Особенности умственного развития дошкольников – —

Содержание

Умственное развитие детей дошкольного возраста

В жизни ребенка чрезвычайно важный этап в развитии является ранний и дошкольный возраст. Особенно быстро дети развиваются до школы, ведь как много ребенок приобретает за первые свои 6-7 лет жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и ими действовать, стоять, ходить и так далее. Десятками навыков и умений он овладевает за это время – пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, кисточкой, карандашами и так далее. Огромным количеством знаний обогащается его память о явлениях природы, о звуках, цветах, о жизни человека в прошлом и настоящем. Знакомится с правилами поведения, узнает пространство и время, число и действие с ним. Все достижения приобретенные детьми до школы невозможно перечислить, ведь студенту за пять лет учебы никакой университет не даст столько знаний, сколько ребенок получает в детском саду, в семье в дошкольном возрасте.

Для развития необходимы условия воспитания, которые учили бы ребенка и хорошему и полезному, оставляли в памяти положительные образы.

Исключительно ценным для детей является игра. Если ребенок не играет, он не может быстро и хорошо развиваться. Дети трех лет и старше во время игры отражают жизнь людей, которые их окружают. Если мы присмотримся к играм детей, то увидим, в их игре взаимоотношения, заботы, переживания взрослых людей, за которыми они наблюдают в жизни.

Все за чем дети наблюдают, они восстанавливают в своей игре, невольно закрепляют черты характера и манеры поведения. Богаче и разнообразнее становятся игры детей 5-7 лет, здесь каждый берет определенный кусок жизни, определенную роль. Во время развертывания игры, много узнают они друг от друга, уточняются их представления. В игре развивается фантазия, мышление, представление о высших человеческих чувствах, разумной воле.

Играя, они выполняют все «по-нарошному», но живут по-настоящему. В этом и состоит развивающее значение творческой игры детей 3-6 лет. Проявляя свою фантазию, они создают удивительную жизнь, которой живут взрослые. В этой жизни много неясного, поэтому она кажется еще интереснее, заманчивее, привлекательнее. Такая игра для детей — творчество, любимый вид деятельности, для них она незаменима и никогда не надоедает.

Игра – путь к детской самостоятельности, к развитию детского творчества, учит жизни в коллективе.

Решающее значение в развитии ребенка играет речь, освоение ее – это важнейшее средство общения детей между собой, познания окружающего мира. За чистотой детской речи, за правильным употреблением слов и построением предложений взрослым необходимо следить.

Кроме того, очень важно следить за развитием рук, то есть проводить занятия по рисованию, наклеиванию, лепке и других. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в разных играх и занятиях, обучающих и творческих. Можно считать, что ребенок с пользой прошел свой дошкольный период детства, если усвоил основные правила поведения, обращения с вещами, общение с взрослыми.

Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

Умственное развитие — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания объективной реальности».

Первая ступень познания — живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания — абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение — являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика — не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и другие потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления — наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности — умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра — практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

В каком же возрасте нужно начинать развивать умственные способности малыша? Об этом, наверняка задумывался каждый родитель, ведь каждый старается спланировать будущее крохи и облегчить ему жизнь.

Данный вопрос подвержен сильной критике. Многие специалисты утверждают, что детям до трех необходимо предоставить свободу, позволить вдоволь наиграться и самому узнать окружающий мир, и лишь после этого – учить его новым навыкам.

У других сложилось мнение, что ребенка необходимо учить в раннем возрасте с помощью различных игр и ненавязчивых упражнений. Остальные считают, что в первые годы жизни малыш должен получить как можно больше новых знаний и навыков.

Маленькие дети каждый раз получают новую информацию во время игр и занятий, при общении с окружающими людьми. В этом возрасте, малыш словно «губка», которая впитывает в себя все новые и новые знания. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития крохи. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней и ненужной информацией, создавать стимулы и мотивации для стремления к знаниям.

Особенности умственного развития на каждом этапе жизни

Интенсивное развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, восприятие и внимание, происходит в раннем возрасте. В этот период обучение ребенка должно быть направлено на формирование общих знаний о предметах, цветах и формах. Малыши учатся определять цвета вещей, узнавать назначение разных предметов, их свойства. Доминирующей функцией является восприятие, которое влияет на дальнейшее развитие остальных познавательных процессов.

В возрасте от 4 до 6 лет дети хотят получить как можно больше новой информации об окружающем мире. Но при этом их мозг быстро утомляется. Зная эту особенность детского организма, вы сможете правильно спланировать занятия для детей. Можно чередовать различные виды деятельности (отдых и игры, тренировки для ума и гимнастика и т.д.). Основную часть времени лучше всего посвятить играм. Благодаря ним кроха сможет веселиться, одновременно развиваться и получать новые знания и навыки. Кроме этого, ребенок сам должен выбирать понравившуюся игру и заниматься по собственному желанию. При этом его тяга к изучению «нового» только возрастет.

Если ваш ребенок не хочет заниматься, то лучше подождать некоторое время и не принуждать его через силу. Малыш может испугаться или перестать заниматься.

Уже к 7-8 годам процесс обучения отделяется от игр и развлечений. Ребенок должен понять всю его важность и необходимость. Развивайте выносливость и упорство чада с помощью физических нагрузок, приобщайте его к работам по дому, учите соблюдать чистоту и порядок. Можно завести домашнего зверька. Тогда ребенок научится проявлять ответственность и заботу. Важно сформировать правильные привычки и научить самому необходимому. Следите за тем, какие телевизионные передачи смотрит ваш малыш. Ведь большая часть современных программ просто не предназначена для детского просмотра. Смотрите только добрые мультики и развивающие передачи для детей.

В любом возрасте малыш нуждается в поддержке. За каждое новое достижение вы должны похвалить его, сказать ласковое слово. Так ребенок станет более уверенным, и каждый раз будет делать новые успехи, чтобы порадовать вас. В случае неудач, не стоит строго ругать детей. Проявите гуманность и помогите крохе разобраться в ошибках.

Как можно больше общайтесь с детьми. Вы можете рассказывать им сказки, забавные истории, стихи или беседовать на интересные для них темы. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на различные предметы и расспросите, что он знает о них. Малыш должен научиться формулировать свои мысли, развивать память и речь.

infourok.ru

1. Особенности умственного развития у детей дошкольного возраста. Умственное развитие дошкольников

Похожие главы из других работ:

Влияние дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе

1.1 Особенности формирования умственного развития детей подготовительной к школе группе

Область познания ребенка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни…

Влияние игрушек на психическое развитие ребенка дошкольного возраста

1. Психологические особенности развития детей дошкольного возраста

Воспитание чувства ритма у дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

1.1 Особенности музыкального развития детей дошкольного возраста

Музыкальное искусство влияет на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать…

Дидактическая игра как средство развития внимания детей старшего дошкольного возраста

1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Ребенок-дошкольник отличается динамичным развитием. На протяжении дошкольного возраста происходят существенные изменения в различных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности (игра, конструирование, рисование)…

Изучение особенностей формирования словаря детей среднего дошкольного возраста

1.2 Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст- период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания…

Использование речевых стратегий в формировании толерантных отношений детей дошкольного возраста и взрослых

1. Особенности психофизического развития детей дошкольного возраста

Специалист в области раннего языкового развития Н.А. Горлова называет следующие особенности современных детей дошкольного возраста: преобладание системно-смыслового сознания над системно-структурным; повышение тонуса организма…

Исследование умственного развития детей подготовительной группы в процессе дидактических игр

1.1 Особенности формирования умственного развития детей к школе (подготовительная группа)

Область знания ребенка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что проистекает дома или в детском саду, и охватывает более просторный круг явлений природы и общественной жизни…

Механизмы нарушений звукопроизношения у детей с дизартрией

1.1 Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни…

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте

1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Психическое развитие ребёнка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динамику развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и д.р.)…

Проблема использования игровых приемов в обучении иностранному языку на раннем этапе в средней общеобразовательной школе

1.2 Особенности развития детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет)

В данном параграфе следует подробно изучить материал, освещающий переход детей от раннего детства к дошкольному возрасту и выявить общие условия развития ребенка-дошкольника, поскольку игровая деятельность в дошкольном возрасте является…

Развитие представлений о массе предметов у детей дошкольного возраста

1. Значение ознакомления с массой предметов для сенсорного, умственного и математического развития детей дошкольного возраста

Формирование понятия «масса» опирается на развитие «барического чувства» (греч. baros — тяжесть, barys — тяжелый). «Барическое чувство» возникает в результате давления предмета на поверхность тела человека. Не случайно, определяя тяжесть предмета…

Развитие словаря детей дошкольного возраста

1.1 Особенности развития словаря детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей полностью оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление (его иногда называют теоретическим)…

Физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей

1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

Необходимость радикальной инновации физической культуры и ее раздела — физического воспитания — акцентируется в подготовленной инициативной группой авторов под руководством М.Я. Виленского и П.А…

Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста через занятия

1.2 Особенности развития общения у детей дошкольного возраста

Важное место в исследовании дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника…

Эмпирическое исследование развития памяти у старших дошкольников средствами игровой деятельности

1.2 Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста и условия ее развития

ped.bobrodobro.ru

6. Умственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста.

Необходимость, значение и задачи умственного воспитания

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий. В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности. Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.

Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Чтобы правильно организовать умственное воспитание дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания. Советская психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач умственного воспитания: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, — с другой.

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания. Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности. Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Особенно велика роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

В «Программе воспитания в детском саду» определены следующие задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование правильных представлений о простейших влениях окружающей жизни; развитие познавательных психических процессов: ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления, речи; развитие любознательности и умственных способностей; развитие интеллектуальных умений и навыков, формирование простейших способов умственной деятельности.

Рассмотрим каждую из этих задач.

Ребенок в дошкольные годы каждый день сталкивается с новыми для него предметами и явлениями. Л. Н. Толстой писал о дошкольном возрасте: «Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

Однако накопление знаний и представлений без соответствующего руководства идет бессистемно: они могут быть поверхностны, нередко ошибочны. Ребенок думает, что «облако — это вата», а «звезды — электрические лампочки». Наблюдая окружающую жизнь, он самостоятельно пытается делать выводы. В книге К. И. Чуковского «От двух до пяти» приведено немало детских высказываний, свидетельствующих о пытливости ума ребенка.

Задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, уточнении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления об окружающих предметах, их назначении, некоторых качествах (цвет, величина, форма) и свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.), о материалах, из которых они сделаны. Он приобретает также знания о некоторых природных явлениях, их взаимосвязях и закономерностях (характерных признаках времен года и взаимосвязи между этими признаками, типичных особенностях некоторых животных и связи их с образом жизни этих животных и т. п.). В процессе наблюдений за явлениями неживой природы, развитием растений, насекомых, животных воспитатель формирует у детей зачатки материалистических представлений о мире.

Дошкольников знакомят с доступными им общественными явлениями и событиями: трудом советских людей, с общенародными праздниками; с Москвой — столицей Советского государства, с некоторыми народами, живущими в нашей стране. Детей знакомят с жизнью и деятельностью В. И. Ленина и его соратников. Ознакомление с общественными явлениями и событиями способствует воспитанию у детей интереса к общественной жизни страны, формированию чувства любви к Родине и основ интернационализма.

Важной задачей умственного воспитания является развитие познавательных психических процессов — ощущений, восприятия, памяти, воображения, мышления, а также развитие речи.

Познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающей действительности. Поэтому в детском саду большое внимание уделяется сенсорному воспитанию.

Особая роль в дошкольном возрасте принадлежит развитию речи. Человек пользуется родным языком для выражения своих мыслей и понимания высказанного другими. Овладение речью дает ребенку возможность получать знания о действительности опосредованно (через рассказ, художественное произведение, объяснение воспитателя и т. п.), а не только путем непосредственного восприятия предметов или явлений. В детском саду решаются такие задачи речевого развития, как обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи.

В дошкольном возрасте у детей формируется способность сознательного запоминания, увеличивается объем памяти; задача состоит в том, чтобы упражнять произвольную память, обогащать ее полезными знаниями.

Большое внимание уделяется развитию воображения; оно необходимо для всякой творческой деятельности. В первые дошкольные годы — это воссоздающее воображение, на основе которого с накоплением жизненного опыта и развитием мышления формируется творческое воображение. Для младшего дошкольника характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. На этой основе развивается словесно-логическое, понятийное мышление. Воспитатель формирует у детей аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, которая дает возможность глубже понимать явления, выделять существенные и несущественные их стороны.

Любознательность — качество, присущее ребенку. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы.

Воспитатель поддерживает любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания — развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы.

Перед детским садом стоит задача развивать умственные способности ребенка. Способностями в психологии принято называть такие свойства личности, которые создают предпосылки к успешному овладению той или иной деятельностью. Способности проявляются и развиваются в процессе соответствующей тельности. Умственные способности человека могут характеризоваться такими качествами ума, как сообразительность (быстрота умственной реакции), критичность (способность объективно оценивать факты, явления, результаты труда и анализировать их, замечать ошибки и т. д.), пытливость (способность к настойчивому поиску решения умственной задачи, использование различных способов для отыскания правильного ответа), вдумчивость.

Воспитатель таким образом организует умственную деятельность детей, чтобы способствовать развитию этих качеств. Для развития сообразительности он проводит игры, где надо быстро дать ответ («Назови следующее число», «Скажи наоборот», «Летает — не летает» и др.), в быстром темпе решать несложные задачи; для развития критичности ума привлекает детей к анализу детских работ, ответов; для развития пытливости организует элементарную исследовательскую деятельность, предлагает задачи-головоломки.

Одной из задач умственного воспитания дошкольников является развитие интеллектуальных умений и навыков, т. е. формирование простейших способов умственной деятельности: обследование предметов, выделение в них существенных и несущественных признаков, сравнение с другими предметами и т. д. Эти умения и навыки являются составными элементами познавательной деятельности, они помогают ребенку успешно овладевать знаниями.

studfile.net

Статья по окружающему миру (средняя группа) на тему: «Умственное развитие в дошкольном возрасте. Интеллектуальное развитие дошкольника».

Умственное развитие  в дошкольном возрасте.                     Интеллектуальное развитие  дошкольника.

   Задачи умственного воспитания понимают порой упрощенно, стараясь «вложить» в дошкольника как можно больше знаний об окружающем. Но дело не в «многознании». Гораздо важнее выработать у ребенка общие способы познавательной деятельности — умение анализировать, сравнивать, обобщать, а также позаботиться о том, чтобы у него сложилась потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

        В режиме дня малыша нет особой графы «умственное воспитание». Оно осуществляется и тогда, когда ребенок играет, и тогда, когда он занят посильным трудом, и тогда, когда он с нашей помощью знакомится с новыми предметами и явлениями действительности.

            Всестороннее развитие личности ребенка  в детском саду обеспечивается специально организованным воспитательно-образовательным процессом, в ходе которого осуществляется нравственное, умственное, эстетическое,  и физическое воспитание. При этом умственное воспитание ребенка выступает не только как овладение им знаниями и способами мыслительной деятельности, но и как формирование определенных качеств личности. А. Н. Леонтьев по этому поводу пишет: «Умственное развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатства интересов ребенка, его чувств и всех других черт, образующих его духовный облик».

Умственное развитие происходит как в повседневной жизни, игры со сверстниками, так и в процессе систематического обучения на занятиях в детском саду. Важнейшую роль в этом играет систематически  осуществляемый  на занятиях процесс умственного воспитания.

Введение  в детском саду систематического обучения на занятиях  явилось важным этапом развития  дошкольного воспитания в нашей стране. Занятие является основной формой  организации процесса обучения в саду. На занятиях создаются благоприятные условия для усвоения детьми достаточно сложных заданий, умений и навыков, для формирования различных способностей детей.

Ключ к умственному развитию

         Ребенок растет. Он вступает во все более сложные взаимоотношения с окружающими людьми; у него складываются новые потребности; новые свойства  вещей, которых ранее ребенок не замечал, теперь выступают для него на первый план.

          Новое знание ребенка о мире может возникнуть лишь на основе новых форм мыслительной деятельности.

         Ведущее значение в развитии мышления ребенка имеет его практическая деятельность.  Одна из особенностей наглядно-действенного мышления, возникающего в раннем детстве, — неразрывная его связь с практическим действием.   Процесс мышления как бы вплетен в практическую деятельность, протекает во взаимодействии с ней. Наглядно-действенное мышление — исходный пункт интеллектуального развития.

В дошкольном детстве получает развитие и преобладает новая, более сложная форма мышления — наглядно-образное. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует лишь образами. Из года в год усложняются задачи воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях, совершенствуется содержание и методы обучения детей на занятиях. На современном этапе задачи умственного воспитания заключаются в формировании всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к выполнению всех видов детской деятельности, в формировании разнообразных способностей дошкольника.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребенка. Дошкольное детство является оптимальным периодом  в умственном развитии человека. Результаты психологических и педагогических исследований  последних лет показывают, что возможности умственного развития  детей дошкольного возраста значительно выше, чем это предполагалось раньше.

Дети могут успешно познавать не только внешние  наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Достаточно легко формируются представления об основных условиях роста и развития растений.

Обучая детей обобщенным способам обследования предметов с применением специально разработанных систем сенсорных эталонов, можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия.  В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают их пространственное отношение, пропорции.

           Способность к мышлению в образах вначале выступает как оперирование представлениями о конкретных предметах и их свойствах. Но и в таком виде образное мышление дает возможность ребенку выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Мышление теряет свою неразрывную связь с практическими действиями и непосредственным восприятием ситуации.

          Важно подчеркнуть, что способность к оперированию представлениями не просто непосредственный результат того, что ребенок усваивает знания и умения. Здесь, как в некоей точке, сходятся разные линии психического развития — овладение предметными действиями, речью, усложнение игры, подражание…

         Много значат для развития наглядно-образного мышления конструирование, изобразительная деятельность, труд в природе. Именно здесь у детей складывается способность представлять себе будущий результат своих действий (постройку, рисунок какого-либо предмета и т. д.). Отсюда и возможность планировать свои действия, начиная с замысла и кончая осуществлением его.

В простейших формах образное мышление появляется уже в раннем детстве. Но именно в простейших — к началу дошкольного детства ребенок способен решить в уме лишь те задачи, в которых действие (оно может выполняться рукой или орудием) прямо направлено на то, чтобы получить практический результат — переместить предмет, использовать его, изменить. Внутренние материальные  действия обуславливают разнообразные и достаточно  сложные мыслительные процессы анализа и сопоставления различных состояний преобразуемого объекта, а так же  актуализация знаний детей, на основе которых, происходит осмысление получаемой информации. Новое материальное действие может быть достаточно простым, а те психологические прцессы, которые оно вызывает к жизни, их взаимодействие и результаты взаимодействия могут быть достаточно сложными и оказывать существенное влияние на умственное развитие детей.

Особое значение  в процессе ознакомления детей с природными объектами,  а  так же наблюдением за изменением и развитием явлений живой и неживой природы.  Природные изменения явлений протекают медленно и захватывают большие отрезки времени.

 Здесь важна системность наблюдений в течение длительного времени. Эта работа проводится вне занятий – на прогулках, экскурсиях.

В ходе наблюдений дети обращают  внимание не только на особенности природы, характерные для данного периода.

Длительные систематические наблюдения проводятся  при ознакомлении детей с общественными явлениями. Например, с детьми наблюдали все этапы строительства нового дома: рытье котлована,  закладку фундамента, возведение стен и т.д.

Существенное внимание нужно уделять организации практической деятельности детей с различными природными объектами.  В процессе ознакомления дошкольников с природой у них возникает много новых вопросов. В ходе разъяснений  что-то для детей становится понятным.

           Чем шире у ребенка  горизонты не совсем ясных знаний, тем более многообразен и богат процесс их превращения в ясные , отчетливые знания. В этом заключается своеобразный  парадокс умственного развития детей.

Знания – это продукт определенных познавательных действий ребенка. При формировании новых знаний детей необходима и организация новых познавательных действий детей. В обучении имеет место познавательная и, связанная с ней практическая деятельность детей, имеющая образовательное  и воспитательное  значение. Суть метода обучения заключается не только в том, как доносит до  детей новые знания педагог, но и в том, какова деятельность самих детей – носит ли она познавательный характер или действия ребенка практические.

Решающее значение  в усвоении знаний детьми имеет и деятельность самого ребенка, ее знаний, характер, хотя она и организуется взрослыми.

Ю.К.Бабанский определил три основные группы методов обучения:

1. стимулирование и мотивация учебно-познавательной деятельности детей;

2.организация и осуществление учебно-познавательных действий;

3.контроль и самоконтроль эффективности  учебно-познавательной  деятельности.        Данные группы методов имеют различные конкретные формы проявления в зависимости от возрастной специфики обучаемых детей.

В дошкольном возрасте  основными мотивами обучения  является познавательный интерес. Именно наличие у ребенка познавательного интереса к обучению  повышает  

эффективность  процесса обучения и вместе с тем насыщает его положительными эмоциями.

        Особую роль в процессе обучения дошкольников преобладают методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности детей, среди которых,  ведущее место занимают методы, направленные на формирование интереса к обучению. Сам же интерес обучению  в значительной мере зависит  от широты и устойчивости интересов ребенка к окружающим его предметам и явлениям, от умения творчески, со своих детских позиций осмысливать новые факты и события. Формирование интереса  к обучению – это важнейший момент подготовки детей к обучению в школе.

Следующая группа методов предусматривает организацию и осуществление учебно-познавательных действий. Эта группа методов подразделяется еще на три подгруппы:

  • Методы организации и чувственного восприятия учебных объектов, соответствующие наглядным методам.
  • Методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей, соответствующие словесным методам. Мышление  детей дошкольного возраста развивается с помощью специально разработанных великими психологами и педагогами схем и моделей, которые в наглядной, доступной для ребенка форме, воспроизводят скрытые свойства, того или иного объекта. Использование этого метода создает для детей возможность получить доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам вещей. При овладении способами использования моделей, перед детьми раскрывается  область особых отношений – отношений  моделей и оригинала и , соответственно формируются два тесно связанных между собой отражения – план реальных объектов и план моделей, воспроизводящих эти объекты.
  • Методы организации  и управления практической деятельностью детей с целью формирования  у них новых знаний, навыков, умений.

Третья группа методов  обучения детей – методы организации контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности детей.

В процессе обучения все выше названные методы применяются в тесной взаимосвязи, что позволяет успешно решать задачи всестороннего развития детей.

Дошкольный возраст – это возраст интенсивного развития творческих способностей детей, период неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии, разнообразие игровых замыслов.

Основные формы и методы обучения должны быть подчинены решению такой задачи, как формирование у дошкольников общего творческого отношения  к окружающему миру. Особое значение при этом приобретают поиски новых эффективных

методов, положительно влияющих  на развитие умственной активности и самостоятельности дошкольников.

Для достижения новых целей, поставленных самим ребенком, требуются в ряде случаев, новые способы преобразования объекта. Их поиск идет путем  опробирования старых способов, их комбинирования, перестройки, поэтому пробы и ошибки – обязательный и важный компонент детского экспериментирования. Необходимость построения новых способов действия  ведет к развертыванию поисковой деятельности, и в этом процессе у детей формируются обобщенные умения опробовать новые объекты с целью обнаружения их скрытых сторон.

В ходе развития поисковой деятельности преодолевается боязнь ошибочности действий, что является важным моментом в развитии детского мышления. Важно чтобы ребенок умел использовать  результаты ошибочных действий, умел извлечь из них нужную информацию.

Часто мы, воспитатели, наблюдаем именно проявления скованности детского мышления, стремление мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. И это результат определенного способа воспитания  и в семье, и в детском саду.

         Но вот перед ребенком  встают задачи нового типа. Результат действия в них можно назвать косвенным, а не прямым. Чтобы достичь этого результата, надо учесть связь между двумя (как минимум) явлениями, происходящими последовательно или одновременно.

         Пример: малыш хочет, чтобы мяч отскочил к нему от стенки. Прямой результат действия — мяч ударяется о стенку; возвращение мяча — результат уже косвенный.

Задачи, где необходимо учитывать косвенный результат, возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании (от величины основания постройки зависит ее устойчивость), во многих других случаях.

          Трехлетние дети пытаются справиться с такими задачами с помощью приемов наглядно-действенного мышления. Как вы помните, здесь не обойтись без внешних ориентировочных действий.  Решение, которое найдено с помощью проб, ребенок может, конечно, запомнить. Но измените форму рычага — пробы начнутся заново.

          В среднем дошкольном возрасте можно наблюдать переход к решению таких задач в уме. После того как ребенка познакомят с несколькими вариантами задачи, он станет решать новый вариант в уме, не прибегая к внешним действиям, к пробам.

           Когда малыши решают задачи с косвенным результатом, у них складывается новая, более высокая форма наглядно- образного мышления, которую можно назвать наглядно-схематической. Здесь сохраняются не отдельные предметы и их свойства, а связи и отношения между предметами и свойствами. Одно из свидетельств этого — схематизм детского рисунка, в котором часто передается главным образом связь основных частей, а индивидуальные приметы изображаемого совсем отсутствуют.  

        Такие рисунки характерны для детей, которых рисовать не учат. (Если же такое обучение происходит, то очень скоро малыш начинает понимать, что важно передать именно внешний облик предмета.)

         Другое проявление схематизма мышления детей — то, что они легко и быстро понимают схематические изображения и с успехом пользуются ими.

           Овладев наглядно-схематической формой мышления, дети получают возможность усваивать обобщенные знания. Они могут успешно познавать не только внешние, наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние, существенные связи и

отношения. В дошкольном детстве складываются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения.

Например, у детей старшего дошкольного возраста можно сформировать понимание связи между внешним строением животных и условиями их существования. Если приходится знакомиться с новым животным, то дети по внешнему его виду, по характерным признакам могут заключить, где оно живет, как добывает пищу.

        Переход к построению схематизированных образов не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников. Важно еще, что представления ребенка приобретают гибкость, подвижность.

           В частности, он учится представлять себе предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение.

         Темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты, допущенные в умственном воспитании в период дошкольного детства, трудно  выполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие ребенка.

        Руководя умственным воспитанием ребенка,  надо постоянно сообразовываться с его возрастными особенностями. У  дошкольников познание существенных связей и зависимостей различных областей действительности происходит главным образом на основе наглядно-образного, а не понятийного мышления. Поэтому следует как можно полнее использовать возможности таких форм мышления, как наглядно-действенное и наглядно-образное, и не форсировать искусственно развитие понятийных форм мышления. Переход к этим формам будет тем успешнее, чем лучше развиты элементарные формы мышления ребенка.

             Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:

  • ребенок решает мыслительные задачи в представлении — мышление становится внеситуативным;  освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
  • детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
  • появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
  • ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
  • возникают попытки объяснить явления и процессы;
  • экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
  • складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

«Активная жизнь детской мысли — это самая главная предпосылка и сознательного отношения к обучению, и твердых, глубоких знаний, и тонких интеллектуальных взаимоотношений в коллективе».

                                                                                                          В. А. Сухомлинский

nsportal.ru

7.Особенности умственной деятельности детей дошкольного возраста.

На основе сформировавшегося понимания речи взрослых, становления основных познавательных процессов ребенок третьего года жизни уже способен к планомерному, а следовательно, и к программному ознакомлению с окружающим, усвоению определенного круга знаний, навыков и умений. Это позволяет выдвинуть более сложные задачи умственного воспитания, расширить его содержание.

Основными задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

1) формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни как основы воспитания правильного отношения к ней;

2) развитие элементарных навыков и умений умственной деятельности, познавательных процессов и способностей, развитие речи детей;

3) формирование первых познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

Все эти задачи взаимосвязаны. Специфика их определяется возрастными возможностями ребенка дошкольного возраста. Решение каждой задачи связано с определенным содержанием умственного воспитания.

В годы дошкольного детства ребенок овладевает основными умениями и навыками различных видов продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, трудовая деятельность), игры и учения. Растет и практическая самостоятельность ребенка. Расширяется общение — его формы и содержание. Взрослые предъявляют все усложняющиеся требования к поведению ребенка, требуют усвоения определенных правил и норм поведения. Все это определяет круг тех знаний, которыми должен овладеть ребенок.

Как и в раннем детстве, в содержание знаний детей об окружающем входят знания о предметах, об их свойствах и качествах, о способах использования, а затем и изготовления. Круг этих предметов связан прежде всего с деятельностью ребенка, с теми новыми видами ее, которые формируются в дошкольном детстве: игрой, изобразительной деятельностью, конструированием, трудом и учением. Знание предметов и их свойств является одним из условий развития продуктивных видов деятельности ребенка.

Развитие игры и общения, формирование поведения и отношения ребенка к окружающему связано с усвоением знаний об общественной жизни, труде и деятельности взрослых, о предметах и явлениях природы.

В содержание умственного воспитания входит знание элементарных правил и норм поведения (правила использования предметов и вещей, правила, регулирующие отношения ребенка со взрослыми и сверстниками).

Трудовое воспитание детей, формирование элементарных основ материалистического отношения к природе требуют сообщения детям знаний о предметах и явлениях неживой природы, их свойствах (свойствах песка, глины, воды, почвы). Знания свойств растений, условий их произрастания совершенствуют труд детей в природе, понимание ими значения труда взрослых. Формирование знаний, их содержание должно обеспечить и развитие познавательного отношения ребенка к окружающему. На основе все увеличивающегося запаса знаний у ребенка формируется потребность проникнуть в сущность явлений, увидеть, узнать причины, связи. Знания о сезонных изменениях в природе, о приспособлении животных и растений к условиям жизни связаны с этой потребностью ребенка. Знакомя детей с явлениями общественной жизни, взрослые начинают раскрывать мотивы поступков и действий людей. Дальнейшее формирование познавательной деятельности как особой специфической, отличной от продуктивной деятельности, также связано с определенной системой знаний. Это прежде всего знания о количественных и пространственных отношениях предметов окружающего мира. Несомненно, эти знания имеют и практическую значимость — повышают ориентировку ребенка в окружающем, совершенствуют его деятельность.

Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.

Основной особенностью умственной деятельности детей дошкольного возраста является ведущая роль в ней сенсорных процессов. На основе ощущений и восприятий идет формирование содержания знаний — представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер. Основные формы мышления, функционирующие в дошкольном возрасте,— это наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. К концу дошкольного возраста все большее место и все большую роль начинает играть словесно-логическое мышление.

Вторая особенность умственной деятельности дошкольника — все возрастающая произвольность познавательных процессов: развитие произвольного воспроизведения в деятельности памяти, целенаправленного восприятия с перерастанием его в деятельность наблюдения. Развиваются произвольные формы внимания.

Третья особенность — постепенное изменение мотивов умственной деятельности. В младшем дошкольном возрасте основные мотивы умственной деятельности связаны с игровыми интересами ребенка, с результатами продуктивной деятельности (узнать, рассмотреть, чтобы нарисовать, и т. д.). Постепенно к старшему дошкольному возрасту начинают формироваться познавательные интересы как мотивы умственной деятельности. Исходя из этого, задача формирования навыков и умений умственной деятельности, развития умственных способностей может быть конкретизирована в следующих направлениях:

1. Формирование у детей чувственных способов познания как основы последующего развития умственной деятельности — формирование обобщенных способов сенсорного обследования предметов и развитие на этой основе тонкости ощущений и точности восприятия как умственной способности.

2. Формирование системы основных умственных действий (анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д.). Развитие познавательных процессов — ощущений, целенаправленности и полноты восприятия, постепенное углубление анализа, нарастание широты обобщения и т. д.

3. Развитие речи как одного из основных компонентов умственной деятельности ребенка.

4. Формирование общего метода умственной деятельности, ее упорядоченности. Формирование элементарной самостоятельности умственной деятельности.

Краткий анализ становления умственной деятельности ребенка в раннем возрасте свидетельствует о том, что чувственные способы познания генетически развиваются и осваиваются ребенком раньше, чем логические, более абстрактные способы. В дошкольном возрасте продолжается совершенствование чувственных, наглядных способов познания: восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Внутри этих форм осуществляется развитие основных умственных действий: анализа, сравнения, обобщения, классификации и т. д. Эти умственные операции протекают на сенсорном уровне — в процессе анализа в предметах выделяются сенсорные свойства и качества: цвет, форма, величина, характер поверхности, материал, пространственное положение предмета и т. д. В ходе этих операций дети осваивают основные эталоны характеристики предметов. Сравнение, обобщение и классификация окружающих предметов осуществляются по этим же признакам. Основное содержание знаний, формирующихся на основе этих способов познания,— представления.

По мере расширения круга представлений возникает потребность в дальнейшем обобщении знаний. Развивающиеся деятельности (трудовая, конструктивная, изобразительная и др.) требуют и приводят к выделению в окружающих предметах и явлениях более существенных и значимых сторон. Происходит дальнейшее развитие абстрагирования. Сравнение, обобщение, классификация становятся возможными на основе более существенных, не всегда чувственно воспринимаемых признаков.

Решающее влияние на перестройку способов познания оказывает развивающаяся речь ребенка.

studfile.net

1.2 Особенности умственного развития дошкольника. Исследование умственного развития дошкольников как основания формирования социального статуса и дружеских взимоотношений между детьми

Похожие главы из других работ:

Влияние дидактических игр на умственное развитие детей подготовительной к школе группе

1.1 Особенности формирования умственного развития детей подготовительной к школе группе

Область познания ребенка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что происходит дома или в детском саду, и охватывает более широкий круг явлений природы и общественной жизни…

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

2.2 Особенности психического развития дошкольника при нарушении СДФ

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

1.1. Особенности умственного воспитания младшего школьника

Умственное воспитание — педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллекту-альной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения…

Дидактическая игра как важное средство воспитания умственной активности учащихся

1.2. Дидактическая игра как средство умственного развития.

Дидактическая игра является игровой формой обуче-ния, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой…

Дидактическая игра как средство умственного развития

1.2 Дидактическая игра как средство умственного развития дошкольников

«Концепция дошкольного воспитания» (авторы ВВ Давыдов, ВА Петровский и др…

Дислексия, дисграфия и их профилактика в раннем возрасте

Основные задачи диагностики и оценка умственного развития

Проблемы дислексии и дисграфии требуют большого внимания, поэтому, чтобы предотвратить нарушения чтения и письма, необходима профилактика данных заболеваний уже в раннем возрасте…

Использование метода моделирования при систематизации знаний старших дошкольников об окружающем мире

1.2. Особенности умственного развития старших дошкольников как условие для применения метода моделирования

Для последовательного и эффективного применения метода моделирования необходимо прежде всего учитывать особенности умственного развития детей определенного возраста. Так…

Исследование умственного развития детей подготовительной группы в процессе дидактических игр

1.1 Особенности формирования умственного развития детей к школе (подготовительная группа)

Область знания ребенка-дошкольника значительно расширяется. Оно выходит за пределы того, что проистекает дома или в детском саду, и охватывает более просторный круг явлений природы и общественной жизни…

Организация образовательной деятельности

7. Особенности организации умственного труда с использованием компьютера

Важным средством интенсификации и улучшения учебной работы может выступать компьютеризация обучения. По мнению ряда психологов, компьютер является таким средством и орудием человеческой деятельности…

Основы умственного развития младших школьников

1.2 Особенности умственного развития младших школьников

В настоящее время уделяется большое внимание подготовке молодого поколения к творческой деятельности во всех сферах жизни общества. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных…

Особенности воспитательной работы в специальном (коррекционном) учреждении

2.1 Особенности умственного воспитания детей с недостатками слуха

Исследования советских психологов (И.М. Соловьев, Т.В. Розанова, Ж.И. Шиф) и сурдопедагогов (А.И. Дьячков, Р.М. Боскис, С.А. Зыков) позволяют сделать вывод о возможности умственного развития неслышащнх в ходе специального обучения…

Особенности организации коррекционной работы в классах компенсирующего обучения детей с замедленным психическим развитием

2.2 Взаимосвязь темпа умственного развития и обучаемости ребенка

Под обучаемостью мы понимаем систему интеллектуальных свойств личности, формирующихся качеств ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности (при прочих равных условиях: наличие исходного минимума знаний…

Особенности подготовки к школе детей с нарушениями интеллекта

1. Характеристика детей с нарушениями умственного развития

Умственное развитие дошкольников

1. Особенности умственного развития у детей дошкольного возраста

Методологической основой выявления сущности образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д., Поддъякова Н.Н…

Физическое воспитание детей от рождения до 7 лет

2.2 Особенности развития ребенка-дошкольника

У ребенка с 3 до 7 лет жизни под воздействием обучения условные связи закрепляются и совершенствуются. Повышается физическая подготовленность, совершенствуются психофизические качества. Таким образом…

ped.bobrodobro.ru

Особенности умственного развития детей

Особенности умственного развития детей очень индивидуальны, ведь не существует двух одинаковых малышей. И, тем не менее, они напрямую зависят от возраста ребенка.

Как правильно развивать ребенка

Чтобы развитие малыша было всесторонним и правильным, нужно с ним играть. Но, играть полезно. Например, читать. Яркие и увлекательные, доступные детскому пониманию книжки сегодня в изобилии в магазинах. Выберите ту, что подходит по возрасту, и читайте малышу. Ему будет гораздо интересней, если вместе с ним будут «слушать» и любимые игрушки. Пусть такое станет своего рода игрой.

Умственное развитие детей дошкольного возраста происходит, прежде всего, через мышление.

Оно, в свою очередь, самым непосредственным образом зависит от воображения. И мало что может так же эффективно помочь его развивать, как рисование. К тому же, дети в подавляющем большинстве, обожают такое занятие. Поиграйте с малышом: рисуйте вместе. Можно, как пытаться изобразить увиденное, так и пофантазировать. Не ограничивайте малыша,  пусть в ход идут даже пальцы рук, лишь бы картина в итоге получилась такой, как хотел ребенок.

В дошкольном возрасте дети учатся не воспринимать окружающий мир, как кучу разрозненных предметов, а обобщать все, складывая в некую единую картину. Логическое мышление развивается на основе воображения. А потому и сюжеты рисунков будут состоять из многих компонентов, например, домика и окружающих его деревьев, собачек с кошечками и, конечно, вас с ним.

Не менее полезно также будет занять ребенка лепкой из глины или пластилина. Когда малыш подрастет, покажите ему, как складывать пазлы.

Это развивает не только мелкую моторику рук, но и логическое мышление.

Нельзя самостоятельно делать выводы о том, соответствует ли развитие ребенка его возрасту. Это под силу только детскому психологу после беседы, а возможно и тестирования малыша.

Продукты для полноценного умственного развития ребенка

Особенности умственного развития детей самым прямым и непосредственным образом зависят от того, поступает ли в его организм достаточное количество витаминов и минералов. О необходимости сбалансированного рациона малыша хорошо известно всем родителям. Следите, чтобы ребенок ел именно полезную пищу, а еще, чтобы продукты его питания были достаточно разнообразными.

Чтобы ваш малыш эмоционально и психически хорошо развивался, давайте ему следующие продукты:

Источники простого сахара, то есть, сахарозы, как авокадо, абрикосы, яблоки и цитрусовые. Последние часто становятся причиной аллергии, так что при появлении соответствующей реакции организма ребенка, исключите их.

  • Белки, как мясо птицы, рыба, красное мясо, яйца и морепродукты.
  • Источниками насыщенных жиров станут соевое и кукурузное масла, молокопродукты и особенно твердый сыр, а еще йогурты и какао.
  • Клетчатку организм получает из орехов, семечек и зеленых листовых овощей, а еще из моркови.

Подавляющее большинство малышей хотят кушать не то, что полезно, а то, что вкусно. Проявите фантазию и приготовьте блюда для трапезы ребенка так, чтобы они заинтересовали его. Дошкольники многое воспринимают в игровом виде. Так что можно превратить полезную пищу в элемент некой игры, для победы в которой порцию понадобится съесть.

storymil.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *