Задержка психического развития
Главная / Задержка психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.
Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении.
Причины задержки психического развития (ЗПР)
Биологические факторы | Средовые (социальные) факторы |
Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Это может быть следствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. | Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки. Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интеллектуальном развитии. Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности. |
Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.
Характеристика детей с задержкой психического развития (ЗПР)
- Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.
- Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.
- Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.
- Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и дефицита внимания.
- Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
- Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития.
- Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность. Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками.
Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил. Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено. Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика. С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.
Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.
как распознать и что делать? — KVnews.ru
НА ПРАВАХ РЕКЛАМЫ
Разговоры о возрастных нормах – не редкость для родителей.
Регулярно молодые мамы делятся друг с другом успехами в развитии детей и сравнивают результаты с достижениями сверстников. Многие родители внимательно следят за календарями развития умений, которыми дети должны овладеть к определенному возрасту. И конечно же, приятно осознавать, что твой малыш соответствует нормам или даже опережает их.
Однако иногда развитие ребенка идет с замедлением нормального темпа физиологического, неврологического или психического развития. В зависимости от характера отставания ребенка выделяют задержку речевого развития (ЗРР), задержку психоречевого развития (ЗПРР), задержку психического развития (ЗПР), задержку моторного развития (ЗМР), задержку психомоторного развития (ЗПМР).
За ответами на вопросы о причинах отставания, способах их распознавания и методах коррекции корреспондент «Коммерческих Вестей» Иван ПЕТРОВ обратился к специалистам Детского «Евромеда», врачам высшей квалификационной категории: врачу-педиатру, неонатологу ГРОСС Елене Александровне, детскому врачу-неврологу ДУЛИНЕЦ Виктории Владимировне, детскому врачу-психиатру ОСИПКИНОЙ Ирине Петровне.
– Каковы основные причины задержки развития ребенка?
ГРОСС Е.А.: – Зачастую причина задержки развития не одна, а несколько. К предпосылкам возможного нарушения развития ребенка можно отнести:
– здоровье родителей: соматические и генетические заболевания родителей и родственников;
– течение беременности: обострение хронических заболеваний, перенесенные ОРЗ, тяжелые токсикозы, анемия, колебания артериального давления, сахарный диабет, инфекции, травмы;
– осложнения при родах: травматизация в родах (внутрижелудочковое кровоизлияние различной степени, нарушение спинального кровообращения и другие поражения центральной нервной системы), внутриутробная гипоксия плода, асфиксия в родах, преждевременные роды.
Чаще всего к нам обращаются родители, у детей которых при рождении было тяжелое поражение центральной нервной системы.
– Существуют ли какие-то возрастные отметки, на которые нужно обратить внимание родителям?
ДУЛИНЕЦ В.В.: – Самый быстрый этап развития – это первый год ребенка. Первые симптомы задержки развития могут проявляться в раннем возрасте. Оценка темпов развития проводится по трем параметрам:
1. Физическое развитие.
Оценивается физическое развитие по прибавкам 4 значений (центильная таблица): рост, вес, окружность головы, окружность груди.
При оценке гармоничности развития выделяют гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное физи-
ческое развитие.
Кроме того, выделяют соматипы ребенка (темповая характеристика роста): микросоматотип – замедленный, макросоматотип – ускоренный, мезосоматотип – средний темп роста. При дисгармоничном развитии соматотип не определяется.
Чем младше ребенок, тем интенсивнее его рост. К концу первого года жизни ребенок должен утроить массу. Общая прибавка роста на первом году жизни составляет около 25 см. На втором году жизни ребенок должен прибавить в весе 2-2,5 кг, вырасти на 8-10 см.
2. Формирование моторных навыков.
Возможность более раннего или позднего развития статико-моторных функций зависит от условий жизни ребенка, в частности физической активности. Если ребенок длительно находится в пассивном состоянии – много времени проводит в коляске, шезлонгах, различных качалках или на руках у мамы, он ограничен в двигательной активности и его моторные навыки формируются в более медленном темпе.
3. Предречевое развитие.
Формирование предречевого развития заключается в появлении гуления, в переходе его к лепету и затем к первичной речи. Ребенок произносит слоги, направленные на объект: «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дай» – это лепетные слова. Также показателем того, что развитие идет нормальным путем, является появление звукоподражания: «мяу», «гав», «му», т. е. ребенок правильно различает фонемы и у него получается артикулировать их в ответ – это формирование первичной речи.
С 1 года до 3 лет у ребенка происходит становление фразовой речи. Внимание родителей и докторов должно быть направлено на то, как переходит речь ребенка от простых лепетных слов к первичной речи, как развивается пассивный словарный и активный запас.
С 1 года до 1,5 года – преимущественно идет нарастание пассивного словарного запаса. Если в 1 год ребенок произносит около 10 слов, то к 1,5 года – примерно от 30 до 50 слов (существительные, имена и звукоподражания – считается все вместе).
С 1,5 до 2 лет – запас слов увеличивается до 100 слов, обязательно должны появиться глаголы в неопределенной форме: «сядь», «встань», «брось», «иди», «буду». Это позволяет ребенку уже организовывать словосочетания: «мама дай», «кашу буду». В этот же момент дети усваивают устойчивые словосочетания: «1 годик», «на ручки».
С 2 до 3 лет формируется фраза, к 3 годам развернутая фраза, появляются простые предлоги и прилагательные. В этом возрасте ребенок должен научиться согласовывать слова в предложениях по падежам, по родам и частично по временам: «Я буду красное яблоко, зеленое не хочу».
ОСИПКИНА И.П.: С 2-3 лет происходит усложнение игровой деятельности и моментов взаимодействия. Игровая деятельность: манипуляции с предметами, подражание действиям взрослых, появление сюжетной, затем ролевой игры, взаимодействие со сверстниками, умение и желание конструировать и рисовать.
Эмоциональное развитие: улыбка в ответ на улыбку взрослого, радость при встрече с близкими, смех, различение интонаций, эмоциональных состояний взрослого, огорчение, стремление разделения эмоциональных состояний с близким взрослым.
– Каковы признаки ЗРР, ЗПРР, ЗПР ЗМР, ЗМПР?
ГРОСС Е.А.: – При ЗМР, ЗМПР ребенок не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы:
– 1 месяц – не удерживает голову;
– 3 месяца – не держит игрушку;
– 4 месяца – нет переворотов на спину;
– 6 месяцев – самостоятельно не берет игрушку, не перекладывает ее;
– 7 месяцев – нет попыток самостоятельно сесть;
– 8 месяцев – не ползет к интересующим предметам, не сидит самостоятельно;
– 9 месяцев – не сидит, не стоит у опоры, не ползает, не пьет сам из кружки;
– 1 год – не делает 1-2 шага вдоль опоры, не садится.
Признаки ЗРР, ЗПРР, ЗПР у ребенка:
– 2 месяца – не издает отдельных звуков;
– 4 месяца – нет гуления, не реагирует на звук, не поворачивает голову в сторону источника звука;
– 6 месяцев – отсутствует лепет;
– 9 месяцев – отсутствует лепет, не повторяет за взрослым слоги, не находит взглядом называемый взрослым предмет, не выполняет разученные действия, не реагирует на имя;
– 11 месяцев – отсутствуют облегченные слова;
– 1 год – в активном словаре менее 10 слов.
– Какая проводится диагностика?
ДУЛИНЕЦ В.В: – Диагностика проводится на основе информации, которую родители расскажут о ребенке на приеме. Если родители рассказывают, что в любой незнакомой обстановке ребенок сначала смотрит по сторонам, а затем начинает коммуницировать с окружающими, то это отлично, ребенок осмотрелся, оценил обстановку, понял, что все хорошо.
Далее следует коммуникация доктора с самим ребенком, в зависимости от возраста можно его оттестировать на игровом материале: например, пирамидка (посчитай, назови цвета, покажи маленький/большой, собери/вставь одно в другое), для более старших детей – сюжетные картинки (назови предметы, составь рассказ).
– Если диагностика показывает, что у ребенка все хорошо, но он не разговаривает, почему так происходит?
ДУЛИНЕЦ В.В: – Большое значение имеет оценка артикуляционного аппарата. Врач должен выяснить, как ребенок жует и глотает, как долго он сосал соску/грудь. Возможно, у него до сих пор младенческое проглатывание, он не умеет хорошо жевать кусочки и предпочитает мягкую пищу. Человек жует и говорит одними и теми же мышцами. Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц.
Не менее важна сила речевого дыхания – дети часто болеют, и у них затруднено носовое дыхание. При ротоносовом дыхании ребенку сложно начать говорить, поскольку речь построена на выдохе.
Среди инструментальных исследований применяют электроэнцефалографию (мониторинг). Оцениваются биоритмы в разных функциональных состояниях: бодрствование, засыпание, сон и выход из состояния сна, снова бодрствование. В переходе из одного состояния в другое оценивается степень зрелости корковых ритмов, выявляются патологические ритмы.
Неврологический осмотр позволяет выявить определенные дизартрические нарушения иннервации, врач может предположить, что есть какие-то особенности развития головного мозга, тогда встает вопрос о назначении магнитно-резонансной томографии головного мозга.
Нередко в ходе приема у доктора родители сообщают, что кто-то из родственников поздно заговорил. Более медленное темпы развития речи обусловлены наследственным фактором. В таких случаях рекомендуется создавать благоприятные условия для стимулирования речевого развития, до определенного времени не паниковать, не принимать лекарства, а только наблюдать.
– Когда стоит обратиться к врачу?
ГРОСС Е.А.: – Ребенок должен регулярно наблюдаться педиатром с рождения. В первый год – один раз в месяц, на 2 году – один раз в 3 месяца, затем один раз в полгода. Родителям нужно обращать внимание и фиксировать моменты, когда ребенок начал держать голову, переворачиваться, садиться, вставать, ходить, улыбаться, гулить, говорить первые слова.
При выявлении отклонений нужно своевременно подключать профильных специалистов (невропатолог, психиатр, психолог, логопед, реабилитолог) для коррекции лечения.
ОСИПКИНА И.П.: – Основное показание для направления ребенка к специалисту – отсутствие у ребенка к 1,5 года отдельных слов. Период с 1 до 3 лет – самый благоприятный период для развития психики и речи. В каждом возрастном периоде перед ребенком стоят определенные задачи, невыполнение которых повлечет за собой трудности усвоения новых знаний и умений на следующем возрастном этапе.
– Как проводится коррекция задержек развития у детей?
ГРОСС Е.А.: – Способы коррекции нарушений развития в каждом случае индивидуальны и применяются комплексно с участием нескольких специалистов. Возможно использование медикаментозных средств, питающих мозг и помогающих «дозреванию» нервной ткани. В качестве реабилитационных мероприятий назначают массаж, ЛФК, различные виды физиолечения, гидрокинезотерапии, логокоррекционные программы, нейропсихологическую коррекцию*.
ОСИПКИНА И.П.: – Специфика детского мозга такова, что даже его небольшое поражение не остается изолированным, как это происходит у взрослых. Такие изменения негативно сказываются на всем процессе созревания центральной нервной системы. Ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.
Детский «Евромед»: ул. 1-я Затонская, 1/1., т. 99-18-96
________________________________________________________________________________________________
* Общий массаж и гимнастика у детей раннего возраста.
Массаж при заболеваниях нервной системы у детей раннего возраста.
Лечебная физкультура при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга.
Лечебная физкультура с использованием аппаратов и тренажеров при заболеваниях центральной нервной системы и головного мозга.
Лечебная физкультура при заболеваниях периферической нервной системы.
Гидрокинезотерапия при заболеваниях периферической нервной системы.
Медико-логопедическое исследование при дизартрии.
Разработка индивидуальной программы логопедической реабилитации.
Нейропсихологическая реабилитация.
Лицензия ЛО-55–01–002699 от 20.04.2020 г.
Задержка развития: причины, симптомы и методы лечения
В SSM Health мы знаем, что может быть страшно узнать, что у вашего ребенка может быть задержка развития. Тем не менее, важно знать, что существуют варианты лечения этого диагноза, и, как правило, он не предсказывает будущий интеллект. Каждый ребенок растет и учится по-своему, и мы здесь, чтобы помочь вам полностью раскрыть свой потенциал.
Задержка развития относится к ребенку, который не приобрел ожидаемых от него навыков развития по сравнению с другими детьми того же возраста. Задержки могут возникать в областях двигательной функции, речи и языка, когнитивных, игровых и социальных навыков. Глобальная задержка развития означает, что у маленького ребенка имеются значительные задержки в двух или более из этих областей развития.
Причины задержки развития
Не существует одной причины задержки развития. Факторы, которые могут способствовать этому, могут возникать до рождения ребенка, в процессе родов и после рождения. К ним могут относиться:
- Генетические или наследственные состояния, такие как синдром Дауна
- Нарушения обмена веществ, такие как фенилкетонурия (ФКУ)
- Травма головного мозга, например синдром встряхивания ребенка
- Тяжелая психосоциальная травма, такая как посттравматическое стрессовое расстройство
- Воздействие некоторых токсичных веществ, таких как внутриутробное воздействие алкоголя или отравление свинцом
- Некоторые очень серьезные инфекции
- Лишение пищи или окружающей среды
В некоторых случаях невозможно установить причину задержки развития.
Признаки и симптомы задержки развития
У детей может наблюдаться множество различных признаков и симптомов задержки развития, которые часто варьируются в зависимости от конкретных характеристик. Иногда вы можете увидеть признаки в младенчестве, но в других случаях они могут быть незаметны, пока ваш ребенок не достигнет школьного возраста. Некоторые из наиболее распространенных симптомов могут включать:
- Обучение и развитие медленнее, чем у других детей того же возраста
- Переворачиваться, садиться, ползать или ходить намного позже, чем это необходимо для развития
- Трудности в общении или общении с другими
- Результаты тестов IQ ниже среднего
- Трудности в разговоре или разговор с опозданием
- Проблемы с запоминанием вещей
- Невозможность связать действия с последствиями
- Трудности с решением проблем или логическим мышлением
- Проблемы с обучением в школе
- Неспособность выполнять повседневные задачи, например одеваться или пользоваться туалетом, без посторонней помощи
Если существует основная медицинская причина, вызывающая задержку развития, выявление и лечение этого состояния может улучшить навыки развития вашего ребенка.
Терапия задержки развития
Хотя лечения задержки развития не существует, терапия, направленная на конкретную область задержки развития, очень эффективна, помогая детям догнать своих сверстников. Эти виды терапии могут включать:
Физиотерапия
Физиотерапия часто помогает детям с задержкой крупной моторики.
Трудотерапия
Это может помочь в развитии мелкой моторики, сенсорной обработки и проблем с самопомощью.
Речевая и языковая терапия
Логопедия обычно используется для решения проблем, связанных с пониманием и произношением языка и звуков речи.
Специальное образование для детей младшего возраста
Специальное образование для детей раннего возраста обеспечивает стимулирование навыков раннего развития, включая игровые навыки.
Поведенческая терапия
Это может быть необходимо у некоторых детей при поведенческих проблемах, которые влияют на социально приемлемое поведение.
В SSM Health наша команда педиатров мирового уровня и широкий спектр специализированных терапевтов имеют большой опыт работы с семьями и детьми с задержкой развития. Свяжитесь с нами сегодня, чтобы назначить встречу или узнать больше о разнообразных ресурсах, которые мы можем предложить.
Задержка развития > Информационные бюллетени > Йельская медицина
Обзор
Большинство детей довольно гладко проходят предсказуемые этапы детского развития, но некоторые испытывают трудности. У ребенка может быть врожденный дефект, который мешает его развитию, из-за чего он прогрессирует урывками, достигая некоторых этапов вовремя, а другие — намного позже. Некоторые дети месяцами и даже годами развиваются нормально, но затем спотыкаются, при этом развитие замедляется, останавливается, а иногда даже откатывается назад.
Все это примеры так называемой «задержки развития». Какими бы ни были особенности конкретного случая, Детский исследовательский центр Йельского университета проводит всестороннюю оценку, которая может прояснить проблему и определить, какая поддержка нужна ребенку, чтобы помочь ему реализовать свой потенциал.
Что вызывает задержку развития?
Недоношенность, проблемы со здоровьем (от инсульта до хронической инфекции уха), отравление свинцом и травма — все это может вызвать задержку развития, но иногда причина неизвестна. Энн Л. Клоуз, доктор философии, клинический психолог Йельского медицинского центра изучения детей и заместитель директора Программы младенчества и раннего детства, специализируется на оценке и лечении детей в возрасте до 5 лет. Она призывает всех родителей, обеспокоенных развитием ребенка, обсудить это с их педиатр.
«Родители лучше всех знают своих детей и обычно первыми замечают или беспокоятся о темпах развития ребенка», — говорит она. Педиатр может провести некоторые базовые скрининговые тесты в офисе, которые могут помочь определить, можно ли дать ребенку немного больше времени, чтобы наверстать упущенное, или может быть разумно запланировать оценку.
Что означает задержка развития у ребенка?
Специалисты по детскому развитию определили диапазоны, в пределах которых младенцы, дети ясельного возраста и дети обычно овладевают определенными двигательными, когнитивными, социальными и эмоциональными навыками, говорит Клоуз. Достигает ли ребенок определенной вехи (например, учится ползать или говорить предложениями) рано или поздно, не имеет значения, пока он находится в пределах нормы; большинство детей делают одни вещи раньше, а другие позже.
Но если общее развитие ребенка происходит медленнее, чем обычно, постоянно замедляется в одной области (например, двигательные навыки или использование языка) или кажется, что он перестает двигаться вперед, у него может быть задержка развития. «Дети заинтересованы в том, чтобы узнавать об их мире», — говорит Клоуз. «Мы начинаем беспокоиться, когда не видим мотивации двигаться вперед», отмечая, что это может произойти из-за эмоционального расстройства, травмы или реакции на окружающую среду, которая не отвечает потребностям развития ребенка.
Как диагностируются задержки развития?
Наша программа развития младенцев и детей предлагает оценку развития младенцев, детей ясельного возраста и детей до 5 лет. Направление от педиатра приветствуется, но не обязательно.
Родителей просят предоставить информацию об истории развития ребенка, включая беременность и роды, а также историю болезни. Индивидуальные диагностические игровые сеансы и инструменты измерения, основанные на фактических данных, используются для сбора данных о владении ребенком языком, двигательными навыками и когнитивном, социальном и эмоциональном развитии. Эта информация в сочетании с выводами, полученными в результате пристального наблюдения за ребенком, приводит к окончательному отчету, который предоставляется родителям на сеансе обратной связи.
«Мы тратим много времени, пытаясь узнать того же ребенка, которого родитель видит дома. Мы разговариваем с ребенком и родителем вместе, мы стараемся встречаться с братьями и сестрами и собираем информацию из других мест, где ходит ребенок, например, из школы и детского сада», — говорит Кристиана Миллс, MSW, LCSW, координатор программы амбулаторного отделения Детского учебного центра. Clinical Services: «Мы прилагаем все усилия, чтобы понять, что видят родители, и продумываем, как то, что видят они, и то, что видим мы, сочетаются друг с другом».
Оценка завершается сеансом обратной связи, в ходе которого родители делятся своими выводами и рекомендациями.
Как лечить задержку развития?
Если у ребенка обнаруживаются задержки в развитии, следующим шагом является определение услуг, которые могут предоставить поддержку и помощь, в которых нуждается ребенок и его семья. Это могут быть посещения на дому в рамках спонсируемой государством программы «От рождения до трех», амбулаторная профессиональная, логопедическая или физиотерапия, школьные услуги специального образования и/или некоторая форма психотерапии для родителей и ребенка.
В чем уникальность подхода Йельского медицинского центра изучения детей к диагностике и лечению задержки развития у детей?
Арнольд Гезелл, доктор медицинских наук, первый директор Детского исследовательского центра, основанного в 1911 году, широко известен как один из первых, кто сосредоточил всесторонние ресурсы на изучении нормального развития ребенка.