Моторика рук для развития речи: Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Содержание

Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Мелкая моторика руки и ее значение для развития речи детей дошкольного возраста

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли», «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. «Рука – это своего рода внешний мозг», — писал Кант. Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и речи у детей. Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Значение мелкой моторики очень велико. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность.

Связная речь, так же напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом.

Известно, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норме), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает- отстает и развитие речи.
Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребенок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, специалисты рекомендуют не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, и начинать активную тренировку пальцев ребенка нужно уже с десятимесячного возраста, тем самым стимулируя соответствующие отделы мозга, а точнее его центры, отвечающих за речь и движения пальцев рук.

В раннем и младшем дошкольном возрасте, нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Систематические упражнения по тренировке пальцев рук являются и средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т. п.
Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:

Рисование и раскрашивание картинок — хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Рамки и вкладыши — способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления;

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги — задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги — по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок — хорошая тренировка для пальчиков.

Мозаика — способствует развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребенка.

Переборка круп — насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Сухой бассейн — используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней.

Попросите ребенка искать в «сухом бассейне» различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения — координированными.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой, ритмичной, яркой. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, движения его руки будут более уверенные. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Конечно, развитие мелкой моторики — не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые ребенок с удовольствием рассматривает.

Развиваем мелкую моторику рук у детей

Процесс взросления и развития ребёнка связан со множеством особенностей и нюансов. Важно не просто обучить ребёнка каким-то знаниям и правилам поведения, отправить в детский сад, а потом в школу, но и с самого рождения обращать внимание на самые тонкие действия. Например, развитие мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики у детей – крайне важная часть образовательного процесса. Есть два вида моторики: крупная и мелкая. Первая отвечает за движение рук, ног, туловища, головы. Мелкая – это координация пальчиков. И именно развитие мелкой моторики необходимо для гармоничного развития речи. Ведь работа над координацией пальцев запускает необходимые процессы в мозгу ребёнка для развития речи. Чем больше он умеет делать руками, тем легче ему общаться и выражать свои мысли. Поэтому нужно уделять большое внимание такому качеству как развитие мелкой моторики рук у детей.

Зачем нужно развитие мелкой моторики?

Развитие речи детей посредством мелкой моторики давно известно. Научно доказано, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, т.к. речевой и моторный центры головного мозга находятся очень близко друг к другу. При развитии мелких моторных навыков начинает активизироваться и речевой центр.

Помимо речи, мелкая моторика влияет ещё и на навыки мышления, воображения, она связана с двигательной и зрительной памятью. Благодаря развитию мелкой моторики у ребёнка развивается наблюдательность, внимание, общая координация движений.

Развивать мелкую моторику необходимо ещё и по той причине, что вся будущая жизнь пока ещё маленького человека будет требовать от него применения координированных и точных движений. Взять хотя бы совершенно элементарные действия: застёгивание и расстёгивание пуговиц и замков, завязывание шнурков, надевание и снятие одежды, рисование и письмо, работа с компьютером и многое другое. Казалось бы, всё просто, однако ничего из этого человек не сможет выполнять надлежащим образом, если его мелкая моторика не будет развита.

Как развивать мелкую моторику у детей разных возрастов?

Мелкая моторика и развитие речи детей – два качества, на которые должны обратить особое внимание родители.

  • Дети раннего возраста: пальчиковая гимнастика

Лучше всего на раннем этапе развития работают всем известные игры-потешки (например, «Сорока-воровка», «Идёт коза рогатая»), которые сопровождаются движениями рук и пальцев. Различные простые упражнения типа сжимания кулачков, а также обычный массаж ладошек и пальчиков будут способствовать началу развития мелкой моторики у малышей. Самое главное, что эти нехитрые упражнения можно делать в любое время и в любом месте.

Детям с самого рождения необходимо давать подержать крупные игрушки: погремушки, мячики, мягкие кубики, т.к. в раннем возрасте это всё помогает развитию моторики. Важно, чтобы уже с 4 месяцев младенец умел хватать и держать в кулачке различные предметы (не слишком мелкие).

  • До 1 года: «вкладыши», «крышечки»

Для дальнейшего развития моторики рук в ход идут различные стаканчики, баночки, коробочки, игрушечная посуда – в общем, любые предметы, которые помещаются друг в друга. Малыши любят играть, пытаясь поместить один предмет в другой.

Очень полезно всё, что подойдёт для закручивания и раскручивания, открывания и закрывания – баночки с крышками, колпачками.

В этом возрасте лучше использовать такие игрушки, которые будут способствовать развитию и познавательного процесса, и навыков пространственной ориентации, и совершенствованию мелких движений рук. В данном случае, это различные кубики, пирамидки, крупный конструктор.

  • От 1 года: природные материалы

Игры в песочнице с ведёрками, формочками, лопатками – это не просто «возня в грязи», а практически необходимое для развития моторики занятие на несколько сезонов. Лучше всего начинать с крупных формочек и ведёрок.

Очень помогает в развитии лепка из пластилина и глины, солёного теста. Эти занятия делают ручки более ловкими и сильными, пальчики подвижными.

Осенью можно собирать различные шишки, камешки. Это не только наглядное освоение окружающего мира, но и своеобразное ненавязчивое упражнение для развития мелкой моторики.

Можно предложить ребёнку поиграть в «Золушку» – сортировать не слишком мелкую крупу, горох, сухие макароны, фасоль.

  • От 2 лет: первые навыки ухода за собой, домашняя работа

Ребёнка 2 лет важно научить пользоваться зубной щёткой, расчёской. Это не только обучение базовым навыкам самообслуживания, но развитие мелкой моторики, координации движений.

Также в этом возрасте ребёнок должен уметь полностью самостоятельно одеваться: застёгивать пуговицы, заклёпки, шнуровать обувь.

Можно приобщать малыша к выполнению простой домашней работы: попросите его собрать губкой воду со стола и отжать её, можно в игровой форме во время готовки пробовать ложкой вылавливать из воды мелкие предметы, переливать воду из графина в стакан и т.д.

  • От 3 лет: развиваем мелкую моторику с помощью творчества

Увлекательным и полезным занятием для ребёнка будет рисование. Можно начать с пальчиковых красок, перейти к мелкам и фломастерам, и, наконец, учиться рисовать карандашами, когда ребёнок будет способен уверенно держать подобные предметы в руке, а также контролировать силу нажатия.

Ещё одним творческим методом развития мелкой моторики является игра с бумагой. Для начала можно даже просто рвать её на различные кусочки, а потом перейти к вырезанию разных фигур. Можно делать аппликации и поделки в качестве различных подарков близким. Самое сложное – оригами, но и к 4-6 годам можно освоить этот навык, что будет говорить о хорошем развитии мелкой моторики.

Рисование и поделки из бумаги способствуют не только развитию умения выполнять сложные мелкие движения, но и благоприятно влияет на воображение, творческое мышление.

  • Развитие мелкой моторики в 5 лет

В этом возрасте родители должны внимательно наблюдать за ребёнком, потому что безобидное поворачивание листа при рисовании или раскрашивании говорит о жёсткой фиксации кисти. Это можно проверить следующим образом: попросите ребёнка нарисовать круг диаметром примерно 5 см. Если он без особых усилий нарисовал круг нужного диаметра одной линией, то можно быть спокойным: с мелкой моторикой у него все в порядке. Если ребёнок нарисовал не круг, а овал маленького размера и в несколько приёмов, передвигая при этом руку, то это уже нарушение координированных движений кисти руки.

Развиваем мелкую моторику домашним хозяйством

Сейчас в магазинах очень много игрушек для развития детской моторики, но освоенные игры часто надоедают. Как же сделать так, чтобы ваш малыш развивался постоянно?

Есть маленькая хитрость – пусть он вам помогает по дому. Ведь детки любят подражать взрослым и с удовольствием помогут им во взрослых делах, а непослушные пальчики получат необходимую тренировку. Попросите его:

  • снять кожицу с картофеля, сваренного в мундире. Очистить яйцо от скорлупы, а цитрусовые – от кожуры;
  • вытащить из расколотой скорлупы грецких орехов ядро, отшелушить пленку с жареного арахиса;
  • убирать пальчиками крошки со стола, помочь собрать с пола мелкие предметы: горошинки, пуговки, бусинки;
  • закрутить отвёрткой шуруп;
  • перебрать различные крупы;
  • лепить манты, пельмени, печенье;
  • перебрать ягоды;
  • помыть овощи и посуду, но постарайтесь перемывать её только тогда, когда ребёнок не видит, чтобы труд малыша в его глазах не обесценился,
  • развязать пакеты из магазина;
  • прополоть огород;
  • пересадить рассаду, которую не жалко;
  • собирать вместе с вами ягоды;
  • собирать инвентарь для поделок: шишки, жёлуди, листочки;
  • открывать двери и почту ключиком;
  • самостоятельно одеваться и раздеваться, расшнуровывать и зашнуровывать обувь;
  • заплетать косы себе, маме, сестре;
  • вешать бельё, пользуясь прищепками;
  • комкать и отрывать бумагу для обуви, которую убираете на зиму;
  • отвинчивать пробки;
  • точить карандаши точилкой;
  • найти край скотча и отклеить;
  • достать предметы из-под шкафа и других узких пространств, куда ваша рука не влезет;
  • аккуратно листать книжки;
  • чистить расчёску,
  • убирать катышки с одежды пальчиками;
  • нанизывать бусинки;
  • сортировать пуговички;
  • сматывать пряжу;
  • помогать набивать наполнителем (синтепоном) самодельные игрушки.

Игрушки для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно сформировать с помощью игрушек.

Как вы уже могли заметить, основную часть описанных выше упражнений можно выполнять и без особых материальных вложений, не обязательно покупать множество специальных игрушек, особенно совсем маленьким детям, которые могут с большим интересом складывать друг в друга обычные пластмассовые контейнеры и при этом игнорировать новомодную игрушку.

В качестве развивающих игрушек можно использовать подручные вещи, которые есть в каждом доме: банки, крышки, бутылки, коробки, природные материалы, даже некоторые продукты питания.

Для детей более раннего возраста можно приобрести кубики, крупный конструктор, пирамидку, рамки и вкладыши. Для детей постарше подойдут счётные палочки, паззлы и мозаика, шнуровка, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.

Можно отнести к этой категории счёт с помощью косточек абакуса. Это отлично разовьёт мелкую моторику ребёнка, а параллельно его творческие способности, память и скорость обработки информации.

Чтобы правильно и быстро считать на абакусе, дети используют специальную постановку пальцев для передвижения косточек на спицах этих счётов. Такие положение и движение рук похожи на работу клешни краба. Когда дети считают в уме и представляют абакус, эти движения пальцами помогают им визуализировать перемещение косточек.

ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Истоки способностей и дарований детей
находятся на кончиках пальцев
В. А. Сухомлинский

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья, ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности. Так что все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно — надо обратить их в интересные и полезные игры.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных  движений пальцами индуктивно при­водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения­ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Как выполнять упражнения для развития мелкой моторики?

Сначала все упражнения выполняются медленно. Нужно следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости нужно помочь малышу или научить его помогать себе второй рукой.

Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Если упражнения показано на картинке, то для создания зрительного образа надо показать ребенку рисунок и объяснить как выполняется упражнения. Постепенно надобность в объяснениях отпадает.

Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Упражнения надо дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

Тренировку пальцев следует начинать с самого раннего детства. Дети, у которых лучше развиты мелкие, тонкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его  отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше будут развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Важно отметить следующее: если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка.

Поэтому для развития речи детей имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования.  Особенно эффективно выполнение непривычных действий по сигналу. Пример такого полезного упражнения — прохождение полосы препятствий, когда нужно сначала пройти по дорожке, потом проползти в тоннеле, потом перепрыгнуть  с кочки на кочку и т.д. Или пальчиковая гимнастика, когда ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка. О том, как развивать мелкую моторику у детей мы поговорим в следующей статье «Наши пальчики играют».

Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий  развитию речи.    Если  у ребенка будет прекрасно развитая  моторика, но с ним не будут разговаривать, то речь малыша будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться и в быту, и в детском саду, вызывая его на разговор, стимулируя его вопросами, просьбами, необходимо читать ему книги, рассказывать обо всем, что его окружает.

 

Проект «Город красивой речи» реализуется на средства субсидии конкурса социальных проектов «Город — это мы!»

Просмотры Всего: 1 807, сегодня: 107

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у дошкольников

Общеизвестно, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Учеными доказано большое стимулирующее значение функций руки, так как развитию кисти принадлежит важная роль формирования головного мозга и становления речи. Словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Если развитие движения пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и развитие речи. Поэтому чем раньше начинается работа по развитию мел кой моторики рук, тем больший положительный эффект она оказывает на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений [2, с. 9]. Фигурки сопровождают стишки для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой. Большое значение для «постановки руки» имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штрихования используются книжки для раскрашивания. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут. Помимо подготовки руки к письму штриховка способствует развитию глазомера – формирование умения видеть контуры фигур, при штриховании не выходить за их пределы, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. Кроме всего перечисленного, используем различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного, слухового внимания. Все виды заданий проводятся в игровой форме, поэтому вызывают у детей интерес и не приводят к переутомлению. Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работу по развитию мелкой моторики рук у детей с нарушением речи проводят систематически, уделяя ей по 5-7минут ежедневно. Оптимальный вариант развития мелкой моторики использование физкультминуток. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, то она послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени. Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании движений с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движением обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, чёткой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук, способствующие вместе с тем повышению внимания и работоспособности. Они проводятся также в часы, отведённые для игр, и во время прогулок. Если ребёнок затрудняется в самостоятельном выполнении движений, упражнения включаются в индивидуальные занятия, где ребёнок вначале выполняет движения пальцами пассивно, с помощью взрослого. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким развития мелкой моторики. Она включает в себя массаж кистей рук и упражнения. В дальнейшем, в результате тренировки, движения пальцев совершенствуются, и дети выполняют их активно. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. У детей, повторяющих движения взрослых, вырабатывается умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Чтобы привлечь внимание ребёнка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев, можно использовать в работе с детьми сопряжённую гимнастику или иначе говоря «Театр пальчиков и языка». В сопряжённой гимнастике предлагаются упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Они способствуют не только развитию мелкой моторики, но и лучшей координации движений, повышающие общую работоспособность ребёнка на занятиях. Проводимая в хорошем темпе, с весёлым настроением, со сменой поз, сопряжённая гимнастика может применятся и как физминутка. Упражнения объединены простым сюжетом, что и позволяет назвать их «Театром пальчиков и языка». Имеются опорные рисунки, на которых показаны необходимые позы для языка и рук. Можно создать новые нехитрые сюжеты – это соавторство вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу. Таким образом, пальчиковые игры, театрализованные игры, игры с пальчиками, игры со шнуровками, мозаиками, самомассаж – все это способствует развитию мелкой моторики рук и повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развивает речевые способности детей и коммуникабельность. Кисти рук и пальцев у ребёнка приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит ему овладение навыками письма.

Взаимосвязь развития речи детей и мелкой моторики рук — Ясли-сад №10 г.Пружаны

Ученые экспериментально доказали, что в развитии речи детей огромное значение имеет развитие мелкой моторики рук: головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой тесным образом.

М.М.Кольцова исследуя условия развития речи доказала, что «рука- это второй центр речи и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов исходящих от пальцев рук. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. Люди уже в древности подмечали взаимосвязь этих процессов. На Руси с самого младенчества с детьми играли в народные игры типа «Сорока», «Ладушки». Это тоже гимнастика для рук.

Правильная речь имеет огромное значение для полноценного и гармоничного психофизического развития человека. Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего недостатка речи вызывают различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, страх речи, постоянные переживания.

 

Мелкая  моторика   –  это  согласование  движения пальцев рук,  умение ребенка «пользоваться  этими движениями  –  держать  ложку, карандаш, застегивать  пуговицы,  рисовать,  лепить».  Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и прежде всего, у него возникают проблемы с речью. Уже при проведении логопедического обследования детей с задержкой речевого развития  наблюдается недостаточность двигательной сферы, малоподвижность мелкой моторики, неточность движений. Для детей с дизартрией показательны гиперкинезы, невозможность удержания заданной позы.  -Поэтому в последние годы формирование и совершенствование общих движений тонкой моторики пальцев рук рассматриваются, как неотъемлемая часть комплексной системы коррекционно – педагогического воздействия на детей с нарушениями речи. Работа по развитию мелкой моторики начинается с массажа кистей рук. Для большей эффективности используется природный материал: шишки, камешки, деревянные палочки. Одним из видов работы по развитию мелкой моторики пальцев рук являются «пальчиковые игры или пальчиковая гимнастика».

Пальчиковые игры подбираются соответственно лексическим темам со словесным сопровождением. Например, к теме «Дом. Мебель»- пальчиковые игры:

 

Дом. Ворота.

На поляне дом стоит,                             Стук – стук молотком,

Ну а к дому путь закрыт.                        Строим, строим новый дом.

Мы ворота отворяем ,                            Ты, пила, пили быстрей,

В домик, в гости приглашаем.                Домик строим для людей.

 

По теме: « Овощи», «Фрукты»:

Мы капусту рубим,                                     Мы шли, шли, шли и в сад пришли

Мы капусту жмем,                                      Там в саду играли, фрукты собирали

Мы капусту солим,                                      Яблоки и груши.

Мы морковку трем.                                     Очень сладко. Кушай.

 

По теме « Животные»:

Под высокой сосной                                    Дети по лесу гуляли,

Скачет зайка косой,                                       Но вот сучья затрещали,

Под другою сосной                                         Дети, дети, не зевайте,

Скачет зайка другой.                                     Волк за елкой – убегайте!

Одним из разновидностей работы по развитию мелкой моторики рук является театр. Маленькие движущие персонажи, сделанные из природного и бросового материала, дети надевают на пальчики и разыгрывают небольшие сценки. Это богатейший прием в развитии мелодико – интонационной стороны речи и диалога. Для развития мелкой моторики используем и такие виды игр и упражнений, как плетение, шнурование, застегивание пуговиц, выкладывание из  счетных палочек, ракушек, мозаики, использование разноцветных прищепок, самомассаж рук с шишками, камешками. С интересом дети играют в «пальчиковый бассейн», где перебирая пальчиками, отбирают по указанию взрослого нужные предметы, основываясь на тактильные ощущения. Пальчиковые упражнения включаются в различные виды занятий, физминуток. После  освоения основных комплексов пальчиковой гимнастики, можно переходить к составлению рассказов, сказок (при этом можно добавлять артикуляционные упражнения, играя с «веселым язычком»).

Родители должны помнить о значимости развития мелкой моторики для детей с нарушениями речи, так как это:

— стимуляция действий речевых зон коры головного мозга;

— развитие психических процессов(памяти, внимания, восприятия и т.д.)

— развитие графо-моторных навыков.

У детей с нарушением речи развитие движений пальцев как бы  подготавливает почву для последующего формирования речи. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок учится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи, интонацию.

Одним из наиболее радикальных способов развития мелкой моторики является самомассаж кистей рук и пальцев:

-самомассаж тыльной стороны кистей рук;

-самомассаж ладоней;

— самомассаж пальцев рук.

Можно научить детей самомассажу и с помощью обычного граненного карандаша, которым ребенок массирует кисти рук, запястья, межпальцевые зоны. При этом также можно использовать рифмовки, короткие стихи:

Мой веселый карандаш

Поиграй со мной сейчас.

Ловко делай ты вот так,

Эдак вот, и так, и сяк.

Пальцы станут смелыми,

Ловкими, умелыми.

Таким образом, все виды массажа доступны дошкольникам и могут быть использованы в наших с вами занятиях с детьми.

Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников

           «Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников»

воспитатель Кулинич Е. А.

В период дошкольного детства важное значение для психического  развития приобретает становление речи. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.

Специалисты института физиологии детей и подростков АПН считают, что формирование речи происходит под влиянием кинетических (двигательных) импульсов, передающихся от рук, а точнее, от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается увеличенной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

На основе обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие, тренировка мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые области активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь.

Работа по развитию движений пальцев и всей кисти проводится во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминутки, в свободное время утром и после сна. Упражнения нужно подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.

В своей работе необходимо использовать игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения (например: методика «Расскажи стихи руками»). Так как движения конкретизируют образ, а слово помогает чётко выполнять движения. Тексты упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.

Во время игр задача педагога состоит в том, чтобы организовать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащая словарь детей.

Существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики пальцев рук. Например:

· Пальчиковый театр

· Игры – шнуровки

Можно сказать, что шнурок — это змейка, она любит ползать по домику (проползать через дырочки). Когда ребенок протаскивает шнурок в дырки, обращайте внимание малыша на расположение шнурка на «домике» — наверху или внизу, справа или слева, в центре. Скажите, куда змейка хочет поползти, пусть малыш ей поможет.

· Воздушно-пузырчатая плёнка

Оказывается, медики применяют её для развития мелкой моторики у детей. Перед тем, как научить деток вышивать, вязать и даже завязывать шнурки – похлопайте с ребёнком воздушные пузырьки, подготовьте маленькие пальчики к большей чувствительности.

· Игры с крупой и семенами.

1) Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Лучшей доски для рисования не придумаешь. Сначала взрослый рисует на «доске» линии, а малыш повторяет. Пусть это будут очень простые фигуры: квадраты, круги, зигзаги. Снеговик, домик, солнышко.

2)Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

3)Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

· Упражнения с прищепками

Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное; для этого вам нужно, соответственно, сделать заготовки к солнцу, ежику и так далее). Необходимо понимать, что это очень сложное для ребенка задание. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала, возьмите ладошки ребенка в свои руки и выполните упражнение вместе с ним.

· Упражнения с бусинами

Нанизывать можно все что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины. Научиться прокалывать аккуратные дырочки тоже полезно. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем детали нужно постепенно «измельчать».

· Работа со штампами

Упражняет щепоть руки ребенка (положение захвата тремя пальцами – щепотью). Все упражнения нацелены на быструю смену тонуса мускулатуры рук: напряжение, расслабление, силовое напряжение

· Раскраски для детей

· Игры с конструктором, мозаикой

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Лепка для развития детской моторики

Не важно, с каким материалом вы решили работать: пластилин, тесто, глина. Удивительно другое – из исходного материала ребёнок своими руками сможет создать неповторимые чудесные фигурки. Так как ребенок уже в результате первого занятия сможет увидеть результат своего труда – это привлечет его к регулярным занятиям творчеством.

Многие дети отдают предпочтение лепке из глины, а не из пластилина. Дети выбирают глину, потому что она на ощупь более пластичная и податливая— она «живая». А еще преимущество глиняных изделий в том, что поделку, созданную из глины, можно запечь и хранить годами, а также раскрасить на свое усмотрение. При этом глина помогает не только занять ребенка и получить удовольствие от лепки, но и благотворно влияет на развитие моторики и речи. Давайте разберемся, что такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы ладоней, пальцев рук и ног. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки и требуют специального развития. Чем лучше развита мелкая моторика, тем эффективнее работает нервная система ребенка.

Какова связь руки и мозга, и как развитие моторики помогает в развитии речи?

Развитие мелкой моторики рук крайне важно для детей. Оно тесно связано с развитием речи. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Во время занятия активизируются соответствующие отделы мозга, стимулируя при этом соседние зоны, отвечающие за речь. Сначала малыш овладевает тонкими движениями рук, затем в его речи появляются первые слоги. Последующее формирование речи зависит от тренированности движений пальчиков ребенка. На кончиках пальцев находятся рецепторы, связанные с головным мозгом. Разминая глину, ребенок использует подушечки пальцев и тем самым подает импульсы в мозг.

Во время работы с глиной у ребенка развивается моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук. Чем больше ребенок будет лепить, тем быстрее и яснее он научится говорить.

Ручной лепкой могут заниматься совсем маленькие детки. В возрасте 2-3 года ребенок может открывать различные ящики и доставать их содержимое, играет с песком, нанизывает бусы, лепит незатейливые фигурки с пластилина или глины.

На занятия на гончарном круге мы рекомендуем приводит деток в возрасте 6-7 лет. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок впервые может использовать обе руки скоординированным образом, например, есть ножом и вилкой. Он обладает взрослой внешней хваткой, когда рисует, пишет и держит ложку. Ребенок может самостоятельно нарезать продукты, вырезать фигуры в виде букв S, Z и спиралей, а также может свободно удерживать ручку при письме. В норме к 6-7 годам заканчивается созревание определенных зон головного мозга, которые отвечают за мелкую моторику и развитие речи. Обладая этими навыками ребенку будет легче освоить гончарный круг.

Также следует отметить, что развитие мелкой моторики оказывает влияние не только на речь, но и на память, внимание, мышление.

Лепить, фантазировать, ломать, перелепливать, прилагать силу, в конечном итоге получать результат. Когда ребенок лепит он превращается в маленького волшебника, он создает свой мир!

навыков мелкой моторики | Деятельность по развитию мелкой моторики

Что такое мелкая моторика?

При мелкой моторике задействуются меньшие мышцы рук, обычно при таких действиях, как использование карандашей, ножниц, конструирование с помощью lego или duplo, застегивание пуговиц и открытие коробок для завтрака.

Эффективность мелкой моторики существенно влияет на качество результата и скорость выполнения задачи. Для эффективной мелкой моторики требуется ряд независимых навыков, которые должны работать вместе, чтобы надлежащим образом манипулировать объектом или выполнять задание.
Запишитесь на экзамен для вашего ребенка

Какие навыки включают «мелкую моторику»?
  • Академические навыки, включая
    • Навыки карандаша (каракули, раскраска, рисование, письмо)
    • Ножницы навыки (резка)
  • Играть
    • Строительные навыки с использованием лего, дупло, пазлов, железнодорожных путей
    • Выделение и манипуляции с куклами
    • Использование ИТ (например, манипуляции с мышью и стилусом)
  • Уход за собой, включая
    • одевание — завязывание шнурков, надевание сандалий, молнии, пуговиц, ремней
    • прием пищи — использование столовых приборов, открытие ланч-боксов и пакетов с едой
    • гигиена — чистка зубов, чистка волос, пользование туалетом.

Примечание: Визуальное восприятие (точное использование зрения, «видение» и интерпретация) не является строго мелкой моторикой, но напрямую поддерживает выполнение мелкой моторики.

Почему важны мелкая моторика?

Мелкая моторика важна для выполнения повседневных навыков, как указано выше, а также академических навыков. Без способности выполнять эти повседневные задачи может пострадать самооценка ребенка, его успеваемость будет скомпрометирована, а возможности для игры очень ограничены.Они также не могут развить соответствующую независимость в «жизненных» навыках (например, одеваться и кормиться), что, в свою очередь, имеет социальные последствия не только в семье, но и в отношениях со сверстниками.

Как с первого взгляда определить, есть ли у ребенка проблемы с мелкой моторикой?

  • Избегание и / или отсутствие интереса к навыкам работы с пальцами (и имеет перечисленные выше задачи)
  • Предпочитаете физическую активность (опять же, чтобы не садиться за дела)
  • Интерес к «пассивной» деятельности, такой как ИТ (например,грамм. смотреть телевизор на IPAD, не требующем мелкой моторики)
  • Нет интереса к навыкам работы с карандашом или ножницами
  • Быть «властным» в игре и просить других «нарисовать мне кошку»
  • Не проявлять настойчивость перед лицом проблемы (например, просить родителей решить проблему, не пытаясь решить ее самостоятельно)
  • В ожидании, пока родители оденут их или почистят зубы, вместо того, чтобы попробовать себя
  • Отказ от использования стилуса с IPAD

признаков задержки мелкой моторики и как улучшить навыки мелкой моторики

По мере того, как дети растут, они со временем развивают множество навыков и способностей, и одним из самых важных является их мелкая моторика. Мелкая моторика позволяет детям совершать небольшие («тонкие») движения конечностями (пальцами рук и ног) и другими частями тела, такими как руки, язык, губы, запястья и ступни. Дети используют моторные навыки, чтобы делать небольшие движения, например, хватать что-то пальцами или морщиться губами.

Мелкая моторика развивается постепенно, и у разных детей они могут развиваться в разное время. Большинство врачей начинают проверять мелкую моторику у детей на приеме через 2 месяца, и навыки продолжают стабильно развиваться до 3–4 лет.Однако у некоторых детей развитие мелкой моторики может быть отложено и может потребоваться дополнительная работа и практика, чтобы соответствовать уровню своих сверстников. Родители, которые беспокоятся о мелкой моторике ребенка и хотят помочь ему или ей добиться прогресса в своем развитии, могут ознакомиться с приведенной ниже информацией и дать несколько полезных советов.

Признаки задержки мелкого мотора

Есть много признаков задержки мелкой моторики у детей, на которые следует обращать внимание родителям. Дети с задержкой мелкой моторики не проявляют интереса к хватанию предметов.У них часто плохая зрительно-моторная координация, и они могут казаться довольно неуклюжими. Для детей, которые достаточно взрослые, чтобы ходить в школу, задержка мелкой моторики может проявляться в любви к игровой площадке и физическим нагрузкам, но избегании тихих, застольных занятий, таких как рисование, письмо или даже прием пищи с посудой. Детям с задержкой мелкой моторики трудно делать руками то, что обычно нравится другим детям, например строить из кубиков, рисовать на бумаге или даже высовывать язык, чтобы попробовать еду.

Улучшение навыков мелкой моторики

Родители детей с признаками задержки мелкой моторики не должны опасаться за своего ребенка! На самом деле родители могут многое сделать, чтобы помочь своим детям развиться до уровня своих сверстников.

Хорошая стратегия — включить упражнения на мелкую моторику в свой распорядок дня и сделать их увлекательными! Родители должны стараться выделять хотя бы одно время каждый день, чтобы помочь своему ребенку использовать мелкую моторику, будь то утром, после школы или прямо перед сном. Вместо того, чтобы заставлять детей сидеть за столом и рисовать мелками, родителям следует заняться с ними чем-нибудь активным, например, замешивать пластилин, раскрашивать плакаты из баллончиков с распылителем или замешивать тесто для печенья ложками (чтобы потом испечь и поесть!).

Кроме того, чтобы помочь в развитии навыков письма, родители могут установить мольберт с маркерами и мелками, поскольку было показано, что вертикальное письмо способствует более эффективному развитию мышц, необходимых для мелкой моторики, чем письмо на плоской поверхности.Чтобы получить больше советов, посетите нашу доску Pinterest, где вы найдете множество мероприятий по развитию мелкой моторики.

Помощь при задержке точного двигателя

Если у вашего ребенка плохая мелкая моторика, мы приглашаем вас рассмотреть программу «Баланс мозга». Дети с нарушениями обучаемости могут пропустить важные вехи в развитии, что может быть фактором их борьбы. Наш уникальный комплексный подход помогает вашему ребенку достичь оптимального функционирования тела и мозга, что способствует улучшению обучения — в академическом, социальном и эмоциональном плане. Вы будете поражены физическими и академическими успехами вашего ребенка во время нашей программы. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы узнать больше!

4 фактора развития мелкой моторики вашего ребенка

Знаете ли вы, что есть 4 фактора, которые могут сильно повлиять на мелкую моторику вашего ребенка? Есть четыре основных основы для развития мелкой моторики:
1. Стабильность осанки
2. Тактильное восприятие
3. Функция руки
4. Двусторонняя координация
Что означает каждая из этих основ и почему они важны?
Стабильность осанки, это способность сохранять равновесие и поддерживать вертикальное положение в сидячем положении без необходимости внешней поддержки.Такая стабильность достигается за счет мышц туловища и плеч, которые, в свою очередь, помогают стабилизировать и контролировать мышцы рук, что упрощает такие задачи, как письмо. Если этой области недостаточно, это может привести к тому, что ваш ребенок будет слишком сильно нажимать при использовании письменных принадлежностей или недостаточно сильно нажимать на них из-за плохого владения посудой. Упражнения для укрепления плеч и корпуса могут помочь в борьбе с этой проблемой.
Тактильное восприятие, это ощущение, связанное с прикосновением. Проблемы с тактильным восприятием вызывают замешательство в мозгу, когда он не может однозначно определить различия между различными ощущениями и текстурами.Иногда это приводит к тому, что ваш ребенок часто выкидывает предметы из рук. Без надлежащей информации, поступающей от рук к мозгу, развитие мелкой моторики является очень сложной задачей.
Функция руки, это то, как мышцы кисти и пальцев работают вместе. Этот навык очень важен! Чем больше возможностей для развития мелкой моторики и ловкости рук будет доступно вашему ребенку, тем лучше станет его мелкая моторика.
Двусторонняя координация, это способность ваших рук работать и двигаться вместе.Неспособность пересечь среднюю линию также может вызвать трудности при попытке координировать функцию руки. Когда наши руки хорошо работают вместе, вы заметите более контролируемые и систематические мелкие моторные навыки, включая улучшение манипуляции с мелкими предметами и разборчивый почерк.
Если кажется, что у вашего ребенка проблемы с каким-либо из перечисленных выше навыков, обратитесь к педиатрическому терапевту!
https://www.ot-mom-learning-activities.com/fine-motor-development-essential-bases.html

Навыки мелкой моторики — Патология речи полуострова

Почему важно развитие мелкой моторики? Маленьким рукам с годами нужно развивать контроль и силу. Мы, как родители или опекуны, можем помочь этому процессу, побуждая детей играть, исследовать и взаимодействовать со всеми видами предметов, используемых в повседневной жизни.

Со временем эти типы «игровых» действий и навыков манипуляции помогут подготовить ребенка к тому, чтобы держать и использовать цветной карандаш, что приведет к раскрашиванию, рисованию и, в конечном итоге, письму.

Некоторым детям нужна небольшая дополнительная помощь в развитии этих навыков, и именно здесь детский терапевт по трудоустройству подходит. Педиатрический терапевт может определить задачи, которые требуют дополнительного внимания и практики, с помощью оценок и наблюдений ОТ. Затем они могут разработать семейные цели, за которыми следует вмешательство, направленное на решение проблем ребенка. В зависимости от сложности вмешательства могут быть в форме: практические задания, основанные на контроле, силе и координации и / или предписании оборудования ОТ.

Есть также занятия, которыми дети могут заниматься дома, чтобы развить контроль и силу рук. Это может быть так же просто, как застегнуть одежду, привязать ее к веревке для стирки, использовать ножницы и лепить пластилин. Даже безопасные занятия на кухне — отличный способ развить мелкую моторику. Ниже приведены некоторые упражнения от младенчества до 3 лет, которые могут помочь в развитии мелкой моторики вашего ребенка:

Время живота
Отжимания, движения из стороны в сторону и движения по объектам перед собой — вот способы, которыми дети строят на плечах, шее, спине и основных мышцах.Они необходимы для сидения. Пожалуйста, поощряйте ребенка только тогда, когда он просыпается и находится под присмотром.

Кормление пальцами
Не стесняйтесь, позволяйте своему мизинцу кормить как можно больше. Взяв пищу пальцами, вы получите захват в клешню (большой и указательный пальцы вместе), который понадобится, когда они захотят держать мелок в будущем.

Игра с мелкими предметами
Поощряйте малыша складывать кубики, нанизывать бусинки и использовать головоломки, потому что это дает возможность обеим рукам работать вместе.Чем больше они тренируются, тем плавнее становятся движения, что поможет им в будущем участвовать в играх и спорте. Пожалуйста, следите за тем, как ваш ребенок играет с бусами, так как они могут подавиться.

Зеленый Зеленый Зеленый Зеленый Зеленый Зеленый фон бусинок

Игра с пластилином
Один из распространенных способов повысить силу рук — это играть с пластилином, игровой пеной или подобным нетоксичным и мягким веществом. Подумайте о сопротивлении!

Дети изучают декоративно-прикладное искусство в детском саду с учителем

Рисование пальцами
Обязательно поощряйте рисование пальцами краской, пудингом или кремом для бритья. Практика этого помогает мозгу отличать движение одного пальца от движения всей руки. Это важно для плавных движений пальцев, необходимых для письма в будущем.

Пазлы
Простые пазлы могут помочь детям узнать о движущихся объектах в руке, поворачивая, помещая и переворачивая их. Это также тренирует мозг, как упоминалось выше.

Двуручные задания
Любое занятие, которое побуждает вашего ребенка координировать обе руки вместе, является отличным инструментом для развития.Например, скатать шар пластилина в длинную «змейку», а затем разрезать его пластиковым ножом.

Застегивание пуговиц и завязывание
Практика застегивания пуговиц, расстегивания, застегивания молний, ​​застежек на крючки или завязывания шнурков помогает повысить прочность и контроль.

Практика с прищепками для одежды
Попросите ребенка вешать картинки, раскраски или одежду на бельевую веревку с подпружиненными прищепками, так как это упражнение развивает силу его клешни. Как упоминалось выше, сила захвата клешнями помогает держать карандаш в будущем.

Раскраска
Ваш ребенок может проявить интерес к раскрашиванию в возрасте 2,5–3 лет, не забудьте взять с собой мелки, которые подходят его маленьким рукам. Эта практика приведет к тому, что в будущем они научатся писать.

Развитие навыков мелкой моторики | Продолжительность жизни терапии

Предыдущий пост | Следующее сообщение

Как эрготерапевта, меня часто спрашивают родители о том, как помочь их детям достичь вех в развитии мелкой моторики.Мелкая моторика — это координация мелких мышечных движений, которые происходят в более мелких частях тела, таких как запястья, кисти рук и пальцы.

Мелкая моторика достигается, когда дети учатся использовать свои более мелкие мышцы, такие как мышцы рук, пальцев и запястий. Дети в конечном итоге используют свои мелкие моторные навыки, когда пишут, держат в руках мелкие предметы, застегивают одежду, переворачивают страницы, едят, режут ножницами и используют компьютерную клавиатуру.

Овладение мелкой моторикой требует точности и координации. Ниже приведены некоторые ключевые компоненты и идеи действий, которые помогут вашему ребенку добиться успеха в достижении этих важных этапов.

Требования к развитию мелкой моторики:

  • Развитие свода ладони: вогнутая поверхность ладони, которая позволяет руке формировать ладони вокруг предметов.
  • Разгибание запястья: Поддерживает умелые движения пальцев.
  • Навыки руки: большой, указательный и средний пальцы для работы с мелкой моторикой. Другая сторона руки обеспечивает стабильность и силу.
  • Развитие перепонки между большим пальцем и указательным пальцем. Сделайте букву «О» указательным и большим пальцами. Практикуйтесь в игре на пальцах.

Идеи действий:

  • Обеспечьте для работы вертикальные или наклонные поверхности. В этом положении запястье разгибается. Рука работает против силы тяжести, что способствует устойчивости плеча и умелому использованию руки. Предметы для использования на / с вертикальной поверхностью:
    • Наклейки на картинку
    • Классная доска / доски для сухого стирания: рисование и стирание
    • Пазлы на склоне
    • Magna каракули
    • Раскраски на стену или холодильник
    • Бинго-точки на бумаге
    • Магнитные буквы / цифры
    • Фетровые фигурки на липучке, цвета, формы на войлочной доске, прикрепленной к стене
  • Другие идеи стабилизации плеча:
    • Деятельность на четвероногих (на четвереньках)
    • На животе и опираясь на локти для рисования / пазлов
    • Вождение машины по готовой дорожной карте с широкими углами обзора
    • Большой рисунок в виде радуги в арке
  • Стабильность и стабилизация запястья:
    • Вертикальные виды деятельности описаны выше
    • Упражнения с отягощением на четвереньках: прогулки на животных
    • Скалка для выпечки или лепки
    • Толкай / тяни
    • Ведение малого мяча
    • Использование любых материалов, создающих сопротивление: спрятанные предметы в пластилине, кусочки пазла на липучке
    • Окрашивание скоросшивателя с 3-мя кольцами для наклона
  • Разработка сводов кисти / Захват и отпускание / Изоляция пальцев:
    • Манипулирование хула-хупом / веревкой / сферическими объектами
    • Выдавливание: губки, бутылки с жидким мылом
    • Крошащаяся бумага: складываем бумагу в поделки
    • Игровое оборудование, например, лазание по барам
    • Игры в кости: складывание рук
    • Прищепки игры
    • Дырокол
    • Мясники: прорезать теннисный мяч, чтобы образовался рот, и собирать шарики или другие мелкие предметы
    • Использование пипеток / бутылочек / пищевых красителей для создания изображений
    • Использование щипцов и пинцетов: используйте эти инструменты для перемещения объектов в игре на сопоставление / сортировку / или подсчет.
    • Аэрозольные баллончики
    • Зажимы для пакетов с картофельными чипсами
    • Заводные игрушки
  • Тесто для лепки: тыкать, катать, находить предметы внутри, использовать пластиковый нож для масла и формочки для печенья
  • Газета: разрывание большим, указательным и средним пальцами; рушится для улучшения свода рук
  • Монеты или пуговицы: брать пальцами вместо того, чтобы «загребать».
  • Собрать несколько монет в ладони и положить их по одной в банк.Потренируйтесь переворачивать монеты, не поднося их к краю стола
  • Разрезать макулатуру, светлый картон и пластилин для сопротивления
  • Лего
  • Пакеты с замком на молнии / открывание контейнеров / бутылок
  • Шнуровка бисером, крупа, соломка
  • Копирование папиросной бумаги и скатывание в маленькие шарики для использования ручки штатива

Запись:

  • Иерархическая модель обучения письмам:
  1. Распознавание письма
  2. Формирование письма
  3. Калибровка
  4. Шаг
  5. Ориентация на линию
  • Обучайте основным линиям: горизонтальным, вертикальным, круговым и диагональным
  • Используйте короткие / маленькие карандаши и мелки для улучшения схватывания (карандаши для гольфа)
  • Печать букв на бумаге и последующее написание их указательным пальцем воздухом
  • Поместите резиновую ленту или кусок ленты в том месте, где палец должен располагаться.

Теги: Развитие мелкой моторики, Информация о здоровье и благополучии, Трудотерапия, Ресурсы для родителей, педиатрическая терапия

Предыдущий пост | Следующее сообщение

Важность мелкой моторики в раннем детстве

Как родители, вы играете решающую роль в развитии мелкой моторики вашего ребенка.Самое важное, что вы можете сделать, — это предоставить вашему ребенку увлекательные и интерактивные возможности. Развитие мелкой моторики в дошкольном образовании помогает заложить основу для таких важных будущих навыков, как письмо и забота о себе. В этой статье мы расскажем вам о важности мелкой моторики и о том, что вы можете сделать, чтобы помочь своему ребенку развить их.

Важность мелкой моторики

При мелкой моторике задействуются мелкие мышцы, управляющие кистью, пальцами и большим пальцем.Они помогают детям выполнять важные задачи, такие как кормление, хватание игрушек, застегивание и застегивание одежды, письмо, рисование и многое другое. Способность заниматься самообслуживанием и выполнять повседневные задачи помогает повысить самооценку и уверенность ребенка.

Важно с самого раннего возраста начинать работать с детьми над развитием их мелкой моторики. Мелкая моторика будет развиваться и улучшаться по мере продвижения в детстве. Просто нужна правильная практика.

Некоторые дети могут испытывать трудности при выполнении заданий, связанных с их мелкой моторикой.Это может расстроить их, когда они не могут выполнять повседневные задачи. Например, ребенку может быть трудно держать ножницы и резать по пунктирной линии. Это может привести к тому, что они будут разочарованы задачей и будут избегать сокращающих упражнений, потому что считают это слишком сложным.

Мы покажем вам несколько отличных занятий, которые помогут развить у вашего ребенка мелкую моторику, которые будут веселыми, увлекательными и помогут помочь детям преодолеть разочарование, когда они бросают все.

Этот пост содержит партнерские ссылки.

Мероприятия по развитию мелкой моторики

Академическая деятельность
Бесплатные игры
Мероприятия по уходу за собой

Мелкая моторика постепенно развивается у детей по мере того, как они выполняют действия, помогающие укрепить мышцы и координацию. Убедитесь, что мелкая моторика доставляет удовольствие вашему ребенку! Чем больше они хотят играть и исследовать занятия, развивающие их мелкую моторику, тем точнее будут их движения.


Помогите своему ребенку развить двигательные навыки

Почему моторные навыки важны?

Двигательные навыки необходимы для физической силы и движения ребенка

Двигательные навыки используются каждый день в нашей жизни. Они помогают нам двигаться и делать все, от подъема тяжелых предметов до набора текста на клавиатуре. Моторные навыки и контроль над моторикой начинают развиваться после рождения и будут прогрессировать по мере роста детей.

Хороший контроль моторики также помогает детям исследовать окружающий мир, что может помочь во многих других областях развития.

Моторные навыки делятся на две категории: крупная моторика, и мелкая моторика. Овладение и тем, и другим важно для роста и самостоятельности ребенка.

Общая моторика — это движения, связанные с большими мышцами, такими как ноги, руки и туловище.

Мелкая моторика — это движения с участием небольших групп мышц, например кисти и запястья.

См. Руководство для родителей по сравнению высоких и больших моторных навыков:

Навыки моторики: знание основ

Зачем моему ребенку двигательные навыки?

  • Уметь самостоятельно перемещаться и выполнять задания
  • Чтобы иметь возможность исследовать окружающий мир, что способствует когнитивному, речевому и сенсорному развитию
  • Чтобы придать им уверенность и независимость, что способствует развитию таких навыков, как исполнительные функции
  • Для достижения вехи развития
  • Чтобы, возможно, помочь предотвратить преждевременную задержку моторики и состояния, которые могут прервать развитие

Когда моему ребенку следует начать развивать моторику?

Как новорожденный! Они начнут развивать основные моторные навыки, как только начнут двигаться. Подпишитесь на Календарь детских игр или посетите нашу страницу детских игр, чтобы узнать больше о физических упражнениях, соответствующих возрасту вашего малыша, чтобы помочь ему еженедельно улучшать свои двигательные навыки.

Как часто мой ребенок должен работать над моторикой?

Короткий ответ: каждый день!

По мере взросления ваш малыш будет ежедневно развивать свои моторные навыки, просто занимаясь своим распорядком дня и более активно участвуя в делах! Однако младенцам и детям ясельного возраста может потребоваться дополнительная стимуляция для развития моторных навыков.Убедитесь, что вы ежедневно поощряете физическое движение и развитие этих навыков.

Какие важные вехи развития моторики?

Важны все моторные вехи! Это означает, что очень важно, чтобы ваш ребенок достиг своих целей. Вы можете найти все вехи развития моторной техники или узнать больше в брошюре «Гарантия лучшего».

Достижение одной вехи ведет к другой. Так, например, хотя младенцы обычно не ползают до 7-9 месяцев, до этого они достигают множества других этапов, чтобы у них были силы и уверенность, чтобы ползать.

Узнайте больше о том, как побуждать вашего ребенка ползать!

Вехи развития компании

Отметьте вехи развития моторики вашего ребенка с помощью нашей полезной БЕСПЛАТНОЙ брошюры и контрольного списка!

Узнайте больше о вехах развития моторной техники ребенка из брошюры Assure the Best .

Загрузить брошюру

Контрольный список этапов помогает родителям отслеживать двигательные, сенсорные, коммуникативные и кормовые вехи своих детей от рождения до трех лет. Также доступно на нескольких языках.

Загрузить контрольный список

Почему сон имеет значение для развития моторики

Изменение направления сна ребенка может помочь укрепить мышцы шеи ребенка и усилить контроль головы

Изменение направления головы может помочь предотвратить позиционную плагиоцефалию (плоскую голову) и позиционную кривошея, побуждая ребенка двигать головой и укрепляя шею с обеих сторон.Когда ребенок лежит лицом в разные стороны, он также меняет направление поворота головы в ответ на шум (например, когда родитель входит в комнату). Это укрепляет мышцы шеи более равномерно с обеих сторон и меняет места, где ребенок давит на голову, когда он лежит.

Узнать больше

Двигательная деятельность

Отличные возможности для ежедневной тренировки моторики детей!

Большая часть мелкой и крупной моторики вашего ребенка может происходить прямо дома! Узнайте больше о том, как держать их в движении каждый день.

Помогите ребенку развивать моторику каждую неделю!

Подпишитесь на Календарь детских игр или посетите нашу страницу детских игр, чтобы узнать больше о физических упражнениях, соответствующих возрасту вашего малыша.

Зарегистрируйтесь сегодня

Что смотреть

Какие поведения, которых следует остерегаться, могут повлиять на моторику моего ребенка?

Дети перерастают многие виды поведения, которые могут нарушать двигательное развитие. Вот некоторые общие, на которые следует обратить внимание:

Посмотрите, что такое w-сидение и почему это важно:

Развитие типичных и нетипичных двигателей

Поведение двигателя, на которое следует обратить внимание

Как выглядит типичное и нетипичное развитие? Как должно выглядеть, когда ребенок начинает сидеть, ползать и ходить? На приведенных ниже рисунках показано, как выглядит типичная и нетипичная разработка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *