Духовно нравственное развитие личности это – Духовно-нравственное воспитание и развитие личности

Духовно-нравственное воспитание и развитие личности

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Воспитание — великое дело: им решается участь человека.

Виссарион Григорьевич Белинский

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определенный характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:

— усилия общества и государства направлены сегодня на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;

— общее образование, выстраивающее партнерские отношения с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения;

— содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Носителями базовых национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно, духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:

— семейной жизни;

— культурно-регионального сообщества;

— культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

— российской гражданской нации;

— мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности – это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьей, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания:

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

В сфере личностного развития воспитание обучающихся должно обеспечить:

— готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

— готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;

— укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

— формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

— развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;

— принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

— готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

— способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

— трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;

— осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать;

— свободолюбие как способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями;

— укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и

воспитание обучающихся должно обеспечить:

— осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;

— готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам;

— развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

— заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;

— осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

— понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

— бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;

— законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок;

— духовную, культурную и социальную преемственность поколений.

В сфере государственных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно содействовать:

— укреплению и совершенствованию демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;

— повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

— повышению эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;

— укреплению национальной безопасности.

Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

— нравственного примера педагога;

— социально-педагогического партнерства;

— индивидуально-личностного развития;

— интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

— социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить

А. Дистервега, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям – ценность Учителя.

Необходимо существенно повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодежи.

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

Развитие социально-педагогического партнерства должно стать приоритетной сферой государственной политики.

Индивидуально-личностное развитие являлось безусловным приоритетом отечественной педагогики 90-х г г. ХХ в. и остается одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нравственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Отечество, т.е. все то, в чем в нравственном отношении утверждает себя человек и развивается его личность.

Знания наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека, ограничивают и деформируют его личностное развитие;

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную. Иными словами необходима интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:

— истории России, российских народов, своей семьи, рода;

— жизненного опыта своих родителей, предков;

— традиционных российских религий;

— произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

— периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;

— фольклора народов России;

— общественно полезной и личностно значимой деятельности;

— учебных дисциплин;- других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью;

Очевидной является необходимость социальной востребованности воспитания. Воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть вострбованным в жизни ребенка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребенка происходит посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно-нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и даже самой благополучной, динамично развивающейся стране они остаются нравственнее, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.

Организация воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум» потребует возвращения в систему образования педагогов, готовых не только учить, но и воспитывать обучающихся.

infourok.ru

Статья по теме: Духовно-нравственное развитие личности

Доклад

«Духовно-нравственное воспитание ,как средство реализации основных направлений ФГОС»

Подготовила: учитель начальных классов Сафонова Н.А.

                                                 

        В.А. Сухомлинский писал:  «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

        В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня  подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания  так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным для сегодняшнего педсовета.

Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Несколько статистических фактов:

— в России рождается 17% детей с психическими отклонениями.

-15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков.

-На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации.

-Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков.

-По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации.

Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.  Сегодня на нашем педагогическом совете наша творческая группа  осветит   вопросы нравственного воспитания школьников как с теоретической, так и с практической точки   зрения, попытаться найти новые приёмы, формы и методы работы по данному направлению воспитательной деятельности, проанализировать, насколько эффективно работают уже используемые нами воспитательные технологии.

                                                                                                                       

Время поставило педагогический коллектив перед необходимостью скорректировать, а в чём-то пересмотреть свои педагогические позиции, внести изменения в содержание и формы работы со школьниками в связи с обострением духовно – нравственной атмосферы в обществе. Мы стараемся сохранить и возродить в нашей школе то хорошее в воспитательной деятельности, что было создано за прошлые годы. Созданные и реализуемые в настоящее время воспитательная система школы, концепция  «Духовно- нравственного  воспитания учащихся начальной школы»  помогают  нам осуществлять намеченные планы.

                                                                                                     

Начнем с понятия «Воспитание».

Воспитание – одна из основных функций общества, это общественное явление, определяющее вид человеческой деятельности, который имеет осмысленный целенаправленный характер.

                                                                                                                               

Вспомним принципы воспитания:

  • Принцип гуманистической направленности
  • Принцип природосообразности
  • Принцип культуросообразности
  • Принцип эффективности социального взаимодействия
  • Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции

Главной целью воспитательной деятельности учащихся является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи,  общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т.д.

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен  знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

      О задачах воспитания мы много слышали и читали.                                

  •   Блок 1: Оказание помощи ребенку в его мировоззренческом гражданском самоопределении
  • Блок 2: Необходимость вооружить растущего человека средствами самоорганизации, уважения человеческого достоинства, самоутверждения личности;
  • Блок 3: Постановка ребенка в ситуацию нравственного выбора, усвоения им нравственных категорий в реальных жизненных обстоятельствах

Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к  размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает?  Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра  основ  духовно-нравственного воспитания. Нужен новый  взгляд на саму сущность этого воспитания.

Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные критерии и принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников с использованием комплекса воспитательных, образовательных, развивающих, психологических, физиологических, социальных мер и факторов.

Нравственное воспитание молодежи — неоспоримая и важнейшая опора всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу непоправимый урон. Интеллектуальное развитие молодежи не представляет сегодня такой проблемы, как ее нравственное становление. Это обуславливается тем, что обучение основам наук в наше время  происходит достаточно четко, планово и в обязательном порядке. Однако нравственное воспитание молодого поколения сильно отстает. А ведь именно нравственность должна стоять впереди и за собой вести интеллект. Таким образом,  целью нравственного воспитания является формирование нравственности, морали, чему соответствуют критерии добра, милосердия, заботы, образованности, порядочности, честности и

      Общечеловеческие ценности  

                                                             

  • Любовь к матери
  • Патриотизм.
  • Любовь к Родине
  • Свобода воли
  • Добро и зло
  • Самовоспитание
  • Добродетель
  • Совесть
  • Надежда                                                                                                                                                                   

Система нравственного воспитания включает в себя:

•  Во-первых, понимание и  учёт в работе всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

•  Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

•  В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей. Все дело в том, что воспитание — это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное — самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Основные источники нравственного опыта

Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу.

На уроках литературы можно показывать взаимосвязь этики и художественного творчества. Сегодня ученики не читают Толстого, не хотят понимать героев Достоевского, отторгают Лескова. Об этом стоит говорить.

Как это происходит на современном уроке , на котором  реализуются новые федеральные государственные образовательные стандарты ?

Духовное воспитание школьника может происходить на любом уроке.   Сильное влияние на нравственное развитие школьников в процессе обучения оказывает личность педагога.

Каждый урок учитель реализует определенные цели, и не только те, что сформулированы в плане.

В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным,  последовательным окажется учитель, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения,  духовной культуры.

                                                                                                                         

Выделяется группа качеств личности педагога, влияющих  на нравственное воспитание:

  • Социальные и общие личностные (идейность, гражданственность, нравственность, педагогическая направленность и эстетическая культура)
  • Профессионально-педагогические
  • Индивидуальные особенности познавательных процессов и их педагогическая направленность (педагогическая наблюдательность, мышление, память и т.д.)
  • Эмоциональная отзывчивость
  • Волевые качества
  • Особенности темперамента
  • Состояние здоровья
  • Творческое мышление
  • Диалоговое общение
  • «Преобразовательные» способности
  • Педагогическая рефлексия
  • Положительные этические качества (добродетели)
  • Высокие ценностные установки (патриотизм, гражданственность, любовь к детям)

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений к своей работе, к учащимся и другим людям, к самому себе. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. И, напротив, если учащиеся были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию подростков наносится существенный урон. Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками.

                                                                                                                                         

Педагога отличают следующие качества: 

  • яркая индивидуальность;
  • любовь к детям;
  • внутренняя сила, целеустремленность;
  • широта и глубина интересов;
  • уверенность  в правильности избранного им пути;
  • творческое отношение к детям, к своему делу;

                                                                                                                                         

Технология развития чувства
«педагогической любви»

  • 1.Постараться понять, что они — дети, потому и ведут себя как обычные дети.
  • 2. Постараться принять ребенка таким, каков он есть на самом деле — с «плюсами» и «минусами.
  • 3. Возможно более полно узнать, почему он стал «таким», и постараться «выработать» в себе понимание, сострадание и сочувствие к ребенку.
  • 4. Найти позитивное в личности ребенка, выразить ему доверие, постараться включить его в общую деятельность (с заранее прогнозируемой позитивной оценкой).
  • 5. Установить личный контакт с помощью средств невербального общения, создавать «ситуации успеха», оказывать ребенку позитивную словесную поддержку.
  • 6. Не упустить момент словесного или эмоционального отклика с его стороны, принять действенное участие в проблемах и трудностях ребенка.
  • 7. Не стесняться проявлять свою любовь к детям, открыто откликаться на проявление ответной любви, закреплять дружеский, сердечный, искренний тон в практике повседневного общения.

Классные руководители проводят различные виды диагностических исследований своих классных коллективов. Среди этих диагностик особым образом выделяется диагностика уровня воспитанности.                                                                                                                                 

Одним из важнейших принципов современной системы воспитания является  опора на инициативу и творчество учащихся. Этот принцип реализуется в форме ученического самоуправления. Самоуправление играет важную роль в формировании нравственных качеств личности учащихся. Если ученик чувствует себя причастным к интересному и полезному делу, а не простым исполнителем чужих замыслов, идеи этого дела быстрее захватывают его, приобретают личностный смысл, становятся убеждениями.

В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей. Критерием их систематизации, разделения по определенным группам были выбраны источники нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания.  Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России. Любовь к своему народу. Любовь к своей «малой Родине». Служение Отечеству.

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная. Доверие к людям. Справедливость. Милосердие. Доброта. Честь. Честность. Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство. Гражданское общество. Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей. Закон и правопорядок. Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность. Здоровье. Достаток. Почитание родителей. Забота о старших и младших. Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание. Истина. Научная картина мира. Экологическое сознание.

7. Искусство и литература включает ценности: Красота. Гармония. Духовный мир человека. Нравственный выбор. Смысл жизни. Эстетическое развитие.

8. Природа — Жизнь. Родная земля. Заповедная природа. Планета Земля.

9. Человечество — Мир во всем мире; Многообразие культур и народов; Прогресс человечества; Международное сотрудничество.

Важно, чтобы школьники получали представление о всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее  многообразии и национальном единстве. А для этого необходимо, чтобы каждая из вышеобозначенных групп базовых ценностей составляла целевую программу воспитания.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. На детских  рисунках  всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава.

   А на  классном  часе обсудите со своими детьми следующую историю:

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги …

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

 Поговорите с детьми  о том, как они , и их родители  строят  свою жизнь.  Какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца!

nsportal.ru

Статья по теме: Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России.

Зикункова Ольга Дмитриена,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ№149

Промышленного района,

г.о.Самара

Ни для кого не является секретом, что в течение длительного времени в нашей стране происходило разрушение традиционных для России духовных, нравственных ценностей и идеалов. Снижение жизненного уровня населения, рост преступности, пропаганда насилия средствами массовой информации и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшим поколениям и государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. В результате значительная часть современной молодежи оказалась малоспособной жизненно самоопределиться в новых жестких современных условиях жизни общества, не отвергая при этом общечеловеческих ценностей.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений». [1] В связи со сложившейся ситуацией в обществе и возникла потребность разработать новые требования к системе образования и закрепить их в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО), утвержденным Министерством образования и науки РФ в октябре 2009г. В рамках стандарта была разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Согласно Концепции четко определены понятия социализации, базовых национальных ценностей и идеалов и т.д. Так, развитие определяется как «процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.», а духовно-нравственное развитие личности – « осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. [1]

Несмотря на такую большую актуальность в наши дни этих понятий, нельзя не отметить, что во все времена педагоги уделяли серьезное внимание этике и морали. Так, Л.Е.Оболенский считал, что учение о морали должно опираться на науку [2]. Он призывал каждого воспитателя критически отнестись к ценностям различного рода, составить иерархическую таблицу нравственных принципов, для того, чтобы выяснить, какие из них соответствуют эпохе и какие являются пережитками прошлого.

В педагогических исследованиях (К.Н.Вентцель, П.П.Блонский, И.А.Сикорский, П.С.Каптерев) рассматривались такие проблемы, как основы и механизмы нравственного воспитания, соотношение религии и нравственности, представление о нравственных ценностях и т.д. Ученые считали, что начинать нравственное воспитание следует как можно раньше, когда в детях появляются первые проблески сознания, налаживается взаимосвязь чувств, воли и ума.

Некоторые исследователи понимают под нравственным развитием сугубо стихийный процесс объективных условий на личность, а нравственное воспитание рассматривают как воздействие субъективного фактора, направленного на формирование морали личности. Однако проведение такого различия между нравственным развитием и нравственным воспитанием неправомерно, так как это однопорядковые понятия, различающиеся по объему и соотносящиеся между собой как часть и целое. Как не может быть нравственного развития без целенаправленной воспитательной работы, так не может быть и плодотворного воспитания без учета воздействия на личность общественных условий, окружающей среды и быта.

Духовно-нравственное развитие личности – это многогранный процесс, который требует целенаправленного воздействия, нравственного соотношения объективного и субъективного факторов в воспитании, постоянного учета (в формах и методах воспитательной работы) тех изменений, которые происходят в жизни.

ФГОС НОО четко определяет нравственные ценности, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе обучения в современной школе:

• ценности семейной жизни;

• ценности культурно-регионального сообщества;

• ценности культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;

• ценности российской гражданской нации;

• ценности мирового сообщества.

ФГОС НОО предлагает взять за основу следующие принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания:

• нравственный пример педагога;

• социально-педагогическое партнёрство;

• индивидуально-личностное развитие;

• интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

• социальная востребованность воспитания.

Остановимся подробнее на способах организации работы в учебном учреждении, с помощью которых можно оптимальным образом прививать нравственные ценности, перечисленные выше.

Успешность внутрисемейного воспитания зависит от сложившихся отношений между членами семьи, ее ценностей, традиций. В.А.Сухомлинский отмечает, что «духовное формирование человека, повторение в человеке себя, совершенствование самого себя в своем сыне и в своей дочери – это благородное гражданское творчество» [3]. В этом гражданском творчестве содержится воспитательная основа семьи. Но, к сожалению, реальность такова, что не все современные родители готовы к такому «творчеству», сегодня мы сталкиваемся с проблемой воспитания ребенка в неполной семье, где родитель после развода озабочен не воспитанием своего ребенка, а устройством личной жизни. В таких случаях школа и, конечно же, учитель должны через внеклассную работу, уроки литературного и внеклассного чтения воспитывать у своих учеников такие качества как любовь, терпимость, уважение к ближнему. «Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения» [1]. 

Следующая ступень нравственного развития личности – это принятие такой ценности, как патриотизм. Это понятие можно понять очень широко: и как любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как гордость за прошлые и настоящие достижения; и как готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа [4]. Достаточно сложно объяснить ребенку, что представляет собою наша большая Родина, страна, на каких принципах функционирует она в мироустройстве, как к ней нужно относиться. Целесообразнее начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребенок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков. Воспитание патриотизма, наряду с интеллектуальным, духовно-нравственным, гражданским, физическим, экологическим, трудовым воспитанием, возможно не только средствами учебных дисциплин, но и средствами инвариантной части базисного учебного плана, в рамках которой участникам образовательного процесса сегодня предоставляется возможность разрабатывать и осуществлять дополнительные программы воспитания и социализации школьников. При реализации этих программ педагог может использовать широкий спектр методов и форм работы с учащимися. Это может быть метод проектов, все чаще используемый учителями на практике. Это и факультативные курсы, осуществляемые в виде уроков-игр, уроков-погружений, уроков исторического воссоздания, уроков-экскурсий. На этих уроках учащиеся работают с основной и дополнительной литературой, оформляют полученные сведения в виде творческих отчетов, рисунков, фотографий, сочинений, рефератов и т.д.

«Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации» [1]. В целях приобщения школьников к духовным ценностям, связанным с такими понятиями, как толерантность, этнокультурные традиции в 2006г. была разработана Концепция национальной образовательной политики РФ. В данной Концепции акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа России в единую политическую нацию. Содержание Концепции легло в основу курса «Основы религиозных культур и светской этики», который был утвержден 7 декабря 2009г. Этот курс должен способствовать формированию российской гражданской идентичности у школьников, изучению ими культурно-религиозных традиций, созданию условий для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, знающего и уважающего культурные и религиозные традиции многонационального народа России. Основными формами работы педагога в преподавании курса являются интерактивные лекции, семинары. Также используются иные формы работы – групповые и совместные работы над проектом по теме, деловые игры.

Какого человека ждет современное общество после окончания образовательного учреждения? Социуму нужны личности, обладающие следующими качествами: самостоятельность в выборе и принятии решений; способность нести ответственность за свои дела и поступки, оценивать и осмысливать их; идентифицировать себя как носителя национальной культуры, как человека-гражданина своей страны и мира; способность к проявлению толерантности. Сформировать такого человека на этапе начального образования сложно, но работа над этим набором качеств является ключевым направлением в нравственном развитии учащихся современной школы.

Использованная литература

  1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования второго поколения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
  2. Чмелева Е.В. Проблемы нравственного воспитания в России (конец XIX -начало XXв.)//Педагогика. 2009. №2
  3. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви/ Сост. А.И.Сухомлинская.М.,1988
  4. Проворотова В.П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности/ Начальная школа. №1, 2011г.

nsportal.ru

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной    системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

“ Нравственность заключается в современном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро ”, — писал И.Песталоцци. Нравственность в отличие от морали, ускоренена не столько в правовых нормах, но, прежде всего, в Отчизне, культуре, религии, народе, семье. Нравственность, имеющая своим источником духовность, не просто формируется, она воспитывается с малых лет.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении.

В настоящее время в школу приходят дети, которые по-разному понимают нравственные нормы и понятия. Ребёнок имеет некоторое представление о гражданственности, нравственном начале в человеке: что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа. Поэтому в школе необходима продуманная целенаправленная работа по развитию и формированию гражданственных качеств, нравственных норм учащихся, так как именно в младшем возрасте начинает формироваться мировоззрение ребёнка.

Важно, чтоб у ребёнка была комфортная психологическая обстановка, оптимистический настрой. Ребёнок должен иметь тёплые доверительные отношения между субъектами воспитательного процесса. Как можно чаще надо проводить беседы, консультации для родителей по проблеме духовно-нравственного становления ребёнка. Родители ( законные представители ), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример имеет огромное значение в духовно-нравственном развитии и воспитании личности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание осуществляется в деятельности:

  1. урочной
  2. внеурочной
  3. внешкольной

Работа с детьми:

  1. система классных часов  по духовно-нравственному воспитанию.
  2. проектная деятельность учащихся.

Работа с родителями:

  1. беседы, консультации по проблеме духовно-нравственного воспитания.
  2. проведение тематических родительских собраний.

Союзниками по воспитанию юного петербуржца, гражданина России, являются родители, которые вносят неоценимый вклад в создание воспитательной системы класса.

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России. Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

— Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, обязанностям человека.

Ценности: любовь к Родине, своему народу, служение Отечеству, закон и правопорядок, доверие к людям.

— Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, смысл жизни, жизнь, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям, равноправие, чувство долга, честность, щедрость, забота о старших и младших, толерантность, представление о культуре и этике.

— Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду, стремление к познанию, целеустремленность, настойчивость, бережливость, трудолюбие.

— Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ( экологическое воспитание ).

Ценности: планета Земля, родная земля, экологическое сознание.

— Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе духовных, нравственных и культурных традиций.

Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. За утратой нравственных ценностей как следствие к судьбе своей страны. Такое положение дел привело к острой необходимости позитивного влияния на духовную сферу общества, стремление возродить национальную идею России, изменить сознание граждан.

Духовно-нравственное воспитание неотделимо от патриотического, а патриотизм всегда деятелен. Для того, чтобы сформировать у ребёнка стержневые личностные качества, к которым, безусловно, относятся нравственность и патриотизм, школа должна так организовать деятельность, чтобы перед ребёнком создавались ситуации личностного выбора, вырабатывалась потребность в поиске нравственного поведения, проявлялись лучшие качества человека и гражданина. Главное для наших школ сегодня – взять все самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся. Вот некоторые направления и формы воспитательной деятельности:

— Классные часы по теме “ Государственные символы Российской Федерации ”.

— Уроки России.

— Уроки толерантности.

— Классные часы, посвященные памятным и героическим событиям истории России и подвигам людей.

— Уроки Мужества.

— Уроки нравственности.

— Встречи с интересными людьми.

— Научно-практические конференции.

— Путешествия по родному краю ( экскурсии ).

— Чтение и анализ притч, басен, рассказов. Такая работа служит способом использования положительного примера в воспитании.

— Встреча с ветеранами, членами Кавалеров ордена Александра Невского, которые на своём примере рассказывают детям о необходимости в любви к своей Родине, к матери, к человеку, к друг другу. Здесь важна заключительная часть урока, когда ребятам предоставляется возможность пообщаться с ветераном, задать вопросы.  Слова ветеранов о любви к Родине, к матери, к человеку живы и доступны. Наполняются не прошеными слезами глаза ветеранов. Вот она – связь времён, вот они —  уроки духовности, равных которым нет! Вполне понятны достоинства такого урока – дети получают информацию из первых рук. Ребята вынесут с таких уроков в сердце намного больше того, о чём можно прочитать в учебниках, в книгах.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребёнок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс планируется и строится во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеклассная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы.

В школе могут проводиться праздники: День знаний, день пожилого человека, день единения и согласия, День Конституции, день толерантности, Рождество Христово, День Защитника Отечества, Масленица, День Победы.

Мы должны с самого раннего возраста прививать нашим детям традиции своей культуры, уважение к другим людям, основы духовности и нравственности.

Такую целенаправленную деятельность надо осуществлять во имя будущего счастья наших детей, во имя будущего России.

nsportal.ru

Духовно нравственное развитие личности | Тренинг-центр «Единство»

Жизнь человека состоит как правило из ступеней развития личности.

В процессе учебы и работы он не только получает знания, но и формируется его собственное я. Поэтому порой получив образование люди не испытывают желание работать в этом направлении, понимая, что выбрали его неосознанно, под влиянием внешних причин.

Общаясь с другими людьми, человек пытается найти то, что его интересует больше, в чем его истинное предназначение, что доставляет ему душевный и физический комфорт.

Происходит духовно нравственное развитие личности и человек начинает искать себя в других областях.

Человеку нужна самореализация, поэтому он заводит хобби, или меняет область своего труда.

Однако так поступают не все, некоторые не могут в силу причин отказаться от работы и остаются с нереализованными планами и надеждами.

Эти люди не будут лидерами, так как они бояться принять решение и что-то изменить в своей жизни.

Уровни духовного развития человека

Существует несколько уровней духовного и личностного роста, которые дают оценку человеку на всех стадиях его развития.

Так невежественную личность интересуют только материальные потребности и ничего более.

Неразвитая личность имеет пытливый ум, базовые ценности, но все также ориентирована больше на материальные ценности.

Такими обычно бывают дети, которые на пути формирования еще не имеют собственного мнения, но уже готовы принять любое учение и духовное развитие.

Развитые личности занимаются самопознанием, изучают возможности самореализации и самосовершенствования, в этом и заключается концепция духовно нравственного развития личности.

 Занятия творчеством как путь к духовному развитию

Часто таким способностям помогают занятия творчеством, которое раскрывает истинное «я» каждой личности.

Гармоничное развитие личности можно начать с раннего детства, занимаясь с ребенком танцами, чтением, музыкой, различными видами художественного и прикладного творчества.

Так формируется особый мир ребенка, богатый познаниями и подкрепленный навыками. Он не только учится познавать мир, но и получает эмоциональное, гармоничное и духовное развитие, а также растет в гармони и здоровье.

Если нет возможности заниматься с ребенком самостоятельно, то можно отдать его в специализированный детский сад или школу с углубленным развитием.

Духовное развитие ребенка очень важно, ведь он не вырастет просто потребителем, а научится понимать, что получение знаний являются основной частью жизни.

Разносторонние занятия помогают ребенку выбрать то, что ему по душе, и он получит не только знания, но и духовное развитие, откроет для себя мир музыки, танца, других искусств.

Чем больше будет вложено в его духовное развитие в детстве, тем меньше он встретит сложностей на своем пути в будущем, так как будет осознанно принимать решения.

Из таких детей часто вырастают лидеры, очень эмоциональные и многогранные, обладающие качествами перфекциониста и ставящие далекие цели.

 Духовность – как один из этапов формирования личности

Само понятие духовности каждый понимает по-своему.

Одни связывают его с церковью, другие считают, что духовность – это высокие нравственные качества человека, душевная чистота и внутренняя гармония.

Третьи считают это кругозором, воспитанностью и культурой.

На самом деле это те качества, которые воспитывает в человеке его душа. В процессе переживания каких-то эмоций, положительных или отрицательных формируется собственный взгляд на мир. Умение отстаивать свое мнение, верить в высокие идеалы, уметь противостоять обстоятельствам формируют сильную личность, воспитывают характер.

Общество получает мыслящего человека, который способен сам принимать решения, а не идти на стороне большинства, так рождается лидер.

Его интересы в духовном и интеллектуальном развитии преобладают над материальными целями. Он не просто потребитель, а человек, который ценит знания выше, чем все остальное.

Возможность формировать команду личностей, ведущую к успеху

Так грамотный руководитель будет использовать новейшие разработки в области знаний, чтобы продвинуть свою организацию вперед, и дать возможность своим сотрудникам развиваться.

Он стимулирует самопознание и духовное развитие личности в каждом, ведь ему интереснее работать с думающими и неординарными личностями, чем с обычными людьми, которые машинально выполняют свои обязанности, и стоят на месте.

Возможность проводить тренинги, устраивать коллективный мозговой штурм для решения задачи, все это заставляет организацию двигаться веред, искать новые пути развития.

С возросшим потенциалом каждого сотрудника растет и мощь самой компании.

Руководитель должен заботиться не только о духовном, но и о физическом развитии сотрудников, проповедовать здоровый образ жизни.

Многие корпорации предоставляют абонементы на посещение спортивных залов, устраивают тренинги на свежем воздухе, дают возможность съездить в отпуск за счет организации.

Все это стимулирует работника, он чувствует заботу к себе, и работает с большей отдачей.

Любое духовное и физическое развитие личности гармонично влияет на сознание человека, делая его сильнее, крепче духом и морально устойчивей.

Чем раньше начать это развитие, тем больше шансов воспитать зрелую личность, лидера по натуре.

Духовно нравственное развитие личности

   1 голос
Средняя оценка: 5 из 5

sandulskaya.com

Формирование и развитие духовно-нравственной личности

Формирование и развитие духовно-нравственной личности

Духовно-нравственное воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, «развитие личности — смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Формирование духовно-нравственной личности предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

В связи с этим я поставила перед собой, как перед классным руководителем, воспитателем задачу не просто воспитывать, а правильно воспитать детей, вложить в них помимо знаний еще и духовно-нравственные ценности, которые будут сопровождать их на всем жизненном пути, не сбивая на кривую дорогу. Воспитать так, чтобы они научились любить свою землю, быть терпимыми, толерантными, жить в мире и согласии с окружающими. Быть Патриотами, своей Родины. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности учащихся.

Проблемы воспитания учащихся связаны, по крайней мере, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко — нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность-это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» писал К.Д. Ушинский.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют учащегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

К средствам духовно-нравственного воспитания относятся общие и специфические методы и формы. Нравственное просвещение как один из методов состоит в информировании воспитанников в области морали и обсуждении с ними нравственных проблем. Оно служит формированию знаний о нравственных нормах и ценностях. Другим методом духовно-нравственного воспитания является вовлечение обучающихся в деятельность: трудовую, общественно-полезную, художественно-творческую, учебно-познавательную, спортивно-оздоровительную, выставочную.

Педагог учит школьников анализировать, оценивать нравственные явления, воспринимаемые ими, соотносить их со своими поступками, осуществлять выбор нравственных решений. Таким образом, он переводит внимание ребят с общих представлений о нравственности и моральных понятий на действительность. Формы такой работы: беседа, «круглый стол», диспут, обсуждение материалов периодической печати, конкретного случая, результатов интервью.

В настоящее время нравственному воспитанию в школах уделяется большое внимание, но конечный результат работы не всегда удовлетворителен. Одной из причин является отсутствие четкой системы в воспитательной работе школы и классных руководителей.

Система духовно-нравственного воспитания и развития включает в себя:

  • Актуализацию всех источников нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно-полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

  • Правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

  • Включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников.

В связи с этой системой необходимо поставить следующие цели и задачи формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей у воспитанников:

Цели:

  • формирование самостоятельной, зрелой личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

  • развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно—практической, сферы саморегуляции.)

  • корректировка системы ценностей с учетом выработанных обществом нравственных принципов.

Задачи:

  • создавать условия для самопознания, саморазвития, самореализации творческой личности;

  • создавать педагогические ситуации для самореализации воспитанника;

  • развивать коммуникативные способности воспитанников;

  • формировать активную жизненную позицию воспитанников;

  • развивать воспитанников на основе принципов гуманизма, личностно-ориентированного воспитания;

  • развивать духовно нравственные ценности и утверждать их в сознании и поведении младших школьников;

  • создавать условия для нравственного самовыражения личности;

  • оказывать поддержку в развитии личности;

  • строить отношения на основе добра, справедливости, гуманности, принятия индивидуальности черт.

На первом этапе процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей важны понимание того, что является для учащихся ценным, актуализация направленности личности на то, чтобы «увидеть» нравственные отношения между людьми, осознание значимости их взаимопонимания, сопереживания и содействия.

Задачей второго этапа процесса формирования социокультурных и духовно-нравственных ценностей выступает согласованность в проявлении мыслей, чувств, поведения. На решение задач направлены такие требования к деятельности и общению, которые способствуют возникновению и укреплению стремления проявлять к окружающим понимание, сопереживание, содействие. Деятельность должна вызывать интерес, быть посильной, способствовать раскрытию индивидуальных особенностей учащихся.

Третий этап – это создание готовности проявлять нравственное отношение как понимание, сопереживание, содействие. Важно научить ребят, с одной стороны, вслушиваться, всматриваться в окружающих людей, искать и правильно определять мотивы их действий; с другой – научить их следить за своими действиями, манерой разговаривать, выражать свои чувства. Важны такие требования к деятельности и общению, как побуждение учащихся к решению посильных нравственных задач на фоне заинтересованности и увлеченности содержанием и смыслом выполняемых дел и взаимных контактов. Это создает благоприятные условия для овладения умениями и навыками взаимопонимания, сопереживания и содействия.

В целях формирования ценностных ориентаций учащихся могут быть использованы следующие формы и методы работы:анкетирование, дискуссия, диспут, тематические классные часы, проблемные ситуации, упражнения, игры, тренинги, тематические мероприятия, изучение традиций, обычаев, культуры народов, религий, обычаев семьи, школы.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего, в процессе обучения.Урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок.

Система духовно-нравственного просвещения строится концентрически, т.е. в каждом классе дети знакомятся с основными нравственными понятиями. Но от класса к классу увеличивается объем знаний, углубляется осознание нравственных понятий и представлений. Уже в 1-ом классе постепенно вводятся понятия о доброжелательности и справедливости, о товариществе и дружбе, о коллективизме и личной ответственности за общее дело. Само собой разумеется, что работа над воспитанием данных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех четырех лет обучения. Чтобы развить нравственное сознание младших школьников, учителю нужно помогать им осмыслить, как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы).

В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны. Материалом патриотической и духовно-нравственной направленности можно наполнить задания и упражнения по всем урокам.

Особое значение в формировании духовно-нравственного воспитания имеют уроки литературного чтения. На уроках чтения дети под руководством учителя читают великие книги с огромным нравственным потенциалом. Чтобы воспринять эстетические и нравственные ценности, нужно, чтобы на уроке дети: думали над прочитанным; сопереживали героям; оценивали их поступки; осмысливали их проблемы; соотносили их жизнь со своей жизнью; старались поступать в соответствии с воспринятыми нравственными нормами. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. И не надо думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребенок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. И пусть эти проблемы помогут ему решать добрые и умные книги и его учитель.

Не менее важное значение в формировании духовно-нравственного воспитания принадлежит урокам ознакомления с окружающим миром. Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к природе. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать эти чувства с раннего детства. Именно в начальной школе закладываются основы духовного облика человека, создается фундамент правильного отношения к природе. Кроме того, учащиеся осмысливают место семьи в обществе, свое место в этом мире, узнают символы российского государства.

Понять, что такое трудолюбие, зачем это качество необходимо человеку помогают уроки творчества. На уроках ИЗО и технологии дети выполняют рисунки и поделки, связанные с героическими страницами истории России, с государственными праздниками.

В духовно-нравственном воспитании младших школьников определяющее значение имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю. Если для отношений между учителем и учениками характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения учеников между собой. Учителю следует избегать общих оценок личности каждого ученика. Школьника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.

Другим важным источником духовно-нравственного опыта школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности.

Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают во внеучебной деятельности.

Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят.

Созданию детского коллектива педагог должен отдавать много времени и сил, планировать его развитие, находить наиболее оптимальные формы самоуправления. Забота о другом человеке успешно реализуется в содружестве старших воспитанников и младших. Оно предполагает взаимную заботу и совместную деятельность, доставляющую удовлетворение двум сторонам. Особенно полезно индивидуальное шефство старших над малышами.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Оно должно быть разнообразным и постоянным, пронизывать всю жизнь ребенка, насыщать его душу сопереживанием другим людям. Формы такого общения: прослушивание фонозаписей, посещение театров, художественных выставок, участие в конкурсах и фестивалях, школьных спектаклях, ансамблях, хорах и т.п. Искусство совершенно незаменимо в формировании сознания и культуры чувств личности. Оно расширяет, углубляет и организует нравственный опыт человека.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что:

Духовно-нравственное воспитание – это ориентация на высокие нравственные ценности. Содержанием работы по формированию и развитию духовно-нравственной личности должно быть: формирование гуманных отношений между детьми, чувства долга и ответственности за свою страну и свое поведение, потребности в труде, бережного отношения к природе, формирование социально одобряемых взглядов и отношений в семейной жизни, выработку коммуникативных навыков, культуры общения, потребности и умений в самопознании и самовоспитании.

Младший школьный возраст – это именно тот возраст, когда ребенок открыт миру, искренен, свято верит в то, что говорят взрослые и написано в книгах, когда нравственные представления детей, полученные в семье, оформляются в педагогическом процессе в понятия, то есть закладываются основы нравственных убеждений человека.

Регулярная и систематическая работа по формированию духовно-нравственного воспитания в начальной школе подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьет им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


Список литературы

1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. — 2005 — № 11.

2. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. — М.: Мысль. — 2008.

3. Артюхова И. С. Ценности и воспитание / И.С. Артюхова // Педагогика, 1999 — № 4.

4. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика — 2005 — № 2.

5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович // Вопросы психологии. — М.: Просвещение, 1975.

6. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.А. Селивановой, Е.И. Соколовой — М.: Сентябрь. — 2007.

7. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании — 2003 — № 3.

8. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании — 2002 — № 6.

9. Николина В.В. Духовные ценности и воспитание личности: психолого-педагогический аспект. Н. Новгород. – 2002.

10. Педагогическая практика в системе подготовки будущего учителя: Учеб. пособие / Под ред. Л.В. Загрековой. — Н. Новгород: НГПУ. — 2006.

multiurok.ru

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России

Духовно-нравственное развитие и воспитание

личности гражданина России

В государственных основополагающих документах Российской Федерации, прежде всего, в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации до 2020 года», в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской федерации» и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определяются приоритетные направления в образовании. Среди них усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования, реализация на практике системного подхода.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности.

Современный период в истории и образовании страны-время смены ценностных ориентиров, неизбежное в период крупных социально-политических изменений. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодёжи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию гражданина России в частности и российского общества в целом. В школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян.

Современный национальный воспитательный идеал-это гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной школы.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.

Сфера педагогической ответственности в процессе духовно-нравственного воспитания гражданина России определяется следующими положениями: усилия на воспитание у детей и молодёжи активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну; основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России является общее образование, выстраивающее партнёрские отношения с другими институтами социализации, при этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, являются педагоги. Таким образом, сфера образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Одна из ступеней развития гражданина России -это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической социальной и духовной жизни его родного посёлка, города, района, области. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности-это высшая ступень процесса духовно-нравственного развития личности россиянина, его гражданского, патриотического воспитания. Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и многонационального народа Российской Федерации, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России. Важным свойством духовно-нравственного развития гражданина России является открытость миру, диалогичность с другими национальными культурами.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его качества современной жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно-развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о