таблица, правило. Ребенок осваивает твердые и мягкие согласные звуки
Как научить детей различать твердые и мягкие согласные звуки
Самое первое, чему нужно научить ребенка: твердыми и мягкими могут быть согласные звуки, но не буквы.
Типичная ошибка:
Дети путают звук и букву. Помним, что звук – звучит, а буква – это значок, он пишется. Буква не может быть твердой или мягкой, твердым или мягким по произношению может быть только согласный звук.
Иногда детям удается достаточно легко научиться различать на слух мягкие и твердые звуки.
Но бывает, что это дается с трудом, и в таком случае на помощь придут признаки, по которым можно отличать твердые звуки от мягких.
Какой звук стоит после согласного:
- Если после согласного звука стоит гласный а, о, у, э, ы – то согласный твердый.
- Если после согласного стоит гласный и, е, ю, я – то согласный мягкий.
Отработка на примерах:
В словах «мама», «нора» – согласные твердые, потому что после них идут «а» и «о».
В словах «лети», «няня» – согласные мягкие, потому что после них идут «е», «и», «я».
- Если после согласного звучит другой согласный – то первый согласный будет твердым.
- Есть звуки, которые могут быть только твердыми, и звуки, которые могут быть только мягкими, независимо от того, какой звук слышится и какая буква пишется после них.
Всегда твердые звуки – ж, ш, ц.
Всегда мягкие – й, ч, щ.
Распространенным способом выучить эти звуки является простой прием: пишем буквы, передающие эти звуки, в строчку, и подчеркиваем «й, ч, щ». Подчеркивание символизирует подушечку, на которой сидят мягкие звуки. Подушечка мягкая, значит и звуки мягкие.
Примеры интересных заданий для выработки навыка различия мягких и твердых согласных
Демонстрируется картинка или просто список тематических слов, и дается задание выбрать слова с мягкими или твердыми согласными.
Например:
Когда согласные мягкие, а когда – твёрдые?
Запомните:
Всегда мягкие согласные: й, ч, щ. Их транскрипция различается, но принят такой вариант: [j], [ч], [ш’]. Обратите внимание: звуки, которые дают буквы й и ч, записываются без апострофов
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
В случае с остальными согласными – если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я, и или ь, то согласные будут мягкими. Если же следуют гласные А, О, У, Ы, Э, то согласные будут твёрдыми.
Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы
Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.
- По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
- Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
- * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
- Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
- Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.
Важное условие! Систематичность и спокойствие.
Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.
Таблица, где собраны все гласные и согласные буквы и звуки
Твердый и мягкий знаки
Важно объяснить первокласснику, что ни Ъ, ни Ь не имеют отношения ни к гласным, ни к согласным звукам. Они лишь помощники, делающие согласный мягким или твердым.
Ъ | Не имеет звука! Может стоять только между согласной и гласной буквой, как в слове «въезд». Он используется, чтобы показать, что согласный перед ним твёрдый. |
Ь | Не имеет звука! Указывает на мягкость согласного, предшествующего ему. |
Ещё одна полезная таблица звуков и букв
✍ Угадай-ка
Чтобы начать игру выбираются легкие слова: [м`эл]; [мыло]; [л`ук]; [воз]. А в конце можно усложнить задание и дать такие слова: [б`элка]; [лыжн`а]; [кл`он].
Играя, ребенок визуально запоминает обозначение мягких согласных звуков и получает практические навыки использования знаний при письме.
✍ Выбирай твердые!
Игра по аналогии со «съедобное – не съедобное». Чтобы игра заинтересовала внимание детей используется мяч. Учитель выстраивает детей в круг и произносит слог, если согласный твердый – ребенок ловит мяч, а если мягкий – нет. После того как ребенок словил мяч, он должен самостоятельно придумать новый слог и бросить мяч другому игроку.
✍ Найди пару
Детям даются слова с употреблением первой согласной в твердой форме, а ребенок должен придумать слово, в котором первый согласный будет мягким. Например, выдаются слова: рад, лак, мыл, воз. А дети должны подобрать: ряд, люк, мел, вез (если дети придумают другие слова, но в правильном мягком употреблении согласной, необходимо засчитать как верный ответ). Если ребенок придумает несколько слов, необходимо его похвалить.
Эта игра развивает фантазию ребенка и расширяет его словарный запас, когда дети делятся написанными словами.
Советы родителям
Самый главный совет, который можно дать родителям ребенка, которых беспокоит его развитие, – меньше волноваться. Большинство детских проблем надуманы, особенно если речь идет о первом ребенке.
Если ребенок не понимает разницы между мягкими и твердыми звуками еще дотого, как большинство детей выучат буквы, – это также не повод для беспокойства.
Если же у ребенка не получается научиться отличать звуки в то время, когда другие это делают легко и быстро, а самостоятельно справиться с проблемой не получается, то возможно, эффективнее будет обратиться к специалисту. В данном случае больше поможет логопед, чем преподаватель языка. Малышу важно не заучить звуки, а научиться их различать. Это можно сделать, только поняв природу происхождения звуков. Кто, как не логопед, объяснит это во всех деталях и тонкостях, используя большую базу упражнений и опыта.
Еще один важный шаг на пути к пониманию природы звуков – это создание соответствующих условий для учебной деятельности. Часто именно этот фактор не позволяет детям вообще учиться, не то что начать разбираться в звуках.
Мыслительные операции требуют не только наличия учебного дидактического материала, но и подходящего места для занятий. Те, кто думает иначе, просто недооценивают важность отдельного стола и стула, принадлежащих только малышу. За собственным рабочим местом кроха не только чувствует себя старше, но и начинает понимать возложенную на него ответственность, а также иначе относится к процессу обучения.
Однако это не значит, что из обучения необходимо убрать элемент игры. Иногда она не менее важна, чем осознание серьезности происходящего. Например, складывать мозаику из тех же цветных карточек удобней и интересней на полу, где можно отлично устроиться на ковре, который также является границей.
Детям вообще очень нужны границы и правила. Они не только дисциплинируют, но и позволяют обрести уверенность в завтрашнем дне и своих силах. Ведь дети знают, что их ждет в пределах этих границ и правил, а также что последует за их нарушением. Уверенность – еще одна важная составляющая успеха!
Ну и самый последний способ самостоятельно выучить твердые и мягкие звуки – это купить или сделать карточки со слогами. Они продаются во всех книжных магазинах. Это яркие и удобные дидактические материалы, эффективность использования которых подтвердили тысячи родителей и педагогов. Если же у вас нет возможности или желания покупать эти карточки, их можно сделать собственноручно или при помощи ребенка. Его активное участие в процессе создания позволит ему еще лучше усвоить информацию, что вам и нужно.
Удачного и легкого обучения!
Источники
- http://kinderinfo.ru/tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki/
- https://vikiland.ru/articles/hard-and-soft-consonants/
- http://rastishka.by/articles/kak-nauchit-rebenka-xarakterizovat-zvuki-glasnye-i-soglasnye-tverdye-i-myagkie/
- https://www.rastut-goda.ru/junior-student/8657-kak-nauchit-rebenka-razlichat-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki-1-klass.html
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/samostoyatelnaya-rabota/tverdyie-i-myagkie-soglasnyie-zvuki-1-klass-tablitsa-pravilo.html
- https://rebenkoved.ru/obuchenie-rebyonka/kak-nauchit/rebenok-osvaivaet-tverdye-i-myagkie-soglasnye-zvuki.html
Согласные звуки: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Буква и звук Й
В русском языке 21 согласная буква и 37 согласных звуков:
Буква | Звуки | Буква | Звуки | |
---|---|---|---|---|
Б | [б], [б’] | П | [п], [п’] | |
В | [в], [в’] | Р | [р], [р’] | |
Г | [г], [г’] | С | [с], [с’] | |
Д | [д], [д’] | Т | [т], [т’] | |
Ж | [ж], [ж’] | Ф | [ф], [ф’] | |
З | [з], [з’] | Х | [х], [х’] | |
Й | [й’] | Ц | [ц] | |
К | [к], [к’] | Ч | [ч’] | |
Л | [л], [л’] | Ш | [ш] | |
М | [м], [м’] | Щ | [щ’] | |
Н | [н], [н’] |
Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Мягкость звука в транскрипции обозначается [‘ ].
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Твёрдый согласный звук получается, если после согласной стоит гласная А, О, У, Ы или Э:
на, ло, ку, мы, фэ.
Мягкий согласный звук получается, если после согласной стоит гласная Е, Ё, И, Ю или Я:
бе, лё, ки, ню, ля.
Мягкость согласных звуков также обозначается с помощью мягкого знака — Ь. Сам мягкий знак звука не обозначает. Он пишется после согласной буквы и вместе с ней обозначает один мягкий согласный звук:
рысь [рыс’], огонь [огон’], вьюга [в’й’уга].
Большинству согласных букв соответствует два звука: твёрдый и мягкий, такие согласные называются парными.
Парные согласные по твёрдости — мягкости:
Буква | Звук | Пример | |
---|---|---|---|
Твёрдый | Мягкий | ||
Б | [б] | [б’] | ба – би |
В | [в] | [в’] | ва – ви |
Г | [г] | [г’] | га – ги |
Д | [д] | [д’] | да – ди |
З | [з] | [з’] | за – зи |
К | [к] | [к’] | ка – ки |
Л | [л] | [л’] | ла – ли |
М | [м] | [м’] | ма – ми |
Н | [н] | [н’] | на – ни |
П | [п] | [п’] | па – пи |
Р | [р] | [р’] | ра – ри |
С | [с] | [с’] | са – си |
Т | [т] | [т’] | та – ти |
Ф | [ф] | [ф’] | фа – фи |
Х | [х] | [х’] | ха – хи |
Но есть согласные буквы, которым соответствует только один из звуков: твёрдый или мягкий. Такие согласные называются непарными.
Непарные твёрдые согласные (всегда твёрдые):
Ж [ж], Ш [ш], Ц [ц].
Непарные мягкие согласные (всегда мягкие):
Ч [ч’], Щ [щ’], Й [й’].
В русском языке есть долгий звонкий мягкий звук [ж’]. Он встречается в небольшом количестве слов и получается только при произнесении сочетаний букв жж, зж, жд:
вожжи, дребезжать, дождь.
Звонкие и глухие согласные звуки
Согласные звуки можно разделить на глухие и звонкие.
Глухие согласные звуки — это звуки, при произношении которых не используется голос. Они состоят только из шума. Например, звуки: [с], [ш], [ч’].
Звонкие согласные звуки — это звуки, при произношении которых используется голос, то есть они состоят из голоса и шума. Например, звуки: [р], [ж], [д].
Некоторые звуки составляют пару: звонкий — глухой, такие звуки называются парными.
Парные согласные по глухости — звонкости:
Звонкие | Б | В | Г | Д | Ж | З |
---|---|---|---|---|---|---|
Глухие | П | Ф | К | Т | Ш | С |
Непарные звонкие согласные:
Й, Л, М, Н, Р.
Непарные глухие согласные:
Х, Ц, Ч, Щ.
Шипящие и свистящие согласные звуки
Звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’] называются шипящими согласными звуками. Звуки [ж] и [ш] — это непарные твёрдые шипящие согласные звуки:
жук [жук], шут [шут].
Звуки [ч’] и [щ’] — это непарные мягкие шипящие согласные звуки:
чиж [ч’иж], щит [щ’ит].
Звуки [з], [з’], [с], [с’], [ц] называются свистящими согласными звуками.
Буква и звук Й
Буква Й (и краткое) обозначает звук [й’]: рай [рай’].
Буква Й пишется:
- В начале слов:
йод, йогурт.
- В середине слов, перед согласными буквами:
лайка, майка, кофейник.
- В конце слов:
рай, май, твой.
Звук [й’] встречается чаще буквы Й, так как он появляется в словах, где нет буквы Й, но есть гласные Я, Е, Ю и Ё. Рассмотрим, в каких случаях звук [й’] встречается в словах, не содержащих букву Й:
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят в начале слова:
яма [й’ама].
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после гласных:
твоё [твой’о].
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного твёрдого знака (Ъ):
въезд [вй’эзд].
- Гласные Я, Е, Ю и Ё стоят после разделительного мягкого знака (Ь):
льёт [л’й’от].
- Гласная И стоит после разделительного мягкого знака (Ь):
ульи [ул’й’и].
Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие
«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.
Ответ: никак.
Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.
Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?
Начнем с твердых и мягких согласных.
В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.
Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы. Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.
А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.
Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.
Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?
Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»
Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.
Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.
И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.
На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.
Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.
Если есть вопросы, пишите в комментариях.
Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.
Твердые и мягкие согласные звуки
Согласные звуки могут быть мягкими или твёрдыми. Например, в слове «мир» слышится мягкий согласный зыук [м’], а в слове «мак» — твёрдый согласный звук [м]. Мягкость согласного обозначается с помощью добавления к его записи символа ‘, например: [м’].
Запомните:
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Остальные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы е, ё, и, ю, я или ь, и твёрдыми, если за ними следуют другие гласные и согласные.
Твердые и мягкие согласные различаются положением языка.
При произношении мягких согласных ([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) все тело языка сдвигается вперед, а средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу. Это движение языка называется палатализацией. Палатализация считается дополнительной артикуляцией: она накладывается на основную, связанную с образованием преграды.
При произношении твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык вперед не смещается и средняя его часть не приподнимается.
Согласные образуют 15 пар противопоставленных по твердости / мягкости звуков. Все они являются или твердыми парными, или мягкими парными:
[б] — [б’]
[в] — [в’]
[г] — [г’]
[д] — [д’]
[з] — [з’]
[п] — [п’]
[ф] — [ф’]
[к] — [к’]
[т] — [т’]
[с] — [с’]
[м] — [м’]
[н] — [н’]
[р] — [р’]
[л] — [л’]
[х] — [х’]
Смотри также другие карточки со слогами синего цвета согласные и красного цвет гласные буквы.
Скачайте бесплатно карточки с буквами и слогами.
Всего 20 карточек.Буквы и слоги для детей.
Разрежте большие карточки на отдельные маленькие карточки. И замечательный материал для обучения чтению готов.
Как научить ребенка читать по слогам? этот вопрос интересует всех родителей.
Для этого Вам помогут эти карточки со слогами. Читайте в какие игры можно играть с этими карточками- слогами. Игры с карточками СЛОГИ.
Мягкие и твердые согласные
Тест по теме: «Мягкие и твёрдые согласные».
Подчеркни буквы, которые могут обозначать мягкость согласного звука. Допиши недостающие буквы.
а, ы, ю, я, о, э, е, ё, у, ъ ______________________
Подчеркни в словах мягкие согласные:
Пень, сито, ягода, малина.
Подчеркни в словах твёрдые согласные:
Лист, гуси, поле, рис.
Выбери из ряда и запиши в нужную строку:
щ, ш, ч, ж, ц, й
Всегда твёрдые согласные:___________________________
Всегда мягкие согласные:____________________________
Прочитай слова. Подбери и запиши слово с таким же обозначением мягкости согласных, что и в данных словах.
Сила лось сел сяду сёла
__________________________________________________________________
Прочитай слова. Где надо, вставь ь.
Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…, арбуз…, буквар…, сон…, лошад…, стон…, забор… .
Прочитай слова и выпиши их номера в соответствующую строку:
Спать, 2) свет, 3) корь, 4) корзина, 5) кошелёк, 6) царь.
Мягкость согласных обозначена гласными: _______________________
Мягкость согласных обозначена ь: _______________________________
Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.
Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины, дядя.
Проверь, правильно ли выполнено задание – подчеркнуть твёрдые согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.
Чашка, дом, борщ, случай, санки, стул.
Прочитай предложения, исправь ошибки.
Йаша и Тола – хорошийэ друзьйа. Пэтя нос портфэл. Вэтер поднал снежнуйу пыл.
Запиши правильно.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделай транскрипцию слов:
салют ___________________ ель_____________________________
вьюга____________________ Юля____________________________
Твердые и мягкие согласные
Канская коррекционная школа-интернат VIII вида
Урок по письму и развитию речи в 3 классе.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».
Томберг Елена Сергеевна
учитель начальных классов
Канск, 2012 г.
Урок по письму и развитию речи в 3 классе.
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные».
Тип урока – урок объяснения нового материала.
Цель.
Учить детей определять и различать на слух твёрдые и мягкие согласные в словах.
Развитие фонематического восприятия, развитие речеслуховой, зрительной памяти, внимания, мышления.
Формирование коммуникативных навыков: доброжелательное отношение друг к другу, навыки самоконтроля.
Оборудование: предметные картинки, таблицы гласных и согласных букв, дидактический материал.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Психологический настрой: разминка «Солнышко».
Дети давайте встанем в круг, возьмёмся за руки. Почувствуем рядом добрую, славную руку соседа. Легонько её пожмём и передадим друг другу своё внимание, тепло, доброту. Посмотрите перед вами большое, яркое солнышко. Его лучики тянутся к вам. Возьмите один из лучиков и оставьте себе, другой подарите своему соседу справа, а третий – нашим гостям.
Пройдите на свои места. Итак, начнём наш урок.
II. Введение в тему.
Назовите первый звук в словах посуда, погода, понедельник. (п)
Дайте характеристику этому звуку? (согласный, парный, глухой)
Кто догадался, какую букву мы сегодня будем прописывать на минутке чистописания? (П п)
Открыли тетради, прописываем букву Пп, соблюдая высоту каждого элемента.
Игра «Буквы рассыпались».
Вот беда, я приготовила вам словарное слово, а буквы рассыпались. Соберите слово. (Посуда)
Запишите слово на следующей строке с маленькой буквы, диктует Таня Ц.
Далее запишем это слово, разделив его на слоги. (По-су-да).
Как можно перенести это слово с одной строки на другую? (Посу-да, по-суда).
Какое словарное слово повторили? (Посуда)
Составьте предложение с этим словом. (Мама мыла посуду).
Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Какое время года?
Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. Классная работа.
Что же нас ждёт сегодня на уроке, хотите узнать? (Да)
III. Изучение нового материала.
Сейчас я хочу вас познакомить с двумя добрыми гномами – Томом и Тимом. Вслушайтесь в их имена: Том – Тим.
Назовите первый звук в имени Том. [т].
А первый звук в имени Тим. [т,].
Какие это звуки гласные или согласные? (Согласные)
Кто может сказать, одинаковые или разные по звучанию первые звуки в этих именах? (Разные)
Как произносим первый звук в имени Том? (Твёрдо).
Как произносим первый звук в имени Тим? (Мягко)
Может уже кто-то из вас может назвать тему нашего урока? (Твёрдые и мягкие согласные).
Верно, первые звуки в именах сказочных героев разные, и сами гномики Том и Тим, хоть и братья, но совсем не похожи друг на друга.
[Т,] — звучит мягче, и сам Тим такой же мягкий, как первый звук в его имени, и любит всё, что начинается на мягкий согласный звук. Например, он ест пирог, играет в мяч, рисует только кисточкой.
А Том наоборот очень твёрдый и всегда выбирает то, что начинается с твёрдых согласных: любит торт, носит пальто и рисует карандашом.
Как называются согласные звуки, которые любит Том? (Твёрдые)
А как называются согласные, которые любит Тим? (Мягкие)
Так чему же мы будем учиться на уроке? (учиться различать твёрдые и мягкие согласные)
А есть ли у нас в классе ребята, чьё имя начинается на твёрдый согласный звук? (Таня, Вадим и т.д.)
А чьё имя начинается мягкий согласный звук? (Тимофей)
Прочитайте слова, которые вам приготовили Том и Тим.
Мал. Мял.
Нос. Нёс.
Лук. Люк.
Мышка. Мишка.
Чем отличаются эти слова? (Гласными буквами)
Как произносится первый согласный звук в левом столбике твёрдо или мягко? (Твёрдо)
Как вы думаете, какие это согласные? (Твёрдые)
Твёрдые согласные Том всегда подчёркивает одной чертой.
Назовите гласные, которые помогают произносить согласный твёрдо?
Вывешиваю таблицу (а, о, у, ы, э)
Как произносится первые согласные звуки во втором столбике? (Мягко)
Как вы думаете, какие это согласные? (Мягкие)
А мягкие согласные Тим подчёркивает двумя чертами.
Назовите гласные, которые помогают произносить согласный мягко? (я, ё, ю, и, е)
Вывешиваю таблицу (я, ё, ю, и, е)
Итак, первый ряд запишет слова, которые нравятся Тому.
Какие слова будете писать? (Мал, нос, лук, мышка)
Сколькими чертами подчеркнёте твёрдые согласные? (Одной)
Второй ряд запишет слова, которые нравятся Тиму.
Какие слова будете писать? (Мял, нёс, люк, мишка)
Сколькими чертами подчеркнёте мягкие согласные? (Двумя)
Задание понятно? Приступаем.
Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного?
Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного?
Скажите, можно Тома и Тима назвать волшебниками? (Да)
Какие согласные любит Том? (Твёрдые)
Сколькими чертами будем подчеркивать твёрдые согласные? (Одной)
Какие согласные любит Тим? (Мягкие)
Сколькими чертами будем подчеркивать мягкие согласные? (Двумя)
Над какой темой урока работаем?
Физкультминутка «Мышки».
А сейчас Том и Тим предлагают вам немного отдохнуть.
Вышли мышки как-то раз
Посмотреть, который час
Раз, два, три, четыре
Мышки дёрнули за гири
Тут раздался страшный звон
Разбежались мышки вон.
О ком говорится в стихотворении? (О мышках)
Произнесите первый звук в слове мышки? [м]
Какой это звук твёрдый или мягкий? (Твёрдый)
Произнесите первый звук в слове гири? [г,]
Какой это звук? (Мягкий)
IV. Работа с учебником.
Откройте учебники на странице 70, упр. 2.
Прочитайте про себя задание и будьте готовы читать вслух.
Итак, что нужно сделать в упражнении? (Нужно списать слова и подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные в начале слова).
Будем работать у доски с объяснением.
Какие гласные буквы написали после твёрдых согласных? (о, а)
Сколькими чертами подчеркнули твёрдые согласные? (Одной)
Какие гласные буквы написали после мягких согласных? (и, ю, ё)
Сколькими чертами будем подчеркнули мягкие согласные? (Двумя)
V. Закрепление.
Игра «Угадай» (учащимся раздаются предметные картинки)
Том и Тим любят играть вместе – составлять слова. Вчера они очень хорошо
поиграли. А сегодня не могут разобраться, где, чьи вещи и поэтому сердятся друг на друга. Давайте поможем им навести порядок.
У вас у каждого лежат картинки, на которых нарисованы предметы. Вы должны угадать, кому из братьев принадлежит эта вещь.
Итак, предметы, в названии которых встречается твёрдый согласный звук, подарим Тому, а предметы, в которых встречается мягкий согласный, подарим Тиму. Я начну, а вы продолжите.
Дети выбирают предметные картинки для Тома и Тима.
В какую игру играли? («Угадай»)
VI. Итог урока.
Наши помощники благодарят вас за помощь.
Скажите, что нового вы узнали про согласные звуки? (Что согласные звуки бывают твёрдые и мягкие)
Чему мы сегодня учились на уроке? (Определять твёрдые и мягкие звуки в словах)
Назовите гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного? (а, о, ы, у, э)
Назовите гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного? (е, ё, и, ю, я)
Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твёрдые и мягкие согласные».
Я хочу поблагодарить вас за работу на уроке.
VII. Оценки за урок.
Спасибо за работу. Урок окончен!
Список используемой литературы.
Журнал «Начальная школа». –2010. — №2, 4, 5, 6.
Коррекционно-развивающие задания и упражнения. 3-4 классы / авт.-сост. Е.П.Плешакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Матвеева Е.М. Русский язык. 2 класс: конспекты уроков. Часть 1, 2. – Волгоград: Учитель, 2009.
Русский язык. 3 класс: занятия по развитию речи / авт.-сост. В.П. Трушина. — Волгоград: Учитель, 2008.
Жесткие и мягкие кислоты и основания
Термодинамическая стабильность комплекса металла во многом зависит от свойств лиганда и иона металла, а также от типа связывания. Взаимодействие металл – лиганд является примером кислотно-основного взаимодействия Льюиса. Базы Льюиса можно разделить на две категории:
- твердых оснований содержат небольшие, относительно неполяризуемые донорные атомы (такие как N, O и F), а
- мягких оснований содержат более крупные относительно поляризуемые донорные атомы (такие как P, S и Cl).
Ионы металлов с самым высоким сродством к твердым основаниям — это твердые кислоты, тогда как ионы металлов с самым высоким сродством к мягким основаниям — это мягкие кислоты. Некоторые примеры жестких и мягких кислот и оснований приведены в Таблице \ (\ PageIndex {1} \). Обратите внимание, что твердые кислоты обычно представляют собой катионы электроположительных металлов; следовательно, они относительно неполяризуемы и имеют более высокое отношение заряда к радиусу. Напротив, мягкие кислоты обычно являются катионами менее электроположительных металлов; следовательно, они имеют более низкое отношение заряда к радиусу и более поляризуемы.Химики могут предсказать относительную стабильность комплексов, образованных металлами с d-блоком, с удивительной степенью точности, используя простое правило: твердые кислоты предпочитают связываться с твердыми основаниями, а мягкие кислоты предпочитают связываться с мягкими основаниями.
Кислоты | Базы | |
---|---|---|
жесткий | H + | NH 3 , RNH 2 , N 2 H 4 |
Li + , Na + , K + | H 2 O, ROH, R 2 O | |
Be 2 + , Mg 2 + , Ca 2 + , VO 2 + | OH — , F — , класс — , CH 3 CO 2 — | |
Al 3 + , Sc 3 + , Cr 3 + | CO 3 2− | |
Ti 4 + | PO 4 3− | |
мягкий | BF 3 , Al 2 Класс 6 , CO 2 , SO 3 | |
Cu + , Ag + , Au + , Tl + , Hg 2 2 + | H — | |
Pd 2 + , Pt 2 + , Hg 2 + | CN — , SCN — , I — , RS — | |
GaCl 3 , GaBr 3 , GaI 3 | CO, R 2 S |
Твердые кислоты предпочитают связываться с твердыми основаниями , а мягкие кислоты предпочитают связываться с мягкими основаниями .
Поскольку взаимодействие между твердыми кислотами и твердыми основаниями в основном носит электростатический характер, стабильность комплексов, включающих твердые кислоты и твердые основания, увеличивается по мере увеличения положительного заряда на ионе металла и уменьшения его радиуса. Например, комплекс Al 3 + (r = 53,5 пм) с четырьмя фторидными лигандами (AlF 4 —) примерно в 10 8 раз более стабилен, чем InF 4 —, соответствующий фторидный комплекс In 3 + (r = 80 пм).В общем, стабильность комплексов двухвалентных переходных металлов первого ряда с данным лигандом обратно пропорциональна радиусу иона металла, как показано в Таблице \ (\ PageIndex {2} \). Инверсия порядка в меди обусловлена аномальной структурой комплексов меди (II), о которой мы вскоре поговорим.
устойчивость комплекса | Мн 2 + | | | | | > Zn 2 + |
---|---|---|---|---|---|---|
ионный радиус (пм) | 83 | 78 | 74.5 | 69 | 73 | 74 |
Поскольку твердый металл взаимодействует с основанием почти так же, как протон, связываясь с неподеленной парой электронов на основании, стабильность комплексов твердых кислот с твердыми основаниями увеличивается по мере того, как лиганд становится более основным. Например, поскольку аммиак является более сильным основанием, чем вода, ионы металлов связываются преимущественно с аммиаком. Следовательно, добавление аммиака к водным растворам многих катионов переходных металлов первого ряда приводит к образованию соответствующих аммиачных комплексов.
Напротив, взаимодействие между мягкими металлами (такими как переходные металлы второго и третьего ряда и Cu + ) и мягкими основаниями в значительной степени ковалентно по природе. Большинство ионов мягких металлов имеют заполненную или почти заполненную d-подоболочку, что свидетельствует о важности π-связи металла с лигандом. Таким образом, комплексы мягких металлов с мягкими основаниями намного более стабильны, чем можно было бы предположить на основе электростатических аргументов.
Концепция твердая кислота – твердое основание / мягкая кислота – мягкое основание также позволяет нам понять, почему металлы встречаются в природе в различных типах руд.Напомним, что большинство переходных металлов первого ряда выделены из оксидных руд, но медь и цинк обычно встречаются в сульфидных рудах. Это соответствует увеличению мягкости металлов в первом ряду переходных металлов слева направо. Напомним также, что большинство переходных металлов второго и третьего ряда встречаются в природе в виде сульфидных руд, что соответствует их более мягкому характеру.
.Примеры сочетаний согласных
Смесь согласных состоит из согласных, расположенных рядом друг с другом в слове, в котором вы произносите звук, который издает каждый при произнесении слова. Взгляните на некоторые примеры сочетания согласных и списки сочетаний согласных, которые помогут вам понять эту базовую концепцию фонетики.
fl пример смеси согласных пушистый, флейта, цветокЧто такое смешение согласных?
Смешанные согласные могут состоять из двух или трех букв. Трехбуквенные сочетания согласных иногда называют сочетаниями согласных или сочетаниями трех согласных.Вы можете найти сочетание согласных в начале или в конце слова.
Согласные звуки
Английский язык состоит из множества разных звуков, состоящих из разных букв, таких как гласные, согласные, длинные и короткие гласные. Иногда звуки сливаются, как в случае с согласными.
Знаете ли вы, что хотя в английском языке всего 26 букв, на самом деле в нем около 44 уникальных звуков? Их называют фонемами.У вас есть звук «s» в «set», который также воспроизводится буквой «c» в слове «race».
Пример объяснения смеси согласных
Давайте посмотрим на слово «пить». Обе буквы «д» и «р» являются согласными, и они находятся непосредственно рядом друг с другом в начале слова. Когда произносится слово «пить», вы можете отчетливо слышать звуки обеих этих букв, образуя смесь согласных.
Примеры двухбуквенного сочетания L
Когда второй буквой в двухбуквенном сочетании согласных является и L, это называется l-сочетанием.
bl — смесь, мягкий, синий, черный, одеяло, отбеливатель, кровь, взрыв, вопиющий, вина
cl — щелчок, моллюск, очистка, претензия, класс, хлопок, глина, закрытие, столкновение, одежда , лазить, цепляться
fl — плоский, цветок, пламя, хлипкий, флейта, бросок, поплавок, пушистый, флит
gl — рад, гламур, очки, стекло, глазурь, ликование, блеск, глобус, перчатка , клей
пл — поставить, план, поиграть, посадить, пожалуйста, побольше, плюс, фанера, тарелка, слива, сантехник
сл — гладкий, слабина, сани, втулка, гладкий, салазки, прорезь, ломтик , slim, slime, slow, slot, sleep
Примеры двухбуквенной смеси R
Когда второй буквой в смеси двух букв согласных является буква R, это называется r-смесью.
br — мозг, коричневый, яркий, край, сломанный, метла
cr — краб, крошка, кроватка, крик, чудак, ворона, команда, сумасшедший, создать, кредит, существо
dr — рисовать, мечта, слив, платье, дрон, пить, перетаскивать, дракон, падение, ящик, сушить
fr — из, морозильная камера, бесплатно, свобода, замороженный, пугать, друг, фрукты, урод
gr — сорт, отличный, продуктовый, изнурительный, виноград, трава, дедушка, грейпфрут, смазка
пр — практика, доказывай, крендель, предотвращать, частный, пресса, цена, гордость, обещание
т.р. — грузовик, попробуй, доверие, лоток, дерево, тропа, поезд, путь, движение, торговля, мусор, путешествие, угощение
Примеры двухбуквенной смеси S и T
Когда первая буква в смеси двух букв согласных S — это s-смесь, а когда это T, это называется t-blend.
sc — школа, каракули, шкала, оценка, лом, скретч, расписание
sk — скунс, скейт, тощий, скелет, лыжи, умение, скин, эскиз, небо, аск, маска
sm — маленький, умный, размазывать, разбивать, запах, поражать, смог, халат, раскол
sn — закуска, улитка, ловушка, красться, храп, змея, сноб, снег, чихать, щелкать
sp — пространство, пятно, всплеск, говорить, тратить, пускать пыль в глаза, спорт, особенный, оса, застежка
st — лестница, ступенька, стоп, смотреть, магазин, сцена, рассказ, стейк, стоять, звезда, список, последние
sw — сладкий, лебедь, ругань, глотать, пот, качели, плавать, болото, свитер, опухший
tw — мерцание, твит, пинцет, двенадцать, дважды, двадцать, твист, твист, шпагат
Примеры сочетания трехбуквенных согласных
Эти сочетания согласных состоят из трех согласных, которые не разделены никакими гласными, но вы все равно произносите звук каждой буквы, когда вы произносите слова, в которых они находятся.
scr — царапина, scrap, scream, screech
spl — splash, селезенка, splendid, splint
spr — растяжение, спринт, спринт
str — растяжение, ремень, строб, полоса
Соединения согласных против согласных диграфов и триграфов
Когда два согласных вместе образуют один отличный звук, это называется «согласный диграф». Хорошим примером этого является «ш», из-за которого звук сильно отличается от самих «с» или «х».Когда три согласных объединяются для образования звука, это называется «согласный триграф».
Научитесь сочетать
Многие из этих сочетаний согласных, вероятно, кажутся вам знакомыми, поскольку все мы используем слова с ними ежедневно. Чтобы понять, как слова звучат в английском, нужно научиться использовать или распознавать сочетания согласных. В качестве забавного упражнения на смешение согласных посмотрите, сможете ли вы составить свои собственные предложения со смешиванием согласных, используя как можно больше l-сочетаний, r-сочетаний, s-сочетаний или t-сочетаний в одном предложении.
.Правила акустики 1. Иногда правила не работают. 2. Каждый слог в каждом слове должен иметь гласную. 3. Буква «C», за которой следует «e, i или y», обычно имеет мягкий звук «с». Примеры: «киста», «центральный» и «городской». 4. Буква «G», за которой следует «e, i или y», обычно имеет мягкий звук «джи». Пример: «драгоценный камень», «тренажерный зал» и «суть». 5. Когда 2 согласных соединяются и образуют один новый звук, они согласный диграф. Они считаются одним звуком и одной буквой и никогда не разделяются. Примеры: «ch, sh, th, ph и wh». 6. Когда слог оканчивается согласным и имеет только одну гласную, это гласная короткая. Примеры: «жир, постель, рыба, пятно, удача». 7. Когда слог заканчивается на безмолвную «е», безмолвный «е» означает, что гласная перед ней длинная. Примеры: «сделать, ген, змей, веревку и использовать». 8. Когда в слоге 2 гласных вместе, первая гласная обычно долго, а второй молчит. Примеры: «боль, есть, лодка, res / cue, скажем, расти «. ПРИМЕЧАНИЕ. Дифтонги не следуют этому правилу; дифтонг, гласные сливаются вместе, образуя единый новый звук.В дифтонги: «ой, ой, ой, ой, ау, ав, ой» и многие другие. 9. Когда слог оканчивается любой гласной и является единственной гласной, это гласный обычно длинный. Примеры: «pa / per, me, I, o / pen, u / nit, и мой ». 10. Когда за гласной следует буква« р »в том же
слог, этот гласный «r-контролируемый». Это не долго ни
короткая. «R-контролируемый» er, ir, и ur «часто звучат одинаково (например,
«эр»). Примеры: «термин, сэр, ель, мех, далеко, для, су / гар,
порядок». Основные правила слогов 2. Разделите две средние согласные. 3. Обычно делят перед одной средней согласной. 4. Разделите перед согласным перед слогом «-le». 5. Разделите все составные слова, префиксы, суффиксы и корни, которые
иметь гласные звуки. Правила Accent 1. Часто ударение ставится на первый слог. Примеры: ba ‘/ sic, pro’ / gram. 2. В словах, содержащих суффиксы или префиксы, ударение обычно ставится на основной корневое слово. Примеры: box ‘/ es, un / tie’. 3. Если de-, re-, ex-, in-, po-, pro- или a- является первым слогом в слове, он обычно не акцентируется. Примеры: de / lay ‘, ex / plore’. 4. Две гласные буквы вместе в последнем слоге слова часто указывают последний слог с ударением.Примеры: com / plain ‘, con / ceal’. 5. Когда в слове две одинаковых согласных буквы, слог перед двойными согласными обычно делается ударение. Примеры: be / gin ‘/ ner, письмо. 6. Ударение обычно ставится на слог перед суффиксами -ion, ity, -ic, -ical, -ian, -ial или -ious и на втором слоге перед суффиксом -съел. Примеры: af / fec / ta ‘/tion, diff / fer / en’ / ti / ate. 7. В словах, состоящих из трех или более слогов, один из первых двух слогов обычно бывают.Примеры: ac ‘/ ci / dent, de / ter’ / mine. |