Звуки согласных – : , , (1-4 )

Содержание

Согласные звуки

сываться по сценической площадке.

Группа согласных звуков характеризуется тем, что при их произнесении выдыхаемая струя воздуха встречает в ротоглоточной полости различного рода преграды, при преодолении которых происходят шумы, различающиеся по способу артикуляции, по участию голоса в формировании звука, по месту образования и по артикулирующим органам, а так же по акустическому характеру. Четкое произношение согласных звуков обеспечивает внятность речи. Основная функция согласных звуков – создание ритма. Если без гласных наша речь немелодична, неблагозвучна, то без согласных – непонятна, бесформенна и бездейственна.

По твердости-мягкости

  • б-б’, в-в’, г-г’, д-д’, ж-ж’, з-з’, к-к’, л-л’, м-м’, н-н’, п-п’, р-р’, с-с’, т-т’, ф-ф’, х-х’, ш-ш’

  • Всегда твердый: ц

  • Всегда мягкие: ч, щ

  1. По восприятию на слух

  • Шипящие: ж, ш, ч, щ

  • Свистящие: с, з, ц

  • Сонорные: л, м, н, р

  1. По участию голоса и шума

  • Шумные: к, х, п, ф, т, с, ш, ч, ц, г, б, д, з, ж

  • Сонорные: л, м, н, р

  • Промежуточные: j, в

  1. По месту образования

  • Губные: п, б

  • Губно-зубные: в, ф

  • Заднеязычные: к, г, х

  • Переднеязычные: т, д

  1. По характеру преграды, образуемой органами артикуляции

  • Смычные: п, б, т, д, к, г (со своими мягкими вариантами)

  • Щелевые: ф, в, с, з, ш, ж, ш’, х, j (со своими мягкими вариантами)

  • Аффрикаты: ц,ч

Именно благодаря согласным звукам в сценическом звучании актера появляются смыслы. Говорят: «Гласные звуки – река. Согласные — берега», т.к. только согласные звуки могут создавать ритм и, соответственно, мысль.

При правильном произношении согласных самое важное – не «выговаривать» их, т.е. не прикладывать к произнесению лишних мышечных усилий. Потому что при этом звук теряет подвижность, не вытекает из предшествующего, а как будто существует изолированно. Мышцы артикуляционных органов должны быть подвижными и эластичными. Этого можно добиться, заботясь о преодолении воздушной струей препятствий, создаваемых органами артикуляции. Постарайтесь прочувствовать мышечное препятствие в артикуляции и приучить себя преодолевать его без усилий.

Проверим, как организуем мы свой речевой аппарат для произнесения согласных звуков, какие допускаем небрежности, неточности, влекущие за собой речевые дефекты.

Объединим сейчас некоторые звонкие и глухие согласные:

Звуки П – Б

Звуки П и Б – губно-губные, смычно –взрывные. Звуки П – П’ – глухие , а Б – Б’ – звонкие.

Образуются эти звуки при смыкании верхней и нижней губы. Под напором воздуха губы размыкаются, язык при этом свободен, не напряжен, мягкое небо поднято.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите звуки П – Б – П – Б – П – Б – П – Б. Следите за тем, чтобы не надувались щеки. Это происходит тогда, когда мы направляем звуки вертикально, в небо.

Упражнение 2

Произнесите звукосочетания:

  • ПУ, ПО, ПА, ПЭ, ПЫ, ПИ

  • БУ, БО, БА, БЭ, БИ, БЫ

Упражнение 3

Произнесите слитно:

  • ПУББУ, ПОББО, ПАББА, ПЭББЭ, ПИББИ, ПЫББЫ.

  • БУППУ, БОППО, БАППА, БЭППЭ , БИППИ, БЫППЫ.

Ударение в этих звукосочетаниях, как и последующих, будет падать на первый слог.

Звуки Т – Д

Звуки Т – Д – переднеязычные, зубные, смычно-взрывные. Т – Т’ – глухие, Д – Д’ – звонкие. В мягкой позиции спинка языка должна подниматься к твердому небу, если этого не происходит, то возникает дефект, который называется «тсяканье» и «дзяканье».

Упражнения для постановки согласных

Упражнение 1

Произнесите звуки: Т – Д, Т – Д, Т – Д. Постарайтесь имитировать стук колес поезда.

Упражнение 2

Произнесите звукосочетания:

  • ТУ,ТО, ТА, ТЭ,ТИ, ТЫ.

  • ДУ, ДО, ДА, ДЭ, ДИ, ДЫ,

  • ТУДДУ,ТОДДО,ТАДДА,ТЭДДЭ, ТИДДИ, ТЫДДЫ.

  • ДУТТУ, ДОТТО, ДАТТА,ДЭТТЭ,ДИТТИ, ДЫТТЫ.

  • ТУДДУТ, ТОДДОТ, ТАДДАТ, ТЭДДЭТ, ТИДДИТ, ТЫДДЫТ

  • ДУТТУТ, ДОТТОД, ДАТТАД, ДЭТТЭД, ДИТТИД, ДЫТТЫД

Не забывайте, что ударение в многосложных звукосочетаниях приходится на первый слог.

Звуки В – Ф

Звуки В – Ф – губно-зубные, щелевые. В – В’ – звонкие, Ф – Ф’ – глухие. Они возникают тогда, когда верхние зубы находятся на краях нижней губы. При этом язык свободен, мягкое небо поднято.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите звуки: В – Ф, В – Ф, В – Ф, В – Ф…

Упражнение 2

Произнесите звукосочетания:

  • ВУ, ВО, ВА, ВЭ, ВИ, ВЫ

  • ФУ,ФО,ФА,ФЭ,ФИ,ФЫ

  • ВУФФУ,ВОФФО,ВАФФА,ВЭФФЭ,ВИФФИ,ВЫФФЫ

  • ФУВВУ, ФОВВО, ФАВВА,ФЭВВ,ФИВВИ,ФЫВВФЫ

Звуки К – Г – Х

Звуки К – Г – Х – заднеязычные, смычно-взрывные. К – К’ – глухие, Г – Г’ – звонкие.

Звук Х – заднеязычный, щелевой, аффрикатный. При образовании звуков К – Г спинка языка вытянута и касается твердого неба, звук возникает при отрыве струей воздуха спинки языка от твердого неба. При этом поднимается мягкое небо.

Звук Х получается, если между небом и спинкой языка образуется щель.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите :

  • К-Г-Х…………

  • КУ, КО, КА, КЭ, КИ, КЫ

  • ГУ, ГО,ГА, ГЭ ,ГИ, ГЫ

  • ХУ,ХО, ХА, ХЭ, ХИ, ХЫ

  • КУГГУ, КОГГО, КАГГА, КЭГГЭ, КИГГИ, КЫГГЫ

  • ГУККУ, ГОККО, ГАККА, ГЭККЭ, ГИККИ, ГЫККЫ

  • ГУХХУ, ГОХХО,ГАХХА, ГЭХХЭ, ГИХХИ,ГЫХХЫ.

Звуки Л – Р

Л – сонорный, переднеязычный, зубной, смычнопроходной;

Р – сонорный, переднеязычный, небный, дрожащий.

При правильном произнесении звука Л рот открыт, а кончик языка упирается в альвеолы верхних зубов. При произнесении Л’ кончик языка и его часть упираются в верхние зубы. При правильном произнесении звука Р рот открыт, кончик языка загибается поднимаясь к верхним резцам, вибрирует. При произнесении звука Р’ спинка языка дополнительно поднимается к мягкому небу, язык напряжен, и вибрирует у верхних альвеол.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

  • Л, Р, Л, Р, Л’, Р’…….

  • ЛУ, ЛО, ЛА, ЛЭ, ЛИ, ЛЫ, РУ, РО, РА, РЭ, РИ, РЫ

  • ЛУЛЛУ, ЛОЛЛО, ЛАЛЛЛА, ЛЭЛЛЭ, ЛИЛЛИ, ЛЫЛЛЫ

  • РУРРУ, РОРРО, РАРРА, РЭРРЭ, РИРРИ, РЫРРЫ

  • ЛУЛЛУ, ЛУЛЛО, ЛУЛЛА, ЛУУЭ, ЛУЛЛИ, ЛУЛЛЫ

  • ЛУЛЛУ, ЛОЛЛУ, ЛАЛЛУ, ЛЭЛЛУ, ЛИЛЛУ, ЛЫЛЛУ

Задание:

Составьте свои комбинации со звуком Л и Р, меняя гласную или в первом слоге , или во втором, используя линейку гласных.

Упражнение 2

Произнесите:

  • РЛУ, РЛО, РЛА, РЛЭ, РЛИ, РЛЫ

  • ЛРУ, ЛРО, ЛРА, ЛРЭ, ЛРИ, ЛРЫ

Упражнение 3

Поиграйте звукосочетаниями: РЛУ – ЛРУ, РЛО – ЛРО, РЛА – ЛРА, РЛИ – ЛРИ, РЛЫ – ЛРЫ.

Произнесите эти звуки слитно: РЛУ – ЛРУ – РЛО – ЛРО – РЛА – ЛРА – РЛЭ – ЛРЭ – РЛИ – ЛРИ – РЛЫ – ЛРЫ.

Задание:

Составьте комбинации звукосочетания ЛРУ-РЛУ…..

Упражнение 4

Соедините эти звукосочетания: РЛУ-ЛРУ-РЛУ, РЛО-ЛРО-РЛО, РЛА-ЛРА-РЛА-РЛЭ-ЛРЭ-РЛЭ, РЛИ-ЛРИ-РЛИ, РЛЫ-ЛРЫ-РЛЫ.

Упражнение 5

Произнесите эти звукосочетания слитно: РЛУ-ЛРУ-РЛУ-РЛО-ЛРО-РЛО-РЛА-ЛРА-РЛА-РЛЭ-ЛРЭ-РЛЭ-РЛИ-ЛРИ-РЛИ-РЛЫ-ЛРЫ-РЛЫ

Задание:

Составьте свои сложные комбинации со звуками Р и Л, используя линейку гласных.

Звуки М – Н

Звуки М – Н – сонорные звуки, в образовании которых принимают участие голосовые складки. Звук М – губной, смычно-проходной. При его образовании язык свободен, мягкое небо поднято. При произношении воздух проходит через нос. При образовании звука Н – язык поднят к небу и передней частью прижат к верхним передним зубам, при произношении воздух проходит через нос.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

  • М, Н………….

  • МУ, МО, МА, МЭ, МИ, МЫ

  • НУ, НО, НА, НЭ, НИ, НЫ

  • МУММУ,МОММО, МАММА, МЭММЭ, МИММИ, МЫММЫ

  • НУННУ,НОННО,НАНННА,НЭННЭ,НИННИ,НЫННЫ

Упражнение 2

Измените окончание:

  • МУММО ,МОММО,МАММО,МЭММО,МИМММО,МЫМММО

  • МУММА, МОММА, МАМММА, МЭМММА, МИММА, МЫМММА

  • МУММЭ,МОМММЭ, МАММЭ, МЭММЭ, МИММЭ,МЫММЭ

  • МУММИ, МОММИ, МАММИ,МЭММИ, МИММИ, МЫММИ

  • МУММЫ,МОММЫ , МАММЫ, МЭММЫ, МИММЫ, МЫММЫ

Упражнение 3

Поменяйте согласные звуки звукосочетаний: НУММУ-МУННУ, НОММО-МОННО, НАММА-МАННА, НЭММЭ-МЭННЭ, НИММИ-МИННИ, НЫММЫ-МЫННЫ

Упражнение 4

Произнесите эти звукосочетания слитно, как бы раскачивая колокол: НУММУ-МУННУ-НУММУ-НОММО-МОННО-НОММО-НАММА-МАННА-НАММА-НЭММЭ-МЭННЭ-НЭММЭ-НИММИ-МИННИ-НИММИ-НЫММЫ-МЫННЫ-НЫММЫ

Задание:

Составьте свои комбинации со звуками М и Н.

Звуки С-З

Звуки С и З – переднеязычные, зубные, щелевые. С – С’ – глухие, З – З’ – звонкие. При правильном произнесении С – губы растянуты, зубы сближены, кончик языка лежит у нижних резцов. Произносить звук нужно легко, без излишнего напряжения. При произнесении звука З артикуляция как и при произнесении С , но звучит с голосом.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

  • С-З, С-З,…С’-З’, С’-З’……..

  • СУ, СО, СА, СЭ, СИ, СЫ

  • ЗУ, ЗО, ЗА, ЗЭ, ЗИ, ЗЫ.

Упражнение 2

Усложните наши звукосочетания:

  • СУЗЗУ, СОЗЗО, САЗЗА, СЭЗЗЭ, СИЗЗИ, СЫЗЗЫ

  • ЗУССУ,ЗОССО, ЗАСС, ЗЭССЭ, ЗИССИ, ЗЫССЫ.

Упражнение 3

Произнесите слитно: СУЗЗУ-ЗУССО-СУЗЗУ-СОЗЗО-ЗОССО-СОЗЗО-САЗЗА-ЗАССА-САЗЗА-СЭЗЗЭ-ЗЭССЭ-СЭЗЗЭ-СИЗЗИ-ЗИССИ-СИЗЗИ-СЫЗЗЫ-ЗЫССЫ-СЫЗЗЫ.

Задание:

Составьте свои комбинации со звуками С и З, используя линейку гласных.

Звук Ц

Звук Ц – переднеязычный, твердый, смычно-щелевой. Этот звук состоит из двух звуков – Т и С. При произнесении звука Ц кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя его часть прижимается к верхним альвеолам.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

  • Т-С, Т-С, Ц, Ц

  • ЦУ, ЦО, ЦА, ЦЭ, ЦЫ, ЦЫ

  • ЦУЦЦУ, ЦОЦЦО, ЦАЦЦА, ЦЭЦЦЭ, ЦЫЦЦЫ, ЦЫЦЦЫ.

Не забывайте про ударение на первый слог.

Задание:

Измените гласную в начале или в конце звукосочетания, следуя линейке гласных.

Упражнение 2

Произнесите слитно:

ЦУЦЦУЦУЦ-ЦОЦЦОЦОЦ-ЦАЦЦАЦАЦ-ЦЭЦЦЭЦЭЦ-ЦЫЦЦЫЦЫЦ-ЦЫЦЦЫЦЫЦ.

Задание:

Удлините звукосочетания и, при всей их многослоговости, следите за тем, чтобы ударение падало на первый слог.

Звуки Ш-Ж

Звуки Ж и Ш – переднеязычные, небные, щелевые. Ш — глухой, Ж – звонкий. При правильном произнесении – кончик языка поднят и загнут к небу, к верхним альвеолам, но не касается их, губы разомкнуты и слегка вытянуты вперед.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

  • Ш-Ж, Ш-Ж……..

  • ШУ, ШО, ША, ШЫ, ШЫ

  • ЖУ, ЖО, ЖА, ЖЭ, ЖЫ, ЖЫ.

Упражнение 2

Произнесите слитно: ЖУШШУ-ЖОШШО-ЖАШША-ЖЭШШЭ- ЖЫШШЫ-ЖЫШШЫ.

Задание:

Поменяйте звуки Ж на Ш и наоборот и так же слитно произнесите их.

Упражнение 3

Произнесите следующую комбинацию: ЖУШШУЖУШ-ЖОШШОЖОШ-ЖАШШАЖАШ-ЖЭШШЭЖЭШ-ЖЫШШЫЖЫШ-ЖЫШШЫЖЫШ.

Задание:

Предложите свою комбинацию, увеличивая количество слогов, меняя местами согласные звуки, выдерживая линейку гласных.

Звуки Ч-Щ

Звук Ч – переднеязычный, смычно-щелевой. Звук Щ – переднеязычный, небный, щелевой. В группе шипящих эти звуки занимают особое место по своей сложности. Звук Ч состоит из звуков Т’ и Щ, а Щ – из Ш’Ш’Ш’.

Упражнения для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите:

  • Ч, Щ, Ч, Щ, Ч, Щ,……

  • ЧЮ, ЧЕ, ЧЯ, ЧЕ, ЧИ, ЧИ

  • ЩЮ, ЩЕ, ЩЯ, ЩЕ, ЩИ, ЩИ.

Упражнение 2

Произнесите слитно: ЧЮЩЩЮ-ЧЕЩЩЕ-ЧЕЩЩЕ-ЧИЩЩИ-ЧИЩЩИ.

Задание:

Поменяйте согласные звуки местами Ч на Щ и, наоборот, произнесите это слитно.

Упражнение 3

Составьте новую комбинацию звуков: ЧЮЩЩЮЧЮЩ-ЧЕЩЩЕЧЕЩ-ЧЯЩЩЯЧЯЩ-ЧЕЩЩЕЧЕЩ-ЧИЩЩИЧИЩ.

Задание:

Составьте свой вариант комбинации

Звук Й (j)

Звук Й — среднеязычный, щелевой. По артикуляции он близок к гласному И, но при его произнесении язык кончиком и краями передней части больше упирается в нижние зубы. Мягкое небо поднято. Голосовые складки колеблются. Этот звук принято считать полугласным.

Упражнение для постановки звуков

Упражнение 1

Произнесите слитно: ЮЙ – ЕЙ – ЕЙ – ЙЙ – ЙЙ.

После того, как вы сравнили вашу артикуляцию при произнесении согласных звуков со знаниями, полученными в данном методическом пособии, продолжайте работу по совершенствованию своего речевого аппарата. Эту работу после индивидуальных занятий с педагогом, вы можете выполнять самостоятельно. Контролируя положение артикуляционных органов, с помощью ощущений добивайтесь правильной постановки звука (используйте в тренировках зеркало). Следите за правильным произношением не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Вы можете составить свои комплексные упражнения для совершенствования дикции, используя приведенные ниже таблицы звукосочетаний и скороговорки, которые помогут настроить артикуляционный аппарат не только перед занятиями по сценической речи, но и перед занятиями по актерскому мастерству, а в будущем – перед спектаклями.

П – Б

Односложные сочетания

Двухсложные сочетания

Трехсложные сочетания

  • Птку-птко-птка-пткэ-птки-пткы

  • Бдгу-бдго-бдга-бдгэ-бдги-бдгы

  • Пткупт-пткопт-пткапт-пткэпт-пткипт-пткыпт

  • Бдгубд-бдгобд-бдгабд-бдгэбд-бдгибд-бдгыбд

  • Пткуп-нус пткоп-нос пткап-нас пткэп-нэс пткип- нис пткып-ныс

  • Бдгуб-нус бдгоб-нос бдгаб-нас бдгэб-нэс бдгиб-нис бдгыб-ныс

ВАЖНО!!!

Следите за тем, чтобы ударение падало только на первый слог, т.е ударные пткуп, пткоп и т.д., а безударные соответственно: нус, нос, нас и т.д.

Задание:

составьте свои двусложные сочетания, используя данный пример.

  • Птку-пу-руц птко-по-роц птка-па-рац пткэ-пэ-рэц птки-пи-риц пткы-пы-рыц

  • Бдгу-бу-руц бдго-бо-роц бдга-ба-рац бдгэ-бэ-рэц бдги-би-риц бдгы-бы-рыц

  • Птку-бу-пуц птко-бо-поц птка-ба-пац пткэ-бэ-пэц птки-би-пиц пткы-бы-пыц

  • Бдгу-пу-буц бдго-по-боц бдга-па-бац бдгэ-пэ-бэц бдги-пи-биц бдгы-пы-быц

  • Пруш-пус-пус прош-пос-пос праш-пас-пас прэш-пэс-пэс приш-пис-пис прыш-пыс-пыс

  • Бруш-пус-бус брош-пос-бос браш-пас-бас брэш-пэс-бэс бриш-пис-бис брыш-пыс-быс

ВАЖНО!!!

Контролируйте ударение на первом слоге.

Задание:

Составьте свои трехсложные сочетания, используя звуки Б и П

studfiles.net

Согласные звуки Волжский класс

Как отличить согласный звук от гласного звука?

  • Согласный звук состоит из шума или из шума и голоса.

  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (губы, зубы, язык).

  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком: стра|на, ста|ди|он.

Обрати внимание! Звук [й’] — это согласный звук. Без гласного звука он слога не составляет.

Как обозначить на письме мягкость согласных звуков?

Вспомни! Твёрдые согласные звуки обозначаем так: [л], [к], [м], [з], а мягкие согласные звуки — так: [л’], [к’], [м’], [з’].

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и, а также мягким знаком (ь).

Твёрдость согласных звуков обозначается буквами а, о, у, ы, э.

Твёрдые согласные звуки            Мягкие согласные звуки
и их обозначение на                         и их обозначение на
 письме буквами                                  письме буквами
булка    [б]                                              [б’] белка                        
воз        [в]                                              [в’] вёз
гора      [г]                                               [г’] гиря
дом       [д]                                              [д’] день
зонт      [з]                                               [з’] зима
кот        [к]                                               [к’] кит
лось     [л]                                               [л’] льдина
мэр      [м]                                               [м’] мяч
нос       [н]                                               [н’] нёс
полка   [п]                                               [п’] пила
рысь    [р]                                               [р’] рис
сор       [с]                                               [с’] сила
торт      [т]                                               [т’] тюбик
фокус  [ф]                                              [ф’] финиш
халат   [х]                                               [х’] хищник
[ж], [ш], [ц]                                             [й’], [ч’], [щ’]

 

Обрати внимание! Некоторые согласные звуки образуют пары по твёрдости — мягкости: [б] — [б’], [д] — [д’]…

На письме мягкость согласного звука на конце слов и перед другими согласными может обозначаться мягким знаком (ь).

Обрати внимание! При произнесении глухих согласных звуков слышится только шум. Звонкие согласные звуки произносятся с участием голоса, они более звучные, чем глухие.

Некоторые глухие и звонкие согласные звуки объединяют в пары. Почему?

Проведи опыт: произнеси звук [ж] всё громче и громче. Какой он: звонкий или глухой? Верно, звук [ж] — звонкий согласный звук.

А теперь произнеси звук [ж] всё тише и тише, почти шёпотом. Чувствуешь, что голос исчез, остался шум? И ты уже произносишь глухой согласный звук [ш].

Такие согласные называются парными по глухости-звонкости звуками.

[б]   [п]                          ‘]   [п’]              
[в]   [ф]                         ‘]  ‘]
[г]    [к]                          ‘]   [к’]
[д]   [т]                          ‘]  ‘] 
[ж]  [ш]                          —    —
[з]   [с]                          ‘]  [с’]

Обрати внимание! Остальные согласные звуки называются непарными по глухости-звонкости.

Непарные звонкие согласные звуки: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].

Непарные глухие согласные звуки: [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Обрати внимание! Парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова может обозначаться разными буквами:

    [ш]    [ш]                     [т]    [т]

ёрш  —  ёж                   мёд — рот 

Поэтому написание слова с парным согласным звуком на конце слова надо проверять!

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный звук: флаг — флаги.

Проверяемое слово — это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова (герб, карп, луг, ящик).

Проверочное слово — это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком (гербы, карпы, луга, ящики).

Звуки [ш] и [ж] — это непарные твёрдые шипящие согласные звуки.

Звуки [щ’] и [ч’] — это непарные мягкие шипящие согласные звуки.

Русский язык. 1 класс

[email protected]

volzsky-klass.ru

Произношение согласных звуков | Дикторы.com

Если слово оканчивается на звонкий согласный, то он оглушается не только перед паузой, но и при её отсутствии, когда следующее слово начинается с глухого согласного, гласного или согласных [р], [л], [м], [н], [й], [в]. Например, произношение слова снег с глухим согласным в конце происходит в таких сочетаниях:
сне[к] падает (перед глухим согласным [п]), сне[к-ы]дёт (перед гласным [и]), сне[к] рыхлый (перед [р]), сне[к] лёгкий (перед [л]), сне[к] мягкий (перед [м]), сне[к] набухший (перед [н]), сне[к] я принёс (перед [й]), сне[к] ватный (перед [в]).

Данное правило касается и произношения предлогов: близ (звучит бли[с’]), сквозь, против, напротив, вокруг и частиц ведь, уж: близ пещеры — бли [с’-п’]ещеры, вокруг Падуи — вокру[к-п]адуи, сквозь изгородь — скво[с’-и]згородь, напротив Арбата — напроти[ф-а]рбата, близ реки — бли[с’-р’]еки, близ Рангуна — бли[с’-р]ангуна, сквозь  линзу — скво[с’-л’]инзу, вокруг Лейпцига — вокру[к-л’]ейпцига, против медведя — проти[ф-м’]едведя, близ Мацесты — бли[с’-м]ацесты, напротив нас — напроти[ф-н]ас, вокруг Новосибирска — вокру[к-н]овосибирска.

Таким же образом произносятся имена на звонкий согласный, если они находятся в сочетании с отчествами или фамилиями. Звонкий согласный оглушается перед гласными и перед согласными [р], [л], [м], [н], [й], [в]: Олег Иванович — оле[к-ы]ванович, Всеволод Романович — всеволо[т-р]оманович, Глеб Леонтьевич — гле[п-л’]еонтьевич, Любовь Евгеньевна — любо[ф’-йие]вгеньевна, Леонид Викторович — леони[т-в’]икторович, Глеб Успенский — гле[п-у]спенекий, Леонид Андреев — леони[т-а]ндреев.

Звонкие согласные оглушаются перед глухими в середине слова: трубка — тру[пк]а, травка — тра[фк]а, книжка — кни[шк]а, сказка — ска[ск]а, Ладожское озеро — ладо[шс]кое озеро, Ковпак — ко[фп]ак.

На месте глухих перед звонкими (кроме [в]), по правилам орфоэпии, произносятся соответствующие звонкие согласные. Так, на месте к произносится [г]: вокзал — во[гз]ал, экзамен — э[гз]амен, на месте с- [з]: сгорел — [зг]орел, Солсбери — сбл[зб]ери, Беллинсгаузен — беллин[зг]аузен, Уиледен-уил[ед]ен, на месте т — [д]: отгадать — о[дг]адать, отбросить — о[дб]росить, Атбасар — а[дб]асар и т. д.

Твердые и мягкие согласные

Большинство согласных бывают твёрдыми и мягкими. Это видно при сравнении звучания [л] в словах мел и мель, [р] в словах удар и ударь, [т] в словах тук и тюк.

Отдельные согласные бывают только твёрдыми: [ж], [ш], [ц]. Они не смягчаются ни в положении перед [и] и [э] (жир — [жы]р, Жильбер — [жы]льбер, жесть — [жэ]сть, Жешув — [жэ]шув, ширь — [шы]рь, Шильон — [шы]льон, шерсть — [шэ]рсть, Шелли — [шэ]лли, цирк — [цы]рк, цех — [цэ]х, Цеткин — [цэ]ткин), ни в положении перед мягкими (художник — худо [жн’]ик, награждён — награ[жд’] ён, Жвирка — [жв’]ирка, здешний — зде[шн]ий, промышленный — промы[шл’]енный, Перемышль — перемы[шл’], цвет — [цв’]ет.

Смягчение твёрдых звуков [ж], [ш], [ц]  возможно лишь в некоторых иностранных словах: жюри, Жюль, «Жюстис», пшют, пшютоватый, шютте, Шяуляй, Коцюбинский, Цюрих, Цюрупа.
Но в таких словах как: брошюра, брошюрный, брошюровать, брошюровка и других с тем же корнем, а также в словах парашют, парашютизм, парашютировать, парашютист, парашютный  произносится твёрдый звук [ш].

Только мягкими бывают — [ч]  (поэтому при транскрипции, он не сопровождается знаком мягкости) и долгий  [ш’], который обозначается буквой щ.
Отклонением от правил орфоэпии является произношение твёрдых согласных на месте ч и щ, которое появляется под влиянием белорусского языка и некоторых русских говоров.

На месте буквы л перед а, о, у, ы, перед буквами, обозначающими согласные, а также на конце слова,  произносится твердый [л]: палатка — па[л]атка, лодка — [л]одка, валун — ва[л]ун, лыжник — [л]ыжник, полный — по[л]ный, угол — уго[л], Ларсен — [л]арсен, Полонский — по[л]онский, Луанда — [л]уанда, Чердаклы — чердак[л]ы, Колтуши — ко[л]туши, Оскол — оско[л].
Но в отдельных именах собственных, которые пришли к нам из французского, итальянского, немецкого языков, на месте буквы л, произносится полумягкий звук, средний между [л] и [л’]: «Ла Скала», Ла Валле Пуссен, Ла-Рошель.

Произношение согласных в конце приставок перед разделительным ъ — твердое: объявление — о[б]ъявление, Объячево — о[б]ъячево, отъезд — о[т]ъезд, подъем — по[д]ъем.
Только для приставки с — и приставок, которые заканчиваются на з, допустимо как мягкое, так и твёрдое произношение перед ъ: съезд — [с’]ъезд и [с]ъезд, изъять — и[з’]ъять и и[з]ъять, безъярусный — бе[з’]ъярусный и бе[з]ъярусный.

Произношение всех согласных перед разделительным ь, кроме [ж] и [ш], — мягкое: бьёшь — [б’]ьёшь, воронье — воро[н’]ьё, пьют — [п’]ьют, семья — се[м’]ья, соловьи — соло[в’]ьи, Кабальерия — каба[л’]ьерия, Сырдарья — сырда[р’]ья, Сьерра-Невада — [с’]ьерра-невада (однако в формах дрожью, брошью согласные [ж] и [ш] не смягчаются).

По правилам орфоэпии, конечный твёрдый согласный звук предшествующего слова не должен смягчаться перед начальным [э] последующего слова, если в произношении они сливаются: в этих — [в-э]тих, с этим — [с-э]тим, к элеватору — [к-э]леватору, в энциклопедии — [в-э]нциклопедии, с энтузиазмом — [с-э]нтузиазмом, в Экибастузе — [в-э]кибастузе. Если согласный перед [з] смягчается — это просторечный стиль.

На месте -мь, -бь, -пь, -вь, -фь  произносятся мягкие: семь -се[м’], восемь- восе[м’], дробь — дро[п’],  прорубь — прору[п’], накипь — наки[пь], осыпь — осы[п’], вплавь — впла[ф’], любовь — любо[ф’], верфь — вер[ф’].
Произношение твёрдых согласных звуков вместо конечных мягких — недопустимо. Только в словах семьсот, восемьсот губной [м] может произноситься и твёрдо.

В словах иностранного происхождения согласные перед е смягчаются: академия, демократия, декада, интеллект, легальный, мемориал, тенор, терапевт, Непал, Пенджаб, Легар, Рабле, Меринг и др.
Но во многих нерусифицировавшихся иностранных словах согласные перед е не смягчаются. Не всегда смягчаются губные  [п], [б], [в], [ф], [м]:

[пэ] — купе, канапе, пери, Пер-Лашез, Лопе де Вега, Шопен, Чапек;
[бэ] — Бердем, Бени-Аббес, Бернард Шоу;
[вэ] — Бове, Веттерхорн, Сольвейг, Эрве;
[фэ] — аутодафе, кафе;
[мэ] — буриме, консоме, люмен, метр (учитель, наставник), реноме, Малларме, Мериме, Сомерсет Моэм.
Чаще сохраняют твёрдость перед е зубные согласные [т], [д], [с], [з], [н], [р].
[тэ] — интервью, компьютер, пантеон, стенд, термос, фортепьяно, эстетика, Ватерлоо, Монтевидео, Пастер, Пестель, Стендаль;
[дэ] — геодезия, демпинг, дельта, кодекс, модель, модерн, тенденция, шедевр. Аден, Баден, Дели, Декарт, Делиб, Мендельсон;
[сэ] — несессер, секста, сенсуализм, сепсис, шоссе, Сен-Готард, Сенека, Мюссе, Сен-Санс, Сент-Экзюпери;
[зэ] — безе, морзе, зейгерование, шимпанзе, Базель, Мозель, Бизе, Дузе, Земмеринг, Жозеф, Зегерс;
[нэ] — анестезия, бизнес, генетика, кибернетика, пенсне, тоннель, турне, Мане, Мони, Нейгауз, Никсе, Нельсон, Неру;
[рэ] — каре, кредо, пюре, регби, рейхсвер, тире, тред-юнион, Альфред, Андре, Дюрер, Крейслер, Прево, Рейснер, Рерих, Торез.

В продолжении темы, читайте — произношение смягчённых согласных перед мягкими. Мягкий согласный перед мягким. Произношение отдельных грамматических форм. Также, посмотрите как произносятся слова с непроизносимыми согласными. После согласных переходите к произношению безударных гласных. Обязательно изучите особенности постановки ударения в русском языке.

diktory.com

Согласные звуки — Традиция

Точки артикуляции при произношении звуков человеком.

Согла́сные звуки — своеобразный тип звуковых сигналов, используемых при коммуникации человека с представителями своего вида, а также сельскохозяйственными животными и домашними питомцами, производимых артикуляцией органов речи и общения с несвободным и препятственном — в различной степени, выдыхании потоков воздуха из лёгких.[1]

Этимологические и морфологические признаки термина[править]

Историческая справка[править]

Принцип формирования слова из звуков[править]

При произношении слова с гласной буквы и оканчивающийся на гласную, как в женском имени — Анна [2] [‘aŋna̱] или [‘an:ə], — двойной звук согласной буквы «Н» прерывает гласное зучание, и — встраивается, между началом и окончанием цельного произношения звука [ a ], разрывая его по длинне непрерывного звучания, и — выделяя, при этом, звук под ударением:[3] в данном случае, если ударение падает на первый слог, то начало гласного звука будет в два, и — более раз, дольше и громче, или — сильнее, чем в безударном окончании при затухании звучания — с переходом на выдох «Х», — которое может быть и очень кратким.[4] Если соединить начало и конец слова, вырезав звуки буквы «Н», то произношение букв А [3] (в начале) и а [4] (в конце) будет целостным. В данном же — рассматриваемом случае, звук буквы «Н» несколько разнится по произношению и способам формирования, хотя для кого-то может показаться одинаковым и слитным.

Первая часть в произношении буквы «Н» — носовая [5] и также, как и в случае с ударными гласными, более продолжительная; с лёгким затуханием при переходе звучания ко второй букве «Н» рассматриваемого слова. Вторая часть звучания, — второй буквы — «Н«, [6] произносится вновь с нарастанием и выравниванием, да и — кроме того, оно более краткое и обрывистое, как при обычном произношении данного звука: с отрывом кончика языка от задней стенки верхних передних зубов — резцов.

Звук гласной буквы не меняет своей первоначальной вибрационной тональности: просто становится тише и короче (как это можно наблюдать при разрыве единого произношения буквы «А» на аудио-графике), что условно и ошибочно может отражаться иными знаками в международном фонетическом алфавите. То же самое можно заметить и в слитном или якобы едином и продолжительном звучании двойных согласных [ n: ] чёткой и поставленной с детства речи, хотя надо было бы указывать два символа — [ ŋ ] [5] (носовое, напряжённо-долгое) и [ n ] [6] (язычно-зубное, альвеольные или обычное — краткое). Со звуком явно слышимой буквы «А» [4] в кратком и затухающем окончании, необходимо указывать также символ [ а ], а не «э» [ ə ] — которое ближе к звуку буквы «Е» [ jə ]: в данном случае, необходимо показать затухание звучания дополнительным символом — [ ↘a ], [ ꜜa ], [ a̰ ], [ a̱ ] и/или [ a˕ ] и т. д.[7]

Особенности произношения[править]

При произнесении согласных звуков органами речи и общения, производится манипуляция потоками выдыхаемого воздуха — с сужением голосового тракта и созданием различных преград, что — при давлении воздушной массы, вызывает вибрации в местах таких препятствий и создание резонансов в области сужения или расширения полостей носоглоточной части тела, создавая своеобразные шумные эффекты в виде резких, отрывистых, вибрационно-рычащих, взрывных, фрикативных и аффрикатных звуков; группы сонорантов, с плавными и латеральными тонами, а также — сонорных согласных, в виде дрожащих и носовых звуков, или — полугласных и/или полусогласных звуков, как звук — Й.

В зависимости от дикции человека — при отсутствии некого профессионализма, и, местоположения той или иной буквы, а — соответственно, и — звука, в произносимом слове — при его сочетании с иными согласными или гласными,[8] — меняется тональность, скорость и сила звучания той или иной части сказанного, что создаёт несколько искажённое представление об услышанном, и — зачастую, не соответствует прописной или печатной букве в слове, при которой — к примеру, может произноситься буква «Б», а слышаться — «П». Чередование согласных звуков происходит по принципу подмены — «Б» на «П», «В» на «Ф», «Г» на «К», «Д» на «Т», «З» на «С» и т. д. При том, — совершенно не важно, — произносятся (в рассматриваемом случае) звонкие или глухие согласные.

Однако, это не означает, что произносятся иные буквы («К», — вместо «Г», и т. д.): — комбинации, согласовки и последовательность звукосочетаний демонстрируют палитру многообразия тональности в произносимых вариациях, именно той буквы, — проговаривание которой создаёт своеобразный звук, и — отличить который можно лишь при наличии богатого жизненного опыта в одноязычном сообществе и «музыкальности слуха», а — постоянное общение и тренировка дикции, помогают совершенствовать произношение.

Необходимо заметить и обратить внимание на то обстоятельство, что — согласные звуки произносятся несколько различно и в зависимости от диалектического или национального общения по месту проживания того или иного сообщества. Таким людям трудно переключаться с одного языка на другой, и — привычная артикуляция, в произношении ряда букв, не позволяет «правильно» произнести непривычные для слуха звуки, как — к примеру, раскатистая буква «Р» для англичан,[9] или звонкий и отрывистый звук — при произношении буквы «Г», в диалектическом и просторечном звучании, образует сочетание горлового «Гэ», а некоторые народы и отдельные личности — не воспринимают звук «Л», или — путают произношение «В» и «Л», слыша в них некую общность и идентичность; звук выдыхаемого воздуха для британцев — «h»,[10] а цокающие, щёлкающие и клацающие звуки некоторых африканских народностей — целые слова и понятия.[11]

Звонкие согласные звуки[править]

Звонкие согласные звуки

В русском языке имеются «звонкие согласные звуки», определяемые соответствующими буквами, и — при произношении которых, изменяется характер и значение того или иного слова, делящиеся — в свою очередь, на парные и непарные согласные звуки. (Пример: «жар — шар, дом — том, вон — фон, труд — трут»)

Звонкие согласные состоят из придыхательного шума и голоса. При произношении звонких согласных воздушная струя не только преодолевает барьер в полости рта, но и колеблет голосовые связки.

К звонким согласным звукам относятся: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. Также, звонким звуком является [ж’], встречающийся в диалектической речи и в словах «дрожжи», «вожжи» и т. д.

Особенность и метод определения[править]

Приложив ладонь руки к верхней части груди под самым горлом и произнося гласные звуки или звонкие буквы «Б», «В», «Г», «Д» и т. д. мы чувствуем вибрацию кожи под пальцами, как при произношении звуков гласных букв.

Глухие согласные звуки[править]

Глухие согласные звуки

Также, в русском языке имеются «глухие согласные звуки», определяемые соответствующими буквами, и — при произношении которых, изменяется характер и значение того или иного слова, делящиеся — в свою очередь, на парные и непарные согласные звуки. (Пример: «шар — жар, том — дом, фон — вон, трут — труд»)

Глухие согласные звуки произносятся без голоса, — когда голосовые связки остаются расслабленными, и состоят только из придыхательного шума.

Глухими согласными звуками являются: [к], [к’], [п], [п’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’] [ц], [ч’], [ш], [щ’].

Особенность и метод определения[править]

Приложив ладонь руки к верхней части груди под самым горлом и произнося глухие звуки «П», «Т» и т. д. мы не чувствуем никакой вибрацию кожи под пальцами.

Парные и непарные согласные[править]

По наличию или отсутствию голоса, согласные образуют пары: звуки в паре должны различаться только одним признаком, и — в данном случае, глухостью или звонкостью. Выделяется 11 пар противопоставленных по глухости и/или звонкости согласных, которые являются либо звонкими парными, либо глухими парными. Остальные согласные характеризуются как непарные. Появление глухого или звонкого звука может быть предопределено его положением в слове и диалектическими особенностями произношения. Такая глухость или звонкость оказывается несамостоятельной и «вынужденной», а позиции — в которых это происходит, считаются слабыми по глухости и/или звонкости.

Парные согласные Непарные согласные
звонкие глухие только звонкие только глухие
[б], [б′]
[в], [в′]
[г], [г′]
[д], [д′]
[ж]
[з], [з′]
[п], [п′]
[ф], [ф′]
[к], [к′]
[т], [т′]
[ш]
[с], [с′]
[й], [л], [л′]
[м], [м′], [н],
[н′], [р], [р′]
[х], [х′]
[ц], [ч′]
[щ]

Звонкие парные звуки могут оглушаться, или — меняться на глухие: при нечётком произношении слов, в скороговорках или при торопливом и запыхавшимся говоре, картавости и дислалии, а также — при отсутствии соответствующей грамотности (даже у представителей ВУЗов), элементарного воспитания и дикции.

Искажения звучаний могут происходить:

  1. в конце слова (Пример: «яд [ят], голод [го́лот], пруд [прут], труд [трут]’») и т. д.
  2. перед глухими (Пример: «будка [бу́тка], шубка [шу́пка]’») и т. д.
  3. глухие парные перед звонкими (кроме [в], [в’], [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]), могут стать звонкими (Пример: «голодьба [голот’ба́], молотьба [малад’б́а], судьба [сут’ба́] — от слова «суд» в данном случае, а не возможного «суть» чего-то») и т. д.

Изучение и описание звуков[править]

При изучении и описании согласных звуков, в литературе используются:

  • Критерии деления на звонкие и глухие согласные звуки;
  • Критерии способов образования согласных звуков;
  • Критерии мест образования согласных звуков.[12]

По акустически-слуховым критериям, согласные звуки отличаются от гласных звуков по степени звучности (воспринимаемости диапазона звучания). Звучность согласных звуков ниже гласных.

Кириллическое произношение согласных[править]
Латинское произношение согласных[править]
Арабское произношение согласных[править]
Произношение в китайском и японском[править]
Санскритское произношение согласных[править]

Глаголица[править]

Артикуляция при произношении согласных[править]

На изображениях, полученных при помощи магниторезонансной томографии, демонстрируется положение внутренних и внешних органов речи человека (языка, язычка гортани, губ, голосовых связок и т. д.) при произношении букв русской словесности.

Таблица согласных звуков[править]

Согласные звуки, противопоставлены гласным, и — в отличие от них, — как правило, не образуют самостоятельных слогов.

Произношение согласных звуков и букв связано с преодолением препятствия на пути потока воздушной струи, выдыхаемого из лёгких. При преодолении созданной органами речи преграды образуется вибрационно-резонансный шум, который является обязательной составляющей согласного звука. У звонких согласных этот шум соединяется с тоном, а у глухих — является единственным компонентом звука.

traditio.wiki

Согласные звуки: мягкие и твердые

Согласные звуки – это звуки речи, образуемые в полости рта под воздействием выдыхаемой из легких струи воздуха, которая встречает «на своем пути» различные преграды. Они играют чрезвычайно большую роль в русском языке, поскольку выполняют смыслоразличительную функцию. Согласные звуки в теоретико – информационном отношении больше нагружены, чем гласные. Во многих случаях слова опознаются непосредственно по ним. В русской речи различают сорок два звука (шесть гласных, тридцать шесть согласных) и тридцать три буквы. В разных языках их количество неодинаковое. Звуки отличаются друг от друга по долготе произношения, силе, тембру, высоте тона.

Видео-обучение «Согласные звуки»

Классификация согласных звуков:

  1. По соотношению шума и голоса. Различают сонорные и шумные (звонкие, глухие) согласные буквы. В первом случае голос преобладает над шумом, во втором – наоборот. К сонорным звукам относят следующие согласные и их мягкие вариации: [м], [л], [р], [н]. К звонким – [г], [з], [ж], [б], [в], [д], к глухим – [т], [с], [ш], [п], [ф], [к], [ц], [х].
  2. По месту образования. Выделяют губные и язычные. Первая категория согласных звуков делится на губно – зубные [в], [ф] и губно – губные [б], [п], [м], вторая – на переднеязычные зубные [т], [н], [л], [з], [с], [д], [ц], небные [ш], [ж], [ч’], [р], заднеязычные [к], [г], [х].
  3. По способу образования согласного. В зависимости от характера преграды и метода ее преодоления звуки делятся на аффрикаты, щелевые, смычные. Последние, в свою очередь, делятся на смычно – взрывные [к], [г], [д], [п], [т] и смычно – проходные [л], [м], [н].Образование аффрикатов начинается со смыкания, которое впоследствии переходит в щель [ц], [ч].
  4. По дополнительной артикуляции. Различают палатальные (мягкие [ч’], [ш’]), непалатализованные (твердые [н], [м], [л]), палатализованные (мягкие звуки с твердой парой – [т], [к], [с’]).

Как научить ребенка правильно произносить согласные звуки?

Самостоятельно выучить буквы малыш вряд ли сможет, поэтому родители должны набраться терпения, выделить время и подобрать методику для обучения своего чада чтению. Данный процесс трудоемкий, не рассчитывайте на быстрый результат. Самый распространенный способ тренировки ребенка чтению заключается в произношении звуков вслух с последующим их визуальным повторением по картинке. Занятия проводите в игровой форме, не забывайте хвалить малыша за успехи. Не изучайте сразу все буквы алфавита, начните с тех на которые начинаются любимые игрушки, предметы ребенка. Сначала повторяйте буквы, затем переходите к слогам, сопровождайте беседу картинками, меняйте сочетание согласных/гласных звуков. Начинать обучение рекомендуется с 2 – 3 лет, когда чадо сопоставляет слова с предметами, развивает сенсорную память. Прежде, чем отрабатывать постановку правильного произношения согласных звуков, подберите артикуляционные упражнения, разработанные профессиональным логопедом. Такая гимнастика состоит из дыхательной практики, тренировки артикуляционного аппарата, отработки мягкого неба, правильного положения губ, языка. Это облегчит обучение. Упражнения на развитие подвижности губ, щек и языка малыша:

  1. «Трубочка – Улыбка». Попросите ребенка вытянуть уста вперед. Затем скрутить их трубочкой и растянуть в улыбке.
  2. «Рыбка». Выберите глухой звук, например [п], попросите малыша хлопать губами друг о друга, повторяя согласную букву.
  3. «Пятачок». В данном случае губы вращают по кругу и двигают вправо/влево.
  4. «Хомячок». Ребенок должен надуть по очереди каждую щеку, затем сразу обе, после этого сильно их втянуть или «хлопнуть» по ним ладонями, чтобы воздух вышел с шумом.
  5. «Конфетка». Во время выполнения данного упражнения нужно напряженным языком упираться сначала в одну, затем в другую щеку. При этом, рот должен быть закрыт.
  6. «Змейка». Пусть малыш откроет рот, выдвинет язык вперед, резко уберет обратно.
  7. «Чистим зубки». Обведите языком круговыми движениями область между губами, зубами. Рот нужно держать закрытым.

Чтобы ребенку было легче правильно выговаривать звуки, выполнять артикуляционную гимнастику нужно систематически, по три раза в день, по четыре минуты. Чтобы не утомить малыша, за один раз проводите три упражнения. При этом, количество повторений каждого из них – шесть раз.

Учим выговаривать «проблемные» звуки — [р], [л], [ш]

Если вы заметили, что некоторые буквы не поддаются ребенку, проработайте их по отдельности. Чаще всего у детей возникают проблемы с произношением следующих согласных: [р], [л], [ш]. Учить чадо правильно выговаривать шипящие звуки рекомендуется после того, как он хорошо освоил все остальные.

Буква [р]

Попросите ребенка приоткрыть рот и подвигать кончиком языка по небу вперед – назад. В это время нижняя челюсть, губы должны быть неподвижны. После этого, ребенку рекомендуется «постукивая» языком по верхним альвеолам медленно произнести твердый звук [д], постепенно увеличивая темп выговаривания буквы. Сначала научите ребенка уверенно изолированно произносить этот звук. Затем применяйте его в слогах, словах, предложениях. Тренируйте звук в речи: др – др – др – едет трактор, ры – ры – ры – рычит лев, тра – та – та – стреляет пистолет.

Буква [л]

Для облегчения произношения согласного звука попросите дитя приоткрыть рот, облизать передним краем языка верхнюю губу. Движения выполняют сверху вниз. После этого плавно перейдите на выполнение упражнения «пароход». Для этого рот ребенка должен быть приоткрыт, попросите малыша произнести долгий звук «ы». Выполняя упражнение следите за тем, чтобы кончик языка был опущенным вниз и находился в глубине рта, при этом его спинка поднималась к небу. Громко пропойте вместе с малышом слоги, начинающиеся с буквы «Л»: ла – ла – ла, лу –лу – лу, ле – ле – ле, ля – ля – ля. Выберите слова в состав которых входит «проблемный» согласный звук (лодка, любовь, лес, облако, слесарь), проговаривайте их, попросите малыша повторять за вами.

Буква [ш]

Перед отработкой звука в слогах, выполните с чадом упражнение «Мячик». Пусть ребенок слегка приоткроет в улыбке рот, при этом передний край языка должен лежать на нижней губе. Узкой струей воздуха малыш сдувает ватку, произнося затяжной звук [ф]. Затем предложите ему повторить букву в слогах: ше – ше – ше, ша – ша – ша, аша – ошо – ушу. Далее рекомендуется автоматизировать произношение «шипящего» согласного звука в словах: шайба, шахта, шаг, шина, шум. После этого, практикуйте выговаривание буквы, расположенной в средине слов: кошка, мошка, крошка, матрешка.

Вывод

Таким образом, согласные звуки выполняют смыслоразличительную роль в русском языке. При обучении им уделяется гораздо больше внимания, чем гласным буквам. Это связано с тем, что согласные звуки состоят из голоса и шума. Как следствие для их произношения требуется больше усилий. При регулярных занятиях, к четырем годам у малыша должна сформироваться правильная речь, иначе обратитесь за консультацией к логопеду. Причины неправильного произношения:

  • длительное использование соски;
  • отставание в развитии;
  • физиологические «изъяны» строения органов речи: короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус;
  • нарушение слуха или речи у родителей;
  • сверх требования взрослых.

Чтобы ребенок развивался правильно, родители должны регулярно заниматься с ним, иначе неправильная речь может стать помехой успешному обучению и общению со сверстниками.

obvi.ru

Особенности произношения согласных звуков

В пении есть свои особенности произношения согласных звуков. Об этих особенностях мы и поговорим сегодня.

Разновидности согласных звуков

Все согласные делятся на несколько разновидностей:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глухие – П, Ф, Т, С, Ц, Ш, К, Х

звонкие – М, Б, В, Д, З, Н, Л, Р, Ж, Г

сонорные – Р, Л, М, Н

Сонорные согласные – звуки, имеющие протяженность и не прерывающие звучность: р-р-р, н-н-н. Остальные согласные звучность прерывают. Если в тексте преобладают гласные или сонорные согласные звуки, то этот текст — вокальный.

В зависимости от того, какая часть артикуляционного аппарата принимает участие в образовании звука, согласные делятся на следующие разновидности:

губные – Б, П, М, В, Ф
языковые – Д, Т, Л, Н, Р
нёбные – К, Г, Х, Й
шипящие – С, З, Ш, Щ, Ч, Ж, Ц
поющие – М, Л, Н, Р
Каждый звонкий согласный звук имеет парный глухой:
Б – П,   В – Ф,   Г – К,    Д – Т,    Ж – Ш,   З – С.

Иногда в пении звонкие согласные заменяются глухими, так как для их произношения нужно меньше затрачивать усилий, чем для произношения звонких согласных.

Произношение  согласных звуков в пении

Начинающему вокалисту следует помнить, что поются в пении гласные звуки, а согласные только произносятся. Но произносятся быстро и кратко, так как протяженность согласных ухудшает качество звука; четко и ясно, чтобы слушателю было понятно содержание произведения, потому что речь мы распознаем по согласным звукам. Определите, например, слово по таким гласным: ОАЫ, а по таким согласным – СГЛСНЙ? По последнему примеру мы с большей вероятностью можем прочесть слово СОГЛАСНЫЙ.

Можно сказать, что согласные – это скелет певческого процесса, его основа. Иногда начинающие вокалисты укорачивают гласный звук за счет последующего согласного звука, спешат перейти на этот согласный, в результате искажается значение слова.
Гласные звуки выполняют главную роль в пении, но это не значит, что согласные – второстепенные. Согласные – каркас слова, его основа.
Согласные должны произноситься коротко и четко. Для того чтобы добиться протяженности гласных и короткого произношения согласных, в пении есть правила произношения звуков. Эти правила отличаются от правил письма.

Правила произношения согласных звуков

Орфоэпия – правила произношения. Рассмотрим правила и особенности произношения согласных звуков в пении.

Правила заключаются в следующем:

— Согласный звук, которым заканчивается слово, переносится к началу следующего слова и произносится как единое целое:
текст: Красны от роз прибрежные долины
поется: Красны о – тро — сприбрежные долины
Это правило не применяется при пении на стаккато (скок, скок, поскок, молодой дроздок – поется коротко на стаккато: скок, скок, по-скок, мо-ло-дой дро-здок)

— Согласный звук, которым заканчивается слог, переносится к началу следующего слога и произносится вместе с этим слогом:
Текст: Красны от роз прибрежные долины
Поется: Кра-сны о-тро-спри-бре-жны-е до-ли-ны
Благодаря такому переносу гласные поются дольше, и появляется напевность в звучании.

— В некоторых словах при пении не произносятся отдельные согласные:
солнце – произносится в пении как со-нце, поздно – произносится как по-зно

— В некоторых словах происходит замена согласных звуков:
Что – што (Что это сердце – при пении произносится Што это серце), скучно – скушно (И скучно, и грустно – при пении произносится И скушко, и грусно), счастье – щастье (А счастье так близко было – при пении произносится А щастье так блиско было), счет – щет.

— Сочетание ТС, ДС произносится как Ц (городской – гороцкой)

— Сочетание букв ТЬСЯ – произносится как ЦЦА (должны произноситься – должны произносицца)

— Окончания ЕГО, ОГО – произносятся как ЕВО, ОВО (день рождения твоего – день рождения твоево), (для любимого дружка – для любимово дружка, а еще правильнее – для любимава дружка)

— Два одинаковых согласных, стоящих рядом, произносятся как удлиненный звук (от топота копыт – о-ттопота копыт)

— Звонкие согласные переходят в глухие звуки (садик свеж и зелен – сади-ксве-шы-зе-лен)

— Согласный звук произносится на той же высоте, что и последующий гласный, согласный формируется в той же позиции, что и следующий гласный звук.

— Звук Й в пении выступает в роли согласного звука и произносится коротко, ни в коем случае не удваивается при пении (синий, синий иней лег на провода – в пении произносится: си-ни-йси-ни-йине-йле-хна-про-во-да)

— В окончании слов СЬ произносится С без мягкого знака (распустилась в нем сирень – распустилас в нем сирень)

Значение орфоэпии

Знание и применение правил произношения гласных и согласных звуков создадут условия для профессионального исполнения, естественной координации дыхательных и звукообразующих органов, в звуке появится напевность.

У начинающих вокалистов артикуляционный аппарат зажат и не активен, вялое произношение согласных звуков становится причиной затягивания темпа в пении.

Исправить дефекты произношения, освободить и развить артикуляционный аппарат можно только с помощью постоянной работы над дикцией. Но выполнять правила чисто механически нельзя, нужно понимать смысл исполняемой фразы, чувствовать характер и стиль произведения. Например, в маршеобразных произведениях слова произносятся подчеркнуто, утрированно, а в мелодичных, спокойных произведениях согласные произносятся внятно, но без излишней чеканности.
Ударные слова и слоги в слове следует петь громче, безударные – тише, аккуратно и мягко поются безударные окончания слов.

Для выработки правильной дикции рекомендуется выразительно произносить текст без музыки в темпе и характере музыкального произведения, предварительно определив кульминацию и главные смысловые слова, а также труднопроизносимые согласные и слова, над которыми следует поработать отдельно.
Хорошо для выработки правильной дикции подключить в работу записывающие устройства. Некоторые дети на указание преподавателя отвечают, что произнесли окончание слова и не понимают, что от них требуется. И лишь прослушав запись своего голоса, ученики слышат ошибки в произношении.
Для выработки правильной дикции следует применять в распевках и упражнениях сочетание согласных и гласных звуков. Например, для округлого звучания нам нужны гласные О, У и согласные К, Г, которые произносятся с помощью заднего отдела артикуляционного аппарата – ко, ку, го, гу. Для близкого светлого звучания нам необходимы гласные И, Е и согласные Д, Л, З, которые произносятся с помощью переднего отдела артикуляционного аппарата – ди, де, ли, ле, зи, зе.

У начинающих вокалистов есть недостаток при произношении согласных звуков – широкая дикция: слова произносятся не активным, твердым кончиком языка, а всем языком, и язык при этом вялый. Звук получается грубый, произношение согласных смазанное, нечеткое. Как результат – неточная интонация, отсутствие кантилены.

В вокальном произведении слово помогает слушателю понять содержание произведения. А на манеру произношения звуков влияет характер произведения. И здесь уместно поговорить о логике речи, выразительности слова и смысловых акцентах. Очень важно для вокалиста определить смысл произведения, его кульминацию, главные слова, прочувствовать произведение, найти верную интонацию и уметь донести до слушателя идею произведения, замысел композитора, содержание каждой музыкальной фразы. И все это должно подчиняться логике – и логике речи, и логике исполнения музыкального произведения, а также правилам орфоэпии.

Похожие статьи

vocalmuzshcola.ru

Согласные звуки в русском языке :: SYL.ru

Звуковой стороной языка занимается такой раздел лингвистики, как фонетика. Она изучает способы образования звуков, классифицирует их, а также исследует изменения в потоке речи.

Определение

Даже школьники начальных классов знают, что в русском языке существуют гласные и согласные звуки. При произношении последних характерно наличие в ротовой полости различных препятствий на пути воздушной струи, сконцентрированное в одном месте мускульное напряжение, а также образование путем сочетания тона и шума.

Лингвисты создали артикуляционную классификацию согласных звуков, которая учитывает следующие признаки:

  • участие голоса и шума;
  • место, способ образования преграды;
  • подъем средней части языка.

Классификация по участию голоса/шума

Школьная фонетика ограничивается выделением глухих и звонких звуков, как бы забывая о наличии сонорных. Научная же лингвистика подобных упущений не допускает. Попробуем восполнить пробел следующей таблицей.

Сонорные

голос > шум

Звонкие

голос < шум

Глухие

шум

Вторая колонка обозначает соотношение тона и шума. Если параметр «голос» меньше шумовой составляющей, то перед нами звонкий согласный звук, больше – сонорный. При образовании участвует только шум – это указывает на глухость.

По месту преграды

Органы, образующие согласные звуки, также подвергаются классификации. Их подразделяют на активные и пассивные. В числе первых находятся нижняя губа и язык (его передняя, средняя или задняя части). А вот альвеолы, зубы и верхняя губа относятся к пассивным органам.

По месту образования звуки бывают язычными и губными, которые, в свою очередь, могут относиться к губно-губным ([б], [п], [м]) или губно-зубным ([в], [ф]). Не забываем о мягких вариантах! В обоих случаях активную роль играет нижняя губа, а пассивную – ее соседка сверху или зубы.

Если же активным оказывается язык, то согласные, соответственно, получают названия передне-, средне- или заднеязычных. Первая группа оказывается самой многочисленной. В нее входят все оставшиеся звуки, за исключением йота, образуемого средней частью спинки органа. К заднеязычным относятся [г], [к], [х] и особый фрикативный звук γ, практически не свойственный русскому языку и встречающийся только в отдельных словах («бог», междометиях «ого», «ага»).

По способу образования

Когда образуются согласные звуки, воздушная струя сталкивается с препятствиями, которые могут быть разных типов. Лингвисты на этом основании решили создать еще одну классификацию, выделяя смычные и щелевые (фрикативные) звуки. При образовании смычных согласных проход для них полностью закрыт, дабы воздушный поток прорвал «плотину» из губ. В случае фрикативов органы речевого аппарата сближаются друг с другом, но полностью не смыкаются, образуя небольшую щель.

Понять «who is who» можно, попросту понаблюдав за собой. Такие твердые согласные звуки, как [б], [п], [д], [т], [г], [к], а также их мягкие разновидности явно образуются со взрывом (отсюда и соответствующее название).

В других случаях поток воздуха минует преграду через нос ([м], [н]) или как бы отходит в бок ([л]). Также возможно сочетание элементов смычных и фрикативных звуков – в аффрикатах наподобие [ц] и [ч].

Приведем обобщенные данные в таблице:

Смычные

Взрывные ([б], [п], [д], [т], [г], [к])

Смычно-проходные ([м], [н], [л])

Аффрикаты ([ц], [ч], [дж»], [дз])

Фрикативные

Все остальные звуки

Обратите внимание: буквы, обозначающие согласные звуки [дж»] и [дз], в русском языке отсутствуют. Такие аффрикаты являются звонким аналогом [ч] и [ц] и появляются только в случае позиционных изменений.

По подъему средней части спинки языка

При образовании звуков иногда возникает дополнительная артикуляция, связанная с подъемом средней спинки языка. Подобное явление называется палатализацией и может касаться любых согласных, кроме среднеязычных. В школьной и научной фонетике по признаку «наличие/отсутствие палатализации» принято выделять твердые и мягкие согласные звуки. Большинство из них в русском языке образуют соотносительные ряды, но не обходится без исключений. Так, согласные звуки [ц], [ч] существуют только в одном варианте. Для [ж], [ш] характерно твердое произношение; палатализация имеет место только в случае удвоения (в словах «вожжи», «дрожжи» и т. д.).

Дополнительные характеристики

Артикуляционная классификация имеет ряд факультативных характеристик. К таковым относится конфигурация языка, в соответствии с которой звуки бывают дорсальными и апикальными. Также помимо артикуляционной классификации, учитывающей особенности образования звуков, существует иная – акустическая. Ее специфика заключается в том, что она не приемлет деление на гласные и согласные звуки, а предпочитает анализировать их все вместе. Акустическая характеристика выводится на основании высоты, силы, длительности, тембра звука и оперирует несколько специфической терминологией – «бемольность», «вокальность», «резкость». Ее параметры соотносимы с артикуляционной классификацией. Так, в категорию диезных попадают мягкие согласные звуки, а смычные соответствуют прерванным.

Сильные и слабые позиции для согласных

Очень часто написание слова не совпадает с его звучанием. Это происходит из-за того, что звуки в потоке речи оказывают воздействие друг на друга, озвончаются, смягчаются и т. д. Такое влияние может отсутствовать (тогда мы имеем дело с сильной позицией) или, напротив, быть максимальным. Причем для каждого из соотносительных рядов согласных эти параметры различаются.

Позиция перед гласным, [в] или сонорным является сильной для разграничения глухости/звонкости. Слабыми же считаются позиция перед другим несонорным звуком и конец слова. Так, звонкий согласный звук [д] в слове «код» перестает быть таковым и передается в транскрипции по-иному. Возможен и обратный процесс. Например, фонетическая запись словоформы «отдать» будет указывать на наличие удвоенного [д], что служит поводом для возможных орфографических ошибок. То есть глухой согласный звук [т], ассимилировавшись, стал звонким.

Соотносительные ряды по признаку «твердость/мягкость» имеют свои слабые и сильные позиции. В случае первых возможно смягчение предыдущего согласного. Яркий тому пример – звук «н» в словоформе «нянчить», который хоть и не стоит рядом с мягким знаком, но тем не менее указывается при транскрибировании палатализованным.

Отметим, что разделение позиций на сильные и слабые довольно относительно. Язык не стоит на месте, меняются произносительные нормы, а вместе с ними и фонетические записи слов. Некоторые из этих перемен мы испытываем на себе. Так, когда-то давно твердые согласные звуки смягчались перед палатализованным губным (в словах «ветви», «двери»). Сейчас такое произношение встречается разве что у представителей старшего поколения и постепенно сходит на нет.

www.syl.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о