Методы развития речи дошкольников: Методы и средства развития речи детей, способы развития детской речи в центре «Доброе слово»

Содержание

Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984.

Содержание:

  • § 1. Зависимость психического развития ребенка от развития речи
  • § 2. Развивающий потенциал речевой среды
  • § 3. Функции речи ребенка. Родной язык как фактор развития и воспитания
  • § 4. Язык как предмет усвоения. Речь
  • § 5. Закономерности усвоения языка
  • § 1. Об «инстинкте достижения»
  • § 2. Методы и приемы обучения
  • § 1. Содержание и организация работы по развитию речи в детском саду
  • § 2. Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду
  • § 3. Занятия по развитию речи в детском саду
  • § 1. Звуки речи и элементы интонации как «строительный материал» для знаковых единиц языка
  • § 2. Роль развития речевого аппарата в формировании речи ребенка
  • § 3. Методы и приемы развития произносительных навыков
  • § 1. Лексика как компонент структуры языка
  • § 2. Методы и приемы обогащения словаря детей в свободном речевом общении
  • § 3. Методы и приемы обогащения словаря детей на специальных занятиях
  • § 1. Грамматические языковые значения. Роль их усвоения для общего развития речи детей
  • § 2. Методы и приемы формирования грамматических навыков
  • § 1. Трудности усвоения детьми связной речи
  • § 2. Два типа связной речи — диалог и монолог. Особенности их усвоения детьми
  • § 3. Организация и методы обучения речи детей раннего возраста
  • ГЛАВА VIII.    ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
  • § 2. Методы и приемы обучения диалогической речи на специальных занятиях
  • Организация и методы обучения
  • § 2. Обучение рассказыванию
  • § 3. Обучение сочинению
  • § 1. Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей
  • Проведение занятий по ознакомлению детей с художественной литературой
  • § 3. Подготовка воспитателя к выразительному чтению
  • Повторное чтение художественных произведений и отдельных частей произведения
  • § 5. Влияние иллюстративного материала на восприятие детьми художественных произведений
  • § 6. Приемы словесной помощи детям в слушании художественного текста
  • § 7. Рассказывание воспитателем художественных произведений
  • § 8. Заучивание стихотворений
  • Организация уголка книги в разных возрастных группах
  • Театр в жизни детей
  • § 3. Организация слушания н просмотра радио- и телепередач для детей
  • ГЛАВА XII.
        ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
  • Примерные планы занятий (на сентябрь)

Методика развития речи детей дошкольного возраста/ под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевича, М.:1984. — 240с.

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Руководствуясь основными исходными положениями, педагог выбирает средства обучения.

Общение

Речь воспитателя

Обучение

— Речевое общение осуществляется в разных видах деятельности

— Культура речи воспитателя

— Содержательность речи — Двуплановость

— Специфика речевых занятий  

-Типология видов занятий

Художественная литература

Различные виды искусства

— Как образец правильной, красивой устной речи

— Изобразительное искусство

 — Музыка

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

 -Театр

Общение и обучение — ведущие средства речевого развития детей.

 — Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общества. Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого. В исследованиях, проведенных под руководством М. И. Лисиной, установлено, что характер общения определяет содержание и уровень речевого развития детей. Особенности речи детей связаны с достигнутой ими формой общения. Кроме того, речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида.

—       Речь воспитателя

должна обладать культурой звукового строя, быть содержательной, иметь доброжелательный тон. Речь педагога всегда выступает в двух планах: как речь-оценка и речь-указание. Культурная языковая среда предполагает создание благоприятно языковой среды для развития речи ребенка. Следует учитывать, что ребенок активно подражает взрослому и перенимает у него не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки и те несовершенства, которые встречаются в речи взрослого.

—       Специфика речевых занятий в том, что а) в центре внимания оказывается работа над речью; б) обязательным условием таких занятий является речевая активность каждого ребенка; в) занятия должны включать разнообразную деятельность детей; г) соблюдать единство со

держания при достижении поставленных задач.

Художественная литература является важнейшим источником речевого развития детей, с другой стороны, ее воздействие определяется и уровнем речевого развития ребенка.

—    Различные виды искусства, их эмоциональное воздействие стимулирует усвоение языка. Велико значение словесной интерпретации произведений, словесных пояснений детям для развития образности и выразительности детской речи.

Таким образом, для РР используются разнообразные средства. Для усвоения разного материала требуется сочетание разных средств.

Конкретные задачи речевого развития, содержание знаний и особенностей данного возраста влияет на выбор методов и приемов речевой работы.

Общепринятой в методике является классификация методов по использованным средствам: наглядные, словесные и практические. Деление условно, поскольку между ними нет четкой границы: наглядные сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Непосредственные

Наглядные опосредованные

— Наблюдение

 — Экскурсии

— Рассматривание натуральных предметов

— Рассматривание игрушек, картин

— Описание картин

— Рассказывание по картине или игрушке

Словесные

—         Чтение

—         Рассказывание

—         Заучивание наизусть

—         Пересказ

—         Беседа

—         Рассказывание без опоры на наглядность

Практические

—         Дидактическая игра

—         Хороводные игры

—         Игра-драматизация

—         Инсценировки

—         Дидактические упражнения

—         Пластические этюды

В зависимости от характера речевой деятельности детей выделяют репродуктивные и продуктивные методы. Резкой границы между ними также нет: элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в продуктивных, соотношение их колеблется.

Репродуктивные

Основаны на воспроизведении готовых образцов, речевого материала:

—         наблюдение и его разновидности;

—         рассматривание картин;

—         чтение художественной литературы;

—         пересказ;

—         заучивание наизусть;

—         игра-драматизация по содержанию литер, произв.         

Продуктивные

Предполагают построение детьми собственных связных высказываний:

—         обобщающая беседа;

—         рассказывание,

—         пересказ с перестройкой текста;

—         моделирование;

—         творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяются методы словарной работы, методы звуковой культуры речи, методы развития связной речи и др.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Словесные  

-Речевой образец

-Повторное проговаривание

-Объяснение

-Указания

-Оценка детской речи

-Вопрос

Наглядные  

-Показ иллюстративного материала

— Показ положения органов артикуляции

Игровые

-Словесные игры и упражнения

 -Дидактическая игра

В зависимости от роли приема в процессе обучения они делятся на прямые (все перечисленные выше словесные приемы) и косвенные (напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет).

 В реальном педагогическом процессе приемы и методы работы используются комплексно.

 Таким образом, эффективность педагогического воздействия на детскую речь зависит от правильного выбора средств развития речи и их взаимосвязи. При этом определяющую роль играют учет уровня сформированности речевых навыков и умений детей, характера познавательного и языкового материала и возможные варианты использования методов и приемов развития речи.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    СРЕДСТВА И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

Развитие речи в раннем детстве | Основные стратегии

Речь, язык и общение являются важными областями развития детей. Они играют жизненно важную роль на протяжении всей нашей жизни, помогая нам понимать, что происходит вокруг нас, сообщать о наших основных потребностях и чувствах, поддерживать беседы, думать и учиться, развивать отношения, решать проблемы и многое другое. Они также поддерживают многие другие аспекты развития, включая когнитивное, социальное развитие и развитие грамотности.

Исследования показали, однако, что в некоторых районах более 50% детей, поступающих в приемные классы, имеют уровень владения языком ниже ожидаемого для их возраста. С начала COVID-19пандемии эта статистика, вероятно, ухудшилась, поскольку у многих детей регрессировало языковое развитие, в результате чего они отставали от своих сверстников.

Как родители, так и работники дошкольного образования могут сыграть важную роль в улучшении языкового развития детей и результатов. Чтобы помочь вам в этом, в этой статье мы рассмотрим этапы нормального развития речи, почему это так важно, как распознать потенциальные проблемы с речью и что вы можете сделать, чтобы поддержать речь маленьких детей.

Содержание этой статьи следующее:

  • Как выглядит нормальное развитие речи в раннем детстве?
  • Почему важно развитие речи и языка?
  • Как распознать нарушения речи у детей?
  • Стратегии поддержки развития речи

Как выглядит нормальное развитие речи в раннем детстве?

Развитие речи и языка включает четыре основных компонента:

  • Фонетика и фонология : обучение произношению звуков речи, а также понимание правил, по которым звуковые последовательности встречаются в языке.
  • Семантика : изучение словарного запаса и понимание того, как понятия преобразуются в слова — например, означает ли «папа» любого мужчину? Или любой мужчина с бородой? Или только один конкретный мужчина?
  • Синтаксис и морфология : правила расположения слов в предложении (например, глагол обычно стоит вторым, а не последним) и как изменять такие вещи, как время, залог или число — например, является ли множественное число от «овцы» «овцы»?
  • Прагматика : изучение социальных правил использования языка, включая адаптацию вашего языка к тому, с кем вы разговариваете, говорите по очереди и следите за темой. Это также включает в себя изучение невербального общения, в том числе мимики, жестов и тона голоса, и того, как это взаимодействует со словами, которые мы произносим.

Как видите, научиться общаться довольно сложно. Хорошая новость заключается в том, что дети запрограммированы на то, чтобы делать это, но им нужно активное участие взрослых, чтобы запустить этот процесс. Это также должно быть прямым, лицом к лицу от реального человека; дети не могут эффективно изучать язык с помощью телевизора или компьютерных игр, даже если они носят «образовательный» характер (Kuhl, 2007 и др.). В результате, чем больше вы разговариваете с ребенком (или младенцем) и поддерживаете его язык, тем большего прогресса он добьется.

Мы используем вехи, чтобы понять, как выглядит нормальное языковое развитие — это более точный способ измерения, чем попытка сравнить одного ребенка с другим, потому что все дети разные. Понимание каждой вехи развития поможет вам выбрать правильные стратегии поддержки речи и языка ребенка.

Возрасты и стадии развития речи

Младенцы начинают учиться распознавать язык еще в утробе матери. Исследования показали, что они помнят истории, которые им читали, пока они были в утробе матери, а также узнают голос своей матери (ДеКаспер и Файфер, 19 лет).80, 1986; Кисилевский и др., 2003).

Как только они родились, их развитие имеет тенденцию к прогрессу на следующих этапах:

Возраст Характеристики стадии
3-12 месяцев 6669, 3-12 месяцев 6666. смех
Игра со звуками – лепет (например, да, да, да)
Общение с помощью жестов, таких как махание руками и указывание пальцем
Звучит так, как будто они разговаривают, но не используют узнаваемые слова
12-18 месяцев Произнесение своих первых слов со смыслом – например, произнесение слова «мама», чтобы позвать маму использование в речи существительных, таких как «автомобиль» или «утка»
К 18 месяцам использование от 50 до 150 слов
от 18 месяцев до 2 лет Комбинирование слов в телеграфной речи (например, «я иду» , ‘дада бросать мяч’)
Использование простых местоимений («я», «я» и «ты»), но часто путающее «я» и «я»
Называние предметов, которые они регулярно видят
Реагирование на простые команды, такие как «подними пальто»
2-3 года Начинают произносить более длинные предложения из трех или четырех слов
Использование некоторых форм множественного числа и прошедшего времени
Говорить о том, что они делают, как они это делают
Улучшаются разговорные навыки – они чаще отвечают вам
3-4 года Говорить более четко – незнакомые люди в основном могут их понять
Задавать вопросы «кто», «что» и «почему»
4-5 лет Использование более сложных предложений со словами например, «потому что», «если», «и» или «когда»
Рассказывать истории и простые шутки
Уметь отвечать на вопросы об историях
Уметь отвечать на запросы

Мы упомянули лишь некоторые аспекты каждый этап здесь — более подробный список см. в нашей статье «Почему так важно развитие ребенка в раннем возрасте?» или пройдите наш курс «Поддержка развития речи и языка в раннем возрасте».

Общение и язык в EYFS

Если вы являетесь работником раннего возраста, вы также можете использовать базовые этапы раннего развития (EYFS) для измерения развития ребенка или младенца. Целями раннего обучения общению и языку являются:

  • Слушание и внимание , включая способность различать звуки, поддерживать и контролировать внимание в общем контексте, а также способность предвидеть ключевые события в рассказах.
  • Понимание — сначала слова в контексте, затем словосочетания и постепенно более сложные предложения, а также вопросы типа «как» и «почему».
  • Разговор – способность выражать свои чувства, потребности, желания, мысли, идеи, прошлый опыт и притворяться, что разыгрывает события.

Ожидается, что дети достигнут этих целей, когда им исполнится пять лет. Инспекторы Ofsted проверят, используют ли специалисты по раннему развитию адекватные стратегии, чтобы помочь детям развить свои коммуникативные и языковые навыки. Мы предоставим некоторые идеи стратегий, которые вы можете использовать позже в этой статье.

Наверх


Почему важно развитие речи и языка?

Мы уже упоминали, что развитие речи и языка имеет жизненно важное значение в жизни ребенка, но более подробный список преимуществ, связанных с этим, включает:

  • Обеспечение фундамента, на котором они могут строить в школе. Детям необходимо развивать свою речь и язык, прежде чем они смогут научиться читать, а язык является основным способом передачи информации от учителей к ученикам, усвоения и понимания.
  • В результате вышеизложенного ранний словарный запас детей является предиктором их более поздних образовательных результатов, особенно понимания прочитанного и декодирования (например, Bleses, Makransky, Dale, Højen, & Ari, 2016). Меньший словарный запас в первые годы приводит к ухудшению успеваемости в дальнейшем.
  • Языковое развитие чрезвычайно важно для общего развития детей, например, оно способствует развитию когнитивных способностей.
  • Помогает детям подружиться. Использование языка облегчает им значимое взаимодействие с окружающими.
  • Это позволяет им лучше сообщать о своих потребностях, уменьшая разочарование (и, в свою очередь, истерики или вспышки гнева).
  • Дети лучше понимают окружающий их мир. Язык связан с нашими мыслями и тем, как мы воспринимаем мир — когда мы можем описать то, что происходит вокруг нас, словами, это помогает нам понять это.

Поэтому важно делать все возможное, чтобы помочь детям и младенцам, находящимся под вашим присмотром, улучшить их коммуникативные и языковые навыки.

Хотите узнать больше?

Наш курс «Поддержка речевого и языкового развития в раннем возрасте» объясняет, как выглядит типичное развитие в этой области, обсуждает ряд стратегий поддержки, одобренных логопедами, и подробно рассказывает о речевых, языковых и коммуникативных потребностях, включая что вызывает их, предупреждающие признаки и как помочь детям, у которых вы знаете или подозреваете, что они могут быть. Загляните в нашу библиотеку курсов, чтобы увидеть этот и другие курсы, которые мы предлагаем.

Наверх


Как распознать нарушения речи у детей?

Как и при любом другом развитии, когда дети учатся общаться, все может пойти не так. Это может быть связано с трудностями в обучении, познании, слухе или зрении или в плохой учебной среде с небольшим взаимодействием со взрослыми. В этом разделе мы опишем различные типы языковых проблем, их симптомы и то, что вам следует делать, если вы подозреваете проблему.

Типы языковых проблем

У детей могут возникать любые из следующих проблем:

  • Задержка речи — когда они развиваются нормально, но немного отстают от среднего в достижении каждой вехи. Это наиболее распространенная задержка развития у детей, и более половины задержек речи у детей до трех лет разрешаются сами собой.
  • Нарушение развития речи – когда у них есть проблемы с пониманием языка ( задержка рецептивного языка ) и/или использование самих слов ( задержка выразительного языка ). Это может быть неправильно диагностировано как плохое поведение, плохое слушание или невнимательность.
  • Проблемы со звуком речи — когда детям трудно произносить определенный звук — например, говоря «вадио» вместо «радио» ( нарушение артикуляции ) — или они делают ряд звуковых ошибок, например, постоянно говорят только один слог в слове, например, «bay» вместо «baby», или изменение определенных согласных во множестве разных слов, например, «tat» вместо «cat» и «toffee» вместо «coffee» (9).0027 Нарушение фонологического процесса ).
  • Беглость – когда дети заикаются или заикаются. Это может произойти в начале слова, например, «li-li-like», может быть связано с полной остановкой речи или может быть повторным прерыванием речи с помощью «um» или «uh». Дети до пяти лет довольно часто заикаются, когда учатся говорить, и это приходит и уходит. Однако у каждого пятого ребенка заикание более выражено.
  • Нарушения внимания и слуха — когда дети не могут сосредоточиться на речи и эффективно отфильтровывать фоновый шум, что приводит к тому, что они игнорируют речь, перебивают или легко отвлекаются.

Знание различных типов языковых проблем поможет вам сообщить о проблеме профессионалу, если это необходимо, а также даст вам представление о том, как вы можете помочь тем временем.

Симптомы языковых проблем

Симптомы, которые могут указывать на языковые проблемы, включают:

  • Отсутствие внимания при разговоре – легко отвлекается.
  • Неспособность выполнять простые задачи или инструкции (когда ребенок достаточно взрослый, чтобы понять эти инструкции).
  • Плохой зрительный контакт.
  • Чрезвычайно трудная для понимания речь – понятна только в 50% случаев.
  • Не заинтересован в том, чтобы ему читали.
  • Повторение одного и того же снова и снова.
  • Избегание разговоров.
  • Постоянные звуковые ошибки речи в течение длительного периода времени.
  • Совсем не говорит к 18 месяцам или не понимает речи к этому возрасту.
  • Не распознает или не маркирует обычные объекты.
  • Трудно выучить детские стишки или простые песенки.

Это не всегда проблема, если дети не достигают вех «вовремя» — существует огромный диапазон в рамках нормального развития. Однако, если вы обеспокоены тем, что ребенок отстает от того, чем он должен быть, составление списка того, когда он достигает каждой вехи, поможет вам увидеть, есть ли закономерность.

Имейте в виду, что языковое развитие детей с английским как дополнительным языком (EAL) будет несколько отличаться. Меньшее знакомство с английским будет означать, что они будут развиваться медленнее — они не обязательно отстают, они просто еще не достаточно слышали об этом языке, чтобы выучить его.

Что делать, если я подозреваю проблему?

Важно действовать, если вы подозреваете языковую проблему, потому что задержка развития речи может вызвать разочарование у вас и ребенка, а также трудности в обучении и заведении друзей, а также поведенческие проблемы. С другой стороны, раннее вмешательство может быть чрезвычайно полезным и смягчить любые последствия задержки или расстройства.

Если вас беспокоит языковое развитие ребенка, первым делом поговорите со своим врачом общей практики. Если вы не являетесь родителем ребенка, вы можете рассказать родителям о своих опасениях и предложить им записаться на прием. Вам не нужно пытаться диагностировать проблему, с которой сталкивается ребенок, но было бы полезно дать врачу общей практики или родителям представление о симптомах.

При необходимости врач общей практики направит ребенка к логопеду. Речевой и языковой терапевт может решить, что можно сделать, чтобы помочь, и каков потенциал для изменения (их логопедические цели ). Они могут давать родителям упражнения для занятий с ребенком или проводить с ними индивидуальные занятия.

Часто приходится долго ждать вмешательства, поэтому важно, чтобы вы использовали все стратегии, которые мы перечислим в следующем разделе, чтобы обеспечить ребенку максимальную поддержку. Постарайтесь досконально разобраться в проблеме, чтобы проявить сочувствие и облегчить ребенку задачу.

Наверх


Стратегии поддержки языкового развития

Мы собрали восемь стратегий, которые вы можете использовать, чтобы побудить детей развивать свой язык. Возможно, вы уже используете некоторые из этих стратегий, или вам может потребоваться немного изменить то, что вы делаете, чтобы максимизировать возможности обучения, которые вы даете детям и младенцам вокруг вас. Все, что вы можете сделать, поможет им добиться наилучших возможных результатов.

1. Будьте хорошим образцом для подражания

Поскольку дети часто учатся, наблюдая за взрослыми и копируя их, вам необходимо убедиться, что вы максимально моделируете хорошие речевые и языковые навыки, в том числе:

  • Говорить медленно , чтобы дети успевали обработать информацию, которую вы им даете, а также четко и спокойно.
  • Использование коротких предложений , чтобы они не были перегружены языком
  • Установление зрительного контакта , при необходимости опускаясь до уровня ребенка.
  • Моделирование правильного произношения и структуры предложения , убедившись в произношении каждого слова и звука — например, это помогает детям научиться говорить, если вы говорите «собираюсь», а не «собираюсь».
  • Не использовать «детские слова» – детям нужно откуда-то выучить взрослую версию, и если вы смоделируете ее для них, они выучат ее быстрее.
  • Маркировка объектов и действий вокруг вас , чтобы расширить словарный запас — например, «посмотрите на эту собаку!».
  • Внимательно слушайте когда с вами разговаривают дети – уделяйте им все свое внимание.
  • Не перебивая , когда они говорят.
  • Дайте им возможность ответить , оставляя паузы после ваших предложений — это поможет им научиться строить свою очередь в разговоре, а также даст им время подумать и предугадать ваше следующее предложение.
  • Знаки, жесты или действия во время разговора помогают передать смысл.
  • Использование выразительного языка для обсуждения предметов, действий и эмоций, например, «это красивая картинка!», «посмотрите на эту высокую башню!». Это поможет детям расширить словарный запас.

Чтобы быть хорошим образцом для подражания, вам нужно всего лишь немного изменить свое поведение, и вы можете получить очень полезные результаты.


2. Читайте им

Чтение в раннем возрасте чрезвычайно эффективно для развития речи – оно также имеет много других преимуществ, как вы можете узнать из нашей статьи «Почему чтение важно для детей?». Старайтесь читать книги каждый день, если можете — это даже полезно для детей младше шести месяцев, но особенно эффективно, когда они становятся старше.

Когда вы читаете, указывайте на слова, когда вы их произносите. Это помогает детям связать устное слово с написанным и поможет в дальнейшем развитию их грамотности. Расскажите о каждой странице, чтобы побудить ребенка говорить — например, вы можете сказать: «Это много еды — какая твоя любимая еда?».

Вовлеките их в книгу, используя интонацию, указывая на картинки и позволяя ребенку угадать, что произойдет дальше. Малыши могут захотеть, чтобы вы читали им одну и ту же книгу снова и снова — это отлично подходит для того, чтобы заставить их действительно усвоить язык и проверить, смогут ли они закончить предложения за вас. Вместе с любимыми детьми читайте книги на разные темы, особенно по мере взросления, чтобы они расширили свой словарный запас. Говорите о словах, с которыми они не знакомы, спрашивая их, знают ли они, что они означают, и объясняя, если нет.


3. Разговаривайте вместе

Естественно, если вы как можно больше разговариваете с ребенком, это способствует развитию его речи. Важно разговаривать с ними, даже когда они не могут с вами разговаривать — с самого рождения вы должны болтать о том, что вы делаете, и задавать им вопросы, реагируя на любые жесты или шумы, которые они издают, как если бы они произнесли предложение. Это учит их тому, как работают разговоры, и знакомит их с большим количеством словарного запаса и структур предложений, с которыми нужно ознакомиться.

Чтобы сделать ваши разговоры еще более эффективными, подумайте о:

  • Разговор с младенцами нараспев, высоким голосом . Они с большей вероятностью настраиваются на это и слушают, что вы говорите, тем самым ускоряя свое языковое развитие.
  • Обращайтесь к ним по имени , чтобы привлечь их внимание, прежде чем говорить (и научить их имени!).
  • Расширение того, что говорят дети , путем повторения и развития. Например, если они говорят «машина», вы можете сказать «да, посмотри на вон ту красную машину». Предоставление ребенку полных предложений помогает ему больше узнать о грамматике.
  • Использование параллельного разговора и разговора с самим собой . Параллельный разговор предполагает обсуждение того, что делает ребенок, например: «Сегодня на тебе красивое голубое платье» или «Ты играешь с игрушечным жирафом». Разговор с самим собой включает разговор о том, что вы делаете, например: «Я убираю игрушки, потому что уже почти пора идти домой». Это помогает научить детей обращать внимание на сигналы и предсказывать, что произойдет дальше.
  • Быть положительным . Если дети ошибаются в речи, вы все равно должны говорить «молодец» или «да» — чтобы научиться говорить, нужно приложить много усилий, и им потребуется много поощрения. Затем вы можете повторить то, что они сказали, исправив ошибку; они будут учиться постепенно, слушая, как вы произносите правильные формы. Например, если ребенок говорит «у нее есть собака», вы можете сказать «да, у нее есть собака».
  • Выбор тем для работы в каждом полугодии . Некоторый словарный запас появится в разговоре естественным образом, но, выбрав тему (например, распорядок дня, животные, части тела, еда и питье или цвета), вы сможете научить детей еще большему количеству слов! Повторение одной и той же темы в течение нескольких недель также сделает ее более запоминающейся.

4. Пойте вместе с ними

Пение особенно важно для младенцев и детей младшего возраста — оно действительно может помочь в развитии их речи, помогая им различать звуки, узнавать рифмы, улучшать память и расширять словарный запас. Так же, как и при чтении, делайте паузу перед окончанием строки песни, попросив детей заполнить пробел, например, «мигал, мерцал, маленький… (звездочка)».

Вы можете сочинить свои собственные песни или попросить сделать это детей постарше. Если они глупые, детям может понравиться и они запомнятся еще больше!


5. Играйте в игры с описанием, угадыванием и очередностью

Игры — это отличные языковые упражнения, которые вы можете попробовать. Вы можете попробовать:

  • Попросите детей почувствовать спрятанный предмет и описать его, чтобы другие могли догадаться, что это такое.
  • Игра «кто я?», в которой вы описываете предмет, а дети должны его угадать – например, «у меня четыре ноги, и я домашнее животное, я люблю лаять».
  • Играю в шпионажа.
  • Сидеть в кругу и по очереди что-то передавать, говоря только в свою очередь. Таким образом, вы можете заставить всех ответить на вопрос (например, «какая ваша любимая еда?»). Это также помогает развивать внимание и навыки слушания, которые жизненно важны для хорошего общения.
  • Просите детей подождать, пока вы не скажете «иди», чтобы что-то сделать, например, снести башню или сильно пошуметь. Опять же, это улучшает их внимание и навыки слушания.

Есть также множество других игр, которые могут быть не менее интересными, чем эти предложения — посмотрите, что вы можете придумать!


6. Поощряйте притворную игру

Притворная игра помогает детям расширить свой словарный запас — вы можете предложить им одеться персонажами из их любимой книги, придумать свои собственные истории или попробовать сыграть в ролевую игру, используя простой реквизит.

Во время игры предложите ребенку назвать предметы, которые он использует, и задайте ему такие вопросы, как «что ты сейчас делаешь?», «где шляпа Тедди?». Вы можете давать им простые инструкции в игре, например, «положить мишку», усложнив их для детей старшего возраста («посади свою куклу на стул»).


7. Исследуйте рифмы

Рифмы так же важны для развития речи, как и пение. Помимо того, что они помогают детям различать звуки и выучивать больше слов, рифмы улучшают навыки фонологического восприятия и подготавливают детей к обучению чтению.

Вы можете играть в игры, например, придумывать слова, с которыми дети должны найти много рифм, или вместе составлять стихи. Чтение рифмованных историй — еще один хороший способ включить их в повседневную жизнь.


8. Создайте языковую среду

Чтобы максимизировать возможности для развития языка, убедитесь, что среда вокруг вас способствует хорошему общению. Это означает:

  • Поддержание порядка и порядка. Исследования показали, что опрятные комнаты помогают детям лучше учиться.
  • Наличие на стенах красочных дисплеев со словами, на которые интересно смотреть (но не подавлять). Это полезно для детей старшего возраста, которые могут начать сопоставлять устное слово с написанным.
  • Иметь в наличии множество книг, подходящих по возрасту и привлекательных.
  • Обеспечение того, чтобы не было слишком шумно или чтобы были доступны «тихие места». Для развития коммуникативных навыков дети должны уметь правильно слышать — вы можете использовать палатки или берлоги, чтобы создать места, где дети могут разговаривать друг с другом, а также следить за тем, чтобы общая громкость не была слишком высокой, когда вы разговариваете.

Мы надеемся, что эти восемь стратегий послужат вам хорошей отправной точкой для поддержки языкового развития.

Вернуться к началу


Развитие речи в раннем возрасте имеет решающее значение для результатов детей в будущем — используя поддерживающие языковые стратегии и учась распознавать потенциальные проблемы, вы можете помочь им достичь наилучших возможных результатов. Мы надеемся, что вы нашли эту статью полезной!


Дополнительные ресурсы:

  • Курс поддержки развития речи и языка в раннем возрасте
  • Почему чтение важно для детей?
  • Образовательные учебные курсы
  • Развитие ребенка в раннем возрасте

Развитие понимания речи у дошкольников

Последние новости

  • 28 ноября 2012 г.

    Новое руководство по программам социального и эмоционального обучения
  • 17 ноября 2011 г.

    Внедрение RTI в дошкольных учреждениях
  • 17 ноября 2011 г.

    Шкала наблюдения и оценки раннего обучения (ELORS)

 

Понимание развития речи у дошкольников

Кристин Стэнберри

Приятно наблюдать за ростом вашего дошкольника и измерять его рост линейкой. Но как вы можете измерить развитие вашего ребенка в других областях? Например, как вы можете быть уверены, что он изучает и осваивает соответствующие возрасту языковые навыки ?

Можно с уверенностью сказать, что родители начинают разговаривать со своими детьми со дня их рождения (а иногда и раньше!). Как родитель и первый учитель своего ребенка, вы провели тысячи часов в разговоре с ним. Это означает, что вы находитесь в прекрасном положении, чтобы наблюдать, размышлять и собирать информацию о том, развивает ли он языковые навыки, соответствующие 3-4-летнему ребенку. Приведенные ниже вопросы и советы помогут вам понять, чем должен заниматься и учиться ваш ребенок, и как вы можете поддержать его развитие.

Развивает ли ваш ребенок соответствующие возрасту языковые навыки?

Полезно знать, какие основные навыки слушания и говорения ваш ребенок должен освоить и освоить в возрасте 3 или 4 лет. Просмотрите следующий список и отметьте, как ваш ребенок справляется в каждой области.
Навыки слушания — Мой ребенок может…
  • Понять большую часть сказанного и следовать указаниям, выполнив не менее двух шагов.
  • Понимать слова направления, такие как «верхний», «нижний», «большой» и «маленький».
  • Распознавать рифму слов.
  • Услышать (и ответить) кого-то, кто зовет его из другой комнаты.
  • Слушайте телевизор или радио на нормальной громкости.
  • Замечайте и реагируйте на окружающие звуки (например, автомобильный гудок, будильник или звуковой сигнал кухонного прибора).

Разговорные навыки — Мой ребенок может…
  • Говорите полными предложениями из четырех и более слов.
  • Говорите легко, не заикаясь и не повторяя слова и слоги.
  • Скажите или спойте знакомые песенки или детские стишки.
  • Правильно называть цвета, людей, предметы и категории предметов.
  • Говорите достаточно четко, чтобы незнакомцы могли понять.
  • Использовать большинство звуков речи. (Помните, что некоторые звуки речи, такие как л, р, с, ш, х, у, в, з и й, не могут быть полностью усвоены до 7 или 8 лет.)
  • Используйте соответствующие времена глаголов.
  • Правильно используйте местоимения «я», «ты» и «мне».

Стимулирование языкового развития дома

Теперь, когда вы понимаете некоторые языковые навыки, которыми должен обладать ваш ребенок, вы можете укрепить эти навыки и помочь ему добиться дальнейшего прогресса. Легко (и весело!) практиковать языковые навыки с ребенком в течение дня.
Вот несколько полезных привычек и занятий:
  • Говорите с ребенком четко, правильно и просто. Избегайте детского лепета.
  • Сделайте разговор с ребенком улицей с двусторонним движением. Каждый день уделяйте время тому, чтобы слушать и разговаривать с ребенком.
  • Когда ваш ребенок говорит с вами, покажите ему, как правильно слушать. Например, приостановите действие и установите зрительный контакт.
  • Поощряйте ребенка использовать язык (а не только жесты или действия) для выражения идей, наблюдений и чувств.
  • Задавайте вопросы, требующие от ребенка сделать выбор и выразить его.
  • Постарайтесь обогатить и расширить словарный запас вашего ребенка.
  • Вовлекайте ребенка в занятия и игры, требующие слушания и выполнения указаний.
  • Читайте и пойте с ребенком детские песенки.
  • Читайте и рассказывайте истории с интересными персонажами и понятными сюжетами. Обсудите истории вместе.

Примечание.
Если у вашего ребенка есть постоянная няня или воспитатель, обязательно передайте эти советы опекуну.

Содействие развитию речи в дошкольных учреждениях

В дошкольном учреждении ваш ребенок будет погружен в мир формального и неформального обучения. Языковые навыки являются важным компонентом успеха, как в обучении навыкам и концепциям, так и в общении с другими. Чтобы определить, насколько хорошо развиваются языковые способности вашего ребенка, вам необходимо:
  • Поговорите с учителем вашего ребенка о языковых и коммуникативных навыках вашего ребенка, а также о том, как языковые навыки преподаются и укрепляются в классе.
  • Узнайте, какими языковыми навыками должен овладеть ваш ребенок, чтобы успешно начать обучение в детском саду, и какие области нуждаются в улучшении, если таковые имеются.
  • Попробуйте определить, как ваш ребенок относится к общению со своим учителем и одноклассниками. Чувствует ли он себя уверенно и успешно в своих способностях? Он расстроен, потому что другие, кажется, не понимают его? Понимает ли он обычно то, что говорят другие? Может ли он по очереди вести беседы один на один и в небольшой группе?

Повод для беспокойства? Куда обратиться за советом и помощью

Вы обеспокоены тем, что языковое развитие вашего ребенка кажется задержанным? Будьте уверены, что «нормальное» языковое развитие не проходит одинаково для всех дошкольников. Тем не менее, вы можете обратиться за помощью, если ваш ребенок:
  • Поздно начал говорить.
  • Имеет проблемы с модуляцией голоса. (Например: Его голос слишком громкий или слишком тихий?)
  • Кажется, он не всегда слышит, что ему говорят другие.
  • С трудом понимает, повторяет и следует инструкциям.
  • Имеет очень ограниченный словарный запас
  • Говорит медленно или не бегло; заикается или не заканчивает предложения.
  • С трудом называет знакомых людей или предметы или с трудом извлекает из памяти знакомые слова.
  • Проблемы с рифмованием или пересказом знакомых историй.
  • С трудом поддерживает тему разговора.

Обсудите свои опасения с воспитателем вашего ребенка, педиатром и, при необходимости, со специалистом (например, с логопедом). Если вы обеспокоены тем, что у вашего дошкольника могут быть проблемы с обучением или задержки в обучении, вы можете обратиться к директору отдела специального образования вашей системы государственных школ для бесплатного диагностического обследования (доступно в соответствии с Законом об образовании лиц с ограниченными возможностями).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *