Моцарт для развития: Музыка Моцарта для развития детей

Музыка Моцарта для развития детей

Все родители хотят, чтобы их детки развивались гармонично и были умными и здоровыми. На это тратится масса времени и усилий. Однако, как зачастую случается, одно из самых доступных для достижения цели средств находится совсем рядом.

  • 1

    Маленькая ночная серенада, K. 525 IV. Rondo

    03:33

  • 2

    5 Variations on Twinkle, Twinkle Little Star, K. 265

    05:56

  • 3

    Allegro Aperto, Violin Concerto No. 5, K. 219

    10:32

  • 4

    Allegro Moderato, Violin Concerto No. 2, K. 211

    09:12

  • 5

    Andante, Symphony No. 15, K. 124

    04:41

  • 6

    Andante, Symphony No. 17, K. 129

    04:02

  • 7

    Andantino, Symphony No. 24, K. 182

    02:47

  • 8

    Sinfonia Concertante in E Major, K. 297b

    08:55

Благотворное влияние музыки Моцарта на развитие детей доказано научными исследованиями. Как показывают эксперименты, люди, регулярно слушающие произведения великого композитора, становятся более собранными, лучше мыслят и рассуждают.

Сборник музыки Моцарта для развития детей можно слушать онлайн или в записи. Избранные произведения специально подобраны для малышей.

Для того чтобы получился максимальный эффект, прослушивание композиций должно приносить удовольствие. Их можно включать во время приема пищи или тогда, когда ребенок играет. Чем непринужденнее будет обстановка — тем лучше.

Музыка Моцарта для развития детей – надежное подспорье молодым родителям. С ней дети не только развиваются более гармонично, но и становятся спокойней и уравновешенней. При этом начинать приучение ребенка к прекрасному можно с самого рождения. Сформированный в этом возрасте вкус сохраняется на всю жизнь.

как музыка влияет на мозг и помогает ли она развивать интеллект — Нож

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, считает, что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга. Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты получили и другие ученые. Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Музыка улучшает настроение, бодрит и этого прилива сил как раз хватает на решение небольшого теста.

Это подтверждают несколько экспериментов. Например, канадский психолог Гленн Шелленберг ради науки вспомнил юность и опыт игры в синти-поп-группе. Он взял ту же сонату Моцарта, что и авторы исследования 1993 года, и записал несколько ее новых версий — в быстром и медленном темпе, в мажоре и миноре. Лад и темп оказались действительно важны. В том же тесте на пространственное мышление те, кто слушал быструю мажорную версию, набрали в среднем 16 очков, а те, кому досталась медленная минорная, только 8. В другом эксперименте Шелленберг и коллеги подтвердили, что печальная музыка снижает результаты тестов. Воздействие сонаты Моцарта сравнили с эффектом знаменитого Адажио Альбинони, и оказалось, что, хоть это произведение и не назовешь простым, оно не помогало решать задачи лучше.

Соната для двух фортепиано ре мажор Моцарта, воздействие которой изучал Шелленберг

Итак, умнее нас делают не столько мелодии, сколько хорошее настроение. На это указывает еще один опыт тех же ученых. На сей раз одной группе добровольцев включили Моцарта, а другой — аудиокнигу Стивена Кинга. Выяснилось, что рассказы короля ужасов тоже неплохо повышают результаты тестов, особенно у поклонников Кинга.

Так что если вы хотите слушать музыку с пользой для себя, выбирайте любую, лишь бы она нравилась именно вам, и положительный эффект — хорошее настроение — не заставит себя ждать.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Словарный запас у юных пианистов и скрипачей оказался в среднем больше, а результаты тестов на наглядно-образное мышление — выше.

Как уроки музыки развивают эти способности? Есть несколько версий. Во-первых, игра на инструментах — комплексный процесс, требующий множество навыков. Например, необходимость читать ноты тренирует умение декодировать любые тексты, поэтому нарастить богатый словарный запас становится проще. С другой стороны, родители, которые отправляют детей заниматься музыкой, могут быть в целом сильнее вовлечены в воспитание. Возможно, они больше следят не только за тем, чтобы ребенок регулярно репетировал, но и за тем, как он делает школьные домашние задания или читает. Здесь, конечно, важно не переусердствовать: уроки из-под палки еще никого не сделали счастливым.

Еще один важный момент — мотивация. Ученые недаром работали с детьми, которые не бросили фортепиано или скрипку в течение как минимум трех лет. Вероятно, у них высок и общий уровень мотивации к учебе, они не отказываются от сложных задач при первых трудностях, отсюда и успех.

Похожее исследование проводят ученые из Университета Южной Калифорнии в течение 5 лет. Они наблюдают почти за 70 детьми из небогатых семей, живущих в окрестностях Лос-Анджелеса. Треть участников наблюдений играли в молодежном оркестре, и время от времени всех детей обследовали с помощью МРТ. Ученые обнаружили, что спустя два года занятий структуры мозга «музыкантов» и «немузыкантов» различались. У детей, которые играли в оркестре, активнее развивались зоны, связанные с обработкой звука.

Их мозг работал по-другому и в ситуациях, не связанных с музыкой. Детям предлагали выполнить тест Струпа: им показывали карточки с названиями цветов и оттенков, но при этом цвет надписи и название цвета не совпадали (например, слово «красный» было написано зеленым). Оказалось, что при выполнении задания у оркестрантов нейронная активность выше. Впрочем, дело может быть не только в музыке: подобный эффект наблюдался и у детей, которые активно занимались спортом. Возможно, развитию мозга способствует не столько музыка, сколько наличие хобби и связанной с ним мотивации, вовлеченности в работу команды.

Не только дети: как музыка помогает взрослым?

Итак, тем, кто с детства играл на скрипке, пел в хоре или записывал с одноклассниками рэп, крупно повезло. Но значит ли это, что для взрослых все потеряно? Конечно, нет. Увлечение музыкой не только делает взрослую жизнь ярче, но и защищает мозг от неизбежных возрастных изменений.

Играть или петь полезнее, чем просто слушать. Ученые выяснили, что у тех, кто когда-либо в жизни играл на музыкальных инструментах, в среднем реже развивалась деменция.

Почему так происходит, ученые пока не знают. Возможно, занятия музыкой прокачивают много навыков одновременно — этим иногда объясняют и ее пользу для детей. Есть и другая версия: музыка усиливает способность мозга компенсировать пробелы в работе одних областей с помощью других.

К похожим выводам пришли испанские исследователи. Проанализировав 13 научных работ, они подтвердили: музыкальные занятия действительно помогают сохранять ясность рассудка в зрелом и пожилом возрасте. Они улучшают внимание, способность к рассуждению и скорость обработки информации. При этом у взрослых этот эффект, увы, не накапливается — когда человек перестает играть или петь, все бонусы быстро сходят на нет.

Еще одна сфера, где музыка незаменима, — профилактика бессонницы и других проблем со сном. Прослушивание музыки по вечерам действительно успокаивает и помогает легче засыпать, причем этот эффект накапливается. Какую же музыку лучше слушать перед сном? Тут мнения ученых расходятся. Некоторые считают, что эффективны только композиции в медленном темпе (около 60 bpm).

Впрочем, судя по опросу, который провели Виктория Уильямсон и ее коллеги, засыпать помогает самая разная музыка.  650 респондентов назвали 545 исполнителей в 14 разных жанрах, которых чаще всего слушают, чтобы расслабиться и уснуть. Чаще всего опрошенные упоминали произведения Иоганна Себастьяна Баха, а второе место занял Эд Ширан, обогнав Моцарта. Главное, чтобы композиция не вызывала ярких воспоминаний: слушать перед сном «вашу песню» вскоре после расставания — явно не лучший выбор.

Это далеко не все доводы, говорящие о пользе музыки в любом возрасте. Мы не упомянули, например, о музыкотерапии, эффективно помогающей людям с различными заболеваниями. На протяжении тысячелетий не меняется главное: ритм и мелодия по-прежнему способны воздействовать на нас. Слушайте, играйте и пойте песни, которые вам нравятся, ведь это один из самых приятных способов позаботиться о себе в будущем.

Бесплатная классическая музыка, детские песенки, белый шум, карточки и многое другое

на ходу…

СКАЧАТЬ БЕСПЛАТНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Музыка для мамы и малыша

Классическая музыка

Исследования показали, что прослушивание классической музыки повышает развитие мозга ребенка, концентрация и самодисциплина. Это широко известно как «эффект Моцарта». У нас есть коллекция лучшей классической музыки для беременных, младенцев и детей младшего возраста.

Детские песенки

 Коллекция веселых и увлекательных детских песен и подпевок для улучшения обучения и эмоционального развития вашего ребенка. Список включает в себя популярную классику, такую ​​как ABC, маленький паучок, падающий лондонский мост, маленькие мерцающие звездочки и многое другое.

Колыбельная

Коллекция колыбельных песен величайших композиторов и спонтанных мелодий, спетых и напеваемых любящими воспитателями. Наши колыбельные принесли утешение и сон бесчисленным детям.

Музыка для беременных (пренатальная)

Пренатальная музыка может использоваться для уменьшения стресса и родовой боли. Мало того, исследования показали, что мама и ребенок, слушая музыку вместе, создают прекрасную связь и обмениваются опытом.

Белый шум

Младенцы любят белый шум; это напоминает им об их жизни в утробе матери. У нас есть коллекция качественного белого шума, который поможет успокоить и успокоить вашего ребенка для хорошего ночного сна.

Забавные звуки

Коллекция забавных звуков, таких как хихиканье, пердеж, сморкание и дрожание, чтобы развлечь и рассмешить вашего ребенка. Счастливого малыша, счастливой мамочки!

Рождественские песни

Веселый и праздничный сборник детских рождественских песен и колядок – Jingle Bells, Frosty the Snowman, S-A-N-T-A, Silent Night и т. д. Каждая карточка поставляется с алфавитом и соответствующей картинкой.

Наши советы и рекомендации для родителей, которые помогут вам вырастить счастливых, здоровых, общительных и умных младенцев и детей. Темы включают проблемы со сном ребенка, грудное вскармливание, советы путешественникам, развитие мозга ребенка и т. д.

Счастливые пользователи

О Малыше Моцарте

Все дети рождаются, чтобы любить музыку. Еще до того, как они научатся говорить, они музыкально лепечут и с энтузиазмом реагируют на песни. В Baby Mozart мы стремимся предоставить вам и вашему ребенку лучшие инструменты для ускорения развития мозга вашего ребенка, чтобы помочь вам расслабиться, а также помочь развлечь и успокоить вашего ребенка. Мы понимаем, насколько трудным может быть воспитание детей. В знак благодарности мы предлагаем бесплатно все наши коллекции (классическая музыка, детские песни, колыбельные, белый шум, расслабляющая музыка и забавные звуки). Мы надеемся, что вам понравится наша музыка и наши советы и рекомендации о том, как вырастить умных и счастливых детей.

Что такое Эффект Моцарта?

Эффект Моцарта относится к временному повышению интеллекта после прослушивания фортепианной сонаты, написанной Моцартом. Эта концепция позже превратилась в родителей, полагающих, что прослушивание классической музыки может ускорить развитие их мозга. Это распространенное мнение еще предстоит научно доказать, но одно можно сказать наверняка: прослушивание классической музыки Моцарта и других исполнителей не повредит детям и даже может дать им понимание искусства и  музыки!

Как музыка способствует развитию мозга моего ребенка?

В период между зачатием и тремя годами в мозгу ребенка происходят впечатляющие изменения. Исследования показали, что если в этот критический период в жизни вашего ребенка он или она слушает различные виды классической и подходящей для детей музыки, области мозга, отвечающие за музыку и речь, действительно получают импульс. Это означает, что им будет легче научиться говорить и, в конечном итоге, даже выучить иностранные языки. Частое прослушивание музыки может также успокоить вашего ребенка и сделать его счастливым и более общительным.

Как белый шум помогает моему ребенку спать?

Еще до своего рождения младенцы привыкли к белому шуму, например, к звукам матки, течению крови, маминому дыханию и биению. Этот белый шум успокаивает и успокаивает младенцев, поскольку напоминает им о жизни в утробе матери. Это, в свою очередь, приводит к более спокойным детям и лучшему сну.

Это действительно бесплатно?

Да, это действительно бесплатно. Вся классическая музыка, детские песни, колыбельные, белый шум, расслабляющая музыка и забавные звуки бесплатны для родителей и младенцев/малышей/детей, которым они могут быть полезны. Пожалуйста, заходите к нам почаще, так как мы постоянно обновляем наш сайт, чтобы предоставить вам лучшие инструменты, советы и рекомендации о том, как вырастить умных и счастливых детей.

Есть ли мобильное приложение для Малыша Моцарта?

Да, есть! Наше БЕСПЛАТНОЕ приложение Baby Mozart доступно в магазине приложений. Убедитесь, что вы загрузили наше приложение! Он имеет тот же удивительный контент, что и наш веб-сайт, но с дополнительными функциями, такими как таймер, режим прослушивания, повторы и т. д. Вам понравится, 100% гарантия.

Предлагаете ли вы другие советы и рекомендации, как вырастить умных и счастливых детей?

Да. У нас есть блог Baby Mozart, который предлагает советы по воспитанию детей, а также советы и рекомендации о том, как вырастить умных, умных и счастливых детей. Не забудьте поделиться с друзьями и семьей нашими замечательными советами, если вы найдете их полезными! Вот как мы делаем разницу.

Любишь Малыша Моцарта?

Следите за нами в социальных сетях!

Подпишитесь сегодня, чтобы получать эксклюзивные советы о наших последних советах по воспитанию детей, инструментах для развития мозга, обновлениях музыки и песен и многом другом! Помните, это 100% БЕСПЛАТНО!

Успех!

Регистрация

Эффект Моцарта — PMC

J R Soc Med.

2001 апрель; 94(4): 170–172.

doi: 10.1177/014107680109400404

Информация об авторе Информация об авторских правах и лицензии Отказ от ответственности

В 1993 г. Rauscher et al. 1 сделал неожиданное заявление о том, что после прослушивания сонаты Моцарта для двух фортепиано (K448) в течение 10 минут нормальные испытуемые продемонстрировали значительно лучшие навыки пространственного мышления, чем после периодов прослушивания инструкций по релаксации, предназначенных для снижения кровяного давления или тишины. Средние оценки пространственного IQ после прослушивания музыки были на 8 и 9 баллов выше, чем в двух других условиях. Усиливающий эффект не продлевался более 10-15 минут. Эти результаты оказались спорными. Некоторым исследователям не удалось воспроизвести результаты

2 , 3 , 4 , но другие подтвердили, что прослушивание сонаты Моцарта K448 приводит к небольшому увеличению пространственно-временных характеристик, что измеряется различными тестами, полученными по шкале Стэнфорда-Бине, такими как бумага- процедуры разрезания и складывания 5 , 6 , 7 или задачи в лабиринте с карандашом и бумагой 8 . Однако Раушер подчеркивал, что эффект Моцарта ограничен пространственно-временным мышлением и что общий интеллект не улучшается; некоторые из отрицательных результатов, по ее мнению, могли быть связаны с неправильными процедурами тестирования
9
.

Итак, эффект Моцарта существует? Общность первоначальных положительных результатов подвергалась критике на том основании, что любой эффект Моцарта возникает из-за «возбуждения от удовольствия», вызванного этой конкретной музыкой, и не имел бы места в отсутствие ее оценки. Этой интерпретации противоречат эксперименты на животных, в которых отдельные группы крыс подвергались воздействию внутриутробно послеродового периода 60 дней фортепианной сонате Моцарта K448, минималистской музыке композитора Филипа Гласса, белому шуму или тишине. а затем проверили их способность преодолевать лабиринт. Группа Моцарта прошла тест лабиринта значительно быстрее и с меньшим количеством ошибок (9).0095 P

<0,01), чем в трех других группах; таким образом, удовольствие и оценка музыки вряд ли были основой улучшения 10 .

Объяснение результатов, полученных после прослушивания музыки, может заключаться в том, как музыка и пространственные образы обрабатываются в мозгу. Было проведено много исследований локализации музыкального восприятия. Такие методы, как позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) и функциональное магнитно-резонансное сканирование, наряду с исследованиями локализованных поражений головного мозга, показали, что прослушивание музыки активизирует широкий спектр областей мозга. Первичная слуховая область классически располагается в поперечной и верхней височных извилинах, но определенные компоненты музыкального восприятия, включающие ритм, высоту тона, метр, мелодию и тембр, обрабатываются во многих различных областях мозга. Они варьируются от префронтальной коры и верхней височной извилины до предклинья теменной доли, при этом активируются многочисленные взаимосвязи различных сетей.0097 11

,
12 , 13 . Различение ритма и высоты тона обрабатывается в основном в левом полушарии, тогда как тембр и мелодия — в основном в правом. Оценка метра, по-видимому, не показывает предпочтение полушария.

Области мозга, отвечающие за формирование мысленных образов, проверенные с помощью пространственно-временных задач (таких как последовательное построение трехмерных кубических сборок), также были нанесены на карту с помощью ПЭТ-сканирования 14 . Результаты показывают, что активированные области включают префронтальную, височную и предклиновидную области, которые пересекаются с областями, участвующими в обработке музыки. Поэтому предполагается, что прослушивание музыки активирует те области мозга, которые связаны с пространственным мышлением.

Первоначальные эксперименты над взрослыми, слушавшими музыку Моцарта, были кратковременными. В родственных экспериментах 15 долгосрочные эффекты музыки изучались в группах детей дошкольного возраста в возрасте 3-4 лет, которым в течение шести месяцев давали уроки игры на клавишных, в течение которых они изучали интервалы высоты тона, технику аппликатуры, чтение с листа.

, ноты и игра по памяти. По окончании обучения все дети смогли исполнить простые мелодии Бетховена и Моцарта. Когда они это делали, их затем подвергали тестам пространственно-временного мышления, откалиброванным по возрасту, и их результаты были более чем на 30% лучше, чем у детей того же возраста, которые либо занимались компьютером в течение 6 месяцев, либо не получали специальной подготовки (9).0095 Р <0,001). Улучшение ограничивалось пространственно-временным мышлением; не было никакого влияния на пространственное распознавание. Эффект продолжался без изменений в течение 24 часов после окончания уроков музыки, но точная продолжительность улучшения не изучалась. Более длительная продолжительность эффектов, чем в предыдущих отчетах, была связана с продолжительностью воздействия музыки и большей пластичностью молодого мозга. В дальнейших экспериментах такого рода утверждалось, что улучшение пространственно-временного мышления у детей после обучения игре на фортепиано привело к значительно более высоким результатам по высшей математике
16
.

Были предприняты попытки исследовать электрические разряды областей мозга после воздействия музыки. В одном исследовании прослушивание сонаты Моцарта К448 в течение 10 минут, в отличие от прослушивания короткого рассказа, привело к усилению синхронности паттернов возбуждения правой лобной и левой височно-теменной областей мозга, которая сохранялась в течение 12 минут

6 . Прослушивание сонаты также сопровождалось усилением мощности бета-спектра электроэнцефалограммы в правой височной, левой височной и правой лобной областях 17 . В дальнейшем исследовании прослушивание музыки (не Моцарта) также приводило к большей мощности бета-излучения, особенно в области предклинья на двусторонней основе 18 .

Более впечатляющее проявление эффекта Моцарта можно наблюдать при эпилепсии. У 23 из 29 больных с фокальными разрядами или вспышками генерализованных спайк-волновых комплексов, слушавших фортепианную сонату Моцарта К448, наблюдалось достоверное снижение эпилептиформной активности по данным электроэнцефалограммы (ЭЭГ)

19 . Некоторые отдельные пациенты показали особенно поразительное улучшение. У одного мужчины, находящегося без сознания с эпилептическим статусом, иктальные паттерны присутствовали в 62% случаев, тогда как во время воздействия музыки Моцарта это значение упало до 21%. У двух других пациентов с эпилептическим статусом непрерывные двусторонние комплексы спайков и волн регистрировались в течение 90-100% времени до музыки, резко снижаясь примерно до 50% через 5 минут после начала музыки. Тот факт, что улучшение наступило даже у коматозного пациента, еще раз демонстрирует, что восприятие музыки не является необходимым признаком эффекта Моцарта.

Чтобы определить, может ли эта музыка оказывать более продолжительный эффект, были проведены исследования на восьмилетней девочке с особенно трудноизлечимой формой детской эпилепсии, синдромом Леннокса—Гасто, с множеством дроп-припадков, сопровождающихся двусторонними спайк-волнами очаговые выделения из правой задневисочной области 20 . Соната Моцарта исполнялась каждые 10 минут в каждый час дня, когда она не спала. В конце периода бодрствования число клинических припадков снизилось с 9 дов течение первых четырех часов до одного в течение последних четырех часов, а количество секунд, в течение которых произошли общие разряды, упало с 317 до 178. На следующий день количество приступов составило два за семь с половиной часов.

В какой степени изменения связаны именно с музыкой Моцарта? После первых экспериментов Rauscher et al. 1 Большинство исследователей использовали двойную фортепианную сонату Моцарта K448, которую моцартовец Альфред Эйнштейн назвал «одним из самых глубоких и зрелых произведений Моцарта», но его фортепианный концерт № 23 ля мажор K488 также оказался эффективный 8 . Некоторые исследователи заметили, что после минималистской музыки Филипа Гласса 5 улучшения пространственно-временных тестов не наблюдалось, а эпилептиформные записи ЭЭГ не улучшались после старинной поп-музыки 19 . Rideout и др. , однако, сообщают, что современное сочинение греко-американского музыканта Янни, которое, по их предположению, похоже на сонату Моцарта по темпу, структуре, мелодии и гармонии, также было эффективным 7 . Пытаясь определить физические характеристики, ответственные за эффект Моцарта, Хьюз и Фино 21 подверг компьютерному анализу широкий спектр музыки. Было проанализировано 81 произведение Моцарта, 67 произведений И. К. Баха, 67 произведений И. С. Баха, 39 произведений Шопена и 148 произведений 55 других композиторов. Характерной чертой большей части музыки Моцарта, общей для двух Бахов, была высокая степень долговременной периодичности, особенно в диапазоне от 10 до 60 секунд.

Еще одно сходство между музыкой Моцарта и двух Бахов заключалось в акценте на средней силе отдельных нот, особенно G3 (196 Гц), C5 (523 Гц) и B5 (987 Гц). Напротив, минималистская музыка Филипа Гласса и старинная поп-музыка, которые не оказали влияния на пространственно-поведенческие задачи или на эпилепсию, не демонстрировали долговременной периодичности. Предполагается, что музыка с высокой степенью долговременной периодичности, будь то Моцарт или другие композиторы, будет резонировать в мозге, уменьшая судорожную активность и улучшая пространственно-временные характеристики.

Несколько, но не все исследователи сообщили об улучшении способности пространственно-временного мышления после прослушивания музыки Моцарта в течение 10 минут. Даже в исследованиях с положительными результатами усиление невелико и длится около 12 минут. Эффект варьируется у разных людей и зависит от выбранных пространственных задач; общий интеллект не нарушен. Еще более впечатляющим является положительный эффект на некоторых больных эпилепсией. Результаты не относятся к произведениям Моцарта, но требуемые точные музыкальные критерии не были полностью определены.

Практическая польза таких наблюдений пока неясна, тем более что многие из экспериментов касаются только коротких периодов прослушивания фортепианной сонаты Моцарта К448. Необходимы дополнительные исследования, включая более длительное знакомство с Моцартом и широким выбором других композиторов, прежде чем можно будет полностью оценить эффект.

1. Раушер Ф.Х., Шоу Г.Л., Кай К.Н. Выполнение музыкально-пространственной задачи. Nature 1993; 365: 611 [PubMed] [Google Scholar]

2. Chabris CF. Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»? Природа 1999;400: 826-7 [PubMed] [Google Scholar]

3. Steele KM, Dalla Bella S, Peretz I, et al. Прелюдия или реквием по «эффекту Моцарта»? Nature 1999; 400: 827. [PubMed] [Google Scholar]

4. Newman J, Rosenback JH, Burns IL, et al. Экспериментальный тест «эффекта Моцарта»: улучшает ли прослушивание его музыки пространственные способности? Percept Motor Skills 1995; 81: 1379-87 [PubMed] [Google Scholar]

5. Rauscher FH, Shaw GL, Ky KN. Прослушивание Моцарта улучшает пространственно-временное мышление: к нейрофизиологической основе. Нейроски Летт 1995;185: 44-7 [PubMed] [Google Scholar]

6. Rideout BE, Laubach CM. ЭЭГ коррелирует с улучшенными пространственными характеристиками после воздействия музыки. Percept Motor Skills 1996; 82: 427-32 [PubMed] [Google Scholar]

7. Rideout BE, Dougherty S, Wernert L. Влияние музыки на пространственные характеристики: проверка общности. Percept Motor Skills 1998; 86: 512-14 [PubMed] [Google Scholar]

8. Wilson TL, Brown TL. Повторное исследование влияния музыки Моцарта на выполнение пространственных задач. Дж Психол 1997;131: 365-70 [Google Scholar]

9. Rauscher FH. Комментарий. Nature 1999; 400: 827. [PubMed] [Google Scholar]

10. Rauscher FH, Robinson KD, Jens JJ. Улучшенное изучение лабиринта за счет раннего воздействия музыки на крыс. Neurol Res 1998;20: 427-32 [PubMed] [Google Scholar]

11. Warren JD. Вариации на тему музыкального мозга. JR Soc Med 1999;92: 571-5 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

12. Platel H, Price C Baron JC, et al. Структурные компоненты музыкального восприятия: функционально-анатомическое исследование. Мозг 1997;120: 229-43 [PubMed] [Google Scholar]

13. Ligeois-Chauvel C, Peretz I, Babai M, et al. Участие различных областей коры височных долей в обработке музыки. Brain 1998;121: 1853-67 [PubMed] [Google Scholar]

14. Mellet E, Tzourio N, Crivello F, et al. Функциональная анатомия пространственных образов, созданных на основе словесных инструкций. J Neurosci 1996;16: 6504-12 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Rauscher FH, Shaw GL, Levine LJ, и др. Занятия музыкой вызывают длительное улучшение пространственно-временного мышления дошкольников. Neurol Res 1997;19: 2-8 [PubMed] [Google Scholar]

16. Graziano AB, Peterson M, Shaw GL. Расширенное изучение пропорциональной математики посредством обучения музыке и пространственно-временных рассуждений. Neurol Res 1999;21: 139-52 [PubMed] [Google Scholar]

17. Sarnthein J, von Stein A, Rappelsberger P, et al. Постоянные паттерны мозговой активности: исследование когерентности ЭЭГ положительного влияния музыки на пространственно-временное мышление. Нейрол Рез 1997;19: 107-16 [PubMed] [Google Scholar]

18. Nakamura S, Sadato N, Oohashi T, et al.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *