Как развивать слух ребенка дома? Советы логопеда
Забыли пароль?
Укажите номер карты и мы вышлем вам инструкцию по восстановлению пароля
Номер картыГлавная Все события
17 августа 2017
Блог для родителей
Развитие фонематического слуха играет огромную роль в становлении речи ребенка-дошкольника. Что такое фонематический слух и как определить, нарушен ли он у ребенка? С помощью каких упражнений можно развивать слух ребенка дома? Разбираем каждый вопрос вместе с логопедом клуба «Магис Дети».
Фонематический слух — это умение ребенка правильно слышать и различать речевые звуки. Процесс развития фонематического слуха у каждого ребенка индивидуален: так происходит, потому что дети слышат различные не речевые звуки, окружающую речь и проговаривают ее сами.
Анастасия Бадалагина Логопед клуба «Магис Дети»
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, НАРУШЕН ЛИ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ У РЕБЕНКА?
В первую очередь, нужно обратить внимание на структуру речи ребенка. Если он заменяет звуки или слоги, путает их и не может определить на слух заданный звук или слог в слове, то скорее всего, у него есть нарушения фонематического слуха. К 3-4 годам, когда ребенок уже может различать на слух все звуки, фонематический слух должен быть сформирован.
КАК РАЗВИВАТЬ СЛУХ РЕБЕНКА ДОМА?
В структуру занятий с логопедом в клубе «Магис Дети» обязательно входит развитие фонематического слуха: это доступный для детей комплекс простых упражнений и игр, который очень нравится деткам! Чтобы улучшить результат занятий или для формирования слуха ребенка самостоятельно, я рекомендую периодически использовать ряд простых и доступных упражнений. Все упражнения проводятся в игровой форме, чтобы ребенок был вовлечен в занятие и выполнял упражнения с удовольствием.
1 УПРАЖНЕНИЕ: «УГАДАЙ, ЧТО ЗВУЧИТ»
На занятиях в клубе мы используем различные музыкальные инструменты: бубен, металлофон, барабан, дудочки, погремушки. В домашних условиях можно использовать все, что «звучит». Например: коробочку со спичками, музыкальные шкатулки, музыкальные игрушки, погремушки, баночки с крупами, различные по звучанию. Ребенок не глядя, с завязанными глазами, должен определить на слух, какой инструмент или предмет издает звук.
2 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТСТУЧИ РИТМ»
Ребенок должен повторить за взрослым количество ударов по столу или хлопков, которые различаются по своей длительности и имеют определенный темп. Ритм может быть различным, но главное, он не должен быть слишком сложным, чтобы ребенок смог его повторить. Например, 1 удар, 2 удара, 3 быстрых удара, 3 медленных удара, 1 быстрый удар и 2 медленных и так далее.
3 УПРАЖНЕНИЕ: «ИМИТАЦИЯ»
Попросите ребенка передать голосом, как звучит какой-нибудь предмет: часы, холодильник, чайник; как капает дождь; как поют птицы; как воет волк и так далее. При этом можно менять силу голоса: попросите изобразить тихо или громко, повысить или понизить голос.
4 УПРАЖНЕНИЕ: «ПОЙМАЙ ЗВУК»
Ребенок должен угадать какой-то определенный звук из ряда других звуков, которые называет взрослый. Например, звук [Р]. Заранее охарактеризуйте ребенку этот звук, чтобы он его узнал. Звук [Р]— громкий, звонкий, «рычащий». Затем произнесите ряд звуков, среди которых будет и звук [Р]. Если ребенок узнал звук, он должен хлопнуть в ладоши.
5 УПРАЖНЕНИЕ: «ПРАВИЛЬНО — НЕПРАВИЛЬНО»
Покажите ребенку картинку с предметом и специально назовите его неправильно, например: «Это лакета? Это вакета? Это уакета?» При этом ребенок должен сказать, что это неправильно. Когда вы назовете правильно — «ракета», ребенок хлопает в ладоши. Это упражнение всегда очень нравится детям и является очень эффективным, так как хорошо повышает концентрацию внимания и развивает фонематический слух.
6 УПРАЖНЕНИЕ: «ОТХЛОПАЙ СЛОВО ПО СЛОГАМ»
Это упражнение имеет разные вариации:
- Отхлопать слово по слогам в ладоши, например, «ма-ши-на» (3 хлопка).
- Отстучать слово по слогам по столу.
- Выложить слово из кубиков, фишек, счетных палочек или карандашей (1 слог — 1 кубик, 1 фишка).
Обязательно проговаривайте слово медленно и четко по слогам, затем спросите: «Сколько слогов в слове? Сколько ты раз хлопнул, постучал? Сколько получилось кубиков, карандашей?» Это упражнение можно проводить уже с 4 лет.
Приведенные выше упражнения развивают:
- фонематический слух;
- навык звукового и слогового анализа и синтеза;
- темпоритмическую сторону речи;
- высшие психические функции: внимание, память, мышление.
Поэтому рекомендуем периодически использовать каждое из них дома для развития своего малыша!
Поделиться в соц. сетях
12 октября
Первенство Алтайского края по плаванию
Итоги соревнований по плаванию в новом учебном году 2022-2023г….
12 октября
MAGIS OPEN CUP 2022
Рассказываем об итогах прошедших соревнований по Кеншинкан каратэ с. ..
29 сентября
Бассейн для ребенка от 3 до 14 лет с оплатой МАТЕРИНСКИМ КАПИТАЛОМ
Уважаемые родители! Теперь, вы можете оплачивать секцию по плаванию и персональные тренировки в бассейне для ребенка материнским капиталом в 100%…
Написать нам
Задайте нам любой интересующий Вас вопрос, поделитесь отзывом или предложением.
на Взлетной
на Красноармейском
ПредставьтесьНомер телефонаСообщениеЯ согласен с политикой конфиденциальности
Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированной этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде. Полагаем, что проблемы, к которым это может привести в более старшем возрасте, вполне очевидны: это, в первую очередь, сложности при обучении чтению и письму (особенно это скажется при обучении иностранному языку) и проблемы с обучением вообще. Говорить? Слышать! Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьезное значение и педагогами, и логопедами. В этом случае, скорее всего, причина кроется в том, что недостаточно проработан предыдущий — неречевой — этап звукоразличения. Он гораздо более древний по своему происхождению, и именно на него опираются более сложные психические процессы. Как нельзя научиться мыслить и говорить, не научившись воспринимать, так и формирование речи начинается гораздо раньше того момента, когда Вашим ребенком будет произнесена его самая первая фраза. Сначала развивается умение различать бытовые и природные шумы, голоса людей и животных, а также умение соотносить собственно звуки с видом их источников. Не менее важным является развитие чувства ритма. Это крайне важный этап, и отнестись к неречевому развитию нужно со всей серьезностью и… несерьезностью. Парадоксально? Отнюдь. Ведь мы сейчас, как всегда, когда речь идет об обучении детей, будем играть, а что может быть, одновременно серьезней и несерьезней игры? Открытый урок Лето — отличная пора для прогулок. В городе ли Вы или за городом, мир вокруг переполняется звуками, и сейчас каждый из них — Ваш помощник, Ваш дидактический материал. Шум дождя и щебет птиц, шорох шин и скрип дверей, стрекот кузнечиков, шелест листьев, плеск воды — обращайте на них внимание ребенка, обсуждайте, что на что похоже и что от чего (и чем) отличается. Начните с наиболее не похожих друг на друга звуков и постепенно переходите на те, что сходны по звучанию. Экспериментируйте с миром — «ищите» звуки в предметах. Топайте, шуршите, стучите, хлопайте — громче и тише, быстрее и медленнее. Чтобы это закреплялось в памяти, можно подпевать: «Водичка-водичка, кап-кап-кап, ножницы-ножницы, чик-чик» — и так далее. Поэзия не самая высокоинтеллектуальная, однако, с ее помощью ребенок может «записывать» звуки в памяти и изобретать их словесные аналоги самостоятельно. Пошуршим-позвеним? А теперь перейдем к самому интересному: практике. Дайте ребенку бумагу и целлофановый пакет-«маечку» — и то и другое шуршит, но совершенно по-разному. Как по-разному будут звучать стеклянный стакан и фаянсовая кружка, если по ним постучать чайной ложкой. Дети очень любят эту игру и с энтузиазмом настоящих ученых начинают пробовать мир «на звук». После того, как ребенок выучил определенный «звуковой алфавит», пришла пора поиграть в «Угадайку». Этим можно заняться и дома, завязав ребенку глаза и предложив ему угадывать, чем Вы сейчас позвенели-постучали-побулькали, и на улице, вместе «разбирая» городской шум на «запчасти». Начинайте с небольшого количества звуков, постепенно доводя количество предметов, голоса которых ребенок должен удерживать в памяти, до десяти. Вы думаете, что погремушки — удел исключительно детей первого года жизни? Ничего подобного! Это гениальное изобретение человечества не знает себе равных по многообразию областей применения. И сейчас они будут нам очень кстати. Возьмите коробочки от шоколадных яиц или любые другие небольшие пластиковые емкости и наполните их разным по звучанию материалом: солью, крупой, песком, кнопками, спичками — два одинаковых набора — один для себя, второй для ребенка. Следующая игра особенно любима детьми. В Вашем доме наверняка найдется хотя бы один колокольчик. Завяжите ребенку глаза (зажмуриваться лучше не предлагать — слишком велико желание подсмотреть) и позвените колокольчиком на расстоянии 30 сантиметров справа (слева-впереди-сзади) от него, предложив махнуть рукой в ту сторону, откуда он услышал звук. Как альтернативу можем также предложить и активный вариант этой игры — знаменитые жмурки, когда водящий с завязанными глазами должен поймать игрока, в руках у которого колокольчик. Ритм — всему голова Как мы говорили выше, ритмические слух и память тоже очень важны в неречевом (а значит, и речевом) развитии. К счастью, игры-упражнения для их развития тоже существуют. Начать отработку ритмических структур можно с простого упражнения: Вы отстукиваете простейший ритм (например, «Спартак — чемпион»: два удара — пауза — три удара) и предлагаете ребенку повторить за Вами. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок видел Ваши руки, так ему будет легче справиться с заданием. Вариантов выполнения ритмических заданий множество: можно отстукивать ритм по столу каждой рукой по отдельности, двумя вместе (стучать по столу или хлопать в ладоши), двумя по очереди, можно топать ногами. Ребенок может делать это и по очереди с взрослым, повторяя заданный Вами ритмический рисунок, после чего Вы с ним меняетесь ролями. Мой голос — мой инструмент Учитесь слушать, слышать и воспроизводить звуки, слоги и слова. Предложите ребенку произнести какой-либо звук, слог или слово сначала громко, потом тихо, сначала протяжно, потом отрывисто. Можно поиграть в любимую сказку, поочередно на разные лады, говоря за действующих лиц. Предложите ребенку рассказать стихотворение, одновременно хлопая в ладоши — на каждый слог (включая предлоги), только на ударные слоги, со сменой руки (или, как вариант, если ритм отстукивается ногой, то ноги), на каждое новое слово. Запишите на магнитофон голоса ребенка, его друзей и родных, вместе прослушайте запись, угадывая, кто именно сейчас говорит. Ребенок должен узнать и свой голос. Хочется предупредить, что эта загадка может оказаться для него самой сложной, потому что голос «изнутри» слышится совсем не так, как он звучит «снаружи». «Живым» вариантом угадывания голосов может стать игра «Кто позвал?»: водящему закрывают глаза повязкой, дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков зовет водящего по имени. Тот должен отгадать, кто его позвал. Игры со словами Речевое общение не ставит перед ребенком необходимости звукового анализа слова, тем не менее, это умение необходимо для чтения и письма. Освоить его совсем несложно — при помощи определенных упражнений даже младшие дошкольники очень быстро учатся выделять звуки, с которых слово начиналось и которым заканчивалось. Для этого нужно просто выделять интонацией тот звук, который и нужно определить: «м-м-м-молоко», «морс-с-с-с». Освоив это, уже в пять-шесть лет ребенок сможет назвать не только первый и последний, но все звуки слова и впоследствии не сделает глупых ошибок-описок вроде «слан» — «слон». Существует множество упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия — способности ребенка устанавливать, какие звуки слышны в слове, определять порядок их следования и количество. Поймай звук Предложите ребенку отправиться на охоту. «Дичью» будет определенный звук, услышав который в произнесенном Вами слове, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Например, звук «с» и слова «ворона», «собака», «коза», «колбаса». Фокусник Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен «вытащить из шляпы» — то есть произнести — слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться — в начале, середине или конце. Выбери слово Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу: Что скатали мы зимой?.. (дом, ком, гном, сом) Что построили с тобой?.. (дом, ком, гном, сом) На крючок в реке попал?.. (дом, ком, гном, сом) Может всё, хоть ростом мал?.. (дом, ком, гном, сом). Светофор Дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания: БАМАМ АЛЬПОМ ПАНАН АБЛЁМ БАНАН АЛЬМОМ БАНАМ АЛЬБОМ Кто лишний? Вы произносите несколько слов, которые за исключением одного сходны по звуковому составу. Ребенок должен услышать и назвать лишнее: мак — бак — так — башмак, сыр — сор — бор — прибор и т. д. Бусины Вы называете по очереди звуки-бусины, из которых, собрав их в том порядке, как они прозвучали, ребенок должен собрать слово. Очень полезен и обратный процесс: Вы произносите слово, а ребенок, в свою очередь, называет звуки в той последовательности, в которой они в этом слове стоят. Отгадай звук Загадайте звук и произнесите три-четыре слова, в каждом из которых этот звук есть, например, звук с: «сыр», «коса», «осина» — и предложите ребенку угадать, какой именно звук Вы загадали. Потом поменяйтесь ролями. Звуковые цепочки Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова «корова». Паровоз Вашими помощниками в этой игре станет игрушечный паровозик с вагончиками и мелкие предметы домашнего обихода, игрушки, фрукты — словом, все что угодно, что можно в вагончики положить. Машинист (им можете быть Вы, а можно назначить машинистом любимую игрушку ребенка) говорит, что в первом вагоне поедут предметы, которые начинаются на определенную букву, например, «с». Ребенок из предложенных ему предметов должен выбрать те, которые отвечают этому требованию. Как и в предыдущей игре, можно не ограничиваться только первыми буквами, предлагая в каждый следующий вагон погрузить предметы, начинающиеся с той буквы, на которую закончились слова из предыдущего вагончика: «салфетка» — «апельсин» — «неваляшка» и т.д. Шутки – минутки Играть можно всегда и везде, даже во время такого любимого всеми детьми занятия, как чтение. Читая ребенку стихи, намеренно заменяйте буквы в словах. Задача ребенка — услышать и исправить ошибку. Хвост с узорами, сапоги со шторами. Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин том. За окошком зимний сад, Там листочки в бочках спят. Мальчишек радостный народ Коньками звучно режет мёд. Кот плывет по океану, Кит из блюдца ест сметану. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный лук С длинными усами. Божья коробка, Полети на небо, Принеси мне хлеба. Незаменимыми помощниками являются и скороговорки: Утром, присев на пригорке, Учат сороки скороговорки. Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз. Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.
Вез на горку Саня за собою сани. Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
Шел Егор через двор С топором чинить забор.
Как у нас семья большая Да веселая: Два у лавки стоят, Два учиться хотят, Два Степана у сметаны Объедаются, Две Дашки у кашки Питаются, Две Ульки в люльке, Одна Маша не наша, Да и та хороша.
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
В океане плыл диван. А на нем лежал Иван. Так приятно в океане Плавать, Лежа на диване.
Вероника, Вероника, Вареников навари-ка. Варе и Валерику — по паре вареников. А Толе и Боре И того поболе!
Дорог Алику рогалик, Алле дал рогалик Алик, Галя Алика ругала — А рогалик ела Алла. Немного игр, немного усердия (в первую очередь, как всегда, нашего, родительского), и Вашему ребенку не придется чувствовать себя «чужим среди своих». Общаться, и письменно, и устно, будет для него одним удовольствием.
Анастасия Старынина http://www.mamuski.ru/deti/4-7-let/razvitie-rebenka?id=432 |
Фонологическая и фонематическая осведомленность | Чтение ракет
Фонологическая осведомленность — это широкий навык, который включает в себя идентификацию единиц устной речи и манипулирование ими — такими частями, как слова, слоги, начала и рифмы. Дети, обладающие фонологическим слухом, способны определять и составлять устные рифмы, могут выстукивать количество слогов в слове и могут распознавать слова с одинаковыми начальными звуками, такие как «деньги» и «мама».
Фонематическая осведомленность относится к особой способности сосредотачиваться на отдельных звуках (фонемах) в произносимых словах и манипулировать ими. Фонемы – это мельчайшие единицы, из которых состоит разговорная речь. Фонемы объединяются, образуя слоги и слова. Например, слово «мат» имеет три фонемы: /м/ /а/ /т/. В английском языке 44 фонемы, включая звуки, представленные буквосочетаниями, такими как /th/. Приобретение фонематического восприятия важно, потому что оно является основой для навыков правописания и распознавания слов. Фонематическая осведомленность является одним из лучших показателей того, насколько хорошо дети научатся читать в течение первых двух лет обучения в школе.
Учащиеся, подверженные риску затруднений при чтении, часто имеют более низкий уровень фонологической и фонематической осведомленности, чем их одноклассники. Хорошая новость заключается в том, что фонематическое и фонологическое восприятие можно развить с помощью ряда упражнений. Читайте ниже для получения дополнительной информации.
Как выглядит проблема
Точка зрения ребенка: как это выглядит для меня
Дети обычно выражают свое разочарование и трудности в общих чертах, например: «Я ненавижу читать!» или «Это глупо!». Но если бы они могли, вот как дети могли бы описать, как трудности с фонологическим или фонематическим восприятием влияют на их чтение:
- Я не знаю слов, которые рифмуются с кот .
- Что вы имеете в виду, когда говорите: «Какие звуки в слове кисть ?»
- Я не знаю, сколько слогов в моем имени.
- Я не знаю, какие звуки одинаковы в бит и ударил .
Взгляд родителя: что я вижу дома
Вот несколько подсказок для родителей о том, что у ребенка могут быть проблемы с фонологическим или фонематическим восприятием:
- Ей трудно придумать рифму для простого слова, такого как кошка (например, крыса или летучая мышь).
- Она не проявляет интереса к языковым играм, словесным играм или рифмовке.
Точка зрения учителя: то, что я вижу в классе
Вот несколько подсказок для учителей о том, что у учащегося могут быть проблемы с фонологическим или фонематическим восприятием:
- Она неправильно выполняет действия по смешиванию; например, сложите звуки /k/ /i/ /ck/, чтобы получилось слово удар .
- Он неправильно выполняет действия по замене фонем; например, измените /m/ в mate на /cr/, чтобы сделать crate .
- Ему трудно сказать, сколько слогов в слове paper .
- У него проблемы с рифмовкой, слогами или написанием нового слова по его звучанию.
Как помочь
С помощью родителей и учителей дети могут узнать, как справляться с фонологическими и/или фонематическими проблемами восприятия, влияющими на чтение. Ниже приведены некоторые советы и конкретные действия.
Что дети могут сделать, чтобы помочь себе
- Будьте готовы играть в словесные и звуковые игры с родителями или учителями.
- Будьте терпеливы при изучении новой информации, связанной со словами и звуками. Давать ушам тренировку сложно!
- Тренируйтесь слышать отдельные звуки в словах. Может помочь использование пластиковой фишки в качестве счетчика каждого звука, который вы слышите в слове.
- Будьте готовы практиковаться в письме. Это даст вам возможность сопоставить звуки с буквами.
Что родители могут сделать, чтобы помочь дома
- Уточните у учителя или директора вашего ребенка, чтобы убедиться, что школьная программа чтения обучает фонологическим, фонематическим навыкам и фоническим навыкам.
- Если ваш ребенок уже достиг возраста, в котором фонематический слух и фонологические навыки обучаются в рамках всего класса (обычно от детского сада до первого или второго класса), убедитесь, что он или она обучаются этим навыкам индивидуально или в небольшой группе.
- Выполняйте действия, которые помогут вашему ребенку развить звуковые навыки (убедитесь, что они короткие и веселые; не позволяйте ребенку расстраиваться):
- Помогите ребенку придумать несколько слов, которые начинаются со звука /m/ или /ch/ или других начальных звуков.
- Составьте глупые предложения со словами, начинающимися с одного и того же звука, например: «Никто не был добр к соседке Нэнси».
- Играйте с ребенком в простые игры на рифмование или смешивание, например, по очереди придумывайте рифмующиеся слова ( go – no ) или смешивайте простые слова (/d/, /o/, /g/ = dog ).
- Читай книги со стихами. Научите ребенка стишкам, коротким стихотворениям и песням.
- Упражняйтесь в азбуке, указывая буквы везде, где вы их видите, и читая алфавитные книги.
- Рассмотрите возможность использования компьютерного программного обеспечения, направленного на развитие фонологических и фонематических навыков. Многие из этих программ используют красочную графику и анимацию, которые привлекают и мотивируют маленьких детей.
Чем учителя могут помочь в школе
- Узнайте все о фонемах (существует более 40 звуков речи, которые могут быть неочевидны для бегло читающих и говорящих).
- Убедитесь, что школьная программа по чтению и другие материалы включают развитие фонемных навыков, особенно в детском саду и в первом классе (эти навыки не приходят сами собой, но им нужно учить).
- Если дети достигли возраста, в котором необходимо заниматься фонематической осведомленностью и формированием фонологических навыков (обычно от детского сада до первого или второго класса), занимайтесь этими навыками один на один или в небольшой группе. Попросите школьного специалиста по чтению помочь найти основанную на исследованиях дополнительную программу или программу вмешательства для нуждающихся учащихся.
- Определите конкретную задачу на осознание фонем, на которой вы хотите сосредоточиться, и выберите подходящие для развития занятия, чтобы вовлечь детей в эту задачу. Занятия должны быть веселыми и захватывающими – играйте со звуками, а не тренируйте их.
- Убедитесь, что школьная программа чтения и другие материалы включают систематическое обучение фонетике.
- Рассмотрите возможность обучения фонологическим и фонематическим навыкам в небольших группах, поскольку учащиеся, скорее всего, будут иметь разный уровень знаний. Помните, что некоторым учащимся может потребоваться дополнительное подкрепление или инструкция, если они прошли те классы, в которых фонетика изучается программой чтения (с первого по третий класс).
Дополнительная информация
Дополнительные ресурсы
См. раздел «Вопросы чтения» в разделе «Понятно».
следующая страница >
способов развить фонологическую осведомленность в дошкольном и детском саду
Есть несколько способов, с помощью которых дети в дошкольном и детском саду могут подготовиться к чтению. Один из способов — замечать и играть со словами, рифмами и слогами, которые они слышат в повседневной речи. Это называется фонологическим сознанием.
Дети также начинают настраиваться на отдельные звуки или фонемы в словах. Это называется фонематическим восприятием. Чем больше вы сможете развивать эти ранние навыки «предварительного чтения», тем более подготовленным будет ваш ребенок к тому, чтобы научиться читать.
1. Послушайте.
Хорошая фонологическая осведомленность начинается с того, что дети улавливают звуки, слоги и рифмы в словах, которые они слышат. Чаще читайте ребенку вслух. Выбирайте книги, которые рифмуются или повторяют один и тот же звук. Обратите внимание ребенка на стишки: «Лиса, носки, коробочка! Все эти слова рифмуются. Вы слышите, как они звучат почти одинаково?»
Также помогает выделять повторяющиеся звуки. Например, если вы читаете Одна рыба, две рыбы, красная рыба, синяя рыба , попросите ребенка послушать звук /fffff/ в рыба . (Сначала действительно растяните звуки.) Вне времени рассказа попробуйте указать другие слова, которые начинаются со звука /ffffff/, как в книге.
2. Сосредоточьтесь на рифмовании.
Попросите ребенка подобрать рифмующиеся слова в книгах без вашей помощи. Спросите: «Вы слышали слово, которое рифмуется с лиса ?» Научите ребенка потешкам и потренируйтесь произносить их вместе. Или произнесите четыре коротких слова, например бревно , кошка , свинья , лягушка . Посмотрите, может ли ваш ребенок выбрать слово, которое не рифмуется.
3. Следите за ритмом.
Сделайте слоги более понятными, хлопая в ладоши, когда ребенок слышит «такты» в словах. Допустим, вы выбрали слово слон . Делайте паузу, когда произносите каждый слог — e-le-phant — и хлопайте в ладоши каждый слог. Вы также можете заставить своего ребенка вставать и двигаться, заставляя его топать или прыгать с каждым слогом.
4. Догадайтесь.
Игры на угадывание, такие как «Я шпион», можно использовать для тренировки практически любого фонологического навыка. Хотите потренироваться замечать, с каких звуков начинается слово? Попробуйте: «Я заметил что-то красное, начинающееся с /s/». Хотите поработать над рифмами? «На мне что-то теплое, что рифмуется с лодка ».
5. Нести мелодию.
Пение — отличный способ научить детей рифмовать. Есть также хорошие песни, которые учителя используют, чтобы сосредоточиться на других видах фонологических и фонематических навыков. «Яблоки и бананы» – это весело. Вы можете поискать в Интернете другие песни о фонематическом восприятии или обратиться за рекомендациями к учителю вашего ребенка.
6. Подключить звуки.
Наложение звуков — важный навык для первых читателей. Им нужно соединить звуковые единицы — фонемы — вместе, чтобы можно было плавно прочитать слово. Вы можете помочь своему ребенку начать работать над этим, собирая звуки разных слов. Попросите ребенка соединить начальный звук с остальной частью слова. Например, скажите: «Начните с /p/ и добавьте /ig/. Какое слово вы услышите, если сложите их вместе?»
7. Разбить слова.
Попросите ребенка поработать над тем, чтобы услышать слово и разобрать его на части. Начните с использования составных слов, таких как ковбой , бейсбол или светлячок . Скажите ребенку: «Произнеси слово ковбой ». Теперь заберите мальчика . Какое слово осталось?»
Вы также можете использовать кубики LEGO, чтобы подчеркнуть это. Дайте ребенку два прикрепленных кубика LEGO, чтобы они представляли части слова. Затем попросите ребенка физически разобрать детали LEGO, удаляя при этом часть слова.
8. Творите своими руками.
Дети реагируют на практическое обучение. Попробуйте сделать коллаж из предметов, начинающихся с одного и того же звука, используя картинки из журналов. Куклы из носков могут быть еще одним интересным способом отработать эти навыки. Сделайте тот, который любит жевать слова, начинающиеся с определенного звука. Пусть ваш ребенок с удовольствием «кормит» куклу разными предметами или картинками, названия которых начинаются с этого звука.
9. Поиск в Интернете.
В Интернете есть много ресурсов и идей для развития фонологических и фонематических навыков. Посетите YouTube, чтобы найти обучающие видео, Pinterest, чтобы найти игры и поделки, или магазин приложений, где можно найти детские стишки, звуковые игры и песни.