обстановка, в которой растет ребенок. Для своевременного выявления речевых дефектов необходимо обязательно посетить логопеда в возрасте 2,5-3 лет.

Развитие речи и языка | CS Mott Children’s Hospital

Речь и язык являются неотъемлемой частью развития любого ребенка. Развитие речи влияет на социальные взаимодействия, поведение и академические навыки вашего ребенка.

Как узнать, идет ли речь и языковое развитие моего ребенка по плану?

В раннем возрасте дети любят издавать собственные звуки. Когда они становятся старше, они учатся имитировать звуки, которые слышат. Если вас беспокоит развитие речи вашего ребенка, вам следует поговорить с педиатром.

Вехи, демонстрирующие нормальное развитие речи, включают:

Возраст Языковой уровень
Рождение Плачет
2-3 месяца воркует вам в ответ, улыбается
6 месяцев Болтает, поворачивается и смотрит на новые звуки
8 месяцев Реагирует на имя, гладит себя в зеркало
10 месяцев Кричит, чтобы привлечь внимание, повторяет слог
12 месяцев Говорит 1-2 слова; узнает имя; имитирует знакомые звуки; указывает на объекты
12-17 месяцев Понимает простые инструкции, имитирует знакомые слова, понимает «нет», использует «мама», «папа» и некоторые другие слова
18 месяцев Использует 10-20 слов, включая имена, начинает комбинировать 2 слова «все пропало», «пока-пока, мама», использует слова, чтобы сообщить о своих желаниях «вверх», «все готово» или «еще»; знает части тела
2 года Говорит предложения из 2-3 слов; имеет> 50 слов, спрашивает «что это» и «где мой» словарный запас растет; определяет части тела, называет картинки в книге, образует множественное число, добавляя «s»
2,5 года Дает имя; называет себя «я» вместо имени; сочетает существительные и глаголы; словарный запас 450 слов; использует короткие предложения; сочетает в себе 3-4 цвета, знает большое и малое; любит слушать повторение одной и той же истории
3 года Может рассказать историю; длина предложения 3-4 слова; словарный запас около 1000 слов; знает фамилию, название улицы, несколько потешек, умеет петь песенки
4 года Длина предложения 4-5 слов; использует прошедшее время; определяет цвета, формы; задает много вопросов типа «почему?» и кто?» Может говорить о воображаемых условиях «Надеюсь» Правильно использует следующие звуки: б, д, ж, г, ч, м, н, нг, т, ш, у (как в слове «да»)

Если ваш ребенок не достигает этих показателей, поговорите со своим педиатром. В первую очередь необходимо проверить слух вашего ребенка. Даже если они кажутся слышат очень хорошо, дети являются экспертами в улавливании визуальных сигналов, чтобы пройти. Важно выявить потерю слуха на ранней стадии, чтобы начать лечение как можно скорее.

Советы по развитию речи и языка вашего ребенка

  • Начните разговаривать с ребенком с самого рождения. Даже новорожденным полезно слышать речь.
  • Реагируйте на воркование и лепет вашего ребенка.
  • Играйте с малышом в простые игры, такие как прятки и пирожки.
  • Много разговаривайте с ребенком. Расскажите им, что вы делаете, как вы это делаете.
  • Читать книги вслух. Спросите у библиотекаря книги, соответствующие возрасту вашего ребенка. Если ваш малыш теряет интерес к тексту, просто говорите о картинках.
  • Пойте своему ребенку и подарите ему музыку. Разучивание новых песен помогает вашему ребенку выучить новые слова и использовать навыки памяти, умения слушать и выражать мысли словами.
  • Используйте жесты вместе со словами.
  • Не пытайтесь заставить ребенка говорить.
  • Расширьте то, что говорит ваш ребенок. (Например, если ваш ребенок говорит «Элмо», вы можете сказать: «Тебе нужен Элмо!»)
  • Опишите ребенку, что он делает, чувствует и слышит в течение дня.
  • Слушайте своего ребенка. Смотрите на них, когда они разговаривают с вами. Дайте им время ответить. (Это похоже на вечность, но сосчитайте до 5 или даже до 10, прежде чем заполнить тишину).
  • Поощряйте рассказывание историй и обмен информацией.
  • Поиграйте с ребенком один на один и поговорите об игрушках и играх, в которые вы играете.
  • Планируйте семейные поездки и пикники. Ваш новый опыт дает вам что-то интересное для разговора до, во время и после прогулки.
  • Посмотрите на семейные фотографии и обсудите их.
  • Задавайте ребенку много вопросов.
  • Не критикуйте грамматические ошибки. Вместо этого просто моделируйте хорошую грамматику.
  • Следуйте примеру своего ребенка, чтобы во время разговора вы занимались тем, что вызывает у него интерес.
  • Пусть ваш ребенок поиграет с детьми, чей язык немного лучше, чем у них.

Что вызывает проблемы с речью и языком?

  • Нарушения развития речи и языка являются частой причиной проблем с речью/языком у детей. Эти расстройства обучения вызваны тем, что мозг работает по-другому. У вашего ребенка могут быть проблемы с произношением звуков речи, использованием разговорного языка для общения или пониманием того, что говорят другие люди. Речевые и языковые проблемы часто являются самым ранним признаком неспособности к обучению.
  • На потерю слуха часто не обращают внимания, и ее легко идентифицировать. Если у вашего ребенка задержка речи/языка, необходимо проверить его слух.
  • Экстремальные экологические ограничения могут вызвать задержку речи. Если ребенком пренебрегают или оскорбляют, и он не слышит, как говорят другие, он не научится говорить.
  • Недоношенность может привести ко многим видам задержки развития, включая проблемы с речью/языком.
  • Нарушение обработки слуха описывает проблему с декодированием звуков речи. Эти дети могут улучшить свое состояние с помощью речевой и языковой терапии.
  • Неврологические проблемы, такие как церебральный паралич, мышечная дистрофия и черепно-мозговая травма, могут повлиять на мышцы, необходимые для речи.
  • Аутизм влияет на общение. Проблемы с речью/языком/коммуникацией часто являются ранним признаком аутизма.
  • Речевая апраксия — это специфическое расстройство речи, при котором у ребенка возникают трудности с определением последовательности и выполнением речевых движений.
  • Избирательный мутизм — это когда ребенок вообще не разговаривает в определенных ситуациях, часто в школе.

Как узнать, есть ли у моего ребенка проблемы с речью или он просто «поздний расцвет»?

Родителям может быть трудно определить, является ли ребенок поздно расцветающим, имеет ли он потерю слуха, расстройство выразительной речи или другую первопричину задержки речи. Квалифицированный специалист сможет помочь вам определить, испытывает ли ваш ребенок задержку речи или языка. Чем раньше ваш ребенок получит помощь, тем выше будет его прогресс. А если они окажутся поздно расцветающими, лишнее внимание к их речи ничуть не помешает.

Лечение задержек речи и языка

Важно выявить проблемы с речью/языком на ранней стадии, чтобы ваш ребенок мог начать лечение. Лечение следует начинать как можно раньше. Исследования показывают, что дети многое знают о языке задолго до того, как произнесут первое слово. Если вашему ребенку требуется лечение, оно должно соответствовать его развитию и быть индивидуальным. В группу лечения вашего ребенка могут входить врач, аудиолог, логопед, эрготерапевт и/или социальный работник.

Невербальные способы общения с детьми

Дети, которые не говорят или недостаточно хорошо общаются из-за потери слуха, аутизма, апраксии или подобных проблем, могут использовать другие методы. К ним относятся язык жестов, коммуникационная система обмена изображениями (PECS), а также дополнительная и альтернативная коммуникация.

Дополнительные ресурсы

  • Вехи развития (Мичиганский университет)
  • Позднее начало или языковая проблема? (Американская ассоциация речи, языка и слуха)
  • Ресурсы для поддержки языковых, социальных и грамотных навыков у детей (Центр Ханена)
  • Ресурсы для семей с апраксией (Ассоциация детской апраксии речи — CASANA)
  • Задержка речевого или языкового развития (KidsHealth.org)
  • Речевые и языковые нарушения (Центр информации и ресурсов для родителей)
  • Американская ассоциация речи, языка и слуха
  • Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств (NIH)
  • Развитие речи для детей с аутизмом
  • Неспособность к обучению на основе языка (Американская ассоциация речи, языка и слуха)

Рекомендуемое чтение:

  • The Late Talker, Мэрилин Эгин, Лиза Генг и Малкольм Николл.
  • Мои разговоры с малышами: стратегии и занятия по развитию речи вашего ребенка, Кимберли Скэнлон

 

Проверено и обновлено Сарой Лауле, доктором медицины

Обновлено Сиднеем Рикманом, доктором медицины, февраль 2022 

Педагогическая кинезиология в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями

Проблема

БИО веб-конф.

Том 26, 2020

Первая международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы физического воспитания и инновации в спорте» (ФЕС 2020)
Номер статьи 00050
Количество страниц) 3
ДОИ https://doi.org/10.1051/bioconf/20202600050
Опубликовано онлайн 06 ноября 2020 г.

БИО Сеть конференций 26 , 00050 (2020)

Педагогическая кинезиология в коррекционной работе с дошкольниками с различными нарушениями

Инна Лукьянова 1 * , Надежда Лошакова 2 , Евгений Сигида 1 , Светлана Утенкова 2 и Фарид Юнусов 3 31 3 1 Московский государственный областной университет, 141014, Мытищи, Россия
2 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение 65 «Ласточка», 141021, г. Мытищи, Россия
3 Российская академия медико-социальной реабилитации, 119634, Москва, Россия

* Автор, ответственный за переписку: [email protected]

Реферат

В последние годы наблюдается рост числа детей с речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР). Дети ГСУ имеют проблемы с общением, развитием, трудности в совместной работе со сверстниками. Использование комплекса кинезиологических упражнений в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками эффективно для развития связной речи и оптимизации межличностных отношений в детском коллективе.

© The Authors, опубликовано EDP Sciences, 2020

Это статья с открытым доступом, распространяемая в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License 4.0, которая разрешает неограниченное использование, распространение и воспроизведение на любом носителе при условии, что оригинал работа цитируется правильно.

1 Введение

Нарушения речи связаны с недоразвитием психических процессов (мышления, восприятия, внимания, памяти и др. ). Это провоцирует проблемы связной речи [6]. Нарушения речи, моторики, неуравновешенность, двигательная возбудимость нарушают социально-коммуникативную функцию, у детей возникают трудности в совместной деятельности со сверстниками [1, 5].

В коррекционной работе с детьми ГСУ используются кинезиологические методы. Педагогическая кинезиология определяется как наука об умственном развитии и физическом восстановлении посредством двигательных упражнений. Они приводят к созданию новых нервных путей и улучшают межполушарное взаимодействие. К сожалению, фундаментальных исследований по их использованию в коррекции дошкольников с ГСУ нет. Причем чаще всего они относятся к нетрадиционным методам воздействия [7].

Связь между движениями человека и мышлением была замечена еще в древности. Начало ХХ века знаменательно формированием целого направления в исследованиях, связанных с действием мышц и использованием выявленных закономерностей в диагностике коррекционно-развивающих кинезиологических воздействий (врачи супруги Кендалл, врач-остеопат Дж. Гудхарт и др.). .). Во второй половине XX века П. Деннисон разработал «гимнастику для мозга». В основе метода лежит естественная и действенная возможность развития психических процессов посредством движений.

В отечественной науке такие видные ученые, как И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, И. П. Павлов, А. Р. Лурия и др. указывали на взаимообусловленность развития механизмов психической и двигательной деятельности. Сегодня популярны виды образовательной кинезиологии. Они используют взаимосвязь мышечного тонуса с психоэмоциональным состоянием человека и уровнем стресса, формулируют методы коррекционного воздействия в рамках психокоррекции и телесно-ориентированной терапии [2]. Учебная кинезиология создавалась на основе практических разработок. Он активизирует работу системы «тело-интеллект», способствует сбалансированному развитию полушарий головного мозга [4].

2 Материалы и методы

Целью организованного эмпирического исследования явилась проверка эффективности экспериментальной работы с детьми дошкольного возраста с ГСУ 3 по развитию связной речи и оптимизации межличностных отношений в детском коллективе с использованием кинезиологических методов.

Исследование проведено в дошкольном образовательном учреждении среди 10 детей дошкольного возраста с ОНР 3 ступени (5 девочек и 5 мальчиков). В рамках исследования была тщательно изучена медицинская документация (данные анамнеза) и проанализированы результаты осмотра и заключение невролога (неврологический статус) детей (И. Ю. Левченко). Межличностные отношения в детском коллективе изучались в старшей дошкольной логопедической группе, где обучаются эти 10 детей с ГСУ 3 степени и 7 дошкольников с другими нарушениями речевого развития. Есть 8 девочек и 9мальчики в группе.

Для выполнения задач эмпирического исследования были выбраны следующие средства диагностики:

  1. Исследование связной речи детей (В. П. Глухов). Цель — комплексное обследование связной речи детей с ОНД (III уровень речевого развития).

  2. Социометрия «Выбор в действии» (Я. Л. Коломинский). Цель: определить предпочтительные выборы и их взаимность. Речь и знания ребенка, его способность ориентироваться в окружающей действительности. Они провоцируют разнообразные эмоционально-личностные реакции, а также зависят от складывающихся отношений со сверстниками [3].

3 Результаты и обсуждение

Полное обследование связной речи детей показало, что у большинства дошкольников низкий (40%) или недостаточный (40%) уровень сформированности связной речи. Остальные обследованные дошкольники с диагнозом ГСУ 3 имели очень низкий уровень формирования связной речи (20%). Среднего и высокого уровней не наблюдалось.

Для дошкольников с нарушениями речи статус в социальной группе определяется также степенью нарушения речи, умением объясниться для организации общей игры или деятельности. Большинство (80%) детей дошкольного возраста с ГСУ 3 уровня были запущены. У них есть 2-3 варианта ответа от других детей в группе. Остальные (20%) были изгоями с 1 выбором. В то же время у детей без диагноза ГСУ 3 есть 4 варианта выбора (57%). Дети с ГСУ минимально общаются со сверстниками и не пользуются популярностью. При равных внешних условиях дети дошкольной группы предпочитали принимать в игру детей без диагноза ГСУ. Дошкольники с 3 уровнем ОГУ часто играют в одиночку или их приглашают в общие игры и занятия на второстепенные, неинтересные, пассивные роли.

Коррекция проводилась 4 месяца. Всего было проведено 18 занятий. Каждый из детей экспериментальной группы посещал не менее 15 занятий. В систему кинезиологических методик входят упражнения 3-х групп: упражнения, пересекающие среднюю линию тела, упражнения, растягивающие мышцы тела, упражнения, повышающие энергетику тела и дальнейшую мотивацию, а также дополнительные специальные упражнения на развитие связной речи.

Каждое занятие включает несколько упражнений из всех 3-х групп и групп кинезиологических упражнений на развитие связной речи в разном порядке и сочетании. Урок длится 15-20 минут.

Упражнения выполнялись в первой половине дня; систематически, 3 раза в неделю по понедельникам, средам, пятницам; упражнения проводились в дружеской обстановке; от детей требовалось точное выполнение движений и приемов.

В основу работы положены принципы специальной психологической помощи.

Эффективность системы подтверждается изменением распределения детей дошкольного возраста с ГСУ 3 по уровням развития связной речи.

До использования комплекса кинезиологических упражнений в коррекционной работе у большинства дошкольников отмечался низкий уровень связной речи (80%).

После применения кинезиологических упражнений в коррекционной работе у 50% детей выявлен средний уровень развития связной речи, только у 10% низкий и у 40% недостаточный уровень развития связной речи.

Динамика изменения социометрического статуса дошкольников с 3 уровнем ГСУ среди остальных детей группы показывает переход части детей в более привилегированный социометрический статус. Изменения пока не очень значительны. Для формирования иного внутригруппового взаимодействия требуется больше времени. Диагностика зафиксировала только тенденцию, а не конечный результат.

4 Выводы

Система оказала положительное влияние на речь детей. Они стали делиться впечатлениями от занятий, рассказывать о них родителям. Далее эти дети могли четко сформулировать содержание урока в сочетании с частичным показом упражнений, которые в то же время логически укладывались в общую схему рассказа. Родители отмечали большую организованность и творческую раскованность детей. Дети стали умнее и любознательнее. Педагоги заметили, что дети с ГСУ 3 уровня стали менее раздражительными, а в дошкольной группе практически исчезли взаимные недовольства и обиды.

Педагоги и родители отмечают изменение отношения детей в дошкольной группе, более позитивное и равноправное восприятие детей другими дошкольниками в группе. Свободная игра стала охватывать большинство детей группы. В перехвате учителя для общей организации игры необходимости нет.

Дети стали больше рассказывать родителям об игровых ситуациях, находках, интересных персонажах, доработанных самими детьми. Дошкольники с 3 уровнем ГСУ стали взаимодействовать друг с другом, а также с другими детьми. Общая психологическая обстановка в группе становится спокойнее, дети становятся более активными, заинтересованными, внимательными друг к другу и к воспитателям.

Таким образом, кинезиологические упражнения в коррекционной работе со старшими дошкольниками с ГСУ 3 эффективны для развития связной речи и оптимизации межличностных отношений в детском коллективе.

Каталожные номера

  • У.В. Глузман, С.А. Городилова, Н.Н. Шешукова, И.В. Андрусева, Л.А. Гутерман, Перспективы науки и образования, 4(46), 383-397 (2020) [Google ученый]
  • Н. А. Киятова, Научный форум: Педагогика и психология: сб. статей по материалам XVI международной конференции. научно-практическая конференция («МКНО», М., 3(16), 52-57, 2018) [Google ученый]
  • В КАЧЕСТВЕ. Кузнецов, З.М. Кузнецова, Российский журнал физической культуры и спорта, 14(4), 5-7 (2019) [Google ученый]
  • т.е. Лукьянова, Е.А. Сигида, С.Н. Утенкова, Реабилитация детей и подростков, 2(34), 36-40 (2018) [Google ученый]
  • Э.С. Люсова, Специальное образование, XII, 95-99 (2016) [Google ученый]
  • Н.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *