Слабовидящих – Кто считается слабовидящим. Кому можно помочь, а кому нет

Содержание

Как сделать сайт доступным для незрячих и слабовидящих? / Habr

Если проследить эволюцию создания сайтов и сервисов, то можно заметить, что сначала было важно, чтобы они хотя бы были и работали. Затем создатели стали задумываться о внешней красоте и привлекательности для клиентов, ну а потом постепенно стали ориентироваться и на удобство для пользователей.

Теперь же возник новый тренд — “доступность”. Ведь сейчас сайты просматривают не только с больших мониторов в спокойной обстановке, но и со смартфонов в трясущихся автобусах и ноутбуков в шумных кафе, а среди пользователей появляется все больше пенсионеров и даже людей с ограниченными возможностями.

Когда задумались о доступности?


В 1996 году был создан Консорциум Всемирной Паутины (World Wide Web Consortium, W3C), и на одной из встреч был предложен черновик гайдлайнов для улучшения доступности веба. Инициатива получила поддержку таких крупных спонсоров, как Microsoft, IBM, Adobe, и сейчас все популярные браузеры имеют настройки доступности и поддержку разметки WAI-ARIA для предоставления возможности полноценного использования Интернета людям с физическими ограничениями (нарушения работы органов зрения и опорно-двигательного аппарата).

Сейчас существуют руководства для веба с целью повышения доступности контента: международный стандарт WCAG2.0 для пользователей с различными ограничениями здоровья (зрение, слух, моторика и т.д.) и российский национальный стандарт доступности веб-ресурсов для инвалидов по зрению ГОСТ Р 52872-2012. Они разрабатывались для людей с нарушениями здоровья, однако использование тех же принципов повысит уровень комфорта в работе с сайтом и для здоровых людей. Ведь люди могут просто устать или же читать сайт с маленького телефона с тусклым экраном, на котором плохо виден текст.

Экология доступности


Среди огромного количества рекомендаций по повышению уровня доступности мы выделили три типа, которым желательно следовать на любых массовых сайтах — как сайтах банков или госструктур, так и развлекательных. Соблюдение этих рекомендаций поможет не только слабовидящим людям, но и нам с вами!

1. Масштабируемая верстка


(5.1.7.7 ГОСТ Р 52872-2012: размер шрифта текста может быть изменен в пределах 200 процентов без применения вспомогательных технологий таким образом, что пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран).

Масштабируемая верстка будет полезна и для массовых пользователей — например, когда они заходят на сайт с устройства с маленьким экраном.

В качестве удачного примера использования масштабируемой верстки можно привести сайт Центрального Банка РФ. Масштаб сайта можно увеличить в браузере не только до 200%, но и до 500% без появления горизонтальной прокрутки.


На скриншоте: увеличение масштаба до 200%. Полосы прокрутки нет

2. Достаточная контрастность текста и фона


(5.1.7.3 ГОСТ Р 52872-2012: Визуальное отображение текста и изображения текста имеет коэффициент контрастности не менее 4,5:1).

Важно, чтобы основной текст на сайте можно было легко прочитать с экранов разной яркости и качества.Также существует множество людей с различными нарушениями зрения. Например, пользователи с расстройствами цветового зрения просто не увидят текст или смогут разглядеть его с большим трудом, если он не будет контрастен фону. Часто при разработке брендбуков не принимают во внимание эту рекомендацию в погоне за красивым дизайном, а потом оказывается, что текст на сайте сложно читать.

Контрастность текстов можно проверить с помощью чекеров контрастности, например Colour Contrast Analyser, или расширений для браузера, например “Contrast Ratio Checker” для Chrome. Существуют даже онлайн-чекеры контрастности, не требующие установки на компьютер.


На сайте Пенсионного Фонда РФ основной текст имеет достаточную контрастность, 14:1.

Для дополнительного текста (подсказок, рекламных материалов) требования к контрастности чуть менее строгие.

3. Возможность работать с сервисом с помощью клавиатуры


(5.2.1.1 ГОСТ Р 52872-2012: Всей функциональностью контента можно управлять через интерфейс клавиатуры без каких-либо ограничений по времени нажатия на клавишу, за исключением случаев, когда вызываемая функция требует ввода с помощью других устройств, зависящего от направления движения пользователя, а не только от конечной точки. Это не запрещает и не должно препятствовать предоставлению возможностей ввода с помощью мыши и других способов в дополнение к клавиатуре).

Переключение между клавиатурой и мышкой — временны́е затраты, которые можно минимизировать, если корректно работает TAB и ENTER. Многие из нас пользуются клавиатурой для навигации, даже не задумываясь над этим.

Люди с нарушениями здоровья могут не пользоваться мышкой из-за проблем с мелкой моторикой. А незрячие люди могут пользоваться экранными дикторами — программами для озвучивания текста на экране. В таких случаях важно, чтобы на сайте корректно работал фокус (при нажатии на кнопку TAB выделялась следующая ссылка/кнопка, а также в строке состояния браузера отображалась ссылка, куда будет совершен переход).

Работа с клавиатурой на сайте хорошо реализована на сайте Госуслуг.


Госуслуги: при нажатии кнопки TAB фокус переключается последовательно на каждую кнопку/ссылку.

Если посмотреть на сайты иностранных коллег, например на сайте банка Barclays реализована возможность пропустить повторяющиеся элементы (верхнее меню) при управлении с клавиатуры. Она включается только по клавише TAB.


На скриншоте видно, что пропускается все сквозное верхнее меню и идет переход сразу к первой кнопке на странице.

Это ускоряет доступ к нужному контенту при управлении с клавиатуры при просмотре сайта.

Как можно заметить, большая часть требований — технические, относящиеся к верстке сайта.

Но об “экологии верстки” стали задумываться только недавно. Хотя о доступности веб-контента для лиц с ограничениями здоровья говорили еще в 1994 году, бурное развитие веба привело к тому, что сейчас хорошо сверстанные сайты с учетом рекомендаций для комфортного чтения — скорее исключения или “правила хорошего тона” серьезных веб-студий.

Что делать, если с версткой сайта все плохо? Панель комфортного чтения!


Хорошего эффекта можно добиться без исправления верстки всего сайта. Например, на многих государственных сайтах используется такое решение, как “Панель для слабовидящих”, которая решает вопрос с контрастностью и размером шрифта. С помощью нее можно добавить функции, которые удовлетворят потребности людей с ограниченными возможностями — например, возможность настроить отображение цвета на сайте поможет людям с дальтонизмом, а увеличение интервалов между буквами и строчками, а также настройка шрифта с засечками — людям с дислексией, для которых рядом стоящие буквы меняются при чтении местами.
Такая панель хорошо реализована на уже упоминавшемся выше сайте ПФРФ.

Также удачный вариант ее реализации — на сайте Росбанка. В ней используются иные настройки цветовой схемы, чем у ПФРФ.


Панель комфортного чтения на сайте Росбанка.

В 2018 году такая панель появилась и на сайте ВТБ.


Панель комфортного чтения на обновленном сайте ВТБ.

На сайте Пенсионного Фонда РФ есть несколько иные варианты настройки контрастности, а также встроен свой собственный “экранный диктор”, благодаря чему не требуется запуск дополнительных программ.


Панель комфортного чтения на сайте ПФРФ (с примененной настройкой контрастности)

Для установки подобной панели не обязательно иметь доступ к исходному коду сайта. Существуют подобные плагины и для популярных CMS, которые может установить практически каждый без особенных затрат, поскольку установка плагина осуществляется либо автоматически, либо требует не слишком трудоемких манипуляций пользователя с готовым скриптом. Например, можно использовать плагин Comfortable Reading (для WordPress и Joomla).


Пример настройки сайта с помощью плагина Comfortable Reading

Есть панель — нет проблем? Все не так просто!


Рассмотрим сайты, где такой функционал есть, но имеются проблемы с его реализацией. Проблемы можно разделить на три основных типа:

1. Ограниченный функционал


Используются только настройки размера шрифта и цвета. Это повышает комфортность чтения для слабовидящих людей, однако оставляет без внимания потребности людей, например, с дислексией, которым все равно будет сложно читать текст: буквы будут сливаться. Таким людям помогли бы, к примеру, увеличение расстояние между буквами и шрифт с засечками.


Пример: сайт Генпрокуратуры РФ. Имеются настройки размера шрифта и три варианта цветовой схемы.

2. Отдельная версия сайта для слабовидящих


Версия для слабовидящих находится на отдельном URL. Также на ней может отсутствовать часть контента по сравнению с обычной версией. Это не самое удачное решение, поскольку нужно поддерживать две отдельных версии сайта, что ведет к дополнительным затратам. Такой вариант используется, например, на http://kremlin.ru/.

3. Проблемы работы с экранным диктором


На некоторых сайтах хорошо реализована панель для настроек (ПФРФ) или адаптивная версия (Госуслуги), но есть проблемы взаимодействия с программами экранных дикторов. Например, не озвучивается часть контента или сложно установить фокус на элемент при включенной программе диктора.

О проблемах работы интернет-банков и мобильных приложений с экранным диктором компания USABILTIYALB подробно рассказывала на банковском завтраке в сентябре 2017 года.

4. Версию для слабовидящих сложно найти даже зрячему человеку


Например, используются очень бледные, незаметные иконки, как на сайте Счетной палаты РФ:


Смогли бы вы сразу заметить иконку, если бы она не была выделена на скриншоте?

Иногда используются нестандартные пиктограммы, по внешнему виду которых сложно догадаться, что это версия для слабовидящих (например, сайт Конституционного суда).


Пример нестандартной иконки

Как можно заметить, единого стандарта на разработку версии сайта для слабовидящих не существует. Так, в нескольких рассмотренных выше решениях с панелью для настроек чтения сайта используются разные параметры и цветовые схемы, где-то отсутствует часть функционала.

Заключение


Мы видим, что развитие юзабилити и доступности на данный момент идет не столько со стороны бизнеса, сколько со стороны государства. Проблемы доступности активно обсуждаются и решаются в банковской сфере, при поддержке ЦБРФ.

1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией конвенции о правах инвалидов», и большинство государственных сайтов добавили версию для слабовидящих. Однако на некоторых из них такая версия отсутствует.

Это, например:

Совет Безопасности РФ http://www.scrf.gov.ru/
Верховный Суд РФ http://www.supcourt.ru/
Совет Федерации http://www.council.gov.ru/
Росстандарт http://www.gost.ru/

Доступность сайтов важна не только для государственных сайтов, но и для бизнеса. Следование рекомендациям по повышению уровня доступности уже поможет расширить аудиторию не только за счет лиц с инвалидностью, но и за счет улучшения пользовательских качеств сайта для широкой аудитории и нас с вами. Конечно, для принятия максимально эффективных мер необходимо провести аудит текущей версии сайта, составить ТЗ на верстку, соответствующую рекомендациям, или как минимум внедрить панель комфортного чтения.

По нашему мнению, в ближайшем будущем появятся и стандарты для панели для слабовидящих, и правила “хорошего тона” верстки будет соблюдаться все чаще и чаще!

habr.com

группы и правила оформления. Слепые и слабовидящие люди :: BusinessMan.ru

Зрение является одним из жизнеобеспечивающих факторов. Благодаря ему человек способен воспринимать окружающий мир. Зрение позволяет различать формы и цвета предметов, расстояние между ними, а также оценивать взаимное расположение объектов в пространстве.

Нарушения, связанные с этим органом чувств, достаточно специфичны, так как они сразу приводят к определенным ограничениям. Человек вынужден по-новому приспосабливаться к тому, что его окружает. Поэтому не удивительным является то, что выделена отдельная группа инвалидности по зрению.

Кто относится к категории инвалидов?

Под это понятие попадают те люди, которые в силу определенных обстоятельств лишены статуса трудоспособного человека. Инвалидность может быть обусловлена либо физическими отклонениями, либо нарушениями умственного характера. Основанием для получения группы являются серьезные расстройства функций и систем организма. Ограниченность может быть получена в процессе приобретения травм и перенесения определенных заболеваний или быть врожденной.

Причиной для оформления инвалидности может быть дефект, который свидетельствует о каких-либо отклонениях, не позволяет человеку нормально ухаживать за собой, общаться с другими людьми, выражать свои мысли, контролировать и отвечать за свои поступки, вести трудовую деятельность. Инвалиду, как правило, требуется помощь посторонних. К таким людям относятся также слепые, и слабовидящие.

Что относится к биологическим факторам ухудшения зрения?

Существует несколько факторов ухудшения зрения. Некоторые причины обусловлены травмами или врожденными патологиями, другие – биологическими факторами, т.е. сопутствующими заболеваниями, нездоровым образом жизни, возрастными изменениями, неблагоприятной экологической ситуацией. Инвалидность по зрению, причиной которой стали какие-либо нарушения состояния здоровья, можно причислить именно к биологическим факторам.

К этой категории относят и мутагенные процессы. Такие патологии могут быть вызваны негативным влиянием окружающей среды или передаваться генетически. Сюда также можно включить травмы, полученные при рождении, сбой хромосом. Проблема способна начать развиваться вместе с младенцем в утробе матери. Ведь патологии и аномалии, связанные со зрением, которые возникли на этом этапе, могут привести к сбою в работе органа или нарушению функционирования зрительного нерва. Дети могут рождаться с дефектами мышц глаза.

В отдельную группу выносят нарушения, которые возникли в процессе жизни. Это те болезни, которые были спровоцированы возрастными изменениями. Причинами могут выступать также мутность и искривление хрусталика, неоднородность стекловидного тела, измененная структура роговицы и аномалия сетчатки глаза.

Проблемы с этим органом чувств не обязательно могут быть вызваны заболеваниями глаз. Иногда причина заключается в недостатке кровоснабжения сосудов головного мозга. Любые изменения в шейном и плечевом отделах ведут к подобным проблемам. Это позволяет сделать вывод, что нарушения в строении опорно-двигательного аппарата могут привести к болезням глаз.

Нормальное зрение зависит и от образа жизни. Если человек постоянно пребывает в стрессовой ситуации, чувствует физическую и моральную усталость, не досыпает, то у него явно вскоре появятся проблемы с глазами.

Одним из биологических факторов является и неправильный рацион питания, который беден на витаминные и минеральные комплексы. Когда организм не в состоянии самостоятельно и своевременно выводить шлаки и токсины, то страдает также и данный орган.

В зависимости от степени влияния этих причин классифицируют нарушения: согласно проценту разрушения здоровой структуры мышц и ухудшения зрения. Исходя из этого, проблема может быть условно допустимой и операбельной.

Что относится к факторам окружающей среды?

Обрести инвалидность по зрению можно и благодаря ухудшению окружающей обстановки. Сюда относится все то, что влияет на данный орган чувств извне. Во-первых, это плохая экологическая ситуация. Во-вторых, на зрение влияет слишком близкая расположенность монитора, слабое, недостаточное освещение, неправильное расположение тела при письме, чтении или работе, длительные нагрузки без перерыва, вредное производство, некачественный экран, на котором отсутствует защитное покрытие или присутствуют дефекты, провоцирующие вредное влияние.

В категорию факторов окружающей среды входят и пагубные привычки.

Что относится к социальным факторам?

Чаще всего инвалидность по зрению спровоцирована совокупностью вышесказанных факторов, которые дополнены социальными причинами. Они напрямую не ведут к серьезным проблемам, но имеют каталитическое действие для биологических факторов и факторов окружающей среды. Социум может только усугубить существующие проблемы.

К этой категории относится психологическая зажатость, неловкость, стеснение своих проблем. В основном это относится к больным более юного возраста. Чаще всего дети и подростки боятся насмешек со стороны сверстников и поэтому отказываются от ношения корректирующих очков или линз. Иногда они попросту боятся признаться в своих проблемах родителям. А запущенная болезнь гораздо труднее поддается лечению.

Как присваивается статус инвалида по зрению?

На данный момент около полусотни тысяч граждан России имеют инвалидность по зрению. Критерии получения данного статуса делятся на две группы:

  1. Величина остроты зрения, которая может зависеть от огромного диапазона заболеваний. На ухудшение данного показателя влияет большое количество нарушений. Это могут быть и относительно небольшие отклонения от общего восприятия, и полная потеря чувствительности к свету, которая ведет к слепоте.

  2. Способность к самостоятельности. Этот пункт характеризуется с нескольких позиций. Это и возможность передвижения и ориентирования в пространстве без посторонней помощи, и возможность нормального контакта с окружающими, и способность ясно выражать свои мысли. Специалистами рассматривается то, насколько человек может контролировать свое поведение, способен ли он обучаться и вести трудовую деятельность.

Оба показателя могут иметь разную степень выраженности и в совокупности давать разный результат. Конечно, инвалид по зрению имеет более низкое качество жизни. Но совокупность различных факторов обуславливает помощь, на которую он сможет рассчитывать.

Как комиссия определяет инвалидность?

Чтобы установить инвалидность по зрению, целая группа специалистов проводит комплексную оценку. На конечное решение влияет множество показателей. Врачи исследуют больного на роль заболевания или патологии в его жизни. Особое внимание уделяется более здоровому глазу – насколько он позволяет воспринимать окружающую действительность и вести какую-либо деятельность. От того, насколько выражены дисфункции данного органа чувств и ограничена жизнедеятельность, зависит назначаемая группа инвалидности.

Специалисты во всем мире проводят экспертизу по трем показателям. Первый характеризует величину остроты и диапазон поля зрения. Ко второму относятся все измеряемые электрофизиологические коэффициенты. Третий устанавливает степень возможной трудоспособности.

Как присваивается первая группа инвалидности?

Инвалид по зрению I группы – это тот человек, который воспринимает окружающий мир не более чем на тридцать пять процентов. Сюда включаются те люди, которые имеют слепоту обоих глаз. Также первая группа инвалидности положена тем, у кого повреждены зрительные нервы настолько, что это не подлежит восстановлению. Отсутствие зрительных функций определяется по более здоровому глазу.

Последняя степень (четвертая группа) отсутствия зрительных функций характеризуется ярко выраженными дисфункциями. При этой группе больной не способен самостоятельно поддерживать нормальную жизнедеятельность. Ему практически постоянно требуется помощь другого человека.

Как присваивается вторая группа инвалидности?

Инвалидность 2 группы по зрению положена тем, кто обладает ухудшением зрительных функций на уровне третьей степени. То есть потеря работы данного органа достаточно выражена. Общая острота зрения колеблется в диапазоне от 0,1 до 0,05. Это, конечно, не слепой человек, но слабовидящий. Постоянная сиделка ему не требуется, но помощь социальных служб положена.

Как присваивается третья группа инвалидности?

Конечно, не третью группу должен получить слепой человек, ведь сюда относятся люди с коэффициентом остроты зрения ведущего глаза от 0,3 до 0,1. Дисфункция данного органа измеряется в пределах первой и второй категории – это умеренная степень ограничения зрения. Инвалид третьей группы может частично обеспечивать свою жизнедеятельность, но социальная помощь ему все равно необходима.

Категория инвалидности зависит не только от главного заболевания, но и от сопутствующих факторов. К таковым относятся: общая экологическая несостоятельность региона, сопутствующие проблемы со здоровьем, место проживания и возраст.

Как оформить группу инвалидности?

Пенсия по инвалидности по зрению является хорошей поддержкой человеку с такой проблемой. В юном возрасте лицо имеет право на статус ребенка-инвалида. Но при достижении совершеннолетия нужно пройти процедуру переоформления, которая позволит подтвердить статус и саму группу.

Процесс оформления бумаг достаточно долгий. Он начинается со стандартного осмотра офтальмолога. После него пациент за определенный срок должен пройти некоторых врачей, сдать анализы. По итогу результаты оформляются в медицинскую книжку, в которой будут засвидетельствованы все патологии жизненно важных систем. Всю эту книжку должен заверить главврач больницы.

Следующим этапом является предоставление медицинской книжки комиссии, которая проведет еще одну экспертизу. Кроме этого, нужно еще предоставить направление от главврача, заявление на получение свидетельства, оригинал и копию паспорта, заверенную копию трудовой книжки, акт о травме, которая получена в процесс работы (если таковая имелась).

Какие льготы положены инвалидам по зрению?

Перед тем как получить инвалидность по зрению, стоит понимать, на какие виды льгот можно рассчитывать. Сюда относятся специализированные проекты, согласно которым государство предоставляет больным различную технику, позволяющую быть хотя бы частично трудоспособным.

Но даже при этом инвалиду по зрению не положено работать в местах с повышенным уровнем шума, излишней влажностью. Это не должны быть тяжелые производства, которые отличаются ненормированным рабочим графиком, вредностью и нервным напряжением. У инвалида с данными отклонениями должно быть особенным образом устроено рабочее место.

Человеку с ограниченными возможностями положена психологическая и медицинская помощь. Ему должны предоставляться процедуры и операции на бесплатной основе. Восстановление в санаториях также не должно осуществляться за счет самого больного. Оплачивается государством и транспорт до места санаторно-курортного лечения и обратно, но такая льгота положена лишь один раз в год.

Также властями предусмотрены выплаты финансовой поддержки в виде ежемесячных пенсий, наличествуют и другие способы выделения средств на нужды инвалидов.

businessman.ru

Слабовидящие — это… Что такое Слабовидящие?

  • слабовидящие — лица, у которых острота зрения лучше видящего глаза с коррекцией очками составляет 0,05 0,2; нуждаются в постоянном наблюдении офтальмолога и в создании специальных условий для учебы и работы …   Большой медицинский словарь

  • Слабовидящие лица — К категории слабовидящих относятся лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2 единиц, то есть от 3 до 40 м… Источник: <Письмо> Минобрнауки РФ от 12.07.2007 N 03 1563 Об организации образовательного процесса в учреждениях начального… …   Официальная терминология

  • слабовидящие дети —    дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,5 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо нарушениями периферического зрения, приводящими к значительному снижению разрешающих способностей глаза. У С. д.… …   Дефектология. Словарь-справочник

  • Зимние Паралимпийские игры 2010 — X Зимние Паралимпийские игры Город организатор Ва …   Википедия

  • аномальные дети — дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно двигательного аппарата, анализаторов  зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие),… …   Энциклопедический словарь

  • Слепоглухота — Слепоглухота  врождённые или приобретённые в раннем возрасте (до овладения речью) слепота и глухота и связанная с отсутствием слуха немота. Без специального обучения слепоглухонемой ребёнок умственно не развивается, не приобретает… …   Википедия

  • АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ — дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно двигательного аппарата, анализаторов зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие),… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Детский дом для слепоглухих —     специальное учреждение, находится в ведении Министерства труда и социальной защиты. Открыт в 1963 в г. Загорске (ныне Сергиев Посад) Московской области при активном участии сотрудников лаборатории изучения и воспитания слепоглухих детей НИИ… …   Педагогический терминологический словарь

  • Слабовидение —     значительное снижение зрения, при котором острота центрального зрения на лучше видящем глазу с использованием очковой коррекции находится в пределах 0,05 0,2 или выше 0,3 при значительном нарушении других зрительных функций (конвергенции,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Дети с нарушениями зрения — Слепые дети страдают полным отсутствием зрения либо имеют остаточное зрение (от светоощущения до остроты зрения 0,04 на лучше видящем глазу при обычной коррекции очками). Для них осн. средствами познания окружающего мира становятся осязание и… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Дети со сложными видами нарушений — К детям со сложным (комбинированным) дефектом относятся дети, имеющие аномалии развития сенсорных функций (зрения, слуха)в сочетании с интеллектуальной недостаточностью. В данной категории выделяются следующие группы детей: умственно отсталые… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Говорящие приборы и тактильные подсказки: помощники для незрячих и слабовидящих людей / Быт / Статьи | «Особый взгляд»

    Чтобы облегчить жизнь людям с нарушениями зрения, придумано немало приспособлений. Они помогают справляться с ежедневными задачами, экономя время и силы. Одни специальные устройства можно получить от государства, другие пользователи приобретают сами, ориентируясь на собственные потребности. Среди них медицинские приборы, компьютерная техника, говорящие гаджеты и так далее. Попробуем разобраться в некоторых из них.

    Читающий сканер

    Получить доступ к любым печатным материалам людям с нарушениями зрения помогают читающие машины. Они фотографируют любой текст, который перед ними находится, и практически мгновенно воспроизводят его вслух. Современные модели сканеров могут читать тексты на десятках языков. Причем каждый пользователь может выбрать подходящий голос: мужской, женский, с определенным диалектом или акцентом.

    Производители предлагают разные варианты этих устройств. Сканер Optelec ClearReader+ (изображение 1), например, начнет читать документ после нажатия всего на одну кнопку и может работать в режиме видеоувеличителя при подключении к монитору. Читающие машины Eye-Pal Vision и Pearl тоже подключаются к компьютеру или телевизору, где отображаются увеличенные снимки страниц. Одновременно такие сканеры воспроизводят написанный текст.

    Устройства Eye-Pal ROL (изображение 3), Eye-Pal Ace и ZoomText ImageReader (изображение 2) благодаря небольшим габаритам удобно носить с собой. А Prodigi Duo 24 — это пятидюймовый планшет, который с помощью док-станции можно превратить в стационарную модель. Он также увеличивает изображения на экране и воспроизводит текст.

    Тифлокомментарий: на фотоколлаже изображения устройств, о которых идет речь в статье. Слева сканер Optelec ClearReader+ — прямоугольный прибор с габаритами 23 х 24 х 10 см. На верхней поверхности кнопки управления. Центральная часть передней стенки выдвигается, в ней находится камера, которая фотографирует текст на лежащем перед сканером листе.

    По центру коллажа портативное устройство для чтения ZoomText ImageReader — сканирующая машина, похожая на современную продолговатую настольную лампу на ножке. Она крепится на прямоугольной основе, на которой лежит лист печатного текста с картинками.

    Справа сканирующее и читающее устройство Eye-Pal Rol, похожее на сканер слева, но с закругленными краями. Габариты устройства — 31 х 27 х 8,6 см. На верхней панели в середине большая желтая кнопка, справа и слева от нее крупные черные кнопки управления. Все приборы выполнены в серо-черных тонах.

    Карманные гаджеты

    Для тех, кто предпочитает мобильность, разработаны портативные компьютеры, работающие с рельефно-точечным шрифтом. Устройства ElBraille (изображение 2) состоят из Дисплея Брайля, процессора, динамиков, микрофона, могут подключаться по bluetooth, Wi-Fi, мобильному интернету, имеют акселерометр, гироскоп, компас, GPS, слоты для карт памяти и USB-порты. На них установлены операционная система Windows 10, программа экранного доступа Jaws и Daisy-плеер.

    Устройства попроще – портативные органайзеры. У них есть брайлевские клавиатуры и речевой вывод, возможность подключения к мобильному интернету, Wi-Fi, Bluetooth и USB. Среди моделей тифлоорганайзеров маленький и легкий Pronto!18 V3 (изображение 3), а также BrailleNote Touch (изображение 1), который может выполнять функции планшета или смартфона.

    Не так давно на российском рынке появились карманные устройства для чтения «говорящих книг» — тифлофлешплееры. По словам специалистов группы компаний «Исток-аудио», которая занимается поставкой спецоборудования, эти устройства намного удобнее стационарных аналогов. Они могут долго работать от одного заряда батареи, мало весят и имеют расширенный набор функций. Такие тифлофлешплееры удобны для повседневного использования и расширяют возможности пользователей.

    Эксперты также отметили, что сегодня тестирование проходит коммуникатор Морзе. При помощи специального устройства пользователь набирает сообщение азбукой Морзе, которое по bluetooth попадает на смартфон или планшет собеседника. Специальное приложение преобразует его в обычный текст, который можно прочитать на экране. Ответ также переводится из обычного текста в азбуку Морзе и появляется на коммуникаторе незрячего или слабослышащего человека.

    Тифлокомментарий к фотографии: На цветных фотографиях изображения устройств, о которых идет речь в статье. Под номером один — тифлоорганайзер BrailleNote Touch-18. Он выглядит как обычный планшет черного цвета с жидкокристаллическим экраном диагональю 7 дюймов. Его габариты 24х16х2 см. Под экраном 18-клеточный дисплей Брайля с курсорными кнопками у каждой клетки.

    На изображении 2 — портативный компьютер ElBraille, который похож на обычную клавиатуру, но с параметрами 19х12х4 см. Он черного цвета с синими кнопками. Сверху размещены два небольших динамика и шесть маленьких продолговатых кнопок. Следующим рядом идет 8-клавишная клавиатура для набора текста по Брайлю в стиле Перкинс. Кнопки эргономически располагаются под правую и левую руки. Под ними расположена 8-точечная брайлевская строка на 14 знаков и кнопки управления и редактирования текстом.

    На последнем изображении (номер три) — еще один органайзер Pronto!18V3. Это небольшой прибор серого цвета с черными кнопками и габаритами 17х9х3 см. Сверху посередине у него круглый динамик. Чуть ниже ряд кнопок для набора текста по Брайлю. Кнопки квадратные и разделены по четыре для каждой руки. Следующим рядом идет 18-клеточная 8-точечная Брайлевская клавиатура. Сбоку и снизу от нее кнопки управления.

    Часы, подсказывающие время

    Всегда быть в курсе точного времени незрячим и слабовидящим людям помогают специальные часы. Они сообщают информацию голосом или имеют тактильные метки, с помощью которых можно на ощупь определить время.

    Для людей с нарушениями зрения выпускают несколько видов устройств: настенные и настольные, будильники и наручные. В некоторых можно выбирать режимы оповещения: каждый час или только в заданное время. Другие могут измерять и объявлять температуру воздуха.

    С речевым выходом делают и наручные часы. Они сообщают время после нажатия на специальную кнопку. В других моделях кроме звуковых оповещений есть специальные метки со шрифтом Брайля. Они позволяют беззвучно узнавать время, просто поднимая крышку циферблата. Это удобно, например, во время совещания, утверждают производители.

    Кроме того, для незрячих людей придуманы часы, где вместо стрелок время показывают магнитные шарики. Их циферблат состоит из 12 рельефных делений. Чтобы узнать время, надо нащупать расположение на них шариков. Один указывает на минуты, второй — на часы.

    Есть и гаджеты для тех, кто не любит носить часы на руке. Таким людям может понравиться брелок, который крепится на одежду или сумку. При нажатии на кнопку он говорит текущее время и температуру воздуха.

    Тифлокомментарий: на фотографии наручные часы серого цвета. Циферблат рельефный, один шарик покрупнее передвигается по внешнему контуру часов, второй шарик поменьше перемещается внутри циферблата.

    Медицинские приборы

    Для незрячих и слабовидящих людей делают и приборы, без которых иногда обойтись просто нельзя. Медицинские устройства тоже научили озвучивать информацию: термометр для тела называет пациенту результаты измерения, говорящий комнатный термометр сообщает температуру окружающей среды, а тонометр объявляет давление и частоту сердечных сокращений.

    Для слабовидящих диабетиков разработаны специальные глюкометры с большими экранами и голосовым сопровождением. А тест-полоски для них сами засасывают кровь и имеют форму, позволяющую пользоваться ими на ощупь.

    Тем, кто следит за весом, пригодятся говорящие весы — они не только показывают результаты взвешивания на дисплее, но и объявляют их голосом.

    Определители цвета и света

    Специальные приборы-помощники существуют также для определения цвета и источников света. Некоторые из них могут справляться с десятками оттенков и отличать солнце от лампы.

    Например, звуковой определитель света LumiTest помогает понять, где яркий свет, а где темнота, где естественный, а где искусственный источники света. Он может также подсказать, включены или выключены лампочки на электронных устройствах. Устройство «Палитра» знает 12 оттенков и может определить яркость окраски. Его достаточно приложить к поверхности, и через 2-3 секунды громкоговоритель объявит цвет предмета.

    Прибор Colorino озвучивает более 150 цветов и обнаруживает источник света и его интенсивность. Об этом он сообщает при помощи разных сигналов: высокий звук говорит, что источник света интенсивный или находится очень близко, низкий звук – источник слабый или находится далеко.

    А специальная насадка для устройств Milestone способна описать более 400 расцветок, сравнить предметы по цвету, найти источник света и распознавать повторяющиеся контуры и узоры. С помощью такого устройства можно найти пару носку, узнать, включен ли свет, и где находится окно.

    Отдельные устройства призваны подсказывать незрячим людям номинал купюр. Небольшие приборы можно носить с собой – деньги достаточно вставить в гнездо, и через пару секунд прибор озвучит номинал купюры. Такие же функции начали появляться в некоторых смартфонах.

    Тифлокомментарий: фотоколлаж. На изображении номер один — небольшой черный приборчик, напоминающий пульт от телевизора, но всего с двумя кнопками: красной и желтой — и динамиком над ними. Это говорящий определитель цвета Colorino. Под ним лежат скрепленные друг с другом карточки с цветами радуги.

    На изображении два — насадка-определитель цвета Fame. Это прибор прямоугольной формы со слегка округлыми сторонами. Всю левую сторону занимает динамик, на правой стороне четыре кнопки, расположенные крестом. На левой кнопке изображение креста, на верхней кнопке стрелка вверх, на нижней — стрелка вниз. На правой кнопке вогнутый круг. Под динамиком крупным шрифтом написано: 312 и мелко: Milestone.

    На изображении 3 ладонь человека держит тонкий прибор длиной около 15 см. Это звуковой определитель цвета LumiTest. Верхняя часть белая с тремя небольшими красными кнопками, внизу прибор черный с круглой белой кнопкой.

    Компьютер на ощупь

    Получать информацию с компьютера, ноутбука или смартфона незрячим и слепоглухим людям помогают дисплеи Брайля. Эти устройства состоят из ячеек и клавиш для чтения с экрана, а также колесиков или джойстиков для перемещения. Они совместимы с разными операционными системами и программами экранного доступа, расширяют возможности последних и делают использование компьютеров еще удобнее для незрячих и слабослышащих людей.

    Модели дисплеев Брайля отличаются своими функциями. Устройства серии EasyLink, например, подключаются к смартфону или компьютеру по bluetooth. С их помощью можно читать документы, отправлять письма и СМС, открывать музыку, составлять графики и редактировать адресную книгу.

    Устройство Focus 40 (изображение 1) позволяет выбрать твердость дисплея и может становиться интерактивным инструментом для преподавания и изучения тактильного шрифта. Модель Focus 80 имеет бесшовный дизайн, а значит, пользователи могут ощущать точки Брайля, как на бумаге. Pac Mate QX440 (изображение 2) подключается к устройствам с помощью USB-кабеля. Производители называют его карманным ПК, в котором помимо буквенной клавиатуры Qwerty есть речевой вывод и дисплей Брайля.

    Сразу несколько функций сочетаются в моделях Alva. Эти компактные устройства также подключаются по USB и позволяют пользователям полностью управлять своим компьютером.

    Тифлокомментарий: фотоколлаж. На изображении под номером один — черный брайлевский дисплей Focus 40. Это прямоугольное устройство, очень похожее на обычную клавиатуру, но вместо кнопок для букв у него сверху восемь кнопок синего цвета, разделенных поровну на две руки для создания текста по Брайлю. Под ними находится непосредственно Брайлевская клавиатура с 40 ячейками, над каждой из которых находится клавиша маршрутизации курсора. Кнопки управления текстом расположены сбоку и снизу. На изображении 2 — тифлокомпьютер Pac Mate QX440. Это устройство серого цвета, разделенное на две части. Сверху это обычная клавиатура для компьютера, снизу к ней прикреплена 40-клеточная 8-точечная брайлевская строка, над каждым из знаков сверху еще по две небольших клавиши. По бокам от строки находятся маленькие колеса управления.

    Принтеры тактильной печати

    Напечатать любой документ тактильным шрифтом могут специальные принтеры, разновидностей которых сегодня множество. Подобрать подходящий можно по массе параметров: на рынке представлены устройства, начиная от самых простых и небольших, заканчивая промышленными, с помощью которых печатают книги.

    Принтер VP EmBraille отличается легкостью и компактностью, VP Columbia предназначен для высокоскоростной работы и может печатать на обеих сторонах листа, экономя бумагу. В модели Romeo Attache ставка сделана на особое качество печати и долговечность, в Romeo Attache Pro есть система голосовой поддержки, которая озвучивает каждое действие. А Romeo 60 работает через Wi-Fi и bluetooth, позволяя печатать файлы с планшета, смартфона или из интернета, просто нажав кнопку на устройстве.

    Принтер ViewPlus Emprint SpotDot совмещает печать рельефно-точечным шрифтом с цветными изображениями. Тот есть внешне напечатанный на нем документ будет выглядеть таким же, как и напечатанный на струйном принтере, но при этом будет иметь брайлевский текст.

    В принтеры Trident и Phoenix производители встроили графический редактор, который позволяет печатать с высоким разрешением графические изображения. Index Everest-D переводит обыкновенный шрифт в азбуку Брайля и обратно, использует простую бумагу и печатает в нестандартных форматах, например, газетном.

    Ну, а на промышленные масштабы рассчитаны принтеры Braillo и Index BrailleBox, способные на выходе делать уже готовые книги и буклеты.

    Как правило, для всех этих принтеров необходима специальная бумага. На ней точки шрифта Брайля получаются четче и ровнее, чем на обычной, да и служит она дольше. Производители предлагают самые разные виды бумаги: универсальные и для конкретных моделей устройств: Thermoform, Zy®fuse Heater, Cyclone, Trident, Phoenix и так далее.

    Есть и другие приборы, работающие со шрифтом Брайля. Среди них дубликаторы текста или, проще говоря, аналоги ксероксов. Они могут печатать копии тактильной графики и текстов за несколько секунд.

    Ну, а убежденным консерваторам производители предлагают брайлевские пишущие машинки. Самой популярной в мире считается машинка Perkins, разработанная в 1951 году в американской школе Перкинс для слепых. Выпускают как традиционные механические устройства, так и электронные машинки с дисплеем и обратной аудиосвязью. Они остаются популярными среди учащихся.

    Тифлокомментарий: на голубом фоне в белом кругу изображение брайлевского принтера красного цвета. Это ViewPlus Emprint SpotDot — прямоугольный прибор с габаритами: 17 х 60 х 43 см. Он имеет округлые очертания. Спереди расположен серый поддон для подачи бумаги.

    Гаджеты для каждого

    По государственным программам слабовидящим людям выдают определенный набор гаджетов, среди которых тактильная трость, тонометр и термометр с речевым выходом, лупа, электронный видеоувеличитель и устройство для чтения «говорящих книг». Для незрячих и слабослышащих пользователей с этого года в список добавили брайлевский дисплей и специализированное программное обеспечение экранного доступа. При необходимости его также пополняют говорящим глюкометром и стационарным видеоувеличителем, рассказали эксперты группы компаний «Исток-аудио».

    Однако обычно пользователи этим не ограничиваются. В «стандартный» набор часто входят говорящие или тактильные гаджеты: мобильный телефон, наручные часы, ультразвуковые трости, звуковые брелоки, маркировщики, диктофоны, кухонные и напольные весы. Кроме того, многие предпочитают иметь ноутбук с синтезатором речи и дисплеем Брайля.

    Научиться пользоваться самыми разными техническими средствами можно на специальных курсах, которые организуют в разных городах при поддержке Всероссийского общества слепых (ВОС). Это так называемые курсы компьютерной грамотности и школы социально-бытовой адаптации. Их организуют при социальных центрах, центрах реабилитации, библиотеках, отделениях ВОС. Занятия также проводят в специальных центрах реабилитации для поздно ослепших.

    В Москве, например, курсы по освоению компьютеров и гаджетов открыты при Культурно-спортивном реабилитационном комплексе. Попасть на них можно жителю любого города, отправив заявку через региональную организацию Всероссийского общества слепых и сайт ksrk-edu.ru.

    Есть в структуре общества и образовательное учреждение, где можно получить профессию, связанную с информационными технологиями. Этим занимается институт «Реакомп», при котором работает первый в России компьютерный центр для незрячих.


    www.specialview.org

    Адреса сайтов для слабовидящих | Министерство труда и социального развития Новосибирской области

    Эта рубрика содержит адреса сайтов, порталов, полезных ссылок, посвященных различным вопросам и проблемам, с которыми сталкиваются люди, имеющие ограничения зрения.

    Все web-ресурсы объединены по общей тематике в 14 разделах. В них представлена деятельность специальных библиотек, электронные периодические издания для слабовидящих людей, информация о выборе профессии и условиях поступления в вузы, о достижениях мировой офтальмологии и возможностях адаптации к миру зрячих людей с помощью обучающих программ и интернет-технологий и так далее.

    Раздел 1. Поддержка семей, в которых растут дети с ограничениями здоровья
    www.speakingtoy.ru — Магазин «Говорящие игрушки»
    http://blind-baby-mama.ru — Центр реабилитации незрячих детей и их родителей «Я и МАМА».
    www.osoboedetstvo.ru — сайт для родителей детей с нарушением развития, специалистов и всех, кому это важно
    www.tiflist.ru — Проект «Мамина школа».  Летняя выездная международная школа родительского мастерства для семей, которые воспитывают незрячих детей.
    www.guidedogs.ru — Учебно-кинологический центр «Собаки-помощники инвалидов»
    www.sona-mar.narod.ru/index.html — Слепой ребенок: воспитание, обучение, адаптация. Личный опыт мамы  Миши  Марголина
    www.mojrebenok.narod.ru — Мой ребенок. Персональный сайт мамы, имеющей ребёнка с ограничениями зрения

    Раздел 2. Сайты общественных объединений, центров, организаций. Защита прав и интересов людей с нарушениями зрения, социальная поддержка, реабилитация, содействие обеспечению равных возможностей, советы начинающим незрячим пользователям ПК и многое другое.
    www.vos.org.ru — Всероссийское общество слепых (ВОС). Перечень предприятий ВОС, новости
    http://ya.ksrk.ru — Молодёжный портал инвалидов по зрению
    http://www.tiflocomp.ru — Информация о программных и аппаратных средствах, благодаря которым незрячий и слабовидящий пользователь может получить доступ к работе на компьютере
    www.divo.tomsk.ru/html/index.htm — Томское региональное общественное движение «Доступное для инвалидов высшее образование»
    www.perspektiva-inva.ru — Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива»

    Раздел 3. Офтальмологические центры, медицинские технологии. Информация о достижениях мировой офтальмологии и офтальмохирургии.
    www.mntk.nsk.ru — ФГУ МНТК Микрохирургия глаза имени академика С.Н.Федорова. Новосибирский филиал
    www.excimerclinic.ru — Офтальмологический центр «Эксимер»
    www.eyenews.ru — Сайт межрегиональной ассоциации врачей-офтальмологов. Все новости офтальмологии.
    www.oftalm.ru — Офтальмология для всех
    www.okozaoko.ru — Всё о зрении, очках и линзах. Бесплатные консультации офтальмолога о нарушении зрения, лечении и профилактике заболеваний глаз
    www.lasik.ru — Международный центр охраны зрения. Виртуальная клиника
    www.spasiglaza.ru — Блог о восстановлении зрения
    www.keratoconus.ru — Cайт о диагностике и лечении глазных заболеваний
    www.medlinks.ru — Вся медицина в Интернет
    www.medpositive.ru — Медтехника и технологии
    www.vglaza.ru — интернет-магазин контакных линз и средств по уходу
    www.tactilevision.ru — «Тактильное Виденье».

    Раздел 4. Специальные библиотеки в России. Общие сведения. 
    www.rgbs.ru — Российская государственная библиотека для слепых. Информация об электронных каталогах и информационных ресурсах, об издательской и научно-методической деятельности библиотеки, о работе Детского и молодежного центров
    www.sibdisnet.ru — Новосибирская областная библиотека для незрячих и слабовидящих
    www.rusblind.ru — Информационный портал специальных библиотек для слепых.

    Раздел 5. Образование. Начальное, среднее и высшее образование в России для людей с нарушениями зрения. Информация об учебных учреждениях, условиях поступления, специальностях, преподавательском составе. Помощь в выборе будущей профессии или сферы занятости.
    www.home-edu.ru — Центр образования «Технологии обучения»
    www.sko34.narod.ru — Липецкая областная коррекционная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей.

    Раздел 6. Электронная периодика. Электронные периодические издания для слабовидящих людей. Новости, официальные документы, консультации специалистов, материалы по реабилитации и образовании.
    www.ochki.net — журнал об очках и контактных линзах
    www.otrajenie2005.narod.ru — Еженедельная сетевая газета «Отражение»
    www.oftalm.ru/inter_m.php — Интернет-журнал «Офтальмология для всех».

    Раздел 7. Аудиокниги. Аудиокнига – разновидность радиоспектакля, озвученная, как правило, профессиональным актёром (а иногда и целой группой). В настоящее время наиболее популярны аудиокниги в формате ogg, mp3. Их можно скачать on-line на данных сайтах.
    www.1001skazka.com — Книги и детские сказки в mp3
    www.bkarlov.narod.ru — Аудиокниги в формате mp3
    www.abook-club.ru — Клуб Любителей АудиоКниг
    www.mp3slovo.com — Библиотека и магазин аудиокниг
    www.soundbook.ru — Студия «Звуковая книга»
    www.bookbookbook.spb.ru — Аудиокниги для всех
    http://www.ayguo.com/audiolist.asp — Русская классика в аудиозаписях
    http://www.av3715.ru/library — Каталог аудиокниг в формате LKF
    www.logosvos.ru — Издательско-полиграфический тифлоинформационный комплекс «Логосвос»
    http://www.sibdisnet.ru/gk2011kv4.html — новые поступления аудиоизданий в фонды Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих
    www.zvukoteks.by — сайт предприятия Звукотэкс» — ведущего производителя озвученной литературы в Беларуси.

    Раздел 8. Тифломагазины. Компании и интернет-магазины , специализирующиеся на товарах для людей с нарушениями зрения.
    www.novision.ru — Компания «NoVision»: говорящие телефоны для слепых и слабовидящих
    www.7micvetik.ru — Интернет-магазин товаров для людей с нарушением зрения «Семицветик»
    www.ucblind.com — Интернет-магазин «Невский берег»
    http://www.smartaids.ru/ — Интернет магазин для инвалидов: тифлотехника для слабовидящих, слепых, незрячих слабослышащих, глухих, для пожилых людей

    Раздел 9. Специализированные магазины
    www.avaks-sibir.ru — Специализированный комиссионный магазин средств реабилитации, г. Новосибирск.

    Раздел 10. Спорт
    www.ksrk.ru — Культурно-спортивный реабилитационный комплекс ВОС
    http://ya.ksrk.ru — Портал Культурно-спортивного реабилитационного комплекса Всероссийского общества слепых.
    www.paralymp.ru — Паралимпийский Комитет России
    www.rezeptsport.ru — Спортивно-информационный сайт социального интернет-проекта «Единая страна»
    http://rating.openstat.ru — Спорт инвалидов, рейтинг 20 сайтов.

    Раздел 11. Компьютерные технологии. Информация о программных и аппаратных средствах, благодаря которым незрячий и слабовидящий пользователь может получить доступ к работе на компьютере. Документация. Софт. Программное обеспечение на основе речевых технологий, обучающие программы, специализированное программное обеспечение.
    www.tiflocomp.ru — Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих
    www.tiflocomp.ru/docs/conference — Высокотехнологичные средства реабилитации для незрячих и слабовидящих Материалы научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 2009). В сборнике представлены материалы, обобщающие исследования и практический опыт в области применения современных технических средств в социальной и профессиональной реабилитации инвалидов Москвы, Санкт-Петербурга и ряда регионов России.
    www.speech-soft.ru — Информационный портал речевых технологий
    www.elecgeste.ru — Лаборатория электроники «Элекжест»
    http://www.elitagroup.ru — Сайт ООО «Элита групп» — дистрибьютора ведущих компаний на рынке тифлотехники

    Раздел 12. Персональные сайты незрячих и слабовидящих людей
    www.usherik.narod.ru — персональный сайт слепоглухого человека — Владимира Павловича Елфимова
    www.evelina.kharkov.ua — персональный сайт инвалида по зрению Эвелины Ахматовой. Cтихи, истории, рисунки
    www.lyubimov.su — персональный сайт Алексея Любимова — психолога, тифлопедагога
    www.masterdi.narod.ru — сайт незрячего художника Дмитрия Дидоренко
    www.mifs2007.narod.ru — Персональный сайт Алексея Северина
    www.souvenir-perm.narod.ru — Ансамбль незрячих музыкантов «Уральский сувенир».

    Раздел 13. Сайты со специальными установками для незрячих и слабовидящих пользователей. Можно менять настройки в соответствии с нарушением зрения и просматривать размещенную информацию.
    www.kremlin.ru или www.президент.рф — Сайт Президента России В.В. Путина
    www.dislife.ru — Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
    www.invak.info — Проект Благотворительного фонда развития компьютерных и информационных технологий для инвалидов

    Раздел 14. Интернет-проекты
    www.nativekeys.mostinfo.ru — Проект «Native Keys» — скрипты к программе Jaws, обеспечивающие доступ к музыкальной студии Cake Walk Sonar Producer Edition
    www.tiflocomp.ru — Портал «Компьютерные технологии для незрячих и слабовидящих»
    www.tex2brl.narod.ru — Тематический сайт о преобразовании математических текстов формата Latex в брайлевское представление

    mtsr.nso.ru

    Представления слепых и слабовидящих

    Представления слепых и слабовидящих отличаются от образов памяти зрячих качественно. Характерными осо­бенностями этих представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм.

    Фрагментарность представлений частично зрячих и слабовидящих проявляется в том, что в образе объекта зачастую отсутствуют многие существенные детали. В результате образ неполон, лишен целостности, а иногда и неадекватен отображаемому объекту. Фрагментарность представлений с дефектами зрения отчетливо проявля­ется при воспроизведении образов путем лепки, рисова­ния или моделирования, а также при узнавании объек­та. Неполное и неточное отображение предметов ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков. Например, в образе лисы для не­зрячего ребенка наиболее важной деталью может являть­ся пушистый хвост, а в образе зайца — короткий хвост. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность является причиной несоответствия образа оригиналу. Неадекватность образов отчетливо проявляется при по­вторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй — короткие.

    Схематизм особенно отчетливо проявляется при реп­родуцировании образов, бедных деталями и поэтому слабо дифференцированных. Так, слепые и слабовидящие не могут установить различие между птицами одного вида, зерновыми растениями и т.п. в не только на основе имею­щихся представлений, но и вовремя восприятия, В пер­вом случае они отмечают лишь наличие головы, тулови­ща, крыльев и двух ног? а во втором — колоса и стебля. Наиболее же характерные признаки — форма, величина и др. — остаются в тени, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта.

    С невозможностью осязательно или зрительно вос­принимать те или иные объекты в целом- или их отдель­ные свойства связана и такая характерная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сто­рону преодоления последнего или полное отсутствие чув­ственных элементов в словесном описании объектов. Например, описывая, мухомор, незрячий (слепорожден­ный) ученик говорит, что это гриб с красной шляпкой, покрытый белыми пятнами «При воспроизведении образа путем лепки оказывается, что конкретного единично­го представления о мухоморе у ученика нет — он лепит гриб, лишенный каких бы то ни было характерных при­знаков мухомора.

    Практика обучения в специальных школах показы­вает, что при правильно организованной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают запас пред­ставлений, обеспечивающий возможность достаточно точной ориентации в окружающем мире.

    Память слепых и слабовидящих

    Важнейшим процессом памяти является запомина­ние, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. Среди осо­бенностей процесса запоминания того или иного мате­риала слепыми и слабовидящими школьниками, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостаточное развитие логической памяти обусловлено своеобразием восприятия и связанными с ним особенностями мышления. Речь идет, в частности, о тех трудностях, которые слепые и слабовидящие ис­пытывают в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классифика­ция и т. д. Но несмотря на недостаточный уровень раз­вития логической памяти, у детей с нарушенными зри­тельными функциями запоминание материала, имеющего смысловые связи, протекает успешнее, нежели материа­ла, не связанного смысловыми отношениями.

    Кроме того, у слепых и слабовидящих школьников слабее, чем у нормально видящих, проявляется действие «закона края», согласно которому лучше запоминаются начало и конец материала. Слепые и слабовидящие наи­более продуктивно запоминают начало материала.

    Несмотря на наличие некоторых специфических осо­бенностей, процесс запоминания у слепых и слабовидя­щих подчиняется тем же закономерностям, которые имеют место в норме. Это подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом, лучшим запоминанием слов, не имеющих смысловых связей, в младшем школьном возрасте.

    Психологическое объяснение замедленного развития процесса запоминания у слепых и слабовидящих иссле­дователи находят в недостатке наглядно-действенного опыта, повышенной утомляемости. Ранняя коррекция психической деятельности слепых и слабовидящих яв­ляется достаточно надежной профилактикой подобных отклонений.

    Сохранение и забывание — процессы памяти, отра­жающие прочность и динамичность временных нервных связей, — зависят от качества усвоения материала, его значимости для индивида, числа повторений. У слепых и слабовидящих наряду с длительным сохранением мож­но наблюдать быстрое забывание. Своеобразие протека­ния этих процессов памяти в первую очередь обусловле­но тем, что такие дети не располагают достаточными возможностями для повторного восприятия материала. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к угасанию.

    Быстрое забывание усвоенного материала объясняет­ся и недостаточной значимостью объектов и обозначаю­щих их понятий, о которых слепые могут получить толь­ко вербальное знание.

    Однако недостатки процесса сохранения, возникаю­щие как следствие нарушений в сфере чувственного от­ражения, могут быть в значительной мере устранены при дифференцированном, учитывающем состояние зритель­ного анализатора наглядно-действенном обучении сле­пых и слабовидящих.

    Узнавание как деятельность, в процессе которой со­поставляется образ памяти с объектом восприятия, за­висит от того, насколько полно и точно в прошлом и настоящем было и есть восприятие, от того, какие — существенные или несущественные — свойства и при­знаки были выделены и теперь сравниваются.

    Формирующиеся у слепых и слабовидящих слабо диф­ференцированные, фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объек­тов. Узнавание объектов при дефектах зрения осуществ­ляется замедленно и менее полно, чем в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от ос­троты зрения. Так, у слабовидящих по сравнению с час­тично зрячими она возрастает примерно в 1,5 раза.

    . Узнавание как способность соотносить, сопоставлять объекты восприятия и образы памяти развивается у сле­пых и слабовидящих так же, как ив норме, постепенно и зависит от чувственного опыта. Ограниченность пос­леднего при нарушениях функций зрительного анализа­тора замедляет развитие этого процесса.

    В процессе специально организованного обучения не­зрячие, частично зрячие и слабовидящие овладевают со­ответственно навыками осязательного, осязательно-зри­тельного и зрительного узнавания. Процесс узнавания претерпевает серьезные качественные и количественные изменения и приближается к норме. Восприятие, в отли­чие от узнавания, предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. В ряде исследова­ний памяти слепых и слабовидящих отмечается недоста­точно полное и замедленное воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются отмечавшиеся выше недостатки запоминания и сохранения.

    Приобщение лиц с глубокими поражениями зритель­ного анализатора к различным видам деятельности и широкое использование всех сохранных анализаторов, а также остаточного зрения явится стимулом и объектив­ным условием для гармоничного развития всех видов (словесно-логической, образной, эмоциональной и дви­гательной) памяти.

    Мышление

    В познавательной деятельности, в компенсации и коррекции нарушенных и недоразвитых функций огром­ную роль играет мышление, т. е. высшая форма обоб­щенного отражения действительности. Мышление чело­века теснейшим образом связано со словом. В мысли­тельной деятельности ребенка, связанной с чувственным познанием и практикой, значительную роль играют зна­ния. Чем выше уровень знаний, тем полнее и разносто­роннее мыслительные операции.

    Физиологические механизмы мышления у слабовидя­щих и нормально видящих одни и те же. Мыслительные операции, логика, стадии мышления у слабовидящих подчиняются законам, которые являются общими для всех детей. Рядом авторов показано, что развитие мышления не зависит от степени нарушения зрения (М. И. Земцова, А. Г. Литвак, В. Фромм, Я. Ясенский и др.). Мышление может быть высоко развито даже у абсолютно слепых. Человеческое мышление носит речевой характер. Обоб­щающая роль слова в познании действительности имеет важное компенсаторное значение и помогает слабовидя­щим даже при глубоком нарушении зрения выйти за пре­делы обедненного чувственного опыта. В ходе обучения и целенаправленной практической деятельности у слабови­дящих, как и у нормально видящих, изменяется соотно­шение между чувственным и словесно-логическим позна­нием. С помощью активной мыслительной деятельности и речи восполняются обусловленные нарушением зрения пробелы непосредственного чувственного опыта. Учащи­еся с очень низким зрением и даже полностью слепые могут получать глубокие знания, используя резервные компенсаторные возможности мыслительной деятельнос­ти. Опираясь на знания, слабовидящие школьники могут делать обобщающие выводы относительно многих пред­метов, процессов, явлений, которые ими никогда непос­редственно не воспринимались.

    Внимание

    Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри ощущений, восприятий, памяти, мышления и других процессов как сосредоточе­ние сознания на отражаемом объекте. Избирательная на­правленность внимания обеспечивает особую ясность и отчетливость осознания объекта. Включение внимания в тот или иной процесс существенно изменяет его, превра­щая в направленную деятельность. Внимание обеспечивает также сосредоточение сознания на объекте деятельнос­ти при одновременном его отвлечении от всего посторон­него, мешающего деятельности в заданном направлении. Выпадение или нарушение зрительных функций при слепоте делает невозможным или затрудняет зритель­ное отражение мира, в результате чего из сферы ощуще­ний и восприятий выпадает огромное количество сигналов, информирующих человека о важнейших свойствах предметов и явлений. Совершенно очевидно, что ком­пенсация этих пробелов’ в чувственном опыте возможна. только при активизации деятельности сохранных орга­нов чувств. В этой активизации существенная роль при­надлежит вниманию. Внимание’ характеризуется рядом свойств (объем, концентрированность, устойчивость, отвлекаемость), проявление и развитие которых у слепых имеют не­которые особенности. Например, затруднения в сфере восприятия отрицательно сказываются на объеме, переключаемости и устойчивости внимания. Замедленное и недостаточно полное восприятие препятствует разнооб­разию впечатлений и действий, что является одним из важнейших условий устойчивости внимания: скорость переключения внимания связана со скоростью и точнос­тью восприятия; такая же зависимость наблюдается между качеством восприятия и объемом внимания.

    Специфичным для слепых является также значение некоторых свойств внимания для деятельности. Так, при ориентировке в большом пространстве необходима хоро­шая распределяемость внимания, тогда как его концен­трация, широко представленная в аналогичных процес­сах у зрячих, для слепых попросту вредна. Действительно; выпадение зрительных ощущений может быть компенсировано только при условии рецепции всех осталь­ных раздражителей, сосредоточение же сознания толь­ко на каком-либо одном виде раздражителей не может дать целостного образа, в результате чего снижается точ­ность ориентировки.

    Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения в процессе познавательной и трудовой деятель­ности, требуют от них гораздо более внимательного от­ношения к ряду операций, В результате подсознательно формируется установка на более тщательный контроль за своими действиями. Например, если нормально видя­щий ориентируется на местности преимущественно ав­томатически, то слепой почти все время должен внима­тельно наблюдать (вслушиваться, осязать, обонять) за происходящими вокруг него изменениями обстановки. Если у нормально видящего сравнительно легко форми­руются целостные образы объектов, то слепой, лишен­ный возможности одномоментно охватить их взглядом, должен гораздо более внимательно обследовать их, что­бы образы были адекватны оригиналам,

    В заключение следует заметить, что слепота вносит некоторые специфические особенности в развитие и про­явление внимания. Однако в целом развитие внимания слепых подчиняется тем же закономерностям, что и у нормально видящих, и может достигать такого же уров­ня развития.

    studfiles.net

    Дефектологический словарь — Слабовидящие дети

    дети, обладающие остротой зрения на лучше видящем глазу с использованием обычных средств коррекции (очки) от 0,05 до 0,2, а также дети с более высокой остротой зрения, но имеющие некоторые другие нарушения зрительных функций (напр., резкое сужение границ поля зрения).

    Слабовидение наступает в результате глазных болезней, которые, однако, нельзя рассматривать вне связи с состоянием организма в целом; часто они являются проявлением общего заболевания. Большая часть случаев слабо-видения у детей наступает вследствие аномалий рефракции глаза.

    Встречающиеся у детей дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, незаконченные атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойка сетчатки и т. д., к стационарным — пороки развития: мйкрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм (еж.) высоких степеней и не прогрессирующие последствия заболеваний и операций— стойкие помутнения роговицы, катаракта, послеоперационная афакия (отсутствие хрусталика и др.).

    Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у С. д. отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для С. д. характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.

    Однако слабое зрение остается у С. д. ведущим анализатором, как и у нормально видящих. С. д. пользуются зрением как основным средством восприятия. У С. д. осязание не замещает зрительных функций, как это происходит у слепых.

    С. д. дошкольного возраста могут воспитываться в массовом детском саду, где должны быть учтены их индивидуальные особенности. С. д. дошкольного возраста развиваются так же, как и дети с нормальным зрением, если им дают пояснения и показывают предметы, которые не могут быть ими самостоятельно восприняты. С. д. могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.

    Если врач-офтальмолог назначил ребенку очки, родители должны следить за тем, чтобы он правильно их носил, постоянно ими пользовался, а также строго соблюдал рекомендации глазного врача.

    В том случае, если слабовидящий ребенок начинает учиться в массовой школе, темп его работы быстро отстает от темпа работы остальных учеников. Это приводит к неуспеваемости или успеваемости ниже его возможностей. Ребенок в таких условиях становится раздражительным, проявляет негативизм, обособляется от коллектива.

    Обучение С. д. должно проходить в особых условиях, способствующих охране слабого зрения, облегчающих зрительное восприятие и предотвращающих утомление. К ним относятся применение назначенных офтальмологом средств коррекции зрения: обычных (очки) и специальных (лупы, телескопические очки), повышенная освещенность рабочего места, специальные учебные пособия, рациональный режим зрительной работы.

    В Советском Союзе С. д. обучаются в спец. школах-интернатах, спец. классах при школах слепых. Методы учебной и воспитательной работы со С. д. принципиально не отличаются от методов работы с нормально видящими, но строятся с учетом особенностей, обусловленных слабым зрением уч-ся.

    Важнейшая задача в учебно-воспитательной работе со С. д. — охрана их слабого зрения и его разумная тренировка. Для этого в учебных помещениях, где занимаются С. д., установлены повышенные нормы освещенности. При искусственном освещении лампами накаливания освещенность на рабочей поверхности (крышке парты) должна достигать 500 люкс, а при люминесцентных светильниках — 600 люкс. Естественная освещенность учебных помещений обеспечивается отношением площади застекленной поверхности окон к площади пола как 1 : 3. На окнах в классах рекомендуется иметь светлые занавески, закрывающие отдельно верхнюю и нижнюю части окна, чтобы можно было в соответствии с особенностями зрения каждого учащегося регулировать естественную освещенность отдельных парт в течение дня. Во всех помещениях исключается прямая и отраженная блескость. Стены классов и других школьных помещений окрашиваются масляными красками различных оттенков зеленого и желтого цветов очень слабой насыщенности.

    Для освещения рабочего места слабовидящего ученика дома рекомендуется настольная лампа с абажуром молочного стекла; мощность электрической лампы избирается в зависимости от состояния зрения ребенка после консультации с глазным врачом.

    Специальные одноместные школьные парты для С. д. обеспечивают правильную посадку при -чтении, письме, рисовании, рассматривании иллюстраций и т. д. и дают возможность располагать книги и тетради на необходимом расстоянии от глаз. Конструкция специальной парты, разработанная Институтом глазных болезней им. Г. Гельм-гольца, предусматривает также возможность укрепления лупы на подвижном шарнире.

    В младших классах школы С. д. применяются учебники с крупным шрифтом. Для обучения письму пользуются тетрадями со специальной, более четкой, разлиновкой.

    Учебно-наглядные пособия в школах С. д. способствуют уточнению представлений у детей и отвечают требованиям охраны слабого зрения: в них отсутствуют резкие контрасты (для черных силуэтных изображений фон делается не белый, а светло-желтый или светло-зеленый), усилена четкость шкал, схемы, рисунки, географические карты разгружены от мелких элементов. Хорошие результаты дает применение на уроках диапозитивов и диафильмов, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры.

    Особое внимание уделяется таким методам обучения, как лабораторные работы, экскурсии, работа на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских.

    Замедленный темп уч. занятий, требующих участия зрения, применение наглядных пособий, доступных восприятию с помощью слабого зрения, сочетание фронтальных методов с индивидуальными облегчают С. д. овладение знаниями, умениями и навыками. Проводится систематическая работа по расширению запаса представлений и уточнению их.

    Учебная работа, требующая участия зрения, чередуется с устными формами занятий. Для охраны зрения С. д. необходимо делать перерывы в зрительной работе (чтение, письмо, рассматривание иллюстраций) через каждые 10—15 мин.

    Многим С. д., в зависимости от характера заболевания, приведшего к снижению зрения, противопоказана большая физическая нагрузка, что также учитывается при обучении, занятиях физической культурой, трудовой подготовке.

    Соблюдение требований охраны слабого зрения и разумная тренировка его приводят к развитию зрительного восприятия, к обогащению и уточнению имеющихся у С. д. представлений, а в целом ряде случаев — и к улучшению зрения.

    Выпускники советских школ для С. д. получают общее и политехническое образование в объеме массовой школы и профессионально-трудовую подготовку. По окончании школы слабовидящие, имеющие остроту зрения в пределах 0,05—0,08, работают в основном на предприятиях Об-ва слепых; остальные поступают на работу на общих основаниях с выпускниками массовых школ; многие слабовидящие продолжают свое образование в техникумах, вузах.

    www.defectology.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *