Возрастная периодизация детей: Страница не найдена

3.Возрастная периодизация, применяемая в гигиене детей и подростков. Понятие биологическом возрасте.

Неравномерность роста и развития является основанием для правиль­ной группировки детей и подростков разного возраста и выработки науч­ных принципов возрастной периодизации. Дело в том, что при органи­зации образовательно-воспитательной работы возникает необходимость объединения детей разного возраста. Кроме того, необходимо правильно установить возрастную границу поступления ребенка в ясли, детский сад и школу, определить возможность начала трудовой деятельности и др.

Одну из первых научно обоснованных периодизаций предложил Н.П. Гундобин (1906). Эта периодизация многократно дополнялась и совершенствовалась.

В основе всех возрастных периодизаций лежит деление детства на несколько периодов, характеризующихся общими физиологическими особенностями.

В понятие «возрастной период» входит тот отрезок времени, в пре­делах которого процессы роста и развития, а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.

Возрастной период — это время, требую­щееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.

Биологическая возрастная периодизация

1)Период новорожденности продолжается всего 10 дней, поскольку свойственный ему тип физиологических реакций отмечается в тече­ние очень короткого времени.

2) Период грудного возраста 10 дней до года

3)раннее детство 1-3года

4)первое детство 4-7лет

5)второе детство 8-11 12лет

6)подростковый 12-16лет

7)юношеский 16-21лет

В нашей стране широкое распространение получила возрастная периодизация, основанная на социальных принципах

Социальная возрастная периодизация

Период

Продолжительность

1.

Преддошкольный возраст

до 3 лет

2. Дошкольный возраст

3-6(7) лет

3. Школьный возраст:

  • младший;

  • средний

6(7)—10 лет 11-14 лет

4. Подростковый возраст

15-18 лет

Социальное деление на возрастные группы в основном не противо­речит биологическому делению. Исключение составляет подростковый возраст (его иногда называют старшим школьным), к которому относятся дети с 15, а не с 12—13 лет. Это обусловлено рядом законодательных льгот в области трудового права, условиями профессионального обучения.

Преддошкольный (старший ясельный) период.до 3лет Этот период характеризу­ется некоторым снижением темпов физического развития детей, боль­шей степенью зрелости основных физиологических систем. Мышечная масса ребенка интенсивно увеличивается. К концу 2-го года заверша­ется прорезывание молочных зубов. Двигательные возможности расширяются крайне стремительно — от ходьбы до бега, лазания и прыжков. Двигательная активность огромна, а контроль за активностью, адекватностью дви­жений и поступков еше минимальный, поэтому резко возрастает опасность травматизма. Это возраст быстрого совершенствования речи. Эмоциональная жизнь ребенка преддошкольного периода достигает наивысшей степени проявлений. Отрицательные эмоции могут носить характер истерических бурь, доходить до аффективных припадков Наблюдаются проявления капризности, застенчивости, удивления, страха.
Это период обучения навыкам Трудовой деятельности через игру. Четко определяются индивидуальные черты характера и поведе­ния.

Педагоги отмечают, что это период «упущенных возможностей», имея в виду неправильные приемы воспитания Поэтому воспитание постепенно становится главным элементом ухода за детыми.

Дошкольный период (от 3 до 7 лет). В этот период дети посещают детский сад. Характерно первое физиологическое вытяжение, нараста­ние массы тела несколько замедляется, отчетливо увеличивается длина конечностей, углубляется рельеф липа. Постепенно выпадают молоч­ные зубы и начинается рост постоянных зубов. В этот период идет диф­ференцировала строения различных внутренних органов. К 5 годам дети уже свободно говорят на родном языке, правильно

употребляя склонения и спряжения. Значительно улучшается память.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) происходят замена молоч­ных зубов на постоянные, наблюдается четкий половой диморфизм физического развития.

Имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию полоспецифического телосложения.

Старший шкальный возраст (с 12 до 17—18 лет) иногда называют отро­чеством. Он характеризуется резким изменением функции эндокрин­ных желез. Это период бурного полового созревания у девочек и его начала у юношей. Происходит препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью, возникновением и развитием черт, характерных для пола. Это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, нравственности. Нередко это достаточно драматический пересмотр всей системы жизненных ценностей, отношения к себе, к родителям, сверстникам и обществу в целом. Здесь и крайние суждения, и край­ние поступки, стремление к самоутверждению и конфликтам.

Биологический возраст — совокупность морфофункциональных осо­бенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития

Возрастная периодизация в педагогике

Возрастная периодизация является необходимо системой в педагогике, благодаря которой педагог знает, какие методы и способы работы применять в каком возрастном периоде  подопечного.

Ведь и трехлетний, и 15-летний человек — это ребенок, по классификации дидактики. Но они очень разные. Каждый возрастной период отличается своими физическими  и психическими особенностями развития, причем, нередко первые влияют на вторые. Важно все  — уровень способностей, особенности восприятия мира, влияние гормонов на детский организм.

В педагогике стандартно выделены несколько возрастных периодов для растущих детей.

  • 1 От рождения до года

  • 2 От года до 3 лет

  • 3 До 6 лет

  • 4 До 11-летнего возраста

  • 5 Средний школьный возраст

  • 6 До 17 лет

От рождения до года

Первый период – младенчество, от рождения до года. На этом этапе, только закладываются  базовые физически навыки, идет, в основном, пассивное, но непрерывное познавание мира.

От года до 3 лет

Второй период – раннее детство – от года до трех. В этом возрасте маленький человек начинает активно познавать мир, формируются зачатки социального ядра, прогрессирует коммуникативная функция. Все физические навыки уже присутствуют, хотя до совершенства  им, понятно, еще далеко.

До 6 лет

Третий период – дошкольный, от трех лет до 6( или до 7). В этом возрасте у ребенка формируется личностное «Я», он становится частью  общины, активно общается в другими детьми и взрослыми. Ребенок становится маленьким членом общества  и впитывает основные нормы его поведения. Конечно, пытливый ум ребенка в таком возрасте еще абсолютно чист, он не приемлет и   не понимает никакие сложные материи. В таком возрасте ребенок  уже способен активно учиться, правда, в игровой форме.

До 11-летнего возраста

Четвертый период – младший школьный, от 7 до 11 лет. Физические навыки сформированы полностью,  но продолжат развиваться. Маленький человек становится на стезю взрослой жизни, принимая такие понятия, как график, обязанность, «должен» и «надо». В этот трудный период учителя помогают детям встать на ноги.

Средний школьный возраст

Пятый период – средний школьный возраст. От 11 до 14 лет. Это  учащиеся 5-8 классов. Всем педагогическим составом любой школы единолично приятно считать, что это – самый трудный, проблемный период;  в этом возрасте у ребенка происходит взрыв гормонов, что часто делает его не просто психически  неуравновешенным, нервным, но и неуправляемым. К тому же, ум начинает взрослеть, мир перестает быть настолько по-детски прост, и то, что раньше казалось очевидным  и не нуждалось в разъяснении, теперь кажется сомнительным. Дети начинают придирчиво относиться к любой входящей информации, становятся недоверчивыми. Максимализм  – вот какая черта зарождается в детском уме в это возрасте. Чтобы не навредить ребенку и не дать ему свернуть с правильного пути, педагогу  в этот период требуется все умение и тонкость подхода, чтобы совладать с крепнущим и бунтующим умом подопечного.

До 17 лет

Шестой период – старший школьный возраст – от 14 до 17 лет. Частично, это возраст захватывает и более поздний период, 17-19 лет, который именуется юношеством. Черты данных возрастных групп схожи. В этом возрасте учащиеся 9-11 классов начинают по-настоящему взрослеть, становятся личностью.  Личностное становление — это болезненный период, и он длится с самых ранних лет и продолжается  после окончания школы.  Старшеклассники —  это уже ответственные взрослые люди, которые могут адекватно воспринимать мир. Однако, вся эта «взрослость» несколько напускная, чтобы ей утвердится и дать ребенку прочно встать на ноги, требуется время.

Периоды возраста человека

Периоды возраста человека

Пренатальный период (280 дней до рождения)

Внутриутробное развитие — этап первых проявлений двигательных навыков человека.

Детство           

1) Новорожденный (6 недель) период врожденных рефлекторных движений

2) Сосательные движения (от 9 недель до 1 года)

005

3) Раннее детство (от 1 до 3 лет) период освоения навыков ходьбы, бега и обращения с предметами , движения

5) Школьное детство (от 7 до 11 лет) период усиленного двигательного обучения

Подростковый возраст

навыки

2) Подростковый возраст (от 15 до 20 лет) период интеграции и завершения двигательного развития

Зрелость

1) Ранняя взрослость (от 20 до 30 лет) 6005 двигательная работоспособность климаксного периода

2) Средневзрослый возраст (от 30 до 45 лет) Период стабилизированной двигательной работоспособности

3) Поздний взрослый возраст (от 45 до 60 лет) Период снижения двигательной работоспособности

Старость

1) Ранняя старость (от 60 до 75 лет) период начальной инволюции двигательных навыков человека

инволюция двигательных навыков человека

3) поздняя старость (старше 90 лет) период снижения двигательных навыков человека

внутриутробное развитие

продолжительность: 10 лунных месяцев = 280 дней (установка срока беременности, первого числа по размеру эмбриона, вторая дата по первым наружным движениям плода)

Отдел:

Период эмбриона = первые два лунных месяца

Период плода = оставшиеся восемь лунных месяцев

Рис. Интравтериновое развитие (принято с http://www.obrazky.cz/)

Типы рефлекторных движений

             Дыхательные движения (8 неделя)

              Ротовая деятельность и анальный рефлекс (9 неделя)

              Флексивные движения конечностей (1 неделя) 9–10003

              Разгибательный рефлекс туловища, хватательный рефлекс и мимика (12 неделя)

Детский возраст – новорожденный (28 дней-2 мес)

Соматические характеристики: средний вес при рождении 3,5 кг, длина тела при рождении около 50 см . Вначале прибавка в весе составляет 1-1,5 кг в неделю за счет жировых отложений.

Двигательные характеристики: преобладает холокинетическая динамика (греч. holos = целое): параллельные некоординированные движения всех конечностей со значительным гипертонусом мышц. Для суждения о нормальности развития используют рефлекторные движения. Мы различаем:

1) Стойкие рефлексы:

— оборонительные: механические, термические раздражители
— питание: глотание
— органные: моргание (видеоиллюстрация), дыхательные движения (видеоиллюстрация)

2) Затухающие рефлексы:

— сосательный рефлекс (видеоиллюстрация)

3) Выгорание рефлексов:

(исчезновение от 2 до 6 месяцев)
— тонический шейный рефлекс: поворот головы-разгибание верхних и нижних конечностей (видеоиллюстрация)
— обнимание (More’s): внезапное стимульно-уравновешенное движение верхних конечностей (видеоиллюстрация)
— ходьба (лазание): при касании поверхности чередование нижних конечностей (видеоиллюстрация)
— ползание: толчки вперед и назад в положении лежа на животе (видеоиллюстрация) иллюстрация)
— хватание: сильное сцепление при помещении пальца на ладонь (видеоиллюстрация)
— плавание: хватание и удары ногой в положении лежа на спине (видеоиллюстрация)

Рефлекс дыхания

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Холокинетическое движение

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Рефлекс ходьбы

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Подмигивающий рефлекс

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Crawling Reflex

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Сосательный рефлекс

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Тонический шейный рефлекс

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Grabbing Reflex

Ваш пользовательский агент не поддерживает элемент HTML5 Video.

Психические особенности: ребенок спит до 20 часов в сутки, положительно реагирует на близких родственников и воду; при нырянии в воду он обычно оставляет глаза и рот открытыми, но не дышит в воде.

Грудной ребенок (2-12 месяцев)

Соматические характеристики: постепенное завершение роста новорожденного и переход к детскому росту с регулярным приростом 3-5 см в год и 2-3 кг в год. Снижение доли жира в организме. Значительное изменение соотношения головы и тела.

Рис. 10 Принятие вертикального положения ребенка (адаптировано из Мекоты, Коварж, Штепничка, 1988, 41)

Двигательные характеристики: период выпрямления тела, монокинетическая динамика начинает проявляться постепенно (2-5 месяцев) , мышечная гипотония, с 5-го по 12-й месяц начинается дромокинетическая стадия, которая проявляется созреванием нервной системы, началом зрительной и слуховой коммуникации и развитием глазо-ручной связи.

Психические особенности: выраженный эгоцентризм, призыв к вниманию, постепенное прекращение грудного вскармливания и переход на кашицеобразную пищу с меньшим содержанием жира, промежутки между сном постепенно удлиняются с 3 до 6-8 часов.

Раннее детство (малыш) 1-3 года

Соматические характеристики: в связи с прекращением грудного вскармливания значительно замедляется прибавка в весе, к 2 годам начинают прорезываться молочные зубы, изменяется силуэт ребенка (соотношение головы и туловища, большая окружность груди).

Двигательные характеристики:

начало ползания в возрасте 1 года (вздутый живот, наклон туловища назад, широкая колея, согнутые нижние конечности, частота 170 шагов в минуту, невозможность сохранять прямолинейность)

подъем по лестнице в возрасте 2 (сначала лазает одной ногой и подтягивает другую, потом чередует обе ноги), ребенок начинает бегать в 3 года, этап полета должен освоить в 37 месяцев (106 см, 16 кг) можно использовать простой контрольный тест – 10 м, если ребенок справится менее чем за 6 с, движение можно считать бегом.

в 1 год ребенок начинает перекатывать предметы, бросать ниже руки, в 2 года начинает ловить большие и легкие мячи (наиболее подходят пляжные мячи), к концу 3 года rd год, мы можем начать практиковать бросок через руку

в этом возрасте дети, естественно, стремятся к другим двигательным навыкам, таким как перевороты, перекаты,

полые висы, лазание и преодоление препятствий, катание на трехколесных велосипедах, детских бобслеях и санках.

Психические особенности: дети этого возраста требуют физического контакта с родителями в форме объятий и ласк, постепенно налаживают социальный контакт, сначала многие дети играют только рядом, а потом уже вместе.

Дошкольное детство (период детской игры) 4-7 лет

Соматические характеристики: значительное изменение силуэта, снижение частоты сердечных сокращений, увеличение доли мышц (точнее, уменьшение доли жировой ткани).

Двигательные характеристики: укрепление латеральности с 4 го года в результате использования орудий (столовые приборы, карандаш,…), увеличение длины шага при ходьбе или беге, дети начинают прыгать (сначала ныряют, затем в длину ), при броске и ловле руки в этот период двигаются к мячу, ребенка не следует отвлекать быстрыми передачами, иначе ребенок может увернуться от головы или закрыть глаза, к другим популярным локомотивным навыкам относятся удары ногой (4-5 лет), дриблинг (5-6 лет), качание, вис, горки, опоры, кувырки, перевороты.

Психические характеристики: поступление в школу приводит к принятию социальных ролей, совершенствованию мышления и речи (3500 слов), мелкой моторике преимущественно верхних конечностей.

Школьники (младший школьный возраст) 7-11 лет

Соматические характеристики: постоянный рост (5-6 см в год, 2-3 кг в год), однако бывают случаи первых проявлений детского ожирения (это 6 % у 6-летних и 16 % у 8-летних), в 11 лет девочки превосходят мальчиков по росту и весу за счет более раннего созревания. В этом возрасте важна манера держать тело (рюкзак на обоих плечах, растяжка после долгого сидения в школе).

Двигательные характеристики: отличная послушность – период, подходящий для развития навыков, избыточные движения (называемые роскошью передвижения), спонтанная двигательная активность занимает до 5,5 часов в день, гипермоторные (гиперкинетические) дети по сравнению с гипомоторными (гипокинетическими) детьми .

Психические характеристики: заводит первых давних друзей, половое созревание ведет к неповиновению, созданию иерархии ценностей и представлению собственного мнения.

Половое созревание – период дифференцировки и восстановления двигательных навыков (11–15 лет)

Соматические характеристики: период всплеска роста (Пик Высокой Скорости), который, кроме детского роста, проявляется также в периоде полового созревания. Большинство органов растут, второе изменение фигуры. Вторичные половые признаки, половая зрелость.

Двигательные характеристики: ухудшение координации движений (беглость, точность), увеличение длины бегового шага (40 см) после удлинения нижних конечностей на 15 см, снижение частоты шагов 4,1–3,9 Гц. Искажение динамики и худшая экономичность движения. Экстремальные проявления двигательных навыков (сообразительность-вялость, выполнение сложных задач-уклонение от простых). Двигательная активность значима у детей, занимающихся спортом – до 5 часов в день.

Психические характеристики: эмоциональное развитие эмоций, повышенная чувствительность, эмоциональная лабильность, зачатки формального абстрактного мышления. Хороший режим питания важен для роста (не менее 9,5 часов сна и здоровое питание поддерживают рост).

Подростковый возраст – период интеграции двигательных навыков (15-20 лет)

Соматические характеристики: завершение физического роста, половая зрелость, жировые отложения (мальчики – одиночный тонкий слой по всему телу, девочки – живот, низ, бедра), туловище растет объемно, видны мышцы, тело женщины округляется.

Двигательные характеристики:

интеграция двигательных навыков и их гармонизация Þ второй апогей двигательных навыков

Индивидуализация:            

— уровень развития (большой диапазон выполнения) широкое и глубокое развитие движений

характеристики движения

3

2 — объем и интенсивность движения

Стабилизация:  

— коэффициент корреляции при повторном измерении (например, прыжок с места 0,53 с первичным

школьники и 0,7 студенты)  создание образа жизни

Моторная дифференциация по половому признаку:               

— ходьба (разная длина шага, девушки двигают бедрами) бег (разная длина и частота шагов) разница в силе ок. . 30%, по скорости примерно 10 % в пользу мужчин

— женщины более эффективны в навыках (в основном в равновесии, ритмических возможностях и подвижности суставов)

Психические характеристики: завершение психического созревания (место в типологии не меняется). Формально-логическое мышление на очень высоком уровне, философское мышление, высокий уровень умственного творчества в разных областях (музыка, поэзия, искусство и т.д.).

Взрослость (acme)

Дифференциация:                 

— Ранняя зрелость (mecitma): период размножения (рождается 80 % детей), формирование рабочих двигательных навыков, приобретение опыта, кульминация спортивной активности, стадия кульминации двигательной активности с совершеннолетием спортсменов

— Средневзрослый возраст (adultium): стадия стабилизировавшейся работоспособности, вначале первоклеточные изменения, в конце наступает период менопаузы, снижается кульминация научной и художественной деятельности, гимнастическая деятельность, сменяется здоровыми прогулками низкая интенсивность

— Поздний взрослый возраст (интеревиум): стадия снижения двигательной работоспособности, появляются симптомы хронических заболеваний (несбалансированный режим дня, последствия современного образа жизни), снижается репертуар двигательных навыков, период балансировки.

Рис. 11 Лучшая работа Э. Затопек, Д. Затопкова и Я. Железный (Вобр, 2003)

Пожилой возраст (75-90 лет)

Поздняя старость (старше 90 лет)

Биологические признаки старения: заметны во всех тканях и клетках (преимущественно нервной и эндокринной систем), замедление обмена веществ, снижение приспособляемости, снижение сопротивляемости инфекциям, ухудшение чувственного восприятия.

Двигательное состояние: моторные способности регрессируют более резко (преимущественно скоростные способности), менее резко регрессируют статические силовые способности, выносливость снижается ок. 50 %; на такое снижение, однако, могут положительно влиять тренировки (70-летние марафонцы), изменения в стойке тела (старческий кифоз), длина шага укорачивается (до 1/4), плохая координация рук, чрезмерное поднятие ног, сдвиг оси.

Психические признаки старения: снижение некоторых компонентов интеллекта (память, гравировка), частичный эгоцентризм (решение только своих проблем). В этом разделе изменение вех роста и развития является важной частью воспитания. По мере того, как младенцы и дети проходят ряд стадий роста, они могут столкнуться с общими физическими или эмоциональными проблемами. Педиатрические эксперты CHOC создали серию руководств по возрасту и стадии, чтобы вы могли лучше понять, через что проходит ваш ребенок, и выявить любые проблемы на этом пути.

Рост и развитие включают не только физические изменения, происходящие от младенчества до подросткового возраста, но также некоторые изменения в эмоциях, личности, поведении, мышлении и речи, которые развиваются у детей по мере того, как они начинают понимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Такие навыки, как умение сделать первый шаг или впервые улыбнуться, называются вехами развития.

Дети достигают значительных успехов в том, как они играют, учатся, говорят, действуют и двигаются. Все дети развиваются в своем собственном темпе, но эти вехи дают вам общее представление об изменениях, которых следует ожидать по мере роста вашего ребенка.

Вехи развития можно разделить на следующие категории:

  • Речь и язык
  • Навыки одевания
  • Мелкая моторика и зрительная моторика
  • Навыки ухода

Дети растут в своем собственном темпе. Среди детей существует широкий диапазон здоровых форм и размеров. Генетика, пол, питание, физическая активность, проблемы со здоровьем, окружающая среда и гормоны — все это играет роль в росте и весе ребенка, и многие из них могут широко варьироваться от семьи к семье.

Врачи рассматривают диаграммы роста наряду с общим самочувствием ребенка, окружающей средой и генетическим фоном. Врач вашего ребенка может также рассмотреть следующие вопросы: 

  • Достигает ли ребенок других этапов развития?
  • Есть ли другие признаки того, что ребенок нездоров?
  • Какой рост и вес у родителей, братьев и сестер ребенка?
  • Ребенок родился недоношенным?
  • У ребенка началось половое созревание раньше или позже среднего?

Нет. Девочки и мальчики измеряются по разным графикам роста, потому что они растут по разным схемам и с разной скоростью. Один набор карт используется для младенцев от рождения до 36 месяцев. Другой набор предназначен для детей и подростков в возрасте от 2 до 20 лет. Кроме того, для детей с определенными заболеваниями, такими как синдром Дауна, или детей, родившихся раньше срока, можно использовать специальные графики роста.

Наблюдение за графиками роста может помочь вам или врачу вашего ребенка обнаружить любые потенциальные проблемы роста. Вот некоторые закономерности, на которые следует обратить внимание: 

  • Когда процентиль веса или роста ребенка отличается от шаблона, которому он следовал. Например: если рост и вес были на линии 60-го процентиля, пока ребенку не исполнилось 5 лет, а затем рост падает до 30-го процентиля в возрасте 6 лет, это может свидетельствовать о проблеме роста, потому что ребенок не следует своим или свой обычный рост. Но изменение процентилей не всегда означает наличие проблемы. У многих детей могут наблюдаться изменения в процентилях роста на некоторых этапах развития, когда нормально, что темпы роста больше варьируются от ребенка к ребенку. Это особенно часто встречается в младенчестве и в период полового созревания.
  • Если прогресс роста ребенка сильно отличается от того, что ожидается при расчете его или ее среднего роста.
  • При аномально низком или высоком индексе массы тела (ИМТ 85%).

Графики роста являются полезным инструментом, но важно знать, что они не дают полной картины развития или общего состояния здоровья вашего ребенка. Если у вас есть какие-либо вопросы или опасения по поводу роста вашего ребенка или графиков роста, поговорите со своим педиатром.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *