Спряжение глаголов 7 класс упражнения – Учебный тренажер. 5–7-е классы

Учебный тренажер. 5–7-е классы

Разделы: Русский язык


Инфинитив глагола

Упражнение 1 (см. Приложение 1)

Упражнение 2

Сделать синтаксический анализ предложения, найти глаголы, и подобрать к ним инфинитив.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды, и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется в песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой

8) Я вышел на воздух освежиться.

9) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждением.

10) Я прилег на прохладную кровать отдохнуть немного.

11) Я увидел необходимость переменить разговор.

12) У меня врожденная страсть противоречить

13) Солнце только начало подниматься

-тся или -ться в глаголах

Упражнение 3

Вставить в предложения глаголы бояться, обратиться, готовиться, заботиться, пригодиться в нужной форме.

(cм. Приложение 2)

Упражнение 4

Заменить глагол в форме третьего лица инфинитивом, использовав следующие вспомогательные слова: Хотеть, Начать, Стать, Мочь, Собираться, Должен, Готов, Намерен.

 

—ТСЯ

—ТЬСЯ

 

Мальчик исправится.

Мальчик хочет исправиться.

1.  

Вопрос выясни. . . . . . . . .

 

2.  

Болт закрепи. . . . . . . . .

 

3.  

Больной лечи. . . . . . . . .

 

4.  

Таз наполни. . . . . . . . .

 

5.  

Директор распоряди. . . . . . . . .

 

6.  

Мечта осуществи. . . . . . . . .

 

7.  

Дождь прекрати. . . . . . . . .

 

8.  

Режим не наруши. . . . . . . . .

 

Упражнение 5

Перестроить предложение, заменив глаголы в инфинитиве глаголами в третьем лице единственного числа и наоборот.

 

Дано

—ТСЯ —ТЬСЯ

0.

Он ни о ком не беспокоется.

Ему не о ком беспокоиться.

1.  

Он ни к кому не обрати. . . . . . . . . .

 

2.  

Мне не на что надея. . . . . . . . . . .

 

3.  

Он ни к чему не стреми. . . . . . . . . .

 

4.

Ему не с кем подели. . . . . . . . . . своими планами.

 

5.

Рассеянный ученик не может ни на чем сосредоточи. . . . . . . . . .

 

Упражнение 6

Личные глаголы заменить безличными и наоборот.

 

Дано

Личные безличные

0.  

По утрам я хорошо работаю.

По утрам мне хорошо работается.

1.

Я не хочу спать.

 

2.

Он слышит какой-то шум.

 

3.

Я не сплю по ночам.

 

4.

Мне хочется поехать к морю.

 

5.

В лесу легко дышится

 

6.

По такому снегу нам не пробраться.

 

Упражнение 7

Вставьте пропущенные буквы.

1) Пр. . . дет. . . ся  л. . . жит. . . ся  спать. 2) Опять  мож. . . т  п. . . вт. . . рит. . . ся  старая  история. 3) Мне удаст. . . ся пр. . . йти  здесь. 4) Хочет. . . ся  в. . . звратит. . . ся  п. . . раньше. 5) Не с. . . идит. . . ся в хате тесной, не. . . л. . . жится на. . . печи. 6) К  гор. . . ду  пр. . . ходит. . . ся  спускаться  по  отлог. . . ому  шос. . . е. 7) На  дв. . . ре  см. . . еркает. . . ся,  но  нам  не. . . хочется  в. . . звращаться. 8) Ему  нач. . . нало  казат. . . ся,  что  все  отдельные  звуки  тихо влетают  в  окно  и  долго  кружат. . . ся  над  его  п. . . стелью. 9) Кто  любит  трудит. . . ся,  тому  без. . . дела  не с. . . д. . . тся. 10) Что  летом  р. . . дит. . . ся,  то  зимой  пр. . . годит. . . ся. 11) Чем  с. . . рдит. . . ся,  лучше  п. . . м. . . рит. . . ся. 12)   Кто  смерти  не  боит. . . ся,  того  и  пуля  ст. . . р. . . нит. . . ся.

Упражнение 8

Исправьте орфографические ошибки.

Лесная азбука.

Летом, когда диревья в зиленом убори, лихко узнаишь по листьим и рибину, и клен, и липу, и дуп. А вот зимой идишь по лесу, и видишь над снегом только голые кустики, да какие то прутики. Не угадаишь, где какое растении. Но так кажица только в начали. Постичь лисную азбуку можит каждый. Прутики дуба узнаишь сразу, его почки толпятся на самом канце ветки. Тут их целая симья. Не трудно узнать и чиремуху. Острые, как шило, почки плотно прижимаются к ветки. А сломаеш веточку или снимиш кару, сразу почуствуишь знакомый “чиремуховый” запах и вспоминаится чудесная пора, кагад распускаюца эти цвиты. Деревья различаються не только по веточкам с почками, они распазнаются и каре, и по тому, как распалаюца их ветки и сучя. Присмотрешся внимательно к деревьям и поймеш, что они и в этом заметна отличаются друг от друга. Словом, у каждаго дерева и кустарника сваи замечатилные признаки. Усли познакомица с это азбукой, легко прачитаится любая веточка в лесу, а обучца этому совсем не трудно.

Виды глагола

Упражнение 9

Определите время глагола (будущее, настоящее, прошедшее).

Обороняемся, защищаемся, согреваемся, готовимся, смеемся, удержимся, ссоримся, довезу, брошусь, голосую, надеялся, помещаемся, догадываюсь, приблизимся, заинтересуюсь, поощряет, радуемся, поздороваемся, обсудит, вернется, нянчился, надеюсь, убедится, истратит, скрываемся, затеряемся, поправится, вернемся, брести, сжечь, приближаюсь, увеличился, прислушиваюсь, ссорился, спорит, примет, потеряет, решусь, захотел, нахожусь, найтись, приберечь, захочется, бросимся, помиримся, надеемся, беремся, смеешься, подстерегу, увижусь, бороться, надеемся, собираемся, уроню, потребую.

Упражнение 10

Образовать все формы.

 

Дано

спр

вид

Прошедшее

время

Настоящее

время

Простое будущее время

Сложное будущее время

0. утешать

 

НВ

утешала

утешаю

буду утешать

1. утешить

 

 

 

 

 

 

2. уверять

 

 

 

 

 

 

3. уверить

 

 

 

 

 

 

4. опускать

 

 

 

 

 

 

5. опустить

 

 

 

 

 

 

6. сочинять

 

 

 

 

 

 

7. сочинить

 

 

 

 

 

 

8. умолять

 

 

 

 

 

 

9. умолить

 

 

 

 

 

 

10. выходить

 

 

 

 

 

 

11. выйти

 

 

 

 

 

 

12. выносить

 

 

 

 

 

 

13. вынести

 

 

 

 

 

 

14. бросить

 

 

 

 

 

 

15. бросать

 

 

 

 

 

 

16. забывать

 

 

 

 

 

 

17. забыть

 

 

 

 

 

 

18. выводить

 

 

 

 

 

 

19. вывести

 

 

 

 

 

 

20. посещать

 

 

 

 

 

 

21. посетить

 

 

 

 

 

 

Упражнение 11

Определите виды глаголов (НВ или СВ).

Разжигать, растапливал, соберусь, отнимаю, буду отжимать, лезть, растапливаю, собираться, отнимал, соберу,  растопил, отниму, собираю, отжимать, достигать, отнимать, растоплю, собирал, буду растапливать, ездить, отжимаю, разожгу, останавливаюсь, буду собирать, отжимал, растапливать, разжигаю, спрошу, лазить, располагаться, начинаю, спрашиваю, начну, достигнуть.

Упражнение 12

Определите вид и спряжение глаголов, образуйте инфинитив.

(см. Приложение 3)

Упражнение 13

Образуйте видовые пары глаголов с помощью приставок.

(см. Приложение 4)

Упражнение 14

Подберите к глаголам видовую пару с помощью суффикса.

(см. Приложение 5)

Упражнение 15

К инфинитиву глагола подобрать видовую пару. Из глаголов образовать форму первого лица единственного числа, обозначить вид.

(см. Приложение 6)

Упражнение 16

Подберите к глаголам видовую пару, подчеркните чередующиеся согласные, укажите вид.

(см. Приложение 7)

Спряжение глагола

Упражнение 17

Глаголы с приставкой вы- заменить глаголами без приставок (а к бесприставочным добавить приставку), поставить их во 2-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа, обозначить ударения.

(см. Приложение 8)

Упражнение 18

Вставить пропущенные буквы, определить спряжение глаголов в данных ниже предложениях.

1) Ты скоро вызд. . . р. . . ве. . . шь, если выс. . . д. . . шь дома. 2) Этот сит. . ц скоро выг. . . р. . . т и б. . . д. . . т плохо выгл. . . д. . . ть. 3) Жарко. Травы в степи выгл. . . д. . . т уныло, они долго не выст. . . . . . т.

Упражнение 19

Подобрать инфинитив к данным глаголам и установить их вид и спряжение.

Дано

вид

Инфинитив

спр.

0. тону

НВ

тонуть

I

1. уважаю

 

 

 

2. стреляю

 

 

 

3. сожалею

 

 

 

4. прослушаю

 

 

 

5. скажу

 

 

 

6. протестую

 

 

 

7. призываю

 

 

 

8. потеряю

 

 

 

9. охраняю

 

 

 

10. имею

 

 

 

11. ленюсь

 

 

 

12. лезу

 

 

 

13. колышется

 

 

 

14. расклеит

 

 

 

15. тревожится

 

 

 

16. почует

 

 

 

17. шепчется

 

 

 

18. лепечет

 

 

 

19. стрекочет

 

 

 

20. оглохнет

 

 

 

21. задержишься

 

 

 

22. побреешься

 

 

 

23. клокочет

 

 

 

24. затеет

 

 

 

25. вздумает

 

 

 

Упражнение 20

Подобрать инфинитив к данным глаголам и установить их вид и спряжение.

(см. Приложение 9)

Упражнение 21

Замените глаголы в личной форме глаголами в инфинитиве, указав вид, спряжение.

(см. Приложение 10)

Упражнение 22

Поставьте глаголы и существительные в единственном или множественном числе.

Дано

Глагол во

мн. или ед. числе

спр

0. знамена реют

знамя реет

I

1. птички щебечут

 

 

2. волны плещут

 

 

3. собаки лают

 

 

4. волки воют

 

 

5. ветки не шевелятся

 

 

6. дети выспятся

 

 

7. отряд отправится

 

 

8. слышится гром

 

 

9. город строится

 

 

10. хозяйка хлопочет

 

 

11. окно светится

 

 

16. движется колонна

 

 

17. снег растает

 

 

18. старик дремлет

 

 

19. мать тревожится

 

 

Упражнение 23

Проспрягайте данные глаголы.

Дано

Единственное число

Множественное число

Я

ТЫ

ОН

МЫ

ВЫ

ОНИ

1. надеяться

 

 

 

 

 

 

2. клеить

 

 

 

 

 

 

3. бороться

 

 

 

 

 

 

4. посмотреть

 

 

 

 

 

 

5. обидеться

 

 

 

 

 

 

Упражнение 24

Укажите инфинитив глагола, вид и спряжение.

Дано

вид

Инфинитив

спр.

0. плохо слышит

НВ

слышать

II

1. держаться за руки

 

 

 

2. увидишь море

 

 

 

3. разносят телеграммы

 

 

 

4. выходят из дома

 

 

 

5. борются за правду

 

 

 

Упражнение 25

Укажите вид, спряжение, образуйте 3-е лицо единственное число настоящего или будущего времени.

Дано

вид

спр.

3-е л. ед. число наст. (буд. ) вр.

0. оставить

СВ

II

оставит

1. отпускать

 

 

 

2. уступить

 

 

 

3. уступать

 

 

 

4. кончить

 

urok.1sept.ru

Правописание глаголов (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

 

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит…ся. Километра через два д…лина вдруг стала сужива…ся. Начали попада…ся глинистые сланцы. Ширина д…лины то суживае…ся метров до ста, то расширяе…ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди…ся, если не держа…ся главного русла. По хребту, поросш…му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива…ся, осматрива…ся, иначе легко сби…ся с пути. (В. Арсеньев)

 

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист…ть, молв…ть, порт…ть, мыл…ться, опостыл…ть, знач…ть, спор…ть, обезлюд…ть, обезум…ть, та…ть, прав…ть, вер…ть, кашл…ть, плак…ть, езд…ть, ка…ться, замет…ть, наде…ться, завис…ть, обид…ть.

 

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле…л, наде…лся, послыш…лся, всматрив…лся, вид…лся, обид…л, знач…л, та…л, оконч…л, повес…л, вылеч…л, ненавид…л, спор…л, кле…л, стро…л, се…л.

 

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир…вать митинг, участв…вать в пикете, вывед…вать тайну, оказ…вать воздействие, приказ…вать подчиненному, раскруч…вать веревку, развед…вать месторождение угля, доклад…вать о результатах, исповед…вать ислам, проповед…вать добро, попотч…вать пельменями, команд…вать армией, опроб…вать новое оружие, использ…вать достижения техники.

 

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

 

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

 

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

 

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ…т работу, (он) дополн…т ответ, дыш…тся легко, засе…шь поле, обкле…шь обоями, вытр…шь насухо, колыш…тся знамена, народ бор…тся, снег та…т, все завис…т от обстоятельств, брод…шь по аллеям, он ненавид…т ложь, сказанного не ворот…шь, ты все мож…шь, солнце гре…т, окно заиндеве…т, слыш…шь все шорохи, хоч…тся выиграть.

 

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон…шься — ни одного не пойма…шь. 2) Много буд…шь знать — скоро состар…шься. 3) Правда глаза кол…т. 4) Конь вырв…тся — догон…шь, слова сказанного не ворот…шь. 5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь. 6) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 7) Мягко стел…т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме…т: он и паш…т, он и се…т.

 

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар…т раз и ждет, пока звук не раста…т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр…т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига…т звезды; влажный ветерок изредка набега…т легкой волной; слыш…тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

 

Тест по теме «Правописание глаголов»

 

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает…ся

2)      мне не нравит…ся

3)      будет строит…ся

4)      крапива жалит…ся

2.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят…ся

2)      будет старат…ся

3)      не хочу злит…ся

4)      прут гнет…ся

3.      В каком варианте пишется Ь?

1)      болт закрепит…ся

2)      больной лечит…ся

3)      вопрос выяснит…ся

4)      надо распорядит…ся

4.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      Мечта может осуществит…ся.

2)      Дождь должен прекратит…ся.

3)      Он ни к кому не обратит…ся.

4)      Ученик не может сосредоточит…ся.

5.      В каком слове пишется буква И?

1)      ты бор…шься

2)      мы накол…м дров

3)      лицо пыш…т здоровьем

4)      мы высп…мся

6.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ…тся

2)      терп…шь боль

3)      никого не обид…т

4)      вы все предвид…те

7.      В каком слове пишется буква И?

1)      куст вян…т

2)      все забуд…тся

3)      увид…л друга

4)      калачом не заман…шь

8.      В каком слове пишется буква И?

1)      тяжело дыш…т

2)      проща…мся молча

3)      стел…т постель

4)      ничего не увид…ли

9.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел…т кофе

2)      крупы порт…тся

3)      они справ…тся

4)      занятия оконч…тся

10.  B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор…т швы

2)      родители хлопоч…т

3)      они ма…тся без дела

4)      дети стро…т дом из песка

11.  В каком варианте пишется И?

1)      ты скоро выздорове…шь

2)      собака ла…т

3)      ночь дыш…т прохладой

4)      ветер ве…т

12.  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде…тся

2)      они услыш…т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж…т

4)      колыш…тся травы

13.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот…ла

2)      воздух нас опьян…л

3)      повесел…л ребят

4)      край обезлюд…л

14.  В каком варианте в глаголе пишется И?

1)      поместье обедн…ло

2)      я обессил…л от тяжкого труда

3)      солдат обескров…л от раны

4)      голод ослаб…л организм

15.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед…вать отделом

2)      оправд…вать друга

3)      исповед…вать христианство

4)      завид…вать согласию

16.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт…вать печаль

2)      приз…вать к примирению

3)      задум…ваться над своей судьбой

      4)      попроб…вать заглянуть в будущее

                                                                                  Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Урок по русскому языку в 7 классе по теме «Спряжение глаголов»

Дата: 7 класс Русская речь

Тема урока: Спряжение глаголов.

Цель урока: Обучение учащихся определять спряжение глагола с безударным личным окончанием.

Задачи: — обучающие: учить определять спряжение глагола с безударным окончанием по алгоритму; -развивающие: развитие логического мышления, культуры речи учащихся, слуховой и зрительной памяти, умение работать самостоятельно и в парах;

воспитательные: воспитывать уважение к русскому языку.

Тип урока: освоение новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная работа, индивидуальная, работах в парах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Орг.момент

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, пожелайте удачи в работе.

Дети желают удачной работы друг другу.

1 мин.

2.

Актуализация знаний

-Ребята, какую часть речи изучаем на уроке русского языка?
-Что такое глагол?
-Как изменяется глагол?
-Посмотрите видеофрагмент.
-Ответьте на поставленный вопрос.

Глагол
Дети отвечают
Ответы детей.
Дети отвечают.

5мин.

3.

Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.

— Прочитайте тему урока.
— Чему будете учиться на уроке?

Читают тему урока.
— Учиться правильно писать безударные личные окончания глаголов.

1мин.

4.

Постановка учебной задачи. Проблематизация  Проблема.

На доске — карточки с названиями грамматических признаков:
время, лицо, число, род, склонение, спряжение.

— Какого из этих признаков точно нет у глаголов?

— Все ли понятия вам знакомы?
— Что вы хотели бы узнать о нём?

— Вы знаете, что разные языки имеют общие грамматические основы.
Рассмотрите таблицу на доске и скажите, словами какой части речи нужно её заполнить?
1жақ мен
2 жақ сен
3 жақ ол

— Восстановите таблицу, заменив слова казахского языка соответствующими русскими словами, и заполните пустые клетки.
У учеников на партах заранее разложены карточки с личными местоимениями разного лица и числа – дети выходят к доске и заполняют таблицу.

— Местоимение “дружит” с глаголом. Случайна ли эта дружба?

— Склонение – этот признак есть только у имени существительного.

— Не знаем, что такое спряжение

-Местоимениями

-Глаголы можно изменять по лицам и числам, так же как местоимения.

4 мин

5.

Работа над новым материалом.

— Проспрягаем глаголы идти, молчать (выделять окончания)

1 л. Иду 1 л. Идем

2 л. Идешь 2 л. Идете

3 л. Идет 3 л. Идут

— А теперь самостоятельно проспрягайте глагол молчать

1 л. Иду- молчу

2 л. Идешь -молчишь

3 л. Идет -молчит

1 л. Идем -молчим

2 л. Идете -молчите

3 л. Идут -молчат

«Открытие» двух спряжений глагола

Сколько вариантов окончаний вы заметили?

— Какие окончания в первом варианте?

— Во втором варианте?

— Возможно, есть другие варианты окончаний? Докажите.

— Какой вывод можете сделать?

— 2

, -ешь, -ет, -ем, -ете, —ут

часть 1

-у,-ешь,-ет,-ем,-ете,-ут , -ют

часть 2

-у, -ишь, -ит,-им,-ите,-ат, -ят

— Два спряжения.

10
мин

6.

Работа с алгоритмом

Перед вами алгоритм определения спряжения глагола (на слайде)

1. выясни: падает ли ударение на личное окончание глагола

окончание ударное окончание безударное

Вывод: в окончании ударная Е (у-ю) – I спр. 2. определяем инфинитив

глагола

в окончании ударная И (я-а) – II спр.

3. инфинитив глагола заканчивается

на — ИТЬ брить, стелить

видеть, слышать и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть, все остальные глаголы

и дышать, вертеть, терпеть,

и зависеть, и смотреть.

Вывод:II спр.: в окончании И (ат-ят) Вывод: I спр.: в окончании Е (ут-ют)

в 3л, мн.ч. в 3л, мн.ч.

Распределитель-ный диктант: запишите глаголы в два столбика, разделяя их по спряжениям

открыть, присесть, обидеть, купить, стелить, дышать,  терпеть, прочитать, решать, ненавидеть, рассказать, отвечать, сочинить, проверять, говорить, смотреть, учиться, стараться, разрезать, брить

С опорой на алгоритм (с пункта 3) по необходимости (для учеников, не усвоивших тему)

Работа в тетрадях, два ученика работают на доске

7.

Физминутка.

Повторяйте движения.

Дети повторяют движения.

3мин

8.

Работа с учебником

Устно: упр. № 6 стр.191.

Упр. № 8 Задание: определите лицо, время, число у данных глаглов; запишите глаголы в неопр. форме, определите к какому спряжению относятся глаголы.

Упр.№10 Задание: определите спряжение глаголов.

Работа по цепочке

Один ученик у доски, остальные в тетради

14
мин

9.

Рефлексия.

— Чему сегодня мы учились на уроке?

Поднимите руки, кто научился определять спряжение глагола? Легко ли определить спряжение глагола?

Кто пока не совсем уверен в своих навыках определения спряжения, скажите: что показалось вам наиболее трудным?

Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности?

-На уроке учились…
-Трудным было задание…
-Дома нужно будет…
-Мне особенно понравилось..

2мин

10

Домашняя работа.

Упр.№12 стр.192

Записывают.

1мин

infourok.ru

Правописание глаголов (упражнения и тест)

Упражнение 1.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится — встретиться, освободится — освободиться, отразится — отразиться, вернутся — вернуться, веселится — веселиться, садится — садиться, чистится — чиститься, беспокоится — беспокоиться, ссорится — ссориться, проснутся — проснуться, познакомится — познакомиться.

 

Упражнение 2.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит…ся. Километра через два д…лина вдруг стала сужива…ся. Начали попада…ся глинистые сланцы. Ширина д…лины то суживае…ся метров до ста, то расширяе…ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди…ся, если не держа…ся главного русла. По хребту, поросш…му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива…ся, осматрива…ся, иначе легко сби…ся с пути. (В. Арсеньев)

 

Упражнение 3.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист…ть, молв…ть, порт…ть, мыл…ться, опостыл…ть, знач…ть, спор…ть, обезлюд…ть, обезум…ть, та…ть, прав…ть, вер…ть, кашл…ть, плак…ть, езд…ть, ка…ться, замет…ть, наде…ться, завис…ть, обид…ть.

 

Упражнение 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле…л, наде…лся, послыш…лся, всматрив…лся, вид…лся, обид…л, знач…л, та…л, оконч…л, повес…л, вылеч…л, ненавид…л, спор…л, кле…л, стро…л, се…л.

 

Упражнение 5.

Вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы и объясните их написание.

Санкционир…вать митинг, участв…вать в пикете, вывед…вать тайну, оказ…вать воздействие, приказ…вать подчиненному, раскруч…вать веревку, развед…вать месторождение угля, доклад…вать о результатах, исповед…вать ислам, проповед…вать добро, попотч…вать пельменями, команд…вать армией, опроб…вать новое оружие, использ…вать достижения техники.

 

Упражнение 6.

Составьте словосочетания с приведенными ниже глаголами. Объясните, чем обусловлено различие в их написании.

Обессилеть — обессилить, обледенеть — обледенить, ослабеть — ослабить, обезденежеть — обезденежить, обескроветь — обескровить, обесплодеть — обесплодить, обезножеть — обезножить.

 

Упражнение 7.

Перепишите. Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

 

Упражнение 8.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

 

Упражнение 9.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.

(Он) подыщ…т работу, (он) дополн…т ответ, дыш…тся легко, засе…шь поле, обкле…шь обоями, вытр…шь насухо, колыш…тся знамена, народ бор…тся, снег та…т, все завис…т от обстоятельств, брод…шь по аллеям, он ненавид…т ложь, сказанного не ворот…шь, ты все мож…шь, солнце гре…т, окно заиндеве…т, слыш…шь все шорохи, хоч…тся выиграть.

 

Упражнение 10.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон…шься — ни одного не пойма…шь. 2) Много буд…шь знать — скоро состар…шься. 3) Правда глаза кол…т. 4) Конь вырв…тся — догон…шь, слова сказанного не ворот…шь. 5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь. 6) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 7) Мягко стел…т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме…т: он и паш…т, он и се…т.

 

Упражнение 11.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес. (Н. Некрасов) 3) Сторож не спеша отбивал часы: удар…т раз и ждет, пока звук не раста…т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр…т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига…т звезды; влажный ветерок изредка набега…т легкой волной; слыш…тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

 

Тест по теме «Правописание глаголов»

 

1.      В каком варианте пишется Ь?

1)      делает…ся

2)      мне не нравит…ся

3)      будет строит…ся

4)      крапива жалит…ся

2.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      не могу взят…ся

2)      будет старат…ся

3)      не хочу злит…ся

4)      прут гнет…ся

3.      В каком варианте пишется Ь?

1)      болт закрепит…ся

2)      больной лечит…ся

3)      вопрос выяснит…ся

4)      надо распорядит…ся

4.      В каком варианте не пишется Ь?

1)      Мечта может осуществит…ся.

2)      Дождь должен прекратит…ся.

3)      Он ни к кому не обратит…ся.

4)      Ученик не может сосредоточит…ся.

5.      В каком слове пишется буква И?

1)      ты бор…шься

2)      мы накол…м дров

3)      лицо пыш…т здоровьем

4)      мы высп…мся

6.      В каком слове пишется буква Е?

1)      белье полощ…тся

2)      терп…шь боль

3)      никого не обид…т

4)      вы все предвид…те

7.      В каком слове пишется буква И?

1)      куст вян…т

2)      все забуд…тся

3)      увид…л друга

4)      калачом не заман…шь

8.      В каком слове пишется буква И?

1)      тяжело дыш…т

2)      проща…мся молча

3)      стел…т постель

4)      ничего не увид…ли

9.      В каком слове пишется буква Ю?

1)      они мел…т кофе

2)      крупы порт…тся

3)      они справ…тся

4)      занятия оконч…тся

10.  B каком слове пишется буква Я?

1)      они распор…т швы

2)      родители хлопоч…т

3)      они ма…тся без дела

4)      дети стро…т дом из песка

11.  В каком варианте пишется И?

1)      ты скоро выздорове…шь

2)      собака ла…т

3)      ночь дыш…т прохладой

4)      ветер ве…т

12.  В каком варианте пишется А?

1)      они ни на что не наде…тся

2)      они услыш…т твой голос

3)      всей правды тебе не скаж…т

4)      колыш…тся травы

13.  В каком варианте в глаголе пишется Е?

1)      война многих осирот…ла

2)      воздух нас опьян…л

3)      повесел…л ребят

4)      край обезлюд…л

14.  В каком варианте в глаголе пишется И?

1)      поместье обедн…ло

2)      я обессил…л от тяжкого труда

3)      солдат обескров…л от раны

4)      голод ослаб…л организм

15.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ЫВА-?

1)      завед…вать отделом

2)      оправд…вать друга

3)      исповед…вать христианство

4)      завид…вать согласию

16.  В каком варианте глагол имеет суффикс -ОВА-?

1)      испыт…вать печаль

2)      приз…вать к примирению

3)      задум…ваться над своей судьбой

      4)      попроб…вать заглянуть в будущее

                                                                                  Ответы:

 

videotutor-rusyaz.ru

Глаголы 2-го спряжения — Русский язык

Тип  урока:  Первичное    усвоение нового   материала

Тема урока:  Глаголы  второго спряжения

Цель урока : Ознакомить учащихся с изменением глагола по числам и  лицам , формировать умения распознавать  cпряжение,лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем времени. Воспитательная цель:воспитывать любовь к природе.

Оборудование: интерактивная доска, перфокарты, видео о природе,  семантические карты, карандаши, музыка,макет снежинки.

                                       План урока:

 1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания

3. Объяснение нового материала

4. Закрепление а)работа у доски

5. Чтение текста учащимися по цепочке

6.  «Найди свою пару»

7.Работа с перфокартами

8.Распределительный диктант

9.Творческая работа

10.Итог урока

9. Комментирование оценок

10. Домашнее задание

      1.Организационный момент

    Эмоциональный настрой учеников

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

«Зимушка-красавица от  души старается»

3.Объяснение новой темы

По личным окончаниям глаголы делятся на два спряжения:первое и второе.Большинство русских глаголов относятся к 1-му спряжению.Все глаголы с безударными личными окончаниями,  оканчивающиеся

   на –ить в неопределенной форме,относятся ко 2-ому спряжению.Неопределённая форма глагола –это начальная форма глагола.У глаголов при спряжении изменяется окончание.Безударные гласные в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения произносятся одинаково,но обозначаются разными буквами: в глаголах 1-го спряжения пишется буква е, в глаголах 2 спряженияпишется буква и.

Ко 2-ому спряжению относятся   4 глагола на –ать; держать,слышать.гнать.дышать

7 глаголов на –еть: вертеть,смотреть,видеть,ненавидеть,обидеть,зависеть,терпеть

Все глаголы на –ить.

Ко второму же спряжению

Отнесём мы,без сомненья

Все глаголы,что на –ить,

Исключая брить,стелить

И ещё смотреть,обидеть,

Слышать,видеть,ненавидеть,

Гнать,держать,дышать,вертеть,

И зависеть,и терпеть.

Вы запомните,друзья,

Их на –е спрягать нельзя

 

4.Работа у доски

Задание: Проспрягать глаголы,составить с ними предложения.

                                    видеть,дышать

5.Словарная работа

          клён- ?йе?кі

   Засохший лист- ?урап ?ал?ан     жапыра?

   Бесследно-ізсіз

6.Работа с текстом.

Память о зиме

  Кленовый лист, засохший,но красивый,

    Я достаю зимой из толстой книги

    И вспоминаю золотую осень

    И старый клён,который листья сбросил.

               Мне очень хочется на память о зиме

              Снежинку белую оставить в книге этой 

              Или хотя бы лёгкий след её,

              Чтобы потом случайно встретить летом.

   Но нежная снежинка быстро тает,

   А след её бесследно исчезает.

   Как жаль,что о зиме на память

   Нельзя нам нечего оставить.

                                                                (Е.Григорьева)

 

7.Работа с перфокартами

Задание:Вставьте  нужное окончание глагола.Определите время,число,лицо.

8.Распределительный диктант

Задание: Распределить глаголы по спряжениям в 2 столбика, решая орфографические задачи

Готов…м,  рису…м,  посмотр…шь , подыш..шь,   слома…т, подерж…шь,  завян…т,

   замёрзн…т, работа..м, наблюда…т ,покрас…шь,

    лета…шь,

9.Подбери к словам однокоренной глагол

    Обида,   терпение,   работа,   Мечта,

   Задание:Образуй форму 2-го лица,  единственного и   множественного        числа

10.Итог урока

1.О чём вы  узнали на уроке?

2.Сколько спряжений в русском языке?

3.Какие окончания имеют глаголы 2-го

       спряжения?

4.Какие окончания имеют глаголы 2-го спряжения?

.По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

6.ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ СПРЯЖЕНИЕМ

 

Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.Написать эссе на тему:«Прекрасная зима» Проспрягать глаголы: обидеть,строить.Составить с ними предложения. Упр.422

 Комментирование оценок.

 

 

multiurok.ru

Тренировочные упражнения по теме «Правописание глаголов»

Упражнения по теме «Правописание глаголов»

Упражнение 1.

Восстанови пословицы. Соедини линией начало и конец пословицы. 

После драки …. не будешь знать голоду 
Кто не работает …. годы не уносит 
Учись смолоду …. кулаками не машут 
Грамота не болезнь, …. тот не ест 

Упражнение 2.

Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу глаголы, которые не употребляются без частицы НЕ. 

Футбольная команда 5 класса в полном сборе. До начала матча осталось 2-3 минуты, а вратаря Игоря всё нет и нет. 
« ЧТО с ним случилось?» — ———————————- защита. 
« Сорвать решающий матч! Как можно?» — —————————— капитан. 
« ——————————— я таких!»- открыто заявляет нападающий. « А может Игорь заболел. Ему всю неделю ——————————————-» — пытается защитить своего друга болельщик Олег. 
Слова для вставок: (не)годовать, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)доумевать. 

Упражнение 3.

Составьте словосочетания с глаголами.

Встретится  встретиться

освободится  освободиться

отразится  отразиться

вернутся  вернуться

веселится  веселиться

Упражнение 4.

Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Надо было торопит…ся. Километра через два д…лина вдруг стала сужива…ся. Начали попада…ся глинистые сланцы. Ширина д…лины то суживае…ся метров до ста, то расширяе…ся более чем на километр. Ответвления реки образуют такой лабиринт, в котором очень легко заблуди…ся, если не держа…ся главного русла. По хребту, поросш…му лесом, надо идти осторожно, надо часто останавлива…ся, осматрива…ся, иначе легко сби…ся с пути. (В. Арсеньев)

Упражнение 5.

Поставьте вопросы к глаголам. Обозначьте орфограммы на месте вставленных букв. Подчеркните глаголы-антонимы.

1. Умел ош..бит(?)ся, умей поправит(?)ся. 2. Где песня п..ёт(?)ся, там счас..ливо ж..вёт(?)ся. 3. С умным знат(?)ся — ума набрат(?)ся. 4. Кто любит трудит(?)ся, тому без дела (не) с..дит(?)ся. 5. Два часа собирает(?)ся, два часа умывает(?)ся, целый день од..вает(?)ся. 6. Красота приглядит(?)ся, а ум приг..дит(?)ся. 7. Без ветра и трава не к..лышет(?)ся

Упражнение 6.

«Четвертое лишнее»

1. Сл…жить, изл…жение, нал…гать, изб…раю

2. Р…стение, р…сток, отр…сль, зап…реть.

3. Л…са, бл…стят, см…треть, гл…зок.

Упражнение 7.

Предупредительное списывание.

Соб..раю ягоды, зад..рать голову, ст..реть надпись, бл..стает на солнце, расст..лил коврик, пост..лить скатерть, разж..гать костер, зап..раю дверь, проб..ремся к реке.

Упражнение 8.

Диктант с противопоставлением ( от данных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида с буквой е в корне):

зажигать –                 опираться –
вытирать –                собирать –                     перестилать –

Упражнение 9.

Выборочный диктант: выпишите из предложений только те слова, в корне которых может произойти чередование гласных е — и. 


1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 
2) Песня замирает далеко в полях. 
3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 
4) Пролитую воду не соберёшь. 
5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 
6) Улицы упирались в голые скалы. 
7) Сладость победы стирает горечь терпения. 
8) Крепость изнутри берут. 
9) Далёкий от земного мира , я должен здесь и умереть. 
10) Одной рукой поджигает, а другой тушит. 

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные буквы, объясните выбор гласной е — и. 

1. Соб…рают цветы. Всё зам…рло. Звёзды забл…стали. Взб…раемся на вершину. Зам…реть то восторга. Река забл…стела. Заж…гать костёр. Степь расст…лается. 

2. Оп…раться на перила. Зап…реть дверь. Раст…реть краски. Нат…рать паркет. Пол бл…стит. Пост…лить ковёр. Прот…реть окно. Выж…гать рисунок. 

3. Соб…рать автографы. Подб…рать литературу. Бл…стать эрудицией. Бл…стеть ослепительно. Соб…русь на прогулку. Разб…раться в музыке. Изб…рать путь. Зап…реть дверь. 

Упражнение 11.

Распределительный диктант (распределить следующие слова в 2 столбика в зависимости от правописания гласной в корне).

Застелить, стирает, запер, потеряю, задирает, прибирал, блестит, завлекаю, разжигать, настелил, опираться, примирять (друзей), отдеру, интересоваться. 

Упражнение 12.

Вставьте пропущенные буквы в инфинитивных формах.

Чист…ть, молв…ть, порт…ть, мыл…ться, опостыл…ть, знач…ть, спор…ть, обезлюд…ть, обезум…ть, та…ть, прав…ть, вер…ть, кашл…ть, плак…ть, езд…ть, ка…ться, замет…ть, наде…ться, завис…ть, обид…ть.

 

Упражнение 13.

Объясните правописание глагольных суффиксов. Укажите проверочные слова (глагол в форме инфинитива).

Леле…л, наде…лся, послыш…лся, всматрив…лся, вид…лся, обид…л, знач…л, та…л, оконч…л, повес…л, вылеч…л, ненавид…л, спор…л, кле…л, стро…л, се…л.

 

Упражнение 14.

Выделите окончания и определите спряжение глаголов.

Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, на бедного Макара все шишки валятся, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, ковром стелется, комара не обидит, пальчики оближете, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.

 

Упражнение 15.

Определите спряжение глаголов, образуйте форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.

 

Упражнение 16.

Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы, укажите спряжение.

(Он) подыщ…т работу, (он) дополн…т ответ, дыш…тся легко, засе…шь поле, обкле…шь обоями, вытр…шь насухо, колыш…тся знамена, народ бор…тся, снег та…т, все завис…т от обстоятельств, брод…шь по аллеям, он ненавид…т ложь, сказанного не ворот…шь, ты все мож…шь, солнце гре…т, окно заиндеве…т, слыш…шь все шорохи, хоч…тся выиграть.

 

Упражнение 17.

Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.

1) За двумя зайцами погон…шься — ни одного не пойма…шь. 2) Много буд…шь знать — скоро состар…шься. 3) Правда глаза кол…т. 4) Конь вырв…тся — догон…шь, слова сказанного не ворот…шь. 5) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь. 6) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т. 7) Мягко стел…т, да жестко спать. 8) Человек, он все уме…т: он и паш…т, он и се…т.

Упражнение 18.

Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.

1) На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин.(М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес. (Н. Некрасов)3) Сторож не спеша отбивал часы: удар…т раз и ждет, пока звук не раста…т в голубом воздухе. 4) Грозно смотр…т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков) 5) На темно-сером небе кое-где мига…т звезды; влажный ветерок изредка набега…т легкой волной; слыш…тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)

Упражнение 19.

Вставьте окончания глаголов 3 л. мн. ч., предварительно определив спряжение.

Слыш..тся звуки, колыш..тся трава, се..тся дожди, завис..т от нас, напрасно тревож..тся, наслажда..тся, реде..т облака, объединя..тся в союз, дыш..т свежестью, заявля..т о мире, приближа..тся к станции, увлека..тся спортом.

 Упражнение 20.

Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение.

Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

infourok.ru

Тема урока: Глаголы І и ІІ спряжения 7 класс

Тема урока: Глаголы І и ІІ спряжения                      7 класс

Цели урока:

образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения.

развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету русского языка.

Оборудование: карточки с личными окончаниями глаголов в конвертах; капельки с частями слов; планы рассуждений (плакаты).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала надо повторить то, что вы уже знаете об этой части речи.

III. Повторение изученного материала

На доске:

Ласково сияет весеннее солнце.

Веет тёплый ветерок.

По овражкам звенят весенние ручейки.

На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

Учитель: Прочитайте запись на доске и найдите общее в выделенных словах.

Дети: Это глаголы третьего лица настоящего времени.

Учитель:

– Что вы знаете о глаголе? – Ответьте на несколько вопросов:

– Что такое глагол?

– Что он означает?

– На какие вопросы отвечает?

– Как изменяется глагол?

(Выслушивается ответы детей)

– На какие две группы мы можем разделить эти глаголы?

Дети: На глаголы в единственном и множественном числе.

IV. Чистописание

Учитель: А сейчас – каллиграфическая минутка.

Буква, написание которые мы сегодня вспомним, находится в одном из глаголов 3-го лица единственного числа и обозначает непарный звонкий, твёрдый согласный звук.

Дети: В глаголе стоит буква р.

Учитель: Определите написание букв и элементов в строке.

На доске:

Дети прописывают строчку по образцу.

V. Изучение нового материала

Учитель: А сейчас я предлагаю вернуться к тому тексту, с которого мы начали нашу работу. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами

(Светит, дует, журчат, вьёт)

– Определите лишнее слово.

Дети: Лишним является слово журчат, так как этот глагол во множественном числе, а все остальные – в единственном.

Учитель: Сравните глаголы: светит, дует, вьёт

                             по плану

На доске:

План:

Время.

Лицо.

Число.

Окончание.

Дети: Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.

Учитель: Действительно, глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от того, как они спрягаются, уместно вспомнить: что же такое спряжение?

Дети: Спряжение-изменение глаголов по лицам и числам.

Учитель: Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределённую форму.

Дети: Дуть, вить, журчать, светить.

Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания. (Дети спрягают глаголы в тетради. Два ученика работают у доски).

На доске:

Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.

Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, — ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.

Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках?

Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания — ут, -ют, относятся к I спряжению.

(Учитель помещает карточку на доску)

– Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.

Дети отвечают.

– Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов.

Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа –окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению.

(Учитель помещает карточку на доску)

– А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Дети: Они ударные и безударные.

Учитель: Обобщите наши рассуждения по плану.

На доске:

План:

Какого спряжения бывают глаголы?

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление нового материала

Учитель: Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое. Что записано на карточках?

Дети: Личные окончания глаголов.

Учитель: Вам необходимо разделить эти окончания на две группы и разложить их на парте по спряжениям. (Дети выполняют задания на партах, два ученика – с обратной стороны доски. Затем работа проверяется)

Учитель: Март, говорит наш народ, — парник, капельник.

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает, капает… Сложите из частей капельку, прочитайте полученные слова, определите спряжение.

(Детям предлагается игра “Найди свою пару”)

У каждого ребёнка половинка капли, на которой написана только часть слова. Один ребёнок выходит к доске, показывает свою половинку капельки и находит себе пару. Дети совместно читают слово, определяют спряжение глагола по его окончанию, и один ученик записывает его на доске в нужный столбик.

На доске:I спряжение  II спряжение

шагают       светит

цветёт                       строят

плывёт         звенят

сбегает         спешит

поют               стучат

трещит      

будят        

любят        

шумит       

Учитель: Глаголы какого лица отсутствуют в столбике I спряжения?

Дети: Глаголы первого и второго лица.

Учитель: Что объединяет глаголы II спряжения?

Дети: Время и лицо – настоящее время, третье лицо.

Учитель: Весна – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о весне. Попробуйте прочитать одну из них и записать в тетрадь.

На доске:

3 л., ед.ч., I спр. Весной 3 л., ед.ч., II спр.

(Слова для справок расположены на лоске под пословицей.)

На доске: греют  морозит     бежишь      течёт

(Дети выполняют задание)

VIII. Обобщение знаний об окончаниях глаголов I u II спряжения

Учитель: Ещё раз вернёмся к нашему плану и повторим вспомним всё то, что мы узнали о спряжении глаголов.

(Дети обобщают изученный материал)

IX. Домашнее задание

Упр. 59, стр. 80.

X. Итог урока

— Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

(Выставление оценок)

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Глаголы І и ІІ спряжения 7 класс»

Қызылорда облысы Шиелі кенті

«Бәйтерек» мөлтек ауданы

Дүйсенбі Смайлов к/сі б/н

«№244 Ы.Жахаев атындағы орта мектебі»

коммуналдық мемлекеттік мекемесі

І санатты орыс тілі және орыс әдебиеті пәні мұғалімі :

Алиханова Гүлзия Құрбанғалиқызы

Тема урока: Глаголы І и ІІ спряжения 7 класс

Цели урока:

образовательная: познакомить с окончаниями глаголов I и II спряжения; формировать умение различать окончания глаголов I и II спряжения.

развивающая: развивать орфографическую зоркость; продолжить работу по формированию речевой деятельности учащихся.

воспитательная: прививать аккуратность в ведении тетради; воспитывать чувство сплочённости коллектива; интерес к предмету русского языка.

Оборудование: карточки с личными окончаниями глаголов в конвертах; капельки с частями слов; планы рассуждений (плакаты).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Весна. На дворе солнышко, капель, лужи. Весна приходит и всегда приносит с собой что-то новое. На уроках русского языка вы тоже открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о глаголах. Но сначала надо повторить то, что вы уже знаете об этой части речи.

III. Повторение изученного материала

На доске:

Ласково сияет весеннее солнце.

Веет тёплый ветерок.

По овражкам звенят весенние ручейки.

На старой берёзе строит гнездо чёрный грач.

Учитель: Прочитайте запись на доске и найдите общее в выделенных словах.

Дети: Это глаголы третьего лица настоящего времени.

Учитель:

– Что вы знаете о глаголе? – Ответьте на несколько вопросов:

– Что такое глагол?

– Что он означает?

– На какие вопросы отвечает?

– Как изменяется глагол?

(Выслушивается ответы детей)

– На какие две группы мы можем разделить эти глаголы?

Дети: На глаголы в единственном и множественном числе.

IV. Чистописание

Учитель: А сейчас – каллиграфическая минутка.

Буква, написание которые мы сегодня вспомним, находится в одном из глаголов 3-го лица единственного числа и обозначает непарный звонкий, твёрдый согласный звук.

Дети: В глаголе стоит буква р.

Учитель: Определите написание букв и элементов в строке.

На доске:

Дети прописывают строчку по образцу.

V. Изучение нового материала

Учитель: А сейчас я предлагаю вернуться к тому тексту, с которого мы начали нашу работу. В каждом предложении замените глагол словом, близким по значению.

Учитель прикрепляет на доску карточки со словами

(Светит, дует, журчат, вьёт)

– Определите лишнее слово.

Дети: Лишним является слово журчат, так как этот глагол во множественном числе, а все остальные – в единственном.

Учитель: Сравните глаголы: светит, дует, вьёт

по плану

На доске:

План:

Время.

Лицо.

Число.

Окончание.

Дети: Глаголы в настоящем времени в 3-м лице единственного числа могут иметь разные окончания.

Учитель: Действительно, глаголы в одном и том же лице могут иметь разные окончания. Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими группами. А так как мы будем делить глаголы на группы в зависимости от того, как они спрягаются, уместно вспомнить: что же такое спряжение?

Дети: Спряжение-изменение глаголов по лицам и числам.

Учитель: Прежде, чем мы проспрягаем наши глаголы, поставьте их в неопределённую форму.

Дети: Дуть, вить, журчать, светить.

Учитель: Проспрягайте письменно глаголы в настоящем времени. В ходе спряжения будем указывать в глаголах ударение и выделять окончания. (Дети спрягают глаголы в тетради. Два ученика работают у доски).

На доске:

Учитель: Назовите окончания глаголов в первых двух столбиках.

Дети: Глаголы в первых двух столбиках имеют окончания -ю, -ешь, ёшь, -ет, -ёт, — ем, -ём, -ете, -ёте, -ют.

Учитель: Что вы можете отметить общего в личных окончаниях глаголов в первых столбиках?

Дети: Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

Учитель: Глаголы, которые в личных окончаниях имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания — ут, -ют, относятся к I спряжению.

(Учитель помещает карточку на доску)

– Назовите личные окончания глаголов в последних двух столбиках.

Дети отвечают.

– Отметьте общее в личных окончаниях этих глаголов.

Дети: Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

Учитель: Глаголы, которые имеют в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа –окончания -ат, -ят, относятся к II спряжению.

(Учитель помещает карточку на доску)

– А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же спряжения. Чем они отличаются?

Дети: Они ударные и безударные.

Учитель: Обобщите наши рассуждения по плану.

На доске:

План:

Какого спряжения бывают глаголы?

Какие окончания имеют глаголы I спряжения?

Какие окончания имеют глаголы II спряжения?

Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление нового материала

Учитель: Откройте конверты, которые лежат у вас на столах, достаньте их содержимое. Что записано на карточках?

Дети: Личные окончания глаголов.

Учитель: Вам необходимо разделить эти окончания на две группы и разложить их на парте по спряжениям. (Дети выполняют задания на партах, два ученика – с обратной стороны доски. Затем работа проверяется)

Учитель: Март, говорит наш народ, — парник, капельник.

С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает, капает… Сложите из частей капельку, прочитайте полученные слова, определите спряжение.

(Детям предлагается игра “Найди свою пару”)

У каждого ребёнка половинка капли, на которой написана только часть слова. Один ребёнок выходит к доске, показывает свою половинку капельки и находит себе пару. Дети совместно читают слово, определяют спряжение глагола по его окончанию, и один ученик записывает его на доске в нужный столбик.

На доске:I спряжение II спряжение

шагают светит

цветёт строят

плывёт звенят

сбегает спешит

поют стучат

трещит

будят

любят

шумит

Учитель: Глаголы какого лица отсутствуют в столбике I спряжения?

Дети: Глаголы первого и второго лица.

Учитель: Что объединяет глаголы II спряжения?

Дети: Время и лицо – настоящее время, третье лицо.

Учитель: Весна – прекрасное время года! Русский народ сложил много пословиц о весне. Попробуйте прочитать одну из них и записать в тетрадь.

На доске:

3 л., ед.ч., I спр. Весной 3 л., ед.ч., II спр.

(Слова для справок расположены на лоске под пословицей.)

На доске: греют морозит бежишь течёт

(Дети выполняют задание)

VIII. Обобщение знаний об окончаниях глаголов I u II спряжения

Учитель: Ещё раз вернёмся к нашему плану и повторим вспомним всё то, что мы узнали о спряжении глаголов.

(Дети обобщают изученный материал)

IX. Домашнее задание

Упр. 59, стр. 80.

X. Итог урока

— Вы сегодня хорошо поработали, молодцы!

(Выставление оценок)

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о