Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте и ее особенности
Несмотря на то, что дошкольный возраст является стабильным периодом развития человека, именно в этот период начинают проявляться новшества, которые впоследствии перерастают в нечто большее. Не является исключением и социальная ситуация развития в дошкольном возрасте.
Социальная адаптация — важный этап в развитии дошкольникаПредпосылки к изменению социальной ситуации
Одним из главных факторов, который влияет на смену социальной ситуации в дошкольном возрасте, является кризис трехлетнего возраста. У ребенка начинают ярко проявляться такие личностные черты, как самостоятельность, активность. Ребенок как будто отделяется от взрослого, демонстрируя ему то, что он является уже самостоятельным человеком, интересы которого необходимо уважать и принимать во внимание. Он стремится максимально включаться в жизнь взрослых, однако при этом он еще не обладает должным уровнем знаний и необходимых для этого умений.
Социальное развитие дошкольниковТаким образом, у ребенка возникает противоречие между его потребностями и нормами, которые все прочнее входят в его жизнь (начиная от самых простых запретов родителей до общественно-значимых норм и правил).
Решение этих проблем требует смены социальной ситуации, которая и происходит в это время.
Что представляет собой социальная ситуация?
В наиболее общем смысле социальная ситуация развития дошкольника представляет собой один из фундаментальных компонентов того или иного возрастного периода. Она характеризует основные аспекты взаимодействия ребенка с окружающими его людьми: семьей, сверстниками, другими взрослыми. Социальная ситуация каждого возрастного периода имеет свои отличительные особенности. В первую очередь это связано с тем, что механизмы взаимодействия постепенно расширяются; значимость роли тех или иных людей меняется. Это позволяет наблюдать за динамикой изменения социальной ситуации и выбирать наиболее приемлемый для того или иного случая способ взаимодействия.
Отличительные особенности социальной ситуации дошкольного возраста. Общая характеристика
Что характеризует социальную ситуацию дошкольного возраста? Прежде всего, стоит отметить, что уже к началу этого периода ребенок имеет достаточно развитые органы чувств, способность ориентироваться в пространстве и перемещаться в нем. Именно поэтому дошкольник имеет большую тягу к самостоятельности, растущее из года в год. Он постепенно покидает пределы родительского дома; в его жизнь входят как сверстники, так и другие взрослые люди.
К моменту наступления старшего дошкольного возраста ребенка уже окончательно не устраивает позиция пассивного наблюдателя, и он хочет уже активно участвовать в жизни взрослых.
Социальная ситуация в младшем дошкольном возрасте
Социальная ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте имеет свои отличительные особенности. Как мы уже указали выше, виды деятельности, которые становятся доступны ребенку младшего дошкольного возраста (3-5 лет) существенно расширяются. В своем поведении ребенок все еще воспроизводит действия взрослых; однако представление о них растет изо дня в день. Во многом это объясняется тем, что если ранее круг общения ребенка составляли главным образом члены его семьи, теперь он значительно разнообразнее.
Ребёнок имеет возможность активно наблюдать за профессиональной деятельностью многих людей, с которыми сталкивается дома и на улице.
Кроме этого он может активно взаимодействовать с соседями, окружением родителей и познавать тем самых всевозможные сферы их жизни, которые раньше были скрыты от него и недоступны. У него появляются первые друзья и дети, с которыми он будет проводить большую часть своего свободного времени.
Именно благодаря этому ребенку постепенно становятся доступны гендерные, возрастные, профессиональные модели поведения, которые впоследствии будут закрепляться и оттачиваться при помощи сюжетно-ролевых игр.
В младшем школьном возрасте это приобретает особо важную роль поскольку никакое обучение невозможно без участия элементарных игровых действий. Позднее виды деятельности будут усложняться, но именно игра останется ведущим видом деятельности до самого школьного детства.
Общение, осуществляемое ребенком-дошкольником, начинает становиться более разнообразным. Ребенок начинает понимать, что тон общения, допустимый для одного человека, может абсолютно не подходить для другого.
Одним из негативных эффектов такого поведения может стать формирующаяся детская манипуляция: понимая, что именно ожидают от него взрослые, он начинает понимать как преподнести себя тому или иному человеку.
Существенным отличием общения в младшем дошкольном периоде от предшествующих является также и то, что у общения появляется еще одна функция: познавательная. То есть, дети начинают обращаться к своему окружению не только для того, чтобы поручить от них очередную порцию заботы и ласки, но также – задать им интересующие вопросы, узнать что-либо. Это дает почву для развития познавательного интереса, который в зависимости от обстоятельств и поведения взрослых, будет в дальнейшем перерастать в более сложные поведенческие формы. Это позволит ребёнку успешно осуществлять обучение в наступающим позднее школьном детстве.
Оставляя же детские вопросы без ответа, можно серьезно затормозить развитие этих качеств.
Помимо этого ребенок приобретает навыки и других форм и видов общения:
- Ситуативное общение (осуществляемое в ситуации, когда необходимо получение похвалы, либо поощрения). Личностные качества собеседника оцениваются в контексте ситуации и в строгой связи с ней.
- Внеситуатинвое (когда ребенок приобретает возможность давать собственную оценку не самой ситуации, а личности находящегося в ней человека). В это время ребенок учится формировать в своем сознании психологический портрет каждого, с кем так или иначе вступает во взаимодействие.
Ребенок не просто совершает поступки; он ждет оценки взрослых, а также поощрения или похвалы за них. Это создает в их сознании первичную базу социального опыта, который наверняка пригодится им в будущем. Ему уже требуется подчинять свое поведение своим интересам, а в более сознательном возрасте – уже известным ему нормам и правилам.
Существенным моментом, предопределяющим дальнейшее развитие коммуникативной сферы в дошкольном возрасте, также является межличностное общение со сверстниками.
Оно из года в год становится все более содержательным, а также начинает носить более длительный характер. У ребенка появляются постоянные друзья, со временем вырисовывается довольно определенный круг общения. Ребенок начинает понимать, с какими детьми ему интереснее проводить время, а какие не представляют для него особого интереса. Дети осваивают всевозможные формы сотрудничества. Роль сверстников в жизни ребенка существенно возрастает в целом. Если раньше поведение ребенка строилось исключительно на подражании взрослым, то сейчас они начинают обращать внимание и друг на друга, перенимая некоторые привычки, способы деятельности. Он прочнее входит в детский коллектив и начинает все больше испытывать его влияние.
Игровая деятельность в младшем дошкольном возрасте начинает играть особую роль прежде всего потому, что именно с ее помощью ребенок оказывается способен разрешить главное противоречие, возникающие в это время. Он может принимать непосредственное участие в жизни взрослых, показывая усвоение им моделей социального поведения. С другой – оставаясь среди сверстников без непосредственного вмешательства в их жизнь.
Особенности социальной ситуации при переходе от младшего дошкольного периода к старшему
Основным отличительным моментом перехода от младшего дошкольного возраста к старшему является рост значимости в жизни ребенка второй сигнальной системы: таким образом, речь начинает играть главенствующую роль в общении и любом взаимодействии. Ребенок постепенно приучается к постановке и формулировке целей, в том числе в довольно дальней перспективе. Это отражается практически на всех видах деятельности, в том числе на игровой, которая по-прежнему остается основной в это время. В частности, поведенческий репертуар расширяется сюжетно-ролевыми играми, где существуют определенные правила, распределение ролей, иерархия и соподчинение мотивов и т.д. Для игры подбираются необходимые для этого игрушки, выбираются условия. Процессы, которые раньше были абсолютно неконтролируемы, приобретают произвольную основу.
Познавательная мотивация продолжает активно развиваться. Роль знаний и уже полученного и накопленного опыта усиливается. Сам ребенок со временем начинает осознавать их ценность.
Социальная ситуация в старшем дошкольном возрасте
В старшем дошкольном возрасте различные формы взаимодействия с окружающими начинают играть все более важную и определяющую роль в его психологическом и социальном развитии. Окончательное становление внеситуативного, а также познавательного общения складывается уже к 5 годам. Задавая вопросы, ребенок ненавязчиво готовит себя к школьному обучению. Теперь взрослый для него – не только значимый авторитет в поведенческой сфере, но и важнейший источник знаний и помощник в усвоении представлений об окружающем мире. Поэтому в это время как никогда важно уделять максимально времени и внимания познавательному общению, расширяющему границы познания ребенка. Делать это можно как в традиционной, так и игровой форме. Важно также не давать на детские вопросы прямые ответы, но и позволить ребенку самостоятельно принять участие в поиске знаний, чтобы дать ему шанс почувствовать радость открытия.
Игры в 5-6 лет имеют целенаправленный характерСтарший дошкольный возраст также отмечается тем, что если ранее игровая деятельность не носила целесообразный характер, сейчас же у игры окончательно вырисовываются цели, задачи, в ней распределяются роли и устанавливаются обязанности действующих лиц.
Влияние коллектива сверстников на ребенка становится еще более ощутимым. Теперь совершая то или иное действие он начинает обращать внимание не на реакцию отдельно взятого человека, но и детскую группу в целом. Потребность ощущать себя в качестве части целого усиливается и со временем будет возрастать.
Игры приобретают совместный характерТаким образом видно, что в наиболее широком смысле социальную ситуацию дошкольного возраста характеризуют растущая автономность ребенка от его семьи, растущая значимость в жизни ребенка его сверстников и детского коллектива в целом, усложнение форм общения и взаимодействия. Ребенок приобретает новый социальный опыт.
Кризис семилетнего возраста
После того, как перемены, наступившие в дошкольном возрасте дали знать о себе в полной мере и окончательно укрепились, ребенок становится готов к выходу на новый этап развития. Очередная смена социальной ситуации наступит уже после очередного возрастного кризиса (похода ребенка в школу и начала школьного детства).
detki.guru
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
К концу раннего возраста ребенок и взрослый все более отдаляются друг от друга, повышается самостоятельность ребенка, усиливается стремление к отделению от взрослого, выделению себя как субъекта. К началу дошкольного возраста ситуация совместной деятельности распадается. Возникновение центрального новообразования – системы «Я» — свидетельствующего об окончательном выделении себя из окружающей действительности, создает предпосылки для появления новой социальной ситуации развития, где ребенок стремится к реализации себя как самостоятельного субъекта в мире взрослых. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве — «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
В дошкольном возрасте сохраняется стремление жить вместе со взрослым, но теперь это не совместная жизнь, а жизнь ребенка в жизни взрослых. Социальная ситуация развития также содержит в себе противоречие. С одной стороны, ребенок – член общества, основная его потребность заключается в том, чтобы жить вместе с окружающими людьми. В то же время в современных исторических условиях и в силу физических возможностей ребенок не имеет возможности принять полноценное участие в жизни взрослых. Идеальной формой реализации стремления ребенка взаимодействовать с реальным социальным миром становится ролевая игра. Она позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели.
В первой половине дошкольного возраста (3 — 5 лет появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым, для неё характерно стремление ребенка к уважению взрослого. К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста — внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей.
Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один — идеальный взрослый. Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка — его отношения со сверстниками.
Социальная ситуация развития является исходным моментом для всех изменений, происходящих в течение данного периода. В результате развития к концу возрастного периода возникают новообразования, приводящие к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяющие всю синему отношений его к действительности и самому себе. Ребенок становится совершенно иным, нежели был в начале возраста: он начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, иначе смотрит на мир и с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Это обусловливает изменение социальной ситуации развития. Таким образом, возникнув в определенной социальной ситуации развития, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают, подготавливая тем самым появление новой социальной ситуации развития.
studfiles.net
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте
К концу раннего возраста ребенок и взрослый все более отдаляются друг от друга, повышается самостоятельность ребенка, усиливается стремление к отделению от взрослого, выделению себя как субъекта. К началу дошкольного возраста ситуация совместной деятельности распадается. Возникновение центрального новообразования – системы «Я» — свидетельствующего об окончательном выделении себя из окружающей действительности, создает предпосылки для появления новой социальной ситуации развития, где ребенок стремится к реализации себя как самостоятельного субъекта в мире взрослых. В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Взрослый начинает выступать не только как конкретное лицо, но и как образ. Социальная ситуация развития в дошкольном детстве — «ребенок — взрослый (обобщенный, общественный). Обобщенный взрослый — это носитель общественных функций, т. е. водитель, милиционер, продавец, воспитатель, мама вообще.
В дошкольном возрасте сохраняется стремление жить вместе со взрослым, но теперь это не совместная жизнь, а жизнь ребенка в жизни взрослых. Социальная ситуация развития также содержит в себе противоречие. С одной стороны, ребенок – член общества, основная его потребность заключается в том, чтобы жить вместе с окружающими людьми. В то же время в современных исторических условиях и в силу физических возможностей ребенок не имеет возможности принять полноценное участие в жизни взрослых. Идеальной формой реализации стремления ребенка взаимодействовать с реальным социальным миром становится ролевая игра. Она позволяет смоделировать эти отношения, включиться в них и действовать внутри этой модели.
В первой половине дошкольного возраста (3 — 5 лет появляется внеситуативно-познавательная форма общения ребенка со взрослым, для неё характерно стремление ребенка к уважению взрослого. К концу дошкольного возраста складывается новая и высшая для дошкольного возраста — внеситуативно-личностная форма общения. В отличие от предыдущей ее содержанием является мир людей, а не вещей.
Социальная ситуация развития дошкольника не ограничивается его контактами с окружающими взрослыми. Кроме реальных окружающих ребенка взрослых в жизни и в сознании дошкольника появляется еще один — идеальный взрослый. Кроме взрослого в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. Общение и отношения с другими детьми становятся не менее значимыми для ребенка, чем его взаимоотношения со взрослыми. Выделяется новая сфера социальных контактов ребенка — его отношения со сверстниками.
Социальная ситуация развития является исходным моментом для всех изменений, происходящих в течение данного периода. В результате развития к концу возрастного периода возникают новообразования, приводящие к перестройке всей структуры сознания ребенка и тем самым изменяющие всю синему отношений его к действительности и самому себе. Ребенок становится совершенно иным, нежели был в начале возраста: он начинает требовать другой системы отношений со взрослыми, иначе смотрит на мир и с помощью взрослых меняет систему отношений с ними. Это обусловливает изменение социальной ситуации развития. Таким образом, возникнув в определенной социальной ситуации развития, новообразования вступают с ней в противоречие и закономерно ее разрушают, подготавливая тем самым появление новой социальной ситуации развития.
studfiles.net
11.Социальная ситуация развития дошкольника.
Дошкольное детство охватывает период с 3 до 6–7 лет. В это время происходит отсоединение ребенка от взрослого, что ведет к изменению социальной ситуации. Ребенок впервые покидает пределы мира семьи и входит в мир взрослых людей с определенными законами и правилами. Расширяется круг общения: дошкольник посещает магазины, поликлинику, начинает общаться со сверстниками, что тоже важно для его развития.
Идеальной формой, с которой начинает ребенок взаимодействовать, становятся социальные отношения, существующие в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, – это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей.
По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, как вокруг своего центра, вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый – папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Эльконин видел в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить это он не может, поскольку жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Ребенок еще не способен полноправно участвовать в жизни взрослых, но может выразить свои потребности через игру, так как только она дает возможность смоделировать мир взрослых людей, войти в него и проиграть все интересующие его роли и модели поведения.
12.Особенности психического развития дошкольника.
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда потребностей ребенка. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений.
В этом возрасте ведущим средством общения становится речь. Младшие дошкольники задают «тысячи» вопросов. Они хотят выяснить, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, почему корова мычит, а собака лает. Это познавательное общение. Также есть другая форма общения—личностная, характеризующаяся тем. что ребенок активно стремится к обсуждению со взрослым поведения и поступков других людей и своих собственных с точки зрения нравственных норм.
Взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают формы сотрудничества.
В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. На протяжении дошкольного возраста меняется характер подражания.
В дошкольном возрасте в деятельности ребенка появляются элементы труда.
Под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов. Это относится и к сенсорному развитию.
Снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса предметов. В результате сенсорного развития ребенок овладевает перцептивными действиями, основная функция которых заключается в обследовании объектов и вычленении в них наиболее характерных свойств, а также в усвоении сенсорных эталонов, общепринятых образцов чувственных свойств ч отношений предметов.
Мышление дошкольника: он овладевает новыми способами мышления и умственными действиями. Мышление развивается от наглядно-действенного к образному.Затем на основе образного мышления начинает развиваться образно-схематическое, которое представляет промежуточное звено между образным и логическим мышлением.
Речь сопровождает практические действия ребенка, но она еще не выполняет планирующей функции. В 4 года дети способны представить ход практического действия, но не умеют рассказать о действии, которое нужно произвести. В среднем дошкольном возрасте речь начинает предшествовать выполнению практических действий, помогает планировать их. Однако на этом этапе образы остаются основой мыслительных действий. Только на следующем этапе развития ребенок оказывается способным решать практические задачи, планируя их словесными рассуждениями.
На протяжении дошкольного возраста происходит дальнейшее развитие памяти, она все больше выделяется из восприятия. В младшем дошкольном возрасте еще заметную роль в развитии памяти играет узнавание при повторном восприятии предмета. Но все большее значение начинает приобретать способность к воспроизведению. В среднем и старшем дошкольном возрасте появляются достаточно полные представления памяти. Продолжается интенсивное развитие образной памяти (запоминание предметов и их изображений). Для развития памяти ребенка характерно движение от образной к словесно-логической.
Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго, начале третьего года жизни. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно.
Характерной для дошкольника является возрастающая произвольность воображения.
studfiles.net
Социальная ситуация развития детей дошкольного возраста
Содержание статьи:
Дошкольный возраст (3–7 лет) — особенный период развития ребенка. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Импульсивное поведение ребенка начинает подчиняться нормам и правилам поведения. Закладывается внутренний образ «правильной» модели поведения. Этот образ выступает регулятором и является примером, с которым ребенок сравнивает свое поведение, происходящее или планируемое.
Главные достижения, которыми овладевает ребенок к 7 годам: осознание и регуляция поведения, самосознание, логическое мышление. Ребенок начинает понимать, что он умеет, а что нет; знает свое положение в системе отношений с другими людьми; осознает свои внутренние переживания: желания, предпочтения, настроение. Он отделяет себя от взрослого и открывает свою внутреннюю жизнь.
В дошкольном периоде ребенок переходит от мира предметов к миру людей. Он выходит за пределы семейного окружения, устанавливает новые отношения с более широким кругом людей, состоящим из других детей и взрослых. Овладение речью позволяет общаться все чаще и с разными людьми. Темы общения все меньше зависят от наличной ситуации. Также ребенок попадает в систему социальных отношений, где взрослый является носителем социальных ролей (продавец, полицейский, врач).
Общение проходит ряд этапов:
Внеситуативно-познавательная форма общения (от 3 до 5 лет). Обостренная познавательная потребность ребенка ведет к тому, что он начинает задавать взрослому огромное количество вопросов рода «почему?», «зачем?», «как?» по самым разнообразным темам. «Почему птицы летают?», «Откуда берется вода в кране?» и т.п., на все это они хотят знать ответ и взрослый выступает в роли носителя знаний, ходячей Википедии.
Такое общение позволяет ребенку сильно расширить рамки мира, доступного для познания. Так как сам ребенок не способен объективно познать окружающий его мир, то взрослый должен передать ему свои знания: что существуют причины и следствия, различные отношения между предметами, явлениями, людьми; объяснить суть и назначение вещей и т.д. Данное общение выступает значительным условием развития мышления и познавательных интересов дошкольников. Все знания, полученные самостоятельно и знания полученные от взрослого, ребенок собирает в цельную модель мира, которой пытается объяснить все на свете.
У ребенка все больше проявляется потребность в уважении со стороны взрослых. Ему нужна позитивная реакция с их стороны — похвала и одобрение. А замечания и упреки воспринимаются как личная обида. Повышенная обидчивость свойственна для данного периода и со временем проходит.
Внеситуативно–личностная форма общения (начинается около 6 лет) позволяет ребенку приобщиться к жизни взрослых, к правилам взаимоотношений и к человеческим ценностям.
Ребенку становится интересно знать различные аспекты существования взрослых: кем они работают, где живут, кто живет вместе с ними, чем они интересуются и т.п. Охотно же ребенок рассказывает и о своей жизни, интересах, своем отношение к чему-то. Становиться важным, установить доброжелательное отношение с взрослыми, получить их уважение и понимание. Ребенку важно достичь общности взглядов и оценок с взрослым, чтобы понять и закрепить «правильность» усвоенной им точки зрения, т.к. взрослый выступает образцом поведения.
Данное общение, ориентирует ребенка в правилах поведения и повышает эффективность воспитания. Поэтому, когда ребенок ябедничает, например: «Алеша рисует на обоях!», то он хочет убедиться, что такое поведение выходит за рамки правил (рисовать на обоях нельзя), и сообщить взрослому, что ему это правило известно. Жалоба — это косвенная просьба подтвердить или опровергнуть то, что он для себя выделил, как правило.
Благодаря двум данным формам общения, ребенок понимает и входит в сложный мир людей. Он учится ориентироваться среди норм и правил, устанавливать отношения с окружающими. Усваивая такой опыт и знания, ребенок начинает проигрывать его в сюжетно-ролевых играх и применять в повседневности.
Общение со сверстниками
В дошкольном возрасте общение со сверстниками отличается от общения с взрослыми и имеет ряд особенностей:
- Чрезвычайная эмоциональная насыщенность и раскованность контактов со сверстниками. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше эмоциональных проявлений, чем с взрослыми. Разговоры с другими детьми чаще сопровождаются резкими интонациями, криком, смехом, чаще происходят конфликтные ситуации. Общаясь со сверстниками, ребенок может навязывать свою волю, успокаивать, требовать, обманывать и прочее. Здесь впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, выражение обиды, кокетство, фантазирование и др.
- Нестандартность и непредсказуемость. Ребенку при взаимодействии со сверстниками присуща особая раскованность, он использует самые неожиданные и оригинальные действия и движения: прыгает, принимает причудливые позы, кривляется, визжит, передразнивает и т. п. Если взрослый несет для ребенка образцы поведения, то сверстник создает условия для индивидуальных, нестандартных проявлений, помогая проявить самого себя и свое творчество.
- Преобладание инициативных действий над ответными. Для дошкольника значительно важнее его собственное высказывание или действие, тогда как инициатива сверстника поддерживается им значительно реже, а иногда игнорируется. По этой причине у детей часто происходят конфликты и обиды.
Общение со сверстниками также проходит ряд этапов:
- Эмоционально-практическое общение (2–4 года). На данном этапе наиболее важно выразить самого себя, добиться внимания и соучастия со стороны другого ребенка. При этом сам ребенок не замечает желания и чувства своего товарища. Взаимодействие и совместные игры носят внешний характер: дети бегают друг за другом, прячутся, кричат, кривляются, действуют по типу повторения простых действий: «ты прыгаешь — я прыгаю», «ты кричишь — я кричу». Ребенку необходимо чтобы сверстник присоединился к его действиям и шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Такое общение обязательно ситуативно и зависит от конкретной обстановки. Привлекательный предмет может легко занять внимание детей и прекратить их общение. Вместе играть с одной игрушкой, они не умеют, из-за этого часто конфликтуют. Утверждение и отстаивание своего «Я», идет прежде всего, через демонстрацию собственных игрушек и предметов — «Это мое!».
- Ситуативно-деловое общение (5–6 лет). Дошкольники заняты общим делом, они должны согласовывать свои действия и учитывать поведение партнера для достижения общего результата. Во главе угла становится потребность в сотрудничестве со сверстником, его признание и уважение. Реализуется это, прежде всего в игре. Также проявляется пристальный интерес ко всему, что делает сверстник. Ребенок может демонстрировать свои преимущества и достижения, а промахи и неудачи пытаться скрыть. В общении появляется конкурентное, соревновательное начало, значительно возрастает число конфликтов. Возникает зависть, ревность и хвастовство. Ребенок начинает оценивать путем сравнения с другими детьми.
- Внеситуативно-деловое общение (6–7 лет). В этот период становится возможным «чистое общение» не связанное с игрой. Но иногда оно может проходить на фоне игры или другой деятельности. Дети могут разговаривать между собой на отвлеченные темы, рассказывать о том, где они были, что видели, делится желаниями, интересами, обсуждать других людей и т.п. Зарождается личностное отношение к сверстнику — эмоциональная вовлеченность в его переживания, умение видеть в партнере его настроения, желания и предпочтения; появляется возможность в споре прийти к компромиссу. Игра же к концу дошкольного возраста меняется, и взаимодействие все чаще происходит на уровне реальных отношений (обсуждение правил и подготовка к игре) и все меньше на уровне ролевых позиций.
Формируется дружба. Дошкольники могут создавать небольшие группы (по 2–3 человека) и оказывать предпочтение близким к себе сверстникам. Могут возникать споры и конфликтные ситуации, на основе того, «кто с кем дружит». От позиции в группе сверстников, зависит эмоциональное благополучие ребенка, которое определяет, насколько он усваивает нормы отношений с другими людьми. Поэтому ребенку очень важно общение с детьми своего возраста и умение выстраивать с ними совместную игру, контакт и диалог.
Подробнее о том, как развивать социальное общение ребенка, мы говорим в статье Принципы эффективного развития дошкольника.
progressio.me
4.Специфика социальной ситуации развития в дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст подразделяют на младший дошкольный возраст 3-5 лет и старший дошкольный — 5-7 лет.
Ребенок-дошкольник владеет ходьбой, речью, круг общения его расширяется стремительно, у него появляются товарищи по играм, с ним общаются соседи и даже посторонние люди: водитель, врач, продавец, парикмахер.Развиваются новые формы общения и основные виды деятельности: игра, учение, труд, и каждый из них вносит свою долю в формирование личности дошкольника.
Интимно-эмоциональное и ситуативно-деловое общение, сложившиеся в раннем возрасте, все еще важны для ребенка, радуют его.
Но появляются новые важные формы общения. С развитием речи общение становится информативным, познавательным. Просто ласки уже недостаточно. Дети начинают задавать вопросы «почему» (их даже прозвали «почемучками»), просят почитать или рассказать сказку. Даже в условиях болезни просят: «Рассказывай еще, а то ухо болеть начинает». Книжка и сказка становятся средством воспитания. «Вот если быстро уберете игрушки, будет минутка сказку почитать», — говорит взрослый, и послушание почти гарантировано. Кроме того, в информативном общении развивается познавательный интерес, который подкрепляется новизною знаний, а не чем-нибудь вкусным. На нем будет строиться дальнейшее обучение. Появляется и еще одна форма — личностное общение, вначале ситуативное (ждут похвалы за поступок), затем — внеситуативное, когда оцениваются качества личности (жадный — добрый) и нормы поведения — «так нельзя». Появляются дразнилки «жадина», «бояка» (трус), а к 5 годам на взрослых обрушивается поток жалоб. Причем в 70-80 % случаев жалуется не обиженный, а поборник соблюдения правил.
Ребенок хочет утвердиться в том, что он считает правильным, и взрослый дает форму удовлетворения этих стремлений — проводит занятия, где сообщается новая информация и стимулируется обсуждение поступков литературных героев. «Кто вам нравится? Почему? Как надо было поступить?» Таковы вопросы-стимулы детских суждений. Постепенно нормы поведения обобщаются, жалоб становится меньше.
Еще одним важным фактором развития в дошкольном возрасте является общение со сверстниками, которое с каждым годом становится все более длительным и содержательным. Вначале это совместные действия с предметами по принципу «рядом, но не вместе». Потом развиваются формы сотрудничества: совместно или по очереди выполняют одну операцию; контролируют действия товарища и поправляют его ошибки, помогают в трудоемкой работе, принимают замечания партнера, согласовывают замыслы.Дети приобретают опыт руководства и опыт подчинения, причем лидерство определяется не борьбой за власть, а увлеченностью делом. Но в старшем дошкольном возрасте может проявляться и ревнивое отстаивание собственной позиции лидера, и реплики «Слушай меня!», «Ты не командуй!», «Я с тобой не играю». Требуется педагогическое внимание к взаимоотношениям детей, организация их взаимодействия.
Генетически ранней формой общения является подражание. Оно также меняется в дошкольный период. Малыши копируют внешние черты облика и поведения: интонацию, фразы, выражение нежности, заботы или строгости, грубости.Переход от младшего к старшему дошкольному возрасту подготавливается на физиологическом уровне усилением регулирующей роли второй сигнальной системы, роли слова в поведении ребенка
studfiles.net
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. — КиберПедия
Ребенок –взрослый (обобщенный ,общественный)
В конце раннего детсва возникает феномен «Я сам». Внешне это выражается в противоречии «хочу» ребенка и «нельзя» взрослого. Противоречие разрешается в особом типе деятельности дошкольника –в игре.
Обобщенный взрослый- это носитель общественных функций ,т.е. водитель,продавец,воспитатель, мама вообще.
1.Меняются взаимоотношения со взрослыми;
2.Становится возможным достаточно систематическое обучение;
3.Отношения со сверстниками;
4.Осознание собственного «Я»;
5.Становление личности ребенка;
6.Ведущим средством общения является язык.
Ведущая деятельность – Игра
Познавательная дея-ть– Мир людей
Новообразования –Потребность в общественно- значимой и общественно-оцениваемой деятельности.
1. 26:Раскройте специфику социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных возрастных новообразований, характерных для детей раннего возраста.
Социальная ситуация развития — это “совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной ”.
Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития : новообразование предшествующего периода разрушает старую ситуацию развития и провоцирует образование новой. По Выготскому, возрастной кризис — норма онтогенеза.
Понятие социальная ситуация развития было введено Л.С. Выготским как единица анализа динамики развития ребенка, т.е. совокупность законов, которыми определяется возникновение и изменения структуры личности ребенка на каждом возрастном этапе. Социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его « социальное бытие», в процессе которого им проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования. Являясь продуктом возрастного развития , новообразования появляются к концу возрастного периода и приводят к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. Появление новообразований есть особый знак распада старой социальной ситуации развития и складыванием новой социальной ситуации развития , что сопровождается кризисами возрастного развития . Понятие социальная ситуация развития было определено Б.Г. Ананьевым и по его мнению оно направлено на преодоление представлений о среде как о факторе, механически определяющем развитие личности. В дальнейшем это понятие получило развернутый анализ в макросоциально-психологическом контексте и применялось для описания, например, онтогенетического развития личности ребенка Л. И . Божовичем , Д.Б. Элькониным , который определял возраст характеризующийся следующими главными показателями: 1) определенной социальной ситуацией развития — той конкретной формой отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период; 2) основным или ведущим типом деятельности; 3) основными психическими новообразованиями , приобретаемыми на данном этапе развития (от отдельных психических процессов до свойств личности). А так же как относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего местом на общей кривой детского развития .
Таким образом социальная ситуация развития является специфической для каждого возрастного периода, определяющейся системой отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Объект исследования: дети от периода младенчества до подросткового возраста. Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому). Социальная ситуация развития в раннем детстве — это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок — предмет — взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная. Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б.Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды — игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Прямохождение: Овладение прямой походкой позволяет расширить круг общения с интересующими предметами, делать выбор и проявлять самостоятельность. В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям:
• совершенствуется понимание речи взрослых;
• формируется собственная активная речь.
Особенности развития речи в раннем возрасте. Развитие речи связано не только непосредственно с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Формируется активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.
Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования.
Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.
Формируется понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает опыт ребенка, в том числе социальный.
Особенно на третьем году жизни возрастает речевая активность ребенка. Речь становится основным средством общения.
По мысли Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям данного возраста следует относить восприятие, которое впервые возникает как дифференцированная система отдельных функций, в основе которой лежит обобщение. Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция. Ребенок с раннего детства уже может подбирать предметы, соединять их части в соответствии с формой, величиной, цветом.
Развивается зрительное и слуховое восприятие.
Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.
Основная форма мышления — наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами).
Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности.
Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).
У ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение (используется связь между предметами для достижения цели и устанавливаются новые связи между свойствами предметов при практических действиях с ними). Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение.
Появляется новый процесс памяти — воспроизведение.
Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни.
Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов.
Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.
К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка — сказки, рассказы.
В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи.
Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.
Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Ребенок начинает отделять действия от предмета и себя от своих действий. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.
Возникает гордость за собственные достижения — личностное новообразование раннего детства.
1.27. Раскройте специфику социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных возрастных новообразований, характерных для детей старшего школьного возраста.
Ответ: Если рассматривать развитие только как изменение психических функций (памяти, мышления, внимания), то с этой точки зрения все основные новообразования уже закончены в подростковом возрасте, и в дальнейшем идет совершенствование того, что сложилось у подростков. С этой позиции старший школьный возраст некоторыми авторами рассматривался как возраст завершения новообразований, возникающих у подростков.
Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л. И. Божович подчеркивает, что именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития.
Перед старшим школьником возникает необходимость самоопределения, выбора своего жизненного пути как задача первостепенной жизненной важности. Выбор профессии становится психологическим центром ситуации развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию.
Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.
В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у старших школьников наблюдается и обратное: выбор профессии способствует формированию учебных интересов, старшие школьники начинают интересоваться теми предметами, которые им нужны в связи с выбранной профессий. Выбор профессии способствует изменению отношения к учебной деятельности.
Старший школьный, возраст — начальная стадия физической зрелости, и одновременно стадия завершения полового развития.
1.28. Раскройте специфику социальной ситуации развития, ведущей деятельности и основных возрастных новообразований, характерных для детей подросткового возраста. Обоснуйте психологические и поведенческие особенности ребенка подростка с точки зрения происходящих в этот период физиологических изменений организма.
Ответ: Подросток, отчуждаясь от родителей и одновременно любя их по-прежнему учиться учитывать очень разные планы человеческих чувств и поступков. Он учиться заново — теперь уже на уровне возрастной отчужденности — строить новые отношения со своей семьей. Подросток, не игнорируя ученье, придает особое значение общению. В общении со сверстниками он расширяет границы своих знаний, развивается в умственном отношении, делясь своими знаниями и демонстрируя освоенные способы умственной деятельности. Общаясь со сверстниками, подросток постигает разные формы взаимодействий человека с человеком, учится рефлексии на возможные результаты своего и чужого поступка, высказывания, эмоционального проявления. В подростка появляются комплексы, связанные с внешним видом. Д.Б. Эльконин считал, что ведущей деятельностью детей этого возраста становится общение со сверстниками
Независимо от возрастного периода развития ребенка социальная ситуация является определяющей и обуславливающей процесс жизни ребенка, в ходе которого у него проявляются новые свойства личности и развиваются психические новообразования, что в свою очередь приводит к перестройке всей структуры сознания ребенка, к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, себе самому. одно новообразование , возникающее в конце переходного периода, Л.И. Божович называла «самоопределением». Самоопределение – центральное новообразование раннего юношеского возраста. Главный признак этого явления – потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.
1.29. Раскройте целевые содержательные отличия основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста.
«От рождения до школы»- В Программе на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.
— Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.
— Ведущий тип деятельности – игра.
— Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.
— Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки
духовно-нравственного и эмоционального воспитания.
— Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).
— Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.
— Ведущие цели Программы:
* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.
* Формирование основ базовой культуры личности.
* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.
* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
— Возрастная категория: от рождения до 7 лет.
— Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.
— Тематический принцип построения образовательного процесса.
«Истоки»- Название Программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как уникального периода, в котором закладываются основы будущего развития личности.
— Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
— Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка.
— В основе Программы концепция психологического возраста (четыре психологических возраста – младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст): каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.
— Задачи психолого-педагогической работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим возрастам, что делает педагогический процесс гибким.
— В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.
— Цель программы «Детства»: обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.
— Девиз программы: «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность.
— В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
— Задачи Программы:
* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;
* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;
* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.
— Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.
— Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.
— Содержание Программы «Детство» центрировано на ребенке, создания ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
— Название Программы «Успех» — отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ – формирование успешных граждан.
Успешность маленьких россиян – это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:
Социально-личностное развитие
Познавательно-речевое развитие
Единство физического развития и воспитания культуры здоровья
Художественно-эстетическое развитие.
— Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе.
— Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.
— Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.
— Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.
— Главный тип деятельности – игра. Это и служит основным критерием выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд.
— Программа построена на основе примерного календаря праздников, что обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности. Праздники могут быть заменены другими значимыми событиями.
1.30. Укажите требования федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения основной образовательной программы обучающимися какой-либо ступени общего образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, начального, общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы должны соответствовать требованиям
Филология. Русский язык. Родной язык:
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
Иностранный язык:
Математика и информатика:
Обществознание и естествознание (Окружающий мир):
Основы духовно-нравственной культуры народов России:
Искусство. Изобразительное искусство:
Музыка.
Технология. Физическая культура:
Предметом итоговой оценкиосвоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования должно быть достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, необходимых для продолжения образования.
cyberpedia.su