Современные виды конструкторов для детей дошкольного возраста
Современные виды конструкторов для дошкольников.
Конструктор-один из видов игрушек, появившихся в наши времена. А изобрел первый конструктор не инженер, а приказчик из мясной лавки.
Однажды приказчик из английского города Ливерпуля Франк Хорнби ехал в поезде. Была уже ночь, но ему не спалось. Вероятно, он думал об удивительных достижениях техники рубежа ХIХ-ХХ веков. Тут-то ему и пришла в голову мысль сделать ребенка соучастником в деле создания технических средств.
Он придумал игру, состоящую из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков. Болтики можно было завинчивать в отверстия на разном расстоянии и под разными углами. Это давало возможность сооружать из планок тележки, мосты, подъемные краны. Для своей игры изобретатель нашел подходящее название — «механо» (от греческого «теспапе» — искусство построения машин). Шел 1900 год. С каждым последующим годом новая игра усложнялась, становилась все интереснее. Появлялись новые виды транспорта и, соответственно, новые наборы детских конструкторов, из которых можно было собирать машины, паровозы, самолеты…
Констру́ктор (от лат. constructor —«строитель»).
Конструктор (игрушка) — детский игровой набор для моделирования, состоящий из набора деталей и, как правило, соединительных элементов.
№ | Конструктор | Возраст |
1 | Мягкие кубики | С 2-3 месяцев |
2 | Деревянные или пластмассовые кубики | С 4-6 месяцев |
3 | Фигурки-вкладыши | С 6-7 месяцев |
4 | Мозаика | С 1 года |
5 | Блочный конструктор (лего и другие) | От 1,5 лет |
6 | Конструкторы с шестеренками | С 3 лет |
7 | Магнитный конструктор | С 4 лет |
8 | Металлические или пластиковые конструкторы с болтовым соединением | От 5 лет |
9 | Электронные конструкторы | С 5 лет |
Простейшие виды конструкторов-кубики.
Строительный набор-разновидность кубиков.
Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи.
Фигурки –вкладыши
Это еще одна разновидность простейшего конструктора.
Дети учатся подбирать и соединять вместе правильные по форме и по размерам фигуры.
Мягкие конструкторы.
Материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
Мозаика.
Собирание мозаики —очень важно для развития воображения и творческого мышления, а также психического развития ребенка в целом
Пазлы
Из деревянных или картонных пазлов, дети могут собирать и разрисовывать любые модели: машинки, самолеты, башни.
Блочные конструкторы.
Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой.
Тематические наборы
Это конструкторы объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т.д.
Болтовые конструкторы
Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
Металлические
В наборе есть все, как у взрослых: отвертки, гайки, шурупы.
Магнитные
Магнитные палочки разных цветов, разноцветные пластинки и металлические шарики – вот элементы магнитного конструктора. Конструируют из этих фрагментов
модели молекул, космические станции, небоскребы …
Керамические конструкторы
В наборы входят миниатюрные керамические кирпичи, детали из картона, деревянные
Конструкторы из стройматериалов
Конструктор из самых «настоящих» кирпичей, скрепляемых «настоящим» цементирующим раствором
Деревянные конструкторы
Этот вид является самым безопасным и экологическим.
Динамические контурные и суставные конструкторы.
Этот конструктор состоит из цветных гибких и тонких пластиковых трубочек разной
длины, а также стеклянных шариков.
Конструкторы –лабиринты.
Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.
Функциональные электронные конструкторы.
Это действующие модели различных устройств. Чаще всего, такие конструкторы требуют определенных знаний и соблюдениясерьезных правил безопасности.
Конструкторы типа «LEGO»
Это самый популярный конструктор, как среди мальчиков, так и среди
девочек. Изготавливается из пластика. Имеют различные способы крепления.
Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.
Материал подготовила воспитатель Шишкина С.М.
ВИДЫ КОНСТРУКТОРОВ
Виды конструкторов
Рынок детских товаров представлен огромным выбором конструкторов для детей различного возраста. Причем с каждым годом появляются все новые и новые идеи, расширяя их ассортимент. Давайте рассмотрим, какие же бывают виды конструкторов.
• Кубики. Это самый первый конструктор для ребенка. Кубики бывают как мягкие, так и пластмассовые и деревянные. С их помощью малыш сможет сооружать первые постройки в виде башен.
• Строительный набор – это разновидность кубиков. Они бывают разного размера, в этот набор входят не только кубики, но и конусы, цилиндры, арки, бруски и другие элементы. Такой набор удобно использовать для строительства как отдельный деталей, так и целого замка. Строительный набор может быть деревянный или пластмассовый, он приятный на ощупь и безопасен для крохи. Ребенок может играть таким конструктором даже до школы.
• Конструкторы типа Лего. Такой набор состоит из различных по цвету и размеру деталей, которые «надеваются» друг на друга с помощью специальных креплений. Каждый родитель может выбрать для своего ребенка конструктор, подходящий для его возраста: для начинающих строителей – крупные детали, для детей постарше – более мелкие.
• Тематические наборы. Это конструкторы, в которых есть блоки, скрепляющиеся между собой и детали, объединенные одной темой. Например: «Ферма», «Пожарная часть», «Загородный дом» и т.д.
• Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
• Магнитные конструкторы – состоят из палочек и шариков намагниченных, которые «прилипают» друг к другу. Предназначен для детей после трех лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.
• Контурные конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор подойдет ребенку от 6 лет.
• Конструктор – трансформер, когда одна модель может превращаться в другую. Это различные фигурки супергероев или животных.
• Электронные – на основе электросхем. Подойдет для школьника.
• Суставные – соединительные элементы, словно суставы.
• Мягкие конструкторы – материал их изготовления – изолон, он нетоксичен и приятен к телу малыша. С их помощью можно создавать как плоские игрушки, так и объемные.
• Конструкторы-лабиринты. Набор состоит из деталей, которые соединяются между собой, создавая огромный лабиринт или город. По «дорожкам» скатываются мячики, развивая мышление малыша.
nattik.ru
Консультация на тему: Виды конструкторов для детей дошкольного возраста
Виды конструкторов для детей
Педагоги знают о детях многое. В частности то, что дети очень любят мастерить, собирать и разбирать какие-нибудь вещи. А особенно им нравится строить мосты и возводит здания при помощи деталей из конструктора. Такие занятия для любого ребёнка не только познавательны, но и полезны. Ведь во время конструирования у малыша развивается образное мышление, воображение, память, совершенствуются игровые навыки и усидчивость. Также в работе задействованы мышцы кисти, что положительно влияет на мелкую моторику рук. Причём, независимо от того, простой конструктор или сложный – мы знаем, что ребенку будет очень интересно и увлекательно, и что на некоторое время малыш будет занят. Когда ребёнок занимается сборкой или разборкой конструктора, то он может развивать навыки будущего архитектора при возведении домов и построек по собственной задумке или складывать конструктор по инструкции (по готовой картинке или схеме, по определённым стандартам (домик для лошадки, гараж для большого троллейбуса). Конечно, в самом начале, когда вы только начинаете знакомить ребёнка с конструктором, ему будет нравиться только уничтожать и разрушать постройки, но потом ему поймет, что скреплять детали и создавать свои архитектурные шедевры еще интереснее. Когда вашему малышу исполнится три года, он будет играть с конструктором и использовать различные его детали в своих ролевых играх (стульчик для куклы, кубик вместо стола для игрушек) и т. д. Ближе к шести годам малыш начнёт сам создавать свои постройки из конструктора. Если ему будет что-то не понятно, помогите ему разобраться. Поиграйте с ним.
На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:
1. Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования. Уже годовалые малыши с удовольствием разрушают башню из кубиков, и это вполне можно считать первыми играми с конструктором.
2. Строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения. Эти наборы могут быть из разных материалов – дерева, пластмассы. Деревянные детали могут быть окрашенными или нет. Крупный напольный конструктор можно использовать для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост.
Возраст детей, которым будет интересен такой тип конструкторов, колеблется в широких пределах. Малыши строят арки и гаражи, а шестилетки воодушевленно сооружают сложные архитектурные строения из конструктора, в состав которого входит множество объемных фигурок.
3. Конструкторы с простым блочным соединением. Традиционный конструктор из блоков, соединяющихся между собой посредством «прирощенных» цилиндров, классический вид, тем не менее любимый современными детьми. Чем старше становится ребенок, тем меньше становятся детали. Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы часто содержат и тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей одного производителя из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.
4. Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Они бывают из различного материала. И для различного возраста. Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства – с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбами. Сегодня же это – яркие, привлекательные, пластиковые элементы, крупнее своих серых предшественников из металла. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей после четырех-пяти лет. Хотя даже в этом возрасте многое придется показывать родителям – и как завинчивать болтики, и как совмещать детали.
5. Магнитные конструкторы состоят из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу. Из такого конструктора легко составляются оригинальные, стильные и блестящие объемные модели. Магнитный конструктор с мелкими деталями предназначен для детей старше шести лет, так как имеет мелкие детали. С ним очень интересно играть, развивая фантазию.
6. Существует множество других разновидностей конструкторов.
Электронные (различные запчасти на основе электрических схем). Такой конструктор в игровой форме познакомит ребенка с основами электротехники и электроники. Детали собираются в электрические схемы без пайки, с помощью удобных разъемов и крепятся к пластиковому основанию. К каждому конструктору прилагается красочная брошюра с подробными описаниями электрических и электронных схем.
Конструкторы с суставным соединением. Этот вид конструктора получил свое название благодаря особому соединению, имитирующему суставы. Результативная игра с подобным набором требует хорошего пространственного мышления и развитой мелкой моторики, поэтому обычно предназначается для детей старше шести лет.
Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
Решетчатый конструктор, детали которого напоминают решеточки. Этот развивающий детский конструктор отличается своей универсальностью и простотой сборки. Конструктор помогает развитию пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.
Какой же конструктор подойдёт ребёнку? Конструктор, прежде всего, должен подходить по возрастной категории ребёнка. Чем младше малыш, тем крупнее должны быть детали конструктора. Конструктор должен быть безопасным. Поэтому нужно обращать внимание на фирму производителя конструктора и качество самого конструктора. Затем следует обратить внимание на количество мелких деталей в упаковке, цветовую гамму (она не должна быть агрессивной, поверхность деталей, а также запах. Резкий, неприятный запах свидетельствует о недоброкачественности конструктора, и игра с ним может привести к аллергическим реакциям и отравлению.
Выбрав конструктор, играйте и стройте вместе с детьми!
nsportal.ru
Виды конструкторов для детей | Мир глазами мамы
Тот, у кого есть дети, наверняка, о них знает многое. В частности то, что дети очень любят мастерить, собирать и разбирать какие-нибудь вещи. А особенно им нравится строить мосты и возводит здания при помощи деталей из конструктора.
Такие занятия для вашего ребёнка не только познавательны, но и полезны. Ведь во время конструирования у малыша развивается образное мышление, воображение, память, совершенствуются игровые навыки и усидчивость. Также в работе задействованы мышцы кисти, что положительно влияет на мелкую моторику рук.
Причём, независимо от того, простой конструктор или сложный – родители знают, что их чаду будет очень интересно и увлекательно, и что на некоторое время малыш будет занят.
Когда ребёнок занимается сборкой или разборкой конструктора, то он может развивать навыки будущего архитектора при возведении домов и построек по собственной задумке или складывать конструктор по инструкции (по готовой картинке или схеме), по определённым стандартам (домик для лошадки, гараж для большого троллейбуса).
Конечно, в самом начале, когда вы только начинаете знакомить ребёнка с конструктором, ему будет нравиться только уничтожать и разрушать постройки, но потом ему поймет, что скреплять детали и создавать свои архитектурные шедевры еще интереснее.
Когда вашему малышу исполнится три года, он будет играть с конструктором и использовать различные его детали в своих ролевых играх (стульчик для куклы, кубик вместо стола для игрушек) и т.д.
Ближе к шести годам малыш начнёт сам создавать свои постройки из конструктора. Если ему будет что-то не понятно, помогите ему разобраться. Поиграйте с ним.
На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:
1. Кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые). Являются самым первым материалом для конструирования.
2. Строительные наборы (брусочки, арки, конусы).
Эти наборы могут быть из разных материалов – дерева, пластмассы. Деревянные строительные детали могут быть окрашенными или нет. Довольно интересными являются наборы для строительства в виде бревен с пазами для скрепления между собой.
3. Напольный конструктор (большие и маленькие детали для постройки домов, как в рост ребёнка, так и в кукольный рост).
4. Конструктор – трансформер (фигурки воинственных животных или людей, супергероев).
5. Тематические наборы (конструкторы, типа «Лего», с помощью которых можно создавать различные объекты с помощью блоков, к примеру, «Лего – пожарная часть», «Лего – ферма», «Лего – пиратский корабль»).
Помимо строительных пластмассовых блоков, такие конструкторы содержат и тематические детали – фигурки людей, животных. Отличительной чертой этих конструкторов является совместимость деталей из разных наборов. То есть, покупая новый набор ребенку, мы пополняем тот, что у нас есть в наличии, создавая тем самым, идеальные условия для творчества.
Кроме этих видов есть так же конструкторы, которые отличаются по разной величине и способу конструирования и изготовления:
- Блочные конструкторы (геометрические фигуры разного размера).
- Конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые). Например, все мы помним металлические конструкторы нашего детства – с плоскими деталями с отверстиями, с винтиками и шайбочками.
- Магнитные (пластины различной формы или палочки с шариками).
- Электронные (различные запчасти на основе электросхем).
- Криволинейные контурные (из гибких пластмассовых трубочек).
- Суставные (соединительные детали похожи на суставы).
- Мягкие конструкторы из нетоксичного «вспененного» материала изолона. Они могут создавать как плоскую фигурку, так и объемную, 3-D.
- Развивающие конструкторы-лабиринты. С помощью разнообразных деталей можно собрать целый городок с туннелями и горками, по дорогам которого можно катать шарики или машинки.
- Модели для сборки (различные модели машинок, самолётов). Такие конструкторы интересны не только детям, поэтому у вас есть шанс организовать хороший совместный досуг.
Какой же конструктор подойдёт вашему ребёнку?
- Конструктор, прежде всего, должен подходит по возрастной категории вашего ребёнка. Чем младше малыш, тем крупнее должны быть детали конструктора.
- Конструктор должен быть безопасным. Поэтому нужно обращать внимание на фирму производителя конструктора и качество самого конструктора. Затем следует обратить внимание на количество мелких деталей в упаковке, цветовую гамму (она не должна быть агрессивной), поверхность деталей, а также запах. Резкий, неприятный запах свидетельствует о недоброкачественности конструктора, и игра с ним может привести к аллергическим реакциям и отравлению.
И, выбрав свой конструктор, играйте и стройте вместе с ребёнком!
(Посетители 12 791 за все время, 1 просмотры сегодня)
maminovse.ru
Материал по теме: Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС
Основные виды конструкторов в образовательной деятельности дошкольников с учетом новых ФГОС
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова constructio – построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).
Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.
Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.
Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Таким образом, конструктивная деятельность детей близка конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребенок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Однако руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на трудовое воспитание дошкольников.
Детское конструирование может быть изобразительным и техническим.
Если продукт конструктивно-технической деятельности взрослых в основном всегда имеет практическое назначение (здание для театра, магазина и т. п.), то детская постройка не всегда выполняется для непосредственного практического использования. Так вначале дети с увлечением строят зоопарк, но как только он был создан, постройка потеряла для них всякий интерес. На вопрос: «Почему они не играют?» – одна девочка ответила: «Водить людей по зоопарку неинтересно».
Такое явление, когда с выполненной конструкцией или постройкой дети не играют, можно наблюдать часто. Создается впечатление, что ребенка интересует сам конструктивный процесс, словно он осваивает в нем что-то новое, сложное, интересное.
Но в этом изобразительном конструировании все же присутствует основное содержание конструктивно-технической деятельности. Если ребенок не использует поделку в своей практике, то, создавая ее, он старается отобразить в ней по возможности все, что необходимо для действия. Принципы создания продукта конструктивной деятельности те же, что и в конструировании.
При этом необходимо отметить, что часто в изобразительном конструировании в своих постройках ребенок добивается значительно большего сходства с окружающими предметами, чем тогда, когда они предназначаются для непосредственного практического использования в игре, в то время как в постройках для игры ребенок допускает больше условностей.
В такой постройке для него важно, чтобы было самое необходимое для игры. Например, по ходу игры понадобилось лететь на самолете, поэтому достаточным оказалось наличие руля, крыльев и сиденья для летчика. Неважно, что построенный самолет выглядит примитивно: он вполне удовлетворяет игровым потребностям детей. Иное дело, когда ребенок стремится показать различные типы самолетов. Тогда дети выполняют их с особенной конструктивной тщательностью. Таким образом, характер и качество постройки не всегда зависят от умений детей.
Существование двух видов детского конструирования – изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.
Конструктивная деятельность дошкольников носит характер ролевой игры: в процессе создания постройки или конструкции дети вступают в игровые отношения – не просто определяют обязанности каждого, а выполняют те или иные роли, например бригадира, строителя, мастера и т. д. Поэтому конструктивную деятельность детей иногда называют и строительной игрой.
Виды конструирования в детском саду
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные – с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.
Особенно большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.
nsportal.ru
Статья по теме: Роль детского конструктора в развитии детей дошкольного возраста.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А.Сухомлинский.
Ребенок постоянно играет. Ведь игра – это основной способ восприятия информации, окружающей реальности, моделей поведения.
Через игру ребенок понимает, как все должно быть устроено. Одним из вариантов увлекательной, обучающей и развивающей игры является детский конструктор.
Игра в конструктор, способствует развитию мелкой моторики, представлений о цвете и форме и ориентировки в пространстве. Такое сочетание различного рода воздействий благоприятно отражается на развитии речи, облегчает усвоение ряда понятий и даже постановку звуков, так как развитие мелкой моторики оказывает стимулирующее влияние на развитие речедвигательных зон коры головного мозга.
Игры с конструктором могут быть организованы по типу конструктивно-творческой игры, сюжетно-ролевой игры и других типов игр. Тип и особенности игры зависят от степени подготовленности группы детей, ее особенностей, а также дидактических и речевых целей.
При обращении в процессе работы к возможностям конструктора, мы можем отметить некоторые преимущества его использования перед другими, традиционными видами работ, развивающих мелкую моторику, как то: рисование, лепка или аппликация.
— Во-первых, только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить, тогда как рисунки, аппликации или фигурки из пластилина не могут быть пригодны для организации игры.
— Во-вторых, при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. А вот рисунок, аппликация или поделка из пластилина могут «не получиться», так как рисование, лепка или аппликация являются более сложными видами работы.
— В-третьих, поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей.
— И наконец, конструктор безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.
Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:
— Развитие мелкой моторики рук.
— Развитие речи в рамках определенных тем.
— Автоматизация звуков в ходе игры.
— Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.
— Развитие количественных представлений.
— Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.
— Сплочение коллектива детей, формирование чувства эмпатии друг к другу.
Несмотря на растущую популярность компьютерных игр, конструктор незаменим для развития детей. Ребенок действует с деталями строительного материала, конструкторов, многократно их сравнивает, отбирает, примеряет, манипулирует, ошибается и исправляет ошибки. Через практическое экспериментирование получается результат. И чем больше ребенок совершает пробующих действий, тем быстрее он начинает опираться на зрительное восприятие и обходиться без постоянных предварительных примеривающих действий, находит новые приемы для достижения результата.
В настоящее время конструированию в дошкольных учреждениях уделяется особое внимание. Конструирование – одно из самых любимых детских занятий. Оно является не только увлекательным, но и полезным для ребенка. Конструирование создает необходимый фундамент всестороннего развития ребенка. Оно способствует формированию образного мышления и чувства красоты, воображения и ловкости, внимания и целеустремленности.
Прежде всего, конструирование считается одним из важнейших средств умственного воспитания. Оно ориентирует на целостное восприятие будущей постройки, учит наблюдательности, умению обобщать, сравнивать, анализировать. Игры с кубиками расширяют математические представления ребенка о форме, величине, пространственных и количественных отношениях предметов. Занятия с конструктором способствуют развитию ценностных качеств личности, таких как целеустремленность, аккуратность, организованность и ответственность. Конструктор станет верным помощником при подготовке детей к школе, развитии у них речи, памяти и самостоятельности. Еще важно то, что ребенок начинает осознавать необходимость знаний о предмете для успешного конструирования его модели. Так, появляется очень важная для детей потребность — в новых знаниях об окружающем мире.
Конструирование – это созидание, а оно, в свою очередь, подразумевает творческий поиск. Даже построение модели по схеме, как утверждают психологи, помогает развитию творческих способностей детей. Процесс соотнесения модели и оригинала требует усилия, труда мысли, побуждает искать новые решения, будит воображение. «Строительные игры» позволяют воплотить в жизнь любую детскую фантазию. Здесь уместно вспомнить слова известного русского педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…». Умение видеть целое раньше частей вместе с творческим подходом к конструированию воспитывают в ребенке чувство красоты и композиции, формируют понимание пропорции, масштаба, ритма и меры.
Конструирование также имеет большое значение для формирования правильной речи и письма в будущем, ведь оно способствует развитию мелкой моторики рук. Для развития моторики ребенка очень полезно собирать из блоков детского развивающего конструктора различные предметы. Думаю, что не нужно объяснять, что от мелкой моторики зависит, насколько хорошо будет развита не только речь и мышление ребенка, но даже его почерк. Красивый почерк бывает только у тех, чьи ручки способны ловко владеть мелкими деталями.
На сегодняшний день существует масса различных видов конструкторов:
1. Самым простейшим конструктором в жизни детей являются кубики. Они не только очень увлекают детей, но и помогают развиваться пространственному воображению, знакомят с формами предметов, и формируют цветовое восприятие. Для начала строить из кубиков будет взрослый, а ребенок будет просто с удовольствием рушить эти постройки. Но это только поначалу. Стоит чуть-чуть подождать и постройки становятся все более сложными.
2. Детский конструктор в виде фигурок – вкладышей представляет собой пластиковые или деревянные наборы, в которых каждую фигурку вставляют в свое отверстие. Этот вид достаточно труден для ребенка. Он помогает развивать логическое мышление, так как пред сборкой ребенку необходимо в уме сопоставить различные фигурки и понять, что куда относится.
3. Конструктор для детей в форме мозаики бывает двух видов: крупная мозаика, в форме больших пластмассовых шестигранников, под которые имеется форма со специальными выемками и второй вариант – обычная мозаика, лучше, чем первая способствует развитию координации движений, но более сложна для детей. Такой конструктор учит ребенка работать с небольшими предметами, развивает цветовое восприятие и фантазию.
4. Большие блочные конструкторы имеют детали самой разнообразной формы и расцветки, встречаются даже детали с колесами, вагоны и т. д. Из него можно построить практически все, что угодно: дома, корабли, самолеты. Ваш ребенок растет, и вместе с ним растут и усложняются его конструкции. Помогает развиваться творческому мышлению, цветному восприятию, комбинаторике, пространственному воображению и многим другим навыкам.
5. Конструктор для детей «Лего» выпускается самых разнообразных видов, для детей всех возрастов. Он никогда не надоест ребенку, так как из него можно собирать самое разнообразное: дома, машины, трансформеров, игрушки на микроскопических чипах и многое другое. Помогает развитию мелкой моторики и умственной деятельности.
6. Также бывают деревянные и магнитные конструкторы. Для деревянных используются только очень качественные сорта древесины, собирать их очень сложно и увлекательно, очень часто необходимо использование клея. Из него ребенок сможет собрать себе деревянные игрушки или постройки. Помогают развитию инженерно – конструкторских способностей, аккуратности и внимания. Магнитные представляют собой различные палочки, пластинки и металлические шарики. Они помимо интересной игры помогают познакомиться со свойствами магнитов.
Все они помогают ребенку развить воображение, тренировать пространственное мышление и мелкую моторику, культивировать в себе усидчивость и концентрацию внимания.
Ребенок идет от простого, к сложному, создает новые здания, корабли, летательные аппараты и роботов. Детский конструктор тренирует усидчивость, развивает воображение, приучает к созидательному труду.
Детские конструкторы позволяют научиться всему: от названия предметов до создания этих самых предметов.
Благодаря конструктору ребенок развивает предметную деятельность – производит действия с предметом согласно прямому назначению. При помощи взрослого у ребенка усваиваются названия различных фигур и предметов, которые остаются неизменными и не зависят от различных жизненных ситуаций. В тоже время ребенок может пробовать использовать эти предметы не только по их прямому назначению, но и экспериментировать, таким образом, ребенок еще развивает и творческие способности. В этой игре он учится практически овладевать представлением о геометрических фигурах, формах, размерах, соотношении разных по размеру, но, например, одинаковых по форме фигур. Благодаря конструктору у ребенка развивается координация, а также мелкая моторика рук, которая способствует развитию речи. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.
nsportal.ru
Памятка для родителей «КАК ВЫБРАТЬ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА»
муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
« Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
осуществлением деятельности по художественно-
эстетическому развитию детей № 117»
Памятка для родителей
КАК ВЫБРАТЬ КОНСТРУКТОР
ДЛЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
«КАК ВЫБРАТЬ
КОНСТРУКТОР ДЛЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА»
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) ребенок
приобретает большую самостоятельность, способность подражать,
оказывать помощь друг другу, но его умения договариваться с
товарищами еще невелики.
Дети в этом возрасте способны передавать в строительных играх
несложные сюжеты из жизненного опыта. Строительство дорожки
для катания машин, мебели для чаепития матрешек, кроватки для
укладывания куколки, гаража для машинки, качельки для
пупсиков, горки для шариков.
С помощью конструктора и мелких игрушек, дошкольники
учатся фантазировать, изменять ход событий, выражать свое
отношение к ним. У детей младшего возраста начинает появляться
собственный замысел, который, правда, они не всегда могут воплотить
самостоятельно.
Строительство заборов, мебели, дорожек, разной длины, ширины
и высоты, башенок, горок, лесенок, домиков, приводит к
использованию менее габаритного, но такого же устойчивого и
модульного комплекта деревянных строительных деталей.
Это «Архитектор», «Томик» или «Строитель» отечественного
производства.
Фигурки-вкладыши. Они выпускаются в виде пластиковых или
деревянных наборов и представляют собой различные фигурки,
каждая из которых должна быть вставлена в своё отверстие. Из них
можно собирать различные объёмные геометрические фигуры. Это
довольно трудные, особенно на начальном этапе работы, задачи для
малышей. Ребёнок должен подбирать правильные по размерам и форме
фигурки, разворачивать их под разными углами и соединять вместе.
Таким образом, он изначально, ещё до сборки должен представлять в
своём воображении тот объёмный предмет, который у него должен
получиться после сборки. Папа, участвующий в процессе сборки,
просто обязан себя сдерживать и делать как можно меньше
подсказок, пусть ребёнок мыслит самостоятельно и радуется
одобрению родителей, после того как осилит сборку.
Мозаика: Выпускается в двух основных видах. Крупная мозаика
первого вида представляет собой шестигранные детали из
разноцветной пластмассы в виде крышечек. Подложка, на которой
мозаика собирается, имеет специальные выемки.
Второй вариант мозаики более сложный для ребёнка. Дело в том, что
внешне такие же детали имеют ножку для установки в отверстия на
подложке. И этот второй вариант гораздо предпочтительней, так
как лучше развивает у детей координацию движений.
Эти два достаточно простых конструктора учат детей работе с
небольшими по своим размерам предметами, развивают
цветоощущение и фантазию.
Конструкторы «Лего»: Как правило, в основе всех
конструкторов «Лего» находятся всё те же кубики и пирамидки.
Но все они имеют самые различные элементы и способы крепления
между собой, что позволяет создавать из них также различные
конструкции: домики, замки, крепости, машинки, трансформеры и
радиоуправляемые игрушки на микрочипах. Эти конструкторы
выпускаются для всех возрастных групп. Изготовлены они, как правило,
из пластика, полностью безопасны и имеют огромный спектр самых
различных расцветок.
Детям очень быстро надоедают игрушки, которые нельзя изменять.
А с конструкторами «Лего» можно играть бесконечно.
Причём эта игра больше напоминает творческую трудовую
деятельность. Благодаря этим конструкторам есть возможность
придумывать огромное количество самых разных сценариев для
своих игр. Это стимулирует моторику и умственную деятельность
детей, формирует их способность концентрироваться на
конкретном деле и доводить его до логического конца.
Конструктор «Геометрик» Деревянный конструктор «Геометрик»
позволяет сыграть сразу в несколько игр: сортер, пирамидку,
крупную мозаику и шнуровку.
В игровой форме дети получают представления о цвете и
простейших геометрических формах предметов, учатся считать,
координировать свои движения, складывать первые несложные
постройки из геометрических фигур. В набор входит подставка со
штыками, на которую необходимо надеть 16 разноцветных фигур. В
каждой фигурке есть отверстия.
Для начала все фигурки нужно рассортировать в зависимости от
количества отверстий, а затем найти им правильное место на
подставке. Играя с таким конструктором, малыши будут развивать
логическое мышление и мелкую моторику рук. Также в набор входит
шнурок, который можно продевать сквозь отверстия в конструкторе.
Конструкторы Wedgits
Конструкторы Wedgits очень нравятся детям своими кристалами и
ромбами. Детали конструкторов Wedgits можно укладывать и
устанавливать в самых разных комбинациях – возможности кажутся
безграничными.
С помощью WEDGITS дети легко научатся понятиям горизонтали
и вертикали, цвета, величины, геометрической формы, симметрии,
смогут построить не только простые фигуры, но и сложные большие
модели, не пользуясь пошаговыми инструкциями.
Это действительно уникальная, «живая» игра, побуждающая
ребенка творить и создавать. И еще! Конструктор этот не так прост, как
кажется на первый взгляд! Голову поломать действительно есть над чем!
Детские конструкторы Wedgits — это новый подход к логическим
играм, совершенное в своей простоте и безупречности решение. Он
построен по классическому блочному принципу, но результат
коренным образом отличается от всего ранее известного. Из
нескольких видов крупных, ярких фигур, входящих в набор, ребенок
сможет создать бесконечное множество потрясающих моделей.
Все детали легко и прочно соединяются между собой — ошибки
исключены. Достаточно лишь нескольких минут — и удивительное
сооружение готово. Блоки лишены каких-либо защелок, замков,
но все собранные из них конструкции надежны и устойчивы. Все
составляющие отлично подходят друг к другу. Любая попытка
сложить элементы заканчивается рождением шедевра.
Его можно использовать как от 1 года, но можно начать и в
старшем возрасте выбрав модель конструктора +от 3лет.
Конструкторы с болтовым соединением: Дети любят
разбирать игрушки на части. Набор с болтовым соединением –
тот вид конструктора, работа с которым позволяет это делать.
Вы можете приобрести машинку или самолётик, и ваш ребенок с
удовольствием сможет посмотреть, что у игрушки внутри. В наборе
идет небольшая отвертка. Все детали довольно большие, но если
ребенок имеет привычку пробовать все на зуб, то лучше его не
оставлять наедине с таким конструктором.
infourok.ru