Твердый звук м: Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м | Методическая разработка по логопедии (старшая группа):

Содержание

Согласный звук [м] и [м’]. Буква М, м

Цель урока: познакомиться со звуками [м] и [м’] и буквой, которая их обозначает.

Задачи урока:

  • учиться отличать звуки [м] и [м’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой.
  • формировать навыки чтения, обобщать знания о твердых парных и мягких парных согласных звуках;
  • на основе речемыслительной деятельности развивать интеллектуальные способности учащихся
  • воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки, гуманности по отношению друг к другу,
  • формировать интерес к предмету,

Наглядность и оборудование.

На партах у учащихся: учебное пособие «Учимся читать» 2 ч. Карточки для составления звуковых схем, карточки-слоги, цветные карандаши, тетрадь.

Презентация урока: иллюстративный материал, задания.

Оборудование: кубики с буквами, проектор, экран, компьютер.

I. Организационный момент.

Готовность учеников к уроку.

II. Артикуляционная гимнастика.

III. Актуализация знаний учащихся

На доске две группы изображенных предметов. <Слайд 1>.

1) рот, ряд, малыш;

2) мяч, орёл, индюк.

— Назовите предметы, изображенные в первой группе.

— Назовите предметы, изображенные во второй группе.

— С помощью чего вы назвали изображенные предметы?

(- С помощью слова)

— Чем отличается предмет от слова?

— Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно.

(Из первой группы можно исключить слово малыш, так как в нем два слога, а в словах рот и ряд — по одному.

В слове малыш пять звуков, а в словах рот и ряд — по три. Слово малыш отвечает на вопрос КТО?, а слова рот и ряд — на вопрос ЧТО?). <Клик>

— Какое слово можно исключить из второй группы?

(Из второй группы можно исключить слово мяч, так как в нем один слог, а в словах орёл и индюк - по два. Мяч — это название игрушки , слово отвечает на вопрос ЧТО?, а орёл и индюк- это названия птиц , слова отвечают на вопрос КТО?. Слово мяч начинается на согласный мягкий звук и оканчивается на согласный мягкий звук, а слова орёл и индюк начинаются с гласного звука , а оканчиваются на согласный. <Клик>

IV. Формулирование учащимися темы и цели урока

— Произнесите первые звуки исключенных слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

(Слово малыш начинается со звука [м], а слово мяч — со звука [м’]. Значит, тема сегодняшнего урока — «Звуки [м] и [м’] и буква, которая их обозначает»).

— Какова цель нашего урока?

(Цель урока — познакомиться со звуками [м] и [м’] и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки [м] и [м’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги, слова с новой буквой).

V. Знакомство с новыми звуками <Слайд 2>.

— Произнесите слово малыш, выделяя в нем первый звук.

— Назовите первый звук. ([м]).

— Произнесите звук [м] перед зеркальцем и расскажите, как располагаются видимые органы речи при его произнесении.

(При произнесении звука [м] губы плотно сжимаются, не растягиваясь в стороны. Зубы не касаются друг друга. Язык лежит свободно).

— Произнесите звук [м] еще раз, определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении? (При произнесении звука [м] воздух встречает преграду, значит, он согласный).

— Каков характер его звучания? (При его произнесении слышится голос и шум, значит, он звонкий).

— Какой звук следует за ним? (Звук [м] произносится твердо, и за ним стоит звук [у], значит, он твердый).

— Дайте короткую характеристику звука [м]. (Звук [м] согласный, звонкий, твердый). <

Клик>

— Поскольку малыш очень любит играть в мяч, давайте поработаем с этим словом.

— Произнесите слово мяч, выделяя в нем первый звук.

— Назовите первый звук в слове мяч.

(Это звук [м’]).

— Произнесите звук [м’] несколько раз, дайте его характеристику, обосновывая свой ответ.

(При произнесении звука [м’] воздух встречает преграду, значит, он согласный. При произнесении звука [м’] слышится голос и шум, значит, он звонкий. Звук [м’] произносится мягко, значит, он мягкий).

— Коротко охарактеризуйте звук [м’].

(Звук [м’] согласный, звонкий, мягкий). <Клик>

— Вспомните тему урока и назовите игрушки, в которые мог бы ещё играть малыш. (Машинка, меч, мишка и т.д. )

Физминутка.

— На физкультминутке мы определим, какое имя могло быть у малыша. Если в его имени есть звук [м] или [м’], то мы киваем головой, соглашаясь; если нет нового звука- отрицаем движением головы.

Миша, Аким, Артём, Сергей, Тарас, Тимур, Максим, Данила, Семён.

VI. Знакомство с новой буквой.

— Малыш раскидал кубики с разными буквами. Давайте наведём порядок, складывая кубики в коробочку. Как только вы увидите букву на кубике, которая обозначает звуки [м] и [м’], хлопните в ладоши.

— Как называется эта буква?

(Это буква «эм»). <Клик>

— На что похожа буква М? Прочитаем стихотворения об этой букве. [1]

— Встаньте парами и изобразите букву М.

В какой квадратик ленты букв мы поместим букву М и почему? <Клик>

VII. Чтение слогов, слов, текста с новой буквой

1.Чтение слогов.

— С буквой М мы познакомились. Что теперь мы можем делать?

( Мы можем читать слоги).

Давайте прочитаем малышу слоги, добавляя каждый раз по одной букве. <Слайд 3>.

2. Работа с чистоговоркой.

— Хорошо справились с заданием. А теперь научим малыша правильно и чисто произносить звуки. Прежде надо вставить в чистоговорку подходящий по содержанию слог. <Слайд 4>.

[1]

:.- дома я са: (ма-ма-ма ——-ма) <Клик>

:. — молоко ко: (му) Клик

:. — едим эски: (мо) Клик

:. — прочитали :(мы)

Клик

:. — поём ноту «:» (ми)

3. Чтобы малышу не было скучно, поиграем в игру «Слоговое лото» [1]

(Каждый ученик выбирает и записывает три из предложенных слогов в пособие, учитель показывает другой слог, если получается слово, то ученик получает очко и т. д.). (Далее идет взаимопроверка).

4. Найди «лишнее» слово. [1]

— Прочитаем, какие слова у Малыша. Найдём среди них «лишнее».

мышка миска мак
мошка
кошка мех

— Докажите свой ответ. <Клик>

— Что вы знаете о кошках? Каждый готовит по одному предложению, которое бы продолжило ранее услышанную мысль.

— Какие двусложные слова могут быть связаны по смыслу со словом КОШКА? (Миска — посуда, из которой кошки едят, мышка — зверёк, за которым охотятся кошки).

5. Составление звуковых схем к словам МЫШКА и МИСКА <Клик>. (Один из учеников составляет схему на доске с использованием магнитных карточек, остальные работают в тетрадях).

6. Чтение текста. [1]

Малыш тоже хочет рассказать о своих домашних питомцах. Послушаем рассказ «Мурка и Мурзик». (Слушаем хорошо читающего ученика, затем каждый шёпотом для себя).

Беседа по прочитанному.

— Кто живет в доме?

— Как зовут кошек?

— Почему Мурка лижет Мурзика?

VIII. Итог урока

— С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились?

(Мы познакомились со звуками [м] и [м’] и буквой М).

— Дайте характеристику звукам [м] и [м’].

(Звук [м] согласный, звонкий, твердый. Звук [м’] согласный, звонкий, мягкий).

Список литературы.

  1. Л.А.Ефрсинина. Учебное пособие по чтению для 1 класса «Учимся читать» 2 часть, Москва, издательство Вентана-Граф.
  2. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте. 1класс. Москва, гуманитарный издательский центр «Владос».

Звуки [м] и [м’]. Буква М, м

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• дети познакомятся с новыми звуками [м] и [м’];

• научатся правильной артикуляции этих звуков;

• научатся слышать новые звуки, указывать их место в словах;

• давать характеристику новым звукам;

• запомнят графическое изображение буквы Мим и научатся читать с ней слова и предложения;

• повторят правило написания заглавной буквы при написании имён собственных.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Какие группы букв согласных звуков мы уже знаем? Сегодня мы познакомимся с согласными звуками и новыми буквами. А вот из каких групп, узнаем в процессе работы.

2. Мотивация учебной деятельности

— Послушайте пословицу и объясните её значение. Нет лучше дружка, чем родная матушка. (Мама — самый главный человек, самый нужный, самый нежный, самый любящий человек по отношению к своим детям. С нею тепло, просто, можно рассказать обо всём, что тебе непонятно, что доставляет трудность или поделиться радостью.)

Послушаем ещё одну пословицу.

Москва — всем городам мать. (Москва — главный город в нашей стране, в России. Это столица нашей Родины.)

Какие гласные звуки мы слышим?

Какие согласные звуки мы слышим?

3. Работа по теме урока

— Послушайте пословицу. Как вы её понимаете? Охранять природу — значит охранять Родину. (Родина и природа неразрывно связаны. Берёзка — символ Родины, России. Цветы, реки, поля — всё это тоже наша Родина. Это наше богатство, без которого человек не может жить. Поэтому надо беречь окружающую нас природу.)

Что вы уяснили для себя, какой вывод сделали, прочитав эти пословицы?

Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что вы на них видите?

Учитель вывешивает на доске иллюстрации на темы: «Золотая осень», «Зелёное кружево», «Первый снег», «Уборка урожая», «Каравай хлеба на рушнике», плакат «Родина-мать зовёт», «Егерь и лоси», «Дети в школе», «Красная площадь», «Храм Христа Спасителя», «Комбайн в поле», «Памятник Юрию Гагарину» и т. д.

— Расскажите о красоте русской природы, её богатствах, памятниках, людях.

Где мы можем увидеть эту красоту? (В лесу, в поле, на речке, всюду. Это всё вокруг нас. Это всё наше. Это наша Родина.)

Послушайте, я прочитаю вам стихотворение А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…».

Что воспевает, прославляет поэт в этом стихотворении? (Нашу Родину, нашу прекрасную природу, человека, которому хорошо и привольно на своей земле.)

Рассмотрите новые иллюстрации «Большой город», «Третьяковская галерея», «Большой театр», «Дети учатся в школе», «Ракета летит в космос», «Юноша за компьютером» и т. д.

Послушайте рассказ К. Ушинского.

Наше Отечество

Наше Отечество, наша родина — матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.

— Матерью — потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. ..

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать — одна у него и родина.

— Почему мы зовём Россию Отечеством, родиной, матерью?

Родная сторона, как мать: и накормит, и приласкает. (На Родине любой человек найдёт помощь и поддержку, если ему трудно или придёт беда. Здесь у него дом, работа, родные и друзья.)

Куда бы ни уехал человек, его тянет домой, туда, где он родился. Это может быть город, деревня, село, дом — это его маленькая Родина.

Как называется жилище человека, где он живёт? (Дом.)

Учитель вывешивается несколько вариантов домов: городской, деревенский.

— Рассмотрите дома. Где вы их встречали? Давайте сделаем звукобуквенный анализ слова дом. Произнесём слово и послушаем звук на конце слова. Что это за звук? (Это согласный звук, потому что он произносится с препятствиями. Плотно сжимаются губы и с силой размыкаются — [м].)

Что ещё мы хотим узнать про этот согласный звук? (Звук [м] — твёрдый. )

Произнесём ещё раз слово дом и послушаем звучание звука ещё раз. ([м] — звонкий.)

Расскажите всё, что вы узнали о звуке [м]? (Звук [м] — согласный, твёрдый, звонкий.)

Назовите дома, которые появились у нас на доске? Сколько их? (Дом, дворец, избушка, шалаш, землянка, палатка, дача.)

Сейчас мы выполним упражнение «Твёрдый — мягкий». Поднимите синюю карточку, если звук [м] твёрдый, зелёную, если звук [м’] мягкий.

На полу скребётся мышка.

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил.

Только лапы он не мыл.

Убежала в норку мышка.

Спать залёг в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

— Составьте схемы слов к словам мишка и мышка, мил и мыл. В чём их сходство и различие?

Основываясь на выводе о новых звуках и букве, дети дают обстоятельное объяснение.

— Кто знает, какой буквой обозначаются звуки [м], [м’]? (Буквой М, м).

На что похожа буква м? Послушайте стихотворение про букву м.

Хорошо известно всем:

Где метро, там буква М.

Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я — это мы».

И между тем получилась буква «м».

* * *

Палочка и палочка

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

(А. Шибаев)

— Найдите буквы М, м, прочитайте с ними слоги. Напечатайте буквы Мим. Напечатайте слоги с м, которая обозначает [м], а затем слоги с м, которая обозначает [м’].

Напечатайте слова к картинкам: мук, сом, сомик, Мара, мир, мак. Из предложенных схем выберите нужные схемы и подставьте к словам. Составьте устно предложения с этими словами. Запишите предложения.

У Ромы сом.

У… (здесь дети пишут своё имя) сомик.

Прочитайте слоги на странице 85 сначала до конца, а теперь с конца до первого слога. Прочитайте слова в столбиках, объясните их значение. (Мама — женщина, у которой есть ребёнок (сын или дочь). Метро — подземный транспорт в Москве, Санкт-Петербурге, в Волгограде. Москва — столица России. Строители — люди, которые строят дома, заводы и т. д. Мир — это наша земля. Мир — это когда люди живут спокойно, дружно, без войны.)

Какую подпись вы бы сделали под иллюстрацией на странице 84? (Москва или Кремль, Красная площадь.)

— Почему слова Москва, Красная площадь, Кремль пишутся с заглавной буквы? (Это названия самого главного города в России, памятников России. Москва — столица нашей Родины.)

Отгадайте загадку.

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улице бегут.

Что это? (Это метро.)

Где мы видим на улицах Москвы букву А)? (У подземных переходов, на станциях.)

Что это такое метро? (Метро — это вид пассажирского транспорта.) Какие станции метро вы знаете? Давайте выучим стихи о метро.

То вниз, то вверх бежит перо,

Рисуя букву «М», —

Как бы спускаешься в метро

И вверх идёшь затем.

На гладкий мрамор и гранит

Ложится мягкий свет.

Сама тут лестница бежит —

И всё конца ей нет.

(С. Маршак)

— В каких словах мы слышим звуки [м] и [м’]? Теперь прочитайте текст в низу страницы 85. Кто ведёт разговор с Ромой? (Учительница.)

Какие слова учительница попросила Рому написать на доске? Выполните их звукобуквенный анализ.

Аналогичная работа проводится со словами Москва и мир.

— В каком слове все согласные буквы дают звонкие звуки? (Мир.) Напечатайте слова на доске и в тетради для печатания: мама, Москва, мир. Послушайте предложение и напечатайте его: Мама мила и красива.

Прочитайте первую пословицу: Кто сеет мир, пожнёт и счастье. Объясните её смысл.

Прочитайте вторую пословицу: Мир строит, а война разрушает. Объясните её смысл. Рассмотрите две иллюстрации: одна на тему

«Война», другая на тему «Мир». Подчеркните буквы м и дайте характеристику звукам.

Прочитайте пословицу на странице 84 и объясните её значение: Мало хотеть, надо уметь. Подчеркните буквы м в этой пословице. Дайте характеристику буквам и звукам.

Прослушайте аудиозапись «Гимн Российской Федерации».

Учитель рассказывает учащимся о Красной площади, об Историческом музее, храме Василия Блаженного, Кремле.

— Кто из вас был на Красной площади? Кто видел Кремль? Царь- колокол и Царь-пушку?

Далее учитель читает рассказы Е. Осетрова и задаёт вопросы.

Всем колоколам царь

Послали в чужие страны искать мастеров, которые могли бы отлить такой колокол, какого мир не видел и не слышал. Не нашлось нигде смельчаков-умельцев, которые взялись бы за столь трудное дело.

Опечалилась Москва. Но пришли в Кремль опытные мастера — Иван Федорович и Михаил Иванович Моторины. Их уже знали по всей Руси. Гремели-звенели моторинские колокола и в богатой Твери, и на берегах Днепра, и в Старой Руссе. И сказали Иван и Михаил: «Отольём такой колокол, какого от начала мира не было…»

И отлили в 1748 году Моторины колокол, какого ещё не было. Весил Царь-колокол свыше двухсот тонн!

Когда ты будешь любоваться творением старых мастеров, когда ты остановишься возле Царь-колокола, вспомни о том, как любила Древняя Русь колокольный звон.

— Какую думу задумала Москва, чтобы удивить мир? Что за мастера нашлись на Руси и выполнили ответственный заказ? После прочтения каких слов текста ты понимаешь, что Моторины были настоящие мастера, мастера самого высокого класса? Приходилось ли тебе видеть Царь- колокол? Расскажи, каков он Царь-колокол?

Царь-пушка

Возле здания Арсенала — так называют в Кремле склад оружия — дремлют на возвышении пушки. Мирно отдыхают орудия, наводившие в былые времена страх на врагов.

Любили деды пушки и давали им горделивые названия: «Лев», «Орёл», «Волк»… И теперь возле Арсенала стоят пушки с изображением льва, орла, волка.

Почти четыреста лет подряд все, кто приходит в Кремль, с теплотой и любовью называют одно имя — Андрей Чохов. Жил в старину такой пушечный мастер в Москве. Он и его друзья отлили пушку, о какой никогда и никто не слыхал. Вес её две тысячи четыреста пудов (пуд — 16 килограммов), и стреляла она каменными ядрами. Поставили пушку на возвышенном месте для защиты Спасских ворот Кремля и моста через Москву-реку. Однако не пришлось горожанам увидеть, как бьёт оружие, которое за величину прозвали Царь-пушкой.

— Что за здание Арсенал? Где оно находится? Имя какого мастера знают и вспоминают с любовью люди России? Чем прославился этот мастер? Почему пушку назвали Царь-пушкой? Какие ещё памятники старины вы знаете? Где они находятся?

Прочтём предложения о Москве на странице 84. Как называются люди, которые живут в Москве?

4. Рефлексия учебной деятельности

— Придумайте два имени, в которых звуки [м], [м’] звучат по-разному. Дайте характеристику новым звукам. Где их место на ленте букв?

Урок 16. москва – столица россии. буква м и звуки [м] [м’] — Русский язык — 1 класс

Конспект по предмету

Русский язык, 1 класс

Урок № 16

Тема урока: «Москва – столица России. Буква М и звуки [м] [м’]

Цель урока: знакомство с особенностями согласного звука [м].

Задачи:

Познавательные:

  • Формирование навыков различения и обозначения согласных звуков и букв, определения количества слогов, букв и звуков в словах, подбора слов к предложенным схемам.

Развивающие:

  • Развитие речи и расширение словарного запаса учащихся.
  • Развитие аналитического мышления, развитие связанной речи и творческих навыков учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитание ценностного отношения к русскому языку и русской культуре, аккуратность.

Урок посвящ`н знакомству с особенностями согласных звуков [м] [м’]. В ходе урока учащиеся узнают способы различения и обозначения согласных звуков и букв, алгоритм определения количества слогов, букв и звуков в словах, научаться подбору слов к предложенным схемам.

На уроке вы:

1.Узнаете особенности согласных звуков [м] [м’]

2. Научитесь различать звуки и буквы в слове, распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

3.Работать со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й].

4. Сможете самостоятельно определять количество слогов, букв и звуков в словах.

Тезаурус:

1. Гласные звуки – состоят только из голоса. При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно.

2. Согласные звуки – в каждом согласном звуке есть шум. При образовании согласных звуков выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия: язык, нёбо, зубы, губы. Именно поэтому получается шум.

3. То, что мы слышим – звук.

4. То, что мы пишем – буква.

5. Звук [м] – согласный, звонкий, твёрдый.

6. Звук [м`] – согласный, звонкий, мягкий.

Основная и дополнительная литература:

Азбука. 1 класс. В 2-х частях. Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Виноградская Л. А. и др. 

Теоретическая часть:

То, что мы слышим – звук.

То, что мы пишем – буква.

Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком, например: стра-на, ста-ди-он.

Согласные звуки обозначают буквы: б, в,г,д, ж, з,й,к,л,м,н,п,р,с,т,ф,х,ц,ч,ш,щ.

Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком (ь). Чтобы определить количество слогов, букв и звуков в словах нужно:

1.Записать это слово и посчитать все знаки, из которых состоит слово.

Например, слово собака. Здесь 6 букв.

2. Теперь надо определить, сколько гласных, а сколько согласных букв.

Здесь 3 гласные и 3 согласные буквы.

3. Вспоминаем правило: сколько в слове гласных, столько в нём и слогов. Слог всегда состоит из гласной и согласной букв. Их разделять нельзя. В слове «собака» 3 слога со-ба-ка.

4. Чтобы определить, сколько звуков в слове, нужно вспомнить правило: одна буква обозначает один звук. Ъ и Ь не имеют звука. Чаще всего одна буква обозначает 1 звук, но бывает и так: Ъ и Ь не имеют звука. Буквы е, ё, ю, я дают два звука в начале слова.

Когда мы произносим звук [м] мы ощущаем преграду для воздуха. Это значит, что звук [м] согласный. Произнесём слово «мост». В этом слове [м] – твёрдый звук. А в слове «мясо» звук [м] мягкий. Звук [м] всегда звучит звонко. Послушайте: мама, металл, греметь. Этот звук никогда не бывает глухим, и у него нет пары. Буква М может встречаться в разных частях слова: в начале, в середине и в конце. Мама, Камни, Сом.

Задания тренировочного модуля:

1. Электронная пропись. Напишите самостоятельно:

2. Найдите правильные характеристики звука [м]. Выберите все правильные ответы.

Варианты ответов:

а) это гласный звук

б) это согласный звук.

в) всегда мягкий звук.

г) непарный звук.

д) всегда твёрдый

3. Вам необходимо собрать слоги. Соедините буквы и прочитайте вслух то, что у вас получилось.

М а

ы

у е

о и ю я

4. Придумайте рассказ о Москве. Используйте слова: Москва, столица, красиво, Красная площадь, много людей, Кремль. Попросите взрослых вам помочь.

5. Поиграем в лото. Вам необходимо составить слова.

Ра мы ло па та ма ма мо ло ко ро ва ми ла ша ма ша

(у ребёнка на экране в формате игры лото должны вылетать слоги, которые ребёнок будет соединять с другими слогами и получать слова).

«Звуки [М], [М’] и буквы М, м»

Открытый урок по предмету: Обучение грамоте

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М, м.

Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.

Ход занятия:

I Организационный момент:

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?

+ Филя и Каркуша.

В: Откуда они к нам пришли?

+ Из передачи «Спокойной ночи малыши»

В: Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?

+ Да.

В: Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем нашезанятие.

II. Повторение изученного материала:

В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?

Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.

+ А, О, У, Э, И.

В: Они какие?

+Гласные.

В: Как они произносятся?

+Свободно, легко, с голосом.

В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?

+ Из гласных.

В: Сколько их?

+ Два.

В: Подберите короткие слова для этой схемы.

+ Ау! Уа! Иа!

III. Усвоение нового материала:

1) Введение в тему.

К.: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

+

К. : Пьёт бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. /машина/

(показывается машина – игрушка)

К.: Прыг – скок, прыг – скок,

Разыгрался колобок,

Выше Ани скачет

Наш весёлый …

+ Мячик.

В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.

+ машина, мяч.

В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.

+ [М]

В: Мммяч.

+ [М’]

В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

2) Уточнение артикуляции звука.

В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).

В: А теперь звук [М’] (хором, индивидуально)

В: Что происходит с нашими губами?

+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

В: Да, а воздух выходит свободно?

+ нет.

В: Что ему мешает?

+ губы.

3) Характеристика звуков.

В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

+ согласными.

В: Значит, звуки [М] и [М’] какие?

+ согласные.

В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесёмзвуки [М] и [М’]. … Чувствуете как звенит голос?

+

В: Значит звуки [М] и [М’] какие?

+ звонкие.

В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?

+ синим.

В: А мягкие?

+зеленым.

В: Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?

+ рисунок с машиной.

В: Какой первый звук в этом слове?

+ [М]

В: А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой?

+ твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.

В: А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?

+ Мяч.

В: Какой первый звук?

+ [М’]

В: Он какой твердый или мягкий?

+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.

В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М’] какие?

+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М’] – мягкий, обозначается зелёным цветом.

4) Игры на развитие фонематического слуха

Ф: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»

Ф: У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.

Ф: Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)

К: А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М.

+ морковь, помидор.

К: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками.

+ смородина, мандарин, малина, лимон.

К: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.

+ март, май.

В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет

В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.

(дети берут карточки и цветные квадратики)

В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).

5) Физкультурная минутка.

В: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)

Девочки и мальчики То по кругу побегут,

Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.

Ручками хлопают, И давай опять скакать.

Ножками топают. Ну никак их не унять!

6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной).

В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?

Буква.

ВВ: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем:

Получилась буква М.

В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?

+

В: Сколько в ней элементов?

+

В: Сложите её из палочек.

+

В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.

В: А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру. Скажите, в каком домике она будет жить?

+ С синей крышей.

В: Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука. И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву)

В: А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру.

(следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)

В: Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука, которые обозначаются одной буквой.

7) Чтение слогов по слоговой таблице.

Ф: Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой.

А А

О О

М У У М

Э Э

И И

(индивидуально, хором)

IV. Работа в тетради.

В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.

(пальчиковая гимнастика)

В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М(показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М.

V. Звуко – буквенный анализ.

В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?

+ МАМА

В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.

(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)

В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.

+

VI. Итог. Обобщение.

Ф: Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши». И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!

+

В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились?

+

Они какие?

+

В: Какой буквой эти звуки обозначаются?

+

В: Молодцы!

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.  Тема: «Звук и буква Н. В гостях у носорога»

Задачи:

1. Учить детей слышать звук Н в словах.

2. Учить детей давать характеристику звука Н по опорной схеме.

3. Закреплять навык фонематического анализа обратного слога.

4. Развивать фонематические представления.

5. Закреплять зрительный образ буквы Н.

6. Упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, мои с существительными.

7. Развивать произвольное внимание, зрительное, слуховое, тактильное восприятиею

8. Развивать мышление, конструктивный праксис, ориентировку на листе бумаги, мелкую моторику.

Оборудование:

Картинка-носорог, предметные картинки для фланелеграфа, в названии которых есть звук Н и те, в названии которых этого звука нет, фланелеграф, схема для характеристики звуков,  схема для дифференциации понятий звук-буква, бланки для игры  «Крестики-нолики»,  простые карандаши, счётные палочки, полоски для выкладывания звуковых схем, фишки для выкладывания схем, пластмассовые буквы, «Чудесный мешочек», стрелочки разных цветов, звуковые линейки, кораблики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

— К нам на занятие пришёл гость. Кто это? (носорог) Он узнал, что ребята в детском саду могут рассказать про его любимый звук.

2. Выделение звука из начала слова, характеристика звука по схеме.

— Какой первый звук слышится в слове носорог? Давайте расскажем носорогу, всё, что мы знаем про звук Н (характеристика звука по схеме).

3. Развитие фонематического восприятия, умения слышать звук Н в словах, развитие ориентировки на листе бумаги.

— Носорог приготовил для вас игру, она называется «крестики-нолики». Я буду называть слова, если в слове есть звук Н, ставим крестик, если нет – нолик (работают простым карандашом).

— Сколько слов со звуком Н я назвала? Как это можно определить (посчитать крестики). Давайте вспомним, какие слова со звуком Н я называла.

4. Физминутка.

5. Звуковой анализ слова ОН с опорой на звуковую схему.

— Ребята, носорог слышал, что вы умеете выкладывать некоторые слова фишками, давайте и его научим.  Выложим схему слова ОН квадратиками.

Вопросы к детям (индивидуальные)

— Сколько звуков в слове ОН? Назови.

— Сколько гласных звуков в слове ОН? Назови.

— Сколько согласных звуков в слове ОН? Назови.

— Какой звук в начале слова ОН?

— Какой звук в конце  слова ОН?

6. Развитие фонематических представлений.

— Давайте подарим нашему гостю подарки (картинки для фланелеграфа), но дарить мы будем только те, в названии которых слышится звук Н .

7. Согласование притяжательных местоимений с существительными.

— Понравились подарки нашему носорогу и он говорит: «Это мой носки» и т. д. Научим носорога говорить правильно. Как надо сказать? (мои носки и т.д.).

8. Развитие слухового внимания, выделение первого и последнего звука в звукосочетаниях.

— Носорогу пора отправляться дальше в страну звуков и букв.  Вы хотите пойти  с ним? Он возьмёт с собой только самых внимательных.  Надо показать на звуковой линеечке, сколько звуков я произнесу (АНУ, НАО и т. д.). Какой первый звук? Какой последний  звук?

9. Дифференциация понятий звук-буква. Носорог решил сначала отправиться к буквам, чтобы найти свою любимую букву Н. Чем отличаются звуки и буквы? (по опорной схеме).

10. Закрепление зрительного образа буквы Н.

— Крутись-вертись в звукобуквенной стране очутись!

— путешествовать мы будем по стрелочкам-указателям. Сначала пойдём по фиолетовой стрелочке. В какую сторону она указывает (вправо). А вот и наша буква Н, её обозначают звук Н. На что похожа буква Н?  Давайте встанем парами и изобразим букву Н. Сколько палочек понадобится, чтобы выложить букву Н (выкладывают из палочек).

11. Развитие тактильного восприятия,  мелкой моторики.

Давайте отправимся дальше. Теперь пойдём по оранжевой стрелочке. Куда она указывает? (влево)

— Ой, что это за мешочек. В нём буквы. Оказывается, в нём надо найти на ощупь буквы Н.

— А теперь давайте обведём эти буквы карандашом (обводят). Превратим их в морячков, наденем на них тельняшки (штрихуют).

12. Чтение прямых и обратных слогов. Отправимся вместе с буквами-морячками через море на корабликах. Корабли плывут мимо островов (на островах буквы А, О, У). Дети читают слоги (НА, АН, НО, ОН, НУ, УН в зависимости от того, где причалил кораблик).

13. Подведение итогов.

— Носорогу очень понравилось путешествовать вместе с вами. А теперь пора возвращаться в детский сад.

— Чему вы научились? Что понравилось? Какие были трудности?

Уважаемые читатели, если вас заинтересовало это занятие, напишите в комментариях,  и я выложу фото наглядного материала.

Тема занятия: «Знакомство с числом ноль и соответствующей ему цифрой»

Цели: 1. Создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчета, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и записывать неравенства, писать изученные цифры.

2. Создать условия для развития наблюдательности, внимания, математической речи, мыслительных операций у учащихся.

3. Способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: рисунок звездного неба, звезды, плакаты с девизом и учебной задачей, образец написания цифры 0, карточки с неравенствами, карточки с цифрами, раздаточный материал – карточки с изображением животных, разрезные цифры, наборное полотно, рисунки солнца и солнца с облаком, карточки с именами детей, веера с числами от 0 до 10.

Ход занятия.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Эмоциональный настрой.

— Сегодня  на занятии ,,Весёлого счёта’’ мы совершим сказочное космическое путешествие.

Далекие звезды в небе горят,

Зовут они в гости умных ребят.

Собраться в дорогу недолго для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.

— Мы все станем космонавтами. Повторим за мной  хором слова, которые станут девизом нашего занятия-путешествия.

Космонавтом хочешь стать –

Должен много-много знать!

— Во время полета вы будете осваивать новые знания, а на небе каждый раз будет загораться новая звезда.

ΙΙΙ. Актуализация опорных знаний и постановка проблемы.

(На партах у детей листы с изображением животных (птичка, шмель, стрекоза, мышка), карточки с цифрами 2, 2, 3, 4, 4, 5, пустая карточка.)

— Эти животные просят оказать им помощь. Что вы заметили? (Высказывания детей.)

        

— Предлагаю поработать в парах. Определите, сколько крыльев у каждого животного и положите рядом нужную карточку. Кто затрудняется в выборе числа, положите пустую карточку. (Работа в парах.)

(Проверка с помощью вееров.)

— Молодцы, вы помогли животным. Зажигаем звезду.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

— Что вы заметили, выполняя это задание?

— Что можете сказать о количестве крыльев у мышки?

— Да, у мышки нет крыльев. Можете ли вы это записать с помощью числа?

— Знаете ли вы это число?

— Какую учебную задачу поставите для урока-путешествия? (Познакомиться с новым числом.)

— Молодцы, мы открываем еще одну звезду.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

ΙV. Изучение нового материала.

— Ваши мысли,

— Какая цифра нам поможет обозначить число крыльев у мышки?

— Кто думает по-другому?

— Число ноль записывают цифрой 0.

(Показываю образец написания цифры 0.)

— Ребята, на что похожа цифра 0? (Высказывания детей.)

Цифра вроде буквы О –

Это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки!

(- Могу прокомментировать. С правой стороны клетки, немного ниже верхнего угла, начинаем писать овал, который опускается на середину нижней стороны клетки. Потом опять округло двигаемся вверх к началу овала.)

Дети прописывают цифры в тетради на печатной основе.

— Предлагаю подчеркнуть самую красивую цифру, показать ее учителю и соседу по парте.

— Замечательно! На нашем пути загорается еще одна яркая звезда.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

V. Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Вправо ниже наклоняйся (4 наклона),

Влево тоже наклоняйся (4 наклона).

Покружились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И считать мы начинаем.

VΙ. Закрепление изученного материала.

-Послушайте загадку:

Я, друзья, совсем не злая.

В дом чужой идет – залаю.

Задавака?  Забияка?

Нет! Обычная … (Собака)

— Кого же мы возьмем с собой в полет? (Собачку. )

— Собака – друг человека. Собаки летали в космос до первого полета человека. Как звали этих собак? (Белка и Стрелка.)

1.А сейчас посмотрим, как вы умеете быстро считать.

Прохлопайте столько раз, сколько у собачки:

•        ушей; (2)

•        лап; (4)

•        хвостов; (1)

•        рогов. (нисколько)

— С помощью какой цифры обозначим число рогов у собачки? (Ноль)

2. Сравнение чисел.

5*0        0*0        0*3

0*2        4*0        6*0

— На небе загорается еще одна яркая звезда. Космонавтам можно немного отдохнуть.

(Прикрепляю звезду на звездное небо.)

3.Задание на распределение внимания.,, Найди цифру’’.

— В космосе могут случаться разные неожиданности. Представьте себе, что наша ракета столкнулась с каким-то космическим телом. Ее так качнуло, что у веселых

клоунов все цифры разлетелись, потерялись. Помогите клоунам найти спрятавшиеся цифры.

— Какие цифры спрятались?

(Дети называют, выставляю на наборном полотне цифры: 1, 3, 0, 6, 4, 9, 5.)

— Предлагаю выставить их в порядке возрастания.

(Ученик выставляет на наборном полотне.)

— Справились? Молодцы! На небе  загорелась очередная звезда! Все цифры на своих местах. Неисправность устранили.

Поздравляю всех! Путешествие к Солнцу закончилось. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звезд зажглось на нашем пути. А это значит, что столько новых знаний вы получили.

VΙ  Итог занятия.

— С каким числом и какой цифрой познакомились на занятии?

— Количество скольких предметов обозначает число  0?

VΙ   Поощрение детей.

— Спасибо всем участникам нашего полета! За отличную работу на занятии каждый из вас получает звезду.

Занятие

«Дикие животные наших лесов»

Цель:

  • учить детей отвечать на вопросы, отгадывать загадки, развивать диалогическую речь;

  • учить детей употреблять в речи прилагательные, соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детёнышей;

  • укреплять артикуляционный аппарат, отрабатывать навык правильного произношения звука «с» и работать над интонационной выразительностью речи, учить детей чётко произносить слова и отдельные фразы.

Ход занятия:

Речевая гимнастика:

Су-су-су, су-су-су,

Белку увидели в лесу.

 Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо  громче  громко):

Са-са-са, са-са-са,

Вот бежит лиса.

Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).

Во время работы с чистоговорками обращаю внимание на чёткое произношение звуков.

О ком мы сейчас говорили? (О белке и о лисе.) Эти животные дикие или домашние? (Дикие.) Почему мы их называем дикими? (Потому что они живут в лесу.) Какие ещё животные живут в лесу? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?»

Воспитатель загадывает загадки. В игре используются картинки с изображением диких животных и фланелеграф.

Кто зимой холодной 

Ходит злой, голодный? (Волк.)

На фланелеграфе появляется «волк».

— Волк, какой? (Серый, лохматый, большой… дикий.)

— Как называется его дом? (Логово.)

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В лесу на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка.)

— Белка какая? (Рыжая, пушистая, маленькая… .) Рядом с волком выставляю на фланелеграф белку.

— Как называется домик в котором живет белка? (Дупло.)

Хвост пушистый,

Мех золотистый,        

В лесу живёт,

А в деревне кур крадёт. (Лиса.)

Появляется на фланелеграфе лиса.

  • Лиса, какая? (Рыжая, пушистая, хитрая.)

  • Как называется домик лисы? (Нора.)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц.)

Появляется на фланелеграфе заяц.

— Расскажите какой заяц? (Маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый…)

— Как называется домик зайца? Есть ли у него дом? (Зайчиха выводит своих зайчат в гнезде, в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.)

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берёз.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (Медведь.)

На фланелеграфе рядом с другими животными появился медведь.

— Расскажите про медведя. Какой медведь? (Большой, лохматый, косолапый… .)

— Как называется дом медведя? (Зимой — берлога, летом — весь лес.)

Словесная игра «Доскажи словечко»

— Зимой в лесу холодно, а летом жарко. Летом все звери ищут, где бы напиться воды. К водопою спешат звери со своими детёнышами (воспитатель читает стихотворение, дети, договаривая фразы, называют детёнышей диких животных). Используются картинки с изображением диких животных и их детёнышей.

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой волчицей топал… Кто? (Волчонок.)

За мамой лисицей крался… Кто? (Лисёнок.)

За мамой ежихой катился… Кто? (Ежонок.)

За мамой медведицей шёл… Кто? (Медвежонок.)

За мамой бельчихой скакал… Кто? (Бельчонок.)

За мамой зайчихой прыгал… Кто? (Зайчонок. )

На фланелеграф дети выставляют диких животных и их детёнышей.

Все ребята молодцы!

Мы вам всем похлопаем,

Ножками потопаем,

Ручками помашем,

Вместе с вами спляшем.

Под музыкальное сопровождение дети произвольно пляшут.

Образовательные области: Коммуникация.

Разделы: Художественная литература.

Тема: Заучивание наизусть стихотворение Музафара Алимбаева

«Падают листья».

Цель: Обогащать представления детей о поэтах Казахстана, учить выражать грустное настроение при чтении стихотворения, улавливать музыкальность, звучность, ритм поэтической речи. Познакомить и научить детей запоминать содержание стихотворения по схеме, развивать память, мышление, воображение.

Материал к занятию. Шкатулочка с хрустальным ключиком, портрет М. Алимбаева, цветная иллюстрация об осени, схема по содержанию стихотворения, дидактическая игра «Когда это бывает?»

Словарная работа. Охра.

Билингвальный компонент:кз, ырйек, азан, араша, жапратар, ааш.

Ход занятия:

Вступительная часть

1. Обыгрывание волшебной шкатулочки.

Воспитатель вносит в группу волшебную шкатулку.

Рассказывает детям, что царица Литературы подарила ребятам волшебную шкатулку. Что сегодня она хочет познакомить детей с новым художественным произведением.

Но чтобы шкатулка открылась нужно отгадать загадки.

Воспитатель загадывает загадки о явлениях природы.

(дети отгадывают загадки)

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(осень)

Он пришел, наполнил кадки.

Поливал усердно грядки.

С шумом окна промывал.

На крыльце потанцевал.

Побродил на крыше вволю

И ушел по лужам в поле

(дождь)

Громко стучит,

Звонко кричит,

А что говорит —

Никому не понять,

И мудрецу не узнать.

(Гром)

На минутку в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил.

(Радуга)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Ветер)

Воспитатель хвалит детей за хорошие ответы и обращает внимание что в шкатулке

что – то щёлкнуло – это открылась шкатулка.

«А в шкатулке ребята находится волшебный хрустальный ключ.

Который сегодня нам откроет новое произведение, но для этого мы сейчас все вместе скажем волшебные слова»:

(дети произносят волшебные слова)

«Ключик хрустальный,

Мы любим стихи,

Поэт сочинил их-

А ты отыщи!»

Воспитатель открывает волшебную книгу с помощью ключика и волшебных слов.

«Ребята волшебная книга сегодня хочет нас познакомить поэтам

Музофарам Алимбаевым.

2. Посмотрите, царица Литературы прислала вам портрет поэта, она хочет, что ба вы запомнили поэта и узнавали его.

Поэт Музофар Алимбаев очень талантливый и уважаемый поэт. Он является одним из авторов нашей главной песни — гимна Республики Казахстан.

Он написал очень много красивых стихов о Родине, о природе, для детей.

На слова его стихотворений композиторы пишут музыку.

Сегодня наша волшебная книга «Капелька» приготовила нам стихотворение об осени.

А что ребята вы можете рассказать об осени?

— Какие осенние месяцы вы знаете?

А кто мне скажет как на казахском языке осень? (кз)

Назовите месяца осени на казахском языке? (ырйек, азан, араша)

Какое настроение у осени в нашем городе сегодня?

Какие стихотворения об осени вы помните?

Какой наряд у деревьев осенью?

Скажите как на казахском слово дерево, листья? (ааш, жапратар)

Ребята, мы устали. Выходите и встанте в круг, физминутка «Ааштар»

Тербеледі, ааштар

Алдымнан жел еседі

Кіп-кішкентай, ааштар

лкен болып седі

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстраццию с изображением осени.

«Ребята поссматрите на иллюстрацию, и опишите ее:

Что изображенно на картине?

Какое солнце осенью? (не яркое, не греет сильно).

Что стало с солнцем? (солнце меньше находится на небе)

Почему оно стало хуже греть?

А какой дождь бывает осенью?

Почему листья желтеют?

Почему листья облетают?

С чем можно сравнить осенние листья (с золотыми монетами).

Как называется явление, когда падают листья? (листопад)

Ребята сегодня мы познакомимся со стихотворением Музафара Алимбаева

«Падают листья», в стихотворение он рассказывает обо всех явлениях природы, которые происходят осенью».

3. Работа со стихотворением.

Воспитатель читает стихотворение.

(дети внимательно слушают воспитателя)

Дождику только бы злиться

Падают листья. Блестят.

Видно, что жёлтые листья

На ветки обратно хотят

Осень. Тоскливо и мокро

Так и текут день за днём

Яркая, жёлтая охра

Светит холодным огнём.

Затем воспитатель проводит краткую беседу по содержанию стихотворения.

Какое было настроение у поэта, когда он писал это стихотворение?

Какое по тону получилось стихотворение?

Каким голосом и в каком темпе нужно читать это произведение?

Воспитатель знакомит детей с новой техникой заучивания стихотворения по схеме

(можно составить вместе с детьми свою схему).

Работа со схемой. Чтение хором по изображенной символике — 2-3 раза.

Затем индивидуальное чтение по частям и в конце чтение целого текста.

Дидактическая игра «когда это бывает?»

Заключительная часть.

Подведение итога занятия. Поощрение активных детей. Закрытие книги хрустальным ключиком.

Звук м, буква Мм — Детский сад №79

Звук и буква О, о

1. Вспомнить, что «о» — гласный(поет, нет преград)

2. Вспомнить и назвать слова на звук «о».

3. Определить место звука «о» в словах: дом, овод, гном, пальто, обувь.

4. Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов: осень, кот, ноты, автобус (окна).

5. На что похожа буква «о»?

В старом дереве дупло Ну совсем как буква «о».

(В. Степанов) Посмотри на колесо И увидишь букву «о».

(А.Шибаев) В этой букве нет угла. Оттого она кругла. До того она кругла Покатиться бы могла. (Е. Тарлапан)

6. Выложить букву О из веревочки, цепочки, слепить.

7. Напечатать буквы О, о; слоги: ом, мо, мом, ум, ам.

 

Звук и буква Ы.

1. Вспомнить, что «ы» — гласный.

2. Назвать слова со звуком «ы» (дыня, дым, коты, диваны, тыква, бык).

3. Определить позицию звука «ы» в словах: пыль, винты, улыбка, годы.

4. На что похожа буква «ы»?

Вот топор. Полено рядом, Получилось то, что надо: Получилась буква Ы — Все мы знать ее должны. (В. Степанов) А бедняжка буква Ы Бродит с палочкой, увы. (А. Шибаев)

5. Выложить букву «ы» из веревочек, цепочек.

6. Напечатать букву Ы; слоги: ым, ып, ыт, ык, ын, ых, мы, пы, ты, кы, ны, хы; слова: ноты, мамы, папы; предло­жение: У мамы ноты.

7. Читаем карточку с буквой Ы. Находим в тексте слова с буквой Ы.

Звук и буква И, и.

1. Вспомнить, что «и» — гласный. Запомнить, что «и» смягчает предыдущую согласную и она читается мягко (пики).

2. Назвать имена на звук «и» (Инна, Игорь, Ира, Илья, Иван). (вспомнить правило)

3. Определить место звука «и» в словах: иней, липа, ноги, кино, индюк.

4. Отгадать имя мальчика по первым звукам слов: игрушки, валенки, автобус, нос (Иван).

5. На что похожа буква «и»? Выучите

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

(В. Степанов)

6. Выложить букву «и» из счетных палочек, це­почек.

7/. Читаем карточку, рассказываем что прочитали и о чем.

 

Звук м и буква М, м

1. Вспомнить, что «м» — согласный, звонкий, твердый, может быть мягким.

2. Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, макароны, мука, манка, молоко, морс).

3. Определить место звука «м» в словах: мох, дом, дама, малина, лимон.

4. Вспомнить и назвать слова, начинающиеся на слог:

Ма….. (мама, мак, машина, майка) Му….. (муха, муравей, музыка, мука).

5. На что похожа буква «м»?

Взявшись за руки мы встали И на М похожи стали.

(В. Степанов) Хорошо известно всем: Где метро, там буква М. (А. Шитаев)

6. Выложить букву «м» из счетных палочек, вере­вочки.

7. Напечатать буквы М, м; слоги: ам, ум, ма, му; слово мама.

8. Сделать полный анализ слов «дом», «мука». За­рисовать схемы, под схемами напечатать знакомые буквы на своих местах.

Матерал подготовила : Анисимова Т.Н.


Урок 45. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [м],[м’], БУКВА Мм | Поурочные планы по обучению грамоте 1 класс (1 четверть)

Урок 45. СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ [м],[м’], БУКВА Мм