Упражнения по теме словосочетание 3 класс – карточки с заданиями по теме «Словосочетание» (3 класс, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.)

Содержание

карточки с заданиями по теме «Словосочетание» (3 класс, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.)

 

о

Учебно-методическое пособие

Карточки с заданиями по теме «Словосочетание»

( 3 класс, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.)

Травкина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 254

Санкт-Петербург

 

 

 

                  Данное пособие можно использовать следующим образом:

  1.           Фронтально, распечатывая столько карточек одного номера, сколько учеников в классе ( каждая карточка содержит два варианта).
  2.           Индивидуально, распечатывая столько карточек, сколько учеников нужно будет опросить.
  3. Коллективные средства обучения. Распечатываются 17 карточек, по 2 варианта — итого 34 карточки. Задания выполняются учениками (дома или в классе). После проверки учителем, индивидуального исправления допущенных ошибок можно провести игру «Идём в гости». Класс делится на две группы. Одни – «хозяева». У «хозяина» – карточка с заданием. К нему приходит «гость». «Хозяин» даёт задание «гостю», проверяет, результаты оценивает (в тетради «гостя» или на листе). Выполнивший задание отправляется снова «в гости», уже на другую парту. На следующем уроке «хозяева» и «гости» меняются ролями.бучения. Распечатываются 17 карточек, по 2 варианта — итого 34 карточки. Задания выполняются учениками (дома или в классе). После проверки учителем, индивидуального исправления допущенных ошибок можно провести игру «Идём в гости». Класс делится на две группы. Одни – «хозяева». У «хозяина» – карточка с заданием. К нему приходит «гость». «Хозяин» даёт задание «гостю», проверяет, результаты оценивает (в тетради «гостя» или на листе). Выполнивший задание отправляется снова «в гости», уже на другую парту. На следующем уроке «хозяева» и «гости» меняются ролями.

     

 

 

Карточка № 1

Вариант1

 

     Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:

краснощёкий мальчик

шум колёс

возвращаюсь домой

зарево пожара

упали на землю

крепкое рукопожатие

медленно двигалось

в степной дали

бабушкины очки

ярко зеленели

незадолго до рассвета

два карандаша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

     Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:

 

полезное занятие

статья по литературе

возвращаться домой

весьма старательный

широко известный

три товарища

шум прибоя

вышел из дома

поля пшеницы

заплетать косу

играл на гармошке

глядел вниз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

Вариант1

     Выпиши только словосочетания:

     Варюша нашла в лесу старую еловую ветку.

а) Варюша нашла

б) нашла в лесу

г) нашла ветку

д) старую еловую

е) старую ветку

ё) еловую ветку

 

 

Вариант 2

     Выпиши только словосочетания:

     Варюша громко засмеялась и побежала домой.

а) Варюша громко

б) Варюша засмеялась

г) громко засмеялась

д) засмеялась и побежала

е) побежала домой

ё) Варюша побежала

 

 

 

 

 

 

Карточка № 3

Вариант 1

     Выпиши только словосочетания:

     Я  позвонил по телефону своему товарищу и пригласил его на прогулку.

а) я позвонил

б) позвонил по телефону

в) позвонил товарищу

г) своему товарищу

д) по телефону

е) позвонил и пригласил

ё) пригласил его

ж) пригласил на

з) пригласил на прогулку

и) я пригласил

Вариант 2

     Огромными змеями извиваются по земле толстые, узловатые корни громадных деревьев.

а) огромными змеями

б) извиваются змеями

в) извиваются по земле

г) извиваются корни

д) толстые узловатые

е) толстые корни

ё) узловатые корни

ж) корни деревьев

з) громадных деревьев

и) по земле

Карточка № 4

Вариант 1

Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

медвежья берлога

мамина сумка

вишнёвое варенье

рыбный суп

бабушкин платок

собачьи следы

заячьи уши

козье молоко

волчий хвост

воронье гнездо

Вариант 2

Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

яблочное варенье

ослиные уши

куриные перья

утиные яйца

оленьи рога

волчья нора

отцовы сапоги

пастуший рожок

картофельный суп

птичья стая

 

Карточка № 5

     Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология (от греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение»).   

     Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

 

     Как ты понимаешь значение таких выражений

белая ворона –

витать в облаках –

зарубить на носу –

водой не разлить –

морочить голову –

чесать языком –

золотые руки –

тянуть за язык –

бросить перчатку –

как рыба в воде –

малым ходом –

сломя голову –

 

 

 

 

 

Проверь себя:

 

Белая ворона — человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.

          Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем.

Зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко.

Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе.

Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.

Чесать языком – сплетничать.

Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой.

Тянуть за язык – вынуждать высказываться.

Бросить перчатку — вызвать кого-нибудь на спор, соревнование

Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.

Малым ходом – медленно.

Сломя голову – очень быстро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 5

Вариант2

 

     Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология (от греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение»).    

     Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

 

     Как ты понимаешь значение таких выражений: 

 

с малых лет –

бирюком жить –

на краю земли –

быть под рукой –

на руках носить –

попасть под горячую руку –

попасть на язык –

прикусить язык –

вылетело из головы –

не сносить головы –

очертя голову –

по головке не погладят –

 

 

Проверь себя:

 

С малых лет – с детства.

Бирюком жить — быть угрюмым, ни с кем не общаться

На краю земли — где-то очень далеко

Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости

На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать

Попасть под горячую руку – встретиться с разъярённым чем-либо человеком и получить от него нагоняй, взбучку, упрёк (часто незаслуженно)

Прикусить язык – замолчать

Вылетело из головы – забыл

Не сносить головы – отвечать за свои поступки

Очертя голову – рискованно

По головке не погладят – поругают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 6

Вариант1

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

Длинные полотнища флагов волнами развеваются по ветру.

 

 

 Вариант 2

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.

 

 

 

Карточка № 7

Вариант1

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе.

 

 

Вариант 2

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

Мохнатые сизые тучи низко несутся над морем.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 8

Вариант1

Попробуй эти словосочетания объединить в одном предложении:

влажная ночь

тёплая ночь

загустела в лесу

в дремучем лесу

 

Найди грамматическую основу предложения.

 

Проверь себя:

Тёплая влажная ночь загустела в дремучем лесу.

 

 

Вариант 2

Попробуй эти словосочетания объединить в одном предложении:
тихо покачивалась

покачивалась на воде

покачивалась тихо

старая лодка

 

Найди грамматическую основу предложения.

 

Проверь себя:

Старая лодка тихо покачивалась на воде.

 

 

Карточка № 9

Вариант 1

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

прошёл дождь

  • проливной дождь
  • прошёл вчера
  • прошёл над городом
  • над нашим городом

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

 

      опустилась стая

  • стая уток
  • уток диких
  • опустилась с шумом
  • опустилась неподалёку

 

 

 

 

 

 

Карточка № 10

Вариант 1

 

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

туман оставляет

  • с восходом солнца
  • оставляет на траве
  • блестящие горошинки
  • горошинки росы

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

 

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

 

облако двигалось

 

  • облако пышное
  • облако тёмное
  • двигалось по небу
  • двигалось медленно

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 11

Вариант1

 

Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые:

 

 покупать, шапка

 шёлковый, платье

 похожий, брат

отбежатьдерево

четыремесяц

четыремесяц

встретиться друзья

стучатьмолоток

 застрелить волк

 махнутьрука

носки  шерсть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые:

выше, сестра

 выйти  дом

 войтидом

спускатьсягора

 лежатьтрава

дверигостиница

будкасобака

зайцыслед

Алёша  костюм

три  класс

три класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 12

Вариант 1

 

 

     Выпиши только словосочетания:

      Ночью в лесу громко  выли продрогшие волки.

а) выли ночью

б) выли волки

в) выли в лесу

г) продрогшие волки

д) выли громко

 

 

 

Вариант 2

 

 

 

     Выпиши только словосочетания:

     Тихая и тёплая заря занималась над землёй.

а) тихая и тёплая

б) тихая заря

в) тёплая заря

г) заря занималась

д) занималась над землёй

 

 

Карточка № 13

Вариант1

В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

1) платье в горошек

2) зреющие хлеба

3) укушенный в плечо

4) лежавший  рядом

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

 

1)      оглядывающийся  назад

2)      быстро встал

3)      юбка в клетку

4)      пропуститьвперёд

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 14

Вариант1

 

     Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

выехать из переулка — въехать в переулок

 

уехать из города

уйти из школы

выйти из класса

уехать с курорта

сняться с якоря

уйти с представления

выбежать из квартиры

 

Вариант 2

 

     Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

уехать с Кавказа — приехать на Кавказ

 

выкопать из земли

появиться из темноты

вылететь с аэродрома

снять с головы

выйти из автобуса

выбежать из зала

уйти из больницы

Карточка № 15

 

      Образуйте словосочетания, вставляя перед зависимым словом предлог на или в.

жить … Кавказе – жить …Белоруссии

гулять …. парке – гулять …бульваре

живёт …. Ленинском проспекте – живёт … Петергофе

пошёл … театр – пошёл… концерт

работает …заводе —  работает … школе

заниматься … лаборатории – заниматься …участке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 16

Вариант 1

Образуйте словосочетания:

 

квартира, Зоя Ивановна —

живу, Санкт –Петербург –

плыл, Волга –

приеду, Москва –

подарю, Ирина Владимировна –

любоваться, Анапа –

мечтал, Париж –

 

 

 

 

 

Вариант 2

Образуйте словосочетания:

 

встречусь, Василий Иванович –

уехал, Москва –

любовался, Киев –

жить, Кавказ –

отдам, Васильев Коля –

думаю, Нина Ивановна

учусь, Ирина Сергеевна

 

Карточка № 17

Вариант 1

 

     Найдите словосочетание по его значению — действие и его  признак.

1)      идти по тропинке

2)      быстро бежать

3)      читать книгу

4)       вернуться домой

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

1.      Найдите словосочетание по его значению — признак и причина его возникновения.

1)      полезный детям

2)      абсолютно неизвестный

3)      бледный после болезни

4)      очень интересный

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Красивые словосочетания»

 

     В древнем Китае, бывало, соберутся человек десять и начинают играть в игру, похожую на наши города, только названия городов заменяют красивые словосочетания. Вот пример:

солнечная погода

ангельский лик

красный закат

тоскливый взгляд

долгий путь

тонкий намек

картинная галерея

яблоневый сад

душистый горошек

классный журнал

лёгкий ветерок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анаграммы

 

О С В Л О

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

слово

предложение

словосочетание

 

 

 

 

 

Соедини :

 

 

Слово                                         называет предметы, признаки,

                                                    действия, но более конкретно

 

Словосочетание                        выражает законченную мысль

 

Предложение                            называет предмет, признак, действие                                                 

 

 

ext.spb.ru

Тренажёр по русскому языку (3 класс): Работаем со словосочетаниями (3 класс)

Словосочетания (3 класс)

  1. Составьте предложения с этими словосочетаниями.

свежий ветер ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

            свежее полотенце _________________________________________________________________

             ______________________________________________________________________ __________

            свежий хлеб ______________________________________________________________________

            _________________________________________________________________________________

            золотое сердце ____________________________________________________________________

            _________________________________________________________________________________

            золотое кольцо ____________________________________________________________________

            _________________________________________________________________________________

            больной человек __________________________________________________________________

            _________________________________________________________________________________

            больная тема _____________________________________________________________________

            _________________________________________________________________________________

  1. Составь словосочетания со словом Африка.

                          х

Имя прил. + имя сущ.  ___________________________________________________________

      х

Глагол + имя сущ. (кроме И.п.) ____________________________________________________________

       х

Имя сущ. + имя сущ. _____________________________________________________________

  1. Вставь недостающие буквы. Выпиши из 5 и 8 предложения словосочетания.

     Матрёшка – ру… кая   д…ревянная кукла. Внутри большой куклы находится несколько кукол меньшего размера. Куклы вкладываются одна в другую. Первые матрёшки по…вились в Ро …иии в конце ХIХ века.

     Обычно матрёшек делают из липы. Сначала вытачивают самую маленькую куколку, а затем все остальные. Художники расписывают матрёшек. На их красных сар…фанах  расцв…тают ч…десные цв…ты. Сегодня матрёшка – один из символов Ро … ии.

           __________________________________________________________________

           __________________________________________________________________

           __________________________________________________________________

           __________________________________________________________________

           __________________________________________________________________

nsportal.ru

Тестовая работа 3 класс «Словосочетание»

Тест по теме «Словосочетание», 3 класс 03.02.16г

_____________________________________________________________

1. Даны примеры предложений и словосочетаний:
1. Высоко прыгнуть. 2. Далеко заплыть. 3. Катя прыгает. 4. Быстро плавать. 5. Акула проплыла. 6. Кузнечик подпрыгнул.
Распредели данные примеры на две группы.

 a) Словосочетания: 1, 3, 5 примеры; предложения – 2, 4, 6. 
 b) В группу «предложения» войдут 3, 5 и 6 примеры, остальные словосочетания.

2. Прочитай пословицу «Первый блин бывает комом». Третьеклассник выделил в нём такие словосочетания: 1. блин (какой?) первый; 2. блин (что делает?) бывает; 3. бывает (чем?) комом. В каком случае он ошибся?

 a) В первом. 
 b) Во втором. 
 с) В третьем.

3. Познакомься со стихотворением:
На остановке скучает бульдог.
Он был без зонта – до шерстинки промок.
Бульдог терпеливо вздыхает. Он ждёт.
Когда же бульдожий трамвай подойдёт?
В каком варианте правильно выписаны все словосочетания?

 a) Бульдог на остановке, был без зонта, терпеливо вздыхает, бульдожий трамвай. 
 b) Скучает на остановке, был без зонта, промок до шерстинки, терпеливо вздыхает, бульдожий трамвай. 
 c) Скучает на остановке, промок до шерстинки, терпеливо вздыхает, он ждёт, бульдожий трамвай.

4. Даны словосочетания: громко звать, желтый тюльпан, ключ в замке, весело блестит.
Верно ли утверждение, что во всех данных примерах зависимое слово стоит первым?

 a) Нет, не верно. 
 b) Да, верно.

5. Перечитай текст из теста № 4. Есть ли в нём нераспространённое предложение?

 a) Да. 
 b) Нет.

Контрольное списывание с творческим заданием

по теме «Словосочетание», 3 класс. УМК Занков.

Составь текст из данных предложений, запиши его.

Осенние дожди.

И тогда становится очень скучно.

Хорошо, что осень скоро пройдет и настанет зима.

Дождь осенний- моросящий.

Осенние дожди совсем не похожи на летние.

Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая.

Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный нудный дождь.

Задания:

  1. В последнем предложении определить грамматическую основу.

  2. Из первого предложения выписать словосочетания, указав главное и зависимое.

  3. Фонетический разбор: слякоть.

Контрольное списывание с творческим заданием

по теме «Словосочетание», 3 класс. УМК Занков.

Составь текст из данных предложений, запиши его.

Осенние дожди.

И тогда становится очень скучно.

Хорошо, что осень скоро пройдет и настанет зима.

Дождь осенний- моросящий.

Осенние дожди совсем не похожи на летние.

Как зарядит сыпать маленькими капельками на землю, так и будет идти день, два, три, неделю не переставая.

Под ногами слякоть, небо свинцовое, и моросит холодный нудный дождь.

Задания:

  1. В последнем предложении определить грамматическую основу.

  2. Из первого предложения выписать словосочетания, указав главное и зависимое.

  3. Фонетический разбор: слякоть.

infourok.ru

Тест по русскому языку (3 класс) на тему: Тест «Предложение. Словосочетание» 3 класс

Тест «Предложение. Словосочетание»  3 класс                                                                      вариант 1

Фамилия ______________________________________

  1. Закончите фразу:

Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу

А) частей речи

Б) слов

В) звуков речи

 2. Закончите определение:

    Предложение выражает   _____________

     А) сказанные слова

    Б) желание человека

    В) отношение к окружающему

    Г) законченную мысль

    3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)

На опушке леса растут душистые ландыши а ты любишь цветы берегите лес   

4.  Выберите предложение, которое соответствует схеме:

Что? что делает? кого?

А) Он берет котенка.

Б) Безделье губит человека.

В) Ежик прячется в дупле.

Г) Дуб колышет ветвями.

5. Что мы называем главными членами предложения?

   А) части речи

   Б) слово и словосочетание

   В) подлежащее и сказуемое

   Г) существительное и глагол

6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.

В мае зацветут вишневые сады.

7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.

     А) Светит солнце

    Б) Солнечный свет

    В) Яркое солнце печет

8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы                                 Словосочетания                      Копна сена                               Предложения

                                                       Песчаный берег

                                                 Мы играем

                                                 Идет по дорожке

                                                 Светят звезды

                                            Ребята катаются на лыжах

9. Составьте предложение по схемам и запишите их.

Кто? что делает? где? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какая? что? что сделает? ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

Тест «Предложение. Словосочетание»  3 класс                                                                      вариант 2

Фамилия ______________________________________

  1. Закончите фразу:

Предложение состоит из ___________, связанных между собой по смыслу

А) слов

Б) предметов

В) звуков речи

 2. Закончите определение:

    Предложение выражает   _____________

     А) сказанные слова

    Б) законченную мысль

    В) отношение к окружающему

    Г) предположение

    3 . Определите границы предложений, поставив нужный знак препинания. (.!?)

Приятно в жаркий день посидеть на берегу реки а ты умеешь плавать не купайсе в реке

4.  Выберите предложение, которое соответствует схеме:

Кто? что делает? кого?

А) Он берет котенка.

Б) Безделье губит человека.

В) Ежик прячется в дупле.

Г) Дуб колышет ветвями.

5. Что мы называем главными членами предложения?

   А) части речи

   Б) подлежащее и сказуемое

   В) слово и словосочетание

   Г) существительное и глагол

6. В данном предложении подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены.

В лесу запоют свои песни соловьи.

7. Из предложенных ниже вариантов выберите словосочетание.

     А) Земля оттаяла

    Б) Зимний день

    В) Весело играют дети

8. Где предложение, а где словосочетание? Укажите стрелочками, разбив на 2 группы                                 Словосочетания                      Страница книги                             Предложения

                                                       Смешная история

                                                 Она читает

                                                 Скользит по льду

                                                 Падают снежинки

                                            Снегири сидят на ветках

9. Составьте предложение по схемам и запишите их.

Кто? что делает? На чём? _____________________________________________________

_________________________________________________________________________

Какой? кто? что сделал? ___________________________________________________

_________________________________________________________________________

nsportal.ru

Тест по русскому языку на тему»Словосочетание»( 3 класс)

Тема: «Словосочетание» 1 вариант.

Фамилия, имя ________________________________________

  1. Словосочетание — это_______________________________________

2.Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому.

Краснощёкий мальчик, шум колёс, возвращаюсь домой,

зарево пожара, упали на землю, крепкое рукопожатие.

3.Разберите предложение и выпиши словосочетания с вопросами.

    Ночью неожиданно ударил сильный мороз.

______________________________________________________________________

4. Замени словосочетание имя прил.+ имя сущ. словосочетанием имя сущ.+ имя сущ., укажите главное и зависимое слово.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

медвежья берлога -_____________________________

мамина сумка- ________________________________

вишнёвое варенье- ______________________________

рыбный суп — _________________________________

бабушкино пальто -_______________________________

Тема: «Словосочетание» 2 вариант.

Фамилия, имя______________________________________

1.Словосочетание — это _______________________________________

2.  Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому.

Полезное занятие, статья по литературе, возвращаться домой

весьма старательный, широко известный, три товарища

3. Разберите предложение и выпиши словосочетания с вопросами.

    Робкий зайчишка прижал от страха ушки.  

________________________________________________________________

4. Замени словосочетание имя прил.+ имя сущ. словосочетанием имя сущ.+ имя сущ., укажите главное и зависимое слово.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

яблочное варенье- ___________________________________

ослиные уши — ______________________________________

куриные перья- ______________________________________

утиные яйца- _________________________________________

оленьи рога- __________________________________________

infourok.ru

Задания по русскому языку 3 класс: для самостоятельной работы

Кажется, только вчера малыши стали учениками, и вот они уже третьеклассники. С каждым годом они узнают все больше и больше, полученные знания делают их умнее, придают школьникам уверенности в себе. Задания по русскому языку для самостоятельной работы помогут ученикам третьих классов лучше овладеть полученными знаниями в школе, правильно писать и высказывать свои мысли. Все задания мы приведем в разных тематических разделах, а родители сами смогут составлять подобные упражнения, ориентируясь на наши.

Задания по теме «Словосочетание, предложение, текст»

Задания и упражнения этой тем помогут школьникам научиться определять тип текстов (рассуждение, описание, повествование), определять цели высказывания, интонацию предложений. Третьеклассники должны запомнить и понимать, что текст – это высказывание, которое имеет одно или несколько предложений в своем составе. Они объединяются по смыслу в текст и связываются общей темой.

Задание 1.

Нужно вдумчиво прочитать текст, доказать, что был прочитан именно текст. Определить тему текста и главную мысль. Дать тексту название.

В старой тенистой роще за тихим маленьким озером жил соловей. Он был робкий, маленький и совсем незаметный. Его коричневато-серое оперение делало его похожим на воробушка. Но стоило ему запеть, как раздавался такой чудесный птичий голосок, что равных ему не было по всей округе.

Далее нужно записать текст и подчеркнуть в каждом предложении главные члены.

Задание 2.

Нужно вдумчиво прочитать текст, придумать к нему заголовок. Переписать его в тетрадь.

Возле лужи гуляет утка с утятами. Утка крякает, а утята пищат.
Девочка подбежала к луже и увидела, что в воде плещется маленький пушистый желтый шарик. Лежит на спинке, вертит головкой, крылышками и ножками трепыхает, а выбраться никак не может.
Девочка помогла утенку: достала его из лужи и отпустила на землю. Утенок помчался к матери и братьям с сестрами.

Объяснить, почему автор разбил текст на три абзаца. Придумайте заголовки к каждой части. В переписанном тексте подчеркните двумя линиями все глаголы. Какое значение они имеют в тексте?

Задание 3.

Прочитайте еще раз текст из первого и второго задания. К каким типам они относятся? Какой из них является текстом описанием, а какой – текстом-повествованием? Поясните свои ответы.

Задание 4.

Прочитать варианты заголовков к текстам. Определить по названию тип текстов.

  1. Как мы ходили на речку купаться.
  2. Почему нельзя собирать несъедобные грибы?
  3. Красив Днепр-батюшка!

Объясните свои ответы.

Задание 5.

Необходимо прочитать предложения. Подумайте, как из них можно составить связный текст. Придумайте название составленному тексту и запишите его в тетрадь.

1. Да какой орех! 2. Всем орехам орех! 3. В лесу рос куст орешника. 4. Вот из-под листика выглядывает большой орех. 5. Листья у орешника крупные, бархатистые, ветки длинные, гибкие. 6. Сам круглый, бока золотистые, сверху светлая шапочка набекрень. 7. К осени на ветках созрели орешки.

Определите, к какому типу относится этот текст: повествование или описание? Объясните значение следующих слов и выражений: «шапочка набекрень», «всем орехам орех!», «да какой орех!» Волнистой линией подчеркните все прилагательные. Какое значение они имеют в тексте?

Задание 6.

Прочитайте написанное. Можно ли прочитать это с выражением?

Прошложаркоелетонаступаетхолоднаядождливаяосеньна деревьяхпоявляютсяжелтыелисточккраснеюталыегроздьярябины.

Нужно выделить предложения, расставив все знаки препинания. Записать текст с учетом расставленных знаков препинания. К какому типу относят предложения в этом тексте?

Задание 7.

Прочитайте текст.

Маша вместе с бабушкой пошли на поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. Маша спросила у бабушки.
-А что тут растет?
-Хлеб растет, внученька!
-А булочки?
-И булочки тут растут.
-А баранки?
-И баранки.
-А прянички?
-И прянички тоже здесь, все здесь растет.
Смотрит девочка на колоски и гадает, где тут прянички, где булочки, а где хлеб.

Поясните, что означает словосочетание «видимо-невидимо»? В каком значении в тексте употребляется слово «хлеб»? Почему в разных предложениях в коне стоят разные знаки препинания?

Найдите диалог в тексте, поясните, по каким чертам вы его отыскали. Перепишите в тетрадь диалог. Прочитайте его выразительно, соблюдая знаки препинания.

Задание 8.

Прочитайте текст.

Что за растение – овес? Это хлебный злак. Листья у него узкие и длинные, а на конце стебля имеется метелка с колосками. В колосках зреют овсяные зерна. Как люди используют зерна овса? Что можно приготовить из овсяной муки?

Найдите предложения, в которых содержится вопрос. Поясните свой выбор. Почему в тексте использовались вопросительные предложения? Какую информацию несут остальные предложения в тексте. Назовите их. Подчеркните в каждом предложении главные члены.

Задание 9.

Прочитайте тест с выражением.

Будьте внимательны друг к другу. Берегите природу! Не обижайте животных! Любите и уважайте своих родителей. Не радуйтесь чужой беде. Не разоряйте птичьих гнезд. Уступайте старшим место в транспорте.

Как называется этот тип предложений? Что выражается в каждом предложении: просьба, совет, приказ и т.д.? С какой елью в текстах используются побудительные предложения?

Задание 10.

Прочитайте тексты с выражением.

  1. «Ребята! В предложениях
    Стою я для того,
    чтоб выделить волнение,
    тревогу, восхищение,
    победу, торжество!
    Где я, те предложения
    с особым выражением
    произносить должны!»
  2. «В дремучий темный лес пришла осень.
    Много шишек, ягод и грибов принесла с собой.»
  3. «Москва! Как много в этом звуке
    Для сердца русского слилось!
    Как много в нем отозвалось!»

Каким чувством наполнены стоки в этих текстах? Какие это предложения по интонации? Поясните свой ответ. Что вы знаете о восклицательных предложениях? Что вы знаете о невосклицательных предложениях? Перепишите в тетрадь тексты с восклицательными предложениями. Подчеркните существительные.

Задания по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

Прежде, чем начать выполнение заданий по этой теме, рекомендуем ознакомиться с темой «Члены речи в русском языке». Для выполнения нужно знать, какая часть речи имеет синтаксические функции.

Задание 1.

Прочитайте текст. Разделите его на предложения по смыслу, прочитайте текст вновь и требуемой интонацией.

Когда барсук готовит на зиму постель он заталкивает в нору целый ворох сухих листьев глухой стук заставил его вздрогнуть от неожиданности что это а это упал спелый желудь с дуба.

Поясните, почему вы поставили именно такие знаки препинания? Запишите текст в тетрадь, используя нужные знаки. Подчеркните в каждом предложении подлежащее и сказуемое.

Задание 2.

Прочитайте текст. Из каждой группы предложенных слов составьте предложения по смыслу.

  1. Уже, прошло,красное, лето.
  2. Теплые,журавли,стран,в,улетели.
  3. Еж,гнездо,в,под,стрятался,корнями,сосны.
  4. Деревьев,жуки,в,скрылись,кору.
  5. Зарылись,мох,в,ящерицы,теплый,змеи.
  6. Место,для,медведь,берлоги,выбрал.

Запишите в тетрадь составленные предложения. Подумайте, в какую тему их можно объединить. Придумайте свое предложение на эту же тему. Подчеркните главные члены предложения. Поясните, какое значение имеют второстепенные члены в каждом предложении.

Задание 3.

Прочитайте текст.

1.Белочка сидела (на, рыжая, пеньке). 2. Она грызла (шишку,еловую). 3. Подбежал медвежонок (белочке, маленький, к, вдруг). 4. Он хотел поиграть (ней,с). 5. Зверек прыгнул (быстро, ель, на, рыжий, высокую).

Используя дополнительные члены предложения в скобках, распространите главные члены предложения. Можно ли утверждать, что составленные предложения образуют единый текст? Поясните свой ответ. Придумайте заголовок к тексту.

Задание 4.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания.

Лист_я на дерев_х пож_лтели. В гн_зде сидел мал_нький с_венок. Белые ч_йки круж_лись над в_одой. Осенний вет_р жалобно шумит.

Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы. Разберите по членам любое предложение.

Задание 5.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Дополните главные члены предложения дополнительными, делая из нераспространенного предложения распространенное.

  1. Светит мес_ц.
  2. Расцв_ла душ_стая сирень.
  3. Дож_ь м_росил.
  4. К_ртоф_ль сварился.
  5. Мы ехали по л_есной дороге.
  6. В ог_роде созрели п_м_доры.

В составленных предложениях подчеркните главные члены.

Задания по теме «Лексическое значение слова»

Каждая часть речи имеет свое лексическое значение. Выполняя предложенные задания, нужно обязательно повторить соответствующие темы учебника. Кроме того, в этот раздел мы включили задания на изучение синонимов и антонимов.

Задание 1.

Прочитайте текст.

Сколько замечательных слов в русском языке! Слова мир, дружба, родина, Россия звонкие и громкие, радостные и светлые гордые и богатые. Другие покоряют своей прелестью, нежностью и легкостью – береза, солнце, счастье, весна, радость. Удивительно лаской, теплом и светом лучится слово мама. Хорошие, добрые, нежные слова!

Поясните смысл этих слов. Спишите предложения в тетрадь. В первом предложении объясните лексическое значение каждого слова.

Задание 2.

Прочитайте текст.

Утро. Трава на лужайке, листья на деревьях, гроздья винограда, желтые сливы усыпаны росой. Солнышко осветило капельки росы. В каждой капельке загорелись солнечные искорки.

Мы берем альбом, рисуем в нем стебелек травы, солнце и капельки росы с горящими искорками. Под рисунком пишем слово роса.

Поясните, какое явление природы названо красивым словом роса. Выберите любое предложение из текста и определите его лексическое значение.

Задание 3.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. К каждому слову подберите синоним (слово, похожее по значению) и антоним (слово, противоположное по значению).

Здра_ствуйте, сах_р, вес_ло, р_бота, сп_сибо, м_ороз, до св_дан_я, х_о_шо, изв_ните.

Подчеркните «вежливые» слова. Поясните, когда их нужно употреблять в речи, приведите примеры. Составьте предложения с каким-либо «вежливым» словом. Запишите его в тетрадь.

Задание 4.

Напишите синонимы к следующим словам: интересный, красивый, высокий, далекий, глубокий, вежливый, добрый, ласковый, пушистый.

Задание 5.

Напишите антонимы к следующим словам: интересный, плаксивый, высокий, радостный, глубокий, невежественный, добрый, ласковый, колючий.

Задания по теме «Части речи»

При выполнении заданий по этой теме, нужно вспомнить, что такое существительное, прилагательное, глагол и прочие части речи, а также то, какую лексическую функцию в предложении они выполняют.

Задание 1.

Прочитайте текст.

«Стальной конь» — так народ метко назвал трактор. Современный трактор на пахоте заменяет несколько десятков лошадей. Он выполняет все трудоемкие работы и в сельском хозяйстве, и на строительных площадках, и на благоустройстве городских территорий. А управляет трактором тракторист.

Запишите в тетрадь предложение, в котором содержится сразу два существительных. Подчеркните их карандашом. С новой строки выпишите предложения, в котором содержится одушевленное существительное.

Задание 2.

Прочитайте текст. На места пропущенных точек впишите прилагательное, которые относятся к существительным.

Дерево …, мальчик …, город …, село …, корова …, собака …, коза …, кошка …, озеро …, конь …, село …, река…, куст …, перец …, дорога …, диван …, телевизор …, парта …, вода … .

Составьте предложения с любыми тремя словосочетаниями.

Задание 3.

Прочитайте текст.

В лесу ребята собирали ягоды и грибы. Под елкой ребята нашли семейство рыжих лисичек. Птенец выпал из гнезда. Птенец лежал на тропинке и тихонько и жалобно пищал. Из-за тучи выглянуло солнышко. Солнышко светило очень жарко. На пенек выползла ящерица. Ящерица хотела погреться на солнышке.

Перепишите предложения в тетрадь, заменяя, где нужно существительное местоимением или существительным-синонимом. Поясните свой выбор.

Задание 4.

Прочитайте текст.

Березки и осинки начинают осыпать золотые и красные пятачки на мололые елочки сверху вниз. В золотистом кораблике из березового листка на тонкой паутинке спускается в гибком блюдце паучок.

Перепишите текст, подчеркните пары существительного и прилагаттельное, соединенных руг с другом по смысле и соедините их дугой.

Задание 5.

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы вместо нижнего подчеркивания. Придумайте название.

Мес_ц сентябрь … . Пора пестрых листьев. Лист_я л_тят, кружатся, падают, скачут. Устилают землю и воду таким же пестрым к_вром, что в глазах рябит и кружится г_лова. По всему лечу слышны шорохи, шелесты, шепоты, шуршанье.

Перепишите текст, подчеркните глаголы. В каком числе они употреблены в тексте. Подумайте, о чем могут шептаться листья?

Задание 6.

Прочитайте текст. Перепишите его, вписывая куда нужно слова из справок.

Сколько дней в неделе? Сколько месяцев в году? Сколько углов в прямоугольнике? Сколько нот в музыке? Сколько гласных букв в алфавите? Сколько ног у паука? Сколько крыльев в сороки?

Справка: два, восемь, десять, семь, семь, двенадцать, четыре.

Задание 7.

Прочитайте текст.

Вот неделя. В ней – семь дней, поскорей знакомься с ней. Первый день по всем неделькам назовется понедельник. Вторник – это день второй, он стоит перед средой.

Жили-были два кота – восемь лапок, два хвоста.

Перепишите текст в тетрадь, подчеркните в тексте числительные. Поясните, как вы их узнали.

Задание 8.

Прочитайте текст. Спишите текст. Выпишите вместе с существительными прилагательные, с которыми они связаны. В скобках напишите вопросы. Проверьте окончания прилагательных окончаниями вопросов.

Образец. Облако (какое?) чёрное.

Чёрное облако закрыло солнце. Густая пыль поднялась на дороге. Задрожала осиновая роща. Вспыхнула яркая молния. Упали крупные капли дождя.

Задание 9.

Прочитайте текст. Выпишите подлежащее и сказуемое из каждого предложения. Вставьте окончания глаголов: — о, — а, -и. Подчеркните окончания.

Наступил… утро. Вот уже погасл… последняя звезда. На вершине ели заиграл… лучи солнца. Солнце взошл… над лесом. Роса заблестел… всеми цветами радуги. Под тяжестью тракторов загудел… земля. Около реки лежал… зелёное поле.

Задание 10.

Прочитайте текст. Спишите предложения. Поставьте перед глаголами не, чтобы получилась пословица.

Образец. Руки не протянешь, так и ложки не достанешь.

1.Руку протянешь, так и ложку достанешь. 2. Потрудишься, так и хлеба поешь. 3. Посмотришь – увидишь, расспросишь – найдёшь. 4. Кто работает, тот и ест. 5. Кто сеет, тот и веет. 6. Вырастишь овощи – сваришь щи.

childage.ru

карточки с заданиями по теме «Словосочетание» (3 класс, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.)

 

о

Учебно-методическое пособие

Карточки с заданиями по теме «Словосочетание»

( 3 класс, учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г.)

Травкина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 254

Санкт-Петербург

 

 

 

                  Данное пособие можно использовать следующим образом:

  1.           Фронтально, распечатывая столько карточек одного номера, сколько учеников в классе ( каждая карточка содержит два варианта).
  2.           Индивидуально, распечатывая столько карточек, сколько учеников нужно будет опросить.
  3. Коллективные средства обучения. Распечатываются 17 карточек, по 2 варианта — итого 34 карточки. Задания выполняются учениками (дома или в классе). После проверки учителем, индивидуального исправления допущенных ошибок можно провести игру «Идём в гости». Класс делится на две группы. Одни – «хозяева». У «хозяина» – карточка с заданием. К нему приходит «гость». «Хозяин» даёт задание «гостю», проверяет, результаты оценивает (в тетради «гостя» или на листе). Выполнивший задание отправляется снова «в гости», уже на другую парту. На следующем уроке «хозяева» и «гости» меняются ролями.бучения. Распечатываются 17 карточек, по 2 варианта — итого 34 карточки. Задания выполняются учениками (дома или в классе). После проверки учителем, индивидуального исправления допущенных ошибок можно провести игру «Идём в гости». Класс делится на две группы. Одни – «хозяева». У «хозяина» – карточка с заданием. К нему приходит «гость». «Хозяин» даёт задание «гостю», проверяет, результаты оценивает (в тетради «гостя» или на листе). Выполнивший задание отправляется снова «в гости», уже на другую парту. На следующем уроке «хозяева» и «гости» меняются ролями.

     

 

 

Карточка № 1

Вариант1

 

     Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:

краснощёкий мальчик

шум колёс

возвращаюсь домой

зарево пожара

упали на землю

крепкое рукопожатие

медленно двигалось

в степной дали

бабушкины очки

ярко зеленели

незадолго до рассвета

два карандаша

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

     Прочитайте, укажите в каждом словосочетании главное и зависимое слово, поставьте вопрос от главного к зависимому:

 

полезное занятие

статья по литературе

возвращаться домой

весьма старательный

широко известный

три товарища

шум прибоя

вышел из дома

поля пшеницы

заплетать косу

играл на гармошке

глядел вниз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

Вариант1

     Выпиши только словосочетания:

     Варюша нашла в лесу старую еловую ветку.

а) Варюша нашла

б) нашла в лесу

г) нашла ветку

д) старую еловую

е) старую ветку

ё) еловую ветку

 

 

Вариант 2

     Выпиши только словосочетания:

     Варюша громко засмеялась и побежала домой.

а) Варюша громко

б) Варюша засмеялась

г) громко засмеялась

д) засмеялась и побежала

е) побежала домой

ё) Варюша побежала

 

 

 

 

 

 

Карточка № 3

Вариант 1

     Выпиши только словосочетания:

     Я  позвонил по телефону своему товарищу и пригласил его на прогулку.

а) я позвонил

б) позвонил по телефону

в) позвонил товарищу

г) своему товарищу

д) по телефону

е) позвонил и пригласил

ё) пригласил его

ж) пригласил на

з) пригласил на прогулку

и) я пригласил

Вариант 2

     Огромными змеями извиваются по земле толстые, узловатые корни громадных деревьев.

а) огромными змеями

б) извиваются змеями

в) извиваются по земле

г) извиваются корни

д) толстые узловатые

е) толстые корни

ё) узловатые корни

ж) корни деревьев

з) громадных деревьев

и) по земле

Карточка № 4

Вариант 1

Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

медвежья берлога

мамина сумка

вишнёвое варенье

рыбный суп

бабушкин платок

собачьи следы

заячьи уши

козье молоко

волчий хвост

воронье гнездо

Вариант 2

Замени словосочетание И.прил.+ И.сущ. словосочетанием И.сущ.+И.сущ.

Образец: шерстяной шарф – шарф из шерсти

яблочное варенье

ослиные уши

куриные перья

утиные яйца

оленьи рога

волчья нора

отцовы сапоги

пастуший рожок

картофельный суп

птичья стая

 

Карточка № 5

     Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология (от греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение»).   

     Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

 

     Как ты понимаешь значение таких выражений

белая ворона –

витать в облаках –

зарубить на носу –

водой не разлить –

морочить голову –

чесать языком –

золотые руки –

тянуть за язык –

бросить перчатку –

как рыба в воде –

малым ходом –

сломя голову –

 

 

 

 

 

Проверь себя:

 

Белая ворона — человек, резко выделяющийся из окружающей среды теми или иными качествами.

          Витать в облаках – блаженно грезить, фантазировать невесть о чем.

Зарубить на носу — запомнить крепко-накрепко.

Водой не разлить – большие друзья, о крепкой дружбе.

Морочить голову – обманывать, уводить от сути дела.

Чесать языком – сплетничать.

Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой.

Тянуть за язык – вынуждать высказываться.

Бросить перчатку — вызвать кого-нибудь на спор, соревнование

Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно, очень хорошо ориентироваться, хорошо в чем-либо разбираться.

Малым ходом – медленно.

Сломя голову – очень быстро.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 5

Вариант2

 

     Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только всё выражение в целом. Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Изучением их занимается фразеология (от греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение»).    

     Значение фразеологизмов состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

 

     Как ты понимаешь значение таких выражений: 

 

с малых лет –

бирюком жить –

на краю земли –

быть под рукой –

на руках носить –

попасть под горячую руку –

попасть на язык –

прикусить язык –

вылетело из головы –

не сносить головы –

очертя голову –

по головке не погладят –

 

 

Проверь себя:

 

С малых лет – с детства.

Бирюком жить — быть угрюмым, ни с кем не общаться

На краю земли — где-то очень далеко

Быть под рукой – быть доступным, быть в непосредственной близости

На руках носить – оказывать особое расположение, внимание, ценить, баловать

Попасть под горячую руку – встретиться с разъярённым чем-либо человеком и получить от него нагоняй, взбучку, упрёк (часто незаслуженно)

Прикусить язык – замолчать

Вылетело из головы – забыл

Не сносить головы – отвечать за свои поступки

Очертя голову – рискованно

По головке не погладят – поругают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 6

Вариант1

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

Длинные полотнища флагов волнами развеваются по ветру.

 

 

 Вариант 2

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.

 

 

 

Карточка № 7

Вариант1

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

Последние звёзды тихо погасли в посветлевшем небе.

 

 

Вариант 2

Спиши предложение, выпиши из него все словосочетания:

Мохнатые сизые тучи низко несутся над морем.

 

 

 

 

 

 

Карточка № 8

Вариант1

Попробуй эти словосочетания объединить в одном предложении:

влажная ночь

тёплая ночь

загустела в лесу

в дремучем лесу

 

Найди грамматическую основу предложения.

 

Проверь себя:

Тёплая влажная ночь загустела в дремучем лесу.

 

 

Вариант 2

Попробуй эти словосочетания объединить в одном предложении:
тихо покачивалась

покачивалась на воде

покачивалась тихо

старая лодка

 

Найди грамматическую основу предложения.

 

Проверь себя:

Старая лодка тихо покачивалась на воде.

 

 

Карточка № 9

Вариант 1

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

прошёл дождь

  • проливной дождь
  • прошёл вчера
  • прошёл над городом
  • над нашим городом

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

 

      опустилась стая

  • стая уток
  • уток диких
  • опустилась с шумом
  • опустилась неподалёку

 

 

 

 

 

 

Карточка № 10

Вариант 1

 

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

туман оставляет

  • с восходом солнца
  • оставляет на траве
  • блестящие горошинки
  • горошинки росы

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

 

     Дополни грамматическую основу  до распространённого предложения. Можешь воспользоваться приведёнными ниже словосочетаниями:

 

облако двигалось

 

  • облако пышное
  • облако тёмное
  • двигалось по небу
  • двигалось медленно

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 11

Вариант1

 

Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые:

 

 покупать, шапка

 шёлковый, платье

 похожий, брат

отбежатьдерево

четыремесяц

четыремесяц

встретиться друзья

стучатьмолоток

 застрелить волк

 махнутьрука

носки  шерсть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

 

Составьте словосочетания, прибавляя к главным словам зависимые:

выше, сестра

 выйти  дом

 войтидом

спускатьсягора

 лежатьтрава

дверигостиница

будкасобака

зайцыслед

Алёша  костюм

три  класс

три класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 12

Вариант 1

 

 

     Выпиши только словосочетания:

      Ночью в лесу громко  выли продрогшие волки.

а) выли ночью

б) выли волки

в) выли в лесу

г) продрогшие волки

д) выли громко

 

 

 

Вариант 2

 

 

 

     Выпиши только словосочетания:

     Тихая и тёплая заря занималась над землёй.

а) тихая и тёплая

б) тихая заря

в) тёплая заря

г) заря занималась

д) занималась над землёй

 

 

Карточка № 13

Вариант1

В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

1) платье в горошек

2) зреющие хлеба

3) укушенный в плечо

4) лежавший  рядом

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

В каком случае выделенное слово является главным в словосочетании?

 

1)      оглядывающийся  назад

2)      быстро встал

3)      юбка в клетку

4)      пропуститьвперёд

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 14

Вариант1

 

     Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

выехать из переулка — въехать в переулок

 

уехать из города

уйти из школы

выйти из класса

уехать с курорта

сняться с якоря

уйти с представления

выбежать из квартиры

 

Вариант 2

 

     Переделайте данные словосочетания, заменяя глаголы антонимами; предлог с — предлогом на, а предлог из — предлогом в.

уехать с Кавказа — приехать на Кавказ

 

выкопать из земли

появиться из темноты

вылететь с аэродрома

снять с головы

выйти из автобуса

выбежать из зала

уйти из больницы

Карточка № 15

 

      Образуйте словосочетания, вставляя перед зависимым словом предлог на или в.

жить … Кавказе – жить …Белоруссии

гулять …. парке – гулять …бульваре

живёт …. Ленинском проспекте – живёт … Петергофе

пошёл … театр – пошёл… концерт

работает …заводе —  работает … школе

заниматься … лаборатории – заниматься …участке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 16

Вариант 1

Образуйте словосочетания:

 

квартира, Зоя Ивановна —

живу, Санкт –Петербург –

плыл, Волга –

приеду, Москва –

подарю, Ирина Владимировна –

любоваться, Анапа –

мечтал, Париж –

 

 

 

 

 

Вариант 2

Образуйте словосочетания:

 

встречусь, Василий Иванович –

уехал, Москва –

любовался, Киев –

жить, Кавказ –

отдам, Васильев Коля –

думаю, Нина Ивановна

учусь, Ирина Сергеевна

 

Карточка № 17

Вариант 1

 

     Найдите словосочетание по его значению — действие и его  признак.

1)      идти по тропинке

2)      быстро бежать

3)      читать книгу

4)       вернуться домой

 

 

 

 

 

 

Вариант 2

1.      Найдите словосочетание по его значению — признак и причина его возникновения.

1)      полезный детям

2)      абсолютно неизвестный

3)      бледный после болезни

4)      очень интересный

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Красивые словосочетания»

 

     В древнем Китае, бывало, соберутся человек десять и начинают играть в игру, похожую на наши города, только названия городов заменяют красивые словосочетания. Вот пример:

солнечная погода

ангельский лик

красный закат

тоскливый взгляд

долгий путь

тонкий намек

картинная галерея

яблоневый сад

душистый горошек

классный журнал

лёгкий ветерок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анаграммы

 

О С В Л О

П Ж Р Е Д Е Л О Н Е И

В О С О С Л О Т А Ч Е Н И Е

слово

предложение

словосочетание

 

 

 

 

 

Соедини :

 

 

Слово                                         называет предметы, признаки,

                                                    действия, но более конкретно

 

Словосочетание                        выражает законченную мысль

 

Предложение                            называет предмет, признак, действие                                                 

 

 

ext.spb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *