Стили педагогического общения: виды и особенности
Оглавление:
- Суть педагогического общения
- Функции педагогического общения
- Стили педагогического общения
- Приемы для усиления любого стиля общения педагога
О чем речь? Стили педагогического общения определяют методы взаимодействия учителя с учениками и формируют в итоге общую эффективность образовательного процесса. На них оказывают влияния как черты характера педагога, так и особенности обучающихся.
Какие бывают? Обычно выделяют три классических стиля общения: авторитарный, демократический и либеральный, однако такая классификация не исчерпывающая. В реальности учителя используют смешанные стили, а не какой-то один.
Суть педагогического общения
Педагогическое общение представляет из себя такую модель общения, которая имеет черты, характерные только ей, и одновременно с этим зависит от базовых психологических законов, связанных с общением как с видом взаимодействия человека с другими людьми, и состоящих из компонентов: коммуникативного, интерактивного и перцептивного.
Через педагогическое общение как систему средств и приемов осуществляются цели и задачи образования и складывается тип коммуникации учеников и их преподавателя. Особенный стиль в общении использует педагог с обучающимися, их родителями и остальными педагогами.
Практика показывает, что способ общения со своими учениками указывает на степень коммуникативной компетенции преподавателя, признание в коллективе и его творческие проявления. Социальная группа и ее специфика также имеет определенное влияние.
Эффективность стилей педагогического общения во многом зависит от расположения к детям. Также эту функцию выполняют личные качества, из которых организационный навык является самым значимым, и обстановка, в рамках которой осуществляется контакт.
Выделяют такие виды отношения педагога к ученикам:
- устойчивое отрицательное;
- пассивное положительное;
- ситуативно-негативное;
- активное положительное.
В первом типе ярко выражена резкость, частое использование унижающих обращений с оскорблениями, недопустимые отступления от основы этических профессиональных норм учителя. Второй пункт проявляется в завышенных ожиданиях педагога и их озвучивании ученикам, его явной направленности в сторону официальных, деловых отношений, что очень нежелательно для учащихся. Такой характер и узкие эмоциональные взаимоотношения не дают детям проявлять свои творческие навыки.
Третья категория зависит от душевного состояния учителя и его эмоций, поэтому у нее нет закрепленных особенностей. Частная перемена в общении порождает отчужденность и скрытность учеников. Самый подходящий вариант – это активное положительное отношение, когда на инициативу, динамичную деятельность и желание реализовывать свои потребности ученики получают деловой отклик в неформальном общении.
Это означает, что педагог стремится к поддержке, а желание организовать симбиоз с неравнодушными учащимися устанавливает доверие с обеих сторон коммуникации и продуктивную совместную деятельность.
Функции педагогического общения
Педагогическое общение воспринимают как создание близких межличностных отношений, в основе которых лежит уровень сходства интересов и эмоциональных состояний; формирование благополучной, доброжелательной обстановки между объектом и субъектом, которая приведет к наивысшей плодотворности в ходе воспитания и обучения, развитости в психической и интеллектуальной стороне личности, поддерживая уникальность и своеобразие ее отличительных черт.
Функции педагогического общения делятся на обозначающую, познавательную, эмотивную, фасилитативную, регулятивную, функции самоактуализации.
Коммуникация несет в себе ответственность за неравнодушие к достижениям обучающегося и сохранение благоприятного фона общения – это помогает в самоактуализации и будущем развитии ученика.
Педагогическое общение должно обеспечивать признание личности ребенка. Такое восприятие ученика его наставником – это освоение духовной и физической составляющей ученика, особенностей индивидуального, возрастного, национального, психического характера.
Если учитель способен принять личность ребенка, то проявится заинтересованное к нему отношение и дружелюбие, что простимулирует понимание картины будущего для личности и ее регуляции.
Принятие и осмысление всех аспектов учащегося нужно ставить в ряд наиболее значимых функций.
Информационный критерий несет в себе ответственность за психологическую реальную связь с детьми, прогресс в познавательной деятельности, обмен моральными и физическими идеалами, установку взаимопонимания, организацию познавательных поисков в выходах из ситуаций, положительное стимулирование к успешным результатам в учебе и самовоспитании, построение личности, снятие психологических зажимов, распределению ролей в социальной группе.
Информационная функция имеет отношение к устройству групповой, индивидуальной, коллективной коммуникации. Индивидуальное общение ведет к большему самопознанию, а также влияет на сознание личности, поступки и ее преобразование.
Активную деятельность ученика, направленную в сторону учебной сферы, подталкивает побудительная функция.
Эмотивная сторона ведет ученика к нужному эмоциональному фону или исправляет его через личные душевные обстоятельства.
Педагогическое общение должно ориентироваться на хорошие человеческие качества, а для эффективной коммуникации полезны такие ценности: искренность, честность, альтруизм, умение доверять, сострадание, доброта, благодарность, преданность слову.
Стили педагогического общения
- Авторитарный стиль педагогического общения
Учитель старается возвыситься над детьми, не дает им показывать свою инициативность и самодостаточность. В такой ситуации на детей воздействуют в воспитательном ключе. Возможно, ученики на высоком уровне получают знания, умения и опыт, успешно применяя усвоенный материал на практике, но все это будет делаться исключительно напоказ, ведь вместо настоящих потребностей и стремлений ребенка, вперед здесь выдвигается нужда в исполнении требуемого поведения для взрослого.
Такая форма приведет не только к остановке в развитии самостоятельности и креативной инициативы учеников, но также поставит под удар полномерные межличностные контакты.
- Демократический стиль педагогического общения
Главной отличительной чертой здесь служит содействие и взаимопринятие. Основная задача педагога заключается в том, чтобы заинтересовать своих учеников в дискуссиях, совместному анализу различных проблем. Такая обстановка идеально подходит для самовыражения и выявления творческой стороны ребенка.
Находясь в комфортной обстановке, которая дает чувство эмоциональной защищенности и позволяет беспрепятственно быть активным и уверенным, дети учатся контактировать между собой, считаться с другими интересами, показывать свою самостоятельность и инициативу.
- Либеральный стиль педагогического общения (или попустительский)
Отличается минимальным желанием педагога включаться в деятельность, формализмом.
В попустительской форме общения осуществляется метод отсутствия вмешательства, строящийся на безразличии и невовлеченности. Также наставник всячески отвергает свою роль в итогах работы. В результате указанного воспитательного подхода происходит трещина в эмоциональном контакте взрослого и ребенка. Один из самых возможных исходов – это ранняя самостоятельность и независимость ребенка, идущая вперемешку с ограниченной способности к сочувствию другим людям.
Но есть и другие виды стилей педагогического общения. Среди прочих вариантов есть распределение Л.Б.Ительсона, который основывался на воспитательных силах, служащих опорой для преподавателя, вставил целый список промежуточных видов между авторитарным и демократическим:
- эмоциональный, организованный на двусторонней любви и благосклонности;
- деловой, опора которого в пользе деятельности и выполнении планов, поставленных перед учениками;
- направляющий
, в котором главная роль в скрытом регулировании поведения и работы; - требовательный, где все проблемы и вопросы напрямую идут к учащимся;
- побуждающий, его суть в вовлечении и образовании ситуаций;
- принуждающий, основанный на давлении.
Что касается авторитарного и демократического коммуникативного стиля – их оценка никогда не вызывает разногласий в отличии от промежуточных форм, где опираться нужно на тот факт, что воспитательная власть всегда зависит от личностных отношений, а значит в полной мере имеет связь с личностью педагога.
В.А. Калик определил такие стили общения:
- общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
- общение на основе дружеского расположения;
- общение-дистанция;
- общение-устрашение;
- общение-заигрывание.
Любой участник педагогического процесса получит больше эффективности от стиля педагогического общения, который строится на интересе к коллективным исканиям. У профессионалов педагогического дела вся коммуникация с детьми складывается на этой базе. К этому же относится стиль педагогического общения с основой в дружелюбной обстановке.
Анализируя приемы педагогического взаимоотношения с учащимися, А. С. Макаренко часто делал упор на установление дружелюбной интонации в связи учителя и группы.
Иногда педагоги не совсем правильно трактуют этот аспект коммуникации и вместо дружественного тона, разговаривают с обучающимися на равных, что напротив накладывает негативный характер на учебно-воспитательную деятельность.
Создавая доброжелательную обстановку в отношениях с детьми, лучше всего в планах держать создание творческой организации на базе какого-либо занятия. Дорога к цели вместе с учащимися – часть педагогики сотрудничества.
Дистанция – стиль общения, который встречается довольно часто. Во взаимоотношениях учителя и его учеников существует дистанция, которую создает ограничитель: «Вы не знаете — я знаю». Такая позиция со стороны преподавателя близка к авторитарному стилю, а это снижает общие показатели коллективной творческой деятельности. В этом случае педагог может прийти к профессиональной неудаче.
Форма общения – устрашение представляет собой крайнюю степень формы-дистанции. В нем сочетается негативный настрой к своим подопечным с авторитарностью в выборе концепции деятельности. В результате такого метода вырабатывается нервная обстановка, неблагополучный эмоциональный фон и остановка творческой активности, потому что значение здесь имеет не программа действий, а установка ее рамок.
Стилю общения – заигрыванию характерен либерализм, терпимость и мягкость при потенциальном положительном отношении к ученикам. Это последствие желания приобрести авторитет в коллективе, даже если фальшивый и дешевый. Источником появления описанного стиля выступает или интерес в быстром и легком установлении контакта, или низкий уровень профессиональной подготовки.
Все разновидности форм общения сводятся к двум видам: диалогическому и монологическому. Во втором случае коммуникация основывается на усердии одной из сторон. Однако в идее воспитания лежит общение-диалог, через который происходит совместный анализ ситуаций и представлений. Принцип общения-диалога – это их невозможная оценка. Педагогика сотрудничества не оставляет места шаблонам, устоявшимся предрассудкам и резким оценкам.
Приемы для усиления любого стиля общения педагога
В общение входит две стороны – вербальная и невербальная. При этом по большей части, говоря о термине «общение», сразу возникает ассоциация с его вербальным компонентом или по-другому с обычной речью. При этом над ролью невербальных средств мы задумываемся намного реже.
По результатам исследований человек произносит только 80 % от того объема информации, которую хотел произнести. А остальные участники диалога считывают лишь 70 % услышанного, понимают 60 %, а уже через пять часов в памяти сохраняется примерно от 10 до 25 % данных. Это и является причиной, почему люди имеют большую степень доверия к невербальным символам.
В большей мере люди фиксируют свое внимание в направлении видимого, а не слышимого. Из невербальных средств можно выделить внешний вид человека (его образ, макияж, одежду), жесты, мимику, пантомимику.
Образ педагога должен быть максимально гармоничным. Ни в коем случае нельзя одеваться как попало и на скорую руку, но и повышенное внимание к своему виду также оставит неприятный осадок.
Вся сила преподавательского вида в скромности и элегантности. Сложная укладка, выделяющаяся модель платья и постоянная смена цвета волос ведет к повышенной отвлеченности учеников. А именно состояние волос, одежда и украшения должны исполнять главную учительскую функцию – плодотворное взаимодействие с целью личностного развития ребенка. В украшениях и косметике учитель должен держаться умеренности и уметь подстраиваться под обстоятельства.
Пантомимика – это яркие эффектные движения всего тела или какой-либо части, пластика тела. С ее помощью можно подчеркнуть главное в образе или нарисовать его. Если у человека недостаточно навыков в своей подаче, подтянутости, собранности, то даже имея самую идеальную по всем параметрам фигуру, он не сможет быть красивым.
Красивая, ровная осанка выражает внутреннюю силу человека. Собранность и ровная походка говорят о вере преподавателя в свои силы, но сутулость, опущение головы и несильные руки будут раскрывать слабые черты характера, такие как слабость или неуверенность в себе.
У педагога должна быть сформирована привычка – стоять перед учащимися на занятиях как полагается. Важно открытое положение: стоя лицом к классу, ноги на ширине 12-15 см, вперед немного выставлена нога, руки не скрещены, ладони так же открыты в сторону к классу.
Эта модель представляет собой доверие, дружелюбие, психологический комфорт. На протяжении урока старайтесь держать свои руки на виду ладонями вверх, чтобы в еще большей степени иметь возможность стать ближе к учащимся и установить доверительные отношения. Чтобы использовать этот прием, нужно будет положить руки на стол, за которым сидите. А при положении стоя, проверьте, чтобы ладони были открыты и смотрели в направлении учащихся.
Неприемлемо раскачиваться во все стороны, по долго стоять на одном и том же месте, хватать спинку стула, играть в руках с посторонним предметом, поправлять прическу, потирать нос.
На практике было выявлено, что смешанные стили общения положительно сказываются на работе. Иногда учитель не может заменить некоторые свои приемы, например, взятые из авторитарного вида общения, оказавшиеся очень продуктивными. Но и в такой ситуации главным ориентиром педагога должен быть демократический стиль общений, диалог и взаимопонимание с детьми, потому что в этом стиле общения нет возможности для личного развития стратегии педагогической коммуникации.
Рейтинг:
( голосов )
Понравилась статья? Поделитесь:
«Культура взаимодействия педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств». | Методическая разработка по теме:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская музыкальная школа имени Е. М. Беляева г. Клинцы Брянской области»
Методическая разработка на тему:
«Культура взаимодействия педагога и учащегося в
учебно-воспитательном процессе
детской школы искусств».
Преподаватель И.М. Смирнова
Общение — важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности.
Педагогическое общение — это профессиональное общение преподавателя с учащимся на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата.
Цель педагогического общения — это познание личности, обмен информацией, организация деятельности, обмен ролями, сопереживание, самоутверждение.
Неправильное педагогическое общение рождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижается желание и умение думагь самостоятельно. Затем возникает негативное отношение к педагогу, а вследствие этого, и к предмету. И такая угнетенность предметом (на самом же деле преподавателем) для некоторых учащихся продолжается в течение ряда лет. А ведь общение педагога с учащимся должно снимать такого рода эмоции, вызывать радость познания, жажду деятельности.
Много мудрых советов относительно педагогического общения дал В.А.Сухомлинский. Он подчеркивал, что воспитание словом самое слабое и наиболее уязвимое, а потому «… каждое слово, сказанное в стенах школы, должно быть продуманным, мудрым, целеустремленным, полновесным». Слово педагога должно быть обращено не только к слуху, а и к сердцу каждого учащегося. Ведь если нет чувства — нет и жизни.
В.А.Сухомлинский особенно осуждал крик педагога, считая его никчемным инструментом воспитания и предупреждал: «Слово педагога должно прежде всего успокаивать».
У педагога со стабильным эмоционально-положительным отношением к детям, деловой реакцией на недостатки в учебной работе и поведении, спокойным и ровным тоном в обращении учащиеся раскованы, общительны, доверчивы. Отрицательное отношение к детям, неустойчивость позиции учителя, попадающего под власть своих настроений и переживаний, создают почву для возникновения недоверия и замкнутости. Преподаватель должен помнить о том, что сказанное любимым учителем, воспринимается иначе, чем то, что говорит презираемый человек. «Отрицательные» и «неустойчивые» учителя вызывают негативное отношение к себе. А это значит, что они работают против школы, а значит и против общества.
Рассмотрим вкратце три основных типа взаимодействия преподавателя и учащегося, образные названия которых даны в книге А.Н. Лутошкина «Как вести за собой».
Авторитарный стиль («разящие стрелы»)
Преподаватель единолично определяет пути работы над музыкальным произведением, пресекает всякую инициативу учащегося. Основная форма работы: «Я сказал — ты сделай». И даже похвала, высказанная фразой: «Ты хорошо сыграл, не ожидал от тебя такого» — звучит как оскорбление. Чаще всего такой преподаватель не объясняет, как можно исправить ошибку, у него преобладает начальственный тон и нетерпимость. В самостоятельной работе учащийся часто беспомощен.
Демократичный стиль («возвращающийся бумеранг»)
Преподаватель старается донести до ученика цель деятельности, подключает его к работе над произведением, поощряет самостоятельные суждения учащегося, что развивает уверенность ребенка в себе. Такой педагог учитывает индивидуальные склонности и способности каждого учащегося. Основными способами в работе являются просьба, совет, информация.
Либеральный стиль («плывучий плот»)
Анархический попустительский стиль руководства. Педагог не вмешивается в работу учащегося над произведением, то есть фактически устраняется от ответственности за результат и за то, что происходит в учебном процессе. Об авторитете педагога здесь не может быть и речи. Это антипедагогический стиль, так как отрицает руководящую роль педагога в процессе обучения.
Авторитарный стиль может обеспечить кажущуюся эффективность учебного процесса и создает крайне неблагоприятный психологический климат. При таком стиле руководства задерживается процесс развития музыканта.
Лучший стиль педагогики — демократичный. Хотя качественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном стиле, но зато интерес и желание учиться не иссякает у учащегося и при отсутствии педагога. Повышается творческий тонус, развивается чувство ответственности.
Наихудшим считается либеральный стиль руководства (или общения): при нем и работы выполняется меньше и качество ее хуже.
Итак, стили отношений и характер взаимодействий в процессе воспитания детей создают в совокупности стиль педагогического общения.
В педагогике выделяются следующие стили общения:
1. общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
2. общение на основе дружеского расположения;
3. общение-дистанция;
4. общение-устранение;
5. общение-заигрывание.
В основе общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью лежит положительное отношение педагога к учащимся и делу, стремление вместе заниматься творческим поиском. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся – общая творческая деятельность, единая цель и задачи.
Стиль педагогического общения на основе дружеского расположения тесно связан с первым. В общении с учащимся должен преобладать дружественный тон. Педагог должен быть вежлив, сдержан, недопустимо в присутствии учащихся быть крикливым, угрюмым и раздражительным. Однако, нельзя превращать дружественность в панибратские отношения с учащимися, которые отрицательно сказываются на учебно-воспитательном процессе. Идти с детьми к предмету, а не с предметом к детям — один из принципов педагогического сотрудничества.
К сожалению, довольно распространенным является стиль общение- дистанция. Суть его в том, что педагог строит отношения с учащимися по принципу: «Ты не знаешь — я знаю», «Я старше, имею опыт, наши позиции несравнимы». Такой педагог может и положительно относиться к детям, но организация его работы ближе к авторитарному стилю, который снижает творческий уровень совместной работы с учащимися. Несмотря на кажущийся внешний порядок, этот стиль общения ведет к педагогическим неудачам.
Общение-устранение является крайней формой общения-дистанции. Его характеризует отрицательное отношение к учащимся и авторитарность в способах организации работы над произведениями. Вот самая типичная форма общения-устранения: «Если не выучишь или не сыграешь, поставлю двойку». Могут быть угрозы сообщить родителям или отправить к директору. Такой стиль создает на уроке атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность.
Проявлением либерализма, нетребовательности при возможно и положительном отношении к детям является стиль общение-заигрывание. Оно вызвано стремлением завоевать ложный дешевый авторитет. Причиной проявления этого стиля является стремление быстро установить контакт с ребенком, а также отсутствие навыков профессиональной деятельности.
Таким образом, все варианты стилей общения можно свести к двум типам: диалогическому и монологическому. В монологическом общении взаимодействие строится на исполнительности одной из сторон. Ну а сущностью воспитания и обучения является общение-диалог, основными признаками которого являются: духовная общность, взаимное доверие, откровенность, доброжелательность. Иными словами диалог — это взгляды преподавателя и учащегося, ребенка и родителей, педагога и родителей направленные в одну сторону.
В процессе общения преподавателя и учащегося складываются два эмоциональных полюса общения. Хорошие результаты дает способность педагога организовать взаимоотношения, которые строятся на положительных эмоциях. А строить общение с учащимися на положительных эмоциях преподавателю помогает наличие педагогического такта. И именно это помогает педагогу избежать конфликтов в общении с учащимися и верно строить взаимоотношения.
Слово «такт» означает «прикосновение». Это нравственная категория, основанная на гуманизме и уважении к человеку. Педагогический такт отличается от общего понятия такта тем, что обозначает не только свойства личности педагога (уважение, любовь к детям, вежливость), но и умение верно выбрать подход к учащимся.
Таким образом, педагогический такт — это мера педагогически целесообразного воздействия педагога на учащегося, умение устанавливать продуктивный стиль общения. Обязательной должна быть дозировка влияния. Как лекарства в медицине требуют точной дозировки и режима приема, так и слово преподавателя, его методы должны применяться оптимально ненавязчиво, деликатно. Чрезмерная требовательность может привести к непослушанию, а чрезмерная снисходительность — к грубости. Уважая учащихся, преподаватель должен уметь показать свое уважение к детям. Проявление уважения формирует у ребенка чувство собственного достоинства, обезоруживает учащихся, которые сопротивляются педагогическому воздействию, делает детей соучастниками воспитания.
Уважение, душевная теплота, ласка не исключают требовательности, а предполагают ее. Требовательность к личности увеличивается и усложняется по мере возрастания уважения к ней, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. В зависимости от уровня воспитанности личности учащегося педагог варьирует оттенки своих отношений с ним: от скрытой симпатии до подчеркнутой холодности, от радушия до сухости, от мягкости до строгости. Проявление внимания, заботы, доброты должны меняться в связи с возрастом учащихся. По отношению к малышам педагог может обнять ребенка, погладить по голове, назвать уменьшительным именем. Со старшими это допустимо лишь в отдельных случаях. В отношениях с подростками важны сдержанность и простота отношений, ибо они хотят быть взрослыми и «детскость» обращения их раздражает.
Педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения педагога. Он предполагает доверие к ученику, даже с риском ошибиться. Бестактный педагог – педагог пессимистически оценивающий возможности учеников и подчеркивающий это при каждом удобном случае. Доверие педагога должно стать стимулом к работе учащегося. Для этого можно умышленно преувеличить первые успехи учащегося, чтобы он ощутил радость от своих усилий. Доверие — не попустительство, оно действенно, если проявляется искренне, подкрепляется конкретными делами, сочетается с контролем и бдительностью педагога по отношению к учащемуся. Но контроль не должен быть педантичным, угнетающий подозрением.
Анализ конфликтов учащихся с преподавателем говорит о том, что одна из их причин — бестактность педагога, проявляющаяся в грубых замечаниях. Такт преподавателю необходим во время всего процесса обучения Особое внимание нужно обратить на свое поведение во время проверки домашнего задания. Здесь такт выражается в умении слушать, быть заинтересованно внимательным. Все учащиеся любят играть тому, кто умеет слушать внимательно, уважительно и с участием. При этом важно поддерживать игру ученика улыбкой, взглядом, кивком; комментарии же во время исполнения нежелательны. Важен также момент оценивания игры, нужно искренне радоваться удачному исполнению слабого ученика, переживать за него. Недопустимо выражать хорошую оценку такой фразой: «Ты меня удивил, и я вынуждена поставить тебе хорошую отметку». Отрицательные по форме оценочные суждения тоже должны иметь положительную направленность, например: «Не спеши, у тебя все получится». Самостоятельная работа учащегося требует от педагога сочетания контроля с доверием. Тактичному педагогу не надо постоянно следить за учеником, контролируя каждое его действие, нужно просто доверять учащемуся.
Педагогический такт предполагает и гибкость поведения педагога — тактику. На уроке это четкость, корректность, строгость, а вне урока — непринужденность, задушевность, раскованность. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Это «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом», «позиция неучастия».
«Пристройка сверху» — педагог демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция называется позицией «родителя».
В позиции «пристройка снизу» обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность. Это как бы позиция «дитяти».
«Пристройка рядом» выражает корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы учащихся и распределять ответственность между собой и учеником. Это позиция «взрослого».
«Позиция неучастия» — это самоустранение от работы и от ответственности за результат.
Использование позиции диктуется ситуацией. Обычная позиция педагога — сотрудничающего «взрослого», предполагающая деловой уровень общения, но в то же время можно использовать и позицию «дитяти», то есть чтобы учащийся имел возможность самому принять решение о содержании произведения.
Позиция «родителя» ограничена, но не может быть единственной и одинаковой, так как будет тормозить воспитание музыканта и приведег к конфликтному общению.
Педагогический такт воспитывается, приобретается вместе с мастерством. Он результат духовной зрелости педагога, большой работы над собой по приобретению профессиональных знаний и выработке умений общения с детьми. Прежде всего, это знание психологии возраста и индивидуальных особенностей современных детей.
Большое значение в формировании правильного стиля общения имеют выдержка, самообладание, справедливость, творческий подход к опыту других, развитие педагогической техники, чувство юмора. При этом преподаватель должен всегда уважать человека в своих учащихся и беречь собственное достоинство.
Следует иметь в виду, что конфликты как несоответствие позиции педагога и ученика — частое явление в педагогической деятельности. Поэтому педагогу, особенно молодому, надо учитывать уже испытанные правила поведения в конфликтных ситуациях: прежде всего, следует попытаться овладеть конфликтной ситуацией, а это значит — разрядить эмоциональную напряженность, то есть начать с себя — убрать «лишнее» физическое напряжение, скованность. Мимика, жесты не только выражают внутреннее состояние, но и влияют на него. Итак, внешнее спокойствие и выдержка. Также необходимо своим поведением повлиять на учащегося. Снять состояние аффекта помогает молчаливое рассмотрение лица соучастника конфликта. Это дает возможность педагогу сосредоточиться и изучить состояние ученика. Необходимо попытаться понять мотивы поведения учащегося. То есть не нужно сразу оценивать поступок ученика, нужно сначала выразить свое отношение к сложившейся ситуации. Затем, когда конфликт будет исчерпан, нужно проанализировать причины его возникновения и возможности предотвращения его в дальнейшем. Всегда легче избежать конфликта, нежели погасить его.
Советы педагогам (особенно начинающим).
1. Преподаватель должен, открыто демонстрировать педагогическую позицию. Искренность педагога — залог его прочных контактов с учениками.
2. Для успешного взаимодействия с учащимися нужно, прежде всего, адекватно оценить собственную личность. Познание себя и управление собой должно стать постоянной заботой каждого педагога. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием. Всегда нужно отдавать себе отчет в том, что привнесено в конфликтную ситуацию самим педагогом.
3. Педагогические отношения строятся на взаимном уважении педагога и ученика, на утверждении их достоинства. Надо уважать индивидуальность каждого учащегося, поддерживать развитие положительных черт.
4. Педагогу нужно показать ученику силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но, не выпячивая своих достоинств.
5. Педагогу необходимо развивать наблюдательность, педагогическое воображение, умение понимать эмоциональное состояние. Творческий подход к анализу ситуаций и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль ученика, родителей, коллег.
6. Важным показателем мастерства общения педагога с учеником является увеличение речевой деятельности ученика за счет уменьшения речевой деятельности преподавателя, увеличение количества контактов (вопросов — ответов).
7. Даже при незначительных успехах ученика следует быть щедрым на похвалу.
8. Если в течение какого-то времени нет сдвигов в работе, на которые вы надеялись, не нужно начинать разговор с претензией и жаловаться на ученика. Не нужно искать в родителях средство для расправы над ребенком.
9. В общении с учениками нужно помнить о поддержания авторитета коллег по работе. Потеря авторитета коллеги может в определенной мере быть и ослаблением вашего влияния на учащихся.
советов родителям по воспитанию эмоционально стабильных детей
Автор Эшли Верли
Делиться Твитнуть Делиться Делиться Делиться Электронная почта
Когда дело доходит до воспитания эмоционально стабильных детей, есть несколько советов, которые помогут нашим детям получить наилучший старт.
Когда дело доходит до воспитания детей, на карту поставлено многое, и родители хотят убедиться, что они воспитают своих детей лучшими людьми. Мы хотим, чтобы они были добрыми, щедрыми и умными с отличным чувством юмора. Черты, которые мы хотим видеть в наших детях, нам часто приходится моделировать самим. Мы должны проявлять доброту и терпимость к нашим детям, если мы ожидаем, что они вырастут и будут вести себя так же.
Когда дело доходит до воспитания детей, которые являются эмоционально стабильными, и для этого есть вещи, которые родители должны сделать, чтобы убедиться, что они дают своему ребенку наилучшие преимущества, которые они могут. Мы собираемся рассказать о том, что делают родители, что отражается на эмоционально стабильных детях.
СВЯЗАННЫЙ: Психическое здоровье родителей имеет решающее значение для развития ребенка
1. Пусть их дети делают ошибки
Согласно VeryWell Family , важно научить ребенка тому, что делать ошибки — это нормально, и позволять им совершать ошибки. Ни один родитель не хочет видеть, как его ребенок терпит неудачу, поэтому они склонны вмешиваться, когда видят, что его ребенок борется с чем-то. Они хотят, чтобы у их ребенка было относительно легкое детство, но когда вы думаете, что проявляете доброту, на самом деле вы можете препятствовать его способности учиться. В какой-то момент они продолжат жить своей жизнью, и ошибки будут неизбежны. Если у них с детства есть навыки обработки ошибок, они уже будут впереди игры.
2. Поощряйте разговор с самим собой
В жизни так много случаев, когда человеку напоминают о его недостатках и неудачах. Взрослые сталкиваются с этим каждый божий день, но они лучше справляются с этим, если эмоционально стабильны. Родитель, который поощряет ребенка к позитивному разговору с самим собой, позволит ему справиться с чувством потери и поражения, когда он станет старше.
3. Никто не любит дискомфорт
Точно так же, как позволять ребенку совершать ошибки, также важно позволять ему время от времени чувствовать себя некомфортно. Если им скучно, позвольте им скучать и предложите им найти решение проблемы. Родители не хотят автоматически вмешиваться каждый раз, когда видят, что их ребенок борется, даже если каждый наш нерв говорит нам об этом. В то время как мы можем поддержать и направить их через это, позволив им справиться с их собственными трудностями, вы сможете укрепить психическое здоровье.
4. Смотреть цензуру
Согласно Центру Психологии , дети от природы любопытны и укажут на любые несоответствия, которые заметят. Иногда эти «упущения» считают дурным тоном, но замалчивать их не следует. Хотя может быть «нехорошо» указывать на то, как ходит их бабушка, важно сделать это так, чтобы ребенок не замолчал. Это может привести к тому, что они станут бояться собственного восприятия и с меньшей вероятностью будут открытыми и честными.
5. Уважение
Уважение кажется такой простой концепцией, но это не всегда так просто. Когда дело касается их детей, родители склонны мыслить как «боссы». Родители, которые воспитывают своих детей более «равными», вырастят эмоционально устойчивых детей. Это не означает, что вашему ребенку ничего не сходит с рук, но это означает, что вы должны слушать его и серьезно относиться к его мыслям и чувствам. Вместо критики обращайтесь к эмоциональным утверждениям. Вместо того, чтобы говорить ребенку, что он «непослушный» из-за того, что он что-то делает, скажите ему, что вы чувствуете, когда он делает это действие.
6. Пройдите курс обучения вашего ребенка
Может быть трудно помнить, что наш ребенок — уникальная личность. Они могут быть молодыми и крошечными, но они сами по себе, со своими симпатиями, антипатиями и навыками. Запоминание этого и знакомство с личностью вашего ребенка может помочь вам воспитать его сильным и здоровым ребенком, согласно Parents With Confidence .
Знакомство с вашим ребенком также поможет вам ориентироваться в его потребностях в любой момент времени. Если вы сможете точно определить, где они находятся в своем путешествии по развитию ребенка, вы сможете использовать различные стратегии, которые могут работать лучше всего, когда дело доходит до их воспитания.
С каждым днем мы узнаем все больше и больше о том, как можно и полезно воспитывать детей так, чтобы они воспринимались больше как равные нам, чем как то, чем мы «владеем». Воспитывая детей, чтобы они знали, как исправлять свои собственные ошибки, избавляться от скуки и делать себе комплименты, вы на пути к воспитанию эмоционально стабильного ребенка.
ПРОЧИТАЙТЕ СЛЕДУЮЩУЮ: быстро улучшите поведение своего подростка с помощью этих советов
Источники: Parents With Confidence, Psych Central, Very Well Family
Как повысить эмоциональную стабильность вашего ребенка
Эмоциональная стабильность жизненно важна для успеха ребенка. Узнайте больше об этом у семейного специалиста.
Прослушать статью
4 мин чтения
Ваш ребенок знает, как побороть страх в первый день в школе? Чтобы справиться с тревогой во время экзаменов? Чтобы контролировать гнев, когда вы расстроены товарищами по играм? Очень важно научить ребенка управлять своими эмоциями во время стресса или конфликта, поскольку это также будет определять его эмоциональную стабильность в дальнейшей жизни.
Доктор Джозелин Эусебио, эксперт в области педиатрии, занимающейся вопросами развития, определяет эмоциональную стабильность как «способность сохранять эмоциональное равновесие в стрессовых обстоятельствах». Это сила эмоций человека, способность справляться с трудностями в своей жизни, понимать и сопереживать другим. Обладая сильной эмоциональной стабильностью, дети могут взрослеть со счастливым взглядом на жизнь. Они также могут добиться большего академического и профессионального успеха.
«Если у ребенка дома нет эмоциональной стабильности, есть вероятность, что и сам ребенок не будет эмоционально стабильным», — говорит доктор Эусебио. Известно, что эмоционально нестабильные дети вырастают с проблемами в отношениях, проблемами с самооценкой и склонностью к развитию депрессии, ревности и других негативных эмоций.
Таким образом, приоритетом каждого родителя является помочь своим детям управлять своими эмоциями и держать их под контролем. Родители также должны помочь своим детям развить способность чувствовать сильные эмоции и понимать причину эмоций. Вы можете добиться этого, выполнив следующие действия:
- Дайте своим детям много любви и словесной поддержки.
- Найдите время, чтобы установить зрительный контакт.
- Слушайте, обсуждайте и рассказывайте детям о том, ПОЧЕМУ они испытывают определенные эмоции.
- Поймите сами, почему ваши дети так увлечены этой эмоцией.
Даже в 5 лет дети могут сказать, когда их чувства принимаются во внимание. В большинстве случаев дети просто хотят чувствовать, что их эмоциональное состояние признают.
Открытое общение с вашими детьми также является окном возможностей для формирования характера и эмоционального здоровья ребенка. Когда они лучше понимают, почему вещи таковы, как они есть, они с меньшей вероятностью будут задавать их позже. И, в свою очередь, они склонны действовать более логично и эмоционально в определенных ситуациях.
Настройте своего ребенка на успех и счастье в жизни и помогите ему обрести способность быть чувствительным к чувствам других. Хотя нет правильного ответа о том, как правильно воспитывать эмоционально здоровых детей, родители могут следовать этим нескольким советам, чтобы дать им наилучшие возможные шансы.
Ссылка
- Неизвестно. (н.д.). Эмоциональная стабильность. Психологическая вики. Получено 25 апреля 2014 г. с http://psychology.wikia.com/wiki/Emotional_stability .
- Неизвестно. (н.д.). Почему эмоциональная стабильность важна для ребенка? Вики Ответы.com. Получено 25 апреля 2014 г. с http://wiki.answers.com/Q/Why_is_emotional_stability_important_for_a_child 9.0078
- Джонсон, Дж. (nd). ПОМОГАЕТ ВАМ ДОСТИГАТЬ ПРЕВОСХОДСТВА В ЖИЗНИ. Получено 25 апреля 2014 г. с http://www.drjerm.com/ .
- Рендон, Р. (29 января 2006 г.). Успехи ребенка в учебе связаны с эмоциональной стабильностью. Хьюстонские хроники.
Жертва позора мамы? Лей Димарукат-Сисон, как справиться с этим на уроках
Шарлотта Хилтон Андерсен, 5 типов стыдливости мамы и как их остановить, источник: https://www.rd.com/advice/parenting/mom-shaming
Как домашнее обучение может помочь лучшему воспитанию одаренных детей
Помните о трех «Ф»: сосредоточенность, гибкость и свобода
Как сделать ребенка умнее: как измерить и развить интеллект у детей
Вот что вам нужно знать об интеллекте ребенка и о нескольких способах повышения его умственных способностей.
Эти 8 традиционных филиппинских игр помогут вашим детям быть физически активными
Поощряйте своих детей весело проводить время, исследуя различные классические игры Pinoy
7 преимуществ уроков музыки, выходящих за рамки классной комнаты
Почему музыкальное настроение может помочь в развитии вашего ребенка
5 занятий без гаджетов, которые способствуют быстрому и гибкому мышлению у детей
Узнайте об этих домашних занятиях или играх, которые могут помочь развить быстрое и гибкое мышление, а также способствовать установлению связи с родителями
Поддержка вашего ребенка через повторное открытие школ
Мир медленно ищет способы безопасного открытия школ, но это зависит не только от экспертов в области здравоохранения и школьной администрации. Родители также должны внести свой вклад в обеспечение того, чтобы их дети поступили или вернулись в школу, вооруженные правильной физической, умственной и психологической подготовкой.